Натура романтичная или романтическая: Романтичная или романтическая натура. Романтик

Романтичная или романтическая натура. Романтик

О встрече с романтиком мечтает, пожалуй, каждая представительница прекрасного пола. Да и мужчины хотят, чтобы рядом была девушка романтичная, чуткая и нежная. Но что означает слово «романтика» и каких людей принято называть романтичными натурами? Давайте попытаемся разобраться.

Толковые словари

Сначала, давайте окунемся в книжный мир. Как же объясняет толковый словарь слово «романтик»? К примеру, словарь Ефремовой говорит, что романтик — это приверженец направления — Фасмера переводит с французского: романтик — это человек, который идеализирует мир и окружающих его людей.

Под редакций Кузнецова вышел большой русский толковый словарь. Слово «романтик» в нем имеет несколько значений. Первое — представитель романтизма, направления популярного у поэтов и писателей прошлых столетий. Второе — человек, для которого весь мир идеален, все люди прекрасны. В-третьих, романтик здесь — это человек который очень эмоционально относится к чему-либо. В эту категорию подпадают люди различных профессий: моряки, геологи, музыканты, путешественники и т. д.

Основные симптомы

Как говорят историки, романтичные люди жили с давних пор. Романтик — кто это? По их мнению, это человек, который не замечает некоторых жизненных неудобств и не участвует в бурных мировых перипетиях. Основными симптомами романтизма принято считать веру в лучшее и чрезмерную мечтательность.

Но если бы не было на свете таких вот романтиков-мечтателей, то откуда бы появились чудеснейшие произведения мирового искусства: картины, стихотворные строки, трогающие до слез, «Алые паруса» Грина? Многие произведения, особенно стихи и поэмы, на вопрос: «Романтик — кто это?» — однозначно ответят, что это человек, который верит в любовь, несмотря ни на что. Именно романтика и любовь идут рука об руку, как издавна считали философы, поэты и композиторы. Именно эти два понятия «сворачивали» годы и делили людей счастливыми.

С точки зрения психологии

Если задать подобный вопрос психологам, то у них тоже имеется развернутое понятие слова «романтик». Кто это? Это человек, который большую часть времени «живет в себе». Он стремится постичь именно себя, оценить свои чувства и отношение к окружающему миру. Романтики стремятся разгадать тайны мироздания, поведения людей и построить свой фантастичный, прекрасный мир.

Если вы думали, что большинство романтиков замкнуты в себе и на своем фантазийном идеальном мире, то вы ошибаетесь. Многие психологи однозначно скажут, что он ярый бунтарь, который всегда придерживается своего мировоззрения и не желает отступать от собственного видения жизни ни при каких обстоятельствах.

Романтиков буквально раздражает однотипность мышления, они не могут понять, как можно надевать каждый день одну и ту же одежду на работу или, приходя с нее, ложиться на диван у телевизора. Ведь на свете очень много прекрасных и еще неизведанных каждой отдельной личностью вещей.

Романтичная натура всегда готова взвалить на себя все обязанности, скажем, по подготовке вечера с любимым человеком или поездке за город. Причем сделает такой человек это неординарно мысля, выискивая новые развлечения, новые занятия и интересные места. Такая натура сделает все, чтобы окружающие люди хоть на миг окунулись в идеальный мир и поняли, что его можно создавать и наяву.

Временный

Всех романтиков, пожалуй, можно разделить на две большие группы. К первой относятся временные романтики, которые идеализируют либо конкретного человека, либо какую-то ситуацию (свою работу, семью и т. д.). Если после выстраивания определенных безупречных образов и столкновения с реальной действительностью их идеальный мир рушится, то они возвращаются к обычной жизни, лишенной прежней романтики.

Настоящий

Такие люди романтичны не только в отношениях. Романтизм в их случае проникает во все сферы жизни. Они могут строить планы, рисовать картины мира, не обращать внимания на трудности как на работе, так и в отношениях. Романтикам просто некогда это делать, они очень заняты, рассматривая необычную форму снежинок, летящих в ладони, или слушая пение птиц по утрам в соседнем парке.

Мужчина-романтик

Чаще всего слово «романтик» ассоциируется с мужчинами. Девушка романтичная, с лентой в волосах и томным взором осталась где-то на рубеже веков. Ее сменили современные деловые леди, которым просто некогда проникаться чувством прекрасного и строить розовые замки. Но несмотря на эмансипированность современных леди, практически все они хотят, чтобы рядом с ними был романтичный мужчина. Парадокс? Нет, подтвержденный тестами и опросами факт.

Мужчина-романтик — кто это? Как его отыскать среди миллионов деловых костюмов, спешащих каждый день в свои офисы? Какие качества заключены в мужчине, которого смело женщины называют романтичным?

Во-первых, это интеллект и хорошее образование. Не может необразованный невежда превратить обычную прогулку в парке в увлекательное путешествие. Не сможет человек без развитого интеллекта описать яркие краски своего придуманного идеального мира.

Во-вторых, покорение упрямого женского сердца просто невозможно без проявления фантазии.

Написать пламенное сообщение для любимой на асфальте мелом или спуститься с крыши по веревочной лестнице, чтобы вручить в окно букет ромашек. Для всех этих романтичных проявлений необходима богатая фантазия, позволяющая удивлять и шокировать.

В-третьих, романтичный мужчина — это всегда положительные эмоции, которыми он подпитывает в негативные моменты свою возлюбленную. Это огромная доза позитива и радости, которой мужчина делится со своей второй половинкой.

Многие женщины думают, что мужчина-романтик — это временное явление, которое быстро надоедает. На самом деле цветы и романтичные признания в любви не надоедают никогда. А мудрое, образованное, нежное, эмоционально-позитивное, с твердыми убеждениями в жизни, мужское плечо еще никому не вредило.

Я часто смотрю в отраженье луны —
Стараюсь найти в оправданье ответ.
Мне слышится шум бирюзовой волны,

Быть может романтик, быть может и нет.

(Барский Тимур. «Песня романтика»)

Да-да, вы обо мне, конечно уже слышали. Неунывающий пенсионер, блоггер дед Виталя . А сейчас и в замы к копирайтерам в молодёжный блог таки записался.

Заменю-ка я на недельку, до второго на субботу кореша моего младшего, Темыча . Пускай отдохнёт. А мы тут о жизни, о романтике покалякаем 😉

Говорят, что на переправе лошадей не меняют. Романтики с этим не согласны. И я в том числе. Вот собирался этот пост посвятить отдыху блоггера. В частности, как он проводит субботние денёчки. Но вспомнил, что нечто подобное есть на блоге Терехова Алексея. Решил не повторяться.

Романтика — это сердечные порывы, это склад души человеческой, альтруизм по отношению к своему окружению. Заложено в детстве. И, к сожалению, имеется во взрослой жизни не у каждого.

Какими же признаками, приметами обладает романтичная личность?

1. Насколько я из своего жизненного опыта знаю, романтики особо высоких должностей, окладов, крутого бизнеса не имеют , большого политического веса и признания в своей жизни не добиваются. Потому что не уживаются рядышком практицизм и романтичность. Не свойственно им это. Искренней и свободолюбивой натуре не по нутру карьерная лестница, преданность начальству, компромиссы с самой собой…

2. Зато наши герои — всегда счастливы!
Потому на то они и романтики, что никогда романтических веяний души не упустят и её порывы оседлают. Если захотят — и за туманом , и за длинным рублём смотаются. И всегда найдут в душе место празднику!

Если же не получится авантюрная затея, не поймают перо жар-птицы, то особенно и не расстроятся. Очень быстро у них появится другая тайная и оттого ну очень желанная цель, которую, опять-же таки, будут стараться осуществить. Но не применяя тактики «напролом». Они этого делать не умеют, вернее, не могут и не хотят идти «по костям». Это не в их принципах.

3. Да, романтикам присуща некоторая инфантильность. В основном, по отношению к себе. Ну, такое, например, как преобладание игровых интересов над учебными, неприятие некоторых бюрократических ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований…
К другим людям, к друзьям, товарищам и просто знакомым они относятся более ответственно и инфантилизма не проявляют.

4. Потому что они порядочны. В основной своей массе. «Друга я никогда не оставлю, если он оказался в беде…» — (слегка перефразированное)
И с этим невозможно не согласиться. Любите друг друга!

5. А что в романтиках хорошего, спросите вы? Да хотя бы то, что наши герои — мечтатели! Все мечтатели — люди искренние

А романтичность в отношениях влюблённых! Хорошо одеть в холодный вечер тёплый свитер любимого, глядя на ночные звёзды, мечтать о грядущем, а затем и уснуть на его плече…

6. Романтики — долгожители))
Шутливый туристический афоризм — турист, как правило, живёт дольше человека — в равной степени касается и человека романтического.
Во-первых , действительно, активный образ жизни, стремление всю жизнь работать над собой, совершенствоваться способствует удлинению жизни многим представителям романтического племени. Ведь если живёшь активно, чем-то увлечён, захвачен, то стареть просто некогда.
А, во-вторых , жизнь как туриста, так и романтика (часто человек увлечённый совмещает в себе оба эти понятия) очень насыщена изнутри (много событий, путешествий, приключений, впечатлений). То есть, он проживает за одно и то же время жизнь как бы более полную, более продолжительную, нежели равнодушный к движению и развитию индивидуум.

В качестве примера приведу блиц-интервью экспромтом с самим собой 😉 —
Вопрос : Виталий, что ты делал, чем занимался весной 1972 года?
Ответ : В конце февраля был руководителем лыжного похода третьей категории сложности по Южному Уралу, а в марте — участником лыжного похода 5 категории сложности по Заполярью… Затем месяц «зализывал боевые раны» (лёгкие обморожения)

Вопрос : А что ты делал летом 1989 года?
Ответ : Готовился с женой и её воспитанниками к горному походу по Западному Кавказу. В июле-августе вместе с 6-летней дочерью Татьяной и 10-ю школьниками были в походе. Затем участвовали в областном школьном туристском слёте.
Вопрос : А летом 1994 года?
Ответ : Не помню. В этот год в сложных походах и в серьёзных соревнованиях не участвовал..

И т.д. То есть, в памяти отлично сохранилось всё связанное с яркими событиями — путешествиями, интересными и сложными походами, соревнованиями

Р. S. Года «за уши» не притягивал, выбрал совершенно наугад (честное пенсионерное!)

7. Романтики — они оптимисты! Заявляю категорически — сам такой.
Уже приводил ранее в

Моя история очень длинная, но попробую в кратце изложить суть. Мне очень долгое время нравился (очень сильно) один молодой человек, вообщем могу сказать-мой идеал, правда я не очень хорошо знала его характер. Вообщем мы долго улыбались друг другу, переглядывались и больше ничего. У него была девушка, потом другая, а я видимо картинкой была, на которую было приятно посмотреть (ему не мешала даже подруга, стоящая в метре от него). Однажды мы встретились в спорт зале и наконец-то!о чудо! он со мной заговорил. Поговорили буквально минутку, но радости было.. А потом через две недели я узнала что у него свадьба… Ну в душе творилось что-то непонятное: ведь с одной стороны я его почти не знаю, с другой-к чему все эти взгляды, улыбочки и слова… Мне приснился сон, в котором он говорит со слезами на глазах, что я должна его понять (у нее ведь такой человек.

. большая шишка в городе) и подождать два года.. Я проснулась и решила что выкину его из головы. Но даже теперь, когда она, его жена, рядом с ним он все равно смотрит и даже взгляд не отводит. Недавно я встретила хорошего парня, но как только он проявляет знаки внимания, я внутренне не готова сказать да, ни телефон дать, ни домой проводить. Я не понимаю почему так происходит? Я бы очень хотела познакомится с ним.. но внутри меня что-то останавливает.. Я знаю что отвечу нет на любое его предложение.. Это какое-то чувство внутри, страха или… я не знаю. Посоветуйте мне что-нибудь. Заранее большое спасибо! Юлия.

Юлия, Екатеринбург, 22 года

Ответ арт-психолога:

Здравствуйте, Юлия!

Вы похожи на романтическую натуру, живущую в своем придуманном мире фантазий. Романтика – это прекрасно, но когда она не затмевает реальность. Разговор на минутку и взгляды молодого человека на симпатичную молодую девушку – это еще не повод даже для знакомства, не говоря уж о чем-то серьезном. Возможно, Ваши фантазии — это защитная маска от Ваших страхов, а особенно страха серьезных и реальных отношений. Возможно, новый молодой человек, который обратил на Вас внимание, действительно не тот, кто Вам нужен. Но может, Вы просто боитесь этих новых отношений и не знаете, как их строить? Одно дело фантазия, а другое дело реальность. Что делать? Работать с Вашим Страхом.

С уважением, Фузейникова Ирина, арт-психолог

В разделе на вопрос Романтичная натура…. это какая?) заданный автором Просохнуть лучший ответ это романтики видят в жизни только светлое чистое возвышенное видят в нем волшебство…. поэтому они способны на возвышенные чувства и нежность… поэтому они воспевают любовь в стихах, делают чудесные сюрпризы любимым дарят необычные подарки… .

но…. романтик живет в постоянном страхе, что действительность не оправдает его ожиданий
Грин Грэм
«…А я и есть моя музыка»
Микаэл Таривердиев
Рояль волновался, он будто хотел убежать
по лужам ночного проспекта
в продрогшую бездну.
Мелодия нежностью с неба лилась не спеша,
и свет фонаря разрезал черноту, как кинжал,
и время тянулось замкнувшимся мигом отъезда.
Рояль торопился. Он словно пытался взлететь,
и слезы стекали по стеклам оранжевой грустью.
И не было сил у него эту муку терпеть.
Рояль торопился как будто чего-то успеть.
Он был не согласен, что в миг этот было так пусто.
А дождик ночной луж касался, как звуков рука.
Он тоже куда-то спешил через ночь переходом
по клавишам черным и белым: он словно ругал
и тех — кто не верил, и тех — кто надежды слагал
в значки никому не известного древнего кода.
И было тревожно и пусто. Одни лишь шумы
врывались в мелодию эту спешащей походкой.
И мир акварельный был снова как будто размыт
пятном светофора, гудками, шуршаньем из тьмы
в шаги убегающей в дождик случайной красотки.
Рояль не смолкал, продолжая шептать о любви.
Последний романтик среди этой мокнущей ночи.
Ему светофор, растворяясь, твердил: — Погоди!
Рояль сомневался. Он брызги, как звуки, ловил.
И очень хотел достучаться… Не просто, — а очень.
И вдруг над дворами во тьме зазвучал саксофон.
Он вторил мелодии сердца ещё не рождённой.
Реально.
То было не эхо. Не призрак. Не сон.
И значит, романтиком быть оставался резон:
негромко играть, устремившись сквозь дождь убежденно.
Михаил Мазель

Ах, романтика… — barbar_osa — ЖЖ

Пытаюсь разобраться с этим несколько для меня странным понятием. Есть романтизм — направление в искусстве, отличающееся эпическими сюжетами, локациями, героями и злодеями, направление, где все максимизировано и разведено по «полюсам». На самом деле романтизм — мрачноватое искусство, наполненное бурями, безлунными ночами, кровавыми убийствами, а местами даже призраками и прочими потусторонними элементами. Правда, светлые стороны тоже выражены по полной — благородные персонажи благородны во всем, даже во внешности, пейзажи величественны, музыка патетичная… Короче, чередование и переплетение крайностей. Это — романтизм. Но что такое романтика????

Как правило, сейчас «романтику» связывают с любовью. Конкретнее — с любовью между женщиной и мужчиной. Это такой набор стереотипных моделей поведения, призванный покорить сердце дамы, заставить ее чувствсовать себя настоящей леди, а претворяющего эту самую романтику в жизнь мужчину — настоящим рыцарем. Короче, в чем-то романтика — это такая себе игра на соблазнение. Но если бы все было так просто…

Если меня назовут романтичной натурой, я впаду в справедливое возмущение. Но словосочетание «романтичная натура» можно применить ко многим людям (чаще женщинам, но у мужчин тоже встречается). Романтичная натура — это такой тип… характера, что ли… в который встроена эта самая романтика. Такая натура часто сопутствует подростковому кризису, но с возрастом как-то рассасывается, оставляя некоторые следы на характере и мировоззрении. Я тоже этот этап проходила, но как-то мало в нем было чего-то действительно романтичного. Может, поэтому он у меня был коротким. Но некоторые умудряются эту романтичную натуру сохранить чуть ли не в первозданном виде. Их еще называют идеалистами. Так какие-такие характеристики отличают эту самую романтичную натуру от всех других?

Первое отличие остается с того подросткового этапа: максимализм. Позиция «все или ничего». Уже издалека попахивает эгоизмом… очень удобная штука, когда надо что-то нужное сделать, а совсем неохота: вот хочу работать администратором банка, но берут меня на работу почему-то только кассиром. Нет, это слишком мелко, это не для меня, лучше еще посижу на шее у родителей.

Другое отличие многосторонне: наивность, идеализм, избыточные ожидания, постоянное пребывание в мире собственных грез и фантазий, мечтательность. По сути это все одно явление, но почему-то в русском языке ему нету названия, но есть названия разных его проявлений. Заключается явление в том, что человек придумывает себе некую виртуальную реальность, и ждет (а иногда и требует), что реальная реальность, с ней совпадет. Угадайте, получается это у него или нет… Можно заявить, что все мы в той или иной степени живем в иллюзиях, но романтичные натуры живут в иллюзиях совершенно определенного сорта.
Собственно, характер этой виртуальной реальности человека-романтика довольно предсказуем. Там обязательно есть такая штука как БЛАГОРОДСТВО.
Правда, что это такое, мало кто толком себе представляет — даже сами романтики. И я тоже не в курсе, что же это именно такое. Изначально словом «благородный» называли дворянина. Любого, даже самого зловредного и подлого. А благородство как моральная норма, видимо, возникло во времена рыцарства — потому как рыцарь в то время как раз был дворянином (это раз), а рыцарство предполагало наличие определенного кодекса поведения (это два). Так вот — чего там на самом деле предписывалось в рыцарском кодексе, никто особо не знает, а свое понимание благородства народ выстраивает на основе книжек про выдуманных рыцарей. А в этих книжках рыцари неизменно спасали несчастных, помогали бедным, жертвовали жизнью за страну и народ, самоотверженно любили прекрасных дам (причем на одного рыцаря только одна дама сердца, и она получает это сердце целиком и навсегда). Канон для благородной дамы тоже есть — она обязательно красива, носит великолепные наряды, живет в замке, беззваетно любит своего рыцаря и мечтает только о новой встрече с ним… Но как-то современные романтики далеко не всегда отличаются даже «современным» благородством — но они о нем говорят, и они его ожидают от других. Естественно обижаются на «неблагородные» поступки. Правда, почему-то вкупе с любовью к благородству нередко выдается увесистый кусок глупости — пообижавшись на «неблагородного» человека, остывши, романтик как ни в чем не бывало опять ждет благородных действий, будто ничего и не было… Наступать на эти грабли романтик может бесконечно.


Другое, такое же неотъемлемое отличие — ВЕЛИКАЯ ЛЮБОВЬ. Романтик искренне ожидает от партнера любви до гроба и отдачи без остатка. И, признаться, сам ждет, когда же его охватит это неземное (как он считает) чувство. Идеал любви — подарить себя друг другу полностью на первой же встрече (а еще лучше убежать вдвоем на край света). Романтики верят в любовь с первого взгляда и до гроба, они возлагают на это чувство просто немыслимые надежды. Естественно, эти надежды регулярно рушатся, заставляя романтиков чувствовать глубокое и не очень разочарование. Кстати сказать, верность у романтика по факту встречается редко — стоит «высокому» чувству угаснуть (а это случается неоднократно), как романтик решает, что ошибся, и это не его истинная любовь, а потому лучше продолжить поиски…
Еще одним отличием романтика неизменно является патетичность, но в довольно четко очерченных рамках. Это — широкие жесты мужчин по отношению к дамам, типа огромных букетов роз под порог, ужинов в дорогом ресторане (обязательно при свечах), отдыха на каких-нить морских побережьях с пальмами, дорогие подарки, ну и так далее. Со стороны девушек эта самая романтика требует своих жертв: если мужчина проявил знаки внимания, следует напустить на себя как можно более неприступный вид, дающий добро на игру в «Завоюй меня». При этом необходимо выставить непомерно высокую планку требований к своему «благородному рыцарю». Правда, в ходе игры, если партнер совершит достаточно широких жестов, она в конце концов сдастся, и требования как-то будут подзабыты. Но вспомнятся снова при первом же промахе партнера. Наиболее достойный жест от мужчины для романтичной девушки — «бросить весь мир к ее ногам». По сути — с радостью и неизменным благородным видом выполнять ее капризы. Романтичная девушка свято уверена, что ее кавалер должен содержать ее до скончания века, дарить дорогие подарки, исполнять все прихоти и до конца жизни окружать любовью и заботой. Взамен она подарит ему самое дороге — себя любимую…

А вот несколько наблюдений за этими самыми «романтичными натурами». Во-первых, их непомерный эгоцентризм достигает небес, а иногда и простирается дальше (заметьте, я говорю именно об эгоцентризме — на место живой реальности романтик ставит выдуманную и навязывает ее окружающим. Эгоизм — несколько другая вещь). Во-вторых, нередко с благородством и высокой любовью в романтике уживается банальная меркантильность и не менее банальная подлость. Девушка со романтичной натурой будет долго ждать любимого, с которым рай в шалаше, но пока того единственного на горизонте нет, спокойно живет за счет какого-нить «папика» (не губить же молодые годы на всякую ерунду, а красивые наряды и дорогие украшения — обязательный атрибут настоящей леди, ага). Даже благородство романтик припасает исключительно для самых, по его мнению, достойных, а остальные обойдутся.
К сожалению, у подавляющего большинства романтиков наблюдается одна и та же грустная особенность — свое мировоззрение эти люди черпают из внешних источников. Они мысленно ленивы, не любят вникать в суть вещей и ситуаций, вырабатывать свое мнение и жизненную позицию. Все это они утягивают из книг и фильмов, пытаясь напялить на себя образы совершенно чужих им людей. Романтики очень легко поддаются всякого рода манипуляциям и влияниям, и из-за этого их жизнь довольно хаотична. Романтика легко обмануть, он падок на лесть и чувственные удовольствия (тормоза-то развиваются вместе с собственной жизненой позицией, а таковая у романтиков в зачаточном состоянии), нередко просто неспособен понять возможные последствия своих действий, и потом сильно удивляется, когда сталкивается с ними.
Идеализм, жажда «все или ничего» и вывернутое, продиктованное любовными романами и фильмами о крутых парнях, видение мира в конце концов приводит романтика к полному разочарованию в этом самом мире — ведь он совсем не такой, каким должен быть… Многие в результате этого разочарования «переходят на сторону сил зла» — попросту мстят людям за то, что они не такие, какими должны быть по мнению романтика. И начинается пресловутое и до боли знакомое: «все бабы дуры», «все мужики козлы», «человек человеку волк» и прочая.
«Может, вы просто не любите романтиков»- напрашивается вполне резонный вопрос на этот пост. Отвечаю честно: не люблю. К сожалению, многое из описанного довелось пережить на личном опыте (есть романтичные и «добрые» натуры в собственной семье), другое увидела при общении, в том числе в интернете. Открытием стало то, что самые циничные и меркантильные девушки, с которыми пришлось общаться (а меркантильность, на мой взгляд — один из самых идиотских способов использования своих возможностей для девушки, но об этом другая история), ну просто очень сильно тяготеют к вот этой самой романтике. В общем, выходит, что романтика — такой себе универсальный наполнитель для пустой души и пустой головы: доступен, понятен, приятен. Как этап развития личности даже необходим — в соответствующем возрасте. Но все-таки лучше наполнять душу и голову продуктом собственного производства, чем предлагаемым обществом романтик-ширпотребом.

Романтизм и природа |

Романтизм — интеллектуальное и художественное течение, зародившееся во второй половине 18 го века. Это был реакционный ответ на научную рационализацию природы в эпоху Просвещения, обычно выражавшийся в литературе, музыке, живописи и драме. Но это был не просто ответ на рационализм Просвещения, но и реакция на материальные изменения в обществе, которые сопровождали зарождающийся и расширяющийся промышленный капитализм в конце восемнадцатого века. В этот переход производство стало централизованным в городе. Фабричная система массового производства была сосредоточена на процессах, которые использовали и контролировали природные силы, такие как вода и ветер, но также увеличивали мощность за счет все более широкого использования ископаемого топлива. Эти процессы в сочетании с мотивом наживы «деградировали и разоряли», по мнению некоторых романтиков, окружающую среду (хотя они и не употребляли бы этот термин). Города разрослись до невиданных размеров и превратились в очаги загрязнения, бедности и лишений. Они стали символизировать провал философии либерализма laissez faire, согласно которой предоставление людям возможности следовать своим личным интересам привело бы к совершенному обществу. Отток населения от земли и рациональный поиск экономически эффективных способов производства (с разделением труда, хронометражем и механизацией) привели, согласно романтическому движению, к духовному отчуждению масс от земли и природы. По мнению Маркса и Энгельса, они стали единицами производства: винтиками безличной производительной машины. Люди и природа были объективированы и сведены к товарному статусу.

Это считалось нежелательным и приводило к деградации людей. По мнению романтиков, решение было «назад к природе», потому что природа рассматривалась как чистый и духовный источник обновления. Это был также выход из дыма растущих промышленных центров для новых промышленных богачей. Вдохновленные произведениями романтических писателей и поэтов, таких как Вордсворт, Китс и Шелли, они сели на недавно построенные железные дороги и отправились в Озерный край. В конце концов это привело к оценке пейзажа, описанного в терминах «Возвышенное», а также «Восторг» (в пейзаже). Осквернение чистого природного ландшафта считалось нежелательным и разрушительным. Эти идеи все еще с нами и проложили путь к современной охране природы и защите окружающей среды, а также к отдыху на свежем воздухе и уважению к природному и историческому наследию.

Источник: Викисклад

Каспар Давид Фридрих, Странник над морем тумана (ок. 1818 г.)

Это изображение, наверное, одно из самых известных романтических полотен. Он иллюстрирует возвышенное, столь популярное у художников-романтиков и связанное с эмоциями величия и основанное на благоговении и ужасе. В то же время он показывает великолепие природы и ландшафта, которые открываются во время долгих прогулок по холмам и горам. Эта тема широко представлена ​​в английской романтической литературе и поэзии.

Но картина является и самой иконой переживания отчуждения от природы горожанами промышленных городов. Он изображает странника как чужака в природе, но в то же время и как покорителя природы. Противоречия в этой картине показывают сложность романтического искусства.

 

Дополнительная литература

Рональд Рис, «Констебль, Тернер и взгляды на природу в девятнадцатом веке», Geographical Review , Vol. 72, № 3 (1982), 253-269.

Шелах Дж. Сквайр, «Туризм в Вордсворте и Озерном крае: романтическое изменение ландшафта», The Canadian Geographer , Vol. 32, №3 (1988) 237-247.

Дэвид Пеппер,  Современный энвайронментализм: введение , (Routledge, 1996), гл. 4.

 

Введение в романтизм | М.

А.Р. Хабиб

Первоначально термин «романтик» относился к средневековым романам и рассказам о приключениях; его коннотации распространялись на вымышленное и фантастическое, на фольклор и легенды, а также на ослепительные и суровые виды природы. Романтизм, как мы его понимаем, был широким интеллектуальным и художественным направлением, которое возникло к концу восемнадцатого века и достигло своего апогея в первые десятилетия девятнадцатого века. Идеалы романтизма включали интенсивное внимание к человеческой субъективности и ее выражению, возвышение природы, которая рассматривалась как обширное хранилище символов, детства и спонтанности, примитивных форм общества, человеческих страстей и эмоций, поэта, возвышенного и воображения как более всеобъемлющей и всеобъемлющей способности, чем разум. Наиболее фундаментальной литературной и философской склонностью романтизма часто считалась ирония, способность приспосабливаться к противоречивым мировоззрениям. Развивая определенные взгляды Канта, романтики часто настаивали на художественной автономии и пытались освободить искусство от моралистических и утилитарных ограничений, выраженных в многовековой формуле, восходящей к древнеримскому поэту Горацию, о том, что литература должна и нравиться, и поучать.

Именно в области философии и литературы романтизм — как широкий ответ на идеалы Просвещения, неоклассицизма и Французской революции — первоначально укоренился. В целом этот период лучше всего рассматривать как период, когда крупные потрясения, такие как Французская революция, промышленные революции, революции 1830 и 1848 годов, наряду с ростом национализма, подтолкнули классы буржуазии к политическим, экономическим, культурным и идеологическая гегемония. Именно их мировоззрение — широкое, рационалистическое, эмпирическое, индивидуалистическое, утилитарное и экономически либеральное — доминировало в мысли и практике этого периода и породило различные оппозиционные движения, такие как социализм, анархизм, культы иррационализма и возрождение традиций и религия. Романтизм не может быть помещен в какой-либо набор этих движений, поскольку он фактически охватывал их все.

Здесь можно было бы плодотворно рассмотреть вопрос о сложной связи романтизма с господствующими буржуазными мировоззрениями. Как указывали такие писатели, как Плеханов, Маркузе и Хобсбаум, слишком упрощенно рассматривать романтизм в любом его выражении как прямую реакцию против господствующего буржуазного образа жизни. Некоторые романтики, такие как Блейк, Вордсворт и Гёльдерлин, первоначально рассматривали Французскую революцию как предвестник новой эры индивидуального и социального освобождения. Шиллер и Гёте по-своему превозносили борьбу за человеческую свободу и овладение знаниями. Шелли, Байрон, Гейне, Жорж Санд и Виктор Гюго страстно призывали к справедливости и освобождению от гнетущих социальных условностей и политических режимов. В основе почти всех романтических взглядов на литературу лежал сильный индивидуализм, основанный на авторитете опыта и, зачастую, на широкой демократической ориентации, а также на оптимистической, а иногда и утопической вере в прогресс. Более того, романтики разделяли идеи Просвещения о бесконечной возможности человеческих достижений и о более оптимистической концепции человеческой природы как внутренне доброй, а не как падшей и теологически испорченной. Во всех этих аспектах между Просвещением и романтической мыслью существовала определенная преемственность.

Однако многие романтики, в том числе некоторые из упомянутых выше деятелей, таких как Блейк, Вордсворт, Шелли и Байрон, выступили против некоторых центральных черт нового буржуазного социального и экономического порядка. Ужаснутые убожеством и механизированной, конкурентной рутиной городов, а также моральной посредственностью буржуазного мира, приверженного тому, что Шелли называл принципами «полезности» и «расчета», они обратились за духовным облегчением к мистицизму, к природе, к руссоистским мечтам о простом, первобытном и неиспорченном образе жизни, которые они иногда помещали в идеализированный период истории, такой как средние века. Вордсворт считал, что поэт должен подражать «языку реальной жизни»; и он, и Блейк, и Кольридж превозносили состояние детства и невинность восприятия, незапятнанную обычным образованием; и многие писатели-романтики — в соответствии с растущими националистическими настроениями — возродили примитивные формы, такие как сказка и баллада. Природа для романтиков отошла от концепции природы, которой придерживались неоклассические писатели, такие как Поуп, для которых этот термин означал вечный неизменный и иерархический порядок космоса, а также определенные критерии человеческого мышления и поведения. Взгляды Поупа находились под влиянием восходящих к Ньютону представлений о Вселенной как о огромной машине, а также христианских провиденциальных представлений о природе, сохранившихся со времен Средневековья. Для романтиков Природа преобразовывалась в живую силу и скреплялась как единство дыханием божественного духа. Он был наполнен всеобъемлющим символизмом, основанным на его глубокой моральной и эмоциональной связи с человеческой субъективностью. Кольридж называл природу «языком Бога».

Возможно, наиболее фундаментальной чертой всего романтизма было смещение акцента с классической объективности на субъективность: вслед за философскими системами Фихте, Шеллинга и, прежде всего, Гегеля, миры субъекта и объекта, самости и мира, рассматривались как взаимно конструктивные процессы, при этом человеческое восприятие играло активную роль, а не просто пассивно воспринимало впечатления от внешнего мира. Такой акцент придавал большое значение уникальности, оригинальности, новизне и исследованию постоянно расширяющихся горизонтов опыта, а не фильтрации опыта через исторически накопленные слои традиции и условности. Акцент на уникальности ярко выражен в «Исповеди» Руссо, которая по самой своей форме утверждает ценность исповедального модуса, личного опыта, а по своему содержанию придает большое значение уникальности и особенностям, а не типичности и конформизму. Более того, самость, превозносимая в романтизме, была далека от самости как атомистической (и экономической) единицы, как предполагалось в политической и экономической философии буржуазного индивидуализма. Романтическое «я» было более глубоким, более аутентичным эго, лежащим под слоями социальных условностей, «я», которое пыталось с помощью таких принципов, как ирония, интегрировать все более фрагментированные элементы буржуазного мира в видение единства. И достичь такого видения мог в первую очередь поэт. В целом романтики превозносили статус поэта как гения, оригинальность которого основывалась на его способности усматривать связи между внешне несовместимыми явлениями и возводить человеческое восприятие к всеобъемлющему, объединяющему видению.

Наиболее важной человеческой способностью для такой интеграции было воображение, которое большинство романтиков рассматривало как объединяющую силу, способную гармонизировать другие слои человеческого восприятия, такие как ощущение и разум. Следует отметить, что романтизм часто ошибочно характеризуют как замену «разума» Просвещения эмоциями, инстинктами, спонтанностью и воображением. Чтобы понять, о чем здесь идет речь, необходимо вспомнить, что многие романтические мысли брали за отправную точку философию Канта (которая сама по себе вовсе не была романтической), особенно его различие между феноменами и ноуменами, его трактовку воображения и установление относительной автономии категории эстетического. Отношение Канта к мысли Просвещения действительно было амбивалентным, поскольку он пытался установить ограниченность разума. Однако Кант заявил, что категории понимания применимы ко всему феноменальному миру; его понятие о ноумене есть просто ограничивающее понятие, а его действительное существование есть не что иное, как предпосылка морали и свободы воли. Более того, он рассматривал воображение как опосредующий принцип, примиряющий освобождение ощущений с категориями рассудка. Романтики, подобно Гегелю (который сам, конечно, не был романтиком), помещали ноуменальное царство в пределы досягаемости человеческого постижения и часто превозносили функцию воображения, рассматривая его как средство достижения истин за пределами феноменального мира и за его пределами. досягаемость только разума. Но они не пытались отвергнуть или отвергнуть открытия логики и разума, просто поместив их в более широкую схему восприятия. Поэтому Кольридж видел во вторичном воображении, свойственном поэту, объединяющую силу, способную примирить общее и конкретное, универсальное и особенное. Шелли даже рассматривал воображение как имеющее моральную функцию, как силу, позволяющую «я» помещать себя в более широкую эмпатическую схему, в отличие от разума, выражающего эгоистичные ограничения либерального атомистического «я». Отсюда глубоко двойственное отношение между романтизмом и мейнстримом буржуазной мысли, поднявшейся до гегемонии на волнах Просвещения, Французской и Промышленной революций. Наша собственная эпоха глубоко проникнута этим амбивалентным наследием.

Эта амбивалентная связь романтизма с буржуазной мыслью осуществлялась как через понятие воображения, так и через столь же архетипическое понятие романтической иронии. Древнеримские авторы Цицерон и Квинтилиан вслед за греками определили иронию как форму лицемерия, при которой намерение говорящего отличается от его утверждений. Это широкое определение иронии оставалось в ходу в эпоху поздней античности, Средневековья, Возрождения и неоклассической эпохи. И во Французской энциклопедии 1765 года, и в словаре Джонсона повторилось определение иронии как фигуры речи, в которой смысл подрывает или противостоит фактическим словам, используемым для его выражения.

Только в конце восемнадцатого века ирония поднялась из простого риторического приема до целостного взгляда на мир, став под видом романтической иронии указателем широкого философского видения. Возникновение этого изменения обычно приурочено к «Фрагментам» Шлегеля 1797 года, в которых ирония наделяется эпистемологической и онтологической функцией, видя в ней способ противостояния и преодоления противоречий конечного мира. Теоретическому осмыслению иронии в этом направлении способствовали многие писатели, в том числе Гейне, Кьеркегор и Ницше. В основе иронии, сформулированной большинством мыслителей девятнадцатого века, лежала романтическая склонность противостоять, а не игнорировать упрямый беспорядок, случайность, течение и тайну мира. В этом смысле ироническое видение признает, что мир можно рассматривать с многочисленных непримиримых точек зрения, и отвергает любое провиденциальное, рациональное или логическое выведение абсурда и противоречий мира в ложное единство. И все же такая романтическая ирония не является полностью негативной: хотя она отвергает объективный порядок, навязанный опыту или миру религиозными или рациональными средствами, она ищет более высокое трансцендентное единство и цель, основанные в конечном счете на субъективности. Модернистская ирония рассматривается большинством теоретиков как развитие романтической иронии и как предполагающая двойную позицию: отрицание господствующих ценностей и институтов и беспомощное соучастие с ними. Однако он отличается от романтической иронии тем, что он более нигилистический, отчаянный в возможности превзойти или изменить текущее положение дел. Ирония фактически влечет за собой неудачный поиск смысла и единства.

«Романтическая» метаморфоза иронии в восемнадцатом веке из классического и средневекового риторического приема в указатель метафизической перспективы была неразрывно связана с более широкими социальными и политическими изменениями, о которых говорилось ранее. Возникновение и быстрое теоретизирование иронии как метафизической точки зрения совпало с эпохой утверждения гегемонии буржуазных интересов и ценностей не только в политической жизни и экономической практике, но и в философии, литературе и науке. Ирония была по существу идеалистической реакцией на господствующие тенденции буржуазной мысли, пытавшейся определить мир в терминах своих собственных четких категорий, основанных на рационализме, прагматической эффективности и атомистическом и утилитарном товаризации всех элементов мира. включая тему человека. В основе этих тенденций лежало убеждение, что в принципе знание, разум и наука могут распространить свой контроль на все стороны человеческой жизни.

Мыслители-романтики, придерживавшиеся иронического видения, противостояли редуктивно-механистическому, утилитарному и коммерческому импульсу буржуазной мысли. Ирония была средством вновь облечь мир тайной, ограничить высокомерные притязания разума, отрицать идеалы абсолютной ясности и определенности, подтвердить глубокую взаимосвязь вещей и искать для человеческого духа более высокие и более духовные формы выполнение, чем те, которые доступны через материальную и коммерческую эффективность. И все же ирония как способ реакции несла на себе отпечаток поражения: она могла просто выражать субъективные протесты против колоссальных исторических движений, которые уже находились в процессе реализации, протесты, которые часто плавали без какой-либо жизнеспособной основы институциональных изменений. Романтики боролись против мира, материалистические, прагматические, утилитарные и сциентистские основы которого были заложены еще со времен Просвещения и Французской революции.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *