Психологические теории интеллекта: Понятие и основные теории интеллекта — Юридическая психология

Понятие и основные теории интеллекта — Юридическая психология

В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего.

С психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

Все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать нечто новое, принять решение, понять, объяснить, открыть, — все это сфера действия интеллекта.

К основным теориям интеллекта можно отнести:
  1. Психометрические теории интеллекта
  2. Иерархические теории интеллекта
  3. Когнитивные теории интеллекта
  4. Множественные теории интеллекта
  5. Гештальт-психологическая теория интеллекта
  6. Этологическая теория интеллекта
  7. Операциональная теория интеллекта
  8. Структурно-уровневая теория интеллекта

Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым интеллектуальным потенциалом, подобно тому, как они рождаются с различными физическими данными, такими как рост и цвет глаз. Они также утверждают, что никакие социальные программы не смогут превратить людей с различными умственными способностями в интеллектуально равных индивидов.

Психометрические теории интеллекта:
    • Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмана.
    • Теория первичных умственных способностей.
    • Кубическая модель структуры интеллекта.

Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмана. Чарльз Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, он обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты оказывается, в среднем, довольно успешным и в других. Структура интеллектуальных свойств, предложенная Ч. Спирманом, оказывается чрезвычайно простой и описывается двумя видами факторов — общим и специфическими. Эти два вида факторов и дали название теории Ч. Спирмана — двухфакторная теория интеллекта.

Основной постулат теории Ч. Спирмана остался неизменным: индивидуальные различия между людьми по интеллектуальным характеристикам определяются преимущественно общими способностями.

Теория первичных умственных способностей. В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона «Первичные умственные способности», в которой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики. Структура интеллекта по Л. Терстону представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различиях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характеристиках.

В работах последователей Л. Терстона количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов (а следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо определять при анализе интеллектуальной сферы) было увеличено до 19. Но, как выяснилось, это был далеко не предел.

Кубическая модель структуры интеллекта. Наибольшее число характеристик, лежащих в основе индивидуальных различий в интеллектуальной сфере, было названо Дж. Гилфордом. Согласно теоретическим представлениям Дж. Гилфорда, выполнение любой интеллектуальной задачи зависит от трех компонентов — операций, содержания и результатов.

Операции представляют собой те умения, которые человек должен проявить при решении интеллектуальной задачи.

Содержание определяется формой подачи информации. Информация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (т.е. представленный в словесной форме) и поведенческий (т.е. обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих).

Результаты — то, к чему в итоге приходит человек, решающий интеллектуальную задачу, могут быть представлены в виде единичных ответов, в виде классов или групп ответов. Решая задачу, человек может также найти соотношение между разными объектами или понять их структуру (систему, лежащую в их основе). Он может также преобразовать конечный результат своей интеллектуальной деятельности и выразить его совершенно в другой форме, нежели та, в которой давался исходный материал. Наконец, он может выйти за рамки той информации, которая ему дана в тестовом материале, и найти значение или скрытый смысл, лежащий в основе этой информации, что и приведет его к правильному ответу.

Сочетание этих трех компонентов интеллектуальной деятельности — операций, содержания и результатов — образует 150 характеристик интеллекта (5 видов операций умножить на 5 форм содержания и умножить на 6 видов результатов, т.е. 5x5x6= 150). Для наглядности Дж. Гилфорд представил свою модель структуры интеллекта в виде куба, что и дало название самой модели. Однако взаимная независимость этих факторов постоянно подвергается сомнению, а сама идея Дж. Гилфорда о существовании 150 отдельных, не связанных друг с другом интеллектуальных характеристик, не встречает сочувствия у психологов, занимающихся исследованием индивидуальных различий: они согласны с тем, что все многообразие интеллектуальных характеристик нельзя сводить к одному общему фактору, но составление каталога из полутора сотен факторов представляет собой другую крайность. Необходимо было искать способы, которые помогут упорядочить и соотнести друг с другом разнообразные характеристики интеллекта.

К началу 50-х годов появляются работы, в которых предлагается рассматривать различные интеллектуальные характеристики как иерархически организованные структуры.

В 1949 г. английский исследователь Сирил Берт опубликовал теоретическую схему, согласно которой в структуре интеллекта существует 5 уровней. Низший уровень образуют элементарные сенсорные и моторные процессы. Более общим (вторым) уровнем являются перцепция и моторная координация. Третий уровень представлен процессами выработки навыков и памятью. Еще более общим уровнем (четвертым) являются процессы, связанные с логическим обобщением. Наконец, пятый уровень образует общий фактор интеллекта (g). Схема С. Берта, практически, не получила экспериментальной проверки, но это была первая попытка создать иерархическую структуру интеллектуальных характеристик.

Наиболее известную в современной психологии иерархическую структуру интеллекта предложил американский исследователь Раймонд Кэттел. Р. Кэттел и его коллеги предположили, что отдельные интеллектуальные характеристики, выделенные на основе факторного анализа (такие, как первичные умственные способности Л. Терстона или независимые факторы Дж. Гилфорда), при вторичной факторизации объединятся в две группы или, в терминологии авторов, в два широких фактора. Один из них, названный кристаллизованным интеллектом, связан с теми знаниями и навыками, которые приобретены человеком – «кристаллизованы» в процессе обучения. Второй широкий фактор — флюидный интеллект — меньше связан с обучением и больше — со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям. Чем выше флюидный интеллект, тем легче человек справляется с новыми, непривычными для него проблемными ситуациями.

И кристаллизованный и флюидный интеллект оказались достаточно общими характеристиками интеллекта, определяющими индивидуальные различия в выполнении широкого набора интеллектуальных тестов. Таким образом, структура интеллекта, предложенная Р. Кэттелом, представляет собой трехуровневую иерархию. Первый уровень представляют собой первичные умственные способности, второй уровень — широкие факторы (флюидный и кристаллизованный интеллект) и третий уровень — общий интеллект.

Подводя итоги работам, в которых предлагались иерархические структуры интеллекта, можно сказать, что их авторы стремились уменьшить число конкретных интеллектуальных характеристик, которые постоянно появляются при исследовании интеллектуальной сферы. Они пытались выделить вторичные факторы, которые являются менее общими, чем фактор g, но более общими, чем разные интеллектуальные характеристики, относящиеся к уровню первичных умственных способностей. Предлагаемые методы исследования индивидуальных различий в интеллектуальной сфере представляют собой тестовые батареи, которые диагностируют психологические характеристики, описываемые именно этими вторичными факторами.

Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее решается тестовое задание и тем выше оказывается уровень интеллекта. В качестве показателей процесса обработки информации (в качестве компонентов этого процесса) могут быть выбраны любые характеристики, которые могут косвенно свидетельствовать об этом процессе — время реакции, мозговые ритмы, различные физиологические реакции. Как правило, в качестве основных компонентов интеллектуальной деятельности в исследованиях, проводящихся в контексте когнитивных теорий, используются различные скоростные характеристики.

Теория множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера, которая впервые была опубликована свыше двух десятилетий в его книге «Рамки ума: теория множественного интеллекта», раскрывает один из возможных образов индивидуализации образовательного процесса. Эта теория получила всемирное признание, как одна из наиболее новаторских теорий познания интеллекта человека. Теория множественного интеллекта подтверждает то, с чем педагоги имеют дело каждый день: люди мыслят и учатся многими разными образами.

Теория тройственного интеллекта. Автор этой теории, американский исследователь Роберт Стернберг, считает, что целостная теория интеллекта должна описывать три его аспекта — внутренние компоненты, связанные с обработкой информации (компонентный интеллект), эффективность овладения новой ситуацией (эмпирический интеллект) и проявление интеллекта в социальной ситуации (ситуативный интеллект). В компонентном интеллекте Р. Стернберг выделяет три вида процессов или компонентов. Исполнительские компоненты представляют собой процессы восприятия информации, сохранения ее в кратковременной памяти и извлечения информации из долговременной памяти; они связаны также со счетом и со сравнением объектов. Компоненты, связанные с приобретением знаний, обусловливают процессы получения новой информации и ее сохранения. Метакомпоненты контролируют исполнительские компоненты и приобретение знаний; они также определяют стратегии решения проблемных ситуаций. Как показали исследования Р. Стернберга, успешность решения интеллектуальных задач зависит, прежде всего, от адекватности используемых компонентов, а не от скорости обработки информации. Часто более успешное решение оказывается связанным с большими затратами времени.

Теория многих интеллектов. В теории Ховарда Гарднера, как и в описанных здесь теориях Р. Стернберга и Г. Айзенка, используется более широкое представление об интеллекте, нежели то, которое предлагают психометрические и когнитивные теории. Х. Гарднер считает, что единого интеллекта не существует, а есть, как минимум, 6 отдельных интеллектов. Три из них описывают традиционные теории интеллекта — лингвистический, логико-математический и пространственный. Три другие, хотя и могут показаться на первый взгляд странными и не относящимися к интеллектуальной сфере, заслуживают, по мнению Х. Гарднера, такого же статуса, как и традиционные интеллекты. К ним относятся музыкальный интеллект, кинестетический интеллект и личностный интеллект.

Музыкальный интеллект связан с ритмом и слухом, лежащими в основе музыкальных способностей. Кинестетический интеллект определяется по способности управлять своим телом. Личностный интеллект подразделяется на два — внутриличностный и межличностный. Первый из них связан со способностью управлять своими чувствами и эмоциями, второй — со способностью понимать других людей и прогнозировать их действия.

Одна из первых попыток построения объяснительной модели интеллекта была представлена в гештальт-психологии, в рамках которой природа интеллекта трактовалась в контексте проблемы организации феноменального поля сознания. Предпосылки такого подхода были заданы В. Кёлером. В качестве критерия наличия интеллектуального поведения у животных он рассматривал эффекты структурности: возникновение решения связано с тем, что поле восприятия приобретает новую структуру, в которой схватываются соотношения между элементами проблемной ситуации, важные для ее разрешения. Само решение при этом возникает внезапно, на основе практически мгновенного переструктурирования образа исходной ситуации (это явление получило название инсайта). Впоследствии М. Вертгеймер, характеризуя «продуктивное мышление» человека, также на первый план вывел процессы структурирования содержания сознания: группирование, центрирование, реорганизацию наличных впечатлений.

Основной вектор, по которому идет перестройка образа ситуации, — это его переход к «хорошему гештальту», то есть предельно простому, ясному, расчлененному, осмысленному образу, в котором в полном объеме воспроизводятся все основные элементы проблемной ситуации, в первую очередь, ее ключевое структурное противоречие. В качестве современной иллюстрации роли процесса структурирования образа можно использовать известную задачу «четыре точки»: «даны четыре точки. Нужно перечеркнуть их тремя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги, и вернуться при этом к начальной точке». Принцип решения данной задачи состоит в том, чтобы перестроить образ: уйти от образа «квадрата» и увидеть продолжение линий за пределами точек. Короче говоря, отличительным признаком включенности в работу интеллекта является такая реорганизация содержания сознания, благодаря которой познавательный образ приобретает «качество формы».

Особое место в гештальт-психологической теории занимали исследования К. Дункера, которому удалось описать решение задачи с точки зрения того, как изменяется содержание сознания испытуемого в процессе нахождения принципа (идеи) решения. Ключевая характеристика интеллекта — инсайт (внезапное, неожиданное уяснение сути проблемы). Чем глубже инсайт, то есть чем сильнее существенные черты проблемной ситуации определяют ответное действие, тем более интеллектуальным оно является. По словам Дункера, глубочайшие различия между людьми в том, что мы называем умственной одаренностью, имеют свою основу именно в большей или меньшей легкости переструктурирования мыслимого материала. Таким образом, способность к инсайту (то есть способность быстро перестраивать содержание познавательного образа в направлении выявления основного проблемного противоречия ситуации) и является критерием развития интеллекта.

По мнению У. Чарлсворза, сторонника этологического подхода в объяснении природы интеллекта, отправной точкой в его исследованиях должно стать изучение поведения в естественной среде. Интеллект, таким образом, — это способ адаптации живого существа к требованиям действительности, сформировавшийся в процессе эволюции. Для лучшего понимания адаптационных функций интеллекта он предлагает разграничить понятие «интеллект», включающее наличные знания и уже сформировавшиеся когнитивные операции, и понятие «интеллектуальное поведение», включающее средства приспособления к проблемным (новым, трудным) ситуациям, в том числе и когнитивные процессы, которые организуют и контролируют поведение.

Взгляд на интеллект с позиции теории эволюции привел У. Чарлсворза к заключению, что глубинные механизмы того свойства психики, которое мы называем интеллектом, коренятся во врожденных свойствах нервной системы.

Любопытно, что этологический подход (с его ориентацией на изучение интеллектуальной активности в обыденной жизни в контексте естественного окружения) вывел на первый план феномен здравого смысла (своего рода «наивную теорию человеческого поведения»). В отличие от фантазийных грез и научного мышления здравый смысл, с одной стороны, имеет реалистическую и практическую направленность и, с другой стороны, мотивирован потребностями и желаниями. Таким образом здравый смысл ситуационно-специфичен и одновременно индивидуально-специфичен — именно этим объясняется его ключевая роль в организации адаптационного процесса.

Согласно Ж. Пиаже, интеллект — это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира). Таким образом, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение — в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой.

Развитие интеллекта — это стихийный, подчиненный своим особым законам процесс вызревания операциональных структур (схем), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка.

Следовательно, интеллектуальное развитие — это развитие операциональных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций), обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т. д.), автоматизированность (непроизвольность применения), сокращенность (свернутость отдельных звеньев, «мгновенность» актуализации).

Целый ряд существенных положений относительно природы интеллектуальных возможностей человека сформулирован в рамках теории интеллекта, разработанной под руководством Б. Ананьева. В качестве исходной выступала идея о том, что интеллект — это сложная умственная деятельность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня. В рамках данной теории получил развитие тезис об интеллекте как эффекте межфункциональных связей основных познавательных процессов на разных уровнях познавательного отражения. В частности, в рамках эмпирического исследования изучались такие познавательные функции, как психомоторика, внимание, память и мышление, которые и рассматривались как компоненты интеллектуальной системы.

Экспериментальные исследования Б. Ананьева и его сотрудников позволили им сделать ряд важных заключений, касающихся функционально-уровневого устройства интеллекта.

Б. Ананьев постоянно подчеркивал глубокое единство теории интеллекта и теории личности. С одной стороны, потребности, интересы, установки и другие личностные качества определяют активность интеллекта. С другой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта.

2. Основные теории интеллекта (ч. Спирмен, л. Терстоун, р.Кэттелл, Дж. Гилфорд, г. Гарднер, м.А. Холодная).

Факторные модели

Условно все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре основ­ные группы по двум биполярным признакам 1) что является источником моде­ли — умозрение или эмпирические данные, 2) как строится модель интеллекта — от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.

Модель Ч. Спирмена

Чарльз Эдвард Спирмен (1863-1945) – английский психолог, создатель двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа.

Ч. Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (мате­матических, литературных и прочих). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагно­стику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, испытуемые, показывающие низкий результат, плохо справляются с большин­ством тестов. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной рабо­ты определяют: 1) некий общий фактор, общая способность, 2) фактор, специфи­ческий для данной деятельности. Следовательно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (гене­рального G-фактора) и соответствующей специальной способности (S-фактора). В своих рассуждениях Ч. Спирмен использовал политическую метафору. Мно­жество способностей он представлял как множество людей — членов обще­ства.

В обществе способностей может царить анархия — способности никак не связаны и не скоординированы друг с другом. Может господствовать «олигар­хия» — успешность деятельности детерминируют несколько основных способ­ностей (как затем полагал оппонент Спирмена — Л. Терстоун). Наконец, в царстве способностей может править «монарх» — G-фактор, которому подчине­ны S-факторы.

Спирмен, объясняя корреляцию результатов различных измерительных про­цедур влиянием общего свойства, предложил в 1927 году метод факторного анализа матриц интеркорреляций для выявления этого латентного генерального фактора.

G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выпол­нения каждой конкретной деятельности.

Роль G-фактора макси­мальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. Общий фактор скрыт (латентен): максимально влияя на действия, протекающие во внутреннем «умственном плане», он минимально про­является в непосредственных взаимодействиях индивида с объектами окружаю­щей среды.

Следствия теории Спирмена:

  • единствен­ное, что объединяет успешность решения самых различных тестов, — это фактор общей умственной энергии;

  • корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положи­тельными;

  • для тестирования фактора «G» лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.

Дальнейшее развитие двухфакторной теории в работах Ч. Спирмена приве­ло к созданию иерархической модели: помимо факторов «G» и «S» он выделил критериальный уровень механических, арифметических и лингвистических (вер­бальных) способностей. Эти способности (Спирмен их назвал «групповыми фак­торами интеллекта») заняли промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта по уровню их обобщенности.

ГРУППОВЫЕ ФАКТОРЫ

S-ФАКТОРЫ

ТЕСТЫ

Впоследствии многие авторы пытались интерпретировать G-фактор в тради­ционных психологических терминах. На роль общего фактора мог претендовать психический процесс, проявляющийся в любом виде психической активности: главными претендентами были внимание (гипотеза Сирила Барта), мотивация и скорость переработки информации центральной нервной системой (Г. Айзенк) (*).

Для измерения фактора «G» применяются тесты Айзенка, «Прогрессивные матрицы», предложенные Равеном в 1936 году, а также тесты интеллекта Кэттелла.

(*)Г. Айзенк установил чрезвычайно высо­кие положительные корреляции между IQ, определяемым по высокоскоростным тестам интеллекта (в частности, тестам самого Г. Айзенка), временными параметрами и вариабельностью вызванных потенциалов мозга, а также минималь­ным временем, которое необходимо человеку для распознавания простого изоб­ражения (при тахистоскопическом предъявлении). Однако гипотеза «скорости переработки информации мозгом» не имеет пока серьезных нейрофизиологических аргументов. Тесты интеллекта, применяемые в такого рода исследованиях, включают только задания разного уровня трудности с закрытым ответом.

Испы­туемый должен выбрать за определенное время один правильный ответ из мно­жества предложенных. Оценка эффективности определяется скоростью и пра­вильностью выполнения задания.

Модель Л. Терстоуна

Луис Леон Терстоун (1887—1955) —американскийпсихологшведского происхождения, исследовательинтеллекта, пионер т. н.психометрии. Терстоун, прежде всего, известен как автортестов интеллекта(т. н. «IQ») иотношений. Он также является автором популярных методовфакторного анализа. Луис Терстоун предложилмультифакторную теорию интеллекта, большое внимание уделял вопросампсихологии творчества, является автором ряда методов психологических измерений (психометрии).

Луис Терстоун был в числе оппонентов Ч. Спирмена, которые отрицали наличие общей основы интел­лектуальных действий и полагали, что определенный интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных факторов. Он предложил метод многофакторного анализа матриц корреляций. Этот метод позволяет выделить не­сколько независимых «латентных» факторов, определяющих взаимосвязи резуль­татов выполнения различных тестов той или иной группой испытуемых.

Первоначально Терстоун выделил 12 факторов, из которых наиболее часто в исследованиях воспроизводились 7:

V. Словесное понимание — тестируется заданиями на понимание текста, сло­весные аналогии, понятийное мышление, интерпретацию пословиц и т. д.

W. Речевая беглость — измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов, принадлежащих к определенной категории.

N. Числовой фактор — тестируется заданиями на скорость и точность ариф­метических вычислений.

S. Пространственный фактор — делится на два подфактора. Первый определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (узнавание плоских геометрических фигур). Второй связан с мысленным манипулирова­нием зрительными представлениями в трехмерном пространстве.

М. Ассоциативная память — измеряется тестами на механическое запомина­ние словесных ассоциативных пар.

Р. Скорость восприятия — определяется по быстрому и точному восприя­тию деталей, сходств и различий в изображениях. Разделяют вербальный («восприятие клерка») и «образный» подфакторы.

I. Индуктивный фактор — тестируется заданиями на нахождение правила и на завершение последовательности (по типу теста Д. Равена). Установлен наименее точно.

Факторы, обнаруженные Терстоуном, как показали данные дальнейших ис­следований, оказались зависимыми (неортогональными) «Первичные умствен­ные способности» положительно коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого G-фактора.

Однако в многочисленных исследованиях открывались и открываются все новые и новые «первичные умственные способности».

На основе многофакторной теории интеллекта и ее модификаций разработа­ны многочисленные тесты структуры способностей.

К числу наиболее распро­страненных относятся Батарея тестов общих способностей (GeneralAptitudeTestBattery,GABT), Тест структуры интеллекта Амтхауэра (AmthauerIntelligenz-Struktur-Test,I-S-T) и ряд других.

Модель Дж. Гилфорда

Джой Пол Гилфорд (1897-1987) — американский психолог. Он занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания (концентрации внимания), творчества и темперамента.

Дж. Гилфорд предложил модель «структуры интеллекта (SI)», систематизи­руя результаты своих исследований в области общих способностей. Эта модель не является результатом факторизации первичных эксперимен­тально полученных корреляционных матриц, а относится к априорным моделям, поскольку основывается лишь на теоретических допущениях. По своей импли­цитной структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме: стимул — латентная операция — реакция (стимул есть «содержание», «операция» — умственный процесс, «реакция» — результат применения операции к материалу).

Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, шкалы интел­лекта в модели — шкалы наименований.

Операцию Гилфорд трактует как пси­хический процесс: познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценивание.

Содержание задачи определяется особенностями материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семан­тика (слова), поведение (сведения о личностных особенностях людей и причинах поведения).

Результаты — форма, в которой испытуемый дает ответ: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Каждый фактор в модели Гилфорда получается в результате сочетаний ка­тегорий трех измерений интеллекта. Категории сочетаются механически. Назва­ния факторов условны. Всего в классификационной схеме Гилфорда 5х4х6= =120 факторов.

Он считает, что в настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т. е. подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Концепция Дж. Гилфорда широко используется в США, особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать образовательный процесс и направлять его на развитие способностей.

Недостатком модели Гилфорда явля­ется несоответствие результатам большинства факторно-аналитических иссле­дований.

РЕЗУЛЬТАТ

Элементы

Классы

Отношения

Системы

Преобразования

Применения

Модель Р.Б. Кэттелла

Рэймонд Бернард Кэттелл (1905 — 1998) — британский и американский психолог, внесший существенный вклад в развитие дифференциальной психологии в областях черт личности, способностей и мотивации. Автор одной из наиболее влиятельных теорий личности, разработанных в психологии XX века, автор теории гибкого и кристаллизированного интеллекта.

Предложенная Р. Кэттеллом модель может быть лишь условно отнесена к группе иерархических априорных моделей. Он выделяет три вида интеллекту­альных способностей:

  1. Общие факторы:

  • «связанный» интеллект определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации с раннего детства до конца жизни, и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Тесно положительно коррелирует с вербальным и арифметическим фактором, проявляется при решении тестов, требующих обученности;

  • «свободный» (или «текучий» интеллект) определяет первичное накопление знаний. Абсолютно независим от степени приобщенности к культуре. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полу­шарий головного мозга, и проявляется он при решении перцептивных задач, когда от испытуемого требуется найти отношения различных элементов в изобра­жении.

  1. Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Сам Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор – визуализации, — который проявляется при операциях со зрительными образами.

  2. Факторы операции, по Кэттеллу, есть отдельные приобретенные навыки для решения конкретных задач, т.е. как аналог S-факторов по Спирмену, входящих в структуру «связанного» интеллекта и включающих операции, нужные для выполнения новых тестовых заданий.

Результаты исследований развития познавательных способностей в онтогенезе, на первый взгляд, соот­ветствуют модели Кэттелла. Действительно, к 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональ­ные умения сохраняются до глубокой старости.

Но результаты факторной аналитической проверки модели Кэттелла пока­зали, что она недостаточно обоснована.

Показательно в этом смысле исследование Е. Е. Кузьминой и Н. И. Милитанской. Они выявили высокую корреляцию уровня «свободного» интеллекта по тесту Кэттелла с результатами выполнения батареи тестов общих умствен­ных способностей (DifferentialAptitudeTest—DAT), с помощью которой ди­агностируются словесное мышление (фактор V по Терстоуну), числовые спо­собности (N), абстрактно-логическое мышление (R), пространственное мышле­ние (S) и техническое мышление.

По мнению авторов, фактор «свободного интеллекта» по Р. Кэттеллу соот­ветствует фактору «G» Спирмена, а первичные факторы Л. Терстоуна соответ­ствуют факторам-операциям модели Кэттелла.

G-ФАКТОРСПИРМЕНА

ФАКТОРЫ ТЕРСТОУНА ИЛИ ФАКТОРЫ-ОПЕРАЦИИ КЭТТЕЛЛА

Рисунок: Отношение моделей Спирмена, Кэттелла, Терстоуна

В ходе структурного исследования невозможно (об этом говорит сам Кэттелл) полностью отделить «свободный» интеллект от «связанного», и они при тестировании сливаются в единый генеральный спирменовский фактор. Однако при генетическом возрастном исследовании эти подфакторы можно развести.

Уровень же развития парциальных факторов в большей мере определяется опытом взаимодействия индивида с окружающим миром. Однако и в их составе возможно выделить как «свободный», так и «связанный» компоненты.

Само различие парциальных факторов определяется не модальностью (слу­ховой, зрительной, тактильной и пр.), а видом материала (пространственный, фи­зический, числовой, языковой и т. д.) задания, что в конечном счете подтвержда­ет мысль о большей зависимости парциальных факторов от уровня приобщенно­сти к культуре (или, что точнее, от когнитивного опыта личности).

Однако Кэттелл попытался сконструировать тест, свободный от влияния культуры, на весьма специфическом пространственно-геометрическом материа­ле (Culture-FairIntellegenceTest, CFIT). Тест был опубликован в 1958 году.

Когнитивные модели интеллекта

Когнитивные модели интеллекта имеют косвенное отношение к психологии способностей, так как их авторы подразумевают под термином «интеллект» не свойство психики, а некую систему познавательных процессов, обеспечивающих решение задач. Очень редко исследователи когнитивной ориентации выходят на проблемы индивидуальных различий и прибегают к данным измерительной пси­хологии.

Индивидуальные различия в успешности выполнения задач психологи выво­дят из особенностей индивидуальной структуры, обеспечивающей процесс перера­ботки информации. Факторно-аналитические данные, как правило, используются для верификации когнитивных моделей. Тем самым они служат как бы промежу­точным звеном, связывающим факторно-аналитические концепции с общепсихо­логическими.

Модель Г. Гарднера

Говард Гарднер (англ. Howard Gardner, род. 1943) — американский психолог, известный как автор понятия Множественный интеллект, специалист в области клинической психологии и нейропсихологии.

Гарднер трактует интеллект очень широко. Он считает, что можно говорить о множестве видов человеческого интеллекта. Главным методом изучения человеческого интеллекта, на его взгляд, является не эксперимент, не измерение и даже не опрос на предмет выявления «обыденных моделей», а наблюдение за естественным поведением индивидов в ходе лонгитюдного исследования. А тесты, интервью и прочие инструментальные методы пригодны лишь для измерения когнитивных навыков, мотивации и общей активности личности.

Гарднер выделяет в качестве основных компонентов интеллекта, помимо традиционных (по Терстоуну): музыкальные способности, мотивацию, инициати­ву, сенсомоторные способности и т.д. В одной из последних своих работ он рассматривает 7 видов интеллекта:

1. Лингвистический интеллект. Характеризуется способностью использо­вать естественный язык для передачи информации, а также стимулирова­ния и возбуждения (поэт, писатель, редактор, журналист).

2. Музыкальный интеллект. Определяет способность исполнять, сочинять музыку и/или получать от нее удовольствие (исполнитель, композитор, музыкальный критик).

3. Логико-математический интеллект. Определяет способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между сим­волами и понятиями путем манипулирования ими (математик, ученый).

4. Пространственный интеллект — способность видеть, воспринимать и ма­нипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-про­странственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

5. Телесно-кинестетический интеллект — это способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщик, спортсмен, механик).

6. Межличностный интеллект. Обеспечивает способность понимать других людей и налаживать с ними отношения (учитель, психолог, продавец).

7. Внутриличностный интеллект. Представляет способность понимать себя, свои чувства, стремления (психолог, поэт).

Концепция ментального опыта М.А. Холодной

Марина Александровна Холодная (род. 1949) — российский психолог. Известна прежде всего исследованиями в сфере психологии интеллекта, одарённости, педагогической психологии и когнитивных стилей.

Каковы различные теории интеллекта в психологии?

Резюме:

Эти три различные теории интеллекта помогут вам раскрыть свои индивидуальные когнитивные способности и продвинуть вас по пути к лучшему контролю над собственной жизнью.

Ученые изучают мозг сотни лет, и до сих пор они касаются только его поверхности. Нам еще предстоит выяснить, на что способна эта замечательная масса современного биологического материала.

Различные психологи предлагали конкурировать за теорий интеллекта на протяжении многих лет. Эти теории оказались полезными для нашего понимания мозга.

В этой статье мы рассмотрим несколько уникальных подходов к интеллекту. Вы получите лучшее представление о том, что такое интеллект, и что ученые и психологи говорят по этой теме.

Обнаружение ваших индивидуальных когнитивных способностей продвинет вас на путь к лучшему контролю над собственной жизнью. Вы можете отточить свои навыки, шагнуть в свое истинное «я» и прожить свою жизнь с точки зрения большего самосознания.

Прочитав эту статью, вы сможете ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое интеллект и его теории?
  2. Что такое теория Спирмена?
  3. Триархическая теория интеллекта
  4. Теория множественного интеллекта Гарднера
  5. Какая теория интеллекта лучше всего?

Начнем!

Что такое разум и его теории?

Моя работа заключается в преодолении. Речь идет о прекращении этого массового гипноза о том, что нас недостаточно, что мы недостаточно умны, что мы недостаточно хороши. Я хочу разрушить и разрушить это ограничивающее убеждение.

— Джим Квик

Интеллект сложно определить. Но в широком смысле его можно рассматривать как меру способности человека овладеть определенной когнитивной функцией , такой как решение проблем, логическое мышление и самосознание.

Мы собираемся изучить три конкурирующие теории интеллекта , чтобы помочь вам понять различные когнитивные способности, которыми вы можете обладать:

  • Двухфакторная теория интеллекта Спирмена
  • Триархическая теория интеллекта Штернберга Интеллект

Двухфакторная теория интеллекта Спирмена

Чарльз Спирмен, английский психолог, заметил, что учащиеся, которые преуспели в одной предметной области, имели тенденцию преуспевать в соответствующих предметах.

Он пришел к выводу, что люди обладают обобщенной формой интеллекта, известной как g-фактор, который может вести к другим специализированным формам интеллекта, измеряемым s-фактором .

G-фактор  является суммой баллов s-фактора , которые измеряют способности человека в одной конкретной области. Обычно исключаемые s-факторы интеллекта включают память, внимание, вербальное понимание, пространственные навыки и абстрактное мышление.

g -фактор и s-фактор являются двумя частями двухфакторной теории интеллекта Спирмена .

Тесты IQ, измеряющие общие когнитивные способности, основаны на его теории общего интеллекта.

Триархическая теория интеллекта Штернберга

Американский психолог Роберт Стернберг сделал себе имя, предложив триархическую теорию интеллекта. Эта теория утверждает, что человеческий интеллект можно разделить на три типа: аналитический, творческий и практический интеллект.

Аналитический интеллект относится к способности человека оценивать информацию и использовать дедуктивные рассуждения для получения правдоподобных решений.

Творческий интеллект опирается на способность человека создавать что-то из ничего или делать что-то уникальным и новым способом.

Практический интеллект — это интеллект здравого смысла , обычно называемый «уличным умом».

Штернберг считал, что сбалансированное измерение всех трех форм интеллекта приведет к величайшему жизненному успеху.

Теория множественного интеллекта Гарднера

В отличие от двух теорий интеллекта , которые мы только что рассмотрели, теория Гарднера предлагает девять различных типов интеллекта.

Говард Гарднер — американский психолог, впервые выдвинувший свою теорию в 1980-х годах. Он опровергает стандартный психологический взгляд на обобщенный интеллект, предлагая девять уникальных форм интеллекта:

1. Естественный интеллект

Естественный интеллект — это интеллект природного мира . Люди, обладающие естественным интеллектом, остро чувствуют природу, рождаются первооткрывателями и имеют прочную связь с Матерью-природой.

2. Музыкальный интеллект

Люди с музыкальным интеллектом имеют естественную тягу ко всему акустическому и музыкальному. У них есть талант к распознаванию звука, высоты тона, ритма и тембра .

3. Логико-математический интеллект

Мы все знакомы с этой формой интеллекта. Если вы обладаете логическим интеллектом, вы можете используйте дедуктивный анализ, логическое мышление и исполнительное планирование в своих интересах. Люди с такой формой интеллекта хорошо работают с числами и умеют решать проблемы.

4. Экзистенциальный интеллект

Обладатели экзистенциального интеллекта умеют решать важные вопросы жизни . Что такое жизнь? От куда это? Кто я? Что мне делать со своей жизнью? Если вы обладаете экзистенциальным интеллектом, у вас философский склад ума, и вам не составит труда разобраться с абстрактными концепциями и теориями.

5. Межличностный интеллект

Если вы обладаете большими способностями к межличностному общению, вы обладаете эмоциональным интеллектом . Люди с таким интеллектом обладают естественной способностью понимать мысли, действия и мотивы других.

6. Телесно-кинестетический интеллект

Этот тип интеллекта проявляется у тех, кто хорошо контролирует свое физическое тело. Многие танцоры, спортсмены и физиотерапевты обладают кинестетическим интеллектом. У этих людей освоили контроль над физической формой и являются эффективными физическими коммуникаторами.

7. Лингвистический интеллект

Люди с лингвистическим интеллектом являются искусными мастерами слова. Они могут использовать слова для передачи различных чувств, идей и теорий с легкостью. У них также есть предрасположенность к визуальному обучению, поэтому они могут быстро осваивать новые языки.

8. Внутриличностный интеллект

Внутриличностный интеллект интеллект самого себя . Истинное самосознание редко встречается в современном мире, и люди с внутриличностным интеллектом знают себя более близко, чем кто-либо другой. Это интеллект самоанализа и самопознания.

9. Зрительно-пространственный интеллект

Обладатели зрительно-пространственного интеллекта хорошо относятся к окружающему миру. Они прирожденные навигаторы и обладают острым пониманием визуального мира . Они часто улавливают мелкие детали, о которых другие не подозревают, и могут мысленно манипулировать трехмерными изображениями.

Какова лучшая теория интеллекта?

Мы рассказали вам о трех различных теориях интеллекта. Итак, вопрос: какая теория лучше?

Когда дело доходит до интеллекта, универсального решения не существует. Теория обобщенного интеллекта Спирмена остается одной из самых признанных, но более новые теории, такие как теории Гарднера и Штернберга, предлагают новые и многообещающие идеи.

Хотя тесты IQ остаются стандартизированными тестами интеллекта, это не всегда так.

По мере того, как наш мир меняется и продолжают появляться новые теории интеллекта, мы можем обнаружить, что наши предположения о человеческом интеллекте не совсем то, что мы когда-то думали.

Теории интеллекта | Продолжительность жизни Развитие

Психологи давно спорят о том, как лучше всего осмыслить и измерить интеллект (Штернберг, 2003). Эти вопросы включают в себя количество типов интеллекта, роль природы и воспитания в интеллекте, как интеллект представлен в мозгу и значение групповых различий в интеллекте.

Рис. от имени французского правительства разработать меру по выявлению детей, которые не будут успевать по обычной школьной программе. Цель состояла в том, чтобы помочь учителям лучше обучать этих учеников (Aiken, 1994). Бине и Саймон разработали то, что сегодня большинство психологов называют первым тестом на интеллект, который состоял из широкого круга вопросов, включавших способность называть объекты, определять слова, рисовать картинки, составлять предложения, сравнивать предметы и строить предложения.

Бине и Саймон (Binet, Simon, & Town, 1915; Siegler, 1992) считали, что все вопросы, которые они задавали детям, оценивали основные способности понимать, рассуждать и делать суждения. Оказалось, что корреляции между этими различными типами показателей на самом деле были положительными; то есть учащиеся, правильно ответившие на один вопрос, с большей вероятностью ответят правильно и на другие вопросы, хотя сами вопросы были совсем другими.

На основании этих результатов психолог Чарльз Спирмен (1863–1819 гг.45) выдвинул гипотезу о том, что должна существовать единая базовая конструкция, которую измеряют все эти элементы. Он назвал конструктом, который объединяет различные способности и навыки, измеряемые в тестах интеллекта

Коэффициент общего интеллекта (g). Практически все психологи в настоящее время считают, что существует обобщенный фактор интеллекта «g», который относится к абстрактному мышлению и включает в себя способности приобретать знания, рассуждать абстрактно, адаптироваться к новым ситуациям и извлекать пользу из обучения и опыта ( Готтфредсон, 19 лет97; Штернберг, 2003). Люди с более высоким общим интеллектом учатся быстрее.

Вскоре после того, как Бине и Саймон представили свой тест, американский психолог Льюис Терман из Стэнфордского университета (1877–1956) разработал американскую версию теста Бине, которая стала известна как Тест интеллекта Стэнфорда-Бине . Стэнфорд-Бине — это показатель общего интеллекта, состоящий из широкого круга задач, включая словарный запас, память на картинки, называние знакомых объектов, повторение предложений и выполнение команд.

Хотя психологи в целом согласны с тем, что «g» существует, существуют также доказательства существования Специфического Интеллекта «s», меры конкретных навыков в узких областях . Один эмпирический результат в поддержку идеи «s» исходит из самих тестов интеллекта. Хотя разные типы вопросов действительно коррелируют друг с другом, некоторые элементы коррелируют друг с другом в большей степени, чем другие элементы; они образуют кластеры или сгустки интеллекта.

Триархическая теория: Одним из сторонников теории множественного интеллекта является психолог Роберт Штернберг. Штернберг предложил триархическую (трехчастную) теорию интеллекта , которая предполагает, что человек могут проявлять более или менее аналитический интеллект, творческий интеллект и практический интеллект . Штернберг (1985, 2003) утверждал, что традиционные тесты интеллекта оценивают аналитических способностей , решение академических задач и выполнение расчетов , но они обычно не оценивают Творческий интеллект , способность адаптироваться к новым ситуациям и создавать новые идеи и/или Практический интеллект , способность демонстрировать здравый смысл и уличную смекалку.

Как предположил Штернберг, исследования показали, что креативность не сильно коррелирует с аналитическим интеллектом (Furnham & Bachtiar, 2008), и исключительно творческие ученые, художники, математики и инженеры не имеют более высоких показателей интеллекта, чем их менее творческие сверстники (Furnham & Bachtiar, 2008). Саймонтон, 2000). Кроме того, области мозга, связанные с Конвергентное мышление , мышление, которое направлено на поиск правильного ответа на заданную проблему , отличаются от тех, что связаны с дивергентным мышлением , способностью генерировать множество различных идей или решения одной проблемы ( Тарасова, Вольф и Разумникова, 2010). С другой стороны, творчество часто требует некоторых базовых способностей, измеряемых «g», включая способность учиться на собственном опыте, запоминать информацию и мыслить абстрактно (Bink & Marsh, 2000). Эрикссон (1998), Weisberg (2006), Hennessey and Amabile (2010) и Simonton (1992) изучали творческих людей и выявили как минимум пять компонентов, которые могут быть важны для творчества, как указано в таблице 5.3.

Таблица 5.3 Важные компоненты для творчества

Компонент

Описание

Экспертиза

Творческие люди изучили и узнали тему

Образное мышление

Творческие люди смотрят на проблемы по-новому и по-новому

Риск

Креативные люди используют новые, но потенциально рискованные подходы

Внутренний интерес

Творческие люди берутся за проекты ради интереса, а не денег

Работа в творческой среде

 Наиболее творческие люди получают поддержку, помощь и вызов от других людей, работающих над аналогичными проектами

Последний аспект триархической модели, практический интеллект, относится прежде всего к интеллекту, который нельзя получить из книг или формального обучения. Практический интеллект представляет собой тип «уличной смекалки» или «здравого смысла», который извлекается из жизненного опыта. Хотя для измерения практического интеллекта был разработан ряд тестов (Штернберг, Вагнер и Окагаки, 1993; Wagner & Sternberg, 1985), исследования не нашли много доказательств того, что практический интеллект отличается от «g» или что он предсказывает успех в выполнении каких-либо конкретных задач (Gottfredson, 2003). Практический интеллект может включать, по крайней мере частично, определенные способности, которые помогают людям хорошо справляться с определенной работой, и эти способности не всегда могут быть тесно связаны с общим интеллектом (Sternberg et al., 1993).

Теория множественного интеллекта: Другим сторонником идеи конкретных типов интеллекта, а не одного общего интеллекта, является психолог Говард Гарднер (19).83, 1999). Гарднер утверждал, что для разных людей было бы эволюционно полезно иметь разные таланты и навыки, и предположил, что существует восемь видов интеллекта, которые можно отличить друг от друга. Потенциальный девятый интеллект; то есть экзистенциальное все еще нуждается в эмпирической поддержке. Гарднер исследовал интеллект, сосредоточив внимание на детях, которые были талантливы в одной или нескольких областях, и на взрослых, которые пострадали от инсульта, который поставил под угрозу одни способности, но не другие. Гарднер также отметил, что некоторые доказательства множественного интеллекта исходят из способностей аутичные ученые , люди с низкими результатами тестов интеллекта в целом, но которые, тем не менее, могут обладать исключительными навыками в данной области , например, в математике, музыке, искусстве или в способности рассказывать статистические данные в определенном виде спорта (Trefert & Wallace , 2004). В дополнение к повреждению мозга и наличию ученых Гарднер определил эти 8 видов интеллекта на основе других критериев, включая установленную историю развития и психометрические данные. См. в таблице 5.4 список восьми особых интеллектов Гарднера.

Таблица 5.4 Восемь конкретных интеллектов Говарда Гарднера

Интеллект

Описание

Лингвистическая

Умение хорошо говорить и писать

Логико-математический

Способность использовать логические и математические навыки для решения задач

Пространственный

Способность думать и рассуждать об объектах в трех измерениях

Музыкальный

Возможность исполнять музыку и наслаждаться ею

Кинестетик (тело)

Способность двигаться во время занятий спортом, танцами или другой физической деятельностью

Межличностное общение

Способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими

Внутриличностный

Способность заглянуть в себя

Натуралистический

Способность узнавать, идентифицировать и понимать животных, растения и другие живые существа

Источник: адаптировано из Gardner, H. (1999). Интеллект рефрейминг: Множественные интеллекты для 21-й век . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Идея множественного интеллекта оказала влияние на сферу образования, и учителя использовали эти идеи, пытаясь обучать разных учеников по-разному. Например, чтобы обучать математическим задачам учеников с особенно хорошим кинестетическим интеллектом, учитель может побуждать учеников двигать телом или руками в соответствии с числами. С другой стороны, некоторые утверждают, что эти «интеллекты» иногда кажутся скорее «способностями» или «талантами», чем настоящим интеллектом. Нет четкого вывода о том, сколько существует интеллекта. Являются ли чувство юмора, художественные способности, драматические способности и т. д. также отдельными интеллектами? Кроме того, снова демонстрируя скрытую силу одного интеллекта, множество различных интеллектов на самом деле коррелируют и, таким образом, частично представляют «g» (Brody, 2003).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *