Как изображались люди в древнем египте: Почему египтяне изображали всех людей плоскими и в профиль

Почему египтяне изображали всех людей плоскими и в профиль

Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения.

Для чего же или почему применялся такой стиль?


Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э. | Фото: ru.wikipedia.org.

Можно было бы подумать, что дело было всего лишь в том, что только так и умели рисовать в Древнем Египте. Это же было очень и очень давно. Вспомните например наскальную живопись в пещерах — похоже. На самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи – фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи.

И вот какие идеи предлагаются …

1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения


Египетские боги на стенах гробницы Нефертари. Фото: egyptopedia.info.

Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект


Должностное лицо во время охоты на птиц. | Фото: egyptopedia.info.

Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны — самые крупные, сановники – меньше, рабочие и рабы – самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.

3. Вызовом считается прямой взгляд.

В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Вызовом считается прямой взгляд. Посмотрите, как дерутся собаки. Слабая — обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. Боги — так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.

Второй ответ мог бы объяснить технологию изображения.
Раскрашенные , или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагеротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.

Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?

Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.

4. Религиозная версия


Загробный мир Древнего Египта. | Фото: dv-gazeta.info.

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие евреиские художники (не все) рисовали людеи с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.

Некоторые версии конечно пересекаются между собой, но какая вам кажется наиболее вероятной? Или вы знаете другую версию?

[источники\]

источники
http://www.kulturologia.ru/blogs/090117/32943/
http://noemynord.blogspot.ru/2012/01/blog-post_12.html
http://ich.tsu.ru/elibrary/Ancient_East/Egypt/03Art/index. htm

Давайте еще что нибудь интересное вспомним про Египет: вот вам Таинственные технологии Древнего Египта, а вот мало известные Пирамиды Нубии. Посмотрите на Поющие Колоссы Мемнона и Белая пустыня в Египте (White Desert)

Tags: Египет, Творчество

Почему египтяне изображали людей плоскими и в профиль

Мы представляем художественное творчество египтян как, то что на первой картинке. А они между прочим, построили Сфинкса и Пирамиды. Неужели они в творчестве не могли быть более искусными. Или это двухмерный стиль им очень нравился. Мазня на холсте современных художников стоит миллионы долларов, значит и в то время не особо гнались за реализмом, но я думаю вполне могли. Например, делать скульптуры и картины как древние греки.

 

Возникает вопрос, почему если египтяне смогли создать такие удивительные и по сей день архитектурные сооружения, которые требовали точного и сложного расчета, они не могли нарисовать что-то объемное с трехмерной проекцией. На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения, а ведь это тоже всего лишь технический расчет.

Или почему например на этих стенах в гробницах и храмах все люди и боги изображены в профиль?

Для чего же или почему применялся такой стиль?

Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э.

 

Сторонники «теории заговоров» предлагают взглянуть на фаюмские портреты I-III веков, где хорошо видно, как качественно и красиво могли рисовать в Египте.

Действительно, когда в начале XVII века итальянский путешественник в одном из захоронений обнаружил множество подобных портретов — европейцы были в шоке! Они очень сильно отличались от всем привычного египетского творчества.

Однако, рисунки древнего Египта, где все плоские и в профиль — это династический период, где раннее царство — 3000 год до нашей эры. А вот фаюмские портреты как уже было замечено, чуть ли не 3 век нашей эры. Это уже Эллинистиический Егиипет и тут есть значительное влияние Древней Греции на искусство. Не сложно подсчитать, сколько лет прошло между этими событиями.

Однако, историки и искусствоведы до сих пор задаются вопросом искусственного примитивизма в египетской живописи при наличии таких успехов в инженерном ремесле.

И вот какие идеи предлагаются …

  1. В то время не существовала «трехмерность» в изображении

Все методики, приемы, правила когда то и кем то были придуманы. Египтяне рисовали всех «плоскими» просто потому, что приемов «трехмерного», объемного, изображения с перспективой просто еще не было в природе.

Египетские боги на стенах гробницы Нефертари

 

Тем более зачастую в искусстве, а тем более религиозном всегда приняты каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль, плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

По-другому рисовать никто не пытался, да и не разрешалось скорее всего.

  1. Умышленное упрощение или социальный аспект
Чиновник во время охоты на птиц

Есть такая версия, что размеры фигур на изображениях соответствовали их социальному статусу. Фараон, бог был самый крупный, сановники поменьше, простой человек — самый маленький. Если начать изображать всех в объемном варианте, то кто-то казался бы просто ребенком.

Поэтому специально все живые существа рисовались СХЕМАТИЧНО, дабы все соответствовало принятой иерархии и была понятна роль каждого в этом мире.

  1. Прямой взгляд — это вызов

Как мы знаем, звери в природе избегают смотреть друг другу в глаза. Это показатель агрессии, а никто не хочет нарваться на неприятности.

Если мы вспомним собачью драку, то увидим, слабая собака обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. В мире египтян сильными были только Боги. Все мы живущие на этой планете слабы и должны показывать это.

Еще есть такая теория, что раскрашенные, или вытесанные в камне фигуры напоминают нам дагеротипы, такой вот театр теней.

Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов.

 

Дагероти́пия — ранний фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй половине XIX века более дешёвыми и удобными процессами.

Получаемые с помощью этой технологии дагеротипы напоминают не современные фотоснимки, а отражение в зеркале. Их изображение состоит из амальгамы, образующейся при взаимодействии серебра и ртути, поэтому дагеротипия часто называлась «зеркалом с памятью». В зависимости от наклона пластинки к источнику света при рассматривании, дагеротип может выглядеть как позитив и как негатив. Это приводит к неудобству, позволяя видеть нормальный снимок только под определённым углом, но в то же время создаёт иллюзию реальности образа. Репродукции дагеротипов дают лишь общее представление об их изображении, не передавая его подлинного вида.

  1. Религиозная версия

Еще одна версия заключается в том, что египтяне специально делали все фигуры двухмерными. Даже фигуры зверей они умудрялись ловко изображать очень реалистично, но плоскими силуэтами.

Изображение загробного мира Древнего Египта

 

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы. Это делалось для того, чтобы духи в гробнице не смогли оживить трехмерное изображение человека или животного в загробном мире.

Подобные религиозные предосторожности есть и у иудеев и у мусульман.

Искусство в Древнем Египте — Австралийский музей



  • Автор(ы)
    Дебора Уайт
  • Обновлено
    21.11.18
  • Время считывания
    2 минуты



Нажмите, чтобы увеличить изображение

Древнеегипетский амулет-скарабей с крыльями из фаянса, голубой глазурью. Поздний период (664–332 гг. до н. э.). Амулеты часто клали на грудь или на сердце мумии, чтобы помочь в путешествии в загробный мир. Считалось, что они обладают особыми способностями защищать тело и приносить удачу. Некоторые амулеты носили в повседневной жизни, но были и специальные погребальные амулеты, на которых часто изображались важные боги и богини. Изображение: Стэн Флорек

© Австралийский музей

Древнеегипетское искусство существует уже более 5000 лет и продолжает очаровывать людей со всего мира. Древняя посылка стала современной реальностью: искусство – это путь к вечной памяти.

В Древнем Египте искусство было магическим. Будь то в форме живописи, скульптуры, резьбы или письма, искусство обладало властью поддерживать вселенский порядок и даровать бессмертную жизнь, призывая различных богов действовать от имени людей — как в жизни, так и в смерти.

Искусство было повсюду. С 4500 г. до н. э. символическое искусство Египта было неотъемлемой частью общественных зданий, таких как храмы и дворцы. Широко понимаемые символы легли в основу этого искусства, поскольку считалось, что они обеспечивают защиту от злых влияний в этой жизни и в следующей. Поэтому неудивительно, что искусство также было важным элементом в тщательно продуманных гробницах, в которых хранились мумифицированные останки людей.

Искусство гробницы

Искусство гробницы считалось точкой соприкосновения между землей живых и страной мертвых. Если следовать определенным формулам создания искусства и взывать к правильным богам, все египтяне, от богатых до бедных, могут рассчитывать на завершение своей земной жизни, успешное путешествие по опасному подземному миру и переход к благословенной, вечной загробной жизни.

Египетские гробницы были подобны секретным художественным галереям, которые никогда не предназначались для просмотра. Вместо этого эти удивительные образцы художественного мастерства обращались только к элитной группе посетителей – богам.

Художественный стиль

При изображении человеческих фигур в гробнице было важно показать богам как можно большую часть тела. Поэтому в одну фигуру были объединены как анфас, так и профиль тела. Это не должно было быть натуралистичным; он должен был служить знаком, означающим «человек». Этот метод помог богам узнать человека, а также сделал фигуру объектом ритуальной деятельности.

Королей изображали больше, чем жизнь, чтобы символизировать богоподобные силы правителя и, следовательно, его важность в загробной жизни. Точно так же с размахом изображались и владельцы гробниц, как важнейший предмет оформления их гробницы. Напротив, жены и дети, слуги и животные были нарисованы меньше, что указывало на их меньшую важность.

Цвет

Цвет считался своего рода универсальным языком, который использовался для передачи значимого значения египетским богам. Определенные цвета были наделены особыми силами или атрибутами, которые были связаны с различными богами. В результате в предмете могла содержаться огромная сила, если он был сделан или окрашен в значимые цвета. Например, зеленый и синий были цветами растений, воды и неба и символизировали плодородие и процветание. Золото было цветом солнца и кожи богов и было связано с бессмертием.

Иероглифы

Самый прямой способ общения владельца гробницы с богами — это сложная система египетских иероглифов. Эти пиктограммы выполняли очень специфическую функцию — обеспечивать обращение к определенным богам и выполнение ритуалов на всю вечность. Иероглифы были написаны как в столбцах, так и в строках, и их можно было читать как слева, так и справа, в зависимости от оформления текста.




Древнеегипетская религия | История, ритуалы, боги, верования и факты

Исида кормит Гора

См. все СМИ

Ключевые люди:
Эхнатон Рамзес II Хатшепсут Снефру Имхотеп
Похожие темы:
ка ба ах Опет триада

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

древнеегипетская религия , местные верования Древнего Египта с додинастических времен (4-е тысячелетие до н. э.) до исчезновения традиционной культуры в первые века н.э. Для исторической справки и подробных дат см. Египет, история.

Египетские религиозные верования и практики были тесно интегрированы в египетское общество того исторического периода (с по по 3000 г. до н.э.). Хотя, вероятно, было много пережитков доисторического периода, они могут быть относительно неважными для понимания более поздних времен, потому что трансформация, приведшая к созданию египетского государства, создала новый контекст для религии.

Религиозные явления были настолько распространены, что не имеет смысла рассматривать религию как единое целое, объединенное в систему. Тем не менее, религию следует рассматривать на фоне потенциально нерелигиозной человеческой деятельности и ценностей. В течение своего более чем 3000-летнего развития египетская религия претерпела значительные изменения в акцентах и ​​практике, но во все периоды религия имела четкую последовательность в характере и стиле.

Неуместно определять религию узко, как состоящую только из культа богов и человеческого благочестия. Религиозное поведение включало в себя контакт с мертвыми, такие практики, как гадание и оракулы, а также магию, в которой в основном использовались божественные инструменты и ассоциации.

Важнейших средоточий общественной религии было два: царь и боги. Оба являются одними из наиболее характерных черт египетской цивилизации. Король имел уникальный статус между человечеством и богами, участвовал в мире богов и построил великие, религиозно мотивированные погребальные памятники для своей загробной жизни. Египетские боги известны своим большим разнообразием форм, включая формы животных и смешанные формы с головой животного на человеческом теле. Наиболее важными божествами были бог солнца, который имел несколько имен и аспектов и был связан со многими сверхъестественными существами в солнечном цикле, построенном по образцу смены дня и ночи, и Осирис, бог мертвых и правитель подземного мира.

Вместе со своей супругой Исидой Осирис стал доминировать во многих контекстах в 1-м тысячелетии до нашей эры, когда поклонение Солнцу было в относительном упадке.

Египтяне представляли космос включающим в себя богов и нынешний мир — центром которого был, конечно же, Египет — и окруженным царством беспорядка, из которого возник порядок и к которому он в конце концов вернется. Беспорядок нужно было сдерживать. Задача короля как главного героя человеческого общества заключалась в том, чтобы сохранить благосклонность богов в поддержании порядка против беспорядка. Этот в высшей степени пессимистический взгляд на космос был связан главным образом с богом солнца и солнечным циклом. Это сформировало мощную легитимацию короля и элиты в их задаче сохранения порядка.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Несмотря на этот пессимизм, официальное представление космоса на памятниках было позитивным и оптимистичным, показывая царя и богов в вечной взаимности и гармонии.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *