Как выглядит полумесяц – «Что означает полумесяц на кресте православного храма?» – Яндекс.Знатоки

Полумесяц — это… Что такое Полумесяц?

Пример рисунка полумесяца — из большого круга вырезана часть, пересекающаяся с малым

Форма

Полумесяц, лунный серп в изобразительном искусстве — форма, образованная двумя дугами окружностей или овалов, обращённых выпуклостями в одну сторону и имеющих две точки пересечения (концы полумесяца, кончики его «рогов»).

По-другому, это часть круга, оставшаяся после вырезания из него области пересечения с кругом меньшего диаметра, при условии, что ограничивающие их окружности пересекаются в двух точках. Центр большего круга при этом также оказывается вырезан.

В астрономии

Астрономически корректная форма фазы Луны, называемой «полумесяц». Синяя часть рисунка.

Полумесяц, серп в астрономии описывает фигуру, образованную освещённым несамосветящимся сферическим (а иногда и телом иной формы) телом и наблюдаемую как «часть диска». Математически, подразумевая, что линия терминатора проходит по большому кругу сферы, получается фигура, образованная полуокружностью и полуэллипсом, большая ось которого совпадает с диаметром полуокружности.

Из всех небесных тел наиболее известен серп Луны, некоторые люди невооружённым глазом видят в соответствующем положении серп Венеры.

Направление «рогов» («вершин», углов, образованных дугами) традиционно связывается с двумя различными состояниями:

  • «растущей» («молодой», «полнеющей») Луной. Выпуклость серпа направлена вправо в Северном полушарии Земли, рога — влево.
  • «уменьшающейся» («старой», «худеющей») Луной. Выпуклость серпа направлена влево в Северном полушарии Земли, рога — вправо.

При наблюдении из Южного полушария Земли направления изменяются на противоположные.

В русской традиции существует простое мнемоническое правило для определения фазы Луны: «Если луна в виде буквы С, значит луна «стареющая», а если в виде дужки от буквы Р — «растущая»».

Геральдика и мифология

  • Полумесяц как геральдический символ прослеживается в древних верованиях славянских народов.

Помимо того, что полумесяц представляет Луну, в астрологии он имеет значение серебра как металла, связанного с Луной алхимически. [1]

Политическая и религиозная символика

Ислам

Полумесяц со звездой — служит символом и знаменем османской империи и ислама.[2]

Несмотря на то, что данный символ сейчас однозначно связан с исламом, задолго до того он использовался жителями Малой Азии до возникновения ислама. По результатам археологических исследований, полумесяц со звездой встречается на монетах Тюркского каганата 1500-летней давности.

Стоит также отметить, ни Мухаммед, ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ. В битвах времен раннего ислама в качестве знамен использовались прикрепленные к шесту однотонные куски материи.

Империя Сасанидов

Полумесяц был символом империи Сасанидов на территории Персии (Ирана) и изображался на коронах её правителей как центральный.[3]

После арабского завоевания в 651 году полумесяц был заимствован последующими халифатами и мусульманскими правителями, и постепенно стал восприниматься как символ власти в Западной Азии. И Османская империя унаследовала его.[4]

Международный комитет Красного Креста

Красный полумесяц — одна из эмблем Международного комитета Красного Креста, принятая во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов в Османской империи, поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами.

Индуизм

Символ растущей Луны также ассоциируется с иконографией индуизма. Его носит Шива в своей причёске. Полумесяц — сосуд с сомой, нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом.

Полумесяц в православной символике

Кресты на куполах православных храмов имеют свою, особенную форму, заметно отличающуюся от более привычных четырёх- и восьмиконечных. Выражение идеи храма как Дома Божия и Корабля Спасения потребовало своей символики.

Полумесяц (цата), расположенный в нижней части креста, не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с полумесяцем украшали ещё древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Дмитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие, до столкновения с мусульманами.

В Византии тех времён цату связывали с царской властью. Возможно, отсюда следует появление её как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века.

В иконографии цата участвует как элемент святительского облачения Святителя Николая Чудотворца, а также встречается на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Из этого можно заключить, что цата на кресте связана с Иисусом Христом в его роли Царя и Первосвященника. Крест же на куполе храма напоминает о принадлежности его Царю царствующих и Господу господствующих.

Из ранних времён христианства можно проследить ещё одно значение креста с полумесяцем. В посланиях апостола Павла есть рассуждение о том, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Это одновременно и символическая защита от поругания язычниками и знак избавления от последствий греха, знак прибытия корабля церковного в тихую пристань жизни вечной через бурные волны краткой земной жизни.

Явное указание на месяц присутствует в откровении Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд». Это отражают установленные на куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

В святоотеческой традиции упоминаются и другие значения полумесяца: так, например, говорят про Вифлеемскую колыбель, принявшую младенца Христа; рассматривают полумесяц как форму евхаристической чаши и крещальной купели; ещё называют кораблём церковным.[5]

Прочее

  • Название города Хило на Гавайях означает полумесяц.
  • Логотипы DreamWorks и DreamWorks Animation используют полумесяц как основной элемент.
  • Новый Орлеан имеет прозвище
    Город-Полумесяц
    , а полумесяц, или полумесяц со звездой, используются как официальная эмблема города. Основано это название на форме старого города на восточном берегу реки Миссисипи

Примечания

См. также

Ссылки

Полумесяц Википедия

Пример рисунка полумесяца — из большого круга вырезана часть, пересекающаяся с малым Статуя Полумесяца

Форма[ | ]

Полумесяц, лунный серп в изобразительном искусстве — форма, образованная двумя дугами окружностей или овалов, обращённых выпуклостями в одну сторону и имеющих две точки пересечения (концы полумесяца, кончики его «рогов»).

По-другому, это часть круга, оставшаяся после вырезания из него области пересечения с кругом меньшего диаметра, при условии, что ограничивающие их окружности пересекаются в двух точках. Центр большего круга при этом также оказывается вырезан.[

источник не указан 853 дня]

В астрономии[ | ]

Астрономически корректная форма фазы Луны, называемой «полумесяц». Темно-серая часть рисунка.

Полумесяц, серп в астрономии описывает фигуру, образованную освещённым несамосветящимся сферическим (а иногда и телом иной формы) телом и наблюдаемую как «часть диска». Математически, подразумевая, что линия терминатора проходит по большому кругу сферы, получается фигура, образованная полуокружностью и полуэллипсом, большая ось которого совпадает с диаметром полуокружности.

Из всех небесных тел наиболее известен серп Луны, некоторые люди невооружённым глазом видят в соответствующем положении серп Венеры.

Направление «рогов» («вершин», углов, образованных дугами) традиционно связывается с двумя различными состояниями:

  • «растущей» («молодой», «полнеющей») Луной. Выпуклость серпа направлена вправо в Северном полушарии Земли, рога — влево.
  • «уменьшающейся» («старой», «худеющей», «ущербной») Луной. Выпуклость серпа направлена влево в Северном полушарии Земли, рога — вправо.

При наблюдении из Южного полушария Земли фазы луна выглядят зеркально отображенными, направления изменяются на противоположные.

В русской традиции существует простое мнемоническое правило для определения фазы Луны: «Если луна в виде буквы С, значит луна „стареющая“, а если в виде дужки от буквы Р — „растущая“». По-французски они, соответственно, называются d (от слова dernier — последняя четверть) и p (от слова premier — первая четверть). В Южном полушарии больше подходят Diminuendo и Crescendo.

Геральдика и мифология[ |

символ язычества, а не Ислама

К сожалению, многие считают полумесяц неразрывно связанным с Исламом. Полумесяц не используется шиитами и имеет место только в среде «ахлу сунна валь джамаа», которые заимствовали его у христиан, а те, в свою очередь, — из языческих религий. Никаких хадисов о символе полумесяца не существует, равно как и свидетельств его использования в первые столетия Ислама.

Полумесяц — это оккультный языческий знак, использовавшийся практически во всех религиях ширка и многобожия, включая и идолопоклонство курайшитов — мекканских врагов Пророка (С).

Полумесяц печатался на монетах языческого Тюркского каганата, потом был символом персидской империи Сасанидов и гербом города Константинополь — столицы христианской империи. Вероятнее всего, именно после завоевания Константинополя турками-суннитами полумесяц вошёл в суннитский ислам и стал его символом.

Полумесяц на царской крылатой короне Сасанидов:

Полумесяц мы видим в иконографии индуизма — его носит Шива в своей причёске:

 

В Египте солнечный диск с рогатой Луной, или расположенный между рогов быка (коровы), означали божественное единство двоих в одном, общих солнечно-лунных богов и тайный брак божественных пар.

У древних шумеров полумесяц — атрибут вавилонского бога Луны Сина – корабль, на котором он плавал по безбрежным просторам космоса.

Полумесяц на древней шумерской монете:

Здесь царь посвящает свою дочь богине. Полумесяц символизирует бога Сина, солнце — бога Солнца Шамаша:

Древнегреческие и римские богини луны носили изображение полумесяца в своих прическах, как знак одновременно чистоты и рождения.

Древняя языческая стелла:

Как мы сказали, полумесяц был заимствован суннитами у христиан, а те, в свою очередь, заимствовали его у язычников. Полумесяц был символом Константинополя и чеканился на византийских монетах:

В бытность греческим полисом, Константинополь (тогда — полис Византий) имел в покровительницах Гекату, богиню лунного света, отсюда и полумесяц на его гербе.

До сих пор полумесяц часто встречается в нижней части православного креста:

Итак, являясь широко распространённым языческим символом лунных божеств, полумесяц был заимствован византийским христианством, став одним из его символов, а оттуда — российским православием (имеющим византийский исток) и суннитским исламом (после завоевания Константинополя турками в 1453 году).

Таким образом, «ахлу сунна» в целом и «салафиты» в частности — ревнители «ислама без бидаатов» — повсеместно размещают на своих мечетях языческо-христианский символ, не имеющий никакой основы в религии Ислам, что нисколько их не беспокоит. Они сделали оккультный символ ширка символом Ислама — точно так же как поменяли всё, что только можно поменять, в религии Аллаха.  Как говорится, думающему — понятно.

Полумесяц — Википедия. Что такое Полумесяц

Пример рисунка полумесяца — из большого круга вырезана часть, пересекающаяся с малым Статуя Полумесяца

Форма

Полумесяц, лунный серп в изобразительном искусстве — форма, образованная двумя дугами окружностей или овалов, обращённых выпуклостями в одну сторону и имеющих две точки пересечения (концы полумесяца, кончики его «рогов»).

По-другому, это часть круга, оставшаяся после вырезания из него области пересечения с кругом меньшего диаметра, при условии, что ограничивающие их окружности пересекаются в двух точках. Центр большего круга при этом также оказывается вырезан.[источник не указан 381 день]

В астрономии

Астрономически корректная форма фазы Луны, называемой «полумесяц». Темно-серая часть рисунка.

Полумесяц, серп в астрономии описывает фигуру, образованную освещённым несамосветящимся сферическим (а иногда и телом иной формы) телом и наблюдаемую как «часть диска». Математически, подразумевая, что линия терминатора проходит по большому кругу сферы, получается фигура, образованная полуокружностью и полуэллипсом, большая ось которого совпадает с диаметром полуокружности.

Из всех небесных тел наиболее известен серп Луны, некоторые люди невооружённым глазом видят в соответствующем положении серп Венеры.

Направление «рогов» («вершин», углов, образованных дугами) традиционно связывается с двумя различными состояниями:

  • «растущей» («молодой», «полнеющей») Луной. Выпуклость серпа направлена вправо в Северном полушарии Земли, рога — влево.
  • «уменьшающейся» («старой», «худеющей», «ущербной») Луной. Выпуклость серпа направлена влево в Северном полушарии Земли, рога — вправо.

При наблюдении из Южного полушария Земли фазы луна выглядят зеркально отображенными, направления изменяются на противоположные.

В русской традиции существует простое мнемоническое правило для определения фазы Луны: «Если луна в виде буквы С, значит луна „стареющая“, а если в виде дужки от буквы Р — „растущая“». По-французски они, соответственно, называются d (от слова dernier — последняя четверть) и p (от слова premier — первая четверть). В Южном полушарии больше подходят Diminuendo и Crescendo.

Геральдика и мифология

Помимо того, что полумесяц представляет Луну, в астрологии он имеет значение серебра как металла, связанного с Луной алхимически. [1]

Религиозная и политическая символика

Индуизм

Символ растущей Луны также ассоциируется с иконографией индуизма. Его носит Шива в своей причёске. Полумесяц — сосуд с сомой, нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом.

Является частью символа соёмбо изображенного на флаге и гербе республики Бурятия.

Античность и христианство

По наблюдениям Б. А. Успенского разные народы представляют месяц как рогатое животное. В античном искусстве изображение быка может сочетаться с изображением полумесяца над его рогами, форма которого повторяет форму рогов. Речь шла об олицетворении луны. Крест в сочетании с полумесяцем можно видеть уже на античных культовых изображениях, причем во многих случаях фригийских[2].

Крест, снятый с главы Дмитриевского собора во Владимире и заменённый в 2002 году новоделом

Полумесяц (цата) под крестом характерен для наверший многих русских храмов ещё с древнерусского периода. Этот полумесяц не имеет отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с полумесяцем украшали ещё древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Дмитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие, до столкновения с мусульманами.

В византийском искусстве сочетание креста и полумесяца также встречается, хотя и реже. Оно имеет место как на изображениях храмов, на монетах, так и в качестве отдельной композиции. Аналоги известны в Болгарии и Италии. Данное сочетание обнаруживается и в раннехристианской символике. Основываясь на этом материале, Успенский предполагает, что купольные кресты с полумесяцем пришли на Русь из Византии[2].

Согласно Успенскому, сочетание креста и полумесяца вписывается в языческую космологическую символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну; но вместе с тем в христианской традиции луна символизирует Богородицу, в то время как солнце — Иисуса Христа. Это толкование соответствует каноническим текстам и поддерживается ими: Христос именуется «Солнцем правды» или «Солнцем праведным» («sol justitiae» — Мал. IV, 2), а Богородица может связываться с апокалиптическим образом — «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1). Этот текст отражают установленные на куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год) и храма блаженного Косьмы Верхотурского в деревни Костылево кресты с необычным орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. С этим же связана и иконография «Богоматери — Царицы Небесной», стоящей на луне, в западной традиции. Наглядно эти ассоциации видны в песнопении на Страстной неделе, на утренней службе в Великую субботу: «Заходиши подъ землю, Спасе, Солнце Правды; тѣмъ же рождшая тя Луна печальми оскудѣвает, вида твоего лишаема». Христос здесь представлен как солнце, заходящее под землю, а Богородица — как луна, Его родившая, которая оскудевает от скорби, лишаясь возможности Его видеть. Луна может ассоциироваться также с Церковью. Так, для Оригена сочетание солнца и луны символизирует соединение Христа с Церковью: «Христос есть Солнце Правды…, луна, то есть Церковь его, которая наполняется его светом…» (In Numeros homilia, XXIII, 5)[2].

В Византии тех времён цату связывали с царской властью. Возможно, отсюда следует появление её как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века.

В иконографии цата участвует как элемент святительского облачения святителя Николая Чудотворца, а также встречается на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Из этого можно заключить, что цата на кресте связана с Христом в его роли Царя и Первосвященника. Крест же на куполе храма напоминает о принадлежности его Царю царствующих и Господу господствующих.

Из ранних времён христианства можно проследить ещё одно значение креста с полумесяцем. В посланиях апостола Павла есть рассуждение о том, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18—6:19). Это одновременно и символическая защита от поругания язычниками и знак избавления от последствий греха, знак прибытия корабля церковного в тихую пристань жизни вечной через бурные волны краткой земной жизни.

В святоотеческой традиции упоминаются и другие значения полумесяца: так, например, говорят про Вифлеемскую колыбель, принявшую младенца Христа; рассматривают полумесяц как форму евхаристической чаши и крещальной купели; называют кораблём церковным[3]. Таким образом, семантика креста и полумесяца на храме может заключаться также в идеи храма как Дома Божия и Корабля Спасения.

Западной христианской традиции композиция креста и полумесяца не свойственна. Однако здесь, как и в Византии, широко представлены формы процветшего, а также якорного креста. Ряд исследователей полагает, что крест с полумесяцем восходят к именно к этим формам. По мнению Успенского, связь между ними обратная[2].

Полумесяц как символ отразился также в привесках-лунницах, распространённых с позднего бронзового века у многих земледельческих народов Европы и Азии. Лунницы отражали почитание луны, связанное с культом плодородия. В рамках христианской культуры они были переосмыслены как символ Богородицы[4].

Империя Сасанидов

Полумесяц был символом империи Сасанидов на территории Персии (Ирана) и изображался на коронах её правителей как центральный.[5]

Ислам

После арабского завоевания в 651 году полумесяц был заимствован последующими халифатами и мусульманскими правителями, и постепенно стал восприниматься как символ власти в Западной Азии. И Османская империя унаследовала его.[6]

Полумесяц со звездой служит символом и знаменем османской империи и ислама[7]. Несмотря на то, что данный символ сейчас однозначно связан с исламом, задолго до того он использовался жителями Малой Азии до возникновения ислама[источник не указан 1278 дней].

Стоит также отметить, ни Мухаммед, ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ. В битвах времен раннего ислама в качестве знамен использовались прикрепленные к шесту однотонные куски материи.

Полумесяц на флагах современных государств

Международный комитет Красного Креста

Красный полумесяц — одна из эмблем Международного комитета Красного Креста, принятая во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов в Османской империи, поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами.

Фантазийный живой полумесяц с человеческим лицом

На гербах

В изобразительном искусстве

В кинематографе и мультипликации

Прочее

См. также

Примечания

  1. ↑ Alchemy and Symbols, By M. E. Glidewell, Epsilon.
  2. 1 2 3 4 Успенский Б. А. Солярно-лунная символика в облике русского храма // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. М. : Языки славянских культур, 2006. С. 225—258.
  3. ↑ Полумесяц в основании Креста? Статья на Православном Мире
  4. Хамайко Н. Древнерусские лунницы XI—XIII вв.: проблема происхождения и семантики // Наукові записки з української історії : Збірник наукових статей. Вип. 20. Переяслав-Хмельницький, 2008. С. 319—338.
  5. ↑ Michael G. Morony, Iraq After the Muslim Conquest,Gorgias Press LLC, 2005. pp 39-40
  6. Бартольд В.В. К вопросу о полумесяце как символе ислама // Сочинения. — М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы., 1966. — Т. VI. — С. 489—491.
  7. ↑ Полумесяц // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

Ссылки

Полумесяц — Википедия

Пример рисунка полумесяца — из большого круга вырезана часть, пересекающаяся с малым Статуя Полумесяца

Форма

Полумесяц, лунный серп в изобразительном искусстве — форма, образованная двумя дугами окружностей или овалов, обращённых выпуклостями в одну сторону и имеющих две точки пересечения (концы полумесяца, кончики его «рогов»).

По-другому, это часть круга, оставшаяся после вырезания из него области пересечения с кругом меньшего диаметра, при условии, что ограничивающие их окружности пересекаются в двух точках. Центр большего круга при этом также оказывается вырезан.[источник не указан 381 день]

В астрономии

Астрономически корректная форма фазы Луны, называемой «полумесяц». Темно-серая часть рисунка.

Полумесяц, серп в астрономии описывает фигуру, образованную освещённым несамосветящимся сферическим (а иногда и телом иной формы) телом и наблюдаемую как «часть диска». Математически, подразумевая, что линия терминатора проходит по большому кругу сферы, получается фигура, образованная полуокружностью и полуэллипсом, большая ось которого совпадает с диаметром полуокружности.

Из всех небесных тел наиболее известен серп Луны, некоторые люди невооружённым глазом видят в соответствующем положении серп Венеры.

Направление «рогов» («вершин», углов, образованных дугами) традиционно связывается с двумя различными состояниями:

  • «растущей» («молодой», «полнеющей») Луной. Выпуклость серпа направлена вправо в Северном полушарии Земли, рога — влево.
  • «уменьшающейся» («старой», «худеющей», «ущербной») Луной. Выпуклость серпа направлена влево в Северном полушарии Земли, рога — вправо.

При наблюдении из Южного полушария Земли фазы луна выглядят зеркально отображенными, направления изменяются на противоположные.

В русской традиции существует простое мнемоническое правило для определения фазы Луны: «Если луна в виде буквы С, значит луна „стареющая“, а если в виде дужки от буквы Р — „растущая“». По-французски они, соответственно, называются d (от слова dernier — последняя четверть) и p (от слова premier — первая четверть). В Южном полушарии больше подходят Diminuendo и Crescendo.

Геральдика и мифология

Помимо того, что полумесяц представляет Луну, в астрологии он имеет значение серебра как металла, связанного с Луной алхимически. [1]

Религиозная и политическая символика

Индуизм

Символ растущей Луны также ассоциируется с иконографией индуизма. Его носит Шива в своей причёске. Полумесяц — сосуд с сомой, нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом.

Является частью символа соёмбо изображенного на флаге и гербе республики Бурятия.

Античность и христианство

По наблюдениям Б. А. Успенского разные народы представляют месяц как рогатое животное. В античном искусстве изображение быка может сочетаться с изображением полумесяца над его рогами, форма которого повторяет форму рогов. Речь шла об олицетворении луны. Крест в сочетании с полумесяцем можно видеть уже на античных культовых изображениях, причем во многих случаях фригийских[2].

Крест, снятый с главы Дмитриевского собора во Владимире и заменённый в 2002 году новоделом

Полумесяц (цата) под крестом характерен для наверший многих русских храмов ещё с древнерусского периода. Этот полумесяц не имеет отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с полумесяцем украшали ещё древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Дмитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие, до столкновения с мусульманами.

В византийском искусстве сочетание креста и полумесяца также встречается, хотя и реже. Оно имеет место как на изображениях храмов, на монетах, так и в качестве отдельной композиции. Аналоги известны в Болгарии и Италии. Данное сочетание обнаруживается и в раннехристианской символике. Основываясь на этом материале, Успенский предполагает, что купольные кресты с полумесяцем пришли на Русь из Византии[2].

Согласно Успенскому, сочетание креста и полумесяца вписывается в языческую космологическую символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну; но вместе с тем в христианской традиции луна символизирует Богородицу, в то время как солнце — Иисуса Христа. Это толкование соответствует каноническим текстам и поддерживается ими: Христос именуется «Солнцем правды» или «Солнцем праведным» («sol justitiae» — Мал. IV, 2), а Богородица может связываться с апокалиптическим образом — «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1). Этот текст отражают установленные на куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год) и храма блаженного Косьмы Верхотурского в деревни Костылево кресты с необычным орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. С этим же связана и иконография «Богоматери — Царицы Небесной», стоящей на луне, в западной традиции. Наглядно эти ассоциации видны в песнопении на Страстной неделе, на утренней службе в Великую субботу: «Заходиши подъ землю, Спасе, Солнце Правды; тѣмъ же рождшая тя Луна печальми оскудѣвает, вида твоего лишаема». Христос здесь представлен как солнце, заходящее под землю, а Богородица — как луна, Его родившая, которая оскудевает от скорби, лишаясь возможности Его видеть. Луна может ассоциироваться также с Церковью. Так, для Оригена сочетание солнца и луны символизирует соединение Христа с Церковью: «Христос есть Солнце Правды…, луна, то есть Церковь его, которая наполняется его светом…» (In Numeros homilia, XXIII, 5)[2].

В Византии тех времён цату связывали с царской властью. Возможно, отсюда следует появление её как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века.

В иконографии цата участвует как элемент святительского облачения святителя Николая Чудотворца, а также встречается на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Из этого можно заключить, что цата на кресте связана с Христом в его роли Царя и Первосвященника. Крест же на куполе храма напоминает о принадлежности его Царю царствующих и Господу господствующих.

Из ранних времён христианства можно проследить ещё одно значение креста с полумесяцем. В посланиях апостола Павла есть рассуждение о том, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18—6:19). Это одновременно и символическая защита от поругания язычниками и знак избавления от последствий греха, знак прибытия корабля церковного в тихую пристань жизни вечной через бурные волны краткой земной жизни.

В святоотеческой традиции упоминаются и другие значения полумесяца: так, например, говорят про Вифлеемскую колыбель, принявшую младенца Христа; рассматривают полумесяц как форму евхаристической чаши и крещальной купели; называют кораблём церковным[3]. Таким образом, семантика креста и полумесяца на храме может заключаться также в идеи храма как Дома Божия и Корабля Спасения.

Западной христианской традиции композиция креста и полумесяца не свойственна. Однако здесь, как и в Византии, широко представлены формы процветшего, а также якорного креста. Ряд исследователей полагает, что крест с полумесяцем восходят к именно к этим формам. По мнению Успенского, связь между ними обратная[2].

Полумесяц как символ отразился также в привесках-лунницах, распространённых с позднего бронзового века у многих земледельческих народов Европы и Азии. Лунницы отражали почитание луны, связанное с культом плодородия. В рамках христианской культуры они были переосмыслены как символ Богородицы[4].

Империя Сасанидов

Полумесяц был символом империи Сасанидов на территории Персии (Ирана) и изображался на коронах её правителей как центральный.[5]

Ислам

После арабского завоевания в 651 году полумесяц был заимствован последующими халифатами и мусульманскими правителями, и постепенно стал восприниматься как символ власти в Западной Азии. И Османская империя унаследовала его.[6]

Полумесяц со звездой служит символом и знаменем османской империи и ислама[7]. Несмотря на то, что данный символ сейчас однозначно связан с исламом, задолго до того он использовался жителями Малой Азии до возникновения ислама[источник не указан 1278 дней].

Стоит также отметить, ни Мухаммед, ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ. В битвах времен раннего ислама в качестве знамен использовались прикрепленные к шесту однотонные куски материи.

Полумесяц на флагах современных государств

Международный комитет Красного Креста

Красный полумесяц — одна из эмблем Международного комитета Красного Креста, принятая во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов в Османской империи, поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами.

Фантазийный живой полумесяц с человеческим лицом

На гербах

В изобразительном искусстве

В кинематографе и мультипликации

Прочее

См. также

Примечания

  1. ↑ Alchemy and Symbols, By M. E. Glidewell, Epsilon.
  2. 1 2 3 4 Успенский Б. А. Солярно-лунная символика в облике русского храма // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. М. : Языки славянских культур, 2006. С. 225—258.
  3. ↑ Полумесяц в основании Креста? Статья на Православном Мире
  4. Хамайко Н. Древнерусские лунницы XI—XIII вв.: проблема происхождения и семантики // Наукові записки з української історії : Збірник наукових статей. Вип. 20. Переяслав-Хмельницький, 2008. С. 319—338.
  5. ↑ Michael G. Morony, Iraq After the Muslim Conquest,Gorgias Press LLC, 2005. pp 39-40
  6. Бартольд В.В. К вопросу о полумесяце как символе ислама // Сочинения. — М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы., 1966. — Т. VI. — С. 489—491.
  7. ↑ Полумесяц // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

Ссылки

Что значит полумесяц в Исламе

Как много в мире людей, которые твердо убеждены, что полумесяц — это канонический символ Ислама. Многие люди, впервые увидев экземпляр Корана, удивляются, отчего на обложке нет полумесяца? Ведь, по аналогии, на Библии есть канонический символ Христианства — крест.

Более того, некоторые люди, наблюдая, как ждут новолуния в преддверии священного месяца Рамадан мусульмане, делают из увиденного ошибочный вывод. Они полагают, что мусульмане как-то особо почитают это светило, что совершенно не согласуется с религией, запрещающей поклонение кому-либо, кроме Всевышнего.

Чем же является Луна для мусульман?

История символики

На самом деле, символ полумесяца со звездой старше Ислама на несколько тысяч лет. Информацию о происхождении этих символов получить трудно, но большинство источников сходятся на том, что эти древние астрономические символы использовались различными народами при поклонении Солнцу, Луне и божествам неба. Есть также сообщения о том, что полумесяц и звезда использовались в качестве символа карфагенской богини Танит или греческой богини Дианы.

Полумесяц был символом города Византия (впоследствии, Константинополь и Стамбул). По одним сообщениям, его выбрали в честь богини Дианы; по другим – в честь произошедшего в 340 году до н.э. сражения с армией македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского).

Флота для организации блокады города-порта Византий у македонцев не было, поэтому они попробовали взять город наземным штурмом, начав атаку ночью. Однако нападавших выдала яркая Луна и эффект внезапности не сработал; штурм захлебнулся, и македонцы отступили.

Ликующие горожане благодарили покровительницу Византия – Гекату, богиню лунного света. В ее честь начали чеканить монеты с изображением символов ночи – полумесяца и шестиконечной звезды. Полумесяц стал символом города. Он оставался им и когда в 330 году н.э. Византий стал Константинополем, столицей Римской империи, и когда в 1453 году город захватили турки-османы. Таким образом языческий древнегреческий знак, который на протяжении более тысячи лет был символом столицы христианского мира, стал ассоциироваться с Исламом

Кроме этого, полумесяц используют и для наверший православных церквей. Кресты на куполах православных храмов имеют свою, особенную форму. Полумесяц (цата), расположенный в нижней части креста, не имеет никакого отношения ни к Исламу, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с полумесяцем украшали ещё древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Дмитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие, построенные до столкновения с мусульманами.

В Византии тех времен цату связывали с царской властью. Возможно, отсюда следует появление её как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века.

Полумесяц и Ислам

За долгую историю образ Ислама и мусульманское сознание смешалось с огромным количеством окружавших его норм, традиций и стереотипов. Одним из таких символов, ассоциируемых с нашей религией, являются полумесяц и звезда.

Раннее мусульманское общество не имело символа. Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) исламские армии и караваны в качестве опознавательного средства использовали простые одноцветные (обычно черные, зеленые или белые) флаги. В более позднее время мусульманские лидеры продолжали использовать флаги этих цветов без обозначений, письма или символики.

В фундаментальных религиозных источниках (Коране и Сунне) ничего не говорится о каких-либо символах Ислама. Он универсален и глобален, поэтому идея какого-то отдельного символа Исламу в определенном смысле чужда.

Распространение же полумесяцев произошло следующим образом. По легенде, в 1299 году Осман, властитель крошечного княжества на территории Малой Азии, увидел во сне полумесяц, который простирался от одного конца земли до другого. Приняв это за доброе предзнаменование, бей сделал полумесяц символом своей династии. Сон не обманул Османа — его потомки создали огромную державу и стали не только величайшими владыками в мусульманском мире, но и духовными его вождями — халифами.

Кроме того, как уже упоминалось выше, полумесяц со звездой был символом города Константинополь. Когда Османы завоевали его в 1453 году, они заимствовали этот символ и превратили в знак своей военной победы. Постепенно сочетание полумесяца и звезды стало ассоциироваться с достижениями мусульманской культуры, а затем и с культурой Ислама в целом. Этот символ есть на флагах исламских государств, мечетях, почтовых марках.

В течение сотен лет Османская империя управляла всем мусульманским миром. За этот период в сознании мусульман и немусульман полумесяц начал устойчиво ассоциироваться с самим Исламом и его приверженцами, хотя он все так же оставался символом османской династии, а никак не самой религии Единобожия.
Эта связь закрепилась в XIX веке, когда в дополнение к Красному Кресту был создан Красный Полумесяц.

Некоторые мусульмане носят кулон в виде полумесяца на цепочке. Эта подвеска тем не менее никакого сакрального смысла не имеет, она просто идентифицирует вероисповедание своего хозяина, ни в коем случае не являясь аналогом крестика у христиан.

Но даже в наше время, когда полумесяц украшает флаги многих мусульманских государств, не все последователи Ислама согласны считать его своим символом.
Многие мусульмане, знакомые с историей появления полумесяца в нашей культуре, полностью отвергают его как древний языческий знак.

Ислам запрещает создавать культ кого-либо и чего-либо, помимо Аллаха — будь то люди, животные, деревья или небесные светила. Ислам пришел в этот мир, чтобы установить чистое Единобожие и избавить человека от поклонения и почитания идолов и языческих традиций. С этой целью Посланник Аллаха (мир ему) низверг всех мекканских и аравийских истуканов и идолов и научил людей отвергать все, что примешивается к чистому вероучению религии Аллаха. Превращение определенного символа в нечто священное также недозволенно.

Но при этом следует помнить, что нововведения запрещены только в некоторых сферах — вероубеждения, нравственности и Шариата. Остальные аспекты человеческой жизни открыты для дальнейшего развития, для переосмысления, а также заимствования чужого, в том числе и не имеющего обоснования в исламских текстах, опыта и культуры.

Поэтому вполне справедливо еще раз подчеркнуть, что считать полумесяц символом Ислама необоснованно и неправильно. Но при этом использовать его в качестве символа той или иной династии, или даже страны, как это сделал султан Осман, не является запретным. В этом отношении мусульмане могут использовать любые символы, которые не противоречат Шариату.

Полумесяцы на мечетях

Изначально полумесяцы стали украшать мечети новообразованного Османского государства с одной целью — установить визуальное отличие как от христианских храмов, так и от других построек. При этом никакого сакрального смысла полумесяцам на мечетях не придавали. Использование не противоречащей принципам Ислама символики, не придавая им святости и величия, не порицается Исламом; и постепенно, с расширением Османской империи и принятия ею роли халифата, использования наверший в виде полумесяца приобрело широкое распространение.

В некоторых регионах они служат своего рода способом фиксации времени окончания строительства мечети и каждого из минаретов: фазу Луны на момент окончания строительства запечатляют в форме полумесяца, который будет венчать мечеть. Поэтому на разных мечетях полумесяц имеет разную форму, а на некоторых из них навершия имеют даже форму круга (полной Луны).

Ожидание новолуния в преддверии Рамадана и праздника Ид-аль-Фитр

Они спрашивают тебя о новолуниях.
Скажи: «Они определяют промежутки времени
для людей и хаджа»
(Коран, 2:189)

Ежегодное ожидание мусульманами новолуния перед началом священного месяца Рамадан и при его завершении иногда может приобрести совсем иной смысл в глазах смотрящего иноверца, который не знает подоплеки происходящего. Некоторые из них, видя, как радуются верующие при появлении новой Луны, впоследствии считают, что мусульмане ей поклоняются.

Здесь имеет место обыкновенное недоразумение, возникшее из-за непонимания людьми иной культуры.

Ведь множество людей по всему миру ежегодно в ночь с 31 декабря на 1 января с замиранием сердца следят за стрелками часов, ожидая боя курантов. Это ознаменует для них окончание одного периода жизни и начало другого, нового, где все можно начать с чистого листа. Более того — многие люди обещают себе именно с нового года исправить какие-то свои недостатки и начать работать над собой. И некоторые даже воплощают это в жизнь. Никто из них не считает, однако, что они поклоняются курантам и обожествляют их. Куранты для них всего лишь индикатор завершения одного отрезка времени и начала следующего.

Аналогично ожидание новолуния перед началом Рамадана, а также радость от появления молодого Месяца на небосклоне — вовсе не почитание Луны, как может показаться постороннему наблюдателю. Люди просто радуются наступлению священного и благословенного месяца, на протяжении которого они смогут очистить свои души от прежних прегрешений.

Мусульмане используют лунный календарь для определения дат религиозных событий. В некоторых странах лунный календарь используется и в мирском времяисчислении; однако же большинство стран пользуется григорианским календарем в повседневной жизни.

Лунный календарь — великое благо от Всевышнего. Ведь любой человек, даже оказавшись вдали от цивилизации, может следить за ходом времени — для этого ему достаточно просто наблюдать за фазами Луны. Не нужно иметь специального образования и делать поправки на добавление дополнительного дня в высокосном году, чтобы каждый раз месяцы выпадали на одно и то же время года.

В лунном календаре один и тот же месяц проходит все времена года в рамках 33-летнего цикла, и это тоже великое благо — ведь пост в Рамадан и паломничество в Хадж выпадают на разные сезоны. Таким образом, жители той или иной страны не должны все время поститься в самую жаркую или самую холодную пору; также как и паломники совершают Хадж в разных погодных условиях.

Откуда взялся полумесяц в Исламе?

Когда говорят об Исламе, то ассоциируют его с полумесяцем. Это и не удивительно, поскольку полумесяцы украшают практически все минареты и купола мечетей. Был ли этот символ изначально присущ религии Единобожия и откуда он получил распространение среди мусульман?

 

На заре Ислама не существовало никаких символов. Мусульмане предпочитали обходиться без них, так как ни в Коране, ни в Сунне они никак не упоминаются. Во времена пророка Мухаммада ﷺ выступающие в поход войска, а также торговые караваны в качестве опознавательного средства использовали флаги одного тона, это были либо белые, либо чёрные, либо зелёные полотна, на которых не было никаких символов. Так откуда же взялся полумесяц?

Его появление связывают с основателем Османской империи – Османом сыном Эртугрула. Согласно легенде, в 1299 году он увидел во сне полумесяц, простирающийся от одного конца земли до другого. Приняв увиденное во сне за доброе предзнаменование, Осман сделал полумесяц символом своей династии. На тот момент под его управлением было небольшое княжество в Малой Азии, но его потомки, по сути, стали правителями мусульманского мира, создав огромную империю, простирающуюся на большие территории и включающую в себя множество стран.

Когда в 1453 году Османы завоевали Константинополь, то заимствовали символ этого города – полумесяц со звездой. Со временем, с распространением влияния Османского государства, этот символ стал ассоциироваться с культурой Ислама в целом. Так, украшение мечетей полумесяцами, которое османы ввели с целью установления внешнего отличия мусульманских храмов от церквей, приобрело массовый характер. Сейчас мы видим полумесяц, либо полумесяц со звездой на минаретах и куполах мечетей, флагах мусульманских стран и т.п.

Вывод: считать полумесяц символом Ислама будет не совсем корректно. Однако нет и запрета в его использовании, как в использовании иных символов, которые не противоречат нормам религии.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *