Имидж, образ, стиль. Ключевые определения.
Важное примечание: все дальнейшие рассуждения о стиле и образе относятся к тем значениям этих слов,
которые употреблят модельеры. стилисты, имиджмейкеры в своей профессиональной деятельности.
1. Образ и имидж. Начать, пожалуй, стоит с разъяснения, что такое образ и имидж. Эти два понятия неразрывно связаны, и одно не существует без другого. В то же время, важно научиться их различать.
Итак, в широком смысле, образ человека — это система знаков, которые в какой-то момент времени транслирует человек, и которые отражают отдельные свойства его личности, акцентируемую социальную роль и текущие коммуникативные установки. Эту систему знаков составляют такие элементы, как телосложение, черты лица, походка, жестикуляция и манера двигаться, особенности речи, голос и манера говорить, выражение лица, взгляд, причёска, макияж, одежда, обувь, аксессуары, украшения, степень ухоженности и аккуратности и т.д. и т.п. Список можно расширить, включить в него машину, дом, круг общения и тому подобные вещи. Широкую трактовку образа, учитывающую широкий контекст и все каналы коммуникации, применяют в своей работе имиджмейкеры.
В более узком значении, которым обычно пользуются модельеры и стилисты, образ — это совокупность транслируемых человеком знаков, выраженных визуальным языком. Таким образом, трактуя понятие более узко, можно ограничиться работой с внешностью, одеждой, причёской, макияжем и т.д. При этом важно отдавать себе отчёт в том, что идёт работа только над частью образа.
Образ нередко путают с имиджем. Особенно усиливается путаница из-за того, что image можно перевести в том числе как «образ». Но в русском языке принято различать образ и имидж. Итак, имидж — это оценочное мнение о человеке, сложившееся в сознании другого человека или группы людей. Имидж формируется на основе информации о человеке, полученной в том числе от него самого. Образ оказывает решающее влияние на формирование имиджа.
Ключевое качество имиджа — знак: положительный или отрицательный. Знак имиджа определяет готовность целевой аудитории к неким действиям по отношению к носителю имиджа.
1. Образ и имидж.
Итак, образ — это упрощённое внешнее отражение внутренней сущности человека. Имидж — это оценка человека в сознании некоей целевой аудитории.
2. Создание образа. Профессиональным созданием образа занимаются стилисты и модельеры. Подобная работа ведётся преимущественно художественными средствами (форма, цвет, отношения, акценты и т.д.). Стилист отталкивается от особенностей внешности клиента, когда работает с его образом. Модельер может отталкиваться от любого источника вдохновения (человек, фильм, музыка, книга, визуальный образ и т.д.) и создавать костюм (и дальше — образ человека в костюме), следуя за своими ассоциациями. Но это уже отдельная тема 🙂
Основной вопрос при создании образа — «что я (или мой клиент) хочу (хочет) сказать о себе в данной ситуации?». Это послание становится основой образа и фильтром для выбора выразительных средств.
2. Создание образа.
3. Создание имиджа. Как можно легко догадаться, созданием имиджа профессионально занимаются имиджмейкеры. Это каста специалистов, заметно отличающаяся от стилистов и модельеров. Сущность отличия в том, что они являются в первую очередь специалистами по межличностной коммуникации. Работа над внешностью клиента является для них не самоцелью, а всего лишь средством достижения неких социальных задач.
Если создать образ относительно легко, и результат хорошо поддаётся контролю, то с имиджем всё неоднозначно и порой непредсказуемо. Дело в том, что непосредственно залезть в мозги целевой аудитории и сформировать там нужное мнение невозможно. Чтобы склонить людей в пользу себя (своего клиента), можно всего лишь тщательно отфильтровать и красиво оформить информацию о себе (своём клиенте), но окончательные выводы целевая аудитория всё равно будет делать сама. Порой реакция бывает совсем не такая, как хотелось бы.
3. Создание имиджа.
5. Стиль. Стиль в одежде — это набор шаблонных визуальных решений, формирующих узнаваемый образ. В том случае, если мы имеем дело с глобальным стилем (известным множеству людей), образ в свою очередь имеет устоявшуюся интерпретацию, и даже в определённом контексте обладает имиджевым знаком.
Например, все знают, как выглядит мужской костюм классического стиля (жёсткая форма, приближенная к прямоугольнику, воротник с лацканами, сложные нейтральные оттенки и т.д.). Любой человек навскидку назовёт ассоциации с личностными качествами, которые вызывает у него вид человека в костюме (деловой, сторогий, классический, консервативный и т.д.). Когда человек в костюме оказывается в ситуации, где эти качества являются положительными и ценными, его имидж автоматически смещается в плюс.
Таким образом, глобальные стили помогают сделать имиджмейкинг гораздо более предсказуемым, чем в случае создания нового, невиданного доселе образа.
4. Связка «стиль — интерпретация образа — имидж».
Продолжение следует….
Понятие образа человека в психологии. — КиберПедия
Для раскрытия темы образа инвалида необходимо определить, что такое образ человека в целом.
Психика человека имеет образной характер. Другими словами, психика отражает реальность через образы. Образ принято считать субъективной психической реальностью, которая возникает во внутреннем мире, во время восприятия объективной реальности, в процессе контакта человека с внешним миром. Образ восприятия – это образ, с помощью которого человек описывает окружающий его мир, а так же образ самого себя. Основными свойствами образа восприятия выделяют предметность, константность, целостность и категориальность. Этими свойствами с самого рождения человек не обладает, а приобретает и проявляет их в жизненном процессе, посредству накопления опыта.
Предметность образа восприятия выражается тем, что различные ощущения, которые входят в состав образа, человек объединяет в четкий образ и относит его к определенному предмету.
Константность образа восприятия – это сохранение образа при изменении условий восприятия. Иными словами, не смотря ни на что, образ в сознании остается постоянным и узнаваемым.
Способность образа восприятия к формированию конкретного образа предмета, при этом, не имея достаточного количества информации о нем — называется целостностью восприятия.
Наконец, категориальность образа восприятия – это свойство восприятия, которое существует на уровне сознания и характеризует личностный уровень восприятия, является способностью к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих очерченные и устойчивые границы.
Можно сказать, что то, как мы субъективно видим или отражаем окружающий нас мир – и есть образ. Подтверждение этому можно найти в определении советского психолога А. Н. Леонтьева: «Психология образа (восприятия) есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды стоят образ мира – мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; – это знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире». [1]
Советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн пишет, что: «В результате всякого психического процесса как деятельности мозга возникает то или иное образование – чувственный образ предмета, мысль о нем и т.д. Это образование (образ предмета), однако, не существует вне соответствующего процесса, помимо отражательной деятельности, с прекращением отражательной деятельности перестанет существовать и образ». [2]
А что же происходит, когда человек пытается познать другого человека? Что такое образ человека в сознании?
Формирование образа человека – процесс его познания. Этот образ является совокупностью элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью других элементов, составляющих облик отражаемого человека. Современная наука считает восприятие человека человеком одним из рефлекторных процессов организма.
Психическое восприятие человека состоит из нескольких наиболее важных характеристик. Одна из них – форма и контур. Ее принято считать основной характеристикой воспринимаемого образа. И. М. Сеченев – выдающийся русский физиолог показал, что возможность усваивать контуры предметов позволила живым существам воспринимать многообразие окружающего мира. [5]
Психологические изменения зрительного образа восприятия человека человеком были рассмотрены М. Д. Александровой и Б. Ф. Ломовым. [4]
Ракурс, в котором воспринимается и наблюдается человек, так же является очень важной характеристикой.
Постоянство восприятия – особенность, изменение ракурса которой не препятствует восприятию основных черт человека, которые отличают его от других.
Устойчивость – определяется процессом зрительного восприятия объекта, поддерживающегося за счет микроскопических перемещений его образа по сетчатке глаза.
Формирование чувственного образа – является процессом сбора информации об объекте восприятия. В этой информации обязательно присутствуют характерные черты и признаки объекта, что бы впоследствии составить об объекте конкретный образ.
Образ человека выполняет следующие функции: во-первых, он является конструкцией картины мира, которая формируется как имплицитно, так и эксплицитно, что дает возможность ориентироваться в действиях и суждениях; во-вторых, как правило, имеет функцию управления действиями, то есть влияет на планирование, осуществление и анализ действий; в-третьих, искусство и литература также имеют свойство отражать образ человека; в-четвертых, развитие современного общества показывает, что образ человека может быть иллюзорным и иметь мало общего с фактическими функциями индивида в обществе.
В конечном итоге можно сказать, что образ человека – это описание типов его действительности.
Понятие инвалидности.
Для определения понятия «инвалид» обратимся к толковому словарю русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова [6]:
Инвалид (с латинского invalidus – бессильный) – человек, утративший трудоспособность частично или полностью вследствие увечья, болезни или старости.
Инвалидность – состояние, положение инвалида. Нетрудоспособность.
Официально инвалидом считается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности в результате наличия физических или умственных недостатков, нуждается в социальной помощи или защите. А так же, человек, имеющий действующее свидетельство по инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств.
В настоящее время термин «инвалид» почти не употребляется в зарубежных странах. Люди стараются избегать таких резких слов, как «калека», «слепой», «глухой», стараясь заменять их на более лояльные слова и словосочетания. Это необходимое решение было принято для того, чтобы не усугублять положение людей с ограниченными способностями, ведь, по данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. А в России, по официальной статистике, около 13 млн. инвалидов.
Принято три группы среди инвалидов:
1. Пенсионеры, получающие пенсию по возрасту,
2. Лица, получающие пенсию по инвалидности,
3. Работающие лица трудоспособного возраста, не получающие пенсию или пособие.
Существует множество распространенных причин инвалидности: трудовое увечье, общее заболевание, военная травма, патология и другие.
Первая группа инвалидности характеризует лица, нуждающиеся в постоянном уходе. Эти лица либо не могут заниматься никакой трудовой деятельностью, либо способны выполнять отдельные виды труда на дому.
Вторая группа устанавливается для тех, кому нельзя заниматься трудом (в зависимости от тяжести заболевания) или же для тех, кому разрешен труд в специально созданных для этого условиях.
Третья группа присваивается лицам способным к самообслуживанию и трудовой деятельности первой степени.
В отношении социально-психологического плана, наличие инвалидности предоставляет человеку большое количество проблем, несмотря на особое выделение инвалидов, как социально-демографической группы.
По словам председателя Совета Федерации – Сергея Миронова: «Инвалидность должна рассматриваться не как проблема отдельного человека, а как проблема общества». Этим высказыванием Миронов стремится привлечь интерес и внимание общественности к проблеме. Справедливо, что общество должно ценить каждого человека и способствовать устранению разнообразных барьеров, возникающих из-за ограничения каких-либо жизненных функций, учитывая специфические потребности. Решение проблем инвалидов является общенациональной задачей, которая, в свою очередь, определяет работу социальной государственной политики.
Так, 24 ноября 1995 года был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181 – ФЗ), который весомо способствовал реабилитации и интеграции инвалидов.
Об ошибках и недостатках социальной политики пишет Сергей Кавокин – член Российской академии социальных наук. Он касается таких тем, как вопросы социального обеспечения инвалидов, формирование безбарьерной среды и пути совершенствования законодательства, касающегося защиты прав инвалидов. [7]
О проблемах и сложностях социальной реабилитации инвалидов, в своих трудах писали такие авторы, как: М.С. Каган, В.Д. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и другие.
Из-за того, что инвалида принято рассматривать как пассивного участника процесса реабилитации, в реализации Индивидуальной программы реабилитации (ИПР) отсутствует должный эффект. Реабилитация – является социальным процессом, посредством которого общество идет навстречу инвалидам, адаптирует окружающую их среду и мотивирует к интеграции в общество. Равно как и люди с ограниченными способностями стремятся стать полноправными членами общества.
Инвалид в обществе.
Инвалидов остро волнует проблема отношения окружающих людей к себе. Большая часть лиц с ограниченными способностями чувствуют пренебрежение или даже брезгливость, исходящую от здоровых людей, которые часто не изъявляют желание общаться и идти на контакт. Здоровый человек нередко считает и представляет, что люди с ограниченными способностями замкнутые, скрытные и отрешенные. Именно такое мнение и соответствующее ему отношение порождает в инвалидах чувство неловкости, неудобства и напряжения. Они вынуждены уйти от общения, стремятся оборвать контакты, тем самым подтверждая свое «клеймо» отчужденной личности.
Отношение окружающих к любому человеку невероятно важно, так как оно прямым образом влияет на его становление и определение как социальной личности. Но из-за общественной реакции, нередко включающей в себя недоброжелательность и враждебность по отношению к инвалиду, такому человеку очень трудно, а порой и вовсе невозможно стать активным участником социальной жизни. В своих страхах, тревогах и прозрачных надеждах на лучшее будущее инвалиды ничем не отличаются от остальных людей. Социально-психологический процесс адаптации у инвалидов сильно затруднен. И одна из основных причин – низкая удовлетворенность жизнью, посредством возникающих трудностей во взаимоотношении и соответствующем эмоциональном состоянии.
А.И. Арнольдова – ученый-культуролог, в своих работах, посвященных проблемам инвалидов, писала о том, как формируются навыки коммуникации, способствующие интеграции инвалида в общество.
В 1966 году британец Пол Хант провел исследование и написал эссе «Критическое условие», в котором рассуждал о проблеме предубеждений, с которым часто сталкиваются инвалиды. Поскольку у большинства людей на первом месте стоят материальные ценности – то, следовательно, они рассматривают инвалидов как людей совершенно бесполезных, так как они неспособны принести ценностный вклад в общество.
Поэтому каждый должен понимать всю важность и необходимость интеграции инвалидов в обществе. Это подразумевает собой процесс, во время которого восстанавливаются разрушенные отношения инвалидов, благодаря вовлеченности в такие важные сферы жизнедеятельности, как быт, отдых и труд.
Так же в обязательном порядке следует помогать инвалидам реализовывать себя, способствовать раскрытию их потенциала, погребенного (не очень удачная формулировка для курсовой работы, может быть лучше как-то так «, которому трудно проявиться, в том числе из-за предвзятого общественного мнения и отношения») под общественным мнением и предвзятым отношением. Должно быть осуществлено как можно больше задач по изменению отношения здоровых людей к инвалидам на более благосклонное и понимающее, в котором не будет места неуважению.
Поведение людей, их действия и поступки определяют не только мнение об обществе в целом, но и уровень его культуры. ? (вот здесь не поняла J ? речь идет о том, что поведение людей, их поступки определяют не только мнение об обществе в целом, но и об уровне его культуры, так?
Образ человека – главная тема в искусстве (презентация)
Цели:
познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета; развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
Оборудование: репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи “Джоконда”; Рембрандт Харменс ван Рейн; Илья Ефимович Репин “Торжественное заседание Государственного совета”.
Словарь: портрет.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Класс делится на две группы.
Приветствие.
Учитель.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит… —
написал Александр Сергеевич Пушкин, увидев свой портрет, написанный Орестом Адамовичем Кипренским. Поэт, без сомнения, походил на себя: то же вытянутое лицо, те же курчавые волосы и живые глаза, бакенбарды, обрамляющие четкие и тонкие черты. Но куда же подевались присущие ему озорство и ирония? Перед Пушкиным предстал величественный мудрец, немного усталый и печальный. Таким увидел поэта художник. Именно таким, через сто семьдесят лет, представляем Пушкина и мы.
2. Изучение нового материала.
Тема нашего урока «Образ человека – главная тема в искусстве».
На столах у вас учебники, вспомогательная информация, дополнительная информация.
Ваша задача, найти определение портрета.
Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом. Само слово “портрет” произошло от латинского слова. Его можно перевести как “извлечение сущности”, т.е. выявление внутреннего содержания. Нарисовать его похоже – не единственная и далеко не главная задача портретиста. От него требуется передать также внутренний мир, душевное состояние человека, его положение в обществе. И, что самое важное, портретист должен выразить свое личное отношение к модели (так называют изображаемого человека). Художник имеет право на собственный взгляд, даже если портретируемый представляет себя иначе.
Сообщение, подготовленное учащимися “Из истории возникновения портрета”.
Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Самые ранние из сохранившихся произведений этого жанра – гигантские скульптурные изображения древнеегипетских правителей фараонов, высеченных из камня. Тысячи рабов трудились над их изготовлением. Эти огромные статуи должны были вознести фараонов на недосягаемую высоту, уподобить их богам.
Были в Древнем Египте скульптурные изображения и поменьше. Например, сделанные в мастерской скульптора Тутмеса портреты фараона Эхнатона, царицы Нефертити и их шестерых дочерей. Перед нами предстают обычные человеческие лица, но выполненные настолько мастерски, что с трудом верится в их нынешний “возраст” — три с половиной тысячи лет!
Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции, где так высоко ценили человеческую личность. Моделями для скульпторов служили философы, поэты, политики, имевшие заслуги перед страной. Поэтому художник, изображая конкретного человека, вместе с тем создавал и образ идеального гражданина.
В истории искусства жанр портрета не только никогда не угасал, но, напротив, процветал во все времена – в первую очередь потому, что всегда находились заказчики.
В Древнем Риме ими были знатные горожане и члены их семей. Теперь мы можем многое узнать о том, как они одевались в те далекие времена, какие прически и украшения носили – насколько точно и правдиво работали римские скульпторы.
Наряду с обычным развивался и аллегорический (иносказательный) портрет. В Древнем Египте фараоны изображались в виде бога Осириса, царицы – богини Исиды. В Древней Греции царя Александра Македонского представляли в образе сказочного героя Геракла, облаченного в львиную шкуру и с палицей в руках. А в Древнем Риме императору придавали облик верховного божества Юпитера.
Ваша задача найти информацию о жанрах портрета. Какие существуют виды портрета.
Жанр живописного портрета сложился позднее, в эпоху Возрождения. Тогда портрет стали разделять на парадный и камерный.
Парадный портрет изображает человека в момент его торжества. Об этом красноречиво говорит весь его вид: пышная одежда со знаками отличия и украшениями, вычурная горделивая поза. Кажется, что модель откровенно позирует художнику.
Полная противоположность парадному – камерный портрет. Само название говорит о том, что он предназначен не для парадных залов, а для небольших помещений (слово “камера” означает на латыни “комната”). Камерный портрет вводит нас во внутренний мир человека, часто неизвестного. Поза модели непринужденна. Создает впечатление, что портретируемый даже не подозревает о том, что его рисуют.
Сообщение, подготовленное учащимися “Из истории возникновения портрета”
Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке.
В Россию жанр портрета пришел только в 18 веке вместе с европейскими художниками, приглашенными Петром Первым. Сначала на портретах, называвшихся тогда “парсунами” или “персонами”, изображали самого царя и его приближенных.
Позднее, в первой половине 19 века, главной моделью становится герой, романтическая личность. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Именно таким предстает перед нами написанный кистью Кипренского гусарский полковник Е.В. Давыдов: ярко – красный парадный мундир, твердый взгляд, уверенная поза.
Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному.
Большую роль в этом сыграли передвижники. Так сокращенно называли себя члены Товарищества передвижных выставок. Его вдохновителем был блестящий портретист Иван Николаевич Крамской.
“Торжественное заседание Государственного Совета” вмещает в себя восемьдесят одну модель, и все написаны с портретным сходством.
Беседа по картине Леонардо да Винчи “Джоконда”.
Задание командам Знакомы ли вы с портретом Леонардо да Винчи “Джоконда”.
Выскажите свое мнение об этой картине.
Учитель. Из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже, по прошествии многих лет, свою загадку.
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?
3. Задачи стоящие перед художником.
Художник должен уметь изображать человека в различных положениях, в движении. В человеке самое главное, самое выразительное – это его внешний облик и лицо. Поэтому художник начинает изучать человека с рисования головы.
Портрет – это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика. Главное передать сущность портретируемого.
4. Практическая работа.
Коллективная работа
Задание: Выполнить автопортрет или портрет своего одноклассника.
5. Подведение итогов урока.
Список используемой литературы.
1. Энциклопедический словарь юного художника. Составитель Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. — 416 с., илл.
2. Диккинс Р. Маккаферти Я. Как научиться рисовать лица. Перевод с английского Н. Веденеевой. — М.: ООО “Издательство РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. – 64, 64 с.
3. И.Г. Мосин. Рисование. Виды и жанры. ООО – “У – Фактория”, 1999 г.
Теологический образ Бога и психологический образ человека
Теологический образ Бога и психологический образ человека
Исследования по истории и психологии религии доказывают, что образ Бога меняется в ходе развития как отдельного человека, так и всего человечества, в соответствии со степенью его зрелости. И сегодня «культы божеств» не исчезли полностью среди представителей цивилизованных народов. Фромм писал, что если бы была возможность сделать наш «духовный рентгеновский снимок», то мы очень удивились бы, обнаружив среди наших современников приверженцев каннибализма, тотемизма и других архаических «-измов» (Fromm, Suzuki, de Martino, 1972).
Дуалистическое восприятие мира позволяет нам мыслить и описывать Бога лишь как понятие или образ, и на этот божественный образ мы проецируем самих себя. Если из-за невротических искажений самость расщеплена, то же происходит и с образом Бога, в соответствии с тем, на какой стадии развития находится личность. Функе писал, что образ Бога так же односторонен, как Самость конкретного человека (Funke, 1993). Мы взаимодействуем лишь с одной «половиной» образа Бога, другая же вытеснена. По мере созревания Самости происходит постоянный пересмотр и дальнейшее развитие образа Бога; при нормальном развитии степень влияния детско-родительских отношений на представления о себе и о Боге становится все меньше, пока на определенном этапе экзистенциально-трансперсонального развития эти представления полностью не потеряют свою структуру, чтобы стать мистическими переживаниями Бога, себя и Космоса, плавно переходящими из одного в другое.
Изменение образа Бога свидетельствует о том, что речь идет об отражении нас самих, о конструкте, метафоре, которая помогает приблизиться к «единому, не имеющему имени». При ближайшем рассмотрении оказывается, что наш образ Бога создан «по нашему подобию» образом человека – греческие философы предполагали, что бог лягушек, если бы он существовал, был бы божественной лягушкой.
Однако было бы редукционизмом сводить религию «лишь» к образу Бога и к инфантильным фиксациям; напротив, религию можно понимать как живое внутреннее переживание, возникающее по ту сторону догм и метафор.
Если мы приходим к тому, что образ Бога в теологии и образ человека в психологии суть аналогичные конструкты, которые, более того, идентичны или имеют общие корни, то конфликты между двумя дисциплинами и фундаменталистская претензия на истинность каждой из них теряют свою основу. Была также предпринята небесспорная попытка различить эти области знания по принципу, что одна имеет дело с «внутренним миром», а другая – с «надмирными» процессами и феноменами (Wyss, 1991). Однако такое искусственное разделение действительности не имеет смысла, потому что не имеет отношения к природе исследуемого, а лишь отражает расщепляющее и расщепленное мышление исследователя (Vogt, 1992).
Мы можем предположить, что основой взаимного недоверия являются взаимообратные проекции – «соринки в чужом глазу» и «бревна в своем», – выявляющие латентные сомнения в собственных догмах. Если бы обе стороны были в состоянии осознать вымышленный характер их конструктов, то упреки в психологизме со стороны теологии и упреки в иллюзорном характере религии со стороны психологии стали бы безосновательными; тогда этот раскол мог бы быть преодолен. Споры о границах и соперничество двух дисциплин за право эксклюзивной компетентности в вопросах о душе были бы прекращены. После этого мог бы начаться конструктивный диалог с целью прояснить ключевые задачи каждой дисциплины в их служении страдающим людям. Ведь обе дисциплины имеют отношение к кризису смысла современного человека, его дезориентированности, «экзистенциальной неприкаянности и безродности» (Wyss, 1991), обе опираются на способность человека возродить переживания нуминозного и трансцендентного в своей душе.
В настоящее время напряженность в отношениях между психотерапией и религией значительно уменьшилась. Раньше же они варьировали от крайностей неприкрытого отвержения или благосклонной толерантности до умеренной позиции уважительно-безразличной отчужденности. Как бы то ни было, противоположную сторону видели принципиально иной и отделенной непреодолимой пропастью. Например, можно вспомнить слова Ясперса: «Где говорит великий человек – Августин или Паскаль, психологии следует умолкнуть» (Benedetti, 1969). Сходного мнения придерживался и Франкл: «Для логотерапии религия может быть темой исследования, но не отправным пунктом… Измерение, в котором оказывается религиозный человек, является… высшим и можно сказать, более объемлющим, чем то, в котором разворачивается психотерапия» (Kolbe, 1996, S. 224).
На самом деле, сегодня новое мировоззрение и новое сознание создают совершенно другую ситуацию для когда-то единых, а затем долгое время конфликтовавших родственных сфер. С обеих сторон звучат голоса тех, кто больше не видит принципиальных различий между ними. В психологии, наряду с группой, открыто отвергающей религию, и теми, кто, наоборот, относится к ней терпимо и благосклонно, кто с почтением умолкает, как Ясперс, или явно дистанцируется, как Франкл и Бенедетти, появилась и третья группа – духовно ориентированных психологов, которые открыто задают «вопрос Гретхен»: «Как ты относишься к религии?» – и духовность больше не является для них табуированной темой для обсуждения, а становится составной частью психотерапевтической работы. Они больше не хотят «бессильно передавать» (Петцольд) в ведение духовенства вопросы религии и осмысленности жизни, а принимают вызов и сотрудничают с ним, соприкасаясь в вопросах ответственного поиска смысла и жизненных ориентиров. Об этом ведут речь, например, в некоторых направлениях трансперсональной психологии. Такие мыслители-теологи, как Древерманн, Ранер, Кюнг, выступают за то, чтобы были преодолены разделяющие барьеры и догмы. Для них междисциплинарный подход является естественным, они убеждены, что сам «предмет» их интереса, душа человека, «не делает различий между религией и психологией» (Хиллман). В контексте новой парадигмы идеологические границы оказываются конструктами без подлинного содержания. Общей является направленность на экзистенциальную беду, на жизненную необходимость человека восстановить целостность и веру в спасение души. Сегодня мы видим общее стремление учиться друг у друга, не впадая при этом в полемику, обесценивание и разрушительное стремление к разделению. Общая для них тема и задача – исцеление и спасение как переживание «темной середины», где Самость и божественное слиты воедино.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 6 класс) на тему: «Образ человека-главная тема искусства»
Слайд 1
6 класс Учитель изобразительного Искусства Матыпова Виктория Викторовна Образ человека – главная тема в искусстве 900igr.netСлайд 2
цель Познакомить учащихся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета ; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир ; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
Слайд 3
Портрет – изображение человека или группы людей в произведениях живописи, скульптуры, графики. Необходимое требование, предъявляемое к портрету, передача индивидуального сходства . Само слово «портрет» произошло от латинского. Его можно перевести как « извлечение сущности », т.е. выявление внутреннего содержания.
Слайд 4
Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя, но каждое изображение для нас – нечто большее, чем сходство с одним человеком. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни. И это именно то, что мы особенно ценим в портретах. Понимание жизни художником обогащает наше понимание самих себя. Ф. Липпи . Фрагмент храмовой Росписи. Фреска. Италия. XV в.
Слайд 5
Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий назад. Первые портреты были созданы египтянами. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити .
Слайд 6
При раскопках в Фаюме , около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми красками. Перед поражёнными исследователями предстали ошеломляющие реалистичные образы людей, живших две тысячи лет тому назад. Их взор обращён к нам, в их образах явно преобладание духовного начала над телесным.
Слайд 7
Для римского портрета характерно с самого начала пристальное внимание к изображению индивидуальных черт. Портрет императора Филиппа Мрамор. Древний Рим. I в.
Слайд 8
В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в XVII в. И вначале писали их точно таким же методом как иконы, — на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона». Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно.
Слайд 10
К концу XVIII в. Русские живописцы достигли совершенного мастерства. Портреты было принято делить на парадные и камерные.
Слайд 11
Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер. О. А. Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова. Масло. Россия. XIX в.
Слайд 13
Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В это время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживаний. Портрет Марии Лопухиной – самый знаменитый из портретов – образов юности, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа
Слайд 14
Вывод: портрет-это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей , и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика .
Конспект занятия: «Образ человека – главная тема искусства».
Тема: образ человека – главная тема искусства.
Цели: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к процессу обучения.
Оборудование: репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда».
Словарь: портрет.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Послушайте стихотворение. Подберите к нему заголовок. Мы посмотрим, соответствует ли оно тому названию, которое ему дал автор.
Портрет.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрыты мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий.
2. Введение в тему занятия.
Чтение и обсуждение текстов.
-Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену неприкасаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свести все многообразие форм к некоему единому идеалу, который искали древние. Многие выдающиеся представители современного искусства отказались от идеи «истинного» отображения действительности. Нас все чаще подводят к мысли о том, что красота присутствует повсюду. Как это ни парадоксально, прекрасное утверждает свою целостность именно через многообразие и универсальность своих проявлений. Красоту не измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Чувство прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение человека.
-Сформулируйте главную мысль текста. Во всем ли вы согласны с мнением автора? (Ответы воспитанников).
-Послушайте другой текст.
Из интервью Ж-К. Карьера – французского писателя, драматурга и сценариста.
-Здравствуйте, профессор. Могу ли я вам задать вопрос?
-Прошу вас.
-Когда мой сын – ему 17 лет – говорит о какой – нибудь девушке, он добавляет: «Вот это класс».
-Значит, он считает ее красивой.
-Это понятно. Но связано ли это выражение с понятием классических канонов красоты?
-О, не думаю. Видите ли, каноны красоты – это, скорее, совокупность правил, норм, пропорций. По – моему, все началось со статуи Поликлета «Долифор» и его теоретического труда «Канон». А в устах вашего сына слово «класс» означает нечто ошеломляющее, оглушающее.
-Значит, если я правильно понимаю, классические каноны красоты все – таки существуют?
-Да, но они изменчивы. То, что было прекрасно с точки зрения греков, вовсе не привлекательно для индусов и наоборот. В Древней Индии самым большим комплиментом для женщины считалось, когда ей говорили, что у нее бедра как у слона. Сегодня такое сравнение навряд ли кому-то понравится. В Японии в одиннадцатом веке, среди аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в черный цвет.
-Африканцы особыми ухищрениями вытягивали себе шеи.
-А индейцы бассейна Амазонки непомерно оттягивали нижнюю губу. Красота… Никто толком не знает, что это такое. Например, в Индии (простите, но я снова к этому возвращаюсь) красота женщины – это прежде всего внутреннее содержание, глубокая индивидуальность, пронизывающая все жизнь. Поэтому там редко говорят, что женщина красива, пока ей не исполнится пятидесяти лет. А в юности она может быть, как вы говорите, хорошенькая. Ах, красота! Тут есть над чем подумать. Как это сложно. Особенно, если говорить не только о людях. А что же дома, пейзажи и прочие дорогие нам предметы? Как определить чувства, которое вызывает у нас произведение искусства? Можно назвать красивым собор, но ведь то же самое можно сказать и о пьесе Беккета, и о симфонии Моцарта, о море, о небе, о лужайке, о душе. Или о закате. Но кто знает, восхитился бы марсианин пламенеющим небом, которое нас так очаровывает? Да и вообще, смог бы он понять, что мы называем красотой?
Гармония, красота. Они всегда ускользают от нас. Они всегда остаются тайной, и разные народы тщетно пытаются найти им обоснование.
Вопросы для обсуждения.
-Согласны ли вы с таким отношением к красоте?
-Что для каждого из вас значит «красота»?
-В чем вы видите красоту в произведениях изобразительного искусства?
-Как часто вы сами «создаете» красоту в ваших рисунках, поступках, какой-либо другой деятельности?
-Сегодня мы будем учиться портретному искусству. Какие бывают портреты, какие бывают лица? Все ли они красивы? Послушайте, как об этом говорит поэт:
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье осеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Николай Заболоцкий.
(Педагог демонстрирует различные портретные изображения, нарисованными обучающимися за предыдущие годы).
За прошедшие годы вы не раз рисовали человеческие фигуры, но делали это не опираясь на знания, а чаще всего руководствуясь лишь интуицией. Поэтому-то у вас и случались неудачи. С сегодняшнего занятия мы начинаем изучать основу изобразительной грамоты при рисовании портрета.
3. Изучение нового материала.
Сообщение теоретических сведений.
-Портретный жанр возник раньше других – известны скульптурные египетские портреты многовековой давности.
Портрет-изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики.
Необходимо требование, предъявляемое ко всякому портрету, — передача индивидуального сходства. Для этого художник выступает в функции своеобразного рассказчика, тщательно и последовательно воспроизводя не только внешний облик портретируемого, но и его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица.
Каждый портретируемый несет в себе как субъективно-авторскую трактовку его личности, так и черты своего времени, социальной среды. Обычно основными средствами передачи становятся деталь, цвет, фон, на котором располагается фигура портретируемого. Однако приемы воспроизведения человека формировались не сразу. История портрета — это практически история живописи, формирование основных принципов изображения, жанровых форм, техники и письма, цветового решения.
Портрет может быть индивидуальным или изображать одновременно нескольких людей (быть двойным или групповым – включать не менее трех персонажей).
Специфический вид портрета – автопортрет.
Существует и сатирический портрет, где негативные черты модели обусловливают появление портретной карикатуры – шараса.
Рассказ «Из истории возникновения портрета».
-Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.
Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей – фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры).
Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных черт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег). Портреты с ярко выраженной индивидуальностью для того времени были скорее исключением, чем правилом (портрет Фемистокла).
Только в 4 веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристофан, Софокл и др.).
В собственном смысле слова этот жанр распространился в римском изобразительном искусстве. Для римского портрета характерно с самого начала (2 век до нашей эры) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, хотя налицо и некоторое обобщение.
Средневековье стало периодом унификации личности, подчинение ее определенным правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных). Художники могли проявить свою индивидуальность, сохранив внимание к изобразительной стороне (об этом говорят тщательная прорисовка фона, одежды портретируемого). Вместе с тем они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицитворением определенных нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни. Кроме того, именно в это время начинает развиваться групповой портрет (правитель и его окружение).
В это же самое время, несмотря на следование канону, китайские средневековые мастера (особенно периода Сун, 9-13 вв.) создали множество ярко индивидуализированных портретов, часто подчеркивая в своих моделях именно индивидуальное начало.
Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. Поэтому и изображение его внутреннего мира, сложных душевных переживаний, описание бытовой среды доминировали в это время. При этом реальные персонажи приравнивались к мифологическим (вымышленным). Примеры тому – живопись с.Боттичелли, статуя Донателло.
Мастера высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
Нидерландские (Я. Ван Эйк, Лука Лейденский и др.) и немецкие художники (А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший и др.) развили идею соотнесенности человека с внешним миром и вписали его не только в конкретно-бытовую среду, но и в систему мироздания. При этом, как и художники Возрождения, они использовали мифологические сюжеты, вводили в свои произведения аллегорические фигуры или наделяли портретируемых условными чертами древних героев. Последняя особенность будет развита художниками эпохи Просвещения.
Отражение внутренней идеи художественного образа стало главным для художников периода маньеризма. Драматической заостренностью изображаемых чувств отличается портрет того времени.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, ставшего продолжателем традиций Возрождения и маньеризма. Его творчество отличается резкими ракурсами и неестественно вытянутыми пропорциями, что вместе с драматизмом и скрытым динамизмом изображаемого обусловливает глубину восприятия модели. Эль Греко продолжает игру со светом, но строит свои композиции не на принципе гармонии, а на идее контраста.
В сложные и противоречивые отношения с окружающим миром вступают модели Рембранта и Д. Веласкеса (16-17 века), в портретах которых находят отражение лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое и трагическое.
Многомерность окружающего мира и изменчивость душевных состояний модели в сочетании с ярким, красочным цветовым решением находят решение в портретах П. П. Рубенса или в тонкой прорисовке характеристик у А. ван Дейка.
В России складывается своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием. Это прежде всего парсуна, в которой слиты приемы реалистической живописи и иконы. От парсуны четко прослеживаются два направления – к провинциальному и парадному портрету. В провинциальном портрете преобладают камерные настроения, портретируемый предстает таким, каким он был в повседневной жизни.
Развитие парадного портрета характеризуется постепенным уходом от требований заказчика к отражению его как личности своего времени. Поэтому он и давался в образе условной, аллегорической фигуры (портреты Ф. Рокотова, Д. Левицкого и др.).
Рубеж 19-начала 20 века, на первый взгляд, привел к отказу от создаваемых веками принципов портретной живописи: разрушались пропорции модели, вводились геометрические фигуры. Внимание сосредоточивалось на раскрытии сложной гаммы человеческих переживаний, поэтому внешнее подобие оказывалось вторичным (творчество импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся мастеров этого периода – Э. Дега, А. Тулуз-Лотрен, М. Шагал, П. Пикассо.
В 20 веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием. Среди его авторов – живописцы М. Нестеров, И. Бродский и др.
Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда».
— Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы детей.)
Джоконда! Это имя стало нарицательным.
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?
В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонардо да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда – это менее всего портрет супруги Франческо дель Джокондо, а изображение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, не то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет.
Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским «сфумато».
Что же такое «сфумато»?
Это итальянское слово означает: мягкий, неясный, растворяющийся, исчезающий. В данном случае это прием светотени, введенный в живопись Леонардо.
Но «сфумато» присутствует почти во всех картинах Леонардо да Винчи, да и в картинах других художников и , видимо, этого недостаточно, чтобы объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица Моны Лизы.
Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гуковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвести глаз от замечательного портрета.
Следовательно, в лице Джоконды – движение. Но ведь всякое движение происходит во времени. А живописная картина статична – она запечатлела какое-то мгновение!
Незадолго до смерти, очень больной и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все новые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать лицу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портрете, то есть изменчивости во времени.
И он нигде не написал про свое последнее открытие – чуда, как на неподвижном лице портрета выражение все время меняется.
Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника.
-А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Ответы воспитанников.)
Рассмотрение задач, стоящих перед художником при работе над портретом.
— Каждый художник – реалист обязательно должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек – главный объект интереса и изображения у художников.
В человеке же самое главное, самое выразительное – это его внешний облик и особенно лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы.
Конечно, некоторые любители и без всякой подготовки рисуют «портреты» своих знакомых, особенно в профиль. Иной раз получается как будто даже и похоже. Но на самом деле эти рисунки, несмотря на некоторое сходство, остаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и повороте, он должен изучить ее анатомию. Чтобы ясно понимать, чем и как образуется любая форма, он должен развить свое художническое объемно-пространственное видение и овладеть правильной последовательностью изображения.
Изучение анатомии дает художнику представление о том, сто является общим для всякой человеческой головы. Это служит основой, эталоном для сравнения, для выявления того характерного, индивидуального, что выделяет каждую отдельную человеческую голову из миллиона других. А головы, действительно, все очень разные. Тут сказывается и возраст, и пол, и особенности строения черепа.
У ребенка, например, лицевая часть, по сравнению со всем черепом относительно мала, кости черепа слабо развиты, личико пухлое, гладкое, кожа нежна. С годами лицо удлиняется, четко определяются выступы подбородка, у глазных впадин появляются складки. В старческом возрасте костные выступы еще более выделяются. Мышцы становятся дряблыми, кожа морщинистой. Кроме того, у каждого человека уши, нос, губы, глаза имеют свои характерные особенности. Это все художник должен подметить. Конечно, сходство с оригиналом – первое и необходимое качество портрета. Но это, как говорят математики, условие необходимое, но недостаточное. За внешними чертами человека мы должны угадывать, чувствовать мысли, переживания, внутреннюю жизнь изображенного. Мы должны чувствовать и отношение художника к нему. Только все это сделает изображение портретом, только это заставит нас вглядываться, вдумываться и волноваться, даже когда изображенные люди совершенно нам незнакомы.
Портрет – это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика.
Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неискаженном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопировать внешность. Главное – передать сущность портретируемого.
Причем надо передать объект верно, но не «идеально», для чего можно раскрыть лишь определяющие черты оригинала.
Портрет не должен льстить оригиналу, «улучшать» его, а лишь стремиться изобразить его во всем многообразии подлинных черт. Выдающийся художественный критик В. Стасов писал: «Задача портретиста – не красоты и идеальности отыскивать, а представлять существующее, жизнь и природу, каковы они ни есть, со всей правдой и глубиной».
Поэтому великие художники в портретных произведениях при всей любви и уважении к тем, кого они изображали, не могли не увековечить их слабости, их отрицательные черты.
4. Физкультминутка.
- Упражнение для шеи.
Скрестив пальцы кистей, положить их сзади нашею (голову слегка наклонить вперед) и стараться разогнуть голову назад небольшими покачивающимися движениями. Руки, лежащие на шее, должны оказывать некоторое сопротивление. Таких движений следует сделать 15-20, темп средний.
- Самомассаж области плеч.
Правой ладонью круговыми движениями произвести растирание области левого плеча. Аналогичное растирание произвести левой ладонью правого плеча. Вначале движения легкие, поверхностные, а затем с некоторым нажимом. Произвести 20 круговых движений на одном плече и столько же на другом.
- Упражнение для рук.
Качающиеся движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет вперед, а другая назад, то есть примерно так же, как при беге. Сделать 20-30 движений, темп средний.
- Практическая работа.
Задание. Выполните рисунок на свободную тему (работа красками).
Во время практической работы педагог делает целевые обходы. 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи ребятам, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
- Итог занятия.
- Выставка работ.
- Заключительное слово.
-В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям.
Дай бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему все ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублева.
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА — разбор слова по составу (морфемный разбор)
О́БРАЗ1, -а, м. 1. Внешний вид, облик. Принять чей-л. образ.
О́БРАЗ2, -а, мн. образа́, м. То же, что икона.
Все значения слова «образ»ЧЕЛОВЕ́К, -а, мн. лю́ди и (устар. и шутл.) челове́ки, м. (косвенные падежи мн. ч. челове́к, челове́кам, челове́ками, о челове́ках употр. только в сочетании с количественными словами). 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Все значения слова «человек»-
Нет, в самом деле, когда ему пришло в голову как-то утвердиться ещё и в образе человека отважного, не дающего обидчикам спуску, он, между прочим, подумал и о возможной дуэли.
-
За целый день обкатали таким образом человек восемьдесят.
-
Так формируется образ человека, который идёт туда, где нет опасности для жизни, то есть не участвует в естественном отборе, где выживает самая жизнестойкая форма перед воздействием яда или иных покушений.