Откуда появился мат и что означает крепкое словцо? | Культура
Как и почему появился мат в русском языке? Почему другие языки обходятся без него? Быть может, кто-то скажет, что при развитии цивилизации, с улучшением благосостояния граждан в подавляющем большинстве стран нашей планеты необходимость в мате естественно отпала? Россия уникальна тем, что в ней этих улучшений так и не наступило, и русский мат остался в девственной, первобытной его форме…
Откуда всё-таки он к нам пришёл?
Ранее распространялась версия о том, что мат появился в мрачные времена татаро-монгольского ига, а до прихода татар на Русь русские вообще не матерились, а ругаясь, называли друг друга лишь собаками, козлами да баранами.
Однако это мнение ошибочно и отрицается большинством ученых-исследователей. Конечно, нашествие кочевников повлияло на быт, культуру и речь русского народа. Возможно, такое тюркское слово, как «баба-ягат» (рыцарь, витязь), сменило социальный статус и пол, превратившись в нашу Бабу Ягу. Слово «карпуз» (арбуз) превратилось в упитанного маленького мальчика. А вот термином «дурак» (остановка, привал) стали называть неумного человека.
В. В. Верещагин, «Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», 1873 г.
Мат к тюркскому языку не имеет никакого отношения, потому что у кочевников не принято было сквернословить, и бранные слова полностью отсутствовали в словаре. Из русских летописных источников (древнейшие известные образцы в берестяных грамотах XII века из Новгорода и Старой Руссы. См. «Обсценная лексика в берестяных грамотах». Специфика употребления некоторых выражений комментируется в «Русско-английском словаре-дневнике» Ричарда Джемса (1618−1619).
) известно, что матерные слова появились на Руси задолго до татаро-монгольского нашествия. Лингвисты усматривают корни этих слов в большинстве индоевропейских языков, но такое распространение они получили только на русской земле.Так почему все-таки из множества индоевропейских народов мат прилип только к русскому языку? Исследователи объясняют этот факт еще и религиозными запретами, которые у других народов появились раньше по причине более раннего принятия христианства. В христианстве, как и в исламе, сквернословие считается великим грехом. Русь приняла христианство позже, а к тому времени вместе с языческими обычаями мат прочно укоренился среди русского народа. После принятия на Руси христианства сквернословию была объявлена война. С. В.
Фото: общественное достояние
Этимология слова «мат» может показаться достаточно прозрачной: якобы оно восходит к индоевропейскому слову «mater» в значении «мать», которое сохранилось в разных индоевропейских языках. Однако в специальных исследованиях предлагаются другие реконструкции.
Так, например, Л. И. Скворцов пишет:
«Буквальное значение слова „мат“ — это „громкий голос, крик“. В его основе лежит звукоподражание, то есть непроизвольные выкрики „ма!“, „мя!“ — мычание, мяуканье, рев животных в период течки, брачных призывов и т. д.».
Такая этимология могла бы показаться наивной, если бы не восходила к концепции авторитетного Этимологического словаря славянских языков:
«…Русский мат, — производное от глагола «matati» — «кричать», «громкий голос», «крик», родственно слову «matoga» — «матаситься», т. е. кривляться, ломаться, (о животных) мотать головой, «матошить» — тревожить, беспокоить. Но «matoga» во многих славянских языках означает «привидение, призрак, чудовище, страшилище, колдунья»…
Что он означает?
Основных матерных слов три и обозначают они половой акт, мужские и женские гениталии, все остальные являются производными этих трех слов. Но ведь в других языках эти органы и действия тоже имеют свои названия, которые почему-то не стали ругательными словами? Чтобы понять причину появления матерщины на русской земле, исследователи заглянули в глубь веков и предложили свой вариант ответа.
Они считают, что на огромной территории между Гималаями и Междуречьем, на бескрайних просторах жили немногочисленные племена пращуров индоевропейцев, которые должны были размножаться, чтобы расширить свой ареал обитания, поэтому огромное значение придавалось детородной функции. А слова, связанные с детородными органами и функциями, считались магическими. Их запрещали произносить «всуе», чтобы не сглазить, не навести порчу. Нарушали табу колдуны, за ними неприкасаемые и рабы, которым закон был не писан.
М. В. Нестеров, «За приворотным зельем», 1888 г.
Фото: общественное достояние
Постепенно появилась привычка выражаться матом от полноты чувств или просто для связки слов. Основные слова стали обрастать множеством производных. Не так давно, всего-то тысячу лет назад, в число ругательств вошло слово, обозначающее женщину легкого поведения «бл*ть». Происходит оно от слова «блевать», то есть «исторгать мерзость».
Но самым главным матерным словом по праву считается то самое слово из трех букв, которое встречается на стенах и на заборах всего цивилизованного мира. Его в качестве примера словообразования и разберём. Когда же появилось это трехбуквенное слово? Одно скажу точно, что явно не в татаро-монгольские времена. В тюркском наречии татаро-монгольских языков этот «предмет» обозначается словом «кутах». Кстати, многие сейчас носят фамилию, происходящую от этого слова и ничуть не считают ее неблагозвучной: «Кутахов».
А как же называли детородный орган в стародавние времена? Многие славянские племена его обозначали словом «уд», от которого, кстати говоря, происходит вполне приличная и цензурная «удочка». Но всё-таки у большинства племён детородный орган назывался не иначе, как «х*й». Однако это трёхбуквенное слово примерно в XVI веке заменилось на также трёхбуквенный более литературный аналог — «хер». Большинству грамотных людей известно, что именно так (хер) называлась 23-я буква кириллицы, превратившаяся после революции в букву «ха».
Тем, кто это знает, кажется очевидным, что слово «хер» — это эвфемистическое замещение, возникшее вследствие того, что заменяемое слово начинается с этой буквы. Однако на самом деле не всё так просто.
Дело в том, что те, кто так думает, не задаются вопросом, а почему, собственно говоря, буква «Х» называется хером? Ведь все буквы кириллицы названы славянскими словами, значение большинства из которых современной русскоязычной публике понятно без перевода. Что означало это слово до того, как стать буквой?
В индоевропейском языке-основе, на котором говорили далекие предки славян, балтов, германцев и других европейских народов, слово «хер» обозначало козла. Слово это родственно латинскому «hircus». В современном русском языке родственным ему словом остается слово «харя». Этим словом еще недавно называли козлиные маски, использовавшиеся ряжеными во время колядок.
Похожесть этой буквы на козла в IX столетии для славян была очевидной. Две верхние палки — это рога, а две нижние — это его ноги. Тогда у многих народностей козёл символизировал плодородие, а бог плодородия изображался в виде двуногого козла. У этого истукана между двух ног находился орган, символизирующий плодородие, который и носил название «уд» или «х*й». В индоевропейском языке эта часть тела называлась «пэсус», ему соответствует санскрит «पसस्», что на древнегреческий переводится как «peos», латинское «penis», староанглийское «faesl». Слово это происходит от глагола «пэсэти», означающую первичную функцию этого органа — испускать мочу.
Таким образом, можно сделать вывод, что мат возник в давние времена и ассоциировался с языческими обрядами.
Мат — это прежде всего способ продемонстрировать готовность нарушить табу, преступить определенные границы. Поэтому тематика ругательств в разных языках схожая — «телесный низ» и всё, что связано с отправлением физиологических потребностей.
Кроме «телесных ругательств», у некоторых народов (в основном франкоязычных) существуют ругательства богохульные. У русских этого нет.
И ещё один важный момент: с матом нельзя смешивать арготизмы, которые абсолютно не являются матом, а скорее всего, просто сквернословной бранью. Как, например, одних только воровских арготизмов со значением «проститутка» в русском языке десятки: алюра, баруха, маруха, профурсетка, шалава и т. д.
Теги: словообразование, ругательства, матерщина, русский мат, русский язык, сквернословие
Есения Павлоцки об истории русского мата и его сегодняшней функции в языке — Газета.
RuРазговоры о русском мате в публичном поле всегда приобретают социокультурный оборот. Мы постоянно обсуждаем, как его использовать, можно или нельзя это делать, стоит ли его уже запретить и как это лучше сделать — законодательно, например. Вот сейчас пытаются ограничить эту лексику в соцсетях, что широкая общественность активно поддерживает (или осуждает), РПЦ высказывается за полный запрет мата в русскоязычном сегменте интернета.
Однако никто всерьез не задумывается, откуда вообще в русском языке взялась обсценная лексика и какова ее природа. Мы удовлетворяемся поверхностным представлением о том, что мат пошел от монголо-татар, или тем, что слышали краем уха о берестяных грамотах XII века. Почему-то куда больше науки нас интересует правовая или околоправовая повестка.
Мы готовы бесконечно обсуждать, почему Сергей Шнуров ругается в песнях, а Иосиф Пригожин это осуждает, — нам интереснее быть свидетелями вечного спора между сакральным и профанным в лице артистов и политиков. Но прежде чем разобраться с сегодняшним состоянием мата, хорошо бы уделить внимание научному аспекту.
Мат — это табу, то есть сакральный, культурный и естественный запрет по самой своей природе. Очевидно, настолько сильный и пугающий, что у нас даже появился закон, запрещающий мат в искусстве. Запретить запретное — это достойный уровень постиронии, но интересно другое: почему эти слова имеют такой странный статус и почему именно они?
Теория про иго наукой даже не рассматривается: никакие злобные татары ничего нам не насаждали, и ничего мы из их сакральных низов не черпали. Все основы русских матерных слов — славянские.
Не используя сами слова, чтобы не фраппировать аудиторию и не вызвать праведный гнев надзорных органов, уйду в этимологию — науку о происхождении слов.
Слово, которым мы называем мужской половой орган, имеет праиндоевропейские, общеславянские и праславянские корни, и что самое удивительное — те же, что и у вполне цензурного слова «хвоя». Оба объекта — нечто вытянутое с семенем на конце.
Женский половой орган пришел к нам из праиндоевропейского, а родственник его обнаружился в праславянском языке (там это был глагол, который можно было бы обозначить словом «трахать»).
Очень похожий на современный, но праславянский корень можно найти и у матерного глагола, означающего «совершать половой акт».
В эту веселую компанию включают четвертое слово, на первый взгляд безобидное: древнерусское «блясти» — «заблуждаться, ошибаться»; его старославянский родственник означал «лгать, обманывать». У них есть и английский братец blend — «перемешивать». Вот вам и еще одна загадка: как в современном языке сосуществуют нейтральное слово «заблуждаться» и та его родственница, которую нельзя называть на законодательном уровне? То же справедливо и для «хвои», о чем мы уже говорили.
Почему же этим ребятам досталась такая непростая судьба и что еще хуже — праведный гнев Иосифа Пригожина? Дело в том, что именно обсценная триада была необходимым элементом магических действий и языческих ритуалов, связанных с совокуплением. То есть слова, называющие половые органы и сношение, прежде имели очень большую силу. Для древнего человека мат — это заклятие, слово-действие.
Ученые предполагают, что мат появился в период мифологического матриархата и культа Матери-Земли. Тогда основой верований наших предков был сюжет о браке Земли и Неба. Небо оплодотворяло Землю — Земля давала плоды. Их любви пытался помешать пес или волк — он же змей в более позднем библейском сюжете. Естественно, помешанные на почве культа почвы, наши предшественники наплодили множество ритуалов, связанных с «беременностью» земли. В том числе они сами катались по ней, имитируя совокупление. Конечно же, те самые магические слова были необходимы во всех свадебных и сельскохозяйственных ритуалах.
Пока все выглядит довольно безобидно и никак не объясняет, при каких обстоятельствах «три главных слова» получили свои проклятые гены.
Подсказку дает Б.А. Успенский — советский и российский лингвист, историк языка и культуры. В своей работе «Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии» он рассказывает о ключевой для русского мата формуле: «пес *jebh- твою мать». Современное «*jebh- твою мать» — это усеченный вид исходной формулы (то есть уже без пса). Обратите внимание, что современный глагол совокупления стоит в форме прошедшего времени «(что делал?) твою мать», а действующий субъект (пес) — утрачен. Сегодня мы пользуемся этой формулой как восклицанием, не направленным ни на чью мать.
Лингвисты, культурологи, семиотики и антропологи предприняли попытку реконструировать магические практики, в которых эта формула могла существовать, — и тут все прояснилось.
В.Ю. Михайлин, филолог и антрополог, в своей работе «Русский мат как мужской обсценный код» предлагает нам по-настоящему страшный сценарий. Итак, Бог-Небо (или Громовержец) и Мать-Земля состоят в браке. Им противостоит хтоническое божество, принявшее обличие пса/волка, который как раз эту самую Землю, скажем так, совокуплял и таким образом бессовестно делал из нее блудницу.
Кстати, пес/волк обитал как раз там, где ему обитать положено и сегодня, — в лесу. Но не в простом лесу, а в месте трансформации: наши предки верили в то, что для перехода на новый уровень жизни в новом статусе (невеста — жена, мальчик — мужчина/воин) нужно пройти длительный и тяжелый обряд перерождения — инициацию. Территорией такого превращения считался лес — место смерти.
Там, вдали от чистых, плодящихся на святой земле женщин, обитала всякая нечисть. Например, Яга, жрица инициации, намывающая будущих покойников (ведь из большого уважения к Земле тело перед похоронами нужно как следует помыть). Туда же вывозили невест — покойниц, которые должны оплакивать свой последний час перед смертью и рождением в новом статусе жены. Хороший тамада и конкурсы интересные.
То, что делается в лесу, должно остаться в лесу и строго запрещено на территории действия домашней магии. Неосвоенная природа — место охоты и войны — была противопоставлена магическому «культурному центру» — месту женской природы. Именно в лесу молодые люди проходили инициацию, которая состояла в их магическом превращении в волков. Спонсором веры в это действо было синкретичное мышление наших предков и доступные им галлюциногены.
В работе доктора исторических наук, антиковеда А.И. Иванчика «Воины-псы: мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию» читаем, что для всего индоевропейского ареала, а также для многих других, не-индоевропейских народов, доказано существование воинских мужских союзов, члены которых считали себя псами/волками. Мужчины-волки должны были жить вдали от поселений и вести себя по-волчьи. Иванчик пишет: «Очевидно, с тем же представлением связана индоевропейская правовая формула, согласно которой убийца «становился» волком, из которой развились значения «человек вне закона, преступник». Вот они — истоки интереса современных заключенных к «волчьей» теме.
Итак, в общей для всех системе перехода из одного социально-возрастного класса в другой мужчина должен был пройти «волчью/собачью» стадию. Результат прохождения инициации — целая куча бонусов: повышение социального статуса, право на брак, на зачатие детей и на самостоятельную хозяйственную деятельность.
Воины-псы вытеснялись в хтоническую зону, а их попытка войти на «человеческую» территорию рассматривалась как осквернение этой территории, насилие над землей-кормилицей. Вернуться к человеческой жизни в новом статусе взрослого мужчины «пес» мог только пройдя финальную стадию обряда инициации, равносильную обряду очищения.
Инициация псов подразумевала неприемлемые в обычных условиях поведенческие стереотипы и демонстрацию маскулинного, табуированного в обыденной жизни поведения. В общем, агрессия, волчья дикость и прочая ликантропическая жесть. В нашем цивилизованном мире мужское «пойдем выйдем» и «отскочим побормочем» — это старый добрый первобытный след желания исключить из конфликтной ситуации всех «магически несовместимых» с ней участников. Дворянские дуэли вдали от жилых помещений и не вовлеченных в конфликт людей — туда же. Как видите, необязательно жить с волками, чтобы по-волчьи выть и наследовать их ритуалы.
Так вот проклятие «пес *jebh- твою мать», по предположению ученых, могло быть формулой магического уничтожения оппонента. Все просто: если пес оплодотворил твою мать, то ты: сын хтонического чудовища, противопоставленного Небу; сам песий сын и сам такое же существо; твоя мать, пережившая коитус с псом, — не женщина, а сука. Таким образом, услышавший в своей стае это проклятие больше не является человеком ни по отцу, ни по матери, ни по месту и обстоятельствам зачатия — он трижды проклят.
А вот и ответ на вопрос о том, почему же наша безобидная блудница попала в группу запрещенных слов: женщина не могла встретиться с псом на территории домашней магии — для этого ей нужно было попасть в лес, заблудиться и остаться там без родственников-мужчин. Такая женщина лишается всех территориально обусловленных магических оберегов и становится законной добычей волка.
Что же насчет остальных матерных слов? Названия частей тела не должны были стать табуированными сами по себе — тем более учитывая особенности прокреативной магии: культ фаллоса и культ плодородия были связаны с жизнью, плодами и деторождением. Так вот, предполагается, что свой табуистический статус слово на букву «х» и слово на букву «п» получили именно в связи с употреблением формулы пса. То есть половые органы участников совокупления — это не части человеческих тел, а половые органы пса и суки-блудницы, поэтому «х» и «п» тоже приобрели статус мата.
Теперь мы знаем, что матерная речь изначально была именно территориальным и гендерным кодом, резко табуированным в «человеческих» магических зонах. Даже теперь, когда мат блокируется в основном из-за его инвективных, «ругательных» функций, у него все еще остается магическая «наследственность» — до недавнего времени его нельзя было произносить при женщине, мат сохранял свои функции мужского обсценного кода.
А что сейчас? Социальные табу утратили первоначальный мифологический смысл, гендерный код отвалился (теперь женщины матерятся наравне с мужчинами), но песья речь до сих пор «оскорбляет слух» — вот такая мощная лексическая генетика.
Мат не печалится по поводу своей десакрализации — теперь у него есть целых 27 новых функций и бесчисленное количество производных. Чем дальше, тем больше он десемантизируется — то есть теряет конкретное значение и прорастает в повседневную речь. Обсценная лексика стала универсальной и в стилистическом отношении — малообразованный человек вставляет блудницу через слово за неимением широкого словарного запаса, а интеллектуал бравирует ею и даже «украшает» свою богатую речь, лихо сочетая половой орган с каким-нибудь термином. Молодое поколение, развращенное Моргенштерном и Шнуровым, использует его чаще, активнее и свободнее — в том числе в качестве «смазки». Скорее всего, эта ситуация будет только прогрессировать.
Меня часто спрашивают: а как ты сама относишься к использованию мата?
Как лингвист я не могу выступать с личным отношением к этой или любой другой лексике. Как и любые другие слова, мат обеспечивает определенную функциональность, а значит, он нужен языковой системе — в противном случае его просто не было бы. Нельзя рекомендовать или не рекомендовать, защищать или не защищать мат, да и в целом язык не нуждается ни в чьей защите.
Любая существующая единица, любая лексика, все, что мы называем языком, — это данность, как и окружающая среда вокруг нас. Мы ничего не можем сделать, даже законодательно — разве что обеспечить какие-то благоприятные условия, чтобы ситуация эскалировалась. Если мы запрещаем мат, например, в искусстве, то делаем запретное притягательным, обращая внимание на него. Далеко ходить не надо: сразу же после ограничения табуированной лексики в соцсетях исследователи зафиксировали увеличение ее количества в публикациях.
Так что, увы или к счастью — вне зависимости от взглядов, ни один формальный запрет не сможет повлиять на экспансию табуированной лексики. Шах и мат, Иосиф Игоревич.
История напольных ковриков
История напольных ковриков
- 01 ноября 2020 г.
- Коврики
- специальный коврик
История напольных ковриков, возможно, не очень захватывающая, но это легендарная и впечатляющая история. Современные жилища и рабочие места сложно представить без напольных ковриков. Они важны и незаменимы во многих областях любого здания, но как они стали основными элементами безопасности, которые мы знаем сегодня?
Входные коврики защищают пол от грязи и пыли. Коврики для туалета предотвращают скольжение и попадание загрязнений на остальную часть здания. Более специализированные коврики выполняют множество современных функций. Они могут предотвратить усталость, увеличить тягу, сделать ваши приемные более гостеприимными и даже привлекательными.
Но как выглядел мир до появления современных напольных ковриков? Как появились наши любимые предметы первой необходимости для пола? Давайте окунемся в историю напольных ковриков!
Ранняя история напольных ковриков
В большинстве доступных отчетов нет ничего, что отличало бы напольный коврик от других его близких родственников – ковриков и ковров. Ковер, должно быть, даже произошел от напольного коврика, хотя этот вывод вызывает споры. Записи показывают, однако, что самое раннее известное упоминание о напольном покрытии, используемом в жилищах, относится к периоду палеолита. Это было примерно 25 000 лет назад, и «коврик на полу» был настолько примитивным, насколько вы можете себе представить. Если вы представляете себе войлочный материал из коры, вы идете в правильном направлении.
Находки первых циновок демонстрируют использование плетеной травы для изготовления напольных ковриков. Циновки, найденные при раскопках древних месопотамских поселений, датируемых 6000 лет, имеют такую конструкцию. С развитием ткачества среди множества разных культур были созданы разные типы циновок и ковриков. К ним относятся многие традиционные маты, которые мы знаем до сих пор, например, японские татами. Эти ранние и традиционные коврики служили больше для сна, чем коврики для ног, какими мы их знаем сегодня, но их влияние совершенно очевидно.
Ближайшим родственником современных напольных ковриков и ковров был тот, который был изобретен в Англии 1800-х годов. Эти ковры были изготовлены с помощью процесса, называемого плетением ковров, в котором использовались выброшенные куски пряжи. Крепление ковров стало настолько популярным и влиятельным, что современные методы изготовления тканых ковриков, циновок и ковров до сих пор напоминают циновки, сделанные с помощью крючков.
Резиновые коврики
Несмотря на то, что метод зацепления ковриков с напольными покрытиями был эффективным, его можно было улучшить. Особенно это касалось долговечности. Без сильной поддержки они просуществовали недолго.
Все изменилось с появлением каучука. Резина стала частью всего. Это не только произвело революцию в автомобилестроении. Он также открыл новую эру напольных покрытий и породил современные напольные коврики на резиновой основе.
Резиновые напольные покрытия были прочными, водонепроницаемыми и обладали дополнительным сцеплением для лучшей и безопасной опоры. А из обычных напольных ковриков с резиновой основой появилось множество оригинальных функциональных напольных ковриков, которые мы теперь знаем и используем сегодня.
Приобретайте современные коврики в Specialty Mat Services!
Какие напольные коврики используются на вашем предприятии, а без каких вы не можете работать? Какой бы коврик вам ни понадобился, вы можете найти его в Specialty Mat! Мы серьезно относимся к матам, поэтому вы можете воспользоваться всеми преимуществами.
Свяжитесь с нами сегодня для получения дополнительной информации по телефону (800) 941-MATS.
История резиновых ковриков
История резиновых ковриков
Напольные коврики. Кто думал о тех? И откуда они взялись? Многие люди не думают о скромных напольных ковриках, по которым мы обычно ходим сегодня. На самом деле коврики, которые мы используем каждый день, представляют собой огромный прогресс в области технологий и изобретательности людей, насчитывающий тысячи лет. В то время как коврики начинались с плетения растительных волокон на, вероятно, земляных полах, сегодняшние коврики высокотехнологичны и изготовлены из контурных гибридных материалов, таких как ткань и резина.
Современные коврики исключительно эффективно поглощают избыток грязи и воды от людей, входящих в здания, а также защищают рабочих от опасностей на рабочем месте. Так как же технология матов зашла так далеко?
Краткая история ранних напольных ковриков:
Археологи считают, что самые ранние переносные напольные покрытия были сделаны еще 25 000 лет назад, во времена палеолита. В жилищах кланов кора деревьев использовалась для создания войлока, из которого затем делали напольные коврики. В конце концов, даже первобытные люди не любят, когда охотники выслеживают повсюду грязь и кишки мастодонта. Неудивительно, что люди всегда много работали над улучшением своей внутренней среды обитания.
Вскоре после этого люди разработали практику ткачества для изготовления определенных товаров. Женщины брали либо солому, либо похожие на растения травы, называемые камышом, и плели из них одежду, корзины или другие предметы. Первое зарегистрированное использование плетеных напольных ковриков из тростника было в Месопотамии около 6000 лет назад. Археологи всего мира находили циновки возле кострищ на сотнях раскопок.
В библейские времена небогатые люди жили в домах с земляными полами. Вместо того, чтобы использовать коврики для чистки обуви, как сегодня, коврики использовались в качестве спальных мест и также создавали немного тепла от холода. Эти циновки, вероятно, были сплетены из шерстяной пряжи. Эти типы напольных покрытий были популярны еще в средние века. До появления всех наших современных удобств, таких как плитка и деревянные полы, у людей во всем мире было множество различных решений для сохранения тепла и комфорта.
В Японии дворяне использовали татами еще в девятом веке. Татами сделан из соломы, приготовленной как из риса, так и из мягкого тростника, и эти коврики предназначались для сидения аристократов. Только в 17 веке простолюдины смогли приобрести татами для своих домов.
В начале 1800-х годов был создан новый тип напольного покрытия с использованием отходов традиционных ткацких станков. Выброшенные куски пряжи, известные как барабаны, собирали и протягивали через плетеную основу из соломы или другого прочного материала. Практика, известная как зацепление ковров (корни которой могут уходить вглубь истории), стала популярной в напольных ковриках, найденных в Англии.
На заре 20-го века набор материалов, используемых для изготовления напольных ковриков, расширился. В Америке люди использовали все, от соломы и мешковины до холста и джута для напольных ковриков. Только когда промышленная революция была в самом разгаре, напольные покрытия в учреждениях стали делать из каучука и материалов на основе нефти.
Резиновые коврики? Когда все становится захватывающим
Так что же делает современные напольные коврики такими захватывающими? Ну, во-первых, они удивительно эффективны. В то время как в вашем обычном здании, в которое входит и выходит всего 150 человек, каждую неделю может проникать более фунта грязи, трехступенчатая система матов может фактически уменьшить это на 85-9.5%. Кто знал, что вся пыль, прилипшая к вашей обуви, может так быстро накапливаться? Но как резиновые коврики стали такими хорошо сконструированными и эффективными?
Магия резиновых ковриков
Вулканизация, изобретенная в -м 19-м -м веке, имеет решающее значение, когда речь идет о создании удобного и гибкого коврика. Современные напольные коврики настолько эффективны, потому что этот процесс обработки натуральных материалов делает их более долговечными для тяжелых условий эксплуатации, сохраняя при этом их достаточно гибкими, чтобы сохранять контуры, которые не разрушаются.
Использование гибких пластиков на самом деле не ново. Еще в 1600 г. до н.э., от ольмеков (1500 г. до н.э. до 400 г. до н.э.) до ацтеков (1100 г. до н.э. до 1522 г. до н.э.), каучук отверждали в процессе, похожем на вулканизацию. Хотя химия, связанная с этим, вероятно, была не очень хорошо изучена, когда натуральный латекс смешивали с соком определенных лоз, можно было изготовить прочный материал, похожий на современные каучуки.
Современный процесс вулканизации был изобретен где-то в 19 -м век, хотя точный изобретатель до конца не известен. Человек по имени Томас Хэнкок получил первый патент на вулканизацию каучука, но на самом деле это был Чарльз Гудиер, известный производитель шин, который, вероятно, придумал механизм, лежащий в основе его создания. Хотя изобретение вулканизации имело огромное значение, скорее всего, это было случайное открытие.
Современные напольные коврики не изготавливаются с помощью этого процесса. На самом деле процессы, которые используются сегодня, намного быстрее, прочнее и надежнее, чем то, что было изначально придумано Чарльзом Гудьиром почти 200 лет назад. Современное создание хороших матов зависит от ускорителей, которые катализируют связывание серы с каучуком. Это обеспечивает гораздо более короткое время отверждения и значительно меньше энергии для производства. Затем первый пример этого приписывают Гергу Энслагеру, который теоретизировал и доказал, что тиокарбанилид может катализировать связывание серы с каучуком. В настоящее время существует пять распространенных систем вулканизации каучука: системы серы, оксиды металлов, оксиды металлов, пероксиды, уретановые сшивающие агенты и ацетоксисилан.
Изобретение, которое было необходимо для сегодняшних исключительно эффективных резиновых матов, — это приклеивание нетканых синтетических материалов непосредственно к каучуку. Адгезия между тканями, которые впитывают жидкости и служат абразивом на подошве обуви, и резиновыми выступами, которые затем позволяют собирать жидкость, была последним шагом в создании эффективных ковриков для входа. Где-то в 1940-х произошло слияние производства каучука и адгезии ткани. Хотя наука, стоящая за этим, достаточно продвинута, важно понимать, что, как и в любой другой форме производства, в настоящее время существует несколько рабочих процессов, в том числе: горячее каландрирование, ленточное каландрирование, воздушная термосварка, ультразвуковая сварка и сварка лучистым теплом. Мы действительно прошли долгий путь от коры деревьев и тканых волокон.
Почему современные методы так эффективны?
Все дело в дизайне, современной резиновой технологии и соединении ткани с резиной. Есть несколько тонкостей современного напольного покрытия, которые делают его эффективным для поддержания чистоты зданий и безопасности людей (см. схему ниже). Если вы посмотрите на верхнюю часть большинства ковриков, которые вы будете использовать в здании, то увидите тканевый верх (A и C), который дает людям удобную и знакомую поверхность для ходьбы. Эта ткань также выполняет двойную функцию в качестве захвата и легкого абразива, чтобы смахнуть и начать впитывать влагу. Вся влага и грязь, попадающие из обуви, удерживаются выступами коврика (B). Эти гребни образуют желоба (E), где вода и грязь могут безопасно скапливаться. Эти желоба (E) по всему коврику служат для предотвращения скольжения людей. В сочетании с сцеплением с нижней частью (D) современные напольные коврики обеспечивают невероятную работу по обеспечению безопасности людей и чистоты внутри зданий.