Древний Египет: легенды о сотворении мира
Как и откуда на нашей планете появилась жизнь: растения, животные, люди? Когда и кем было создано Солнце – светило, рассеивающее тьму, борющееся с ночными кошмарами? Кто зажигает на небе звёзды, чтобы они освещали Землю в ночи? Кто создал Луну, которая заменяет Солнце ночью? Каким образом появились люди? Кто их создал или откуда они пришли? Есть ли загробная жизнь?
Все эти вопросы человечество задаёт не только сегодня, но и на протяжении долгого времени. В древние времена египтян тоже интересовали данные вопросы. И они пытались объяснить себе устройство мироздания, руководствуясь своими познаниями об окружающем мире. Таким образом, они назвали землю в долине Нила Та-Кемете, что означает Чёрная Земля. Почему? Потому что земля, богатая илом, оседавшим на ней после разливов реки, была действительно чёрной. А вот земля Синайской пустыни Называлась Чезер – Красная Земля. И, если Вы были в Египте, то можете подтвердить, что земля и скалы там – действительно красного цвета.
Древние египтяне работали, не покладая рук: они успешно занимались торговлей со многими народами, строили города, храмы и пирамиды, которым было суждено простоять тысячелетия и дожить до наших дней.
Поиск билетов на чартерные и регулярные авиарейсы
Жители Та-Кемет были анимистами. Они верили в то, что ветер, вода, земля, небо, звёзды, растения – живые. Они могут радоваться, помогать людям, а могут и разозлиться и навредить. Именно так они объясняли природные катаклизмы. И, естественно, каждую природную стихию возглавлял могущественный бог.
Боги Древнего Египта были зооморфными или же обладали какими-то сверхъестественными качествами, не доступными людям. Богам подчинялись демоны, которые тоже были очень сильны.
Самым важным богом в Древнем Египте был бог Солнца. Его называли по-разному: Ра, Амон, Атон. Именно в его честь египтяне построили город и сделали его религиозной столицей. Этот город ещё был знаменит тем, что там было установлено много обелисков. И поэтому его так и назвали – город столбов – Иуну. А у же древние греки, попав в Египет, дали этому городу имя Гелиополь – Город Солнца, потому что большинство обелисков были возведены в честь бога Ра.
Именно из Иуну до нас дошла легенда (и не одна) о сотворении мира, которую мы хотим Вам рассказать.
Первая версия сотворения мира
Посреди первозданного океана Нун бог Атум-Ра создал холм Бен-БенНе всегда цвела и благоухала Черная Земля. Давным-давно, много лет назад, на месте городов с их храмами и дворцами, шумными рынками и площадями, на месте орошаемых полей ничего не было. Именно — ничего. Не было даже земли. Повсюду простирались безбрежные воды — «великое озеро». Это не была нынешняя вода, а древняя, первозданная, вода бескрайнего и бездонного океана Нун.
Окаменевшие, холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всюду царил мрак первозданный Хаос, и ничто не нарушало покоя.
Шли годы, проходили столетия, но еще не существовало времени, и не было никого, кто бы исчислил его. Долго, очень долго ничего не менялось в мире. Но вот однажды заколыхались древние воды, заплескались, и на поверхности их появился великий бог Атум-Ра.
— Я есть, я существую! — воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико — я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца, нет матери; я первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!
А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было даже клочка твердой земли, на который могла бы ступить нога бога. Воспарил Атум-Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенных брызг выросла первая суша — холм Бен-Бен.
Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога Шу (Воздух) и выплюнул первую богиню Тефнут (Влага).
Но первые боги мгновенно потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг.
Отели в Каире
Опечалился бог Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, и погибли в бездне.
В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце озаряя все вокруг, пошло божественное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый.
Не скоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их к отцу. Обрадовался Атум-Ра. И превратил он глаз свой в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змей украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей. Зорко смотрит Урей вдаль, и если замечает врагов, то уничтожает их лучами света, исходящими из его глаз.
Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Тефнут. От этих двух богов, от соединения Воздуха и Влаги, родились Геб (Земля) и Нут (Небо), а они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
Стало теперь богов всего девять. Так и возникла Великая Девятка богов — Эннеада, как ее называли греки.
Заплакал Атум-Ра от радости, видя творения рук своих, и оросил слезами землю. Возникли из слез люди и расселились по всему свету. И затем создал Атум-Ра многих других богов.
Другие легенды о сотворении мира
Бараноголовый бог Хнум вылепил людей на гончарном кругеПервых людей вылепил из глины на гончарном круге бараноголовый бог Хнум. Его часто изображали на барельефах держащим перед собой станок с маленькой фигуркой человечка на гончарном круге.
Здесь же, в Гелиополе, существовало красивое предание о том, что бог Ра родился в облике прекрасного младенца из белого лотоса. Этот лотос вырос прямо из вод первозданного океана, бутон раскрылся, и Ра вылетел оттуда, неся миру долгожданный свет солнца. Первичный океан, Мрак и Хаос изображали в образе древнего старика Атума, в отличие от младенца-Солнца.
Так рассказывали о сотворении мира жрецы города Иуну. Город Иуну Гелиополь — был главным культовым центром солнечного бога Ра.
Однако в разных крупных городах были свои боги-покровители, и почитались они гораздо больше, чем в других городах Египта. Жрецы-служители таких богов стремились придать их культу как можно большее значение. В некоторых городах существовали свои версии возникновения мира и людей.
В древнейшей столице Египта городе Хи-Ка-Пта творцом мира считался бог Пта (или Птах), покровитель ремесел и искусств. Птах создал себя сам, затем создал Атума, — а уже Атум сотворил мир, действуя «по воле Птаха». Птах наделил богов могуществом, «вдохнул в людей жизнь», дал людям законы и письменность, сообщил им магические заклинания, научил их поклоняться богам, орошать поля, строить дома, высекать статуи и многому другому.
Мемфис по влиянию соперничал с Гелиополем и местные жрецы-богословы включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего.
«Боги, возникшие из Пта:…
Пта-Нун, Отец, создавший Атума,
Пта-Наунет, Мать, родившая Атума,
Великий Пта — сердце и язык Девятки богов…
Она возникла из сердца, возникла из мысли в образе Атума. Велик и могуч Пта, давший силу свою всем богам и их божественным духам Ка через это сердце и язык.
И стали существовать Гор и Тот в образе Пта. И стало так, что сердце и язык завладел каждым членом, познав, что Пта — в телах и устах всех богов и людей, скота, пресмыкающихся и всех живых тварей, ибо все задуманное исполняется по желанию его…»
В городе Шмуну или Гермополе, как его называли греки, учили по-другому. По красивой местной легенде, в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун, и ее голос прорезал бесконечное безмолвие. Она снесла яйцо, которое раскололось, и оттуда излился свет и вышел воздух. Свет дал начало жизни на земле, а воздух разделил небо и землю.
Жрецы Гермополя утверждали, что их город стоит на самой древней земле. Именно на этом месте находился древний Остров пламени, на котором лежало первое яйцо, и скорлупа его зарыта в земле Гермополя. Здесь почитались и самые древние боги в Египте — боги первичного Хаоса. Богов было восемь, отсюда и название города Шмуну — город Восьми. Поэтому, считали местные жрецы, только Гермополю должна принадлежать ведущая роль во всей стране.
Самое замечательное — это то, что при таком обилии разных взглядов в Древнем Египте не было ни одного учения, вера в которое считалась бы обязательной и искусственно навязывалась. Люди, верящие и поклоняющиеся одному богу, не враждовали с теми, кто ставил выше других богов.
Мифы Египта Откуда на земле появились люди и животные, деревья и кустарники, травы и злаки? Когда стало светить солнце — яркое солнце, рассеивающее мрак, прогоняющее ночные страхи? Кто зажег в небе звезды и поместил месяц, чтобы он ночью заменял солнце? Как появились на земле люди и что ожидает человека после смерти? Богов древние египтяне представляли себе в образе сказочных героев и грозных чудовищ, они наделяли их мощью и способностью помогать или вредить людям. Всех богов было великое множество, ведь за каждым явлением природы стоял бог или демон. Важную роль в Древнем Египте играл религиозный центр — священный город Иуну — Город Столбов (в этом городе в честь богов и фараонов египтяне воздвигли множество высоких четырехгранных столбов-обелисков). Греки дали этому городу свое название — Город Солнца — Гелиополь. В городе Гелиополе рассказывали такую легенду о сотворении мира. Не всегда цвела и благоухала Черная Земля. Давным-давно, много лет назад, на месте городов с их храмами и дворцами, шумными рынками и площадями, на месте орошаемых полей ничего не было. Именно — ничего. Не было даже земли. Повсюду простирались безбрежные воды — «великое озеро». Это не была нынешняя вода, а древняя, первозданная, вода бескрайнего и бездонного океана Нун. Окаменевшие, холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всюду царил мрак первозданный Хаос, и ничто не нарушало покоя. Шли годы, проходили столетия, но еще не существовало времени, и не было никого, кто бы исчислил его. Долго, очень долго ничего не менялось в мире. Но вот однажды заколыхались древние воды, заплескались, и на поверхности их появился великий бог Атум-Ра. — Я есть, я существую! — воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было даже клочка твердой земли, на который могла бы ступить нога бога. Воспарил Атум-Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенных брызг выросла первая суша — холм Бен-Бен. (Обелиски, в большом количестве возводившиеся в Гелиополе, символизировали собой первый холм, выросший из вод океана. На этом холме и был основан первый город людей Гелиополь. Прямоугольный, заостренный кверху монолит стал символом почитания солнца, первые лучи которого озаряли по утрам полированную верхушку обелиска.) Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога Шу (Воздух) и выплюнул первую богиню Тефнут (Влага). Но первые боги мгновенно потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг. Опечалился бог Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, и погибли в бездне. В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце озаряя все вокруг, пошло божественное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый. Не скоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их к отцу. Обрадовался Атум-Ра. И превратил он глаз свой в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змей украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей. Зорко смотрит Урей вдаль, и если замечает врагов, то уничтожает их лучами света, исходящими из его глаз. Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Тефнут. От этих двух богов, от соединения Воздуха и Влаги, родились Геб (Земля) и Нут (Небо), а они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Заплакал Атум-Ра от радости, видя творения рук своих, и оросил слезами землю. Возникли из слез люди и расселились по всему свету. И затем создал Атум-Ра многих других богов. По другой легенде, первых людей вылепил из глины на гончарном круге бараноголовый бог Хнум. Его часто изображали на барельефах держащим перед собой станок с маленькой фигуркой человечка на гончарном круге. Здесь же, в Гелиополе, существовало красивое предание о том, что бог Ра родился в облике прекрасного младенца из белого лотоса. Этот лотос вырос прямо из вод первозданного океана, бутон раскрылся, и Ра вылетел оттуда, неся миру долгожданный свет солнца. Первичный океан, Мрак и Хаос изображали в образе древнего старика Атума, в отличие от младенца-Солнца. Так рассказывали о сотворении мира жрецы города Иуну. Город Иуну Гелиополь — был главным культовым центром солнечного бога Ра. Однако в разных крупных городах были свои боги-покровители, и почитались они гораздо больше, чем в других городах Египта. Жрецы-служители таких богов стремились придать их культу как можно большее значение. В некоторых городах существовали свои версии возникновения мира и людей. В древнейшей столице Египта городе Хи-Ка-Пта (Хи-Ка-Пта — «крепость души Пта». По-гречески «Айгюп-тос». По-видимому, от этого названия произошло и современное название всей страны «Египет». Сам город Хи-Ка-Пта греки называли Мемфисом.) творцом мира считался бог Пта (или Птах), покровитель ремесел и искусств. Птах создал себя сам, затем создал Атума, — а уже Атум сотворил мир, действуя «по воле Птаха». Птах наделил богов могуществом, «вдохнул в людей жизнь», дал людям законы и письменность, сообщил им магические заклинания, научил их поклоняться богам, орошать поля, строить дома, высекать статуи и многому другому. «Боги, возникшие из Пта:… Пта-Нун, Отец, создавший Атума, Пта-Наунет, Мать, родившая Атума, Великий Пта — сердце и язык Девятки богов… Она возникла из сердца, возникла из мысли в образе Атума. Велик и могуч Пта, давший силу свою всем богам и их божественным духам Ка через это сердце и язык. И стали существовать Гор и Тот в образе Пта. И стало так, что сердце и язык завладел каждым членом, познав, что Пта — в телах и устах всех богов и людей, скота, пресмыкающихся и всех живых тварей, ибо все задуманное исполняется по желанию его…» (Текст со «Стеллы Шабаки» — около 710 года до н. э. Новое Царство.) В городе Шмуну или Гермополе, как его называли греки, учили по-другому. По красивой местной легенде, в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун, и ее голос прорезал бесконечное безмолвие. Она снесла яйцо, которое раскололось, и оттуда излился свет и вышел воздух. Свет дал начало жизни на земле, а воздух разделил небо и землю. Жрецы Гермополя утверждали, что их город стоит на самой древней земле. Именно на этом месте находился древний Остров пламени, на котором лежало первое яйцо, и скорлупа его зарыта в земле Гермополя. Здесь почитались и самые древние боги в Египте — боги первичного Хаоса. Самое замечательное — это то, что при таком обилии разных взглядов в Древнем Египте не было ни одного учения, вера в которое считалась бы обязательной и искусственно навязывалась. Люди, верящие и поклоняющиеся одному богу, не враждовали с теми, кто ставил выше других богов. | Главная Sayings Помощь Каталог |
От Водяного Хаоса к Космическому Яйцу — Музей Гленкэрн
Архив
Новости музея Гленкэрн | Номер 5, 2021
В единственной колонке текста на оборотной стороне этой фаянсовой фигурки Птаха бог признается богом-творцом и упоминается как «тот, кто сотворил небеса и породил мастерство». Далее в тексте говорится, что Птах предложит жизнь, процветание, здоровье и все счастье владельцу/посвятителю статуэтки.
Откуда мы пришли и как зародился наш мир? На протяжении тысячелетий представители различных культур со всего мира придумывали истории, объясняющие создание своих владений. Древние египтяне в этом отношении ничем не отличались. Изучая их религиозную литературу и сопутствующие изображения, мы можем прийти к пониманию того, как они объясняли сотворение мира, в котором жили. Их убеждения были сложными и отражали их естественную среду. В этом эссе для
Египетский пантеон был наполнен божествами, населявшими небеса, но чье влияние ощущалось на земле. В «Текстах пирамид Древнего царства», впервые появившихся на внутренней части пирамид царей Пятой династии Древнего царства (ок. 2500–2350 гг. до н. э.), мы узнаем, что египтяне считали небо своим жилищем. их богов и место, связанное с загробной жизнью. Подобно тому, как их повседневная жизнь зависела от реки Нил, египтяне представляли себе это небесное царство как ландшафт, по которому божественные существа плавают на священных лодках (рис. 1).
Рис. 1. Сцена божественных фигур в солнечной ладье со стелы Пебе (EA8466). Изображение © Попечители Британского музея.
Рис. 2. Богу солнца Ре с головой сокола поклоняется жрец Дифанкх (UPMAA E2044). Изображение предоставлено Пенсильванским музеем.
Бог солнца Ра имел первостепенное значение для древних египтян, и ежедневное движение солнца с востока на запад, его ежедневные восходы и заходы служили метафорой цикла жизни — от рождения к взрослой жизни и к смерти. к возрождению (рис. 2). Вездесущее солнце в большей части пустыни также может объяснить интерес ранних египтян к солнечным концепциям. В сумерках бог солнца отправился в подземный мир (Дуат). Погребальные тексты Нового Царства (1292–1075 г. до н.э.) и соответствующие изображения, найденные на стенах царских гробниц, запечатлели его ночное путешествие. Бог солнца провел двенадцать часов ночи, путешествуя по подземному миру, в конечном итоге слившись с Осирисом, главным погребальным божеством. Путешествие было коварным, и бог солнца столкнулся со своим врагом, Апофисом, змеем, который угрожал ему, когда он путешествовал в своей солнечной лодке каждую ночь.
Еще одной важной ролью Ре была роль бога-создателя. Появление солнца на горизонте на рассвете каждый день было символом воссоздания мира. Однако Ра не был единственным богом-творцом в египетской мифологии. У египтян было несколько сложных мифов, описывающих происхождение их мира. Каждая из этих историй сотворения была сосредоточена в разных городах Древнего Египта (рис. 3).
Рисунок 3. Карта Верхнего и Нижнего Египта.
Гермополитская космология возникла на месте Гермополиса в Среднем Египте. Гермополис был городом, посвященным Тоту, богу мудрости. Древние греки отождествляли Тота со своим богом Гермесом, что дало нам название Гермополис, или «город Гермеса». Древнее египетское название этого города было Хемну, или «Восьмигород». Число восемь в этом топониме отсылает к восьми божествам (Огдоадам), которые являются главными героями этой версии истории сотворения мира. Огдоада состояла из четырех богов-мужчин с головами лягушек и их двойников-женщин с головами змей (рис. 4). Эта божественная группа представляла темное, водное, неизвестное и вечное состояние космоса до сотворения. Нун и Наунет представляли воду. Хех и Хауэт выразили понятие бесконечности. Кек и Каукет символизировали тьму. Амон и Амаунет отражали концепцию скрытности. Эти восемь богов существовали в водном хаосе до творения.
Рисунок 4. Иллюстрация Огдоады, нарисованная Фоше-Гюденом по фотографии Беато.
В этом неизменном «ничто» был потенциал созидания. Египтяне верили, что от этих восьми богов произошло космическое яйцо, содержащее божество, ответственное за создание остального мира, включая первобытный холм — первую землю, возникшую из вод предтворения. В некоторых версиях мифа яйцо было снесено гусыней по имени «Великий кудахтающий», в то время как в других версиях за яйцо отвечает ибис, птица, связанная с богом Тотом (рис. 5-6). Появление Тота здесь в мифе, вероятно, дело рук гермополитов, которые хотели признать важность божества-покровителя города. После того, как образовалась насыпь, расцвел цветок лотоса, сигнализируя о рождении новорожденного бога солнца (рис. 7). После того, как солнце впервые появилось, остальные творения могли последовать за ним. В некоторых случаях этот миф также описывает жука-скарабея, выходящего из лотоса. Скарабей часто является солнечным символом, и в текстах описывается, как этот жук превращается в ребенка. Когда этот ребенок плакал, его слезы становились человеческими (рис. 8).
Рис. 5. Амулет, изображающий бога Тота в образе человека с головой ибиса (Glencairn Museum E219).
Рис. 6. Бронзовая статуэтка, изображающая бога Тота в образе ибиса (Glencairn Museum E1121).
Рис. 7. На этой статуэтке из гробницы Тутанхамона мальчик-царь изображен как новорожденный бог солнца, выходящий из цветка лотоса в момент сотворения (Каирский музей JE 60723). Изображение предоставлено Институтом Гриффита.
Рис. 8. На этом браслете Нимлота новорожденный бог солнца изображен в виде ребенка, сидящего на цветке лотоса (EA14595). Изображение © Попечители Британского музея.
Важность солнца в сотворении мира подчеркивается в другом мифе о сотворении мира, который ссылается на группу богов, известную как гелиопольская эннеада (рис. 9). Эти девять божеств (Эннеада) упоминаются в Текстах пирамид Древнего Царства. Этот миф, по-видимому, возник в городе Иуну (или Гелиополисе, что в переводе с греческого означает «Город Солнца»). Здесь сотворение мира начинается с бога-творца по имени Атум (или Ре-Атум). Точно так же, как мы видим в гермополитической версии творения, существует хаотическое, водянистое состояние до творения, в котором пребывает Атум до своего рождения. Атум сотворен сам и возникает в форме столба, похожего на обелиск ( benben ) в Гелиополе. Он порождает посредством собственных телесных жидкостей. Чтобы начать сотворение мира, Атум выплевывает пару божественных существ: Шу, бога воздуха, и Тефнут, его женскую копию, богиню влаги (рис. 10).
Рисунок 9. Иллюстрация рельефа из погребального храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, на котором изображены члены Эннеады перед Амоном Ре. Этот рисунок появляется в E. Naville, Храм Дейр-эль-Бахари , том 2, Лондон: Фонд исследования Египта, 1896 г., табл. XLVI.
Рис. 10. Фаянсовый амулет бога Шу с поднятыми вверх руками (Glencairn Museum E453).
Шу и Тефнут, в свою очередь, производят второе поколение богов. Их сын Геб — бог земли, а его сестра-жена Нут — богиня неба. С этим вторым поколением появляется египетский космос, и все элементы, необходимые для жизни на земле — солнце, воздух, влага, земля и небо — теперь на месте. Иконография Геба и Нут вместе особенно выразительна (рис. 11). Геб выглядит как мужчина, лежащий на земле. Сводом над ним, отделенная их отцом Шу, простирается фигура его сестры-жены Нут, часто изображаемой в виде обнаженной женщины, тело которой покрыто звездами. Египтяне представляли ее руки и ноги столбами неба, а каждую конечность — индикаторами четырех сторон света. До того, как их разлучил отец, Геб и Нут смогли произвести еще одно поколение богов: Исиду, Осириса, Сета и Нефтиду. Исида (рис. 12) и Осирис (рис. 13), в свою очередь, породили Гора. (Интересно, что гелиопольскую генеалогию можно также рассматривать как генеалогическое древо египетского царя (рис. 14). Каждый царь считался представителем Гора при его жизни, а затем ассоциировался с богом Осирисом, царь мертвых, после его смерти.)
Рис. 11. Египетская версия космоса на этом рисунке из Книги Мертвых Нестанебетишеру. Здесь Шу, бог воздуха, отделяет бога земли Геба от богини неба Нут (EA10554,87). Изображение © Попечители Британского музея.
Рис. 12. Статуэтка Исиды, члена гелиопольской эннеады, кормящей Гора (Glencairn Museum E1164).
Рис. 13. Статуэтка Осириса, члена гелиопольской эннеады (Glencairn Museum E74).
Рис. 14. Генеалогическое древо гелиопольской эннеады.
Помимо своей роли в сотворении космоса, члены Эннеады участвуют в других циклах жизни и возрождения. Например, считается, что богиня неба Нут каждый день рождает солнце, а в некоторых традициях она также рождает звезды. Наблюдая за ночным небом, египтяне, возможно, заметили, что внешний рукав Млечного Пути напоминает женскую форму, и отождествили эту небесную особенность с богиней Нут. Как богине, ответственной за ежедневное возрождение солнца, Нут также отводилась роль в воскрешении мертвых. Изображения Ореха на потолках Нового Царства (1539 г.–1075 г. до н.э.) царские гробницы изображают богиню с солнцем, входящим в ее рот и проходящим через ее звездное тело в течение ночи, чтобы возродиться утром. Она часто появляется на внутренней стороне крышки саркофага, защищая умершего до тех пор, пока он или она, подобно богу солнца Ра, не возродится. Орех также может появляться на крышках гробов в виде женщины с крыльями, раскинутыми в защитном жесте на груди покойного (рис. 15).
Рис. 15. Богиня Нут на крышке гроба Сема-тави-ирдиса (Glencairn Museum E1267).
Третью версию сотворения космоса можно найти в тексте, известном как Мемфисская теология. Мемфис был одним из самых важных городов в истории Древнего Египта. Мемфис, расположенный вдоль Нила в месте, где река Нил впадает в дельту Нила, был первой столицей Египта. На протяжении всей долгой истории Египта Мемфис оставался важным религиозным и административным центром даже во времена, когда его статус столицы страны менялся. По словам историка Манефона, Мемфис был основан легендарным королем Менесом около 3200 г. до н.э. Божественная триада, защищавшая город, состояла из Птаха, его супруги Сехмет и их ребенка Нефертем (рис. 16). Птах был божеством-покровителем ремесленников, а в мемфисской версии творения он играет роль главного бога-создателя (см. также первое фото выше).
Рис. 16. Члены триады Мемфиса, божества-покровителя Мемфиса (Glencairn Museum E113, E967, E905).
В отличие от версий сотворения мира, выраженных в гермопольских и гелиопольских мифах о сотворении мира, которые были реконструированы из различных древних религиозных текстов, миф о сотворении Мемфиса сохранился в единственном документе, известном как Камень Шабака, который сейчас хранится в Британском музее ( Рисунок 17). Текст, начертанный на этом памятнике, повествует о том, как царь Шабака, нубийский фараон из 25-й династии Египта (705–769 гг.0 г. до н.э.), нашел изъеденный червями папирус в библиотеке храма Птаха в Мемфисе. Понимая, насколько важным был поврежденный документ, Шабака якобы приказал заново вырезать слова на камне, чтобы сохранить их. В этом тексте Птаху (рис. 18) приписывается сотворение мира. Он творит мыслью и словом: «Зрение, слух, дыхание — сообщают сердцу, и оно производит всякое разумение. Что же касается языка, то он повторяет то, что задумало сердце. Так родились все боги и завершилась его Эннеада. Ибо каждое слово бога произошло от того, что задумало сердце и повелел язык». В тексте описывается, как Птах был ответственен за создание всех богов и установление поклонения им по всему Египту:
«Он породил богов.
Он создал города,
Он основал номы,
Он поместил богов в их святилища,
Он установил их подношения,
Он установил их святилища,
Он сделал их тела по их желанию.
Так боги вошли в свои тела,
Из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины,
Все, что растет на нем
В чем они явились.
Так собрались к нему все боги и их каши,
Содержание, объединенное с Владыкой Двух Земель».
Рис. 17. Камень Шабака, базальтовая плита с текстом Мемфитского богословия. Камень позже использовался в качестве жернова, что объясняет некоторые повреждения его поверхности (EA498). Изображение © Попечители Британского музея.
Рис. 18. Изображение бога Птаха на стеле Майенхекау (Glencairn Museum E1266). Птах показан в характерной для него тюбетейке.
Упоминание о моменте творения встречается не только в египетских текстах. Большинство храмов имеют архитектурные особенности, имитирующие элементы космоса в начале творения. Перед храмом обычно стоят большие ворота, называемые пилоном (рис. 19). Форма пилона состоит из двух сужающихся башен, соединенных нижней секцией. Форма пилона имитирует иероглиф слова «горизонт» ( ахет ), представленный в виде двух холмов с солнечным диском в центре. В дополнение к солнечному образу пара обелисков часто стоит перед входом в храм. Обелиск — это стоячий камень с четырьмя сторонами, который сужается по мере подъема и заканчивается небольшой пирамидой, называемой «пирамидионом». Обелиски были посвящены богу солнца и были символом солнца, относящимся к benben , что напоминает первобытный курган, описанный в мифах о сотворении мира Гелиополитом и Гермополитом.
Рис. 19. Вид на пилон храма в храме Филе. Фото предоставлено Марком Рикартом.
Рис. 20. Вид на папирусные и лотовидные колонны в храме Ком Омбо. Фото предоставлено Марией Терезой Эбер и Жаном Робером Тибо.
Каждый храм был микрокосмом мира, в котором творение повторялось ежедневно. За входным пилоном типичный храм содержал один или несколько открытых дворов, гипостильный зал и, в самом внутреннем пространстве, святилище. Колонны, найденные по всему храму, часто имели капители папирусовидной или лотовидной формы, перекликающиеся с болотными растениями, выросшими на первобытном кургане (рис. 20). Темное святилище или алтарь, в котором хранилось изображение бога, обитающего в храме, имитировало холм, на котором началось творение. Когда жрецы проводили утренние ритуалы и открывали алтарь бога, они воспроизводили сам момент творения, и постоянное божество храма занимало позицию бога-творца. Многие территории храма также ограничены стенами, кирпичи которых уложены волнообразно, возможно, символизируя хаотические воды предтворения, которые сдерживаются созданием (изначальной) насыпи, на которой было построено храмовое сооружение.
В дополнение к богам-творцам, изображенным в трех основных мифах о сотворении мира, существуют и другие божества, которые также считались богами-творцами, такие как Мин, Амон, Хнум и Атон. Одним из самых ранних известных божеств Египта был бог Мин (рис. 21). Его изображения появляются еще в додинастический период. Три колоссальные статуи Мина, датируемые примерно 3300 г. до н.э., были раскопаны WMF. Петри на территории Коптоса. Эти статуи, хотя и фрагментарные, изначально изображали этого бога с эрегированным фаллосом, который стал стандартом для его изображений. Как бог, связанный с плодородием и созиданием, Мин обычно изображается в этой характерной итифаллической позе. Он сжимает цеп одной поднятой рукой и носит высокую корону с перьями, очень похожую на корону Амона-Ра.
Рис. 21. Бог Мин (EA60045). Изображение © Попечители Британского музея.
Член Гермополитической Огдоады, имя Амона означает «скрытый». Во времена Среднего царства (ок. 1945–1640 гг. до н. э.) этот бог становился все более важным, а в Новом царстве он стал известен как государственный бог и получил прозвище «царь богов». Амон вместе со своей супругой Мут и их ребенком Хонсу составляют фиванскую триаду, божества-покровители города Фив (рис. 22). В то же время Амон (или его комбинированная форма, Амон-Ре) стал считаться самостоятельным богом-творцом. Амон обычно изображался как человек, и когда он был в форме Амона-Ре, он носил корону с двумя высокими перьями. Баран и гусь были для него священными животными.
Рис. 22. Бронзовая статуэтка бога Амона (справа, музей Гленкэрна, E1165) и его супруги Мут (музей Гленкэрна, E1145).
Бог с головой барана Хнум описан в «Текстах гробов», сборнике погребальных заклинаний, составленных примерно в 1991–1786 гг. до н. э., как создатель людей и животных (рис. 23). Во время правления женщины-фараона Хатшепсут (годы правления 1479–1458 гг. до н. э.) Хнум описывается как бог, ответственный за создание богов, людей и животных на гончарном круге (рис. 24).
Рис. 23. Рельеф, изображающий бога Хнума с головой барана (EA635). Изображение © Попечители Британского музея.
Рис. 24. Иллюстрация рельефа из заупокойного храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, на котором Хнум создает Хатшепсут и ее ка на гончарном круге. Этот рисунок появляется в E. Naville, The Temple of Deir el Bahari , volume 2, London: Egypt Exploration Fund, 189.6, пл. xlviii.
Рис. 25. Атон появляется в верхней части этого фрагмента рельефа над фигурой царя Эхнатона. В отличие от других египетских божеств, Атон не принимает форму человека или животного. Это божество изображено в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися крошечными руками (UPMAA E16230). Изображение предоставлено Пенсильванским музеем.
В период Амарны, когда фараон Эхнатон (годы правления 1353–1336 гг. до н. э.) изменил религиозную систему с политеистической на систему, близкую к монотеизму, избранное им божество, Атон, естественно, заняло положение бога-творца (рис. 25). Атон был солнечным божеством, и его роль в творении прославляется в гимнах, сочиненных в этот период. В одной из версий Атона восхваляют и описывают следующим образом. (Интересно отметить, что ученые уже давно заметили сходство этого гимна с фразеологией 104-го псалма Библии):
«Как многочисленны твои дела, пусть и скрытые от глаз.
Уникальный бог, кроме него нет другого.
Вы формируете землю по своему желанию, вы и только вы.
Все люди, стада и отары,
Все на земле, что ходят на ногах,
Все на высоте, что летают на крыльях.
И в чужих землях Хар и Куш, в земле Египетской
Ты каждого человека на место ставишь,
Ты делаешь то, что ему нужно,
Чтобы у каждого была пища,
Продолжительность его жизни сосчитана.
Этот религиозный эксперимент продлился недолго после смерти Эхнатона. К началу правления Тутанхамона традиционная религиозная система с ее многочисленными богами была восстановлена, и Атон снова стал лишь одним из многих солнечных божеств в египетском пантеоне.
Как мы видим, в египетской религиозной традиции не было ни одной истории сотворения мира. Было несколько разных способов, которыми египтяне объясняли происхождение мира. Эти различные традиции не исключали друг друга. Они часто дополняли и пересекались друг с другом, однако между различными мифами о сотворении можно провести различия, которые помогают отличить один от другого.
Дженнифер Хаузер Вегнер, доктор философии
Младший куратор Египетского отдела Пенсильванского музея
Пенсильванский университет
Избранная библиография
Эндрю Кэрол,. 1994. Амулеты Древнего Египта . Лондон: Издательство Британского музея.
Лихтхайм, Мириам. 1976. Древнеегипетская литература: книга чтений. Том. 2. Новое Царство . Беркли/Лондон.
О’Рурк, Пол. 2001. «Хнум». В Дональде Б. Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта , том. 2: 231-232. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Романовский Евгений. 2001. «Мин.» В Дональде Б. Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта , том. 2: 413-415. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Шлёгль, Герман А. 2001. «Атон». В Дональде Б. Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта , том. 1: 1156-158. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Симпсон, Уильям Келли (изд.) 2003 г. Литература Древнего Египта: антология рассказов, наставлений, стел, автобиографий и стихов , третье изд. Новый рай; Лондон: Издательство Йельского университета.
Тобин, Винсент А. 2001. «Амон и Амон-Ре». В Дональде Б. Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта , том. 1: 82-85. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Тобин, Винсент А. 2001. «Мифы: мифы о сотворении». В Дональде Б. Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта , том. 2: 469-472. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Уилкинсон, Ричард Х. 2003. Полное собрание богов и богинь древнего Египта t. Лондон: Темза и Гудзон.
Полный архив прошлых выпусков Glencairn Museum News доступен онлайн здесь .
Мифы о сотворении мира и форма (формы) богов в Древнем Египте – Smarthistory
Черная линия на всю страницу, изображающая божеств Геба, Нут и Шу. Геб, бог земли, простирается ниже богини неба Нут, которая выгибается над головой. Их разделяет бог воздуха Шу, которого поддерживает в этой задаче. Умершая становится на колени в правом нижнем углу в сопровождении своего ба-духа и в окружении групп богов. Папирус Гринфилда , c. 950–930 гг. до н. э., 21–22 династия, папирус, раскопанный в Первом тайнике, Верхний Египет, Дейр-эль-Бахри (Книга мертвых Неситанебташру) (© Trustees of the British Museum)
Повелитель Хаоса, бог Сет был связан с характерным и неопознанным животным с квадратными ушами и удлиненной, загнутой вниз мордой, Карнак, Египет (Музей под открытым небом, Карнак; фото: доктор Эми Калверт)
Мифический мир Египта, богатый творческими образами, были глубоко информированы природным миром, который их окружал. Божественный ландшафт и истории о существах, населявших его, продолжали развиваться на протяжении всей истории Египта. Со временем эти мифы сплели сложный гобелен смысла и значения, часто представляя многослойные, казалось бы, противоречивые точки зрения, которые существовали одновременно без явного конфликта.
Уробос (фрагмент), святыня из гробницы Тутанхамона, 18-я династия, Новое царство Египта (Египетский музей, Каир; фото: Djehouty, CC BY-SA 4.0)
Точно так же понятие времени в Древнем Египте было довольно жидкий; считалось, что оно движется с разной скоростью для определенных существ и регионов космоса и рассматривалось как линейное и циклическое одновременно. Очевидно, что отдельные египтяне жили линейным временем, проживая свою жизнь от рождения до смерти, но они также были близки и циклическому времени, о чем свидетельствуют солнечные циклы, ежегодные наводнения и повторяющиеся астрономические закономерности. Они считали, что непрекращающийся цикл распада, смерти и возрождения обеспечивает вечную целостность стабильной вселенной и позволяет ей процветать. Соответственно, уроборос — образ змеи, пожирающей собственный хвост, и могущественный символ возрождения — возник в Египте.
Доисторические народы региона Нила, как и многие другие древние народы, почитали силы мира природы, как живые, так и неживые. В то время как некоторые божества, такие как бог солнца Ра, были связаны с неодушевленными природными явлениями, большинство первых явных примеров божеств были связаны с животными. Боги-соколы и богини скота были одними из самых ранних и вполне могли развиться в контексте неолитического скотоводства.
Загадочные сцены на этой монументальной булаве вызвали много споров. Среди прочего они могли представлять царский праздник хеб-сэд, божественные ритуалы или королевскую свадьбу. С этой точки зрения, в верхнем регистре несут божественные стандарты, а в нижнем регистре показаны крупный рогатый скот, козы и человек, стоящий на коленях, с числами под ними, указывающими, сколько было захвачено или представлено. Нармер Мейсхед, ранний династический период, ок. 31 век до н. э., найдено в Иераконополе (Музей Эшмола, Оксфорд)
Уже в раннединастический период (ок. 3100–2686 гг. до н. э.) имеются важные свидетельства существования многих божеств, которые были представлены в человеческих, животных или гибридных формах (обычно с человеческими телами и головами животных). Культовые предметы (статуи богов) в их местных святынях, которые, как показано, почитаются королем, были изображены на предметах, найденных в королевских гробницах этого периода, и могут отражать фактические визиты правителя в разные части страны для общения с этими божествами. Посвящение королем таких культовых изображений и участие в их обрядах было одной из важнейших царских обязанностей. Около 3000 г. до н. э. когда Египет был объединен под властью одного правителя, эти разрозненные местные божества, по-видимому, были организованы в пантеон с установленными между ними отношениями, и эти связи могли породить различные мифические истории.
Туринский царский список, или Королевский канон Турина, папирус
Изучение египетской мифологии сопряжено с серьезными трудностями, не последней из которых являются большие пробелы в наших знаниях из-за прихотей сохранения. Наши наиболее связные записи — это тексты более поздних периодов, которые часто содержат подробные истории, представляющие, казалось бы, противоречивые сведения. Например, существовали разнообразные и дополняющие друг друга мифы о сотворении мира и космогонии (рассказы о происхождении вселенной), которые пересекались, чтобы представить различные аспекты их понимания того, как возник мир и боги. По мнению древних египтян, мифическая временная шкала мира состояла из семи этапов:
- хаос, существовавший до сотворения,
- появление божества-творца,
- сотворение (различными способами) мира и дифференциация существ,
- правление бога солнца,
- прямое правление других божеств, 90 227 правило человеческих королей и 90 228
- возвращение в хаос первобытных вод.
В разное время и в разных местах различные божества отождествлялись с богом-творцом, вышедшим из первобытных вод, чтобы инициировать и дифференцировать космос. Среди них были Ра, Атум, Хнум, Птах, Хатхор и Исида. Эти бесчисленные версии процесса творения были связаны с культовыми центрами и продвигались ими, которые подчеркивали роль своего божества-покровителя в этом процессе.
Три основных варианта египетской истории сотворения мира сегодня обычно называют культовыми местами, где эти варианты наиболее активно пропагандировались: Гермополис (Хемну), Гелиополь (Иуну) и Мемфис (Инеб-хедж).
Несмотря на то, что они различаются в деталях и концентрируются на примате своих собственных местных божеств, все эти системы созидания также очень похожи в своем подходе, где хаотическая, аморфная водная масса потенциала была поставлена под контроль посредством установления маат и обрел форму по воле Творца. Появилось множество вариаций на эти темы, которые соответствовали основным рамкам — появляющийся бог солнца иногда визуализировался как сокол, жук-скарабей или ребенок (среди прочих проявлений), — но все они материализовались из холма и/или первобытных вод. Понимание этих перекрывающихся мифов о сотворении мира и признание того факта, что они существовали одновременно без явного конфликта, намекает на сложность мифологического мира Древнего Египта.
Мифы о сотворении мираГермополис — культовый центр Восьми
Солнце восходит из холма творения в начале времен. Центральный круг представляет холм, а три оранжевых круга — солнце на разных стадиях восхода. Вверху находится иероглиф «горизонт», над которым появляется солнце. По обеим сторонам находятся богини севера и юга, изливающие воды, окружающие курган. Восемь фигурок из палочек — это боги Огдоады, рыхлившие землю. «Сотворение мира», деталь в Книга Мертвых Кенсумосе, г. 1075–945 гг. до н. э., Двадцать первая династия (Художественно-исторический музей, Вена)
Представление Hermopolitan (с центром в Гермополисе) представляло творение как насыпь земли, возникшую из первобытных вод хаоса. Цветок лотоса вырос из этого холма, раскрылся и показал новорожденного бога солнца, который принес свет в космос и положил начало творению. Считалось, что в первобытных водах находились четыре пары мужских и женских божеств, известных как Огдоада («группа восьми»), которые представляли элементы космоса до сотворения. Эти хтонические существа, часто изображаемые с головами лягушек и змей, ассоциируются с первобытным потопом. Пока не появился первый свет, эти существа считались инертными, содержащими потенциал творения, но «активировались» только тогда, когда из лотоса вышло молодое солнце. Имена этих божеств, считавшихся «матерями» и «отцами» бога солнца, были мужскими и женскими версиями стихий: Вода (Нун и Нунет), Бесконечность (Хех и Хаухет), Тьма (Кек и Каукет). ) и Скрытность (Амон и Амаунет).
Гелиополис — культовый центр Атума
Фрагмент бога воздуха Шу, которому помогают другие боги, поддерживает Нут, небо, а под ним лежит Геб, земля. Из папируса Гринфилда, ок. 950–930 гг. до н. э., 21–22 династия, папирус, найденный при раскопках в Первом тайнике, Верхний Египет, Дейр-эль-Бахри (Книга мертвых Неситанебташру) (© Trustees of the British Museum)
Бог солнца играет главную роль в богословии сотворения г. Гелиополя г. В этой системе творение осуществлялось группой божеств, именуемой Великой Эннеадой. Эта «группа из девяти» состояла из бога солнца в его форме Атума и восьми потомков. В этой истории Атум уже существовал в первобытных водах (иногда говорят, что он был «в своем яйце») и вышел один, чтобы инициировать творение. Считалось, что Атум был «тот, кто возник сам по себе», и затем он создал своих первых двух потомков, Шу (воздух) и Тефнут (влажность) из жидкостей своего тела. Затем Шу и Тефнут создали следующую пару богов, Геб (земля) и Нут (небо), создав физическую основу для мира. Затем Геб и Нут произвели на свет богов Осириса и Исиду, а также Сета и Нефтиду. Эти пары в каком-то смысле представляли плодородную долину Нила (Осирис и Исида) и окружающую ее пустыню (Сет и Нефтида), дополняя первичные элементы египетского космоса. Поскольку все эти божества рассматривались как продолжения бога солнца и происходящие от него, его обычно изображали правителем богов.
Мемфис — культовый центр великого мастера Птаха
Эта плита повторно использовалась в качестве жернова, поэтому она ужасно изношена в этом узоре спиц. Если вы увеличите изображение, которое у вас есть, вы увидите вертикальные строки текста. Камень Шабако, 710 г. до н. э., 25-я династия, найден в Мемфисе, Египет, 95 x 137 см (© Trustees of the British Museum)
Мемфис Теология записана на важном артефакте, ныне известном как Камень Шабака. Эта черная базальтовая стела изначально была установлена в древнем храме Птаха в Мемфисе и является единственной сохранившейся копией этого религиозного текста. Согласно надписи, которая сильно повреждена, текст стелы был скопирован с древнего изъеденного червями папируса, который фараон Шабака приказал переписать, чтобы сохранить его (эта история, впрочем, спорна). Текст содержит отсылки к гелиопольскому рассказу, но затем утверждает, что бог Мемфиса, хтонический Птах, предшествовал богу солнца и создал Атума. Птах считался «великим мастером», и текст намекает на творение, осуществляемое его сознательной волей и рациональным мышлением — форма земли описывалась как созданная его творческой речью.
Эти вариации основных мифических элементов могли возникнуть в результате попыток включить божеств, появлявшихся в разное время и в разное время, в существующую структуру историй о сотворении мира.
Netjer иероглиф, написанный в виде обернутого шеста с флагом наверху. Ряд знаков netjer из гробницы Рамзеса VI (KV9). Окрашенные детали показывают образец обертывания этих божественных символов (фото: доктор Эми Калверт)
Форма(ы) боговЕгипетское слово, которое современные ученые переводят как «бог», — это netjer , которое записывается иероглифами в виде обернутого шеста с флагом наверху — символа божественного присутствия, восходящего к додинастическим временам. Однако ясно, что этот термин охватывает не только то, что мы считаем богами, но и обожествляемых людей, другие типы сверхъестественных существ и даже хаотических монстров (таких как великий змей Апофис, который был главным врагом бога солнца Ра). Духи умерших ( аху ), демоноподобных обитателей подземного мира, и существ, называемых бау , которые были проявлениями богов, служивших их посланниками, также вызывали страх и почитание.
Человек Хунефер, которого ведет Гор (с головой сокола), стоит перед Осирисом (сидит), а Исида и Нефтида позади него. Суд в присутствии Осириса, Книга мертвых, 19-я династия, Новое царство, ок. 1275 г. до н. э., папирус, Фивы, Египет (Британский музей)
Боги принимали различные физические формы: антропоморфные (человеческие), зооморфные (животные), гибридные (с головой человека или животного и телом противоположного типа) и составной (где характеристики разных божеств были объединены в одну форму). Многие божества были изменчивы в том, как они были представлены, и действительно фиксированная форма для любого божества была довольно необычной — иногда только имя ясно указывает, какое божество представлено. Бог Тот, например, часто изображался с человеческим телом и головой ибиса, но также мог быть представлен в полностью животном образе в виде ибиса или бабуина.
Столица Хатор с человеческой головой и бычьими ушами (слева) и Хатор в форме быка (справа), обе из храма царицы Хатшепсут, Дайр аль-Бахри, Египет, ок. 1470 г. до н. э. (фото: д-р Эми Калверт)
Немногие божества были показаны во всех трех основных формах изображения, но были и исключения, такие как богиня Хатхор, которую можно было изобразить полностью человеческой, полностью коровьей или женщиной с коровьей головой. . Имейте в виду, что эти изображения не соответствовали тому, как на самом деле выглядели боги в египетской концепции. Вместо этого они были визуализацией характеристик божеств, предоставляя физические формы, которые позволяли взаимодействовать с богами.
Рельеф на стене Фиванской триады, Амона, Мут и Хонсу (слева направо), погребальный храм Рамсеса III, Мединет-Абу, Фиванский некрополь, Египет (фото: Rémih, CC BY-SA 3.0)
Были также многие другие типы групп божеств, особенно триады. Эти группы отец-мать-ребенок, такие как фиванская триада Амона, Мут и Хонсу, рассматривались коллективно в определенных контекстах, но каждая из них по-прежнему сохраняла свою индивидуальность. Совсем другой была практика, известная как синкретизм, когда разные божества сливались в одно тело. Похоже, это была попытка признать, когда божество обитало «внутри» другого божества, выполняя роли, которые в основном были функциями другого. Часто это были комбинации сходных божеств или разных аспектов одного и того же бога, например, Атум-Хепри, в котором сочетались сумеречные и утренние проявления бога солнца. В других примерах слились божества совершенно другой природы, такие как Амон-Ра, где «сокровенное» (упомянутое выше) соединилось с видимой силой солнца, чтобы создать «Царя богов».
Ра и Осирис слились воедино (центральная фигура), гробница Нефертари, 19-я династия c 1290 г. 1220 г. до н.э., Среднее царство, Западные Фивы Египет
Смерть, циклы и конец времениЕгипетские божества не были статичными существа. Осирис, один из их самых важных богов, на самом деле умер (хотя в текстах об этом прямо не говорится, они ссылаются на то, что его расчленили, мумифицировали и похоронили), а затем превратился в Повелителя подземного мира. У других, таких как бог солнца Ра, были циклы: считалось, что Ра достигает своего зенита в полдень (как Харахти), стареет в конце дня (как Атум), «умирает» ночью, сливаясь с Осирисом в глубинах.