Четыре пути самореализации / Православие.Ru
Меняются эпохи, появляются и исчезают крупные влиятельные идеи, судьбоносные мировоззренческие установки. Проходит полоса забвения, они вновь появляются, обретают вторую жизнь. В этом потоке живет человек. Впитывает в себя новые знания, работает и отдыхает, задумывается о своей судьбе. Что я могу? В чем мое предназначение? Как мне его реализовать? Если не ставить эти вопросы, то вся жизнь растратится на бестолковую суету. Выйдет не жизнь, а просто вынужденная поддержка довольно бессмысленного существования.Люди разных возрастов, культур и психологических типов задавались вопросами о направлении всей своей жизни, сопротивлялись погружению в трясину мелких повседневных дел и делишек. Так было во все эпохи. Впрочем, каждая из эпох предлагала свой весьма специфический ответ по поводу призвания человека.
От античных времен нам остался христианский ответ. Это больше, чем идея – это откровение свыше. О чем говорит откровение? Человек сотворен по образу Божию и призвание его – уподобиться Самому Богу, стать причастником божественной жизни (см. 2 Петр. 1:4). Христос для того и пришел. По словам св. Иринея Лионского: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. И вот в русле православной духовной традиции человек мог стать
Какие основные шаги на пути к обожению наметили православные подвижники? Вчитываясь в средневековые труды святых Отцов, становится ясно, что этот путь начинается с покаяния. Следующим шагом идет борьба со страстями. Затем начинается священнобезмолвие (исихастский опыт). Особым шагом в жизни подвижника становится сведение ума в сердце.
Непрестанная молитва приводит исихаста к духовной ступени бесстрастия – это уже дар совершенства. Еще более высокие ступени принадлежат к области мистики и представляют собой тот самый невообразимый и неизъяснимый опыт обожения.* * *
За истекшие столетия многие люди вдохновлялись «идеалом» человека обоженного, продвигались по православному пути духовного восхождения. И до сих пор есть подвижники, которые идут этим путем и на нем обретают высший смысл всей своей жизни.
Ренессанс и Новое время открыли иной путь, иной идеал – человека разумного. Вспомним из школьной программы рассуждения о homo sapiens. Постепенно опыт христианской жизни стал восприниматься человеком разумным как предрассудок. Он де предшествовал научно-обоснованным исследованиям о человеке, и эти исследования в свое время начисто опровергли церковные предрассудки. Религиозный опыт объявили мифом и стали критиковать и громить. Новый передовой человек должен был ориентироваться на науку, а не на религию (отсюда и разговоры о противоречии науки и религии).
Человек разумный верил, что сила знания сообщит ему неограниченные возможности, сделает его практически всемогущим. Серьезные успехи в науке и технике, казалось, подтверждали эти ожидания. И сторонники Просвещения предлагали свои программы самосовершенствования человека. Как понимать самосовершенствование? Так, что путь к совершенству для человека открывает наука и его собственные методичные усилия, а благодатная помощь ему не нужна. Отдельный человек и даже все человечество достигнут совершенства без благословения небес.
XX век заставил пересмотреть амбициозные программы самосовершенствования.
* * *
В XIX столетии образованные люди думали, что научная картина мира в главных чертах состоялась. Остается только выяснить ее детали, мировоззренческие нюансы, просвещать народ и строить жизнь общества по науке. XX век совершил несколько научных революций и заставил скорректировать теоретические основы естествознания. А социальные катастрофы – две Мировые войны, тоталитарные режимы – побудили заново задуматься об основаниях социальных наук и всего гуманитарного знания.
150 лет назад разум представлялся твердой незыблемой почвой под ногами человека: твердыня разума простирается в бесконечность. Основываясь на последовательных рассуждениях, человек может продвигаться в любую сторону сколько угодно, территория иррационального на его пути составляет как бы небольшие озера, они вполне проходимы. Ими можно пренебречь, скоро они исчезнут под действием мощных лучей разума.
В прошлом веке возник новый образ: разум и вообще сознание человека – это лишь небольшой остров в океане бессознательного. Климат на острове зависит от океана. Исключительно трудно понять, как бессознательные стремления руководят мыслью человека. Можно лишь аккуратно проанализировать пограничную территорию – между разумом и бессознательным. Эту территорию составляет подсознательное, по которому гадают о том, что творится в бессознательной глубине человека. Сам человек, движимый импульсами бессознательного, – это уже не человек разумный, а напротив человек безумный.
Конечно, я употребляю понятие «человек безумный» не в смысле психической болезни. Точно также «человек разумный» в этой статье не означает человека, наделенного недюжинным умом.
У человека безумного возникают свои программы самореализации. Они делают ставку на экстатические состояния, транс, измененное сознание, возникает культ «творческого жизнеутверждающего безумия».
* * *
Со второй половины XX века миру предъявлен еще один путь самореализации. К человеку виртуальному. Этот путь особый. Чем виртуальность отличается от реальности? Она в своих свойствах почти такая же как реальность. Однако виртуальность нельзя приравнять к реальности. Виртуальность – это реальность за вычетом какого-то свойства реальности, такого свойства, которое имеет основополагающее значение. То, чего не бывает в реальности, вполне допустимо для виртуального существования.
Отсюда ясно, что программы виртуальной самореализации бывают, какие угодно. Что это значит? Жизненные пути человека разумного и человека безумного нельзя соединить, они принципиально расходятся между собой. Пути человека обоженного для человека разумного представляются пустым времяпровождением, уходом в тупик. А вот человек виртуальный запросто совмещает несовместимое. Так он соединяет элементы жизненных стратегий, взятых от человека обоженного, от человека разумного и человека безумного.
Проиллюстрируем это примером. Человек виртуальный практикует Иисусову молитву (путь человека обоженного), при этом отбросив учение о бесах как предрассудок (путь человека разумного) и прибавив к православной молитве культивирование экстатических состояний (путь человека безумного). Из этих трех компонентов можно собрать неслыханную программу получения религиозного опыта, быстро дающую виртуальные мистические переживания. И эти переживания будут напоминать религиозный опыт православных подвижников. Но только напоминать. По сути своей виртуальная программа дает человеку не подлинный религиозный опыт, а ложный (опыт прелести).
* * *
Смена жизненных ориентиров в обществе оказывает влияние на все, на религию и на культуру в том числе. Наибольшее влияние заметно у тех, кто безоговорочно принимает новые идеалы и напрочь расстается со старыми. Заметно влияние и в тех случаях, когда люди ищут компромиссные решения, пытаются хоть как-то «сочетать новое и старое».
Посмотрим на область религиозную. Человек разумный своим появлением вызвал у христиан реакцию – программы реформ в богословии и даже духовной жизни. На протестантской почве возникла либеральная теология, которая безудержно критиковала Священное Писание и Предание Церкви, догматы и богослужение. У протестантов возникла и замена аскезы – нравственными предписаниями. В наиболее радикальных вариантах всю ценность христианства сводили исключительно к морализму. Эти идеи со временем нашли себе некоторое место и в православной среде.
В старых российских учебниках сектоведения секты подразделялись на рационалистические и мистические. Человек безумный, само собой, настроен отнюдь не рационалистически. Этот человек и поддержал в начале XX века пятидесятническое движение. Движущей силой пятидесятничества был общедоступный опыт мистического экстаза – глоссолалия. Человек виртуальный перенял у пятидесятников опыт глоссолалии и смешал его с религиозными практиками разных христианских исповеданий – так началось харизматическое движение (неопятидесятничество). Среди неопятидесятников есть и те, практикует глоссолалию и молитву Иисусову. Они считают себя православными и любят поговорить об обожении.
Итак, мы видим, смена жизненных ориентиров в обществе оказывает влияние на религию. А что с культурой? Возьмем часть культуры – изобразительное искусство. Человек обоженный оставил свой след в церковном искусстве, в иконописи. Достаточно вспомнить св. Андрея Рублева. Человек разумный подверг иконопись сокрушительной критике за отсутствие прямой перспективы, за пренебрежение к светотеням и многое другое.
То, что икону всегда писали для молитвы, а не для красоты – в расчет не принималось… В качестве компромиссного варианта возникла академическая школа иконописи: сюжет остался традиционным религиозным, а на доске его начали передавать по законам возрожденческой живописи.Человек безумный в приступе негодования сбросил с корабля истории великие картины Рафаэля и предложил взамен «авангардное искусство». Человек виртуальный занимается contemporary art (в пер. «современное искусство») и может выставлять, например, ремейки с авангардистских полотен, прибавляя к ним элементы куртуазного портрета, древнерусской иконы, используя аудио-визуальные технические устройства. Между тем грубое смешение иконописного лика с чем-то сугубо посторонним естественным образом воспринимается как профанация.
Даже если человек виртуальный этого не понимает, то чуткий к святыне христианин замечает в «карнавальном» смешении высокого и низкого кощунственную уравниловку. И не только кощунство. Он видит, что с виртуальным автором художества как с человеком произошло какое-то злокачественное изменение, раз он создал такое «произведение искусства». Знаменитый столетней давности лозунг «Бог умер!» сменился лозунгом «Человек умер!». Это закономерно, потеряв Бога, человек неизбежно теряет себя.
Так на каком пути мы сегодня можем обрести себя? Борцы с религиозными предрассудками, воспевая разум и науку, не смогли упразднить путь человека обоженного. Точно также идеал человека виртуального самим своим навязчивым присутствием и воздействием на массы не отменяет возможность иных путей самореализации.
Сейчас все четыре описанных здесь пути открыты перед нами, и мы вольны избрать один из них. Господь даровал нам свободу.
Потребность в самореализации (самовыражении)
Потребность в самореализации заложена природой. Самореализация — это осознание себя, своих талантов и положительных сторон, применение полученной информации. Стремление к самовыражению заставляет людей искать место в обществе, эффективным образом используя свои способности. Если человеку удается это сделать, он получает полное удовлетворение от жизни.
Содержание
- Что такое самореализация
- Потребность в самореализации
- Потребности низшего уровня
- Потребности высшего уровня
- Условия самореализации
- Возможность самореализации
- Процесс самореализации личности
- Способы удовлетворения потребности в самореализации
- Цели самореализации
- Проблема самореализации
- Потребность в самореализации
- Рассмотрим теории потребностей
- Теория иерархического построения потребностей Маслоу
- Теория мотивации труда по Альдерферу
- Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора
- Теория двух факторов Фредерика Герцберга
- Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера
- Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда
- Удовлетворение потребности в творческой самореализации
- Удовлетворение потребности самореализации в профессии
- Самоопределение и утоление потребности в самореализации
- Самореализация личности
- Потребность в общественной самореализации
- Самореализация в жизни
- Заключение
Что такое самореализация
Самореализация — это действия по развитию природных способностей. И не важно, полезны ли они или антисоциальны.
Потребность в самореализации
Под потребностью в самореализации понимают желание индивида найти место в обществе, раскрыть личные качества, применить знания и навыки, осуществить замыслы. Он хочет быть лучше других, получить удовлетворение от достигнутого. Потребность в самореализации самая сильная из тех, что есть у человека.
Основу самореализации составляет признание и самоутверждение. Человеку важно показать все, что он умеет, и получить за это одобрение. Ему необходима обратная связь от людей, с которыми приходится сталкиваться.
Оценить утоление потребности в самореализации можно по достижениям. Наглядный пример – врач. Его квалификацию доказывают уже здоровые пациент. Важной считается не поддержка коллег, а оценка тех, кому была дана помощь.
Если человек сумеет развить свои способности и найти им нужное применение, общество признает его как состоявшуюся личность.
Потребности низшего уровня
Желания человека имеют строгую иерархию. Ее основу составляют потребности низшего уровня. И пока их не удовлетворить полностью или частично, перейти на более высокий уровень не получится.
На низшем уровне находится удовлетворение физиологических потребностей: голода, жажды, сексуального желания, обретение крова. Человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, иметь нужное количество силы, здоровья и других важных ресурсов. На этом уровне люди создают семью, стараются спрогнозировать будущее, составляют планы и пробуют их придерживаться.
Социальные потребности тоже относятся к низшему уровню. При их удовлетворении возникает чувство сопричастности к социуму или принадлежности к отдельной группе людей. Затем идет желание получить уважение, признание, самоутвердиться среди того класса, мнение которого для индивида важно.
Если потребности, возникшие на низшем уровне, были удовлетворены хотя бы частично, возникают желания более высокого, духовного уровня. К ним относится и самореализация.
Потребности высшего уровня
Для их удовлетворения нужно развиваться. Развитие возможно только при стабильной ситуации. Если она резко меняется, то и потребности претерпевают изменения. Работник, который рискует потерять место, перестает беспокоиться о социальных наградах в виде уважения или высокой оценки руководства. Для него становится менее важным раскрытие собственных возможностей в деятельности. Он заботится о сохранении рабочего места. Также оно может переключиться на физиологические нужды.
Если же работник не видит угрозы, он активно включается в деятельность, применяет все свои способности и знания.
Человек не может почувствовать полного удовлетворения своих потребностей. Одно желание сменяется другим. Поскольку основой являются нужды низшего уровня, их необходимо удовлетворять постоянно.
Условия самореализации
Процесс удовлетворения потребности в самореализации может быть запущен только в случае, если имеется ряд необходимых факторов, влияющих на него. Важными являются воспитание и культура человека. Сильное воздействие исходит со стороны общества или отдельной социальной группы, в которой находится индивид. Под влиянием, которое испытывает ребенок, формируются важные черты характера, выделяются жизненные принципы, культура поведения и мотивация.
Удастся ли человеку достичь самореализации, зависит от того, какие стереотипы господствуют в обществе, каких традиций оно придерживается. Например, большим препятствием в реализации потенциала женщины составляют гендерные стереотипы.
Другой аспект, влияющий на потребность в самореализации, — личностные особенности. Для достижения целей нужны ответственность и решительность. Не помешает гибкое мышление и адекватное восприятие реальности.
Врожденные качества, задатки имеют такое же значение, что и приобретенные. Сюда относятся уверенность в себе, инициативность, энергичность, трудолюбие.
Возможность самореализации
Утолить потребность в самореализации и самовыражении можно сразу в нескольких областях. Например, успехи в карьерном росте нередко сопровождаются наличием интересных увлечений или же крепкими семейными отношениями.
При любой деятельности нужно ставить цели и составлять стратегию. Она бывает 3 типов:
- Первый тип — это стратегия жизненного успеха. Его основа — стремление создать комфортные условия жизни.
- Второй тип — это стратегия успешности, которая сопровождается желанием продвигаться по карьерной лестнице.
- Третий тип — стратегия самовыражения, которая сопряжена с потребностью развить свое творческое начало и применить его в некоторых видах деятельности.
Возможности для удовлетворения потребности в самореализации у всех разные. Многое определяется средой. Например, человек, живущий в период кризиса, борется за существование, поэтому выбирает первый тип стратегии. В социуме, где налажена рыночная экономика, люди выбирают второй тип.
Процесс самореализации личности
Успех самовыражения во многом обеспечивает саморазвитие. Потребность в самореализации неотделима от духовно-практического процесса. Так, учитель должен находиться в непрерывном нравственно развитии, которое обеспечивает постоянное улучшение его навыков. Саморазвитие предполагает изменение индивида, при котором имеющееся «Я» стремится к «Я» совершенному.
Для этого людям следует ставить цели, прислушиваться к желаниям, оценивать свои действия с точки зрения окружающих. Если пренебрегать интересами социума, не пытаться придать действиям социальную направленность, личность будет испытывать деструктивное воздействие.
В ходе удовлетворения потребности в самореализации личность может оказаться на разных уровнях:
- Агрессивное непринятие того вида деятельности, что она осуществляет. Индивиду не нравится то, чем он должен заниматься, но он вынужден это делать.
- Желание уклониться от работы. При таком подходе люди выбирают другую профессию.
- Пассивное восприятие. Работа выполняется по шаблону или модели.
- Стремление улучшить некоторые элементы работы.
- Желание максимально использовать умения и навыки. Этот уровень часто называют творческим или изобретательным.
Имеется и другая классификации,. Согласно ей, человек находится на низком или среднем уровне удовлетворения потребности в самореализации. В первом случае он пассивно выполняет предложенную работу, во втором — пытается проявить себя как личность. Средний уровень и уровень предполагает личностный рост. При высоком человек считает работу смыслом жизни.
Способы удовлетворения потребности в самореализации
Заложенная природой потребность в самореализации заставляет индивида искать наиболее подходящие способы ее утоления. Понять себя можно, если находиться в непрерывном взаимодействии с окружающими.
Необходимо стремиться к осознанию себя, раскрытию собственного потенциала, определению слабых и сильных сторон, стараясь укреплять последние. Все это приведет к принятию личности, ее полному раскрытию и развитию.
На выбор профессии должны влиять личные взгляды. Мнение общества здесь ни к чему. Хотя нередко люди занимаются той работой, которая приносит больший доход, но не дает удовлетворения в духовном плане.
Утолить потребность в самореализации можно, если ставить перед собой цели, которые определяются внутренним желанием заниматься тем, что нравится. Если индивид понимает, что любые преграды и препятствия в процессе его работы преодолимы, он находится в близости от реализации себя как личности. Ошибки — незаменимая часть опыта, они способствуют росту.
Цели самореализации
В каждом возрастном периоде индивид может ставить перед собой разные задачи на пути к удовлетворению потребности в самореализации. Так, в детстве он раскрывает свои умственные и духовные способности, ищет себя, учится общаться с окружающими. На юность приходится выбор сферы деятельности, продолжается развитие, человек пытается устроить личную жизнь.
На период зрелости приходится самоутверждение в сфере деятельности и отношениях. Однако есть процессы, продолжающиеся всю жизнь.
Удовлетворение потребности в самореализации нужно, чтобы получать радость от развития и связанных с ним изменений. Самовыражение — путь к обретению счастья. Его игнорирование лишит вас счастливой жизни и положительных эмоций.
Проблема самореализации
Существует целый ряд проблем, препятствующих утолению потребности в самореализации. Первая – несовпадение желаний и реальности. Например, молодой человек выбирает работу с высокой зарплатой, а не ту, что ему нравится.
Другая проблема состоит в том, что часто люди не прислушиваются к собственным желаниям, не стремятся анализировать свои чувства. Они избегают усилий, которые необходимы для саморазвития.
Стереотипы тоже негативно влияют на потребность в самореализации. Сюда же относятся тяжелые экономические условия. Они препятствуют выходу на более высокий уровень удовлетворения желаний.
Рассмотрим теории потребностей
Существует несколько теорий потребностей.
Теория иерархического построения потребностей Маслоу
Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:
- физиологические — 80-85%;
- безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
- любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
- самоуважение — 40-45%;
- самореализация — 10%.
Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.
Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.
Теория мотивации труда по Альдерферу
Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.
Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора
Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.
Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.
Теория двух факторов Фредерика Герцберга
По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.
Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.
Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера
Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.
Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.
Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда
Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.
Удовлетворение потребности в творческой самореализации
Творчество – это работа по созданию чего-то нового. В ходе творческого процесса индивиду удается наиболее полно утолить потребность в самовыражении, применить все способности, которые ему присущи. А социально важный результат приведет к самореализации.
Для творчества не важен приобретенный навык. Нужно научиться решать проблемы с творческим подходом.
Творчество — это не умение слагать стихи или писать картины, а выражение особенностей личности, исходя из ее неповторимых черт, характеристик и качеств. Творчество лежит в основе самовыражения, способствуя становлению личностных взглядов на мир.
Удовлетворение потребности самореализации в профессии
Личностное самовыражение сегодня играет важную роль. К человеку предъявляются высокие требования по двум причинам:
- Конкуренция на рынке труда.
- Сложные жизненные обстоятельства.
Утоление потребности в самореализации выражается внешне и внутренне. Внешнее проявление предполагает достижения, например, получение повышения, прибавки к заработной плате, уважение коллег. Внутренняя самореализация – это развитие полезных качеств, получение знаний и повышение мастерства.
Для этого вида самореализации характерны непрерывность, творческий подход, постановка и достижение целей. Сюда можно добавить раскрытие личностного потенциала, признание со стороны людей, занимающихся похожим видом деятельности и другими делами.
На самореализацию в профессии сильно влияют личностные черты, например, гибкость мышления и поведения, способность к организации, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Самоопределение и утоление потребности в самореализации
Самореализация возможна при самоопределении, которое предполагает анализ способностей, желаний, наклонностей. Важным моментом выступает выбор профессии, часто приводящий к разрыву между индивидуальными и общественными интересами. Определить предпочтения помогают профориентация и консультации. Последние выявляют предпочтения и поддерживают человека в случае, если он встречает препятствие со стороны социума или группы людей.
Вы достигнете полного удовлетворения потребности в самореализации, выбрав для себя интересную деятельность.
Самореализация личности
Самореализация личности ведется в двух направлениях: выбранной сфере деятельности и в семейной жизни. При этом важно учитывать, что критерием успеха является степень внутренней гармонии человека, а не оценка его достижений со стороны общества. Этот вид самовыражения очень важен, так как приводит к духовному росту, развитию важных качеств.
Возможной она становится тогда, когда человек осознает свои желания.
Потребность в общественной самореализации
Человек зависим от общества, поэтому в ходе утоления потребности в самореализации ему необходимо создать доверительные отношение с окружающими. Для этого нужны общительность, ответственность, эмпатия, инициативность, нравственность.
Не нужно путать социальный успех с социальной самореализацией. Первый не всегда приносит удовлетворение, но часто становится способом самоутвердиться. Самореализация же дает ощущение счастья.
Самореализация в жизни
Потребность в жизненной самореализации не измеряется количеством заработанных денег или популярностью в обществе. Самовыражение характеризуется раскрытием собственного потенциала и ощущением счастья, которое возникает в ходе работы над собой.
Есть много способов удовлетворения потребности в самореализации. Можно работать сразу в нескольких сферах жизни. Например, пытается раскрыть свои таланты, но одновременно создать крепкие семейные отношения, улучшает связи с окружающими, получает удовольствие от работы.
Всю жизнь мы ищем способы удовлетворения потребности в самореализации и самовыражении. Это помогает развиваться и расти.
Заключение
Утоление потребности в самореализации помогает прожить интересную жизнь. Нельзя сказать однозначно, как это лучше сделать. Найдите свой способ самовыражения и развития.
youtube.com/embed/0tdu_gt4wDQ?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>4 пути к самореализации — Ананда
Существует четыре основных пути к самореализации: карма-йога, бхакти-йога, гьяна-йога и раджа-йога. «Йога» означает союз с Богом или нашим высшим Я, и вы найдете акцент на этих йогах во многих религиях.
Каждая из йог или путей предназначена для людей разного темперамента. Карма-йога предназначена для людей, которые любят служить, бхакти — для людей более любящих и преданных, а гьяна-йога — для тех, кто более интеллектуален и философски настроен. Раджа-йога, путь медитации, сочетает в себе все остальные, чтобы воздействовать на все наше существо.
Карма-йога: путь действия
Карма-йога — это йога действия. Чтобы идеально выполнять карма-йогу, вы должны совершать каждое действие с мыслью о том, что Бог (или ваше высшее Я) действует через вас. Когда вы по-настоящему практикуете карма-йогу, у вас нет желания получить награду или какое-либо признание своих действий, потому что вы знаете, что на самом деле это был Бог, а не вы, кто был деятелем. Не так важно, что вы делаете, хотя может быть проще, когда вы знаете, что ваши действия приносят пользу кому-то. Мать Тереза и Ганди являются известными примерами карма-йогов, и многие христиане также занимаются формой карма-йоги, когда занимаются благотворительностью, потому что они делают это ради других, а не ради денег или престижа. Однако, чтобы быть истинным карма-йогом, вы должны чувствовать, что Бог действует через вас, а не вы, маленькое «я» или эго, действуете.
Ваше эго, которое является вашей душой, которая теперь считает себя смертным телом, думает, что оно все делает само и заслуживает похвалы за все свои действия. Однако если в течение дня вы будете напоминать себе, что все является проявлением Бога, повторяя мантру, молясь или разговаривая с Богом, или сосредоточивая свой ум на духовном оке, вы начнете понимать, что все, что вы делаете, является проявлением Бога. do также является проявлением Бога (даже если вы делаете ошибку). В конце концов вы увидите, что даже вы являетесь проявлением Бога, как и все остальные, и вы снова будете едины с Ним.
Бхакти-йога: Путь преданности
Бхакти-йога, йога преданности, находится в центре внимания многих религий. Это самый простой и приятный из путей. Бхакти-йоги снова сливаются с Богом, когда достигают совершенной божественной любви. Точно так же, как не имеет значения, какой тип действия совершается в карма-йоге, также не имеет значения, каков объект преданности. В христианстве это Иисус; в индуизме это может быть один из тысяч богов и богинь или один бесконечный Бог за пределами творения; в исламе это Аллах.
Ключ к бхакти-йоге — не быть привязанным к объекту своей преданности. Это может показаться невозможным, но это единственный способ по-настоящему любить. Большинство людей любят кого-то другого только потому, что этот человек заставляет их чувствовать себя хорошо; если бы этот человек всегда заставлял их чувствовать себя плохо, большинство людей перестали бы их любить. Сколько людей на самом деле любят, не ожидая ничего взамен, независимо от того, взаимна ли их любовь или нет? Истина в том, что в каждом из нас есть присутствие Бога внутри нас. По-настоящему любить другого — значит любить присутствие Бога в этом человеке. Не у всех нас есть привлекательные личности. Когда вы научитесь любить всех и вся как часть Бога, вы станете частью этой любви и сольетесь с ней.
Гьяна-йога: путь мудрости
Гьяна-йога — это поиск Бога через мудрость. Гьяна-йоги используют самоанализ и постоянно углубляющееся понимание, чтобы проникнуть сквозь свои симпатии и антипатии и извлечь семя Истины. Ключ в том, чтобы не привязываться к своим постижениям глубоких истин, что опять-таки позволяет вмешаться эго. Существует санскритское изречение, описывающее гьяна-йогу: «нети-нети», что означает «не то, не то». Гьяна-йоги отбрасывают все, что не вечно, пока все, что у них остается, — это Бог.
Одним из известных гьяна-йогов является Шанкарачарья. Однажды, когда он был маленьким, он неподвижно лежал на полу и, затаив дыхание, притворялся мертвым. Он понял, что, хотя его тело и дыхание остановились, он все еще осознавал себя. Это привело его к пониманию того, что мы — это не наши тела: что есть что-то еще, что на самом деле является «нами», что переживает смерть наших тел. Будда также был гьяна-йогом, и многие буддисты до сих пор практикуют эту традицию.
Раджа-йога: Королевский путь
Раджа-йога переводится как царский путь к Богу. Это путь, который мы практикуем в Ананде. Раджа-йога сочетает в себе три вышеупомянутые йоги с упором на медитацию. Медитация помогает укрепить и направить практику каждого человека в других йогах, чтобы держать их на пути к Богу и самореализации.
Все йоги, описанные выше, помогают людям найти путь к Богу, соответствующий их естественным склонностям. В то же время все пути должны быть включены в нашу практику, иначе мы станем односторонними. Например, практика только бхатки-йоги (преданности), но не гьяна-йоги (мудрости), ведет к фундаментализму и фанатизму. А практика только гьяна-йоги, а не карма-йоги (действия служения) может привести к гордыне и отчужденности.
Во всем, что вы делаете, старайтесь привнести смесь йог. Работая самоотверженно, постарайтесь подсластить свое служение любовью. Когда вы практикуете преданность, постарайтесь ощутить обширную мудрость гьяна-йоги и знайте, что Бог, которого вы любите, является сущностью вашего собственного Я и всех, кого вы встречаете. Пусть ваше переживание Бога через тишину медитации сделает вашу практику других йог более глубокой и сосредоточенной.
Попробуй это
Какая бы из этих йог ни казалась тебе наиболее естественной, обязательно практикуй хотя бы немного все четыре. Когда вы занимаетесь повседневными делами, помните, что на самом деле Бог служит через вас. Когда вы со своими близкими, любите Бога в них, даже если вы не согласны с аспектами их личности. Когда вы чувствуете сильное желание, злитесь или расстраиваетесь, помните, что это всего лишь симпатии и антипатии вашего эго, которые не укоренены в вашей душе и о которых вы скоро забудете. И постарайтесь уделить хотя бы 10 минут ежедневной медитации и дольше по мере того, как вы наберетесь опыта. Это будет держать вашу практику в правильном направлении и позволит вам прогрессировать гораздо быстрее.
Дальнейшее изучение
Суть Бхагавад-гиты, Свами Криянанда
Искусство и наука раджа-йоги, Свами Криянанда
Раджа-йога и другие йоги, Наясвами Деварши
Путь карма-йоги
Путь криай-йоги Онлайн-курсы
Онлайн-курс «Искусство и наука раджа-йоги»
9 стадий духовной самореализации ⋆ LonerWolf
Самореализация — это одна из тех фраз, которые мы слышим на духовном пути, которые входят в одно ухо и вылетают из другого. Мы не придаем этому большого значения, но это в самом сердце ВСЕГО.
Не видя Самореализации как конечной цели пути духовного пробуждения, наши пути расплывчаты, размыты и бессвязны.
Мы действительно не знаем, почему мы делаем то, что делаем. И если у нас есть какая-то слабая причина, мы никогда не чувствуем себя по-настоящему удовлетворенными, потому что все, что мы получаем, все духовные очки, которые мы собираем, в конечном итоге кажутся пустыми и разочаровывающими.
На самом деле, когда мы упускаем из виду важность Самореализации, наши духовные пути становятся ничем иным, как одним отвлечением за другим.
Мы становимся духовными потребителями, балуясь то здесь, то там привлекательными духовными «продуктами», никогда не погружаясь в них по-настоящему.
Я называю это «духовностью кроличьей норы»: подобно Алисе в стране чудес, мы постоянно попадаем в бесконечные кроличьи норы новых тенденций, захватывающих практик и блестящих философий хорошего самочувствия.
Но реальность такова, что мы потерялись в поверхностном мире , полном поверхностности , и в конце концов появится что-то новое и привлечет наше внимание, и мы упадем в еще одну кроличью нору.
К счастью, есть пути, связанные с более глубокой формой духовности, и все они так или иначе ведут к Самореализации.
Если вы не совсем уверены, что такое, черт возьми, Самореализация , или как ее испытать, продолжайте читать.
Содержание
- Что такое Самореализация?
- 3 шаманских сферы самореализации
- 9 стадий духовной самореализации
- 1. Самоосознание
- 2. Самоисследование
- 3. Самопознание
- Самопознание 4. 5. Любовь к себе
- 6. Самопреобразование
- 7. Самообладание
- 8. Самопревосхождение
- 9. Самореализация
- Как ощутить вкус самореализации
Что такое самореализация?
Есть два определения Самореализации: одно светское, другое духовное.
Согласно различным западным психологическим и философским традициям, Самореализация — это реализация нашего личного потенциала в жизни. По сути, — это все, чем мы можем быть в неограниченном, широком смысле.
Однако, согласно восточной духовности, Самореализация – это знание и воплощение нашей Истинной Природы или Высшее Я за пределами эго.
Здесь мы имеем два странным образом противоречащих друг другу определения с Востока и с Запада.
Какое определение правильное?
На самом деле ни одно из определений не является правильным или неправильным: оба одинаково релевантны, поскольку они поддерживают и соотносятся друг с другом. Я объясню, почему дальше.
3 шаманских сферы самореализации
Самореализация — это не столько яркий свет и гламур момент, сколько медленный и неуклонный процесс духовного раскрытия. Этот процесс происходит в трех сферах существования:
- Срединный мир
- Нижний мир
- Верхний мир
Используя шаманскую терминологию, средний мир — это царство, где мы живем повседневной жизнью. Это сфера, в которой мы ежедневно живем с семьей, друзьями и коллегами по работе.
Нижний мир — это царство вниз и внутрь , где обитает все, что скрывается под поверхностью. Это царство мыслей, чувств, инстинктов, мечтаний, бессознательных ран и, на уровне ядра, Души.
Верхний мир — это вверх и наружу царство, где мы выходим за пределы тела, разума и Души и входим в нематериальный, вечный Дух, который пронизывает все слои существования.
У каждого царства есть цель
В каждом царстве есть задача, которую мы должны выполнить:
- В среднем мире задача рост эго
- В нижнем мире задача Воплощение души
- В верхнем мире задание Духовная реализация (также известная как Самореализация )
Как пишет глубинный психолог Билл Плоткин,
Рост эго, воплощение души и реализация духа одинаково важны для роста целого. Хотя все три компонента могут быть задействованы одновременно, их развертывание имеет естественную последовательность: рост эго является основой, на которой зиждется воплощение души, и последнее, я считаю, наиболее эффективно стимулирует духовную реализацию.
Здесь мы видим, что все три сферы строятся поверх (и поддерживают) друг друга – конечной целью является Самореализация .
Разница между самореализацией и самореализацией
Итак, здесь мы видим, что на самом деле существует два типа самореализации.
Запад способствует реализации самого полного потенциала личности (эго). Этот процесс происходит в среднем и нижнем мире. Некоторые западные школы психологии, такие как те, которые придерживаются философии Карла Юнга, также продвигают реализацию Души (также известную как процесс индивидуации).
И Восток способствует реализации Я – то есть освобождению от маленького сфабрикованного Я (эго) и воплощению своего Высшего Я или Истинной Природы. Это путь верхнего мира, путь, который выходит за пределы личного эго и Души и объединяет нас с Абсолютным, Неизменным и Вечным Духом. Это путь просветления.
Большинство западных и восточных школ мысли игнорируют или отрицают важность совместной работы всех трех путей. Но они все существенные пути чтобы мы могли испытать истинную Самореализацию, точно так же, как дереву нужны корни, ствол и ветви, чтобы быть целым.
9 стадий духовной самореализации
И если вы решите посвятить себя постоянному пути самореализации, вы разовьете огромное чувство уважения к тому, кто вы есть на самом деле. Только тогда вы оцените всю глубину смысла совета: «Прежде всего: самому себе будь верен».
— Майкл А. Сингер
Как я упоминал ранее, Самореализация — это не столько один великий момент , сколько постепенный процесс духовного раскрытия.
(Тем не менее, здесь следует отметить, что для некоторых людей Самореализация наступает как один большой момент. Но для подавляющего большинства из нас это медленный и устойчивый процесс.)
Ниже вы найдете девять стадий духовной Самореализации: от начала пути до конца.
Обратите внимание, что Самореализация не обязательно (и часто не является) линейным процессом. Мы часто переживаем спираль расцвета и трансформации, и обычно мы двигаемся вперед и назад по этому пути из девяти этапов.
Вот девять стадий духовной Самореализации:
1. Самоосознание
В начале путешествия начинается заря самосознания. Это новое осознание может возникать спорадически в результате временных моментов самоанализа или, наоборот, это осознание может внезапно прорваться в нашу жизнь в форме неожиданного духовного пробуждения.
Что такое самосознание? Самосознание — это когда мы начинаем осознавать себя (с точки зрения эго) и то, как мы взаимодействуем с миром.
Те, кто обладает самосознанием, уходят от своего прежнего психологического невежества (также обычно называемого «спящим») к большему самосознанию.
Это обретение внезапного самосознания может быть болезненным и унизительным периодом, поскольку оно имеет тенденцию освещать многие из наших вредных мыслей, привычек, выборов и способов отношения к миру. И обычно нам не нравится то, что мы видим. Таким образом, мы либо оцепенели от отрицания, либо вступаем на путь саморазвития (известный также как духовный путь).
2. Самоисследование
После шока от пробуждения к большему самосознанию нами движет желание больше исследовать себя – это путешествие самопознания в двух словах.
Самоисследование подпитывается смесью любопытства (« Кто я на самом деле? ») и неудовлетворенности (« Не могу поверить, что сделал/сказал/поверил в это! «). Мы хотим узнать больше о личностях и понять свое подлинное место в жизни.
Самоисследование часто происходит в срединном мире (сфере повседневной жизни), и его цель — выяснить, как мы думаем, чувствуем и ведем себя. Чтобы получить ответы, мы стремимся получить знания и понять себя с помощью книг, семинаров, фильмов, курсов, терапевтов, учителей, личностных тестов и других психологических и духовных практик.
3. Самопознание
Как только мы начинаем баловаться миром самоисследования, мы, в конце концов, переживаем самопознание, что и происходит, когда мы копаем глубже поверхности нашего эго.
Самопознание происходит, когда мы переходим от « что? ” на “ ПОЧЕМУ? » В то время как предыдущий этап (самоисследование) имеет дело с тем, что нам нравится/чувствует/делает/думает, самопознание имеет дело с , почему нам нравится/чувствуют/делают/думают все, что возникает внутри нас.
На этом этапе обычно начинаются различные формы внутренней работы, направленные на корень нашего внутреннего «я».
4. Самопонимание
Самопонимание — это кристаллизация предыдущих трех стадий: это глубокое понимание динамики и работы нашего эго.
Люди, достигшие этой стадии, обладают глубоким и многоуровневым пониманием истоков и причин, по которым они думают, чувствуют и ведут себя так, а не иначе. Они исследовали не только свое сознательное эго, но и свое бессознательное, чтобы встретиться со своим теневым «я» и другими скрытыми глубинными ранами.
Самопонимание – это путь низшего мира, который идет вниз и внутрь, касаясь и раскрывая саму природу наших Душ.
5. Любовь к себе
Далее следует любовь к себе: этап, на котором мы наполняемся состраданием к себе и ко всему, через что мы прошли.
Как путь низшего мира, любовь к себе — это то, что происходит, когда мы прикасаемся к фундаментальной природе нашего сердца и души: любви.
Когда мы любим себя, нас подпитывает глубокое понимание нас самих. На самом деле, без предыдущей стадии (понимания себя) почти невозможно практиковать любовь к себе, потому что мы не знаем что или почему мы делаем, думаем и чувствуем то, что делаем.
Научиться любить себя означает, что мы перестанем наказывать себя, начнем заботиться о своем внутреннем ребенке и начнем испытывать большую самооценку, уверенность в себе и самопрощение.
6. Самотрансформация
На этой стадии мы начинаем избавляться от наших старых и ограничивающих привычек, представлений и принуждений, созданных ложным «я» (эго), и начинаем испытывать трансформацию.
Когда мы переживаем самотрансформацию, мы вступаем в процесс смерти и возрождения, который поначалу может показаться неудобным и дестабилизирующим. Но в конечном итоге любое изменение, которому мы подвергаемся, освобождает. Другими словами, мы становимся более сосредоточенными на душе , а не эгоцентричными, и мы чувствуем себя более комфортно в своей коже.
Благодаря предыдущим пяти стадиям мы можем создать пространство для нового роста. Подобно бабочке, выходящей из своего кокона, мы чувствуем себя более раскрепощенными, свободными и заземленными.
7. Самообладание
Являясь кульминацией стадий 1-6, эта стадия посвящена пожинанию плодов стабильного и хорошо приспособленного эго. Психолог Карл Юнг называл эту стадию индивидуацией, то есть становлением цельного человека, который связан и выровнен с Душой.
Самообладание говорит само за себя – оно означает овладение ложным я (или эго) – но не с тиранической или властной позицией. Вместо этого овладение ложным «я» осуществляется с любовью и пониманием.
Вместо того, чтобы быть рабами своего эго, мы живем сердцем и душой, и наше эго служит Душе.
Когда мы обретаем самообладание, наш внутренний и внешний мир уравновешиваются (т. е. мы духовно интегрируемся), и мы становимся королями или королевами наших собственных средних миров (повседневная жизнь) и нижних миров (внутренняя жизнь). Мы самодостаточны, спокойны, проницательны, мудры, сострадательны и беззаботны.
8. Самопревосхождение
Далее идет самопревосхождение, с которого мы начинаем входить в мир Духа (или высший мир).
Когда мы идем по пути самопревосхождения, мы стремимся выйти за пределы нашего ограниченного эго и привязанности к нашим Душам и отдохнуть в глубоком духовном Единстве в центре того, кто мы есть на самом деле.
Желание превзойти себя может прийти естественным образом во времени (в результате усердного следования по духовному пути), через внезапный мистический опыт, глубокое трансперсональное озарение или глубокий внутренний призыв вкусить высшую свободу.
Распространенные пути и практики самопревосхождения включают медитацию, йогические дисциплины, мистические традиции и традиции высшего сознания (суфизм, гностицизм, даосизм, буддизм и т. д.), самоисследование, недвойственные учения, созерцание и т. д.
9. Самореализация
Наконец, мы приходим к Самореализации, которая в конечном счете является даром благодати от Жизни, Духа или Божественного.
Хотя мы не можем «достичь» Самореализации в линейном, основанном на эго смысле, мы можем, так сказать, подготовить почву нашего внутреннего сада для получения такого священного дара.
Так как же происходит Самореализация?
Самореализация происходит, когда мы перестаем отождествлять себя с ограниченным эго, углубляемся в присутствие, сосредоточенное на Душе, и признаем себя единым целым с Божественным на внутреннем уровне.
Уходя от ощущений «я», «мое» и «Я есть…» (также называемых внутренними историями, сфабрикованными нашими иллюзорными «я»), мы приходим к воплощению того, что называется Сознанием Христа, Просветлением, Просветлением , Недвойственное осознание и Единство.
Другими названиями этого энергетического расширения и сдвига сознания являются нирвана, рай, мокша, мистическое единство, самадхи, космическое сознание и так далее. Однако, несмотря на то, что этому внутреннему сдвигу было дано много дико захватывающих названий, он также описывался как восхитительно обычный и непостижимо простой теми, кто утверждал, что пробовал его на вкус.
В конечном счете, чтобы испытать Самореализацию, нужно увидеть сквозь нематериальность и непостоянство эго, подобную сновидениям природу мысли и иллюзию привязанности ко всем явлениям, а также увидеть огромное, просторное и вечное присутствие, которое существует повсюду.
На этом этапе мы освобождаемся от разлуки и снова находим наш истинный Дом. Остается чистое сияние бытия, священный союз с Жизнью и постоянно углубляющийся расцвет любви, связи, внутреннего покоя и открытости к существованию.
Как ощутить вкус самореализации
Самореализация — это путешествие, которое может занять несколько лет, десятилетий, всю жизнь или дольше. Но это священный путь, который стоит каждого вашего времени, усилий, искренности и внимания. В конечном счете, это путь просветления, путь свободы и путь любви. Что может быть более значимым, чем это?
Теперь, когда мы изучили, что такое Самореализация и ее девять стадий, как мы можем ощутить — хотя бы кратко — этот опыт? (Уверен, вам интересно!)
Вот несколько методов и практик, которые помогут вам окунуться в этот изменяющий жизнь опыт (хотя ничто никогда не гарантируется):
- Долгие отрезки медитации (45 минут или больше в день) — Имейте в виду, что важно работать над целью более длительных медитаций, особенно если вы новичок. Найдите стиль медитации, который кажется вам удобным и полезным, и придерживайтесь его хотя бы в течение месяца.
- Путешествие по лекарственным растениям (с аяхуаской, пейотом, мескалином, псилоцибиновыми грибами, марихуаной и т. д.) — Если у вас психическое заболевание, я рекомендую заранее поговорить с терапевтом или попробовать другое из этих предложений (поскольку лекарство от растений может иногда негативно усугубляют симптомы). В остальном растительная медицина — это удивительный путь, к которому я настоятельно рекомендую подходить с ясным сознательным намерением и огромным уважением.
- Вход в измененное состояние сознания (например, через состояние транса, осознанные сновидения, работу с дыханием и самогипноз) — не забывайте быть нежными с собой и медленно входить в измененные состояния (это может помочь предотвратить подавление).
- Погружение в природу — Попробуйте подолгу проводить на природе (более 1 часа), особенно в диких и диких местах, которые не посещаются людьми. У природы есть волшебный способ открыть сердце и разум для новых горизонтов!
Если вы можете порекомендовать какие-либо другие методы, пожалуйста, поделитесь ими ниже!
***
По словам великого индийского мудреца Раманы Махарши:
Ваша собственная Самореализация — это величайшее служение, которое вы можете оказать миру.
Возможно, одна из самых важных вещей, которые нужно понять по этой теме, заключается в том, что путь Самореализации не является линейным. Мы не просто движемся от точки А (Самоосознание) к точке Z (Самореализация). Здесь нет прямой линии. Это путешествие, безусловно, не логично или просто.
Вместо этого смотрите на Самореализацию как на спираль или круг. Это процесс раскрытия, который имеет приливы и отливы, приливы и отливы, открывается и закрывается, подобно солнцу, луне, океану, облакам и цветам.
В какой-то период жизни мы можем вернуться к основам познания себя и развития большего осознания эго (даже после многих лет такой работы и мысли, что мы «покончили» с этим!).
В других сферах жизни нас могут призвать следовать более трансцендентному пути. И опять же, нас могут призвать снова вернуться к «мышлению новичка».
Ни одна часть пути не лучше другой или более необходима, чем другая: каждый этап взаимозависим и божественно переплетен.
Однако, прислушиваясь к различным мировым традициям мудрости, в основе которых лежит Самореализация, и помещая наши духовные путешествия в контекст (вместо того, чтобы заблудиться в кроличьих норах духовного материализма), мы можем понять более глубокие цель нашей жизни и внутреннего пути.
Пусть ваше путешествие к Самореализации будет глубоким, обширным и освобождающим.
Скажи мне, на каком этапе, по твоему мнению, ты находишься на пути к Самореализации? Я хотел бы услышать о вашем опыте.
***