Не любовь к людям это: причины неприязни и ненависти к людям у человека – Как называются люди, которые ненавидят людей?

причины неприязни и ненависти к людям у человека

Всех людей можно условно разделить на категории по темпераменту, характеру, отношению к окружающему миру. Филантропы всегда придут на помощь ближнему. В противоположность им встречаются люди, испытывающие ненависть к окружающим. Чтобы научиться сосуществовать с подобными индивидуумами, следует иметь представление, кто такой мизантроп.

Отчуждение от людей

Отчуждение от людей

В чем суть данного понятия

Многие термины в психологии имеют греческое происхождение. Чтобы понять, что значит слово мизантроп, достаточно вникнуть в перевод. «Мез» (μῖσος) – это ненависть, «апропос» (ἄνθρωπος) означает «человек». В сочетании слово звучит как человеконенавистник.

Негативное отношение распространяется не просто на каких-то конкретных людей. Мизантроп это человек, который проявляет пренебрежение к обществу в целом, презирая его принципы, что заставляет индивида искать уединения.

С таким отношением к миру люди не рождаются – это приобретаемая в течение жизни черта. Мизантропия может проявляться частично, как нелюбовь к определенной категории людей: мужчинам, женщинам, детям. Некоторые особи испытывают отвращение к себе, как представителю человеческой расы.

Люди, избегающие общества, наслаждаются своим одиночеством и проявляемой ненавистью либо, наоборот, страдают. Мизантропия это не пожизненное клеймо. При желании человек может пересмотреть свои взгляды на общество и принять его таким, как есть.

Чем мизантропы отличаются от социопатов

Некоторые отождествляют оба понятия, потому что в основе типажей лежит ненависть. Если мизантроп отгораживается от людей, проявляя тем самым свою неприязнь, то поведение социопата проявляется в агрессии к окружающим, в стремлении причинить боль, игнорируя все общественные нормы.

Социопатией страдают воры, насильники и убийцы. Им присущи в некоторой степени черты мизантропа. Но это не значит, что обратное предположение будет истинным. Когда человек причисляет себя к ненавистникам людей, еще не значит, что он станет социопатом, способным грабить, насиловать и убивать.

Основные признаки мизантропии

Если человек, любящий себе подобных, всегда испытывает желание помочь, то мизантроп это индивид, который просто брезгливо отойдет в сторону («умоет руки»), оставив ближнего страдать в одиночестве.

Чтобы понять, что это такое мизантропия, стоит понаблюдать за поведением человеконенавистника:

  • индивид не скрывает своей неприязни к обществу в целом;
  • проявляет брезгливость к отдельным представителям, считая их несовершенными созданиями;
  • старается уединиться от людей;
  • не любит находиться в толпе, сидеть рядом с кем-то;
Мизантроп в жизни

Мизантроп в жизни

  • избегает любого общения.

Подобное поведение может быть частичным. Мизантроп по определению – не всегда одиночка. У него существует небольшой круг общения из числа «доверенных» людей. Чтобы попасть в этот список, придется пройти тщательный отбор. Критерием для допуска в «клуб» должно стать отсутствие недостатков или минимальное их количество (с точки зрения мизантропа).

Обратите внимание! Человек, ненавидящий людей, может вести себя адекватно в трудовом коллективе и даже продвигаться по карьерной лестнице. Но это не мешает ему проявлять свое пренебрежение и презрение к коллегам.

Часто у таких особей нормальные отношения с родными. Некоторых членов семьи они способны даже любить. Нервная резкая реакция обычно проявляется на контакт со сторонними людьми. Мизантроп это всегда человек, протестующий против устоев, правил и норм общества, несмотря на то, что он в нем существует.

Это болезнь или естественное состояние?

Некоторые задаются вопросом, кто это такой мизантроп – обиженный на судьбу чудак или больной человек? Если социопатия – это психическое расстройство личности (т.е. болезнь), то ненависть к людям без проявления явной агрессии – это черта характера.

Социопат в действии

Социопат в действии

Для некоторых подобное состояние души стало смыслом жизни, преобразовавшись в определенную философию. Они до смерти остаются мизантропами. Имеются и те, кто наполовину страдает таким свойством.

Обычно подобное поведение присуще подросткам, предпочитающим бунтовать против общества. Для переходного возраста это вполне естественное отношение к окружающему миру. Со временем взгляды меняются, и часто мизантропы «переквалифицируются» в филантропов.

Обратите внимание! Глубокая форма неприязни способна перерасти в боязнь людей, это уже фобия. Классифицируется она как психическое заболевание.

Причины мизантропии

Разобравшись в том, что означает слово мизантроп, в пору задаться вопросом, что влияет на развитие подобных свойств личности. Характер формируется под воздействием определенных обстоятельств. Они же являются факторами для развития конкретного мироощущения.

Нормы общества формируются веками, большинство людей их придерживается. Мизантропы негативно относятся к устоям, обычно это проявляется в словесной форме. В основе такого поведения должны быть особые причины, способные вызвать у формирующейся личности ненависть к окружающим.

Тяжелое детство

Не всем повезло расти в любви и ласке. Ощущая на себе постоянное насилие (в семье, на улице, в школе), ребенок ожесточается и начинает ненавидеть весь мир. Он учится доверять только себе, убедившись, что окружающие способны на предательство.

Тяжелое детство

Тяжелое детство

Общественная ячейка, в которой формируется детская психика, по-разному влияет на характер. Жестокое отношение не только приводит к развитию ненависти, но и к подавлению личности. В итоге вырастают неуверенные в себе индивидуумы с низкой самооценкой и кучей внутренних комплексов. Яркий пример такой мизантропии – вечно брюзжащие отщепенцы.

Недостаток воспитания

Есть и другая ситуация – в семье лад и доверительные отношения. Но в какой-то миг программа воспитания дает сбой, и подросток начинает воспринимать мир через «призму максимализма». Если вовремя не скорректировать подобное отношение к жизни (так сказать «вправить мозги»), в сознании сформируется определенный стереотип несовершенства общества, нормам которого нет смысла подчиняться.

Высокий интеллект

Одаренность присуща единицам, но она способна превратить человека в мизантропа. Если мерить окружающих под свой развитой интеллект, приходит понимание, что люди вокруг несовершенны, и гения окружают тупицы и бездари. Одни таланты в силу своего человеколюбия относятся снисходительно к простым людям. Другие испытывают презрение и считают ниже своего уровня уделять им внимание.

Особенная чувствительность характера

«Толстокожие» люди спокойно идут по жизни, не обращая особого внимания на окружающих. Особи с тонкой натурой слишком впечатлительны и неустойчивы к стрессам. Такая особенность присуща романтикам, смотрящим на мир через «розовые очки». Стремление к идеалам всегда заканчивается разочарованием и приводит к тому, что человек отгораживается от несовершенного общества и предается мечтам в уединении.

Типы мизантропов

Неприязнь к людям может проявляться различными формами: полное невосприятие общества или частичное отвращение к отдельным категориям. Манеры поведения, жизненное кредо позволяют разделить мизантропов на 2 типа.

Ожесточенная личность

«Ощерившись» на весь мир, индивид воспринимает его с плохой точки зрения. Он искренне убежден, что человечество не только несовершенно, но и не стремится к улучшению. Особенность таких мизантропов в том, что и они сами не стараются приложить каких-либо усилий для изменения мира. Весь их пыл сводится к словесному негодованию.

Ожесточенная личность

Ожесточенная личность

Для таких людей проще отгородиться от всех, замкнувшись в своем мирке, и свести общение к минимуму. Крайняя точка самовыражения – стать затворником.

Борец за справедливость

Не все мизантропы люто ненавидят человечество. Встречаются идеалисты, любящие мир и стремящиеся сделать его лучше. В них развито чувство восприятия несправедливости, поэтому они болезненно реагируют на плохое обращение с животными, на экологические катастрофы, войны, борьбу за власть и т.п.

Такие люди не отгораживаются от общества, наоборот, становятся инициаторами различных реформ. Их неприязнь нацелена не к человечеству в целом, а к определенным личностям (группам людей, партиям). Мизантропы данного типа не только высказывают осуждения, но и предпринимают попытки исправить мир.

Когда проявляется внутренний мизантроп

Маленькие дети смотрят на все добрыми наивными глазами. Даже внешняя агрессия, вызвавшая негативные эмоции, со временем забывается. Стоит достичь подросткового возраста, и ребенок начинает ощущать себя личностью с собственными взглядами на жизнь. Он уже научился критическому мышлению и способен оценивать действия других людей.

Для него становится настоящим откровением, что мир не настолько дружелюбен, как это казалось в младенчестве. В нем присутствуют несправедливость, лицемерие, предательство, жестокость. Это претит подросткам с обостренным чувством правды.

Просматривая фильмы с негативным сюжетом, наблюдая за развитием современного общества с его устоями, достойными иногда осуждения, подрастающее поколение болезненно реагирует на подобные проявления.

Зародить в сознании отрока зачатки мизантропа могут не только политики, но и близкие люди. Если действия родных не всегда согласованы с трактуемыми нормами морали, ребенок воспринимает это, как предательство. Если на такое способны близкие, то чего ждать от всего мира?

Хорошо, когда из подростка вырастет борец за справедливость. Неустойчивая психика ребенка не всегда выдерживает подобные испытания. В итоге человек ожесточается и начинает ненавидеть всех подряд. Если он станет отшельником, это не страшно. Хуже, когда мизантроп превращается в социопата.

Коррекция мизантропии

Исходя из изложенного выше понятно, как называется ненависть к людям. Важно другое – можно ли нелюбовь к человечеству исправить? Если подобное желание будет исходить от мизантропа, перестройку сознания осуществить несложно. Главное, чтобы кто-то находился рядом и поддерживал.

Руководствоваться нужно тем, что мизантроп – тоже человек со своими чувствами. Чтобы проявлять неприязнь, индивид должен соприкасаться с социумом и жить по законам общества, согласовывая действия с собственной совестью.

Обратите внимание! Большинству мизантропов присуще чувство сопереживания (особенно борцам за справедливость). Таких особей нетрудно «обратить» в другую веру.

В коррекции личности важно выбрать нужное направление. Для мизантропа – это путь к филантропу, который тоже видит несовершенства мира. Если первый обычно отгораживается от проблем, то второй стремится что-то изменить к лучшему (с позиции любви к ближнему).

Чтобы привить отщепенцу нужные качества, не стоит убеждать его, что мир совершенен. Важно поддержать оценку, данную мизантропом обществу, и перенаправить эмоции не на брюзжание, а на желание что-то изменить, улучшить, исправить.

Сделать шаг к людям

Сделать шаг к людям

Чтобы превратить человеконенавистника в филантропа, достаточно привлечь его к одному из полезных мероприятий. Он может заниматься таким родом деятельности:

  • участвовать в благотворительном фонде, помогающем детским приютам, нуждающимся людям, больным старикам;
  • привлекаться к социальному проекту, занимающемуся благоустройством детской площадки, парковой зоны, защитой национального достояния;
  • талантливых людей стоит вовлекать в рационализаторскую деятельность, научные исследования, творчество.

От филантропов не ждут материальной помощи – важны добрые наставления, эмоциональная и дружеская поддержка. Если мизантроп поймет, что в его силах изменить к лучшему какую-нибудь ситуацию, он и сам начнет менять свое отношение к миру.

Известные мизантропы

Чтобы противопоставлять себя обществу, нужно иметь интеллект выше среднего. Только так можно заметить изъяны мира и несовершенство большинства особей. Поэтому не удивительно, что к когорте мизантропов причисляют некоторых великих людей. Среди них можно выделить Генриха Гейне, Артура Шопенгауэра, Ницше, Джонатана Свифта, Соломона. Несмотря на неприязнь к людям, творческая деятельность известных мизантропов была направлена во благо человечества.

Юный Джонатан Свифт

Юный Джонатан Свифт

Во имя справедливости (как он сам полагал) осуществлял свои планы и Адольф Гитлер. Это пример негативного мизантропа, который со временем превратился в настоящего социопата.

Разобравшись в том, что такое мизантропия, и найдя в своем характере ее признаки, не стоит впадать в отчаяние. Значение данного термина просто определяет характер и ни в коей мере не ставит диагноз. Каждому человеку свойственно желание уединиться от людей хотя бы на время, стопроцентные ненавистники мира встречаются крайне редко.

Видео

Как называются люди, которые ненавидят людей?

Каждый день мы встречаем десятки людей с разными характерами, проблемами, фобиями и стилем жизни. Среди них есть хотя бы один процент с серьезным расстройством личности и формами индивидуализма. Наибольший интерес вызывают люди, которые ненавидят людей. Сегодня этот вопрос особенно актуален, потому что любое такое отклонение от принятой нормы может быть безобидным и опасным. Каждому из таких расстройств в науке даны конкретные определения, описаны признаки проявления и причины. Так как называются люди, которые не любят людей? Попробуем разобраться.

Социопаты

Довольно распространенное расстройство личности, проявляющееся в систематическом нарушении социальных норм, агрессии по отношению к людям и неспособности построить дружелюбные отношения с ними. Визуально социопата можно охарактеризовать как часто конфликтующего человека, не способного проявлять сочувствие по отношению к окружающим. Проще говоря, это люди, которые ненавидят людей, не стремятся заводить новые знакомства. Но их нельзя назвать нелюдимыми. Они проявляют интерес к окружающим, но «скидывают» с себя всякий груз обязательств перед ними. При этом у социопатов отсутствует чувство вины. Социопатию классифицируют как опасное расстройство, так как больной, не получая желаемого, может быть агрессивным и даже прибегнуть к насилию. Социопатия ломает характер и поведение больного. Если ее не лечить, то расстройство станет бесконтрольным.

У специалистов нет единого мнения по поводу четких причин возникновения социопатии у человека. Однако существуют предположения о врожденной (наследственной) и приобретенной психической патологии. Последняя обусловлена условиями развития и формирования личности (строгие родители, чрезмерная критика и требования).

люди которые ненавидят людей

Мизантропы

Часто на форумах можно встретить вопрос: «Как называются люди, которые не любят людей?» И среди множества ответов проскальзывает термин «мизантроп». Кто они и как распознать мизантропов? У таких людей либо нет друзей, либо очень узкий круг общения. Они сторонятся шумных компаний, сами мизантропы называют свое стремление к одиночеству философией или индивидуальностью. Мизантропам присущ пессимизм, недоверие, излишняя подозрительность. Крайней формой является наслаждение ненавистью к людям. Но, несмотря на явное отчуждение и нелюдимость, мизантропы безобидны. Среди них история знает талантливых творческих личностей: А. Шопенгауэра, Дж. Свифта, А. Гордона.

К мизантропии человек обычно приходит, когда его не устраивает окружение, общение с людьми, их поступки. Этот процесс часто сопровождается депрессией и перестановкой приоритетов.

как называются люди которые не любят людей

Ксенофобы

Еще одна форма человеческой неприязни – ксенофобия. В отличие от предыдущих, она характеризуется идейностью. Ксенофобы – это не просто люди, которые ненавидят людей. Неприязнь их связана с конкретным признаком: национальным, религиозным, расовым. Специалисты считают, что корни ксенофобии прячутся в биологической теории защитных рефлексов. Когда человек видит людей с иной внешностью, манерами, характером и поведением, на биологическом уровне у него срабатывает инстинкт сохранения своего вида. Именно он препятствует образованию межрасовых и межнациональных браков. Подобное явление можно наблюдать в животном мире. В социуме ксенофобия приобретает враждебный, агрессивный характер, когда становится идеей. В современном мире понятия «ксенофобия», «расизм» и «национализм» стали тождественными.

Националисты

Сегодня редко найдется незнающий, как называют людей, которые не любят людей другой национальности. В своей истории национализм прошел несколько этапов. Каждый из них носил то объединяющий, то агрессивный характер. Сегодня национализм – это часть государственной политики, защищающей интересы своего народа конституционным путем. Однако этот вид ксенофобии многолик. История помнит немало примеров агрессивного национализма (от Древнего Рима до наших дней). Есть люди, которые ненавидят людей другой нации, но проявляют свою нетерпимость довольно мирно. Когда же это становится массовым явлением, стоит говорить об экстремизме.

люди которые ненавидят людей называются

Расисты

Со времен колонизаторства расистами называются люди, которые не любят людей с другим цветом кожи. Безусловно, это явление намного шире. В его основе лежат духовные, интеллектуальные и физические неравенства. Расисты четко делят общество на высшую и низшую расу и стремятся закрепить определенную иерархию. Все это превращается в красивую идеологию устройства мира. Однако специалисты считают, что расизм – это одна из форм фобий к «чужому».

Расистов можно условно разделить на две группы. В первую попадают люди, которые ненавидят людей другой расы и всячески отрицают любые контакты с ними, стремятся довлеть над ними либо искоренить (крайняя степень). Другая группа расистов ведет себя толерантно по отношению к другим расам. Но категорически отрицает близкие отношения с ними (брак, родство).

люди которые не любят людей с другим цветом кожи

Животнолюбы

«Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки», — так когда-то написал известный мизантроп Шопенгауэр. Но далеко не все мизантропы любят животных. Как называют людей, которые не любят людей, но любят животных? Тут обычно применяется определение «животнолюб». У таких людей дома содержится десяток кошек, собак или других питомцев. Это самоотверженные волонтеры, защищающие права и жизни животных. Но как бы сильна ни была их любовь к животному миру, общества людей они стараются избегать. Более того, испытывают неприязнь.

Причины животнолюбства различны. У каждого своя история: депрессия, личная философия, разочарование в людях, предательства, измены, пожилой возраст и т. д. Специалисты же утверждают, что далеко не все животнолюбы – мизантропы. У многих из них есть семьи, друзья-единомышленники. А значит, они способны на любовь к людям.

как называют людей которые не любят людей но любят животных

Терпимость – путь к гармонии

Люди, которые ненавидят людей, называются разными понятиями. Так как неприязнь их носит разные оттенки проявления. Резюмируя, можно сделать один четкий и верный вывод: любая неприязнь к людям неестественна для человека. А потому ведет к агрессии, разрушению человека и мира.

как называют людей которые не любят людей другой национальности

По статистике, до 3 процентов населения планеты страдают подобными расстройствами. А это миллионы! Из них лишь единицы обращаются за помощью к специалистам. Остальные считают это стилем или философией жизни, собственной идеологией, политикой. Чтобы разрешить ситуацию, нужно понять причину и постараться найти пути ее решения. И действовать! Как правило, первые ростки человеческой неприязни обычно приживаются еще в детстве. Поэтому очень важно воспитывать в детях чувство терпимости и равенства между людьми, независимо от их пола, социального статуса, национальности и расы.

Человек, который не любит людей,

Всех людей условно можно разделить на типы по отношению к людям и окружающей действительности. Человек, который не любит людей, называется мизантроп. Это своего рода интереснейший психологический феномен, который проявляется на протяжении нескольких столетий. Что это такое и как определить в человеке черты мизантропии?

Мизантропы

Понятию мизантропии противопоставлена филантропия. И если мизантроп – это человек, который не любит людей, то филантроп, наоборот, отличается большой любовью и чувством сострадательности к людям.

Если в XIX веке мизантропов можно было пересчитать по пальцам, то на сегодняшний день их довольно много. Подобное отношение к миру стало популярно среди молодежи. Такие люди общаются между собой и объединяются в интернет-сообществах.

Интересно, что мизантроп, человек, который не хотел любить человечество, способен трепетно относиться к животным. Хотя взгляд на это неоднозначен: филантропы не верят, что мизантропы способны кого-то любить. Более того, их считают редкостными эгоистами.

человек который не любит людей

Как возникает мизантропия?

Мизантропия довольно странное и не совсем изученное психологическое проявление. Возникнуть она может в любом возрасте: отдельные черты, резкие суждения по отношению к людям можно услышать даже от детей.

Мизантропия может проявиться в человеке спонтанно. Например, человек шел по улице и вдруг увидел, как группа людей мучает бедную собаку. Лишь на секунду можно стать свидетелем данной сцены, и вот перед нами человек, который не любит людей. Эта нелюбовь может возникнуть не к человечеству в целом, а лишь к отдельным чертам, присущим большинству населения планеты Земля.

В конце концов, мизантропом считается человек, который никогда не любил и с презрением относится к такому понятию, как «любовь». Такие люди морщатся при виде влюбленных парочек и запираются дома в День святого Валентина.

Однако нельзя сказать, что мизантропы абсолютно одиноки. Какой бы ни была их ненависть к человечеству и земному, им так же, как и другим людям, приходится ходить на работу, общаться с коллегами и т.д. Просто такие люди держат дистанцию и стараются ни к кому не привязываться.

человек который не хотел любить

Как общаться с мизантропами

Человек, который не любит людей, в принципе не вызывает желания общаться с ним. Мизантропы способны доводить своих близких до истерик своими суждениями, поэтому изолировать себя от их общества, что называется, себе дороже.

С таким человеком может подружиться человек с похожим мировоззрением. К тому же какими бы мизантропы ни были, они, как и любой другой человек, нуждаются в общении с живым человеком. Да, ненавидеть человечество не в одиночестве также приятнее.

По мнению психологов, единственное, что может дать шанс переродиться мизантропам, – это любовь и появление ребенка. Человек всю жизнь может ненавидеть и презирать людей, но материнские или отцовские чувства рано или поздно проявятся на инстинктивном уровне.

Если вы хотите подружиться с мизантропом или стать ему ближе, то нужно постараться не лезть в его внутренний мирок и быть добрым и приветливым. Возможно, его сердце оттает и ненависть отступит на второй план.

Чаще всего мизантропия — это проявление юношеского максимализма. В таком случае все встанет на свои места, как только человек станет старше.

человек который никогда не любил

Любовь к мизантропам

Несмотря на внешнюю черствость и эгоизм, мизантропы часто притягивают людей. Особенно под их чары попадают девушки. Если вы прямо можете заявить: «Я люблю человека, которому не нужна», то, возможно, вы повстречали именно мизантропа.

В таком случае для начала нужно набраться терпения: общаться с таким человеком может быть непросто, а некоторые суждения мизантропа способны довести до белого каления.

Дальше следует помочь мизантропу стать на путь исправления. Необходимо постараться показать положительные стороны человечества, но самое главное – показать мизантропу, что он тоже обычный человек и у него есть свои потребности, достоинства и недостатки.

Даже если человек, не любящий людей, стал мягок, некоторые черты характера, вполне возможно, будут с ним до конца жизни. Это гордыня, тщеславие, некое высокомерие и чванство.

люблю человека которому не нужна

Полюбить мизантропа – это, в какой-то мере, значит принести себя в жертву. Но, возможно, это не так уж и плохо, ведь каждый человек в мире заслуживает любить и быть любимым.

Психолог рассказала о том, что такое нелюбовь и как она меняет человека

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Иногда любовь проходит, а порой ею вовсе и не пахнет, а мы все равно стараемся изо всех сил сделать все, что в наших силах, чтобы сохранить отношения. Но бывают моменты, когда нужно уйти, чтобы не потерять себя.

Психолог Анна Кирьянова точно описала, что такое нелюбовь, и мы в AdMe.ru хотим поделиться ее рассказом, чтобы еще больше ценить тех, кто действительно нас любит.

Нелюбовь — это когда нельзя мешать. Разговаривать, смеяться или лезть с объятиями. Нельзя рассказывать о своих переживаниях — это глупости, а не переживания. Нельзя что-то просить — надо понимать, что сейчас трудное положение. И вообще зачем тебе это? Нельзя рассчитывать на помощь, взрослые люди должны самостоятельно справляться. Даже если им 5 лет. Это уже солидный возраст. А если 35 — это вообще старость. И нечего так наряжаться в таком почтенном возрасте.

Нелюбовь — когда не ругают особо, но и не хвалят. Не замечают. Когда неудобно есть при близком человеке: он может сказать, что ты много ешь. А приготовленную тобой еду человек съест и ничего не скажет. И не заметит усилий, когда приберешь и цветочки в вазочку поставишь. Нелюбовь — когда ничего нельзя. Когда раздражаешь, мешаешь, лезешь, несешь чушь, выносишь мозг, сиди смирно в уголке и жди, когда тебя поведут гулять. И не скули, не ной, не реви — смирно сиди и жди. Когда не заступаются и говорят «сам виноват» — это нелюбовь.

Когда ничего не дарят — нелюбовь. Когда жалко денег на тебя — это нелюбовь. Это не ненависть. Это иногда еще хуже, потому что ненавидят за что-то — из зависти например. И можно уйти или сдачи дать. А не любят — просто так. Хотя говорят: «Да люблю я тебя, только отвяжись, опять ты за свое!» Вот это и есть — нелюбовь. И от нее умирают. Особенно старики, дети и собаки. И взрослые люди, которые беззащитны и чувствительны.

Нелюбовь делает человека робким, неуклюжим, зажатым и некрасивым. Он боится все испортить, помешать, вызвать раздражение… Тут ничего не поделаешь: если есть силы — надо уходить хоть с узелком на палочке. Или хотя бы ясно понять: это нелюбовь. Не любовь.

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Истинный мизантроп: как понять, что ты точно ненавидишь людей

Ненависть к людям — довольно таки распространенная тема в наше время. Кто-то не любит людей как некое скопление биомассы; кто-то не любит именно человеческое общество; кто-то не любит консерватизм общества; кто-то не любит новые течения; кто-то конкретно своих соседей не любит, а кто-то ненавидит не просто человечество, но и конкретно каждую личность за редким исключением. Этих людей и называют мизантропами, а не тех, кто ведет себе показательно цинично и смотрит «Доктора Хауса». Иногда мы не подозреваем, что не любил людей. Это чаще всего выражается не в том, что мы долдычим себе под нос, что ненавидим людей, а в том, что они нас невероятно раздражают, а наша зона личного пространства постоянно подвергается атаке с нашей же точки зрения. Это достаточно болезненная тема, поэтому сегодня я решил посвятить ей целую статью. Но если честно, любить людей не всегда обязательно, чтобы они к тебе хорошо относились. Обязательно эту ненависть скрывать. Впрочем, в будущем ее вполне можно перевести к ненависти к отдельным людям и группам людей.

1. Ты ненавидишь находиться в лифте с людьми

Даже если лифт большой, а людей 2-3 человека. Тебе кажется, что они смотрят на тебя, что они слишком близко к тебе, что они слишком громко говорят. С нетерпением ты ждешь, когда можно поскорее выйти из лифта и искренне ненавидишь кого-то ждать и останавливаться на каждом этаже, чтобы все эти люди вышли из лифта. Человек, который едет на лифте на второй этаж, вызывает у тебя просто бурю ненависти.

2. Тебе не нравится, когда кто-то садится рядом с тобой в общественном транспорте

Иначе, конечно, никак нельзя, вряд ли кто-то оценит, что в маршрутке есть этакая собака на сене. Но ты страшно ненавидишь тех, кто садится рядом с тобой, нарушая твое смиренное одиночество. Сидеть ближе к окну или любой другой преграде для тебя счастье, потому что человек может задевать окружность твоего пространства только с одной стороны. Сидеть между двумя людьми ты жутко ненавидишь также, как и сидеть на проходе.

3. Ты страшно рад, когда люди отменяют планы с тобой

Причем даже товарищи или друзья. Теперь ты можешь побыть наедине с собой или куда-нибудь съездить по своим делам. Не нужно ни с кем разговаривать, взаимодействовать. Точно камень с души.

4. Ты любишь ненастную погоду

Это повод остаться дома или меньше выходить на улицу. Кроме того, она прекрасно контрастирует с твоим настроением.

5. «Лучше позвони, чем пиши смс», — это кажется тебе несправедливым

Кто-то говорит, что звонок — лучшее общее, но ты абсолютно не согласен с этим. Ты не любишь общение по телефону без необходимости. Написать текст — это нормально, но позвонить — так себе. Тебе не нравится отвечать на звонок, но более всего тебе не нравится кому-то звонить. В случае необходимости ты набираешься силами на полном серьезе. Назначаешь себе время звонка, уныло берешь трубку, набираешь и звонишь. К слову, я тоже ненавижу звонить.

6. Когда ты встречаешь кого-то, ты думаешь только о его минусах

В этом ты проявляешь зачаточные черты человека из статьи про жалких людей. Новые люди тобой всегда воспринимаются в штыки. Ты еще к старым не привык, а к новым приходится приспосабливаться. Поскольку ты изначально настроен к ним отрицательно, каждый новый человек скроен для тебя из одних лишь минусов. Ты видишь, что он толстый; плохо одет; странно говорит; имеет дурацкое чувство юмора и наверняка является м*даком. Если человек начинает тебе нравится, ты потихоньку опускаешься, даешь ему второй шанс, но недостатки все равно знаешь.

7. Участвовать в групповом чате в Скайпе по работе или в любом обсуждении для тебя мука

Ты сидишь и думаешь, когда же, черт возьми, они придут к единому мнению, и мне можно будет не пытаться поддерживать разговор? Если ты общаешься таким образом со своими товарищами, причем долго, это начинает тебя страшным образом утомлять.

8. Если выбирать общество друзей или просмотр сезона сериала, ты выберешь последнее

Ты смотришь очень много сериалов. Ты даже знаешь, что такое Netflix. Кто-то смотрел наиболее известные типа «Шерлока», «Во все тяжкие», «Теории большого взрыва» или «Игры престолов», но ты же смотрел такие, которые не видел ни один из твоих товарищей. Никто не может понять, как ты умудряешься смотреть их в таком неприличном количестве и быть в курсе последних новинок. Если ты не смотришь сериалы, ты смотришь аниме или играешь в онлайн-игры. Причем, также как и в случае с сериалами ты знаком со всеми последними новинками. Например, с аниме про «Жука-жопокуса».

9. Ты ненавидишь, когда люди чихают

Причем не обязательно чихать рядом с тобой. Эти сволочи распространяют свои бациллы вокруг тебя. Звук чиха пугает тебя потому, что он очень громкий для тебя. Это очередной повод для ненависти к людям.

10. Тебя пугает, когда кто-то в общественном транспорте очевидно нездоров

Ты думаешь: «Какого хрена они позволяют себе не оставаться дома в таком виде? Они сдурели что ли заражать всех вокруг?» Несмотря на то, что ты переболел ветрянкой в детстве, ты очень плохо относишься к тому, что какая-то мама транспортирует своего «пятнистого» ребенка в общественном транспорте. Хотя это таки ненормально.

11. Ты терпеть не можешь обедать на фудкортах и даже готов переплачивать за то, чтобы пообедать в более закрытом месте

Не-мизантропов фудкорты при торговых центрах, конечно, очень раздражают. Тебя они пугают, заставляют нервничать и не дают нормально пообедать. Люди, везде люди, все шумят, огромные очереди — это заставляет тебя буквально паниковать и посылать лучи поноса во все стороны.

12. Ты готов пересесть с хорошего места в ресторане или баре, только потому, что вокруг тебя слишком много людей

Ты не любишь, когда вокруг тебя много людей, впрочем, мы и так это уже поняли. Но ты не любишь близкое, с твоей точки зрения, присутствие людей настолько, что готов потерять свое насиженное, роскошное со всех сторон место, только ради того, чтобы оказаться подальше от людей. Если это невозможно сделать, ты не доешь свою еду и уйдешь. Слишком большое количество людей может заставить тебя отказаться от всех планов, развернуться и уйти, даже когда ты ехал через весь город, чтобы добраться сюда. Серьезно, если в кинозале слишком много людей, ты развернешься и уйдешь, несмотря на то, что купил билеты.

13. Ты не так давно потратил много времени, обсуждая с кем-то определенную группу людей, которую вы двое ненавидите

В вопросах ненависти тебе нет равных, а если ты встречаешь единомышленника, говорить можно и нужно вечно.

14. Ты искренне ненавидишь детей

Поборники морали могут перестать возмущаться, доказывая, что детей любят все, а если не любят, то полюбят в будущем. Ты всегда ненавидел детей, они казались тебе скучными, неинтересными, слишком шумными и ломающими все подряд, до чего доберутся их ручонки.

15. Ты постоянно спрашиваешь себя: «Как люди могут быть настолько глупыми?»

Ты даже не возводишь себя на какой-то постамент, а искренне удивляешься, как так получилось, что люди вокруг могут существовать столь долго, добровольно делать себя несчастными и совершать крайне глупые поступки. А вдруг ты действительно имеешь право ненавидеть людей?

Человек, который не любит людей. Причины и особенности мизантропии

Во все времена существовала категория людей, которые не любят общество во всех его проявлениях. Таких человеконенавистников назвали мизантропами, а болезнь — мизантропией. Подобные люди в последнее время стали популярны в культуре масс-медиа. Режиссеры и авторы книг выбирают людей с данной чертой характера в качестве главных героев фильмов и литературных произведений.

Кто такие мизантропы

Мизантроп — это синоним человеконенавистника в греческом языке, происходит соответственно от двух слов: «человек» и «ненависть». Мизантропы не проявляют обычного интереса к обществу, стараются при возможности избегать компании других людей, могут быть агрессивны в поведении.

Если рассматривать мизантропию в качестве болезни, то ее определение будет звучать как неприятие и чувство ненависти по отношению ко всему человечеству, моральным устоям, а также установленным в социуме правилам поведения. Данный термин достаточно емко выражает суть жизненной позиции человека, который не любит людей.

люди которые не любят общество

Отличия мизантропа от социофоба и социопата

Все личности с данными чертами характера находятся в разладе с обществом, однако приводят к этому совершенно разные причины. Социофобы боятся людей, в то время как при мизантропии человек, не любящий общество и людей, испытывает эти чувства в силу постоянной ненависти к ним, неприятия серой безликой массы, а не конкретных членов общества.

Кроме того, большая разница заключается в том, что социопатия — психическое отклонение, а мизантропией скорее можно назвать определенное душевное состояние и мировоззрение человека. Мизантропы не имеют клинических психиатрических признаков. В отличие от социопатов, которым неведомо чувство совести, мизантропы вполне способны к сопереживанию и сочувствию. Также они признают собственные ошибки, а социопаты обычно считают себя уникальными и безупречными во всем.

Психопат в исполнении Кристиана Бейла

Причины возникновения мизантропии

Сформироваться подобное отношение к человечеству может еще в детском возрасте, когда сознание и мировосприятие находятся в зачаточном состоянии, а ребенок впитывает в себя все сведения об окружающей реальности. Разумеется, становление мизантропа допустимо и в зрелом возрасте. Для этого человеку достаточно найти ряд веских причин, которые нередко связаны с однократным или же многократным негативным опытом общения с людьми.

Человек, который не любит общество в целом, возможно, переносит на него увиденные в конкретных индивидах отрицательные черты. Часто к возникновению подобных чувств приводит лицезрение малоприятной деятельности людей, например, неадекватного поведения в общественном месте, политических войн, нанесения вреда окружающей среде или издевательства над животными.

человек не любящий общество людей

Черты характера мизантропа

Как отличить человека, который не любит людей, от простого обывателя с единовременно дурным настроением, вызванным пробками на дороге или ссорой с любимой? Мизантропам присущи некоторые черты, на которые следует обратить внимание при общении:

  1. Не приемлют социальные, поведенческие или религиозные нормы. Не любят человечество в целом, негативно отзываются о людях.
  2. Зачастую в вызывающей и провокационной форме противопоставляют собственную личность обществу или всему человечеству.
  3. Прекрасно относятся к друзьям и близким людям, число которых исчисляется считанными единицами.

Заведению новых знакомств мизантропы предпочитают общение со старыми друзьями. Неприятие человеческих слабостей и недостатков не позволяет мизантропам полноценно общаться и производить благоприятное впечатление на малознакомых людей.

человек не любящий общество

Общение с мизантропом

Ничего удивительного в том, что человек, который не любит людей, вызывает в основном аналогичные чувства со стороны других. Порой даже близким людям тяжело выдерживать негативные суждения о себе и всем человечестве. Завести дружбу с мизантропом легче всего тому, кто придерживается точно таких же взглядов на жизнь и разделяет негодование собеседника.

Близкие и друзья мизантропа, как правило, хорошо знают его привычки и манеру поведения, потому им легче общаться с таким человеком. Кроме того, сам мизантроп может быть с давно знакомыми людьми вполне приветливым и дружелюбным. В любом случае стоит проявлять признаки приветливости и дружелюбия в ответ, не надоедать и не лезть во внутренний мир мизантропа, а по возможности помочь ему в достижении каких-то личных целей.

человек который не любит общество

Как помочь мизантропу

Психологи предполагают, что в корне изменить отношение к человечеству такие личности могут только с появлением в их жизни настоящей любви или собственного ребенка. Несмотря на никуда не ушедшую ненависть и презрение ко всем людям, инстинктивные отцовские или материнские чувства обязательно рано или поздно вырвутся наружу и, возможно, несколько смягчат отношение человека, не любящего общество и противопоставляющего себя ему.

Проживая совместно с такой личностью, многие пытаются как-то повлиять на мировоззрение мизантропа и исправить его характер. В некоторых случаях это действительно удается. Достаточно показать мизантропу то, что он не так уж сильно отличается от других людей, тоже имеет свои достоинства и недостатки, потребности и слабости.

Тем не менее некоторые черты характера, появившиеся еще в процессе формирования и становления личности, останутся с мизантропом, по всей вероятности, до конца его жизни. Примером таких черт являются гордыня, тщеславие, чванство и высокомерие. Важно помнить, что даже человек, который не любит людей, имеет право на счастье и умиротворение.

История мизантропии. Откуда берется человеконенавистничество и что в нем может быть хорошего

Кто такой мизантроп? В словаре Ушакова это слово имеет три значения:

— человеконенавистник,
— нелюдим,
— тот, кто страдает мизантропией.

В первом из них внимание акцентируется на эмоциональной составляющей этого понятия — нужно искренне ненавидеть отдельных представителей вида Homo sapiens и всё человечество. Во втором подчеркивается маргинальное положение мизантропа — на периферии общества, вдали от людей. А в третьем содержится намек на то, что это состояние, сходное с болезнью, которой можно «страдать».

Мизантропия кажется очень современным типом мышления, особенно если вы еще продолжаете читать новости, но все три трактовки, зафиксированные в толковом словаре, сложились уже в античные времена.

Мизантропия по Лукиану — созидательная сила

Первого в истории мизантропа звали Тимон, и родом он был из Афин. Этот несомненно важный для европейской культуры персонаж появляется во многих произведениях не только античной письменности, но и литературы Нового и Новейшего времени.

Один из самых ранних текстов, в которых возникает фигура афинского человеконенавистника, — диалог Лукиана Самосатского «Тимон, или Мизантроп». Сюжет, положенный в основу этого произведения, широко известен.

Богач Тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. Разочарованный предательством вероломных товарищей, Тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.

В поисках кореньев для пропитания бывший вельможа обнаруживает клад, посланный ему Зевсом, и декларирует новую жизненную установку:

«Пусть будет у меня имя — приятнейшее из всех — Мизантроп — Человеконенавистник, а отличительными чертами поведения — мрачность, суровость, грубость, злость и нелюдимость».

Такое умонастроение Тимона сюжетно оправдано, и несправедливое отношение людей к нему вызывает сочувствие даже в сонме богов. Этот непримиримый человеконенавистник намерен направить свою злобу в разрушительное русло:

«Если я увижу погибающего в огне и умоляющего потушить пожар, смолой и маслом буду тушить. <…> Это он получил бы по заслугам».

Но интерпретировать диалог можно и в символическом ключе. В «Тимоне» Лукиана показана целая анфилада человеческих пороков, и месть мизантропа роду людскому происходит в двух планах — реальном и аллегорическом.

Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.

Так раскрывается созидательный потенциал, казалось бы, разрушительного явления. Мизантропия дает импульс к личной трансформации: ненавидя людские пороки, легче от них избавиться.

О конструктивной составляющей этого явления рассуждает автор книги «Чудовище: наброски философии бегства от человечества» Ульрих Хорстман, немецкий профессор, специалист по английской литературе. Он воспринимает мизантропию как определенный тип мышления:

«Вылазки в запретные, не подлежащие толерированию, закрытые участки сознания, — говорит Хорстман в одном интервью, — не вызывали бы осуждения, если бы не те, кто прагматизирует ситуацию, воспринимает ее как императив, призыв к действию».

Он отмечает «профилактический» эффект мизантропического образа мыслей, который может стать своеобразным предупреждением и заставить человека отказаться от деструктивных поступков.

Деструктивный потенциал мизантропии по Шекспиру

Разрушительное начало мизантропии показано, пожалуй, в самой известной обработке сюжета о человеконенавистнике — в пьесе Уильяма Шекспира «Тимон Афинский»:

Я мизантроп, людей я ненавижу.
Вот будь ты псом, я мог бы хоть немного
Тебя любить.

Даже когда бывший вельможа вновь обретает состояние, ненависть Тимона к людям не ослабевает.

Если протагонист Лукиана Самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой Шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги Алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли Афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.

Такова и классическая супергероика нашего времени — типичный злодей, например Пингвин, противник Бэтмена, несомненно, продолжает эту традицию.

Ненависть мизантропа к самому себе

Восприятие мизантропа как нелюдима, избегающего человеческого общества, представлено уже в диалоге Лукиана:

«Пусть Тимон один богатеет… пусть будет сам себе сосед и смежник, отбросив от себя других людей».

Социальная изоляция — удел мизантропа, и даже собственными похоронами он будет заниматься сам. Этот мотив появляется и у Шекспира:

Я ненавижу этот лживый мир!
Итак, Тимон, готовь себе могилу,
Ты ляжешь там, где будет разлетаться
О камень гробовой морская пена.

Однако в пьесе английского драматурга он существенно усложняется: шекспировский Тимон — самоубийца. Причиной его добровольного ухода из жизни становится ненависть к самому себе:

Тимон себя и всех себе подобных
Возненавидел! Гибни род людской!

Об этой деструктивной черте человеконенавистничества, направленного на самого мизантропа, говорит и Ульрих Хорстман: «Если я презираю род людской, то должен отдавать себе отчет в том, что и сам к нему принадлежу».

Подтверждением слов исследователя можно считать реплику Апеманта — своеобразного двойника Тимона из шекспировской пьесы:

Ты сам себя отверг,
Еще когда ты был самим собою.

Мизантроп как маргинал

Отказ от идентификации с человечеством — и от себя самого — делает мизантропа маргиналом.

Профессор философии, преподаватель Берлинского университета имени Гумбольдта Михаэль Пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.

Этому можно найти по крайней мере два объяснения. С одной стороны, сама позиция мизантропа заставляет установить дистанцию между ним и теми, кто приносит ему страдание.

С другой, на периферию жизни человеконенавистников, наученных горьким опытом взаимодействия с людьми, выталкивает их сознательный отказ от участия в игре, которую на протяжении тысячелетий ведет большинство мыслителей — носителей оптимистического мировосприятия.

Мизантропы в наивно стремящемся к счастью обществе становятся аутсайдерами. Пессимистически настроенные мыслители, оспаривающие утверждение «бытие прекрасно», — маргинализированная группа.

В книге «Пессимизм. История философии и метафизика от Ницше до Шпенглера» Михаэль Пауэн утверждает, что восходящая к Лейбницу установка «мы живем в лучшем из возможных миров» превращается в легитимированную ложь, ведь в этом случае индивидуальное страдание неизбежно обесценивается и игнорируется.

Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.

С подобными раздражителями мы постоянно сталкиваемся в повседневности: социальные сети создают иллюзию тотального счастья и благоденствия, которые сулит нам общество потребления. Созерцание культивируемых удовольствий зачастую приводит к депрессии и человеконенавистничеству — у одних не получается соответствовать негласным стандартам успешности, другие просто не желают участвовать в сеансе коллективного гипноза.

Читайте также:

Цифровая гигиена: как пользоваться соцсетями, не давая им использовать вас

Платон: ненависть к людям — психологическая проблема

Тенденция к стигматизированию мизантропии намечается еще в диалоге «Федон» Платона. Философ, знакомый с античными трагедиями, анализирует историю Тимона с поразительной психологической точностью:

«Ненависть к людям проникает в нашу душу тогда, когда мы слишком кому-нибудь доверяем без достаточных оснований и… спустя некоторое время находим его злым и вероломным, и точно также потом — другого. Если бы это испытал кто-нибудь много раз… такой человек… обманувшись, кончил бы тем, что возненавидел бы всех людей вообще…»

Но отдельные частные случаи не дают нам права заключить, что природа человека дурна и порочна. Потому мизантроп у Платона предстает ограниченным, чересчур наивным при выборе друзей:

«Не постыдно ли это… и не очевидно ли, что такой человек входит в общение с людьми, не обладая пониманием того, что относится к делам человеческим… что число людей вполне хороших или дурных, — то и другое невелико, а люди, занимающие середину между одними и другими, — многочисленны».

Обобщения, сделанные на основе негативного опыта, действительно страшный грех в философии и логике, но психологическая подоплека этой старой, как диалоги Платона, проблемы ясна: травма, полученная в результате сближения с другим, может лечь в основу ненависти к людям.

Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройство

Точку зрения Платона, объяснявшего мизантропию не дурной природой человека, а его неспособностью разбираться в людях, развивает Марк Туллий Цицерон в философском трактате «Тускуланские беседы. Книга IV. О страстях». Римский мыслитель патологизирует эту черту, интерпретируя ее как своеобразный психический дефект:

«…болезни возникают от страха — таково женоненавистничество… таково и человеконенавистничество вообще, которое нам известно по Тимону-мизантропу, таково негостеприимство, — все эти болезни души рождаются из некоего страха перед вещами, которые человек ненавидит и которых избегает».

Называя мизантропию «болезнью души», в другом своем произведении, философском трактате «О дружбе (Лелий)», Цицерон утверждает, что только ненормальные, потерявшие внутреннее равновесие, ненавидят людей. Их поведение вызывает лишь негодование и оказывается, таким образом, за пределами категории социально приемлемого.

С легкой руки римского оратора мизантропия переходит из философской плоскости в психопатологическую — так возникает третья линия интерпретации этого феномена.

Мизантропия — дьявольское наваждение

Христианское Средневековье идет еще дальше по намеченному Цицероном пути, считая мизантропию дьявольским наваждением. Любовь — единственное чувство, допустимое по отношению к человеку, творению Божьему. А ненависть к людям — от лукавого.

Мир создан милосердным Богом, а значит, и чада Его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. А все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. И должны гореть на костре.

Интересно, что провозглашение любви к людям в качестве незыблемого идеологического постулата привело к селекции невиданного до тех пор размаха: верившие в прекрасную природу человека апологеты христианского учения с чувством выполненного долга жгли ведьм и еретиков.

Циник Макиавелли: как уничтожать простых людишек

Интерес к проблеме человеконенавистничества, волновавшей еще античных мыслителей, возродился в эпоху Ренессанса — неслучайно участники Тридентского собора в 1546 году утверждали, что крупнейший труд итальянского мыслителя, философа и политического деятеля Никколо Макиавелли «Государь» написан рукой сатаны.

Общепризнанный мизантроп, автор одиозного сочинения, действительно, был далеко не высокого мнения о человеческой природе:

«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива».

Поэтому нет причин уважать человека — напротив, людскую глупость и злобу следует подавлять, а подчиненные достойны того, чтобы ими манипулировали власть имущие. Так, в 17-й главе «Государя» «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх» Макиавелли хотя и призывает правителей казнить подданных только в случае «неизбежной необходимости», однако уточняет, что «еще важнее… не посягать на имущественные права подданных, потому что люди обыкновенно скорее прощают и забывают даже смерть своих родителей, нежели потерю состояния».

Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «Государь» как сатиру.

Так или иначе, в своих трудах Никколо Макиавелли с беспрецедентной откровенностью поднял проблему соотношения моральных норм и политической сообразности. Ярко выраженная человеконенавистническая установка как подоплека циничной позиции итальянского философа сказалась на репутации тех, кто недолюбливает род людской.

Идеи этого выдающегося мизантропа не теряют своей актуальности. Политтехнологи всего мира черпают из его главного труда «Государь» практические советы, а первое в России PR-агентство, с конца 1980-х занимающееся консультированием по политическим вопросам, даже не скрывает своей приверженности взглядам итальянского мыслителя. И называется гениально и просто: «Никколо М».

Любовь к человечеству: Кант и Гегель

Уже в эпоху Просвещения хорошее отношение к себе подобным простиралось так далеко, что любые проявления мизантропии или индивидуализма купировались.

«Практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «Лекциях по этике» Иммануил Кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.

Ведь каждый живущий на земле индивид должен позитивно идентифицировать себя с социумом (в широком понимании этого слова), а не отграничиваться от него.

По мнению Михаэля Пауэна, наиболее полно и последовательно такая позиция выражена в трудах одного из основателей классической немецкой философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В основе мировоззрения мыслителя лежит оптимистический взгляд на мир, в целом присущий эпохе Просвещения. История человечества рассматривается как своего рода теодицея, оправдание Бога, и доказательство того, что мир прекрасен.

Ненависть к человечеству vs. любовь к человеку

В рамках оптимистической парадигмы мышления убийства, насилие и страдания, которые люди причиняют друг другу, воспринимаются как незначительный сопутствующий ущерб, и с ним человечество вынуждено мириться.

Пренебрежение индивидуальным, когда страдание и благополучие отдельно взятой личности, ее негативный опыт выносятся за скобки, в пользу общего приводит к тому, что некоторые мыслители и поэты выбывают из рядов человеколюбцев. Так, Фридрих Шиллер, в своей «Оде к радости» заявлявший: «Все мы братья меж собой», — в письме к другу писал: «Я с воодушевлением принял мир в распростертые объятия, в конце же я ощутил лишь холодную глыбу льда на своей груди».

Стремление к другому и открытость миру (которая оборачивается горьким разочарованием) — два разных импульса: любовь к отдельному индивидууму и ненависть ко всему человечеству не противоречат друг другу.

Джонатан Свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют

«Я люблю Джона, Джил и Джека, но я глубоко ненавижу человечество», — писал еще один общепризнанный мизантроп XVII века Джонатан Свифт.

Ирландский сатирик отправил протагониста своего романа «Путешествия Гулливера» не только в страну лилипутов и великанов, но и к благородным лошадям гуингнгмам, которые содержали отвратительных людишек еху в качестве домашних животных.

В сказочной стране Гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.

В «Сатирическом памфлете» озабоченный общественным благом прожектер, от чьего лица ведется повествование, и вовсе призывает к каннибализму. Он предлагает ирландским беднякам продавать детей на съедение представителям высших слоев английского общества:

«Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом употреблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою».

Из-за подобных текстов, которые современники подчас воспринимали слишком прямолинейно, Свифт и завоевал репутацию человеконенавистника.

Исторический контекст проливает свет на причины мизантропии сатирика: он был в ужасе от того, какие страдания люди причиняют друг другу. Так, после выхода парламентского акта 1652 года «Об устроении Ирландии» все жители этого края, участвовавшие в антианглийских восстаниях, были полностью лишены земли, в результате чего от голода умерли десятки тысяч людей.

Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.

Историко-литературный парадокс: человеконенавистником прослыл тот, кто привлек внимание общественности к реальным проявлениям мизантропии.

Филипп Майнлендер: человек хорош, только если его нет

В одном ряду с Джонатаном Свифтом и прочими врагами рода человеческого оказался и немецкий мыслитель XIX века Филипп Майнлендер, один из представителей пессимистического направления. В своей «Философии освобождения», датированной примерно 1870 годом, он пишет: «Я бы хотел разрушить все мимолетные побуждения, способные отвлечь человека от поиска тихой ночи смерти».

«Освобождение», вынесенное в заглавие трактата Майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.

Философ-пессимист мечтает об этом, ведь жизнь — страдание, Бог — мертв, а лучший исход — апокалипсис:

«Всё, что существует в мире, порождено злом: весь мир, состояние человечества, законы и естественный порядок вещей — всё это лишь зло».

Хорошо только то, чего нет. Сказанное относится и к «венцу творения». Майнлендер дистанцируется от человечества не в фантастических путешествиях, как Гулливер Свифта, а в собственном сознании, исходя из того, что его самого, мира и людей не существует.

Ненависть к человечеству — реальность XX века

Перформативы типа «я люблю тебя» или «я ненавижу тебя» играют важную роль в коммуникации отдельных людей, но как они связаны с чувствами ко всему виду Homo sapiens?

Если верить Майнлендеру (и буддистам), человечества вообще не существует. И даже если им не верить, всё равно именуемого этим собирательным существительным субъекта, с которым мы вступаем в коммуникацию, нет — есть лишь обобщение, абстракция, и ей абсолютно «безразлично», быть любимой или ненавидимой. А значит, тот, кто относится к такому коллективному квазисубъекту скептически или враждебно, не причиняет ему никакой боли.

При этом, если задуматься, ужасы XX столетия (например, колониализм, национал-социализм, сталинизм) учинили вовсе не ярко выраженные мизантропы.

Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.

«Почему же они в таком случае резали людям глотки?» — писал в середине XIX столетия мыслитель-провокатор, основатель философии индивидуалистического анархизма Макс Штирнер.

Любовь к человечеству иногда оказывается смертельной для отдельных его представителей. Мизантропия же, напротив, может скорректировать эту установку и стать своеобразной философской терапией, создающей дистанцию между мыслителем и объектом его изучения — человеком.

Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?

Мизантропия существует в парадигме мышления, в которой всё еще важен вопрос об истинной природе человека: каков же он на самом деле, плох или хорош? В XXI веке, в мире больших данных, где на первый план выходят бихевиоризм и концепция постправды, такая постановка проблемы, кажется, просто невозможна.

Самоценное существование человека замещается самопрезентацией в интернете, он превращается в объект или (в лучшем случае!) в актант.

Медицинские страховые компании собирают данные о состоянии здоровья клиентов при помощи фитнес-браслетов без нашего на то согласия, чтобы разработать наиболее успешную маркетинговую стратегию. Дистопический сюжет из «Черного зеркала» 2015 года о новейших технологиях, исключающих из общества маргиналов-мизантропов, стал реальностью в Китае, где социальный рейтинг вот-вот будет сказываться на доступе индивида с «неприемлемым» поведением к жизненным благам.

Может быть интересно:

«Я — гражданин третьего сорта». Как смартфоны помогают строить новое классовое общество по принципу благонадежности

Сначала история серийного убийцы Фрица Хонки ложится в основу романа Хайнца Штрунка. Затем произведение экранизирует Фатих Акин, и фильм попадает в основной конкурс 69-го Берлинского кинофестиваля. И наконец страшные события становятся реальной новостной повесткой — петербургского профессора вылавливают из Мойки с рюкзаком, в котором находят отпиленные руки его возлюбленной.

Оглядываясь вокруг, приходишь к неутешительному выводу: чтобы сегодня позволить себе роскошь не быть мизантропом, нужно обладать почти религиозной верой в человека.