Нелюбовь или не любовь: Как написать слово «нелюбовь» правильно? – нелюбовь — это… Что такое нелюбовь?

нелюбовь — Викисловарь

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.нелюбо́вьнелюбви́
Р.нелюбви́нелюбве́й
Д.нелюбви́нелюбвя́м
В.нелюбо́вьнелюбви́
Тв.нелюбо́вьюнелюбвя́ми
Пр.нелюбви́нелюбвя́х

не-лю-бо́вь

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8*b’ по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: не-; корень: -люб-; суффикс: -овь [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [nʲɪlʲʊˈbofʲ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. отсутствие любви, неприязнь ◆ Нелюбовь моего дяди к спиртным напиткам была предметом постоянных весёлых обсуждений со стороны гостей нашего дома. Ф. А. Искандер, «Путь из варяг в греки», 1990 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
  1. любовь
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Я знаю, что такое нелюбовь

По поводу расставаний часто слышишь: «Не надо рубить хвост по кускам». Раз и все. Хороший индеец — мертвый индеец, и все такое. И есть люди, я таких даже знаю, которым в те или иные периоды жизни это удается. Сняла решительно, бросила через плечо и пошла. Мужчинам чаще, чем женщинам. Им проще, они все по коробочкам раскладывают. Положил, запер. И готово. Пошел дальше изобретения свои изобретать или капиталами ворочать.

Мы играем, словно дети,

В провожанье вновь и вновь.

Разделилось все на свете

На любовь и нелюбовь… 

А. Дольский

Вот вы знаете, что такое любовь? Черта лысого. И я не знаю. Зато знаю, что такое нелюбовь. Это даже знать не надо. Это сразу чувствуешь. Вот это вот «еще вчера в глаза глядел, а нынче все косится в сторону». И все. Сразу мир в куски, сердце вдребезги, самооценка в клочья.

Жаба в зеркале

И ты уже никакая не принцесса, красавица, комсомолка, отличница, и даже не хорошенькая зеленая лягушечка, а просто жаба болотная.

Такую уж точно никто целовать не станет — дураков нет. Причем ощущение «жабы» возникает моментально, стоит только очутиться в холодном болоте нелюбви. «Жаба» становится настолько осязаемой, что к зеркалу ты подходишь с опаской в полной уверенности, что там что-то старое, невыразительное и противное, как ветхая половая тряпка, которую выкинули за ненадобностью. А там все то же, но ты этого не видишь, не хочешь, не можешь. Эта фальшивая принцесса в зеркале оскорбляет тебя самим фактом своего отражения. Ты же точно знаешь, что ты жаба.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

У тебя есть единственное правильное зеркало. «Красота в глазах смотрящего» — так вроде нас в детстве научили? Вот мы и не можем без смотрящих. Как только в сторону покосился, так все — меня нет. А есть жаба.

Почему так больно, когда оказывается, что любовь или то, что ты там себе намечтала, заканчивается? За свои 45 лет я давно убедилась, что дело вовсе не в конкретном принце. Когда отгорит, отболит, развеется и осыплется шелуха, только диву даешься: «И по этому шкафу в очках я так страдала?» Да таких шкафов в каждом мебельном салоне как грязи. Ты такого больше не найдешь? Чушь! Не в нем дело. В тебе. Это не он ушел, это ты исчезла, рассыпалась на кусочки. И теперь неизвестно, как и где себя найти.

По поводу расставаний часто слышишь: «Не надо рубить хвост по кускам». Раз и все. Хороший индеец — мертвый индеец, и все такое.

И есть люди, я таких даже знаю, которым в те или иные периоды жизни это удается. Сняла решительно, бросила через плечо и пошла. Мужчинам чаще, чем женщинам. Им проще, они все по коробочкам раскладывают. Положил, запер. И готово. Пошел дальше изобретения свои изобретать или капиталами ворочать.

Женщины намного чаще цепляются, смотрят жалобно, звонят с надеждой…

Потому что наша самооценка или, вернее, образ себя до сих пор зависит от любимого гораздо больше. Возможно, это оборотная сторона эмоциональной гибкости. Мы гораздо чаще принимаем форму любимого мужчины, чем он нашу. Поэтому нам легче подстраиваться, создавать эмоциональную атмосферу, тот самый праздник, в котором происходит любовь. С каждым я всегда другая, и эта другая умирает каждый раз при разрыве отношений.

А если ты приняла уже его форму так или иначе, то период линьки неизбежен. Надо сменить кожу, а она сразу не сходит. Отрубить одним махом часто означает отрубить себе самой голову или еще какую жизненно важную часть тела. Поэтому я уже давно простила себе период «цепляний», бессмысленных надежд, который когда-то считала унизительным. Ерунда. Все зависит от ощущений.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Если ты чувствуешь, что «умру, если я сейчас его не увижу, не позвоню» — звони. Ну, не умирать же в самом деле. Просто хорошо, когда хотя бы на грани сознания трепыхается мысль о том, что все это уже процесс отпускания. И скорость убегания все выше и выше. И его досадливые интонации и сожалеющие взгляды — так смотрят на корову, которую давно пора отправить на бойню, но жалко, привык к Буренке, — отрезвляют и постепенно перетирают этот пеньковый канат, которым ты примотала свою душу к нему.

А он уже рвется от тебя, как огромный океанский лайнер. У него какой-то свой загадочный курс, который больше не совпадает с твоим, как бы ты ни трясла компас и ни подчищала лоции. И ты начинаешь обживать очередной необитаемый остров, вспоминать слово «я», выбирая его по крохам из разбитого «мы». Вот только что делать, когда придешь в себя: жечь костры, ждать Пятницу или самой строить корабль?опубликовано econet.ru.

Автор Анна Зарембо

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

«Нелюбовь»: популярный психолог рассказала, как проявляют себя люди, которые вас не любят…

25.12.2019 год 

Неожиданно…

Анна Кирьянова известна как один из лучших психологов в России. Вместе с тем, Кирьянова знакома многим и как телеведущая, и как автор книг, статей, заметок и даже стихов. 

Сегодня мы решили поделиться с читателями одной необычной заметкой Анны  о том, что же собой представляет «нелюбовь».

Нелюбовь  — это когда нельзя… мешать,  разговаривать, смеяться или лезть с объятиями. Нельзя рассказывать о своих переживаниях —   это глупости, а не переживания. Нельзя что-то просить надо понимать, что сейчас трудное положение. И вообще, зачем тебе это?

Нельзя рассчитывать на помощь, взрослые люди должны самостоятельно справляться. Даже если им пять лет. Это уже солидный возраст. А если тридцать пять это вообще старость. 

И нечего так наряжаться в таком почтенном возрасте. Ну, а если 73- это уже совсем  Оноре де Бальзак в сторонке разрыдался.

Нелюбовь когда не ругают особо, но и не хвалят. Не замечают. Когда неудобно есть при близком человеке он может сказать, что ты много ешь. 

А приготовленную тобой еду человек съест и ничего не скажет. И не заметит усилий, когда приберешься и цветочки в вазочку поставишь. И ждёшь этого человека для тебя самого главного и самого любимого?

Нелюбовь когда ничего нельзя. Когда раздражаешь, мешаешь, лезешь, несешь чушь, выносишь мозг, сиди смирно в уголке и жди, когда тебя выведут погулять. 

И не скули, не ной, не реви, смирно сиди и жди.   Когда не заступаются и говорят: сам виноват! 

Это нелюбовь.

Когда ничего не дарят  —  нелюбовь. Когда жалко денег на тебя это нелюбовь. Это не ненависть, НЕТ!  Это иногда еще хуже, потому что ненавидят за что-то, из зависти, например. 

И тут можно уйти или сдачи дать. А не любят просто так. Хотя  мысленно и говорят: «да люблю я тебя, только отвяжись, опять ты за свое!». А то и этого не говорят… 

«Опять у Вас  депрессия, всё так хорошо и так замечательно, а Вы опять поскуливаете, как побитая собака». 

Ну, а если при расставании до завтра Он гладит главного Хозяина  дома — кота на лестничном проёме, то Вас  то  — зачем? Вы же не кот.                     Вас, Г. П.,  нельзя баловать.  В другой раз, если у меня возникнет такое желание?  

И Г.П. всё это проглатывает, терпит. Сильной будь, хватит и того, что видишь. Это — нелюбовь, да!  И просто  Не уважение.

Вот это и есть не любовь. И от нее умирают раньше положеного срока.  

Либо, наоборот, можно этот неминуемый срок и удлинить?   Но Эго не пускает так далеко, это ведь для него совсем лишнее. Это ещё непонятное. И есть ли такие думки, сложно сказать? 

А, казалось бы, как просто сделать счастливым и второго Человека? Лишний раз сказать пару ласковых слов, пожалеть, когда необходимо, взбодрить, если надо по обстоятельствам? 

Но и до этого самому и своими мозгами не додуматься! Что это?  Понять трудно?  

Как я называю такое состояние — ЭгоЦентризм, максимальная концентрация предстоящему Делу, а всё остальное — мелкое и ненужное?

Нужны дела и новые Проекты, но забывается самое главное при этом — его Величество — Человек!  Так ради чего же Мы все живём? Неужели только ради Мамоны, Златого Тельца?          

А без любви умирают те, кто тебя выделил из  Огромного Мироздания.

Особенно старики, дети и собаки. И взрослые люди, которые беззащитны и чувствительны.

Нелюбовь делает человека робким, неуклюжим, зажатым и некрасивым; он боится все испортить, помешать, раздражать… 

Когда вместо общения и разговора, не переставая и не выпуская мобильного телефона из рук, читают, что -то разглядывают… Они и доставляют тебе  радость момента на это  вынужденное  время препровождения.

И ничего тут не поделать — можно разорваться по швам, всё видеть и понимать, а отойти ещё сложней. 

Можешь совершить невероятное, но этого и не заметят. Ты как бы — обязан. И всего лишь… По доботе душевной такое совершаешь.

Дружбы между мужчиной и женщиной не бывает: её (его) или чувства или — ничего.

Тут ничего не поделаешь; если есть силы надо уходить хоть с узелком на палочке.                                                                                                                          И насколько у одного сносит «крышу» даже от одного присутствия вместе с любимым, настолько полная противоположность у того, кто не любит.  

Всё это, к сожалению, видно. А изменить  ничего  нельзя. Самое правильное — отойти, тогда что -то и поймётся, но уже  на расстоянии,  и будет поздно. 

Либо в сравнении всё поймётся, когда сам окажется вне любви. Нет человечности у мужского пола, если физически Человек не подходит по каким -то химическим признакам?. Чёрствость во всём. 

Трудно и больно, сравнить можно только с тем, что каждый раз при встрече Ты сама себе беспокоишь  ранку, она затянулась, а ты её  ковыряешь палочкой, и она вновь начинает болеть.

Когда же Он слышит признание в любви — его взгляд обращён в сторону и говорит глазами:  Ну, я же не виноват, что так происходит? 

Надо быть сильной и решительной. Соберись с духом и прикажи себе, Забудь!  Он  просто  не дорос, Он Духовно стоит ниже тебя на целых два порядка.  Вырос только его левый отдел мозга, ну, а Правый —  чуток подсох. И так бывает.

Оставь этого Человек, пусть он потом поймёт, что был очень не прав. Пусть где-то далеко и в уголочке  Память  будет  говорить  ему об этом, и напоминать хотя бы, что такой Чел был.                                                        А где же был — Я?  Ты высох,избавился от эмоций, ведь они приносят только — боль.

Есть Логика, рационализм и нет чувств, тот Центр убран из жизни как ненужное и мешающее под ногами.  

Любовь — это тоже искусство, им не каждый  владеет.

Либо когда-то и в детстве был недолюблен и обижен на всю свою маленькую жизнь. С этим Багажом и пришлось идти во взрослую жизнь. 

Ты, что могла — сделала, а остальное, и в будущем, Он испытает подобное. 

«Что имеем не храним, а потерявши — плачем.»   Или хотя бы ясно понять —  это нелюбовь.  Не любовь.

По материалам А. Кирьянова и  вместе с нею  плакала Г.П.Т.

26.12.2019 год,  00: 045

Что такое нелюбовь, или Как выглядит человек, который вас не любит

Анна Кирьянова известна как один из лучших психологов в России. Вместе с тем, Кирьянова знакома многим и как телеведущая, и как автор книг, статей, заметок и даже стихов. Сегодня мы решили поделиться с читателями одной необычной заметкой Анны Кирьяновой о том, что же собой представляет «нелюбовь».

Нелюбовь — это когда нельзя мешать. Разговаривать, смеяться или лезть с объятиями. Нельзя рассказывать о своих переживаниях — это глупости, а не переживания. Нельзя что-то просить — надо понимать, что сейчас трудное положение. И вообще, зачем тебе это? Нельзя рассчитывать на помощь, взрослые люди должны самостоятельно справляться. Даже если им пять лет. Это уже солидный возраст. А если тридцать пять — это вообще старость. И нечего так наряжаться в таком почтенном возрасте.

Нелюбовь — когда не ругают особо, но и не хвалят. Не замечают. Когда неудобно есть при близком человеке — он может сказать, что ты много ешь. А приготовленную тобой еду человек съест и ничего не скажет. И не заметит усилий, когда приберешься и цветочки в вазочку поставишь.

Нелюбовь — когда ничего нельзя. Когда раздражаешь, мешаешь, лезешь, несешь чушь, выносишь мозг, сиди смирно в уголке и жди, когда тебя поведут гулять. И не скули, не ной, не реви, — смирно сиди и жди. Когда не заступаются и говорят: сам виноват! — это нелюбовь.

Нелюбовь — когда ничего не дарят. Когда жалко денег на тебя — это нелюбовь. Это не ненависть. Это иногда еще хуже, потому что ненавидят за что-то, из зависти, например. И можно уйти или сдачи дать. А не любят — просто так. Хотя говорят: «да люблю я тебя, только отвяжись, опять ты за свое!».

Вот это и есть — нелюбовь. И от нее умирают. Особенно старики, дети и собаки. И взрослые люди, которые беззащитны и чувствительны. Нелюбовь делает человека робким, неуклюжим, зажатым и некрасивым; он боится все испортить, помешать, раздражить… Тут ничего не поделаешь; если есть силы — надо уходить хоть с узелком на палочке. Или хотя бы ясно понять — это нелюбовь. Не любовь.

Анна Кирьянова

Читайте Интесенс в Telegram и Instagram

Нелюбовь (фильм, 2017) — Википедия

Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Нелюбовь.

«Нелюбо́вь» — драматический фильм режиссёра Андрея Звягинцева. Мировая премьера состоялась в основной конкурсной программе 70-го Каннского кинофестиваля[1], где фильм получил Приз жюри[2].

Команда, состоящая из режиссёра Андрея Звягинцева, продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, сценариста Олега Негина и оператора Михаила Кричмана, в прошлом работала над фильмами «Елена» (2011) и «Левиафан» (2014), которые тоже имели успех на Каннском кинофестивале.

Фильм рассказывает о современной московской семье, в которой супруги (Марьяна Спивак и Алексей Розин) собираются развестись, но не могут решить, с кем оставить сына Алёшу (Матвей Новиков). В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий они откровенно пренебрегают им, и Алёша, чувствуя абсолютную ненужность обоим родителям, после их очередной ссоры неожиданно исчезает.

В России премьера состоялась 1 июня 2017 года. В 2018 году фильм был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»[3], премию BAFTA в категории «Лучший фильм не на английском языке». Во Франции фильм получил премию «Сезар» за лучший фильм на иностранном языке.

Действие фильма происходит в октябре 2012 года. В отношениях администратора салона красоты Жени (Марьяна Спивак) и менеджера по продажам Бориса (Алексей Розин) давно наступил разлад, и они готовятся подать на развод. Оставаясь пока ещё официально женатыми, они оба уже имеют отношения на стороне: Борис живёт с беременной от него девушкой Машей (Марина Васильева), а у Жени есть обеспеченный любовник Антон (Андрис Кейш). Дело остаётся за малым: нужно продать общую квартиру и решить, с кем останется жить их 12-летний сын Алёша (Матвей Новиков).

Алёша возвращается из школы и садится делать уроки, наблюдая осенний дождь за окном. Раздаётся звонок — его мать сообщает ему, что пришли покупатели смотреть их квартиру, и что он должен прибраться в своей комнате. Заходят покупатели: мужчина (Максим Стоянов) со своей беременной девушкой (Любовь Соколинская). Алёша не рад их приходу и тому, что родители продают квартиру, и закрывает дверь в свою комнату. В конце осмотра они заходят в детскую. Мать делает замечание мальчику, что тот не поздоровался с покупателями, и даёт ему подзатыльник. В ответ Алёша здоровается сквозь зубы, а затем, обиженный на мать, выбегает из комнаты.

Этой же ночью Алёша подслушивает скандал родителей, в процессе которого выясняется, что ни Борис, ни Женя совершенно не горят желанием его воспитывать (считая, что он станет помехой их новым романам) и пытаются спихнуть сына друг на друга. Муж считает, что ребёнку важнее жить с матерью, однако жена не намерена уступать и говорит, что тоже хочет пожить своей жизнью, а он лишь пытается прикрыть свой эгоизм. Его следующее предложение — отдать ребёнка бабушке (Наталия Потапова) — Женя тоже отвергает, так как её мать не любит внука. В конечном итоге они оба даже рассматривают вариант отдать сына в детдом, но понимают, что ювенальная юстиция не позволит им это сделать. На следующий день после завтрака, во время которого мать называет сына «квёлым», Алёша выбегает из дома якобы в школу, но домой не возвращается.

Женя об этом не знает, потому что домой в тот день не возвращается, а проводит ночь у Антона. Она признаётся, что он — её первая любовь и что она никогда никого не любила, кроме матери — и то в детстве. Мать, по словам Жени, вела себя с ней как «злая, одинокая стерва». Она также говорит, что до мужа у неё никого не было и «залетела» она по глупости, из-за чего ей и пришлось выйти замуж за нелюбимого Бориса. Утром Женя возвращается домой и ложится спать, не зная, что сын не ночевал дома.

Через какое-то время ей звонят из школы и сообщают о том, что Алёши не было в школе ни вчера, ни сегодня. Несмотря на возражения Бориса, что мальчик скоро сам вернётся, Женя извещает полицию. Оперуполномоченный (Сергей Борисов) в разговоре с Женей предполагает, что ребёнок ушёл гулять с друзьями или бродит по торговому центру, сообщая, что подавляющее большинство «бегунков» возвращаются домой на 7-10 день. Он же советует ей подключить к поиску мальчика волонтёров из негосударственного поискового отряда, а не надеяться на правоохранительные органы, которые утопят дело в бюрократических процедурах.

Тогда Женя принимает решение обратиться к волонтёрам. Координатор поисково-спасательного отряда (Алексей Фатеев), обрисовывая Жене и Борису план поиска, предполагает, что мальчик может находиться у бабушки, которая живёт на даче в трёх часах езды от Москвы. Женя сомневается, потому что Алёша не знает туда дороги, и очень неохотно соглашается поехать с Борисом к матери, потому что у неё с ней очень напряжённые отношения. Мать Жени принципиально не выходит на связь с дочерью, а когда супруги приезжают в сопровождении волонтёра, не сразу впускает их в дом. Она не верит в пропажу мальчика и считает, что Женя и Борис специально выдумали эту историю, чтобы разжалобить её и, как следствие, «повесить» мальчика на неё. После эмоционального скандала с матерью Женя и Борис уезжают обратно в Москву. По дороге домой в машине Женя признаётся Борису, что вышла за него замуж и родила Алёшу только потому, что не могла больше жить с матерью, но это была ошибка, и ей нужно было сделать аборт. Супруги снова ругаются и Борис высаживает Женю посреди пути.

Вернувшись в Москву, они узнают, что поиски не увенчались успехом. Координатор волонтёрского отряда отправляется в школу и проводит беседу с одноклассником и единственным другом Алёши (Артём Жигулин). Он уговаривает мальчика раскрыть местонахождение так называемой «базы» — заброшенного здания в чаще леса, где собираются мальчишки из школы. Волонтёры и отец Алёши отправляются туда, но находят только куртку мальчика. В одну из больниц доставлен мальчик, найденный на улице и похожий по описанию; к нему приходит Женя, но это оказывается не Алёша.

Через некоторое время Борис, Женя, Антон и координатор волонтёров отправляются в морг для опознания трупа неизвестного мальчика. После того, как патологоанатом поднимает покрывало с обезображенного трупа подростка, у Жени начинается истерика и она сообщает, что это не Алёша, потому что на его теле нет родинки, которая есть у Алёши. Борис соглашается с женой, однако координатор рекомендует им провести сравнительный анализ ДНК, полагая, что родители могут находиться в состоянии отрицания. Истерика Жени продолжается, она нападает на сохраняющего спокойствие Бориса с криками, что никогда не отдала бы мальчика в детский дом. Она уходит в коридор, где её успокаивает Антон. После её ухода Борис садится на пол и больше не может сдержать слёз. Таким образом, вопрос о судьбе мальчика остаётся открытым.

Спустя два года Алёша числится пропавшим без вести, супруги живут раздельно, а в их проданной квартире теперь идёт ремонт. Борис живёт в квартире Маши вместе с тёщей, у них родился сын, к которому Борис тоже не испытывает тёплых чувств. Женя живёт в роскошных апартаментах Антона, но и она не чувствует себя счастливой. В заключительных сценах фильма демонстрируются пейзажи Сходненского ковша, а также оградительная лента, которую Алёша однажды закинул на дерево по дороге из школы.

АктёрРоль
Марьяна СпивакЖеня Женя жена Бориса
Алексей РозинБорис Борис муж Жени
Матвей НовиковАлёша Алёша сын Бориса и Жени
Андрис КейшАнтон Антон любовник Жени
Марина ВасильеваМаша Маша любовница Бориса
Алексей ФатеевИван Иван координатор поисково-спасательного отряда
Сергей Борисовоперуполномоченный оперуполномоченный
Наталия Потаповамама Жени мама Жени
Анна Гуляренкомама Маши мама Маши
Сергей БадичкинСергей Сергей коллега Бориса
Евгения Дмитриевапарикмахер парикмахер
Артём ЖигулинКузнецов Кузнецов одноклассник Алёши
Максим Солоповотец Кузнецова отец Кузнецова
Татьяна Рябоконьриэлтор риэлтор
Максим Стояновпокупатель покупатель
Любовь Соколинскаядевушка покупателя девушка покупателя
Варвара ШмыковаЛена Лена поисковик
Натали Старынкевичкосметолог косметолог
Ирина Кривоносмедсестра медсестра

Замысел и написание сценария[править | править код]

Весной 2011 года, когда был закончен фильм «Елена», Андрей Звягинцев стал думать над тем, какой фильм создавать дальше. Появилась идея сделать ремейк «Сцен из супружеской жизни» Ингмара Бергмана, то есть, по словам режиссёра «перенести историю [из этого фильма] в наши дни и на российскую почву, взглянуть на то, в какое кризисное состояние может прийти семья после многих лет совместной жизни»[6]. Однако купить права на сценарий оказалось настолько трудно, что уже был снят «Левиафан», а всё никак не удавалось получить положительное решение от одного из четырёх правообладателей на сценарий Бергмана. В июне 2015 Олег Негин натолкнулся на статью про историю создания поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Так появился новый персонаж ранее обдумываемой истории про кризис семьи – сын главных героев; его поиски на фоне распадающихся семейных отношений обострили коллизию. Как говорит Андрей Звягинцев об этом: «Изначальная идея о катастрофе в семье, о разрушении супружеских связей, о разводе вдруг обрела свою цельность, ясность и силу»[7].

Проект нового фильма был запущен Александром Роднянским в работу на основании короткого безымянного тритмента, изложенного на трёх страницах Олегом Негиным, в которых содержался в общих чертах будущий сюжет. Далее режиссёр добавил своё видение развития событий в картине, а уже к ноябрю 2015 года Негиным был закончен литературный сценарий под названием «Нелюбовь». К этому времени часть объектов для съёмки была уже найдена[уточ. 1], а также были готовы первые эскизы главных интерьеров фильма: квартира Слепцовых, квартира Маши и апартаменты Антона[4].

Название[править | править код]

Название фильма придумал сценарист Олег Негин. Изначально Звягинцеву оно не совсем понравилось, но ничего другого он предложить на тот момент не мог. Надеясь на то, что «имя» ему подскажет сам фильм в процессе работы, как это обычно было раньше, режиссёр начал съемки картины с рабочим названием — «Нелюбовь». С течением времени создатели фильма свыклись с этим названием и пришли к мнению, что оно отлично раскрывает замысел сценаристов. Вот что сам режиссёр говорит об этом:

Я привык к этому названию и даже полюбил его, потому что оно безупречно точно, с хирургической ясностью указывает на адрес главной проблемы, которую рассматривает наш фильм: нелюбовь. И это не простое отсутствие любви. А её антипод. И не противоположная сторона вопроса, не банальная ненависть или холодное равнодушие, а что-то большее — нелюбовь. И никаких оговорок[8].

По словам Андрея Звягинцева, был вариант назвать фильм — «Поле битвы»[7].

Иностранные дистрибьюторы столкнулись с трудностями перевода названия — во многих языках, в том числе и в английском, нет слова, которое бы полностью отражало всю суть сюжета[9].

Подбор актёров[править | править код]

Подбор актёров начался в декабре 2015 года[10]. Алексей Розин уже снимался в фильмах «Елена» (2011) и «Левиафан» (2014), но для Марьяны Спивак это была первая роль в проектах Звягинцева и Роднянского. Она была первой актрисой, которая пришла на кинопробы[11]. Исполнители главных ролей — Жени и Бориса — в течение полугода прошли через 4 этапа проб[4].

В поисках мальчика на роль Алёши Слепцова было отсмотрено более 250 детей из Москвы и Санкт-Петербурга. Собеседование и пробу одной из сцен с каждым из них проводила кастинг-директор проекта Элина Терняева. В итоге было отобрано семеро «финалистов», которым предстояло пройти пробы с режиссёром. В их числе оказались Матвей Новиков, в результате и сыгравший Алёшу, и Артём Жигулин, исполнивший роль друга и одноклассника Алёши – Кузнецова[4].

Режиссёр хотел, чтобы роли поисковиков исполняли профессиональные актёры, не массовка. Для этого был организован отдельный кастинг, в котором приняли участие более 200 актёров, из которых отобраны были 30 человек. За работу этой группы отвечала режиссёр Мария Лойтер. Она организовала самостоятельный кастинг, результаты которого демонстрировала режиссеру фильма, и в итоге, во время съёмочного процесса была старшей в группе поисковиков. Все актёры, исполнившие роли волонтеров ПСО, в том числе Алексей Фатеев (координатор) и Варвара Шмыкова (Лена), за несколько недель до начала съёмок инкогнито принимали участие в реальных поисково-спасательных операциях ПСО «Лиза Алерт»[4].

Подготовительная работа и съёмки[править | править код]

Фотографии обнажённой натуры авторства Энни Лейбовиц были использованы в качестве референсов для съёмок откровенных сцен[5]

12 ноября 2015 года Андрей Звягинцев объявил о начале работы над новым фильмом[10]. «Это история мужа и жены, которые расстаются. История очень печальная, пронзительная», — сказал он, добавив, что зрителям «придётся пролить слёзы»[10]. Режиссёр отметил, что название картины уже придумано, однако пока оно будет держаться в секрете[10].

В мае 2016 года было оглашено название фильма — «Нелюбовь», а также некоторые детали сюжета[12].

Съёмки начались 5 сентября 2016 года и должны были закончиться в конце ноября — начале декабря. Однако аномально ранний снег, выпавший в Москве 27 октября 2016 года, внёс значительные коррективы как в художественный образ, так и в производство картины[13][14]. Снег, который по изначальному замыслу появлялся только в эпилоге, проник в эпизоды поиска Алёши в комплексе заброшенных зданий, ночной расклейки ориентировок и некоторые другие[4].

Открывающий картину эпизод с выбегающими из школы учениками снимался 5 ноября 2016 года. По сюжету в кадре осенний день — 9 октября 2012 года. Но из-за выпавшего снега школьный двор выглядел по-настоящему зимним. В течение трёх часов сотрудники художественного департамента вычищали снег с асфальта, газона, ветвей деревьев и козырька школы. К моменту начала съёмок световой день стремительно стал подходить к концу, из-за чего удалось снять только 4 дубля. Эпизод был переснят весной, 9 апреля 2017 года. Именно он и вошёл в окончательную версию монтажа. Однако в версию фильма, представленную отборочной комиссии Каннского кинофестиваля, вошёл дубль, снятый ещё осенью[4].

В конце ноября 2016 года было принято решение о приостановке съёмочного процесса. Досъёмки были осуществлены весной, в период с 25 марта по 9 апреля 2017 года[15]. В общей сложности объём весеннего блока составил 12 съёмочных дней, 15 минут полезного хронометража и чуть более 50 планов[4].

В итоге фильм был снят за 58 съёмочных дней. Всего было снято 275 съёмочных планов[4].

Положительным героем фильма режиссёр Андрей Звягинцев называет волонтёрский поисковый отряд «Вера», прототипом которого стал отряд «Лиза Алерт»[16]. Чтобы поисковые работы выглядели в фильме по возможности реалистично, представители отряда консультировали съёмочную группу. Кроме того, в съёмках фильма в качестве реквизита использовалось оборудование отряда: автомобили, GPS-навигаторы, компасы [17].

«Нелюбовь» — первый полнометражный фильм Андрея Звягинцева, снятый на цифровые камеры (ARRI Alexa XT и Alexa Mini). В съёмках использовалась анаморфотная оптика Cooke Anamorphic/i[4].

Места съёмок[править | править код]

Местом действия кинокартины был выбран район Южное Тушино на северо-западе Москвы. Там снимались: школа (экстерьер и интерьер), дом Слепцовых, парковка перед домом, прилегающие к ней улицы, продуктовый магазин, автобусная остановка, а также памятник природы — Сходненский ковш, тот самый овраг, в низовье которого мальчик после окончания уроков прогуливается вдоль берегов реки. Река эта зовется Сходня[9].

Все три жилых помещения — квартира Слепцовых, Маши и Антона — были выстроены в павильоне по проекту художника-постановщика картины Андрея Понкратова. В декорации «квартира Слепцовых», кроме жилых помещений, была построена лестничная площадка и кабина лифта. Все декорации квартир находились на высоте 2,5 — 3 метров относительно пола павильона, что позволяло камере, оказавшись достаточно близко к окнам, «не видеть» пол. За окнами декорации были установлены стволы и ветви деревьев. Во время съёмок ветви приводились в движение с помощью специальной системы тросов сотрудниками художественного департамента. Благодаря этому деревья «колышутся на ветру», что придает декорации реалистичности[4].

Декорацией, построенной в павильоне, является и лифт, в котором Борис, вместе с другими офисными сотрудниками, поднимается с подземной парковки. Закрытие дверей в лифте имитировалось специальными «флагами» из черной ткани, перекрывающими свет от осветительных приборов. Эффект движения создавался с помощью вращения осветительных приборов за стенами лифта[4].

Эпизод в морге снимался в построенной декорации на территории завода «Кристалл»[4].

Монтаж[править | править код]

Монтаж начался в декабре 2016 года, а завершился в апреле 2017 года. Это первая картина, которую Андрей Звягинцев и монтажёр Анна Масс были вынуждены начать монтировать ещё до окончания съёмочного периода, во время приостановки съёмок, и не в хронологической последовательности. В процессе монтажа в картине образовывались лакуны или пустоты, которые нельзя было заполнить материалом. Оттого ритм повествования прерывался, что было достаточно некомфортным для творческого процесса. Об этом говорил сам режиссёр уже весной, во время досъёмок картины[4][13][14].

В мае 2016 года на кинорынке Marché du Film в Каннах компания Pyramide Distribution приобрела права на фильм для дистрибуции во Франции, а Wild Bunch — на всех территориях за пределами Франции и СНГ[12].

В марте 2017 года стало известно, что права на фильм приобрели все европейские страны, и ожидается несколько сделок с компаниями из Азии и Латинской Америки[18].

10 апреля 2017 года в Париже рабочая версия фильма (ещё до окончания работ по сведению звука и компьютерной графике) была продемонстрирована членам отборочной комиссии Каннского кинофестиваля[15].

13 апреля 2017 года было объявлено, что «Нелюбовь» вошла в основную конкурсную программу 70-го Каннского кинофестиваля[1], а создатели фильма сообщили, что надеялись на выдвижение на Каннском кинофестивале, но всерьёз не рассчитывали[19].

31 мая 2017 года в московском кинотеатре «Октябрь» состоялся премьерный показ[20], а 1 июня 2017 года лента вышла в российский кинопрокат[21].

Премьерные показы[править | править код]

 Франция — 18 мая 2017 (70-й Каннский кинофестиваль)
 Россия — 31 мая 2017 (Кинотеатр «Октябрь»)[20]
 Германия — 23 июня 2017 (35-й международный Мюнхенский кинофестиваль)[22]

Широкий прокат[править | править код]

 Россия — 1 июня 2017[21]
 Армения — 1 июня 2017[22]
 Белоруссия — 1 июня 2017[22]
 Казахстан — 1 июня 2017[22]
 Франция — 20 сентября 2017[23]
 Великобритания — 9 февраля 2018[22]
 Украина — 19 апреля 2018[24]

В России[править | править код]

Пресса, критики[править | править код]

Кинокритик Антон Долин отмечает, что сюжет фильма развивается на фоне отчётливого социально-политического контекста России 2012—2014 годов[25]. В фонограмме фильма присутствуют упоминания и о выборах координационного совета оппозиции (московские протесты 2011—2012 годов), и о войне на Украине, но герои никак не комментируют эти события, это лишь фон их жизни.

Кинокритик Андрей Плахов в своей рецензии говорит следующее — «в „Нелюбви“ есть и положительные герои (те самые волонтёры-спасатели, чья деятельность показана с подробной обстоятельностью), есть и поэзия, и саспенс, и печаль человеческой утраты», а также делает вывод, что среди прочего это фильм «о лицемерии обуявшей бездуховное общество религиозности, которая не смягчает нравы и не лечит раны»[26].

Киновед и культуролог Кирилл Разлогов считает, что факт исчезновения 12-летнего сына в фильме — нелюбимого свидетеля распада семьи — сближает его с античной трагедией[27].

Официальные лица[править | править код]

30 мая 2017 года стало известно, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поздравил режиссёра Андрея Звягинцева и продюсера Александра Роднянского с призом жюри 70-й Каннского международного кинофестиваля за фильм «Нелюбовь», отметив, что это достойная оценка их таланта. «Искренне рад поздравить вас с призом жюри юбилейного, 70-го Каннского фестиваля… Вы создали киноленту, которая пронзительно и честно рассказала о жизни семьи, непростых отношениях отцов и детей, о чувствах и переживаниях, о том, что волнует каждого человека. И награда Канн — это достойная оценка вашего таланта и особого взгляда», — говорилось в поздравительной телеграмме[28].

В мире[править | править код]

Пресса, критики[править | править код]

Британский киножурнал Sight & Sound признал «Нелюбовь» одним из десяти лучших фильмов 2017 года[29].

Кинокритик Питер Брэдшоу в британской газете The Guardian дал фильму максимально высокую оценку. По его мнению, новый фильм Андрея Звягинцева — «это суровая, таинственная и пугающая история духовной катастрофы: драма, посаженная на скелет процедурного детективного триллера». «Фильм обладает гипнотической силой и невыносимой неоднозначностью, которая сохраняется до самого финала. Это история современной России, жители которой находятся во власти неумолимых сил, мира без любви, который похож на планету, непригодную для человека, место, где обычное выживание мутировало в бесконечную страсть к деньгам, улучшению общественного положения, в желание второго брака, который принесёт хорошую квартиру, секс и роскошь, в социальные медиа с их постоянной зацикленностью на себе и собственном статусе. Но всё это прикрывается или контролируется консервативными социальными нормами христианства, конформизма и национализма», — далее резюмирует кинокритик[30].

Кинокритик Джессика Киэнг в своей рецензии для The Playlist написала — «есть, конечно, что-то „сталкеровское“, почти фантастическое в недосказанности опустошенных пейзажей, но „Нелюбовь“ говорит не о ближайшем будущем, а о недавнем прошлом. Радио в машине бурчит о предсказании апокалипсиса, сделанном майя, а в телевизоре обсуждают ситуацию на Украине (тут более-менее ничего не изменилось). Для фильма, который сделан с такой тщательностью, этот новостной шум звучит не очень внятно, но и в этом тоже есть свой смысл. Как и многие фильмы ужасов, „Нелюбовь“ вскормлен яростью, и эти смутные моменты необходимы Звягинцеву для того, чтобы маска формальной точности могла соскользнуть вниз, приоткрывая гримасу праведного гнева»[31].

Фильм получил положительную оценку от кинокритика ведущего американского еженедельника Variety Оуэна Глейбермана. Он считает, что — «с помощью второстепенных деталей Звягинцев описывает романтический невроз, охвативший всё общество. <…> Коррумпированное общество оказывается чашкой Петри для брака без любви, в котором появляется нелюбимый ребенок. Драматургия — внятная, но в то же время неспешная в своих наблюдениях, реалистическая, но в то же время метафоричная… Это одновременно фильм-размышление и драма об отношениях. Практически каждый знает о болезни, диагноз которой он ставит. И эпидемия не ограничивается Россией»[32].

Кинокритик IndieWire Энн Томпсон в своём обзоре номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» отозвалась о фильме следующим образом: «„Нелюбовь“ — трогательная, напряженная семейная драма, проклинающая российское общество, которое автор сценария и режиссёр Андрей Звягинцев изображает поглощённым карьеризмом, эгоизмом, жадностью и даже полным пренебрежением к собственным детям»[33].

Стив Понд из The Wrap провёл яркую параллель между «Левиафаном» и «Нелюбовью»: «Как и „Левиафан“, „Нелюбовь“ — это беспощадный портрет эмоционально, этически и физически опустошённой страны. Прошлый фильм был откровенно политическим и рассказывал историю об автослесаре, который теряет свой дом; о коррумпированном мэре города, а также о политических, юридических и религиозных институтах, которые формируют одну плутовскую систему. „Нелюбовь“ же, напротив, кажется камерной — хотя в финале эта маленькая история обретёт пугающие масштабы»[34].

Кинокритик Evening Standard Дэвид Секстон в своей рецензии на фильм сделал следующий вывод: «В этой России есть все атрибуты материального процветания — новые машины, смартфоны, бесконечные селфи в декорациях уродливой постсоветской инфраструктуры — но нет сердца, нет души. Звягинцев изображает её деловито, с каким-то ледяным спокойствием. В этих лесах деревья падают и увядают»[35].

В 2017 году рэп-группа «Грот» использовала кадры из фильма в клипе на песню «Лиза», посвященную поиску Лизы Фомкиной[36].

ГодФестиваль / премияКатегорияНоминанты и получателиРезультат
2017Каннский международный кинофестиваль«Золотая пальмовая ветвь»Андрей ЗвягинцевНоминация
Приз жюриПобеда[2]
2017Мюнхенский международный кинофестивальГран-приАндрей ЗвягинцевПобеда[37]
2017Всероссийский кинофестиваль «Золотой Феникс»Гран-приАндрей ЗвягинцевПобеда[38]
2017Международный конкурс художественных фильмов «Золотой кокон»Гран-приАндрей ЗвягинцевПобеда[39]
2017Лондонский международный кинофестивальГран-приАндрей ЗвягинцевПобеда[40]
2017Премия Европейской киноакадемииЛучший европейский фильм«Нелюбовь»Номинация
Лучший европейский режиссёрНоминация
Лучший европейский сценарийНоминация[41]
Лучшая операторская работаПобеда
Лучшая музыка к фильмуПобеда[42]
2017Премия Азиатско-Тихоокеанской киноакадемииЛучшая режиссура«Нелюбовь»Победа[43]
2017Премия «Золотой единорог»Лучший фильм«Нелюбовь»Победа
Лучший сценарийПобеда
Лучшая актрисаПобеда[44]
2018Премия «Золотой глобус»Лучший фильм на иностранном языке«Нелюбовь»Номинация[45]
2018Премия «Золотой орёл»Лучший игровой фильмАндрей Звягинцев, Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Глеб ФетисовНоминация
Лучшая режиссёрская работаАндрей ЗвягинцевПобеда[46]
Лучший сценарийОлег Негин, Андрей ЗвягинцевНоминация
Лучшая операторская работаМихаил КричманНоминация
Лучшая музыка к фильмуЕвгений Гальперин, Саша ГальперинНоминация[47]
2018Премия BAFTAЛучший фильм не на английском языкеАндрей Звягинцев, Александр РоднянскийНоминация[48]
2018Премия «Сезар»Лучший иностранный фильмАндрей ЗвягинцевПобеда[49]
2018Премия «Оскар»Лучший фильм на иностранном языке«Нелюбовь»Номинация[50]
2018Премия «Ника»Лучший игровой фильмАндрей Звягинцев, Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Глеб ФетисовНоминация
Лучшая режиссёрская работаАндрей ЗвягинцевНоминация
Лучший сценарийОлег Негин, Андрей ЗвягинцевНоминация
Лучшая операторская работаМихаил КричманНоминация
Лучшая музыка к фильмуЕвгений Гальперин, Саша ГальперинНоминация
Лучшая работа звукорежиссёраАндрей ДергачёвНоминация[51]
  1. ↑ В частности, прогулка Алёши в овраге (Сходненского ковш) появилась в режиссёрском сценарии именно благодаря тому, что уже осенью 2015-го был утверждён главный натурный объект: место проживания

описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Осень. Москва. Голые деревья в городском лесу. Здание школы. Кончаются уроки, дети выбегают на улицу. Алеша Слепцов идет домой через лес. Он находит под деревом бумажную ленту в красно-белую полоску и бросает ее вверх. Лента зацепляется за ветви дерева. Алеша дома в своей комнате, сидит за компьютером. Звонок в дверь. Это пришли покупатели смотреть квартиру. Мать Алеши Женя показывает квартиру, хвалит район. Покупатели спрашивают, почему продается такая хорошая квартира. Женя отвечает, что причиной продажи стал развод. Во время осмотра комнаты Алеши мальчик в сердцах выбегает из помещения. Женя жалуется, что сын постоянно плачет.

Поздний вечер. Женя сидит на кухне с бокалом вина и смартфоном. Приходит Борис, ее муж. Супруги начинают выяснять отношения. Причиной раздора становятся разговоры о дальнейшей судьбе мальчика. Женя говорит, что она намерена устраивать свою личную жизнь, Алеша ей в этом помешает. Борис говорит, что он тоже не может взять сына. Бабушка у мальчика только одна, это мать Жени. Но и ей внук не нужен. Женя говорит, что отдаст сына в интернат. Борис утверждает, что их в таком случае замучат «ювеналы», сотрудники социальных служб. Борис также высказывает опасения: как отнесутся к известию о его разводе и передаче сына в детский дом у него на работе. Женя злорадствует по этому поводу. Алеша слышит, о чем разговаривают отец с матерью. Он плачет.

Утром мальчик завтракает и уходит в школу. Борис на работе беседует с сослуживцем. Вначале они рассуждают о том, состоится ли предсказываемый в соответствии с календарем майя конец света. Потом Борис аккуратно выведывает, не уволят ли из-за развода. Коллега говорит, что, если начальство узнает об этом – угроза увольнения вполне реальна. Но выяснить это можно только на корпоративе, куда приятно являться с супругами и детьми. Один из сотрудников после развода даже привел на такой корпоратив постороннюю женщину под видом жены. Бориса заинтересовала эта история.

Женя болтает с косметологом во время эпиляции зоны бикини. Она рассказывает, что на службе Бориса сильно верующий хозяин установил «православный шариат». Даже во время отпуска им приходилось совершать паломничество по монастырям. Косметологиня рассказывает о своей знакомой, которая повредила ногу из-за того, что ее шеф заставлял своих сотрудников разделять его увлечение экстремальными видами спорта. Женя говорит, что теперь встречается с солидным состоятельным мужчиной 47 лет, который поддерживает себя в прекрасной физической форме. Он уже три года в разводе, его взрослая дочь живет в Португалии.

После работы Борис и его беременная молодая подруга Маша едут к ней домой. Машина мать уехала к родственникам, им никто не помешает. Борис с Машей занимаются сексом. После этого девушка спрашивает Бориса, не бросит ли он ее с ребенком так, как это он сделал с Женей. Тот уверяет ее в своей любви.

За Женей заезжает ее мужчина, Антон. После ужина в ресторане они едут к нему домой, занимаются сексом. Потом Маша рассказывает Антону о том, что до него никого не любила. Мать ей слова доброго за всю жизнь не сказала, сын чуть не убил ее во время родов, она так и не смогла полюбить мальчика. Женя возвращается домой и ложится спать. Утром она обнаруживает, что Алеша не ночевал дома. Ей звонит классная руководительница мальчика и сообщает, что того два дня не было в школе. Женя звонит Борису. Тот просит ее успокоиться. Женя обращается в полицию. Приехавший по вызову оперуполномоченный объясняет ей, что мальчика пока искать никто не будет, у полиции без того полно дел. Но по статистике «бегунки» максимум через десять дней возвращаются домой. Он также советует встревоженной женщине обратиться к волонтерам из Поисково-спасательного отряда (ПСО).

К Жене приезжает координатор ПСО Иван. Отпросившийся с работы Борис также присутствует при разговоре. Иван излагает родителям Алеши план действий. Их задача – выяснить, не уехал ли Алеша к бабушке. Женя утверждает, что мать сначала не ответила на ее звонок, а потом ее телефон отключился. Иван предлагает родителям пропавшего мальчика съездить к матери Жени. Им в помощь он отряжает Лену – опытного поисковика из состава СПО. Женя и Борис едут на дачу, где живет старуха. В пути они ссорятся из-за того, что Борис слушает рок-музыку, а Женя пытается закурить в салоне автомобиля. До места они добираются уже затемно. Бабка сначала не желает открывать двери, не реагирует на стук и крики. Потом она все-таки впускает нежданных гостей в дом. Лена тем временем осматривает участок и подсобные помещения. Следов пребывания мальчика она не обнаруживает. Старуха устраивает скандал, она ругает дочь и говорит, чтобы та не рассчитывала на то, что после ее смерти ей достанется дом. Она решила «завещать его богу». Супруги едут в Москву. По дороге они снова ссорятся. Женя говорит, что никогда не любила Бориса, она вышла за него только потому, что не могла больше жить с матерью. Борис вышвыривает жену из машины на пустынной дороге. Та звонит по мобильнику (очевидно, Антону).

Волонтеры прочесывают лес. Оперуполномоченный проверяет данные с расположенных в районе камер наружного наблюдения. Никаких результатов. Координатор выдвигает версию похищения. Женя, которая провела ночь у Антона, звонит Ивану. Тот предлагает ей обзванивать больницы, куда мог попасть мальчик, похожий на Алешу. Сам Иван допрашивает приятеля Алеши – Кузнецова. Тот выдает информацию о «базе», на которой тусовались мальчишки. Это заброшенное здание в лесу. Туда отправляются волонтеры СПО. Они тщательно обследуют здание и его окрестности – обнаружена только куртка Алеши, самого мальчика нигде нет. Жене и Антону в больнице показывают мальчика, которого ночью доставили полицейские – это не Алеша. Приближается ночь, портится погода, идет снег. Иван прекращает поиски в лесу. Теперь волонтеры расклеивают по району листовки с портретом пропавшего мальчика, обследуют подъезды.

Женя и Борис ночуют с Антоном и Машей соответственно. На следующий день их вызывают в морг. Иван говорит, что смотреть на обнаруженное тело будет страшно. Санитар снимает с тела покрывало. Женя в ужасе, с ней случается истерика. Она рыдает, а потом говорит, что это не Алеша, у него была родинка на груди, у него совсем другие волосы. Борис тоже утверждает, что это не их сын. Иван предлагает сделать анализ ДНК, поскольку в таких случаях родители, пребывая в шоке, просто не хотят признавать, что их ребенок погиб. Женя набрасывается с кулаками на Бориса, она кричит, что не отдала бы сына в интернат. Ее выводят из помещения, передают в руки Антона. Борис садится в углу прозекторской на корточки и рыдает.

Проходит около трех лет. В опустевшей комнате Алеши наемные рабочие делают ремонт. За окном видно, как с горки на санках катаются дети. Борис смотрит телевизор. На кухне Маша и ее мать делают пельмени. Маленький ребенок докучает Борису. Тот усаживает малыша в манеж, ребенок плачет и зовет маму.

Антон смотрит телевизор, по которому передают новости о событиях в Донбассе. Женя выходит на лоджию и включает тренажер, начинает разминку. На автобусной остановке висит выцветшая старая листовка с портретом Алеши. Снова лес. Деревья в снегу. На одной из ветвей развевается лента, заброшенная туда пропавшим мальчиком.

О чём фильм «Нелюбовь» Звягинцева? Взгляд психоаналитика

Рубрики : Культура, Последние статьи, Пси-обзоры, Психология

Марина Куликова рассматривает с позиции психоанализа фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» и размышляет о нелюбви, которая окружает нас, начиная с семьи, продолжая равнодушием в школе и заканчивая бесконечными военными конфликтами, об утрате любви как творческой способности, объединяющей воедино сложные вещи – добро и зло, жизнь и смерть, черное и белое, об удобном побеге в эстетику от неприятной правды и о том, почему невозможно поменять мир, не поменяв себя.

Психотерапевтический эффект от фильма Звягинцева «Нелюбовь» с точки зрения психологии поддержки – ноль, а то и минус. Потому что смотреть его неприятно, сложно и еще сложнее досматривать  до конца.

Чтобы смотреть этот фильм, нужна смелость, а чтобы его интерпретировать, то есть пытаться докопаться до сути, необходима готовность признавать неприятные вещи и искать их причины. Переработать глубоко фильм «Нелюбовь» можно только с точки зрения психоанализа. Рассматривать же его с точки зрения позитивной психологии вредно и не нужно.

Конечно, достаточно удобно интерпретировать фильм Звягинцева с позиции чистой эстетики: вот это Тарковский, вот Бергман, а вот Пярт. Вот ветка, вот дерево, вот лента. Вот картинка. Однако эстетика – одна из форм «заворачивания» (упаковки) действительности, удобное мягкое одеяло, в которое можно спрятаться, чтобы не видеть голой правды.

Этот фильм – беспристрастное зеркало нашей российской жизни. А зеркало, в которое смотришься где-то после сорока, никогда не вызывает положительных эмоций.

Звягинцев показывает, что ребенка (нас) окружает тотальная нелюбовь, начиная с семьи, продолжая равнодушием в школе и заканчивая войной в Донбассе. А любовь как будто можно найти только у идеализированных и немного стерильных персонажей из отряда Лизы Алерт, у каких-то неведомых нам героев, которые придут и спасут. Любовь как будто случается с героями фильма в конце, когда они разбредаются по новым семьям. Но она не случается.

"Нелюбовь" Звягинцева

Кадр из х/ф «Нелюбовь» Андрея Звягинцева (2017 г.)

Нас тоже в жизни окружают довольно неприятные процессы: вечное перекладывание плитки на столичных улицах, митинги протеста, избыточность магазинов при недостаточности денег, кредитов – при недостаточности понимания, как их отдавать, невкусная еда из пальмовых суррогатов, неприятная холодная погода в июне, неуютная монохромная жизнь.

Мы ожидаем найти любовь, как клад или как приз, и вместе с ней и счастье: мир, в котором все хорошо, в который можно попасть и остаться вечно.

Нелюбовь рассматривается нами как патология, как грех, как нарост, который можно срезать. Плохие условия жизни как «нехорошесть», которую можно удалить хирургическим путем: одних убрать, других поставить.

Кажется, что поменять мир просто: надо взять новую структуру, новую систему выборов, отчетности, контроля, экзаменов, просто заменить все старое на новое.

И впихнуть всю суть явлений, все отношения, в этот новый мир. И вот тогда мы заживем.

Так Женя (главная героиня фильма «Нелюбовь») после всего страшного пережитого просто надела новый костюмчик и встроилась в новую жизнь. Предполагается, что со счастливым концом. Счастливого конца не получается, потому что костюмчик новый, а Женя прежняя.

Любовь – это не клад на острове сокровищ. Кому-то повезло, они его нашли, и вот им счастье и костюмчик от Боско в руки. Другим не очень, и куковать им в старой избушке в конце киевского шоссе с незаметным поворотом без вывески.

Но не получается счастья в новых семьях у героев Звягинцева, потому что режиссер пишет полотно жизни, а не байку для детей.

Любовь – это творческая способность. Трудность и недоступность любви заключается в научении (умении) объединять воедино сложные необъединяемые вещи: жизнь и смерть, черное и белое, дожди и июнь, новые тротуары и чье-то богатство.

Ребенок учится этой способности в самом раннем детстве – до трех лет. Сначала он знает и видит только мать. В самом начале жизни он вообще воспринимает только грудь, и это источник жизни и его радости. Потом появляются лицо матери, улыбка, глаза, голос. Все эти детали начинают сливаться в один человеческий образ, но опять все непросто. Мать начинает отдаляться. Мать отходит от ребенка, мать уходит от него в неизвестность, мать смотрит на отца, мать любит отца(!), мать позволяет себе уходить к отцу от ребенка на всю ночь.

Эти кризисы происходят с ребенком на протяжении первых трех лет жизни, а в результате гармонично пройденной сепарации: достижения индивидуации – собственного отдельного «Я» – и способности объединять в единое целое все хорошие и плохие качества объектов. Мать ушла – она плохая, мать пришла – хорошая.

В итоге образуется творческая способность любить – значит, позволять другому быть отдельным, другим и целым. А быть целым – значит, прикасаться к тебе всем своим существом, а не отдельными хорошими частями: полным кошельком, красивой фигурой, умом или, что чаще всего встречается, исключительно любовным, то есть хорошим отношением к тебе.

Ведь любить в ответ на любовь – это детская позиция. Это позиция незащищенного младенца. А любить без гарантий любви – это взрослая позиция. Но она, кончено, строится на младенческом знании, что мать есть, что она любит, и что она всегда повернется к тебе.

Любовь трудно представить в обществе, в котором матери вынуждены заботиться не о ребенке, а о том, чтобы накормить себя и найти себе кров и работу. Любовь трудно представить в обществе, в котором государство не заботится о слабых или заботится формально.

Что развивается в ребенке, если не любовь?

Разобщенность плохих и хороших фрагментов бытия, не объединенных в целое, дают очень контрастную картину мира – это прекрасно, а это ужасно. И ужасное всегда хочется уничтожить, исторгнуть из себя, а прекрасное присвоить, поглотить. Если прекрасное поглотить и присвоить не удается, оно становится плохим, потому что прекрасным, но чужим. И тогда его хочется уничтожить, и это называется Зависть.

Любовь – это творческая способность созидать хорошее в любых условиях: при холодном дожде в июне, при раскопанных тротуарах в центре, при недостатке любви вокруг.

Зависть – это желание уничтожить то чужое хорошее и творческое начало, тот самый источник жизни, который не удается присвоить и сделать своим. Зависть – это результат неспособности любить и всегда – желание уничтожить что-то хорошее. Зависть не может быть белой или черной. Зависть – это всегда зависть, как любовь – это всегда любовь.

Зависть приводит к баррикадам. Но сначала к протестам, а в самом начале к раздражению от факта, что чей-то кошелек становится толстым от укладки тротуаров. Что у них солнце и пляжи, а у нас дожди. Что у них сыр рокфор, а у нас пальмовый. Что у кого-то большой бизнес, а у меня все маленькое.

Зависть не пускает делать свое, потому что изначально младенец не уверен в матери, в ее любви и в том, что источник жизни всегда с ним, всегда есть. От этого он не верит в саму жизнь и ее творческое начало, в то, что можно что-то начать и сделать хорошее, пройдя через плохое и тяжелое. Падая и спотыкаясь, младенец учится ходить. Набивая себе шишки, он обретает мир. И этот мир либо полон острых углов, либо возможностей.

Очень хочется изменить мир быстро и радикально. Взять новые более совершенные схемы, устроить другие более справедливые выборы. Поменять структуру бытия.  Только не хочется думать про то, что в новые схемы мы будем заливать старое содержание. Нелюбовь и Зависть.

Так Женя в новом костюмчике от Боско и в новой семье остается прежней Женей, и в новой счастливой жизни ничего не получается, да и не может получиться. Надо менять Женю, а не костюмчик – понимание простое, но на себя это понимание не примеряется, потому что неудобно.

Фрейд в книге «Психология масс и анализ человеческого Я» предсказал в 1921 году то, что случилось в Германии в 1933. Эту книгу неудобно читать, потому что она раскрывает суть процесса манипулирования человеческим материалом, а человеческому материалу удобнее обманываться.

Но до сих пор психоанализом удобно считать технику работы с истеричными девицами.

И удобно завернуться в мягкое одеяло эстетики, чтобы проанализировать неудобный фильм «Нелюбовь». Еще удобнее его просто не смотреть.

Удобнее согласиться на манипуляцию собой как в акциях протеста и в демонстрациях, так и в просмотре новостей на ТВ.

Удобнее спрос на тренинги и на быстрое чудо трансформации, удобнее позитивная психология, чем психоанализ.

Как и удобнее вера в то, что есть где-то абсолютно хорошее, куда можно попасть и остаться там навсегда – такой несносимый костюмчик от Боско.

Каков терапевтический эффект фильма А. Звягинцева «Нелюбовь»? Такой же, как и у бумажки с вашими анализами из лаборатории: сахара много, белка много, эритроциты зашкаливают. Ваше право делать с этим то, что вы хотите.


Читайте другие обзоры
— Как нас лечит фильм о врачах «Аритмия»?
— Фильм «Довлатов»: по ту сторону корректуры
—  «Твин Пикс» как «Одиссея»: сериал сквозь метафоры психоанализа
— Люди хищной породы: чем нас привлекают социопаты и психопаты?

Обложка: Кадр из х/ф «Нелюбовь» Андрея Звягинцева (2017 г.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи