Народные приметы: почему наши предки не держали исправной пожарную бочку
Вслух.ru
Новости
Общество
Общество
Вслух.ру
17 сентября 2021, 06:04
По народному календарю — Неопалимая Купина. Православные люди почитают чудотворную икону Божьей Матери с тем же названием.
В центре иконы располагается изображение Марии с младенцем, заключенное в восьмиконечную звезду, которая, в свою очередь, образована двумя четырехугольниками — зеленым (естественный цвет Купины) и красным (цвет объявшего ее пламени). В русской иконописи икона известна с середины 16 века, а праздник в честь нее был установлен в 17 столетии.
В народе Неопалимую Купину вполне естественно считали охранительницей от пожара и молнии. Соответствующую молитву произносили в этот праздник. Кроме того, существовал обычай в случае пожара обходить вокруг горящего дома с иконой Богородицы Неопалимой Купины.
На Руси знали много поверий, связанных с пожарами, которые были самым страшным бедствием для крестьян наряду с неурожаем. Например, говорили, что пожар, вызванный молнией, можно затушить молоком от черной коровы, квасом или пивом. Верили также, что если бросить в горящий дом белого голубя, то пламя погаснет. Спасти от грозового пожара могли черная собака или кошка, живущие в доме.
Существовали и особые приметы: пожар предвещали мыши, бегущие по полу; кукушка, летящая по деревне; заяц, бегущий по селению. Интересно, что пожарную бочку нельзя было держать в полной исправности; говорили, что быть готовым к пожару — Бога искушать.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.
Последние новости
Диана Райлян
3 ноября, 20:18
В библиотеке имени Д.И. Менделеева прошел четвертый этап форума «Курс&Эксперт»
Всего в мероприятии поучаствовали более 150 тюменцев.
#культура
#библиотека Менделеева
#форум
#новости Тюмени
#День народного единства
#ночь искусств
Вслух.ру
3 ноября, 19:08
Тюменские школьники могут отправиться встречать Новый год в знаменитый «Артек»
От активных ребят ждут заявок на две зимние смены.
#Артек
#Новый год
#дети
#заявка
Юрий Шестак
3 ноября, 18:55
Дрогнули сердца. В тюменском ДК «Строитель» устроили душевный концерт для ветеранов
Выступления приурочили ко Дню народного единства.
#концерт
#ДК Строитель
#новости Тюмени
#песни
Вслух.ру
3 ноября, 18:29
От борцов на чемпионате Тюменской области ждут зрелищных поединков
Соревнования пройдут 5 ноября.
#греко-римская борьба
#чемпионат
#Тюменская область
Вслух.ру
3 ноября, 17:31
Фанаты русских шашек соберутся в Тюмени
Здесь пройдет командный чемпионат региона по этой игре.
#шашки
#игра
#чемпионат
#Тюменская область
Одетая в гранит
Улица Дзержинского: пять домов с уникальной историей
почему так много людей в них верит, а православные – против? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 12 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Некоторые вопросы встречаются особенно часто:
«Приехали в церковь крестить младенца в назначенное нам время, а там идет полным ходом отпевание покойника. Нас попросили погулять часок, пока унесут покойника и помоют пол. Руководствуясь тем, что нельзя переносить крестины, все-таки решились покрестить в этот день. Правильно ли мы поступили? И не навредит ли это ребенку?»
«Когда-то давно моя бабушка и мама принесли с кладбища старые лампадки, какое-то время они стояли у нас дома, потом их выкинули. Слышала, что с кладбища ничего приносить домой нельзя. Могут ли эти вещи нести какой-то негатив?»
«Моя мама смертельно больна. Недавно она купила в церкви серебряный крестик с цепочкой, но потом стала носить крестик на шнурке, а цепочку отдала мне. Я слышала, что чужой крестик нельзя надевать… Тем более умирающего человека. А цепочку, на которой висел крестик?»
«Можно фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых?»
«У меня умер родной брат. Жил вместе с родителями в частном доме, без воды. Могу ли я провести им воду, или нужно ждать год после смерти?»
Подобные вопросы ежедневно приходят на почту «Фомы». Общее в них — суеверные представления и чувство страха и бессилия перед судьбой.
Мы попросили ответить психолога Александра Ткаченко, что на самом деле стоит за суевериями и в чем причина того, что даже многие христиане верят в приметы.
Разговор о суевериях проще всего было бы начать с того, что есть вера истинная и есть вера суетная — напрасная и ни на чем не основанная. Далее можно было бы объяснить читателю, в чем заключается вера православных христиан и чем она отличается от суеверия. И закончить рассказ победным выводом о том, что люди верующие поклоняются истинному Богу, а люди суеверные — нелепым выдумкам и пустым приметам. Но, к сожалению, эта простая и понятная концепция вдребезги разбивается об один невеселый факт: среди верующих людей также бытует множество самых разнообразных суеверий, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Увы, суеверия — отнюдь не редкость и среди христиан.
Откуда же появляется в людях эта суетная вера? Что заставляет человека бояться каких-то нелепых совпадений и надеяться на них же, вопреки доводам здравого смысла?
Пристально разглядываемая бездна, по словам Фридриха Ницше, имеет обыкновение столь же бдительно присматриваться к ее легкомысленному созерцателю. Наш разум не терпит бессмыслицы и пустоты. Из хаотичного переплетения ночных теней на стене комнаты он с легкостью выделяет фигуры клыкастых чудовищ, а в абстрактном наборе цветовых пятен на обоях появляется зловещий профиль Мефистофеля. Наше воображение проецирует на окружающий мир наши же потаенные страхи, словно луч киноаппарата, рисующий на белом экране леденящие кровь картины мистического триллера. Там, где человек напряженно вглядывается в пустоту, она вдруг начинает приобретать вполне конкретные формы его тревожных ожиданий. И тогда перебежавший дорогу симпатичный черный котик становится объяснением всех последующих неудач этого дня, а случайно рассыпанная за завтраком соль — грозным предвестником семейной ссоры.
Жить в столь непредсказуемом и опасном мире неуютно и даже страшно. Чем же можно обезопасить себя от таких выдуманных опасностей? Ну конечно, такими же выдуманными средствами защиты! И вот уже на запястье появляется красная шерстяная ниточка, к двери прибивается заветная подкова, ну а с черной кошкой на улице и вовсе никаких проблем: достаточно лишь пропустить перед собой какого-нибудь незадачливого бедолагу и можно следовать далее со спокойной уверенностью, что все чернокошечные напасти сегодня обрушатся уже не на вашу, а на его голову. Приблизительно так работает психологический механизм формирования суеверий у неверующих людей.
Будучи разумным, человек прекрасно понимает, что в этом мире он не самое могущественное существо, постоянно подвергающееся множеству различных опасностей. И пытается защититься от них такими вот наивными мероприятиями, поскольку ничего другого ему просто не остается, ведь других защитников у него в этом мире бездушной материи просто нет. Ну разве что, по ироничному совету Иосифа Бродского, вообще не выходить из комнаты, сведя жизнь к унылому физиологическому минимуму:
…Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
В мире, где для человека нет Бога, приметы становятся вешками, обозначающими безопасный маршрут среди бурлящего потока событий.
Но почему же тогда суевериям подвержены бывают и христиане? Ведь для них мир отнюдь не метафизическая пустыня.
Бог христиан создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. Люди, уверовавшие во Христа, получили от Него прямое уверение в том, что они бесконечно дороги Богу: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:29–31).
Понятно, что суеверия эти идут вразрез с христианской верой и что подвержены им в Церкви далеко не все. Однако явление это не такое уж и редкое. И чтобы разобраться в его причинах, нужно сделать краткий экскурс в самый ранний период жизни человека.
Психологическая основа для будущих суеверий формируется именно в младенчестве. Новорожденный ребенок — очень слабое и абсолютно беспомощное существо. Без заботы взрослых он очень быстро погибнет, не имея малейшей возможности самостоятельно найти себе пищу и воду или укрыться от холода. Все жизненно важные потребности младенца удовлетворяет мама, с которой он провел в теснейшем единении первый этап своей жизни. Будучи с ней девять месяцев одной плотью, чувствуя ее настроение, слыша биение ее сердца, ее голос, младенец и после родов не воспринимает маму как нечто внешнее по отношению к себе. И в то же время он еще не знает, что вокруг него есть огромный мир. Для него весь этот мир воспринимается лишь как ласковые мамины руки, запах вкусного молока из маминой груди, колыбельные песни, которые мама поет над его кроваткой.
Таким образом, на самых первых этапах жизни у ребенка существует двойственное восприятие мамы. С одной стороны, она еще не воспринимается младенцем как отдельное от него существо. С другой — представляется маленькому человеку всей полнотой окружающего мира. И этот мир-мама оказывается способным реагировать на его желания и нужды. Если ребенку стало холодно и неуютно в мокрых пеленках, мир вымоет его в теплой водичке, перепеленает, поцелует и довольного положит обратно в кроватку. Если он проголодается, мир даст ему молока или каши. Если у него заболит животик, мир бережно прижмет его к себе, пожалеет, сделает массаж. Ведь этот мир в представлении младенца — продолжение его самого. Поэтому любое его желание тут же становится известно миру, и мир заботится о его исполнении.
Потом ребенок растет, познает окружающую его реальность, приобретает новые знания и навыки. На смену первоначальному чувству полного слияния с мамой-миром приходит понимание того, что мама — это другой человек, а мир огромен и наполнен множеством интересных вещей и событий. Но, как отголосок самого раннего опыта, у ребенка остается представление о мире как о своем продолжении, способном слышать и исполнять желания. Эти младенческие чувства частично находят свое выражение в любви детей к сказкам про заклинания, волшебную палочку или цветик-семицветик, способные вернуть миру былую послушность и отзывчивость.
Отсюда же и детский эгоцентризм, болезненное стремление видеть себя центром и причиной всего происходящего вокруг.
Родители поссорились, папа наорал на маму, мама расплакалась и ушла к себе в комнату. И тогда, чтобы искупить свою «вину», он начинает с удвоенной энергией делать уроки или драить тарелки на кухне, надеясь таким образом помирить рассорившихся родителей.
Схема «я совершаю какое-то действие, и мир вокруг меня на это реагирует» воспроизводит ранний детский опыт, когда младенцу достаточно было заплакать, чтобы получить еду, тепло и материнскую ласку.
Со временем понимание причинно-следственных связей у человека становится осознанным, и вера в мир как в продолжение себя потихоньку растворяется в новом, уже взрослом опыте жизни.
Но если эмоциональное взросление человека было нарушено (например, психологической травмой), эта детская форма отношения к миру сохраняется в нем на долгие годы и даже десятилетия.
Человек заканчивает школу, женится или выходит замуж, растит детей, работает. Но в глубине души продолжает верить, что способен влиять на мир через какие-то ритуальные действия, подобные детскому мытью посуды или сделанным урокам, которые необъяснимым образом должны помирить папу с мамой.
С такими остатками младенческого восприятия мира у взрослых людей часто имеют дело психологи. Один клиент во время приема рассказывал, что всю жизнь специально заставлял себя усиленно тревожиться каждый раз, когда поднимался на борт самолета, потому что эта тревожность служила своеобразной «страховкой». Когда психолог спросил его, что именно он имеет в виду, тот ответил: «Ну, если я не буду тревожиться, я начну искушать судьбу, и тогда самолет может разбиться!» На уровне чувств он был уверен в том, что его тревожность каким-то образом удерживает самолет в воздухе и позволяет предотвратить катастрофу. Это был совсем не глупый человек с высшим техническим образованием. И умом он прекрасно понимал, что никакой разумно объяснимой связи между его искусственно вызванной тревогой и безопасностью полета нет и быть не может. Но в его субъективном опыте этот принцип работал безотказно: ведь ни один из самолетов, где он так старательно тревожился, ни разу не упал.
Другой случай. Женщина впадает в сильную тревогу, если у нее на глазах случайно наступят на ногу другому человеку. А уж если она сама это сделает, то непременно требует, чтобы в ответ наступили на ногу ей. Когда такого «обмена» не происходит, она может впасть в затяжную депрессию. В процессе терапии выяснилось, что когда-то в детстве подружка, которой она наступила на ногу, сказала: «Дай теперь я тебе наступлю, а то у тебя мама умрет». Девочка отказалась. А когда пришла домой из школы, узнала, что умерла ее бабушка. С тех пор она живет с чувством вины за свой «проступок» и пытается его «искупить», тщательно соблюдая нелепый детский ритуал, который много лет назад случайно совпал со смертью ее родственницы.
Суеверия церковных людей также часто не являются их сознательными убеждениями, это всего лишь отголоски детского чувства, что именно ты являешься смысловым центром Вселенной и все вокруг зависит от правильности или неправильности совершаемых тобою действий.
Отсюда — тревога за свечку, которую ты передал не той рукой или не через то плечо. Отсюда — страх перед вещами умерших людей, боязнь найденных нательных крестиков, занавешивание зеркал после смерти близкого и еще великое множество самых разнообразных тревог. Такие люди пытаются преодолеть свой детский страх через ритуальные действия, позволяющие им снизить уровень тревожности. Например, передавать свечку только через правое плечо и ни в коем случае не через левое.
Как ни странно, убежденность в силе подобных ритуалов вполне органично может совмещаться у них с искренней и горячей верой во всемогущего Бога Вседержителя, в Евангелие, в церковные таинства.
И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменят. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом.
Травмы развития не лечатся обесцениванием чужих чувств, насмешками и укорами. Исцелить их можно лишь любовью и бережным отношением к чужой боли.
Детскую природу суеверий более чем полтора тысячелетия назад блестяще описал в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст. Правда, говорит он здесь главным образом не о христианах, а об эллинах (так в Византии называли язычников, веривших в римских и греческих богов). Но мысль о том, что суеверие — плод незрелого, детского восприятия мира, в этом тексте настолько очевидна, что не нуждается в какой-то специальной расшифровке или комментарии:
«Подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей шерсти, так и эти эллины — настоящие младенцы, как и сказал о них некто: “эллины — всегда дети”.
Того, что не составляет греха, они боятся, как-то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как-то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех.
Ты можешь видеть, как (язычник) обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что одно пение петуха может разрешить всякое (недоумение).
Так они помрачены разумом. Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам… Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников.
Но не будем мы такими; напротив, осмеявши все такие (суеверия), — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеемся над этим, равно как и над первым виновником этого — дьяволом».
Такова оценка святителя Иоанна Златоуста, вынесенная им языческим суевериям: «эллины — всегда дети».
Однако уже в те далекие времена и среди христиан тоже находились люди с таким синдромом затянувшегося психологического детства. И о них Златоуст здесь тоже говорит, но — отнюдь не в уничижительном тоне, а словами, исполненными бережной любви и сочувствия. Наверное, эти его слова и по сей день остаются лучшей рекомендацией для всех христиан, возмущенных или введенных в недоумение суеверными поступками своих единоверцев:
«…Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленен, разорвем его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры. Возблагодарим Бога за все и будем умолять Его, чтобы нам не оказаться недостойными врученного нам дара; с тем вместе, позаботимся и о том, что от нас зависит, именно, чтобы нам поучать других не только словами, но и делами».
Signs (2002) — Часто задаваемые вопросы
Знаки (2002)
Добавить в FAQПрыгать на:
- Часто задаваемые вопросы (11)
- Спойлеры (0)
Когда инопланетяне общаются, почему они издают звуки, похожие на белки?
Может… они чокнутые. Редактировать
О чем «Знаки»?
Бывший преподобный Грэм Хесс (Мел Гибсон) просыпается однажды утром и обнаруживает круги на полях на своем кукурузном поле округа Бакс, штат Пенсильвания (45 миль от Филадельфии). Сначала он считает круги результатом шутников, но когда круги на полях начинают появляться по всему миру, его дети — Морган (Рори Калкин) и Бо (Эбигейл Бреслин) — начинают подозревать, что это инопланетяне. Его дети правы. Редактировать
«Знаки» основаны на книге?
Как и большинство фильмов М. Найта Шьямалана, «Знаки» были написаны, спродюсированы и сняты М. Найт Шьямаланом. Редактировать
Что означает название?
Некоторые зрители видят в кругах на полях «признаки» прихода инопланетян. Однако суть фильма не в инопланетном вторжении, а в идее совпадений и видении их знаков. Грэм резюмирует суть фильма, когда говорит своему брату Мерриллу (Хоакин Феникс): Люди распадаются на две группы, когда им что-то везет. Группа 1 видит в этом больше, чем удачу, больше, чем совпадение. Они видят в этом знак, свидетельство того, что кто-то наверху присматривает за ними. Группа 2 видит в этом простое везение, счастливый случай. Я уверен, что люди из группы 2 очень подозрительно смотрят на эти 14 огней. Для них ситуация 50/50… может быть плохо, может быть хорошо. Но в глубине души они чувствуют, что, что бы ни случилось, они предоставлены сами себе, и это наполняет их страхом… Но в группе 1 много людей. Когда они видят эти 14 огней, они смотрят на чудо. И в глубине души они чувствуют, что что бы ни случилось, всегда найдется кто-то, кто им поможет, и это наполняет их надеждой. Что вы должны спросить себя, что вы за человек? Вы из тех, кто видит знаки… видит чудеса? Или вы считаете, что людям просто везет? Режиссер М. Найт Шьямалан подтверждает это в закулисной короткометражке на DVD, когда он говорит: Конечно, люди могут сказать, что название «Знаки» означало круги на полях, но основная тема и предпосылка фильма состоит из призыва Грэма. вернуться к своим обязанностям и семье через знаки. Знаки от Бога. Редактировать
Чего хотели инопланетяне?
Фильм подразумевает, что план состоял в том, чтобы собирать людей для еды. Однако это было мнение новостного вещателя, не основанное на каком-либо прямом общении с инопланетянами. Редактировать
Чем заканчивается фильм?
Грэм несет Моргана наверх к дивану в гостиной, а Меррилл идет за адреналином. Когда Грэм включает телевизор, чтобы они могли послушать новости, он замечает инопланетянина в другом конце комнаты. Инопланетянин поднимает Моргана, и Грэм замечает, что у него нет двух пальцев, показывая, что это был тот же инопланетянин, с которым он столкнулся накануне и отрезал пальцы. Вспоминая слова своей жены незадолго до ее смерти шестью месяцами ранее, Грэм говорит Мерриллу «отойти». Меррилл хватает свою бейсбольную биту и начинает раскачиваться как раз в тот момент, когда инопланетянин распыляет на Моргана свой ядовитый газ. Инопланетянин бросает Моргана на пол, а Меррилл продолжает раскачиваться. Инопланетянин падает на бюро и опрокидывает на себя стакан непригодной для питья воды Бо, в результате чего его кожа краснеет и покрывается волдырями. Меррилл продолжает раскачиваться, опрокидывая стаканы с водой, а Грэм выводит Моргана и Бо на улицу. Грэм делает Моргану прививку от астмы, и до него внезапно доходит, как все сошлось: вода Бо, качели Меррилла и астма Моргана. «Вот почему у него астма», — говорит он себе. «Это не может быть удачей. Его легкие были закрыты. Яд не попал внутрь!» Морган начинает дышать и открывает глаза. «Кто-то спас меня?», — спрашивает он. Вытирая слезы, Грэм отвечает: «Я думаю, что кто-то это сделал». В финальной сцене зима, падает снег, и преподобный Гесс надевает церковный воротник. Редактировать
У этого инопланетянина была личная вендетта против Грэхема за то, что он отрезал ему пальцы?
Это возможно, но наиболее вероятным объяснением является то, что он был заперт в кладовой Рэя Редди (М. Найт Шьямалан), когда остальные инопланетяне улетели, оставив этого. Затем он вернулся на кукурузное поле с кругами на полях, надеясь найти своих товарищей. Поскольку это было поле Грэма, а его дом находился прямо рядом с ним, инопланетянин вошел в дом, чтобы поесть, то ли по совпадению, то ли по божественному плану. Редактировать
Зачем кому-то приходить в заведомо враждебную среду, которая в конечном итоге может убить его?
Три вопроса для размышления: из какой среды они произошли? Какова награда за приход на землю? Что они знали о Земле до своего прибытия? Люди постоянно живут и процветают в негостеприимных условиях на Земле. Море очень неумолимо, но морякам удается выжить. Пустыни и арктический север — очень неприятные места для жизни, но люди там тоже есть. Концепция инопланетян, прибывающих на Землю и обнаруживающих враждебную среду, не нова в кино и литературе; рассмотрим Войну миров (1953), где они не ожидали, что микробы, такие как обычная простуда, могут их убить. Другая возможность состоит в том, что инопланетянам навредила не сама вода, а то, что было в воде. Бо говорит о том, что ее вода была заражена, это большой намек. Со времен промышленной революции настоящая вода во всем мире не была такой чистой. Редактировать
Разве водяной пар в воздухе не повлияет на инопланетян?
Водяной пар мог повлиять на пришельцев, но в фильме это не показано. Жидкая вода более концентрирована, чем водяной пар, и было показано, что она оказывает разъедающее воздействие на их кожу. Возможно, когда относительная влажность приблизится к 100%, инопланетяне будут подвергаться большему риску. Судя по радиосообщению, оставшиеся инопланетяне каким-то образом пострадали. Можно утверждать, что это были инопланетяне, наиболее сильно пострадавшие от воды. Остальные, возможно, были в состоянии переносить небольшие воздействия. Редактировать
Могут ли на самом деле существовать внеземные существа с непереносимостью воды?
Все наземные формы жизни состоят из элементов углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора, которых было (и остается) в избытке, когда на Земле зародилась жизнь. Жидкая вода также широко распространена и служит основным растворителем органических соединений в земных формах жизни. Вода служит источником химической энергии и может растворять как положительно, так и отрицательно заряженные частицы, что делает воду необходимым условием жизни на Земле. Однако теоретически основой жизни могут быть и другие элементы и растворители. Другим возможным растворителем является аммиак, хотя его характеристики менее благоприятны, чем у воды. Поскольку избыток аммиака вреден для наземных форм жизни, слишком много воды также может быть токсичным для форм жизни, основанных на аммиаке. В очень редких случаях были земные существа, в том числе некоторые люди, которые проявляли непереносимость или аллергию на воду, так что вполне возможно, что раса внеземных существ может сделать то же самое. Редактировать
Почему пришельцы не вооружились?
Они были вооружены. У них было газовое оружие, которое казалось частью руки (или костюма) инопланетянина, как змея, плюющаяся ядом, или как человек, использующий зубы или ногти в качестве оружия. Высокомерие, невежество или глупость могли помешать им носить более совершенное оружие. Учитывая их уровень технологического превосходства, они, возможно, не считали людей большой угрозой и поэтому вооружались соответствующим образом. Фильм прямо ссылается на этот аспект. Когда Морган дает отцу обзор информации, которую он почерпнул из книги об инопланетянах, Гесс спрашивает Моргана: «Говорилось ли в этой твоей книге, что может произойти, если они будут враждебны?» «Да, — отвечает Морган, — в нем говорилось, что они, вероятно, вторгнутся. Они не будут использовать свои технологии или сражаться в воздушно-десантных боях, потому что они знают, что в конце концов мы применим ядерное оружие, и планета станет для них бесполезной». Редактировать
Награды | Отзывы Пользователей | Рейтинги пользователей | Внешние обзоры | Метакритик Обзоры
Знаки обзор фильма и краткое содержание фильма (2002)
Рецензии
Роджер Эберт
Сейчас трансляция на:
Powered by Просто смотри
«Знаки» М. Найта Шьямалана — работа прирожденного кинорежиссера, способного вызывать опасения из ниоткуда. Когда все кончено, мы думаем не о том, как мало решено, а о том, как много пережито. Вот фильм, в котором сюжетом является ритм-секция, а не мелодия. Фильм, свободный от затянутых объяснений и вынужденной кульминации, рассказывает о страхе на ветру, деревьях, собачьем лае, нежелании маленькой девочки пить воду. В знаках.
На плакатах изображены круги на полях, огромные геометрические фигуры на полях кукурузы и пшеницы, которые были замечены во всем мире в 1970-х годах. Их происхождение было объяснено в 1991 году, когда выступили несколько мистификаторов и продемонстрировали, как они их делают; это было не сложно, сказали они. Однако, как и многие сверхъестественные явления, круги на полях продолжают жить после их разоблачения, и большинство людей сегодня забыли или никогда не знали, что они были объяснены. «Знаки» используют их, чтобы вызвать возможность того, что… ну, возможность чего угодно.
Рекламное объявление
Гениальность фильма, видите ли, в том, что он на самом деле не о кругах на полях или о возможности того, что инопланетяне создали их для помощи в навигации. Я даже не буду говорить, появляются ли в фильме инопланетяне, потому что это не так. Цель фильма — вызвать чистые эмоции с помощью искусной игры и режиссуры, особенно с помощью саундтрека. Пугает не только то, что мы слышим. Именно так Шьямалан заставляет нас напряженно слушать, когда ничего не слышно. Я не могу представить фильм, в котором тишина страшнее, а бездействие более тревожно.
Мел Гибсон играет отца Грэма Хесса, который живет на ферме в округе Бакс, штат Пенсильвания. Мы узнаем, что он священник, только с опозданием, когда кто-то называет его «Отец». «Это больше не «Отец», — говорит он. Поскольку у него двое детей, нам требуется время, чтобы вычислить, что он должен быть епископалом. Не то чтобы это имело значение, потому что он потерял свою веру. Причина тому раскрывается в середине фильма, личной трагедии раскрывать не буду.
Гесс живет на ферме со своим братом Мерриллом (Хоакин Феникс) и детьми Морганом и Бо (Рори Калкин и Эбигейл Бреслин). Здесь и старомодный фермерский дом, и амбар, и широкие кукурузные поля, и с первого же кадра кажется, что что-то есть… там, или там, или там. Гесс живет с гложущей его тревогой. Ветер звучит странно. Собаки ни на что не лают. Здесь что-то не так . Круги на полях не столько объясняют чувства, сколько дополняют их. Он мельком видит что-то на кукурузном поле. Что-то не так.
В фильме используются телевизионные выпуски новостей, чтобы сообщать о событиях по всему миру, но они не являются удобными капсулами CNN, которые предоставляют именно то, что требуется сюжету. Голоса ведущих раскрывают замешательство и страх. Видео, снятое на вечеринке по случаю дня рождения, показывает самое тревожное. «Историю будущего мира прямо сейчас показывают по телевизору, — говорит Морган.
В то время, когда Голливуд ошибочно принимает громкость за действие, Шьямалан снимает тихие фильмы. В то время, когда непрекращающееся действие является стилем, он убеждает нас уделять пристальное внимание мельчайшим нюансам. В «Шестом чувстве» (1999) он сочинил историю о привидениях, которая до самого конца казалась лишь личной драмой, хотя что-то в ней было, какой-то скрытый намек, который заставлял нас чувствовать, что все не так, как казалось. В «Неуязвимом» (2000) он создал психологический поединок между двумя мужчинами, и это было убедительно, хотя позже мы обнаружили его удивительную подоплеку, и все было по-новому.
Рекламное объявление
В «Знаках» он делает то, что, по словам Хичкока, ему нравилось делать, и играет на публике, как на пианино. В нем как можно меньше сюжета и столько времени и глубины для персонажей, сколько он может создать, и все это окружено зловещим ужасом. Возможность появления инопланетян является катализатором страха, но этой семье он не нужен, потому что она уже перенесла большой удар.
Вместо ярких спецэффектов Шьямалан создает свой мир из повседневных предметов. Радионяня, улавливающая необъяснимые звуки. Привычка Бо оставлять повсюду недопитые стаканы с водой. Блестящая идея Моргана о том, что колпачки из алюминиевой фольги защитят их мозг от инопланетных волн. Гесс использует блестящий кухонный нож не как оружие, а как зеркало. Худший приступ в фильме — это приступ астмы у Моргана, и его отец пытается уговорить его пережить это в сцене, которая отбрасывает весь фильм и рассказывает только о себе.
В конце фильма я не мог не улыбнуться, осознавая, что Шьямалан фактически отказался от взятки. Он знает, как и все мы, что выплаты приелись. Механическое решение проблем фильма — это то, что мы просматриваем в конце, но наше внимание удерживает установка и наращивание. «Знаки» — это все наращивание. Он все еще строится, когда все кончено.
Роджер Эберт
Роджер Эберт был кинокритиком Chicago Sun-Times с 1967 года до своей смерти в 2013 году. В 1975 лет, он получил Пулитцеровскую премию за выдающуюся критику.
Сейчас играет
Фильмы
Знаки (2002)
Рейтинг PG-13 Для некоторых пугающих моментов
120 минут
Литой
Мел Гибсон как отец Грэм Хесс
Хоакин Феникс как Меррилл Хесс
Рори Калкин как Морган Хесс
Эбигейл Бреслин как Бо Хесс
Черри Джонс как офицер Кэролайн Паски
Патрисия Калембер как Коллин Хесс