Как понять молитву отче наш: Молитва «Отче наш»: структура и значение

Молитва «Отче наш»: структура и значение

Как возникла молитва Отче наш?
Молитва Отче наш возникла в ответ на просьбы учеников Иисуса, которые увидели своего Учителя молящимся и захотели научиться от Него Самого, как следует правильно молиться.

Каково положение Отче наш среди других молитв?
Отче наш – это «самая совершенная молитва» (св. Фома Аквинский) и «краткое содержание всего Евангелия» (Тертуллиан).

Отче наш – это больше чем молитва, это дорога, которая ведёт прямо в сердце нашего Отца. В древней Церкви её сообщали при крещении, после чего христиане произносили её трижды в течение дня. И у нас тоже не должно быть ни дня, когда бы мы не пытались произнести Молитву Господню устами, прочувствовать сердцем и воплотить её в нашей жизни.

* * *

Как звучит Отче наш?

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твоё,
да придёт Царствие Твоё,
да будет воля Твоя
и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас во искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твоё есть царство, и сила,
и слава вовеки. Аминь.

По-латыни:
Pater noster, qui es in caelis;
sanctificetur nomen tuum; adveniat regnum tuum,
fiat voluntas tua, sicut in caelo et in terra.
Panem nostrum quotidianum da nobis hodie;
et dimitte nobis debita nostra,
sicut et nos dimittimus debitoribus nostris;
et ne nos inducas in tentationem;
sed libera nos a malo.
Quia tuum est regnum, et potestas, et gloria
in saecula. Amen.

* * *
См. также ККЦ 2761–2772, 2774, 2776

Какова структура молитвы «Отче наш»?
Отче наш состоит из семи прошений к милосердному Отцу Небесному. Первые три прошения касаются Бога и того, как мы должны Ему служить. Последние четыре прошения возносят перед нашим Отцом Небесным наши основные человеческие нужды.

Почему мы можем называть Бога «Отцом»?
Мы дерзаем обращаться к Богу как к Отцу потому, что Иисус приблизил нас к Себе и сделал нас Божьими детьми. В общении с Ним, «сущим в недре Отчем» (Ин 1, 18), мы имеем право взывать «Авва, Отче!»

* * *
«Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»». (Рим 8, 15).

* * *
См. также ККЦ 2777–2778, 2797–2800, 2803–2806, 2857

Как могут люди говорить Богу «Отче», если они были мучимы или оставлены своим земным отцом, родителями?
Человеческие отцы и матери иногда искажают образ доброго Бога-Отца. Но наш Отец Небесный вовсе не идентичен нашим пред ставлениям о земных родителях. Мы должны очистить образ Бога от всех наших личных представлений, чтобы получить возможность встретить Его безоговорочным доверием.

Даже люди, ставшие жертвами насилия со стороны собственного отца, могут научиться молитве Отче наш. Порой это задача всей их жизни – обрести любовь, в которой им жестоко отказали люди, но которая чудесным образом существует и превышает человеческое разумение.

* * *

«Бог никогда не перестаёт быть Отцом Своих детей» (Св. Антоний Падуанский (1195–1231), священник-францисканец, проповедник, Учитель Церкви).

* * *
См. также ККЦ 2779

Как изменяет нас Отче наш?
Отче наш позволяет нам радостно обнаружить, что все мы – дети одного Отца. Наше общее призвание состоит в том, чтобы восхвалять нашего Отца и жить друг с другом, имея «одно сердце и одну душу» (Деян 4, 32).

Бог Отец любит всех своих детей той же самой исключительной любовью, как если бы все мы были единственным существом, снискавшим Его расположение, а поэтому и мы должны абсолютно по-новому относиться друг к другу: быть исполненными мира, внимания и любви – так, что каждый может стать восхитительным чудом, каковым он и является пред лицом Бога.

* * *

«Все творения – дети одного Отца и потому – братья» (Св. Франциск Ассизский).

* * *

«Христианин говорит не «Отче мой», но «Отче наш», даже молясь в уединении за закрытой дверью, потому что знает, что в любом месте, в любых условиях он является членом единого Тела» (Бенедикт XVI).

* * *
См. также ККЦ 2787–2791, 2801

Если Отец – «сущий на небесах», то где эти небеса?
Небеса там, где Бог. Слово «небо, небеса» не описывает какое-то место, оно лишь указывает на существование Бога, Который не привязан ни к месту, ни ко времени.

Мы не должны искать небеса за облаками. Всякий раз, когда мы обращаемся к Богу в Его славе и к ближнему нашему в его нужде, когда мы познаём радость любви, когда мы обращаемся к Богу и примиряемся с Ним, тогда раскрываются небеса. «Не там, где небо, там и Бог, а наоборот: там где Бог, там и небо» (Герхард Эбелинг).

* * *

«Мы произносим все вместе в молитве Господней: «Отче наш». Так говорит император, нищий, слуга, господин. Все они братья, ибо один у них Отец» (Св. Августин).

* * *

«Рай на земле – всюду, где люди преисполнены любовью к Богу, ближнему и самому себе» (Св. Хильгегарда Бингенская (1098–1179), немецкая монахиня, поэт, композитор, мистик, Учитель Церкви).

* * *
См. также ККЦ 2794–2796, 2803

Что значит «Да святится имя Твоё»?
Святить Имя Божие – значит ставить Его превыше всего.

«Имя» в Священном Писании отражает подлинную сущность личности. Святить имя Божье значит воздавать должное Его истинности, признавать Его, восхвалять Его, воздавать должное почитание и жить по Его заповедям.

Что значит «Да придёт Царствие Твоё»?
Когда мы просим, о пришествии Царствия Божьего, мы призываем Христа, как Он обещал, вернуться вновь, и чтобы окончательно утвердилось на земле господство Бога, которое уже приблизилось.

Франсуа Фенелон сказал: «Хотеть всего, чего хочет Бог, всегда хотеть этого, при всех обстоятельствах и без каких-либо ограничений – вот Царствие Божие, которое глубоко внутри».

* * *

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14, 17).

* * *

«Благая весть Иисуса сосредоточена на провозглашении Царства Божия, которое называет Бога источником и центром нашей жизни, и говорит нам: только Бог – спасение человека. И мы можем видеть в истории последних столетий, что в государствах, в которых «отменили» Бога, погибла не только экономика, но и прежде всего, погибли души» (Бенедикт XVI).

* * *
См. также ККЦ 2807–2821, 2858-2859

Что значит «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе»?
Когда мы молимся о вселенском осуществлении воли Божьей, мы просим, чтобы и на земле, и в нашем собственном сердце всё было так, как уже есть на небе.

Пока мы не перестанем полагаться исключительно на наши собственные планы, нашу волю и наши представления, земля не может стать небом. Один хочет того, другой – этого. А наше счастье мы находим только тогда, когда мы вместе желаем того, чего хочет Бог. Молиться – значит постепенно, шаг за шагом давать на этой земле место Божьей воле.

* * *

«Полное самоотречение означает с улыбкой принимать то, что Он даёт и что Он отнимает… Давать, чего всегда жаждут, – даже если речь идёт о твоём достойном имени или твоём здоровье – вот это отречение, в котором ты становишься свободным» (Мать Тереза).

* * *
См. также ККЦ 2807–2821, 2858-2859

Что значит «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»?
Просьба о хлебе насущном делает нас людьми, которые во всём полагаются на доброту своего Небесного Отца, в том числе, ожидая жизненно необходимых материальных и духовных даров. Ни один христианин не может высказать эту просьбу без того, чтобы не подумать о своей реальной ответственности за тех людей в мире, у которых нет самого необходимого для жизни.

Почему человек живёт не хлебом единым?
«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4, 4; по Втор 8,3).

Этот отрывок из Писания напоминает нам о том, что люди испытывают духовный голод, который нельзя утолить материальными средствами. Можно умереть от недостатка хлеба, но можно умереть и оттого, что получаешь только хлеб. В более глубоком смысле нас питает Тот, Кто имеет «глаголы вечной жизни» (Ин 6, 68), той пищей, которая никогда не испортится (Ин 6, 27) – святой Евхаристией.

* * *

«Существует голод, удовлетворяемый обычным хлебом, но существует также жажда любви, добра и взаимного внимания – и это великая нищета, от которой люди сегодня так сильно страдают» (Мать Тереза).

* * *

«Отче, сущий на небесах, я не прошу ни о здоровье, ни о болезни, ни о жизни, ни о смерти, но чтобы ты располагал моим здоровьем и моей болезнью, моей жизнью и моей смертью к Своей Славе и к моему благу. Ты один знаешь, что мне полезно. Аминь!» (Блез Паскаль).

* * *
См. также ККЦ 2828–2835, 2861

Что значит «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»?
Милосердное прощение, которое мы хотим получить, неотделимо от прощения, которые мы дарим другим. Если мы сами не милосердны и не прощаем друг друга, то и милосердие Божье не достигнет нашего сердца.

Многие люди всю свою жизнь борются с невозможностью простить. Глубокая блокада непримиримости в конце концов может быть снята лишь пред ликом Бога, Который принял нас, когда «мы были ещё грешниками» (Рим 5, 8). У нас есть добрый Отец, поэтому в жизни возможны прощение и примирение.

* * *

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4, 20).

* * *
См. также ККЦ 2838–2845, 2862

Что значит «Не введи нас во искушение»?
Мы каждый день и каждый час подвергаемся опасности впасть в грех и сказать «нет» Богу, поэтому мы молим Его, чтобы Он не оставил нас беззащитными во власти искушения.

Иисус, Который Cам был искушаем, знает, что мы – слабые люди и не способны собственными силами противостоять злу. Он благ и даёт нам это прошение в Отче наш, которое научит нас в час испытаний доверять помощи Бога.

* * *

«Кто не был искушаем, тот не испытан; кто не испытан, тот не двигается вперёд» (Св. Августин).

* * *
См. также ККЦ 2846–2849

Что подразумевается, когда говорится «Избавь нас от лукавого»?
Под «лукавым» в Отче наш понимается не какая-то негативная духовная сила или энергия, а личностное зло, которое в Священном Писании выступает под именами искуситель, отец лжи, сатана или дьявол.

Никто не может отрицать, что зло в мире обладает опустошающей силой, что мы окружены дьявольскими внушениями и в истории часто происходят демонические процессы. Только Священное Писание называет вещи своими именами: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф 6, 12). Прошение молитвы Отче наш об избавлении от лукавого представляет всю нищету этого мира перед Богом и молит о том, чтобы Бог, Всемогущий, избавил нас от этой нищеты, как это находит своё выражение в частности в эмболизме.

* * *

«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин 5, 19).

* * *

ЭМБОЛИЗМ (от греч. emballein – включать, вставлять) – одно из используемых в Святой Мессе дополнений к молитве «Отче наш»: «Избавь нас, Господи, от всякого зла, даруй милостиво мир во дни наши, чтобы силою милосердия Твоего мы были всегда свободны от греха и ограждены от всякого смятения, ожидая исполнения блаженного упования и пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа».

* * *
См. также ККЦ 2850–2854, 2864

Почему мы завершаем молитву «Отче наш» словом «Аминь»?
Христиане, как и иудеи, с древнейших времён завершают все свои молитвы словом «Аминь» и тем самым говорят: «Да будет так».

Когда человек после своих слов говорит «Аминь», – «Аминь» для своей жизни и своей судьбы, «Аминь» для радости, которая его ожидает, – тогда земля и небо сходятся и мы приходим к цели: к Той Любви, Которая нас в самом начале и создала.

* * *
См. также ККЦ 2855–2856, 2865

 

Источник: http://рускатолик.рф
Фото: www.Ieshua.org 

Читать онлайн «Отче наш. Толкование молитвы», митрополит Иларион (Алфеев) – Литрес

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

ИС Р17-705-0188

На 1-й странице обложки: А. Рублев. Спас Вседержитель. Икона, 1410-1420-е гг.

На 2-й странице обложки: Явление Христа ученикам (фрагмент). Миниатюра Евангелиария Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

На 3-й странице обложки: А. Рублев. Троица. 1420-е гг. ГТГ

Предисловие

Молитва «Отче наш» занимает особое положение среди других молитв. Только ее называют молитвой Господней, потому что она сочинена не человеком: ее автором является Сам Бог.

О молитве «Отче наш» написано много книг. Ее толковали Отцы Церкви и богословы нового времени, ее перелагали в стихи поэты, на ее текст писали музыку композиторы. Но главная ценность этой молитвы в том, что ее словами на протяжении вот уже почти двух тысяч лет молились и молятся христиане по всему миру.

Эта небольшая книга призвана сжато и в доступной форме изложить содержание молитвы «Отче наш». В ее основу легла глава из книги «Нагорная проповедь», входящей в шеститомную серию «Иисус Христос. Жизнь и учение». Молитва «Отче наш» – часть Нагорной проповеди, занимающей три главы в Евангелии от Матфея и представляющей собой самое длинное поучение Иисуса из этого Евангелия.

Введение

Ученики часто видели Иисуса молящимся[1] и не могли не ощущать Его близость к Богу Им тоже хотелось приобщиться к этим особым отношениям с Богом, поэтому однажды, когда Он окончил молитву, один из них попросил Его: «Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». В ответ Иисус диктует текст молитвы «Отче наш». Такова версия Луки (Лк. 11:1–2).

У Матфея мы находим молитву «Отче наш» в составе Нагорной проповеди, где она появляется без просьбы учеников (Мф 6:9-13).

Если следовать тем двум версиям происхождения молитвы, которые содержатся в Евангелиях, то их гармонизация приводит к следующему выводу: Иисус продиктовал молитву «Отче наш» Своим ученикам дважды – один раз в составе Нагорной проповеди, а другой раз в ответ на их просьбу научить их молитве.

Иисус мог повторять эту молитву и в других ситуациях, и ученики вполне могли начать использовать ее в собственной молитвенной практике еще при Его жизни. Было бы даже странно, если бы ученики, услышав молитву из уст Иисуса не менее чем дважды, в том числе один раз в ответ на свою прямую просьбу, потом тотчас бы ее забыли и не использовали. Сам Иисус мог произносить эту молитву вместе с учениками, и ее сохранение в молитвенном обиходе ранней Церкви было прямым продолжением той практики, которая сложилась в общине Его учеников.


Андрей Рублёв.

Евангелист Лука. Икона

Молитва «Отче наш» в христианской традиции получила название молитвы Господней. С точки зрения Церкви, это единственная молитва, содержащаяся в литургических книгах, которая не была составлена людьми, но была продиктована Богом для людей. В этом отношении она уникальна. В каком-то смысле она служит образцом для многих других молитв, составленных людьми.


Андрей Рублёв.

Евангелист Матфей. Икона

Молитва «Отче наш» содержит в себе ключевые понятия христианского богословия: Отец Небесный, имя Божие, Царство Божие, воля Божия, небо и земля, хлеб насущный, оставление долгов (грехов), искушение, лукавый. Каждое из этих понятий имеет предысторию в Ветхом Завете, наполнено многообразным смыслом в прямой речи Иисуса, имеет богатую историю толкования в последующей христианской традиции. Среди ее толкователей – учители ранней Церкви (Тертуллиан, Киприан Карфагенский, Ориген), восточные Отцы Церкви (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник), западные Отцы (Амвросий, Иероним, Августин, Иоанн Кассиан), авторы последующих веков вплоть до наших современников.

Многие современные исследователи разделяют молитву «Отче наш» на две половины, каждая из которых включает по три прошения. В первых трех прошениях, следующих за обращением к Отцу Небесному, молящиеся сосредоточены на Боге, к Которому обращаются на «Ты»:

 
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
 

В следующих прошениях внимание молящихся как бы переключается на самих себя, и они говорят о своих нуждах:

 
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем
должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
 

Две половины молитвы иногда называют божественной (соответствующей словам «как на небе») и человеческой (соответствующей словам «и на земле»). В то же время подчеркивают внутреннее единство молитвы, позволяющее говорить о том, что в обеих ее половинах присутствуют и Бог, и человек, и небесное, и земное: человеческое «мы» и божественное «Ты», небесное «Твое» и человеческое «наше» взаимодействуют в молитве, формируя «диалектическую связь, подобно двум сторонам одной монеты, которые можно отличить, но невозможно отделить одну от другой»

[2].

1. «Отче наш, сущий на небесах»

Молитва Господня открывается обращением к Богу: Πάτερ ἡμῶν ὁ ἐν τοῖς οὐρανοῖς. В буквальном переводе с греческого: «Отче наш, Который на небесах» (слово «сущий» в русском Синодальном переводе добавлено по смыслу; славянский перевод более буквален: «Отче наш, иже еси на небесех»).

До нас молитва Господня дошла только в греческом переводе, и любая ее реконструкция, будь то еврейская или арамейская, носит гипотетический характер. Однако на основании троекратного использования арамейского слова «авва» (אבא ’abbā) в Новом Завете можно предположить, что именно с этого слова Иисус начал молитву. В Гефсиманском саду Он будет молиться словами: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мр. 14:36). В греческом переводе слово «авва» переводится как πάτερ («отец» в звательном падеже). Изначально слово «авва» использовалось в семейном быту: этим именем ребенок называл своего отца; это же слово применялось к пожилым людям.

Употребление этого слова в молитве, адресованной к Богу, необычно, хотя само обращение к Богу как Отцу не было беспрецедентным.


В канонических книгах Ветхого Завета Бог называется Отцом в общей сложности 15 раз (Втор. 32:6; 2 Цар. 7:14; 1 Пар. 17:13; 22:10; 28:6; Пс. 67:6; 88:27; Ис. 63:16; 64:8; Иер. 3:4, 19; 31:9; Мал. 1:6; 2:10). Еще несколько случаев употребления имени «Отец» применительно к Богу мы находим в неканонических книгах (Тов. 13:4; Прем. 14:3; Сир. 23:1, 4; 3 Макк. 6:2, 6). Имя «Отец» по отношению к Богу многократно употребляет Филон Александрийский и семь раз – Иосиф Флавий.

Ориген, выдающийся знаток Священного Писания, провел специальное расследование, касающееся употребления слова «Отец» по отношению к Богу в Ветхом Завете. Своими выводами он делится с читателем на страницах трактата «О молитве»:

Стоило бы расследовать тщательнее, есть ли в так называемом Ветхом Завете где-либо молитва, в которой Бога кто-нибудь называл бы Отцом, потому что поныне, несмотря на все наши изыскания, такой молитвы там мы не нашли. Мы не утверждаем того, что Бог не называется в Ветхом Завете Отцом или что считавшиеся за верных не называются там чадами Божиими; мы утверждаем только то, что нигде в Ветхом Завете мы не встречаемся с тем праводушным дерзновением, провозглашенным нашим Спасителем, которое уполномочивает нас в молитве называть Бога Отцом… Хотя Бог и называется [в Ветхом Завете] Отцом, а рожденные Богом через сообщение им слова веры – сынами Его, все-таки древние не были проникнуты сознанием постоянного и неизменного своего сыновства Богу

[3].

Тертуллиан считает, что имя Бога Отца до пришествия в мир Христа не было известно: «Когда Моисей вопросил Бога, кто Он, то Он назвал Себя тогда другим именем. Имя Отца открылось для нас в Сыне Его, Который, по пришествии Своем, дал Богу новое имя, как Сам Он говорит: «открыл имя Твое человекам» (Ин. 17:6)[4].

 

В Новом Завете, напротив, имя «Отец» становится основным применительно к Богу: в этом отношении Новый Завет резко контрастирует с Ветхим. В Евангелиях Бог назван Отцом 174 раза, из них 109 раз у Иоанна, 44 у Матфея, 17 у Луки и 4 у Марка. В Евангелии от Матфея наибольшая концентрация употребления имени «Отец» применительно к Богу приходится на Нагорную проповедь: здесь оно встречается 17 раз.

Подлинная новизна начальных слов молитвы «Отче наш» заключается, может быть, даже не столько в самом факте употребления имени «Отец» по отношению к Богу, сколько в том содержании, которое Иисус вкладывал в это имя. Он называл Бога, прежде всего, Своим Отцом: выражение «Отец Мой» часто встречается в Его речи. Это словоупотребление шокировало Его слушателей из фарисейской среды: они хотели убить Его за то, что Он «не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18). Между тем Иисус не ограничивался употреблением этого выражения, когда говорил о Своих отношениях с Богом: Он считал, что и Его слушатели могут называть Бога своим Отцом. В одной только Нагорной проповеди выражение «Отец ваш» встречается девять раз (Мф. 5:16, 45, 48; 6:1, 8, 14,15, 32; 7:11) и еще три раза «Отец твой» (Мф. 6:4, 6).


А. Иванов. Проповедь Иисуса Христа на горе Елеонской о втором пришествии. Эскиз сер. 1840-х гг.

По мысли апостола Павла, когда люди молятся Богу как Авве-Отцу, в них молится Святой Дух:

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:14–17).

Концепция усыновления людей Богу – один из важных пунктов богословия апостола Павла. Развивая эту концепцию в Послании к Галатам, апостол вновь обращается к смыслу молитвы «Авва, Отче!». По его мысли, усыновление людей Богу является прямым следствием искупления, совершенного Сыном Божиим. Ветхозаветное представление о Боге апостол сравнивает с детством, новозаветное – со зрелостью.

Право обращаться к Богу как к Отцу, полученное людьми благодаря Иисусу Христу, свидетельствует о вступлении человечества в зрелый возраст:

Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4:1–7).

Отцовство Бога по отношению к людям имеет уникальный характер. Подчеркивая это, Иисус говорил: «…отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9). Именно в такой перспективе надо понимать начальные слова молитвы «Отче наш».

Никто на земле, ни один земной отец не может осуществлять отцовство таким образом и в той мере, в какой Бог осуществляет его по отношению ко всему человеческому роду и к каждому человеку. Отцовство Бога не имеет аналогий на человеческом уровне.

Является ли отцовство Бога по отношению к людям универсальным или оно распространяется только на определенную категорию лиц? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. Современный исследователь пишет:

Основополагающим догматом либерализма XIX века была вера в отцовство Бога. Многие люди и сегодня продолжают думать, что Иисус учил универсальному отцовству Бога и вытекающей из этого доктрине братства всего человечества… Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что Иисус не проповедовал доктрину универсального отцовства Бога. Его упоминания о Боге как «отце вашем» следует понимать в свете того факта, что Иисус учил не толпы, а учеников (Мф. 5:1–2). Подобным же образом и молитва Господня была дана не как общая молитва, которой люди должны молиться везде. Напротив, это была молитва, данная Его ученикам (Лк. 11:1–2). Иисус не учил, что отцовство Бога является универсальным. Он никогда не основывал отношение к Богу как Отцу на чем-либо, что относится к каждому, например, на том, что Бог – Создатель всего. Напротив, Он даже описывал некоторых лиц как имеющих диавола своим отцом (Ин. 8:44; ср. Мф. 12:34). Такое отношение к Богу возможно только через веру в Него[5].

С этими словами мы можем согласиться лишь частично. С одной стороны, нигде и никогда Иисус не учил, что любовь Бога к людям или Его отцовство по отношению к ним имеет избирательный характер. В абсолютном смысле Бог является Отцом для всех людей, поскольку каждого человека Он создал и о каждом заботится: нет такого человека, который был бы изъят из этой заботы. С другой стороны, подлинными детьми Бога являются те, кто уверовал в Его Единородного Сына. Отцовство Бога реализуется и актуализируется в тех людях, которые веруют в Иисуса как Сына Божия и исполняют Его заповеди. Иными словами, в полной мере оно реализуется в общине учеников Иисуса.

Понимание молитвы «Отче наш» строка за строкой – «Отче наш»

Объяснение «Отче наш», или молитва «Отче наш»


Вопрос «Как мы молимся?» это то, о чем часто спрашивают, и то, что тысячи лет назад было задано учениками. В Евангелии от Луки 11:1-4, когда один из учеников Иисуса спросил Его: «Господи, научи нас молиться», Иисус ответил, дав нам молитву, которую мы читаем бесчисленное количество раз на протяжении всей нашей жизни, — «Отче наш», также известную как «Отче наш». Молитва Господня.

Что такое молитва Господня?

Иисус поручил Своим ученикам и нам:

«Молись же так»

  • 1. Отец наш, Сущий на небесах
  • 2. Да святится Имя Твое
  • 3. Да приидет Царствие Твое
  • 4. Да будет воля Твоя на земле, как и на небе
  • 5. Хлеб наш насущный дай нам на сей день
  • 6. И прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешающим против нас
  • 7. И не введи нас в искушение
  • 8. Но избавь нас от лукавого.
  • 9. Аминь.

Размышление над смыслом молитвы «Отче наш»

Эта короткая молитва произносится всего за 15-20 секунд, но наполнена невероятным смыслом. Если когда-либо и существовала молитва, резюмирующая нашу веру и то, что выражено в Евангелиях, то это «Отче наш». Размышляя над этой молитвой, святитель Киприан Карфагенский, епископ III века, писал: «Дорогие мои, молитва Господня содержит много великих тайн нашей веры. В этих немногих словах великая духовная сила, ибо в этом кратком изложении божественного учения заключены все наши молитвы и прошения».

Если вы были практикующим католиком с детства, вы читали эту молитву больше раз, чем можете сосчитать. Как и все, что мы делаем постоянно, произнесение этой молитвы про себя или вслух становится второй натурой.

Важно напоминать себе остановиться и подумать над словами, которые мы произносим. С помощью религиоведов и священнослужителей давайте подробнее рассмотрим, что означает каждая строка и как мы можем применить эту молитву в своей жизни. Потому что, как писал Папа Бенедикт XVI, «Смысл «Отче наш» выходит далеко за рамки простого предоставления молитвенного текста. Он направлен на то, чтобы сформировать наше существо, научить нас внутреннему отношению Иисуса».

Если когда-либо и существовала молитва, резюмирующая нашу веру и то, что выражено в Евангелиях, то это «Отче наш».

Нажмите, чтобы твитнуть

Папа Бенедикт XVI

Значение «Отче наш» выходит далеко за рамки простого предоставления текста молитвы. Она направлена ​​на то, чтобы сформировать наше существо, научить нас внутреннему отношению Иисуса.

1. Отец наш, сущий на небесах

Мы начинаем эту молитву с исповедания нашей основной религиозной веры в то, что Бог — это наш Небесный Отец — Тот, Кто все знает и всемогущ. Обратите внимание, что Иисус не велел нам говорить «Мой Отец», а подчеркнул «Отче наш». Исследователь Священных Писаний Джон Мейер объясняет, что в Божьем Царстве мы не живем как отдельные личности, а «мы переживаем Божье отцовство как члены церкви, семьи Иисуса-Сына». Это напоминает нам о том, что мы признаем всех окружающих нас детьми Божьими и относимся к ним соответственно.

2. Да святится Имя Твое

Святится – это другое слово, обозначающее святой или освященный. Когда мы говорим «да святится имя Твое», мы не только говорим Богу: «Я признаю, что Ты свят», но, что более важно, мы просим, ​​чтобы Его имя было признано всеми во всем мире как высшая святая сила — что однажды (скорее раньше, чем позже) все узнают, что Он праведный, могущественный и единый истинный Бог для всех.

3. Да приидет Царствие Твое

Эта петиция имеет двойное значение. Во-первых, мы просим, ​​чтобы Божье Царство (где есть только добро, честность и любовь друг к другу) окружало нас в нашей повседневной жизни. Во-вторых, мы молимся об исполнении обещания Господа, что Он вернется в конце времен и дарует нам вечную жизнь.

4. Да будет воля Твоя на земле, как и на Небесах

Этими словами мы просим Божьей благодати побудить нас исполнять Его волю на протяжении всей нашей жизни. Это означает делать все, что угодно нашему Отцу, даже самые трудные, будь то что-то большое, например, переезд пожилого родителя в наш дом или добровольное участие раз в неделю в благотворительной столовой, или что-то такое незначительное, как отказ от еды. место для парковки или не звонить лучшему другу, чтобы распустить пикантные сплетни. Конференция католических епископов Соединенных Штатов говорит: «Вверяя себя [Христу], мы можем стать с Ним одним духом и тем самым исполнить Его волю…»

5. Хлеб наш насущный дай нам день

Здесь мы признаем, что все, в чем мы нуждаемся, приходит к нам от Бога. Мы просим, ​​чтобы Бог продолжал давать нам не только пищу, необходимую для питания, но и Хлеб Жизни, Евхаристию.

6. И прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешивших против нас

Это тяжело. Нам может быть легко просить Бога простить нам наши «проступки» или грехи, но Бог в своей бесконечной мудрости учит нас, что для того, чтобы Он простил наши проступки, мы должны сначала простить тех, кто причинил нам боль. Бог не сложен, Он учит нас тому, что, когда в наших сердцах есть горечь и гнев, нет места для Его любви, чтобы наполнить наши сердца. Как мы можем просить Бога быть милостивым и простить наши грехи, если мы держим обиду или отказываемся прощать того, кто обидел нас? Простить кого-то часто легче сказать, чем сделать. Только Бог может дать нам силы сделать это через молитву.

7. И не введи нас в искушение,

Искушение и грех идут рука об руку. Когда мы сталкиваемся лицом к лицу с искушением, иногда бывает трудно устоять. Вот почему нам нужен Отец, чтобы воздвигнуть преграды и увести нас от пути искушения.

8. Но избавь нас от лукавого.

Зло — неприятная реальность в нашем мире. Дьявол всегда пытается искушать нас и делает своей основной работой поиск способов увести нас с правильного пути на неправильный. Дьявол не имеет власти над Богом, и когда мы молим Бога о защите от всего зла, Он защитит нас — всегда.

Есть много волнующих молитв, которые мы можем произнести, но когда дело доходит до одной молитвы, которая объединяет основные аспекты нашей веры и резюмирует их в нескольких коротких строках, «Отче наш» является идеальной молитвой.

Что такое Молитва Господня в Библии

Сам Иисус дал нам слова Молитвы Господней, найденные в Евангелиях от Матфея и Луки (Матфея 6:9-13; Луки 11:1-4). В частности, когда один из учеников Иисуса попросил Господа научить учеников молиться, Христос ответил, дав нам эту короткую молитву, которая прекрасно резюмирует, во что верят христиане и как христианам следует жить.

Молитва «Отче наш», также известная как «Отче наш» или «Отче наш», содержит семь прошений. Число семь часто означает завершение или совершенство в Писании, и «Отче наш» — это именно то, что является полным и совершенным изложением божественных учений.

Молитва открывается достаточно просто, обращением к Отче наш, сущий на небесах . Это обращение подтверждает нашу основную веру как христиан в то, что Бог является нашим небесным Отцом, как с нами в духе, так и над нами в совершенном царстве Небес. Это вступительное слово также объединяет христиан всего мира в одно сообщество поклонников, поскольку мы молимся «нашему» Отцу, а не индивидуально «моему» Отцу.

После этого обращения к Господу следуют семь прошений:

1. Да Святится Имя Твое

Свято означает свято или освящено. Имя Бога свято, поскольку Бог является воплощением святости. «Нет святого, подобного Господу» (1 Царств 2:2).

Мы, как христиане, понимаем, что Всемогущего Отца следует почитать и хвалить превыше всего. В этом прошении мы молимся о том, чтобы весь мир признал святое имя Бога как единого истинного Бога всего, Творца и Правителя вселенной.

2. Да приидет Царствие Твое

Это прошение состоит из двух частей. Во-первых, мы молимся о том, чтобы Царство Божье обрело форму здесь и сейчас, чтобы мы могли жить в мире, характеризуемом верой, надеждой и любовью (1 Коринфянам 13:13).

Во-вторых, мы молимся о том, чтобы обещание «нового неба и новой земли» исполнилось. Когда это обещание исполнится, верные будут жить с Богом в Его Царстве вечно как члены Святого Града, в котором нет ни смерти, ни плача, ни боли (Откровение 21:1-4).

3. Да будет воля Твоя на земле, как и на небе

Бог правит с небес с состраданием и справедливостью (Исаия 30:18). Его воля состоит в том, чтобы мы славили Его и любили друг друга. Мы знаем это, потому что Иисус резюмировал все Слово Божье в двух заповедях: возлюби Бога всем своим сердцем, душой и разумением и возлюби ближнего своего, как самого себя (Матфея 22:37-40).

Молитва по этому прошению является актом бескорыстного подчинения воле Бога. В частности, мы смиренно просим Бога дать нам силу следовать Его воле, а не нашей, и жить жизнью, которая прославляет Его и проявляет сострадание и справедливость к другим.

4. Хлеб Наш Насущный Дай Нам На Сей День

Так же, как хорошая пища питает тело, Благая Весть питает душу. Библия учит, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Второзаконие 8:3).

В этом обращении мы молимся о духовной поддержке, чтобы у нас была сила духа выйти в мир и распространять Его Послание через наши слова и действия. Эта пища исходит от Слова Божия и от общения со Христом, Который есть «хлеб жизни», сходящий с небес, чтобы «всякий, питающийся этим хлебом, жил вечно» (Ин. 6:48-58).

5. И прости нам наши прегрешения, как мы прощаем тех, кто согрешил против нас

Этот раздел молитвы «Отче наш» может быть самым трудным для молитвы и выполнения. Однако в этой просьбе содержится много мудрости. Хотя любой может попросить прощения, размышления о том, как мы прощаем других, могут привести нас к терпению и благодати, что может изменить нас.

Библия учит, что когда прощать кого-то особенно трудно, лучше всего прощать во время молитвы, когда наши разум и сердце едины с Богом (Марка 11:25).

Выбирая замену обиды прощением, мы отражаем в своих действиях Божью любовь и милосердие. Это, в свою очередь, позволяет нам более уверенно идти к Богу, который хочет, чтобы каждый наш шаг был направлен к Нему.

6. И не введи нас в искушение

Искушение может заставить нас грешить и увести нас от Бога, что может накапливаться. Бог не ведет нас ко греху; мы делаем все это сами благодаря свободной воле, которую дал нам наш Создатель. Но наш Бог верен и обещает обеспечить выход из любого искушения, с которым мы можем столкнуться (1 Коринфянам 10:13).

В этой мольбе мы признаем, что наша свободная воля приносит с собой человеческие слабости. Чтобы преодолеть эти слабости, мы молимся здесь, чтобы Бог протянул Свою руководящую руку над нами и даровал нам проницательность, необходимую для того, чтобы держаться подальше от искушений и греха.

7. Но избавь нас от лукавого

В этом прошении говорится о многих случаях, когда мы действительно падаем жертвой искушения и греха. В эти трудные времена, если мы постоянно ищем Господа, Он ответит нам и избавит нас от всех наших страхов (Псалом 34:4).

В этом обращении мы просим, ​​чтобы в те времена, когда мы погрязли в грехе, Всемогущий Отец спустился вниз и освободил нас из тисков зла. Это также прошение о защите, поскольку мы просим Бога защитить нас от власти дьявола во всех будущих обстоятельствах.

Молитва «Отче наш» — это гораздо больше, чем удобное руководство о том, о чем молиться, когда на ум не приходят другие слова. Молитва, если мы размышляем над каждым прошением, служит нравственным компасом, указывающим, как лучше всего идти перед Отцом, прося Его руководства и защиты.

Молитва «Отче наш» сосредотачивает наши мысли на том, что важно в жизни, обобщая все, что мы должны делать, чтобы быть «добрыми и верными рабами», а именно: почитать Бога, принимать Его волю, знать Его Слово, любить друг друга через прощение и сопротивляться зло.

©iStock/Getty Images Plus/4maksym


Долорес Смит — автор общенационального журнала о вере и воспитании детей.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *