Сильная молитва на праздник Рождество Пресвятой Богородицы 2022 года
Молиться Пресвятой Богородице можно в горе и в радости. Но чаще всего в праздник Рождества Пресвятой Богородицы люди молят об избавлении от бесплодия. Особенно часто помощи у Богоматери просят молодые женщины.
Молитва первая на Рождество Пресвятой Богородицы
О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати,
у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная!
Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества.
Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы,
седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище.
Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию.
Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая.
Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея.
Твое величие исповедуем,
Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую
и благоусердную Матерь дерзновенно просим:
умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам,
да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная.
Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем.
Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину,
безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных
и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое
о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога,
во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.
Молитва вторая на Рождество Пресвятой Богородицы
Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли,
Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем:
призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная.
Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави,
старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи,
путешествующим спутешествуй.
Ты веси, Всемилостивая,
яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия,
обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения
прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь.
Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник,
верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество.
Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое
и покланяющихся честному образу Твоему.
Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием:
отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия;
вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних,
да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа,
Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение,
ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Молитва третья на Рождество Пресвятой Богородицы
О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице,
от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся
быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши
и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица,
венцем вечнаго царствования увенчана еси.
Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога
прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения,
ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны.
И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего.
Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно,
подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси,
благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим.
Ей, Госпоже Пресвятая,
буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница,
да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти
Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых
Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем,
чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего,
и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися,
и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити,
благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков.
Аминь.
Приметы на Рождество Пресвятой Богородицы
Ко дню Рождества Богородицы заканчивают сбор урожая и готовят ульи к зиме. По примете, нерадивые хозяева, не успевшие завершить сезон, могут остаться без урожая и пчел.
В этот день убирают лук, чтобы он не испортился.
В день праздника нужно обязательно испачкать руки чем-то черным, чтобы привлечь в жизнь счастливые события. В прежние времена так привлекали удачу в торговле и получали выгодные предложения. Чтобы примета сбылась, нужно наступить на веник.21 числа в церкви нужно поставить зажженную свечу перед иконой Богородицы и привязать к свече бумажку с просьбой. Согласно примете, свеча, догоревшая до конца, сулит исполнение всех пожеланий.
Народная мудрость гласит, что женщины, умывшиеся в день праздника из природного источника, обретают красоту и молодость на долгие годы. Для этого нужно встать до восхода солнца, а после умывания вознести благодарственные молитвы Богородице.
Следили и за погодными изменениями. Ясная погода праздничный день сулила хорошую погоду до конца октября.
Туман на Рождество Богородицы говорит о том, что сентябрь будет дождливым, а зима суровой. Быстро исчезающий туман говорит о том, что погода будет постоянно меняться и не исключены сильные ветра и даже ураганы.
Работать в этот день можно только в том случае, если это необходимо. Праздное времяпровождение, например, вышивание или иные занятия, отвлекающие от важных дел и молитв, сулят неприятности в будущем.
Молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября 2022 года, которые стоит читать в праздник обращения о замужестве, о детях
В среду, 21 сентября 2022 года, православные отмечают праздник Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день в храмах проводятся богослужения, люди просят у Девы Марии блага и здоровья для своих родных. Особенно важным праздник является для женщин. Те, у кого дети есть, молятся об их счастье, а бездетные просят у Богородицы скорейшей долгожданной беременности.
- Молитва о замужестве
- Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице о детях
- О зачатии ребенка
Молитва о замужестве
На русских землях именно с праздника Рождество Пресвятой Богородицы начинали уже засылать к девушкам сватов. Каждая незамужняя девушка и женщина в этот праздник старалась прочитать молитвенное обращение к матери Иисуса, дабы та помогла с замужеством.
Молитва на Рождество Пресвятой Богородицы о замужестве
С превеликой радостью обращаюсь к тебе, Матерь Божья. Ты та, кто наполнила любовью плод чрева своего. Я, раба Божья (свое имя) молю тебя сейчас о помощи. Прошу, одари меня любовью взаимной и искренней. Пошли мне мужа любящего и заботливого, чтобы я могла растить детей в счастье и радости. Да святится имя твое. Аминь.
Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице о детях
Прежде чем начинать любое молитвенное обращение к Богородице, надо произнести Песнь Пресвятой Богородице. Оно звучит так:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небесного материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.
Молитва в продолжение дня читается перед иконами Богородицы в храме или дома.
О зачатии ребенка
Для семейных пар, у которых нет детей, особенно актуально в праздник молиться о рождении ребенка.
Молитва о зачатии, которую читают 21 сентября
О, Пречистая и Преблагословенная Дева, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная, Богом возлюбленная, и чистоты ради души и тела Твоего Матерью Сына Божиего, Господа нашего Иисуса Христа избранная. Кто Тебя не ублажит или кто не воспоет Твоего преславного рождества ибо Рождение Твое это начало спасения нашего.
Прими от нас, недостойных, хвалу тебе и не отринь мольбу нашу. Твое величие исповедуем, к Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь просим: испроси Сына Твоего и Бога нашего дать нам грешным, искреннее покаяние и благочестивую жизнь, да возможность жить Богу угодно и душам нашим полезно.
О Преблагословенная Дева Мария, Царице небес и земли, призри милостиво на рабов Твоих которые не смогли еще разродиться потомством и Твоим всесильным ходатайством ниспосли им исцеление от неплодства. О Богородица и Питательница жизни нашей, буди нам в помощь и верные чада Святой Церкви спаси, мольбы наши услышь, болящих уврачуй, скорбь утоли, мужество ко благу направи.
Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: испроси нам у Всемилостивого Господа Бога прощение всех грехов наших вольных и невольных, страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия. И все, что жизни и спасению нашему так необходимо, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего.
Ты надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, и наследие вечных и неизреченных благ Царства Небесного. Со всеми святыми неустанно просим тебя о заступничество и славим единого Истинного Бога, во Святой Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Житий всех святых, память 21 сентября
Отдание Крестовоздвиженского
В связи с отданием Креста Воздвижения служба святому Квадрату Семидесяти поется 22 сентября. свеча. Подойдя к центру храма, он трижды кадит вокруг Креста. Он берет поднос с Крестом и кладет его себе на голову, чтобы отнести в алтарь. Диакон идет перед ним, каждая Крест. После возложения Креста на алтарь священник кадит четыре стороны Престола.
Апостол Квадрат из Семидесяти
Святитель Квадрат, апостол из числа семидесяти, проповедовал Слово Божие в Афинах и Магнесии (восточный полуостров Фессалии), был епископом Афинским. Его биограф назвал его «утренней звездой» среди облаков язычества. Многих язычников он обратил в истинную веру во Христа Спасителя, а его проповедь возбуждала ненависть язычников. Однажды на святого напала разъяренная толпа, чтобы забросать его камнями. Сохраненный Богом святой Квадрат остался жив, и его бросили в темницу, где он умер от голода. Его святое тело было погребено в Магнезии.
В 126 году святой Квадрат написал Апологию в защиту христианства. Представленная императору Адриану (117-138) Апология повлияла на гонения на христиан, поскольку император издал указ, в котором говорилось, что никто не должен быть осужден без уважительной причины. Эта Апология была известна историку Евсевию в четвертом веке. В настоящее время сохранилась лишь часть этой Апологии, цитируемой Евсевием: «Дела нашего Спасителя всегда были засвидетельствованы, потому что они были истинны. Его исцеления и воскрешения людей из мертвых были видны не только тогда, когда они исцелялись и воскресали, но всегда. Они жили не только во время существования Спасителя на земле, но и оставались живыми еще долго после Его ухода. Некоторые, действительно, дожили до нашего времени».
Память святителя Квадрата также 4 января.
Обретение мощей святителя Димитрия (Дмитрия), митрополита Ростовского
В 1702 году святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыл в Ростовский собор, а также посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая).
Отслужил Божественную литургию в соборном храме Зачатия Пресвятой Богородицы, после чего указал присутствующим место своего будущего погребения с правой стороны храма. «Вот место моего упокоения, — сказал он, — здесь я поселюсь навечно». Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года..
Вопреки желанию святителя, выраженному им в завещании, духовенство и народ Ростова просили местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана Яворского, прибывшего на отпевание, совершить отпевание на городской кафедральный собор.
Митрополит Стефан настоял на погребении тела своего усопшего друга рядом со святителем Иоасафом, который был предшественником святителя Димитрия. Однако могила не была подготовлена до приезда митрополита Стефана, хотя со дня кончины святителя прошло около месяца.
В связи со срочным отъездом митрополита Стефана из Ростова в могилу, в которой 25 ноября было погребено тело святителя, был положен наскоро сооруженный деревянный сруб.
В 1752 году в соборной церкви монастыря производился ремонт, и 21 сентября было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения пострадало от сырости, дубовый гроб и надпись на нем сгнили, но тело святого и даже его омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились неповрежденными.
После обретения мощей святитель Димитрий стал исцелять многие болезни и совершать много чудес. Когда об этих фактах стало известно Священному Синоду, он направил Комиссию в составе митрополита Суздальского Сильвестра и архимандрита Симонова монастыря Гавриила для осмотра мощей владыки Димитрия и проверки чудесных исцелений.
По представлению Комиссии издан указ Святейшего Синода от 29 апреля 1757 г. о причислении святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых, и назначении дат памяти его 28 октября (день преставления) и сентября 21 (обретение его мощей).
Память Русской Церкви также святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских 19 июля.
Святой Даниил Шухольский родился в Московском княжестве в шестнадцатом веке. Подвизался на севере Руси, где принял монашество в Комельском монастыре, основанном святителем Корнилием Комельским в 1498 году. на горе Шуг Хилл. Здесь святой подвижник основал свой монастырь в честь Преображения Господня. Преподобный Даниил был погребен в храме в честь Преображения Господня основанного им монастыря. В 1764 году монастырь был превращен в приход.
Преподобный Иосиф Заоникиев монастырь, г. Вологда
Святитель Иосиф Заоникиев, в миру Иларион, благочестивый крестьянин из села Обухово Кубенской области Вологодской губернии. Долгое время он страдал болезнью глаз и усердно молился о помощи Господу, Пресвятой Богородице и святым, в особенности святым бессребреникам Косме и Дамиану.
Молитва его была услышана, и в 1588 году, по откровению святого Космы, Иларион пошел в лес в болотистое место, к иконе Божией Матери, от которой получил исцеление. В благодарность преподобный расчистил лесную чащу на месте явления чудотворной иконы и построил часовню, в которую и поместил икону. Сам он поселился рядом, приняв монашескую схиму с именем Иосиф.
Впоследствии, по благословению святителя Антония, епископа Вологодского, на месте подвигов Иосифа возник Заоникиев монастырь, названный так по имени разбойника Аникия, некогда обитавшего в этом лесу. Когда монастырь расширился и число монахов возросло, по совету преподобного Иосифа Антоний был избран игуменом. Сам Иосиф не принял лидерство из смирения. Так как он скрывал от других свои строгие подвиги, его считали юродивым. Он стоял на ногах во время молитвы в своей часовне и ходил босиком по лютому холоду.
Преставился преподобный Иосиф 21 сентября 1612 года в возрасте 83 лет и был погребен в основанной им обители.
Священномученик Ипатий, епископ Эфесский, и его пресвитер Андрей
Священномученик Ипатий, епископ Эфесский, и иерей Андрей пострадали в VIII веке при императоре-иконоборце Льве Исавре (717-741). В юности они вместе учились в одном из монастырей. Святой Ипатий принял монашество, а святой Андрей стал клириком и усердно наставлял людей в христианской вере.
Когда император Лев Исавр стал преследовать почитающих святые иконы, а святые иконы были выброшены из храмов на попрание и сожжение, святые Ипатий и Андрей встали на защиту иконопочитания, призывая свою паству сохранять верность Православию.
Император, желая уговорить святых, созвал их к себе и устроил диспут о почитании икон, на котором святые Ипатий и Андрей последовательно смогли отстоять православное почитание икон.
Мучеников бросили в темницу и долго держали там, надеясь, что это заставит святых отречься от своих убеждений, но святые остались непоколебимы. Тогда император приказал истязать мучеников. Их били, содрали кожу и волосы с голов, бороды вымазали смолой и подожгли, а на головах мучеников сожгли святые иконы.
Святые терпеливо переносили все муки и остались живы. Император приказал протащить святых через город на поругание народа и только после этого убить. Тела святых Ипатия и Андрея бросили на съедение собакам, но верующие благоговейно предали их погребению.
Святой Исаак Кипрский
В настоящее время информация отсутствует.
Святитель Мелетий, епископ Кипрский
В настоящее время информация отсутствует.
Мученик Евсевий Финикийский
В настоящее время информация отсутствует.
Мученик Приск Фригийский
В настоящее время информация отсутствует.
26 преподобномучеников Зографских, Святая Гора Афон
В июле 1274 года византийский император Михаил VIII заключил унию с Римской церковью в Лионе, Франция. Столкнувшись с опасностями со стороны Карла Анжуйского, турок-османов и других врагов, император счел целесообразным такой союз с Римом. Лионская уния требовала от православных признания власти Папы, использования Филиокве в Символе веры и использования азимов (опресноков) в литургии. Патриарха Иосифа низложили за то, что он не согласился на эти условия. Монастырское духовенство и многие миряне как на родине, так и в других православных странах решительно выступили против унии, обличая императора в его политических замыслах и предательстве православия.
9 января 1275 года в Константинополе была отслужена Литургия, на которой Папа был поминован как «Григорий, главный понтифик Апостольской Церкви и Вселенский Папа». Сестра императора заметила: «Лучше погибнет империя моего брата, чем чистота православной веры». Вспоминая печально известный Крестовый поход 1204 года, когда латинские крестоносцы разграбили Константинополь, многие люди также предпочли подчиниться неверным, чем отказаться от православной веры.
Двадцать шесть мучеников Зографского монастыря на Афоне были в числе тех, кого преследовали император Михаил VIII Палеолог (1261-1282) и патриарх Иоанн Беккос (1275-1282) за то, что они не послушались императорского повеления признать Союз Лион. Они стойко держались учения отцов Церкви и бесстрашно порицали тех, кто принимал католические учения.
Когда власти пришли на Афон, чтобы навязать имперскую политику, монахи Зографа заперлись в своем монастыре. С башни они укоряли сторонников Союза, называя их беззаконниками и еретиками. Нападавшие подожгли монастырь и заживо сожгли двадцать шесть мучеников.
Имена мучеников: игумен Фома, иноки Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирянина, которые умерли вместе с ними.
Память этих святых мучеников также 10 октября.
Преподобный Косма Болгарин Зографский, Афонская гора
Святой Косма родился в Болгарии в конце XIII века и в молодости поступил в Зографский монастырь.
Отличившись подвижнической жизнью, он также стяжал добродетели смирения и послушания. Через некоторое время святой Косма удовлетворил начальство, что достиг такой степени опыта и совершенства в монашестве, которая позволяет ему жить в уединении без опасностей. Святой Иоанн Лествичник (ст. 8, 18) описывает тип человека, которому нельзя позволять жить одному по своей воле, и подводные камни такой жизни для не очистившихся от страстей. По благословению своего духовного Отца святой Косма оставил монастырь, чтобы приступить к еще более напряженным духовным подвигам.
Через смирение богоугодный подвижник достиг высот добродетели, считая все свои усилия ни за что, а содеянное добро приписывая милосердию и благодати Божией. Поэтому он приобрел от Господа духовные дары, в том числе и дар пророчества.
Святой Косма Зографский почил во Господе на Афоне в 1323 году.
Святой Иоанн Грузинский
Архимандрит Иоанн (в миру Василий Майсурадзе) родился в городе Цхинвали в Самачабло около 1882 года. Воспитывался в крестьянской семье и обучался всевозможным рукоделиям. Василий был едва подростком, когда помог о. Спиридона (Кетиладзе), настоятеля монастыря Бетания, восстановить монастырь между 189 г.4 и 1896.
Василий с юности стремился к монашеской жизни и в 1903 году, по воле Божией, переселился в скит святого Иоанна Богослова Иверского монастыря на Афоне. Среди братьев он отличался простотой и послушанием. Он был пострижен в монахи и назван Иоанном в честь святого Иоанна Богослова, которого глубоко почитал и стремился подражать.
Монах Иоанн вскоре был рукоположен в сан священника. Всю свою жизнь святой отец посвятил себя служению Богу и своим братьям во Христе в надежде, что его собственная жизнь может быть для них плодотворной.
Фр. Иоанн оставался на Афоне семнадцать лет. Затем, из-за все более тревожных обстоятельств, он покинул Святую Гору с другими грузинскими монахами где-то между 1920 и 1921 годами. Он поселился в монастыре Армази за пределами Мцхеты, где большевики оставили для уединения только одного монаха. Однажды в монастырь ворвалась банда вооруженных чекистов во главе с о. Иоанн и другой монах ушли и выстрелили им в спину.
Полагая, что они мертвы, они бросили их в ближайшем ущелье. Позже группа людей обнаружила о. почти бездыханное тело Иоанна и привезли в монастырь Самтавро в Мцхете. Другой монах получил лишь незначительные травмы и вернулся в монастырь самостоятельно.
Когда здоровье восстановилось, о. Иоанн отправился в монастырь Бетания, где еще подвизался его первый духовник. Вскоре после этого он был назначен настоятелем. Привыкший с детства к тяжелому труду, он умело руководил сельскохозяйственными работами монастыря. Когда в монастырь приходили посетители за советом или утешением, о. Иоанн тепло приветствовал их, накрыв перед ними праздничную трапезу. Ему нравилось проводить время со своими гостями, особенно с детьми.
Говорят, что у него всегда были конфеты или особые угощения для самых маленьких. Дети так любили его, что в праздник святого Иоанна Богослова, когда он окроплял храм святой водой, они прыгали вокруг него и пытались взъерошить ему волосы. Родителям детей было стыдно, но о. Иоанн бодро уверил их, что так подобает радоваться в праздничный день.
Истинно о. Иоанн был наделен глубокой любовью к молодежи, а также наделен божественными дарами пророчества и чудотворения. Однажды к нему в монастырь приехал некий Ираклий Гудушаури, студент Московской духовной семинарии. о. Иоанн принял его с исключительной теплотой, благословив слезами радости. Этот ученик впоследствии стал католикосом-патриархом Илией II, любимым пастырем, который и по сей день продолжает руководить стадом грузинских верующих.
Фр. Джон строго дисциплинировал себя. Он много работал весь день и спал на одном куске дерева. Он проводил целые ночи в молитвах. Многие задавались вопросом, когда он отдыхал и откуда у него такой, казалось бы, бесконечный запас энергии.
Иногда воры воровали еду или домашних животных из монастыря. Но и у монастыря было много покровителей, даже в советской власти. Группа христиан, которые работали на правительство, тайно исповедуя свою веру, поддерживали о. Иоанн и о. Георгия (Мхеидзе), разъясняя и оправдывая их перед правительством как «хранителей национального памятника культуры».
Многие чудеса, совершенные о. Иоанн известен нам сегодня, хотя он опасался получать почести за свои дела. Фр. Иоанн и Георгий исцеляли глухих, к ним приводили для исцеления многих неизлечимо больных. Пробыв несколько дней в монастыре, немощные чудесным образом очищались от болезней. о. Иоанн нес наибольшую нагрузку в монастыре. Он глубоко сочувствовал о. Георгия, который был физически болен и непригоден для тяжелой работы. Но о. Иоанн ушел из жизни раньше о. Джордж. о. Иоанн заболел и скончался в 1957 лет, в возрасте семидесяти пяти лет. Похоронен в монастыре Бетания.
Святой Георгий (Иоанн) Грузинский
Фр. Георгий (Мхеидзе) родился в селе Схвава Рачинского района около 1877 года. Он получил военное образование, весьма почитаемое среди грузинской аристократии, но вместо того, чтобы сделать военную карьеру для защиты Российской империи, он посвятил себя к национально-освободительному движению Грузии. Одно время благочестивый и ученый Георгий работал у преподобного Илии Праведника личным секретарем. Он часто встречался с духовником святого Илии, святителем Александром (Окропиридзе) и священномучеником Назаром (Лежавой), а также был знаком с другими видными духовными деятелями того времени.
Желая посвятить свою жизнь Богу, Георгий был пострижен в монашество святым священномучеником Назаром. В его редком характере дворянская осанка сочеталась со смиренным монашеским аскетизмом. о. Георгий был рукоположен в священники и вскоре возведен в сан архимандрита.
Преисполненный божественной любви и патриотического чувства, святой отец охотно переносил тяжкие тяготы и душевные невзгоды, обрушившиеся в то время на его страну.
В 1924 г., когда о. Георгий подвизался в монастыре Хирса в Кахетии на востоке Грузии, в монастырь ворвалась вооруженная толпа чекистов. Злоумышленники избили его, остригли ему волосы, сбрили бороду и угрожали лишить жизни. Он искал убежища у своей семьи, но безрезультатно — его братья, которые были атеистами, сбрили ему бороду, пока он спал. (Один из братьев о. Георгия впоследствии покончил жизнь самоубийством, а другой вместе с женой был расстрелян чекистами.) В том же году о. Георгий посетил монастырь Бетания и был представлен о. Иоанна (Майсурадзе), с которым он будет работать до конца своей жизни.
Фр. Здоровье Георгия было слабым, и он мог выполнять только самые легкие работы в монастыре. Он ухаживал за огородом и взял на себя ответственность за разведение пчел. Он был чрезвычайно щедр. Временами он отдавал всю монастырскую пищу нуждающимся, уверяя о. Иоанна, что Сам Бог даст им хлеб насущный.
Высокий, худощавый, с прямой осанкой, о. Джордж был строг как внешне, так и в поведении. Он очень мало разговаривал с другими людьми, и дети не играли с ним, как с о. Джон. Зная его характер, они старались угодить ему, читая молитвы и ведя себя прилично. о. Георгий не любил покидать монастырь, но ему часто приходилось ездить в Тбилиси к своим духовным чадам, среди которых было много тайных христиан, работавших на правительство.
Фр. Джордж был наделен дарами пророчества и исцеления, но старался их скрывать. Когда его вынуждали раскрыть их, он выдавал их, как будто в них не было ничего экстраординарного. Однажды в монастырь прибыл некий паломник и с удивлением обнаружил, что о. Джордж знал его по имени. Чувствуя его великое изумление, о. Георгий сказал паломнику, что он присутствовал при его крещении около тридцати лет назад, скрывая таким образом свой Богом данный дар. о. Георгий заранее знал, когда племянник привезет к себе в монастырь во время Великого поста сестер, которых не видел сорок восемь лет.
Просветленный этим предвидением, о. Джордж приготовил рыбу и праздничную трапезу в честь этого события.
Молитвы о. Георгий и о. Иоанн исцелил племянника первого, который был поражен смертельным штаммом менингита. Они вернули слух глухому ребенку и исцелили многих других от телесных недугов.
В 1957 г., когда о. Иоанн отошел ко Господу, о. Георгий был пострижен в великую схиму. Ему дали имя Иоанн в честь только что ушедшего духовного брата. о. Георгий-Иоанн теперь нес полную ответственность за дела монастыря. Его здоровье еще больше ухудшилось под тяжестью этого тяжелого ига. Его духовные чада стали приезжать из города, чтобы заботиться о нем.
Однажды в монастырь пришла двадцатилетняя девушка с жалобами на непрекращающиеся головные боли. Ей сказали, что вода из монастыря Бетания исцелит ее. Она оставалась там в течение одной недели и чудесным образом исцелилась. Когда она уехала, чтобы вернуться домой, о. Джордж-Джон прошел пять миль, чтобы проводить ее, несмотря на свою физическую слабость.
Богородица явилась о. Георгия-Иоанна в видении и облегчил его страшную физическую боль. Явилась ему и первомученица Фекла, преподнесшая ему гроздь винограда. За несколько дней до своей кончины святой отец был в городе, когда ему явился ангел и возвестил о его скорой кончине. Ангел велел ему вернуться в монастырь, чтобы подготовиться к уходу из этого мира.
Святой Георгий-Иоанн (Мхеидзе) скончался в 1960 году. Похоронен в монастыре Бетания, рядом с о. Иоанн (Майсурадзе). Эти преподобные отцы были канонизированы 18 сентября 2003 года на соборе Священного Синода под духовным руководством Святейшего Илии II, Католикоса-Патриарха всея Грузии. Фр. Джона и Джорджа-Джона с любовью называют «одной душой в двух телах».
Как обустроить домашний молельный уголок
Прихожане часто спрашивают, как обустроить домашнюю часовню/молитвенный уголок. Предлагаем вашему вниманию статью Сергея Алексеева и надеемся, что в ней наши читатели найдут ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Статья сокращена.
- Куда поставить дома иконы?
- Какие иконы должны быть дома?
- Как и в каком порядке расположить иконки? Существуют ли строгие правила на этот счет?
- Каким должно быть наше отношение к святыням? Что делать, если состояние иконы сделало ее непригодной для использования и ее нельзя восстановить?
Количество и качество — две разные категории. Было бы наивно полагать, что чем больше святых образов в доме православного христианина, тем богаче его жизнь. Неорганизованное собрание икон, гравюр, религиозных настенных календарей, занимающее значительную площадь жилого помещения, нередко может оказывать прямо противоположное влияние на духовную жизнь человека.
…Непродуманное составление коллекции икон может превратиться в простое, бессмысленное собирание, в котором молитвенное назначение иконы не играет никакой роли.
Тем не менее, иконы в доме должны быть — в достаточном количестве, но в разумных пределах.
Раньше в хуторе или в городе в доме любой православной семьи всегда была полка с иконами или целый домашний иконостас, расположенный на самом видном месте. Место, где устанавливались иконы, называлось передним углом, светлым углом, святым углом, божьим местом или ракой.
Для православного христианина икона – это не просто изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых или событий истории Церкви. Икона есть священное изображение, т. е. покоится вне сферы обыденной действительности; его не следует путать с обычной повседневной жизнью, и он предназначен только для общения с Богом. Таким образом, основное предназначение икон – молитва. Икона есть окно из горнего мира в наш мир, мир земной; это откровение Бога, выраженное в очерченной форме и цвете. Таким образом, икона является не просто семейной реликвией, передаваемой из поколения в поколение, а святыней — святыней, объединяющей всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо общая молитва может совершаться только если бы стоящие перед иконой взаимно простили друг другу обиды и достигли полного единства.
Конечно, в немалой степени сегодня, когда место иконы в доме занял телевизор, сам своего рода окно в пестрый мир человеческих страстей, назначение фамильной иконы, традиция совместной молитвы дома, утрачено сознание семьи как «малой церкви».
Поэтому православный христианин, живущий сегодня в городской квартире, может спросить: Какие иконы должны быть у меня дома? Каково их правильное расположение? Можно ли использовать репродукции икон? Что делать со старыми ветхими иконами?
Некоторые из этих вопросов заслуживают однозначного ответа, а другие не требуют каких-либо строгих рекомендаций.
вверх
Куда поставить дома иконы?
В доступном и доступном месте.
Краткость такого ответа вызвана реалиями жизни, а не отсутствием канонических требований.
Конечно, предпочтительнее размещать иконы на восточной стене комнаты, ведь Восток как богословское понятие имеет особое значение в православии.
И насадил Господь Бог сад на востоке в Эдеме; и там он поместил человека, которого создал. (Бытие 2:8)
О, Иерусалим! оглянись на восток и увидь радость, которая приходит к тебе от Бога. (Варух 4:36)
И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые смотрят на восток. (Иезекииль 11:1)
Ибо, как молния исходит от востока и светит даже до запада; так будет и пришествие Сына Человеческого. (Матфея 24:27)
Но что делать, если дом ориентирован так, что окна или двери выходят на восточную сторону? В этом случае используйте южную, северную или западную стены дома.
Нельзя сочетать иконы с предметами декора светского характера, такими как статуэтки, различные виды панно и т. п. с христианским учением о любви и милосердии.
Категорически недопустимо располагать рядом с вывесками или настенными календарями иконы, на которых есть фотографии рок-музыкантов, спортсменов или политиков – кумиров современности. Это не только умаляет значение почитания святых образов до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.
Домашний иконостас можно украсить живыми цветами. Традиционно большие иконы часто обрамляют рушниками. Эта традиция восходит к древности и имеет теологическую основу. Согласно Преданию, образ Спасителя чудесным образом явился еще при Его земной жизни, чтобы помочь страждущему человеку. Умыв Лик, Христос отер Свой Лик чистым полотенцем, и на нем явился образ Его Лика; полотенце было отправлено в город Эдессу, что в Малой Азии, к царю Авгарю, который был болен проказой. После исцеления правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворный Образ Иисуса Христа был прикреплен к «постоянной доске» и поднят над городскими воротами.
В былые времена 29 августа (по новому стилю), день, когда Церковь отмечает перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа из Едессы в Константинополь в 944 году, был известен в народе как праздник «холстового» или «льняного Спаса», а кое-где освящались ткань и полотенца из домотканой пряжи.
Эти полотенца были богато вышиты и предназначались для использования в Божнице. Так же иконы обрамлялись полотенцами, которые использовались во время венчания и во время молебнов с водосвятием. Так, например, после водоосвящения, когда священник обильно окроплял [иконы] святой водой, люди протирали иконы особыми полотенцами и включали их в Светлый уголок.
Существует традиция, что после празднования Входа Господня в Иерусалим, или Вербного воскресенья, ветки вербы, освященные в церкви, должны храниться возле икон до следующего Вербного воскресенья.
По обычаю на Пятидесятницу, в День Святой Троицы, жилище и иконы украшают березовыми ветвями, как символом процветающей Церкви, несущей благодатную силу Святого Духа.
top
Какие иконы должны быть дома?
Обязательно наличие икон Спаса и Божией Матери. Образ Господа Иисуса Христа, свидетельствующий о Божественном воплощении и спасении человечества, и образ Богородицы, совершеннейшей из живущих на земле, удостаивающейся полного обожения, почитаемой честнейшей Херувимы и безмерно славнейшие Серафимы (Похвальный гимн Пресвятой Богородице) — неотъемлемая часть православного христианского дома. Икона Христа, обычно выбираемая для домашней молитвы, — это икона Господа Пантократора, поясное изображение Спасителя. (…)
Те, у кого в доме есть место для большего количества икон, могут дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно же, великих святых России.
Русское Православие имеет сильную традицию особого почитания святителя Николая Чудотворца; почти в каждой православной семье есть икона святителя Николая. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ святителя Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в православном христианском доме. Народ почитает святителя Николая как святого, наделенного особой благодатью. Во многом это связано с тем, что, согласно церковному уставу, каждый четверг, когда Церковь возносит молитвы святым апостолам, она также возносит молитвы святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских.
Среди икон святых пророков Божиих особое место занимает икона пророка Илии; среди икон Святых Апостолов выделяется икона первоверховных апостолов св. Петр и Павел.
Среди изображений мучеников за веру во Христа наиболее часто встречаются иконы Святого великомученика и Победоносца Георгия и Святого великомученика и целителя Святого Пантелеймона.
Рекомендуется иметь изображения святых евангелистов, св. Иоанна Предтечи, свв. архангелов Гавриила и Михаила, а также иконы Праздников для полноты домашнего иконостаса.
Подбор икон для дома всегда индивидуальный. Лучший человек, который поможет сделать этот выбор, — это священник, духовник семьи, и именно к нему или к другому священнослужителю следует обращаться за советом.
Что касается репродукций икон и цветных фотографий, то иногда лучше иметь хорошую репродукцию, чем нарисованную икону плохого качества.
Иконописец должен очень требовательно относиться к своей работе. Как священник не имеет права служить Литургию без необходимой подготовки, так и иконописец должен подходить к своему служению со всем должным, полным сознанием ответственности. К сожалению, и в прошлом, и сегодня часто встречаются вульгарные примеры [значков, являющихся] вещами, не имеющими никакого сходства с иконами. Таким образом, если данное изображение не вызывает чувства благочестия и чувства соприкосновения со святым, если его экспозиция богословски сомнительна, а техническое исполнение непрофессионально, то лучше не приобретать такой предмет.
Однако почетное место в домашнем иконостасе могут занимать репродукции канонических икон, наклеенные на твердую подложку и освященные в церкви.
top
Как и в каком порядке расположить иконки?
Существуют ли на этот счет строгие правила?
В церкви, да. Что касается домашнего молитвенного уголка, то мы можем ограничить [обсуждение] лишь несколькими основными правилами.
Например, собрание икон, развешенных без чувства симметрии, без продуманного расположения, вызывает постоянное чувство неудовлетворенности расположением, желание все изменить, что часто отвлекает от молитвы.
Также необходимо помнить о принципе иерархии: например, нельзя ставить икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери или Апостолов.
Так же, как и в классическом иконостасе, Икона Спасителя должна быть справа, а Богородица слева [от центра молитвенного угла].
top
Каким должно быть наше отношение к святыням?
Как один из атрибутов Бога (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Исайя 6:3) святость отражается и в достойных Бога и в физических предметах. Поэтому благоговение перед святыми людьми и священными предметами и образы, а равно и личное стремление к подлинному Богообщению суть явления единого порядка. 0006
И будьте у Меня святы, ибо Я Господь свят… (Левит 20:26).
Особым почитанием всегда пользовались храмовые иконы. После крещения младенца подводили к иконе, и священник или хозяин дома читал молитвы. Родители благословляли своих детей иконой на учебу, длительные путешествия и участие в государственной службе. В знак одобрения свадьбы родители также благословляли молодоженов иконой. Более того, уход человека из этой жизни происходил при наличии икон.
Известное выражение «ты развелся, хоть святых выведи» свидетельствует о добросовестном отношении людей к иконам. Было бы непозволительно ссориться, буянить или иным образом неподобающим образом вести себя перед образами святых.
Надлежащее почитание святых образов [у детей] следует прививать с самого раннего возраста.
Что делать, если состояние значка сделало его непригодным для использования и его нельзя восстановить?
Такую икону, даже не освященную, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать.