Старообрядческое крестное знамение
Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием», потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.
Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.
Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.
В.И. Суриков. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»
Как слагать пальцы во время крестного знамения?Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми».
Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек
». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).Двуперстие
Откуда пошло двуперстие?Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).
Спас Вседержитель. Андрей Рублев. Иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.)
Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».
Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.
Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа — двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы
На это можно ответить следующее:
- Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
- Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят»;
- Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры — распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе — человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение.
ПОЧЕМУ СТАРОВЕРЫ КРЕСТЯТСЯ ДВУМЯ ПЕРСТАМИ
ПОЧЕМУ СТАРОВЕРЫ КРЕСТЯТСЯ ДВУМЯ ПЕРСТАМИ
До 1656 года на Руси все крестились двумя перстами и этим Русская Церковь отличалась от всех Православных Церквей.
В 1656 году Патриарх Никон в Москве созвал Собор Русской Православной Церкви, на который прибыли четыре Восточные иерарха:
Макарий, Патриарх Антиохийский
Гавриил, Патриарх Сербский
Григорий Митрополит Никейский
Гедеон, Митрополит всей Молдавии.
В соборе приняло участие и русское духовенство числом 40 митрополитов, архиепископов и епископов, а так же архимандритов и игуменов русских монастырей.
Ещё за три года до собора, Патриарх Никон призвал русское духовенство креститься тремя перстами по примеру Византии. В русском духовенстве возникло недовольство и именно тогда Патриарх Никон решил и собрать этот собор, чтобы разрешить вопрос, как же правильно нужно креститься.
Этому собору предшествовал собор 1654 года, когда с патриархом Никоном в спор вступил епископ коломенский Павел. Считается, что отец епископа Павла был учителем грамматики Патриарха Никона.
В 1652 году был одним из двенадцати претендентов на престол патриарха. Патриархом по настоянию Царя Алексея Михайловича стал Никон.
17 октября 1652 году патриарх Никон возглавил его епископскую хиротонию и возвёл его на Коломенскую кафедру.
Епископ Павел так защищал старые русские обряды , что По старообрядческому преданию, этот спор закончился тем, что Никон сорвал с Павла мантию и собственноручно избил епископа Павла.
Был без Соборного суда (вопреки всем церковным правилам) лишён Никоном епископской кафедры и сослан в Палеостровский монастырь. После этого Никон написал клеветническое письмо патриарху Константинопольскому Паисию I — якобы он и Иоанн Неронов составили новые молитвы и чины церковные, и развращают людей, и отделяются от соборной церкви. Введённый в заблуждение патриарх Константинопольский осудил «сторонников новшеств».
Епископ Павел был сослан Никоном на Онежское озеро, в Палеостровский Рождественский монастырь, где пробыл полтора года. Условия содержания были довольно тяжёлыми, но у святителя и исповедника была возможность общаться со стекавшимися к нему мирянами и священниками, получавшими от него советы, утешение и архипастырское благословение.По старообрядческим источникам , Никон будто бы подослал наёмных убийц, и епископ Павел Коломенский был сожжён в срубе в великий четверток, то есть 3 апреля по старому стилю (13 по новому) 1656 года.
Среди последователей старого обряда почитание епископа Павла как святого началось сразу же после его кончины и продолжается до сих пор.
Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов , для этой цели и был собран собор 1656 года.
На соборе патриарх Никон обратился с вопросом к четырём восточным иерархам о том, как надо креститься, двумя или тремя перстами, ему ответил патриарх Антиохийский Макарий:
== Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с треми персты десные руки, а кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята==
Этот ответ и стал решением собора, все остальные иерархи поставили под ним свои подписи.
В этом же году Великим постом анафема на двоеперстников была провозглашена в церквях в Неделю Торжества Православия. Решения собора были напечатаны в книге «Скрижаль», которая была принята на соборе.
Решение собора 1656 года о проклятии всех крестящихся двоеперстно было подтверждено на Большом Московском соборе 1666—1667 года, на котором была принята подобная анафема не только на двоеперстие, но и на все старые обряды и на тех, кто ими пользуется.
Анафемы соборов 1656 года и Большого Московского собора 1666—1667 года стали главным причинами раскола XVII века Русской Церкви на старообрядцев и на новообрядцев.
Вопрос сложение перстов был одной из причин раскола.
На Поместном Соборе Русской православной церкви 31 мая 1971 года все решения соборов XVII века, в том числе и решение собора 1656 года, против старых обрядов были отменены:
==Утвердить постановление … об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие==
ТАК ДВУПЕРСТИЕ ИЛИ ТРЕПЕРСТИЕ?
ДВУПЕРСТИЕ — принятое в средневековом православии (Церкви на востоке) и доныне среди старообрядцев сложение пальцев (перстов) правой руки для совершения крестного знамения. Двоеперстие стало общеупотребительным на греческом Востоке в VIII веке (вместо наиболее распространённой в древности и известной по святоотеческим свидетельствам формы перстосложения — ЕДИНОПЕРСТИЯ.
Оно вытеснено ТРЕПЕРСТИЕМ — в XIII веке у греков. и в 1650-х годах в Московском патриархате в Русском государстве (см. Раскол русской церкви). Старообрядцы продолжали настаивать на двуперстии на том основании, что крестную казнь через распятие претерпел Иисус Христос, а не вся Троица. Кроме того, старообрядцы указывали на существующие изображения — иконы, миниатюры, где были святые, крестящиеся двуперстно.
При двуперстном сложении большой палец, мизинец и безымянный палец складываются вместе; каждый палец символизирует одну из трёх ипостасей Бога: Отца, Сына и Святого Духа; а их соединение едино Божество — Святую Троицу.
В двоеперстии два пальца являются символическим выражением догмата Халкидонского собора изображают две природы Иисуса Христа. Средний и указательный пальцы остаются выпрямленными и соединёнными между собой, при этом указательный совсем держится прямо, а средний слегка согнут по отношению к указательному, что символизирует две природы в Иисусе Христе — божественную и человеческую , причём согнутый средний палец указывает на умаление (кенозис) божественной природы во Христе.
Вместе с двуперстием, по мнению современных старообрядцев пришёл обычай поднимать руку ко лбу, опускать на живот и затем переносить её на правое, а потом на левое плечо. Движение руки со лба на живот символизирует сошествие Господа на землю; нахождение руки на чреве показывает вочеловечение Христа; подъём руки от живота на правое плечо изображает Вознесение Господне, а нахождение руки на левом плече — воссоединение Христа с Богом-Отцом.
Нет документальных сведений ранее IV века о том, какое перстосложение в раннехристианскую эпоху использовалось при начертании знака креста, но на основе косвенных сведений полагают, что для совершения крестного знамения использовался один палец.
Изображение двоеперстия мы находим на мозаиках римских храмов: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III век), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV век) и т. д Однако, часть историков, начиная с Евгения Голубинского, считает древние изображения двоеперстия не перстосложением для совершения крестного знамения, а одним из ораторских жестов.
Двуперстие при совершении крестного знамения, по мнению русских исследователей XIX — начала XX века, закрепляется после Четвёртого Вселенского собора (V век), когда был выражен догмат о двух природах во Христе, — в качестве контраргумента против монофизитства.
В конце X века киевский князь Владимир при Крещении Руси принял двоеперстие, которое в то время было в общем употреблении у греков[16]. Принятое позже у греков «путём обычая» троеперстие — не получило общего распространения в Московской Руси; более того, двоеперстие — как единственно правильное перстосложение — в Московской церкви было прямо предписано в первой половине XVI века сперва митрополитом Даниилом , а затем Стоглавым собором:
==Аще-ли кто двѣма персты не благословляетъ якоже и Христосъ, или не воображаетъ крестнаго знаменія, да будетъ проклятъ, святіи отцы рекоша==
В начале XVII века учение о том, что необходимо креститься двумя перстами, излагает первый Патриарх Московский и всея Руси Иов в послании к грузинскому митрополиту Николаю:
==« Молящися, креститися подобает двема престы; преж положити на чело главы своея, тоже на перси потом же на плече правое, тоже и на левое; сегбение престу именует сшествие с небес, а стоящий перст указует вознесение Господне; а три персты равны держати — исповедуем Троицу нераздельну, то есть истинное крестное знамение»==
В Русской церкви двуперстие отменено в 1653 году патриархом Никоном.
24 февраля 1656 года, в Неделю Православия, патриарх Антиохийский Макарий, патриарх Сербский Гавриил и митрополит Григорий торжественно в Успенском соборе прокляли тех, кто знаменовался двумя перстами.
В полемике со старообрядцами православные называли двуперстие выдумкой московских книжников XV века , а также латинским или армянским заимствованием. С критикой двуперстия как противного святым уставам выступал Серафим Саровский!
Двоеперстие было допущено к употреблению в конце XVIII века в Российской церкви как икономия, когда было введено единоверие. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны «равночестными и равноспасительными».
Тем самым РПЦ в Советское время отменила те свои же постановления за несаблюдение которых был сожжён епископ Павел и протопоп Аввакум и тем самым отделив себя от Вселенской полноты Православия, где двуперстное сложение при крещении недопустимо.
Узнаем как крестятся старообрядцы — двумя или тремя пальцами?
Прежде чем начать разговор о том, как крестятся старообрядцы, следует подробнее остановиться на том, кто они такие, и какова их роль в развитии российского православия. Судьба этого религиозного движения, именуемого старообрядчеством, или древлеправославием, стала неотъемлемой частью истории России и полна драматизма и примеров духовного величия.
Реформа, расколовшая российское православие
Старообрядчество, как и вся российская церковь, началом своей истории считает год, когда на берегах Днепра воссиял свет Христовой веры, принесённый на Русь равноапостольным князем Владимиром. Попав на благодатную почву, зерно православия дало обильные всходы. Вплоть до пятидесятых годов XVII века вера в стране была единой, и о каком-либо религиозном расколе речь не шла.
Началом великой церковной смуты стала реформа патриарха Никона, начатая им в 1653 году. Заключалась она в приведении российского богослужебного чина в соответствие с тем, который был принят в Греческой и Константинопольской церквях.
Причины церковной реформы
Православие, как известно, пришло к нам из Византии, и в первые годы после Крещения Руси богослужение в церквях совершалось именно так, как это было принято в Константинополе, но по прошествии шести с лишним столетий в него были внесены значительные изменения.
Кроме того, поскольку в течение почти всего этого срока книгопечатанья ещё не было, и богослужебные книги переписывались от руки, в них не только вкралось значительное количество ошибок, но и исказился смысл многих ключевых фраз. Чтобы исправить положение, патриарх Никон принял простое и, казалось, не сулящее осложнений решение.
Благие намерения патриарха
Он распорядился взять образцы ранних книг, привезённых из Византии, и, сделав с них заново перевод, растиражировать печатным способом. Прежние тексты он приказал изъять из обращения. Кроме того, патриархом Никоном было введено на греческий манер троеперстие – сложение вместе трёх пальцев при осенении крестным знамением.
Такое безобидное и вполне разумное решение вызвало, тем не менее, реакцию, подобную взрыву, а произведённая в соответствии с ним церковная реформа послужила причиной раскола. В результате значительная часть населения, не принявшая этих нововведений, отошла от официальной церкви, получившей название Никонианской (по имени патриарха Никона), и из неё сложилось масштабное религиозное движение, последователи которого стали называться раскольниками.
Раскол, ставший результатом реформы
Как и прежде, в дореформенные времена, старообрядцы крестились двумя перстами и отказывались признавать новые церковные книги, а также священников, пытавшихся совершать по ним богослужения. Встав в оппозицию церковным и светским властям, они в течение длительного времени подвергались с их стороны жестокому гонению. Начало этому было положено на Поместном соборе 1656 года.
Уже в советский период последовало окончательное смягчение позиции РПЦ в отношении старообрядчества, что было закреплено соответствующими юридическими документами. Однако это не привело к возобновлению евхаристического, то есть молитвенного общения между поместными православными церквями и старообрядцами. Последние по сей день считают лишь себя носителями истинной веры.
Сколькими пальцами крестятся старообрядцы?
Важно отметить, что канонических разногласий с официальной церковью у раскольников никогда не было, и конфликт всегда возникал лишь вокруг обрядовой стороны богослужения. Например, то, как крестятся старообрядцы, складывая вместо двух три пальца, всегда становилось поводом для осуждения в их адрес, тогда как никаких нареканий по поводу толкования ими Святого Писания или основных положений православного вероучения не было.
Кстати, порядок сложения пальцев для крестного знамения и у старообрядцев, и у сторонников официальной церкви заключает в себе определённую символику. Старообрядцы крестятся двумя пальцами – указательным и средним, символизирующими два естества Иисуса Христа – божественное и человеческое. Остальные три пальца при этом держат прижатыми к ладони. Они являют собой образ Пресвятой Троицы.
Яркой иллюстрацией того, как крестятся старообрядцы, может служить знаменитая картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». На ней увозимая в ссылку опальная вдохновительница московского старообрядческого движения воздевает к небу два сложенных вместе перста – символ раскола и неприятия реформы патриарха Никона.
Что же касается их оппонентов, сторонников РПЦ, то принятое ими, в соответствии с никоновской реформой, и употребляемое по сей день сложение пальцев также имеет символический смысл. Крестятся никонианцы тремя пальцами – большим, указательным и средним, сложенными щепотью (раскольники их за это презрительно называли «щепотниками»). Эти три пальца также символизируют Пресвятую Троицу, а двойственную природу Иисуса Христа изображают в данном случае прижатые к ладони безымянный палец и мизинец.
Символика, заключенная в крестном знамении
Особый смысл раскольники всегда придавали и тому, как именно они накладывали на себя крестное знамение. Направление движения руки у них то же, что и у всех православных, но своеобразно его объяснение. Старообрядцы крестятся пальцами, прикладывая их прежде всего ко лбу. Этим они выражают главенство Бога Отца, являющегося началом Божественной Троицы.
Далее, приложив пальцы к животу, они тем самым указывают, что во чреве Пречистой Девы беспорочно был зачат Иисус Христос, Сын Божий. Поднося затем руку к правому плечу, указывают на то, что во Царствии Божьем Он воссел одесную – то есть справа Своего Отца. И наконец, движение руки к левому плечу напоминает о том, что на Страшном Суде грешникам, отправляемым в ад, будет уготовано место ошуюю (слева) от Судии.
Почему старообрядцы крестятся двумя перстами?
Ответом на этот вопрос может служить древняя, уходящая своими корнями в апостольские времена и принятая затем в Греции традиция двуперстного крестного знамения. Она пришла на Русь одновременно с её крещением. У исследователей есть убедительные доказательства того, что в период XI-XII вв. иной формы крестного знамения в славянских землях просто не было, и все крестились так, как это делают сегодня старообрядцы.
Иллюстрацией сказанного может послужить широко известная икона «Спас Вседержитель», написанная Андреем Рублёвым в 1408 году для иконостаса Успенского собора во Владимире. На ней Иисус Христос изображён сидящим на престоле и воздевшим правую руку в двуперстном благословении. Характерно, что именно два, а не три перста сложил Творец мира в этом священном жесте.
Истинная причина гонений на старообрядчество
Многие историки склонны полагать, что истинной причиной гонений были не те обрядовые особенности, которые практиковали старообрядцы. Крестятся двумя или тремя пальцами последователи этого движения — в принципе, не столь важно. Главная их вина заключалась в том, что эти люди осмелились открыто идти против царской воли, создавая тем самым опасный прецедент на будущие времена.
Речь в данном случае идёт именно о конфликте с высшей государственной властью, так как правивший в тот период царь Алексей Михайлович поддерживал Никоновскую реформу, и неприятие её частью населения могло расцениваться как бунт и оскорбление, нанесённое ему лично. А российские правители никогда этого не прощали.
Старообрядчество сегодня
Заканчивая разговор о том, как крестятся старообрядцы и откуда пошло это движение, будет нелишним упомянуть, что сегодня их общины находятся практически во всех развитых странах Европы, в Южной и Северной Америке, а также в Австралии. В России старообрядческая церковь имеет несколько организаций, крупнейшей из которых является основанная в 1848 году Белокриницкая иерархия, представительства коей находятся за рубежом. В своих рядах она объединяет более миллиона прихожан и имеет свои постоянно действующие центры в Москве и румынском городе Браиле.
Второй по величине старообрядческой организацией считается Древлеправославная поморская церковь, включающая в себя около двухсот официальных общин и целый ряд незарегистрированных. Её центральным координационным и совещательным органом является находящийся с 2002 года в Москве Российский совет ДПЦ.
Как крестятся старообрядцы
Прежде чем начать говорить о том, как крестятся старообрядцы, следует более подробно остановиться на том, кто они такие, и какова их роль в развитии русского православия. Судьба этого религиозного течения, известного как старообрядчество, или древняя религия, стала неотъемлемой частью истории России и полна драматизма и примеров духовного величия.
Реформа, расколовшая русское православие
Старообрядчество, как и вся русская церковь, началом своей истории считает год, когда свет христианской веры, воссиявший на берегах Днепра, принес на Русь равноапостольный князь Владимир. Упав на благодатную почву, зерно Православия дало обильные всходы. Вплоть до пятидесятых годов XVII века вера в стране была единой, и ни о каком религиозном расколе не могло быть и речи.
Началом великой церковной беды была реформа патриарха Никона, начатая им в 1653 году. Она заключалась в приведении русского богослужебного чина в соответствие с тем, который был принят в Греческой и Константинопольской церквях.
Причины церковной реформы
Православие, как известно, пришло к нам из Византии, и в первые годы после Крещения Руси богослужение совершалось именно так, как оно совершалось в Константинополе, но спустя более чем шесть столетий, в него были внесены существенные изменения.
Кроме того, поскольку для почти всего этого периода книгопечатания еще не было, а богослужебные книги переписывались от руки, в них не только вкралось значительное количество ошибок, но и был искажен смысл многих ключевых фраз . Чтобы исправить положение, патриарх Никон принял простое и, казалось бы, неубедительное решение.
Благие намерения патриарха
Он приказал взять образцы ранних книг, привезенных из Византии, и, сделав с них новый перевод, тиражировать в печатном виде. Он приказал изъять из обращения прежние тексты. Кроме того, патриарх Никон ввел в греческом стиле трехперстность — сложение трех перстов вместе с крестным знамением.
Такое безобидное и вполне разумное решение вызвало, однако, реакцию, подобную взрыву, а проведенная в соответствии с ним церковная реформа вызвала раскол. В результате значительная часть населения, не принявшая этих нововведений, отошла от официальной церкви, которая получила название никонианской (по имени патриарха Никона), и из нее возникло крупномасштабное религиозное движение, последователи которых стали называть раскольниками.
Раскол, возникший в результате реформы
Как и прежде, в дореформенные времена старообрядцы крестились двуперстно и отказывались признавать новые церковные книги, а также священников, пытавшихся совершать по ним богослужения. Встав в оппозицию к церковной и светской власти, они долгое время подвергались жестоким гонениям с их стороны. Начало этому было положено на Поместном Соборе 1656 года.
Уже в советский период произошло окончательное смягчение позиции РПЦ по отношению к старообрядцам, что было закреплено соответствующими правовыми документами. Однако это не привело к возобновлению евхаристического, то есть молитвенного общения между поместными православными церквами и старообрядцами. Последние и по сей день считают себя носителями истинной веры.
На сколько пальцев крестятся старообрядцы?
Важно отметить, что канонических разногласий с официальной церковью у раскольников никогда не было, а конфликт всегда возникал только вокруг обрядовой стороны богослужения. Например, то, как крестятся старообрядцы, прибавляя три перста вместо двух, всегда становилось поводом для осуждения их, в то время как на толкование Священного Писания или основных положений православного догмата претензий не было.
Кстати, порядок прибавления пальцев к крестным знакам и у старообрядцев, и у сторонников официальной церкви содержит определенный символизм. Крестятся старообрядцы двумя перстами – указательным и средним, символизирующими две природы Иисуса Христа – божественную и человеческую. Остальные три пальца держите прижатыми к ладони. Они являются образом Святой Троицы.
Яркой иллюстрацией того, как крестятся старообрядцы, может служить известная картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». На ней опальный вдохновитель московского старообрядчества воздевает к небу два сложенных пальца, символ раскола и неприятия реформы патриарха Никона.
Что касается их противников, сторонников РПЦ, то принятое ими, в соответствии с Никоновской реформой, и сложение пальцев по сей день также имеет символическое значение. Никонианцы крестятся тремя пальцами — большим, указательным и средним, составленными из щепотки (их раскольников за это пренебрежительно называли «щипцами»). Эти три перста также символизируют Пресвятую Троицу, а двойственная природа Иисуса Христа представлена в данном случае, прижатым к ладони безымянным пальцем и мизинцем.
Символизм, подписанный крестным знамением
Раскольники всегда придавали особое значение тому, как они накладывали на себя крест. Направление движения рук у них такое же, как и у всех православных, но своеобразно его объяснение. Старообрядцы крестятся перстами, прикладывая их преимущественно ко лбу. Этим они выражают первенство Бога Отца, которое есть начало Божественной Троицы.
Далее, приложив пальцы к животу, они тем самым указывают на то, что Иисус Христос, Сын Божий, был зачат во чреве Пресвятой Девы. Поднеся руку к правому плечу, значит, укажи, что в Царствии Божием Он сидел одесную, то есть по правую руку от Своего Отца. Наконец, движение руки к левому плечу напоминает нам о том, что на Страшном Суде отправленным в ад грешникам будет место слева (слева) от Судии.
Почему старообрядцы крестятся двумя перстами?
Ответом на этот вопрос может служить древняя, уходящая корнями в апостольские времена и затем принятая в Греции традиция двуперстного крестного знамения. Она приехала в Россию одновременно со своим крещением. У исследователей есть убедительные доказательства того, что на протяжении XI-XII вв. другой формы крестного знамения в славянских землях просто не было, и крестились все так же, как это делают сегодня старообрядцы.
Иллюстрацией сказанного может служить известная икона «Спас Вседержитель», написанная Андреем Рублевым в 1408 году для иконостаса Успенского собора во Владимире. На ней Иисус Христос изображен сидящим на троне и воздевающим правую руку в двуперстном благословении. Характерно, что именно два, а не три пальца сложил Творец мира в этом священном жесте.
Истинная причина гонений на старообрядцев
Многие историки склонны считать, что истинной причиной гонений были вовсе не обрядовые особенности, которые практиковали старообрядцы. Крестятся двумя-тремя пальцами последователи этого движения — в принципе, не так уж и важно. Их главная вина заключалась в том, что эти люди осмелились открыто пойти против царской воли, создав тем самым опасный прецедент на будущее.
Речь в данном случае идет о конфликте с высшей государственной властью, так как царь Алексей Михайлович, правивший в то время, поддержал никоновскую реформу, и ее неприятие частью населения могло быть расценено как бунт и оскорбление, нанесенное его лично. И русские правители никогда этого не прощали.
Старообрядцы сегодня
Завершая разговор о том, как крестятся староверы и откуда пошло это движение, нелишним будет упомянуть, что сегодня их общины есть практически во всех развитых странах Европы, в Южной и Северной Америке , а также в Австралии. В России старообрядческая церковь имеет несколько организаций, крупнейшей из которых является Белокриницкая иерархия, основанная в 1848 году, отделения которой находятся за границей. В своих рядах она объединяет более миллиона прихожан и имеет постоянные центры в Москве и румынском городе Брэила.
Второй по величине старообрядческой организацией считается Древнеправославная Поморская церковь, в которую входят около двухсот официальных общин и ряд незарегистрированных. Его центральным координационным и совещательным органом является Российский Совет Московского Патриархата, находящийся с 2002 года в Москве.
Как крестятся старообрядцы — двумя или тремя перстами?
Прежде чем начать рассказывать о том, как крестятся старообрядцы, следует более подробно остановиться на том, кто они такие и какова их роль в развитии русского православия. Судьба этого религиозного течения, именуемого старообрядчеством, или староправославием, стала неотъемлемой частью истории России и полна драматизма и примеров духовного величия.
Реформа, расколовшая русское православие
Старообрядчество, как и вся Русская Церковь, считает началом своей истории год, когда на берегах Днепра воссиял свет веры Христовой, принесенный в Россию равно- апостолов князя Владимира. Попав на благодатную почву, зерно Православия дало обильные всходы. До пятидесятых годов XVII века вера в стране была единой, и ни о каком религиозном расколе не могло быть и речи.
Началом великой церковной смуты была реформа патриарха Никона, начатая им в 1653 году. Она заключалась в приведении русского богослужебного обряда в соответствие с принятым в Греческой и Константинопольской церквах.
Причины церковной реформы
Православие, как известно, пришло к нам из Византии, и в первые годы после Крещения Руси богослужения в храмах совершались именно так, как это было принято в Константинополе, но спустя более шести веков в него были внесены существенные изменения.
Кроме того, поскольку печати почти весь период не было, а богослужебные книги переписывались от руки, в них не только вкралось значительное количество ошибок, но и исказился смысл многих ключевых фраз. Чтобы исправить положение, патриарх Никон принял простое и, казалось бы, незамысловатое решение.
Благие намерения патриарха
Он приказал взять образцы ранних книг, привезенных из Византии, и после их повторного перевода тиражировать в печать. Он приказал изъять из обращения прежние тексты. Кроме того, патриарх Никон ввел на греческий манер трехперстность — сложение трех пальцев вместе при совершении крестного знамения.
Такое безобидное и вполне разумное решение, однако, вызвало реакцию, подобную взрыву, а проведенная в соответствии с ним церковная реформа вызвала раскол. В результате значительная часть населения, не принявшая этих нововведений, отошла от официальной церкви, получившей название никонианской (по имени патриарха Никона), и из нее возникло масштабное религиозное движение, последователи которого стали называть раскольниками.
Раскол в результате реформы
Как и прежде, в дореформенные времена старообрядцы крестились двуперстно и отказывались признавать новые церковные книги, а также священников, пытавшихся совершать по ним богослужения. Находясь в оппозиции к церковной и светской власти, они долгое время подвергались жесточайшим гонениям. Это началось на Поместном Соборе 1656 года.
Уже в советский период последовало окончательное смягчение позиции Русской Православной Церкви по отношению к старообрядцам, что было закреплено в соответствующих правовых документах. Однако это не привело к возобновлению евхаристического, то есть молитвенного общения поместных православных церквей со старообрядцами. Последние и по сей день считают только себя носителями истинной веры.
Сколько пальцев крестится у старообрядцев?
Важно отметить, что у раскольников никогда не было канонических разногласий с официальной церковью, а конфликт всегда возникал только вокруг обрядовой стороны богослужения. Например, то, как крестятся старообрядцы, складывая три перста вместо двух, всегда становилось поводом для осуждения их, в то время как к их толкованию Священного Писания или основных положений православного догмата претензий не было.
Кстати, порядок сложения пальцев для крестного знамения как у старообрядцев, так и у сторонников официальной церкви содержит определенный символизм. Старообрядцы крестятся двумя перстами – указательным и средним, символизирующими две природы Иисуса Христа – божественную и человеческую. Остальные три пальца прижаты к ладони. Они представляют собой образ Святой Троицы.
Яркой иллюстрацией того, как крестятся старообрядцы, может служить известная картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». На ней опальный вдохновитель московского старообрядческого движения, взятый в ссылку, воздевает к небу два сложенных вместе перста — символ раскола и неприятия реформы патриарха Никона.
Что же касается их противников, сторонников Русской Православной Церкви, то сложение пальцев, принятое ими, в соответствии с реформой Никона, и используемое по сей день, также имеет символическое значение. Никониане крестятся тремя пальцами – большим, указательным и средним, сложенными в щепотку (раскольники за это презрительно называли их «щипцами»). Эти три пальца также символизируют Святую Троицу, а двойственная природа Иисуса Христа изображается в данном случае безымянным пальцем и мизинцем, прижатыми к ладони.
Символы, содержащиеся в Крестном знамении
Раскольники всегда придавали особое значение тому, как именно они крестятся на себе. Направление движения руки у них такое же, как и у всех православных, но объяснение его своеобразно. Старообрядцы крестятся пальцами, помещая их в первую очередь на лоб. Этим они выражают первенство Бога Отца, который есть начало Божественной Троицы.
Далее, прикладывая пальцы к животу, они тем самым указывают, что во чреве Пречистой Девы был непорочно зачат Иисус Христос, Сын Божий. Затем поднесите руку к правому плечу, укажите, что в Царствии Божием Он воссел одесную, то есть одесную Своего Отца. И, наконец, движение руки к левому плечу напоминает нам о том, что на Страшном Суде отправленным в ад грешникам будет место слева (слева) от Судии.
Почему старообрядцы крестятся двумя пальцами?
Ответом на этот вопрос может служить древняя, уходящая корнями в апостольские времена и затем принятая в Греции, традиция крестного знамения двумя перстами. Она приехала в Россию одновременно со своим крещением. У исследователей есть убедительные данные о том, что в период XI-XII вв. другой формы крестного знамения в славянских землях просто не было, и все крестились так, как это делают сегодня старообрядцы.
Об этом свидетельствует известная икона «Спас Вседержитель», написанная Андреем Рублевым в 1408 году для иконостаса Успенского собора во Владимире. На ней Иисус Христос изображен сидящим на троне и воздевающим правую руку в двуперстном благословении. Характерно, что именно два, а не три пальца Творец мира сложил в этом священном жесте.
Истинная причина гонений на старообрядцев
Многие историки склонны считать, что истинной причиной гонений были вовсе не те обрядовые особенности, которые практиковали старообрядцы. Последователи этого движения крестятся двумя-тремя пальцами — в принципе, это не так важно. Главная их вина заключалась в том, что эти люди осмелились открыто пойти против царской воли, тем самым создав опасный прецедент на будущее время.
В данном случае речь идет о конфликте с высшей государственной властью, так как царь Алексей Михайлович, правивший в то время, поддержал никоновскую реформу, и неприятие частью населения могло быть расценено как бунт и оскорбление нанесены ему лично. И этого русские правители так и не простили.
Староверы сегодня
Завершая разговор о том, как крестятся старообрядцы и откуда пошло это движение, стоит упомянуть, что сегодня их общины расположены практически во всех развитых странах Европы, в Южной и Северной Америке, как так и в Австралии. В России старообрядческая церковь имеет несколько организаций, крупнейшей из которых является Белокриницкая иерархия, основанная в 1848 году, представительства которой находятся за границей. Она объединяет в своих рядах более миллиона прихожан и имеет постоянные центры в Москве и румынском городе Браиле.
Второй по величине старообрядческой организацией является Древнеправославная Поморская Церковь, включающая около двухсот официальных общин и ряд незарегистрированных. Его центральным координационным и совещательным органом является Российский Совет РПЦ, с 2002 года находится в Москве.
Что такое старообрядческое определение. Кто такие старообрядцы
Чем отличаются православие от старообрядцев?
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря, отвечает:
Старообрядчество возникло в середине XVII века в ответ на унификацию богослужения и церковных текстов, предпринятую в 1653-56 годах патриархом Никоном. Приняв христианство через Византию, Русь получила богослужения и уставные тексты от Константинопольской Церкви. За 6,5 веков в текстах было много расхождений и разногласий ритуального характера. За основу нового славянского текста были взяты новоизданные греческие книги. Затем приводились варианты и параллели по рукописям. Что касается обряда, то изменения действительно коснулись лишь некоторых второстепенных элементов: двуперстное крестное знамение заменили трехперстным, вместо «Иисуса» стали писать «Иисус», идущего навстречу солнцу, и не «соля», наряду с восьмиконечным крестом стали признавать и четырехконечный. Можно согласиться с тем, что эти шаги были предприняты без достаточной подготовки и необходимой гибкости, иногда даже резко. Однако надо решительно сказать, что в этих церковных событиях не было ничего еретического, чтобы возбудить на Церковь страшное обвинение в утрате благодати. Нельзя обойти принципиальные вопросы: считали ли протоиерей Аввакум и его последователи, что внесенные изменения сделали невозможным спасение людей в Церкви. Если он так думал, то страдал обрядностью — тяжелой духовной болезнью, ослепившей и погубившей еврейских лидеров во времена Спасителя. Если он так не думал, то почему он произвел в Церкви раскол, который святые отцы всегда считали тяжким грехом. В истории Византийской Церкви были очень тяжелые периоды. Иногда патриарший престол занимали еретики (монофелит Сергий, иконоборец Анастасий и др.). При поддержке некоторых императоров это продолжалось иногда много лет, но борцы за православие и не думали вызывать раскол. Имея глубокое церковное сознание, они хорошо знали, что это всегда оборачивается трагедией. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что нарушать единство и полноту Церкви есть не меньшее зло, чем творить ересь.
Живое дерево должно приносить плоды. Поскольку цель Церкви — привести своих чад ко спасению, то и оценивать надо по тем духовным дарам, которые приобрели члены церковной общины. Сонм святых есть плод Церкви. Святость ясно доказывает, что жизнь Церкви благодатна, что в ней действует животворящая сила Святого Духа. Лампы нельзя прятать под бушель. Наших святых знают и православные, и старообрядцы, и даже нецерковники. Почему нет в старообрядчестве таких святых, как Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, великие оптинские старцы, Ксения Петербургская и Матрона Московская и многие другие дивные угодники Божии?
В заключение хотелось бы привести пример. Я давно знаю православную женщину, которая родилась в старообрядческой семье. Много лет назад она начала посещать православные храмы. Ее сестра (уже покойная) осталась человеком нецерковным: не молилась ни в старообрядческой церкви, ни в православной. Когда она тяжело заболела (рак печени) и пожелала перед смертью исповедоваться и причаститься, сестра Марина буквально на руках понесла ее в старообрядческий храм. Посмотрел списки. Ирина в них не числилась. Они категорически отказывались исповедоваться и причащаться. Сестры вернулись домой. Возможности привести в православный храм уже не было. Марина пошла одна. Первым, к кому она обратилась, был отец Константин (знаю этого священника несколько лет). Он был занят, но оставил свои дела и ушел. Только по дороге Марина решила сказать священнику, что везет его к своей сестре, крещенной в старообрядчестве. Не долго думая, он продолжил свой путь, исповедовался и причащал умирающую Ирину.
22.02.2018
Патриарх Никон в XVII веке провел ряд реформ, вызванных необходимостью приведения Церкви к единому образу богослужебной практики. Часть духовенства и мирских людей не приняла этих изменений, заявив, что они отступают от старых обычаев, и прозвали новшества Никона «испорченностью веры». Они объявили, что хотят сохранить прошлые традиции и уставы в богослужении. Следует отметить, что непосвященному человеку будет довольно сложно отличить старообрядца от православного, ведь различия между новой и старой верой не так уж велики. В этой статье вы сможете узнать о том, кто такие старообрядцы, чем старообрядцы отличаются от православных и узнать ответы на самые интересные вопросы православных людей.
Отличие старообрядцев от православныхПравославные верующие – это те христиане, которые принимают учение, выдвинутое Христианской Церковью.
Старообрядцы же – это верующие, пожелавшие отойти от христианской церкви из-за своего несогласия с реформами, которые проводил патриарх Никон.
Специалисты по церковной истории установили около десятка отличительных черт старообрядцев от обычных верующих христиан в вопросах совершения богослужений и других обрядовых церемоний, чтения и толкования Священного Писания, бытовых вопросов, а также внешнего вида.
Следует отметить, что староверы неоднородны, то есть среди них есть различные течения, которые также вносят некоторые различия, но уже среди самих приверженцев старообрядчества.
Рассмотрим подробнее, чем старообрядцы отличаются от православных:
- Имеет старообрядческий крест, в отличие от православного , но среди старообрядцев и по сей день приятно пользоваться формой христианина символ. Он, как правило, имеет восемь концов, и к нашему обычному кресту добавляются еще две небольшие перекладины, косая снизу и прямая сверху. Однако, по исследованиям, некоторые старообрядцы признают и некоторые другие формы креста Господня.
- Луки. В отличие от простых христиан, старообрядцы признают только земные поклоны, а вторые используют поясные.
- Как креститься. Никон в период своей церковной реформы выдвинул запрет, согласно которому нельзя креститься двумя перстами по старому обычаю. Дано поручение всем нести крестное знамение православия тройное знамение. То есть креститься по-новому – тремя пальцами, сложенными в щепотку. Старообрядцы, в свою очередь, не приняли этого положения, видя в этом фигу (т. е. фигу) и совершенно отказались следовать вновь введенному указу. Старообрядцы и по сей день совершают крестное знамение двумя перстами. Носимый символ. Как было описано ранее, у старообрядцев всегда восьмиконечный крест, который находится внутри четырехконечного. Главное отличие в том, что на такой крест никогда не наносится изображение распятого Спасителя.
- Различия в написании имени Всевышнего. Есть расхождения в некоторых молитвенниках, которых, по подсчетам, на одного историка около 62.
- Старообрядцы в период богослужения держат руки скрещенными на груди, а христиане держат руки по бокам.
- Практически полный отказ от алкогольных напитков и табачных изделий. Древнерусская церковь православных старообрядцев лишь в некоторых старообрядческих смыслах допускает принятие трех рюмок спиртного по великим праздникам, но не более того.
- Внешний вид. В старообрядческих храмах Божиих, по сравнению с христианскими, нет женщин и девушек в шапках, платках или платках, завязанных сзади узлом. Женщины-старообрядцы должны быть строго в платке, заколотом под подбородком булавкой. В одежде не допускается ничего пестрого или яркого. Мужчины же должны носить старорусские рубахи навыпуск и обязательно дополнять их поясом, который будет разделять несколько частей тела на верхние, то есть духовные, и нижние, грязные. В быту мужчине-старообрядцу запрещается носить галстуки, считая их иудовой петлей, а также сбривать бороду.
Некоторых христиан, а также старообрядцев может интересовать множество вопросов, достаточно распространенных в повседневной жизни. Рассмотрим некоторые из них.
Можно ли старообрядцам ходить в православную церковь и можно ли креститься двуперстно быть православными, то сначала им нужно принять Миропомазание, то есть Таинство, которое соединит человека с новой христианской верой.Креститься двумя или тремя перстами сегодня не имеет особого значения, так как эти два обряда были признаны равноправными. Но все же стоит заметить, что если вы посетите храм Божий и креститесь там двумя перстами, когда все остальные крестятся только венчиком пальцев, то это будет выглядеть нелепо и даже безобразно;
Может ли старообрядец быть крестным отцом православногоПолностью отвергать возможность быть инославным христианином крестным отцом при совершении православного обряда Крещения не нужно, но это только возможно если старообрядец только один из крестных, а второй крестный обязательно будет христианином новой веры.
Есть и еще одно условие, при котором старообрядец допускается к участию в обряде, если он не предпринимает никаких попыток воспитывать ребенка в инославных традициях.
Господь всегда с тобой!
Староверов часто называют старообрядцами (раскольниками) или наоборот. Многим не приходит в голову, что речь идет о совершенно разных направлениях. «Старообрядцы и старообрядцы: в чем разница между этими людьми?» — спрашивают несведущие.
Как возникла путаница?
У старообрядцев и старообрядцев разное мировоззрение. Путаницу в терминологии создали не очень образованные работники СМИ, сделавшие эти слова синонимами. Их злоупотреблению способствовало и то, что после никоновских реформ раскольники были вынуждены бежать в Беловодье и Приморье. Старообрядцы приютили старообрядцев и помогли скрыться от преследований. Этих людей связывала не общая вера, а принадлежность к одному этносу.
Старообрядцы и старообрядцы : отличияЧтобы понять, в чем разница между этими людьми, для начала нужно понять, к какому мировоззрению принадлежат представители одного и второго направления. Старообрядцами называют русских христиан, отказавшихся принять реформы патриарха Никона. Людей, не желавших подчиняться новым правилам, называли раскольниками. Их всячески преследовали и притесняли. Многие семьи были вынуждены бежать за границу. Современных потомков старообрядцев можно найти даже в Бразилии. Лишь в ХХ веке к «отступникам» стали относиться более снисходительно. В 1905 декабря Николай II подписал указ, согласно которому неполиткорректное слово «раскольник» было заменено на более нейтральное «старообрядчество».
Нежелание части православного населения страны принять никоновские нововведения было связано с существенными изменениями в проведении обрядов. Эти изменения, по мнению раскольников, осквернили истину:
- В старообрядческих книгах имя Спасителя пишется с одной буквой «и», то есть Иисус. После реформ название получило современное написание.
- До нововведений Никона его полагалось крестить двумя перстами. По новому канону знамя креста накладывалось трехперстным.
- Патриарх-реформатор постановил, что ходить по храму можно только против часовой стрелки.
- При Никоне были переписаны богослужебные книги. Различия проявлялись не только в проведении богослужений. Заменены некоторые термины: слово «православный» заменено на «православный». Были и другие существенные изменения.
Староверов называют приверженцами дохристианского мировоззрения. Эти люди верят в славянские Веды. Последователей традиции не следует считать отсталыми, невежественными людьми. Их мировоззрение намного шире, чем у христиан. Старообрядцы ближе к природе и лучше понимают ее законы.
Раскольники, как и любые христиане, разделяют Творца и то, что Он создал. Дохристианская традиция роднит человека с природой, заставляет вернуться к ней. Связь с природным окружением необходима для самопознания и нахождения своего места в этом мире. Веды часто называют не религией, а древним мудрым знанием. По старообрядческому летоисчислению в настоящее время жители планеты переживают эпоху, называемую ночью Сварога. Это один из самых сложных периодов в истории человечества, характеризующийся разного рода катаклизмами и кризисами. С точки зрения славянских Вед все происходящее сегодня в мире вполне понятно и не должно вызывать удивления или недоумения.
Знания, полученные в школе, не всегда находят применение в жизни. Давая готовый материал, преподаватель не всегда может ответить на вопрос ученика. Например: «Старообрядцы и старообрядцы: в чем разница?». Эти термины не являются синонимами. Знание родной истории поможет избежать недоразумений.
Сегодня в России насчитывается около 2 миллионов старообрядцев. Есть целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Многие живут за границей: в странах Южной Европы, в англоязычных странах и на Южноамериканском континенте. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются твердыми в своих убеждениях, избегают контактов с никонианами, сохраняют традиции предков, всячески сопротивляются «западным влияниям».
и появление «раскольников»
Различные религиозные течения, которые можно объединить под термином «старообрядчество», имеют древнюю и трагическую историю. В середине XVII века при поддержке царя он провел религиозную реформу, задачей которой было привести процесс богослужения и некоторые обряды в соответствие с «нормами», принятыми Константинопольской церковью. Реформы должны были повысить авторитет как Русской Православной Церкви, так и Российского государства на международной арене. Но не вся паства восприняла новшества положительно. Старообрядцы — это как раз те люди, которые считали кощунством «книжное право» (редактирование церковных книг) и унификацию богослужебного чина.
Что именно было сделано в рамках реформы?
Изменения, одобренные Церковными Соборами 1656 и 1667 годов, могут показаться неверующим слишком незначительными. Например, был отредактирован «Символ веры»: предписывалось говорить о Царстве Божием в будущем времени, из текста было удалено определение Господа и оппозиционного союза. Кроме того, слово «Иисус» теперь предписывалось писать с двумя «и» (по новогреческому образцу). Старообрядцы этого не оценили. Что касается богослужения, то Никон упразднил малые земные поклоны («метания»), заменил традиционные «двуперстные» на «трехперстные», а «лишние» аллилуйя — «тригубы». Никонианцы стали проводить крестный ход против солнца. Некоторые изменения были внесены и в чин Евхаристии (Причащения). Реформа также спровоцировала постепенное изменение традиций и иконографии.
«Раскольники», «старообрядцы» и «старообрядцы»: разница
На самом деле все эти термины в разное время обозначались одними и теми же людьми. Однако эти имена не равнозначны: каждое имеет определенный смысловой оттенок.
Никонианские реформаторы, обвиняющие своих идейных противников в использовании понятия «раскольник». Оно приравнивалось к термину «еретик» и считалось оскорбительным. Приверженцы традиционной веры себя так не называли, они предпочитали определение «староправославные христиане» или «старообрядцы». «Старообрядчество» — компромиссный термин, придуманный в XIX в.века светскими авторами. Сами верующие не считали его исчерпывающим: как известно, одними обрядами вера не ограничивается. Но так получилось, что наибольшее распространение получил именно он.
Следует отметить, что в некоторых источниках «старообрядцами» называют людей, неверно исповедующих дохристианскую религию. Старообрядцы, без сомнения, христиане.
Старообрядцы России: судьба движения
Поскольку недовольство староверов подрывало устои государства, как светские, так и церковные власти подвергали оппозицию гонениям. Их предводитель, протоиерей Аввакум, был сослан, а затем заживо сожжен. Та же участь постигла и многих его последователей. Более того, в знак протеста старообрядцы устроили массовые самосожжения. Но, конечно, не все были так фанатичны.
Из центральных областей России староверы бежали в Поволжье, за Урал, на Север, а также в Польшу и Литву. При Петре I положение старообрядцев несколько улучшилось. Они были ограничены в правах, им приходилось платить двойные налоги, но они могли открыто исповедовать свою религию. При Екатерине II старообрядцам было разрешено вернуться в Москву и Петербург, где они основали самые крупные общины. В начале 19го века правительство вновь принялось «закручивать гайки». Несмотря на притеснения, старообрядчество России процветало. Самые богатые и успешные купцы и промышленники, самые зажиточные и прилежные крестьяне воспитывались в традициях «староправославной» веры.
Быт и культура
Большевики не видели разницы между ново- и старообрядцами. Верующим снова пришлось эмигрировать, на этот раз в основном в Новый Свет. Но и там им удалось сохранить свою национальную идентичность. Культура старообрядцев достаточно архаична. Они не бреют бороды, не употребляют алкоголь и не курят. Многие из них носят традиционную одежду. Старообрядцы собирают старинные иконы, переписывают церковные книги, учат детей славянской письменности и знаменному пению.
Несмотря на отрицание прогресса, староверы часто преуспевают в бизнесе и сельском хозяйстве. Их мышление нельзя назвать инертным. Старообрядцы очень упрямые, настойчивые и целеустремленные люди. Гонения властей только укрепили их веру и ожесточили дух.
В XVII веке Патриарх Никон провел реформы, которые были вызваны необходимостью привести богослужебную практику Русской Церкви к единому образцу. Часть духовенства вместе с мирянами отвергла эти изменения, заявив, что они не отступят от старых обрядов. Они назвали реформу Никона «извращением веры» и заявили, что сохранят старые уставы и традиции в богослужении. Непосвященному человеку сложно отличить православного от старообрядца, так как разница между представителями «старой» и «новой» веры не так уж велика.
Кто такие старообрядцы и православные христиане
Старообрядцы — христиане, отошедшие от Православной Церкви из-за своего несогласия с реформами, проводимыми патриархом Никоном.
Православные христиане — верующих, признающих догматы Православной Церкви.
Сравнение старообрядцев и православных
Чем отличаются старообрядцы от православных?
Старообрядцы более оторваны от мира, чем православные христиане. В быту они сохранили древние традиции, ставшие, по сути, определенным ритуалом. Жизнь православных христиан лишена многих отягощающих ее религиозных обрядов. Главное, о чем никогда нельзя забывать, это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей.
В Православной Церкви крестное знамение совершается тремя перстами. Это означает единство Святой Троицы. При этом мизинец и безымянный палец прижаты друг к другу к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа. Старообрядцы складывали вместе средний и указательный пальцы, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный и мизинец прижаты к ладони, как символ Святой Троицы.
У старообрядцев принято дважды возглашать «Аллилуйя» и прибавлять «Слава Тебе, Боже». Так, говорят, возвещала древняя церковь. Православное «Аллилуйя» возглашают трижды. Само слово означает «хвала Богу». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу.
Во многих старообрядческих течениях для участия в богослужении принято носить одежду в древнерусском стиле. Это рубашка или блуза для мужчин, сарафан и большой шарф для женщин. Мужчины склонны отращивать бороды. У православных есть особый стиль одежды только для священства. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, а обычной светской одежде, женщины — с покрытой головой. Кстати, в современных старообрядческих приходах нет жестких требований к одежде молящихся.
Во время службы старообрядцы не держат руки по бокам, как православные, а скрещены на груди. И для одних, и для других это признак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно поклониться, то все присутствующие в храме делают это одновременно.
Старообрядцы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают идеальной. Православные, кроме этого, бывают еще четырехконечными и шестиконечными.
Во время богослужений старообрядцы совершают поклоны. Православные во время службы принимали пояс. Земные выполняются только в особых случаях. Более того, в воскресенье и праздничные дни, а также в Святую Пятидесятницу поклоны строго запрещены.
Староверы пишут имя Христа как Иисус, а православные — И и сус. Отличаются и самые верхние надписи на кресте. У старообрядцев это ЦР СЛВА (Царь Славы) и ИЦ ХС (Иисус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано INCI (Иисус из Назарета, Царь Иудейский) и IIS XC (И и сус Христос). На нательном восьмиконечном кресте старообрядцев отсутствует изображение распятия.
Как правило, на могилах старообрядцев ставят восьмиконечные кресты с двускатной крышей, так называемые голубцы — символ русской старины. Православные не принимают кресты, накрытые крышей.
TheDifference.ru определил, что разница между старообрядцами и православными заключается в следующем:
Приверженцы старой веры в повседневной жизни более оторваны от мира, чем православные христиане.
Староверы совершают двуперстное крестное знамение, православные — трехперстное.
Во время молитвы у старообрядцев принято двукратное возглашение «Аллилуйя», у православных – трехкратное.
Во время богослужений старообрядцы держат руки скрещенными на груди, православные — опущенными по швам.
Все действия во время службы у старообрядцев выполняются синхронно.