Амбивалентный тип ненадежной привязанности | Психолог Александра Павловская
Вася соскучился по Маше, он рад ее видеть, он «голоден» по любви и вниманию и он начинает критиковать, агрессировать, всячески «кусать» Машу.
В какой-то момент она или проявляет агрессию к нему в ответ, и тогда он немного успокаивается, как будто бы получив подтверждение того, что его заметили и ценят.
Либо, в большинстве случаев, Маша уходит. Вася страдает и агрессирует еще больше.
Что происходит? Почему Вася так себя ведет? Как это сказывается на его отношениях?
Давайте попробуем разобраться более детально.
Основные стили привязанностей ребенок получает в детском возрасте.
Это как колея, дорога для отношений и чувств, которую прокладывают для него мама и папа, дедушка и бабушка.
Значимые взрослые передают малышу то, что умеют делать сами. Он вырастает, и у него в наборе « по умолчанию» оказывается несколько привычных типов поведения с близкими людьми.
Амбивалентный тип привязанности – это когда человек выражает негатив, критику, обесценивает и кошмарит того, в ком он нуждается.
«Бьет, значит любит» и «утонешь, домой не приходи» — яркие иллюстрации амбивалентного (противоречащего импульсу) отношения к значимому человеку.
Какой человек заинтересуется и останется в предложенном стиле отношений?
Тот, у кого достаточно выражен мазохистический радикал.
Тот, кто очень низко ценит себя: кому еще я нужна кроме него?
Тот, кого вырастили как нарциссическое расширение родителя с аналогичным стилем привязанности.
Тот, кто не будет участвовать в отношениях эмоционально, а продолжит в них оставаться ради какой-то своей выгоды, по необходимости.
Если описанные типы личности не являются мечтой для человека с амбивалентным типом привязанности, то у него есть выбор:
— оставаться в одиночестве,
— менять свои представления о том, с кем он хочет быть в отношениях (сильно снижать свои притязания),
— менять свой привычный стиль близких отношений.
Если вы узнали себя как человека с амбивалентным типом привязанности, то, наверное, легко ответите на вопрос: от кого вы ему научились?
Кто так же себя вел: мама? Папа? Любимый дед?
Теперь обратите внимание на его партнера – то есть, того человека, который терпел (или не терпел) негативное отношение к себе, обесценивание и вечное недовольство.
Как на ваш взгляд, какие причины были, чтобы оставаться в таком стиле отношений?
Хотите ли вы для себя партнера, который будет похож по некоторым личностным качествам на того, кто примет и выдержит негатив, недовольство, обесценивание, критику?
Если да – то каким дополнительным ресурсами нужно обладать, чтобы такого человека привлечь и удержать его интерес в отношениях?
Люди с амбивалентным (негативным) стилем привязанности, как правило, сами очень плохо относятся к любому недовольству в свой адрес.
Они хотят получать восторг, признание, любовь, поддержку, понимание, сочувствие и заботу.
Но не готовы ценить их, и тем более не желают искренне и открыто показывать свое теплое отношение к близкому человеку.
Амбивалентность : причины, симптомы, диагностика, лечение
В теории психологии и практике психотерапии принято различать определенные типы амбивалентности – в зависимости от того, в каких сферах взаимодействия личности они больше всего проявляются.
Амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность характеризуется двойственным отношением к одному и тому же субъекту или объекту, то есть наличием одновременно возникающих, но несовместимых чувств: благосклонности и неприязни, любви и ненависти, принятия и отвержения. Поскольку чаще всего такая внутренняя биполярность восприятия является основой переживаний человека, то данный тип может определяться как амбивалентность переживаний или амблиотимия.
Как результат, может возникать так называемая амбивалентность в отношениях: когда кто-то из окружающих на подсознательном уровне постоянно вызывает у человека противоположные эмоции. И когда человеку действительно присуща двойственность в отношениях, он не может избавиться от подсознательного негатива, беспокоясь даже в те моменты, когда их партнер делает что-то хорошее. Чаще всего это обусловливает неопределенность и нестабильность в партнерских отношениях, и связано с тем, что полярность чувств, как уже говорилось выше, существует изначально и может провоцировать внутриличностный конфликт. Выражается он во внутренней борьбе «да» и «нет», «хочу» и «не хочу». Степень осознания этой борьбы влияет на уровень конфликтности между людьми, то есть когда человек не осознает своего состояния, он не может сдерживать себя в конфликтных ситуациях.
У западных психотерапевтов существует понятие шаблон хронический амбивалентности: когда чувство беспомощности и стремление подавить глубоко засевший негатив заставляет человека занимать оборонительную позицию, лишая его не только ощущения управления своей жизнью, но и обычного душевного равновесия (проводя к истеричности или состоянию депрессивной неврастении).
У детей может развиваться амбивалентность в привязанности, сочетающая любовь к родителям и опасения не получить их одобрения. Подробнее читайте ниже – в отдельном разделе Амбивалентность в привязанности.
Состояние, при котором человеку одновременно приходят противоположные мысли, а в сознании уживаются противоположные понятия и убеждения, определяется как амбивалентность мышления. Такую раздвоенность принято считать результатом патологии в формировании способности к абстрактному мышлению (дихотомии) и признаком психического отклонения (в частности, паранойи или шизофрении).
Амбивалентность сознания (субъективная или аффективно-когнитивная) также относят измененным состояниям психики с фокусированием на разногласиях между собственными убеждениями человека и конфронтации между оценками происходящего (суждениями и личным опытом) и объективно существующими реалиями (либо их общеизвестными оценками). Данное когнитивное нарушение присутствует при психозах и сопровождаемых бредом, безотчетной тревогой и страхом навязчивых состояниях.
[7], [8], [9], [10]
Амбивалентность в привязанности
В детстве может развиваться амбивалентность в привязанности (тревожно-амбивалентная привязанность), если отношение родителей к своим детям противоречиво и непредсказуемо, отсутствует теплота и доверительность. Ребенок недополучает ласки и внимания, то есть воспитывается в строгих правилах – в условиях постоянного «эмоционального голода». Психологи утверждают, что в формировании данного типа амбивалентности немаловажную роль играют темперамент ребенка, взаимоотношения родителей между собой, уровень поддержки всех поколений семьи.
Многие из родителей ошибочно воспринимают свое желание завоевать любовь ребенка с фактической любовью и заботой о его благополучии: они могут проявлять гиперопеку по отношению к ребенку, быть сосредоточенными на его внешнем виде и успеваемости, бесцеремонно вторгаться в его личное пространство. Вырастая, люди, имеющие амбивалентность в привязанности в детстве, отличаются повышенной самокритичностью и заниженной самооценкой; они тревожны и недоверчивы, ищут одобрения окружающих, но это никогда не избавляет их от неуверенности в себе. А в их отношениях отмечается чрезмерная зависимость от партнера и постоянная обеспокоенность тем, что их могут отвергнуть. На почве постоянного самоконтроля и размышлений по поводу своего отношения к другим могут развиваться перфекционизм и компульсивное поведение (как средство самоутверждения).
Амбивалентное расстройство привязанности в детстве может стать базой для развития такого небезопасного психического отклонения, как реактивное расстройство привязанности (код по МКБ-10 – F94.1, F94.2), формулировка навязчивая амбивалентность в данном случае клинически некорректна.
Патологическая амбивалентность в виде реактивного расстройства привязанности (РРП) касается социального взимодействия и может принимать форму нарушений инициирования или реагирования на большинство межличностных контактов. Причинами расстройства являются невнимательность и грубое обращение взрослых с ребенком от шести месяцев до трех лет или частая смена лиц, обеспечивающих уход.
При этом отмечается заторможенная и расторможенная формы психической патологии. Так вот, именно расторможенная форма может приводить к тому, что подросшие дети с РРП пытаются получить внимание и комфорт от любых взрослых, даже абсолютно незнакомых, что делает их легкой добычей для извращенцев и криминальных личностей.
[11], [12], [13], [14], [15]
Примеры амбивалентности
Многие источники, со ссылкой на З. Фрейда, приводят пример амбивалентности чувств из трагедии В.Шекспира. Это большая любовь Отелло к Дездемоне и жгучая ненависть, охватившая его из-за подозрения в супружеской измене. Чем завершилась история венецианского ревнивца, всем известно.
Примеры амбивалентности из реальной жизни мы видим, когда люди, злоупотребляющие алкоголем, понимают, что пить вредно, но они не в состоянии принять меры, чтобы раз и навсегда отказаться от спиртного. С позиции психотерапии, такое состояние может быть квалифицировано, как амбивалентное отношение к трезвости.
Или вот такой пример. Человек хочет бросить работу, которую он ненавидит, но за которую неплохо платят. Это сложный вопрос для любого человека, но людей, страдающих от амбивалентности, постоянные раздумья над этой дилеммой, парализующее сомнение и страдания практически стопроцентно загонят в депрессию или вызовут состояние невроза.
Интеллектуальная амбивалентность относится к неспособности или нежеланию давать однозначный ответ и формировать определенное умозаключение – из-за отсутствия у человека логического или практического обоснования для определенная своей позиции. Основная проблема интеллектуальной амбивалентности в том, что она (согласно теории когнитивного диссонанса) является предпосылкой отсутствия четкого руководства или ориентации действий. Эта неопределенность парализует выбор и принятие решений, а в итоге выражается в несоответствии между тем, что человек думает, и тем, как он себя ведет в реальности. Эксперты называют такое состояние – амбивалентность поведения, двойственность поступков и действий, амбивалентность мотивации и воли или амбитендентность.
Следует отметить, что термин эпистемологическая амбивалентность (с греч epistеmikоs – знания) в психологии не применяют. Он имеет отношение к философии познания – эпистемологии или гносеологии. Известно также такое философское понятие как гносеологический дуализм (двойственность познания).
А химическая амбивалентность относится к характеристикам полярности углеродных структур органических молекул и их связей в процессе химического взаимодействия.
Амбивалентность — что это значит в психологии, примеры
Амбивалентность – это неоднозначное отношение к человеку или объекту, постоянно меняющиеся идеи и настроение. Сталкивались ли вы с таким состоянием? Скорее всего, да. Многие люди могут сказать о том, что испытывали одновременно любовь и ненависть, привязанность и желание как можно быстрее уехать. Нормально ли это? Или пришло время обращаться за помощью?
Что такое амбивалентность
Амбивалентность в психологии – это двойственное отношение к предмету или человеку, противоречащие друг другу чувства или переживания. Объект вызывает две совершенно противоположные эмоции.
Впервые термин «амбивалентность» был открыт швейцарским психиатром Эйгеном Блейером в начале 20 столетия. По его мнению, это состояние является признаком шизофрении.
В отличие от Блейера, Зигмунд Фрейд считал, что амбивалентность – это мирное сосуществование в человеческой душе противоположных друг другу побуждений. Эти побуждения возникают в двух сферах (жизнь и смерть) и считаются фундаментом личности. Ученый указал на тот факт, что человек рождается с двойственными эмоциями. При этом положительные находятся на сознательном уровне, а негативные спрятаны в глубине подсознания. В благоприятных условиях они «всплывают», провоцируя человека на непредсказуемые и порой неадекватные поступки.
Всемирно известный Карл Юнг расширил понятие. По его словам, сознательное и бессознательное гармонично уживаются в механизме действия человеческой психики. Что же тогда такое амбивалентность простыми словами? Это существование в сознании и подсознании двух противоположных или конфликтующих чувств, желаний, эмоций или намерений в отношении одного и того же человека, явления, объекта.
Интересно! Ф. Скотт Фицжеральд говорил, что амбивалентность усиливает умственные способности каждого человека.
Амбивалентность бывает трех видов:
- Эмоциональная амбивалентность. Чаще всего появляется в романтических отношениях. Индивид испытывает к объекту обожания два разных чувства.
- Волевая. По-другому называется амбитенденцией. Что это значит? Человек имеет две противоположные цели и, соответственно, ждет два результата. Ему сложно сделать между ними выбор, из-за чего он откладывает принятие решения.
- Интеллектуальная амбивалентность. Принцип такой же, как и в двух предыдущих случаях. Только здесь дело касается противоречащих идей.
Есть еще четвертый вид – социальная амбивалентность. Примером является человек, живущий одновременно по общепринятым законам и ревностно посещающий церковь. Сюда же относится распространенный термин – православный атеист. Двойственность налицо.
Амбивалентность в психологии и психиатрии
До начала 20 века значение слова амбивалентность рассматривалось лишь в медицинской практике. Но после, как сказано выше, ее стали изучать в психологии. Психологи считают, что это состояние – норма. Поэтому не нужно пытаться от него избавиться. Главное – следить за его проявлениями.
Однако стоит помнить, что в некоторых случаях хрупкая человеческая психика «ломается». В результате развиваются неврозы и другие серьезные проблемы. К таким случаям относятся:
- употребление психотропных препаратов, алкогольсодержащих напитков, наркотических веществ;
- сильный стресс или психологическое потрясение;
- травмирующие ситуации, которые оставили в сознании неизгладимый след.
Сюда же относится использование техник изменения или расширения сознания. Речь идет о нейролингвистическом программировании.
В психиатрии амбивалентность считается симптомом многих серьезных заболеваний. Ее не рассматривают как самостоятельную патологию.
Обычно амбивалентность связывают с психическими расстройствами. Как сказано выше, одно из них – шизофрения. Есть и другие:
- депрессии в хронической стадии;
- психоз;
- панический страх;
- различные страхи;
- неврозы;
- обсессивно-компульсивное расстройство.
Амбивалентность при таких патологиях – это одновременное существование нескольких чувств, эмоций, ощущений. Они не смешиваются между собой.
Причины возникновения амбивалентности у человека
Амбивалентное состояние — симптом психических расстройств. Причинами их развития считаются частые стрессовые ситуации, конфликты, сильные переживания. Как только ситуация стабилизируется, двойственность пропадает сама по себе.
Иногда амбивалентность является следствием сложных взаимоотношений:
- У детей амбивалентность развивается в том случае, когда им не хватает родительской заботы или тепла. Другой вариант – чрезмерная опека, когда мама и папа позволяют себе вторгаться в личное пространство ребенка.
- Амбивалентность между мужчиной и женщиной появляется, если кто-то из них не уверен в своем партнере, постоянно создает конфликтные ситуации. Также причиной является нестабильность в отношениях.
Подобные ситуации провоцируют стрессы, депрессии, истерики, неврастенические состояния.
Выяснить точную причину амбивалентности может психотерапевт, психолог или психиатр. Выбор в данном случае зависит от степени ее выраженности.
Примеры амбивалентности
Амбивалентное состояние имеет множество граней и особенностей. Некоторые примеры могут вас удивить:
- Любовь к родителям и сильное желание съехать от них, жить отдельно. В особо тяжелых случаях им даже желают смерти.
- Любовь к ребенку вперемешку с желанием хотя бы на пару дней избавиться от него, отправив к бабушкам и дедушкам на воспитание.
- Желание жить в одном доме с родителями, но при этом не слышать их нравоучений, советов.
- Ностальгические воспоминания о прошлом, в котором были потери чего-то важного.
- Страх и любопытство. В темной пустой комнате раздаются странные звуки. Человек боится, но все равно идет посмотреть, что же там происходит.
- Садомазохизм. Речь идет не только о сексуальных отношениях. Вспомните случаи, когда женщина мучается с мужем-алкоголиком или наркоманом, но никак не решится уйти от него.
Другим примером амбивалентности может стать необходимость выбрать из двух кандидатов. У каждого есть хорошие и плохие качества. Но выбрать кого-то одного невозможно. Для получения идеального варианта хочется объединить их в единое целое.
Как проявляются амбивалентные чувства
Что означает понятие амбивалентность чувств? По определению амбивалентность – это двойственность эмоций, желаний и идей. Это полностью противоположное отношение к одному и тому же объекту. Человек не может сделать выбор в пользу одного из решений. Его поведение и эмоциональное состояние постоянно меняются. Утром он мог быть спокойным, дружелюбным. А к вечеру вдруг стал истеричным, агрессивным, провоцирует на ссоры. Или другой пример, «больной» — обычно осторожный, трусливый человек. В амбивалентном состоянии он становится безрассудным. После он вновь превращается в самого себя.
Такие изменения не несут ничего, кроме разочарования, паники, дискомфорта. Они приводят к развитию стресса, неврозов и депрессии.
Яркий наглядный пример проявления амбивалентности чувств в психологии – произведение Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой очень хочет совершить преступление. Но вспомните, как он боится решительных действий. Двойственность в действии. Но в этом случае она является симптомом психического расстройства.
В наше время амбивалентность (особенно социальная) проявляется у некоторых народов. Взять, например, Турцию. Местные жители часто не могут определиться с тем, какая культура им по нраву: европейская или азиатская. Они не хотят нарушать свои религиозные законы. Но в то же время боятся показаться слишком набожными перед иностранными туристами. Иногда женщины оправдываются за ношение головного убора. Они говорят, что это удобно и красиво. Хотя на самом деле таким внешним видом соблюдают исламские предписания.
На территории России также часто встречается амбивалентность. Причем не только среди простых людей, но и у тех, кто наделен властью. Например, Александр Первый в какой-то период времени хотел упразднить монархию и ввести свободные выборы. Но вскоре он поменял свои взгляды, сделав себя жестоким монархом.
Многие люди зачастую не имеют своего мнения, слепо следуя за пропагандой. С одной стороны, они стремятся к тому, что им навязывают окружающие. С другой же, порой считают это глупостью и пытаются жить в согласии со своим мнением. Так проявляется амбивалентность поведения.
Амбивалентность в отношениях
Амбивалентность в отношениях встречается часто. Вспомните хотя бы распространенную фразу о том, что от ненависти до любви один шаг. «Люблю и ненавижу» — наверняка вы слышали (и не один раз) эти слова.
Для наглядности приведем примеры:
- Жена любит мужа. Но испытывает массу негативных эмоций из-за сильной ревности.
- Женщина обожает своего сына или дочь. Но от усталости ей порой хочется вылить на них все свое раздражение, злость, обиду.
- Ребенок любит родителей, старается проводить с ними как можно больше времени. Но в этот же момент мечтает о том, чтобы они не вмешивались в его жизнь.
- Девушка любит избранника. Но ее раздражают некоторые его качества. Да и близкие друзья провоцируют пересмотреть отношения.
Если амбивалентность эмоций в отношениях появляется на короткий промежуток времени, волноваться не стоит. Кратковременные эмоции не принесут вреда. В противном же случае можно судить о серьезных расстройствах психики.
Диагностика и лечение амбивалентности
Не нужно пытаться самостоятельно поставить себе диагноз амбивалентность. Это должен делать специалист: психолог, психотерапевт или психиатр.
Диагностика
Диагностика амбивалентности предполагает проведение ряда тестов:
- тест Каплана для определения биполярного расстройства;
- тест Пристера, выявляющий наличие конфликтов;
- конфликтологический тест Ричарда Петти.
Но обычно наличие амбивалентности определяется по ответам на такие вопросы:
- Открываю ли я другим свою душу?
- Готов ли обсудить проблемы с посторонними?
- Не испытываю ли дискомфорт, ведя с собеседником откровенные разговоры?
- Боюсь ли я, что со мной перестанут общаться?
- Испытываю ли я волнение, если окружающим я неинтересен?
- Несет ли зависимость от других отрицательные эмоции?
Ответить нужно оценкой от 1 до 5. 1 – полностью не согласен, 5 – полностью согласен.
Лечение
Терапия должна быть комплексной. Для начала нужно выявить причину амбивалентности. Выше говорилось о том, что она не является отдельной болезнью. Обычно это симптом расстройств психики. Осталось выявить, каких.
Для стабилизации личности врач назначает прием медикаментозных препаратов нескольких групп:
- нормотимики – помогают в борьбе с резкими изменениями настроения;
- антидепрессанты – лечат нарушения в работе головного мозга, провоцирующие развитие депрессивных состояний;
- транквилизаторы – помогают избавиться от тревожности, панических атак, проблем со сном, успокаивают, расслабляют;
- нейролептики – улучшают концентрацию, которая снижается в амбивалентном состоянии;
- ноотропы – нормализуют кровообращение в головном мозге, улучшают его активность при психических расстройствах;
- снотворные – улучшают сон;
- седативные средства – устраняют нервное напряжение, помогают справиться с паническими атаками и неврозами;
- витамины группы B – нормализуют работу нервной системы, эффективно борются с депрессией.
Дозировку препаратов и длительность курса лечения определяет врач. В случае с амбивалентностью самолечение тоже опасно.
Одновременно с приемом медикаментов было бы хорошо записаться на прием к психологу. Он поможет найти свои слабые стороны, разобраться в ощущениях, найти причину развития амбивалентности. Это могут быть личные беседы, занятия с группой, специальные тренинги по личностному росту.
Если вышеописанные способы не помогают, значит, амбивалентное состояние переросло в патологическое. Здесь понадобится психиатра. Иначе появятся серьезные проблемы в общении, неожиданная негативная реакция на людей и происходящее вокруг.
Заключение
Итак, значение амбивалентности – двойственность. Не стоит беспокоиться, если иногда у вас возникают противоречивые чувства в отношении человека, события или объекта. Это нормально. Бить тревогу нужно, если такое состояние мешает вашей привычной жизни, портит отношения с окружающими, сказывается на эмоциональном здоровье. С помощью специалиста, например, психолога или психотерапевта, найдите причину происходящего. После можно начинать ее устранение. Назначенные врачом препараты и правильно подобранная терапия помогут вам изменить взгляд на вещи, научиться контролировать проявление чувств и, как следствие, стать счастливее.
Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.
4 стиля привязанности у детей
Экология жизни. Дети: Именно благодаря формирующейся привязанности ребёнок приспосабливается к матери, к её реакциям, а у матери в ответ…
Исследования привязанности начались с теории Фрейда о любви, но отцом теории привязанности принято считать другого исследователя.
Джон Боулби, посвятив привязанности обширные исследования, охарактеризовал её как «устойчивую психологическую связь между людьми». В дополнение к этому он счёл, что привязанность имела важное значение для эволюции: она помогала выжить.
«Склонность образовывать сильные эмоциональные связи с другими есть основной элемент человеческой природы» (Боулби, 1988).
Какой бывает привязанность у детей
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
У младенца возникновению привязанности способствует врождённая необходимость связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических потребностей в тепле, пище, физической защите.
Не менее важным для нормального развития ребёнка и его привязанностей является психологический комфорт, который формирует у ребёнка чувство защищённости и доверия к окружающему миру.
Таким образом, именно благодаря формирующейся привязанности ребёнок приспосабливается к матери, к её реакциям, а у матери в ответ на демонстрацию «отношенческой» активности младенца формируется устойчивая привязанность к нему с адекватным желанием заботиться о ребёнке.
Этот постулат описывает значимость зрелости материнского поведения, как основы формирования привязанности у ребёнка, что равноценно базису его психического здоровья.
Именно поэтому так важен опыт первого года жизни, он является определяющим для психологического, социального и личностного развития ребёнка на протяжении всей его дальнейшей жизни в результате закрепления чувства экзистенциальной безопасности и навыков решения сложных ситуаций и является основой психического здоровья растущей личности.
Ниже будут приведены основные стили привязанности, но важно оговориться, что стили привязанности, сформированные в детстве, не обязательно идентичны тем, что проявляются во взрослой жизни, здесь большую роль играет промежуточный опыт и то, каким он будет у человека.
Надежный стиль
Дети с этим стилем привязанности обычно сильно расстраиваются, когда их покидают взрослые, и счастливы, когда те возвращаются. Когда они напуганы, то будут искать утешение именно у взрослых. Несмотря на то, что эти дети могут утешиться в присутствии других людей, они явно предпочитают родителей незнакомым людям.
Родители детей с надёжным стилем привязанности, как правило, больше играют со своими детьми. Кроме того, эти родители более оперативно реагируют на потребности своих детей, чем родители детей с избегающим стилем.
Исследования показали, что дети с надёжным стилем менее разрушительны, менее агрессивны и проявляют большую зрелость, чем дети с тревожно-амбивалентным или избегающим стилем привязанности.
Взрослые с надёжным стилем привязанности имеют доверительные и долгосрочные отношения. Таких людей характеризуют высокая самооценка, наслаждение близкими отношениями, стремление к социальной поддержке и способность поделиться чувствами с другими людьми.
Тревожно-амбивалентный стиль
В процессе диагностики видно, как такие дети очень сильно огорчаются после ухода матери, а после её возвращения цепляются за нее, но практически сразу же её отталкивают.
В незнакомой ситуации эти младенцы держатся близко к матери, беспокоясь по поводу её местонахождения, при этом практически не занимаются исследованиями пространства.
Они приходят в крайнее волнение, когда мать покидает комнату, и проявляют заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращается (то приближаясь к ней, то сердито отталкивая её).
Амбивалентность взаимоотношений с матерью проявляется в том, что ребёнок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому — «привязанность–отвержение» — попеременно, а иногда практически одновременно.
Часто такая форма поведения приобретает черты негативной невротической привязанности, когда ребёнок постоянно, но неосознанно «цепляет» родителей, стараясь раздражать их и провоцируя родителей на наказания, в поиске «суррогата» привязанности, эрзац-внимания: необходимости разрешать постоянно возникающие проблемы вследствие неадекватного поведения ребёнка.
Такой тип привязанности формируется в результате пренебрежительно-гиперопекающего типа воспитания.
Амбивалентный, тревожно-сопротивляющийся тип привязанности характерен для детей, чьи родители непоследовательны. Они то «заласкивают» ребёнка, то взрываются, обижают его, часто несправедливо наказывают, бьют, делая и то, и другое бурно и без объективных причин. Этим родители (преимущественно мать, так как отец часто в таких случаях либо отсутствует, либо не принимает участия в непосредственном воспитании ребёнка) лишают ребёнка возможности как понять родительское поведение и приспособиться к нему, так и осознать родительское отношение к себе.
Избегающий стиль
Дети с избегающим стилем привязанности стремятся избегать родителей и воспитателей. Это избегание часто особенно заметно после периода разлуки.
Эти дети не способны отказаться от внимания родителей, но и не ищут заботы или контакта.
Дети с избегающей привязанностью не оказывают предпочтения родителям перед совершенно незнакомым человеком.
В зрелом возрасте они, как правило, испытывают трудности с интимными и близкими отношений. Эти люди не вкладывают эмоции в отношения и мало огорчаются, когда они заканчиваются. Они часто избегают близости с помощью отговорки (например, работы) или могут фантазировать о других людях во время секса.
Исследования также показали, что взрослые с избегающим стилем привязанности более склонны к случайному сексу; они неспособны поддержать партнеров в стрессовых ситуациях, разделить с ними чувства, мысли и эмоции.
Дезорганизованный стиль
Дети с этим стилем привязанности выказывают отсутствие чёткой модели поведения. Их действия и ответы на поведение воспитателей часто непредсказуемы — они могут как избегать контакта, так и оказывать сопротивление. Эти дети часто смущены присутствием взрослого или выказывают опасение.
Мэйн и Соломон (1986) предположили, что фактором, определяющим формирование этого стиля привязанности может быть непоследовательность со стороны родителей, жестким воспитанием или физическими наказаниями.
Позже Мэйн и Гессе (1990) утверждали, что такие родители своим поведением вызывают в ребёнке страх и неуверенность: когда ребёнок чувствует одновременно заботу и угрозу со стороны родителей, он начинает путаться.
Вырастают такие дети во взрослых, которым не нужно, чтобы их любили, им нужно чтобы их боялись.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Теория привязанности и отношения, которые повторяются., Психотерапия – Гештальт Клуб
Привязанность — это психологическая модель поведения, которая описывает динамику отношений. Краткосрочных и долгосрочных. Имеет свои корни в прошлом опыте в детстве. Определяет возможность человека связываться с разными людьми и имеет разные виды.
Это одна из граней отношений, которая определяет, как люди
реагируют на боль в них или при разлуке с любимым.
Привязанность к значимому взрослому в детстве — это то, что будет влиять на способность человека развивать базовое доверие к себе, миру и важным людям.
Английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби первый, кто обнаружил в своих исследованиях важность для ребенка привязанности к взрослому, что дает возможность ему выжить и адаптироваться к миру. В присутствии отзывчивого и внимательного взрослого ребенок может на него опираться как на надежную базу и исследовать мир. Привязанность у ребенка формируется даже с холодными, отвергающими родителями таким образом, что он подстраивается. Разные факторы влияют на формирование различных паттернов привязанности.
Благодаря эксперименту психолога Мэри Эйнсворт — «Незнакомая ситуация», ей удалось выделить 4 основных способа привязанностей.
Безопасная (надежная) привязанность — это дети, которые могут положиться на значимых взрослых с уверенностью, что их потребности в близости, эмоциональной поддержке и защите будут удовлетворены.
У взрослых с таким типом привязанности много различных безопасных отношений. Это люди, которые могут строить близкие отношения. У них есть страхи, опасения, стыд и чувства, но уровень доверия к миру достаточно высокий, поэтому они могут с этим справляться. Они уверенны в себе, в своих отношениях и партнерах. И способны проверять страхи об мир и сохраняют способность к изменениям. Они чувствуют себя комфортно в близости, но остаются при этом независимыми. И балансируют между. Такие люди решают задачи высокого порядка, чем уровни безопасности.
В эксперименте — это дети, которые замечают, когда мама уходит, могут плакать, но отпускают и способны вступать в отношения с миром, играть с другими взрослыми. Когда мама возвращается — рады видеть. То есть позволяют маме уходить, принимают, когда возвращается, и повторно с ней связываются. Это самый опорный и здоровый способ привязанности.
2. Избегающая привязанность (тревожно-избегающая) — сформировалась в ответ на дистантность, холодность или отвержение матери.
Такие люди очень недоверчивы в отношениях. Могут говорить откровенно о себе и воспринимаются как открытые, контактные личности, но ощущение рядом с ними недосвязи. Прикосновения до конца невозможны. Если приближаться, они будут отдаляться. Не очень связываются с людьми. Это независимые, самодостаточные люди, которые могут сами со всем справляться и не нуждаются в близких отношениях.
Может быть пустота или стыд в месте привязанности. У них желание вообще не испытывать чувства. Боятся уязвимости и отвержения, поэтому всегда держат дистанцию.
Опыт в отношениях — лучше было бы в них не находиться. Это дети, которые поняли, что потребность в близости приводит к разочарованию, и стараются избегать ее.
Дети принимают такие решения, когда родители очень хотят поглотить, слишком опекали — хочется убежать. Или, наоборот, когда совсем не было отклика или реакции на их потребности, где сформировалась апатия к отношениям. Ребенок что-то просит в отношениях, а родители заняты другим. Дальше он не вступает в близкие отношениях, предпочитает не сливаться.
У таких людей нет безопасного ощущения в отношениях, есть страх поглощения.
В эксперименте у таких детей нет уверенности, что заботящийся человек включенный и доступный. Почти не плачут, когда мама уходит. Сами по себе играют. Когда мама приходит, они замечают, но продолжают играть. У таких детей нет движения к отношениям.
3. Амбивалентный вид привязанности (тревожно-устойчивый) — очень нуждаются в привязанности и связанности с другими. Формируется, когда ребенок не уверен, что мать будет рядом, когда она понадобиться. Не чувствует себя спокойно и в безопасности рядом с ней.
Такие люди могут очень стремительно приближаться и так же стремительно отдаляться. Нет середины. Испытывают и проверяют отношения на прочность.
Если вы винитесь перед таким человеком, они будут бить туда и проверять вас. Подтверждать свою теорию, что никто их не выдерживает.
Это пограничные люди — очень нуждаются в связанности, но так же сильно отталкивают, чтобы ты возвращался. Они провоцирует на прекращение отношений. Такие люди вырастают очень неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми. Всегда ищут подтверждения взаимности, становясь чрезмерно зависимыми. Проявляют высокий уровень недовольства собой и партнером. Могут быть эмоционально экспрессивны, беспокойны и импульсивны в отношениях.
В эксперименте: когда мама уходит, такие дети плачут и очень тяжело переносят разлуку. У них слабый или отсутсвующий интерес к игре, не стремятся никуда, потому что не чувствуют себя в безопасности. Если их кто-то берет на ручки, начинают бить того, кто взял. Когда мама возвращается — они рады, что вернулась, но не принимают ее и не прощают, злятся. К игре не могут вернуться.
Ищут везде близость и привязанность, во всем мире, но делают так, что не могут построить отношения. Или так, что это невозможно. Страх быть поглощенным и отверженным одновременно.
4. Дезорганизующая привязанность — самый сложный тип привязанности, который связан с серьезными психологическими травмами. Такие люди на психотическом уровне организации строят отношения. Они делают нечто, что не будет вами осознанно и что не будет иметь вербального смысла, но будет менять вас. Это люди, которые в детстве испытали много насилия.
Которые наперед знали, как им подстроиться под взрослого. Если папа прийдет пьяный, они уже знают, что будет дальше, и заранее совершают какие-то действия. Это дети, которые научаются выживать и живут инстинктами. Очень чувствительны. Они знают любую вашу реакцию, что умолчали и имели ввиду. Люди, которые могут меня встретить с моей животной частью или поднимают ее во мне. Разоблачают, раздевают, и рядом с ними можно переживать ужас.
Они не могут выдержать контакта, потому что очень его чувствуют.
Любое приближение переживают как прикосновение к сочившейся ране.
В эксперименте, когда мама покидает, они всегда непредсказуемо откликаются на исчезновение. Могут выгибаться, биться об пол, замирать. Один и тот же ребенок, который ведет себя каждый раз непредсказуемо. Рептильный мозг говорит — БЕГИ ОТ. Лимбический — беги к маме, и эти два желания всегда разрывны.
Вид привязанности формируется с рождения до 5 лет. Особенно уязвим в паттернах до 3 лет. Способ связанности отображается и запоминается в теле, и дальше опыт воспроизводится на телесном уровне и повторяется каждый раз в отношениях. И мы по этим паттернам, знакомой схеме выстраиваем отношения с важными людьми.
Способы привязанности могут быть смешанными.
Несмотря на устойчивые, сформированные модели взаимоотношений, трансформировать привязанность можно, если меняются условия, среда, опыт вокруг и внутри. Это можно делать также с помощью долгосрочной терапии. Где есть возможность научиться выстраивать длительные отношения и здоровую привязанность.
Ребенок отличается от взрослого тем, что он не может выбирать и ему необходимо выжить. А взрослый может выбирать, менять свою среду существования, людей вокруг, трансформироваться внутри.
Невозможность выбора — это детское поведение, стабилизация на одном состоянии с авторитетным взрослым и, соответственно, привязанностью.
Во взрослом возрасте и в терапии можно работать над движением, поиском и обнаружением чего-то еще в мире. Не оставаться в стабильности. Но для этого необходим ресурс и опора.
Важно развивать базовую устойчивую привязанность, которая будет безопасной — это очень опорно. Например, в клиент-терапевтических отношениях. Где терапевт стабильный, безопасный, которому можно доверять. Или же вспомнить отношения или человека, который любил и поддерживал. Был рядом. Вспомнить его любящие глаза. Это могла быть бабушка/дедушка или тетя/дядя. Опираясь на эти отношения, поддержку, двигаться дальше и исследовать мир.
Дальше ищем ресурсы, вспоминаем все свои навыки, умения,
сильные стороны, чтобы научиться доверять себе. Это дает
способность опереться на себя и двигаться дальше к миру,
наращиванию доверия к нему. Что приводит к возможности построить
безопасные, стабильные отношения с другими людьми.
Менять свой привычный способ привязанности.
Что такое амбивалентность в психологии, философии и в отношениях?
Изначально термин двойственности был широко распространен в медицине. Впервые амбивалентность стала известна благодаря французскому психиатру Блейлеру в 1900-х годах. С течением времени данное понятие начали применять в теориях психоаналитического характера и работах Зигмунда Фрейда.
Что такое амбивалентность?
Амбивалентность – это раздвоение в сознании человека отношения к чему-либо и это может быть связано с переживаниями, или двусторонним отношением к предмету, человеку и прочему. Состояние, в рамках которого может сосуществовать 2 противоположных чувства. Для того, чтобы полностью изучить понятие амбивалентности, необходимо рассмотреть его с точки зрения психологии и психиатрии.
Что такое амбивалентность в психологии?
Если не учитывать, тот факт, что изначально термин амбивалентность употреблялся только в сфере медицины, идея сосуществования совершенно разных чувств в человеческом сознании стала широко популярной и в психоанализе. С психологической точки зрения амбивалентный человек не является больным, поскольку данное состояние может коснуться абсолютно любого человека, разница лишь в степени проявления подобного состояния. В целом, амбивалентность в психологии — это чувство двойственного отношения к чему-либо.
Зигмунд Фрейд утверждал, что яркое проявление двойственности может выражаться в разных невротических состояниях, проявляться в определенный период развития личности. Почему же психоаналитики уделяют такое большое внимание данной особенности? Основа лежит еще в самом строении человеческого суперэго. Существует два неотъемлемых инстинкта жизни и смерти, которые уже сосуществуют в сознании человека с самого его появления, что и является более наглядным показателем амбивалентности.
Исходя из этого, нельзя утверждать, что данное явление может быть приобретенным, или вызванным определенными факторами, но, нужно отметить, что при наличии условий, способствующих двойственности, данное состояние может стать гораздо опаснее и вызвать нервные расстройства и как результат – негативные последствия. Благоприятные факторы могут быть следующие:
- попытка изменить сознание, или расширить его;
- применение препаратов психотропного действия, наркоз, употребление алкоголя;
- обстоятельства, травмирующие психику человека;
- различные негативные стрессы, депрессии.
Известна также версия о том, что в один момент существующие противоречивые чувства или мысли могут вступить в конфликтную ситуацию, в результате чего одно состояние может вытеснить другое в подсознании. Из-за этого не каждый человек способен проявлять амбивалентность, которая присутствует в сознании, на фоне чего и развиваются неприятные ситуации.
Амбивалентность в философии
Понятие двойственности в философии рассматривается, как зеркальное отражение в сознании человека процессов, противоречащих друг-другу. Амбивалентность бытия заключается в постоянной борьбе между добром и злом, в рождении и смерти, любви и ненависти. Ежесекундно человек подвергается нескольким влечениям одновременно, делая выбор, ощущая и создавая то или иное. Жизнь человека наполнена большим количеством двойственных чувств и решений.
Амбивалентность и амбитендентность
Амбитендентность обозначает сложное нарушение двигательного поведения, которое характеризуется двойственностью в сфере самопроизвольных действий, последствием чего становится неадекватное, странное поведение. Подобной явление, в основном, проявляется у людей, которые больны шизофренией при кататоническом синдроме. То есть, амбивалентный процесс может привести к амбитендентности человека с психомоторным расстройством.
Причины амбивалентности
Основными причинами двойственности являются особые факторы, которые проявляются у человека.
- Неспособность принять какое-либо решение. Выбор перед человеком возникает на протяжении всей жизни, и каждое его решение влечет за собой ряд последствий, как хороших, так и плохих. Люди, которые пытаются избежать принятия решений, сталкиваются с конфликтами на внутреннем психоэмоциональном уровне, что и приводит к амбивалентности.
- Неуверенность и подсознательный страх в совершении ошибки тоже может стать причиной проявления амбивалентности.
- Затяжные депрессии, стрессы, негативные эмоции — все это может вызвать амбивалентное расстройство.
Амбивалентность в отношениях
Человек — сложное существо, в котором нет согласованности между мыслями, действиями и желаниями. Человеческие чувства, в основном, не имеют слаженности и единства. Мы можем испытывать одновременно два противоречащих чувства к одной личности. Не спроста ведь говорят: «люблю и ненавижу» — казалось бы, как можно одновременно испытывать это?
Амбивалентное отношение может проявляться в одновременном испытании нежности мамы к своему ребенку и чувства злости и раздраженности от усталости, или любовь к своему супругу и ненависть, вызванную ревностью. Двойственность чувств может являться нормой в случае, если противоречивые эмоции чем-то спровоцированы и возникают кратковременно, при этом есть определенные устоявшиеся чувства к определенному предмету, человеку или действию.
Сексуальная амбивалентность
Переживания двойственного характера в сексуальной жизни могут быть вызваны устоявшимися нормами половой жизни, от чего может возникать чувство, спровоцированное сексуальными мыслями. Помимо этого, амбивалентные чувства могут быть вызваны одновременным присутствием нежности и мыслях о грубостях в сексуальном плане. В один момент человеку может хотеться чего-то «сладкого», а в следующую секунду ему «перчинку» подавай.
Гендерная амбивалентность
Проблема состоит в неуверенности человека в своем роде и ориентации сексуального характера. Нет конкретной определенности в человеческом сознании – он почему-то может метаться между своими определениями, не осознавая, на какой путь ему встать. Амбивалентность поведения тоже может быть вызвана влечением сексуального характера к лицам как женского, так и мужского пола.
Амбивалентность в привязанности
Амбивалентная привязанность — это разновидность привязанности, при которой ребенок не уверен в своих чувствах к маме, он колеблется, то пытаясь привлечь ее внимание, то наоборот отталкивая ее. Подобное проявление может возникнуть в результате отсутствия доверия между мамой и ее чадом. Воспитание детей в строгости, с постоянными ограничениями и рамками, без проявления теплоты, ласки и внимания, приводит к последующей двойственности чувств у ребенка по отношению к родителям.
Следствием такого явления может стать наоборот чрезмерная опека родителей, вторжение в личное пространство ребенка и постоянное внимание, без каких-либо ограничений. Как следствие такого воспитания и может проявиться амбивалентность. При этом, с возрастом человек станет:
- более самокритичным;
- неуверенным;
- недоверчивым к окружающему миру;
- зависимым в отношениях.
Амбивалентность — как избавиться?
Амбивалентность — явление, которое чаще протекает в сознании человека незаметно и не влечет за собой каких-либо последствий. Однако, если амбивалентность эмоций, проявлений чувств, приносит дискомфорт в общении с другими людьми и в целом в жизни, то следует обратиться к специалисту. Лечение амбивалентности заключается в правильно подобранных средствах, основываясь на общем состоянии человека и причинах возникновения двойственности.
В терапии могут использоваться препараты задача которых состоит в подавлении патологического состояния психики и стабилизации состояния. Бывают случаи, когда заболевание прогрессирует, возможна угроза жизни самого пациента и окружающим, тогда лечение необходимо проводить в психиатрических больницах. При первых сигналах амбивалентности, как проявления патологического состояния, не нужно заниматься самолечением, поскольку это может не только не дать положительных результатов, но и значительно усугубить состояние.
Учитывая, что амбивалентность является чертой психологического состояния человека, необходимо следить за своей психикой, обращать внимание на любые перемены. Если же вас начинают посещать навязчивые идеи, от которых вы не в силах избавиться самостоятельно, то нужно обратиться за помощью к врачу. Это даст возможность определить заболевание на ранних стадиях, что значительно облегчит последующее лечение.
Post of 24 July 2013 02:46 — Светлана Гейнц, 30 Sagittarius, Saint Petersburg | 10552677
[C-вектор] Анализ социального влечения (влечения к контактам). Навязчивая амбивалентность в привязанности с готовностью к отделению и отправлению на поиски. Билатеральная связь с отделением от прежнего объекта. Депрессивное настроение.Такой вид связи делает персону чрезвычайно несчастной. Внутренние причины такого несчастья можно обосновать следующими моментами:
1. Ненадежной, сомнительной привязанностью (± m) и, главным образом, спорностью того, что вообще возможна какая-либо серьезная привязанность. Чаще всего персона совершенно правильно чувствует, что она навсегда потеряла прежний объект любви и опоры. Обычно это реальная потеря объекта, и только изредка — воображаемая.
2. Психической реальностью: персона не может жить без потерянного объекта. Она пытается отыскать именно этот и никакой иной объект, хотя никогда и не сможет его вновь найти, так как потерянный объект был для нее абсолютно уникальным.
3. Интроекция потерянного объекта (Sch + 0) была настолько верной и объективной, что персона ищет только этот конкретный объект и не способна идти ни на какие компромиссы при выборе новых объектов. Так что поиск с самого начала обречен на провал.
4. Поэтому и возникает депрессия. Анализ влечений и сферы Я у депрессивных людей привел к выводу, что сама по себе потеря объекта означала только повод к началу поисков. Расстройство настроения вплоть до появления депрессивного состояния поддерживается посредством того, что из-за поиска уникального объекта делается невозможным нахождение ему замены. Итак, чем дольше персона отыскивает в окружающем мире и не находит утерянный ею объект привязанности, тем более расстроенной и несчастной она становится. Глубина депрессии будет возрастать, пока будет проявлять свое действие патологическая интроекция (+ k). Но в тот момент, когда воздействие интроекции прекращается и персона начинает разрушение присвоенного ею объекта, начинается маниакальная гонка и суета. В тесте мы обнаруживаем превращение реакции + k в — k, а со временем может даже появиться -!k,-!!k.
Возрастная психология: эта депрессивная картина контактов появляется в период от первой инфантильной (в 3-4 года) до конца второй, подростковой пубертатности (в 17-20 лет). В старческом возрасте частота этой картина опять начинает возрастать (сенильная депрессия).
Клинически этот вид контакта в качестве «синдрома депрессивного процесса» характерен только для эндогенной депрессии и только в ее интроективной начальной стадии. (Позднее депрессивные больные поставляют реакцию — k в качестве «постдепрессивного синдрома», такие выводы делает У. Мозер*). Да и другие формы депрессии, особенно пароксизмальные и параноидные расстройства, дают такую картину контактов. Если эндогенная депрессия — в начальной стадии — поставляет эгокартину тотальной интроекции (Sch + 0), то в случае пароксизмально-параноидной формы мы нередко обнаруживаем эгокартину дезинтеграции (Sch 0 0).
Заднеплановая картина контактов (С — 0), с одной стороны, открывает предшествующую фазу инцестуозной связи, а с другой стороны — симультанно воздействующее инцестуозное доверие в период вечных поисков.