Оптинские старцы советы наставления изречения: Краткие поучения Оптинских старцев на разные случаи жизни – Шамордино

Краткие поучения Оптинских старцев на разные случаи жизни – Шамордино

Шамординские листки

Выше всяких знаний должно ставить изучение самого себя. Из всех знаний самые полезные те, которые дают нам правильные сведения о нас самих и учат нас управлять самими собою.
Свт. Амвросий Медиоланский

Архив листков

29 апреляМцц. Агапии, Ирины и Хиони́и (304). Мч. Леонида и мцц. Харие́ссы, Ники, Галины, Кали́сы, Нунехи́и, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Сщмч. Константина Жданова пресвитера (1919). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери.Другие даты

Преподобные Оптинские старцы стали для Руси истинными светильниками живой веры. Сила благодати Божией, наполнявшая сердца старцев радостью и любовью, сделала их врачевателями человеческих душ. Для них дороже всего было вечное спасение той души, которая вверяла себя их попечению. В самых сложных жизненных ситуациях и в самых мучительных душевных затруднениях они просто и ясно могли разъяснить пути Промысла и волю Божию.

Старцы вместили в себе веру и деятельную жизнь, строгость и утешение, собранность духа и общительность, обширные познания святоотеческих писаний, житейскую опытность и всецелую жизнь в Боге. И так была велика их мудрая любовь, так умели они понять каждого человека, что не только простой народ, но и интеллигенция, часто слабая в вере и даже враждебная к Церкви, потянулась в Оптину, ища и обретая в келье старцев высшую правду — мир Христов.

Творения отцов читаются делами. Краткие и простые, но полные живого, благодатного опыта изречения Оптинских старцев, несомненно, помогут тому, кто жаждет высшей правды и истинной цели человеческой жизни, кто запутался в житейских обстоятельствах или философских исканиях, кто разочаровался в суетной жизни. И может быть, по слову преподобного Антония Оптинского, и одна строка этого труда принесет духовную пользу. Он писал: «…Чтение духовных книг советую вам не оставлять, ибо бывает иногда и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годового издания и останется навсегда в памяти».

Как в XIX столетии наставления и поучения Оптинских старцев способствовали духовному возрождению и стали для многих основой жизни в Боге, так и ныне, «как олени на источники вод», прибегаем мы к этому благодатному источнику духовной мудрости.

В разделе «Краткие поучения Оптинских старцев на разные случаи жизни» собраны советы и наставления преподобных старцев, извлеченные из их житий, поучений и более чем трехсот неопубликованных писем. Поучения расположены в алфавитном порядке и дают ответы на многие духовные вопросы и проблемы.



Ад

Адские мучения

Ан

Ангельский мир
Антихрист

Ар

Архипастырь

Аф

Афон

Бд

Бдение

Бе

Бедность
Безгрешность
Безмолвие
Беседы
Бесноватые
Беспечность
Бесстрастие
Бесчувствие
Бесы

Бл

Благоговение
Благодарение Бога
Благодарность
Благодать
Благополучие
Благословение
Блаженство
Ближний
Блудная брань

Бо

Бог
Богатство
Богообщение
Богопознание
Богословие
Богослужение
Бодрость духа
Божия награда
Болезнь

Бр

Брак
Брань
Брань со страстями
Братолюбие

Бу

Будущая жизнь

Ве

Вера

Во

Воздаяние
Воздержание
Возношение
Воинство
Воля
Воля Божия
Воровство
Ворожба
Воспитание детей

Вр

Вражда
Вражии козни
Врачевание души
Время

Вс

Всепрощение

Вы

Высокоумие

Га

Гадание

Ги

Гипноз

Гн

Гнев

Го

Гонения
Гордость
Гостеприимство
Государство

Гр

Грех

Да

Дар любви
Дарования

Де

Девство
Дела добрые
Делание
Делание телесное
Деньги
Дерзость

Ди

Диавол

Дн

Дневник

До

Добродетели
Долги
Должность
Доносы

Др

Дружба
Друзья

Ду

Дух Святый
Духовная брань
Духовная жизнь
Духовная мать
Духовная переписка
Духовная радость
Духовное родство
Духовное руководство
Духовные беседы
Духовные отношения
Духовные советы
Духовный отец
Духовный разум
Духовный сан
Духовный человек
Душа
Душевнобольной

Ев

Евангелие
Евхаристия

Еп

Епитимия

Ер

Ересь

Же

Жертва

Жи

Жизненный путь
Жизнь в городе
Жизнь вечная
Жизнь земная
Жизнь иноческая и мирская

За

Забота о ближних
Заботы
Зависть
Заклятые дети
Заповеди Божии
Заповеди новоначальным сестрам
Заповеди старцев

Зв

Звон колокольный

Зд

Здоровье

Зл

Зло
Злопамятство
Злословие

Иг

Игумения

Ие

Иерусалим

Из

Издание книг

Ик

Иконы

Ис

Искус обучения
Искусство
Искушения
Исповедь
Исправление
Испытания
Истина

Ке

Келейное правило
Келья

Кл

Клевета
Клятва

Ко

Колдовство

Кр

Кража
Крест
Крестное знамение
Кротость

Ку

Курение

Ла

Лакомство

Ле

Леность
Лечение

Лж

Лжепророки

Лу

Лукавство

Лю

Любовь
Любопытство
Любостяжание

Ма

Малодушие

Ме

Мера
Место жительства

Ми

Милосердие
Милостыня
Мир
Мир душевный
Мир житейский
Мирские удовольствия

Мн

Мнительность

Мо

Молитва
Монастырь
Монашество
Мощи

Му

Мужество

Мш

Мшелоимство

На

Наречение имени
Наука
Начальство

Не

Неблагодарность
Неверие
Неверующие
Недостатки
Недуги
Незлобие
Неискренность
Немощь
Неправда
Неприязнь к ближнему
Неприятности
Нерадение
Нетерпение
Нечувствие

Ни

Нищета духовная

Но

Новости

Нр

Нравственность

Ну

Нужда

Об

Обеты
Обличение
Образование
Общественная деятельность

Оп

Опыт

Ос

Осторожность в словах
Осторожность при общении
Осуждение

От

Отношение к ближним
Отношение к врагам
Отчаяние

Па

Падения
Памятозлобие
Память Божия
Память смертная

Пе

Печаль

Пи

Пища

Пл

Плоть

По

Поведение в церкви
Подозрение
Покаяние
Покой
Помощь Божия
Помощь родным
Помощь святых
Помыслы
Пост
Похвала

Пр

Правда
Православие
Праздник
Празднословие
Праздность
Превозношение
Предопределение Божие
Предчувствие скорбей
Природа
Причастие
Произволение
Промысл Божий
Простота
Прощение

Пс

Псалтирь

Пу

Путь ко спасению

Пь

Пьянство

Ра

Радость
Раздражительность
Разум духовный
Рассеянность
Рассуждение

Ре

Ревность
Ревность не по разуму

Ро

Родители
Ропот

Са

Самолюбие
Самомнение
Самонадеяние
Самооправдание
Самопознание
Самоубийство
Самоукорение

Св

Священное Писание
Священство

Се

Семейная жизнь
Сердце

Ск

Скорби
Скука

Сл

Славолюбие
Славословие
Служение больным
Служение общественное

См

Смерть
Смирение
Смущение

Сн

Сны

Со

Соблазн
Соборование
События
Совершенство
Совесть
Соединение с Богом

Сп

Спасение
Сплетни
Спор

Ср

Сребролюбие

Сс

Ссоры

Ст

Страдания
Страсти
Страх
Страх Божий
Страх смерти
Стыд

Су

Суд Божий
Суеверия
Супружество

Сч

Счастье

Та

Талант

Те

Театр
Терпение

Тр

Труд

Тщ

Тщеславие

Уб

Убытки

Ум

Ум

Ун

Уныние

Уп

Упование на Господа

Ут

Утешение

Фа

Фарисейство

Хр

Храм

Ху

Хула на Святого Духа

Ца

Царствие Божие

Це

Целомудрие
Церковь

Чи

Чистота сердца

Чт

Чтение
Чтение Священного Писания

Чу

Чудеса

Яз

Язык

Яр

Ярость

Изречения преп.

Амвросия Оптинского. Оптина Пустынь
Предстоятель
Биография Патриарха Кирилла Патриархия
Наместник
История монастыря
Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
Оптинские старцы
Общая страница Наследие Обретение мощей
Новомученики и исповедники
Жития Статьи, документы
Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
3D-экскурсия
Храмы
Паломникам
Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
Проповеди
Молитвослов
Библиотека
Электронные книги Книги, статьи Ноты Исповедный листок
Публикации
Аудиогалерея
Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
Видеогалерея
Фотогалерея
Пожертвования
Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
Поиск по сайту

Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству

Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте

Официальный сайт Шамординского монастыря

Заказать поминовение Расписание богослужений

Соз­на­вай свою гре­хов­ность в гор­дос­ти и не­тер­пе­нии и сми­рись под креп­кую ру­ку Бо­жию, ни­ко­го не об­ви­няя, кро­ме се­бя, тог­да и уви­дишь по­мощь Бо­жию: как Бог те­бя ус­по­ко­ит и рас­по­ло­жит к те­бе серд­ца про­ти­вя­щих­ся те­бе.

преп. Макарий

От­че­го несть ми­ра в кос­тех на­ших, в ду­ше на­шей и в серд­це на­шем? От гре­хов на­ших! От­то­го, что нис­коль­ко не по­у­ча­ем­ся в сми­ре­нии, от­то­го, что лю­бим очень спо­рить и до­ка­зы­вать, что мы бо­лее дру­гих все зна­ем, от­то­го, что мы не ос­тав­ля­ем раз­го­во­ра с по­мыс­ла­ми сво­и­ми, ко­то­рые вмес­то па­ла­чей неп­рес­тан­но му­чат нас.

преп. Антоний

Будь­те мир­ны и здо­ро­вы, в ду­хов­ных бра­нех му­же­ст­вен­ны, а не ма­ло­душ­ны; креп­кое ору­жие на вра­га – са­мо­у­ко­ре­ние и сми­ре­ние, по­то­му оно и труд­но, что сок­ру­ша­ет всю его си­лу, и он то­му про­ти­вит­ся: ис­кус по­ка­жет поль­зу оно­го!

преп. Макарий

История Оптиной пустыни

«Ты свет миру. Город, построенный на холме, не может быть скрыт. Никто, зажегши светильник, не ставит его под сосуд, но на подсвечник, и он освещает всех в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Мф. 5:14-16)

История монастыря

Оптинский монастырь – известная ставропигиия Русской Православной Церкви, расположенная в Калужской области. Ставропигией называется церковь или монастырь, освобожденный от юрисдикции местного архиерея и подчиняющийся непосредственно высшей власти земской церкви.

К сожалению, достоверных сведений об основании этой древней святыни не сохранилось. Наши знания о его ранней истории основаны на нескольких сохранившихся легендах. Согласно одному источнику, монастырь когда-то населяли как монахи, так и монахини. В Древней Руси такие монастыри назывались Оптиными.

Этот вариант упоминается как наиболее реальный и в документе «Записка об основании Оптиной пустыни».

Самое раннее письменное упоминание об Оптиной относится к концу XVI века. В монастыре тогда была одна деревянная церковь, 6 келий и всего 12 монахов, в том числе первый известный игумен Сергий. В 1689 г.был построен Введенский собор. В царствование Петра I (1672-1725) Оптина была настолько мала и бедна, что монастырь потерял свой статус из-за малочисленности братии.

Оптина была окончательно восстановлена ​​в 1726 году.

В конце 18 века монастырь привлек внимание Московского митрополита Платона. С его благословения началось строительство Оптиной. Отец Авраам, которому было поручено это дело, не оставлял своего служения, пока его слабость не заставила его просить об освобождении от этой работы. Расцвет Оптиной Пустыни, а число его обитателей превысило 150 человек в середине XIX в.век.

В 1923 году, во время антирелигиозных гонений, Оптина была закрыта, многие ее храмы разрушены. Святое место осквернили и превратили его в ряд светских учреждений. Уцелевшие храмы использовались как лесопилка, а скит превратился в базу отдыха. 3 июня 1988 года здесь прошла первая служба после 65-летнего перерыва.

Сегодня Оптина принимает паломников. Сюда продолжают приходить за помощью отцам, а также почтить новомучеников и поклониться живому Христу. Величие и спокойствие этого места впечатляют и заставляют забыть, что 40 лет назад он был в руинах и здесь не было слышно звона церковных колоколов.

Старцы Оптиной

Суть Оптиной — ее старцы. Понять Оптину — значит понять старчество.

Старчество есть особый дар Святого Духа, талант, который апостол Павел называет даром проницательности (ср. 1 Кор. 12:10) и который ценится святыми отцами выше всех других даров.

Сущность старчества представлена ​​практикой избрания из братии монаха, опытного в духовно-подвижнической жизни и наделенного даром проницательности. Этот монах становится духовником, т.е. е. старейшина всей монашеской общины. Его ученики приходят к нему в любое время дня и ночи, чтобы открыть ему свои мысли, желания и дела и испросить у него совета и благословения. Полностью отказываются от своей воли ради исполнения всеблагой воли Божией, беспрекословно подчиняются старцу и выполняют все его указания.

За это они получают великую награду от Святого Духа.

Старцы становятся учителями духовной жизни не только монахов, но и мирян. Их учение о важности чистого сердца, борьбе со страстями, а также о молитве. Оптинские старцы учили искусству стяжания благодати Святого Духа и приготовления к Царствию Божию.

Старцы Оптиной пустыни

Преподобного Льва можно считать первым старцем Оптиной пустыни. После светлой эпохи преподобного Сергия Радонежского традиции старчества прервались. Во время (и после) царствования Петра I монашество подвергалось гонениям. Преподобный Лев Оптинский (1768 — 1841) жил в то время, когда монашеская жизнь большей частью сводилась к постам, подвигам, поклонам, а иногда и кандалам. Непрестанная молитва, чистота сердца, откровение своих помыслов, все, чему Лев научился у своего учителя, отца Феодора (ученика великого старца Паисия Величковского), было непонятно для многих монашествующих.

Отца Феодора всю жизнь сопровождали страшная клевета и зависть. Та же участь постигла и старца Льва. Путешествуя по разным монастырям, отец Лев познакомился с о. Макария, ставшего впоследствии его помощником во время оптинского старчества (1829 — 1841). Макарий также стал следующим старцем обители. Вместе они воспитали великого оптинского старца Амвросия.

Св. Амвросий Оптинский. Вы можете заказать эту и другие иконы в нашей Иконописной Студии

В XIX веке старец Амвросий оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России. У мощей старца до сих пор происходят чудеса с исцелением людей от многих (часто неизлечимых) болезней.

Будущий старец приехал в Оптину в 1839 году. В 1840 году принял монашеский облачение, а в 1842 году принял монашеский постриг с именем Амвросий. В 1843 г. Амвросий стал иеродиаконом, в 1845 г. — иеромонахом. За этими короткими строками пять лет подвижнической жизни и тяжелого физического труда.

Во время поездки в Калугу для рукоположения во иеромонаха (1845 г.) отец Амвросий, изнуренный постом, сильно простудился и тяжело заболел. С тех пор он так и не смог полностью выздороветь, а состояние его здоровья было настолько плохим, что в 1846 году он был поставлен в отставку по болезни. Всю оставшуюся жизнь он почти не мог двигаться. Он не переносил ни холода, ни сквозняков, ел только жидкую пищу в количествах, которых едва хватило бы трехлетнему ребенку.

Несмотря на эти тяжелые испытания, отец Амвросий всегда принимал людей. Никто из старцев никогда не открывал двери своих келий женщине. Святитель Амвросий не только принимал женщин и был для многих из них духовником, но и основал женский монастырь близ Оптиной (Шамординский монастырь), где и скончался 10 октября 189 г.1. В июне 1988 года преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев был канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви. Именно через своих старцев просияла Оптина в России и во всем мире. Сюда всегда приходили за поддержкой, духовным советом и решением сложных жизненных ситуаций.

Четырнадцать оптинских старцев канонизированы Русской Церковью. По сей день православные христиане всего мира прибегают к помощи святых старцев. Как и в земной жизни, они продолжают молиться у Престола Божия за всех, кто приходит к ним со своими скорбями.

Оптина И Федор Достоевский

Достоевский писал об Оптиной в своем произведении «Братья Карамазовы». Как отмечено в Книге посещений монастыря, поездка писателя в монастырь состоялась в июне 1878 г. и была связана с горем писателя, вызванным смертью младшего сына Алеши.

Этот факт подтверждают и Воспоминания жены Достоевского Анны. Она пишет следующее:

«Федор Михайлович вернулся из Оптиной утешенный и значительно более спокойный. Он много рассказывал мне об обычаях монастыря, где ему пришлось остаться на два дня. У Федора Михайловича было три встречи с отцом Амвросием, известным старцем того времени. Первый был в толпе на глазах у многих людей, а еще два были наедине и произвели на него глубокое и проникновенное впечатление. Когда Федор Михайлович рассказал старцу о постигшей нас беде и моем горе, проявившемся слишком бурно, старец спросил его, верующий ли я, и когда Федор Михайлович ответил утвердительно, то попросил передать мне его благословение, а также слова, которые старец Зосима сказал впоследствии опечаленной матери в романе <. ..> Из рассказов Федора Михайловича было видно, как глубоко этот почтенный и прозорливый старец знал сердца людей» 9 .0006

Вторая книга романа «Братья Карамазовы» завершена через 3 месяца после возвращения писателя из Оптиной. В главе «Верующие женщины» рассказывается о приеме старцем Зосимой посетителей. Утешая женщину, плачущую о сыне, умершем в трехлетнем возрасте, старец говорит, что младенец «ныне пред престолом Господним, радуясь и молясь Богу о тебе. Поэтому не плачь, а радуйся».

Кроме Федора Достоевского, Оптину посещали и другие известные деятели, например, Лев Толстой, Николай Гоголь, князь Константин Романов, Федор Тютчев, Иван Тургенев и другие.

Изречения Оптинских старцев

  1. «Живи в простоте и следуй совести. Всегда помни, что Господь все видит, а об остальном не беспокойся.» преподобный Анатолий Оптинский
  2. «Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божии и служат тебе на пользу. На смертном одре ты будешь благодарить Господа не за радость и счастье, а от горя и страдание; чем больше его увидишь в жизни, тем легче тебе будет умереть и душе твоей вознестись к Богу». Преподобный Анатолий Оптинский
  3. «Это вопрос нашей воли, чтобы молиться с самопринуждением, но сердечная молитва может исходить только от Бога. Мы должны возносить нашу молитву Богу в соответствии с нашими способностями, и
    Он вознаградит наше самолюбие нежностью в свое время».
    Преподобный Иосиф Оптинский
  4. О печалях и утешениях. «И то, и другое назидательно и необходимо в духовной жизни. Господь использует скорби как наказание, чтобы мы могли быть вразумлены и исправлены. Он также посылает нам утешение, чтобы утешить и ободрить нас, чтобы мы не унывали. Слава Богу за всё!» Преподобный Иосиф Оптинский
  5. «Выходите за пределы внешнего благочестия, хотя оно тоже необходимо. Прежде всего стремись искоренить из сердца страсти, особенно гнев». Преподобный Варсонофий Оптинский
  6. «Мы должны бороться со своими страстями, и если они победят, мы покаемся и исповедуем все наши грехи. На Страшном Суде не будет покаяния, а будет только Истина Божия». Преподобный Варсонофий Оптинский
  7. «Жить простой жизнью лучше всего. Не думайте слишком много ни о чем. Молитесь Богу. Господь все устроит. Не мучайте себя мыслями о том, что делать и как справиться. Пусть будет так, как есть — вот что значит жить простой жизнью». преподобный Амвросий Оптинский
  8. «Где простота, там сто Ангелов, а где хитрость, там нет ни одного». Преподобный Амвросий Оптинский
  9. «Когда мы гневаем Бога своими грехами, наша повседневная жизнь также становится неудачной». Преподобный Макарий Оптинский
  10. «Чтение духовных книг просвещает наш разум и указывает нам путь к спасению , питая наши души так же, как физическая пища питает тело».
    Преподобный Макарий Оптинский

Слово на праздник Оптинских старцев (2016) – Крестовоздвиженский монастырь

Какое счастье, что в этот прекрасный поздний октябрьский день здесь так много паломников, которые присоединяются к празднованию дорогого сердцу нашего монастыря праздника – праздника святых оптинских старцев. Оптинские старцы дороги нам не только тем, что они были (и продолжают быть!) светом и для монашествующих, и для мирян как в России, так и во всем мире, и которые были так близки нашему времени – самым духовным сердцем. России вплоть до революции. Не только поэтому дороги нам Оптинские старцы, но дороги нам Оптинские старцы тем, что они были дороги слуху основателя нашего, иеромонаха Каллиста. Основывая свой новый монастырь, этот монастырь – Крестовоздвиженская пустынь, о. Каллист сознательно старался основывать духовную жизнь своего монастыря на жизни, духовности и монашеском духе оптинских старцев. Вот, например, когда человек приходит в монастырь и интересуется монашеской жизнью, то одним из первых, что он читает в довольно длинном списке обязательных для послушников книг, являются

все жития Оптинских старцев. Чтение этих житий важно для монашеского становления любого послушника или кандидата, приходящего в монастырь, и действительно, они продолжают быть источником вдохновения и духовным наставником на протяжении всей нашей монашеской жизни. Изречения Оптинских старцев, их благодатные слова и их святые примеры, являются основанием нашей духовной жизни и путеводной звездой, направляющей нас на жизненном пути к сближению со Христом на монашеской арене.

По милости Божией мне посчастливилось лично посетить Оптину Лавру летом 2013 года. В Оптиной и вообще в России я была впервые. Наша остановка в Оптиной была частью двухнедельного паломничества, в ходе которого мы посетили множество замечательных монастырей и святых мест – Сергиево-Троицкую Лавру, Сретенский монастырь в Москве и многие другие. Но Оптина как-то отличалась. Несомненно, во многих местах, которые мы посетили в России, было много святости и много благодати. Но Оптина была другой. Оптина выделялась.

Что отличало Оптину? Пробыв некоторое время в Оптиной и насмотревшись в лица богомольцев, монахов, стариков-схимников разговаривают с детьми и гладят их по головке. Я мог сказать, что в Оптиной была настоящая духовная радость. Это радость жизни, прожитой во Христе. Это радость Святого Духа. Конечно, радость была и в других местах, где я побывал, но именно в Оптиной эта радость сияла. И я думаю, вы видите это просвечивающим в самих житиях и словах оптинских старцев.

Особенно вспоминаются слова старца Анатолия. В дневнике духовного чтения первых месяцев моего пребывания в монастыре у меня записаны и отмечены звездочкой эти слова старца Анатолия. Старец Анатолий в письме к молодой монахине сказал: «Монах всегда должен быть радостным. Если нет, значит, он живет не так, как должен жить монах». В каком-то смысле это наставление осталось со мной на протяжении всей моей монашеской жизни здесь. Это тест и эталон, если хотите. «Рад ли я»? Если нет, то почему? Разве Бог не добр? Разве он не дал мне здесь всего, что мне нужно для моего спасения? Как же нам не возрадоваться и сказать от всего сердца: «Слава Богу за все»? Простое напоминание старца Анатолия очень помогает в век рассеянности и беспокойства. Мы должны быть радостными. И эта радость исходит от Святого Духа – в жизни, прожитой истинно духовным образом. Это радость, которая приходит от молитвы. На молитве старец Анатолий сказал:

Делай по силе своей, делай со смирением и самоупреком, и ты привыкнешь и полюбишь молитву так, что не смогут отнять ее у тебя силой. Это потому, что это сладко и приносит радость. Я вспомнил Бога и возрадовался (Пс.75:3).

Говоря об Иисусовой молитве, старец Анатолий сказал:

Следует начертать на мягком юном сердце Сладчайшее Имя – светлую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». С тех пор будет величайшая радость и вечное счастье .

Старец Антоний Оптинский вторит этому, говоря:

Есть радость в частом воспоминании о Боге, как написано: Я вспомнил Бога и возрадовался .

И, конечно же, старец Амвросий напоминает нам, что «надо начинать с благодарения за все. Начало радости — быть довольным своим положением».

В Оптиной я почувствовал эту радость. Я чувствовал это в церковных службах, в пении, в общении с другими монахами и паломниками. Наш визит совпал с праздником Вознесения Господня. Возвращаясь в свою келью, я наткнулся на группу молодых монахов, разговаривающих между собой. Увидев меня, они остановились, посмотрели на меня и радостно и восторженно закричали: «Спразником!» Мне он показался очень знакомым. Что-то в радости, улыбках и теплоте заставило меня почувствовать себя дома в Западной Вирджинии. Действительно, я стал чувствовать некоторое сходство между двумя монастырями, Оптиным и нашим. Это было что-то вроде знакомства, которое я ощутил там – чувство, которое трудно объяснить.

Именно эта радость приходит от молитвы, от жизни покаяния и от благодати Святого Духа. По историческим церковным меркам оптинские старцы не были строгими аскетами. Они не жили в пещерах и не морили себя голодом. Они жили в клетках, очень похожих на наши. Они пили чай. Временами они даже были веселы. И все же это были настоящие люди молитвы . Они встречались со многими, многими людьми – как мирянами, так и монахами – чтобы помочь им в их проблемах, исповедовать их и, наконец, исцелить их духовно. И все это они делали с искренней любовью – любовью к Богу и любовью к ближнему. Радостная любовь. С пасхальной радостью – радостью о Воскресшем Христе. И это радость, которая приходит только во Христе Иисусе. Как говорил старец Никон Оптинский: «Если нам будет с Христом и в Христе, то никакие печали нас не смутят, а радость наполнит наше сердце так, что даже во времена скорбей и искушений мы будем радоваться».

Итак, давайте посмотрим на себя и на нашу духовную жизнь. Посмотрим на наше расположение. Мы радостны? Благодарим ли мы Бога за все? По словам старца Анатолия Оптинского, если мы не радостны, и если мы не благодарим Бога за все хорошее (и даже плохое) в нашей жизни, и если мы не радостны, то есть что-то не совсем правильно в нашей духовной жизни, и мы живем не так, как должны, как монахи, говорит старец Анатолий.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *