Модальность ощущений – 18. Ощущения. Модальность ощущений. Пороги ощущений. Сенсорная адаптация. Свойства действительности, отражаемые в ощущениях.

18. Ощущения. Модальность ощущений. Пороги ощущений. Сенсорная адаптация. Свойства действительности, отражаемые в ощущениях.

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

В природе нет таких явлений как свет или звук в той форме, в которой они представлены субъекту. Объективно – это электромагнитное излучение и колебания воздушной среды с различными длинами волн.

Ощущение возникает только в результате изменений в рецепторах под влиянием различных форм движениялибо самих органов чувств, либо окружающей среды.

Формирует психический образ анализатор,состоящий из афферентных и эфферентных нервных волокон, рецептора (специализированной нервной клетки) и соответствующего участка центральной нервной системы.

Физиологической основой формирования образа является рефлекторное кольцо.

Термин анализаторбыл введен И.П.Павловым для обозначенияцелостного нервного механизма для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации определенной модальности.

Модальность ощущений

Первым перечень ощущений привел Аристотель , выделив пять видов внешних чувств, то есть пять модальностей ощущений:

Зрение

Слух

Обоняние

Вкус

Осязание

См. Рисунок Анализаторы и их локализация в коре головного мозга

У слепых людей вырабатывается специфическое «шестое чувство» - чувство препятствия или чувство расстояния.

В дальнейшем было предложено разделить осязание на три компонента: чувство прикосновения, чувство веса и температурное чувство.

Выделяются также так называемые «общие ощущения» - более диффузные, «темные» переживания –

Чувство движения и положения собственного тела и его частей (кинестетические ощущения)

Болевые ощущения

Чувство равновесия

Ощущения внутренних органов.

Какие характеристики действительности отражаются в первичном психическом образе – ОЩУЩЕНИИ?

1.Пространство (зрительный образ светящейся точки в пространстве, слуховой образ источника звука)

2.Время (длительность звучания сигнала)

3.Движение (с энергией как основной характеристикой движения)

4.Информация

Иначе говоря, мы ощущаем:

  • Сенсорное поле и локализацию объекта в нем, включая движение объекта

  • Длительность и последовательность воздействий со стороны среды.

  • Интенсивность воздействия

Понятия порогов чувствительности. Примеры порогов.

Чувствительность – способность рецептора давать ощущение вообще. Порог чувствительности – такое, выраженное в физических величинах значение интенсивности воздействий, КОТОРОЕ ПРИВОДИТ ЛИБО К ВОЗНИКНОВЕНИЮ, ЛИБО К ИСЧЕЗНОВЕНИЯ АДЕКВАТНЫХ ОЩУЩЕНИЙ.

Анализатор строит образ, параметры которого должны соответствовать свойствам среды, а не свойствам самого анализатора.

Сенсорная адаптация– настройка органов чувств на максимально адекватноtотражение внешних воздействий в виде ощущений.

Примеры:

1.Повышение порогов ощущений при длительном воздействии, приводящее к исчезновению ощущений (тактильный, обонятельный и вкусовой анализаторы).

2.Притуплении ощущений, вызывающее привыкание : к яркому свету, сильному шуму, высокой температуре.

3.Повышение чувствительности – обострение зрения после длительного пребывания в темноте, обострение слуха в тишине. Обострение чувствительности к запахам пищи при чувстве голода (интенсивность потребности).

4. Культура и боль. Фазическая (острая) и тоническая (тупая) боль. Индийские священники и ритуал благословения с крюками в спине. Раны быстро заживают, шрамы едва различимы.

Существуют нервные ворота закрывающие сигналы боли. (Расположены в сером веществе вокруг сильвиева водопровода – определенной зоне головного мозга). Исследования показали, что при введении в организм морфия нервная активность в этой зоне головного мозга возрастает.

Потирание больного участка ослабляет боль – это означает, что стимуляция давлением закрывает нервные ворота.

Связь ощущений с эмоциями – в любом ощущении в норме всегда в той или иной степени присутствует определенный эмоциональный оттенок (приятное или неприятное ощущение).

19.Воприятие. Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность. Роль активности субъекта в формировании восприятия. Восприятие глубины. Развитие восприятия. Кросс-культурные исследования оптических иллюзий и изображений на картинках.

Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Форма, удаленность, скорость перемещения, расстояние между объектами, глубина пространства – это характеристики окружающих объектов, которые отражаются в образах восприятия.

Каждый образ восприятия является результатом интеграции ощущений нескольких модальностей, связано с мышлением, памятью, вниманием и имеет определенную эмоциональную окраску.

Знание об объекте как отдельной вещи, определяющее качество его неизменности и отдельности от нас, независящее от наших перемещений и манипуляций, является продуктом нашего личного и общественного опыта взаимодействия с ним.

Основные характеристики восприятия

Константность– относительная независимость образа от условий восприятии . Не будь этого свойства, человек перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей. Есть возрастные различия в константности восприятия.

Предметность– объект воспринимается нами как обособленное во времени и пространстве отдельное физическое тело. Фигура – фон.

РУБИН обнаружил, что поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью стремится приобрести статус фигуры.

Целостность– внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.

Вертгеймер сформулировал правила группировки частей в целое. Например.

Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются целостно, как единый движущийся объект. Стая.

Правило хорошей формы(части симметричные или обладающие периодичностью)

Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Правило сохранение известной структуры как целого, при выпадении частей. Для целостного восприятия человеческого лица достаточно нескольких элементов его контура.

Обобщенность-отнесенность каждого объекта к некоторому классу объектов, имеющему название. (Человек читает текст, независимо от шрифта или почерка).

По мере расширения опыта восприятия, образ, сохранная свою индивидуальность, и отнесенность к конкретному предмету причисляется ко все большей совокупности предметов.

Активность восприятия и значение обратной связи.

Эксперимент с котятами Хелда и Хейна. Котят от рождения содержали в темноте. Выносили на свет только во время эксперимента. Помещали в корзины, в которых одному котенку предоставлялась некоторая свобода движений, а другому нет. Первый научился воспринимать (опознавать) форму, а второй – нет.

Закономерности в движении глаз при осмотре объекта.

Восприятие глубины.

Эксперимент TURNBULL

Полагают, что восприятие глубины обычно основано на признаках глубины. К монокулярным признакам относится:

  • Относительная величина

  • Перекрытие

  • Относительная высота в поле зрения

  • Линейная перспектива

  • Параллакс движения (кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла наблюдения)

К бинокулярным признакам относятся:

Параллакс

Диспарантность (всякий предмет создает слегка различающееся изображение на сетчатках правого и левого глаза)

Представление Гибсона о градиенте текстуры как прямой информации о глубине объекта.

Исследования развития восприятия

Острота зрения быстро возрастает в течение первых шести месяцев жизни, а затем растет медленнее.

Восприятие глубины начинает появляться в 3 месяца, но полностью формируется к 6 месяцам.

Константность восприятия начинает формироваться в 6 месяцев.

У животных, выращенных в темноте, происходят необратимые нарушения зрения, а у животных, выращенных с одним завязанным глазом этот глаз становится слепым. Взрослые животные не теряют зрения даже если их на долго лишают зрительных стимулов. Это означает, что существует в начале жизни критический период во время которого отсутствие нормальной стимуляции приводит к нарушению врожденных перцептивных способностей.

Перцептивно-моторной координации нужно учиться и людям и животным. Кросс-культурные исследованиявосприятия оптических иллюзий и изображений на картинках. Эксперименты Херсковыца, Хадсона, Дереговского.

Ведущая модальность. Что такое модальность ощущений

Модальность - форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Соматосенсорный опыт может быть разделен на опыт, используемый для определения качественных, субъективных отличий; а также на формирование тактильной, температурной и болевой чувствительности. Этот опыт в основном является функцией сенсорных рецепторов и структур в таламусе и коре головного мозга. Сенсорный опыт включает в себя способность отличать различные уровни сенсорной стимуляции.

Восприимчивые окончания различных центростремительных (афферентных) нейронов особенно чувствительны к определенным формам физической и химической энергии. Они могут обычно инициировать потенциалы действия ко многим формам энергии, но они обычно высоко настраиваются, чтобы дифференцированно чувствовать низкие уровни специфического типа энергии. Например, восприимчивое окончание может быть особенно чувствительным к незначительному увеличению местной температуры кожи. Стимулирование окончания электрическим током или сильным давлением также может привести к возникновению потенциала действия. Однако при этом количество требуемой энергии намного больше, чем это необходимо для разнообразия в температуре.

Когда информация от первичного афферентного нейрона достигает переднего мозга, где происходит обработка и формирование субъективного опыта, качественные различия между теплотой и контактом называют сенсорными модальностями. Хотя обнаруженная рецептором информация передается таламусу и коре отдельными путями, опыт модальности, такой как холод против тепла, уникально субъективен.

Кожная рецепция. Рецепторная поверхность кожи огромна (1,4 - 2,1 м 2). В коже сосредоточено множество рецепторов, чувствительных к прикосновению, давлению, вибрации, теплу и холоду, а также к болевым раздражениям. Их строение весьма различно. Они локализуются на разной глубине кожи и распределены неравномерно по ее поверхности. Больше всего таких рецепторов в коже пальцев рук, ладоней, подошв, губ и половых органов. У человека в коже с волосяным покровом (90 % всей кожной поверхности) основным типом рецепторов являются свободные окончания нервных волокон, идущих вдоль мелких сосудов, а также более глубоко локализованные разветвления тонких нервных волокон, оплетающих волосяную сумку. Эти окончания обеспечивают высокую чувствительность волос к прикосновению. Рецепторами прикосновения являются также осязательные мениски (диски Меркеля), образованные в нижней части эпидермиса контактом свободных нервных окончаний с модифицированными эпителиальными структурами. Их особенно много в коже пальцев рук. В коже, лишенной волосяного покрова, находят много осязательных телец (тельца Мейсснера). Они локализованы в сосочковом слое дермы пальцев рук и ног, ладонях, подошвах, губах, языке, половых органах и сосках молочных желез. Эти тельца имеют конусовидную форму, сложное внутреннее строение и покрыты капсулой. Другими инкапсулированными нервными окончаниями, но расположенными более глубоко, являются пластинчатые тельца, или тельца Фатера-Пачини (рецепторы давления и вибрации). Они есть также в сухожилиях, связках, брыжейке. В соединительнотканной основе слизистых оболочек, под эпидермисом и среди мышечных волокон языка находятся инкапсулированные нервные окончания луковиц (колбы Краузе).

Теории кожной чувствительности м ногочисленны и во многом противоречивы. Одним из наиболее распространенных является представление о наличии специфических рецепторов для 4 основных видов кожной чувствительности: тактильной, тепловой, холодовой и болевой. Согласно этой теории, в основе разного характера кожных ощущений лежат различия в пространственном и временном распределении импульсов в афферентных волокнах, возбуждаемых при разных видах кожных раздражений. Результаты исследования электрической активности одиночных нервных окончаний и волокон свидетельствуют о том, что многие из них воспринимают лишь механические или температурные стимулы.

Механизмы возбуждения кожных рецепторов. Механический стимул приводит к деформации мембраны рецептора. В результате этого электрическое сопротивление мембраны уменьшается, увеличивается ее проницаемость для Na+. Через мембрану рецептора начинает течь ионный ток, приводящий к генерации рецепторного потенциала. При увеличении рецепторного потенциала до критического уровня деполяризации в рецепторе генерируются импульсы, распространяющиеся по волокну в ЦНС.

Адаптация кожных рецепторов. По скорости адаптации при длящемся действии раздраж

Модальность ощущений - это... Что такое Модальность ощущений?


Модальность ощущений
— качественная характеристика ощущений, отражающих основной источник информации. Выделяют зрительную модальность, слуховую и т. д.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

  • Мнемонические приемы
  • Монологическая речь

Смотреть что такое "Модальность ощущений" в других словарях:

  • модальность ощущений —         МОДАЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • модальность — (от лат. modus способ) одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в обонянии и т. п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Модальность (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и у …   Википедия

  • Модальность (Modality) — разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в функционировании их… …   Медицинские термины

  • Модальность — (от лат. modus способ), форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • МОДАЛЬНОСТЬ — (modality) разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в… …   Толковый словарь по медицине

  • терминальный порог ощущений — Этимология. Происходит от лат. terminalis конечный. Категория. Вид сенсорного порога. Специфика. Достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например …   Большая психологическая энциклопедия

  • Мюллера закон — (истор.; J. P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в… …   Большой медицинский словарь

  • Мю́ллера зако́н — (истор.; J.P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в органах …   Медицинская энциклопедия

  • ощущение — ▲ информация ↑ для (чего), психика ощущения информация для психической системы; сигнал об изменении состояния органа; сигналы местных воздействий на организм; физиологическое отображение действительности; простейшие восприятия; психический… …   Идеографический словарь русского языка

1.Ощущение

Лекция 4 Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Мышление.

План лекции.

1.Ощущения. Модальность ощущений. Пороги ощущений. Сенсорная адаптация. Свойства действительности, отражаемые в ощущениях.

2.Воприятие. Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность. Роль активности субъекта в формировании восприятия. Восприятие глубины. Развитие восприятия. Кросс-культурные исследования оптических иллюзий и изображений на картинках.

3.Мышление и интеллект

3.1.Соотношение понятий мышление и интеллект

3.2.Виды мышления: наглядно-действенное, допонятийное. Еще один вид – понятийное мышление рассматривается в следующей лекции.

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

В природе нет таких явлений как свет или звук в той форме, в которой они представлены субъекту. Объективно – это электромагнитное излучение и колебания воздушной среды с различными длинами волн.

Ощущение возникает только в результате изменений в рецепторах под влиянием различных форм движениялибо самих органов чувств, либо окружающей среды.

Формирует психический образ анализатор,состоящий из афферентных и эфферентных нервных волокон, рецептора (специализированной нервной клетки) и соответствующего участка центральной нервной системы.

Физиологической основой формирования образа является рефлекторное кольцо.

Термин анализаторбыл введен И.П.Павловым для обозначенияцелостного нервного механизма для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации определенной модальности.

Модальность ощущений

Первым перечень ощущений привел Аристотель , выделив пять видов внешних чувств, то есть пять модальностей ощущений:

Зрение

Слух

Обоняние

Вкус

Осязание

См. Рисунок Анализаторы и их локализация в коре головного мозга

У слепых людей вырабатывается специфическое «шестое чувство» - чувство препятствия или чувство расстояния.

В дальнейшем было предложено разделить осязание на три компонента: чувство прикосновения, чувство веса и температурное чувство.

Выделяются также так называемые «общие ощущения» - более диффузные, «темные» переживания –

Чувство движения и положения собственного тела и его частей (кинестетические ощущения)

Болевые ощущения

Чувство равновесия

Ощущения внутренних органов.

Какие характеристики действительности отражаются в первичном психическом образе – ОЩУЩЕНИИ?

1.Пространство (зрительный образ светящейся точки в пространстве, слуховой образ источника звука)

2.Время (длительность звучания сигнала)

3.Движение (с энергией как основной характеристикой движения)

4.Информация

Иначе говоря, мы ощущаем:

  • Сенсорное поле и локализацию объекта в нем, включая движение объекта

  • Длительность и последовательность воздействий со стороны среды.

  • Интенсивность воздействия

Понятия порогов чувствительности. Примеры порогов.

Чувствительность – способность рецептора давать ощущение вообще. Порог чувствительности – такое, выраженное в физических величинах значение интенсивности воздействий, КОТОРОЕ ПРИВОДИТ ЛИБО К ВОЗНИКНОВЕНИЮ, ЛИБО К ИСЧЕЗНОВЕНИЯ АДЕКВАТНЫХ ОЩУЩЕНИЙ.

Анализатор строит образ, параметры которого должны соответствовать свойствам среды, а не свойствам самого анализатора.

Сенсорная адаптация– настройка органов чувств на максимально адекватноtотражение внешних воздействий в виде ощущений.

Примеры:

1.Повышение порогов ощущений при длительном воздействии, приводящее к исчезновению ощущений (тактильный, обонятельный и вкусовой анализаторы).

2.Притуплении ощущений, вызывающее привыкание : к яркому свету, сильному шуму, высокой температуре.

3.Повышение чувствительности – обострение зрения после длительного пребывания в темноте, обострение слуха в тишине. Обострение чувствительности к запахам пищи при чувстве голода (интенсивность потребности).

4. Культура и боль. Фазическая (острая) и тоническая (тупая) боль. Индийские священники и ритуал благословения с крюками в спине. Раны быстро заживают, шрамы едва различимы.

Существуют нервные ворота закрывающие сигналы боли. (Расположены в сером веществе вокруг сильвиева водопровода – определенной зоне головного мозга). Исследования показали, что при введении в организм морфия нервная активность в этой зоне головного мозга возрастает.

Потирание больного участка ослабляет боль – это означает, что стимуляция давлением закрывает нервные ворота.

Связь ощущений с эмоциями – в любом ощущении в норме всегда в той или иной степени присутствует определенный эмоциональный оттенок (приятное или неприятное ощущение).

1. Классификация ощущений по модальностям.

Изучение различных видов чувствительности

Классификации ощущений.

Существует множество классификаций ощущений, сгруппированных по различным критериям (сходство и различие функций, общность происхождения, уровень развития и т. д.). В данной теме мы подробнее рассмотрим лишь те из них, которые получили широкое распространение в психологии, психофизиологии сенсорных систем и физиологии.

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущения данного качества или модальности.

Принято различать пять внешних чувствительных систем: зрение, слух, обоняние, вкус, кожную чувствительность. Фактически же их значительно больше (например, воздействия на кожу вызывают ощущения давления, боли, холода, тепла и др.).

Различные модальности ощущений сложились в процессе эволюции. Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, до сих пор существуют еще не достаточно изученные интермодальные (межмодальные) виды чувствительности. Такими являются, например, вибрационная и болевая чувствительность [19] .

2. Генетическая классификация г. Хэда.

Данная классификация исходит из скорости регенерации афферентных волокон после перерезки периферического нерва и отнесения центральной части анализатора к древней или новой коре головного мозга. Г. Хэд выделяет два различных вида чувствительности –протопатическую и эпикритическую.

Протопатическая чувствительность – более примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локализованная. Волокна, проводящие протопатическую чувствительность, Хэд считает генетически более старыми, примитивными по своему строению и поэтому восстанавливающимися быстрее. Эпикритическая чувствительность – более тонко дифференцированная, объективированная и рациональная; вторая контролирует первую. Эпикритическая чувствительность проводится волокнами филогенетически более молодой системы и более сложно построенной, следовательно, восстанавливается медленно.

3. Генетическая классификация ч. Шеррингтона.

В данной классификации выделяются три основных класса ощущений:

1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;

3) интероцептивные (органические), которые сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

В свою очередь экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами [1; 17; 19].

Пороги чувствительности и методы их изучения.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную степень интенсивности. Диапозон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами.

Минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. По аналогии с измерительным прибором абсолютные пороги определяют диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители.

Абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обозначить буквой Е, а величину абсолютного порога P, то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой: Е=1/P [7, с. 173–180].

Наряду с абсолютной различается относительная чувствительность – чувствительность к изменению интенсивности воздействия.

Относительная чувствительность измеряется порогом различения (дифференциальным или разностным). Разностный порог – это минимальное различие в силе однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения. Разностный порог измеряется относительной величиной (дробью), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать прибавление увеличение прибавки в весе, необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т. е. 30 гр. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя. Относительный порог различения яркости света равен 1/100; громкости звука – 1/10; вкусовых воздействий – 1/5. Указанные закономерности являются психофизическими зависимостями. Они впервые были самостоятельно открыты в первой половине 19 века французским физиком П. Бугером и немецким психофизиком Э.Г. Вебером и носят название закона Бугера–Вебера (психофизический закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя и силы ощущения).

Таким образом, нижние и верхние пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и разностные пороги (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности [3, с. 75–78].

В психофизике разработан ряд методов определения абсолютных и разностных порогов чувствительности [11, с. 35–39].

Методы определения абсолютных порогов чувствительности

Метод установки (средней ошибки).

Применение целесообразно только в тех случаях, когда есть возможность непрерывно (плавно) изменять предъявляемый стимул. При измерениях по данной методике испытуемый сам регулирует величину стимула. Начиная от первоначально вызвавшей у него отчетливое ощущение, он плавно снижает интенсивность стимула до тех пор, пока не установит такое её значение, при котором он впервые утрачивает ощущение его воздействия. Если опыт начинается с явно неощущаемой интенсивности стимула, то испытуемый должен найти такое её значение, при котором ощущение появляется.

При обработке полученных результатов в качестве показателей абсолютного порога чувствительности используют меры центральной тенденции – медиану (Ме) и среднюю арифметическую величину (М). Метод границ (метод минимальных изменений).

Метод предусматривает определение величины порога путем предъявления испытуемому последующего ряда раздражителей, постепенно, минимальными и равными ступенями возрастающей и убывающей интенсивности. Например, при измерении абсолютного порога громкости испытуемому дают инструкцию говорить «да», если он сигнал слышит, и «нет» – если не слышит. Сначала предъявляют стимул, который он явно может расслышать. Затем при каждом предъявлении величина стимула уменьшается. Эту процедуру проводят до тех пор, пока не изменятся ответы испытуемого.

Величина стимула, при которой изменяются ответы испытуемого, соответствуют порогу исчезновения ощущения (P1). На втором этапе измерения в первом предъявлении испытуемому предлагают стимул, который он никак не может слышать. Затем на каждом шаге величина стимула возрастает до тех пор, пока ответы испытуемого перейдут от «нет» к «да» или «может быть, да». Это значение стимула соответствует порогу появления ощущения (P2). Но порог исчезновения ощущения редко бывает равен порогу появления. Соответственно абсолютный порог (Stp) будет равен среднеарифметическому порогов появления и исчезновения.

Метод постоянных раздражителей (метод констант).

Проводится на основании статистической обработки достаточно большого числа показаний испытуемого. Метод состоит в следующем.

Раздражители различной интенсивности предъявляются испытуемому в беспорядочной последовательности. В случае определения абсолютного порога испытуемый должен говорить: ощущает он или не ощущает предъявленное ему раздражение. Величина порога вычисляется в результате подсчета правильных и ложных ответов, данных испытуемым при многократной оценке предъявляющихся ему раздражителей разной интенсивности. Этот метод требует предварительного опыта, цель которого состоит в ориентировочном определении диапозона пороговой зоны. Пороговая зона – это такой диапозон интенсивности раздражителя, на границах которого испытуемый практически всегда начинает или перестает ощущать воздействие стимула. Выявленный в опыте диапозон пороговой зоны разделяют на равное, желательно нечетное, число интервалов интенсивности (от 5 до 9). Поэтому все разности между величинами всех стимулов в пороговой зоне одинаковы. В течение всего опыта эти выбранные интенсивности остаются неизменными (отсюда название метода: метод констант). Во время опыта стимулы разной интенсивности предъявляются в случайном порядке, причем обязательно стимулы каждой интенсивности необходимо предъявлять одинаковое число раз.

Методы определения разностного порога

Метод минимальных изменений (метод границ).

Определение разностного порога данным методом предполагает выбор эталонного стимула среди континуума сверхпороговых стимулов. По отношению к нему и производят сравнение всех остальных стимулов. Сравнение эталонного и остальных, т. е. переменных, стимулов можно осуществлять последовательно и одновременно. В первом случае первым предъявляют эталонный стимул, а во втором – эталонный стимул и сравниваемый с ним стимул одновременно. Использование метода границ для определения разностных порогов требует учета не двух, а трех категорий ответов испытуемого: «больше», «меньше» и «равно». При обработке экспериментальных данных для каждого стимульного ряда находят границы между сменой категорий ответов: от «меньше» к «равно» и от «равно» к «больше». Усредняя значения интенсивностей стимулов, соответствующие интервалам между этими границами (совместно для нисходящих и восходящих рядов стимуляции), получают средние значения «верхнего» (для ответов «больше») и «нижнего» (для ответов «меньше») порогов чувствительности.

Разность между ними определяет интервал неопределенности и разделенная пополам она дает нам искомую величину разностного порога чувствительности.

Метод постоянных раздражителей (метод констант).

Основные предпосылки при определении разностных порогов методом постоянных раздражителей остаются теми же, что и при определении абсолютного порога чувствительности. Разностный порог определяется по отношению к произвольно выбранному стандартному стимулу сверхпороговой интенсивности. В процессе измерений можно пользоваться таким планом эксперимента, согласно которому от испытуемого требуется две категории ответов (и «больше», и «меньше», чем эталон). Но можно использовать и другой план, предусматривающий три категории ответов (аналогично методу границ). Однако второй вариант методики используется реже, поскольку наличие в нем третьей категории ответов приводит к снижению точности полученных результатов измерения.

Метод средней ошибки.

Испытуемому предъявляют одновременно два стимула – эталон и переменный, причем величину переменного стимула испытуемый изменяет самостоятельно. Аппаратура должна позволять плавную регулировку измеряемого параметра переменного стимула. Задача испытуемого состоит в подравнивании переменного стимула к эталону. Для вычисления разностного порога испытуемый должен произвести множество подравниваний, что дает возможность рассчитать среднюю арифметическую величину (М) и среднее квадратичное отклонение (σ) точности подравнивания. В эксперименте с использованием метода средней ошибки величина разностного порога чувствительности в значительной мере зависит от формулировки инструкции, даваемой испытуемому. Испытуемому можно предложить подравнивать переменный стимул относительно эталона, сказав, что переменный стимул будет, например, всегда меньше (или всегда больше), чем эталон, или испытуемому дают иную инструкцию: «найти равенство между переменным и эталонным стимулами».

НЛП для начинающих - 33. Присоединение к сенсорной модальности

33. Присоединение к сенсорной модальности

Люди могут воспринимать мир разными способами: видеть, слышать, чувствовать. Вот эти способы восприятия мира как раз и называются в психологии модальностями.

На самом деле более правильно «сенсорная модальность». Вообще, в лингвистике термин «модальность» обозначает отношение или оценку информации, и может касаться как канала получения информации: увидел, прочитал, вспомнил; так и отношения или эмоции: восхищён, нравится, важно; и определения границ: можно, нельзя, должен, законно. Сенсорная модальность относится к каналу получения информации.

Визуальная модальность (В): то, что мы видим. Образы, картинки, кино.

Аудиальная модальность (А или Ат): то, что мы слышим. Свист ветра, звук капающий воды, шорох. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Кинестетическая модальность (К): то, что мы чувствуем. К кинестетике в НЛП относят:

  • тактильные ощущения: ощущения кожи, осязание;
  • внутренние ощущения: мышечное напряжение, ощущения в желудке;
  • вкус;
  • запах;
  • мета-ощущения: – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции.
Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

Дигитальная модальность (Ад): внутренний диалог, фокус на содержание.

Дигитальная модальность больше связана с речью, с процессом проговаривания. Но при этом это всё касается слуха, так что аудиальная система делится на аудиально-тональную (отсюда как раз Ат), которая связана с аналоговыми характеристиками звука: высота, тон, тембр и т.д. И на аудиально-дигитальную (Ад), которая связана с содержанием речи.

В НЛП, когда речь идёт о поступлении информации «снаружи», говорят о каналах восприятия. А если описываются внутренние процессы - о репрезентативных системах.

«Презентация» - показ, приставка «ре» обозначает повтор, всё вместе - что-то вроде «воспроизведения».

На данном этапе это разделение нам не очень важно, поэтому просто будем говорить о сенсорных модальностях.

А полезно знать о модальностях вот почему:

когда человек преимущественно находится в какой-то модальности, у него будет соответствующая этой модальности невербалика: поза, жесты, высота и скорость речи.

И тогда можно к невербалике этой модальности присоединиться: то есть при подстройке использовать не конкретные жест, позу или тон голоса, а просто визуальные (кинестетические, аудиальные, дигитальные) жесты, позы или характеристики голоса. Что даёт, как вы понимаете, кучу преимуществ: если человек сидит в кресле откинувшись в кинестетической позе, то вам совершенно не обязательно сидеть в той же позе (и даже сидеть не обязательно), достаточно что ваша поза тоже будет кинестетической. А голос не должен быть именно такой же высоты и скорости, а достаточно того, что он тоже визуальный (если собеседник сейчас в визуальной модальности).
Итак, а какие же у нас невербальные признаки модальности.

 

Невербальные признаки сенсорной модальности

 

То есть когда человек в данный момент больше сосредоточен на чувствах (то есть у него сейчас преобладает кинестетическая модальность), то его поза будет более расслабленная, либо с наклоном вперёд, либо откинувшись на спинку (это если сидя), если стоя - то ссутуленная или опершись на стену. Жесты в нижней части туловища, передающие состояние или демонстрирующие действие. Голос более хриплый и медленный. Дышать он будет, скорее всего, животом.

Если же ваш собеседник сосредоточен на образах (преобладает визуальная модальность), то поза будет прямой, расправленной. Жесты указующие, скорее всего в верхней части туловища. Голос более быстрый и высокий. А дыхание грудное.

При концентрации на звуках (преобладает аудиальная модальность). Поза нечто среднее между визуальной и кинестетической: достаточно прямая, но расслабленная. Жестов мало. Зато голос постоянно меняется, и по высоте, и по скорости. Дыхание полное.

А если человек больше внимания обращает на содержание речи или обсуждение какого-то вопроса с самим собой (внутренний диалог, дигитальная модальность), то поза будет отстранённой, зажатой, движений будет мало, дыхание верхнее, а голос монотонным.

 

Признаки разных модальностей

Как тренироваться

Когда мы подстраиваемся присоединением, нам нужно не просто заимствовать элементы поведения - жест или позу, - а полностью перейти в соответствующее состояние. Ну, продемонстрировать по крайней мер.

Первый способ (изнутри - наружу): просто сосредоточьтесь на внутреннем образе (для визуальной модальности), мелодии (для аудиальной), ощущении (кинестетической) или разговоре с самим собой (дигитальная модальность). А после этого «отпустите» своё тело. Скорее всего вам захочется сесть в соответствующую позу, изменится дыхание, голос, движения.

Второй способ (снаружи - внутрь): выберите модальность, в которую хотите перейти; начинайте последовательно менять свою позу, жесты, дыхание, голос пока не обнаружите, что фокус вашего внимания сместился на чувства (К), образы (В), звуки (А) или внутренний диалог (Ад).

При этом многие изменения пойдут одно за другим: для того, чтобы начать дышать животом, вам нужно слегка ссутулиться, прямо сидя дышать животом довольно сложно; если же вы выпрямитесь, то автоматически перейдёте на грудное «визуальное» дыхание. Для того, чтобы дышать и грудью, и животом («аудиальное дыхание», вам придётся сидеть прямо, но слегка ссутулено - отсюда и аудиальная поза).

Как подстраиваться

После того, как вы научитесь переходить в нужную модальность, начинайте тренироваться на людях. Сначала калибровка - вам нужно определить, в какой сенсорной модальности сейчас находится человек. Потом просто сами переходите в соответствующую  модальность. Тренироваться можно в самых разных местах, где у вы по ситуации «зависаете»: в магазинах, автобусах, метро, аэропортах и т.д.

Фрэнк Пьюслик это называет «супермаркет терапией».

Понятно, что подстраиваться нужно для достижения раппорта. А признаком раппорта является ведение. Так что попробуйте повести - удобнее всего проверять через ведение по движению. Двиньте рукой, слегка наклонитесь или поверните голову - и посмотрите, отреагирует ли тот, под кого вы подстраиваетесь.

Часто люди придают смысл движениям, связанным с ведением. Например, если ведущий поднял руку к лицу, а у ведомого тоже пошла рука вверх, то скорее всего ведомый придумает этот самый смысл: обнаружит, что у него чешется нос, ему срочно надо поправить волосы или почесать затылок.

Где проходим

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

По теме

Модель НЛП:: Метапрограмма: Предпочитаемая модальность

Презентация:: Каналы восприятия (модальности)

Схема:: Предпочитаемая модальность

Видео:: Визуальные и кинестетические жесты

Тест:: Каналы восприятия (модальности)

НЛП-практик:: Подстройка

Л.М. Веккер. Пространственно-временная структура ощущений

Классической пространственной характеристикой любого ощущения является его локализация, т.е. непосредственное воспроизведение местоположения отображаемого раздражителя во внешнем объективном пространстве. Этой пространственной характеристике по уровню общности соответствует универсальный временной компонент ощущения – отображение длительности воздействия источника информации на орган чувств.

Локализация – это то свойство ощущения, которое под именем проекции, или объективированности, издавна привлекает пристальное внимание философов, физиологов и психологов своей ультрапарадоксальностью. Уже в любом контактном ощущении, а в особенности дистантной проекции, воспроизводящей положение объекта в точке внешнего пространства, отделенной от органа чувств определенным расстоянием, наиболее отчетливо выражен таинственный факт несовпадения пространственных компонентов ощущения с собственным пространством его носителя (органа чувств, мозга или организма в целом) и, наоборот, соответствие этих компонентов структуре пространства объектов (Л.М.Веккер, с.142).

Такая пространственная отнесенность, трактуемая как исходное свойство, представляется совершенно загадочным фактом, заключающем в себе некий психологический эквивалент ньютоновского дальнодействия, мистически преодолевающего «пустоту», которая отделяет объект – источник от ощущения от его носителя…..

Проекция, или локализация, как отображение места в пространстве есть вопроизведение координаты в определенной системе отсчета относительно ее начала. Но неизменная координата явно представляет собой частный случай меняющегося места, т.е. перемещения, или изменения пространственной координаты во времени. Поэтому теоретически есть все основания ожидать, что исходной характеристикой пространственно-временной структуры ощущения должно быть отображение движения как единого пространственно-временного свойства объектов, отображаемых в ощущении……

«Познание мира в его реальности, - пишет Б.Х.Гуревич, - истинная функция зрения, и объект лишь тогда становится реальностью, когда мы обнаруживаем его независимость, что в свою очередь возможно только на основании самостоятельного его движения или неизменности его локализации при наших движениях, о которых мы должны быть информированы.. Другими словами, наше восприятие окружения как реальности зависит от нашей способности отличать движение в нем от нашего собственного движения. Движение есть первое исходное действие, которой мы проверяем реальность среды»….

Вопреки пространственной ограниченности физиологического субстрата ощущение имеют пространственно-временную структуру.

Субъективное сенсорное пространство м.б. исходным пунктом построения картины мира (Кант).

Модальность ощущений

Явная эмпирическая специфичность ощущения как простейшего психологического сигнала по сравнению с сигналом нервным совершенно отчетливо проявляется и в области его качественной характеристики. Такой «хрестоматийной» качественной характеристикой ощущения является его модальность.

Специальные модальные характеристики различных видов ощущений отличаются друг от друга и классифицируются прежде всего именно по показателям модальности, сами по себе не будут предметом рассмотрения, поскольку для заключения о форме организации сенсорных сигналов необходимо учесть в первую очередь их общие характеристики. Такая общая сущность модальности состоит в наличии качественной специфичности каждого из видов ощущений по сравнению с другими, специфичности, определяемой физическими или физико-химическими особенностями тех раздражителей, которые являются адекватными для данного анализатора. Такими специфическими модальными характеристиками, например, зрительного ощущения, являются, как известно, цветовой фон, светлота и насыщенность; а слухового – высота тона, громкость и тембр, тактильного – твердость, гладкость, шероховатость и т.д. Во всех видах ощущений модальные характеристики органически взаимосвязаны с характеристиками пространственно-временными….

Проблема – отношение разных модальных характеристик ощущения к особенностям их физических характеристик.

Эмпирическое основания этой проблемы заключаются в реальном факте отображения физических качеств в разных ощущениях. Так, ощущения твердости и упругости поддается описанию в тех же терминах, в которых физика описала эти свойства. Модальные же характеристики зрительного или слухового ощущения (цветовой фон или звуковысотные различия в их качественной специфичности) дифференцируются с помощью терминов (красный цвет, низкий звук и т.д.), не совпадающих с физическим описанием тех качеств непосредственных раздражителей (частота световых или частота звуковых волн), которые соответствуют этим модальным характеристикам. Физика не приписывает световой волне свойства красного или зеленого цвета, но имеет все основания считать твердость или упругость объективным свойством физических сил.

Современная психофизиология вскрывает эмпирические основания этих различий: такое несовпадение специфичности ощущения с физическим описанием соответствующего качества неизбежно возникает только в ситуации, когда непосредственный раздражитель (например, электромагнитная волна) и отображаемое свойство макропредмета (например, видимая поверхность тест-объекта) не совпадают – мы видим предметы, а не электромагнитное поле. Когда же это физическое свойство непосредственно раздражая рецептор (например, шероховатость или упругость твердого тела), является вместе с тем и объектом отображения в ощущении (в данном случае в ощущении шероховатости или упругости), такого расхождения не возникает (Веккер Л.М.).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *