Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века / Православие.Ru
Из книги «Да обновится Русская земля», изданной Сретенским монастырем в 2006 г.
Святитель Иоанн (Максимович)
Неутешна и безгранична должна была быть наша скорбь об умирающих наших близких, если бы не даровал нам Господь жизнь вечную. Бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Но создан человек для бессмертия, а Своим воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь — подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка. «Человеку надлежит однажды умереть, потом же суд» (Евр. 9, 27).Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение.
В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли.
Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная Архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на Небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает Селения Небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до воскресения мертвых. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда.Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», — и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» — спросил священник. «Да, это верно, — ответил святой Феодосий, — но приношение за литургией сильнее моей молитвы».
Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах на вечерне есть особое моление «о иже во аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В том они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до Вечных Обителей.
Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое положено читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки.
Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше пусть отпевают сразу двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).
Символ веры. Текст и толкование
Никео-Цареградский Символ веры
Молитва символ веры является одной из главных православных молитв.
«Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать Христиане»
Преподобный Серафим Саровский в своем кратком молитвенном правиле для мирян заповедовал читать молитву «Отче наш» (3 раза), «Богородице дево радуйся» (3 раза) и «Символ веры» — 1 раз.
Молитва в храме
«Держась этого правила», говорит о. Серафим, «можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры».
Символ веры на церковно-славянском языке
Текст молитвы Символ Веры на церковно-славянском (гражданский шрифт)Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
- Объяснение молитвы Символ веры
Ich glaube an den einen Gott, den Vater, den Allmächtigen, der alles geschaffen hat, Himmel und Erde, die sichtbare und die unsichtbare Welt. Und an den einen Herrn Jesus Christus, Gottes eingeborenen Sohn, aus dem Vater geborenen vor aller Zeit: Licht vom Lichte, wahrer Gott vom wahren Gott, gezeugt, nicht geschaffen, eines Wesens mit dem Vater, durch ihn ist alles geschaffen. Für uns Menschen und zu unserem Heil ist er vom Himmel gekommen, hat Fleisch angenommen aus dem Heiligen Geist und der Jungfrau Maria und ist Mensch geworden. Er wurde für uns gekreuzigt unter Pontius Pilatus, hat gelitten und ist begraben worden, ist am dritten Tage auferstanden nach der Schrift und ist aufgefahren in den Himmel. Er sitzt zur Rechten des Vaters und wird wiederkommen in Herrlichkeit, zu richten die Lebenden und die Toten; seiner Herrschaft wird kein Ende sein. Ich glaube an den Heiligen Geist, der Herr ist und lebendig macht, der aus dem Vater hervorgeht, der mit dem Vater und mit dem Sohn angebetet und verherrlicht wird, der gesprochen hat durch die Propheten; und an die eine, heilige, katholische** und apostolische Kirche. Ich bekenne die eine Taufe zur Vergebung der Sünden. Ich erwarte die Auferstehung der Toten und das Leben der kommen Welt. Amen.
*взят из молитвослова по благословению Тихона Архиепископа Подольского управляющего Берлинско-Германской Епархией.
** (von altgriechisch καθολικός — ‚das Ganze betreffend‘, ‚allgemein‘)
объяснение молитвы на немецком языке
Другие версии:
Ältere Version von Erzpriester Sergius Heitz, 1986, Mysterium der Anbetung, Buch 1, Teil 2 — Liturgikon, S.371
Ich glaube an den einen Gott, den Vater, den Allherrscher, Schöpfer des Himmels und der Erde, aller Sichtbaren und Unsichtbaren. Und an den einen Herrn, Jesus Christus, den Sohn Gottes, den Einziggeborenen, den aus dem Vater Gezeugten vor allen Äonen. Licht vom Lichte, wahrer Gott vom wahren Gott, gezeugt, nicht geschaffen eines Wesens mit dem Vater: durch den alles erschaffen ist, der für uns Menschen und um unseres Heiles willen von den Himmeln herniedergestiegen ist und Fleisch angenommen hat aus dem Heiligen Geiste und Maria der Jungfrau und Mensch geworden ist, der sogar für uns gekreuzigt worden ist unter Pontius Pilatus, gelitten hat und begraben worden ist und auferstanden ist am dritten Tage gemäß den Schriften, und aufgefahren ist in die Himmel und sitzet zur Rechten des Vaters, und wiederkommen wird in Herrlichkeit, zu richten die Lebendigen und die Toten, dessen Reiches kein Ende sein wird; und an den Geist, den Heiligen, den Herrn, den Lebensschaffenden, der vom Vater ausgeht, der mit dem Vater und dem Sohn zugleich angebetet und verherrlicht wird, der gesprochen hat durch die Propheten; an die eine heilige, katholische** und apostolische Kirche. Ich bekenne die eine Taufe zur Vergebung der Sünden. Ich harre der Auferstehung der Toten und des Lebens des kommenden Äons. Amen.
* http://bibliothek.orthpedia.de/pdf/buecher/MuesteriumDerAnbetung/2_liturgikon_ocr.PDF
** (von altgriechisch καθολικός — ‚das Ganze betreffend‘, ‚allgemein‘)
Смотрите также: Никео-Цареградский Символ веры на языках мира
утренних молитв | Свято-Воскресенская православная церковь
Утренние молитвы
✠Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Царю Небесному, Утешителю, Духу Истины; сущий везде и все наполняющий; Сокровище благ и жизни подательнице: прииди и вселися в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благий, души наши.
В пасхальное время «Царю Небесный…» заменяется на: Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровав (Трижды) ✠ Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас! (Трижды)
✠Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троица: помилуй нас. Господи, очисти нас от грехов наших. О Учитель: прости наши прегрешения. Святый: посети и исцели немощи наши, ради имени Твоего.
Господи помилуй. (Трижды)
✠Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
✠Отец наш, сущий на небесах, да святится имя Твое. да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя на земле, как и на небе. Дай нам на сей день хлеб наш насущный; и прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешающим против нас; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Восстав от сна, припадаем пред Тобою, Благословенная, и поем Тебе, Сильный, ангельскую песнь: Свят! Святой! Святой! Ты, Боже; через Богородицу, помилуй нас.
✠Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:
Подняв мя от одра моего и от сна, Господи, просвети ум и сердце мой, и отверзи уста мои, чтобы я да славят Тебя, Святая Троица: Святая! Святой! Святой! Ты, Боже; через Богородицу, помилуй нас.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Судья придет внезапно, и обнаружатся дела каждого человека; но посреди ночи мы в страхе восклицаем: Свят! Святой! Святой! Ты, Боже; через Богородицу, помилуй нас.
Господи помилуй. (12 раз) Воскреснув от сна, благодарю Тебя, Святая Троица. По обилию милости Твоей и долготерпения, Ты не прогневался на меня за лень и греховность мою и не погубил меня в беззаконии моем. Вместо этого, в Своей обычной любви к человечеству, Ты воскресил меня, когда я лежал в отчаянии, чтобы я мог рано встать и прославить Твое Царство. Просвети ныне очи ума моего и отверзи уста мои, да познаю словеса Твоя, разумею заповеди Твоя, исполняю волю Твою, воспеваю Тебя в сердечном исповедании и восхваляю всесвятое имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Верую во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого;
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. Свет Света; истинный Бог истинного Бога; рожденный не сделанный; единосущного Отцу, Которым все сотворено:
Который для нас, человеков, и для нашего спасения сошел с небес, и воплотился от Святого Духа и Девы Марии, и стал человеком.
И Он был распят за нас при Понтии Пилате, и пострадал, и был погребен. И в третий день Он воскрес, согласно Писаниям,
И вознесся на небо, и сидит одесную Отца;
И Он снова придет со славой, чтобы судить живых и мертвых; чьему Царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего; кто вместе с Отцом и Сыном поклоняется и прославляется; Который говорил через пророков.
В Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
Единое крещение признаю во оставление грехов.
Жду воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь Благословляем Тебя, Всевышний Боже и Господь милосердия, сотворивший нам всегда величие и неизмеримые, славные и страшные без числа. Ты даруешь нам сон во упокоение немощи нашей, облегчая труды обремененной плоти нашей. Благодарим Тебя за то, что не погубил нас в нашем беззаконии. Вместо этого Ты показал Свою обычную любовь к человечеству и воскресил нас, лежащих в отчаянии, прославить Твое Царство. Посему молим Твою безмерную благость: просвети мысли и очи наши, и пробуди ум наш от тяжкого сна лени. Отверзи уста наши и наполни их хвалою Твоею, да неуклонно воспеем и исповедуем Тебя, Бога, во всем и всеми прославляемого, Безначального Отца, с единородным Твоим Сыном и всесвятым и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Радуйся, Дево Богородице! Мария, полная благодати, Господь с тобой. Благословенна ты среди женщин, и благословен плод чрева твоего; ибо вы родили Спасителя душ наших! Господи, даруй мне встретить все, что грядущий день принесет мне, с душевным спокойствием. Даруй мне возможность полностью отдаться Твоей святой Воле.
В каждый час сего дня направляй и поддержи меня во всем. Какое бы известие ни достигло меня в течение дня, научи меня принимать его со спокойной душой и твердым убеждением, что все подвластно святой воле Твоей.
Направляй мои мысли и чувства во все мои слова и действия. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано от Тебя.
Даруй мне прямо и мудро обращаться с каждым членом моей семьи, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силы перенести усталость грядущего дня и все события, которые в нем происходят. Направь мою волю и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь. ✠Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь Скачать файл в формате PDF Утренние молитвы — Полная версия | ||||
| ||||
|
Молитвы о смерти и умирании
«Христианское значение смерти раскрывается в свете Пасхальной Тайны Смерти и Воскресения Христа, в Котором пребывает наша единственная надежда. Христианин, который умирает во Христе Иисусе, «уходит от тела и в доме у Господа» (2 Кор. 5:8)».
— Катехизис Католической Церкви , №. 1681
Молитвы с умирающим
Следующие молитвы можно читать с умирающим, чередуя время молчания. Иногда одну и ту же молитву следует повторять много раз. Также подходят «Отче наш», «Радуйся, Мария» и «Славься». Умирающего можно крестить на лбу, как это делалось при Крещении.
Короткие тексты
- Что отделит нас от любви Христовой? (Римлянам 8:35)
- Живем мы или умираем, мы Господни. (Рим. 14:8)
- Мы всегда будем с Господом. (1 Фес. 4:17)
- К Тебе, Господи, душу мою возношу. (Пс 25:1)
- Хоть я и пойду долиною смертной тени, не убоюсь я зла, ибо Ты со мною. (Пс 23:4)
- В твои руки я отдаю свой дух. (Пс 31:6а)
- Иисус, помяни меня, когда придешь в свое царство. (Лк 23:42)
- Господи Иисусе, прими мой дух. (Деяния 7:59)
- Святая Мария, молись обо мне.
Святой Иосиф, молись обо мне.
Иисус, Мария и Иосиф, помогите мне в моей последней агонии.
Чтения Священных Писаний
Среди многих подходящих чтений Священных Писаний следующие:
- Иов 19:23-27
- Псалом 23
- Псалом 91
- Псалом 121
- 1 Иоанна 4:16
- Откровение 21:1-7
- Матфея 25:1-13
- Луки 22:39-46
- Луки 23:44-49
- Луки 24:1-8
- Иоанна 6:37-40
- Иоанна 14:16, 23, 27
Собравшиеся могут по очереди прочитать эти отрывки из семейной Библии.
Благодарственная молитва
По мере приближения времени смерти можно читать эту молитву.
Выйди, христианская душа, из этого мира
во имя Бога Отца Всемогущего,
сотворивший тебя,
во имя Иисуса Христа, Сына Бога живого,
пострадавший за тебя,
во имя Святого Духа,
излившийся на тебя,
иди, верный христианин.
Пусть ты живешь в мире в этот день,
да будет твой дом с Богом на Сионе,
с Марией, Девой Богородицей,
с Иосифом и всеми Ангелами и Святыми.
Посмертные молитвы
Поминальные молитвы
В Твоих руках, Господи,
мы смиренно вверяем наших братьев и сестер.
В этой жизни ты обнимал их нежной любовью;
избавь их сейчас же от всякого зла
и дай им вечный покой.
Старый порядок ушел:
прими их в рай,
где не будет ни печали, ни плача, ни боли,
но полнота мира и радости
с Твоим Сыном и Святым Духом
во веки веков.
р/. Аминь.
Молитвы сразу после смерти
Следующие молитвы можно читать сразу после смерти и повторять в последующие часы.
Святые Божии, придите ему на помощь!
Выйдите навстречу ему/ей, Ангелы Господни!
Р/. Примите его/ее душу и представьте его/ее Богу Всевышнему.
Пусть Христос, призвавший тебя, возьмет тебя к Себе;
пусть ангелы приведут вас на сторону Авраама. р/.
Дай ему/ей вечный покой, Господи,
и пусть Твой свет сияет над ним/ней вечно. р/.
Помолимся.
Всесильный и милостивый Боже,
вверяем Тебе Н., Твоего раба.
В твоей милости и любви
изгладь грехи, которые он/она совершил
по человеческой слабости.
В этом мире он умер:
пусть живет с тобой вечно.
Через Христа, Господа нашего.
р/. Аминь.
Эти стихи также можно использовать.
В/. Вечный покой даруй ему/ей, Господи.
р/. И да воссияет над ним вечный свет.
В/. Пусть он/она покоится с миром.
р/. Аминь.
В/. Да упокоится с миром его душа и души всех верующих,
милостью Божией
.
р/. Аминь.
Сбор в присутствии тела
Когда семья впервые собирается вокруг тела, до или после его подготовки к погребению, можно использовать все или некоторые из следующих молитв. Наиболее уместно, чтобы члены семьи, по возможности, принимали участие в подготовке тела к погребению.
Все крестятся. Затем один из членов семьи читает:
Мои братья и сестры, Иисус говорит:
«Придите ко мне все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас.
ибо я кроток и смирен сердцем,
и вы найдете покой душам вашим.
Да, иго мое благо и бремя мое легко».
Затем тело можно окропить святой водой:
Господь Бог живет в своем святом храме, но пребывает среди нас.
Так как в Крещении Н. стал храмом Божиим
и Дух Божий жил в нем/ней,
с благоговением благословляем его бренное тело.
Тогда один из членов семьи может сказать:
У Бога милость и полнота искупления;
помолимся, как учил нас Иисус:
Отче наш…
Затем произносится эта молитва:
В Твои руки, Господи,
мы смиренно вверяем нашего брата/сестру N.
В этой жизни ты обнял его/ее своей нежной любовью;
избавь его/ее сейчас от всякого зла
и прикажи ему/ей войти в вечный покой.
Старый порядок ушел:
приветствуй его/ее тогда в раю,
где не будет ни печали, ни плача, ни боли,
но полнота мира и радости
с Твоим Сыном и Святым Духом
во веки веков и Когда-либо.
р/. Аминь.
Все могут креститься на лбу умершего. Один член семьи говорит:
Блаженны умершие в Господе;
пусть отдыхают от своих трудов
ибо их добрые дела идут с ними.
В/. Вечный покой даруй ему/ей, Господи.
р/. И да воссияет над ним вечный свет.
В/. Пусть он/она покоится с миром.
р/. Аминь.
В/. Да упокоится с миром его душа и души всех верующих,
милостью Божией
.
р/. Аминь.
Все крестятся, как говорит один из членов семьи:
Пусть любовь Божья и мир Господа Иисуса Христа
благословит и утешит нас
и нежно отрет всякую слезу с наших глаз:
в имя Отца,
и Сына, и Святого Духа.
р/. Аминь.
Молитвы скорбящих
- Господи Боже,
ты внимателен к голосу моления нашего.
Дай нам найти в Твоем Сыне
утешение в нашей печали,
уверенность в наших сомнениях,
и мужество пережить этот час.
Укрепи нашу веру
через Христа, Господа нашего.
р/. Аминь.
- Господи,
Н. ушел теперь из этого земного жилища,
и оставил тех, кто оплакивает его/ее отсутствие.
Даруй нам память о нем,
никогда не ожесточайся за то, что мы потеряли,
и не сожалей о прошлом,
но всегда в надежде на вечное Царство,
где ты снова сведешь нас вместе.
Через Христа, Господа нашего.
р/. Аминь.
- Да благословит и утешит нас
любовь Божия и мир Господа Иисуса Христа
и нежно отрет всякую слезу с очей наших:
во имя Отца,
и Сына, и Святого Духа.
р/. Аминь.
Для тех, кто оплакивает смерть ребенка:
- Господи, чьи пути непостижимы,
услышь молитвы верных Твоих людей:
чтобы обремененные горем
в связи с потерей этого маленького ребенка
могли найти утешение в вашей бесконечной доброте.