Духовный душевный душа душ духовка – Обозначьте морфемы, сколько групп родственных слов тут есть? Духовный, душевный, душа, душ, духовка, душевность, дух, душечка, духовность, душить, воздушный, душок, духовник, духота, душевая(кабина), …

душевный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.душе́вныйдуше́вноедуше́внаядуше́вные
Рд.душе́вногодуше́вногодуше́внойдуше́вных
Дт.душе́вномудуше́вномудуше́внойдуше́вным
Вн.   
одуш.
душе́вногодуше́вноедуше́внуюдуше́вных
неод.душе́вныйдуше́вные
Тв.душе́внымдуше́внымдуше́вной душе́вноюдуше́вными
Пр.душе́вномдуше́вномдуше́внойдуше́вных
Кратк. формадуше́вендуше́внодуше́внадуше́вны

душе́вный

Прилагательное, относительное и качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень —

душе́внее, душе́вней.

Корень: -душ-; суффикс: -евн; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [dʊˈʂɛvnɨɪ̯] 

Семантические свойства

Значение
  1. относящийся к душе; связанный с внутренним миром человека, его психическим состоянием ◆ Он выпил два стакана киршвассера, выкурил трубку душистого кнастера и, обретая душевное равновесие, изготовился к контратаке, главное направление которой плотно вместилось в контекст прошлых депеш Бенкендорфу, а значит, и государю. Ю. В. Давыдов, «Синие тюльпаны», 1988-1989 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. сердечный, искренний ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1. частичн.: духовный
Антонимы
  1. телесный
  2. враждебный, грубый, холодный
Гиперонимы
  1. хороший
Гипонимы
  1. задушевный

Родственные слова

Список всех слов с корнем «дух-/душ-»
  • имена собственные: Душечка
  • пр.  существительные: бездушие, бездушность, воздух, воздушник, воздушность, воодушевление, отдух, продух, дух, духи, духовенство, духовность, духота, душа, душевность, душок, духовик, духовитый, духовник, духовка, душка, душевность, душечка, душитель, душица, душонка, душенька, душник, благодушие, задушевность, задушение, одушевление, одушевлённость, отдушина, отдушка, отдушник, отдушничек, подушина, продушина, удушье, удушение, удушливость
  • прилагательные: безвоздушный, бездушный, воодушевлённый, духовный, душепагубный, душеполезный, душёный, душный, духовой, душевный, душистый, задушевный, задушенный, одушевлённый, подушный, придушенный, раздушенный, раздушённый, удушенный, удушливый
  • глаголы: воодушевить, воодушевлять, обездушить, обездушивать, одухотворять, одушевить, душить, задушить, надушить, одушевлять, одушевить, передушить, подушить, придушить, продушить, раздушить, удушать, удушить
  • наречия: духовно, душепагубно, душеполезно, душно, душевно, благодушно, бездушно

Этимология

Происходит от сущ. душа, из праслав. *duša, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дѹша (др.-греч. ψυχή, πνεῦμα), русск. укр. душа́, болг. душа́, сербохорв. ду́ша, словенск. dúša, чешск. duše, словацк. duša, польск. dusza, в.-луж., н.-луж. duša. Из *duxi̯ā; см. дух. Знач. душа́ «крепостной человек» калькирует ср.-греч. ψυχή, ср. ψυχαὶ ἀνθρώπων «рабы», буквально «души людские», Апокалипсис. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

Духовный и душевный. В чем разница?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (Из писем к монашествующим.<br>К брату, занимающемуся умною молитвою. Наставление в духовной жизни).<br>»Мы не сходимся с тобою в понятиях при некоторых употребляемых нами выражениях; под одним и тем же словом ты разумеешь одно, – я другое. Например, под словом: «духовный, духовность», ты разумеешь то, что все ныне приняли разуметь, – таким разумением удаляешься от смысла, соединеннаго с этим словом в Священном Писании и писаниях святых Отцов. Ныне книга – лишь о религиозном предмете, уже носит имя «духовный». Ныне – кто в рясе, тот – неоспоримо «духовный», – кто ведет себя воздержанно и благоговейно, тот «духовный» в высшей степени! Не так научает нас Св. Писание, не так научают нас святые Отцы. Они говорят, что человек может быть в трех состояниях: в естественном, нижеестественном или чрезъестественном и вышеестественном. Эти состояния иначе называются: душевное, плотское, духовное. Еще иначе: пристрастное, страстное, безстрастное. Нижеестественный, плотский, страстный, есть служащий вполне временному миру, хотя бы он и не предавался грубым порокам. Естественный, душевный, пристрастный есть живущий для вечности, упражняющийся в добродетелях, борющийся со страстями, но еще не получивший свободы, невидящий ясно ни себя, ни ближних, а только гадательствующий как слепец, ощупью. Вышестоящий, духовный, безстрастный есть тот, кого осенил Дух Святый, кто будучи исполнен Им, действует, говорит под влиянием Его, возносится превыше страстей, превыше естества своего. Такие, – точно: свет миру и соль земли, – видят себя, видят и ближних, а их увидеть может только подобный им духовный. «Духовный же востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется» (1 Кор. 2, 15), говорит Писание. Такие встречаются ныне крайне редко. В жизни моей я имел счастие встретить одного, – и до ныне странствующаго на земли, – старца, лет около 70, из крестьян, малограмотнаго: он жил во многих местах России, в Афонской горе, – говорил мне, что и он встретил только одного».<br>Лучше, пожалуй, и не скажешь

Разница очень большая, так же как и в словах дух и душа.Посмотрите точные понятия в философских и богословских словорях.

Душевный не всегда духовный.Каков дух,такова и душа.

))))Духовный-одухотворенный, парящий ))))Душевный-приятный, (разговар например) , По крайней мере я так предполагаю.

душевный всегда ближе

Духовный — духом водимый. Душевный — эмоциями и разумом.

Духовный мир — это божественный мир, а душевный — это наш внутренний мир. Мы не можем сказать духовно больной, а вот душевно больной можно сказать, в том и разница.

Духовный — напоненный верой, душевный — добрый, с большой душой. Обычно одно сочетаеся с другим. Духовный почти всегда душевный, как в духе всегда присутствует душа и наоборот.

ДУХОВНЫЙ (от слова дух) — Нематериальный, нетелесный (книжн.) . Например, духовные интересы. духовная близость. ДУШЕВНЫЙ (от слова душа) — Искренно-дружелюбный, отзывчивый.. Например, ушевный человек, душевное отношение. Другое выражение: . Душевная тревога. Душевные движения. С душевным прискорбием.. Или Душевные болезни — то же, что психические болезни. Отсюда видно эти два прилагательные совсем разные. можно понять, душевный-это те духовные, которые выражаются эмоцией, чувством, стремлением….

душевный основывается на чувствах, эмоциях , не очень глубокий; а духовный мыслит вечными категориями, основывается на мудрости, способен обуздать емоции, глубокомыслен

Ментальный (разумный) и эмоциональный. Разница есть.

Чем отличается душевность от духовности?.

Чем отличается душевность от духовности?

Вы знаете, что душа человеческая трехсоставна. А именно: одну душу имеют растения (жизнь), совсем другой уровень, неизмеримо выше – животные (они не только чувствуют, они многое понимают, сколько у них эмоций), и, наконец, третий уровень, который присущ только человеческой душе (это то, что по-гречески именуется нус или ноос – отсюда ноосфера, это разумность или дух).

Душевность – это все то, что связано с первыми двумя «этажами», то, что связано со всеми нашими эмоциями, если хотите, все, что связано с «горизонтальным» образом жизни. Мы можем радоваться и страдать, заботиться о всем, что нужно нам в этой жизни, можем решать какие-то проблемы… Но это уровень «горизонтальный», он касается этой жизни. И часто саму религию даже понимают в этом плане. Как понимают? Религия – это то, что освобождает меня от неприятностей, то, что дает мне возможность погрузиться в какие-то другие сферы, где я могу найти удовлетворение, могу помечтать, могу попасть в какие-то мистические слои и т.д. Вся забота о чем? Об удовлетворении, об удовольствии, если хотите – о наслаждении. Недаром часто душевными называли тех подвижников, которые впадали в прелесть, т.е. тех, которые ищут благодатных переживаний, благодатных состояний, благодатных даров (например, чудотворения, видения на расстоянии и т.д.). Про таких подвижников говорят, что они в прелести, т.е. льстят себе в высшей степени. Вот это все связано с душевностью. Поэтому говорят, что душевность и духовность это совершенно разные вещи.

Кстати, любопытная вещь. Во время Первой мировой войны с Германией очень многих поразил следующий факт… Ведь вы знаете о том, что немцы назывались «культур трегеры», т.е. носители культуры. У них еще Ницше учил об «Уберменше» —  «сверхчеловеке». Культуроносители, если хотите, чуть ли не сверх люди, которые очень любили своих собак, кошечек, животных, которые были, и, конечно же, детей. Что еще надо? И вдруг все были поражены. Чем? Удивительной жестокостью обращения с пленными людьми, с теми людьми, которые оставались на захваченных территориях. Это мне рассказывали сами люди, свидетели. Поражены и потрясены были. Эти душевные люди, играют на губных гармошках, кажется – такая музыка, такое эстетическое развитие, такая сентиментальность – то есть полнота душевности. И жестокость! И ненависть. Вот как оказывается.

Душевность – это вещи низшего порядка. И если эту душевность не переводить в духовность, если наши симпатии, которые мы можем испытывать к кому-то, не переводить в область любви верной (потому что может быть неверная любовь)…  Я люблю того, кто мне нравится и терпеть не могу того, кто мне не нравится; тому, кого я люблю, я могу простить многие вещи, за которые надо бы наказать, а к тому, кого я не люблю, я буду придираться и в таких вещах, где он совсем и не виноват – вот это все душевность, которая связана часто с лирикой, с сентиментальностью, с романтичностью, но в которой нет религии.

Один из святых – преподобный Никита Стефат – говорил: «душевные это как бы полоумные». И апостол Павел тоже об этом пишет. И когда нет духовности, то эта душевность — это все лирика, это все романтика, это все сентиментальность, а только попробуй коснись человека, только прикоснись к нему не так и сразу как ежик тебя уколет тысячами игл. Вот оказывается, что такое душевность.

Душевность – она в религии, в христианстве очень опасна. Но  часто мы видим, к сожалению, когда настоятель не смотрит за хором, то – особенно когда хор большой и регент имеет музыкальное образование светское – начинается такая лирика, то «умирают» совсем, почти не слышно, то взрываются громом, что все аж вздрагивают… То есть пытаются произвести эффект. При чем тут молитва? Никакой молитвы тут нет, «эффект» надо произвести. Так и люди, которые ищут такого «эффекта». «Вы куда идете?» — «Я иду на всенощную Рахманинова». Не на всенощную, а на Рахманинова! «А вы куда идете?» — «На литургию Чайковского». Конечно, не на литургию же. А на Чайковского!

Вот это все плоское – сентиментальность, лиричность – называется душевностью.

 

Алексей Ильич Осипов.

Расшифровка: Анна Поздняк.

Душа, Сокровищница духовной мудрости

Как больным бывают нужны резания и прижигания для возвращения здоровья, которое они потеряли, так и нам нужны искушения и труды покаяния, и страх смерти и мучений, чтобы возвратить первозданное здоровье души и отвергнуть недуг, который произвело в нас безумие наше (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 7–8).

* * *

Как дерева, если не будут напояемы естественною водою, расти не могут, так и душа, если не восприимет небесной сладости, расти не может. Только души, которые восприняли Духа, и небесною напоены сладостью, возрастают (прп. Антоний Великий, 89, 39). Источник.

* * *

Душа бывает крепка, когда тело измождено (прп. Антоний Великий, 89, 43).

* * *

Хочу сказать вам и то, чему подобна душа, в которую вселился огнь Божий. Подобна двукрылой птице, горе возносящейся по небесному воздуху. Из всех тварей только птицам свойственны крылья, как их особенность; крылья же души, Богу повинующейся, суть устремления огня Божия, коими она может воспарять горе к небу. Если же она лишится сих крыльев, то не в силах будет возвышаться горе, как непричастная того огня, горе возносящего, и станет подобною птице, лишенной своих крыльев, которая потому летать не может. Сверх того, душа человека похожа на птицу еще в том отношении, что теплота есть причина рождения птицы на свет, ибо если птица не будет нагревать (насиживать) яиц, то из них не выведутся живые птенцы, потому что они не могут иначе возбудиться к жизни, как посредством теплоты. Так и Бог, объемля и согревая души Ему покорные, возбуждает их к жизни духовной… Никак не допускайте себя лишиться силы огня сего. Знайте, что за этот огонь, от Бога вам даруемый, уготованы вам от диавола многие брани, чтоб вас лишить его, ибо он хорошо знает, что пока есть в вас огнь сей, он одолеть вас никак не может (прп. Антоний Великий, 89, 45).

* * *

Чистая душа, будучи добротна, освящается и осиявается Богом, и тогда ум помышляет о добром и рождает боголюбивые намерения и дела. Но когда душа осквернится грехом, тогда Бог отвращается от нее, или лучше – сама душа отделяет себя от Бога, и лукавые демоны, вошедши в помысл, внушают душе неподобные дела: прелюбодеяния, убийства, хищения и подобные сим демонские злые деяния (прп. Антоний Великий, 89, 73). Источник.

* * *

Душа в теле, в душе – ум, в уме – слово, коими созерцаемый и прославляемый Бог обессмертивает душу, даруя ей нетление и наслаждение вечное (прп. Антоний Великий, 89, 82). Источник.

* * *

Те души, которые не обуздываются разумом и не управляются умом, который бы остепенял, удерживал и направлял (куда следует) страсти их, т. е. скорбь и удовольствие, – такие души погибают, как неразумные животные, потому что у них разум увлекаем бывает страстями, как кучер лошадьми, вышедшими у него из повиновения (прп. Антоний Великий, 89, 82). Источник.

* * *

Безрассудная душа, по естеству бессмертная и госпожа тела, становится рабою тела из-за чувственных удовольствий, не разумея, что услаждение тела – пагуба душе. Но, впадши в нечувствие и объюродевши, заботливо печется она о сем услаждении тела (прп. Антоний Великий, 89, 82). Источник.

* * *

Как ты будешь относиться к душе, пока она в теле, так и она отнесется к тебе, вышедши из тела. Хорошо послуживший здесь телу своему, доставляя ему всякие утехи, худую сам себе оказал услугу по смерти… ибо подверг осуждению душу свою, как безрассудный (прп. Антоний Великий, 89, 84). Источник.

* * *

Как тело без души мертво, так душа без ума бездейственна (бесплодна) и Бога достоянием своим иметь не может (прп. Антоний Великий, 89, 87). Источник.

* * *

Как медь, брошенная в небрежении и оставленная без должного о ней попечения, повреждается ржавчиною, появляющеюся на ней от долговременного лежания в связках и неупотребления в дело, и чрез то делается недобротною и непотребною, так и душа, в бездействии пребывающая и не заботящаяся о доброй жизни и обращении к Богу, злыми делами своими лишая себя покрова Божия, снедается злом, разрождающимся от такого нерадения в веществе тела, и чрез то является недобротною и негожею ко спасению (прп. Антоний Великий, 89, 90).

* * *

Самая большая и неисцельная болезнь души и пагуба се есть богозабвение и тщеславие (прп. Антоний Великий, 89, 92). Источник.

* * *

Четыре добродетели очищают душу: молчаливость, соблюдение заповедей, нищета и смиренномудрие (прп. авва Исаия, 59, 50). Источник.

* * *

Четыре добродетели ограждают душу и избавляют ее от смущения врагов: милосердие, безгневие, долготерпение и забвение обид (прп. авва Исаия, 59, 50). Источник.

* * *

Четыре вещи помрачают душу: ненависть к ближнему, уничижение других, зависть и ропот (прп. авва Исаия, 59, 51).

* * *

Кто любит душу свою, тот, чтобы не погубить ее, делает дела, свойственные новому человеку (прп. авва Исаия, 59, 51).

* * *

…Душа, доколе обращается и беседует с Богом, бывает огнем, и пожигает врагов своих, которые обыкновенно утесняют ее, нанося ей вред во время нерадения (прп. авва Исаия, 59, 155).

* * *

…Душа, имеющая недостаток в какой-либо добродетели, не может переплыть волн страстей (прп. авва Исаия, 59, 157).

* * *

Горе нам, что мы к болезням и недугам телесным довольно внимательны, к болезням и язвам душевным, самым тягчайшим – бесчувственны.

Горе нам: ибо главнейшая часть человека, душа, покоряется плоти, которая есть оной раба; часть худшая повелевает лучшею, вместо того, чтобы обоим им согласно служить Творцу своему Богу (прп. авва Исаия, 59, 190–191).

* * *

Украшение тела есть разорение души… (прп. авва Исаия, 89, 350).

* * *

…Душа похожа на железо, которое, если будет оставлено в небрежении, ржавеет… (прп. авва Исаия, 89, 405).

* * *

сотворена была созерцать Бога и озаряться Им… (свт. Афанасий Великий, 1, 134).

* * *

…Душа, и не учась, желает свойствено ей и сообразного с ее природою. По сей-то причине для всякого похвально целомудрие, достойна одобрения справедливость, удивительно мужество, вожделенно благоразумие. Сии добродетели душе более свойственны, нежели телу здоровье (свт. Василий Великий, 5, 143).

* * *

Душа… грешника, живущего по плоти, погрязшего в телесных удовольствиях, валяется в плотских страстях, как в тине. Враг, попирая ее, старается еще более осквернить и, так сказать, погребсти, наступив на падшего и ногами своими втаптывая его в землю, т. е. жизнь поползнувшегося – в тело (свт. Василий Великий, 5, 173). Источник.

* * *

Когда душа не будет раболепствовать мудрованию плоти, но в сознании того, что дано ей от Бога, восприемлет приличные ей величие и достоинство, тогда в ней глас Господень (Пс. 28, 4) (свт. Василий Великий, 5, 205). Источник.

* * *

…Если душа нетленна, то нетленны должны быть и душевные дарования (свт. Василий Великий, 5, 261). Источник.

* * *

…На пользу разумной душе даровал Бог все способности, как способность любить, так и способность ненавидеть, чтобы управляемые разумом любили мы добродетель и ненавидели порок (свт. Василий Великий, 5, 284). Источник.

* * *

Душа пуста, которая не имеет в себе ни мудрости, ни разума, не живет по правде, не ходит в истине (свт. Василий Великий, 6, 27). Источник.

* * *

…Душа, оставленная на собственный произвол, как брошенный виноградник без призрения, разрастается в ветви и истощается на ненужное и бесполезное, все явление дел производя только на обольщение народа… (свт. Василий Великий, 6, 164). Источник.

* * *

…Как глаз вне света не может пользоваться способностью зрения, так и душа, носящаяся но сторонам вне понятия о Единородном, не может пользоваться разумением (свт. Василий Великий, 7, 74). Источник.

* * *

…Душа, поползнувшаяся в плотские страсти, губит свойственную ей красоту (свт. Василий Великий, 8, 42). Источник.

* * *

не имеет ни цвета, ни вида, не объемлется каким-либо телесным очертанием, но узнается только по действиям (свт. Василий Великий, 8, 42).

* * *

Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца… (свт. Василий Великий, 8, 193).

* * *

Душа – подобие неба, потому что в ней обитает Господь… (свт. Василий Великий, 9, 49). Источник.

* * *

…Как для плоти необходимо и удаление чуждого, и восполнение недостающего, так и в душе нашей надобно устранять чуждое ей и принимать в нее приличное ее природе… (свт. Василий Великий, 9, 170). Источник.

* * *

…Если в застарелых болезнях выжидаем исцеления долгое время от пособий мучительных и разнородных, то это – знак, что и грехи в душе надобно исправлять трудолюбною молитвою, долговременным покаянием и строгим поведением… (свт. Василий Великий, 9, 170–171).

* * *

Не все душевные недуги, так же как и телесные, явны не только всякому, но даже и самому страждущему (свт. Василий Великий, 9, 193).

* * *

…Когда душа, приводя в движение свою мысленную силу, какая естественно вложена в нее сотворившею ее Святою Троицею, желает должного и надлежащего, тогда избегает она нападений тела, предусматривая и обуздывая беспорядочные его движения, блюдет в себе приличную ей тишину, и в безмятежном покое занимается свойственными ей созерцаниями; и сие делает, по возможности, возводя внимательный взор к достопоклоняемой Троице и умозаключая о неприступности Божией славы, по преизбытку ее сияния, о светлости блаженства, о беспредельной премудрости, о постоянстве и неволненности безмятежия, об естестве бесстрастном и неподвижном; ибо с кем ничто не может случиться нечаянно, потому что в нем, как в сокровищнице, собрано ведение всего настоящего и будущего, кто объемлет всяческая и все держит в руке своей, и кому совершенно ничто не может воспротивиться и противостать, в том и следует быть тишине и непрестанному безмятежию. Ибо внезапные стечения неожиданных происшествий в умах человеческих обыкновенно производят мятежи (свт. Василий Великий, 9, 328).

* * *

…Душа, соблюдающая мысленную силу свою в трезвении и приличных действованиях, утвердится в… созерцаниях и будет упражнять свой нрав в том, что правильно, справедливо, благопристойно и мирно. А как скоро прекратит размышление и перестанет углубляться в надлежащие созерцания, тогда восставшие телесные страсти, как бесчинные и наглые псы, над которыми нет надсмотрщика, начинают сильно лаять на душу, и каждая страсть усиливается всячески истерзать ее, отделяя себе часть жизненной ее силы. Ибо думаю, что хотя душа одна и та же, сила ее двояка: одна – собственно жизненная сила тела, а другая – сила, созерцающая существующее, которую называем также разумною. Но душа, поелику соединена с телом, естественно, вследствие сего соединения, а не произвольно, сообщает телу силу жизненную. Ибо как солнцу, воссияв, невозможно не освещать того, на что простерло лучи, так невозможно душе не оживлять тела, в котором пребывает. А сила созерцательная приводится в движение по произволению. Поэтому, если душа соделает свою созерцательную и разумную силу всегда бодрственною, как говорит Пророк: ниже воздремлет храняй тя (Пс. 120, 3), то усыпляет телесные страсти двояким образом, т. е. и тем, что бывает занята созерцанием лучшего и сродного, и тем, что, надзирая за безмятежием тела, уцеломудривает и утишает его страсти. Если же, возлюбив леность, оставит созерцательную силу в недеятельности, то телесные страсти, нашедши жизненную силу праздною, и разделив ее между собою, так как никто ими не правит и никто их не останавливает, увлекают душу к своим стремлениям и действованиям. Посему телесные страсти в нас сильны, когда ум бездействен, благопокорны же, когда ум управляет и владеет телом (свт. Василий Великий, 9, 328–329). Источник.

* * *

…Прекрасная вещь – конь, и чем он по природе резвее и горячее, тем лучше; но он требует наездника и управителя, потому что не наделен он рассудком. Если наездник на нем, то он сам попытается воспользоваться природными свойствами. Поэтому, если наездник как должно распорядится стремлениями подъяремного животного, то употребит его с пользою для себя и достигнет предположенной цели, и сам остается в целости, и животное окажется весьма годным в дело. Если же наездник худо правит молодым конем, то конь неоднократно сбивается с большой дороги, попадает на дорогу непроезжую, низринувшись же со стремнины, уносит иногда с собою и самого седока, и нерадение наездника подвергает опасности обоих. Так рассуждай о душе и о теле. Тело получило естественные стремления, которые не бессмысленны, по, без сомнения, на что-нибудь хороши и полез ны, но оно не получило на свою долю рассудка, чтобы преимуществом разума почтена была душа. Если душа как должно управляет стремлениями тела, то и тело спасено, и душа пребывает вне опасностей. Если же вознерадит об управлении и, объятая сном беспечности, перестанет держать тело в узде, то и само оно, как не имеющее рассудка, совращается с прямого пути, и душу ввергает в равные со своими падения, не по собственной негодности, но по нерадению души. Ибо если бы телесные страсти были таковы, что не могла бы укрощать их душа, то по справедливости было бы виновно тело. Но если они стали покорны многим, потщившимся преодолеть их, то тело не может быть обвинено теми, которые стараются очернить его, называя первым виновником порока; достойна же укоризны за нерадение душа, ослабившая власть свою над телом, но также не по самой природе имеющая в себе зло, а поставившая себя во зле чрез оскудение в ней добра… (свт. Василий Великий, 9, 330–331). Источник.

* * *

Душе давай душевные снеди и телу – телесные, а не одно тело свое питай, оставляя душу свою нуждающеюся во всем и голодною.

Не дай душе умереть, но питай ее словом Божиим, псалмами… чтением Божественных Писаний, постом, бдением, молитвами, слезами, надеждою, помышлениями о буд

Чем отличается духовное от душевного ?

Одна из ошибок в духовной жизни, которую мы постоянно наблюдаем, это незнание различий между душевной и духовной деятельностью человека или неумение различать эти две самостоятельные области его деятельности. Образом существования всех ересей и церковных расколов является, по сути, погружение в душевную жизнь и при этом – имитация духовных состояний.

Каждое лжеучение есть бунт души (вернее, душевных страстей, и прежде всего гордости и похоти)  против духа, души, которая, призывая себе в союзники фантазию и соединяясь с демоническими силами, создает как бы сказочный замок посредством своей изобретательной эвристики и эмоций. В этом замке, созданном его собственным воображением, человек живет до самой смерти.

Сама по себе душевная жизнь является вполне законной стороной земного бытия человека. Даже больше того: без нее человек не мог бы существовать. Но здесь необходимо соблюдение строгой иерархии: если тело – служанка души, то душа должна быть служанкой духа. Если эта субординация нарушена, то дух замыкается в себе, он как бы добровольно отрекается от принадлежащего ему по праву и уступает свое место захватившему его. Раб, неожиданно получивший власть, не может жить по прежним законам. Поэтому начинается переоценка прежних ценностей. Как во время революции уничтожаются аристократическое сословие, интеллектуальные силы страны, и место их заступают популисты и лжецы, так после победы души над духом человек теряет такие способности духа, как созерцание, прозрение, внутренний логос сердца духовные интуиции и способность различать темные и светлые силы, действующие как в космосе, так и в его собственной душе. Ум смыкает свое око, обращенное к вечности, и душа остается слепой. Здесь начинается новый процесс: веросочинительство и вероизобретательство.

Религия – это союз Бесконечного с конечным, Вечного – с созданным во времени, Творца – с Его творением, Бога – с человеком. Ереси хотят извратить порядок: превратить ее в союз человека – с Богом, то есть не принять условия, данные в Откровении, а поставить Богу свои условия. Поэтому лжеучение есть отказ от Божественного Откровения и замена его неким плодом изобретательности страстного ума. Всякое лжеучение – подмена Божественного Откровения позднейшими подделками, и как Откровение сохраняется Священным Преданием, так подмена традиций – реформаторством.

Религия – это союз. Но союз динамичный, предполагающий сближение и единение. Единение возможно только через уподобление, поэтому религия является путем уподобления человеческой души Божеству и борьбой с тем, что ведет душу к инобытию, к потере образа Божия, что на славянском языке верно называется безобразием.

После завоевания душой области духа ответственность за «духовную жизнь» берут на себя две худшие страсти: гордость и похоть. Гордость никак не может уподобить человека Божеству, но с успехом уподобляет его демону. Похоть не может любить Бога и потому имитирует религиозное чувство – страстными порывами, вдохновением. В некоторых сектах эта тонкая космофилия оканчивается ниспадением в эротику.

Православному христианину умение отличать духовное от душевного необходимо. Душевное – это органически нам принадлежащее, но душа после грехопадения поражена недугом, и ее силы и чувства приобрели болезненный характер страстности; поэтому дух должен властвовать над душой, оживлять ее своими импульсами, укрощать страсти, возрождать то доброе в ней, что осталось не поврежденным грехом. Поэтому слово «душевный» не имеет однозначного, отрицательного характера, это силы и способности, данные человеку для жизни на земле. Душа, находясь в состоянии недуга, как бы колеблется между жизнью и смертью. Но, не подчиняя себя духу, она отказывается от возможности возрождения и того, что мы называем вечной жизнью.

Сама вера есть процесс исцеления. Поле души на земле – это человеческое общение, семья, общность интересов и эмоциональных привязанностей. Это поле взаимной поддержки и взаимозависимости, поле неровное и колеблющееся, поле, на котором могут проявляться как благородные чувства, так и низменные страсти души, поле высокого напряжения, которое иногда захватывает, как бы поглощает человека, вследствие чего отступает и перестает действовать его дух, замыкаясь сам в себе.

Поле духа – это вечность. Это как бы выход из земного притяжения. Это обращенность ума к Божеству, это пробуждение логоса сердца через молитву.

Особенно часто смешиваются понятия – духовной и душевной любви. Духовная любовь видит в человеке вечное – образ и подобие Божие, чем более всего и дорожит в нем. Самая большая радость заключается для нее в том, чтобы любимый ею принадлежал Богу. Она не ищет своего , потому что ее достояние – Бог, а в Боге она имеет все. Она не может никого потерять, ибо она и не требует взаимности. За любовь к человеку душе отвечает Своей любовью Бог, или скажем по-другому: она мистически любит Христа через благодать, живущую в человеке, как в Его образе, а не эмпирического, страстного, изменяющегося человека, которого псалмопевец назвал ложью. Видя величие человека как образа Божия, а не болезненный комочек нервов и плоти, она до самого конца надеется на его спасение, памятуя о временности и текучести этой жизни, где все поглощается смертью. Она не гневается и не раздражается; будучи чистой и простой, она верит тому, кого любит, хотя бы эта вера и была обманута тысячу раз Если ей больно, то не за себя, а за другого. Эта любовь – дар Духа Святаго, и в то же время она естественна для человеческого духа, ибо человек рожден для нее. В духовной любви больше мудрости, чем во всех книгах, написанных философами. В ней больше красоты, чем во всех произведениях искусства, спрятанных за дверями музеев. Эта любовь есть истинная жизнь человека.

Душевная любовь – это зависимость от того, кого любишь, в ней нет свободы. Это любовь к плоти, а так как плоть тленна, подлежит тлению и все в ней тлен, то душевная любовь заменяет реальность фантазией, она видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В ней – беспрерывное волнение и тревога: волнение – как бы приобрести, тревога – как бы не потерять; разочарование, когда человек очнется от собственных грез.

Душевная любовь не имеет опоры в самом человеке, это фейерверк чувств, который, засверкав внезапно, так же внезапно может погаснуть. Как часто душевная любовь сменяется равнодушием и отчужденностью, как часто переходит в ненависть! Душевная любовь не исчерпывается плотским влечением: есть, например, дружеская любовь. Но как непрочна эта любовь! Как часто она не выносит и малейшего испытания и разбивается, точно хрустальный бокал от легкого удара. Как часто преуспевший друг встречает своего прежнего товарища и смотрит на него совершенно иными глазами, словно деньги или власть сделали его сердце каменным, и товарищ чувствует, что между ними возникла дистанция, которую не измеришь и тысячей верст. Практически вся поэзия – плач о неразделенной или потерянной любви. В основе почти всех театральных пьес – история разбитой любви, приводящей к страданию, отчаянию или мести.

Христианин должен возвыситься над душевной любовью. Он не должен находиться, как узник, в ее власти. Только борьба со страстями может открыть путь к духовной любви, только духовная любовь если не освятит, то просветлит душевную любовь.

Дух ищет лишь Бога. Поэтому на земле он довольствуется немногим. Духовная любовь дает человеку счастье как внутреннее состояние. Он может быть счастлив малым. Душа, «отключенная» от духа, находится в постоянном искании, она ищет многого, но не удовлетворяется ничем. Поэтому ее колеблют, как волны поверхность моря, два чувства: страх и гнев. Когда человек боится или ненавидит кого-либо, то это верный признак того, что в нем оскудела духовная жизнь и он погряз в топком болоте душевности.

Особенно большие искушения для духовной жизни заключают в себе власть и богатство. Человек, надеясь на них, перестает уповать на Бога и вместе с упованием теряет веру и любовь. И открывается прямой путь к порабощению человека его же собственными страстями. Страсть ненасытна: будучи удовлетворена, она восстает затем с новой силой. Поэтому чаще всего богатство и власть губят тех, кто добился их. Поэтому трудно найти любовь среди богатых и обладающих властью. Чем выше человек поднимается в гору, тем ему труднее дышать. Но здесь главное препятствие к любви не власть и богатство сами по себе, а привязанность к ним, надежда на них, их воплощение в то чудовище, которым поглощается человеческое сердце.

Господь сказал: мир Мой даю вам Этот мир – благодать Духа Святаго. Воспринять ее может только человеческий дух, чтобы затем осенить миром душу, в которой – постоянное беспокойство, смена эмоций, противостояние мыслей. Самая суть аскетики заключается в умении подчинить душу духу, а дух – благодати. Христианину необходимо уметь разграничивать область душевного и область духовного, чтобы воздавать кесарево кесарю, а Божие Богу : миру – ту дань, которую он должен платить ему посредством жизни своей души, Богу – то, что он должен Ему отдать через устремление духа к вечности и Вечному, через то единственное, чем может человек оправдать свое имя и призвание.

Все религиозные заблуждения – это подмена реальности, воспринимаемой духом, который не мечтает, не анализирует, а видит, душевными чувствами, силой воображения или грезами логизирующего ума и рациональной моралистикой.

Почти все душевные чувства имеют свои духовные аналоги, которые теперь, когда после грехопадения чувства подверглись деградации, прослеживаются с трудом. Противоположностью любви является ненависть. У этого темного чувства, которое делает человека потенциальным убийцей, «репетирующим» убийство врагов в своих мыслях, чувства, которое мы так часто испытываем, есть свой духовный аналог. Это – концентрация, сосредоточение духа в молитве, когда он не принимает посторонних помыслов и впечатлений, ненавидит их бесстрастной ненавистью. Это – сила, с которой дух отражает приражение к душе демонических сил. Ненависть есть способность духа ненавидеть то, что чуждо ему по природе, что препятствует его единственной цели – богообщению. Духовная ненависть – это постоянное анафематствование демона и греха. Чем сильнее духовная любовь, тем сильнее человек ненавидит все, что может погасить или уменьшить ее. Чем более дух стремится к Богу, тем более ненавидит человек все, что служит препятствием на пути к Нему. Духовная ненависть проявляется как аскетическое делание – бдение и трезвение ума над сердцем, которое отбрасывает и отражает, как врага, все, что проникает в световое поле молитвы.

Господь говорит не только о любви, но и о ненависти к близким. Это бесстрастная, мы бы сказали, святая ненависть, которая не дает духу порабощаться земной, плотской привязанностью, поставляет человека выше душевной любви. В этой ненависти – постоянный подвиг аскетов, отрекшихся от мира ради Единого Бога. Святая ненависть не разрушает семейной и дружеской любви, но ставит ее под контроль духа, дает ей свое место в иерархии ценностей, освобождает человека от рабства привязанностям, от безвольного подчинения эмоциям и страстям. Духовный человек более, нежели душевный, внимателен к своим друзьям, более ответствен в своей работе, более остро чувствует долг перед своей семьей и в то же время свободен от насилия этих внутренних уз, которые так часто обезволивают человека и заставляют его совершать грехи и преступления ради тех, кого он любит слепой, душевной любовью.

Человек имеет цель за пределами этого мира, идеал, который всегда находится впереди него, как бы приоткрывается ему из вечности. Поэтому он видит мир не как единственную и самодовлеющую ценность, а как картину, изображенную на фоне вечности, и саму земную жизнь – как путь к вечности.

Святые отцы считали неведение и незнание ложным направлением душевной деятельности, рождающимся от нежелания знать то, что противоречит человеческим страстям, и прежде всего гордости и похоти. Это – бегство в неведение и забвение, словно в какую-то темную нору, где копошатся, как змеи, наши страсти. Нередко человек бежит от знания к ненужному для него многознанию, чтобы не оставить ни места, ни времени для познания главного. Когда с таким человеком говорят о Боге, об ответственности за свои поступки, он, опираясь на мнимое многознание, стремится защититься от этого знания и порой становится похожим на ежа, который от прикосновения сворачивается и превращается в клубок игл.

Но, как ни странно на первый взгляд, это незнание также имеет духовный аналог. Дух – око души, устремленное к Богу. Для духа высшее знание и мудрость – это созерцание. Оно состоит из внимания (устремления духа к Божеству), пребывания (удержания духа в этом состоянии, то есть в молитвенной сосредоточенности) и восприятия невидимого света Божества, которое также можно назвать приближением к Богу и преображением человека. Созерцание связано с волевым желанием не знать того, что ниже богопознания, ограничением душевного многознания и сведением его лишь к необходимому. Здесь духовное знание противостоит душевному любопытству.

Подвиг исихастов основан на этом волевом неприятии и сведении внешних впечатлений к минимуму, чтобы освободить силы духа для боговедения. Один из философов-мистиков назвал свою книгу: «Мудрость незнания» .

Святые отцы учат, что основа всех грехов – себялюбие. Но и здесь мы можем найти духовный аналог. Обычно себялюбие отождествляет человека с его телом и стремится к удовлетворению его страстей и инстинктов. Оно проявляется в вожделении богатства и власти, в стремлении к комфорту, иногда в чрезмерной, ненормальной заботе о своем здоровье, напоминающей заботу фараонов о мумифицировании своих тел в надежде обеспечить себе земное бессмертие, и в подобном тому.

Однако есть правильное себялюбие: это отождествление человека прежде всего не с телом, а с духом и попечение о состоянии духа, этой искры вечности. Дух находит себя и раскрывает свои силы в богообщении, поэтому правильная любовь к себе не противоречит любви к Богу, а обретает себя в ней. Обычно себялюбие держит человека в состоянии непрекращающегося конфликта с окружающими его людьми. Этот конфликт может принимать разные формы: от открытых ссор до скрытых противоречий, когда тлеющий костер наполняет атмосферу дымом. Себялюбие, основанное на страстях, обуславливает столкновение со страстями и притязаниями других людей, порождает ложь, насилие и превращает жизнь людей в борьбу друг с другом. Духовная любовь свободна от разделения на свое и чужое; где она, там нет ни захвата чужого, ни потери своего. Достояние этой любви – Бог, Который един и неразделим. Тот, кто приобрел благодать, одним только своим существованием помогает другим, одним уже своим присутствием вносит небесный мир в царящее на земле смятение. Поэтому любящий себя, свою душу часто становится соперником и противником для других, а любящий свой дух, ставший проводником, как бы лучом Божественного света,– их благодетелем. Духу принадлежит то, что вечно, душе – то, что временно.

о. Рафаил Карелин

Похожее

определение, сравнение и разница, разделение души и духа

Дух, душа и тело — составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.

Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа — это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • ум;
  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть — основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • гнев;
  • ярость;
  • ревность к добру и злу.
Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы — гневаться на сатану.

Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая — сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

О духовной жизни:

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная — выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела — храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).

Голубь – символ Души

Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный — только чувствует его.

Духовный человек — образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

Душевная гармония. Сердце и душа

Трудности заключаются даже не в том, чтобы научиться «в принципе» слышать внутренний голос и интуитивно воспринимать события, чувствовать энергетические потоки, ясно-видеть тонкий мир, пользоваться астральным видением и т.д., а в том, чтобы голос Сердца стал главным, ведущим в вашей жизни.

В тот момент, когда добрые дела, добрые мыли, и добрые слова станут вашей первой (в не второй) натурой, постоянной и естественной привычкой, вашим основным девизом, которому вы будете стараться не изменять ни при каких условиях – вот тогда переход на уровень Души состоялся и начал укрепляться, до этого момента лишь только идет подготовка, но без нее тоже никуда.

Мы часто встречам ситуации, когда растущий, совершенствующийся человек, дойдя до своего нового уровня развития, до предела видимых возможностей «текущего дня», попадает в «чистое поле» — опыта нет, понимание теоретическое, практики мало — на чем основывать свои действия? Первое искреннее осознание того, что прошлый опыт уже не подходит, помогает начать глобальную перестройку и заполнить возникшую пустоту… В этот момент внешняя динамика развития замедляется, новые видимые события сбавляют свой темп, и начинается период внутренней работы по пересмотру и трансформации той основы, которую сегодня представляет собой этот человек — это скрупулезная, кропотливая деятельность по сопоставлению, различению, переосмыслению базовых основ себя и подготовка к новым взглядам, мыслям, действиям, энергиям и т.д.

Для того, чтобы человек научился проявляться, и взаимодействовать в мире по новому, по Душе — должно кардинально поменяться мировоззрение – это ооочень не простая, но важная задача, которая «в идеале» никогда не завершается, т.к. для развития «нет предела, кроме наших собственных оков и ограничений». В тот момент, когда человек встает перед выбором: «А что делать дальше? Как правильно поступать?», возникает большое искушение использовать старые наработанные ранее шаблоны личности. Более того, они просто «рвутся в бой», т.к. ошлифованы многими повторами до автоматизма, и запускаются почти сразу, стоит лишь забыть про уроки осознанности и эволюцию Души.

Это и есть та самая проверка, а готовы ли вы действительно жить по Сердцу, по Душе и искать, экспериментировать, создавать свой, сложный, но правильный, добрый и светлый, гармоничный путь проявления в мире полный радости и вдохновения, или ваша внутренняя убежденность в том, что вы готовы – декларативная и искусственная…

И, если дальше деклараций дело не идет, то всегда возникает ситуация, когда «Да, Но…» Вам вдруг что- то помешает, остановит и вернет вас назад – часто по «классике жанра» это «что-то» будет внешним, не вашим, вы тут «как бы ни причем», находится кто-то крайний, кто помешал быть вам добрым и светлым, «заставил», «вывел из себя», «не то сказал», «не так сделал» и теперь в ответ вам «так надо, потому что, по другому никак» и т.д. и т.п. – Знакомо?

Один из простых примеров из работы с учениками:

Тезис: «Каковы бы не были уроки, они не должны мешать работе»… Как раз наоборот! Каковы бы ни были внешние обстоятельства на работе — они не должны помешать Вам, думать сердцем, принимать решения сердцем, чувствовать и действовать в этом мире от Сердца, от Души – к этому надо стремиться и не забывать эту простую истину. Если быть более точным, то не они вам мешают, а внутри вас конфликтуют две установки:

Первая:
«так надо; по-другому нельзя, иначе меня сочтут слабым; я обязана что-то сделать…; я заставлю вас, меня уважать; хочу и буду и все тут; не хочу ничего слушать, я точно права; они то, не хотят понимать меня, а почему я должен?; буду стоять до последнего и т.д. и т.п.»

Вторая:
« я могу быть разной; я стараюсь ясно понимать, что происходит; я могу чего-то не понимать или с кем-то не соглашаться, но это не повод для реакции; я гибко меняю взаимодействие, в зависимости от ситуаций, не переходя чужих границ, которые могут быть разными и в.ч. неожиданными; я доверяю себе и миру; у меня есть выбор, а какой из них самый чистый, светлый, добрый, любящий и правильный — здесь и сейчас?»

Пусть даже другие и не понимают, что происходит и требуют доказать правоту «по инструкции личности», выводят из себя и т.д. … это их право на выбор формата общения, взаимодействия, которой вам мягко/грубо/явно/не явно предлагают взять за норму и т.д. – а ваш выбор может отличаться… но как часто мы об этом забываем «увлекаясь» старыми шаблонами… И где же, в этот момент ваша самоуверенная и декларируемая готовность? Где душевное различение и мудрость духа, где сердечная устремленность к добру и свету, духовному развитию о которым, так много говорят? Подобные проверки ждут вас на каждом шагу, пока практика жить по Душе не станет обыденной реальностью, к сожалению другого пути, мы не знаем…

Какие бы ни были использованы красивые слова и высокие сентенции или наоборот грубые обороты – ваша задача не покидать территорию Души, тогда никакая «чужая» тень не сможет запятнать гармонию вашего внутреннего мира, а на следующем шаге, вы поймете, что тень и вовсе не тень, а иллюзия восприятия, усиленная вашим эмоциональным состоянием и даже если «тот парень» был не прав, вы поможете ему своим примером встать на верный путь, а не будете искать оправдания своим грубым поступкам в чужих «проблемах» и смотреть на них свысока.

Общение по Душе – не предполагает использование слов, как основной формы выражения содержания вашего послания и/или реального отношения к ситуации, проблеме, вопросу, человеку и т.д.

Общение по Душе – это общение « от Сердца, к Сердцу»:

«…Мы здесь рекли Учителя, и нить по сердцу протянули…». Использование красивых слов «мы вас любим; это прекрасно; огромная благодарность; я говорю искреннее; я говорю от Души» и т.п. – часто есть не более чем уловка, речевая манипуляция, когда личность желаемое выдает за действительное. И что еще более печально, сама личность этого может не осознавать, думая о себе в превосходной форме: «уж я то, точно, знаю, что это от Души»… Одновременно с речевым оборотом, имеющим общепринятое значение, совершаются противоречивые действия, излучаются вибрации и распространяются энерго-информационные волны, эмоции и мысли — которые не соответствуют содержанию произносимых слов…

И в тот момент, когда вы начинаете различать вибрацию слов, и отличать их реальное содержание и энергетическое значение в контексте послания, от тех вербальных ярлыков, в которые, как конфетки в обертке, упакованы действия и помыслы – вы начинаете свой трудный переход на уровень Души и в этот момент никакие внешние слова, обещания, и заверения – уже не помещают вам видеть истину, идущую от Сердца и отличать ее от правды Личности. Детально об этом мы будем с вами говорить на новом уроке Осознанности в прямой трансляции реальности №68:

Трудности перехода на уровень Души

Сегодня после долгого перерыва мы возобновляем новые еженедельные уроки Осознанности и приглашаем Вас принять участие в прямой трансляции реальности, которая будет посвящена вопросам и трудностям перехода из третей реальности в четвертое измерение, изменениям и сложностям, препятствиям, которые вас ожидают и сопровождают на пути Эволюции Души.

Основные вопросы урока «Как жить по Душе»:
Почему так сложно удержаться в добром и любящем, душевном состоянии и настроении

Зачем возникает негативная реакция и что с этим делать

Как отличать проявления Души от желаний Личности
Где проходит граница между третьим и четвертым изменениями

Сколько необходимо практиковать, чтобы научиться жить по Душе

От чего зависит точность различения: кто сейчас главный Душа или Личность

Что делать, когда очень Сильная Личность
Что делать, когда очень Слабая Личность
Как быть, когда осознал ошибки, как их исправить, что делать дальше

Кто и как может помочь мне пройти мои уроки, а кто и как мешает

И многое другое