Двуперстное крестное знамение. Что такое двуперстие?
#раскол Русской церкви 3
Двуперстие — истинное перстосложение, переданное Самим Господом нашим Исусом Христом Своим апостолам. Они передали его епископам и священникам, и с тех пор оно перешло нам по преемству. Перемена перстосложения является самым известным примером реформ патриарха Никона в XVII веке. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя Церковь.
О древности и истинности двуперстия имеется немало свидетельств. Двуперстным крестным знамением осеняли себя все христиане от времен Исуса Христа: в Риме (со времени принятия христианства, примерно в 350 г.
О двуперстном крестном знамении известно писание святых отец Мелетия Антиохийского, Славостинского епископа, и Феодорита (IV век). Во время спора с арианами люди просили представить доказательства истинности двуперстного сложения, что святой Мелетий и сделал. Вначале он сложил три перста и не было никакого знамения.
Потом он сотворил полное двуперстное крестное знамение и благословил людей, и от его крестного знамения, как молния вышел огонь.Два совокупив, три согнув и благослови люди, и изыде от него яко огонь молния, достохвальный убо он испусти глас… и тако посрами еретики. (Стоглав, гл. 31)
Св. Мелетий был в большом почете в Константине граде и так учил священников благословлять людей, а мирян креститься. Истинность двуперстия подтвердил Стоглавый собор на Руси (1551 г.), осудивший неистинность проникшего в страну троеперстия:
Аще кто не знаменается двема персты, яко же и Христос, да будет проклят (Стоглав, гл.31).
Об истинности двуперстного перстосложения свидетельствуют также мощи святых. В Киево-Печерской Лавре до сего времени находятся нетленные мощи
В русских же источниках, не говоря уж о бесчисленных иконописных изображениях, двуперстие ясно видно на грамотах, которыми обменялись великий князь тверской св. Михаил с новгородским архиепископом и со всем Новым Городом о взаимном вспоможении против общих неприятелей (1295–1302 год). Двуперстие изображено также и на печатях, которыми скреплены грамоты великих князей Иоанна Иоанновича (1356 год), Василия Иоанновича (1523 год) и первого из Романовых — Михаила Феодоровича (1613 год).
34 — печать патриарха Филарета (1628), 40 — патриаршая казенная большая печать (1662 г.) После реформ, проведенных патриархом Никоном, вместо двуперстия было приказано знаменоваться троеперстием: складывать первых три перста во имя св. Троицы, а два последних иметь «праздными», то есть ничего ими не изображать. В народе говорили: новый патриарх упразднил Христа. Троеперстие на Руси было явным новшеством, которое относительно поздно появилось у греков, они же привезли его и на Украину. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. В иконографии не было традиции его изображения. Поэтому русские люди опасались его принимать. Мало того, что троеперстие как символ оказалось гораздо менее выразительно, в нем еще содержалась и грубая неточность выражения: ибо если мы положим на себя знамение креста, изображая его тремя перстами, то получится, будто мы исповедуем, что св. Троица была распята на кресте, а не Одно из трех лиц Ее — Исус Христос по своему человечеству.Согласно учению святых отец, нужно сложить вместе три перста правой руки: большой, безымянный и мизинец в знак того, что мы веруем во Святую Троицу (Отца и Сына и Святаго Духа). Два других перста (средний и указательный) складываем вместе, при этом средний перст немного преклоняем, а указательный перст сильно протягиваем (держим прямо). Эти два перста изображают два естества в Богочеловеке Исусе Христе: Божеское и человеческое. Любое изменение искажает смысл крестного знамения и оно теряет свою силу. Многие христиане осеняют себя крестным знамением слишком быстро, настолько быстро, что не успевают доносить двуперстия до положенного места на правое и левое плечо, и на живот.
От этого крестное знамение утрачивает четкое изображение креста, становится похожим на простое махание. Молящийся не успевает проговорить молитву, договаривается она уже после совершения поклона.
Мнозии неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему творят крестящися, всуе труждающеся (напрасно трудятся), тому бо маханию бесы радуются. (Стоглав, г. С. Петербург, 1997, гл. 32)
При крестном знамении надо нажимать пальцами на тело. «Помни себе и не забывай о кресте, чтобы не платие на себе крестите, но тело свое. Сего ради Крестом осеняешися, прилагай внятно руку свою, чтобы сие на теле внятно было (ощущаемо)».
Подробнее об отличиях двуперстия от троеперстия читайте в статье Старообрядческое крестное знамение.
Двуперстное крестное знамение — Староверы-поморцы Саратова
Двуперстие — истинное перстосложение, переданное Самим Господом нашим Исусом Христом Своим апостолам. Они передали его епископам и священникам, и с тех пор оно перешло нам по преемству.
Перемена перстосложения является самым известным примером реформ патриарха Никона. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя Церковь.
Двуперстие
О древности и истинности двуперстия имеется немало свидетельств. Двуперстным крестным знамением осеняли себя все христиане от времен Исуса Христа: в Риме (со времени принятия христианства (примерно в 350 г.) до возникновения католицизма (примерно в 1054 г.), в Греции, на Руси (до раскола 1666 г.) и в других странах. Так молились апостолы, святитель Никола Чудотворец, Василий Великий, святый Иоанн Златоуст и другие святые. В катакомбах Рима, cохранившихся до настоящего времени от первых христиан (4 век), имеются фрески с изображением святых с двуперстием на правой руке: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III в.), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV в.) и т. д. В Успенском Соборе Московского Кремля хранится Крест. На Кресте у Спаса благословляющая рука сложена в двуперстие.
О двуперстном крестном знамении известно писание святых отец Мелетия Антиохийского, Славостинского епископа, и Феодорита (4 век). Во время спора с арианами люди просили представить доказательства истинности двуперстного сложения, что святой Мелетий и сделал. Вначале он сложил три перста и не было никакого знамения. Потом он сотворил полное двуперстное крестное знамение и благословил людей, и от его крестного знамения, как молния вышел огонь.
… Два совокупив, три согнув и благослови люди, и изыде от него яко огонь молния, достохвальный убо он испусти глас… и тако посрами еретики. (Стоглав, гл. 31)
Св. Мелетий был в большом почете в Константине граде и так учил священников благословлять людей, а мирян креститься.
Истинность двуперстия подтвердил Стоглавый собор на Руси (1551 г.), осудивший неистинность проникшего в страну троеперстия:
Аще кто не знаменается двема персты, яко же и Христос, да будет проклят (Стоглав, гл.31).
Мощи Илии Муромца в Киево-Печерской Лавре
Об истинности двуперстного перстосложения свидетельствуют также мощи святых. В Киево-Печерской Лавре до сего времени находятся нетленные мощи Илии Муромца, персты правой руки которой сложены в двуперстие. Преп. Максим Грек, известный своими многочисленными богословскими трудами, в своей книге также пишет о двуперстии.
В русских же источниках, не говоря уж о бесчисленных иконописных изображениях, двуперстие ясно видно на грамотах, которыми обменялись великий князь тверской св. Михаил с новгородским архиепископом и со всем Новым Городом о взаимном вспоможении против общих неприятелей (1295 — 1302 год). Двуперстие изображено также и на печатях, которыми скреплены грамоты великих князей Иоанна Иоанновича (1356 год), Василия Иоанновича (1523 год) и первого из Романовых — Михаила Феодоровича (1613 год).
Рис.34 — Печать патриарха Филарета (1628 г.). Рис. 40. Патриаршая казенная большая печать (1662 г.)
После реформ, проведенных патриархом Никоном, вместо двуперстия было приказано знаменоваться троеперстием: складывать первых три перста во имя св. Троицы, а два последних иметь «праздными», то есть ничего ими не изображать. В народе говорили: новый патриарх упразднил Христа. Троеперстие на Руси было явным новшеством, которое относительно поздно появилось у греков, они же привезли его и на Украину. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. В иконографии не было традиции его изображения. Поэтому русские люди опасались его принимать. Мало того, что троеперстие как символ оказалось гораздо менее выразительно, в нем еще содержалась и грубая неточность выражения: ибо если мы положим на себя знамение креста, изображая его тремя перстами, то получится, будто мы исповедуем, что св. Троица была распята на кресте, а не Одно из трех лиц Ее — Исус Христос по своему человечеству.
Истинное крестное знамение
Согласно учению святых отец, нужно сложить вместе три перста правой руки: большой, безымянный и мизинец в знак того, что мы веруем во Святую Троицу (Отца и Сына и Святаго Духа). Два других перста (средний и указательный) складываем вместе, при этом средний перст немного преклоняем, а указательный перст сильно протягиваем (держим прямо). Эти два перста изображают два естества в Богочеловеке Исусе Христе: Божеское и человеческое. Любое изменение искажает смысл крестного знамения и оно теряет свою силу.
Многие христиане осеняют себя крестным знамением слишком быстро, настолько быстро, что не успевают доносить двуперстия до положенного места на правое и левое плечо, и на живот. От этого крестное знамение утрачивает четкое изображение креста, становится похожим на простое махание. Молящийся не успевает проговорить молитву, договаривается она уже после совершения поклона.
Мнозии неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему творят крестящися, всуе труждающеся (напрасно трудятся), тому бо маханию бесы радуются. (Стоглав, г. С. Петербург, 1997, гл. 32)
При крестном знамении надо нажимать пальцами на тело.
«Помни себе и не забывай о кресте, чтобы не платие на себе крестите, но тело свое. Сего ради Крестом осеняешися, прилагай внятно руку свою, чтобы сие на теле внятно было (ощущаемо)».
Знак Креста — Православная Вики
Гора Крестов в Литве содержит тысячи копий главного символа Веры.
Крестное знамение — это символический ритуальный жест, который отмечает четыре точки Креста на Голгофе над телом человека. Он также представляет любовь к Богу всем сердцем, душой, разумом и силой. Крестное знамение чаще всего совершается во имя Святой Троицы, в знак благоговения перед святым, святым предметом или человеком, в начале или в конце молитвы, в знак смирения или согласия, или во многих других случаях. которые могут немного различаться в зависимости от региональной / этнической практики или личного благочестия.
Содержание
- 1 Как
- 2 История
- 3 Использование знака
- 4 источника
Как
Греческий, славянский, латинский, западноармянский, эфиопский, коптский и антиохийский обряды: В общеправославной практике используется правая рука. Большой, указательный и средний пальцы сведены в точку. Затем они помещаются на лоб, после чего перемещаются вниз к солнечному сплетению (перемещаясь к грудине, как это делают другие номиналы, они образуют перевернутый крест). Наконец, рука перемещается к правому плечу и горизонтально поперек к левому. Однако восточные православные и западные христиане делают этот последний шаг в обратном порядке, слева направо. Когда человек проходит через Знак, он читает в лоб: «Во имя Отца»; в солнечном сплетении «и Сына»; и через плечи: «и от Святого Духа, аминь». Бывают вариации.
Кто-то может сказать: «и Святых Дух «через плечи. Переместив руку с одного плеча на другое, она может вернуться к грудине. Вместо этого иногда она может сопровождаться словами Иисусовой молитвы в той или иной форме или просто «Господи! милосердие». Большой, указательный и средний пальцы, сведенные вместе, символизируют Троицу, три личности, разделяющие единую сущность. Остальные два пальца прижаты друг к другу и к ладони, представляя человеческую и божественную природу, объединенные вместе в Иисусе Христе. .Древнерусский, восточноармянский и древнеантиохийский обряды
Древнерусский, восточноармянский и древнеантиохийский обряды: Продвигаясь по Знаку, он произносит в лоб «Господи»; в животе «Иисус Христос»; на правом плече «Сын Божий»; а на левом плече «помилуй нас». с последующим поклоном (до земли во время Великого поста). Соединив вместе два пальца — указательный и средний — и вытянув их со слегка согнутым средним пальцем, олицетворяет две природы Христа: Его божественность и Его человечность. Указательный палец представляет его божественность, а средний палец представляет его человечность. Сгибание среднего пальца можно истолковать как то, что он склонил небеса и сошел на землю для нашего спасения.
Феодорит (393–457) дал следующую инструкцию:
Вот как благословить человека рукой и перекрестить его. Соедините три пальца, как равные, вместе, чтобы представить Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Это не три бога, а один Бог в Троице. Имена отдельные, а божественность одна. Отец никогда не воплощался; Сын воплотился, но не сотворен; Святой Дух не воплотился и не сотворен, но вышел из Божества: три в едином Божестве. Божественность — это одна сила и одна честь. Они получают на поклон от всего творения, как ангелов, так и людей. Таким образом, указ для этих трех пальцев.
Остальные два пальца следует держать слегка согнутыми, а не полностью прямыми. Это потому, что они представляют двойственную природу Христа, божественную и человеческую.
Бог в Своей божественности и человек в Своем воплощении, но совершенны в обоих. Верхний палец представляет божественность, а нижний — человечество; таким образом спасение идет от высшего пальца к нижнему. Так истолковывается сгибание перстов, ибо поклонение Небу нисходит для нашего спасения. Вот так и надо перекреститься и благословить, как повелели святые отцы.
Петр Дамаскин (12 век) дал следующее указание:
Тогда и мы должны подивиться тому, как демоны и разные болезни отгоняются знамением Честного и Животворящего Креста, Который все могут сделать без затрат и усилий. Кто может сосчитать панегирики, сочиненные в ее честь? Святые отцы передали нам внутреннее значение этого знамения, чтобы мы могли опровергнуть еретиков и неверных. Два пальца и одна рука, которыми он сделан, представляют распятого Господа Иисуса Христа, и тем самым признается, что Он существует в двух природах и одной ипостаси или личности.
Использование правой руки свидетельствует о Его безграничной силе и о том, что Он сидит по правую руку Отца. То, что знамение начинается нисходящим движением сверху, означает Его сошествие к нам с небес. Снова движение руки с правой стороны на левую отгоняет врагов наших и возвещает, что Своей непобедимой силой Господь победил диавола, находящегося на левой стороне, темной и бессильной.
Афанасий Александрийский (269-373 гг. н.э.) и Петр Дамаскин (12 век) дали следующие инструкции:
Подписанием святого и животворящего креста отгоняются бесы и разные напасти. Ибо это без цены и без стоимости и хвалит того, кто может это сказать. Святые отцы своими словами передали нам и даже неверующим еретикам, как два воздетых перста и единая рука являют Христа Бога нашего в Его двойственной природе, но единосущной. Правая рука возвещает Его неизмеримую силу, Его сидение одесную Отца и Его нисхождение к нам с Небес. Опять движением рук направо от нас будут изгнаны враги Божии, ибо Господь торжествует над диаволом Своей непобедимой силой, делая его унылым и слабым.
История
Первое упоминание о крестном знамении христиан относится к II веку Тертуллианом, который сказал: купание, за столом, зажигая наши свечи, лежа, сидя, чем бы мы ни занимались, мы помечаем наши лбы крестным знамением» (De cor. Mil., iii).
В ранней Церкви считается, что крест делали только на лбу. Поэтому и Тертуллиан говорит: «Мы, христиане, крестным знамением стираем лоб». Также считается, что христиане также использовали один палец для крестного знамения на лбу или на других предметах. Поэтому в житии св. Варвары мы читаем: «Однажды, когда Варвара стояла у купальни лицом на восток, она сказала: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», и чудесным образом нарисовала знамение крест на мраморной стене бани пальцем».
То, что крест был сделан одним перстом, подтверждает и св. Епифаний в своем Панарионе (Adv. Haer. Xxx, 12), где он говорит о некоем Иосифе Флавии, наделившем сосуд с водой силой ниспровергающей магические заклинания, «делая над сосудом перстом печать креста», произнося при этом форму молитвы. Вновь полвека спустя церковный историк Созомен (VII, xxvi) описывает, как епископ Донат, когда на него напал демон, «сделал крестное знамение перстом в воздухе и плюнул на чудовище».
Однако, к четвертому веку, оказывается, что для крестного знамения стали использовать более одного пальца. Так св. Кирилл Иерусалимский в своих Катехизисах (XIII, 36) замечает: «Не будем же стыдиться исповедовать Распятого. Да будет крест нашей печатью, поставленной с дерзновением перстами нашими на челе и во всем; над хлеб едим и чаши пьем, приходя и уходя, перед сном, ложась и бодрствуя, идя и отдыхая».
Считается, что два пальца стали использоваться для крестного знамения, как защита от монофизитства. Таким образом, используя два пальца, можно было бы исповедовать две природы во Христе. Поэтому неудивительно, что первое свидетельство использования двух пальцев для крестного знамения встречается в трудах Феодорита Кирского, известного своим антагонизмом по отношению к монофизитам. Так Феодорит Кирский пишет: «Так благословляет рукою и крестится: Сложивши три перста вместе ровно большой и два последних пальца, — исповедует тайну в образе Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бог Святой Дух. Не три бога, а один Бог в Троице, различие имен, но одно Божество. Отец нерожденный, Сын рожден от Отца, но не сотворен, Дух Святой ни ни рождены, ни сотворены, но исходят. Они трое в едином Божестве, но едины в силе, едины в чести, едины в поклонении всему творению, ангелам и людям. Таково объяснение этих трех пальцев. указательный и средний палец — и растопырив их со слегка согнутым средним пальцем, представляют две природы Христа: Его Божество и Его человечество, Он есть Бог по Своему Божеству и Человек по Своему человечеству, совершенный в обоих естествах. указательный палец представляет Его божественность, а средний палец представляет Его человечность, поскольку Он сошел свыше и спас тех, кто внизу. Согнутый средний палец интерпретируется как означающий, что Он склонил небеса и сошел на землю для нашего спасения» (Отрывок Домостроя, глава 13, Кэролин Джонстон Паунси, Корнельский университет, 19).94)
Святитель Петр Дамаскин (+ 775 г. н.э.) также подтверждает это в своем следующем слове в Добротолюбии: «Святые отцы передали нам значение этого святого знамения, чтобы опровергнуть еретиков и неверных. тогда одну руку изображают тогда распятого Господа Иисуса Христа, Которого мы исповедуем как имеющего две природы в одном лице. Правая рука напоминает о Его безграничной силе и о Его сидении одесную Отца. И начинают чертить ее сверху, потому что Его сошествия с небес к нам на землю.Более того, движение руки с правой стороны на левую отгоняет врагов и указывает на то, что Господь непобедимой силой Своей победил диавола, находящегося слева, бессильного и мрачное существо». ( Филокалия стр. 642)
Также утверждается, что св. Мелетий Исповедник, епископ Антиохийский, также написал трактаты, в которых описывалось крестное писание двумя перстами. Тем не менее следует признать, что св. Мелетий Исповедник, а также св. Кирилл Иерусалимский, Феодорит Кирский и св. Петр Дамаскин принадлежали к поместной Антиохийской Церкви, которая в разное время включала в себя всю Среднюю Восток, а иногда и Каппадокию, Малую Азию, Палестину, Синай и другие места до создания Константинопольского и Иерусалимского Патриархатов. Поэтому возможно, что крестное писание двумя перстами было не всеобщим обычаем, а лишь антиохийской традицией. В этом тоже был бы большой смысл, потому что антиохийцы были убежденными защитниками Православия от монофизитства, а отсюда и подчеркивание двух естеств и крестное крещение двумя перстами.
Тем не менее, к моменту просвещения русских земель в 10 веке, именно эта традиция господствовала в Каппадокии, Малой Азии и везде, где бы миссионеры направлялись на Русь из Византии. Следовательно, Русская Церковь с самого начала восприняла эту древнюю традицию и сохранила ее на несколько столетий позже.
Однако, по крайней мере, к IX веку на православном Востоке и Западе распространилась практика крестного знамения тремя перстами вместо двух. Большой, указательный и средний пальцы были соединены вместе, чтобы символизировать Святую Троицу, а безымянный палец и мизинец были прижаты к ладони, чтобы представлять две природы Христа.
Первое письменное упоминание этой формы встречается в трудах православного папы Римского Льва IV, скончавшегося в 855 г. н.э., которого святой Фотий Великий считал святым и приписывал множество чудес. Так, папа Лев пишет: «Опознайте чашу и гостию прямым крестом, а не кругами или переменой пальцев, а двумя вытянутыми перстами и скрытым в них большим пальцем, чем символизируется Троица. Позаботьтесь о правильном совершении этого знака, ибо иначе вы ничего не сможете благословить» (см. Георгий, «Литург. Рим. Пон.», III, 37).
Примерно в 1000 г. н.э. Элфрик, аббат Эйншема в Англии, скончавшийся в 1020 г. н.э., писал следующее: «Человек может чудесным образом махать руками, не создавая никакого благословения, если только он не перекрестится. Но если он действительно дьявол скоро испугается из-за победоносного знака. Тремя перстами нужно благословить себя на Святую Троицу» (Торп, «Гомилии англо-саксонской церкви» I, 462).
Спустя столетие после раскола 1054 года франкский папа Иннокентий III (1198-1216) сделал следующее заявление: «Крестное знамение совершается тремя перстами, потому что крестное знамение совершается вместе с призыванием Троицы. .. Вот как это делается: сверху вниз, и справа налево, потому что Христос сошел с небес на землю и от иудеев (справа) перешел к язычникам (слева)».
Практика крестного знамения тремя пальцами могла или не могла возникнуть на Западе. Тем не менее она существовала на Западе по крайней мере к 855 году, до кончины православного папы Льва IV, и, таким образом, практиковалась на православном Западе до раскола 1054 года и даже в течение нескольких столетий после раскола. На Востоке практика крестного знамения тремя пальцами была обычной практикой, по крайней мере, к 12 веку. Таким образом, греческая церковь, сербы, болгары, албанцы, грузины, валахи, молдаване и даже русские, жившие под властью Польши, приняли крестное крещение тремя перстами, символизирующими Святую Троицу. Интересно, что использование трех пальцев также стало нормой среди коптов-монофизитов, сирийцев, армян и даже далеких эфиопов. Однако все монофизиты крестятся справа налево, как и православные. Несториане Месопотамии, Персии и Индии также сегодня используют три пальца. Это иронично, потому что несториане хотели подчеркнуть две природы Христа. Однако они крестятся не двумя перстами, представляющими две природы, а тремя перстами, представляющими Святую Троицу. Несториане также подписывают крест справа налево, таким образом, практикуя ту же практику, что и греки.
Таким образом, практика делать знак тремя пальцами дошла до итальянцев, испанцев, французов, немцев и англичан на западе. Оно достигло греков, болгар, грузин, албанцев, сербов, валахов, молдаван и поляков. Он также достиг египтян, сирийцев, армян, месопотамцев, персов и даже далеких эфиопов и индийцев. Но до русских дело не дошло!
Русская Православная Церковь продолжала соблюдать практику крестного знамения двумя перстами, как это было предписано Феодоритом Кирским и святителем Петром Дамаскиным. Сочинения этих отцов были даже вписаны в типикон (требник) Русской Церкви. Когда к середине 16 века русские осознали, что их практика отличается от практики поляков на западе и болгар, греков и грузин на юге, были приняты меры, чтобы решить, какая практика была более оригинальной. Эти вопросы были рассмотрены на Соборе, созванном императором Иваном Грозным в 1551 году. Этот Собор еще называют Стоглавым, или «Собором ста глав». Однако этот Собор не только постановил креститься двумя перстами, но и осудил всякого, кто не совершал крестного знамения таким образом!
Правило 31 Стоглавого Собора гласит: «Крестное знамение должно совершаться по правилам, в виде креста; и правая рука, то есть правая рука, должна употребляться при пересечении себя, с соединенными вместе большим и двумя нижними пальцами, а вытянутый указательный палец соединен со средним, слегка согнутым, так должны благословлять архиереев [и] священников и так должны креститься мужчины… Всем православным христианам подобает так возьми их за руку и перекрести их на лице двумя перстами и поклонись, как мы сказали прежде. крестное знамение двумя перстами, да будет он проклят…»
В 1569 году франкский папа отменил использование трех пальцев на Западе и приказал креститься пятью пальцами, причем слева направо, а не справа налево. Однако эта практика не была введена на Востоке ни у православных, ни у монофизитов и несториан.
В 1589 году Вселенский патриарх Иеремия II Тран посетил Россию и возвел митрополита Московского в сан патриарха. Таким образом, Греческая и Русская Церкви неизменно сохраняли свое единство, несмотря на то, что греки крестились тремя перстами, а русские — двумя.
В 1654 году патриарх Московский Никон, посетив Османскую империю, понял, что практика Русской Церкви отличается от практики греков, грузин, румын, болгар и сербов. Поэтому он созвал собор с одобрения царя, на котором просил внести изменения в литургические тексты, а также чтобы Русская церковь приняла практику трехперстного крестного знамения. Однако это сразу привело к резкому противодействию. Самым видным противником реформы был известный протопресвитер Аббакум.
В 1666-1667 годах Русская Церковь созвала очередной Собор, на который пригласила представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Константинопольской и других Церквей. Однако ни один из гостей не был Патриархом, а некоторые епископы уже были низложены своими Церквами. Кроме того, считается, что российское государство заплатило многим епископам деньгами и продуктами за то, чтобы они проголосовали за реформу. Ниже приводится рассказ протопресвитера Абакума о его диалоге с греческими и русскими епископами на Соборе 1666-1667 годов:
«Последним словом, которое они мне сказали, было: «Почему ты упрямый? Вся Палестина – и сербы, и албанцы, и валахи, и римляне, и поляки – все крестятся тремя перстами, и только ты остаешься упрямым и делаешь знак двумя перстами. Это не годится!» А я им за Христа ответил: «Вселенские учителя! Рим давно пал и лежит поверженный, и поляки погибли вместе с ними, и враги христиан до конца. Православие среди вас сделалось пестрым из-за насилия Мехмета Турка – и не надо удивляться вам: вы стали бессильны. И так впредь приезжайте к нам учиться, ибо у нас, милостью Божией, самодержавие. До Никона-отступника, на Руси, при наших благочестивых князьях и царях, Православие было полное, чистое и непорочное и церковь безропотная. Никон, тот волк и диавол велели нам креститься трехперстно: но наши первые пастыри крестились двуперстно и также благословляли двуперстно, по преданию святых отцов, Мелетия Антиохийского, блаженного Феодорита. Епископ Киринеи, Петр Дамаскин и Максим Грек. Равно и поместный Московский собор при царе Иване велел нам креститься и благословлять, сложив таким образом пальцы, креститься и благословлять, как учили издревле святые отцы Мелетий и другие. Потом, при Иване-царе, в числе русских святых были знаменосцы Гурий и Варсонофий, казанские чудотворцы, и Филипп, игумен Соловецкий» («Гудзы, Житие», с. 101).
Собор 1666-1667 годов, тем не менее, отменил несколько решений Стоглавого собора, состоявшегося при Иване Грозном более века назад, в 1551 году. Таким образом, крестное знамение тремя перстами больше не предавалось анафеме. Напротив, Синод 1666-1667 годов предал анафеме всех продолжающих креститься двумя перстами. Среди преданных анафеме был и протопресвитер Авбакум. Он был заключен в тюрьму еще на десять лет, после чего был сожжен заживо по приказу государства.
Наконец, в Святом Руле свт. Никодим Афонский сообщает нам во 2-й сноске к 91-му канону святителя Василия Великого (Руддер, стр. 645 в греческом издании и стр. 857 в английском): » Древние христиане совершали крестное знамение иной конфигурацией руки, то есть, точнее говоря, только двумя пальцами руки, а именно указательным и средним пальцами, как св. Петр Дамаскин сообщает нам (лист Филокалии, стр. 642), где он говорит, что рука в целом означает единую сущность Христа, а два пальца означают две Его природы. соединены с большим пальцем, и эти три вместе представляют Святую Троицу…» (OCES, The Rudder, «92 канона святителя Василия Великого», канон 91, сноска 2)
Древнейшие из православных икон доказывают, что по крайней мере благословение совершалось двуперстным жестом руки, как до сих пор у старообрядческих архиереев и священников принято благословлять паству, и как все старообрядцы совершают знак крест на себе.
Использование знака
В восточно-православных молитвах крестное знамение обычно совершается всякий раз, когда обращаются ко всем трем Лицам Троицы или даже намекают на них. Фактически перед началом любой молитвы обычно совершается Знак. При входе в церковь и в святилище внутри церкви совершают Знак отчасти как внешний знак благоговения и почитания. Православные миряне совершат Знамение как один из способов поклонения иконе; У священников есть много других особых случаев, когда они совершают Знак. Многие члены Веры совершают Знак способом, который некоторым может показаться идиоматичным: например, если член подвергается богохульству, он или она может сделать Знак, отчасти для того, чтобы тонко и вежливо намекнуть говорящему, что оскорбление было совершено. Некоторые члены Веры будут использовать Знак как пожелание удачи; это может быть и часть непроизнесенной молитвы о Божьем благословении, как при начале пути или спортивного соревнования.
Знак Креста также имеет второстепенные варианты: его можно совершить в воздухе, чтобы благословить предметы, и он может проследить очень маленькую траекторию, например, на лбу (как предполагают самые ранние описания Знака). Для члена Веры, возможно, существенным элементом Знака является то, что он физически указывает на прямое отношение Креста, Жертвы Иисуса к личности или окружению. Это обязательство тела, которое подтверждает то, что верующие исповедуют. Это также знак для других того, что человек исповедует.
Источники
- Знак креста в Википедии
- Католическая энциклопедия: Крестное знамение (римско-католическая)
- Крестное знамение отцов (традиционный католик)
- О крестном знамении (старообрядцы)
- Крестное знамение (старообрядцы)
Крестное знамение: что это такое и зачем оно нужно
Перейти к содержимомуПредыдущая Следующая
Почему англиканцы крестятся? Когда они это делают? Как они это делают?
Часто за этим следует «Разве это не суеверие, как бейсболисты, которые подписывают себя перед ударом? Разве это не мертвый, механический ритуал?» Иногда люди не считают это банальным или суеверным, но задаются вопросом, почему и как сделать этот знак.
Вот почему англиканский компас здесь! Мы хотим попытаться ответить на такие вопросы, поэтому поехали…
Часто задаваемые вопросы о крестном знамении
Что такое крестное знамение?
Крестное знамение — это древняя христианская практика начертания формы креста Христа на себе или на другом человеке или предмете.
Как креститься? Как правильно перекреститься?
Чтобы «перекреститься», возьмите правую руку и соедините вместе большой, указательный и средний пальцы. В западном христианстве вы затем касаетесь своего лба, центра груди, левого плеча и правого плеча. В восточных (православных) церквях вы прикасаетесь к правому плечу раньше, чем к левому.
Что значит перекреститься?
Крестное знамение — это реальный способ отметить себя Христовыми. Перекрещивание себя или кого-то другого является актом освящения , физическим напоминанием о том, что вы/они отделены как святые для Христа. Поскольку это часто делается при упоминании Троицы («Отца, Сына и Святого Духа»), крестное знамение также является физическим напоминанием о вере в Триединого Бога.
Почему христиане крестятся?
Крестное знамение – это осязаемый способ отметить себя как Христа
Кирилл Иерусалимский писал,
«Не будем стыдиться исповедовать Распятого; уверенно запечатаем перстами лоб, перекрестимся на всем, на хлебе, который едим, и на чаше, которую пьем. Давайте делать этот знак, когда мы приходим и уходим, перед сном, когда мы ложимся и когда мы встаем, во время путешествия и во время отдыха».
Для Кирилла было важно креститься как исповедание веры.
Перекреститься — акт
освящения .Освящение означает «отделение». Наши души, наши тела и наши жизни освящены – отделены для Христа под Его крестом и в Его кресте. Например, многие люди расписываются перед причастием. Они отделены для Бога.
Ставя крест на своих детях, мы ощутимо ставим их под крест Христов. Подписывая нашу еду, или наш дом, или другой объект, мы отделяем это как святое во Христе и благодарим Бога.
Знак креста сам по себе является молитвой.
Часто сопровождается молитвой вслух или про себя в уме и сердце.
Обычно произносится молитва « во имя Отца и Сына и Святого Духа ». Что подводит меня к следующему пункту.
Знак креста является показателем веры в Триединого Бога.
Поскольку крестное знамение было так связано с этой тринитарной формулой, когда мы подписываемся, мы также отмечаем себя как ортодоксальных христиан, которые поклоняются и любят Триединого Бога.
Нет ничего суеверного или банального в том, чтобы креститься.
Как и все остальное, если мы решим видеть это таким, оно может стать таким. Но по сути это не суеверный поступок. Наоборот, это принципиально христианский поступок. Другими словами, если мы делаем это суеверным или механическим, мы отрицаем его основную цель.
Как перекреститься?
Хорошо, так много по причинам почему мы делаем крестное знамение. Как сделать знак ?
Сначала расположите руку в следующем положении, как показано на рисунке.
Вы заметите, что здесь три пальца сгруппированы вместе, а два пальца согнуты вниз к ладони. Три пальца вместе символизируют три Лица Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. А два пальца вместе символизируют божественную и человеческую природу Иисуса Христа.
(Это положение рук, возможно, является кратчайшим изложением ключевых моментов христианского богословия! См. Апостольский Символ веры, Никейский символ веры и Афанасийский символ веры, чтобы узнать больше о христианской вере в Триединого Бога. См. Халкидонское определение подробнее о христианской вере в две природы Христа.)
Удерживая руку в нужном положении, начертите крест Христа на своем теле.
Прикоснитесь рукой к
- голове (центр лба),
- сердцу (центр груди),
- левому плечу,
- правому плечу.
Общие варианты крестного знамения
- На Востоке (как и в восточном православии ) это правое плечо, затем левое плечо.
- В некоторых традициях люди целует им руку после того, как сделал знак.
- В других случаях люди возвращают руку к сердцу после второго плеча.
- Когда священник или епископ благословляет народ, он делает знак, как бы подписывая их. Это означает, что вместо того, чтобы подписать себя, он перемещается с их слева на их справа.
- «Маленький» знак креста — это начертание маленькими крестиками большим пальцем на лбу, рту и сердце. Этот знак используется при чтении Евангелия во время литургии. Оно должно означать освящение наших мыслей, речи и привязанностей к Богу.
- Часто крест ставится на лбу во время помазания или возложения рук, обычно большим пальцем.
- Такие предметы, как хлеб для причастия и вино , также подписаны, как и другие предметы, предназначенные для священного использования.
На самом деле это очень просто. Крестное знамение — это акт начертания креста Христова на себе и жизни или на людях и основных элементах жизни (пища, дома, дети, люди).
Когда англиканцы крестятся?
В любое время! Тертуллиан сказал:
«При каждом шаге и движении вперед, при каждом входе и выходе, когда мы одеваемся и обуваемся, когда купаемся, когда сидим за столом, когда зажигаем светильники, когда на кушетке, на сиденье и во всех обычных действиях повседневной жизни мы чертим знак у себя на лбу».
Он хотел, чтобы мы помнили, что мы Христовы и что Его крест всегда на нас.
В повседневной жизни многие англиканцы делают крестное знамение после пробуждения и перед сном (возможно, как часть ежедневной работы), а также перед каждым приемом пищи .
В качестве материальной формы катехизации мы можем благословить наших детей и учить их, подписывая их крестом во время молитвы, сна и еды.
Во время поклонения и молитвы мы часто делаем крестное знамение
- всякий раз, когда говорим Тринитарная формула («Отец, Сын и Святой Дух»),
- перед чтением Евангелия (с «малым» крестным знамением на лбу, устах и сердцах),
- в молитва об отпущении грехов/прощении ,
- и перед получением хлеба и вина при причастии .
Некоторые люди также расписываются в
- конце символа веры (обычно когда мы упоминаем воскресение),
- имя Иисуса Христа ,
- и вторая часть Sanctus («Благословен Грядущий во имя Господне»).
(Чтобы узнать больше о структуре и частях англиканского богослужения, перейдите сюда.)
Должны ли англиканцы креститься?
Нет. Англиканец должен перекреститься.
Однако некоторые должны. И все могут.
Знак креста — мощное и ощутимое напоминание о том, что мы Христовы.