Психология человека сознание: 1. Сознание человека. Психология: конспект лекций

Виды сознания человека

Содержание статьи

1. Понятие сознания

2. Свойства сознания

3. Виды сознания

Понятие сознания

Определение 1

Сознанием называют высшую форму отражения реального мира, свойственную людям.

Заключается в обобщении и фокусировке на отражении реальности, используя предварительное мысленное построение образов или действий и предвидении возможных результатов, а также сознательного контролирования поведения личности.

Сознанием можно назвать восприятие окружающей среды и осознанное, осмысленное отношение к людям и вещам, находящимся во внешнем мире.

Понимание сущности сознания среди психологов является неоднозначным. В общем смысле подразумевается отражение действительности на любом уровне физического мира. При этом подчеркивается его взаимосвязь с материей без обнаружения его структуры . В структуру сознания входят такие важные моменты как осознанное отношение к вещам, то есть переживание или конкретное отношение к воспринимаемому субъекту.

Сознание формируется с помощью высшего уровня психики.

Свойства сознания

Сознание обладает следующими свойствами:

  • Ограниченностью. Оно охватывает определённое число воспринимаемых субъектов.
  • Неоднородностью. Психологи выделяют две области сознания — мутное сознание и ясное сознание с точкой фиксации, находящийся в фокусе ясного сознания.
  • Ритмичностью. Некоторые компоненты сознания стремятся к формированию групп элементов, которые взаимосвязаны друг с другом. Это происходит либо непроизвольно либо осознанно управляется вниманием. Благодаря данному свойству объем внимания увеличивается.

Замечание 1

Степень развития сознания зависит от уровня организации мозговой деятельности и формируется в процессе развития мозга, также происходит и противоположный процесс, по мере снижения активности мозговой деятельности угасают и функции сознания.

Процесс осознания всегда связан с мыслительными реакциями и тесно взаимодействует с мозгом.

При этом сознание зависит от членораздельной речи, логических обобщений и абстрактных понятий, присущих человеку.

Виды сознания

В психологии различают несколько видов сознания:

  1. Ясное или чистое — адекватное восприятие окружающих событий и людей. Характеризуется:

    • активным вниманием;
    • развернутым речевым контактом;
    • осмысленными ответами на вопросы;
    • выполнением необходимых действий;
    • самопроизвольным открыванием глаз;
    • быстрой и целенаправленной реакцией на любые раздражители;
    • сохранностью ориентации в пространстве.
  2. Неясное или помрачение сознания. Характеризуется:

    • проявлением равнодушного и безразличного отношения к своему состоянию;
    • на заданные вопросы реагирует верно, но с задержкой ответа.
  3. Ступор. Характеризуется:

    • плохой ориентацией в окружающем мире;
    • при ответах на вопросы реагирует медлительно и вяло, отвечает невпопад;
    • может заснуть в процессе разговора;
    • в течение дня может впасть в оцепенение.
  4. Отупление. Характеризуется:

    • глубоким помрачением сознания;
    • человеку свойственно находиться в спячке. При этом вывести из спячки можно громким криком или болевыми воздействиями, но на короткий промежуток времени, затем он снова погружается в спячку.
  5. Кома. Характеризуется:

    • полной утратой сознания и глубокой спячкой;.
    • человек абсолютно не реагирует на крики, болевые импульсы и и физические касания;
    • полностью утрачены рефлексы.
  6. Бред. Данный вид сознания является ложным и человек искажает восприятие своей реальности. Характеризуется:

    • сильным нарушением сознания;
    • бредовым состоянием.
  7. Галлюцинации. Различают две разновидности галлюцинаций: зрительные искажения и слуховые.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04. 11.2021

Понятие о сознании | Psylist.net

Общая психология ↓

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-конценцию» очень часто называют самосознанием.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Если мы постараемся найти ответ на этот вопрос, то будем вынуждены назвать множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.

В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Проблема соотношения бессознательного и сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Личность и коллектив
  • Психофизиологическая проблема в психологии
  • Развитие психики человека
  • Мнемические процессы
  • Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
  • Предмет и задачи общей психологии
  • Стрессы
  • Характер. Роль условий жизни, обучения и воспитания в формировании характера. Характер и деятельность человека.
  • Воля и волевые действия. Природа и побудительные причины волевых действий.
  • Агрессия

Человеческое сознание в пяти основных шагах

С точки зрения Единой Теории Знания (UTOK) мы можем определить корень многих современных философских заблуждений через «Разрыв Просвещения». Это относится к тому факту, что Просвещение не смогло создать последовательную основу для понимания отношений между (а) материей и разумом и (б) социальным и научным знанием. Проблема психологии, то есть неспособность психологии дать последовательное описание своего предмета и институциональной идентичности, является прямым следствием Пробела Просвещения. Путаница в отношении природы человеческого сознания также может быть понята как возникающая из-за Разрыва Просвещения.

UTOK дает последовательное, натуралистическое представление о человеческом сознании. Хотя эпистемологические соображения играют важную роль в борьбе с природой сознания и нашими знаниями о нем, в этом сообщении в блоге основное внимание уделяется натуралистической эволюционной онтологии человеческого сознания. То есть мы пытаемся описать, что такое сознание, с точки зрения современной науки, с акцентом на ключевые этапы эволюции, составляющие человеческое сознание. [Обратите внимание, что, хотя есть несколько убедительных анекдотов и интересных направлений исследований и аргументации, утверждающих, что сознание первично в космосе, эта позиция сопряжена со значительными метафизическими трудностями, которые делают ее проблематичной. UTOK принимает более консервативную и устоявшуюся позицию, согласно которой субъективный сознательный опыт опосредован нейрокогнитивными процессами и, следовательно, требует наличия мозга.]

УТОК начинается с «Системы Древа Знаний» как новой карты Большой Истории, которая делит онтическую реальность на четыре различных плана существования или измерения поведенческой сложности, которые обозначены: 1) Материя-Объект; 2) Жизнь-Организм; 3) Разум-Животное; 4) Культура-Человек. Система ToK также утверждает, что материальные и биологические науки эффективно связаны и функционируют для отображения первых двух планов существования. UTOK утверждает, что психологические науки запутались, потому что раньше не было прямого способа определить ментальное измерение в природе. Вместо этого, как убедительно утверждает философ Лоуренс Кахун в Порядок Природы, философы Просвещения создали уродливое «биполярное» расщепление между материей и разумом. Как ясно показывает его работа, пришло время для систематического, метафизического обновления нашего понимания измерений в природе таким образом, чтобы обеспечить надлежащую структуру понимания отношений между материей и разумом.

Согласно UTOK, на Материальном уровне существования нет ничего, что можно было бы назвать «сознательным». Электроны, камни, реки и солнце не имеют в себе «кусочков» сознания. Однако существует важное различие между объектом и его положением в мире относительно поля физической информации, в котором он находится. имеет контакт, и поле, в котором он находится. Таким образом, может быть некоторая ценность в мышлении в «панпсихических» терминах.

Жизнь — это другой план существования, и живые существа, такие как бактерии, грибы и деревья, обладают сознанием в слабом смысле этого слова. Это связано с тем, что, в отличие от электронов и камней, они являются аутопоэзными и демонстрируют функциональную осведомленность и способность реагировать на окружающую среду. Это, однако, не является основным референтом сознания в метапсихологии UTOK. Скорее, функциональное осознание и отзывчивость могут быть определены исключительно с точки зрения третьего лица, внешней эпистемологической позиции.

Проще говоря, мы можем научно продемонстрировать, что клетки, грибы и деревья демонстрируют разумное поведение, определяемое с точки зрения функционального осознания и реакции. Однако это не означает, что деревья субъективно чувствуют вещи так же, как собака или человек субъективно чувствуют вещи. Если сослаться на Нагеля, то это хороший аргумент в пользу того, что нет ничего лучше, чем быть деревом.

Основным референтом сознания в языковой системе UTOK является субъективный сознательный опыт. На карте разума 1,2,3 , он определяется как домен «Разума 2 ». Напротив, Разум 1 относится к нейрокогнитивным процессам, связанным с функциональным осознанием и реакцией, тогда как область Разума 3 относится к самосознательному обоснованию и повествованию. Сфера Разума 2 — это то, на что ссылался Нагель, говоря о трудности объяснения субъективности, и это то, на что Чалмерс ссылается в трудной проблеме.

UTOK отображает эволюцию человеческого сознания в пять шагов. Первый шаг называется «основой сознания». Это относится к возникновению чувственных состояний, таких как удовольствие или боль. В книге «Распутывая мировой узел сознания» мы с Джоном Верваке назвали это «валентными квалиа». Эти состояния транслируют сигналы о том, что беспокоит животное, и отмечают, что является «хорошим», к чему следует приближаться, а что является «плохим», и поэтому его следует избегать.

В соответствии с обзором Фейнберга и Маллатта Древние истоки сознания эти квалиа валентности могут присутствовать у насекомых и, вероятно, у рыб. В своей превосходной недавней работе «Эволюция чувствительной души » Гинзбург и Яблонка утверждают, что ключевой функцией таких состояний является «неограниченное ассоциативное обучение». Эти авторы утверждают, что эти «минимально сознательные состояния» появились после кембрийского взрыва, примерно 550 000 000 миллионов лет назад, и позволяют животному «приписывать мотивационную ценность новому, сложному, нерефлекторному стимулу или действию, вызывающему их, и использовать его в качестве стимула». основа для будущего обучения».

Второй эволюционный шаг на пути к человеческому сознанию, вероятно, произошел, когда животные покинули воду и переселились на сушу. Есть разумные аргументы в пользу того, что жизнь на суше требует более развитых способностей к планированию, хотя, делая это утверждение, следует признать богатую умственную жизнь осьминогов (см., например, здесь). Учтите, что наземным животным необходимо знать, где находится вода, и помнить, где они находятся по отношению друг к другу.

Какой бы ни была эволюционная адаптивная история, у птиц и млекопитающих произошли значительные сдвиги и рост областей коры, связанных с планированием, умственной стимуляцией и обдумыванием. Это позволяет развить то, что мы могли бы назвать «переживающим я», которое действует в «глобальном нейронном рабочем пространстве». Это согласуется с моделью эволюции сознания и личности Дамасио. Эмпирически в настоящее время есть убедительные доказательства того, что вороны обладают субъективным переживанием себя.

В книге «Распутывая мировой узел сознания» Джон Верваке привел убедительный аргумент в пользу того, что переживающее «я» следует разделить на наречные и прилагательные квалиа. Адвербиальные квалиа служат для фокусировки, кадрирования и индексирования с помощью функции «здесь-сейчас-совместность», тогда как прилагательные квалиа относятся к переживаемым свойствам, таким как запах хищника. Он утверждал, что событие чистого сознания, переживаемое продвинутыми медитаторами, проясняет разницу между обстоятельственными и прилагательными квалиа. В этих состояниях остаются только наречные квалиа.

Возвращаясь к эволюционной линии, третий шаг на пути можно обозначить как этап социальных отношений, который расширяет эмпирическую самость в социальные отношения. Это, вероятно, закрепляется в эволюции, когда матери заботятся о своем потомстве, и проявляется в таких вещах, как процессы привязанности у млекопитающих. Сложные социальные отношения создают потребность в матрице «я-другой» и, весьма вероятно, углубляют способы функционирования переживающего «я» для отображения мира по отношению к другим.

Например, общение с другими требует усложнения способов представления интересов и психических состояний других, но также требует способов дифференциации и разделения собственных интересов. Затем он растет вместе с общественными млекопитающими. Как показывает работа Карла Сафины, такие умственные способности хорошо развиты у таких существ, как волки, киты и слоны.

Следующие два шага были предприняты человеческим родом. Первый произошел примерно от 1 миллиона до 500 000 лет назад. Это было серьезное улучшение реляционных способностей человекообразных обезьян к «чтению мыслей» и/или «обмену мыслями».

Как утверждает Томаселло в своей выдающейся книге Становление человеком: теория онтогенеза , люди обладают удивительно развитыми способностями к совместному вниманию и общему намерению. Мы с готовностью создаем теорию разума и синхронизируемся с другими в том, что Томаселло называет имплицитным пространством «мы». Человеческие дети делают это качественно быстрее и лучше, чем другие обезьяны. Это видно в таких вещах, как то, как дети понимают указывание и строят теории о психических состояниях других.

Пятым шагом был пропозициональный язык и явная, самосознательная рекурсивная рефлексия, сопровождающаяся обоснованием, аргументацией и решением проблемы обоснования. В то время как неявная интерсубъективность подготовила горючую сцену, пропозициональный язык был искрой, которая вызвала большой взрыв человеческого разума и положила начало возникновению плана существования Культура-Человек. Вторая ключевая идея UTOK, Теория систем оправдания, четко определяет этот процесс и дает нам ясный способ понять, почему человеческое сознание является исключительным в животном мире и мощное влияние Культуры на формирование его структуры. Это также дает нам обновленную трехчастную модель человеческого сознания, которая ассимилирует и интегрирует многие направления мысли в человеческой психологии.

Таким образом, UTOK определяет пять ключевых шагов или строительных блоков, которые соединяются вместе, чтобы сформировать человеческое сознание. Он начинается с (1) основы восприятия, которая имеет валентные квалиа, направляющие инструментальное обучение. Затем оно перерастает в (2) переживающую самость, которая может планировать и обдумывать и оперирует более расширенной рабочей памятью. Это расширяется дальше в (3) мир отношений между собой и другими, наблюдаемый в процессах привязанности и кооперативной и конкурентной динамике социальных млекопитающих. Затем (4) происходит существенное улучшение общего внимания и намерения, что создает гораздо более развитое интерсубъективное пространство «мы». Наконец, происходит (5) массовый взрыв самосознательного рекурсивного мышления с пропозициональным языком, обоснованием и эволюцией плана существования Культура-Личность.

Эта базовая пятиэтапная модель дает нам способ рассмотреть, сформулировать и начать устранять пробелы в объяснении в философии и науке о сознании. Мы также можем интерпретировать массовую путаницу в этой области как последствие Разрыва Просвещения, которое говорит о том, почему нам нужна совершенно новая теория познания.

6. Состояния сознания – Введение в психологию – 1-е канадское издание

Глава 6. Состояния сознания

Бессознательное убийство

Ночью 23 мая 1987 года Кеннет Паркс, 23-летний канадец с женой, маленькой дочерью и крупными карточными долгами, встал с кровати, забрался в машину и проехал 15 миль до дома родителей жены в пригороде Торонто. Там он напал на них с ножом, убив свою свекровь и тяжело ранив тестя. Затем Паркс поехал в полицейский участок и наткнулся на здание, подняв свои окровавленные руки и сказав: «Я думаю, что убил некоторых людей… своими руками». Полиция арестовала его и доставила в больницу, где хирурги залечили несколько глубоких порезов на его руках. Только тогда полиция обнаружила, что он действительно напал на своих родственников.

Паркс заявил, что ничего не помнит о преступлении. Он сказал, что помнит, как заснул в своей постели, а затем проснулся в полицейском участке с окровавленными руками, но ничего между ними. Его защита заключалась в том, что он спал в течение всего инцидента и не осознавал своих действий (Мартин, 2009).

Неудивительно, что этому объяснению поначалу никто не поверил. Однако дальнейшее расследование установило, что у него действительно была длительная история лунатизма, у него не было мотива для совершения преступления, и, несмотря на неоднократные попытки поставить ему подножку в многочисленных интервью, он был полностью последователен в своей истории, что также соответствовало хронологии событий. . Паркс был осмотрен группой специалистов по сну, которые обнаружили, что структура мозговых волн, возникающих во время сна, была очень ненормальной (Broughton, Billings, Cartwright, & Doucette, 19).94). В конце концов специалисты пришли к выводу, что наиболее вероятным объяснением его аномального поведения было лунатизм, вызванный, вероятно, стрессом и беспокойством по поводу его финансовых проблем. Они также согласились с тем, что такая комбинация стрессоров вряд ли повторится, поэтому он вряд ли подвергнется еще одному такому приступу насилия и, вероятно, не представляет опасности для окружающих.

Учитывая эту комбинацию доказательств, присяжные оправдали Паркса по обвинению в убийстве и нападении. Он вышел из зала суда свободным человеком (Уилсон, 19 лет).98).

Сознание определяется как наше субъективное осознание себя и нашего окружения (Koch, 2004). Опыт сознания является фундаментальным для человеческой природы. Мы все знаем, что значит быть сознательным, и мы предполагаем (хотя мы никогда не можем быть уверены), что другие люди ощущают свое сознание так же, как мы ощущаем свое.

Изучение сознания долгое время было важным для психологов и играет роль во многих важных психологических теориях. Например, теории личности Зигмунда Фрейда различали бессознательные и сознательные аспекты поведения, а современные психологи различают 9 аспектов поведения.0077 автоматическое ( бессознательное ) и контролируемое ( сознательное ) поведение и между имплицитное ( бессознательное) и явное (, , Tropeiken, 19,

,

) сознательное Шанкс, 2005).

Некоторые философы и религиозные практики утверждают, что разум (или душа) и тело являются отдельными сущностями. Например, французский философ Рене Декарт (1596–1650), показанный на рис. 6.1, был сторонником дуализм , идея о том, что разум, нематериальная сущность, отделен от физического тела (хотя и связан с ним) . В отличие от дуалистов, психологи считают, что сознание (и, следовательно, разум) существует в мозгу, а не отдельно от него. На самом деле психологи считают, что сознание является результатом активности многих нейронных связей в мозге и что мы испытываем различные состояния сознания в зависимости от того, что в данный момент делает наш мозг (Dennett, 19).91; Кох и Гринфилд, 2007).

Рисунок 6.1 Портрет Рене Декарта. Французский философ Рене Декарт (1596-1650) был сторонником дуализма, теории о том, что разум и тело являются двумя отдельными сущностями. Психологи, однако, отвергают эту идею, считая, что сознание является результатом деятельности мозга, а не отдельным от него.

Изучение сознания также важно для фундаментального психологического вопроса о наличии свободы воли. Хотя мы можем понимать и верить, что некоторые из наших поступков вызваны силами, которые находятся за пределами нашего осознания (т. е. бессознательными), мы, тем не менее, верим, что имеем контроль над большей частью своего поведения и осознаем, что участвуем в нем. Обнаружение того, что мы или кто-то другой совершали сложные поступки, например, вождение автомобиля и причинение серьезного вреда другим, совершенно не осознавая этих действий, настолько необычно, что шокирует. И все же психологи все больше убеждаются в том, что большая часть нашего поведения вызвана процессами, о которых мы не знаем и над которыми у нас мало или совсем нет контроля (Libet, 19).99; Вегнер, 2003).

Наш опыт сознания функционален, потому что мы используем его, чтобы направлять и контролировать наше поведение, а также логически мыслить о проблемах (DeWall, Baumeister, & Masicampo, 2008). Сознание позволяет нам планировать действия и отслеживать наш прогресс в достижении целей, которые мы перед собой ставим. А сознание лежит в основе нашего чувства морали — мы верим, что у нас есть свободная воля совершать нравственные действия, избегая при этом аморального поведения.

Но в некоторых случаях сознание может стать отталкивающим — например, когда мы осознаем, что не живем в соответствии с нашими собственными целями или ожиданиями, или когда мы верим, что другие люди воспринимают нас негативно. В этих случаях мы можем проявлять поведение, которое помогает нам уйти от сознания; например, при употреблении алкоголя или других психоактивных веществ (Баумейстер, 19 лет).98).

Поскольку мозг различается по своему текущему уровню и типу активности, сознание преходяще. Если мы пьем слишком много кофе или пива, кофеин или алкоголь влияют на активность нашего мозга, и наше сознание может измениться. Когда мы находимся под наркозом перед операцией или получаем сотрясение мозга после удара по голове, мы можем полностью потерять сознание в результате изменения активности мозга. Мы также теряем сознание, когда спим, и именно с этого измененного состояния сознания мы начинаем нашу главу.

Каталожные номера

Баумайстер, Р. (1998). Я. В Справочник по социальной психологии  (4-е изд., т. 2, стр. 680–740). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

Бротон, Р. Дж., Биллингс, Р., Картрайт, Р., и Дусетт, Д. (1994). Убийственный сомнамбулизм: история болезни. Сон: Журнал исследований сна и медицины сна, 17 (3), 253–264.

Деннет, округ Колумбия (1991). Объяснение сознания . Бостон, Массачусетс: Литтл, Браун и компания.

ДеУолл, К., Баумайстер, Р., и Масикампо, Э. (2008). Доказательства того, что логические рассуждения зависят от сознательной обработки. Сознание и познание, 17 (3), 628.

Кох, К. (2004). В поисках сознания: нейробиологический подход. Энглвуд, Колорадо: Roberts & Co.

Кох, К., и Гринфилд, С. (2007). Как происходит сознание? Scientific American,  76–83.

Либет, Б. (1999). Есть ли у нас свобода воли? Журнал исследований сознания, 6, 8 (9), 47–57.

Мартин, Л. (2009). Может ли лунатизм быть защитой от убийства? Нарушения сна: для пациентов и их семей.  Получено с http://www.lakesidepress.com/pulmonal/Sleep/sleep-murder.htm

Петти, Р., Вегенер, Д., Чайкен, С., и Тропе, Ю. (1999). Теории двойного процесса в социальной психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Шанкс, Д. (2005). Неявное обучение. В К. Ламбертс (ред.), Справочник по познанию  (стр. 202–220). Лондон, Англия: Sage.

Вегнер, Д.М. (2003). Лучший трюк разума: как мы испытываем сознательную волю. Trends in Cognitive Sciences, 7 (2), 65–69.

Уилсон, К. (1998). Гигантская книга настоящих преступлений.  Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Robinson Publishing.

Авторство изображений

Рисунок 6.1: Портрет Рене Декарта работы Андре Хатала (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Frans_Hals_-_Portret_van_René_Descartes.jpg) находится в общественном достоянии.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *