Как можно унизить человека морально умными словами до слёз
Во все времена люди защищали свою честь и достоинство. Сначала это было оружие, и дело доходило до дуэлей. Теперь, в современном обществе, конфликты, чаще всего, ограничиваются словами.
Унижение – это всегда снижение значимости другого и возвышение себя. Иногда это необходимо, но с психологической точки зрения моральное унижение – всегда саморазрушение.
Поэтому, применять такую тактику нужно только в самых крайних случаях.
В этой статье:
Причины для морального униженияКакие методы применять не стоитСпособы морального униженияКак морально унизить бывшего возлюбленного
Новости СМИ2
Причины для морального унижения
Фото автора Anete Lusina: Pexels
Причины могут быть самые разные. Как и ситуации. В некоторых из них у одних людей появится желание причинить моральный вред, а у других не возникнет никакой реакции. Разумнее будет сделать определённые выводы, а не пытаться унизить обидчика без особой выгоды.
Несколько причин для того, чтобы унизить другого:
- Желание самоутвердиться.
Есть два пути: конструктивный и деструктивный. Деструктивный как раз об унижении другого. Такой способ практикуют люди с заниженной самооценкой, желающие самоутвердиться и показать собственную значимость;
- Эмоциональная зависимость.
Когда появляется желание навредить другому, чтобы тому было плохо, он даёт возможность обидчику повлиять на своё мнение;
- Негативный пример.
Ребёнку кажется, что наиболее разумно поступать так, как делают его родители. А именно: стараются в сложной ситуации обвинить другого, выставив того виноватым;
- Лучшая защита – это нападение.
5 фраз, которые красиво поставят на место
Есть люди, которые могут отстаивать свои границы, только нападая на других и принижая их. Они считают, что есть только два мнения: их и неправильное. В попытках скрыть свои слабые стороны, они стараются унизить других. Агрессивные люди, как правило, всего боятся, а другие предпочитают обходить таких стороной;
- Обесценивание чувств.
Нередко попадаются замкнутые люди, которые боятся проявлять к окружающим тёплые чувства. Поэтом стараются вести себя более агрессивно, чтобы их никто не «раскрыл».
В большинстве ситуаций унижать других людей – неразумно. Особенно, если речь идёт о родных и близких. Стоит задумываться о последствиях, поскольку можно стать мастером сарказма и цинизма, но испортить вообще все отношения.
Манипулятивные приёмы унижения знать полезно, но не для того, чтобы их применять, а чтобы пресечь попытки манипуляций с другой стороны.
Какие методы применять не стоит
Откровенно жестоких методов следует избегать. К таким относятся:
- Грубость;
- Физическое насилие;
- Тюремные методы «опускания».
Такие тактики, в большинстве случаев, приведут только к обратному эффекту. Возможно, унизить другого и получится, но унижающий в глазах других вряд ли станет героем.
Способы морального унижения
Иногда, когда хочется кого-то оскорбить, хочется зайти в поисковик, и найти подходящие и колкие фразы для ответа. Но именно нужных может и не встретиться. Притом, использование всякого рода шаблонов может только принизить того, кто ими пользуется. Действовать необходимо креативно.
И вот несколько способов:
Фото автора RODNAE Productions: Pexels- Метафоры.
Ты можешь сравнить унижаемого с предметом или объектом, который вызывает у него (унижаемого) негатив. В основе приёма – аналогия. Самый банальный пример – назвать другого свиньёй. Но здесь необходимо именно попасть в точку. Для кого-то «свинья» будет самым ужасным оскорблением, а кто-то назовёт её священным животным;
- Ирония, сарказм и сатира.
Методы, которые позволяют высмеять слабости другого человека. Разница между ними лежит в интенсивности. Сатира – слабый метод, а сарказм уже жёсткое высмеивание;
- Импровизация.
Попытайся поставить свою жертву в ситуацию, где его унизят другие. Этот метод довольно сложен в исполнении, но эффективен, потому что так ты скроешь себя;
- Интонация.
Одни и те же фразы, но сказанные по-разному могут произвести самый разный эффект, и привести к разным результатам. Поэтому, если хочешь унизить человека, скажи ему «да, ты крутой», но насмешливым тоном;
Фото автора Yan Krukov: Pexels- Словесное айкидо.
Метод действительно подразумевает философию айкидо и считается самым оптимальным вариантом. Тебе нужно постараться элегантно перенаправить весь негатив на того, кто его испускает.
Такое искусство требует очень длительной тренировки. Но результат максимально прост – человек бьёт себя своими же словами. А ты, на которую изначально был направлен этот мусор, остаёшься не при делах. Настоящий «боец» не использует фразы из паблика ВКонтакте, а парирует все нападки самостоятельно.
Запомни, что эти методы стоит применять только в крайних случаях. Да, может показаться, что от них есть толк, ведь ты морально унизила обидчика. Но при этом ты всё равно останешься оскорблённой.
Как морально унизить бывшего возлюбленного
Способы можно использовать те, которые уже были приведены. Но делать этого не рекомендуется, потому что у любого человека есть право расторгнуть отношения, если они его не устраивают.
Желание унизить того, кто тебя бросил – это признак зависимости. Если ты психологически зрелая личность, то ты спокойно разорвёшь отношения без желания отомстить. Твоя логика в случае мести такая: «Ему плохо, а значит мне хорошо». Но должно быть так: «Мне хорошо, и это не зависит от того, что делает и чувствует другой».
Фото автора Ketut Subiyanto: PexelsЕсли и унижать, то культурно, красиво и элегантно.
- Покажи, кого он потерял.
Душевная боль намного сильнее. Поэтому, самое время показать бывшему, что ты счастлива и без него. Не нужно постить фото с глубоко-философскими грустными цитатами. Лучше бери подругу с хорошей камерой и сделай кучу фото в красивых местах. У тебя появилось столько свободного времени – направь его на саморазвитие и самореализацию. И тогда предавший тебя бывший будет в недоумении – как это тебе может быть хорошо без него. Самолюбие будет задето;
- Будь тверда как просроченный пряник.
Игнор и безразличие – твои друзья и товарищи. Иногда, после расставания, женщины заваливают бывшего сообщениями и звонками, стараются пересечься в общей компании и попасться на глаза. Такое поведение раздражает и тешит мужское эго.
Но это, как известно, самая хрупкая вещь. Не отвечай на его звонки или сообщения, не выходи на связь, игнорируй любые попытки общения. После такого он точно захочет вывести тебя на эмоции. Не поддавайся на эти провокации. Приложи все усилия, чтобы сдержаться. Если уж начала игнор – иди до победного;
- Стань активна в соцсетях.
Интернет – это реальное поле для мести. Нет, вовсе необязательно рассылать его фото по пабликам типа «Козлы Саратова». И выкладывать истории, как тебе сейчас плохо и ты страдаешь, тоже не стоит. Твой бывший только гнусно улыбнётся. Мужчины такие сопли не любят. Наоборот, покажи ему, что без него, собственно, ничего и не изменилось.
В общем, тратить время на месть и попытки задавить человека морально, того не стоит. Не проще ли потратить это же время на саму себя, людей, которые всегда тебе рады, и на собственную жизнь?
Время – это самый ценный ресурс. Поэтому разбазаривать его на саморазрушение, а потом на попытки от него отойти – не самый лучший вклад.
«Как унизить и обидеть человека не банальными ругательствами, а по-умному?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ОскорбленияЭрудиция
Тоня Самсонова
·
585,5 K
Ответить1УточнитьЕлена Суханова
Философия
524
Аспирантка. Специализация — философия (русский космизм, социальная философия, science… · 15 авг 2019 ·
Под таким вопросом могло бы уже выстроиться целое интеллектуальное руководство по моральному садо-мазо, разбавленное альтруистичными возглазами, протестующими против жестокого отношения к людям.
Вы действительно думаете, что можно научить кого-то «искусству» морального унижения «по-умному»? Если б это было обучаемо, кто-нибудь обязательно давно открыл бы курсы по практической и теоретической подготовке. Хотя кто знает, может, нечто подобное уже существует под руководством какого-нибудь прочитавшего пару книжек Фрейда псевдо-психолога.
Все эти ответы по поводу «как?» или «каким образом обидеть человека?» вам ровным счётом ничего не дадут. Все мнения сугубо субъективны, а возникающие ситуации крайне вариативны. Кроме того, чтобы кого-то задеть «умным» словом, стоит сначала убедиться, что это слово будет понято. Уровень интеллектуальных способностей у всех разный, и если вам очень хочется блеснуть эрудицией и уделать собеседника, вы можете в лужу сесть только потому, что собеседник из другой интеллектуальной прослойки окажется.
Да и вообще. В вопросе изначально заложено намеренное стремление унизить/обидеть человека, которое совершенно не рационально. Поэтому все эти попытки предложить и обосновать ход вполне конкретных действий выглядят, как рациональные доказательства существования бога, предложенные средневековыми философами, то есть логично, но бредово.
Стремитесь к мудрости. Или, по крайней мере, к снижению уровня идиотизма в этом мире.
311,4 K
Nikoloss
24 августа 2020
Обидеть можно не используя для этого слов. Если вы наверняка уверены что человек рядом говно можно просто молчать… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Олег Моторин
Психология
1,8 K
Быстрый старт, простая схема работы, малые шаги, обратная связь, новый смысл, интеграция. .. · 30 июл 2021 · taplink.cc/olegmotorin
Вопрос, конечно, провокационный)) По-умному — это значит прицельно ударить в больное место с сохранением внешне корректной формы общения. Больные места есть у каждого. Вопрос — как такое место определить? 1) Непосредственно в момент разговора это сложно. Люди, опытные в жестких переговорах, быстрым заученным прощупыванием в разговоре и пошаговым перебором выявляют у… Читать далее
Результат начиная с первой сессии.
Перейти на taplink.cc/olegmotorin 168,2 KАлла Гарина
13 октября 2021
А я песню клёвую знаю Текст песни: Мальчик абьюзер ты меня поюзал Как не стыдно ай яй яй Смял мое сердце как… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Дмитрий Сагитов
Юриспруденция
33
Оказание юридических услуг. Основные направления: — любые суды; — консультации; -… · 16 июл 2021 · jurist-sagitov.ru
Добрый день! Каждая ситуация уникальна. Но, для примера… Одна леди обложила другую словами-исключениями. Пауза. Ответ: — Всегда хотела у тебя спросить: — Ты зачем такие кривые колготки носишь? С уважением ко всем леди, Дмитрий Сагитов. Читать далее
20,6 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Константин Подгородецкий
Психология
1,2 K
Психология общая, социальная, возрастная. Психология личности. · 30 дек 2020
Обижать и унижать, удел людей глупых. Умные люди до подобного не опускаются. Вам стоит задуматься об этом, и переформулировать свой вопрос. И либо убрать из него последнюю часть, либо начать интересоваться как по-умнеть.
19,1 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Наталья
462
Люблю задавать и отвечать на вопросы. Интересуюсь химией и другими знаниями. Много… · 7 июл 2019
Мой жизненный опыт, интуиция научили, что намеренно обижать или унижать кого-то в ответ на нанесённую обиду не то, что не стоит, а вообще нельзя. В первую очередь потому, чтобы защитить себя любимую (любимого). Отдаю все обиды на суд Божий. Даже, если ненароком кого-то обидишь, к тебе возвратится боль другого человека, многократно помноженная. Что же делать, если душа… Читать далее
72,6 K
Vitaliy Tsoy
21 августа 2020
Если бы это работало, то все журналисты, политики сразу бы сдохли. А так ничего, живы-здоровы. Вообще странное… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Лида Шарафутдинова
18
Комнатное цветоводство, рукоделие, психология · 19 сент 2021
По этому поводу мне вспомнился один анекдот. Два друга очень сильно поругались, и один другому говорит: «помнишь, тебя в таком-то году с работы уволили? Это я постарался.
Комментировать ответ…Комментировать…
Андрей Зимний
38
Дедукция Шерлока(првд)Диванный аналитик/Бабка была Вангой/КМС по застреванию в… · 16 июл 2021
да можно и ругательствами унизить, аргументируя свое ругательство правильно, фактам, прямыми доказательствами, в письме и речи, внешности, да даже в языке тела.. найти причину если подумать и разобраться(почему ваш враг скажем напал, оскорбил, обидел, что сложно найти ругательство и объяснить его*! дело каждого конечно.. если ты ругаешься, это не признак тупости, это… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
сервис i.
26
Люблю хорошие вопросы · 13 авг 2019
Самый лучший способ это сделать так чтобы он завидовал вам жуткой черной завистью, так что просто станьте намного более успешным в каком-либо деле чем этот человек и все.
88,0 K
Татьяна Вей
26 мая 2020
С одной стороны это правильно. С другой если чел.станет закидывать,он так же может и сглазить…
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Maria Slavnikova
11
Психология, эзотерика, zero waste,здоровье,красота · 11 янв 2021
1.Чтобы деликатно послать скажите:»Укрась это место своим отсутствием!»2.Если человек разговаривает матом:»У тебя такая прекрасная риторика!»3.Хамит продавщица:»Если бы платили за хамство, вы были бы миллионршей!»
24,5 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Глеб Королев
1
18 июн 2022
Я бы задевал человека внешностью. Не достатком и бил бы по самому больному . Идеально подходит чёрный юмор про близких и т.д.На пример у твоего обиженика умерла мать:Не горячись а то мамочка поругает. Советую не останавливаться даже если видети что скора доведете человека до слез и продолжайте словестные мучения.
Комментировать ответ…Комментировать…
Злость на работе может помочь вам отстаивать то, что правильно. // Новости // Notre Dame Deloitte Center for Ethical Leadership // University of Notre Dame
Моральный гнев может придать вам смелости встать и заявить о том, что правильно. Другие формы гнева могут нанести вред вам и вашей организации. Вот как определить разницу.
«Мне очень жаль. Мне жаль и стыдно. Потому что, в конце концов, я был соучастником… Харви был для меня просто замечательным. Так что я пожинал плоды и держал рот на замке. И за это, еще раз, я мне жаль.»
Эти слова написал сценарист Скотт Розенберг после того, как десятки женщин обвинили бывшего босса Розенберга, голливудского продюсера Харви Вайнштейна, в сексуальных домогательствах. 1 Обвинения, как оказалось, охватывают три десятилетия. Многие стали спрашивать, почему раньше не вмешались Розенберг или кто-то еще из близких Вайнштейна? Что потребовалось бы для того, чтобы кто-то заговорил и не допустил, чтобы список жертв становился все длиннее и длиннее?
Исследования показывают, что когда дело доходит до высказываний о несправедливости, помощь часто может прийти из неожиданного источника: гнев .
Моральный гнев
Мы часто думаем о гневе как о триггере и этического поведения. А может быть именно так. Это может привести к тому, что мы потеряем контроль над собой и сделаем то, о чем позже пожалеем. Мы «выходим из себя», «срываемся с ума» или «деформируемся» — все эти термины сравнивают искажающее воздействие гнева с кузнечным горном.
Дело, однако, в том, что гнев заставляет нас действовать — иногда плохо, но иногда полезно и выгодно. Это может побудить нас воспользоваться решающим моментом, преодолеть свой страх и набраться смелости, чтобы сделать или сказать то, что правильно. По этой причине психолог Джонатан Хайдт назвал гнев «наиболее недооцененной моральной эмоцией». 2
Гнев и мужество
Рассмотрим одно недавнее исследование гнева и морального мужества. 3 Участники стали свидетелями того, как во время эксперимента кто-то «украл» мобильный телефон (на самом деле кража была инсценирована исследователями). Только четверть участников предприняла меры, чтобы остановить вора. Исследователи собрали видеозаписи и данные опросов, чтобы понять, в чем разница между теми, кто вмешался, и теми, кто этого не сделал. Они обнаружили, что те, кто вмешался, были теми, кто рассердился из-за кражи. Эти участники также продемонстрировали видимые признаки гнева на видеозаписи. Исследователи также обнаружили, что более сильное чувство гнева коррелирует с более сильными и решительными действиями: те, кто лишь немного злился, просто угрожали вызвать полицию, а те, кто разозлился больше всего, фактически доставали телефон из сумки вора.
Эти результаты согласуются с предыдущей работой ученых-когнитивистов. Психолог К. Дэниел Бэтсон отмечает, что многие исследователи считают гнев «мощным источником моральной мотивации, побуждающим к усилиям по восстановлению справедливости и справедливости». 4 Исследователи объясняют, что гнев — это противоположность страху, а иногда и противоядие от него. 5 Страх заставляет нас отступать и отказываться от риска. Гнев помогает нам преодолеть страх и подойти к риску лицом к лицу. Исследования показали, что родители, которые позволяют своим детям более открыто выражать гнев, как правило, воспитывают детей с более высоким уровнем морального мужества. 6 Точно так же некоторые работы антропологов предполагают, что культуры, которые более открыты для выражения гнева, могут демонстрировать более высокий уровень морального мужества. 7 Как предполагают эксперты по мужеству Джеймс Детерт и Эван Бруно, «морально смелое действие может потребовать некоторого гнева или негодования». 8
Проблема с гневом
Но у гнева есть и фундаментальная проблема: он ненадежен.
Исследования показывают, что моральный гнев трудно предсказать. Мы верим, что разозлимся, если станем свидетелями несправедливости. Но когда мы действительно сталкиваемся с несправедливостью, мы часто не испытываем сильных чувств, которые предсказывали. Исследователи называют это ошибкой «аффективного прогнозирования». В одном исследовании участников спросили, как бы они себя чувствовали, если бы услышали расистский комментарий. Участники, как правило, заявляли, что они были бы очень рассержены. Но когда исследователи смоделировали сцену, в которой участники действительно испытали комментарий, настоящие чувства не оправдали предсказаний. 9
Когда мы чувствуем гнев, когда наблюдаем несправедливость, мы не всегда чувствуем его по правильным причинам. Бэтсон и его коллеги сравнили гнев, который мы испытываем, когда с нами (или человеком, который нам небезразличен) обращаются несправедливо, с гневом, который мы испытываем, когда несправедливо обращаются с человеком, которого мы не знаем. Они обнаружили, что большая часть нашего гнева возникает из-за личного воздействия (личный гнев) или из сочувствия кому-то, кто нам небезразличен (решительный гнев), а не из-за самого морального нарушения. Это означает, что мотивация, которую наш гнев дает нам, часто не для справедливости, а просто для мести. 10
Что делать
Вот как распознать моральный гнев и сосредоточить его на правильных вещах.
Распознайте свой гнев и определите его источник.Мэтью Либерман и его группа исследователей из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили, что название эмоции, которую мы чувствуем, уменьшает наше чувство бедствия и позволяет нам начать регулировать эмоцию. 11 Итак, если вы сердитесь, назовите свой гнев и не забудьте указать его правильный источник. Простая пауза, чтобы осознать свой гнев и причину, может замедлить вашу реакцию и помешать вам выместить свой гнев на недостойном друге или коллеге.
Сосредоточьтесь на помощи другим, а не на мести.Как показывает исследование Бэтсона, личный гнев (тот, который побуждает нас искать мести) встречается гораздо чаще, чем настоящий, моральный гнев (тот, который заставляет нас исправлять несправедливость). Исследования показывают, что когда вы даете понять, что злитесь от имени других и хотите быть их защитником или советником, ваш гнев с большей вероятностью приведет к положительным результатам и с большей вероятностью будет воспринят на рабочем месте как уместный. 12
Моральный гнев должен привести к моральному действию.Основное преимущество морального гнева заключается в том, что он заставляет нас преодолевать страх и действовать в соответствии с моральным импульсом, когда нам было бы легче промолчать. По этой причине исследователи отмечают, что гнев не может быть нравственным, если он не ведет к действию. На самом деле, многие предостерегают от формы «выставления напоказ», при которой гнев используется просто для того, чтобы казаться нравственным, вместо того, чтобы действовать, чтобы поступать правильно. 13
Гнев может показаться опасным, но, как и кузнечный огонь, все зависит от того, как его использовать. Это полезно, если его сдерживать и направлять, но разрушительно, когда им не управляют тщательно. Итак, назовите свой гнев. Определите его источник. Держите его сосредоточенным на значимых изменениях от имени других. Это поможет вам встать и высказаться, когда это важнее всего.
Ссылки
- Флеминг, М. (2017, 16 октября). Сценарист «Красивые девушки» Скотт Розенберг о сложном наследии Харви Вайнштейна.
- Хайдт, Дж. (2003). Моральные эмоции. Справочник аффективных наук , 11 (2003), 852-870.
- Хальмбургер, А., Баумерт, А., и Шмитт, М. (2015). Гнев как движущий фактор морального мужества по сравнению с чувством вины и глобальным настроением: мультиметодический подход. Европейский журнал социальной психологии , 45 (1), 39-51.
- Бэтсон, К.Д., Кеннеди, К.Л., Норд, Л. А., Стокс, Э.Л., Флеминг, Д.Ю.А., Марзетт, К.М., и Зергер, Т. (2007). Гнев на несправедливость: это моральное оскорбление? Европейский журнал социальной психологии , 37 (6), 1272-1285.
- Лернер, Дж. С., и Кельтнер, Д. (2001). Страх, гнев и риск. Journal of Personality and Social Psychology , 81 (1), 146.
- Бронштейн, П., Фокс, Б.Дж., Камон, Дж.Л., и Ноллс, М.Л. (2007). Воспитание и пол как предикторы морального мужества в позднем подростковом возрасте: лонгитюдное исследование. Половые роли , 56 (9–10), 661–674.
- Бриггс, Дж. Л. (1970). Никогда не гневайся: портрет семьи эскимосов . Издательство Гарвардского университета.
- Детерт, Дж. Р., и Бруно, Э. А. (2017). Мужество на рабочем месте: обзор, синтез и планы на будущее для сложной конструкции. Летопись Академии управления , 11 (2), 593-639.
- Каваками, К., Данн, Э., Кармали, Ф., и Довидио, Дж. Ф. (2009). Неправильное предсказание аффективных и поведенческих реакций на расизм. наука , 323 (5911), 276-278.
- Batson, CD (2011). Что не так с моралью? Обзор эмоций , 3 (3), 230–236.
- Либерман, М. Д., Айзенбергер, Н. И., Крокетт, М. Дж., Том, С. М., Пфайфер, Дж. Х., и Уэй, Б. М. (2007). Облекая чувства в слова. Психологические науки , 18 (5), 421-428.
- Геддес, Д., и Каллистер, Р. Р. (2007). Пересечение черты: двухпороговая модель гнева в организациях. Academy of Management Review , 32 (3), 721-746.
- Този, Дж., и Вармке, Б. (2016). Моральное представление. Философия и связи с общественностью , 44 (3), 197-217.
Гнев и мораль | SpringerLink
Аристотель (2000) Никомахова этика. Крисп Р. (ред.). Издательство Кембриджского университета, Кембридж
Бэтсон Д. (1994) Зачем действовать на благо общества? Четыре ответа. Pers Soc Psychol B 20: 603–610
Google Scholar
Бэтсон Д. (2008) Моральные маскарады: экспериментальное исследование природы моральной мотивации. Phenomenol Cogn Sci 7(1):51–66
Статья Google Scholar
Бэтсон Д. (2011) Что не так с моралью? Emotion Rev 3:230–235
Статья Google Scholar
Бэтсон Д., Кляйн Т.Р., Хайбергер Л., Шоу Л.Л. (1995) Безнравственность из альтруизма, вызванного сопереживанием: когда сострадание и справедливость противоречат друг другу. J Pers Soc Psychol 68:1042–1054
Google Scholar
Батсон Д., Кобринович Д., Диннерштейн Д.Л., Кампф Х.К., Уилсон А.Д. (1997) Совсем другим тоном: разоблачение морального лицемерия. J Pers Soc Psychol 72(6):1335–1348
Статья Google Scholar
Батсон Д. , Кеннеди С., Норд Л.А., Стокс Э., Флеминг Д., Марзетт С., Лишнер Д., Хейс Р., Колчинский Л., Зергер Т. (2007) Гнев на несправедливость: это моральное оскорбление? Eur J Soc Psychol 37: 1272–1285
Артикул Google Scholar
Баумар Н. (2011) Наказание — это не групповая адаптация: люди наказывают для восстановления справедливости, а не для поддержки группового сотрудничества. Mind Soc 10(1):1–26
Статья Google Scholar
Блэр Р. (2012) Рассмотрение гнева с точки зрения когнитивной нейробиологии. Interdis Rev Cog Sci 3(1):65–74
Статья Google Scholar
Босман Р., ван Винден Ф. (2002) Эмоциональный риск в игровом эксперименте по захвату власти. Econ J 112:147–169
Статья Google Scholar
Боулз С., Гинтис Х. (2011) Кооперативный вид: человеческое сотрудничество и его эволюция. Издательство Принстонского университета, Принстон
Книга Google Scholar
Камерер С. (2003) Поведенческая теория игр: эксперимент в стратегических взаимодействиях. Издательство Принстонского университета, Принстон
Google Scholar
Карпентер Дж., Мэтьюз П. (2012) Обеспечение соблюдения норм: гнев, негодование или взаимность. J Eur Econ Assoc 10(3):555–572
Статья Google Scholar
Clavien C, Klein R (2010) Жажда справедливости или мести? Психологический альтруизм в экономике. Econ Philos 26(3):267–290
Статья Google Scholar
Clavien C, Tanner CJ, Clément F, Chapuisat M (2012) Привередливые моральные каратели. PLoS One 7(6):1–6
Статья Google Scholar
Дамасио А. (1994) Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг. Putnam Publishing, New York
де Кервен Д., Фишбахер У., Трейер В., Шеллхаммер М., Шнайдер У., Бак А., Фер Э. (2004) Нейронная основа альтруистического наказания. Наука 305:1254–1258
Артикул Google Scholar
Denant-Boèmont L, Masclet D, Noussair C (2007) Наказание, контрнаказание и применение санкций в эксперименте над социальной дилеммой. Econ Theor 33(1):154–167
Статья Google Scholar
Экман П., Фризен В., Эллсуорт П. (1972) Эмоции на человеческом лице: рекомендации по исследованиям и обобщению результатов. Пергамон Пресс, Нью-Йорк
Google Scholar
Элстер Дж. (1998) Эмоции и экономическая теория. J Econ Lit 36:47–74
Google Scholar
Эльстер Дж. (1999) Алхимия разума: рациональность и эмоции. Издательство Кембриджского университета, Кембридж
Google Scholar
Эрикссон К., Стримлинг П., Эн М. (2013) Повсеместность и эффективность ограничений прав на неофициальные наказания. J Evol Psychol 11(1):17–34
Артикул Google Scholar
Fan Y, Duncan NW, de Greck M, Northoff G (2011) Есть ли в эмпатии основная нейронная сеть? Количественный метаанализ на основе фМРТ. Neurosci Biobehav Rev 35(3):903–911
Статья Google Scholar
Фер Э., Фишбахер У. (2004) Наказание третьей стороной и социальные нормы. Evol Hum Behav 25:63–87
Статья Google Scholar
Фер Э., Гехтер С. (2000) Сотрудничество и наказание в экспериментах с общественными благами. Am Econ Rev 90(4):980–994
Статья Google Scholar
Фер Э. , Гехтер С. (2002) Альтруистическое наказание у людей. Природа 415(6868):137–140
Артикул Google Scholar
Фесслер Д., Хейли К. (2003) Стратегия аффекта: эмоции в человеческом сотрудничестве. В: Хаммерштейн П. (ред.) Генетическая и культурная эволюция сотрудничества. MIT Press, Кембридж
Google Scholar
Фрида Н. (1986) Эмоции. Издательство Кембриджского университета, Кембридж
Google Scholar
Гиббард А. (1990) Мудрый выбор, правильные чувства: теория нормативного суждения. Издательство Гарвардского университета, Кембридж (Массачусетс)
Google Scholar
Гуала Ф (2012) Взаимность: слабая или сильная? Что демонстрируют (и не демонстрируют) эксперименты с наказаниями. Behav Brain Sci 35: 1–59
Артикул Google Scholar
Гут В. , Шмиттбергер Р., Шварце Б. (1982) Экспериментальный анализ ультиматумных переговоров. J Econ Behav Organ 3(4):367–388
Статья Google Scholar
Хайдт Дж. (2003) Нравственные эмоции. В: Дэвидсон Р., Шерер К., Голдсмит Х. (ред.) Справочник по аффективным наукам. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд
Google Scholar
Канеман Д., Тверски А. (1979) Теория перспектив: анализ решений в условиях риска. Econometrica 47(2):263–292
Статья Google Scholar
Курцбан Р. (2010) Почему все (остальные) лицемеры: эволюция и модульный разум. Издательство Принстонского университета, Принстон
Google Scholar
Ламм С., Десети Дж., Сингер Т. (2011) Метааналитические данные об общих и различных нейронных сетях, связанных с непосредственным переживанием боли и сочувствием к боли. Нейроизображение 54(3):2492–2502
Артикул Google Scholar
Монтегю П., Лоренц Т. (2007) Обнаружение и исправление: нарушения норм и их обеспечение. Нейрон 56:14–18
Статья Google Scholar
Морелли С.А., Рамесон Л.Т., Либерман М.Д. (2014) Нейронные компоненты эмпатии: прогнозирование повседневного просоциального поведения. Soc Cogn Affect Neurosci
Nelissen R, Zeelenberg M (2009) Моральные эмоции как детерминанты стороннего наказания: гнев, вина и функции альтруистических санкций. Судья Децис Мак 4(7):543–553
Google Scholar
Педерсен Э., Курцбан Р., Маккалоу М. (2013) Действительно ли люди наказывают альтруистично? Пристальный взгляд. P R Soc B 280(1758):2012–2723
Статья Google Scholar
Петтигров Г., Танака К. (2014) Гнев и моральное осуждение. Австралас Джей Филос
Принц Дж. (2007) Эмоциональное построение морали. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд
Google Scholar
Prinz J (2011) Необходимо ли сочувствие для морали? В: Коплан А., Голди П. (ред.) Эмпатия: философские и психологические перспективы. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд
Google Scholar
Рубен Э., ван Винден Ф. (2008) Социальные связи и координация при отрицательной взаимности: роль аффекта. Дж Общественная экономия 92(1–2):34–53
Статья Google Scholar
Рубен Э., ван Винден Ф. (2010) Восприятие справедливости и просоциальные эмоции во власти. J Econ Psychol 31(6):908–922
Статья Google Scholar
Санфей А., Риллинг Дж., Аронсон Дж.