Гештальт закрытый: Что значит «закрыть гештальт» | Мел

что такое незакрытый гештальт и зачем его закрывать

Анастасия Готовцева, квалифицированный специалист, психолог

 

Слово «гештальт» пришло из немецкого языка, переводится как «форма», «фигурка» или по-русски «целостный образ». Например, картину мы воспринимаем как произведение искусства, а не набор отдельных пятен краски. Также мы формируем целостные образы в разных жизненных ситуациях: «Как должна себя вести жена, муж, ребенок?». Все это дает нам опоры для ориентировки в мире и снимает нагрузку с мозга, иначе мы бы не вспомнили даже дорогу на работу/домой и т. д.

Помимо прочего существует много внутренних стимулов: желаний, потребностей, ощущений, чувств, переживаний – мозгу нужно систематизировать эту информацию, для этого существуют конкретные образы себя, как представление о жизни – «Что я люблю есть? Какого мужа хочу? Где люблю отдыхать и т.д.».

 

Что же такое закрытый гештальт

 

Человек от рождения имеет ряд потребностей, некоторые из них выходят на передний план, когда появляется образ реализации. По удовлетворении потребности гештальт считается закрытым, так мы можем перейти к следующему этапу.

 

Всегда ли плохо, что гештальт не закрыт

 

Нет, потому что, когда мы ощущаем желание поесть – у нас появляется энергия, чтобы понять, чего мы хотим, и как мы это добудем, чтобы себя удовлетворить.

Ситуация с незакрытыми гештальтами становится патологичной в двух случаях:

— их накапливается слишком много: тогда чувствуется недовольство, неудовлетворенность, и мы можем в буквальном смысле начать перезагружаться, как компьютеры с большим количеством открытых программ;

— если одна потребность долго не реализуется тогда тоже ощущается несчастье, в котором можно даже дойти до отчаяния.

Например, раз за разом мы выбираем партнеров, которые к нам холодны, или выбираем друзей, которые нас предают, или работу, где нас раз за разом используют и не выплачивают обещанные деньги.

 

Почему наша потребность не может быть удовлетворена, а гештальт стать закрытым

 

Приведу примеры. Я работаю с парами, и часто фокусом работы становятся представления о семейной жизни, быте, любви и когда слишком много образов «женщина должна», а «мужчина должен» – сложно построить счастливые отношения, так как они будут постоянно разбиваться о требования. То есть в данном примере очень жесткие и нереалистичные представления о партнере и такой гештальт не может быть закрытым, так как каждый хочет быть в отношениях любим, а не соответствовать ожиданиям партнера.

Или, наоборот, иногда у клиентов есть такие представления о себе, которые исключают возможность быть счастливым, например: «Я не достойна», «Я не могу быть любимой», – тогда потребность построить счастливые отношения не может быть удовлетворена.

Суть гештальт-подхода в том, что мы разбираемся, чем клиент не удовлетворен (какой гештальт не закрыт) и намечаем путь реализации потребности, например, построить желанные отношения.

 

 

Что такое гештальт и зачем его закрывать

Мир как управляемая галлюцинация, «ага-эффект» и при чем тут дизайн: что когнитивная наука и психология знают о гештальте

Содержание

  1. Что такое гештальт
  2. Как закрыть гештальт
  3. Происхождение гештальтов
  4. Что надо знать о гештальтах

Психолог Полина Гавердовская — о том, что такое гештальт, когда он может быть полезен, а когда его нужно срочно устранять

(Видео: РБК)

Целое невероятнее частей

Перед вами картинка. Если у вас нет неврологических нарушений или неполадок с экраном, то вы видите велосипед. Именно велосипед как цельный объект, а не отдельные его части. Психологи утверждают, что мозг стремится к формированию целостной картины — гештальта.

В начале XX века группа экспериментальных психологов — Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёллер и Курт Коффка — изучала особенности человеческого восприятия. Их интересовало, как мы умудряемся адекватно воспринимать этот казалось бы хаотичный, переполненный разными стимулами и непредсказуемый мир. Итогом их работы стало новое направление — гештальтпсихология.

«Gestalt» дословно переводится с немецкого как «форма» или «фигура». По-русски это звучит скорее как «целостность». Мы воспринимаем, скажем, мелодию именно как мелодию, а не как набор отдельных звуков. Этот принцип — его называют холизмом — центральный для гештальтпсихологии. Как писал Курт Коффка, создаваемое нашим восприятием целое — принципиально иное, чем сумма его частей. Не просто больше, а качественно другое.

Из всей массы сигналов наше восприятие выделяет некий образ, а остальное становится его фоном. Наверняка вам встречалась «Ваза Рубина» — классический пример обращающихся фигур.

Ваза Рубина — классическое изображение обращающихся фигур, используемое в гештальтпсихологии

В ней можно увидеть либо вазу, либо два профиля, но не то и другое одновременно. Фигура и фон вступают в отношения друг с другом и порождают новое свойство.

«Фигура и фон» — не единственный принцип человеческого восприятия, который описали гештальтпсихологи.

Принципы гештальта

  • Подобие: объекты одного размера, цвета, формы, очертаний воспринимаются вместе.
  • Близость: мы группируем объекты, находящиеся близко друг к другу.
  • Замкнутость: мы стараемся завершить рисунок так, чтобы он приобретал полную форму
  • Смежность: объектам достаточно быть близко во времени или пространстве, чтобы мы воспринимали их как цельный образ.

Принципы гештальта хорошо работают, к примеру, в дизайне. Когда веб-страница или приложение неважно сверстаны — подобраны не те шрифты, объекты не выровнены или неверно сгруппированы — у вас будет

ощущение, что что-то здесь не так, даже если вы не профессиональный дизайнер. Например, как в этом абзаце.

Гештальт-психология и дизайн

Как закрыть гештальт?

Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Сложные поведенческие реакции тоже работают по законам гештальта. На этом построена гештальт-терапия, которую важно не путать с гештальтпсихологией. Чаще всего о гештальте говорят в контексте того, закрыт он или не закрыт. Так вот, здесь речь именно о терапевтическом подходе.

Основатель гештальт-терапии Фредерик Пёрлз расширил идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до миропонимания. Холистична вся наша психика — она саморегулируется и стремится к целостности.

В каждый отдельный момент какая-то наша потребность выходит на передний план и становится фигурой на фоне.

Дальше ее сменяет другая потребность, и так на протяжении всей жизни.

Эта механика работает на всех уровнях одновременно — от естественных нужд до глобальных планов на жизнь. Голод, жажду или поход в туалет долго откладывать не получится, и потребность придется удовлетворить. С недочитанной книгой, недосмотренным сериалом или недоделанным делом процесс может затянуться, а, например, с неразделенной любовью или конфликтом с родителями и вовсе никогда не закончиться.

Неудовлетворенные потребности создают своего рода напряжение и перетягивают на себя ресурсы организма, в частности память. Поэтому о незавершенных ситуациях мы помним гораздо лучше. Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник». Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести.

«Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. Описана Фредериком Пёрлзом

Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. В таких случаях и нужны гештальт-терапевты.

Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт.

Откуда берутся гештальты?

Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века.

С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц (знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон»).

Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой

Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка.

Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных.

Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать.

В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании (predictive coding). Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью. Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней. Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью.

Гештальт — это событие, а не что-то статичное. Представьте, что «верхние» нейроны встречаются с «нижними» и договариваются о том, какова реальность в данном месте в данное время. Договорившись, они жмут друг другу руки. Это рукопожатие длиной в несколько сотен миллисекунд и будет гештальтом.

Мозг необязательно будет менять предсказания. Он может и проигнорировать реальность. Вспомните гештальт-терапию и потребности: они могут существовать и на самом примитивном уровне. В далеком прошлом распознать какой-то объект означало вовремя увидеть хищника и не быть съеденным или найти что-то съедобное и не умереть с голоду. В обоих случаях цель — адаптироваться к реальности, а не описать ее с высокой точностью.

Предсказательная модель — прорывная модель для гештальтпсихологии

Если предсказательная модель работает, организм получает положительное подкрепление. Отсюда две возможных ситуации, когда может проявляться эффект гештальта:

  • Предсказание корректируется — у нас вдруг складывается цельный образ, возникает «ага-эффект». Это подкрепляется выбросом дофамина. Когда вы узнали знакомое лицо в толпе или наконец поняли то, что долго не могли понять — это тот самый «ага-эффект». На нем построено искусство, которое постоянно нарушает наши ожидания.
  • Предсказание остается прежним — мы как бы на автомате видим воображаемые объекты, тот же треугольник. В этом тоже есть логика — мозг не тратит лишнюю энергию, чтобы корректировать модель мира.
    Это было показано в экспериментах. Гештальт-эффекты совпадали со снижением активности в соответствующих областях зрительной коры.

Изображения, демонстрирующие эффект гештальта, как и многие другие оптические иллюзии, используют эти механики. Они как бы взламывают нашу систему восприятия. «Ваза Рубина» или «Куб Неккера» заставляют мозг постоянно корректировать предсказания и провоцируют череду «ага-эффектов». Воображаемые треугольники, объемы, перспективы, наоборот, настолько глубоко укоренены в восприятии и настолько хорошо работали в прошлом, что мозг предпочитает полагаться на них, а не на реальность.

Рисунки, отображающие эффект гештальта

Идея гештальта приоткрывает окно в устройство нашего восприятия. Последние достижения в исследованиях мозга говорят о том, что мир для каждого из нас — это своего рода управляемая галлюцинация. Не так важно, согласуется ли наша внутренняя «карта местности» с территорией реальности, если она позволяет нам удовлетворять все потребности.

Если не позволяет — мозг вносит нужные корректировки.

Ученый Анил Сет рассказывает о так называемых «управляемых галлюцинациях»

О цельном восприятии реальности и границе контакта с миром говорит и гештальт-терапия. Но в отличие от гештальтпсихологии, в ней идет речь не о восприятии треугольников или даже лиц, а о более сложных феноменах — поведении, потребностях и проблемах с их удовлетворением. Благодаря последним достижениям в исследованиях мозга и сложным вычислительным моделям мы стали лучше понимать природу гештальтов. Есть шанс, что в обозримом будущем это поможет людям решать действительно важные для них проблемы и закрывать давние гештальты.

Что нужно знать о гештальтах

  • Гештальт — это целостный образ, создаваемый нашим восприятием.
    Изображение, лицо человека, мелодию или абстрактную идею мы воспринимаем сразу и целиком.
  • Гештальтпсихология еще в начале XX века описала многие особенности нашего восприятия. К примеру, как мы группируем объекты, которые похожи друг на друга или просто близко расположены. Сегодня эти правила активно применяются в дизайне и искусстве.
  • В XXI веке к идее гештальта вновь прикован интерес — на этот раз в контексте исследований мозга. Гештальт в широком смысле показывает, как мозг создает модель мира. Через нейронные цепочки обратных связей мозг постоянно сравнивает предсказания с реальностью. Обновление модели реальности и рождает гештальт. Благодаря этому мы воспринимаем мир единым и целостным, а не как хаотичный набор стимулов.
  • Гештальт-терапия — это тоже про целостное восприятие мира и контакт со средой.
    Только здесь речь не о нейронных контурах, а о психике, поведении и потребностях. Человеческая психика стремится к целостности, равновесию, но для этого ей постоянно нужно удовлетворять потребности и вступать в контакт со средой. Когда потребность (какая угодно — от похода в туалет до реализации многолетнего плана) удовлетворена, говорят, что гештальт закрыт.

Принцип замыкания в визуальном дизайне

В начале 20 века гештальт-психологи разработали набор принципов, направленных на описание того, как люди визуально воспринимают и организуют мир. Эти принципы обычно называют законами гештальта или принципами гештальта. Некоторые из наиболее популярных принципов включают близость, сходство, общие регионы и замкнутость. Как дизайнеры, мы можем применять эти принципы для создания удобных интерфейсов.

Определение:  принцип закрытия  указывает, что люди будут заполнять пробелы, чтобы воспринимать полный объект всякий раз, когда внешний стимул частично соответствует этому объекту.

Даже когда нам не хватает информации, мы склонны осмысливать окружающую среду, заполняя пробелы, чтобы увидеть цельный объект. Это распознавание происходит автоматически.

Незавершенные объекты, такие как открытые круги и квадраты, воспринимаются как замкнутые формы, описываемые принципом замыкания.

Приложения

Принцип замкнутости описывает нашу склонность воспринимать сегментированные визуальные элементы как завершенные или целые объекты, даже когда нам не хватает информации. Этот принцип часто ассоциируется с дизайном логотипа, но он может влиять на другие решения визуального дизайна, связанные с иконками и различными элементами страницы.

Логотипы компаний

Этот принцип обычно используется в дизайне логотипов. Например, Служба общественного вещания (PBS) и Высшая бейсбольная лига применяют принцип закрытия в дизайне своих логотипов.

В каждом из этих примеров наш разум заполняет пробелы, чтобы воспринимать законченные формы. Изображенные формы и объекты узнаваемы (лица и бейсболист соответственно), и хотя каждый из них может быть изображен с большей визуальной сложностью, применение принципа замыкания создает простые, но интересные конструкции.

В логотипе Службы общественного вещания (PBS) применен принцип замыкания для передачи 3 голов (2 в положительном пространстве и 1 в отрицательном пространстве). Высшая лига бейсбола применила принцип закрытия в дизайне своего логотипа. Дизайн напоминает бейсболиста, готового замахнуться на приближающийся мяч.

Значки интерфейса

Большинство практиков пользовательского опыта не имеют большого контроля над дизайном логотипа нашей компании. Однако иконы служат еще одним средством для принципа закрытия.

Например, Google Slides применил принцип замыкания к одной из своих иконок. Значок передает функцию через минималистский визуальный дизайн.

Значок формы Google Slides использует принцип закрытия. На значке изображен круг, наложенный на объект, который наш разум воспринимает как квадрат. Несмотря на незавершенную форму, мы можем легко заполнить пробелы.

Хотя использование принципа замыкания может упростить визуальную сложность ваших значков, вы должны по-прежнему проверить, понимают ли пользователи, что означают значки и дополнить значки четкими метками . Если пользователи не понимают, что означает значок, не имеет значения, минималистичный он или эстетически приятный.

Применение принципа замыкания к дополнительному содержимому сигнала

Дизайнеры могут использовать принцип замыкания, чтобы 1) указать, что существует дополнительный контент, и 2) поощрить взаимодействие с указанным контентом.

Многие проекты карусели используют принцип закрытия, когда они показывают только части элемента в карусели. Даже если пользователи не могут угадать точные детали частично отображаемого элемента, незавершенный элемент сигнализирует им о том, что есть еще элементы за пределами вертикальной складки и что они должны провести пальцем, чтобы добраться до них.

Сегментированные объекты Lucid указывали на то, что за пределами вертикальной складки существует дополнительный контент, и предлагали пользователям обнаружить его, проводя по горизонтали.

  Если, с другой стороны, страница кажется пользователям завершенной, мы сталкиваемся с так называемой иллюзией полноты. Применение принципа замыкания для предотвращения иллюзии завершенности означает сегментирование элементов страницы в верхней части сгиба таким образом, чтобы они казались незавершенными и поощряли взаимодействие (прокрутку или смахивание). Этот метод хорошо работает для контекстов с предсказуемыми размерами окна просмотра, но его гораздо сложнее реализовать, когда существует широкий диапазон возможных размеров окна.

Например, страница Sleep в приложении для медитации Headspace выглядит завершенной, хотя внизу есть несколько других предложений для медитации. Этот дизайн можно улучшить, отображая сегментированный элемент (например, половину последующей кнопки Просмотреть все последние ) для передачи дополнительного контента, как показано ниже.

Headspace столкнулся с иллюзией полноты, потому что информация над сгибом казалась полной.

Убедитесь, что сегментированные элементы взаимодействуют друг с другом

Не все применения принципа замыкания эффективны. Отрезая контент и элементы страницы, подумайте, какая часть этого элемента будет на экране и достаточно ли этого для передачи ценности и функции. Предоставление слишком малого количества информации затрудняет заполнение пробелов пользователями.

Какой из этих двух графиков легче понять? Большинство из нас, вероятно, скажет, что на рисунке слева легче увидеть полный круг.

Когда мы отсекаем элементы страницы и контент от наших интерфейсов, нам нужно предоставить достаточный контекст, чтобы сообщить, что есть больше контента, который можно увидеть. HelloFresh, служба подписки на еду, использовала принцип закрытия, чтобы сигнализировать своим пользователям о карусели. Однако сегментированный элемент был крошечным, и его было очень легко не заметить.

HelloFresh сообщил, что дополнительный контент был доступен после отключения элемента карусели. Однако дизайн был проблематичным, поскольку предоставленный сегмент был относительно небольшим.

Напротив, приложение Target успешно применило принцип замыкания для обозначения дополнительных элементов страницы. В дизайне представлено 3 варианта кнопок под Shop your store ; третий вариант был отрезан. Этот третий элемент имел примерно 40% размера двух других элементов и предоставлял достаточно контента для передачи информации.

Приложение Target успешно применило принцип закрытия к третьей кнопке в наборе вариантов покупок в магазине.

Заключение

При представлении неполных объектов и информации люди склонны заполнять пробелы. Как дизайнеры, мы можем применять принцип замыкания, чтобы упростить визуальные элементы и передать (и поощрить взаимодействие) дополнительную информацию.

Узнайте больше о визуальном восприятии и других принципах психологии, влияющих на дизайн, в нашем учебном курсе Человеческий разум и удобство использования .

Гештальт-принцип замыкания: Полное руководство


Гештальт-принципы, представляющие собой серию теорий, основанных на идее визуального восприятия, были разработаны в 1920-х годах группой психологов в Германии. Целью этих теорий было более глубокое изучение мозга и демонстрация того, как люди воспринимают окружающую их среду. Сегодня эти гештальт-принципы составляют основу многих правил дизайна, которым мы следуем.

Вот почему дизайнеру очень важно знать каждый из этих принципов, их значение и их значение для ваших проектов. Как только вы начнете хорошо разбираться в этих теориях, вы сможете создавать более связные образы, которые лучше свяжут вас со зрителями, пользователями и аудиторией. В этой статье мы сначала познакомим вас с гештальт-принципом закрытия, где мы поможем вам понять, что это такое и как его использовать.

Что означает закрытие в графическом дизайне?

Гештальт-принцип замыкания гласит, что когда человек смотрит на сложное расположение визуальных элементов, он склонен искать единый и узнаваемый паттерн. Что это означает? Если мы смотрим на изображение, и в нем есть недостающие части, наш мозг заполнит пробелы, чтобы завершить изображение, чтобы мы могли распознать закономерность.

Несмотря на то, что гештальт-принцип замыкания часто ассоциируется с трафаретным рисунком, он также тесно связан с логотипами и значками.

Как использовать замыкание в графическом дизайне

В графическом дизайне мы часто используем замыкание, чтобы заставить других воспринимать узоры или объекты, используя минимально возможное количество деталей и информации. Это потому, что наш мозг так стремится заполнить недостающую информацию, что может достичь этой цели с очень небольшим количеством элементов.

Однако хитрость графического дизайнера заключается в том, чтобы убедиться, что мы используем достаточно информации, чтобы другие могли завершить рисунок. В противном случае принцип замыкания не сработает, и наша аудитория не сможет воспринять, что представляет собой объект.

Как правило, для создания эффектного замыкания используются следующие визуальные элементы:

  • Создание сильного контраста: Лучший способ создать замыкание — создать сильный контраст между фоном и элементами переднего плана. Как правило, черный и белый создают самый сильный контраст, но есть и другие дополнительные цвета, которые также могут помочь вам получить желаемый эффект.
  • Создание пространства: Еще один отличный способ создать завершение — это негативное и позитивное пространство, которые при объединении могут образовывать единое целое. Например, удаление элементов с переднего плана может помочь создать негативные формы и упростить дизайн. Возьмем, к примеру, логотип FedEx. В этом дизайне закрытие было достигнуто с использованием отрицательного пробела и частей строчной буквы x и прописной буквы E для создания стрелки, движущейся вперед.
  • Использование цвета. Когда дело доходит до графического дизайна, цвет играет жизненно важную роль. Это не только оживляет изображение, но и при использовании абстрактных форм для представления форм может помочь укрепить отношения.

Заключение

Если вы ищете способы создания красивых, привлекательных и успешных дизайнов, принцип замыкания может помочь вам получить желаемые результаты.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *