Интуиция включает в себя ряд этапов: 3.1. Понятие познания – SOOCIETY – какие этапы включает в себя интуиция?

3.1. Понятие познания – SOOCIETY

Познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.

Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая информация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уровень информации.

Выделяют два вида познания — чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью, или чувственным познанием. Исходным элементом чувственного познания выступает ощущение — реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств — зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Они воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совершается качественное изменение: ощущение переходит в сознание. Этот процесс называется чувственным восприятием.

Образ предмета означает возникновение его идеального отражения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъективный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение.

В ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с которыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму, цвет, близость предмета, его расположение в пространстве и т.д. и даем ему оценку.

Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Идеализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как одностороннюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, материальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях.

Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование сенсуализма (от лат. sensus — чувства). Действительно, сознание человека опирается на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представления о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов.

Ощущения дают нам самую первую форму образного отражения предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме. Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое. Восприятие — это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть простая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнообразных проявлений предмета, связанных с познавательной и практической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать восприятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представление о предметах. Таким образом Представление — это восприятие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его Целиком не ощущает.

В настоящее время благодаря развитию образования существует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую роль в этом играет язык, и не только как средство передачи информации, но и как средство передачи знаний. В языке сформулированы конкретные понятия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Следовательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть результат исторического опыта человечества и отдельных социальных групп. Значимость понятий проявляется тогда, когда они соединяются с осознанием возможности их практического использования. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются и уточняются.

Понятия — это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них. Без понятий человеческое познание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического процесса развития человеческого познания понятия не выработались и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое конкретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги многовекового практического опыта человечества. Рациональное познание—это необходимый этап познавательной деятельности, следующий за чувственным восприятием предмета. Человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в познавательный процесс включаются не только чувства, но и разум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разнообразные знания.

В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предметами, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в то же время мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделяем отличительные, характерные черты, отношения между объектами. При этом знание приобретает обобщенную форму и понятийное выражение. Все несущественное, второстепенное для данного отношения или предмета должно быть отброшено в сторону. Знания должны быть свободны и от чисто личных, индивидуальных моментов, они должны иметь объективное значение для множества людей. Такое отвлечение, сравнение и сопоставление предметов, выделение общего свойства, которое им присуще, называется абстрагированием, а результаты познания, получаемые в итоге, называются абстракциями. При абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительное, независимое от своего сознания, существующее единство.

В процессе познания наряду с рациональными операциями осуществляются и нерациональные. Это не означает, что они несовместимы с рациональностью. Нерациональные операции не зависят от воли и сознания человека. Такими нерациональными операциями выступают творчество и интуиция.

Творчеством называется процесс принятия нестандартных решений. Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество считалось высшим проявлением божественного в человеке. Кант видел в творчестве отличительную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, — удел в лучшем случае, таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, — всегда удел гения. Некоторые философы относили творчество к сфере бессознательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием.

Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Способность к творчеству представляет собой систему взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстракции, осуществляется переработка информации, ее хранение в системе памяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и комбинирование различных образов и абстрактных знаний и т.д.

Особую роль в переработке информации играет память, т.е. хранение ранее полученной информации. Она включает оперативную память, постоянно используемую в познавательной и предметно-практической деятельности, краткосрочную память, которая через небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющихся однотипных задач, и долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем.

Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, а другие требуют принятия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным и необходимым дополнением.

Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т.е. способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в исторических масштабах.

Важнейший компонент творчества представляет интуиция. Древние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял.

Современная наука определила, что интуиция включает в себя ряд этапов:

1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти;

2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной за дачи;

3) четкое осознание задачи;

4) неожиданное для человека нахождение решения задачи.

Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершенно другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел свою периодическую таблицу элементов во сне. Но этому предшествовала долгая упорная работа.

Процесс познания напрямую связан с так называемой право-левой асимметрией мозга; правое и левое полушария выполняют разные функции.

Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, вызывающую чувственные образы, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, формулирует и хранит рациональные правила.

Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае болезни или травмы связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным.

Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспитания и обучения и связана с практической деятельностью. Механизм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуществляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяется, что приводит к получению искомого результата, который воспринимается как открытие.

Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга.

Объяснение представляет собой переход от общих знаний к более конкретным. Оно устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о явлениях природы. Объяснение рассматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Теория познания различает следующие виды объяснения:

1) структурное объяснение, отвечающее на вопрос, как устроен объект;

2) функциональное объяснение, отвечающее на вопрос, как действует и функционирует объект;

3) причинное объяснение, отвечающее на вопрос, почему воз никло данное явление.

Причем одно и то же явление может объясняться с разных позиций в зависимости от теоретических взглядов.

Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным.

Существует особая наука о понимании — герменевтика. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Чтобы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка. Но, с другой стороны, чтобы понять эти элементы текста, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила название «герменевтический круг».

Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов:

1) интерпретация — первоначальное приписывание информации смысла и значения;

2) реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения;

3) конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;

4) дивергенция —разъединение прежде единого смысла на от дельные части;

5) конверсия— качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.

Вопросы и задания

1. Что такое познание? Какие виды познания существуют?

2. В чем сходство и различие знания и информации? Приведите при меры ситуаций, когда информация становится знанием, а когда — нет.

3. Объясните понятия ощущения, восприятия, образа.

4. В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов?

5. Какова роль языка в процессе познания?

6. В чем состоит значение понятийного аппарата для передачи человеческого опыта?

7. Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль оно играет в процессе познания?

8. Что такое интуиция? Как протекает этот процесс?

9. Что такое объяснение? Каковы его этапы? В чем состоит взаимосвязь объяснения и понимания?

10. Прочитайте высказывание В.И.Ленина. «Для материалиста «фактически дан» внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, причем внешний мир объявляется «комплексом ощущений»».

Чем, по его мнению, различаются взгляды материалистов и идеалистов?

3.1. Понятие познания

5 (100%) 1 vote

Процесс интуиции: основные этапы |

Исследователями было замечено, что в творческом процессе озарение не является неожиданной вспышкой – это долгий и зачастую довольно мучительный процесс: чем больше усилий прилагается для поиска единственно верного решения, тем больше вероятность оказаться в тупике.

Грэхем Уоллес, американский исследователь, в 1926 г. выделил четыре этапа интуиции.

1 этап. Сознательная работа над проблемой.

На этом этапе происходит постановка вопроса и сбор необходимой информации. При этом очень важно правильно сформулировать вопрос, на который необходимо ответить. Как правило, при решении кокой-то задачи возникает масса вопросов, отсюда и сложность в поиске ответа. Если из них выделить один, наиболее значимый, то, по словам Альберта Эйнштейна, «ответ можно найти за пять минут».

2 этап. «Переваривание» проблемы

Во время этого периода происходит бессознательное осмысление проблемы. На данном этапе ум человека переключается на что-то другое, чтобы спустя какое-то время взглянуть на проблему свежим взглядом. Возникает чувство застоя, тупика, и вместе с тем – усиливается желание найти решение. В этом случае помогает небольшой перерыв, как гласит народная мудрость – «Утро вечера мудренее».

3 этап. Озарение (вдохновение)

Озарение приходит неожиданно, ослепительно, словно вспышка молнии, и часто сопровождается непривычным внутренним состоянием. В один момент человек получает ответы на все имеющиеся вопросы. В древности момент озарения отождествляли с посещением Музы, открывающей человеку все тайны вселенной. Озарению обычно предшествует некое предчувствие чего-то важного, что вот-вот должно свершиться.

Идеи, приходящие в момент вдохновения, не имеют границ, а иногда и четких образов. Ответ на волнующий вопрос может прийти в виде символа или обобщенного действия. Как писал Дмитрий Менделеев: «Таблица в голове сложилась, а выразить не могу…».

4 этап. Проверка

На этом этапе происходит переосмысление идеи, полученная информация обретает форму. В этот период начинается осмысленная, сознательная работа: научное открытие обосновывают, художественное произведение приобретает окончательную форму и т.д. Результат озарения необходимо проверить, развить и применить. Этот этап особенно важен, так как полученное решение может оказаться ошибочным (это особенно важно в точных науках – математике, физике и др.).

Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине

Важной стороной познания наряду с отражением является творчество. Творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. В реальной жизни люди сталкива­ются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому наряду с решениями, осно­ванными на общепринятых нормах поведения, им приходится принимать не­стандартные решения, которые обычно называют творчеством. Центральный момент творчества — озарение, интуитивное схватывание нового.

Интуиция — это способность постижения истины путём прямого ее усмотрения, без ее обосно­вания с помощью доказательства. Интуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи; 2) неосознанность путей и средств её решения; 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

Современная психология творчества и нейрофизиология утверждают, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся: I) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстрак­ций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) чёткое осозна­ние задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (дока­зательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструк­тивного решения и т.д.).

Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в за­висимости от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, художественная, врачебная и т.д. По характеру новизны интуиция бывает стандартизированная и эвристическая. Первую из них называют интуицией — редукцией. Пример — врачебная интуиция С.П.Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула (длина кабинета была 7 м.), С.П.Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась правильной. Можно ут­верждать, что при постановке любого врачебного диагноза имеет место подве­дение частного (симптомов) под общее (нозологическую форму заболевания). Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизи­рованной: она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Тот же Боткин, вы­ступая как учёный-клиницист и разрабатывая теорию медицины, не раз опирал­ся на такую интуицию. Она помогла ему, например, в выдвижении гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи (Болезнь Боткина).

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся сле­дующие: I) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы; 2) поисковая ситуация, состояние проблемности; 3) действие у субъекта поисковой доминанты; 4) наличие «подсказки».

Эвристическая интуиция не существует в абсолютном отрыве от дис­курсивного познания. Дискурсивный — рассудочный, опосредованный, ло­гический, демонстративный. Дискурсивное предшествует интуитивному, вы­ступает общим условием формирования и проявления интуиции. Логическое как мыслительное имеет место и на уровне подсознательного и включается в механизм интуитивного процесса. Дискурсивное должно дополнять свершив­шуюся интуицию, следовать за ней. Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, по-видимому, в результате необходимости прини­мать решения при неполной информации о событиях. Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Знание развивается скачкообразно, с перерывами, но, с другой сторо­ны, оно развивается без скачков, поскольку следующая за каждым «озарением» логическая мысль методично и направленно заполняет «логический вакуум». С точки зрения индивида развитие знания есть единство прерывности и непре­рывности, единство постепенности и скачка.

Большое значение проблеме интуиции придавал французский философ А.Бергсон (1859 – 1941). Интуицию он связал с инстинктом, с познанием живого, изменчивого, с синтезом, а логиче­ское — с интеллектом, с анализом. По его мнению, логика торжествует в науке, которая имеет своим предметом твёрдые тела. В тоже время Бергсон излишне жёстко противопоставлял интуицию логике. На самом деле не следует ни переоценивать ин­туицию, ни игнорировать ее роль в познании. Дискурсивное и интуитивное — специфические и дополняющие друг друга средства познания.

Интуиция и творчество не поддаются формально-логическому описанию, но существуют методы, их называют эвристическими, следуя которым ведётся поиск нового. Индуктивное рассуждение — перенос знания, полученного на ос­нове исследования части явлений, на весь класс в целом — является эвристиче­ским приёмом. Рассуждения по аналогии также есть пример эвристического рассуждения. Математическое моделирование — это опять же эвристический приём.

Интуиция — Википедия

Интуи́ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайта, озарения, единомоментного подсознательного вывода, основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность

[1][2].

Стремление различать два вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове др.-греч. ἐπιβολή. Термины для обозначения двух видов познания появились у Филона Александрийского, а затем у Плотина, различавшего ἐπιβολή (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических умозаключений).

Перевод понятия ἐπιβολή на латинский язык словом «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом» (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием

[3].

В XIII веке немецкий монах Вильгельм из Мёрбеке (1215—1286) повторил перевод Боэция, и понятие «интуиция» стало частью западноевропейской философской терминологии.

Кристиан Вольф перевёл понятие «intuitio, intuitus» на немецкий язык словом «Anschauung». Вольф также использовал выражение «anschauende Erkenntnis» — интуитивное познание. Именно в этом смысле понятие употребляется у Канта.

Англичане, французы, итальянцы, испанцы переводят Anschauung словом «интуиция» (франц., англ. intuition, итал. intuizione, исп. intuicion). На русский Кантовское Anschauung переводится также как «созерцание» для передачи смысла непосредственного постижения, недискурсивности, мгновенного «узрения».

В истории философии понятие интуиции имело разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».

Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.

Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).

В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление[4].

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля. Известный американский философ и психолог-когнитивист Дэниел Деннет поясняет:

Интуиция — это попросту знание о чём-то без понимания того, как это знание было получено.

Оригинальный текст (англ.)

Intuition is simply knowing something without knowing how you got there.

Интуиция — это предчувствие устремленное в перспективу, основанное на знании (без понимания, как оно получено) помноженном на опыт.

В концепции аналитической психологии К. Юнга интуиция рассматривается как одна из четырёх основных психологических функций, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений. «…Вещи имеют свое прошлое и будущее. Они откуда-то появляются, куда-то текут, и трудно уверенно сказать, откуда они возникли и куда скроются; и все же при этом у человека есть … предчувствие. Предчувствие в таком деле часто стоит жизни. Интуицией пользуются изобретатели и судьи. Там, где бессильны понятия и оценки, мы целиком зависим от дара интуиции. Добавлю ещё, что интуиция есть особый вид восприятия, которое не ограничивается органами чувств, а проходит через сферу бессознательного. … Я не знаю, что происходит, когда человек знает то, что он определённо знать не может. Я не знаю, как это у него получается, но получается неплохо, и он в состоянии действовать.»[5]

Согласно работам Даниеля Канемана интуиция — способность автоматической выработки решений без длительных логических рассуждений или доказательств[6][7].

Согласно ещё одному трактованию, интуиция — это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.

В когнитивной психологии интуитивные процессы изучаются в рамках исследований имплицитного научения (способность человека непреднамеренно и неосознанно обрабатывать комплексную информацию), имплицитной памяти и прайминга. Результатом имплицитного научения является формирование имплицитного знания, которое косвенно обнаруживается при выполнении заданий без всякого осознания самого факта его применения и почти всегда проявляется без участия внимания[8].

Адаптивные программы и алгоритмы искусственного интеллекта, основанные на методах обучения автоматических систем, демонстрируют поведение, которое имитирует человеческую интуицию. Они производят знание из данных без логического оформления путей и условий его получения, в силу чего это знание является пользователю как результат «непосредственного усмотрения».

Для имитации интуитивного принятия решений удобны нейроподобные устройства, называемые нейронными сетями и нейрокомпьютерами, а также их программные имитаторы. М. Г. Доррер с соавторами создал нестандартный для компьютерных методик интуитивный подход к психодиагностике, заключающийся в выработке рекомендаций с исключением построения описанной реальности.[9][10] Для классической компьютерной психодиагностики[11] важное значение имеет формализуемость психодиагностической методики, в то время как опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, показывает, что при помощи аппарата нейронных сетей можно удовлетворить потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели.

Множество авторов предлагают различные тренинги для развития интуиции, однако стоит помнить, что некоторые из них экспериментально не доказаны, то есть являются «размышлениями» авторов на тему. Один из аспектов интуиции основан на жизненном опыте, поэтому единственный способ развить её — накопление опыта в определённой области знаний. «Позитивные мысли и убежденность, что вы заслуживаете не просто ответа, а самого лучшего ответа, подвигают интуицию на позитивную деятельность»[12] — один из таких тренингов основанных на аффирмации или самовнушении с целью снятия барьеров. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов, а также определение формулы бензола, разработанное Кекуле, сделанные ими во сне, подтверждают ценность жизненного опыта и багажа знаний для развития интуиции, для получения интуитивного знания.

Иногда тренерами предлагаются, например, и такие упражнения для развития интуиции, которые являются скорее упражнениями на развитие ясновидения или яснослышания. Вот одно из таких упражнений:[13]

Перед началом рабочего дня постарайтесь представить каждого из ваших сотрудников. Почувствуйте, что прячется за словами, и о чём умалчивается. Перед тем, как прочесть письмо, интуитивно представьте себе, о чём оно и как оно подействует на вас. Прежде чем снять телефонную трубку, постарайтесь интуитивно угадать, кто звонит, о чём и как этот человек будет говорить…

Термин «интуиция» широко используется в различных оккультных, мистических и псевдонаучных учениях и практиках[14].

  1. ↑ Интуиция // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ↑ Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. Попов Ю. Н., Константинов А. В. ИНТУИЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Том 11. Москва, 2008, стр. 472
  4. ↑ Менский, 2011.
  5. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / пер. с англ. В. И. Менжулина. — М: АСТ, 2009. — 252 с.
  6. ↑ Дэниел Канеман (Принстон) Исследования психики: интуиция, Лекции Д.Канемана, Что такое интуиция
  7. Даниел Канеман. Лекция об интуиции, 19:22 (неопр.). youtu.be (2015).
  8. Шактер Д. Имплицитное знание: новые перспективы изучения неосознаваемых процессов (неопр.).
  9. Доррер М. Г., Психологическая интуиция искусственных нейронных сетей, Диссертация,… 1998. Другая копия онлайн: [1]
  10. Dorrer M.G., Gorban A.N., Kopytov A.G., Zenkin V.I., Psychological Intuition of Neural Networks. Proceedings of the 1995 World Congress On Neural Networks, A Volume in the INNS Series of Texts, Monographs, and Proceedings, Vol. 1, 1995, 193—196.
  11. Дюк В. А., Компьютерная психодиагностика, — СПб.:Братство, 1994. — 363 с.
  12. Кехо Дж., Подсознание может всё! — Минск: Изд.-во Попурри, 2007. — 224 стр. ISBN 978-985-15-0161-4 = Kehoe J., Mind Power into the 21st Century (Techniques to Harness the Astounding Powers of Thought), Vancouver, Zoetic Books 1997. ISBN 978-0-9697551-4-2
  13. ↑ Ван де Клиффт К., Внутренний источник Архивная копия от 11 февраля 2009 на Wayback Machine
  14. ↑ Интуиция (неопр.). — Азбука Эзотеризма. Архивировано 13 августа 2013 года.

Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине

Философия Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине

Количество просмотров публикации Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине — 1290

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине
Рубрика (тематическая категория)Философия

Важной стороной познания наряду с отражением является творчество. Творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. В реальной жизни люди сталкива­ются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому наряду с решениями, осно­ванными на общепринятых нормах поведения, им приходится принимать не­стандартные решения, которые обычно называют творчеством. Центральный момент творчества — озарение, интуитивное схватывание нового. Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения, без её обосно­вания с помощью доказательства. Интуитивной способности человека свойственны˸ 1) неожиданность решения задачи; 2) неосознанность путей и средств её решения; 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

Современная психология творчества и нейрофизиология утверждают, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся˸ I) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстрак­ций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) чёткое осозна­ние задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (дока­зательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструк­тивного решения и т.д.).

Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в за­висимости от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции,как техническая, научная, обыденная, художественная, врачебная и т.д. По характеру новизны интуиция бывает стандартизированная и эвристическая. Первую из них называют интуицией — редукцией. Пример — врачебная интуиция С.П.Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула (длина кабинета была 7 м.), С.П.Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть ᴇᴦο интуитивных диагнозов оказывалась правильной. Можно ут­верждать, что при постановке любого врачебного диагноза имеет место подве­дение частного (симптомов) под общее (нозологическую форму заболевания). Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизи­рованной˸ она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Тот же Боткин, вы­ступая как учёный-клиницист и разрабатывая теорию медицины, не раз опирал­ся на такую интуицию. Она помогла ему, например, в выдвижении гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи (Болезнь Боткина).

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся сле­дующие˸ I) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы; 2) поисковая ситуация, состояние проблемности; 3) действие у субъекта поисковой доминанты; 4) наличие «подсказки».

Эвристическая интуиция не существует в абсолютном отрыве от дис­курсивного познания. Дискурсивный— рассудочный, опосредованный, ло­гический, демонстративный. Дискурсивное предшествует интуитивному, вы­ступает общим условием формирования и проявления интуиции. Логическое как мыслительное имеет место и на уровне подсознательного и включается в механизм интуитивного процесса. Дискурсивное должно дополнять свершив­шуюся интуицию, следовать за ней. Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, по-видимому, в результате необходимости прини­мать решения при неполной информации о событиях. Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Знание развивается скачкообразно, с перерывами, но, с другой сторо­ны, оно развивается без скачков, поскольку следующая за каждым «озарением» логическая мысль методично и направленно заполняет «логический вакуум». С точки зрения индивида развитие знания есть единство прерывности и непре­рывности, единство постепенности и скачка.

Глава 2. Виды интуиции

На сегодняшний день имеется множество видом интуиции, которыми может владеть человек. Интуиция основывается на специфических знаниях личности, которые накоплены в прошлом и помогают знать, что получится в итоге реализации того или иного события.

При реализации любого события интуиция может, обходит фактов времени и отражать результат будущих действий. Отразим основные виды интуиции, которые связаны с живыми формами:

— интуиция, проявляющаяся в личной жизни;

— интуиция, которая касается только общественных сторон жизни;

— интуиция природных явлений;

— интуиция, проявляющаяся только в мыслительном аспекте.3

Отталкиваясь от общих данных, специалисты подразделяют интуицию на несколько видов. Исходя из общих проявлений интуиции её также можно подразделить:

-аналитическая интуиция;

— семантическая интуиция;

— интуиция сна;

— магическая интуиция;

— событийная интуиция;

— политическая интуиция.

Аналитическая (объективная) интуиция — когда происходит подсознательная переработка более полного массива исходных данных, по сравнению с объёмом, которое может переработать сознание.

Семантическая интуиция — интуиция, которая использует знаки окружающего мира в качестве исходного материала.4

Интуиция сна — возможность интерпретации сновидений. Ее рассматривают в качестве подвида объективной интуиции.

Магическая интуиция — анализ подсознанием непосредственно тех флуктуаций, которые возникают вследствие воздействия энергетического, информационного или событийного поля на наш мозг.

Событийная интуиция — позволяет узнать информацию, расположенную на событийном поле. Это поле не имеет ничего общего с энергетическим и информационным полями и создается при помощи осознания. Входит в состав магической интуиции.

Политическая интуиция — результативное  постижение  и осознание смысла, сущности политического явления без предварительного анализа и логического обоснования.

Современные психологи выделяют следующие пути или каналы прихода к нам интуитивных ответов:

 

1.  Телесная (или физическая)  интуиция

Люди, у которых развит этот вид интуиции, получают интуитивные подсказки через действительные физические ощущения – боль или удовольствие, апатию или прилив сил. Такие люди находятся в контакте с ощущениями своего тела и делают выводы относительно своего потенциального успеха в том или ином событии на основании своего самочувствия.

2. Эмоциональная интуиция

Эмоциональная интуиция обращается к нашим чувствам, и с помощью, например ”необъяснимой” тревоги, беспокойства или страха сигнализирует нам: ”что-то тут не так”.

Эмоции (гнев, страх) испокон веков служили нам для быстрой классификации степени опасности складывающейся ситуации (думать некогда!), поэтому этот вид интуиции не дает четких ответов, но пытается предупредить  нас, с помощью ощущения первобытного страха, об угрожающей нашей жизни или здоровью опасности.

 3. Интеллектуальная интуиция

Этот вид интуиции работает несколько медленнее, чем остальные. Интеллектуальная интуиция служит нам в качестве источника новых творческих и научных открытий. Интеллектуальная интуиция, в свою очередь, распадается на следующие подвиды (мало чем отличающиеся): профессиональная, научная и творческая.

Каждому из этих видов (профессиональной, научной и творческой) интуиции присущ процесс длительного “вызревания”  интуитивного решения, а посему рассмотрим процесс творчества чуть более подробно.

Феномен творчества основательно исследовал американский ученый Грэхем Уоллес. Он же предложил свою схему творческого процесса:

 — Первый этап – подготовка.

На этом этапе ставится проблема и формулируется основной вопрос для ее решения. Затем подбираются все необходимые и уже имеющиеся по данному вопросу сведения. После чего наступает черед следующего этапа…

— Второй этап – «всякий плод должен созреть».

Во время этого этапа как раз и происходит ”вызревание” проблемы или ее ”вынашивание”.

Этот период может длиться неопределенное время, затем в какой-то момент, рано или поздно приходит черед следующего этапа, …

 — Третий этап – прозрение.

…который собственно и является интуитивным озарением. Интуитивное решение, как правило, приходит в виде символа или знака, однако весьма понятного для интерпретации в контексте той проблемы, над которой работает ученый.

После этого приходит следующий этап…

— Четвертый этап – фиксация.

Интуитивный символ или образ интерпретируется, психика человека успокаивается, а затем в дело вступает логическая обработка информации с целью дать научное объяснение открытию.

 Интуиция может отражаться умением предвидеть некоторые результаты будущей деятельности, а также прогнозировать результат. Данное явление зависит от внимательности человека. Когда, упуская из очевидного внимания некоторые мелочи, возможно, понимать общую мозаику сложившейся проблемы. 5

ПОНЯТИЕ ПОЗНАНИЯ — ПОЗНАНИЕ

Познаниеэто усвоение переживаемого с целью нахождения истины. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.

Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая информация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уровень информации.

Выделяют два вида познания — чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью, или чувственным познанием. Исходным элементом чувственного познания выступает ощущение — реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств — зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Они воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совершается качественное изменение: ощущение переходит в сознание. Этот процесс называетсячувственным восприятием.

Образ предмета означает возникновение его идеального отражения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъективный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение.

В ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с которыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму, цвет, близость предмета, его расположение в пространстве и т.д. и даем ему оценку.

Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Идеализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как одностороннюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, материальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях.

Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование сенсуализма (от лат. зетш — чувства). Действительно, сознание человека опирается на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представления о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов.

Ощущения дают нам самую первую форму образного отражения предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме. Если мы видим только часть предмета, например, стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое. Восприятие — это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть простая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнообразных проявлений предмета, связанных с познавательной и практической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать восприятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представление о предметах. Таким образом Представление — это восприятие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его целиком не ощущает.

В настоящее время благодаря развитию образования существует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую роль в этом играет язык, и не только как средство передачи информации, но и как средство передачи знаний. В языке сформулированы конкретные понятия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Следовательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть результат исторического опыта человечества и отдельных социальных групп. Значимость понятий проявляется тогда, когда они соединяются с осознанием возможности их практического использования. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются и уточняются.

Понятия — это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них. Без понятий человеческое познание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического процесса развития человеческого познания понятия не выработались и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое конкретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги многовекового практического опыта человечества. Рациональное познание — это необходимый этап познавательной деятельности, следующий за чувственным восприятием предмета. Человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в познавательный процесс включаются не только чувства, но и разум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разнообразные знания.

В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предметами, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в то же время мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделяем отличительные, характерные черты, отношения между объектами. При этом знание приобретает обобщенную форму и понятийное выражение. Все несущественное, второстепенное для данного отношения или предмета должно быть отброшено в сторону. Знания должны быть свободны и от чисто личных, индивидуальных моментов, они должны иметь объективное значение для множества людей. Такое отвлечение, сравнение и сопоставление предметов, выделение общего свойства, которое им присуще, называетсяабстрагированием, а результаты познания, получаемые в итоге, называются абстракциями. При абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительное, независимое от своего сознания, существующее единство.

В процессе познания наряду с рациональными операциями осуществляются и нерациональные. Это не означает, что они несовместимы с рациональностью. Нерациональные операции не зависят от воли и сознания человека. Такими нерациональными операциями выступают творчество и интуиция.

Творчеством называется процесс принятия нестандартных решений. Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество считалось высшим проявлением божественного в человеке. Кант видел в творчестве отличительную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например, научная, — удел в лучшем случае, таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, — всегда удел гения. Некоторые философы относили творчество к сфере бессознательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием.

Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Способность к творчеству представляет собой систему взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстракции, осуществляется переработка информации, ее хранение в системе памяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и комбинирование различных образов и абстрактных знаний и т.д.

Особую роль в переработке информации играет память, т.е. хранение ранее полученной информации. Она включает оперативную память, постоянно используемую в познавательной и предметно-практической деятельности, краткосрочную память, которая через небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющихся однотипных задач, и долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем.

Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, а другие требуют принятия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным и необходимым дополнением.

Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т.е. способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в исторических масштабах.

Важнейший компонент творчества представляет интуиция. Древние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял.

Современная наука определила, что интуиция включает в себя ряд этапов:

1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти;

2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной за дачи;

3) четкое осознание задачи;

4) неожиданное для человека нахождение решения задачи.

Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершенно другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел свою периодическую таблицу элементов во сне. Но этому предшествовала долгая упорная работа.

Процесс познания напрямую связан с так называемой праволевой асимметрией мозга; правое и левое полушария выполняют разные функции.

Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, вызывающую чувственные образы, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, формулирует и хранит рациональные правила.

Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае болезни или травмы связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным.

Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспитания и обучения и связана с практической деятельностью. Механизм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуществляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяется, что приводит к получению искомого результата, который воспринимается как открытие.

Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга.

Объяснение представляет собой переход от общих знаний к более конкретным. Оно устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о явлениях природы. Объяснение рассматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Теория познания различает следующие виды объяснения:

1) структурное объяснение, отвечающее на вопрос, как устроен объект;

2) функциональное объяснение, отвечающее на вопрос, как действует и функционирует объект;

3) причинное объяснение, отвечающее на вопрос, почему воз никло данное явление.

Причем одно и то же явление может объясняться с разных позиций в зависимости от теоретических взглядов.

Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным.

Существует особая наука о понимании — герменевтика. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Чтобы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка. Но, с другой стороны, чтобы понять эти элементы текста, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила название «герменевтический круг».

Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов:

1) интерпретация — первоначальное приписывание информации смысла и значения;

2) реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения;

3) конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;

4) дивергенция — разъединение прежде единого смысла на отдельные части;

5) конверсия — качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.

Вопросы и задания

1. Что такое познание? Какие виды познания существуют?

2. В чем сходство и различие знания и информации? Приведите примеры ситуаций, когда информация становится знанием, а когда — нет.

3. Объясните понятия ощущения, восприятия, образа.

4. В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов?

5. Какова роль языка в процессе познания?

6. В чем состоит значение понятийного аппарата для передачи человеческого опыта?

7. Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль оно играет в процессе познания?

8. Что такое интуиция? Как протекает этот процесс?

9. Что такое объяснение? Каковы его этапы? В чем состоит взаимосвязь объяснения и понимания?

10. Прочитайте высказывание В.И. Ленина. «Для материалиста «фактически дан» внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, причем внешний мир объявляется «комплексом ощущений»».

Чем, по его мнению, различаются взгляды материалистов и идеалистов?