Психологическая характеристика видов общения: 51. Характеристика видов общения

51. Характеристика видов общения

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Виды общения: 1. Невербальное – без применения речи. 2. Вербальное – посредством знаковой системы речи. Функции общения: 1. Формальная – обусловлена социальными функциями, регламентирована по форме и содержанию. 2. Неформальная – установление отношений, которые наполнены субъективноличностным смыслом. Структура общения (3 аспекта): 1. Коммуникативная сторона – передача информации, обмен информацией участниками общения. Условие: владение участниками средствами общения. 2. Интерактивная сторона – взаимодействие, обмен не только информацией, но и их действиями. Влияние на поступки др. людей. Применение императива – степени требования предъявляемого другому лицу: категорический императив, пожелание, рекомендации, совет, инструктаж. 3. Перцептивная сторона – восприятие друг друга партнерами по общению и оценка возможности взаимопонимания.

Общение как обмен информацией предполагает: 1. Рассмотрение особенностей коммуникативных барьеров возникающих при взаимодействии людей. 2. Отношение человека к процессу результату общения в информационном плане. 3. Выделение аксиальной коммуникации – это индивидуализированная, персонифицированная коммуникация. 4. Ретиальная коммуникация направленная на массовый коммуникативный процесс.

Для людей нет более ответственной задачи, чем развивать конструктивное общение. Однако на практике общение зачастую прерывается, осуществляется порой и в деструктивной форме, без взаимопонимания.

Причиной этого являются разнообразные барьеры в общении:

Компетентность. Собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации.

Избирательное слушание. При этой форме избирательного восприятия человек имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям.

Оценочные суждения. В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. 

Достоверность источника. Достоверность источника означает доверие словам и действиям говорящего со стороны собеседника. 

Фильтрование. Фильтрация — распространенное явление в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. 

Внутригрупповой язык. Каждый из нас в разное время сталкивался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и знакомые вещи. 

Различие статуса. Образовательные учреждения зачастую используют различные статусные символы для подчеркивания различия статуса.

Давление времени. Давление времени также может стать серьезным коммуникативным барьером.

Продолжение 52.

Перегрузка общения. Люди не могут своевременно ответить на все сообщения, адресованные им.

Логический коммуникативный барьер. Он возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения.

Фонетический коммуникативный барьер. Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. 

Барьер установки. Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к вам.

Барьер психологической защиты. Выстраиваемая психологическая защита.

Барьер характера. У каждого человека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта или дискомфорта.

Психология общения | Диплом по психологии

Определение понятия общения

В современной психологии отсутствует общепринятое определение понятия «общение».

Б.Ф.Ломов рассматривает общение как самостоятельную форму активности человека в отношениях «субъект – субъект», в отличие от деятельности, реализуемой в отношениях «субъект – предмет (объект)». По его мнению, общение представляет собой специфическую форму взаимодействия между человеком и другими людьми.

Г.М.Андреева рассматривает общение как процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

По мнению Е.П.Ильина, общение людей – это специфический вид коммуникации, связанный с психичес­ким контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию. Психический контакт, возникающий при общении, характеризует взаимодействие между конкретными людьми, суще­ствующими в одно и то же время. Психический контакт предполагает обмен ин­формацией, эмоциями и т. п. между общающимися.

Структура общения

Согласно точке зрения Г.М.Андреевой, структура общения включает следующие компоненты:

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между общающимися;
  2. Интерактивная сторона общения – взаимодействие и взаимовлияние, психологическое воздействие общающихся друг на друга;
  3. Перцептивная сторона общения – восприятие человека человеком и понимание людьми друг друга.

Е.П.Ильин считает, что в структуре общения необходимо выделить так же четвертую – эмоциональную сторону, состоящую в заражении эмоцией от партнера по общению и вызове какой-либо эмоции у партнера.

Функции общения

В соответствии со структурой общения выделяют следующие основные функции общения:

  1. Информационная – связана с передачей партнерами общения информации, а также знаний, умений друг другу;
  2. Аффективная, или экспрессивная – функция взаимного обмена эмоциями, тесно связанная с пониманием переживаний и эмоционального состояния друг друга;
  3. Регулятивная – функция психологического воздействия одного партнера общения – индуктора – на другого – реципи­ента, которое должно вызывать у последнего изменение либо его поведения (когда руководитель, например, дает распоряжение подчиненному), либо его эмоцио­нального состояния, либо свойств его личности (при воспитательных воздей­ствиях). В рамках регулятивной функции общения выделяют так же функции социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с по­мощью групповых и социальных норм путем использования позитивных – одобрение, похвала или негативных – неодобрение, порицание – санк­ций) и социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в ин­тересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброже­лательность).

Виды общения

Общение в современной психологии классифицируют на следующие основные виды:

  1. Целевое и инструментальное общение: целевое общение свя­зано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано необходимостью органи­зации индивидуальной или совместной деятельности.
  2. Деловое и неделовое (личное) общение: деловое общение связано с деятельностью и не затрагивает внутренний мир участников общения, а личное общение связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д..
  3. Прямое и косвенное общение: прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми, косвенное общение осуществляется через посредников.
  4. Социально-ориентирован­ное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное общение (А.А.Леонтьев). Социально-ориентированное общение направлено на изменение психологических характеристик группы людей (например, выступление перед аудиторией), личностно-ориентированное – на изменение отдельной личности, а предметно-ориентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей.
  5. В зависимости от языка (знаковой системы), применяемого в общении, выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение – это общение при помощи слов, устной речи, а невербальное общение осуществляется без слов при помощи языка жестов, мимики и т.п.: Невербальное поведение оценивается по следующим основным параметрам: собственно невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, позы, жесты, мимика и взгляд) и паралингвистические компоненты общения (вздохи, стоны, зевота, покашливание) – все звуки, которые произносит человек, но не речь, а также такие характеристики речи, как громкость голоса, ее темп и ритм, паузы.
  6. Межличностное, личностно-групповое и межгрупповое общение: межличностное общение – это общение между людьми как уникальными личностями, личностно-групповое общение – это общение между одним человеком и группой, а межгрупповое общение – это общение между людьми как представителями групп. При межличностном общении, содержание которого касается только общаю­щихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являют­ся представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представ­ляемых ими групп. Поэтому, например, воспитательная работа с учащимися, при­надлежащими к компаниям с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение с ними осуществляется учителем в присутствии других ребят из этой компании.

Связь | Определение, типы, примеры и факты

связь

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эрнест Г. Борман Жан-Мари Мессье Максвелл МакКомбс Уилбур Шрамм Юрген Хабермас
Похожие темы:
язык общественное мнение общение с животными теория информации массовая коммуникация

Просмотреть весь связанный контент →

общение , обмен значениями между людьми через общую систему символов.

В статье рассматриваются функции, виды и психология общения. Для лечения общения животных

см. поведение животных. Для дальнейшего рассмотрения основных компонентов и приемов человеческого общения см. язык; речь; письмо. Для технологических аспектов, включая устройства связи и информационные системы, см. вещание; словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательское дело, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.

Тема общения волновала ученых еще со времен Древней Греции. Однако до нового времени эта тема обычно относилась к другим дисциплинам и воспринималась как должное как естественный процесс, присущий каждой из них. В 1928 г. английский литературовед и писатель И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некотором смысле лучшее — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческой деятельности:

Коммуникация имеет место, когда один ум воздействует на свое окружение таким образом, что оказывает влияние на другой ум, и в этом другом уме происходит переживание, подобное переживанию в первом уме, и частично вызванное этим переживанием.

Определение Ричардса является одновременно общим и грубым, но его применение почти ко всем видам коммуникации, включая общение между людьми и животными (но исключая машины), отделило содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. . Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности какого-либо одного определения термина 9.0025 связь в том виде, в котором она используется в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюш определил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации кажущегося простым взаимодействия, описанного Ричардсом.

В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует по крайней мере 50 способов межличностного общения, основанных на десятках дискретных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов. Таким образом, коммуникацию можно анализировать по меньшей мере 50 различными способами.

Викторина «Британника»

Викторина «Первые коммуникации»

Интерес к коммуникации был вызван достижениями в науке и технике, которые по своей природе привлекли внимание к людям как к общающимся существам. Среди первых и наиболее впечатляющих примеров изобретений, ставших результатом технологической изобретательности, были телеграф и телефон, за которыми последовали другие, такие как беспроводное радио и телеобъективы. Развитие популярных газет и периодических изданий, радиовещания, кино и телевидения привело к институциональным и культурным нововведениям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и большими группами населения; эти средства массовой информации несут ответственность за рост и социальную силу нового феномена массовой коммуникации.

( См. также теория информации; обработка информации; телекоммуникационная система.)

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Примерно с 1920 года рост и явное влияние коммуникационных технологий привлекли внимание многих специалистов, которые пытались выделить коммуникацию как особый аспект своих интересов. Психологи в своих исследованиях поведения и психики разработали концепции коммуникации, полезные как для их исследований, так и для некоторых форм терапии. Социологи определили различные формы коммуникации, с помощью которых мифы, стили жизни, нравы и традиции передаются либо из поколения в поколение, либо из одного сегмента общества в другой. Политологи и экономисты признали, что общение многих типов лежит в основе закономерностей социального порядка. Под влиянием новых технологий, особенно высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно определять и измерять компоненты передаваемой информации и разрабатывать методы перевода различных типов сообщений в количества или суммы, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам.

Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и другие задавали многочисленные и по-разному сформулированные вопросы об общем влиянии различных типов коммуникации. Многие исследователи, работающие в соответствующих областях своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом определенные виды общения влияют на человеческие наклонности при определенных обстоятельствах, а также причины таких изменений.

В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн свел интерес к области коммуникации к точке зрения, связывающей многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна о том, что «медиа — это сообщение», стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других, которые приняли точку зрения Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) от «печатной» культуры к «визуальной». . Конкретные формы, представляющие наибольший интерес для Маклюэна и его последователей, были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодежь проявляет особый энтузиазм, а именно с кино, телевидением и звукозаписями.

В конце 20-го века основной фокус интереса к коммуникациям сместился с маклюэнизма и стал сосредотачиваться на (1) индустрии массовой коммуникации, людях, которые ею управляют, и влиянии, которое они оказывают на свою аудиторию, (2) убедительности общение и использование технологий для воздействия на диспозиции, (3) процессы межличностного общения как посредников информации, (4) динамика вербального и невербального (и, возможно, экстрасенсорного) общения между людьми, (5) восприятие различных видов общения, ( 6) использование коммуникационных технологий в социальных и художественных целях, включая обучение в школе и за ее пределами, и (7) разработка соответствующей критики художественных начинаний с использованием современных коммуникационных технологий.

Короче говоря, эксперт по коммуникациям может быть ориентирован на любую из множества дисциплин в области исследования, которая еще не составила для себя окончательного списка предметов и не согласовала конкретные методологии анализа.

4 типа стилей общения

У каждого человека есть уникальный стиль общения, способ взаимодействия и обмена информацией с другими.

Существует четыре основных стиля общения: пассивный, агрессивный, пассивно-агрессивный и напористый.

Важно понимать каждый стиль общения и то, почему люди его используют. Например, напористый стиль общения оказался наиболее эффективным, поскольку он включает в себя лучшие аспекты всех других стилей.

Когда мы разберем эти четыре стиля, мы лучше поймем характеристики каждого стиля, стандартные фразы и то, что делает их уникальными.

Пассивный

Лица, использующие пассивный стиль общения, часто действуют равнодушно, уступая другим. Пассивные коммуникаторы обычно не могут выразить свои чувства или потребности, позволяя другим выразить себя. Часто отсутствие у пассивного коммуникатора внешнего общения может привести к непониманию, нарастанию гнева или обиды. В то же время с такими коммуникаторами может быть безопаснее разговаривать при возникновении конфликта, потому что они, скорее всего, будут избегать конфронтации или уступать другим.

Пассивные коммуникаторы часто демонстрируют отсутствие зрительного контакта, плохую осанку и неспособность сказать «нет». Пассивные коммуникаторы также действуют так, что «люди никогда не принимают во внимание мои чувства».

Но с пассивными коммуникаторами также легко ладить, поскольку они следуют за другими и «плывут по течению».

Примеры фраз, которые говорят или могут поверить те, кто использует пассивный стиль общения, включают:

  • «Это действительно не имеет большого значения».
  • «Я просто хочу сохранить мир»

Агрессивный

Часто бывает заметно, когда кто-то общается в агрессивной манере. Вы услышите это. Вы это увидите. Вы можете даже чувствовать это.

Агрессивный стиль общения подчеркивается громким и требовательным голосом, поддержанием интенсивного зрительного контакта и доминированием или контролем других, обвиняя, запугивая, критикуя, угрожая или нападая на них, среди прочего.

Получите степень в области коммуникации

Узнайте больше об эффективном общении с онлайн-программой бакалавриата Университета Алвернии. в общении.

Агрессивные коммуникаторы часто отдают команды, грубо задают вопросы и не слушают других. Но они также могут считаться лидерами и пользоваться уважением окружающих.

Примеры фраз, которые мог бы использовать агрессивный коммуникатор, включают:

  • «Я прав, а ты ошибаешься».
  • «Я добьюсь своего, несмотря ни на что».
  • «Это все твоя вина».

Пассивно-агрессивный

Пользователи пассивно-агрессивного стиля общения кажутся пассивными на поверхности, но внутри они могут чувствовать себя бессильными или застрявшими, накапливая негодование, которое приводит к бурлению или действиям тонким, косвенным или тайным образом.

Большинство пассивно-агрессивных коммуникаторов будут бормотать про себя, а не противостоять человеку или проблеме. Они с трудом признают свой гнев, используют выражение лица, которое не соответствует тому, что они чувствуют, и даже отрицают наличие проблемы.

Пассивно-агрессивные коммуникаторы, скорее всего, будут общаться с помощью языка тела или отсутствия открытого общения с другим человеком, например, молчаливым обращением с кем-то, распространением слухов за спиной людей или саботажем усилий других. Пассивно-агрессивные коммуникаторы также могут казаться готовыми к сотрудничеству, но могут молча делать обратное.

В конечном счете, пассивно-агрессивные коммуникаторы осознают свои потребности, но иногда с трудом озвучивают их.

Примеры фраз, которые использовал бы пассивно-агрессивный коммуникатор, включают:

  • «Меня это устраивает, но не удивляйтесь, если кто-то еще разозлится».
  • «Конечно, мы можем делать все по-твоему» (затем бормочет про себя, что «по-твоему» глупо).

Напористый

Считающийся наиболее эффективной формой общения, напористый стиль общения отличается открытым каналом связи, но при этом не является властным. Напористые коммуникаторы могут выражать свои собственные потребности, желания, идеи и чувства, а также учитывать потребности других. Напористые коммуникаторы стремятся к тому, чтобы обе стороны выиграли в ситуации, уравновешивая свои права с правами других.

Напористые коммуникаторы могут выражать свои потребности, желания, идеи и чувства, принимая во внимание потребности других.

Одним из ключей к уверенному общению является использование «я»-утверждений, таких как «Я расстраиваюсь, когда вы опаздываете на встречу» или «Мне не нравится объяснять это снова и снова». Это указывает на владение чувствами и поведением без обвинения другого человека.

Примеры фраз, которые мог бы использовать напористый коммуникатор, включают:

  • «Мы в равной степени имеем право уважительно относиться друг к другу».
  • «Я понимаю, что у меня есть выбор в жизни, и я обдумываю свои варианты».
  • «Я уважаю права других».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *