Семейный устав — Naive impressions of open-minded — LiveJournal
А пока я добралась до компьютера, и у меня есть еще минут 5 до того, как пора будет бежать собираться, напишу-ка я тут, о чем мы с Викой vika_dmitrieva беседовали у нее в ЖЖ 🙂
Началось все с Викиного поста про их семейный устав
Вообще сама по себе идея взять и записать все семейные привычки-традиции-ценности в единого свода правил — интересная. Потом будет занимательно читать это через много лет ))) Или там детям будет любопытно сохранить это на память..
Но я подумала о том, что у нас нет по большому счету ни правил, ни незыблемых традиций (об этом я уже писала когда-то вроде) — и записывать нам нечего ))))
Поэтому я просто прокомментировала пункты Викиного списка в контексте нашей семьи. Она предложила мне записать это и у себя в ЖЖ для памяти — ну а я всегда готова ))))))
1. Мужчина – главный! Форма нашей семьи – патриархальная (греч. pater — отец + arche — начало, власть) – т. е. власть безраздельно принадлежит старшему мужчине. “Муж” буквально означает: «моя жизнь». В глобальном понимании он принимает важные решения, распоряжается средствами и т.д. “Жена” буквально означает: «жизнь на», т.е. отдающая, вверяющая свою жизнь и судьбу своему мужу под его ответственность. В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети, в свою очередь – родителям. То, что мужчина является опорой семьи, еще совсем не означает ущемление прав женщины. Патриархальная семья имеет расширенный состав, включает несколько поколений родственников. Сильно развита семейная иерархия – сначала старшие, потом младшие, сначала мужчины, потом женщины и т.д.
У нас формально патриархат: мужчина-добытчик работает и приносит деньги, жена-домохозяйка обеспечивает тылы. Но на деле главная — я, и решаю все я, и мои желания являются определяющими для всей семьи 🙂
Сейчас я с улыбкой вспоминаю, как в юности желала классическую патриархальную семью 🙂 Сейчас я понимаю, что не смогла бы полностью подчиняться мужчине, нет! И отдать все ему на откуп — тоже. Только до тех пор, пока это не идет вразрез с моими представлениями и желаниями.
2. Любви не бывает слишком много! Мы приветствуем постоянное и неограниченное ничем выражение своих позитивных эмоций, любви. Поцелуи при встрече и прощании, объятия, приятные слова, комплименты, нежность и забота, подарки по поводу и без повода. В общем, любой доступный способ выразить любовь. Все поступки, все взаимодействия, всё – пронизано и продиктовано любовью.
В принципе у нас так же, но это не является правилом. Просто когда меня переполняют чувства и эмоции — неважно, позитивные или наоборот — я их сдерживать не могу и щедро выплескиваю ))) Когда на меня накатывает, я не стесняюсь признаться в любви, обнять, поцеловать — по зову души, а не по уставу 🙂 Подарки — ну тут сложнее. У мужа нет особо возможности где-то выискивать мне подарки без грядущего повода, зато цветы он приносит еженедельно, это вот уже своего рода традиция стала — но опять же не правило. Сейчас вот с деньгами напряг, и мы временно приостановили эту традицию, к тому же я каждые выходные с дачи охапки цветов привожу 🙂 Но т. к. все деньги семьи полностью у меня в руках, то если мне чего-то хочется, я иду и покупаю, и я знаю, что муж никогда не будет против. Мужу же ничего никогда не надо ))) Мне даже по поводам ему выбрать подарок — целая проблема, а уж просто так-то и подавно! Но я просто стараюсь сделать приятное. Например, знаю его любимые конфеты, и в магазине обязательно возьму их ему. Или вот на днях поехала себе за босоножками, увидела классные туфли мужские — взяла и купила, мужу понравились.
3. Ни дня без общения! Мы за поддержание общения с родственниками – частые встречи по поводу и без, разговоры по телефону, обмен радостями и горестями. Тайны, секреты, молчание – не принято.
У нас сложная ситуация с родственниками. С мужниной матерью и сестрой я не общаюсь вообще, а к мужу они заходят за деньгами на работу раз или два в неделю.
С моими родителями да, я постоянно общаюсь. С мамой почти каждый день по телефону разговариваем, я ей все рассказываю — но так повелось с детства, доверительные отношения между нами. Папа знает о моей жизни в разы меньше )))) С папой на неделе если общаемся, то по делу и по емейлу обычно )) Видимся лично каждые выходные на даче. В не-дачный сезон видимся не каждую неделю, но общение так или иначе поддерживаем. Есть еще тетя у меня, папина сестра, с ней мы тоже не общаемся. Это долгая семейная история.. Куча дальних родственников есть типа двоюродных и троюродных бабушек, дядюшек, братьев и сестер, но опять же мы не общаемся, только знаем о существовании друг друга.
4. И каждый день – праздник! Для нас в году есть не только новый год и день рождения, но ежемесячные дни рождения деток до года, день знакомства, день Семьи, любви и верности, да и просто хороший день – уже праздник J Так как мы склонны делиться своими радостями с близкими людьми, мы всегда рады, если они будут с нами в важный для нас день.
Даже если какой-то день в году для нас является знаковым, то как правило отмечается он в узком кругу семьи вдвоем с мужем )))) Ну то есть например до года каждый месяц мы 20-ого числа просто выпивали бокал за здоровье Толика, и я делала отчетную фотку 🙂 И все, никаким особым праздником мы это не считали. День знакомства и прочие — это тоже только «наши» дни, и максимум мы можем отметить это дома праздничным ужином и шампанским. Новый год и мой ДР последние годы отмечаются на даче вместе с родителями и нашими друзьями-соседями, но тоже ничего грандиозного. Лешка свой ДР отмечать не любит, равно как и мои родители свои ДР. Тольке я что-то более-менее масштабное устраивала только на годик, последующие два раза это была просто пьянка на даче ))))
Ну и плюс к этому сейчас нам тупо негде устраивать приемы гостей, ибо места нет ))))
5. Гостеприимство. Наш дом открыт для близких людей 24 часа 7 дней в неделю. И мы сами всегда рады быть гостями у приятных нам людей.
Здесь тоже мимо. Я с одной стороны люблю гостей, но… Опять же в нынешних условиях проживания для меня приход гостей — это адов геморрой. Потому что вещей у меня больше, чем места для них, и к приходу гостей мне надо создать видимость порядка и аккуратности ))) Так что я как сраный веник ношусь, распихивая все с видных мест в углы и шкафы )))) Опять же угощение. У меня обычно нет полного холодильника готовых блюд, которые можно подать на стол в случае внезапных гостей, поэтому сразу начинается ломание головы. Тем более сейчас с моей диетой — у меня водится только то, что можно есть мне 🙂
Надеюсь, когда мы переедем, мы чаще будем звать гостей. Но именно звать! Я не очень люблю спонтанные «ОЙ, мы тут мимо едем, заскочим к вам!»
И еще один важный нюанс: так как работа моего мужа связана с постоянным общением с большим количеством людей, он от них дико устает. И дома хочет отдохнуть, а не развлекать гостей и общаться с ними. Поэтому если кто-то хочет заехать в будний день вечером, я обязательно спрашиваю разрешения у мужа, и если есть возможность перенести гостей на выходной или на более раннее время, чтоб они уехали к моменту возвращения мужа домой, то я это делаю. В выходные еще куда ни шло, но опять же не слишком часто. И это касается как гостей у нас дома, так и наших поездок.
Я по гостям шляться обожаю, но делаю это чаще всего одна или вдвоем с ребенком, потому что Лешке это неинтересно и не в удовольствие, ему лучше дома поваляться, и чтоб никто не трогал.
6. Нет негативу! Конечно, в нашей жизни случаются и неприятные моменты, но мы не заостряем на них внимание, не жалуемся всем подряд, не замыкаемся в себе, а идем дальше, встречая каждый новый день с улыбкой. Мы благодарим Бога за сам факт того, что мы живем и любим друг друга, и считаем уныние большим грехом. Мы не концентрируемся на своих страхах и опасениях, в нашей речи нет слов с негативной окраской, и мы стараемся окружить себя такими же позитивно настроенными людьми. Нытики, пессимисты, агрессивно настроенные люди не входят в наш круг общения.
Я не такая. Если мне плохо, об этом будут знать все ))) Мне нужно негатив из себя выплескивать, тогда я быстрее смогу переключиться на позитив. И поскольку неприятные моменты — это такая же неотъемлемая часть жизни, я не считаю, что их надо скрывать или игнорировать. Лучше все обсудить со всех сторон, найти какое-то решение или выход, и потихоньку справляться. Нет, когда постоянно ноют о том, как все плохо — я тоже не люблю. Но и вечные оптимисты меня бесят )))) Например, когда жалуешься на что-то, а тебе в ответ: «Ой, да ладно, забей! Все будет хорошо! Выше нос!» — бляяя, я хочу сочувствия, сопереживания, а не этой жизнерадостности в тот момент, когда она мне вообще мимо кассы!
7. Путешествия! Не менее двух раз в год наше семейство едет в путешествие, открывая новую страну. С детками и без, на пляжный отдых и на экскурсионный – как душе угодно. Мир такой большой и жить в рамках одного города – преступление. Мы хотим, чтобы наши дети с малых лет узнавали новое о других странах, культурах и менталитетах. И мы сами хотим расширять рамки своего сознания, не замыкаясь в четырех стенах.
Здесь тоже все сложно )))) Муж у меня, как все уже могли понять, домосед. Ему никуда не хочется обычно.. Это у меня шило в попе )))) Поэтому я путешествую одна чаще всего. К тому же у нас не такой большой стаж семейной жизни, и вдвоем мы вообще считай не жили, я забеременела через месяц после свадьбы.. Может, в будущем, когда дети (и настоящие, и планируемые) подрастут, мы и начнем путешествовать все вместе. Тем более сейчас финансы нам этого не позволяют. Ну и с ребенком ездить для меня гемор, я предпочитаю его оставлять дома.
8. Хорошие манеры и чувство такта. Мы стараемся соблюдать правила этикета, известные нам – всегда здороваться и прощаться, красиво кушать, быть вежливыми, тактичными, не грубить, не хамить, свои недовольства в большинстве случаев оставлять при себе (особенно, если ситуацию уже нельзя исправить). Мы воспитываем наших детей именно так.
Вот тут согласна, пожалуй. Но я еще и мужа порой воспитываю в этом плане )))) Так что это у нас тоже не правило. Я просто живу и веду себя в соответствии со своими (привитыми мне родителями или приобретенными в процессе жизни) представлениями о добре и зле (хорошие манеры и этикет сюда же). Лешку поправляю иногда, если его поведение идет вразрез с этими моими представлениями ))
9. Мы всегда выполняем свои обещания. Не говорим о том, чего не сможем гарантировать и в чем не уверены.
А вот с этим у меня бывают проблемы )) Я могу забыть о том, что собиралась что-то сделать для кого-то, поэтому мне надо постоянно напоминать. Я не со зла, у меня голова так устроена ))) Не знаю, что там за хитрый фильтр памяти стоит, но у меня реально вылетает из головы множество вещей, о которых надо помнить. Поэтому если я вам что-то пообещала, не сочтите за труд напоминать мне об этом, пока не исполню ))))
10. Бог есть и он един! Мы верим в силу Всевышнего, в то, что он помогает нам на нашем жизненном пути. Не являясь приверженцами ни одной религии, мы уважаем различные конфессии. Нам комфортно и в храме, и в синагоге, и в костеле.
Я воспитывалась в нерелигиозной семье. Лешка в бога не верит, я в общем-то тоже. Я верю, что есть наверное что-то там.. но так четко для себя не формулирую. В тяжелые минуты обращаюсь к Вселенной или к Тем, Кто Наверху.. Верю отчасти в судьбу, что все предопределено свыше.. То есть четкой какой-то религии или верования я не придерживаюсь, все по настроению как-то..
11. Закон бумеранга. Все сделанное нами вернется нам трижды — и хорошее, и плохое. Мы в это верим и стараемся жить по совести, не доставляя неудобств окружающим и не создавая проблем себе.
Здесь см. пункт 8 )) Да, я стараюсь жить по совести и поступать так, как мне хотелось бы, чтобы поступали со мной — но это не потому, что я боюсь расплаты. Просто так вот получается у меня 🙂 С родителей пример беру.. То есть опять же — это не правило и не закон. И бывают моменты, когда я поступаю плохо, скажем так, и я это понимаю, но все равно делаю :))) Как с этим делом у мужа обстоит — не знаю, вроде так же ))) Но у него меньше веры в хорошее в людях, поэтому он чаще сталкивается с негативом, чем я. И мы иногда спорим, стоит ли делать добро или инициатива наказуема и благими намерениями…
12. Делай только то, что нравится! Мы стараемся заниматься только приятными для нас занятиями – работа, общение с людьми, уход за домом – все должно быть в удовольствие. Тратить время жизни на неприятные занятия и людей мы считает страшным расточительством.
Я убеждена, что делать в жизни ТОЛЬКО то, что нравится — нереально в принципе. Мне вот не нравится убираться, но я это делаю, иначе мы зарастем грязью ))) На домработницу сейчас средств нет — либо же мне надо пойти работать, что мне не нравится категорически 🙂 Из двух «не нравится» выбираем меньшее — и убираемся сами )))) Ну и так далее. Лешка тоже лучше бы не работал и дома сидел, но тогда он потеряет семью, поэтому вынужден пахать. Ну и так далее. При этом я стараюсь не отказывать себе в удовольствиях и действительно избегаю того, что мне не нравится. Но вот муж более ответственный и менее эгоистичный, чем я, поэтому что не нравится мне, делает он )))))))
13. Семья – самое ценное, что у нас есть. Никакие друзья и знакомые не могут быть ближе и важнее, чем семья.
В целом да, согласна, но бывают разные ситуации. Условно говоря, если у моей подруги беда, а муж хотел провести романтический вечер вдвоем, я выберу подругу. Ну собссна с моей поездкой в Питер так и получилось 🙂
Там в комментариях к посту еще были правила из других семей. Например, про ссоры: что не ложатся спать, пока не помирятся, или там не затягивают ссоры дольше, чем на день.. Это все хорошо и правильно, но у нас опять же не так ))) Мне, если ссоримся или выясняем отношения, надо непременно обсосать все-все-все до последнего, а Лешка всегда замолкает и уходит. А меня это бесит!!!! Во мне-то еще все бурлит! Поэтому я мириться не пойду, я скорее буду ходить следом и высказывать все )))) А он тоже молчит и не реагирует, и тоже первый шаг делать не хочет, пока я еще киплю. Так что у нас как раз обычно все разрешается именно временем. Ночь переспали, день пережили — вроде все сгладилось и забылось.
Для меня самый идеальный способ мириться — это страстный секс. Но увы, для мужа это неприемлемо..
А вообще я в очередной раз прочувствовала, что НЕ МОГУ я жить по правилам и уставам! Не для меня это. Я — ветер, вольный и свободный. Захотела — подула в одну сторону, захотела — в другую, захотела — вообще улеглась ))) Правила для того, чтобы их нарушать 🙂
И любой принцип может быть преступлен в определенных обстоятельствах.
Муж и жена — одна сторона, а сожители — другая
Большинство россиян (71%) считают, что отношения лучше зарегистрировать в ЗАГС. При этом каждый десятый предпочитает союз «без штампа». Такие данные содержатся в недавнем исследовании на тему семьи и демографии. Юридически оформленный статус, возможно, не влияет на чувства, но точно влияет на правовые последствия. Разбираемся, какие возможности есть только у супругов, что доступно сожителям и какую роль «во взаимоотношениях» играет нотариус.
В России отношения, когда люди не женятся, но живут вместе, ведут общее хозяйство и даже воспитывают детей, часто называют «гражданским браком». Иногда этим термином, напротив, обозначают зарегистрированные отношения. Формально и то, и другое — неверно. Когда-то «гражданский брак» существовал как альтернатива религиозному. С 1917 года, когда церковный обряд перестал обладать юридической силой, понятие «гражданского брака» также перестало быть актуальным.
В современном законодательстве существует один формат брака — тот, который зарегистрирован в ЗАГС. Нормы Семейного кодекса распространяются только на него, а для сожителей остаются общие гражданско-правовые установки. Из-за этого в различных жизненных ситуациях возникают «развилки», на которых людям порой непросто ориентироваться.
Один из примеров — «больничная» тема. Сейчас граждане часто задаются вопросом, можно ли попасть в реанимацию к неофициальному супругу, есть ли право принимать медицинские решения за него. Рассказываем. Правила посещения в стационаре, включая реанимационное отделение, устанавливаются приказом Минздрава и положениями конкретных медицинских организаций. В целом навещать пациента с его согласия могут как родственники, так и другие лица. Правда, бывают ситуации, когда даже при наличии письменного согласия «авторизованного» посетителя могут не пустить в палату по решению главврача. Например, если пациент находится в тяжелом состоянии. К этому мы еще вернемся.
Если говорить о самых существенных юридических отличиях для официальных и неофициальных семей, пожалуй, это будут имущественные права. Так, в соответствии с Семейным кодексом РФ, все, что нажито супругами во время брака (кроме полученных подарков и наследства), является их совместной собственностью. Сюда входят доходы от трудовой деятельности, ценные бумаги и вклады в банках, недвижимость, машины и другие вещи. Неважно, например, кто купил и на кого оформлена квартира — она считается общей. Ее нельзя продавать без нотариально удостоверенного согласия второй половины, а при разводе по общему правилу квадратные метры делятся пополам.
Для пар, которые не зарегистрировали свои отношения, таких положений нет. С точки зрения закона они друг для друга — посторонние люди, даже если прожили вместе несколько десятилетий, построили дом и посадили много деревьев. При расставании каждый уйдет с тем, что записано на его имя. Некоторые бывшие возлюбленные обращаются в суд — пытаются, например, разделить имущество, на которое потратились, или взыскать неосновательное обогащение со второй стороны. Чаще всего успеха они не добиваются.
Если законных супругов не устраивает распределение имущества по общему порядку, они могут установить свои правила брачным договором или заключить соглашение о разделе имущества. Подобные договоренности оформляются у нотариуса — он консультирует, готовит бумаги и помогает во всем разобраться. Закон не предусматривает возможность оформить такие документы для сожителей.
Если вы не женаты, но совершаете вместе крупную покупку, лучше сразу разделить «объект» и оформить его на двух собственников. Не обязательно 50/50, соотношение долей может быть любым, например, в зависимости от финансового вклада каждого. Кстати, если партнер дарит второй половине часть квартиры или машину, с этого необходимо заплатить НДФЛ. В случае с супругами налоги на их подарки друг другу не взимаются.
Еще один важный момент — наследство. Люди, не связанные брачными узами, по закону не могут быть наследниками первой очереди в отношении друг друга. Гражданский кодекс предусматривает такую возможность только для официальных супругов.
Есть, правда, нюанс: наследство может получить нетрудоспособный сожитель, который был на иждивении у наследодателя и жил с ним не менее года до его смерти.
Существуют специальные программы для зарегистрированных семей, в том числе льготная ипотека. Не-супруги в свою очередь могут стать поручителями друг для друга или созаемщиками по кредиту, если банк предусматривает такие форматы. При этом нужно учитывать, что, если кредит оформлен на одного из сожителей, его долговые обязательства не перейдут второму. Тогда как супругам иногда приходится отвечать за долги второй половины, даже если их имена не вписаны в кредитный договор.
По закону супруги могут требовать друг от друга финансовой поддержки — во время брака и даже после его расторжения. У тех, кто «не сходил в ЗАГС», права на алименты нет. Важно не путать, что в данном случае речь идет именно о содержании партнера, а не ребенка.
Права и обязанности в отношении детей не зависят от статуса родителей. И женатые, и неженатые могут добиваться через суд или заключать нотариальные соглашения об алиментах или месте жительства ребенка. Главное, чтобы было определено отцовство. Если чадо родилось в браке, имя законного супруга появляется в графе «отец» по умолчанию. В ином случае необходимо совместное заявление отца и матери (в некоторых ситуациях — только отца) или решение суда.
Вместе с тем статус пары имеет принципиальное значение для создания приемной семьи или усыновления общего ребенка. Здесь официальный брак — обязательный пункт.
Есть и то, что просто так не могут сделать законные супруги. Например, заключать между собой возмездные или безвозмездные сделки в отношении общего имущества. Допустим, в браке муж купил и оформил на себя дачу. По закону она считается общей, поэтому мужчина не может продать или передать ее супруге, так как все равно останется «наполовину собственником».
Есть вещи, которые недоступны ни супругу, ни сожителю. И мы возвращаемся к медицинской теме. Так, нельзя выдать нотариальную доверенность или иной документ, позволяющий принимать медицинские решения за вас какому-нибудь третьему лицу, вне зависимости от его статуса. По закону только сам гражданин может принимать решения о тех или иных манипуляциях (или законный представитель — в отношении несовершеннолетних до 15 лет, недееспособных, а также некоторых других категорий граждан).
Если есть угроза для жизни пациента, а сам он не может выразить свою волю, медики могут решать самостоятельно. А вот получить информацию о здоровье пациента — во время лечения или в случае смерти — может любой человек, которого тот предварительно выбрал.
В некоторых странах Европы, например, в Швеции, Норвегии, Венгрии, Франции, Бельгии, институт сожительства был законодательно урегулирован. Несколько лет назад в Госдуму вносился законопроект, приравнивающий сожительство к официальному браку, однако он был отклонен.
Хартия прав семьи (22 октября 1983 г.)
ХАРТИЯ ПРАВ СЕМЬИ
Представлена Святым Престолом всем лицам, учреждениям и органам власти, занимающимся миссией семьи в сегодняшней мир 22 октября 1983 г.
Преамбула
Принимая во внимание, что:
семья;
B. семья основана на браке, этом интимном союзе жизни в взаимодополняемости между мужчиной и женщиной, который состоит из свободно заключенных и публично выраженных неразрывных уз супружества и открыт для передачи жизни;
C. брак является естественным институтом, на который возложена исключительно миссия передачи жизни;
D. семья, естественное общество, существует до государства или любого другого сообщества и обладает неотъемлемыми правами, которые неотчуждаемы;
E. семья представляет собой гораздо больше, чем просто юридическая, социальная и экономическая единица, сообщество любви и солидарности, которое уникально подходит для обучения и передачи культурных, этических, социальных, духовных и религиозных ценностей, необходимых для развития благополучие своих членов и общества.
F. семья – это место, где собираются вместе разные поколения и помогают друг другу расти в человеческой мудрости и согласовывать права личности с другими требованиями общественной жизни;
G. семья и общество, которые взаимно связаны жизненными и органическими узами, выполняют дополнительную функцию в защите и продвижении блага каждого человека и человечества;
H. Опыт различных культур на протяжении всей истории показал необходимость признания обществом и защиты института семьи;
I. общество и, в частности, государство и международные организации должны защищать семью с помощью мер политического, экономического, социального и юридического характера, направленных на укрепление единства и стабильности семьи, с тем чтобы она могла осуществлять его конкретная функция;
J. права, основные потребности, благополучие и ценности семьи, даже несмотря на то, что в некоторых случаях они постепенно охраняются, часто игнорируются и нередко подрываются законами, учреждениями и социально-экономическими программами;
K. многие семьи вынуждены жить в бедности, что мешает им достойно выполнять свою роль;
L. Католическая церковь, зная, что благо человека, общества и самой церкви проходит через семью, всегда считала частью своей миссии возвещать всем план Божий, заложенный в человеческой природе что касается брака и семьи, продвигать эти два института и защищать их от всех тех, кто нападает на них;
М. Архиерейский Синод, созванный в 1980 г., прямо рекомендовал составить и распространить среди всех заинтересованных лиц Хартию прав семьи;
Святой Престол, посоветовавшись с Епископскими конференциями, представляет настоящую «Хартию прав семьи» и настоятельно призывает все государства, международные организации и все заинтересованные учреждения и лиц способствовать уважению этих прав и обеспечивать их эффективное признание и соблюдение.
Статья 1
Все люди имеют право на свободный выбор своего жизненного положения и, таким образом, вступать в брак и создавать семью или оставаться холостыми.
а) Каждый мужчина и каждая женщина, достигшие брачного возраста и обладающие необходимой дееспособностью, имеют право вступать в брак и создавать семью без какой бы то ни было дискриминации; правовые ограничения осуществления этого права, будь то постоянного или временного характера, могут быть введены только тогда, когда этого требуют серьезные и объективные требования самого института брака и его общественное и общественное значение; они должны во всех случаях уважать достоинство и основные права человека.
b) Те, кто желает вступить в брак и создать семью, имеют право ожидать от общества моральных, образовательных, социальных и экономических условий, которые позволят им осуществить свое право на вступление в брак со всей зрелостью и ответственностью.
c) Органы государственной власти должны поддерживать институциональную ценность брака; положение пар, не состоящих в браке, не должно ставиться на один уровень с должным образом заключенным браком. Статья
2. Брак может быть заключен только по свободному и полному согласию, должным образом выраженному супругами.
a) При должном уважении к традиционной роли семьи в определенных культурах в принятии решения своими детьми следует избегать любого давления, которое могло бы помешать выбору конкретного лица в качестве супруга.
б) Будущие супруги имеют право на свободу вероисповедания. Следовательно, установление в качестве предварительного условия вступления в брак отрицания веры или исповедания веры, противоречащего совести, является нарушением этого права.
c) Супруги в силу естественной взаимодополняемости, существующей между мужчиной и женщиной, пользуются одинаковым достоинством и равными правами в отношении брака.
Статья 3
Супруги имеют неотъемлемое право на создание семьи и решение о промежутках между рождениями и числе детей, принимая во внимание свои обязанности по отношению к себе, уже родившимся детям, семьи и общества в справедливой иерархии ценностей и в соответствии с объективным нравственным порядком, исключающим использование противозачаточных средств, стерилизации и абортов.
а) Деятельность органов государственной власти и частных организаций, пытающихся каким-либо образом ограничить свободу супружеских пар в принятии решений о своих детях, представляет собой серьезное оскорбление человеческого достоинства и справедливости.
b) В международных отношениях экономическая помощь для развития народов не должна быть обусловлена принятием программ контрацепции, стерилизации или абортов.
в) Семья имеет право на помощь общества в рождении и воспитании детей. Супружеские пары, имеющие большую семью, имеют право на адекватную помощь и не должны подвергаться дискриминации.
Статья 4
Человеческая жизнь должна уважаться и защищаться абсолютно с момента зачатия.
а) Аборт является прямым нарушением основного права человека на жизнь.
b) Уважение достоинства человека исключает любые экспериментальные манипуляции или эксплуатацию человеческого эмбриона.
c) Все вмешательства в генетическое наследие человеческой личности, не направленные на исправление аномалий, представляют собой нарушение права на физическую неприкосновенность и противоречат благу семьи.
d) Дети до и после рождения имеют право на особую защиту и помощь, как и их матери во время беременности и в течение разумного периода времени после родов.
e) Все дети, рожденные в браке или вне брака, пользуются одинаковым правом на социальную защиту с целью их всестороннего личностного развития.
f) Дети-сироты или дети, лишенные помощи родителей или опекунов, должны пользоваться особой защитой со стороны общества. Государство в отношении приемной семьи или усыновления должно принять законодательство, помогающее подходящим семьям принимать в своих домах детей, нуждающихся в постоянном или временном уходе. Это законодательство должно в то же время уважать естественные права родителей.
g) Дети-инвалиды имеют право найти дома и в школе среду, подходящую для их человеческого развития.
Статья 5
Поскольку они даровали жизнь своим детям, родители имеют первоначальное, основное и неотъемлемое право на их образование; следовательно, они должны быть признаны первыми воспитателями своих детей.
а) Родители имеют право воспитывать своих детей в соответствии со своими нравственными и религиозными убеждениями, принимая во внимание культурные традиции семьи, способствующие добру и достоинству ребенка; они также должны получать от общества необходимую помощь и содействие для надлежащего выполнения своей воспитательной роли.
b) Родители имеют право свободно выбирать школы и другие средства, необходимые для воспитания детей в соответствии со своими убеждениями. Государственные органы должны обеспечить, чтобы государственные субсидии распределялись таким образом, чтобы родители могли действительно свободно пользоваться этим правом, не неся при этом несправедливого бремени. Родители не должны нести, прямо или косвенно, дополнительные расходы, которые лишали бы или несправедливо ограничивали бы осуществление этой свободы.
c) Родители имеют право следить за тем, чтобы их дети не принуждались к посещению занятий, которые не согласуются с их собственными моральными и религиозными убеждениями. В частности, половое воспитание является одним из основных прав родителей и всегда должно осуществляться под их пристальным наблюдением, будь то дома или в образовательных центрах, выбранных и контролируемых ими.
d) Права родителей нарушаются, когда государство навязывает обязательную систему образования, из которой исключаются все религиозные образования.
e) Основное право родителей на образование своих детей должно поддерживаться во всех формах сотрудничества между родителями, учителями и школьной администрацией, и особенно в формах участия, направленных на то, чтобы дать гражданам право голоса в функционировании школ и в разработке и осуществление образовательной политики.
f) Семья вправе рассчитывать на то, что средства социального общения станут положительными инструментами построения общества и укрепят основные ценности семьи. В то же время семья имеет право на достаточную защиту, особенно в отношении ее самых младших членов, от негативного воздействия и неправомерного использования средств массовой информации.
Статья 6
Семья имеет право на существование и развитие как семья.
a) Государственные органы должны уважать и поощрять достоинство, законную независимость, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность и стабильность каждой семьи.
б) Развод наносит ущерб самому институту брака и семьи.
c) Следует уважать систему расширенной семьи, где она существует, и помогать ей лучше выполнять свою традиционную роль солидарности и взаимопомощи, в то же время уважая права нуклеарной семьи и личное достоинство каждый член.
Статья 7
Каждая семья имеет право свободно вести свою домашнюю религиозную жизнь под руководством родителей, а также право публично исповедовать и проповедовать веру, принимать участие в богослужении и свободно выбранные программы религиозного обучения, не подвергаясь дискриминации.
Статья 8
Семья имеет право выполнять свои социальные и политические функции в построении общества.
а) Семьи имеют право объединяться с другими семьями и учреждениями, чтобы должным образом и эффективно выполнять роль семьи, а также защищать права, способствовать добру и представлять интересы семьи.
b) На экономическом, социальном, юридическом и культурном уровнях должна признаваться законная роль семьи и семейных ассоциаций в планировании и разработке программ, касающихся семейной жизни.
Статья 9
Семьи имеют право рассчитывать на адекватную семейную политику государственных органов в юридической, экономической, социальной и налоговой сферах без какой бы то ни было дискриминации.
а) Семьи имеют право на экономические условия, обеспечивающие им уровень жизни, соответствующий их достоинству и полному развитию. Им не следует препятствовать в приобретении и сохранении частной собственности, которая способствовала бы стабильной семейной жизни; законы, касающиеся наследования или передачи имущества, должны уважать потребности и права членов семьи.
b) Семьи имеют право на меры в социальной сфере, учитывающие их потребности, особенно в случае преждевременной смерти одного или обоих родителей, отказа от одного из супругов, несчастного случая, болезни или инвалидности, в случае безработицы или всякий раз, когда семья вынуждена нести дополнительное бремя от имени своих членов по причине преклонного возраста, физических или умственных недостатков или воспитания детей.
c) Пожилые люди имеют право найти в своей семье или, если это невозможно, в подходящих учреждениях среду, которая позволит им прожить свои последние годы жизни в спокойствии, занимаясь теми видами деятельности, которые совместимы с их возраста и которые позволяют им участвовать в общественной жизни.
d) Права и потребности семьи, и особенно ценность единства семьи, должны учитываться в уголовном законодательстве и политике таким образом, чтобы заключенный оставался в контакте со своей семьей и чтобы семья адекватно поддерживается в течение периода содержания под стражей.
Статья 10
Семьи имеют право на социально-экономический порядок, при котором организация труда позволяет членам жить вместе и не препятствует единству, благополучию, здоровью и стабильности семьи, предлагая также возможность здорового отдыха.
а) Вознаграждение за труд должно быть достаточным для создания и поддержания достойной семьи либо за счет соответствующей заработной платы, называемой «семейной заработной платой», либо за счет других социальных мер, таких как семейные пособия или вознаграждение за работу по дому. одного из родителей; оно должно быть таким, чтобы матери не были вынуждены работать вне дома в ущерб семейной жизни и особенно образованию детей.
b) Работа матери по дому должна признаваться и уважаться из-за ее ценности для семьи и общества.
Статья 11
Семья имеет право на достойное жилище, подходящее для семейной жизни и соответствующее количеству членов, в физической среде, которая обеспечивает основные услуги для жизни семьи и общества.
Статья 12
Семьи мигрантов имеют право на такую же защиту, как и другие семьи.
а) Семьи иммигрантов имеют право на уважение своей собственной культуры и на получение поддержки и помощи для их интеграции в общество, в которое они вносят свой вклад.
b) Трудящиеся-эмигранты имеют право на скорейшее воссоединение своей семьи.
c) Беженцы имеют право на помощь государственных органов и международных организаций в содействии воссоединению их семей.
Источники и ссылки
A. «Rerum novarum», no. 9; «Gaudium et spes», нет. 24.
Б. «Pacem in terris», часть 1; «Gaudium et spes», №№. 48 и 50;
«Familiaris consortio», №. 19; «Кодекс Юрис Каноничи», вып. 1056.
C. «Gaudium et spes», нет. 50; «Humanae vitae», нет. 12; «Консорциум фамилиарис», нет. 28.
D. «Rerum novarum», н.у.к. 9 и 10; «Консорциум фамилиарис», нет. 45.
E. «Familiaris consortio», нет. 43.
F. «Gaudium et spes», нет. 52; «Консорциум фамилиарис», нет. 21.
G. «Gaudium et spes», вып. 52; «Консорциум фамилиарис», ном. 42 и 45.
I. «Familiaris consortio», no. 45.
J. «Familiaris consortio», нз. 46.
К. «Familiaris consortio», нз. 6 и 77.
L. «Familiaris consortio», ном. 3 и 46.
М. «Familiaris consortio», нет. 46.
арт. 1
«Rerum novarum», №. 9; «Темп на земле», часть 1; «Gaudium et spes», нет. 26; «Всеобщая декларация прав человека», №. 16, 1.
а) «Кодексы Юриса Каноничи», нз. 1058 и 1077; «Всеобщая декларация», №. 16, 1.
b) «Gaudium et spes», no. 52, «Консорциум семей», вып. 81.
c) «Gaudium et spes», №. 52; «Консорциум фамилиарис», ном. 81 и 82.
арт. 2
«Gaudium et spes», №. 52; «Кодекс Юрис Каноничи», вып. 1057; «Всеобщая декларация», ном. 16, 2.
а) «Gaudium et spes», №. 52.
б) «Dignitatis humanae», №. 6.
c) «Gaudium et spes», №. 49; «Консорциум фамилиарис», ном. 19 и 22; «Кодекс Юрис Каноничи», вып. 1135; «Всеобщая декларация», №. 16, 1.
арт. 3
«Populorum progressio», №. 37; Gaudium et spes, н.у.к. 50 и 87; Humanae vitae, нет. 10; Familiaris consortio, н. 30 и 46.
а) Familiaris consortio, №. 30.
b) Familiaris consortio, no. 30.
c) Gaudium et spes, no. 50.
арт. 4
Gaudium et spes, №. 51; Familiaris Consortio, нет. 26.
а) Humanae vitae, no. 14; Священная Конгрегация Доктрины Веры, Декларация о искусственном аборте, 18 ноября 1974 г.; Familiaris Consortio, нет. 30.
b) Папа Иоанн Павел II, Обращение к Папской академии наук, 23 октября 1982 г.
d) Всеобщая декларация, №. 25, 2; Конвенция о правах ребенка, преамбула и №. 4.
e) Всеобщая декларация, №. 25, 2.
f) Familiaris consortio, no. 41.
г) Familiaris consortio, no. 77.
арт. 5
Divini Illius Magistri, ном. 27-34; Gravissimum educationis, нет. 3; Familiaris Consortio, нет. 36; Codex Iuris Canonici, ном. 793 и 1136.
а) Familiaris consortio, no. 46.
б) Gravissimum educationis, no. 7; Dignitatis humanae, нет. 5; Папа Иоанн Павел II, Свобода вероисповедания и Хельсинкский заключительный акт
(Письмо главам государств, подписавших Хельсинкский заключительный акт), 4b; Familiaris Consortio, нет. 40; Codex Iuris Canonici, №. 797.
c) Dignitatis humanae, no. 5; Familiaris consortio, н. 37 и 40. 90–193 d) Dignitatis humanae, no. 5; Familiaris Consortio, нет. 40.
e) Familiaris consortio, no. 40; Codex Iuris Canonici, №. 796.
f) Папа Павел VI, Послание к Третьему Всемирному дню связи, 1969 г.; Familiaris Consortio, нет. 76.
арт. 6
Familiaris consortio, нет. 46.
а) Rerum novarum, no. 10; Familiaris Consortio, нет. 46; Международный пакт о гражданских и политических правах, №. 17.
b) Gaudium et spes, №№. 48 и 50.
арт. 7
Dignitatis humanae, №. 5; Свобода вероисповедания и Хельсинкский заключительный акт, 4b; Международный пакт о гражданских и политических правах, №. 18.
арт. 8
Familiaris consortio, ном. 44 и 48.
а) Apostolicam actuositatem, no. 11; Familiaris consortio, н. 46 и 72.
b) Familiaris consortio, н.з. 44 и 45.
арт. 9
Laborem exercens, ном. 10 и 19; Familiaris Consortio, нет. 45; Всеобщая декларация, пп. 16, 3 и 22; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, пп. 10, 1.
а) Mater et magistra, часть II; Laborem exercens, нет. 10; Familiaris Consortio, нет. 45; Всеобщая декларация, пп. 22 и 25; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 7, а, ii.
b) Familiaris consortio, nos. 45 и 46; Всеобщая декларация, №. 25, 1; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, пп. 9, 10, 1 и 10, 2. 90–193 c) Gaudium et spes, no. 52; Familiaris Consortio, нет. 27.
арт. 10
Laborem exercens, №. 19; Familiaris Consortio, нет. 77; Всеобщая декларация, №. 23, 3.
а) Laborem exercens, no. 19; Familiaris consortio, н. 23 и 81.
b) Familiaris consortio, no. 23.
арт. 11
Apostolicam actuositatem, no. 8; Familiaris Consortio, нет. 81; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, пп. 11, 1.
арт. 12
Familiaris consortio, нет. 77; Европейская социальная хартия, 19.
Хартия прав семьи
ХАРТИЯ ПРАВ СЕМЬИ
Святой Престол
семьи в современном мире 22 октября 1983 г.)
Преамбула
Учитывая, что:
A. Права личности, даже если они выражаются как права личности, имеют фундаментальное социальное измерение, которое находит врожденное и жизненно важное выражение в семье;
B. семья основана на браке, этом интимном союзе жизни в взаимодополняемости между мужчиной и женщиной, который состоит в свободно заключенных и публично выраженных неразрывных узах супружества и открыт для передачи жизни;
C. брак является естественным институтом, на который возложена исключительно миссия передачи жизни;
D. семья, естественное общество, существует до государства или любого другого сообщества и обладает неотъемлемыми правами, которые неотчуждаемы;
E. семья представляет собой гораздо больше, чем просто юридическая, социальная и экономическая единица, сообщество любви и солидарности, которое уникально подходит для обучения и передачи культурных, этических, социальных, духовных и религиозных ценностей, необходимых для развития благополучие своих членов и общества.
F. семья – это место, где собираются вместе разные поколения и помогают друг другу расти в человеческой мудрости и согласовывать права личности с другими требованиями общественной жизни;
G. семья и общество, которые взаимно связаны жизненными и органическими узами, выполняют дополнительную функцию в защите и продвижении блага каждого человека и человечества;
H. Опыт различных культур на протяжении всей истории показал необходимость признания обществом и защиты института семьи;
I. общество и, в частности, государство и международные организации должны защищать семью с помощью мер политического, экономического, социального и юридического характера, направленных на укрепление единства и стабильности семьи, с тем чтобы она могла осуществлять его конкретная функция;
J. права, основные потребности, благополучие и ценности семьи, хотя в некоторых случаях они постепенно охраняются, часто игнорируются и нередко подрываются законами, учреждениями и социально-экономическими программами;
K. многие семьи вынуждены жить в бедности, что мешает им достойно выполнять свою роль;
L. Католическая церковь, зная, что благо человека, общества и самой церкви проходит через семью, всегда считала частью своей миссии возвещать всем план Божий, заложенный в человеческой природе что касается брака и семьи, продвигать эти два института и защищать их от всех тех, кто нападает на них;
М. Архиерейский Синод, созванный в 1980 г., прямо рекомендовал составить и распространить среди всех заинтересованных лиц Хартию прав семьи;
Святой Престол, проконсультировавшись с Епископскими конференциями, представляет настоящую «Хартию прав семьи» и настоятельно призывает все государства, международные организации и все заинтересованные учреждения и лиц содействовать уважению этих прав и обеспечивать их эффективное признание и соблюдение.
Статья 1
Все люди имеют право на свободный выбор своего жизненного пути и, таким образом, на вступление в брак и создание семьи или на холостой образ жизни.
а) Каждый мужчина и каждая женщина, достигшие брачного возраста и обладающие необходимой дееспособностью, имеют право вступать в брак и создавать семью без какой бы то ни было дискриминации; правовые ограничения осуществления этого права, будь то постоянного или временного характера, могут быть введены только тогда, когда этого требуют серьезные и объективные требования самого института брака и его общественное и общественное значение; они должны во всех случаях уважать достоинство и основные права человека.
b) Те, кто желает вступить в брак и создать семью, имеют право ожидать от общества моральных, образовательных, социальных и экономических условий, которые позволят им осуществить свое право на вступление в брак со всей зрелостью и ответственностью.
c) Органы государственной власти должны поддерживать институциональную ценность брака; положение пар, не состоящих в браке, не должно ставиться на один уровень с должным образом заключенным браком.
Статья 2
Брак может быть заключен только по свободному и полному согласию, должным образом выраженному супругами.
а) При должном уважении к традиционной роли семьи в некоторых культурах в принятии решения своими детьми следует избегать любого давления, которое могло бы помешать выбору конкретного лица в качестве супруга.
б) Будущие супруги имеют право на свободу вероисповедания. Следовательно, установление в качестве предварительного условия вступления в брак отрицания веры или исповедания веры, противоречащего совести, является нарушением этого права.
c) Супруги в силу естественной взаимодополняемости, существующей между мужчиной и женщиной, пользуются одинаковым достоинством и равными правами в отношении брака.
Статья 3
Супруги имеют неотъемлемое право на создание семьи и решение о промежутке между родами и числе детей, принимая во внимание свои обязанности по отношению к себе, уже родившимся детям, семье и общества в справедливой иерархии ценностей и в соответствии с объективным моральным порядком, исключающим использование противозачаточных средств, стерилизации и абортов.
а) Деятельность органов государственной власти и частных организаций, пытающихся каким-либо образом ограничить свободу супружеских пар в принятии решений о своих детях, является тяжким оскорблением человеческого достоинства и справедливости.
b) В международных отношениях экономическая помощь для развития народов не должна быть обусловлена принятием программ контрацепции, стерилизации или абортов.
в) Семья имеет право на помощь общества в рождении и воспитании детей. Супружеские пары, имеющие большую семью, имеют право на адекватную помощь и не должны подвергаться дискриминации.
Статья 4
Человеческая жизнь должна уважаться и защищаться абсолютно с момента зачатия.
а) Аборт является прямым нарушением основного права человека на жизнь.
b) Уважение достоинства человека исключает любые экспериментальные манипуляции или эксплуатацию человеческого эмбриона.
c) Все вмешательства в генетическое наследие человеческой личности, не направленные на исправление аномалий, представляют собой нарушение права на физическую неприкосновенность и противоречат благу семьи.
d) Дети до и после рождения имеют право на особую защиту и помощь, как и их матери во время беременности и в течение разумного периода времени после родов.
e) Все дети, рожденные в браке или вне брака, пользуются одинаковым правом на социальную защиту в целях их всестороннего личностного развития.
f) Сироты или дети, лишенные помощи своих родителей или опекунов, должны пользоваться особой защитой со стороны общества. Государство в отношении приемной семьи или усыновления должно принять законодательство, помогающее подходящим семьям принимать в своих домах детей, нуждающихся в постоянном или временном уходе. Это законодательство должно в то же время уважать естественные права родителей.
g) Дети-инвалиды имеют право найти дома и в школе среду, подходящую для их человеческого развития.
Статья 5
Поскольку они даровали жизнь своим детям, родители имеют первоначальное, основное и неотъемлемое право на их образование; следовательно, они должны быть признаны первыми воспитателями своих детей.
а) Родители имеют право воспитывать своих детей в соответствии со своими нравственными и религиозными убеждениями, принимая во внимание культурные традиции семьи, способствующие добру и достоинству ребенка; они также должны получать от общества необходимую помощь и содействие для надлежащего выполнения своей воспитательной роли.
b) Родители имеют право свободно выбирать школы и другие средства, необходимые для воспитания детей в соответствии со своими убеждениями. Государственные органы должны обеспечить, чтобы государственные субсидии распределялись таким образом, чтобы родители могли действительно свободно пользоваться этим правом, не неся при этом несправедливого бремени. Родители не должны нести, прямо или косвенно, дополнительные расходы, которые лишали бы или несправедливо ограничивали бы осуществление этой свободы.
c) Родители имеют право следить за тем, чтобы их дети не принуждались к посещению занятий, которые не согласуются с их собственными моральными и религиозными убеждениями. В частности, половое воспитание является одним из основных прав родителей и всегда должно осуществляться под их пристальным наблюдением, будь то дома или в образовательных центрах, выбранных и контролируемых ими.
d) Права родителей нарушаются, когда государство навязывает обязательную систему образования, из которой исключаются все религиозные образования.
e) Основное право родителей на образование своих детей должно поддерживаться во всех формах сотрудничества между родителями, учителями и школьной администрацией, и особенно в формах участия, направленных на то, чтобы дать гражданам право голоса в функционировании школ и в разработке и осуществление образовательной политики.
f) Семья вправе рассчитывать на то, что средства социального общения станут положительными инструментами построения общества и укрепят основные ценности семьи. В то же время семья имеет право на достаточную защиту, особенно в отношении ее самых младших членов, от негативного воздействия и неправомерного использования средств массовой информации.
Статья 6
Семья имеет право на существование и развитие как семья.
а) Государственные органы должны уважать и поощрять достоинство, законную независимость, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность и стабильность каждой семьи.
б) Развод наносит ущерб самому институту брака и семьи.
c) Следует уважать систему расширенной семьи, где она существует, и помогать ей лучше выполнять свою традиционную роль солидарности и взаимопомощи, в то же время уважая права нуклеарной семьи и личное достоинство каждый член.
Статья 7
Каждая семья имеет право на свободное ведение семейной религиозной жизни под руководством родителей, а также право публично исповедовать и проповедовать веру, принимать участие в общественных богослужениях и в свободно избранных программы религиозного обучения, не подвергаясь дискриминации.
Статья 8
Семья имеет право выполнять свои социальные и политические функции в построении общества.
а) Семьи имеют право объединяться с другими семьями и учреждениями, чтобы должным образом и эффективно выполнять роль семьи, а также защищать права, способствовать добру и представлять интересы семьи.
b) На экономическом, социальном, юридическом и культурном уровнях должна признаваться законная роль семьи и семейных ассоциаций в планировании и разработке программ, касающихся семейной жизни.
Статья 9
Семьи имеют право рассчитывать на адекватную семейную политику со стороны органов государственной власти в юридической, экономической, социальной и финансовой сферах без какой бы то ни было дискриминации.
а) Семьи имеют право на экономические условия, обеспечивающие им уровень жизни, соответствующий их достоинству и полному развитию. Им не следует препятствовать в приобретении и сохранении частной собственности, которая способствовала бы стабильной семейной жизни; законы, касающиеся наследования или передачи имущества, должны уважать потребности и права членов семьи.
b) Семьи имеют право на меры в социальной сфере, учитывающие их потребности, особенно в случае преждевременной смерти одного или обоих родителей, отказа от одного из супругов, несчастного случая, болезни или инвалидности, в случае безработицы или всякий раз, когда семья вынуждена нести дополнительное бремя от имени своих членов по причине преклонного возраста, физических или умственных недостатков или воспитания детей.
c) Пожилые люди имеют право найти в своей семье или, если это невозможно, в подходящих учреждениях среду, которая позволит им прожить свои последние годы жизни в безмятежности, занимаясь теми видами деятельности, которые совместимы с их возраста и которые позволяют им участвовать в общественной жизни.
d) Права и потребности семьи, и особенно ценность единства семьи, должны учитываться в уголовном законодательстве и политике таким образом, чтобы заключенный оставался в контакте со своей семьей и чтобы семья адекватно поддерживается в течение периода содержания под стражей.
Статья 10
Семьи имеют право на социально-экономический порядок, при котором организация труда позволяет членам жить вместе и не препятствует единству, благополучию, здоровью и стабильности семьи, обеспечивая при этом также возможность полноценного отдыха.
а) Вознаграждение за труд должно быть достаточным для создания и поддержания достойной семьи либо за счет соответствующей заработной платы, называемой «семейной заработной платой», либо за счет других социальных мер, таких как семейные пособия или вознаграждение за работу по дому. одного из родителей; оно должно быть таким, чтобы матери не были вынуждены работать вне дома в ущерб семейной жизни и особенно образованию детей.
b) Работа матери по дому должна признаваться и уважаться из-за ее ценности для семьи и общества.
Статья 11
Семья имеет право на достойное жилище, подходящее для семейной жизни и соответствующее количеству членов, в физической среде, обеспечивающей основные услуги для жизни семьи и общества.
Статья 12
Семьи мигрантов имеют право на такую же защиту, как и другие семьи.
а) Семьи иммигрантов имеют право на уважение своей собственной культуры и на получение поддержки и помощи для их интеграции в общество, в которое они вносят свой вклад.
b) Трудящиеся-эмигранты имеют право на скорейшее воссоединение семьи.
c) Беженцы имеют право на помощь государственных органов и международных организаций в содействии воссоединению их семей.
Источники и ссылки
A. «Rerum novarum», №. 9; «Gaudium et spes», нет. 24.
Б. «Pacem in terris», часть 1; «Gaudium et spes», №№. 48 и 50; «Консорциум фамилиарис», нет. 19; «Кодекс Юрис Каноничи», вып. 1056.
C. «Gaudium et spes», №. 50; «Humanae vitae», нет. 12; «Консорциум фамилиарис», нет. 28.
D. «Rerum novarum», ном. 9 и 10; «Консорциум фамилиарис», нет. 45.
E. «Familiaris consortio», нет. 43.
F. «Gaudium et spes», №. 52; «Консорциум фамилиарис», нет. 21.
G. «Gaudium et spes», №. 52; «Консорциум фамилиарис», ном. 42 и 45.
I. «Familiaris consortio», №. 45.
J. «Familiaris consortio», ном. 46.
К. «Familiaris consortio», нз. 6 и 77.
L. «Familiaris consortio», ном. 3 и 46.
М. «Familiaris consortio», нет. 46.
арт. 1
«Rerum novarum», №. 9; «Темп на земле», часть 1; «Gaudium et spes», нет. 26; «Всеобщая декларация прав человека», №. 16, 1.
а) «Кодексы Юриса Каноничи», нз. 1058 и 1077; «Всеобщая декларация», №. 16, 1.
b) «Gaudium et spes», no. 52, «Консорциум семей», вып. 81.
c) «Gaudium et spes», №. 52; «Консорциум фамилиарис», ном. 81 и 82.
ст. 2
«Gaudium et spes», №. 52; «Кодекс Юрис Каноничи», вып. 1057; «Всеобщая декларация», ном. 16, 2.
а) «Gaudium et spes», №. 52.
б) «Dignitatis humanae», №. 6.
c) «Gaudium et spes», №. 49; «Консорциум фамилиарис», ном. 19 и 22; «Кодекс Юрис Каноничи», вып. 1135; «Всеобщая декларация», №. 16, 1.
арт. 3
«Populorum progressio», №. 37; Gaudium et spes, н.у.к. 50 и 87; Humanae vitae, нет. 10; Familiaris consortio, н. 30 и 46.
а) Familiaris consortio, no. 30.
b) Familiaris consortio, №. 30.
c) Gaudium et spes, no. 50.
арт. 4
Gaudium et spes, №. 51; Familiaris Consortio, нет. 26.
а) Humanae vitae, no. 14; Священная Конгрегация Доктрины Веры, Декларация о искусственном аборте, 18 ноября 1974 г.; Familiaris Consortio, нет. 30.
b) Папа Иоанн Павел II, Обращение к Папской академии наук, 23 октября 1982 г.
d) Всеобщая декларация, №. 25, 2; Конвенция о правах ребенка, преамбула и №. 4.
e) Всеобщая декларация, №. 25, 2.
f) Familiaris consortio, no. 41.
г) Familiaris consortio, no. 77.
арт. 5
Divini Illius Magistri, ном. 27-34; Gravissimum educationis, нет. 3; Familiaris Consortio, нет. 36; Codex Iuris Canonici, ном. 793 и 1136.
а) Familiaris consortio, no. 46.
б) Gravissimum educationis, no. 7; Dignitatis humanae, нет. 5; Папа Иоанн Павел II, Свобода вероисповедания и Хельсинкский заключительный акт (Письмо главам государств, подписавших Хельсинкский заключительный акт), 4b; Familiaris Consortio, нет. 40; Codex Iuris Canonici, №. 797.
c) Dignitatis humanae, no. 5; Familiaris consortio, н. 37 и 40. 90–193 d) Dignitatis humanae, no. 5; Familiaris Consortio, нет. 40.
e) Familiaris consortio, no. 40; Codex Iuris Canonici, №. 796.
f) Папа Павел VI, Послание к Третьему Всемирному дню связи, 1969 г.; Familiaris Consortio, нет. 76.
арт. 6
Familiaris consortio, нет. 46.
а) Rerum novarum, no. 10; Familiaris Consortio, нет. 46; Международный пакт о гражданских и политических правах, №. 17.
b) Gaudium et spes, №№. 48 и 50.
арт. 7
Dignitatis humanae, №. 5; Свобода вероисповедания и Хельсинкский заключительный акт, 4b; Международный пакт о гражданских и политических правах, №. 18.
арт. 8
Familiaris consortio, ном. 44 и 48.
а) Apostolicam actuositatem, no. 11; Familiaris consortio, н. 46 и 72.
b) Familiaris consortio, н.з. 44 и 45.
арт. 9
Laborem exercens, ном. 10 и 19; Familiaris Consortio, нет. 45; Всеобщая декларация, пп. 16, 3 и 22; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, пп. 10, 1.
а) Mater et magistra, часть II; Laborem exercens, нет. 10; Familiaris Consortio, нет. 45; Всеобщая декларация, пп. 22 и 25; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 7, а, ii.
б) Familiaris consortio, нз.