Герой нашего времени: мнение современных писателей
Ольга АНДРЕЕВА
18.11.2021
«Культура» узнала, каков наш современный литературный герой
Литература — лучшее средство для понимания природы времени и общества. Этот факт отлично известен русскому читателю, воспитанному на романах Толстого и Достоевского, которые и посейчас говорят о России больше, чем любая социология. Каков современный литературный герой? Есть ли в нем что-то героическое? Какие персонажи сейчас интересуют авторов? Мы спросили об этом известных российских писателей, и вот что они ответили.
Александр Пелевин — писатель, поэт, журналист. Автор романов «Здесь живу только я» (2016), «Калинова Яма» (2017), «Четверо» (2018), «Покров-17» (2020) и сборника стихов «Красное, черное, белое и нечто совершенно иное» (2021). Лауреат премии «Национальный бестселлер» за 2021 год.
— Я не думаю, что у современной русской литературы вообще есть некий общий герой. Это тот случай, когда «со стороны виднее», возможно, лет через 20–30, когда наша современная проза оформится в условную «прозу десятых-двадцатых», об этом будут говорить маститые литературоведы. А что будут говорить — можно только гадать. Поэтому не буду говорить за всю литературу, скажу за себя. Мой герой — человек, запутавшийся в себе и во времени. Персонаж нашего беспощадного лихого безвременья, который смотрит в будущее и не хочет его. Есть ли в этом что-то героическое? Надеюсь, что есть. Нашему времени отчаянно нужны герои.
Шамиль Идиатуллин — писатель и журналист. Автор нескольких романов и повестей. Дважды лауреат премии «Большая книга» за романы «Город Брежнев» и «Бывшая Ленина». Работает руководителем регионального отдела в ИД «Коммерсантъ».
— Я пишу книги, которые интересны в первую очередь мне самому — как читателю. А мне-читателю интересны герои, на место которых я могу себя поставить. Иначе не торкнут самые потрясающие приключения и самые адские потрясения, которые переживают герои. Они переживают, а я нет — ни вообще, ни за них. Миссия провалена. Я должен видеть в герое себя и своих близких либо знакомых, хотя бы частично. При этом герой должен быть живым, нескладным и непослушным, как любой близкий человек, и должен вызывать сочувствие (симпатию, ненависть желание дочитать до того момента, как вот этому откусят голову и пр.). Я много говорил о том, что книги есть смысл писать только про «здесь и сейчас», а герой, соответственно, должен быть не сферическим протагонистом, жизнедеятельность которого сводится к диалогам, семейно-бытовым либо романтическим отношениям, потреблению еды и напитков и заходам в интернет, а нормальным человеком, мыслящим и чувствующим социальным животным с огромным букетом социальных обязательств и отношений, а также нормальной, толково описанной и значимой для сюжета и жизни работой. Если посмотреть на мои книжки, возникает подозрение, что автор не слишком строг в своих принципах. Герои свежих текстов — пионеры, оказавшиеся в нашем времени, бестолковая офис-менеджер, обнаружившая, что она робот, подростки и молодые бойцы из жесткого колдовского Средневековья и брошенка средних лет. Каждый из них не слишком похож на автора, и где тут вообще «здесь и сейчас-то»? Но кусочки каждого героя автор честно выращивал в себе, чтобы потом вырастить кусочки себя в герое — и чтобы его глазами, его мыслями, его уязвленными чувствами найти в чужом вроде бы мире незасвеченную грань нашего. Иначе неинтересно.
Сергей Носов — прозаик, поэт, драматург. Автор нескольких романов, более чем десятка пьес, сборников рассказов, эссе и стихов. Лауреат премии «Национальный бестселлер» 2015 года за роман «Фигурные скобки».
— Назвал бы Лермонтов роман по-другому, — например, «Печорин», — мы бы проблемы такой не знали. Неужели и в других странах кого-то волнует тема современного героя? Да он может быть кем угодно и каким угодно. Литературный герой — это тот, кто почему-то интересен автору. Он должен быть изображен убедительно. Вот задача пишущего. Неубедителен — тогда и говорить не о чем, его нет. Убедителен, похож на живого — значит, герой. Эмма Бовари, Анна Каренина, Гумберт Губмерт… И что — по ним тосковала современность, грезившая о герое? А если бы ими распорядились другие создатели, что бы мы тогда вместо них получили? Что до меня как автора, часто сам удивляюсь выбору героя. Иногда мне кажется, не автор выбирает героя, а герой автора. По слабохарактерности соглашается автор с этим субъектом иметь какое-то дело (у меня то маньяк, то старая дева), и приходится дальше работать — халтурить нельзя.
Евгений Чижов (Соминский) — писатель. Автор романов «Темное прошлое человека будущего», «Персонаж без роли», «Перевод с подстрочника» и «Собиратель рая». Лауреат премии «Ясная Поляна» 2020 года за роман «Собиратель рая».
— Дело критиков судить о герое современной литературы. Могу высказаться лишь о персонажах собственных романов, в которых теперь обнаруживаю некоторые общие черты. Все мои главные герои в той или иной степени аутсайдеры, они существуют на обочине своего времени — девяностых или начала двухтысячных — и если оказываются вовлечены в значимые события эпохи, то лишь как случайные свидетели, чуждые противоборствующим сторонам, преследующие собственные цели. Так, рабочий сцены оперного театра Андрей Некрич из романа «Темное прошлое человека будущего» использует вооруженный конфликт в Москве в октябре 1993-го, чтобы обмануть своих преследователей, попав в списки погибших. Непризнанный поэт Олег Печигин из «Перевода с подстрочника» не может выбрать между оппозицией и президентом вымышленного Коштырбастана и погибает, пытаясь наладить между ними диалог. Андрей Куницын по прозвищу Струна из «Персонажа без роли» оказывается между законопослушными гражданами и уголовниками, не совершая преступлений, он помогает сбывать краденое через комиссионку, где работает продавцом. Наконец, Кирилл из «Собирателя рая», король московских барахолок, зарабатывает на ностальгических сантиментах современников и претендует на независимость от своего времени. Эта независимость, так или иначе свойственная всем моим главным героям, не помешала известному Льву Данилкину в рецензиях на «Темное прошлое человека будущего» и «Персонажа без роли» объявить Некрича и Струну героями своего времени. Возможно, так критик хотел разобраться с моими странными персонажами, щедрым жестом переместив их с периферии в центр эпохи, найти для них место, чтобы исчерпывающе объяснить их через него. Между тем, сочиняя их, я не помышлял ни о чем подобном, эпоха интересовала меня лишь в качестве фона. Как же вышло, что герои, задуманные как маргинальные, оказались способны претендовать на роль типических представителей своего времени?
Мой интерес к разного рода маргиналам обусловлен прежде всего тем, что они, как правило, ярче обычных людей, их черты стремятся к гротеску, в них нагляднее обнаруживаются качества, которые у обывателей, нашедших свое скромное место в эпохе, остаются в непроявленном виде. Маргинал противостоит не своему социальному антагонисту (как бедный — богатому, местный — приезжему, законопослушный – правонарушителю и т. п.), а эпохе в целом, что повышает его шансы стать ее отражением, пусть сколь угодно кривым. Еще выше становятся эти шансы оттого, что автор рисует время, глядя на него глазами своего главного героя, пропускает время через него, что неизбежно ведет к появлению у них общих черт. О Некриче в «Темном прошлом человека будущего» говорится, что он, как вирус, заражает своей недостоверностью все вокруг. Действие романа происходит в 90-е, когда перемены рушились на вчерашних советских граждан, привыкших к застывшему времени своей державы, с такой скоростью, что верить этим переменам становилось все труднее. Действительность словно утратила фундамент и понеслась вверх тормашками, становясь все более фантасмагорической. Система советских ценностей была перевернута с ног на голову, что неизбежно вело к потере опоры, относительности морали, утрате различия между добром и злом. Такое лишенное опоры имморальное состояние и воплощает собой Некрич. Для него оно естественно, и здесь он полностью совпал со своей эпохой, которая была временем маргиналов и аутсайдеров, оказавшихся в центре событий. Этим и интересны девяностые. Сейчас судьба Некрича, как и других моих персонажей, сложилась бы иначе, и никому уже не пришло бы в голову назвать их героями нашего времени.
Напоследок цитата из книги французского киноведа Антуана де Бека «Новая волна: портрет молодости»: «Все герои и героини Новой волны не являются типичными представителями своей эпохи, они ведут себя не как все и рассуждают не как все, и именно в этом просвечивает стиль и умение выразить действительность. Для Новой волны быть современником означает решительно быть не как все».
Фотографии: Александр Авилов / АГН «Москва».
Герои нашего времени. Пять историй о людях, шагнувших в бессмертие | Армия | Общество
Современность с её мерилом успеха в виде денежных единиц рождает куда больше героев скандальной светской хроники, нежели истинных героев, своими поступками вызывающих гордость и преклонение.
Иногда кажется, что настоящие герои остались лишь на страницах книг о Великой Отечественной.
Но в любые времена остаются те, кто готов пожертвовать самым дорогим во имя близких, во имя Родины.
В День защитника Отечества мы вспомним о пяти наших современниках, совершивших подвиги. Они не искали славы и почестей, а просто до конца исполняли свой долг.
Сергей Бурнаев
Сергей Бурнаев родился в Мордовии, в посёлке Дубенки 15 января 1982 года. Когда Серёже было пять лет, родители переехали в Тульскую область.
Мальчишка рос и взрослел, а вокруг менялась эпоха. Сверстники рвались кто в бизнес, кто в криминал, а Сергей мечтал о карьере военного, хотел служить в ВДВ. Окончив школу, успел поработать на заводе резиновой обуви, а потом был призван в армию. Попал, правда, не в десант, а в отряд спецназа ВДВ «Витязь».
Серьёзные физические нагрузки, тренировки не пугали парня. Командиры сразу обратили на Сергея внимание – упрямый, с характером, настоящий спецназовец!
За две командировки в Чечню в 2000–2002 годах Сергей зарекомендовал себя настоящим профессионалом, умелым и стойким.
28 марта 2002 года отряд, в котором служил Сергей Бурнаев, проводил спецоперацию в городе Аргун. Боевики превратили в своё укрепление местную школу, разместив в ней склад боеприпасов, а также прорыв под ней целую систему подземных ходов. Спецназовцы начали обследовать тоннели в поисках укрывшихся в них боевиков.
Сергей шёл первым и наткнулся на бандитов. Завязался бой в узком и тёмном пространстве подземелья. Во время вспышки от автоматной очереди Сергей увидел катящуюся по полу гранату, брошенную боевиком в сторону спецназовцев. От взрыва могли пострадать несколько бойцов, не видевших этой опасности.
Решение пришло в доли секунды. Сергей накрыл гранату своим телом, спасая остальных бойцов. Он погиб на месте, но отвёл угрозу от товарищей.
Бандгруппа в составе 8 человек в этом бою была полностью ликвидирована. Все товарищи Сергея в этом бою остались живы.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряжённых с риском для жизни, указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2002 года № 992 сержанту Бурнаеву Сергею Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Сержант Сергей Бурнаев навечно зачислен в списки своей воинской части Внутренних войск. В городе Реутов Московской области на Аллее Героев воинского мемориального комплекса «Всем реутовцам, погибшим за Отечество» установлен бронзовый бюст героя.
Денис Ветчинов
Денис Ветчинов родился 28 июня 1976 года в посёлке Шантобе Целиноградской области Казахстана. Провёл обычное детство школьника последнего советского поколения.
Как воспитывается герой? Этого, наверное, не знает никто. Но на переломе эпох Денис выбрал карьеру офицера, после срочной службы поступив в военное училище. Может, сказалось и то, что школа, которую он окончил, носила имя Владимира Комарова – лётчика-космонавта, погибшего при полёте на корабле «Союз-1».
После окончания училища в Казани в 2000 году новоиспечённый офицер от трудностей не бегал – сразу оказался в Чечне. Все, кто знал его, повторяют одно – пулям офицер не кланялся, бойцов берёг и был настоящим «отцом солдатам» не на словах, а по сути.
В 2003 году чеченская война для капитана Ветчинова закончилась. До 2008 года он служил в должности заместителя командира батальона по воспитательной работе в 70 гвардейском мотострелковом полку, в 2005 году стал майором.
Офицерская жизнь – не сахар, но Денис ни на что не жаловался. Дома его ждали жена Катя и дочка Маша.
Майору Ветчинову прочили большое будущее, генеральские погоны. В 2008 году он стал заместителем командира 135-го мотострелкового полка 19-й мотострелковой дивизии 58-й армии по воспитательной работе. В этой должности его и застала война в Южной Осетии.
9 августа 2008 года маршевая колонна 58-й армии на подходе к Цхинвалу попала в засаду грузинского спецназа. Машины расстреливали с 10 точек. Был ранен командующий 58-й армией генерал Хрулёв.
Майор Ветчинов, находившийся в колонне, спрыгнув с бронетранспортёра, вступил в бой. Сумев предотвратить хаос, он организовал оборону, ответным огнём подавляя грузинские огневые точки.
При отходе Денис Ветчинов был тяжело ранен в ноги, однако, превозмогая боль, продолжил бой, прикрывая огнём своих товарищей и находившихся вместе с колонной журналистов. Остановить майора смогло лишь новое тяжёлое ранение в голову.
В этом бою майор Ветчинов уничтожил до десятка спецназовцев противника и спас жизни военного корреспондента «Комсомольской правды» Александра Коца, спецкорреспондента ВГТРК Александра Сладкова и корреспондента «Московского комсомольца» Виктора Сокирко.
Раненого майора отправили в госпиталь, однако по дороге он скончался.
15 августа 2008 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, майору Денису Ветчинову было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Алдар Цыденжапов
Алдар Цыденжапов родился 4 августа 1991 года в посёлке Агинское, в Бурятии. В семье было четверо детей, в том числе сестра-близнец Алдара Арюна.
Отец работал в милиции, мать медсестрой в детсаду – простая семья, ведущая обычную жизнь жителей российской глубинки. Алдар окончил школу в родном посёлке и был призван в армию, попал на Тихоокеанский флот.
Служил матрос Цыденжапов на эсминце «Быстрый», у командования пользовался доверием, дружил с сослуживцами. До «дембеля» оставался всего месяц, когда 24 сентября 2010 года Алдар заступил на дежурство машинистом котельной команды.
Эсминец готовился к боевому походу с базы в Фокино в Приморье на Камчатку. Внезапно в машинном отделении корабля вспыхнул пожар из-за замыкания проводки в момент прорыва топливного трубопровода. Алдар бросился перекрывать утечку топлива. Вокруг бушевало чудовищное пламя, в котором матрос провёл 9 секунд, сумев устранить утечку. Несмотря на страшные ожоги, из отсека он выбрался сам. Как впоследствии установила комиссия, оперативные действия матроса Цыденжапова привели к своевременному отключению энергоустановки корабля, которая в противном случае могла взорваться. В этом случае погиб бы и сам эсминец, и все 300 человек экипажа.
Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке, где врачи четыре дня сражались за жизнь героя. Увы, 28 сентября он скончался.
Указом Президента России № 1431 от 16 ноября 2010 года матросу Алдару Цыденжапову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Сергей Солнечников
Сергей Солнечников родился 19 августа 1980 года в Германии, в Потсдаме, в семье военного. Продолжать династию Серёжа решил ещё в детстве, не оглядываясь на все трудности этого пути. После 8-го класса поступил в кадетскую школу-интернат в Астраханской области, потом без экзаменов был принят в Качинское военное училище. Здесь его застала очередная реформа, после которой училище расформировали.
Однако Сергея от карьеры военного это не отвратило – он поступил в Кемеровское высшее военное командное училище связи, которое окончил в 2003 году.
Служил молодой офицер в Белогорске, на Дальнем Востоке. «Хороший офицер, настоящий, честный», – говорили о Сергее друзья и подчинённые. А ещё дали ему прозвище – «комбат Солнце».
Обзавестись семьёй не успел – слишком много времени уходило на службу. Невеста терпеливо ждала – ведь казалось, впереди ещё целая жизнь.
28 марта 2012 года на полигоне части проходили обычные учения по метанию гранаты РГД-5, входящие в курс подготовки солдат срочной службы.
19-летний рядовой Журавлёв, разволновавшись, бросил гранату неудачно – она, ударившись о бруствер, отлетела назад, где стояли его сослуживцы.
Растерянные мальчишки с ужасом смотрели на лежащую на земле смерть. Комбат Солнце среагировал мгновенно – отбросив солдата, он закрыл гранату своим телом.
Раненого Сергея доставили в госпиталь, но от многочисленных травм он умер на операционном столе.
3 апреля 2012 года указом Президента Российской Федерации майору Сергею Солнечникову за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Ирина Янина
«У войны не женское лицо» – мудрая фраза. Но так уж получилось, что на всех войнах, что вела Россия, рядом с мужчинами оказывались женщины, наравне с ними перенося все тяготы и лишения.
Родившаяся в Талды-Кургане Казахской ССР 27 ноября 1966 года девочка Ира не думала о том, что война со страниц книг войдет в её жизнь. Школа, медучилище, должность санитарки в туберкулёзном диспансере, потом в родильном доме – сугубо мирная биография.
Всё перевернул развал Советского Союза. Русские в Казахстане вдруг стали чужими, ненужными. Как и многие, Ирина с семьёй уехала в Россию, где хватало своих проблем.
Муж красавицы Ирины трудностей не выдержал, ушёл из семьи в поисках более лёгкой доли. Ира осталась одна с двумя детьми на руках, без нормального жилья и угла. А тут ещё несчастье – у дочки обнаружился лейкоз, от которого она быстро угасла.
От всех этих бед ломаются даже мужики, уходят в запой. Ирина не сломалась – ведь у неё оставался сын Женька, свет в окошке, ради которого она была готова свернуть горы. В 1995 году она поступила на службу во Внутренние Войска. Не подвигов ради – там платили деньги, давали паёк. Парадокс новейшей истории – чтобы выжить и поднять сына, женщина вынуждена была ехать в Чечню, в самое пекло. Две командировки в 1996-м, три с половиной месяца в качестве медсестры под ежедневными обстрелами, в крови и грязи.
Медсестра медицинской роты бригады оперативного назначения ВВ МВД России из города Калач-на-Дону – в этой должности сержант Янина попала на свою вторую войну. Банды Басаева рвались в Дагестан, где их уже ждали местные исламисты.
И снова бои, раненые, убитые – ежедневная рутина медицинской службы на войне.
«Здравствуй, мой маленький, любимый, самый красивый в мире сынок!
Я очень соскучилась за тобой. Ты мне напиши, как у тебя дела, как со школой, с кем дружишь? Не болеешь? По вечерам не ходи поздно – сейчас очень много бандитов. Будь около дома. Один никуда не ходи. Слушай всех дома и знай – я очень тебя люблю. Побольше читай. Ты уже большой и самостоятельный мальчик, поэтому делай всё правильно, чтобы тебя не ругали.
Жду твоего письма. Слушай всех.
Целую. Мама. 21.08.99 года»
Это письмо Ирина отправила сыну за 10 дней до своего последнего боя.
31 августа 1999 года бригада внутренних войск, в которой служила Ирина Янина, штурмовала селение Карамахи, превращённое террористами в неприступную крепость.
В тот день сержант Янина под огнём противника оказала помощь 15 раненым бойцам. Затем на БТР трижды выезжала на линию огня, вывезя с поля боя ещё 28 тяжелораненных. Четвёртый рейс стал роковым.
БТР попал под ураганный огонь противника. Ирина стала прикрывать погрузку раненых ответным огнём из автомата. Наконец, машине удалось двинуться в обратный путь, но боевики из гранатомётов подожгли БТР.
Сержант Янина, пока хватало сил, вытаскивала раненых из горящей машины. Сама выбраться наружу она не успела – в БТРе начал взрываться боекомплект.
14 октября 1999 года сержанту медицинской службы Ирине Яниной присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно), она навечно зачислена в списки личного состава своей воинской части. Ирина Янина стала первой женщиной, удостоенной звания Героя России за боевые действия в Кавказских войнах.
Герой нашего времени по Михаил Лермонтов | Художественная литература
Современная литература начинается раньше, чем можно было ожидать, в третьем и четвертом десятилетиях XIX века: в Шотландии с Джеймсом Хоггом, в Германии с Георгом Бюхнером и в России с Лермонтовым. Ну, не то чтобы в «современной литературе», но в Лермонтове, по крайней мере, мы видим первого настоящего антигероя.
Для тех, кто имеет представление о русском романе как об огромном звере, наполненном сбивающим с толку количеством персонажей, называемых Принцем Нечто и Принцессой Нечто еще, до такой степени, что вы чувствуете, что вам нужен указатель, чтобы хотя бы смутно отслеживать, что происходит on, «Герой нашего времени» внесет освежающие изменения. Это намного меньше 200 страниц и поставляется с хорошо урезанным набором персонажей, и, хотя есть три разных рассказчика, все это прекрасно усваивается, доносит свою мысль быстро и без обиняков и уходит, не задерживаясь. его приветствие.
Вот его смысл: творчество скучающего, циничного, безродного Григория Александровича Печорина. Лермонтов заставляет его подойти к нам боком, так сказать, сначала по воспоминаниям ветерана-штабс-капитана, служившего на Кавказе. Мы встречаемся с ним то мельком и непосредственно, то, наконец, через его собственные дневники, которые сами обрываются чуть ли не, чувствуется, на середине рассказа, как будто Лермонтов просто подумал: «Все, пошел» и записал. его ручка.
Или был застрелен. Жизнь Лермонтова была не слишком далека от жизни его творения: он тоже служил офицером на Кавказе, попал в романтические передряги и погиб на дуэли. (На обложке книги с довольно мрачным остроумием изображен изрешеченный пулями портрет Лермонтова.) Не то чтобы Лермонтова можно было спутать с его героем — «эта жалкая старая уловка!» как он уволил тех, кто это сделал.
Но Печорин — это, конечно, вариант Лермонтова, скажем так, прожженный вариант — тот, кто мог манипулировать женскими сердцами вроде бы по своей воле или мог весело пойти на подтасованный поединок. — Так? Если я умру, то умру! Потеря для мира будет невелика. Да и сам я уже изрядно надоел. ложиться спать, это только то, что его карета еще не приехала. Но карета готова… прощай!»
Шутка в том, что история совсем не скучная. На самом деле Лермонтов изо всех сил старается сделать жизнь своего героя интересной. Нам представлены похищение татарской принцессы, приключения с контрабандистами (тоже с участием красивой женщины), драка с однополчанином из-за другой женщины, заканчивающаяся дуэлью, и история с жестоким, пьяным убийством.
Но нас интригует характер Печорина. Переводчица во вступлении называет его «неприятным», но я бы так не сказал. У него могут быть прискорбные черты, и он представляет угрозу для себя и окружающих, но неприятным он является в последнюю очередь. «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина?» — спрашивает рассказчик Лермонтова перед началом дневников. «Мой ответ — название этой книги. «Какая злобная ирония!» они скажут. Я не знаю. Эти последние три слова прекрасно отражают двусмысленность произведения. В самом предисловии Лермонтова говорится, что книга представляет собой «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в их наиболее полном развитии», и доходит до того, что использует слово «скверный» для описания Печорина, но правду о нем лучше сказать внутри. романе, когда его описывает одна из женщин, которым он разбивает сердца (подозреваю, впрочем, что именно в отместку за то, что ему разбили собственное сердце, Лермонтов и написал книгу в первую очередь): «Но что-то есть в вашем природа особенная, принадлежит тебе одному. .. Никто не способен хотеть быть любимым так сильно, как ты. лучше используйте их преимущества, и никто не может быть так искренне несчастен, как вы, потому что никто так не стремится убедить себя в обратном».
Литературные пособия и конспекты
Благодарим вас за знакомство с этим суперкратким обзором сюжета «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.
Герой нашего времени — классическое произведение русской литературы, написанное Михаилом Лермонтовым и опубликованное в 1840 году. Оно иллюстрирует распространенный в более поздней литературе троп «лишнего человека», в котором человек большого таланта и гениальности не способен для здорового выражения этих талантов из-за каких-то социальных обстоятельств.
Он разделен на пять частей с тремя основными рассказчиками. В первой истории молодой солдат путешествует по Кавказским горам, документируя свои передвижения на потом. Он встречает пожилого сморщенного солдата по имени капитан Максим Максимыч, который показывает ему образ жизни войск в этом регионе и то, как взаимодействовать с местными жителями, осетинскими соплеменниками.
Когда они вместе путешествуют по горам, а затем ищут убежища от бури, Максим рассказывает историю Григория Александровича Печорина, младшего офицера и главного героя книги. Печорин влюбляется в дочь местного атамана Беллу. Он убеждает ее брата похитить ее в обмен на украденную лошадь. В конце концов она влюбляется в него, но хозяин животного убивает ее. Печорин впадает в глубокую депрессию, становится физически больным.
Максим — второй рассказчик. Во второй истории он и безымянный рассказчик снова встречаются. Они встречают грубого слугу и узнают, что его хозяином является человек по имени Печорин. Максим просит встречи с ним, но Печорин не рад его видеть. Максим таскал за ним его дневники, но оказывается, что они ничего не значат для Печорина, и Максим бросает их на пол.
Неназванный рассказчик забирает их после того, как оба мужчины уходят.Здесь безымянный рассказчик сообщает нам, что Печорин мертв. Он объясняет, что следующие несколько историй будут взяты непосредственно из дневников Печорина, и он находит его умным, интровертным человеком. Журналы ценны неумолимой честностью Печорина. Однако он будет публиковать только рассказы о временах Печорина на Кавказе по причинам, которые он не может нам раскрыть.
Здесь мы начинаем слышать самого Печорина. В рассказе «Тамань» он ненадолго останавливается в одноименном приморском поселке, но не может найти ночлег. Он живет в хижине у моря. Он просит хозяина дома, но слепой мальчик говорит ему, что старуха в деревне. Той ночью он не может уснуть и следует за тенью, которая, похоже, занимается контрабандой. Когда он угрожает раскрыть их деятельность властям, женщина целует его и пытается утопить. На следующий день он уходит, никому ничего не сказав, потому что боится унижения.
В следующем рассказе «Княжна Марья» Печорин встречает старого знакомого Грушницкого. Они не питают друг к другу нежных чувств, и Печорин решает соблазнить любовное увлечение Грушницкого. Он чувствует, что это будет занимательно, и сможет пообщаться с потерянной любовью Верой, потому что она входит в ближайшее окружение княжны Марии. Он побеждает ее, несмотря на то, что не испытывает к ней никаких чувств, и они с Грушницким вступают в дуэль. Он убивает Грушницкого, но ни у кого нет счастливого конца, потому что он также теряет Веру.
В финальном рассказе Печорин находится в казачьей станице. Он и некоторые его коллеги обсуждают предопределение и делятся историями, доказывающими и опровергающими его. В какой-то момент старый солдат стреляет ему в висок из пистолета, но дает осечку. Они предполагают, что он не был заряжен, но он снова стреляет, и пуля вонзается в стену. Позже он умирает, когда казак разрезает его пополам. Печорин должен задержать убийцу, что он делает с большой опасностью для себя. Ему это удается лишь с небольшими травмами.
В последней сцене рассказа Максим и Печорин разговаривают, а Печорин рассказывает о своих переживаниях. Он разочарован, потому что Максим предлагает лишь поверхностную беседу и, кажется, не способен вести глубокую беседу, которой так жаждет Печорин.
Отчасти привлекательность Печорина в том, что он антигерой. Он демонстрирует многие черты героя, например, храбрость и остроумие, но он также манипулирует и хитрит. Он использует персонажей истории, чтобы развлечь себя, как пешек в игре. Мы знаем, что идея лишнего человека указывает на то, что если бы у Печорина был лучший выход для своего таланта и ума, он мог бы совершить великие дела, но он умирает молодым после ряда военных приключений.
Печорин, похоже, никого не любит и не заботится ни о ком вокруг, хотя в некоторых моментах истории мы понимаем, что он очень глубоко переживает. Когда Белла умирает, это становится катализатором полного срыва и в конечном итоге приводит к его смерти. Его способность глубоко чувствовать замаскирована его манипуляциями и его кажущимся пренебрежением к жизненным переживаниям. Ему скучно, но на него влияют события вокруг него
Печорин считает себя неспособным заводить друзей и поэтому дистанцируется от тех, кто считает его другом.