Психология треугольник карпмана: «Треугольник Карпмана»: что это такое и как из него выйти

«Треугольник Карпмана»: что это такое и как из него выйти

«Треугольник Карпмана» в психологии — это модель взаимоотношений между людьми, играющими роли спасателя, жертвы и преследователя. О «треугольнике Карпмана» в личных отношениях и на работе, чем это опасно и как из него выйти — в материале Forbes Life

Эта психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми была впервые описана американским психотерапевтом, доктором медицины и учеником Эрика Берна (основателя транзактного анализа) Стивеном Карпманом в 1968 году. Несмотря на то, что изначально Карпман назвал эту схему «драматическим треугольником», за ней закрепилось имя ее основателя. Что из себя представляет «треугольник Карпмана» и чем плоха такая модель взаимоотношений людей?

Закончили чтение тут

Что это такое — «треугольник Карпмана»

Стивен Карпман родился в Вашингтоне, его отец был психоаналитиком, работавшим в психиатрическом тюремном госпитале, а мать была соцработником в психиатрическом отделении госпиталя. После медицинской школы при Дьюкском университете Карпман обнаружил в себе страсть к диаграммам и теориям, что впоследствии привело его к транзактному анализу (психологическая модель, описывающая и анализирующая поведение человека. — Forbes Life). Он заинтересовался психиатрией и когда познакомился с создателем транзактного анализа Эриком Берном, стал у него учиться. В процессе обучения Карпман пришел к идее треугольника отношений, в основу которого легли позиции спортсменов (например, футболистов или баскетболистов) на поле, то есть игровые схемы, в которых есть нападающие и защитники. Карпман успешно применил эту диаграмму в работе с клиентами и когда рассказал о ней Берну, тот ответил: «Опиши ее, и люди будут тебя цитировать последующие 200 лет».

«Треугольник Карпмана» — модель ролевой игры, взаимоотношений между людьми, в которой задействованы три персонажа: Спасатель, Преследователь (или Тиран, Агрессор), Жертва, — рассказывает психолог-сексолог и гипнотерапевт Ольга Пантюшина. — Каждая роль имеет свой сценарий и свой набор характеристик, и вместе все три участника составляют единый деструктивный механизм, в котором их детские травмы, тревоги и психологические установки совпадают, как зубчатые колеса. Колесики крутятся, музыка играет, каждый участник выполняет свою роль».

Согласно теории Карпмана, во взаимодействии люди могут быть вовлечены в одну из ролей треугольника, причем роли и сама схема знакомы человечеству давно. 

«Схема взаимоотношений, которую мы знаем как «треугольник Карпмана», появилась вместе с человечеством. Ну или чуть позже, — говорит Екатерина Брост, психолог и гештальттерапевт. — Сейчас уже никто точно не скажет, когда люди начали играть в эту драматическую игру, которая точно не добавляет счастья в жизни и заставляет людей играть по одной и той же схеме».

Ольга Пантюшина объясняет поведение в треугольнике полученным в детстве опытом. «Например, ребенка делали постоянной жертвой через гиперопеку, то есть обесценивание его возможностей и его силы: «Давай я сама за тебя сделаю!» или «Давай помогу!», когда, в общем-то, никто о помощи и не просил. И ребенок усваивает это поведение», — говорит эксперт. В этом примере, ребенок — Жертва, а мама — Спасатель. При этом у Спасателя не всегда достаточно ресурсов, сил, и когда их мало, а как раз самое время спасать, мама может переключиться в Преследователя. «К примеру, утром ребенок собирается в сад и, так как за него обычно все делают, у него нет четкой организованности, он инфантилен и идет на поводу своих желаний. Вместо того чтобы одеваться, он играет. Мама приходит, начинает его одевать (спасает), тот крутится, и вот она уже на него повышает голос (преследует), ребенок плачет (еще больше уходит в Жертву), а может даже ее ударить или кинуть игрушку (сам становится Преследователем, а мама переходит в Жертву). Далее происходит угрызение совести, маму охватывает чувство стыда, и она снова включает Спасателя: «Прости, извини, ты моя деточка, давай помогу тебе одеться», — говорит Пантюшина.

 

Материал по теме

Три роли: Жертва, Спасатель, Агрессор

Жертва — главная фигура в «треугольнике Карпмана», потому что именно она запускает эту схему: провоцирует Агрессора и ищет Защитника. 

Один из характерных признаков поведения Жертвы заключается в том, что она большую часть времени жалуется на жизненные трудности и непреодолимые препятствия, но не ищет решений и возможностей, рассказывает Пантюшина. 

Жертва своими действиями «приглашает» Тирана ее наказать или обвинить, а Спасателя — защитить, отмечает гештальттерапевт Брост. При этом Жертва не такая беспомощная, как может показаться вначале, особенно, если вспомнить, как быстро она может перейти в любую другую роль: Агрессора или Защитника.

«Роль страдальца нужна человеку для того, чтобы вытеснить агрессию, которую он не может в себе принять и которой он наполнен, — говорит Брост. — Жертва не признает, отрицает то, что обладает достаточными ресурсами, чтобы самой справиться с вызовами, которые ей кидает жизнь». У человека, который в большинстве своем выбирает по жизни роль Жертвы, всегда много жалоб, претензий, недовольства. Он стремится принижать свои достоинства и способности, критикует себя и обвиняет в собственных проблемах всех вокруг. «Часто Жертва просит совета, но не пользуется им. К примеру, она будет говорить, что испытывает проблемы на работе из-за того, что начальник самодур. На полученный со стороны совет уйти с работы, человек с легкостью найдет отговорку, мол, кому он нужен на новой работе или что он не может сменить место в силу каких-то других причин (кредиты, ответственность перед семьей и т. д.)».

У человека, включающегося в драматический треугольник Агрессором (Тираном, Преследователем), тоже есть чувство, которое он не может признать и вытесняет, — уязвимость.

Ее он переносит на Жертву и таким образом становится Агрессором, говорит Брост: «Я не признаю свою слабость, слабым быть нельзя, поэтому нападаю на слабого». Тиран очень уязвим внутри, добавляет она.

«Преследователь путает вербальное насилие с силой, — говорит Ольга Пантюшина. — Для него характерны такие высказывания, как «Ты никогда не сможешь!», «Тебе не дано». Своим поведением, открытой агрессией и нападением он подкрепляет собственные убеждения, что без словесного принуждения и насилия нельзя обойтись. Так, например, объясняя насилие в семье, муж-абьюзер может искренне верить в то, что его «обязанность» — преподать жене урок».

Тот, кто чаще всего выбирает роль Спасателя, вытесняет собственное бессилие и обесценивает Жертву и ее способности, чтобы справиться с ситуацией. Для Спасателя его роль — это возможность почувствовать и проявить свою значимость и ценность. «Спасатель говорит Жертве: «Я знаю, что тебе нужно! Тебе точно это поможет!», — рассказывает Брост. Одновременно с этим Спасатель осуждает Тирана за его агрессию. 

Еще одним из характерных признаков Спасателя является его самоотдача процессу, максимальная включенность, добавляет Пантюшина. «Больше половины всей работы Спасатели делают за других, даже если об этом их не просят», — говорит она. 

В итоге каждый получает свои выгоды: Жертва перекладывает ответственность за свою жизнь на Спасателя, тот проявляет свою силу и порицает Тирана, который, в свою очередь подтверждает идею, что Жертва ничего не может сама. 

Материал по теме

Где играют эти роли

«Треугольник Карпмана» можно встретить абсолютно везде, но, как отмечают психологи, чаще всего он проявляется в так называемых неблагополучных семьях, например, где один из родителей (или оба) страдают алкоголизмом. Драматический треугольник превосходно проявляется в созависимых отношениях, когда один из партнеров патологически включен в другого и не видит без него жизни, а тот, в свою очередь, может страдать какой-либо зависимостью (например, наркомания или игромания). 

Чаще всего люди стремятся занять позицию Жертвы или Спасателя, тогда как Тиран — наименее популярная роль. Зачастую человеку свойственно исполнять наиболее привычные роли, почва для которых формируется в дисгармоничных ситуациях уже в раннем детстве. У каждого есть свой триггер — крючок, на который он попадается. При этом есть механизмы смещения ролей, которые помогают сохранять контроль над ситуацией и поддерживать токсичную схему манипуляций. Иными словами, «треугольник Карпмана» — это долгая, если не бесконечная, игра.

Если у играющего роль Жертвы человека в окружении отсутствуют люди, которые готовы его спасать или преследовать, он обязательно сменит обстановку с целью найти других «игроков». «Такие люди в буквальном смысле нуждаются в том, чтобы их «зацепили», запустили конфликт. Они ищут того, с кем можно сыграть в эту игру, — отмечает Пантюшина. — Мы все периодически встречаемся с людьми, которые склонны скорее жаловаться, нежели решать проблемы. И они являются Жертвами, и они охотятся за Спасателями и Преследователями!»

Драматический треугольник встречается и в рабочих коллективах, и даже в очереди на кассу в магазине, уверяют психологи. Проявление этой схемы можно найти в любых человеческих отношениях, в любой коммуникации и даже внутри одного человека. «Чтобы пройти по всем ролям, не обязательно присутствие другого человека. В каждом из нас есть субличности и переход от одной роли к другой может быть в рамках этих субличностей», — отмечает Брост. Переход из роли в роль может осуществляться очень быстро, но можно и застрять на одной из позиций. «Пример: сейчас я себя ругаю последними словами (проявляю Тирана), например, за то, что наелась на ночь жареной картошки, — объясняет гештальттерапевт. — Через минуту чувствую себя слабой и несчастной, потому что не могу удержаться от соблазнов и набираю лишний вес (проваливаюсь в Жертву). И тогда я думаю, что же делать? Как себя «спасать» в этой ситуации (Спасатель): купить каких-нибудь волшебных таблеток от аппетита или для сжигания жира, поклясться на кулинарной книге, что это объедание на ночь было в последний раз?» 

Еще один вариант проявления Спасателя — объяснить самому себе, что проявление такого рода силы воли — это доводить себя до стресса, то есть, если захотелось на ночь наесться картошки, то себе в этом лучше не отказывать. Таким образом человек оправдывает свою слабость и признает собственную неспособность проявить волю и справиться с ситуацией. Это объясняется тем, что Спасатель, даже если это наша субличность, всегда считает Жертву безвольной и слабой, отмечает эксперт.

Материал по теме

Как выйти из «треугольника Карпмана»

Драматический треугольник не встретить там, где люди обладают достаточно высоким уровнем осознанности, готовы к прямому диалогу и избегают манипуляций: как в свой адрес, так и в отношении других людей, отмечает гештальттерапевт. При этом выход из «треугольника Карпмана» — длительный процесс.

Чтобы выйти из драматического треугольника самостоятельно, нужно понять, что ты в нем находишься и какую роль выбрал. «Дверь на выход из игры — осознание, что она есть, — говорит Ольга Пантюшина. — Это не так банально, как кажется, потому что чаще всего эта игра проходит неосознанно. Далее могут быть специальные техники. Когда все осознали — применяем принципы «треугольника победителя» австралийского психотерапевта Эйси Чой. Это концепция–антитезис карпмановской диаграмме, которая замещает каждую роль: Преследователь становится Уверенным, Защитник — Заботливым, а Жертва переходит в Беззащитного. Благодаря описанным Чой механизмам человек справляется с собственными невыраженными чувствами и не ведет себя согласно известной схеме».

Екатерина Брост также отмечает важность понимания, что человека вовлекают в драматический треугольник. «Отследите этот момент, когда вас туда «приглашают». Это можно делать через собственные чувства, — говорит она. — Например, вы можете захотеть унизить человека в роли Жертвы. У вас может возникнуть желание начать обвинять и критиковать («Сам дурак, что потерял эту работу», «Головой надо было думать, прежде чем отдавать деньги в этот банк»). Тогда вы становитесь в позицию Агрессора. Если чувствуете, что это происходит, просто отойдите, не вовлекаетесь. Скажите себе, что вы не вправе никого судить и обвинять и каждый имеет право на ошибку».

Спасателя в себе можно распознать по желанию все решать за человека, напоминает гештальттерапевт. Например, товарищ потерял работу и жалуется на сложную финансовую ситуацию, а вы, как настоящий друг, начинаете помогать ему с поиском: кидаете ссылки на вакансии, обзваниваете знакомых руководителей, которые помогли бы ему устроиться, объясняет Брост. А затем вы можете заметить странную вещь: все ваши предложения друг начнет отвергать, объясняя это разными причинами, а вы чувствуете, что включены в его ситуацию чуть ли не больше, что он сам. Дальше классическая схема — вы почувствуете злость и раздражение на друга (перейдете в роль Тирана) или обидитесь за то, что он не оценил ваших стараний (войдете в роль Жертвы).

Материал по теме

«Если чувствуете, что входите в состояние Спасателя, напомните себе, что другой человек — достаточно взрослый, чтобы справляться с трудностями, — советует Брост. — Вы можете помогать, когда вас об этом попросят и в той мере, в какой необходимо и в какой вы сами посчитаете нужным. Спросите у человека: «Чем я тебе могу помочь?» или «Тебе нужна моя помощь? Какая?». Он может ответить, что не нуждается в помощи или не знает, какая помощь ему нужна. Это его право, и когда понадобится, он к вам обратится».

С Жертвой дела обстоят сложнее, говорят психологи, потому что в этом состоянии для нее очень много вторичных выгод. Человек их, как правило, не осознает, но на него они влияют очень сильно. Одна из таких выгод — получить внимание, заботу, любовь и восхищение («Как ты только с этим справляешься!?»). И перестать быть Жертвой для такого человека — страшно: а вдруг окажется, что такой, какой есть, он никому не будет интересен. Для Жертвы с такой вторичной выгодой страшный сон — лишиться внимания и участия других в его жизни. 

При этом с состоянием Жертвы можно разбираться самостоятельно — для этого нужен достаточно высокий уровень осознанности и внутренней смелости, которая позволит двигаться сквозь страх и усваивать новые формы взаимодействия с людьми и с собой, отмечает Екатерина Брост. Но лучше делать это в сопровождении специалиста, который бережно проведет по этому пути, отмечает она. 

«Треугольник Карпмана» или «Как выйти из токсичных отношений»

Психология

18 января 2021

Треугольник Карпмана — самая распространенная модель взаимоотношений между людьми. Она может помочь построить здоровые счастливые отношения, а в случае невозможности — прекратить токсичные отношения.

Мы все играем в игры?

Треугольник Карпмана

Впервые в 1968 году «Треугольник» описал классик трансактного анализа и ученик Эрика Берна — Стивен Карпман.

Увы, да.
Люди постоянно манипулируют друг другом, зависят друг от друга и очень от этого устают. Эрик Берн описал множество игр и ролей, создав целое течение в психотерапии под названием

«трансактный анализ»

. Знание подхватили многие молодые умы, ставшие впоследствии выдающимися учёными. Одним из учеников Берна был Стивен Карпман, который пронаблюдал и описал треугольник взаимоотношений, ломающий жизни многим семьям, и в то же время способный семьям помочь.

Альтернатива играм — настоящая человеческая близость.

Кстати, кто хочет углубиться в тему, может приобрести и прочитать книгу «Жизнь, свободная от игр» С. Карпмана.

Треугольник Карпмана

Впервые в 1968 году «Треугольник» описал классик трансактного анализа и ученик Эрика Берна — Стивен Карпман.

Как это работает?

«Треугольник Карпмана» — это модель, и как любая модель, она позволяет посмотреть на свои отношения со стороны. В отношениях трое: один персонаж — жертва, другой — преследователь, третий — спасатель. Всего 3 объекта — отсюда и треугольник 🔻

Действует это так:
1️⃣ агрессор давит на жертву = контролирует, подавляет, унижает, саркастирует, ну, в общем, всё, о чём мы писали в статье «Признаки токсичных отношений»;
2️⃣ жертва чувствует себя беспомощной, отказывается брать на себя ответственность и ждёт помощи со стороны;
3️⃣ спасатель бежит на помощь жертве, причём зачастую сам он — несчастен, потому что о других думает больше, чем о себе, и соответственно — не реализуется.

Пример 👇

На примере среднестатистической семьи:

  • агрессором может быть мама, которая, допустим, строго воспитывает ребёнка;
  • спасателем может быть отец, который, наоборот, слишком добр, мягок и уже перестал замечать, что малыш обнаглел;
  • сам малыш — жертва: он вырастает ленивым, беспомощным и с массой комплексов.

Родители при этом находятся в состоянии вечной войны, постоянно споря о методах воспитания.

Почему все продолжают этим заниматься? Что делать?

Дело в том, что жертва любит, что всё решают за неё. Спасатель получает удовольствие от того, что помог слабому. Агрессор любит ощущать себя в превосходящей позиции. Всем хорошо в такой ситуации, поэтому все продолжают играть в эту игру.

Ключ к свободе — осознанность 😊🙏

Начните замечать за собой — кто вы из этих трёх?
Если агрессор — снизьте уровень ожидания к другим людям и повысьте критичность к самому себе: жить можно и в мире, а близкие люди — не те, кто должен ходить у вас по струнке!
Если спасатель — прекратите лезть, куда не просят. Помогайте только по требованию и с учётом своих приоритетов и возможностей!
Если вы жертва — прекратите себя жалеть! Это не вас обижают, это вы решили обидеться! Вы не хотите брать ответственность за свою жизнь и принимать собственные решения!

Знайте: выйти из «токсичных отношений» можно самостоятельно! 
И первый шаг к решению проблемы — понять, что проблема существует ✊

ВАЖНО: недавно учёные доказали, что любовная зависимость может быть не менее пагубна, чем алкогольная или даже наркотическая. Подробнее —>

Ответим на ваши вопросы!
Звоните по номеру:

+7 (4712) 70-76-76

Нажимая, я соглашаюсь с условиями и политикой обработки персональных данных

Как нас найти

Остановка «Садовая улица»

Троллейбусы: № 1, 2, 3, 5, 8, 9.

Маршрутные такси: № 229, 248, 280.

1 Первый путь

Самый удобный ориентир — это магазин «Эконом» на улице Халтурина. Если встать к нему лицом и обойти слева, вы попадёте прямо к нам.

ВНИМАНИЕ! Вход в клинику не со двора дома

2 Второй путь

Выйдя на остановке «Ул. Садовая», необходимо повернуть на одноименную улицу и проследовать по ней до пересечения с улицей Семёновской. Затем надо повернуть направо и пройти к строению № 82.

Построить маршрут

Записаться
по телефону

Нажимая, я соглашаюсь с условиями и политикой обработки персональных данных

Записаться
на онлайн консультацию

Нажимая, я соглашаюсь с условиями и политикой обработки персональных данных

Запись на приём

Нажимая, я соглашаюсь с условиями и политикой обработки персональных данных

В двух словах: как избежать драматического треугольника

Когда конфликт возникает втроем, пора обратиться к драматическому треугольнику в наших взаимодействиях на рабочем месте.

В 1964 году д-р Эрик Берн, отец транзактного анализа, опубликовал книгу « игр, в которые играют люди: психология человеческих отношений».

Описанный писателем Куртом Воннегутом как «блестящий, забавный и ясный каталог психологических спектаклей, которые люди разыгрывают снова и снова», он представил концепцию «игр» Берна: повторяющиеся паттерны взаимодействия, основанные на правдоподобных легендах для прикрытия. скрывают скрытые, часто неосознанные мотивы.

Чтобы привести пример, первоначальным стимулом для концепции «игр» было признание Берна «Почему бы вам не — да, но», в котором игрок ворчит о проблеме и предлагает другим найти решения — отвергая каждое один по очереди. Как объяснил Берн, истинная цель состоит в том, чтобы «продемонстрировать, что никто не может дать им приемлемое предложение».

Ролевые силовые игры

Одной из коварных «игр», в которые обычно играют на рабочем месте, хотя и бессознательно, является «Треугольник драмы», описанный доктором Стивеном Карпманом, учеником Берна. Эта динамическая модель социального взаимодействия включает в себя три архетипических (дисфункциональных) персонажа — жертву, преследователя и спасателя — пойманных в непрекращающийся цикл конфликта и переключения между ролями без разрешения.

Их характеристики следующие:

  • Преследователь:   «Это все твоя вина!»  Злодей произведения: контролирующий, угнетающий, критический и превосходящий, чья сила выражается в агрессии.
  • Жертва:  «Бедный я!»  Пассивный и преследуемый аутсайдер , который чувствует себя безнадежным и бессильным и неспособным принимать решения, решать проблемы или получать удовольствие от жизни. Жертвы подсознательно ищут преследователей и спасателей, чтобы снять с себя ответственность за неудачи. Последние спасают положение, но увековечивают чувство беспомощности жертв.
  • Спасатель:  «Позвольте мне помочь вам!»  Классический герой: пособник, который чувствует себя виноватым, если не идет на помощь. Спасатели находят ценность в том, чтобы быть нужными другим, но на самом деле их действия — это избегание собственных проблем, а их вмешательство скорее наклеивает пластыри, чем устойчивые решения.

Преследователь перекликается с эго-состоянием «Критикующего Родителя» в транзакционном анализе Берна, в то время как Жертва напоминает «Адаптивного Ребенка». Динамика также может показаться знакомой, потому что сюжеты большинства романов, фильмов и телепрограмм основаны на драматическом треугольнике (классический вариант — «хороший полицейский, плохой полицейский»).

Пройди небольшой тест, чтобы узнать, какие роли ты обычно играешь в драматических треугольниках.

Перевоплощение через разные роли

Возникает дисфункциональный треугольник, когда один человек берет на себя роль жертвы или преследователя, побуждая других принимать симбиотические роли. У каждого из нас есть свои стартовые ворота (или привычная роль), в которые мы склонны впадать, инициируя конфликтную ситуацию или присоединяясь к ней, хотя ни одна из этих ролей на самом деле не является подлинной. Наш выбор по умолчанию восходит к идеям и убеждениям, которые мы сформировали о себе в раннем детстве; Драматический треугольник представляет собой ролевую игру, а не настоящее взаимодействие.

Роли не статичны: участники могут очень легко переключаться между преследователем, жертвой и спасателем, при этом изменение роли одного игрока провоцирует эволюцию всех трех.

Примером для офиса может быть:

Недовольный менеджер (стучит часами): «Спасибо, что снова опоздали, Крис. У нас сжатые сроки и нехватка персонала. Это довольно эгоистично». (Преследователь)

Покойный коллега:  «Мне очень жаль! Это была не моя вина сегодня; поезда задерживаются, и моя поездка на работу превращается в кошмар». (Жертва)

Недовольный менеджер:  «Ага, я смотрю, вы успели попить кофе по дороге?» (Преследователь)

Коллега:  «Честно говоря, поезда сегодня утром были ужасными, и я могу помочь с дополнительной работой». (Спасатель) «В любом случае, для вас все в порядке, вы можете заехать – в отличие от большинства из нас». (переходит к Преследователю)

Недовольный менеджер:  «Да, хорошо, я выделил парковку, но у меня болит спина, поэтому я не могу далеко ходить; Я знаю, что другие люди возмущены этим». (переходит к Жертве)

Покойный коллега:  «Никто не держит это против вас! В любом случае, ты проработал здесь дольше всех. (переходит к Спасателю)

Коллега:  «Ну, у меня тоже болит спина; Я бы хотел, чтобы кто-нибудь занялся выделенной парковкой для большего числа из нас, я ненавижу садиться на поезд». (переходит к Жертве)

Здесь спасатель превращается в преследователя, меняя динамику, которая потом меняется и снова меняется.

Обратите внимание, что это также может быть короткий переход от жертвы к преследователю — роли — это две стороны одной медали. Литературный пример можно найти в пьесе Артура Миллера «Горнило », действие которой происходит во время Салемского суда над ведьмами в 1692 году, в результате которого 19 человек были повешены, а многие другие заключены в тюрьму.

Инсценировка Миллера показывает, как молодая женщина, Эбигейл Уильямс (пойманная за участием в суеверных обрядах), отклоняет обвинения в колдовстве, обвиняя окружающих, быстро превращаясь из жертвы в безжалостного угнетателя. На протяжении всей пьесы мы видим, как меняется динамика, поскольку другие обвиняются и следуют примеру Эбигейл, ложно обвиняя своих сверстников, чтобы спасти свою собственную шкуру.

Схема нарушается только тогда, когда меньшинство жертв полностью выходит из драматического треугольника, отказываясь лгать, признавая свою вину или указывая пальцем на других. Например, восьмидесятилетний Джайлс Кори, которого пытают под тяжелыми камнями, призывает «больше веса», а не брать на себя роль гонителя.

Опасности жертвы 

Хотя преследование других явно негативно, действия из состояния жертвы могут быть столь же разрушительными. Жертвы, как правило, имеют внешний локус контроля (как правило, полагая, что их успехи или неудачи являются результатом факторов, находящихся вне их контроля, таких как удача, судьба, обстоятельства, несправедливость или предвзятость), и фиксированное мышление, а не рост. Те, кто играет роль жертвы, могут избегать сложных ситуаций, идти на риск и нововведения любого рода, занимать оборонительную позицию, когда оспаривают их собственное поведение.

Вместо того чтобы размышлять, учиться и развиваться, жертвы часто бесполезно размышляют о своих мыслях, чувствах и статусе; однако, чтобы помочь, а не навредить, размышление должно принести «понимание», которое связано с большим чувством автономии, мастерства, цели и самопринятия.

Принятие «мышления жертвы» может также привести к «черно-белому мышлению». Это снижает наше сопереживание чужой боли и страданиям, ведет к моральному элитаризму («я всегда прав»), огульной характеристике «преследователей» как «злых грешников» и оправданию преследования других. Легитимация агрессии по отношению к преследователям. превращает жертв в преследователей, продолжая описанный выше цикл9.0005

Это стоит иметь в виду в эпоху онлайн-позора и дебатов вокруг нашей предполагаемой «культуры отмены».

От драмы к расширению возможностей

Выход из драматического треугольника включает переворачивание его с ног на голову путем создания положительного варианта и работы из состояния «присутствия» в качестве лидера.

В 1990 году Эйси Чой создал Треугольник победителя , основанный на взрослых характеристиках , которые мы все можем развить, чтобы бросить вызов классическим ролям Драматического треугольника. В модели Чоя:

Преследователи  используют свою  напористость  , чтобы предложить конструктивный вызов, чтобы помочь другим развиваться.

Спасатели  показывают свою заботливую  сторону, слушая других и помогая им найти свой собственный путь.

Жертвы принимают свою уязвимость  и понимают, что у них тоже есть свобода действий. Они берут на себя ответственность и решают проблемы.

Сила Треугольника расширения прав и возможностей TED определяет новые взрослые роли на основе схожих характеристик: 

Преследователь становится Претендентом .

Спасатель становится тренером .

Жертва становится Создателем .

Борьба с драматическим треугольником предполагает принятие ответственности за свое положение без утверждения власти над другими; ведут себя, с точки зрения транзакционного анализа, как «Взрослые».

На практике это означает стать более самосознательными, выявлять закономерности во взаимодействиях и менять свою собственную роль в них, побуждая других делать то же самое; как и в дисфункциональных треугольниках, изменение роли одного игрока может спровоцировать изменение всех трех.

Претендент Треугольника Силы превращается из жесткого и критичного преследователя в «твердого, но справедливого». В этой роли они конструктивно решают проблемы, проявляя напористость, а не агрессию, и излагают последствия негативного поведения. Это позволяет другой стороне сохранять самоуважение и ответственность за свои действия.

Сдвиг ставит жертву в новую роль решателя и создателя проблем, активно и позитивно реагируя на проблемы. В этом их поддерживает спасатель, который делает шаг назад, чтобы стать учителем или тренером, вооружая «творца» для самостоятельного решения проблем. Это дает спасателю время подумать о любых собственных проблемах, которых он, возможно, избегает.

Превратив драму в возможность расширения прав и возможностей, тот же разговор в офисе может вестись примерно так: 

Разочарованный менеджер (хочет изменить поведение): «Крис, нам нужно поговорить о том, что вы часто опаздывает на работу. Вы знаете, что мы заняты, и это просто несправедливо по отношению ко всем остальным». (Челленджер)

Покойный коллега:  «Мне очень жаль. У меня были некоторые проблемы дома, и мне трудно выходить из дома вовремя, но я думаю о том, как внести изменения». (Создатель)

Разочарованный менеджер:  «Хорошо, давайте забронируем через некоторое время, чтобы обсудить некоторые возможные решения.» (Челленджер)

Коллега:  «Крис, может быть, стоит поискать выделенную парковку? Тогда вы могли бы подъехать, а не делать конкретный поезд? (Тренер)

«А разве мы не говорили о потенциальном введении основных часов, с гибким временем начала и окончания, а также с периодической домашней работой? Что случилось с этой идеей?» (переходит на Челленджер)

Разочарованный менеджер:  «Да, я признаю, что увяз в других вещах, но я снова подниму этот вопрос перед советом директоров на нашей следующей встрече». (переходит к Создателю)

Покойный коллега:  «Я обязательно проверю ситуацию с парковкой. Я мог бы помочь вам организовать опрос об основных часах, если это поможет доказать это? (Создатель переходит на Coach)

Коллега: «Хорошая идея. Я наименее технарь, так что нам не помешало бы ваше мнение по этому поводу». (переходит к Создателю)

Пресекать драматические треугольники в зародыше — непростая задача, особенно там, где их инициируют другие. Однако, научившись менять свои собственные роли и реакции, мы можем влиять на действия наших коллег, поощряя более продуктивные паттерны во всех отношениях.

Как отмечает профессор Гарвардской школы бизнеса Розабет Мосс Кантер: «Лидеры являются более сильными образцами для подражания, когда они учатся, чем когда они учат».

 

Проверьте свое понимание

  • Опишите драматический треугольник Карпмана и различные роли, которые играют в нем люди.
  • Опишите, как мы можем превратить это в модель расширения возможностей, адаптировав роли.

Что это значит для вас?

  • Пройдите викторину «Треугольник драмы», чтобы узнать свою роль по умолчанию.
  • Подумайте о драматических треугольниках на работе и о том, как вы можете адаптировать свою роль в них, чтобы сделать взаимодействие более конструктивным.

 

Загрузите викторину «Драматический треугольник» здесь и в оттенках серого здесь.

 

Зарегистрируйтесь для получения информации и обновлений или реализуйте одну из наших программ лидерства, финансируемых за счет налогов, нажав на кнопки ниже.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить информацию

Откройте для себя нашу Программу трансформационного лидерства

Объяснение драматического треугольника — Племя лидерства США

Драматический треугольник был впервые описан Стивеном Карпманом в 1960-х годах. Это модель дисфункциональных социальных взаимодействий, иллюстрирующая силовую игру, в которой участвуют три роли: Жертва, Спасатель и Преследователь, каждая роль представляет собой обычный и неэффективный ответ на конфликт.

Путешествие по треугольнику можно совершить как с самим собой, так и с кем-то еще, например, с супругом, ребенком, коллегой и т. д. Большинство из нас неврологически запрограммировано играть эти три роли, и мы сознательно или бессознательно выбираем одну роль в конкретном контексте.

От обучения Agile до обучения Scrum, организационного коучинга и коучинга лидерства. Узнайте, как Leadership Tribe может работать с вашей командой.

Объяснение трех ролей  

В драматическом треугольнике каждый игрок в определенной игре разума начинает с того, что берет на себя одну из трех типичных ролей:

  • Жертва — «Бедняжка».

Жертвы часто чувствуют себя жертвами, пойманными в ловушку, беспомощными и безнадежными. Они думают, что находятся во власти жизни. Они не желают брать на себя ответственность за свои нежелательные обстоятельства и не думают, что в их силах изменить свою жизнь.

Жертвы считают себя бессильными или некомпетентными и обвиняют Преследователей (могут быть другие люди или конкретная ситуация). Они всегда ищут Спасателей, которые решат проблему за них. Если Жертвы будут продолжать оставаться в «удрученном» состоянии, это помешает им принимать решения, решать проблемы, изменять текущее состояние или ощущать какое-либо удовлетворение или достижение.

  • Спасатель – «Позвольте мне помочь вам».  

Спасатели постоянно вмешиваются от имени Жертв и пытаются спасти Жертв от предполагаемого вреда. Они чувствуют вину за то, что стоят в стороне и «наблюдают, как люди тонут».

Спасатели могут иметь все благие намерения и стремиться «помочь» другим людям по мере необходимости. Они не понимают, что, предлагая Жертвам краткосрочные решения, они делают Жертв зависимыми и пренебрегают своими собственными потребностями. Вот почему Спасатели часто испытывают давление, усталость и могут не иметь времени для завершения своих собственных задач, поскольку они заняты тушением пожаров для Жертв, когда они возникают!

  • Преследователь – «Это все твоя вина».  

Преследователи похожи на «Критически настроенных родителей», которые строги, тверды и устанавливают границы. Они склонны думать, что должны победить любой ценой.

Преследователи обвиняют Жертв и критикуют поведение Спасателей, не предоставляя соответствующих указаний, помощи или решения проблемы. Они критичны и умеют придираться, контролируют с порядком и жесткостью. Они угнетают Жертв и иногда могут быть хулиганами.

Вы жертва, спасатель или преследователь?

Теперь вы знаете о драматическом треугольнике и ролях в треугольной обстановке. Так вы жертва, спаситель или преследователь?

Если вы человек, есть вероятность, что вы можете видеть себя или других, как все три в разных сценариях.

Важно отметить, что игроки в драматическом треугольнике могут меняться ролями во время интеллектуальной игры, и если кто-то в этом треугольнике меняет роли, две другие роли также меняются.

Пример  

Ниже приведен вымышленный пример, демонстрирующий драматический треугольник в движении и то, как игроки переходят от одной роли треугольника к другой.

Оценка:  Алекс, отчет о статусе программы должен быть готов сегодня в полдень. Не могли бы вы отправить его мне как можно скорее? (P) 

Алекс:  Дох! Я еще не делал этого, я не был уверен, что требуется, и я был перегружен другими приоритетами моей программы. (В)

Оценка:  Запрос и шаблон отчета были отправлены вам на прошлой неделе. Если вы не были уверены в требовании, то почему не спросили? (P) 

Алекс:  Я был перегружен, и у меня не было возможности. (V) 

Оценка:  Сейчас уже 10 утра, не могли бы вы быстро что-нибудь сделать для своей программы? (P) 

Кейт:  Марк, какая информация вам нужна от нашей программы? (R) 

Оценка:  Стандарт – статус программы RAG, основные моменты программы, основные риски и проблемы, этапы и зависимости. (Р)

Кейт:  Мы уже подготовили несколько программных отчетов для портфолио. Разве вы не можете просто настроить информацию, чтобы получить то, что вам нужно? (P) 

Оценка:  Вы знаете, сколько обновлений программы мне нужно собрать для обновлений портфеля? (V) 

Алекс:  Честно говоря, я думаю, что отчет о состоянии — это излишество! (P) 

Кейт:  Неважно, дайте мне полчаса. Я обновлю отчет о состоянии и отправлю его. (Р)  

И разговор можно продолжать до бесконечности, таковы и шансы ролей.

Побег из драматического треугольника  

Как видно из вышеприведенного примера, хотя треугольная ролевая игра не так уж и плоха, она может привести к трениям и конфликтам и нанести ущерб вовлеченным людям. В своем следующем блоге я собираюсь кратко обсудить, как мы можем избежать драматического треугольника.

Узнайте больше о самосознании, эмоциональном интеллекте, создании психологической безопасности, задавании важных вопросов и профессиональных навыках коучинга в нашем онлайн-курсе ICAgile Certified Agile Coaching.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *