Мать тереза проект: Презентация на тему: «Мать Тереза» – Мать Тереза — блаженная, успешный проект или чудовище ?

Содержание

Мать Тереза - блаженная, успешный проект или чудовище ?

Мать Тереза - имя нарицательное, наверное. Про непогрешимость и милосердие.
Мать Тереза
Однако, вполне возможно, святая для католической церкви блаженная имела вполне человеческие слабости. И невинными их назвать не каждый справится.

Тереза Калькуттская не всегда была Терезой.
Поначалу албанку звали Агнес Гонджа Бояджиу. В 18 лет (это был 1928 год) она вступила в монашеский орден "Ирландские сестры Лорето".
А 1931 Агнес Гонджа взяла имя Тереза, в Калькутте преподавала в женской школе святой Марии, а в 1940-е годы начала руководить монашеской организацией, которая создавала приюты, школы, а также больницы для бедных и тяжелобольных людей, основала благотворительную организацию "Сестры Миссионерки Любви".
Мать Тереза известна категоричной позицией полного отказа от абортов даже тогда, когда беременность наступила после изнасилования.

Ее награждали при жизни - диктатор Дювалье, который бессменно правил Гаити и проводил политику массовых репрессий, и в 1979 - Нобелевской премией мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

И через четыре года после смерти (2003 год) - Ватикан причислил к лику блаженных.

Итоги работы ученных из Университета Монреаля полностью будут опубликованы в мартовском номере журнала Studies in Religion. Пока имеется анонс. Результат исследований 502 различных документов о жизни и деятельности Терезы - представления о святости Матери Терезы сильно преувеличены.

Обнаружились свидетельства врачей о том, что действовавшие приюты зачастую отличались крайне удручающим состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них было грязно, а больные не получали достаточного питания и болеутоляющих.

Может быть, это из-за недостатка средств и желания помочь возможно большему числу страждущих? Однако, документальные свидетельства не подтвердили такие предположения. Тяжесть условий в приютах не была связана с недостатком денежных средств.

Роберт Фокс, редактор медицинского журнала Lancet еще в 1996 году отметил, что фонд имеет множество волонтеров, но практически не привлекает врачей и, по всей видимости, занимается скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью в современном понимании.

Как Матери Терезе удалось приобрести столь безупречную для многих репутацию ?
mother-teresa


Она блаженная ?

Успешный проект Ватикана ?

Или все дело в том, что (как писал в 1991 немецкий журнал Stern) на благотворительность в фонде Терезы шло только 7% пожертвований, ясности со счетами и финансовыми потоками фонда не было и нет ?

Исследователи нашли (быть может, если не всё, то многое объясняющее) высказывание Терезы: "Есть что-то прекрасное в созерцании того, как нищие несут свое бремя, страдая подобно Христу. Эти страдания обогащают мир".

Неужели, чудовище ?

В связи с изложенным (диалектика, однако), как Вы считаете, за чей счет должны содержаться сооружения, предназначенные для совершения богослужений и религиозных обрядов ?

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬСЯ сооружения, предназначенные для совершения богослужений и религиозных обрядов ?

За счет религиозных организаций

43(45.3%)

За счет верующих граждан

44(46.3%)

За счет государства

4(4.2%)





История - интересные факты : Мать Тереза - реальность и мифы

Кратко из биографии: Святая Тере́за Кальку́ттская (настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi; 26 августа 1910, Скопье, Османская империя — 5 сентября 1997, Калькутта, Индия), известная во всём мире как мать Тереза— католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации сестёр — миссионерок любви, занимающейся служением бедным и больным. (Википедия).

Но давайте рассмотрим факты ее жизни, так ли все однозначно.

Мать Тереза (наст. имя Агнес Гондже Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье. Она воспитывалась в семье косовских албанцев Дранфиле и Николы Бояджиу. Кроме нее в семействе Бояджиу родились девочка Агата и мальчик Лазар.

Родители матери Терезы являлись ревностными католиками, в связи с чем будущая монахиня с ранних лет была знакома со священными книгами и традициями католицизма.

Когда глава семейства был убит в 1919 г., Дранфиле пришлось одной воспитывать троих детей. Мать занималась шитьем одежды, что позволяло  обеспечивать дочерей и сына всем необходимым. Более того, позже она решилась приютить у себя еще 6 сирот.

В 12-летнем возрасте мать Тереза начала мечтать о монашеской жизни, а также о переезде в Индию, где она бы смогла помогать нищим и больным людям.

В возрасте 18 лет девушка отправилась в Ирландию, вступив там в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 г. она приняла постриг, выбрав имя Тереза, в честь святой монахини-кармелитки Терезы.

Вскоре мать Тереза получила направление в Калькутту, где около 20 лет преподавала в женской католической школе. Позже она начала оказывать помощь нуждающимся людям. В 1948 г. женщина образовала монашескую конгрегацию сестер.

Члены этой общины безвозмездно помогали малоимущим людям, независимо от их национальности и цвета кожи. Также они основывали детские дома, учебные заведения и госпитали для малоимущих слоев населения. Положением на сегодня монашеская конгрегация имеет около 400 филиалов в сотнях стран мира.

В 1973 г. мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии. Спустя 6 лет она удостоилась Нобелевской премии мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

В своих интервью мать Тереза признавалась, что свое служение людям она совершает благодаря вере в Бога. Однако согласно некоторым источникам, монахиня неоднократно испытывала сомнения в истинности своих религиозных убеждений. Более того, она сомневалась в существовании Бога.

Как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком, вплоть до самой смерти «она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в Причастии».

По мнению авторитетных канадских ученых, больницам матери Терезы перечислялись миллионы долларов, при этом пациенты не получали достойной медицинской помощи. Монахиня повторяла, что больные люди должны испытывать такие же муки, как и Христос во время распятия.

В отчете в немецком издании «Stern», говорилось, что в 1991 г. только 7 % пожертвований, поступивших на счет общины матери Терезы, пошли на благотворительность.

Когда в 1963 г. в Скопье,  произошло землетрясение, где погибли тысячи, она отказала пострадавшим в финансовой помощи.

Во время стихийных бедствий в Индии,где пострадали сотни тысяч индусов, мать Тереза так же не помогла ни центом. Специалисты подозревали ее в сотрудничестве с политиками, а также отмывании денег, проходивших через ее руки.

Известная всему миру монахиня являлась весьма жестким и в какой-то мере циничным человеком, считая, что больные люди должны подвергаться страданиям. Она даже выступала против применения обезболивающих препаратов.

Так же в приютах ордена атмосфера была удручающа. Здания были грязными и плохо оборудованными. Пациенты мало и плохо питались, медикаментов не хватало. При этом мать Тереза владела огромными средствами, которых бы с лихвой хватило для покрытия всех расходов.

Тереза неоднократно называла свои приюты «Домами для умирающих», хотя сама проходила лечение в лучших клиниках.

В  90-х годах п.в. участились  землетрясения в различных уголках мира, орден матери Терезы практически не участвовал в благотворительности.

Тереза, при вручении ей Нобелевской премии заявила, что помогла 36 000 жителям Калькутты, проверка показала, что помощь получило менее 700 человек.

Одним из самых активных критиков матери Терезы был британский журналист Кристофер Хитченс. В своих статьях он разоблачал действия монахини, уличая ее в лицемерии и причастности к коррупции. В частности, ему принадлежит фраза о том, что мать Тереза являлась другом бедности, а не бедных.

В 1984 г. состоялся ее визит к папе римскому Иоанну Павлу 2, там  у матери Терезы произошел первый инфаркт. Через 5 лет случился 2-й инфаркт, после чего ей вживили кардиостимулятор. В 1991 г. после борьбы с пневмонией она по-прежнему имела проблемы с сердцем.

Сломав ключицу весной 1996г, заболела малярией, в результате чего пришлось прооперировать сердце, однако это не дало не помогло.

Тереза  решила пройти лечение в элитной калифорнийской клинике, где было самое новое оборудование, и где работали лучшие американские медики. В начале 1997 г. она оставила должность руководителя Ордена милосердия.

Умерла Мать Тереза 5 сентября 1997 года  в возрасте 87 лет в Калькутте . За заслуги мать Тереза была удостоена многих престижных наград. В ее честь  установлено много памятников и снято несколько документальных и художественных фильмов.

В 2003 году мать Тереза причислена католической церковью к лику блаженных, а 4 сентября 2016 года – канонизирована (причислена к лику святых).

Теперь она известна, как Святая Тереза Калькуттская, но до сих пор биографы и историки критикуют ее деятельность в связи с сомнительными связями в политике и неэффективном использование средств и отказом от использования обезболивающих средств в ходе лечения.

Материалы взяты из открытых источников

А.Вознесенская

100 Презентации на тему мать тереза на Docme.ru

... чтобы посвятить себя служению другим людям» Мать Тереза Мать Тереза – кто она? Мать Тере́за (полное имя — Мать Тереза Кальку́ттская, настоящее имя — Агнес ... Нобелевской премии мира. Причислена Католической Церковью к лику блаженных. Мать Тереза – кто она? Она могла: приготовить обед на шесть ...  

655

Мать Тереза (родилась 26 августа 1910 года. 1997 год смерти) Её знает ...  

351

... – твоя жизнь, борись за нее! МАТЬ ТЕРЕЗА (27.08.1910 – 05.09.1997) • Мать Тереза (Агнесса Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 ... значение». Представитель Норвежского нобелевского комитета Саннесс, 1979 год. «Мать Тереза достойна Нобелевской премии, поскольку она утверждает мир в самой важной ...  

439

... телевизора и движущейся киноленты. 1 группа представляла МАТЬ ТЕРЕЗУ --Мы считаем, что титул «Человек Добра» заслуживает Мать Тереза. Сострадание Если кому-то поможет Твоя ... так тепло вдруг стало Ведь мама мне добро дала И

Мать Тереза о добре мечтала. Она лечила всех, кого могла И помогала ...  

85

... детей, но и для человечества. Самым ярким примером может служить Мать Тереза (27.08.1910 года 05.09.1997 года) Ее считали ... детей, заботы о нищенствующих, предоставления приюта покинутым. С той поры мать Тереза оказывалась везде, где разворачивались трагедии, - войны, массовые исходы, голод, ...  

120

... lv С латинского: Alma mater [альма матер]. Перевод: Матькормилица (Мать кормящая). Родившееся в средневековой Европе студенческое иносказание для университета. Имеется ... — Ахилл) оракул предрек гибель под стенами Трои, поэтому его мать, морская богиня Фетида, желая дать сыну бессмертие, окунула его в ...  

44

... 2009 С латинского: Alma mater [альма матер]. Перевод: Матькормил

Мать Тереза: «Я буду то и дело сбегать с небес»

26 августа родилась мать Тереза Калькутская. Что скрывалось за неизменной улыбкой на лице этой католической монахини, ставшей святой?

Мать Тереза Калькутская. Фото с сайта wikipedia.org

Белый штрих

17 августа 1948 года Тереза, 38-летняя католическая монахиня, вышла за ворота калькуттской общины Лоретанской Божией Матери и решительно устремилась в мир. У первой и тогда единственной сестры Ордена Милосердия была цель — помогать всем бедным и обездоленным, кого встретит на пути.

Белое сари, накидка с голубой каемкой, улыбка на лице. Такой мир будет видеть ее почти полвека, до самой ее кончины 5 сентября 1997 года. Мать Тереза старалась сделать все, чтобы ее не знали другой. Даже на вручение Нобелевской премии явится в том же сари (цена 1 доллар — будут смаковать газеты) и в сандалиях на босу ногу, несмотря на норвежские погоды.

Огромный советский народ впервые узнал о ее существовании в 1988 году — после землетрясения в Спитаке. Эта фигурка среди руин и ужаса выглядела странно. Но и мы быстро усвоили поговорку-отговорку: «Я не мать Тереза!» Означает: «Я не ангел и не чудотворец, не требуй невозможного!»

О взбудоражевшей мир истории опубликования личных дневников матери Терезы читайте:

Дневники м. Терезы разбили нездоровый образ бодрой благотворительности

«По натуре я чувствительна»

Фото с сайта independent.co.uk

Она, действительно, не была ангелом, а обычным человеком из плоти и крови — очень хрупким (45 кг веса, 150 см роста), очень одиноким и страдающим. «По натуре я чувствительна, люблю милые, красивые вещицы, уют и все, что с ним связано, — мне очень нужно любить и быть любимой», — признается Тереза (здесь и далее цитируются ее письма духовникам. – Прим. ред.).

Первая помощница появится у нее только через год. Ей было тяжко оставлять монастырь, она безмерно скучала по подружкам и часто плакала от одиночества, голода, нищеты — пусть и добровольной. «Оказывается, зачастую бедность — это очень трудно», – наивно признается Тереза и приучает себя к ней. Ведь «полная бедность – она даст нам увидеть в бедных Бога».

Писала архиепископу письма на такой безобразной бумаге, что даже извинялась. Немецкий журнал Stern отметил год со дня смерти монахини статьей «Мать Тереза, где твои миллионы?». «Святую сточных канав» обвиняли, будто та купалась в роскоши. Только когда успевала?

Быт как он был

Фото с сайта calcutamadreteresa.blogspot.ru

Подъем в 4.40, утренняя молитва, и сразу – за дела, всегда – среди людей. Обитала Тереза в мрачном сером домике; окна спальни с узкой железной кроватью (она же – приемная, она же – кабинет) выходили на оживленную магистраль. Дверь не закрывалась никогда. Порой там царил такой шум, что Тереза не могла расслышать своих посетителей. Толпы просителей ожидали ее каждый день в небольшом дворике. «Ее жизнь была сплошным мученичеством, – говорят сестры. – Но она никогда не жаловалась».

Мать Тереза не признавала ни стиральных машин, ни вентиляторов, ни каких-либо других достижений цивилизации. Ездила мать Тереза только третьим классом, беря с собой грубую корзинку, которой очень дорожила: ведь ее сделали прокаженные («мои дети») своими изуродованными руками.

Папа Римский как-то сделал ей довольно нелепый подарок: лимузин. Та сразу машину продала и построила приют для умственно отсталых. Как отнесся к этому понтифик? Похоже, Терезу это не слишком волновало, как и политические тонкости вообще.

О спорах вокруг канонизации матери Терезы читайте здесь:

Святой — не отличник у Господа Бога!

Как Тэтчер табуретки подарила

Ее упрекали за наивность. Она одинаково радушно приветствовала политиков независимо от взглядов и возлагала цветы на могилы мертвых тиранов. Мать Тереза была убеждена, что, награждая любовью всех одинаково – сирых и гламурных, убогих и крутых, – ты умножаешь общее количество добра в мире. Упрекали ее и в том, что Орден Милосердия не гнушался «грязными» деньгами.

Но нужно было видеть, как мать Тереза обращалась с такими спонсорами. Как-то в Калькутте пришли посланцы от очень авторитетных людей. Тереза передала через помощников, что примет дар лишь в том случае, если толстосумы придут сами и будут прислуживать на утреннике для больных детей.

Как ни прискорбно, но примерно так же поступала она порой и с репортерами. Одного, к примеру, приставила помогать сестрам мыть больных в Доме для умирающих, и тот больше не заикался об интервью.

Да, мать Тереза умела быть и жесткой, и резкой.

Первые газетные заметки об Ордене заставили ее «холодеть от ужаса»: «Я очень боюсь, что люди заговорят обо мне и не заметят Иисуса». Если она и нуждалась в пиаре, репортеры могли лишь только повредить. Тереза и сама могла тронуть самые бесчувственные сердца сильных мира сего и, по отзывам одного из них, «умела манипулировать общественным мнением как никто в мире». При случае могла тонко и съязвить. Как-то раз Маргарет Тэтчер, наобещав с три короба, пожертвовала спустя год скромную сумму. И мать Тереза в беседе с высокопоставленными политиками воскликнула: «Люблю Англию! Одна леди – Дарчер? Дечер? – даже помогла мне купить несколько табуретов для больницы». Ее тонкое чувство юмора отмечают все, вплоть до церковного начальства. А сама сетовала: «Боюсь, Христу досталась легкомысленная невеста».

Евангелие на пальцах

Фото с сайта stream.org

Она подбирала с городских улиц умирающих, мыла прокаженных, раскапывала мусорные кучи, куда подбрасывали детей, кормила голодных, просила подаяние, учила грамоте детей, рисуя палочкой буквы в грязи… Ей говорили: «Вы лечите не причину, а следствие, латаете дыры на ветхой одежде». Тереза, упрямая и невероятно напористая, не слушала никого.

Как-то раз она наткнулась на женщину, умиравшую посреди улицы. Ту уже ели крысы. Тереза дотащила ее до больницы, где сказали: «Для таких мест нет». Что ж. В конце концов, обив немало порогов, она открыла «для таких» Дом умирающих. Его «пациентов» даже описывать страшно. У одних раны кишели червями, у других застарелые бинты приходилось сдирать вместе с мясом, у третьих проказа съела кожу… Мать Тереза словно ничего не замечала, для нее все они были просто нуждающимися в помощи людьми. А в каждом страждущем – Христос.

Она учила сестер: «У каждой из вас всегда при себе есть Евангелие. Это – пять пальцев. Загибай и повторяй: «То – что – вы – Мне – сделали». Так – верила она – забота о людях, на которых и взглянуть страшно, станет благой и легкой.

Но вид пациентов пугал некоторых сестер настолько, что они убегали. Не все выдерживали жизнь в Ордене Милосердия. К сестрам она была очень требовательна, могла проявлять и жесткость, и резкость. Одна из первых помощниц матери Терезы вспоминает: «Она приказывала нам брать на руки умирающих детей и держать до самого последнего вздоха. Иногда мы не выпускали их сутками – мать Тереза запрещала. Но порой случалось чудо… Малыши воскресали».

«Меня сравнивают с сатаной»

Фото с сайта independent.co.uk

«Она крайне требовательна к себе и очень смиренна, – пишет подруга детства Терезы. – Дается ей это огромным трудом». По уставу Ордена Милосердия настоятельница наравне со всеми должна была просить подаяние. Попросила как-то хлеба, а пекарь плюнул ей в протянутые ладони. «Я сохраню ваш дар, – ответила Тереза, – но нельзя ли мне получить еще что-то для голодных детей?» Булочник был посрамлен и отныне снабжал Орден Милосердия хлебом, став его эксклюзивным поставщиком.

За годы работы мать Тереза привыкла к неприятию и злобе. «Конечно, меня сочтут сумасшедшей… Начать с нуля дело, которое принесет в основном страдания», – писала мать Тереза духовнику.

Впрочем, ее недолюбливали и в стенах Лоретанской обители. Сестер раздражало ее происхождение (родилась-то албанка Ганжа еще в Османской империи), чуждое воспитание, образование. Стоило ей начать обсуждать с духовником Ван Эксемом проект будущего Ордена Милосердия, как поползли слухи: отчего это сестра Тереза проводит столько времени в исповедальне! Дело кончилось переводом в другую общину.

А когда Тереза вышла на улицу помогать бедным и к ней стали присоединяться воспитанницы монастырской школы, мать генеральная настоятельница запретила сестрам иметь с ней дело. Даже близкие подруги отвернулись от нее тогда. «Я становлюсь пугалом для Лоретанских сестер, – сокрушалась Тереза. – Меня сравнивают с сатаной, а нашу работу – с его делами». Но к ней все равно шли, и это шествие милосердия по улицам Калькутты было уже не остановить… Ко дню ее смерти в мире существовало 400 отделений Ордена Милосердия в 111 странах.

Разговор в поезде и что за ним последовало

Фото с сайта wesphelan.com

Да, никто не мог препятствовать тихой матери Терезе, если та что-то задумывала. Ее напористость, стремительность проявляется даже в манере ее письма. Изо всех знаков препинания она больше всего любила тире, мощно толкающее читателя от одного смыслового куска к другому, не давая остановиться на ненужных мелочах.

«Стать индианкой – жить с ними – как они – чтобы достучаться до их сердец», – пишет она духовнику после того, как 10 декабря 1946 года услышала в поезде… голос Христа. «Его приказание звучало невероятно отчетливо. Я должна была покинуть монастырь и помогать бедным, живя с ними под одной крышей, просвещая их светом Евангелия».

Вернувшись в Калькутту, Тереза тут же поведала о разговоре в поезде своему духовнику Ван Эксему и архиепископу Калькуттскому Фердинанду Перье. Оба запретили ей даже думать об этом и самую мысль велели отгонять как соблазн.

К тому же сама затея одиночного, никем не финансируемого похода на помощь беднякам в одном из самых нищих и беспокойных городов мира была полным безумием. Но не тут-то было. Мать Тереза, сравнивая себя с евангельской вдовой, в течение двух лет бомбардировала архиепископа письмами, требовала обратиться к папе Римскому, обрисовывая план деятельности и устав Ордена.

У нее не было иллюзий на свой счет, она понимает, как мало может, называет себя «маленьким ничтожеством», признается, что понятия не имеет, как ухаживать за больными, но обязательно научится. Это все неважно… «Пока мы медлим, гибнут души, – умоляет она Перье. – Благословите меня начать». Она рассказывает архиепископу и о разговоре в поезде, и о своих сокровенных видениях… Ее духовник Ван Эксем был склонен верить в их подлинность, но мистический пыл своей духовной дочери обуздывал.

Хотя только ему была известна причина неумеренной настойчивости духовной дочери и ее величайшая тайна. Только он знал о тайном обете, принесенном Терезой в 1942 году: «Обещаю Богу, что исполню все, о чем бы Он ни попросил!» «Мне хотелось отдать Христу себя полностью, без остатка», – объясняла она. Для нее данный обет был подобен besa, очень важному для албанской культуре понятию – «слову чести». Сама Тереза объясняла это так: если ты убил моего отца, но я обещал тебя не выдавать, то не сделаю этого и под дулом пистолета. Вот что такое besa.

Она намеревалась придерживаться данного Христу обещания даже после смерти: «Если я когда-нибудь стану святой… я буду то и дело сбегать с небес, чтобы нести свет тем, кто во мраке». Самонадеянно? Богословски бессмысленно? Но очень по-терезовски.

Архиепископ, человек трезвомысленный, этих слов, к счастью, не слышал. Он задает Терезе много вопросов и приходит к выводу, что перед ним человек целеустремленный, решительный, трезвый, обладающий ясностью мыслей, здравостью идей и твердостью намерений. Видения интересовали его мало (хотя он был поражен глубиной ее молитвы), а вот детальная проработка замысла, который мог принести Церкви явную пользу, впечатление произвели. Еще каких-то полгода переписки с Ватиканом – и разрешение на деятельность и жизнь вне стен монастыря получено. Уже на следующий день Тереза вышла за ворота монастыря, улыбаясь неприветливому городу.

Страшно – это как?

Фото с сайта independent.co.uk

Было ли ей страшно в тот первый день? Скорее всего, нет. И не только потому, что в одном из писем она говорит: «Мне нечего бояться. Совсем неважно, что со мной будет». В биографии матери Терезы много свидетельств ее безграничной смелости. Боялась она лишь двух вещей: светских бесед с незнакомыми людьми и публичных выступлений. Поездки по миру считала самыми тяжким своим послушанием и даже тщетно просила папу Римского избавить ее от этой повинности.

Однажды ночью в монастырь забрались воры, и мать Тереза – самая маленькая в обители – прогнала их. А в другой раз шли они с сестрами по дороге, а дорогу преградил разъяренный бык. В роли тореро тоже пришлось выступить ей. Тереза не побоялась выйти за пределы ограды на поиски еды для монастыря после кровавого религиозного конфликта. Из живых ей встретился только грузовик с солдатами, которые, выслушав историю монахини, довезли ее до обители и снабдили несколькими мешками риса.

В Дом для умирающих как-то ворвались люди и заявили, что все, кто здесь работают, заслуживают пули в лоб.

Скорее всего, то были представители организации, занимающейся… экспортом человеческих скелетов. Индия – мировой лидер в этом мрачном бизнесе. Настоятельница выслушала их молча. Молчание она считала одной из главных добродетелей и самым сильным оружием.

Ее улыбка

Фото с сайта thefamouspeople.com

Мать Тереза всегда улыбалась, что бы ни происходило. По отзывам сестер, она «искрилась смехом» и всех, кто оказывался рядом, поражала жизнелюбием и лучезарностью. Каждого встречала приветливым словом, ласковым жестом. Улыбка – не просто часть натуры Терезы, это – выбор, это – сознательное поведение. Мало того, свою исполненную тепла и любви улыбку она называет… «маской». Сама признавала: «Послушать со стороны, так можно подумать: “Ну и лицемерие!”». Но даже прочитав то, о чем будет сказано ниже, вряд ли кто-то осмелится обвинить монахиню в этом.

Улыбку Тереза воспринимала как милосердие, как нечто такое, чем можно поделиться с нуждающимся – точно так же, как хлебом или глотком воды. И не важно, чего ей это стоило. Она улыбалась, несмотря на то что творится вокруг и в ее собственной душе. «Не думайте, что мой духовный путь усеян розами, – говорит мать Тереза, – таких цветов здесь почти не бывает… Я хочу все время улыбаться Христу и людям, чтобы никто, даже Он, не заметил, как мне темно и больно».

Темная ночь души

Фото с сайта thefamouspeople.com

Вообще-то ничего этого мы с вами знать были не должны. Всю переписку с духовниками мать Тереза завещала, умоляла уничтожить. Что-то ей удалось сжечь самой. Но священники пошли наперекор воле покойной. В итоге в 2008 году выходит книга ее писем и дневниковых записей «Будь моим светом».

Когда составитель отец Брайан Колодейчук (инициатор и руководитель процесса канонизации Терезы Калькуттской в Католической Церкви) прочел сестрам Ордена Милосердия только одно письмо, у тех раскрылись рты от изумления. Такой матери Терезы не знал никто. Оказывается, с самых первых дней своего служения бедным она испытывала невыносимые душевные страдания.

«Все внутри меня холодно, как лед», «небеса закрыты», «нет веры», «не могу молиться», «темная, холодная и пустая реальность», «тьма такая, какую и описать невозможно», «одиночество», «сухость», «постоянная тоска по Богу», «боль, раздирающая сердце», «ум, сердце, все слепо»… И так почти в каждом письме. Она меняет духовников, как другие – врачей, но никто не может ей помочь.

Мать Тереза сравнивает свое состояние с мучениями грешников в аду и однажды ставит под сомнение… существование Бога. Христа она называет «Тот, Кто отсутствует» (разумея Его не-присутствие в собственной душе).

У католиков периоды подобной богооставленности называются «темной ночью» души и считаются одной из стадий духовного роста.

Из зафиксированных письменно «ночь» матери Терезы – самая продолжительная в истории. Только вдуматься, какой подвиг: почти 60 лет она занималась поистине каторжным трудом во имя Христа, пребывая в подобном состоянии.

Разумеется, может быть и сугубо психологическое объяснение этой «ночи». «Эмоциональное выгорание», «депрессия», «нервное истощение»… К тому же люди определенного склада личности чувствуют себя неуютно, достигнув многого. Любое признание их заслуг (даже внутреннее) вызывает чувство вины и стремление наказать себя. Но чем бы ни объяснялась ежедневная, ни на час не отпускающая душевная мука (был лишь один перерыв на пару месяцев), каждый день Тереза, человек с открытой раной в душе, не чувствуя порой ни капли веры и любви, поднимает себя в 4.40 утра – и идет к людям.

Тем вечером отключили свет

Фото с сайта ibtimes.co.in

Она прожила долгую жизнь. Здоровьем мать Тереза была очень слаба: малярия, переломы ребер, сердечная недостаточность, постоянные приступы кашля, сильные ушибы – ничто не могло удержать Терезу с ее кардиостимулятором без дела. Серьезные проблемы с сердцем она скрывала десять лет. В 1990 году она даже слагает с себя должность главы Ордена, но вскоре понимает, что погорячилась.

Когда было полегче, она, называющая себя «карандашом Бога» и царапавшая мысли порой где придется, пишет на клочках бумаги о Христе: «…Иисус – в Пьянчужке – выслушай его. Иисус – в Умалишенном – защити его. …Иисус – в Увечном – будь с ним. Иисус – в Наркомане – будь ему другом. Иисус – в Блуднице – огради ее от соблазна…»

Когда становилось совсем плохо и она лежала в паутине трубок, первым делом умудрялась утром поднимать руку для крестного знамения. 5 сентября 1997 года с ней случился очередной инфаркт – и во всем доме отключился свет. Прибывший врач так и не смог подключить дефибриллятор, ведь даже запасной генератор отключился. Незадолго до этого мать Тереза сказала подруге: «Я свое дело сделала».

      • Вехи жизни матери Терезы
      • 26 августа 1910 года Агнес Гонжа Бояджиу родилась в городе Скопье (современная Македония).
      • 1928 год. Поступает в ирландский монашеский Орден Лоретанских сестер и отплывает в Индию, где у Ордена имеется миссия.
      • 1937 год. Становится монахиней с именем Тереза, становится директором школы Святой Анны в Калькутте, где до этого преподавала сразу несколько предметов.
      • 16 августа 1948 года. Получает разрешение покинуть стены монастыря, чтобы помогать больным и бедным.
      • 1949 год. Становится гражданкой Индии.
      • 7 октября 1950 года. Папа Пий XII утверждает решение об образовании Ордена Милосердия, в котором числилось тогда 12 сестер.
      • 1952 год. Открывает Дом для умирающих.
      • 1955 год. Основывает приют для брошенных детей.
      • 1964 год. Была представлена папе Павлу VI, после чего центры Ордена Милосердия начинают открываться по всему миру.
      • 1971 год. Защищает диссертацию по богословию в Вашингтоне.
      • 1979 год. Становится лауреатом Нобелевской премии мира.
      • 5 сентября 1997 года. Умирает от сердечно приступа.
      • 2003 год. Причислена к лику блаженных Католической Церковью.

5 сентября 2016 года — канонизирована Католической Церковью.

Критика Матери Терезы — Википедия

Практика Агнесы Гондже Бояджиу, широко известной как мать Тереза, регулярно подвергалась критике как при жизни Терезы, так и посмертно. Работа римско-католической монахини и миссионерки, вкупе с практикой её ордена миссионерок милосердия и любви получили довольно неоднозначную реакцию от многих людей, правительств и организаций. К ней относят критику качества предоставляемой медицинской помощи больным, утверждения о насильственном обращении в веру умирающих, а также предполагают связи с колониализмом и расизмом.

Тереза получила широкое освещение в СМИ, и некоторые критики считают, что Церковь использовала свой имидж для пропаганды католицизма и отвлечения внимания общественности от церковных скандалов.

Индийский писатель и врач Аруп Чаттерджи[en], который работал в одном из домов Матери Терезы, исследовал финансовые дела ордена. В 1994 году два британских журналиста, Кристофер Хитченс и Тарик Али, выпустили документальный фильм на Британском канале Сhannel 4, «Ангел из Ада», а в следующем году Хитченс опубликовал книгу «Миссионерская позиция: мать Тереза в теории и практике», которая была сходна с фильмом и содержала обвинения ордена в зарабатывании денежных средств и пропаганде радикальных религиозных взглядов. В 2003 году Чаттерджи опубликовал «Окончательный вердикт», менее полемический, но все такой же критичный к действиям Терезы[1]. В 2003 году, после того, как Тереза была беатифицирована Иоанном Павлом II, Хитченс продолжил свою критику, назвав её «фанатиком, фундаменталисткой и мошенницей». Он также критиковал католическую церковь за игнорирование показаний доктора Ранджана Мустафи, объяснявшего выздоровление своего пациента современной медициной, а не чудом, связанным с матерью Терезой[2]. Чаттерджи и Хитченс были призваны Ватиканом представить доказательства против Терезы во время её процесса канонизации[3].

В 2016 году американский социолог, активист и президент католической лиги Билл Донохью написал книгу в ответ на критику Матери Терезы[4].

В 1991 году Робин Фокс, редактор британского медицинского журнала The Lancet, посетил Калигат — Дом умирающих в Калькутте и охарактеризовал медицинскую помощь, получаемую пациентами, как «бессистемную»[5]. Он заметил, что сёстры и добровольцы, многие из которых не имели медицинского образования, самостоятельно принимали решение об уходе за пациентами из-за нехватки врачей в хосписе. Ответственность за такие условия Фокс целиком возложил на Мать Терезу и заметил, что в её ордене не проводится различие между неизлечимыми и излечимыми пациентами, и люди, которые могли бы выжить, рискуют умереть от инфекций и отсутствия лечения. Фокс признал, что наблюдаемый им режим оказания помощи включал в себя чистоплотность, уход за ранами и язвами и доброту, но отдельно отметил, что подход сестёр к облегчению боли пациентов «натуральным образом отсутствует». В учреждении не было сильных анальгетиков, которые, по его мнению, явно отделяли подход Матери Терезы от милосердной сути хосписов. Робин Фокс также писал, что иглы, которые ополаскивали лишь тёплой водой, были недостаточно стерилизованными, и что учреждение не изолировало пациентов с туберкулёзом. Помимо этого был ряд других сообщений, документирующих небрежное отношение к медицинской помощи в Калигате. Аналогичные точки зрения были также высказаны некоторыми бывшими добровольцами, которые работали на орден Терезы. Сама Мать Тереза назвала эти учреждения «Домами умирающих»[6].

В 2013 году во всеобъемлющем обзоре[7], охватывающем 96 % литературы о Матери Терезе, группа учёных из Университета Монреаля подтвердила вышеупомянутую критику, особо отметив практику миссионерок «нахваливать страдания больных, вместо того, чтобы избавлять от них, … её сомнительные политические контакты, её сомнительное управление огромными суммами денег, которые Тереза получала, и её чрезмерно догматические взгляды, в частности, относительно абортов, контрацепции и развода». Исследователи пришли к выводу, что главной мотивацией Ватикана проигнорировать всю эту массу критики святого образа Матери Терезы послужила эффективно организованная в СМИ кампания по обелению её деятельности, спроектированная католическим противником абортов и журналистом BBC Малькольмом Магриджем[8][9], снявшим в 1969 году фильм «Нечто прекрасное для Бога», при съёмках которого было запечатлено одно из «чудес» Матери Терезы[10].

По словам Кристофера Хитченса, Мать Тереза поощряла членов её ордена тайно крестить умирающих пациентов независимо от религии человека. Сьюзан Шилдс, бывшая сотрудница «Миссионерок милосердия», пишет, что «Сёстры должны были спросить каждого человека на смертном одре, хочет ли он получить „билет на небеса“, и утвердительный ответ должен был означать согласие на крещение. Сестра должна была сделать вид, что просто охлаждает голову пациента влажной тряпкой, в то время как на самом деле она крестила его, тихо произнося нужные слова. Секретность была важна ещё и потому, что публике не было известно о принудительном крещении сёстрами индусов и мусульман[11]

Мюррей Кемптон утверждал, что пациентам не было предоставлено достаточно информации для принятия обоснованного решения о том, хотят ли они креститься, и о богословском значении христианского крещения[12].

Саймон Лейс, отстаивая эту практику в письме в The New York Review of Books, утверждал, что принудительное обращение в веру является либо благожелательным, либо морально нейтральным[13].

Отношение к спорным общественным деятелям[править | править код]

Мать Тереза критиковалась Хитченсом в своих работах за одобрение деятельности Энвера Ходжи, руководителя Социалистической Албании. Она посетила Албанию в августе 1989 года, где была принята вдовой Ходжи, Некшмие, министром иностранных дел Рейсом Малилом, министром здравоохранения Ахметом Камбери, председателем Народного собрания Петром Доде и другими должностными лицами государства. В ходе своего визита она положила букет на могилу Ходжи и возложила венок к статуе Матери Албании[14].

Монахиня приняла пожертвование от британского издателя Роберта Максвелла[15][16], который, как позже выяснилось, растратил 450 миллионов фунтов стерлингов из пенсионных фондов своих сотрудников, но нет никаких предположений, что она знала об этом. Критика также отмечает поведение Агнесы в деле Чарльза Китинга, где Китинг был обвинён в мошенничестве после громких провалов в бизнесе, пожертвовав при этом матери Терезе миллионы долларов и одолжив ей свой частный самолёт для визита в Соединённые Штаты[17]. Обвинения Китинга в последующем были сняты при рассмотрении апелляции и было вынесено суммарное решение[18][19][20]. Китинг позже признал себя виновным по четырём пунктам обвинения и был приговорён к уже отбытому сроку[21].

После того, как премьер-министр Индии Индира Ганди установила авторитарный режим в 1975 году («Чрезвычайная ситуация»), мать Тереза заявила: «Сейчас люди счастливы, потому что появилось много рабочих мест, а благодаря этому нет забастовок». Эти одобрительные комментарии были восприняты как результат дружбы между Терезой и партией Конгресса, и за них же Агнес подверглась критике в том числе за пределами Индии в католических СМИ[22].

Она поддержала выдвижение Лисио Джелли на Нобелевскую премию по литературе[23]. Джелли был известен как глава масонской ложи Propaganda Due, которая была замешана в различных убийствах и громких коррупционных делах в Италии, и имела тесные связи с неофашистским итальянским общественным движением и аргентинскими военными[24].

В 2017 году журналист-исследователь Джанлуиджи Нуцци в своей книге «Подлинный грех» опубликовал бухгалтерские документы из скандального Ватиканского банка, официально известного как Институт религиозных дел, и показал, что средства, хранящиеся на счёту Матери Терезы, от имени её благотворительной организации делают её крупнейшим клиентом банка и составляют миллиарды. Если бы она разом сняла средства со счёта, банк бы обанкротился[25][26][27][28].

Мотивация благотворительной деятельности[править | править код]

Чаттерджи заявил, что публичный образ «помощницы бедных» вводит людей в заблуждение, и что даже самые большие из учреждений Терезы обслуживают всего лишь по несколько сотен человек. В 1998 году в Калькутте работало 200 благотворительных организаций, и «Миссионеры милосердия» не входили в число самых крупных, для сравнения, благотворительная организация «Ассамблея Бога» обслуживала до 18 000 бедных людей ежедневно. Чаттерджи также утверждал, что многие в ордене вообще не занимаются благотворительностью, а вместо этого только тратят средства для миссионерской работы. Например, он заявил, что ни в одном из восьми учреждений в Папуа-Новой Гвинее нет никого, в чьи бы обязанности входило обращать местных жителей в католицизм[29].

Индуисты иногда обвиняли Мать Терезу в попытке обратить бедных в католицизм «скрытно»[30]. Кристофер Хитченс описал организацию Матери Терезы как культ, который лишь способствовал страданиям и не помогал нуждающимся, и что собственные слова матери Терезы о бедности доказали, что она не намеревалась помогать людям. На пресс-конференции 1981 года, на которой её спросили: «Обучаете ли вы бедных стойко переносить их участь?», она ответила: «Я думаю, что это очень красиво для бедных, принять их долю, и разделить страдания вместе с Христом. Я думаю, что миру очень помогает страдание бедных людей»[14].

Австралийская феминистка Жермен Грир называла её «религиозной империалисткой», которая охотится на самых уязвимых во имя сбора душ для Иисуса[31].

В эссе из сборника «Белые женщины в расовых пространствах» историк Виджей Прашад высказывался о Матери Терезе:

«Мать Тереза — это типичный образ белой женщины в колониях, которая спасает тёмных от собственных соблазнов и неудач. [...] Международные СМИ, в которых доминируют евро-американцы, по-прежнему питают колониальные представления о том, что белые народы каким-то образом по-особенному наделены способностью создавать социальные перемены. Когда небелые люди работают в этом направлении, средства массовой информации обычно ищут белых благотворителей или же белых людей, чтобы направлять небелых марионеток. Тёмные не могут действовать по собственному желанию для следования своим собственным интересам, поскольку СМИ, по-видимому, предполагают, что какой-то колониальный администратор, какой-нибудь технократ из IBM или МВФ скажет им, как действовать. Когда дело доходит до спасения бедных, тёмные снова становятся невидимыми, поскольку средства массовой информации, похоже, празднуют только изношенные банальности, такие как Мать Тереза, и игнорируют борьбу этих людей за своё собственное освобождение. Поэтому жизнь такого человека, как Мать Тереза, требует тщательного изучения. [...] Работа Матери Терезы была частью глобального предприятия по смягчению буржуазной вины, а не подлинным вызовом тем силам, которые производят и поддерживают бедность.[32]»

Мать Тереза умерла в 1997 году. Несмотря на её просьбу уничтожить все письма, коллекция была посмертно выпущена для публики в виде книги[33]. Её труды показали, что она боролась с противоречивыми чувствами[34], которые контрастировали с её сильными порывами, присутствовавшими у некогда молодой послушницы[35]. В своих письмах Мать Тереза рассказывает, как на протяжении десятилетий она чувствовала себя оторванной от Бога[36] и ей не хватало рвения, которое вылилось в её усилия по созданию Миссионерок милосердия . В результате этого, по мнению некоторых, она «перестала верить» и была посмертно подвергнута критике за лицемерие[37][38]. Томас Ривз предполагает, что такая критика демонстрирует принципиальное незнание концепции Духовной сдержанности[en][39].

В эпизоде Penn & Teller: Чушь собачья! от Showtime, выпущенном в 2005 году под названием «Святее тебя», Мать Тереза критикуется вместе с Махатма Ганди и 14-й Далай-ламой. Шоу критикует отношения Агнесы с Чарльзом Китингом и семьёй Дювалье, а также качество медицинской помощи в её домах для умирающих. Некоторые из эпизодов рассказывает Кристофер Хитченс[40]. По словам Навина Чавлы, миссионерки милосердия организовали небольшую миссию в Порт-о-Пренс, Через день после того, как Мать Тереза уехала оттуда, невестка Дювалье пожертвовала там всего тысячу долларов, а не один миллион, как сообщалось ранее[41].

В 2016 году, когда она была канонизирована, Дэн Сэвидж обратил внимание на противоречивые доказательства по поводу её святости и обвинил NPR в подтасовывании чудес Матери Терезы таким образом, чтобы это способствовало удобному толкованию церкви[42].

Мелани МакДонах считает, что Мать Терезу в значительной степени «критикуют за то, что она не является тем, кем она никогда не была, за то, что она не делает то, что никогда не считала своей работой». Монахиня не была социальным работником и она никогда не обращалась к фундаментальным причинам бедности; «Она не пыталась делать ничего большего, кроме как помогать людям, оказавшимся на обочине социума, будто бы они были самим Христом»[43].

Мари Марсель Текекара отмечает, что после войны за независимость в Бангладеше несколько миллионов беженцев попали в Калькутту из бывшего Восточного Пакистана. «Никто никогда ещё не делал ничего подобного, как орден Матери Терезы, а именно: подбирал нищих и умирающих людей с тротуаров и давал им чистое и спокойное место для достойной смерти»[44].

Навин Чавла отмечает, что Мать Тереза никогда не намеревалась строить больницы, а её целью было создать такое место, куда могли бы обратиться все получившие отказ в приёме в других местах, дабы «люди могли бы умереть, приняв утешение и с некоторым достоинством». Также он считает, что периодические госпитализации Терезы были навязаны ей её работниками против её желания, и оспаривает факты принудительного крещения. «… Те, кто скор на критику Матери Терезы, не могут или не хотят делать что-либо, чтобы помочь людям своими руками»[41].

По словам Марка Вудса, написавшего в «Christian Today»: «Возможно значительным, с точки зрения общественного восприятия Терезы, является мнение среди верующих, что её критики действительно не понимали и не понимают, что она делала. Так, например, критиковать её за то, что она выступает против абортов и контрацепции, значит критиковать её и за то, что она не занимается светской благотворительностью, а этого она никогда и не заявляла»[45].

  1. ↑ Saint of the gutters with friends in high places, Times Higher Education (16 мая 2003). Дата обращения 4 марта 2011.
  2. Hitchens. Mommie Dearest (неопр.). Slate (20 октября 2003). Дата обращения 23 марта 2018.
  3. Crawley, William. Mother Teresa: The Final Verdict?, BBC (26 августа 2010). Дата обращения 18 декабря 2015.
  4. ↑ Bill Donohue: Mother Teresa Scared Atheists, Socialists (неопр.). Newsmax (31 августа 2016). Дата обращения 23 ноября 2017.
  5. Fox, Robin. Mother Teresa's care for the dying (англ.) // The Lancet : journal. — Elsevier, 1994. — Vol. 344, no. 8925. — P. 807—808. — DOI:10.1016/S0140-6736(94)92353-1.
  6. Robin Fox. Mother Theresa's care for the dying (англ.) // The Lancet : journal. — Elsevier. — Vol. 344, no. 8925. — P. 807—808. — DOI:10.1016/s0140-6736(94)92353-1.; cf. "Mother Teresa’s care for the dying, " letters from David Jeffrey, Joseph O’Neill and Gilly Burns, The Lancet 344 (8929): 1098
  7. Larivée, Serge. Les côtés ténébreux de Mère Teresa (неопр.) // Studies in Religion/Sciences Religieuses (англ.)русск.. — 2013. — Т. 42, № 3. — С. 319—345. — DOI:10.1177/0008429812469894.
  8. ↑ СМИ: образ "святой" матери Терезы – дело рук журналиста ВВС (неопр.). NEWSru.co.il. Дата обращения 17 сентября 2019.
  9. ↑ Mother Teresa: Anything but a Saint... (неопр.). U de M Nouvelles (1 марта 2013). Архивировано 1 апреля 2016 года.
  10. ↑ Мафиози Бруско: Если Мать Тереза – святая, то я Иисус Христос! (неопр.). russkievesti.ru. Дата обращения 17 сентября 2019.
  11. Christopher Hitchens. The Missionary Position: Mother Theresa in Theory and Practice (англ.). — McClelland & Stewart (англ.)русск., 2012. — P. 51—. — ISBN 978-0-7710-3919-5.
  12. Kempton. The Shadow Saint (неопр.). www.nybooks.com. The New York Review of Books. Дата обращения 18 декабря 2015.
  13. Leys. In Defense of Mother Teresa (неопр.). The New York Review of Books. Дата обращения 18 декабря 2015.
  14. 1 2 Hitchens; Christopher. The Missionary Position: Mother Teresa in Theory and Practice (англ.). — London: Verso (англ.)русск., 1995. — ISBN 978-1-85984-054-2.
  15. Squires. Mother Teresa's legacy under cloud as sainthood nears (неопр.). The Telegraph. Дата обращения 20 января 2017.
  16. Woods. Mother Teresa and her critics: Should she really be made a saint? (неопр.). Christian Today. Christian Media Corporation. Дата обращения 20 января 2017.
  17. ↑ Charles Keating – obituary (неопр.). The Telegraph (2 апреля 2014).
  18. ↑ U.S. Judge Overturns State Conviction of Keating, The New York Times (4 апреля 1996).
  19. Sterngold, James. Judge Throws Out Keating's Verdict, The New York Times (3 декабря 1996).
  20. ↑ Appeals Court Rules In Favor of Keating, The New York Times (7 августа 1999).
  21. ↑ Monitoring of Federal Criminal Convictions and Sentences: Appeals Data, 1999 (неопр.). ICPSR Data Holdings (27 марта 2001). Дата обращения 16 сентября 2019.
  22. Chatterjee, Aroup. Mother Teresa: The Final Verdict (неопр.). — Meteor Books, 2002. — ISBN 9788188248001.
  23. Fertilio. "Licio Gelli si merita la vittoria": parola di Madre Teresa e Mahfuz (итал.), Corriere della Sera (17 февраля 2006).
  24. ↑ Титан итальянского вырождения (рус.). www.kommersant.ru (6 октября 1998). Дата обращения 16 сентября 2019.
  25. ↑ Gianluigi Nuzzi «Peccato Originale» Chiarelettere, 2017
  26. ↑ Nadeau, Barbie Latza «Mother Teresa’s Secret Billions and a Vatican Seminary Rampant with Sex Abuse—a New Book Tells All», The Daily Beast, 11 November 2017
  27. ↑ "l libro di Nuzzi: «Madre Teresa aveva un maxi-conto allo Ior», La Stampa, 9 November 2017,
  28. ↑ Curridori, Francesco «Madre Teresa aveva un maxi-conto allo Ior», il Giornale, 9 November 2017,
  29. Wüllenweber. Mutter Teresa – wo sind ihre Millionen? (нем.) (PDF), Stern, Gruner + Jahr (10 сентября 1998), С. 214. Архивировано 13 ноября 2004 года. Дата обращения 15 сентября 2016. «Das Essen bekommt Samity jedoch nicht vom Order der Mutter Teresa sondern von der "Assembly of God", einer amerikanischen Hilfsorganisation, die hier täglich 18 000 Mahlzeiten ausgibt.». — translated source
  30. ↑ «1997: Mother Teresa dies», BBC On This Day, 5 September 2008
  31. ↑ Catholic icon Teresa was both adored and attacked (англ.)  (неопр.) ?. www.yahoo.com. Дата обращения 3 января 2019.
  32. ↑ Mother Teresa as the Mirror of Bourgeois Guilt // White Women in Racialized Spaces: Imaginative Transformation and Ethical Action in Literature (англ.) / Najmi, Samina; Srikanth, Rajini. — illustrated. — State University of New York Press, 2012. — P. 67—68. — ISBN 978-0-7914-8808-9.
  33. Teresa, Mother, Saint, 1910-1997. Mother Teresa : come be my light : the private writings of the "Saint of Calcutta". — 1st ed. — New York: Doubleday, 2007. — xii, 404 pages с. — ISBN 9780385520379, 0385520379, 9780307589231, 0307589234, 9780739493748, 0739493744.
  34. Van Biema, David. Mother Teresa's Crisis of Faith, Time (23 августа 2007).
  35. ↑ New Book Reveals Mother Teresa's Struggle with Faith (неопр.). Beliefnet.
  36. Moore, Malcolm. Mother Teresa's 40 year faith crisis, Telegraph (24 августа 2007).
  37. Mannion, Francis. Mother Teresa of Calcutta's Dark Night of the Soul, Catholic News Agency (18 сентября 2014).
  38. ↑ CNN iReport: 'Crisis of Faith: Mother Teresa's letters', CNN (1 июня 2009). Архивировано 22 декабря 2015 года. Дата обращения 18 декабря 2015.
  39. ↑ Reeves, Thomas C., «Mother Teresa’s Critics Undone», The Catholic League, September 20 2016
  40. Holier Than Thou.
  41. 1 2 Chawla, Navin B., «The Mother Teresa her critics choose to ignore», the Hindu, August 26, 2013
  42. Savage. NPR Believes in Miracles (неопр.). The Stranger (31 августа 2016). Дата обращения 23 марта 2018.
  43. ↑ Why is Mother Theresa criticised for not doing things that weren’t her job? (англ.)  (неопр.) ?. Coffee House (4 сентября 2016). Дата обращения 10 марта 2019.
  44. ↑ Thekaekara, Mari Marcel. «Reflections on the harsh criticism of Mother Teresa», The New Internationalist, 14 September 2016
  45. ↑ Woods, Mark. «Mother Teresa and her critics», Christian Today, Aug 31, 2016

Признание деятельности Матери Терезы

Заслуги Матери Терезы и ее Ордена Милосердия перед обществом признавали многие виднейшие политические и религиозные деятели, не говоря уже о простых людях. Когда 5 сентября 1997 года Мать Тереза скончалась, известие об ее смерти облетело весь мир. Все, кто был причастен к судьбе монахини, или хотел выразить соболезнования, отдав дань уважения матери Терезе, лично посетили погребальную церемонию, выступили с речью перед слушателями, либо выслали свои сообщения в виде телеграмм. Вот некоторые из таких высказываний о жизни и деятельности Матери Терезы.

Шри Чинмой

Телеграмма соболезнования Сестре Нирмале в Калькутту Моя дорогая Сестра Нирмала, Мои глаза, мое сердце и моя жизнь — все плавает в море слез. Мать отдавала бедным и беспомощным страждущим каждое дыхание своей жизни. Давайте все вместе предложим ей свои сердца вечно цветущей благодарности. Она считала нас своими близкими. Теперь наш черед считать ее своей близкой, любя человечество и служа человечеству бессонно и неустанно. Моя дорогая Сестра Нирмала, Я буду с любовью, преданностью и молитвой продолжать поддерживать свои внутренние и внешние отношения с Вами, и таким образом я смогу увековечить и сохранить как сокровище в саду своего сердца-благодарности благословенные слова Матери, ее послания и письма. Ваш в Матери Шри Чинмой

Папа Иоанн Павел II

Замок Гандольфо, Италия, 7 сентября 1997 года Дорогие братья и сестры. В этот миг молитвы мы вспоминаем нашу дорогую сестру, Мать Терезу из Калькутты, которая два дня назад завершила свой долгий путь на земле. Я встречался с ней много раз, и она живет в моей памяти в образе миниатюрной женщины, все существование которой было служением беднейшим из бедных, но которая всегда была полна неугасаемой духовной силы, силы любви Христа. Миссионер Милосердия — такова была Мать Тереза словом и делом, являя такой неотразимый при-мер, что привлекала к себе многих людей, готовых оставить все для того, чтобы служить присутствию Христа в бедных. Миссионер Милосердия. Каждый день ее миссия начиналась до рассвета перед Причастием. В безмолвии созерцания Мать Тереза из Калькутты слышала, как молит Христос на Кресте: "Я жажду". Эта мольба, отзывающаяся в глубинах ее сердца, приводила ее на улицы Калькутты и на окраины городов всего мира, чтобы искать Иисуса в бедных, покинутых, умирающих. Дорогие братья и сестры, эта монахиня, известная повсюду как Мать бедных, оставляет красноречивый пример всем нам — как верующим, так и неверующим. Она оставляет нам доказательство существования Любви Божьей, которая превратила ее жизнь в полную самоотдачу по отношению к своим братьям. Она оставляет нам доказательство значения созерцания, которое становится любовью, и любви, которая становится созерцанием. Ее работа говорит сама за себя и демонстрирует сегодняшнему миру высокий смысл жизни, который, к сожалению, часто кажется утраченным... Вверяя Господу щедрую душу этой смиренной и полной веры монахини, мы просим Святую Деву поддержать и утешить ее Сестер и тех, кто во всем мире знал и любил ее.

Кардинал Анджело Содано

Государственный секретарь, Ватикан Калькутта, 13 сентября 1997 года Выдержки из его речи на похоронах: Настал час для нас сказать слова прощания ушедшей Матери Терезе. Мы приехали сюда со всех уголков земли, чтобы выразить ей свою любовь и благодарность и воздать ей надлежащие почести. Из холодной могилы незабываемая, дорогая Мать Тереза продолжает говорить нам и, кажется, повторяет слова Господа: "Блажен не принимающий, но дающий". В конце столетия, известного ужасными крайностями проявления тьмы, свет совести, тем не менее, не угас. Благочестие, добродетель, доброта, любовь, — когда они появляются на сцене истории, все еще в почете. Пресвятейший Отец папа Иоанн Павел II выразил то, что видели в этой женщине непоколебимой веры столь многие люди разного общественного положения: ее необычайное духовное видение, ее заботливую и жертвенную любовь к Богу в каждом, кого она встречала, ее абсолютное уважение к ценности каждой человеческой жизни и ее мужество в столкновении со столь многими испытаниями. Его Святейшество, который так хорошо знал Мать Терезу, желает, чтобы эта церемония похорон была великой молитвой благодарности Богу за то, что Он дал ее Церкви и миру... Дорогая Мать Тереза, вся Церковь благодарит вас за ваш просветляющий пример и обещает сделать его нашим наследием. Сегодня от имени папы Иоанна Павла II, который направил меня сюда, я говорю вам последнее земное "прощай" и от его имени благодарю вас за все то, что вы сделали для бедных всего мира. Они любимы Иисусом. Они также любимы нашим Святым Отцом, Его Наместником на земле. И его именем я возлагаю на ваш гроб цветок нашей глубочайшей благодарности. Дорогая Мать Тереза, покойтесь с миром.

Кардинал Бэзил Хьюм

Глава Римской Католической Церкви в Англии и Уэльсе Мать Тереза — уникальный пример истинной святости для нашего поколения. Обычные люди по всему миру вдохновлялись ее непоколебимой верой в Бога, ее абсолютной приверженностью бедным и силой ее любви и гуманизма. Предельная искренность, с которой она прожила в вере, дала ей незабываемую силу и сияние. Ее видение будет жить во всех тех, кого тронул ее пример.

Сестра Нирмала

Калькутта, 13 сентября 1997 года Из ее речи на похоронах: Бог так любил мир, что послал нам Иисуса Христа, а Иисус Христос так любил нас, что послал нам Мать Терезу. Мы должны дать себе слово продолжить то, что Бог так замечательно начал через нее. Мы молим о том, чтобы быть верными и преданными духу, который Бог даровал нашей Матери.

К. Р. Нараянан

Президент Индии Такие люди, как она, исключительно редки на земле. Хотя она являлась гражданином мира, она была очень индийской женщиной по истинному духу нашей культуры, и ее уход — огромная утрата для миллионов наших людей.

Нельсон Мандела

Президент Южно-Африканской Республики Я и миллионы других южноафриканцев глубоко опечалены известием о смерти Матери Терезы. Миллионы наших людей разделяют с народом Индии и всем миром горе и скорбь утраты этого великого человека и слуги Божьего. Работа Матери Терезы с отверженными, нуждающимися и больными останется в нашей памяти на долгие годы. Ее всегда будут помнить за величайший труд милосердия, совершенный не только на пользу беднейшим из бедных в Калькутте, но также привлекший внимание всего мира к разрешению таких всеобщих проблем, как бездомность и бедность. "Миссия Милосердия", без сомнения, будет черпать силы из фундамента, заложенного Матерью Терезой, и будет продолжать следовать ее примеру и хранить ее наследие в следующем тысячелетии. Уход Матери Терезы затронул также и меня лично, как скромно удостоившегося чести, наряду с таким выдающимся человеком, быть награжденным Нобелевской Премией Мира и наградой Бхарат Ратна Индии.

Тони Блэр

Премьер-министр Великобритании В эту неделю, уже наполненную трагедией, мир будет опечален смертью одного из своих самых сострадательных слуг. Мать Тереза посвятила свою жизнь бедным, и ее дух будет по-прежнему жить на земле, оставаясь вдохновением для всех нас.

Гельмут Коль

Канцлер Германии Мать Тереза — образец добродетели и гуманизма для миллионов людей по всему миру: для христиан и для нехристиан в равной мере. Она помогала беднейшим из бедных, наделяя их чувством достоинства и мужеством продолжать жить дальше. Особую любовь и преданность она проявляла к детям. Визиты Матери Терезы в Германию были незабываемыми событиями. Я лично признателен за встречи с нею. Она безотлагательно обратила наше внимание на самый худший вид бедности — несчастье людей, не знающих любви. Она учила нас преодолевать безразличие состраданием. Мать Тереза никогда не будет забыта и будет образцом даже после своей смерти. Память о ней связана с надеждой на лучший, более гуманный мир.

Х. Х. Биренда Вир Бикрам Шах Дев

Король Непала Мир потерял человека, всю свою жизнь посвятившего благосостоянию и благополучию человечества. Мы глубоко скорбим от этой огромной потери. Мы искренне надеемся, что она вечно будет покоиться с миром.

Коретта Скотт Кинг

Вдова доктора Мартина Лютера Кинга (младшего) Наш мир утратил самую знаменитую святую нашего времени. Эта мужественная женщина давала надежду миллионам, демонстрируя нам силу заботы и человеческой доброты.

Сэм Браунбек

Американский сенатор (штат Канзас), соучредитель движения за присуждение Матери Терезе Медали Почета Конгресса (1997) На прошлой неделе, когда в возрасте 87 лет ушла Мать Тереза, мы потеряли святую. Мы обеднели, а Небеса стали богаче. Она умерла, владея здесь очень немногим. У нее были две пары сандалий, три платья, молитвенные четки. Это было здесь. Но на Небесах она владеет горой золота. Она прикоснулась к столь многим жизням на этой Земле. Вот невероятное определение успешной жизни: любящее, заботливое, сострадательное, бескорыстное дитя Бога, заботящееся, во многих случаях, о самых отверженных детях Божьих. Мне бы прожить так и свою жизнь. "Все ради Иисуса". У всех нас могут быть разные веры и взгляды на мир, но именно ее служение Господу было для нее средоточием всего. Как она исполняла его каждый день — это завет каждому из нас о том, как нам следует жить. Мы потеряли святую, но трагедия не в том, что она умерла; трагедией было бы, если бы она никогда не жила. Она жила полно и так много дала нам, поднимая наше сознание, раскрывая для нас горизонты и заново определив сострадание для всей планеты. Я благодарю ее за это, и я благодарю ее за ее жизнь.

Михаил и Раиса Горбачевы

Международный Фонд социальных-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд)
Кончина Матери Терезы — невосполнимая утрата. Ее глубочайшая преданность идеалам христианства, ее любовь к Человеку, ее милосердие, сострадание и ее неустанная деятельность в служении человечеству являются примером истинного гуманизма и энергичных миротворческих усилий, который Мать Тереза подала всем нам. Мы уверены, что память о Матери Терезе всегда будет вдохновлять всех тех, кто ценит человеческую доброту и мир.
В конце 80-х Орден Матери Терезы пытался обосноваться в странах, обычно закрытых для миссионеров: в Эфиопии, Южном Йемене и в Советском Союзе, где, по приглашению Михаила Горбачева, Мать Тереза открыла приют в центре Москвы. Любовь матери Терезы стала благословением для сотен тысяч больных, голодных и бездомных людей в ста пятнадцати странах мира, в том числе и в России, в которой она впервые побывала в 1987 году. На заре перестройки мать Тереза адресовала несколько писем М. Горбачеву, оставшихся без ответа. Только после аварии в Чернобыле и землетрясения в Армении она получила разрешение направить в Россию группу своих сестер.

Мать Тереза: символ милосердия | Матроны.RU

Эта скромная хрупкая женщина с отзывчивым сердцем и натруженными крестьянскими руками всегда оказывалась в самых горячих точках земного шара, чтобы помочь людям, помолиться за их благополучие и сказать простые добрые слова, которые могут поддержать их в трудную минуту. О ней написана не одна книга, снят не один фильм. Она называла себя карандашом в руках Бога, пишущего миру письмо любви.

Ее удостоили самыми высокими мировыми наградами – индийским орденом «Госпожа Лотоса», американской медалью Свободы, наградой папы римского Иоанна XXIII, а в 1979 году объявили лауреатом Нобелевской премии мира. Она прожила нелегкую жизнь, прошла через множество испытаний, но ее душа оставалась открытой для людей, которым она дарила свою любовь, заботу и помогала, чем могла. «Хотите сделать мир лучше — идите домой и любите свою семью!» Эти слова принадлежат матери Терезе, чье имя во многих странах стало нарицательным, превратившись в символ бескорыстной любви, добра и милосердия.

Перед ней распахивались двери дворцов и хижин, она разговаривала с сильными мира сего и бедняками, для всех находя мудрые слова утешения и поддержки. Ее принимали король Норвегии Харальд V, принц Чарльз, принцесса Диана, папы римские, политические лидеры Ясир Арафат, Фидель Кастро, Джордж Буш, считая это за честь. Каждый свой день мать Тереза начинала с простой молитвы: «Господь! Дай мне силы утешать, а не быть утешаемым; понимать, а не быть понятым; любить, а не быть любимым. Ибо когда отдаем, получаем мы. И, прощая, обретаем себе прощение…»

2e1af6543125

Она родилась 26 августа 1910 года в столице Македонии городе Скопье, в албанской семье. Ее настоящее имя Агнесс Гонджа Бояджиу. Она была младшей из троих детей Николы Бояджиу, богатого строительного подрядчика и торговца. Агнесс значит «рожденная под звездой Агнца», чистая и невинная. И действительно, эта немного странная девочка отличалась от своих сверстниц. Она с детства знала, что ей предназначен  особый путь, наполненный служением.

То Агнесс хотела быть писательницей, то учительницей, то миссионером где-нибудь в Африке, то мечтала уйти в монастырь. Ее стихи печатали в местной газете. Раз в неделю мать Агнесс вместе с ней и другими детьми ходила навещать больных. «Мама учила нас молиться и помогать людям, которым трудно. Даже после смерти отца мы старались быть счастливой семьей. Мы учились ценить молитву и труд, – вспоминала мать Тереза. – Многие бедняки в Скопье и его окрестностях знали наш дом. Никто никогда не уходил от нас с пустыми руками. Каждый день кто-то с нами обедал, это были бедняки, люди, у которых не было ничего».

Уже в четырнадцать лет она заявила матери, что хочет посвятить свою жизнь служению Богу и попросила разрешения постричься в монахини. Мать, недавно потерявшая мужа, была категорически против такого решения дочери, но та проявила настойчивость и упорство в своих стремлениях. Ни о чем другом она не мечтала с таким жаром, как о жизни в монастыре.

Когда ей исполнилось восемнадцать, Агнесс навсегда покинула родную Македонию и поселилась в столице Ирландии Дублине, где стала послушницей в монашеском ордене «Ирландские сестры Лорето», а через несколько лет приняла постриг с именем Терезы в честь канонизированной монахини Терезы из Лизье, которая была известна своим милосердием и добротой.

Ей предстояло долгое плавание через Индийский океан – орден направил молодую монахиню в Калькутту, с которой и была связана вся дальнейшая жизнь матери Терезы, прозванной Калькуттской.

Картины роскоши и ужасающей нищеты разворачивались у нее перед глазами – такова была Калькутта в то время. Когда она, после чистого Дублина, увидела горы мусора, разлагающегося под палящими лучами солнца, вдохнула терпкий воздух, пахнущий сандалом и коровьим навозом, у нее поначалу опустились руки.

Сестра Тереза ощутила, что оказалась в экзотической стране, где было много бездомных, умиравших на улицах от неизлечимых болезней. Струны ее души были задеты, сердце болело за всех нищих и бесправных. Но она не позволила унынию взять над ней верх.

Два десятка лет прошли в благодарственных молитвах Господу и неустанном труде: сестра Тереза преподавала в женской школе Святой Марии, давая образование детям из самых бедных семей, пела в церковном хоре. Видя, как люди страдают от голода, грязи и болезней, она постепенно осознавала свое предназначение: помогать обездоленным чем только возможно, творить дела милосердия и сострадания.

1282834730_mother_teresa

Однажды она стала свидетельницей жуткой сцены: молодой индус привез прокаженную женщину и оставил ее умирать у ворот больницы. Люди бежали от прокаженных, как от огня, и в больницу женщину не приняли. Лишь сестра Тереза помогла ей в ее последние минуты. Ничего не страшась, она подошла к женщине, помыла ее тело, сплошь покрытое струпьями, говоря с ней ласково и нежно.

Несчастная умерла с улыбкой на устах. И тогда сестра Тереза поняла, что это был знак для нее, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем ее слабость. Приняв монашеский обет, она получила право называться матерью, а через два года католическая церковь разрешила ей покинуть монастырь и стать вольной монахиней.

С пятью рупиями в кармане мать Тереза исчезла в трущобах Калькутты. Как отмечают историки, она сделала это по призыву Христа – следовать за Ним в трущобы, чтобы служить Ему через беднейших. И к этому призыву сестра Тереза прислушалась без колебаний. По ее словам, величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим беспомощным братьям.

Позже она вспоминала: «В монастыре я жила, не ведая трудностей. Никогда и ни в чем я не испытывала нужды. И вот все изменилось. Я спала, где приходилось, на полу, в трущобах, где по углам скреблись мыши; я ела то, что ели мои подопечные, и только тогда, когда было, что поесть. Но я выбрала эту жизнь, чтобы в буквальном смысле претворить в жизнь Евангелие, особенно эти слова Иисуса: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

В самых убогих людях Калькутты я любила Иисуса, а когда любишь, то не испытываешь страданий или трудностей. Тем более что с самого начала у меня не было времени, чтобы скучать. Моим призванием было служение самым убогим. Я жила, всецело полагаясь на волю Божию, и Господь вел меня. Я каждую минуту ощущала Его присутствие, видела Его непосредственное вмешательство в мою жизнь».

На окраине Калькутты мать Тереза нашла заброшенный дом, куда приводила больных и бездомных, подобранных ею на улице, ухаживала за ними, пыталась им помочь, промывала раны. Ее пути лежали по городу, где ее уже ждали люди, нуждающиеся в помощи и внимании. Слух о необыкновенной монахине дошел до городских властей. Помощь, оказываемая матерью Терезой, пришлась как нельзя кстати.

Через несколько лет у подвижницы появились помощницы, а в 1950 году был создан Орден Милосердия, основанный матерью Терезой. То, что начиналось с двенадцати сестер милосердия, сейчас насчитывает триста тысяч сотрудников, которые трудятся в восьмидесяти странах мира, управляя там детскими домами, клиниками для лечения СПИДа, лепрозориями.

Mother Teresa 2

На церемонии вручения Нобелевской премии мать Тереза сказала: «Я выбрала бедность бедных. Но я благодарна за возможность получить Нобелевскую премию во имя голодных, раздетых, бездомных, калек, слепых, прокаженных, всех тех людей, которые чувствуют себя нежеланными, нелюбимыми, забытыми. Людей, которые в обществе стали бременем и отвержены всеми».

Как же она была не привязана к земным благам и мирской славе! Например, получив Нобелевскую премию, она попросту забыла ее в одной из комнат королевского дворца. К счастью, награда была найдена и возвращена ее обладательнице. В поисках дешевых авиаперелетов, так как много путешествовала по делам милосердия, она, знаменитая на весь мир, предлагала свои услуги в качестве стюардессы – ей не привыкать было заботиться о людях.

У одного журналиста, наблюдавшего ежедневную помощь матери Терезы и сестер ее ордена Милосердия прокаженным, больным и умирающим, вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов». «За миллион и я бы не сделала, – ответила мать Тереза, – только бесплатно! Из любви ко Христу!»

Многолетняя подвижническая деятельность закончилась лишь со смертью матери Терезы. В начале 1997 года она ушла в отставку с поста настоятельницы Ордена Милосердия, а в сентябре того же года покинула эту жизнь, мирно и спокойно. Через пять лет после кончины мать Тереза была причислена к лику блаженных Католической Церковью. Своими каждодневными подвигами она сумела завоевать сердца людей во всем мире.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о