Рациональное сознание это – § 3. Рациональная и идеологическая размерности сознания. Введение в социальную философию: Учебник для вузов

Рациональное (научное) сознание — Илья Латыпов — LiveJournal

За последнюю неделю я столько раз сталкивался с удивительной иррациональностью, с отказом от разума, что в голове уже второй день вертится «сон разума рождает чудовищ» (один из примеров — в предыдущем посте). Так что в конце концов собрался написать о третьей разновидности общественного сознания  (после мифологического и религиозного), которую справедливее было бы назвать видом индивидуального сознания.


Рациональное сознание — самое молодое и слабо распространенное в современном мире (но в прошлом его было еще меньше), поэтому оно еще даже не стало общественным, оставаясь уделом относительно немногочисленных групп или вовсе одиночек.  Слово «рациональное» здесь не очень точно, т.к. «рацио» обычно противопоставляется «эмоцио», тогда как в этом типе сознания такого противостояния нет. Хорошо подходит слово «разум», понимаемое мною как сочетание рациональных (интеллектуальных, когнитивных) и эмоциональных процессов, обеспечивающих познание мира и взаимодействие с ним.  Можно было бы говорить о «разумном сознании», но уж больно коряво и странно звучит, на мой взгляд. Так что остановлюсь на рациональном, тем более, что интеллект в рациональном сознании играет значительно большую роль, чем в мифологическом или религиозном (в которых на первых ролях неизменно — эмоции). Синонимом выступает «научное сознание».

Рациональное сознание сильно отличается от родственных друг другу мифологии и религии. Науку — производное из рационального способа осознания мира и себя в этом мире — невозможно без вреда для нее соединить с религией (в этом я совершенно уверен), слишком уж отличаются способы миропознания. Итак, какова картина мира сквозь призму рационализма?

1. Неполнота и фрагментарность картины мира.

Существует понимание ограниченности своих знаний о мире и о себе. Если человек мифологического сознания всегда может придумать объяснение любым событиям и явлениям этого мира, если религиозный человек то, что он не понимает, может объяснить через волю Бога или чудо, то носителям рационального сознания приходится мириться с тревогой неопределенности. Незнание напрягает, пугает, заставляет искать какие-нибудь объяснения тому, что происходит в этом мире. Пусть даже эти объяснения будут причудливы, ни на чем не обоснованы — зато они будут, и экзистенциальная тревога снижается. Человеку рационального сознания приходится набираться мужества и говорить: «я не знаю». Причем это говорить не только самому себе, но и тому, кто заявляет, что у него есть все ответы, и их можно прочитать в какой-нибудь священной книге, или услышать у какого-то гуру… Говорить «я не знаю», даже с учетом того, что после этих слов от тебя могут отвернуться те, кто жаждет услышать ответы (и чаще всего — отворачиваются).

Оборотной стороной является то, что «я знаю» подкрепляется фактами реальности. В науке разработаны различные способы проверки достоверности — как раз для того, чтобы это «я знаю» контактировало с реальностью, а не с фантазией или желанием верить. Из этого не следует, что рациональное сознание избегает веры во что-либо (то есть принятия без достаточных оснований). Но она не играет такой фундаментальной роли, как в других типах сознания.

2. Отсутствие идеи доступности истины.

Истина существует, и суть рационального сознания — ее поиск. Другое дело, что мы не можем быть на 100% уверены, что то, что мы знаем, всецело и полностью отражает реальное положение дел. Сомнение — еще одна характеристика рационализма, отягощающая жизнь своим носителям. «Я мыслю — следовательно, существую» — эта непонятная многим идея Декарта вытекает из другой его идеи — все следует подвергать сомнению, даже собственное существование (вдруг мы снимся кому-нибудь, и то, что нас окружает — лишь сон?) Невозможно все время быть в сомнениях, поэтому на помощь приходит все та же вера плюс идея о приближении к реальности. Да, мы не можем знать что-либо на 100%, но можем приблизиться к истине настолько близко, что оставшимися несколькими процентами незнания можно временно пренебречь. Земля имеет форму шара — утверждение не истинное (по нынешнему состоянию дел), но близкое к этому.

Человек рационального сознания отказывается от идеи адекватности своего восприятия мира. Наши органы чувств несовершенны, их можно обмануть. Поэтому не стоит слишком верить себе — имеет смысл периодически «тестировать реальность» — проверять, насколько мои представления о том, что происходит, подтверждаются. Если речь идет о внешнем мире — то ищем факты, проверяем их и так далее. Физик ставит эксперимент. Историк ищет первоисточник (первоисточник, а не перепев!) той или иной информации, проверяет ее, прибегая к помощи археологии, вспомогательных исторических дисциплин (их множество) и к другим наукам, которые могут приблизить его к пониманию того, что было. Психолог… С психологом сложнее, так как он имеет дело не с объективным миром (пусть и не до конца доступным нам), а с субъективным — своим собственным и с миром другого человека. Тем не менее, и здесь работает тот же принцип — проверяй свои фантазии и предположения относительно другого человека, и интерпретируя его поступки, не забывай о собственных ограничениях (предрассудках, искажениях восприятия и так далее). Еще лучше — когда есть еще кто-то (например, супервизор или члены терапевтической группы), и тогда можно сопоставить собственное видение с видением других.

Идея о том, что нет истины, а есть точки зрения — не является рациональной, она относится к мифологическому миру. Рациональность подсказывает: из нескольких взаимоисключающих точек зрения верной будет, скорее всего, одна. Ключевое слово здесь — «скорее всего». Дискуссии возможны и нужны. Различные точки зрения — это НОРМАЛЬНО для рационального сознания, разногласия, например, у ученых — это скорее норма, чем отклонение. Данное обстоятельство совершенно не могут принять люди с мифологическим или религиозным мировоззрением. Для религиозного человека, воспитанного в парадигме «все ответы уже есть и они записаны… сказаны… там-то  и там-то» разногласия рационалистов — признак их слабости. Для мифологического человека непонятным будет настойчивое стремление ученых определить, какая же из точек зрения ближе к истине (так как свойство мифологии — невозмутимо смешивать в сознании взаимоисключающие вещи). И уж точно скандальным выглядит то, что рациональные люди могут менять свою точку зрения (а в науке те или иные теории, казавшиеся незыблемыми, опровергаются или уточняются). Это происходит тяжело и зачастую требует немалого человеческого мужества — все мы люди — но это возможно. И даже должно.

3. Относительность морально-этических понятий.

Здесь рациональное сознание удивительным образом близко к мифологическому. Абсолютной морали нет, каждой эпохе соответствует свое представление о том, что можно, а что нельзя. Свойство рационального сознания сомневаться и подвергать догмы пересмотру распространяется и на мораль с нравственностью. Главным критерием здесь становится не «предки завещали» (мифология) и не «так велел Господь» (религия), а соображения разума. Конкретные доводы «за» или «против», интеллектуальные эксперименты и т.п. (подробнее о морали с позиции рационализма — здесь, здесь и здесь).

4. Историчность.

Историчность — способность видеть явления и факты в их развитии, устанавливать причинно-следственные связи. Мир, окружающий нас, не возник внезапно, он имеет свою историю. Человек, с которым я общаюсь — тоже имеет свою историю личных трагедий и побед, наложивших отпечаток на то, какой он есть сейчас. Мифология внеисторична полностью, для нее характерна идея вечно повторяющегося цикла «созидание-разрушение». Религия неисторична, потому что ее история — уже написана, она имеет начало и нам уже известен конец (чем все это закончится). Радикальные креационисты (сторонники теории сотворения Земли) и вовсе утверждают .что мир был создан 6000 лет назад — причем сразу со всеми ископаемыми костями и следами древней истории планеты Земля… Рациональное восприятие мира — это восприятие мира изменяющегося, но эти перемены происходят по своим законам. Ничто не берется «из ниоткуда» или «внезапно», у всего есть причина, и то, что происходит — последствие взаимовлияния множества факторов. «Так получилось» или «такова Его воля» в мире разумного осознания не существуют. «Что», «как», «почему» и «зачем» — главные вопросы, которые задает человек ищущий этому миру, другим людям и самому себе…

Наш мир дышит историей. Наши тела — от генов до костей — это история миллионов лет эволюции, со всеми ее несуразицами, гениальными находками и смертельно опасными ошибками. Окружающий ландшафт формировался миллиарды лет, и этот процесс вечен, он не закончится, пока существует Земля. Отсутствие вечного, неизменного, незыблемого; текучесть и изменчивость мироздания — еще одна тревожная новость от рационального осознания мира.

Вспоминаю дискуссию с одной верующей девушкой. На вопрос о том, почему животный мир построен на бесконечных убийствах (пищевая цепочка) и причинениях страданий (паразиты, вирусы, бактерии…), девушка ответила: «После грехопадения Адама и Евы все животные изменились, неся на себе последствия греха». В таком мировоззрении нет истории, нет попытки увидеть мир в развитии. Есть только чудо — и в одно мгновение травоядный лев становится хищником… А из лягушки рождается мышь…

В общем, человек с доминирующим рациональным сознанием живет в мире неопределенности, в котором нет места абсолютной, категорической уверенности; в мире, которой мчится куда-то в неизвестность, который развивается, оставляя следы прошлого, подтверждающих то, что «ничто не вечно под луной». Чтобы осознавать мир через эту призму, требуется мужество, и немалое. Но именно она, эта призма, приближает нас к пониманию того, «как есть на самом деле», давая возможность реально брать судьбу в свои руки — пусть и с пониманием всех ограниченностей собственного существования.  Рациональное сознание — тонкая пленка над океаном бушующего мифолого-религиозного мира, который скрыт в каждом из нас, поэтому в чистом оно не существует. Но как же мне хочется, чтобы разум иногда все-таки пробуждался, и чудовищ в этом мире становилось немного меньше.

Рациональное сознание | Успех в Жизни

Для наиболее продуктивной работы сознания потребуется гармонично объединить усилия нашей интуиции и рационального сознания для того, чтобы исключить пересечение их функций. И рационализм, и интуиция необходимы нам как две половинки единого целого, подобно
Инь и Ян. Рациональное сознание работает с фактами и реальной ситуацией, с причинами и следствием, помогает нам принимать решение и производить необходимые действия, основываясь на наших желаниях. При этом мы отказываемся задействовать интуицию, которая кажется нам не слишком нужной в реалиях окружающего мира.

Заметьте, однако, что отказ от интуиции для принятия рациональных решений является путем единственно верным, поскольку интуитивные решения, хотя и оказываются верными, тем не менее, частенько могут казаться абсурдными. У каждого из нас присутствуют как интуитивные, так и рациональные свойства сознания, однако у людей современных гораздо сильней развиты именно логическая и рациональная части сознания. Впрочем, мы все прилагаем усилия для того, чтобы столь же широко использовать свои интуитивные способности, и это вполне возможно, да и достаточно легко сделать, если прибегать к услугам интуиции как можно чаще.

Итак, интуицию мы пускаем в ход тогда, когда пасует логика и рациональное решение проблемы так и не находится, несмотря на все усилия. Здесь можно вспомнить слова Ральфа Валдо Трайна, который говорил, что в тот момент, когда мы теряемся, и понятия не имеем, каким путем следовать, то причина этого в нас самих. И если причина только в нас, то и исправить возникшую неестественную ситуацию можем именно мы.

Надо сказать, что не только отдельно взятые личности, но и целые компании и производства начинают вспоминать неоспоримый факт, что новые идеи способствуют продвижению вперед. Идеи необходимы всем, точно так же, как необходимы планы, являющиеся центральной частью компании или же стальным стержнем отдельной личности. Однако зачастую руководители компаний оказываются закостенелыми или же глухими к новшествам, не имея по этой причине возможностей правильной оценки ситуации, хотя, конечно, частенько в подобной ситуации оказывается виноватой политика фирмы.

У компаний то и дело возникают проблемы, требующие решений путем внедрения новых идей и концепций. Тем не менее, они не в состоянии бороться за место под солнцем, поскольку их интуитивный порог близок к нулю, а сознание закрыто на замок разумными доводами. В конечном итоге абсолютно ничего не меняется, а время оказывается потраченным попусту.

Рациональное (научное) сознание: redjit — LiveJournal

За последнюю неделю я столько раз сталкивался с удивительной иррациональностью, с отказом от разума, что в голове уже второй день вертится «сон разума рождает чудовищ» (один из примеров — в предыдущем посте). Так что в конце концов собрался написать о третьей разновидности общественного сознания  (после мифологического и религиозного), которую справедливее было бы назвать видом индивидуального сознания.


Рациональное сознание — самое молодое и слабо распространенное в современном мире (но в прошлом его было еще меньше), поэтому оно еще даже не стало общественным, оставаясь уделом относительно немногочисленных групп или вовсе одиночек.  Слово «рациональное» здесь не очень точно, т.к. «рацио» обычно противопоставляется «эмоцио», тогда как в этом типе сознания такого противостояния нет. Хорошо подходит слово «разум», понимаемое мною как сочетание рациональных (интеллектуальных, когнитивных) и эмоциональных процессов, обеспечивающих познание мира и взаимодействие с ним.  Можно было бы говорить о «разумном сознании», но уж больно коряво и странно звучит, на мой взгляд. Так что остановлюсь на рациональном, тем более, что интеллект в рациональном сознании играет значительно большую роль, чем в мифологическом или религиозном (в которых на первых ролях неизменно — эмоции). Синонимом выступает «научное сознание».

Рациональное сознание сильно отличается от родственных друг другу мифологии и религии. Науку — производное из рационального способа осознания мира и себя в этом мире — невозможно без вреда для нее соединить с религией (в этом я совершенно уверен), слишком уж отличаются способы миропознания. Итак, какова картина мира сквозь призму рационализма?

1. Неполнота и фрагментарность картины мира.

Существует понимание ограниченности своих знаний о мире и о себе. Если человек мифологического сознания всегда может придумать объяснение любым событиям и явлениям этого мира, если религиозный человек то, что он не понимает, может объяснить через волю Бога или чудо, то носителям рационального сознания приходится мириться с тревогой неопределенности. Незнание напрягает, пугает, заставляет искать какие-нибудь объяснения тому, что происходит в этом мире. Пусть даже эти объяснения будут причудливы, ни на чем не обоснованы — зато они будут, и экзистенциальная тревога снижается. Человеку рационального сознания приходится набираться мужества и говорить: «я не знаю». Причем это говорить не только самому себе, но и тому, кто заявляет, что у него есть все ответы, и их можно прочитать в какой-нибудь священной книге, или услышать у какого-то гуру… Говорить «я не знаю», даже с учетом того, что после этих слов от тебя могут отвернуться те, кто жаждет услышать ответы (и чаще всего — отворачиваются).

Оборотной стороной является то, что «я знаю» подкрепляется фактами реальности. В науке разработаны различные способы проверки достоверности — как раз для того, чтобы это «я знаю» контактировало с реальностью, а не с фантазией или желанием верить. Из этого не следует, что рациональное сознание избегает веры во что-либо (то есть принятия без достаточных оснований). Но она не играет такой фундаментальной роли, как в других типах сознания.

2. Отсутствие идеи доступности истины.

Истина существует, и суть рационального сознания — ее поиск. Другое дело, что мы не можем быть на 100% уверены, что то, что мы знаем, всецело и полностью отражает реальное положение дел. Сомнение — еще одна характеристика рационализма, отягощающая жизнь своим носителям. «Я мыслю — следовательно, существую» — эта непонятная многим идея Декарта вытекает из другой его идеи — все следует подвергать сомнению, даже собственное существование (вдруг мы снимся кому-нибудь, и то, что нас окружает — лишь сон?) Невозможно все время быть в сомнениях, поэтому на помощь приходит все та же вера плюс идея о приближении к реальности. Да, мы не можем знать что-либо на 100%, но можем приблизиться к истине настолько близко, что оставшимися несколькими процентами незнания можно временно пренебречь. Земля имеет форму шара — утверждение не истинное (по нынешнему состоянию дел), но близкое к этому.

Человек рационального сознания отказывается от идеи адекватности своего восприятия мира. Наши органы чувств несовершенны, их можно обмануть. Поэтому не стоит слишком верить себе — имеет смысл периодически «тестировать реальность» — проверять, насколько мои представления о том, что происходит, подтверждаются. Если речь идет о внешнем мире — то ищем факты, проверяем их и так далее. Физик ставит эксперимент. Историк ищет первоисточник (первоисточник, а не перепев!) той или иной информации, проверяет ее, прибегая к помощи археологии, вспомогательных исторических дисциплин (их множество) и к другим наукам, которые могут приблизить его к пониманию того, что было. Психолог… С психологом сложнее, так как он имеет дело не с объективным миром (пусть и не до конца доступным нам), а с субъективным — своим собственным и с миром другого человека. Тем не менее, и здесь работает тот же принцип — проверяй свои фантазии и предположения относительно другого человека, и интерпретируя его поступки, не забывай о собственных ограничениях (предрассудках, искажениях восприятия и так далее). Еще лучше — когда есть еще кто-то (например, супервизор или члены терапевтической группы), и тогда можно сопоставить собственное видение с видением других.

Идея о том, что нет истины, а есть точки зрения — не является рациональной, она относится к мифологическому миру. Рациональность подсказывает: из нескольких взаимоисключающих точек зрения верной будет, скорее всего, одна. Ключевое слово здесь — «скорее всего». Дискуссии возможны и нужны. Различные точки зрения — это НОРМАЛЬНО для рационального сознания, разногласия, например, у ученых — это скорее норма, чем отклонение. Данное обстоятельство совершенно не могут принять люди с мифологическим или религиозным мировоззрением. Для религиозного человека, воспитанного в парадигме «все ответы уже есть и они записаны… сказаны… там-то  и там-то» разногласия рационалистов — признак их слабости. Для мифологического человека непонятным будет настойчивое стремление ученых определить, какая же из точек зрения ближе к истине (так как свойство мифологии — невозмутимо смешивать в сознании взаимоисключающие вещи). И уж точно скандальным выглядит то, что рациональные люди могут менять свою точку зрения (а в науке те или иные теории, казавшиеся незыблемыми, опровергаются или уточняются). Это происходит тяжело и зачастую требует немалого человеческого мужества — все мы люди — но это возможно. И даже должно.

3. Относительность морально-этических понятий.

Здесь рациональное сознание удивительным образом близко к мифологическому. Абсолютной морали нет, каждой эпохе соответствует свое представление о том, что можно, а что нельзя. Свойство рационального сознания сомневаться и подвергать догмы пересмотру распространяется и на мораль с нравственностью. Главным критерием здесь становится не «предки завещали» (мифология) и не «так велел Господь» (религия), а соображения разума. Конкретные доводы «за» или «против», интеллектуальные эксперименты и т.п. (подробнее о морали с позиции рационализма — здесь, здесь и здесь).

4. Историчность.

Историчность — способность видеть явления и факты в их развитии, устанавливать причинно-следственные связи. Мир, окружающий нас, не возник внезапно, он имеет свою историю. Человек, с которым я общаюсь — тоже имеет свою историю личных трагедий и побед, наложивших отпечаток на то, какой он есть сейчас. Мифология внеисторична полностью, для нее характерна идея вечно повторяющегося цикла «созидание-разрушение». Религия неисторична, потому что ее история — уже написана, она имеет начало и нам уже известен конец (чем все это закончится). Радикальные креационисты (сторонники теории сотворения Земли) и вовсе утверждают .что мир был создан 6000 лет назад — причем сразу со всеми ископаемыми костями и следами древней истории планеты Земля… Рациональное восприятие мира — это восприятие мира изменяющегося, но эти перемены происходят по своим законам. Ничто не берется «из ниоткуда» или «внезапно», у всего есть причина, и то, что происходит — последствие взаимовлияния множества факторов. «Так получилось» или «такова Его воля» в мире разумного осознания не существуют. «Что», «как», «почему» и «зачем» — главные вопросы, которые задает человек ищущий этому миру, другим людям и самому себе…

Наш мир дышит историей. Наши тела — от генов до костей — это история миллионов лет эволюции, со всеми ее несуразицами, гениальными находками и смертельно опасными ошибками. Окружающий ландшафт формировался миллиарды лет, и этот процесс вечен, он не закончится, пока существует Земля. Отсутствие вечного, неизменного, незыблемого; текучесть и изменчивость мироздания — еще одна тревожная новость от рационального осознания мира.

Вспоминаю дискуссию с одной верующей девушкой. На вопрос о том, почему животный мир построен на бесконечных убийствах (пищевая цепочка) и причинениях страданий (паразиты, вирусы, бактерии…), девушка ответила: «После грехопадения Адама и Евы все животные изменились, неся на себе последствия греха». В таком мировоззрении нет истории, нет попытки увидеть мир в развитии. Есть только чудо — и в одно мгновение травоядный лев становится хищником… А из лягушки рождается мышь…

В общем, человек с доминирующим рациональным сознанием живет в мире неопределенности, в котором нет места абсолютной, категорической уверенности; в мире, которой мчится куда-то в неизвестность, который развивается, оставляя следы прошлого, подтверждающих то, что «ничто не вечно под луной». Чтобы осознавать мир через эту призму, требуется мужество, и немалое. Но именно она, эта призма, приближает нас к пониманию того, «как есть на самом деле», давая возможность реально брать судьбу в свои руки — пусть и с пониманием всех ограниченностей собственного существования.  Рациональное сознание — тонкая пленка над океаном бушующего мифолого-религиозного мира, который скрыт в каждом из нас, поэтому в чистом оно не существует. Но как же мне хочется, чтобы разум иногда все-таки пробуждался, и чудовищ в этом мире становилось немного меньше.

Сознание — Википедия

Созна́ние — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события[1].

Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле[2]. Так, например, с точки зрения теории отражения сознание в широком смысле — это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле — «высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счёт рефлексии»[3].

В Большом энциклопедическом словаре (2000) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности».

Проблема того, чем же является сознание, каковы его рамки и в чём же смысл существования данного термина, выступает предметом исследования философии сознания, психологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме людей; может ли существовать нечеловеческое сознание и как можно определить его наличие; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

Воспринимая какую-нибудь вещь, вспоминая событие, восхищаясь произведением искусства или стремясь к реализации какой-то цели, субъект может не знать о своей психической жизни, которая является условием возможности этих его действий или состояний. Эту психическую жизнь делает доступной рефлексивный поворот взгляда, осуществление внутреннего восприятия. То, что открывается благодаря рефлексии, имеет общее свойство — быть сознанием чего-то, сознанием, в котором что-то осознаётся. Так, в восприятии нечто воспринимается, в воспоминании — о чём-то вспоминается, и то же относится к боязни чего-то, любви к чему-то и т. д. Это свойство обозначают как интенциональность.

Сознание есть интуитивный акт человеческого «я» относительно самого себя, после которого пережитое входит в память, и вместе с тем различение «я» от «не я», от окружающего мира. Сознание есть единство «я» и различие его от «не я».

Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его… мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его.

В философии сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), а фундаментальный

способ, каким человек соотнесён со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда[источник не указан 1156 дней], не может ни начаться[источник не указан 1156 дней], ни прекратиться[источник не указан 1156 дней], не может исчезнуть[источник не указан 1156 дней], точно так же как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно[источник не указан 1774 дня]. Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесённости сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно рассматривать сознание самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность).

Но сознание есть не только способность

соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле сознание само есть некоторая соотнесённость, раздвоенность, разделённость внутри себя. Об этом говорят, что сознание интенционально (Гуссерль). Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то]. Более того, философия пытается обосновать тот вывод, что такая природа сознания конституирует саму разделённость между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определённый опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом, и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому в философии иногда из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект (со)знаёт объект. В то же время термин «сознание» в философии не употребляют, когда речь идёт о движении «внутри» мышления, а не собственно о соотнесённости с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром сознание теряет своё самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности, и как сам субъект этой деятельности. Однако при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент — как опыт возможной соотнесённости с миром.

Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром, и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость

[источник не указан 1156 дней]. Разум как самосознающий[источник не указан 1156 дней] рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

В западной философии[править | править код]

Дуализм[править | править код]

Дуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

Дуализм души и тела — точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что даёт ей доступ к абсолютной истине мира идей.

Из современных представителей дуализма можно отметить Дэвида Чалмерса. Называя свою позицию натуралистическим дуализмом, он настаивает на нефизической природе сознательного опыта, который несводим к физическим свойствам, хотя и зависит от последних согласно законам природы. Психофизические законы полагаются Чалмерсом естественным дополнением к физическим законам и принципам[4].

Логический бихевиоризм[править | править код]

Логический бихевиоризм — теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию (расположение) к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов, как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

Идеализм[править | править код]

Идеализм — это теория, согласно которой сознание первично. Субъективный идеализм отрицает существование независимой от сознания реальности. Субъективные идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».

Материализм[править | править код]

Материализм — течение в философии, которое в качестве первичной признаёт материальную субстанцию[5]. Сознание описывается материалистами[какими?] как свойство высокоорганизованной материи. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других. См. также Картезианский театр.

Обращаясь к истории, проф. И. Кальной и Ю. А. Сандулов отмечают: движущую силу развития французские материалисты XVIII в. видят в просвещении, в распространении положительных идей. Исходный тезис их социальной философии заключается в том, что «мнения правят миром». Немецкие мыслители, лицезрев французскую буржуазную революцию в её ретроспекции, скажут: «Мнения не только правят миром, но и творят новый мир», от чего шаг — до абсолютизации сознания в формуле «Сознание не только отражает мир, но и творит его»[6].

Функционализм[править | править код]

Функционализм (философия сознания) — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу так же, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом. Так, по мнению функционалистов, сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема, Дэниела Деннета и Д. И. Дубровского.

Двухаспектная теория[править | править код]

Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая, по сути, не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория поэтому отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория[править | править код]

Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности его предмета. Феноменология пытается открыть идеальные (сущностные) черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать таким образом все остальные науки как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания, согласно феноменологии, является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.

Эмерджентная теория[править | править код]

Эмерджентная теория — это теория о том, что, хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.

В восточной философии[править | править код]

В индуизме[править | править код]

В индуизме сознанию сопоставляется Пуруша («безмолвный высший свидетель»), который наблюдает за действиями Пракрити («материальной природы»). Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённая и связанная гунами («качествами природы»)[7].

В буддизме[править | править код]

В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели (в том числе Далай-лама XIV) определяют буддизм как «науку о сознании»[8][9][10][11].

Согласно известной буддийской доктрине о Трёх поворотах колеса Дхармы, во время третьего поворота Будда проповедовал учение о «только лишь сознании», согласно которому «все три мира суть только лишь сознание»[12]. Данный поворот, который Сутра развязывания узла глубочайшей тайны характеризует как наиболее полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара[13].

Школой сознания Будды иногда называют школу дзэн[14], известный чаньский учитель Цзунми назвал школу чань «школой созерцания» (чаньцзун) и «школой сознания» (синьцзун)[15]. Основатель дзэнской школы Бодхидхарма определял дзэн как «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты»[16].

  1. Лекторский В. А. Сознание // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. ↑ Consciousness // Stanford Encyclopedia of Philosophy
  3. ↑ Что такое сознание Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine // Спиркин А. Г. Философия
  4. David J. Chalmers. Facing Up to the Problem of Consciousness
  5. ↑ ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
  6. ↑ Классическая немецкая философия. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философии // Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов.
  7. Владимир Данченко. Элементы Садханы
  8. Робинсон К. Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддистский подходы // Религиоведение. — 2007. — № 3. — С. 171. — ISSN 2072-8662. Архивировано 23 мая 2013 года.
  9. Монгуш М. В. О Будде Майтрее, духах и Шамбале (диалог науки с буддизмом) // Этнографическое обозрение. — М.: Наука, 2007. — № 1. — С. 154. — ISSN 0869-5415. Архивировано 4 марта 2016 года.
  10. Варнавский П. К. «Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии // Антропологический форум / гл. ред. А. Байбурин. — 2011. — № 14. — С. 198.
  11. Терентьев А. А. Буддизм: как вписать его в определение религии? // Свеча-2013. Том 23. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Сборник докладов Международной конференции «Религия и религиозность в глобальном измерении» / отв. ред. Е. И. Аринин. — Владимир: ВлГУ, 2013. — С. 217. — ISBN 978-5-9984-0404-7.
  12. Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 116. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8.
  13. ↑ Торчинов, 2002, с. 108—109.
  14. ↑ Антология дзэн / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2004. — С. 179. — 403 с. — ISBN 5-02-026863-1.
  15. Штейнер Е. С. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. — С. 228.
  16. Юсупова Г. И. Духовная традиция дзэн и современность: к истокам толерантного сознания (теоретические аспекты) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. — Махачкала: Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН, 2007. — № 28. — С. 93. — ISSN 1684-792X.
  • Васильев В. В. Трудная проблема сознания. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 272 с. — ISBN 5-89826-316-0.
  • Прист С. Теории сознания / пер. с англ. А. Ф. Грязнова. — М. : Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000. — 287 с.
  • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. — 2005. — № 3.
  • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 312—315. — («Мыслители», выпуск 12).
  • Ильясов Ф. Н. Коммуникативный подход к идентификации сознания // Вестник Академии Наук СССР. — 1991. — № 2. — С. 62-67.
  • Книгин А. Н. (недоступная ссылка) Философские проблемы сознания — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 338 с.
  • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : монография — М.: Высш. шк., 1998. — 144 с.
  • Морозов Е. В. Эволюция сознания. Современная наука и древние учения. — М.: Новый Акрополь, 2013. — 370 с. — ISBN 978-5-91896-048-6.
  • Налимов В. В. Спонтанность сознания. — М., 1989.
  • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. — М.: Ижевск, 2005.
  • Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957
  • Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М., 1972
  • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 48—53.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. — СПб., 2005.
  • Tart Ch. T. States of Consciousness. — New York, 1975.

Сознание в философии, формы сознания человека

сознание фотоСознание человека – это субъективное переживание внешней действительности, которое выражается в самоотчете этих событий. Более широкое определение понятия сознание это свойство психики, через которое отображаются внешние события, независимо от уровня осуществления (биологического, общественного, чувственного или рационального). В более узком значении – это функция головного мозга, свойственная только людям, которая, связанная с речью, выражается в целенаправленном и обобщенном отражений явлений действительности, предварительном построении действий в уме и прогнозировании результатов, проявляется в рациональном управлении и самоконтроле действий посредством рефлексии.

Понятие сознание человека является предметом исследования во многих науках (психологии, философии, социологии), ученые пытаются раскрыть смысл существования и возникновения такого явления.

Сознание синоним: рассудок, осмысление, уяснение, постижение, мысль, разум, далее они будут использоваться в тексте.

Формы сознания

Существует индивидуальное и общественное сознания. Первое, индивидуальное – это сознательность каждого индивида о его индивидуальности бытия, посредством его общественного бытия. Оно является элементом общественного сознания. Следовательно, второе, понятие сознания общественного – это обобщенные индивидуальные сознания различных личностей. Такое обобщение происходит исторически, в процессе долгого времени. Поэтому оно также считается групповым.

В групповом сознании необходимо рассмотреть две особенности – это общественный контакт людей, как важный фактор и общая сила этих людей при объединении их отдельных сил.

Каждый коллектив составляет группу различных личностей, однако, не каждая группа личностей будет коллективом. Исходя из этого, проявление коллективного сознания всегда будет групповым, а групповое не всегда будет коллективным. Коллективный разум – это, во-первых, проявление общественного сознания, как общественной идеи, во-вторых, эта идея обусловливает деятельность отдельных личностей в этом коллективе.

Индивидуальная осознанность типичных личностей всегда определяет групповую осознанность. Но только типичное для определенной группы, которое подходит по частоте проявления, силе выражения в любое время, то есть такое, что опережает, направляет развитие данной группы.

Коллективное и групповое формы сознания пребывают под зависимостью общественного сознания и обусловливаются отношениями между членами группы. Таким образом, те психические явления, которые характерны процессу общения представляют различные явления в групповом сознании.

Последнее, в свою очередь, разделяется на несколько форм сознания. Самыми специфическими являются массовидные явления, они составляют общественные настроения и создают групповой психологический климат. Вызывают эти настроения в большей части межличностные отношения. Если в группе хорошие, теплые и доверчивые отношения, то соответственно и психологический климат будет благоприятный и проблемы такой группе легче решать. Но если в такой коллектив внедряется человек, рассеивающий вражду между членами группы, естественно, психологический климат будет ухудшаться, эффективность труда начнет падать. Также на массовые настроения в группе могут повлиять дидактогении – это изменения в настроении, доходящие до болезненного состояния и вызваны грубым поведением и воздействием руководителя.

Еще одна форма группового сознания – паника. Паника – это проявление страха, состояние аффекта, которое захватывает целую группу и под влиянием взаимного подражания усиливается еще больше.

Мода – форма группового сознания, когда люди начинают подражать друг другу, равняться на общественное мнение и опираться на извещение средств массовой информации, относительного того, в чем они должны ходить, одеваться, обуваться, какую музыку слушать.

Коллективное мышление – также форма групповой сознательности, оно закрепляет целенаправленность каждого члена в решении задания коллектива, дает возможность продумать ее и осветить с разных сторон, также способствует инициативности. Коллективное мышление добавляет критичность решениям, и это способствует развитию самокритичности в каждого члена группы, обогащает знаниями и опытом одних за счет приобретения знания у других, создает позитивный эмоциональный тонус, создает ситуации соревнования, повышая работоспособность, сокращает время для решения поставленной задачи. Решение одного задания способствует появлению новых и стимулирует, таким образом, развитие и прогрессирование группы, коллективное мышление двигает коллектив вперед.

Форма общественного сознания делится на несколько видов: религию, науку, право, нравственность, идеологию и искусство. Такие формы, как религия, право, нравственность и искусство, как социальные явления являются относительно самостоятельными и изучаются разными науками. Нравственное и эстетическое сознания имеют связь, какую можно повседневно наблюдать, например, нравственные поступки часто характеризуют как красивые, и наоборот, аморальные поступки называют отвратительными или безобразными.

Религиозное искусство через церковную живопись, музыку используется для углубления религиозных чувств и в целом религиозного сознания каждой личности и целых групп. В малых группах религиозная осознаваемость – это явление из религиозной психологии, которая включает религиозное мировоззрение отдельного человека и групп.

Философский вид сознания – теоретическое мировоззрение, познания о законах природы, человека и общества, она выделяет методы их познания. Отображает бытие в концептуальной форме, выполняет гносеологическую и мировоззренческую функции.

Научность сознания представляет собой рациональное систематизированное отображение окружающего мира через применение научных теорий, доводов и фактов, отображается в сознании людей в категориях законов и теорий. Оно позволяет человеку мыслить в категориях, применять различные принципы познания, чтобы делать новые открытия. Применение научного сознания можно увидеть во всевозможных сферах бытия людей.

Нравственность, как форма осознанности, появлялась и изменялась, также как нравственная психология группы, которая обобщает социальный полезный опыт общения в группах и в соответствующих условиях.

Нравственность сознания основывается на категории морали, она является самой древней формой общественного сознания, также оно проходит сквозь все области человеческой деятельности (профессию, быт, семью). Оно отражается в категориях, которым человек мыслит и руководится: добра, зла, совести, достоинства и другие. Мораль определяется кругозорами конкретных обществ и классов. В моральных нормах отображаются общечеловеческие, то есть независимые от общественного класса, нравственные ценности: гуманизм, честь, ответственность, сострадание, коллективизм, благодарность, великодушие.

Политичность сознания начала появляться с формированием государства, классов и сферы политики. Оно отражает взаимодействия классов и социальных групп, место и их роль в государственной власти, отношений между собой наций и государств, ориентированы экономическими мотивами. Оно интегрирует все формы общественного сознания. На него воздействуют различные сферы: религия, наука, право, но ведущим остается политическое. Также это элемент функционирования политической системы страны. В нем есть два уровня: обыденно-практический уровень и идеолого-теоретический. На обыденно-теоретическом уровне взаимосвязаны опыт и традиция, эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, оно появляется стихийно, из деятельности и жизненного опыта людей. Также оно нестабильное, потому что существует под влиянием и зависимостью от условий жизни, эмоций людей и постоянно меняющегося опыта.

Употребление обыденного сознания важно тем, что ему свойственна целостность жизнепонимания, и при творческой обработке оно есть основой теоретического сознания. Теоретическому политическому сознанию свойственна полнота и глубина отображения политической реальности, отличающаяся способностью прогнозировать и систематизировать взгляды. Оно может вырабатывать политическую программу, с опорой на экономическую и социальную сферы. Такая политическая идеология способна активно оказывать влияние на уровне общественного сознания. Над созданием идеологии трудятся только специально обученные люди, которые занимаются осмыслением закономерностей общественной жизни и занимают себя «политическим творчеством». Хорошо сформированная идеология может оказать влияние на сознательность общества в целом, поскольку это непросто система взглядов, а хорошо структурированная пропаганда, пронизывающая все слои и сферы общества, которая пользуется государственной силой и использует средства массовой информации, науку, культуру, религию.

В правовом сознании очень большая связь с политическим, поскольку в не м имеют место политические, как и экономические заинтересованности различных общественных групп. Оно воздействует на различные сферы общественной жизни, в которой выполняет такие функции: регулятивную, познавательную и оценочную.

Также правовое, имеет исторический характер, и его развитие происходит зависимо от экономических и политических обстоятельств и условий жизни, оно зарождается вместе с первыми проявлениями политической организации социума, права и деления на классы и отображает взаимоотношения людей, организаций, государственных органов, которые связаны правами и обязанностями, их гарантом является закон.

Экономическая осведомленность отображает знания и теории экономической деятельности и социальные потребности. Оно формируется под влиянием исторических условий и обусловливается необходимостью осознания экономических и социальных изменений. Также оно направлено на совершенствование экономической реальности.

Экологические аспекты сознательности человека выполняют общественные функции. Прежде всего познавательную и воспитательную функции. Оно взаимосвязано с другими формами сознания: нравственным, эстетическим и правовым. Состояние экологии требует от человека эстетического и нравственного отношения к окружающей природе, в ином случаи, человек поддается влиянию правового сознания с целью, оплатить ущерб, нанесенный природе.

Экологическая сознательность заключается в гуманном отношении к природе, осведомленностью человека себя, как часть этой природы. Критерием в этом служит духовная потребность бережного отношения и стремления к сохранению красоты природы.

Сознание и бессознательное

Состояние осведомленности – есть состоянием человека, в котором тот способен четко видит и осмысливать все, что происходит вокруг него и что происходит непосредственно с ним, способен держать под контролем свои действия и следить за развитием событий вокруг него.

Бессознательное – это неконтролируемые, неосознанные действия и особенные психические проявления. Это два различных полюса психики, но они находятся в связи и взаимодействии.

Психоанализ первым в психологии начал изучать индивидуальную сознательность и бессознательное их взаимосвязь и, как они проявляются в поведении. Согласно с этим направлением, осведомленность человека – это всего лишь не более чем одна десятая психики. Большую часть составляет бессознательное, в котором хранятся инстинкты, желания, эмоции, страхи, они всегда с человеком, но только иногда проявляются и в тот момент руководят человеком.

Сознание синоним сознательности, и этот термин также будет использоваться. Итак, сознательное – это то, которое контролируется человеком, бессознательное – то, которое невозможно контролировать, только оно само способно воздействовать на человека. Озарение, сны, ассоциации, рефлексы, инстинкты – проявляются без нашей воли, также интуиция, вдохновение, творчество, впечатления, вспоминания, навязчивые мысли, оговорки, описки, болезни, боли, побуждения – проявления бессознательного, иногда некоторые из них могут проявляться в совсем неподходящий момент или если человек этого совершенно не ожидает.

Таким образом, наблюдается связь бессознательного с сознательным, и на сегодняшний день никто не решается опровергнуть ее. Как сознательное, так и бессознательное переплетаются в человеке и влияют и на него и друг на друга. Бессознательная сфера может открыться человеку, чем устанавливается то, какие внутренние побуждения и силы движут человеком, его мыслями и поступками, вне сознания.

Руководствуясь этим знанием можно намного улучшить свою жизнь, научиться доверять интуиции, становиться открытым творчеству, работать над своими страхами, открываться инсайтам, слушать внутренний голос, прорабатывать угнетенные желания. Для всего этого требуется запас сил и желание, но затем чтобы всецело понимать себя, развиваться, достигать целей, избавиться от комплексов, необходимо заниматься самоанализом и глубоким самопознанием.

Бессознательное избавляет разум от лишней нагрузки, защищает от перегрузки информацией. Оно помещает в себе негативные переживания, страхи, травмирующую психику информацию и благодаря этому, защищает человека от психологических перенапряжений и срывов. Без такого механизма люди не смогли бы выдерживать все давления из внешнего мира. Благодаря освобождению от негативных переживаний или устаревшей ненужной информации, человек способен полностью себя реализовывать.

Защита сознания человека проявляется в освобождении его от постоянного контроля над действиями, которые он осуществляет каждый день. Такие действия, как, например, чистка зубов, пользование приборами, езда на велосипеде, и многие другие становятся автоматическими и не требуют осмысливания действий. Также взрослый человек не замечает, как он из букв составляет слова, когда читает, не думает о том какие действия нужно совершать чтобы ходить. Точно так же действия становятся автоматическими в профессиях.

Оттого, что некоторая информация переходит в бессознательную область, освобождается гораздо больше места для усвоения новой информации, разум легче концентрируется на новых важных задачах. Но надо не забывать, что даже то, что ушло в бессознательное не пропало бесследно, оно хранится, и под влиянием какого-то стимула способно вырваться наружу, потому что, в любом случае, оно есть частью человека.

Сознательное и бессознательное психики имеют одинаковую важность для людей, и нельзя недооценивать функциональность какого-нибудь из них.

Сознание и самосознание

Понятие сознание человека применяется и в контексте самосознания. Свойства сознания в том, что оно как личностное ядро человека, вмещает в себе чувства, ощущения, мысли и эмоции. Значение самосознания в том, что оно является отношением человека к самому себе. Выходит, что оба понятия являются частями единого целого.

Если оглянутся на историю человечества, то первобытные люди имели только недоразвитое осведомление, которое развивалось поэтапно. Начиналось с того, что человек ощущал свое тело на физическом уровне, понимал ограничение его способностей. После исследования своего тела он начал исследовать внешний мир, от этого его ум обрел новую информацию, что стимулировало его развитие. Чем больше человек знакомится с разными предметами, тем больше он умеет находить их отличия и познавать новые свойства.

Сформированность самосознания, произошло еще немного позже. Сначала человеком руководили только врожденные инстинкты (размножения, самосохранения). Благодаря самосознанию человек сумел подняться над таким примитивизмом, и поспособствовало этому появление иерархичности в сообществах. Каждая группа имела вождя, которого все слушали, выполняли его указания, принимали критику и похвалы. Таким образом, люди становились выше своих инстинктов, потому что начали делать что-то не конкретно для себя одного, а для целой группы и вождя. Такое проявление самосознания в наружном мире, а не внутри сознания человека. Еще позже индивидуум начинал слушаться собственного голоса и действовать по отношению к «услышанному», это позволило ему подняться выше инстинктов, мимолетных желаний и других факторов, которые мешали личностному развитию.

В развитии современного человека формирование сознания и самосознания появляется также поэтапно. Сначала ребенок постепенно осознает себя, потом оказывается под руководством взрослых. Позже внешние руководители заменяются внутренними. Но такое развитие дошло не до всех. В неразвитых странах, есть такие люди, живущие все еще по прежнему инстинкту.

Без самосознания человек не может идти далее в своем личностном развитии, достигать целей, ладить с окружающими людьми, становиться успешным. С помощью самосознания человек видит и делает свою жизнь такой, как ему хочется. Все успешные люди владеют этим свойством. Иначе они не смогли бы стать разумными, развить интеллект.

Кстати, часто сравниваются такие категории, как сознание и интеллект. Многие люди считают, что если есть сознание, то это также говорит об интеллекте, но эти категории имеют разное значение. Интеллектуальный человек не всегда сознателен. Уровень сознательности у не очень образованных людей может быть выше. Поэтому сознание и интеллект – нетождественные понятия. Но с помощью самосознания происходит развитие интеллектуальных возможностей. Свойства самосознания и сознания – составляют жизнь современного человека, помогают ему в обретении свободы, иначе она бы осталась только в рамках желаний.

Сознание в философии

Понятие сознания в философии является сложной темой для изучения, над ней размышляли великие люди. Соотношение понятий сознание и мозг в философии еще более трудная тема, поскольку два понятия представляются, как абсолютно разные. Определением сознания является идея, а мозг – материальный субстрат. Но все  же между ними определенно существует связь.

Современные философы уверены в существовании сознания и относительно источников, выделяют несколько его факторов. Первое, внешний и духовный мир, природное и духовное отражаются в сознании под видом определенных чувственно-понятийных представлений. Такая информация заключается в результате взаимодействий человека и ситуации, обеспечивающей контакт с ней.

Второе, социокультурная среда, эстетические и этические установки, правовые акты, знания, способы и средства познавательной деятельности – это позволяет человеку быть социальным существом.

Третье, это духовный внутренний мир личности, ее жизненный опыт и переживания, переосмысливая которые человек строит планы.

Четвертое, мозг является таким фактором, потому что он на клеточном уровне обеспечивает осуществление функционирование сознания.

Пятое, также фактором выступает космическое информационное поле, звеном которого есть функционирование сознания человека.

Получается, что источником сознания есть не только сами идеи (за теорией идеалистов), и не сам мозг (за материалистами), а объективная и субъективная действительность, отображающая человеком с помощью головного мозга в надличностных формах сознания.

Сознание и мозг в философии изучается с нескольких подходов. Одним из таких есть физикализм – материалистическое направление, отрицающее существование сознания в качестве самостоятельной субстанции, поскольку в первую очередь, оно порождено материей.

Солипсизм также является подходом, изучающим понятие сознания и предъявляющее крайние взгляды. Он гласит, что осознанность каждого человека существует, как единая достоверная реальность. Материальный мир есть продуктом сознания.

Описанные подходы предъявляют умеренный материализм и объективный идеализм. Относительно первого, то категория сознания в нем определяется, как уникальное проявление материи, позволяющее отображать самого себя. Второй, твердит, что в сознании имеется некая связь с материей, существование сознания определяют, как первоначальное.

В самом деле, осознанность человека относительно мозга, или как само по себе не объясняется вышеописанными подходами. Необходимо изучить другие направления. Например, существует космический взгляд, согласно ему – смысл сознания независимый от материального носителя – это дар космоса, и является неделимым.

Согласно биологической теории, возможность осознавать – это продукт живой природы и присущее абсолютно всем, даже самым простым организмам. Потому что жизнь не спонтанна, и закономерности истекают из сознания. Все живые создания имеют инстинкты врожденные и приобретенные в процессе их жизнедеятельности, накопленные вместе с опытом, они тоже способны проделывать сложные по структуре действия, а некоторым животным даже присуща своеобразная мораль.

Но есть также взгляд, относительно которого, свойство сознания считается присущим исключительно человеку. Но, даже выходя из таких разных версий, определений, философия не дает единого ответа на вопрос о источнике происхождения сознания. Разум человека находится в непрерывном движении, развитии, поскольку с ним каждый день происходят разные события, которые человек пытается осмыслить, осознать.

Сознание и язык в философии кратко можно описать, как еще  один волнующий философов вопрос. Разум и язык непосредственно имеют взаимовлияние, которыми можно управлять. Когда человек работает над усовершенствованием речевых данных, он также изменяет собственные свойства сознания, развивая тем самым умение в объективном восприятии информации и принимать решения. Древние философские мыслители, такие как Гераклит, Платон, Аристотель занимались изучением взаимосвязи сознания, мышления и языка. Это даже можно проследить в греческом слове «логос», которое дословно значит, что мысль неотрывна от слова.

Сознание и язык в философии кратко можно обусловить через такое философское течение, как «философия языка», оно твердит, что способность сознания, непосредственно влияет на мировосприятие человека, в частности, его речь, из этого истекает, что также и на общение с окружающими.

В современном времени многие ученые пытаются найти все  новые отношения в сознании и языку. Например, недавние исследования подтвердили, что в каждого человека в мышлении применяются визуальные картинки, которые сформировались под воздействием сознания. Таким образом, осознаваемость направляет мыслительный процесс. Близким к такому определению был мыслитель Рене Декарт, давший такое объяснение, которое навсегда закрепилось в философии и других науках, что его можно находить доминирующим.

Декарт полагал, что есть две субстанции – мыслящая и телесная, принципиально различающиеся друг от друга. Вещи и события телесной субстанции, считаются пространственными и доступными внешнему созерцанию, то сознания и события в нем не пространственные, то есть их наблюдать невозможно, но они могут осознаваться внутренним опытом носителя этого сознания.

Идеалисты не поддерживали такую мысль, а утверждали, что личность – это состояния сознания, как дух, в котором телесное и биологическое не имеет особого значения. Современники не удовлетворяются подобным взглядом, поэтому философы, обсуждающие психофизическую проблему сознания, придерживаются в большей степени вариантов материализма.

Самым последовательным вариантом материалистического направления есть теория тождества, полагающая, что мыслительные процессы, восприятия и ощущения тождественны с состоянием мозга.

Функционализм, как еще один взгляд на определение сознания, рассматривает явления и процессы, как функциональные состояния мозга, а не физические. Мозг определяется, как сложная многоуровневая система, обладающая физическими, функциональными и системными свойствами. Такой подход имеет несколько минусов, из которых основным есть то, что такое определение очень в духе картезианского дуализма.

Некоторые сторонники современной философии считают, что нужно отвернуться от представлений Декарта о личности, как «духе в машине», исходя из того, что изначально человек является разумным животным, способным к сознательному поведению, личность не можно разделить по двум мирам, поэтому есть необходимость в новом толковании понятий, связанных со способностью сознания – от простых ощущений до интеллектуальных процессов и самосознания.сознание фото

Рациональное подсознание — Психология Дома Солнца

Этот образ по-прежнему широко распространен, даже несмотря на то, что Фрейд в значительной степени был дискредитирован с научной точки зрения.

То «подсознание», которое на самом деле привело к величайшим научным и техническим достижениям, могло бы быть названо рациональным подсознанием Тьюринга (Алан Тьюринг — математик, логик, криптограф, специалист по информатике, разработавший тест на «человечность» искусственного интеллекта. — Esquire). Если бы образ «подсознания», показываемый в таких фильмах, как «Начало», был бы точным с научной точки зрения, он был бы полон отрядами чудаков с логарифмическими линейками, а не женщин в неглиже, размахивающих револьверами на фоне пейзажей в стиле Дали. Пусть это не увеличило бы количество проданных билетов, зато помогло бы зрителям сформировать более полезное представление о психической деятельности.

Ранние мыслители, такие, как Локк и Юм, предвидели многие из открытий психологии, но считали, что базовыми структурными элементами разума являются сознательные «идеи». Алан Тьюринг, отец современного компьютера, начал с рассмотрения высоко сознательных и обдуманных пошаговых вычислений, выполняемых человеческими «компьютерами», наподобие женщин, что расшифровывали немецкие шифры в Блетчли-Парк (в этой усадьбе во время Второй мировой располагалась Правительственная школа кодов и шифров. — Esquire). Его первой блестящей догадкой было то, что такие же процессы могли бы осуществляться в совершенно бессознательной машине с тем же самым результатом. Машина могла бы рационально расшифровывать немецкие шифры, используя те же шаги, что проходили сознательные «компьютеры». При этом бессознательные компьютеры из реле и электронно-лучевой трубки могли бы получать правильные ответы тем же образом, что и их аналоги из плоти и крови.

Второй блестящей догадкой Тьюринга стало то, что человеческий разум и мозг также вполне можно рассматривать как бессознательный компьютер. Женщины из Блетчли-Парк блестяще проводили сознательные вычисления на своей работе, но столь же мощные и точные вычисления они бессознательно выполняли всякий раз, когда произносили слово или окидывали взглядом комнату. Обнаружение скрытой информации о трехмерных объектах в беспорядочной массе изображений на сетчатке столь же сложно и важно, как и обнаружение скрытой информации о подводных лодках в непонятных телеграммах нацистов, при этом разум, оказывается, обе загадки решает схожим образом.

Совсем недавно когнитивные психологи добавили к этому набору идею вероятности, так что теперь мы можем описать бессознательный разум и спроектировать компьютер, способный искусно выполнять индуктивную и дедуктивную интерференцию. Используя такой тип вероятностной логики, система может постепенным и вероятностным образом с высокой точностью познавать мир, повышая вероятность одних гипотез, снижая вероятность других и внося в них изменения в свете новых данных. Такой подход основан на своего рода обратном конструировании. Сначала выяснить, каким образом любая рациональная система могла бы прийти к правильному выводу на основе имеющихся данных. Достаточно часто может оказаться, что бессознательный человеческий разум действует точно так же.

Результатом этой стратегии являются некоторые из величайших достижений когнитивной психологии. Однако они в значительной степени незаметны в массовой культуре, которая понятным образом поглощена сексом и насилием эволюционной психологии (как и с Фрейдом, с ней кино получается лучше). Наука о зрении изучает то, каким образом мы способны преобразовывать хаотические возбуждения сетчатки в связное и точное восприятие окружающего мира. Это, пожалуй, наиболее успешное в научном плане ответвление одновременно когнитивной психологии и неврологии. Она отталкивается от идеи, что наша зрительная система совершенно бессознательно, на основе информации, полученной сетчаткой, делает разумные заключения, чтобы понять, как выглядят предметы. Ученые начали с выяснения наилучшего пути решения проблемы зрения, а затем уже просто установили со всеми подробностями то, как мозг эти вычисления совершает.

Понятие рационального подсознания также изменило наше научное представление о созданиях, которым традиционно было отказано в рациональности, например о маленьких детях и животных. Во фрейдистском представлении младенцы отождествляются с фантазирующим и иррациональным подсознанием, и даже в классическом представлении Пиаже (швейцарский психолог и философ, автор теории когнитивного развития. — Esquire) маленькие дети глубоко нелогичны. Однако современные исследования демонстрируют огромный разрыв между тем, что маленькие дети говорят и (предположительно) испытывают, и их поразительно точными, пусть и бессознательными, навыками к обучению, индуктивному мышлению и логическому рассуждению. Идея разумного подсознания позволяет нам понять, как малыши могут так многому научиться, когда кажется, что они понимают осознанно так мало.

Представление о рациональном бессознательном также могло бы действовать в качестве моста между сознательным опытом и несколькими фунтами серой массы в черепе. Расхождение между переживаемым опытом и мозгом столь велико, что люди мечутся от изумления к недоверию по поводу каждого исследования, показывающего, что любовь или доброта находятся «на самом деле в мозге» (впрочем, где же им еще быть?). Интуитивно нам кажется, что мы знаем наш собственный разум, что наши сознательные переживания являются прямым отражением того, что в нем происходит. Однако значительная часть наиболее интересных работ в социальной и когнитивной психологии демонстрируют пропасть между нашим рационально бессознательным разумом и сознательным опытом. Наше сознательное понимание вероятности, например, на самом деле ужасно, несмотря на то, что бессознательно мы постоянно делаем проницательные вероятностные выводы. Научное изучение сознания вынуждает нас признать, насколько сложным, непредсказуемым и изощренным является отношение между нашим разумом и нашим жизненным опытом.

В то же время, чтобы на самом деле что-то прояснить, неврология должна выйти за рамки новой френологии, простой локализации психологических функций в определенных областях мозга. Концепция рационального подсознания позволяет нам получить ответы на вопросы, как и почему работает мозг, а не просто где в нем находятся те или иные центры человеческой жизнедеятельности. И здесь снова наука о зрении делает первый шаг со своими изящными эмпирическими исследованиями, которые демонстрируют, каким именно образом определенные нейронные сети могут действовать, подобно компьютерам, рационально решая проблему зрения.

Разумеется, рациональное подсознание имеет свои ограничения. И зрительные иллюзии свидетельствуют о том, что наша безупречно точная система зрения иногда ошибается. Сознательное рассуждение в ряде случаев может быть обманчиво, тем не менее оно может и обеспечить когнитивные протезы, умственный аналог очков с коррекционными линзами, помогая компенсировать ограниченность рационального подсознания. Учреждения науки, собственно, этим и занимаются.

Самой большой пользой от представления о рациональном подсознании было бы обнаружение того, что рациональное открытие не является специализированной, малопонятной привилегией тех немногих, кого мы называем учеными, а является вместо этого эволюционным и неотъемлемым правом каждого из нас. В действительности доступ к внутреннему зрению и внутреннему ребенку не обязательно сделает нас более счастливыми или более приспособленными, но он может заставить нас ценить то, насколько мы на самом деле разумны.

Воронка иррационального бытия — ДД

   А что означает иррациональный строй сознания? – Он означает, что сколько его обладателя не пичкай новейшими знаниями, сколько не посылай на стажировки в альма-матер современного научного мышления, а он все равно не сможет успешно решать проблемы на современном уровне. Иррациональное мировоззрение –это как склад  для «правильных» утверждений, где на полочках покоятся соответствующие убеждения, которые слабо взаимодействуют со своими соседями и реагируют лишь на прямые обращения к себе. Рациональное сознание – это «живая» клетка, трехмерная сфера, где каждый элемент имеет активные отношения со всеми другими элементами, где работает режим критического мышления и сквозной логики. Образно, различие между рациональным и ирациональным сознанием выглядит так:

  Рациональное сознание –это трехмерная сфера с бесчисленным множеством элементов и связей, которые постоянно взаимодействуют друг с другом по определенных правилах и алгоритмах.  Иррациональное сознание – это как стеллаж на складе, где на полочках выставлен весь ассортимент убеждений. Трогать , передвигать, менять убеждения крайне нежелательно. Посылается запрос на склад, поступает ответ со склада – вот и вся палитра взаимодействия другого субъекта  с носителем иррационального сознания. Можно еще попробовать поиграть в «пинг-понг» с этим стелажем, но удовольствия от этого получится не много. Главное, что даже если на этот стеллаж выставить все правильные, истинные убеждения, они все равно не будут эффективно работать, из-за сильно ограниченных возможностей «складской логистики». Типа, для получения ответа от иррационала, надо сделать точный запрос, с четким указанием адресата. Иррациональный стеллаж не умеет сам у себя искать соответствующие убеждения, сопоставлять соответствие между ними,  устанавливать логическую связь между различными «варениями» на его полках. Иррациональное сознание –это такой себе внутриличностный иконостас неприкасаемых, освященных убеждений личности.  Этот  тип сознания может удовлетворительно обслуживать лишь  рутинный, примитивный тип жизнедеятельности, в условиях современной цивилизованной жизни он неизбежно приводит своего носителя к аутсайдерному положению в обществе.
Процитирую из Википедии:
«Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.
Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества».
К сожалению, наша просвещенная публика до сих пор не освоила основы критического мышления вообще, и в отрасли общественных наук в часности. Если кто-то не согласен с этим утверждением- милости просим любой абзац рассуждений на общественные темы любого нашего современного вчёного – и я покажу вам «рожки» иррационализма в его мыслеполаганиях.
Еще цитата из Википедии: «Состав критического мышления.
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.»
 
  Сколько иррационального волка модерными знаниями не корми, а он все в сторону своего примитивного, хуторянского логова смотрит. Бесполезно лить молодое вино в стары