Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников — Блог инспектора народного образования
Статистика утверждает, что каждый четвертый ребенок подвергается травле в школе со стороны других учащихся. Поэтому такие дети чувствуют себя в школе не безопасно и не комфортно.
Травля в образовательной сфере — это психологическое или физическое насилие с целью заставить подчиняться лидирующей группировке (лидеру) и ее законам в классе или же принудить уйти из школы. Средствами достижения этой цели являются: распространение слухов, запугивание, изоляция, оскорбления и унижения, физическое насилие.
К сожалению травля в школе – явление распространенное и у нас и за рубежом.
Моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг –англоязычные названия разновидностей этого опасного явления.
В любой школе, в любом классе с одной стороны есть дети, которые любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги и вещи, с другой — дети, которые чаще других становятся их жертвами. Как правило это дети:
- физически слабые;
- гиперопекаемые родителями;
- ябеды;
- страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
- не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
- вундеркинды;
- двоечники;
- любимчики учителей.
В связи с этим в классе могут сформироваться такие группы учеников: одни участвуют в процессе травли непосредственно, в качестве агрессора или жертвы, другие — большинство — пассивно, как очевидцы и свидетели.
Главное — никогда нельзя сказать, что уж моего-то ребёнка это не коснется, ибо причины этого явления кроются в том, что одни дети за счёт унижения других пытаются почувствовать себя круче и значительнее. Поэтому родители должны быть готовы во-время заметить и совместными усилиями со школой предотвратить это насилие, ибо у учителей с их загруженностью и психоэмоциональной усталостью порой нет сил и времени разбирать детские ссоры и конфликты.
Что такое моббинг?
Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой – либо целью (яркий пример — фильм «Чучело»). Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».
Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».
Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.
Что такое буллинг?
Буллинг (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.
Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.
Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.
Чем отличается моббинг от буллинга?
По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.
Что такое хейзинг?
Хейзинг (англ. hazing
Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».
Хейзинг встречается и в обычных школах и училищах, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д. (пример — резонансное посвящение в студенты с раздеванием в одном из вузов страны в этом году).
Что такое кибермоббинг и кибербуллинг?
В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг.
Кибермоббинг и кибербуллинг — интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.
Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.
Интернет-травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным.
Последствия
Последствия травли школьника печальны: жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений, возникновения социально-опасных форм поведения насильственного, суицидального и зависимого характера. Подростки, подвергшиеся моббингу и буллингу думают, что вся проблема в них, что они виноваты в том, что с ними так обращаются, и поэтому комплексуют.
Полученные в школьном возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьёзными взрослыми проблемами. Специалисты (психологи, исследователи, ученые) считают, что травля в школьные годы не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека.
У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям.
Бывшей «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях.
«Жертвы» интернет-травли теряют уверенность в себе, что может привести к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, явиться причиной самоубийства.
Сами дети часто скрывают, что они подвергаются травле, преследованию со стороны одноклассников. Поэтому родителям очень важно безотлагательно выяснить, всё ли в порядке, если они заметили, что ребёнок:
- постоянно находится в подавленном настроении;
- стал получать плохие отметки;
- ищет предлог, чтобы не идти в школу;
- по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;
- приходит с испорченной или в грязной одежде, порванными учебниками и тетрадями;
- то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;
- не выходит играть во двор;
- часто приходит с синяками и ссадинами;
- не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;
- стал замкнут или вспыльчив.
К сожалению, универсального ответа на вопрос, как быть в том случае, если вдруг выяснится, что ребенок оказался жертвой травли, нет. Многое зависит от обстановки в классе и школе, от позиции учителей, от особенностей личности ребёнка. Ясно одно — надо срочно идти в школу и вместе с педагогами находить пути решения проблемы. Взрослые должны как следует разобраться в ситуации, обдумать её, обязательно подключить психолога, почитать литературу, которой по данному вопросу предостаточно.
Если в школе родители не найдут поддержки, то надо идти в вышестоящие инстанции. В крайнем случае – поменять школу.
Главное — действовать нужно незамедлительно. Родители, прежде всего, должны поддержать ребенка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, ибо ему, как никогда в это время нужен друг, защитник, советчик.
P.S. На сайте Следственного комитета по Иркутской области опубликован материал «Спасение детей от киберпреступлений», который адресован родителям и содержит перечень опасных признаков поведения подростков, на которые СК рекомендует обращать внимание.
При подготовке использованы материалы:
http://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q
https://www.b17.ru/article/22384/
http://www.domrebenok.ru/blog/nasilie-v-shkole-chto-takoe-bulling-chem-on-opasen-i-kak-s-nim-borotsya/
http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214740.pdf
Также в блоге
Ситуацию насилия в школе можно предупредить
Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе.
В условиях школы конфликты между детьми являются распространенным явлением. Начиная с первых классов возникают различные ситуации, которые не удовлетворяют кого-либо и провоцируют конфликты между учениками. Конфликты между детьми являются нормальным явлением, сопровождающим общение всех людей, а выход из них – это результат социализации, развития каждого социального индивида. Но в случаях, когда конфликт разгорается с группой детей или целым классом, масштаб психологического воздействия на ребенка увеличивается и грозит негативными психологическими последствиями в будущем. Сложным для любого ребенка является феномен травли, которая растягивается во времени и может реализовываться как одним человеком, так и коллективом. Сегодня поговорим про моббинг и буллинг, разберем, что это такое и какой вред несет для ребенка.
Моббинг и буллинг, есть ли разница?
К сожалению, травля в школе – явление распространенное в разных странах.
В чем же отличие между этими названиями?
- Моббинг – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе. В условиях школы – это разновидность эмоционального насилия, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его регулярно травить с какой–либо целью. Например, выжить из класса — моббинг против «новичка».
- Буллинг — это также систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить. Это психологический террор, он предполагает затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.
Формы психологической травли
Современная статистика свидетельствует о том, что каждый четвертый ребенок подвергался когда-либо травле в школе.
Эмоциональное насилие и травля происходит в разных формах.
- Физическая предполагает побои, намеренное травмирование ребенка, толкание и т.д.
- Поведенческая — это бойкот, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
- Вербальная агрессия выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях, сплетнях (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете).
- Кибербуллинг — очень популярное среди подростков явление, которое проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда же относят съемку и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Обидчики — чрезвычайно изобретательны. Обидчиками могут быть и мальчики девочки-подростки, травля не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.
Кто они — жертвы психологической травли?
Жертвой буллинга или моббинга может стать любой ребенок. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером. Достаточно легко любому ученику стать жертвой старшеклассников.
Около 50% школьных агрессоров сами являются жертвами насилия. Часто они являются объектами жестокого обращения в собственной семье.
Но травля – это результат нездорового коллектива, проблема всей группы. Если коллектив травит одного, то может легко переключиться на другую жертву. Не исключено, что сегодняшний агрессор – это завтрашняя жертва этого же коллектива.
Буллинг начинается чаще всего одним человеком, который может быть лидером в классе. Но к травле подключаются наблюдатели, которые молчаливо отсиживаются или активно поддерживают агрессора, и даже учителя.
Последствия школьного моббинга/буллинга
Негативные последствия школьной травли ощущают на себе как жертвы, так и агрессоры.
Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:
- Расстройства психики. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, подверженным депрессиям, появляются трудности в поведении.
- Сложности во взаимоотношениях. Жертвы буллинга в детстве часто становятся жертвами моббинга на рабочем месте. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице, они испытывают трудности в «живом» общении.
- Болезни. Частым результатом буллинга бывают физические недомогания: анорексия и булимия у девочек, неврозы, расстройства сна, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
Агрессор меньше страдает от последствий буллинга, чем жертва, но все же это не проходит бесследно и для него:
- Неблагоприятное будущее. Примитивные асоциальные способы поведения редко приводят к успешной социальной адаптации: для них характерны трудности в общении с окружающими, конфликты, что приводит к низкому социальному статусу.
- Проблемы во взаимоотношениях. Дети, которые сочетали буллинг с высоким социальным статусом, становятся диктаторами в семье и на работе. Многие из них достигают высоких результатов в карьере, но отсутствие друзей и трудности в общении с окружающими негативно влияют психологически.
- Террор в семье. Даже если уже во взрослой жизни они успешны, то окружающим с ними неуютно. В семьях тоже возможны трудности в общении.Они не умеют выстраивать теплые отношения с детьми, с любимыми, часто просто копируя поведение своих родителей.
Таким образом, психологическая травля в школе явлется тем негативным для всех детей явлением, которое способно негативно повлиять на дальнейшую судьбу как жертвы, так и агрессора. Поэтому задача взрослых: не быть наблюдателем, не ожидать, что дети сами решат этот конфликт, а НЕМЕДЛЕННО вмешаться и про информировать и педагогов, и родителей и детей про суть происходящего с негативной оценкой любой формы травли любого ребенка.
Webinar für alle Lehrer*innen
Registrieren
фактов о травле | StopBullying.gov
В этом разделе собрана основная информация о травле, в том числе:
- Определение
- Исследование травли
- Статистика издевательств
- Запугивание и самоубийство
- Законы о борьбе с травлей
Определение травли
В 2014 году Центр по контролю за заболеваниями и Министерство образования выпустили первое федеральное определение травли. Определение включает три основных элемента:
- нежелательное агрессивное поведение
- наблюдаемый или предполагаемый дисбаланс мощности
- повторение или высокая вероятность повторения агрессивного поведения
Это определение помогает определить, является ли инцидент запугиванием или другим типом агрессивного поведения, или тем и другим.
Исследования травли
Предотвращение травли — это растущая область исследований, в которой исследуются сложности и последствия травли. Важные области для дополнительных исследований включают в себя:
- Распространенность травли в школах
- Распространенность киберзапугивания в онлайн-пространствах
- Как травля влияет на людей
- Факторы риска для людей, которые подвергаются издевательствам, для людей, которые запугивают других, или для тех и других
- Как предотвратить травлю
- Как средства массовой информации и их освещение влияют на издевательства
Что мы узнали о запугивании
- Запугивание затрагивает всех молодых людей, включая тех, кто подвергается издевательствам, тех, кто издевается над другими, и тех, кто становится свидетелем издевательств. Последствия издевательств могут продолжаться и во взрослой жизни.
- Нет ни одного профиля молодого человека, причастного к издевательствам. Молодые люди, которые запугивают, могут иметь хорошие социальные связи или быть маргинализованными, а также могут подвергаться травле со стороны других. Точно так же те, над кем издеваются, иногда запугивают других.
- Решение проблемы издевательств не простое. Наиболее многообещающие подходы к предотвращению издевательств решают проблему со многих сторон. Они вовлекают все школьное сообщество — учащихся, семьи, администраторов, учителей и персонал, такой как водители автобусов, медсестры, столовая и персонал приемной — в создание культуры уважения. Нулевая терпимость и изгнание не являются эффективными подходами.
- Прохожие или те, кто видит издевательства, могут иметь огромное значение, когда вмешиваются от имени того, кто подвергается издевательствам.
- Исследования также показали, что взрослые могут помочь предотвратить травлю, рассказывая детям о травле, поощряя их заниматься любимым делом, демонстрируя доброту и уважение и обращаясь за помощью.
Статистика запугивания
Вот федеральная статистика запугивания в Соединенных Штатах. Источники данных включают Показатели школьной преступности и безопасности: 2019 г.(Национальный центр статистики образования и Бюро юстиции) и Система надзора за рискованным поведением молодежи 2017 г. (Центры по контролю и профилактике заболеваний).
Насколько распространены издевательства
- Около 20% учащихся в возрасте 12-18 лет подвергались издевательствам по всей стране.
- Учащиеся в возрасте 12–18 лет, сообщившие о том, что над ними издевались, сказали, что, по их мнению, те, кто издевался над ними:
- Имела возможность влиять на восприятие себя другими учащимися (56%).
- Обладал большим социальным влиянием (50%).
- Были физически сильнее или крупнее (40%).
- Было больше денег (31%).
Издевательства в школах
- По всей стране 19% учащихся 9–12 классов сообщают, что подвергались издевательствам на школьной территории за 12 месяцев до проведения опроса.
- Следующие проценты учащихся в возрасте 12-18 лет подвергались издевательствам в разных местах школы:
- Коридор или лестничная клетка (43,4%)
- Аудитория (42,1%)
- Кафетерий (26,8%)
- На территории школы (21,9%)
- Онлайн или текст (15,3%)
- Ванная или раздевалка (12,1%)
- В другом месте в здании школы (2,1%)
- Приблизительно 46% учащихся в возрасте 12-18 лет, подвергшихся издевательствам в течение учебного года, уведомили взрослых в школе об издевательствах.
Киберзапугивание
- Среди учащихся в возрасте 12-18 лет, которые сообщили, что подвергались издевательствам в школе в течение учебного года, 15 % подвергались издевательствам в Интернете или посредством текстовых сообщений.
- По оценкам, 14,9% старшеклассников подвергались издевательствам с помощью электронных средств в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу.
Виды издевательств
- Учащиеся в возрасте 12–18 лет подвергались различным видам издевательств, в том числе:
- Быть предметом слухов или лжи (13,4%)
- Высмеивают, обзывают или оскорбляют (13,0%)
- Толкнули, толкнули, споткнули или плюнули (5,3%)
- Исключение/исключение (5,2%)
- Угрожают причинением вреда (3,9%)
- Другие пытались заставить их делать то, чего они не хотели (1,9%)
- Имущество было уничтожено намеренно (1,4%)
Государственная и местная статистика
Перейдите по этим ссылкам для получения государственных и местных данных по следующим темам:
- Издевательства на территории школы, 9–12 классы
- Киберзапугивание, 9-12 классы
Международная статистика
По данным Статистического института ЮНЕСКО:
- Одна треть молодежи земного шара подвергается издевательствам; этот показатель колеблется от 7% в Таджикистане до 74% в Самоа.
- Низкий социально-экономический статус является основным фактором травли молодежи в богатых странах.
- Молодежь, рожденная иммигрантами в богатых странах, чаще подвергается издевательствам, чем молодежь местного происхождения.
Запугивание и самоубийство
Связь между запугиванием и самоубийством сложна. СМИ должны избегать чрезмерного упрощения этих вопросов и намеков или прямого заявления о том, что издевательства могут привести к самоубийству. Факты говорят о другом. Неверно и потенциально опасно представлять травлю как «причину» или «причину» самоубийства или предполагать, что самоубийство является естественной реакцией на травлю.
- Исследования показывают, что постоянное издевательство может привести к возникновению или усугублению чувства изоляции, отверженности, изоляции и отчаяния, а также депрессии и беспокойства, которые могут способствовать суицидальному поведению.
- Подавляющее большинство молодых людей, над которыми издеваются, не склонны к суициду.
- Большинство молодых людей, которые умирают в результате самоубийства, имеют несколько факторов риска.
- Для получения дополнительной информации о взаимосвязи между издевательствами и самоубийствами прочитайте «Взаимосвязь между издевательствами и самоубийствами: что мы знаем и что это значит для школ» CDC.
Законы о борьбе с травлей
Во всех штатах есть законы о борьбе с травлей. Когда травля также является домогательством и происходит в школьном контексте, школы обязаны реагировать на нее в соответствии с федеральными законами.
Что такое травля | StopBullying.gov
Запугивание – это нежелательное агрессивное поведение среди детей школьного возраста, которое связано с реальным или предполагаемым дисбалансом власти. Поведение повторяется или может повторяться с течением времени. И у детей, над которыми издеваются, и у детей, которые запугивают других, могут быть серьезные, длительные проблемы.
Чтобы считаться запугиванием, поведение должно быть агрессивным и включать:
- Дисбаланс власти: Дети, которые запугивают, используют свою власть — например, физическую силу, доступ к смущающей информации или популярность — для контроля или вредить другим. Дисбаланс сил может меняться со временем и в различных ситуациях, даже если в них участвуют одни и те же люди.
- Повторение: Агрессивное поведение происходит более одного раза или может повториться более одного раза.
Запугивание включает в себя такие действия, как угрозы, распространение слухов, физическое или словесное нападение на кого-либо и намеренное исключение кого-либо из группы.
- Виды травли
- Где и когда происходят издевательства
- Частота издевательств
Типы травли
Существует три типа травли:
- Словесная травля говорит или пишет неприличные вещи. Вербальная травля включает в себя:
- Поддразнивание
- Обзывание
- Неуместные комментарии сексуального характера
- Насмешка
- Угроза причинения вреда
- Социальное издевательство , иногда называемое издевательством над родственниками, включает в себя нанесение ущерба чьей-либо репутации или отношениям. К социальному буллингу относятся:
- Умышленное оставление кого-либо
- Говорит другим детям не дружить с кем-то
- Распространение слухов о ком-то
- Опозорить кого-то на публике
- Физическое издевательство включает в себя причинение вреда телу или имуществу человека. К физической травле относятся:
- Удары/пинки/щипки
- Плевок
- Отключение/толкание
- Брать или ломать чьи-то вещи
- Подлые или грубые жесты руками
Где и когда происходят издевательства
Издевательства могут происходить во время или после школьных занятий. В то время как большинство сообщений об издевательствах происходит в школьном здании, значительный процент также происходит в таких местах, как детская площадка или автобус. Это также может произойти по дороге в школу или из школы, по соседству с молодежью или в Интернете.
Частота издевательств
Существует два источника собираемых на федеральном уровне данных о травле среди молодежи:
- Дополнение о школьных преступлениях за 2019 год к Национальному исследованию виктимизации от преступлений (Национальный центр статистики образования и Бюро юстиции) указывает, что по всей стране около 22 % учащихся в возрасте 12–18 лет подвергались издевательствам.