Моббинг буллинг: Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников — Блог инспектора народного образования

Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников — Блог инспектора народного образования

Статистика утверждает, что каждый четвертый ребенок подвергается травле в школе со стороны других учащихся. Поэтому такие дети чувствуют себя в школе  не безопасно и  не комфортно.

Травля в образовательной сфере  — это  психологическое или  физическое насилие с  целью заставить подчиняться лидирующей группировке (лидеру) и ее законам в классе или же принудить уйти из школы. Средствами достижения этой цели являются: распространение слухов, запугивание, изоляция, оскорбления и унижения, физическое насилие.

К сожалению травля в школе – явление распространенное и у нас и за рубежом.

Моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг –англоязычные названия  разновидностей этого опасного явления.

В любой школе, в любом классе с одной стороны есть дети, которые любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги и вещи, с другой —  дети, которые чаще других становятся их жертвами.   Как правило это дети:

  • физически слабые;
  • гиперопекаемые родителями;
  • ябеды;
  • страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
  • не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
  • вундеркинды;
  • двоечники;
  • любимчики учителей.

В связи с этим в классе могут сформироваться  такие группы учеников: одни участвуют в процессе травли непосредственно, в качестве агрессора или жертвы, другие — большинство — пассивно, как очевидцы и свидетели.

Главное — никогда нельзя сказать, что уж моего-то ребёнка это не коснется, ибо причины этого явления кроются в том, что одни дети за счёт унижения других пытаются почувствовать себя круче и значительнее. Поэтому родители должны быть готовы  во-время заметить и совместными усилиями со школой предотвратить это насилие, ибо у учителей с их загруженностью и психоэмоциональной усталостью порой нет  сил и времени разбирать детские ссоры и конфликты.

Что такое моббинг?

Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой  травли человека в коллективе.

Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то  одного  и начинает его травить с какой – либо целью (яркий пример — фильм «Чучело»).  Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».

Моббинг – это своего рода  «психологический террор»,  включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».

Формы моббинга:  насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.

Что такое буллинг?

Буллинг (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.

Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия,  распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д.  Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.

Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.

Чем отличается моббинг от буллинга?

По сути  моббинг и буллинг  схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.

Что такое хейзинг?

Хейзинг (англ. hazing

)  — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных,  и др.) учреждений.

Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».

Хейзинг  встречается и в обычных школах и училищах, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д. (пример — резонансное посвящение в студенты с раздеванием  в одном из вузов страны в этом году).

Что такое кибермоббинг и кибербуллинг?

В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины —

кибермоббинг и кибербуллинг.

Кибермоббинг и кибербуллинг — интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров,  мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов  и т.д.

Интернет-травля  может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.

Интернет-травля  отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и  вероятность быть непойманным.

Последствия

Последствия травли школьника печальны: жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений, возникновения социально-опасных форм поведения  насильственного, суицидального и зависимого характера. Подростки, подвергшиеся моббингу и буллингу думают, что вся проблема в них, что они виноваты в том, что с ними так обращаются, и поэтому  комплексуют.

Полученные в школьном возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьёзными взрослыми проблемами. Специалисты (психологи, исследователи, ученые) считают, что травля в школьные годы  не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека.

У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям.

Бывшей  «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях.

«Жертвы» интернет-травли теряют уверенность в себе, что может привести к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, явиться причиной самоубийства.

Сами дети часто скрывают, что они подвергаются травле, преследованию со стороны одноклассников. Поэтому родителям очень важно безотлагательно выяснить, всё ли в порядке, если они заметили, что ребёнок:

  • постоянно находится в подавленном настроении;
  • стал получать плохие отметки;
  • ищет предлог, чтобы не идти в школу;
  • по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;
  • приходит с испорченной или в  грязной одежде, порванными учебниками и тетрадями;
  • то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;
  • не выходит играть во двор;
  • часто приходит с синяками и ссадинами;
  • не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;
  • стал замкнут или вспыльчив.

К сожалению, универсального ответа на вопрос, как быть в том случае, если вдруг выяснится, что  ребенок оказался жертвой травли, нет. Многое зависит от обстановки в классе и школе, от позиции учителей, от особенностей личности ребёнка. Ясно одно —  надо срочно идти в школу и вместе с педагогами находить пути решения проблемы. Взрослые должны как следует разобраться в ситуации, обдумать её, обязательно подключить психолога,  почитать литературу, которой по данному вопросу предостаточно.

Если в школе родители не найдут поддержки, то надо идти в вышестоящие инстанции. В крайнем случае – поменять школу.

Главное — действовать нужно незамедлительно. Родители, прежде всего, должны поддержать ребенка, чтобы он не чувствовал  себя одиноким, ибо ему,  как никогда в это время нужен друг, защитник, советчик.

P.S. На сайте Следственного комитета по Иркутской области опубликован материал  «Спасение детей от киберпреступлений», который  адресован родителям и содержит перечень опасных признаков поведения подростков, на которые СК рекомендует обращать внимание.

При подготовке использованы материалы:

http://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q

https://www.b17.ru/article/22384/

http://www.domrebenok.ru/blog/nasilie-v-shkole-chto-takoe-bulling-chem-on-opasen-i-kak-s-nim-borotsya/

http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214740.pdf

Также в блоге

Ситуацию насилия в школе можно предупредить

Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе.

В условиях школы конфликты между детьми являются распространенным явлением. Начиная с первых классов возникают различные ситуации, которые не удовлетворяют кого-либо и провоцируют конфликты между учениками. Конфликты между детьми являются нормальным явлением, сопровождающим общение всех людей, а выход из них – это результат социализации, развития каждого социального индивида. Но в случаях, когда конфликт разгорается с группой детей или целым классом, масштаб психологического воздействия на ребенка увеличивается и грозит негативными психологическими последствиями в будущем. Сложным для любого ребенка является феномен травли, которая растягивается во времени и может реализовываться как одним человеком, так и коллективом. Сегодня поговорим про моббинг и буллинг, разберем, что это такое и какой вред несет для ребенка.

Моббинг и буллинг, есть ли разница?

К сожалению, травля в школе – явление распространенное в разных странах.

В чем же отличие между этими названиями?

  • Моббинг  – это форма психологического насилия в виде массовой  травли человека в коллективе. В условиях школы – это разновидность эмоционального насилия, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то  одного  и начинает его регулярно травить с какой–либо целью.  Например, выжить из класса — моббинг против «новичка».
  • Буллинг — это также систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить. Это психологический террор, он предполагает затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.

Формы психологической травли

Современная статистика свидетельствует о том, что каждый четвертый ребенок подвергался когда-либо травле в школе.

Эмоциональное насилие и травля происходит в разных формах.

  • Физическая предполагает побои, намеренное травмирование ребенка, толкание и т.д.  
  • Поведенческая — это бойкот, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
  • Вербальная агрессия выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях, сплетнях (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете).
  • Кибербуллинг — очень популярное среди подростков явление, которое  проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда же относят съемку и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Обидчики — чрезвычайно изобретательны. Обидчиками могут быть и мальчики девочки-подростки, травля не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.

Кто они — жертвы психологической травли?

Жертвой буллинга или моббинга может стать любой ребенок. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером. Достаточно легко любому ученику стать жертвой старшеклассников.

Около 50% школьных агрессоров сами являются жертвами насилия. Часто они являются  объектами жестокого обращения в собственной семье.

Но травля – это результат нездорового коллектива, проблема всей группы.  Если коллектив травит одного, то может легко переключиться на другую жертву. Не исключено, что сегодняшний агрессор – это завтрашняя жертва этого же коллектива.

Буллинг начинается чаще всего одним человеком, который может быть лидером в классе. Но  к травле подключаются наблюдатели, которые молчаливо отсиживаются или активно поддерживают агрессора, и даже учителя.

Последствия школьного моббинга/буллинга

Негативные последствия школьной травли ощущают на себе как жертвы, так и агрессоры.

Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:

  • Расстройства психики. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, подверженным депрессиям,  появляются трудности в поведении.
  • Сложности во взаимоотношениях. Жертвы буллинга в детстве часто становятся жертвами моббинга на рабочем месте. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице, они испытывают трудности в «живом» общении.
  • Болезни. Частым результатом буллинга бывают физические недомогания: анорексия и булимия у девочек, неврозы, расстройства сна, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.

Агрессор  меньше страдает от последствий буллинга, чем жертва, но все же это не проходит бесследно и для него:

  • Неблагоприятное будущее. Примитивные асоциальные способы поведения редко приводят к успешной социальной адаптации: для них характерны трудности в общении с окружающими, конфликты, что приводит к низкому социальному статусу.
  • Проблемы во взаимоотношениях. Дети, которые сочетали буллинг с высоким социальным статусом, становятся диктаторами в семье и на работе. Многие из них достигают высоких результатов в карьере, но отсутствие друзей и трудности в общении с окружающими негативно влияют психологически.
  • Террор в семье. Даже если уже во взрослой жизни они успешны, то окружающим с ними неуютно. В семьях тоже возможны трудности в общении.Они не умеют выстраивать теплые отношения с детьми, с любимыми, часто просто копируя поведение своих родителей.

Таким образом, психологическая травля в школе явлется тем негативным для всех детей явлением, которое способно негативно повлиять на дальнейшую судьбу как жертвы, так и агрессора. Поэтому задача взрослых: не быть наблюдателем, не ожидать, что дети сами решат этот конфликт, а НЕМЕДЛЕННО  вмешаться и про информировать и педагогов, и родителей и детей про суть происходящего с негативной оценкой любой формы травли любого ребенка.

Webinar für alle Lehrer*innen

Registrieren

фактов о травле | StopBullying.gov

В этом разделе собрана основная информация о травле, в том числе:

  • Определение
  • Исследование травли
  • Статистика издевательств
  • Запугивание и самоубийство
  • Законы о борьбе с травлей

Определение травли

В 2014 году Центр по контролю за заболеваниями и Министерство образования выпустили первое федеральное определение травли. Определение включает три основных элемента:

  • нежелательное агрессивное поведение
  • наблюдаемый или предполагаемый дисбаланс мощности
  • повторение или высокая вероятность повторения агрессивного поведения

Это определение помогает определить, является ли инцидент запугиванием или другим типом агрессивного поведения, или тем и другим.

Исследования травли

Предотвращение травли — это растущая область исследований, в которой исследуются сложности и последствия травли. Важные области для дополнительных исследований включают в себя:

  • Распространенность травли в школах
  • Распространенность киберзапугивания в онлайн-пространствах
  • Как травля влияет на людей
  • Факторы риска для людей, которые подвергаются издевательствам, для людей, которые запугивают других, или для тех и других
  • Как предотвратить травлю
  • Как средства массовой информации и их освещение влияют на издевательства

Что мы узнали о запугивании

  • Запугивание затрагивает всех молодых людей, включая тех, кто подвергается издевательствам, тех, кто издевается над другими, и тех, кто становится свидетелем издевательств. Последствия издевательств могут продолжаться и во взрослой жизни.
  • Нет ни одного профиля молодого человека, причастного к издевательствам. Молодые люди, которые запугивают, могут иметь хорошие социальные связи или быть маргинализованными, а также могут подвергаться травле со стороны других. Точно так же те, над кем издеваются, иногда запугивают других.
  • Решение проблемы издевательств не простое. Наиболее многообещающие подходы к предотвращению издевательств решают проблему со многих сторон. Они вовлекают все школьное сообщество — учащихся, семьи, администраторов, учителей и персонал, такой как водители автобусов, медсестры, столовая и персонал приемной — в создание культуры уважения. Нулевая терпимость и изгнание не являются эффективными подходами.
  • Прохожие или те, кто видит издевательства, могут иметь огромное значение, когда вмешиваются от имени того, кто подвергается издевательствам.
  • Исследования также показали, что взрослые могут помочь предотвратить травлю, рассказывая детям о травле, поощряя их заниматься любимым делом, демонстрируя доброту и уважение и обращаясь за помощью.

Статистика запугивания

Вот федеральная статистика запугивания в Соединенных Штатах. Источники данных включают Показатели школьной преступности и безопасности: 2019 г.(Национальный центр статистики образования и Бюро юстиции) и Система надзора за рискованным поведением молодежи 2017 г. (Центры по контролю и профилактике заболеваний).

Насколько распространены издевательства

  • Около 20% учащихся в возрасте 12-18 лет подвергались издевательствам по всей стране.
  • Учащиеся в возрасте 12–18 лет, сообщившие о том, что над ними издевались, сказали, что, по их мнению, те, кто издевался над ними:
    • Имела возможность влиять на восприятие себя другими учащимися (56%).
    • Обладал большим социальным влиянием (50%).
    • Были физически сильнее или крупнее (40%).
    • Было больше денег (31%).

Издевательства в школах

  • По всей стране 19% учащихся 9–12 классов сообщают, что подвергались издевательствам на школьной территории за 12 месяцев до проведения опроса.
  • Следующие проценты учащихся в возрасте 12-18 лет подвергались издевательствам в разных местах школы:
    • Коридор или лестничная клетка (43,4%)
    • Аудитория (42,1%)
    • Кафетерий (26,8%)
    • На территории школы (21,9%)
    • Онлайн или текст (15,3%)
    • Ванная или раздевалка (12,1%)
    • В другом месте в здании школы (2,1%)
  • Приблизительно 46% учащихся в возрасте 12-18 лет, подвергшихся издевательствам в течение учебного года, уведомили взрослых в школе об издевательствах.

Киберзапугивание

  • Среди учащихся в возрасте 12-18 лет, которые сообщили, что подвергались издевательствам в школе в течение учебного года, 15 % подвергались издевательствам в Интернете или посредством текстовых сообщений.
  • По оценкам, 14,9% старшеклассников подвергались издевательствам с помощью электронных средств в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу.

Виды издевательств

  • Учащиеся в возрасте 12–18 лет подвергались различным видам издевательств, в том числе:
    • Быть предметом слухов или лжи (13,4%)
    • Высмеивают, обзывают или оскорбляют (13,0%)
    • Толкнули, толкнули, споткнули или плюнули (5,3%)
    • Исключение/исключение (5,2%)
    • Угрожают причинением вреда (3,9%)
    • Другие пытались заставить их делать то, чего они не хотели (1,9%)
    • Имущество было уничтожено намеренно (1,4%)

Государственная и местная статистика

Перейдите по этим ссылкам для получения государственных и местных данных по следующим темам:

  • Издевательства на территории школы, 9–12 классы
  • Киберзапугивание, 9-12 классы

Международная статистика

По данным Статистического института ЮНЕСКО:

  • Одна треть молодежи земного шара подвергается издевательствам; этот показатель колеблется от 7% в Таджикистане до 74% в Самоа.
  • Низкий социально-экономический статус является основным фактором травли молодежи в богатых странах.
  • Молодежь, рожденная иммигрантами в богатых странах, чаще подвергается издевательствам, чем молодежь местного происхождения.

Запугивание и самоубийство

Связь между запугиванием и самоубийством сложна. СМИ должны избегать чрезмерного упрощения этих вопросов и намеков или прямого заявления о том, что издевательства могут привести к самоубийству. Факты говорят о другом. Неверно и потенциально опасно представлять травлю как «причину» или «причину» самоубийства или предполагать, что самоубийство является естественной реакцией на травлю.

  • Исследования показывают, что постоянное издевательство может привести к возникновению или усугублению чувства изоляции, отверженности, изоляции и отчаяния, а также депрессии и беспокойства, которые могут способствовать суицидальному поведению.
  • Подавляющее большинство молодых людей, над которыми издеваются, не склонны к суициду.
  • Большинство молодых людей, которые умирают в результате самоубийства, имеют несколько факторов риска.
  • Для получения дополнительной информации о взаимосвязи между издевательствами и самоубийствами прочитайте «Взаимосвязь между издевательствами и самоубийствами: что мы знаем и что это значит для школ» CDC.

Законы о борьбе с травлей

Во всех штатах есть законы о борьбе с травлей. Когда травля также является домогательством и происходит в школьном контексте, школы обязаны реагировать на нее в соответствии с федеральными законами.

Что такое травля | StopBullying.gov

Запугивание – это нежелательное агрессивное поведение среди детей школьного возраста, которое связано с реальным или предполагаемым дисбалансом власти. Поведение повторяется или может повторяться с течением времени. И у детей, над которыми издеваются, и у детей, которые запугивают других, могут быть серьезные, длительные проблемы.

Чтобы считаться запугиванием, поведение должно быть агрессивным и включать:

  • Дисбаланс власти: Дети, которые запугивают, используют свою власть — например, физическую силу, доступ к смущающей информации или популярность — для контроля или вредить другим. Дисбаланс сил может меняться со временем и в различных ситуациях, даже если в них участвуют одни и те же люди.
  • Повторение: Агрессивное поведение происходит более одного раза или может повториться более одного раза.

Запугивание включает в себя такие действия, как угрозы, распространение слухов, физическое или словесное нападение на кого-либо и намеренное исключение кого-либо из группы.

  • Виды травли
  • Где и когда происходят издевательства
  • Частота издевательств

Типы травли

Существует три типа травли:

  • Словесная травля говорит или пишет неприличные вещи. Вербальная травля включает в себя:
    • Поддразнивание
    • Обзывание
    • Неуместные комментарии сексуального характера
    • Насмешка
    • Угроза причинения вреда
  • Социальное издевательство , иногда называемое издевательством над родственниками, включает в себя нанесение ущерба чьей-либо репутации или отношениям. К социальному буллингу относятся:
    • Умышленное оставление кого-либо
    • Говорит другим детям не дружить с кем-то
    • Распространение слухов о ком-то
    • Опозорить кого-то на публике
  • Физическое издевательство включает в себя причинение вреда телу или имуществу человека. К физической травле относятся:
    • Удары/пинки/щипки
    • Плевок
    • Отключение/толкание
    • Брать или ломать чьи-то вещи
    • Подлые или грубые жесты руками

Где и когда происходят издевательства

Издевательства могут происходить во время или после школьных занятий. В то время как большинство сообщений об издевательствах происходит в школьном здании, значительный процент также происходит в таких местах, как детская площадка или автобус. Это также может произойти по дороге в школу или из школы, по соседству с молодежью или в Интернете.

Частота издевательств

Существует два источника собираемых на федеральном уровне данных о травле среди молодежи:

  • Дополнение о школьных преступлениях за 2019 год к Национальному исследованию виктимизации от преступлений (Национальный центр статистики образования и Бюро юстиции) указывает, что по всей стране около 22 % учащихся в возрасте 12–18 лет подвергались издевательствам.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *