Сфинксы в Древнем Египте — История искусств — LiveJournal
Сфинкс Аменхотепа III, Фаянс. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 14 в. до н.э.
Мифическое существо, обычно изображавшееся с телом льва и головой человека, один из самых известных символов египетского искусства и цивилизации долины Нила в целом. Лев издревле почитался во многих культурах древнего Востока как животное, связанное с солнечным божеством и, одновременно, архетипический символ царской власти. Человеческая голова, изображающая того или иного египетского фараона, символизировала могущество и силу, находящиеся под властью царя – гаранта космической гармонии и миропорядка – Маат. Египетские сфинксы также могли изображаться с головами овнов (криосфинксы) и соколов (гиеракосфинксы). В отдельных случаях, например в заупокойном храме Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан, сфинксы, уподобленные одному из созвездий египетской карты неба, имели крокодилий хвост.
Несмотря на то, что греческое слово «сфинкс» переводится как «душитель», предполагается, что своими корнями оно восходит к египетскому шесеп анх – «живой образ», как сами египтяне называли подобные изображения. Египетский сфинкс, ассоциирующийся одновременно с царем и с солнечным божеством, нес в себе совершенно иную символику, нежели греческое демоническое существо из цикла сказаний об Эдипе.
Сфинкс Аменхотепа II на террритории храма Птаха в Мемфисе. Алебастр. 15 в. до н.э.
В Египте существовали и женские сфинксы, менее распространенные и не столь монументальные. В облике сфинкса и, одновременно, в хаторическом парике с эпохи Среднего царства могла изображаться царица, отождествленная с богинями-львицами Тефнут или Сехмет – грозными дочерьми солнечного божества, стоящими на страже миропорядка и закона. Сохранились уникальные изображения крылатых женских сфинксов с человеческими руками, в облике которых изображались царицы XVIII династии – супруга Аменхотепа III Тейе, знаменитая Нефертити, а также жена фараона Хоремхеба – царица Мутноджемет.
Проризовка фрагмента дверного проема в святилище Седеинги с изображением сфинксов царицы Тейе. 14 в. до н.э.
На головах этих сфинксов, иконография которых была заимствована из Азии, часто можно увидеть высокий головной убор, известный по полихромному бюсту царицы Нефертити из Ахетатона, порой украшенный растительными побегами, лентами и уреями. В облике сфинксов иногда изображались и женщины-фараоны, например, знаменитая царица Хатшепсут, а также, в Позднее время, верховные жрицы Амона Карнакского.
Сфинкс «супруги бога» Шепенупет II. Берлин, Египетский музей. Гранит. 7 в. до н.э.
Голова статуи царя IV династии Джедефра, обнаруженная в развалинах его пирамидного комплекса в Абу Роаше и хранящаяся в собрании Лувра, считается древнейшим сохранившимся фрагментом скульптурного изображения сфинкса. В Абу Роаше также была обнаружена и полностью сохранившаяся небольшая статуэтка сфинкса.
Голова сфинкса Джедефра из Абу Роаша. Кварцит. Париж, Лувр. 26 в. до н.э.
С древнейших времен знаменитейшим сфинксом Египта является каменный гигант, охраняющий некрополь Гизы и расположенный у процессионной дороги, соединяющей заупокойные храмы пирамидного комплекса фараона Хафра. Сфинкс имеет 73 м в длину и 20 м в высоту, и был выполнен из монолитной скалы, в некоторых местах дополненной каменной кладкой. Лицо сфинкса, сильно пострадавшее от времени, является самым значительным скульптурным портретом одного из фараонов IV династии – Хафра или даже Джедефра. На протяжении тысячелетий его не раз полностью засыпало песком, после чего его вновь освобождали от пустыни. Самый известный случай подобной расчистке известен нам благодаря знаменитой «Стеле Сна», которую меж лап гизехского чуда воздвиг Тутмос IV, повествуя о том, как в бытность царевичем он уснул в Гизе после охоты и увидел во сне сфинкса, который обещал ему царский престол в том случае, если он вырвет его из песчаного забвения. Тутмос выполнил просьбу и вскоре стал царем.
Гиза (др.-егип. Эргесхер) Сфинкс Хафра и недостроенный солярный храм сфинкса. 26 в. до н.э.
Детальнейшее исследование Великого сфинкса, предпринятое в 80-х годах XX века М. Ленером, показало, что в Новом царстве между лап колосса была установлена стоящая скульптура фараона. Уже с XVIII династии сфинкс неоднократно реставрировался с помощью блоков местного известняка. В собрания Египетского музея в Каире и Британского музея в Лондоне хранятся фрагменты царской церемониальной бороды и гигантского урея, некогда украшавшего лоб изваяния. В связи с постоянно растущей эрозией поверхности сфинкса, выветриванием и поднимающимся уровнем соленых грунтовых вод, памятник находится под охраной ЮНЕСКО и через определенные промежутки времени подвергается консервации.
Непосредственно перед Великим сфинксом находится небольшой незавершенный храм, построенный при IV династии из известняковых блоков, идентичных материалу самой статуи. В храме почитались три формы солнечного божества – Хепри утром, Ра в полдень и Атум на закате. В Новом царстве сфинкс почитался как бог Хоремахет – «Хор в горизонте»; ему был посвящен новый храм, к северу от древнего святилища, которое в это время было полностью засыпано песком. В храме также почитался Хорон – ханаанейский бог-сокол, повелитель пустыни, отождествленный с культом Великого сфинкса.
Сфинкс Сенусерта III. Гнейс. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 19 в. до н.э.
С начала Нового царства сфинксами стали украшать процессионные дороги (дромосы), ведущие ко многим храмам. В Фивах перед пилоном храма Амона в Карнаке при Рамсесе II была воздвигнута аллея овноголовых сфинксов, меж лап которых возвышаются осирические изображения самого царя. От Карнака к Луксорскому храму вела двухкилометровая аллея, украшенная сфинксами с портретными чертами фараона XXX династии Нектанеба I.
Уникальные сфинксы из розового гранита, некогда стоявшие перед гигантским пилоном заупокойного храма Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан (западные Фивы), были приобретены российским правительством в Александрии и установлены в 1832 году на набережной Невы в Санкт-Петербурге.
Цит. по: Солкин В.В. Сфинкс. // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005, с. 346-348.
О Великом сфинксе Гизы: http://victorsolkin.livejournal.com/20285.html#cutid1
Выставка в Брюсселе, посвященная сфинксам: http://maat.org.ru/news/2006/2006-10-09.shtml
Египетские памятники, связанные с образом сфинкса:
http://maat.org.ru/object/2007.11.shtml
http://maat.org.ru/object/2006.04.shtml
http://maat.org.ru/object/2005.03.shtml
http://maat.org.ru/object/2003.09.shtml
http://maat.org.ru/object/2002.09.shtml
Избранная литература:
Солкин В. В. (ред) Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы. М., 2005.
Струве В.В. Петербургские сфинксы. // ЗВОРАО VII (1913).
Ходжаш С.И. К вопросу о связи искусства древнего Египта с искусством Передней Азии. // Советское востоковедение 3 (1956), с. 109-118.
Черезов Е.В. Надписи на ленинградских сфинксах. // ВДИ 3 (1949), с. 92-100.
Chassinat E. A propos d’une tête en grès rouge du roi Didufri. // Fondation Eugène Piot: Monuments and mémoires publiés par l’Academie des Inscriptions et Belles Lettres 25 (1921-1922), pp. 53-75.
Dessenne A. Le sphinx: études iconographique. – Paris, 1957.
Lehner M. Reconstructing the Sphinx. // CAJ 2/1 (1992), pp. 3-26.
Demisch H. Die sphinx. – Stuttgart, 1977.
Hawass Z., Lehner M. The Sphinx: Who built it and why? // Archaeology 47/5 (1994), pp. 30-47.
Ficher H.G. The Ancient Egyptian Attitude towards the Monstrous. // Monsters and Demons in the Ancient and Medieval Worlds. Papers Presented in Honour of E. Porada. – Mainz, 1987, pp. 14-27.
Montet P. Les Reliques de l’art syrien dans l’Egypte du Novel Empire. – Paris, 1937.
Tags: Древний Египет
Sasapost (Египет): он был свидетелем ледникового периода! Какие тайны до сих пор скрывает египетский Сфинкс?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Официальные источники утверждают, что египетскому Сфинксу примерно 4,5 тысяч лет. Однако в 2008 году учеными был представлен доклад, в котором утверждается, что «отцу ужаса», так его называют в арабском мире, 75 тысяч лет. Получается, он был свидетелем ледникового периода? Но кто тогда его воздвиг? Надо сказать, возраст — это не единственная его тайна.
Большой сфинкс тысячелетиями неподвижно и безмолвно наблюдает за Каиром и Гизой. Египтяне называют его «Отец ужаса», но не только из-за гигантского размера и неподвижности. Вполне вероятно, причина кроется в том, что Сфинкс не до конца раскрыл свои секреты. Почти на каждом древнеегипетском строении есть надписи, рассказывающие о его истории, строителе, названии и возрасте, но не на нем.
«Отец ужаса», «Сфинкс» и любые другие имена этой статуи являются современными названиями. Мы пока не знаем, как она называлась на момент строительства и сколько ей лет. Археологи долгое время думали, что возраст Сфинкса составляет примерно 4500 лет, но есть и альтернативная версия, согласно которой эта цифра гораздо больше. Какова же история этой загадочной статуи? Почему она до сих пор окутана тайной?
«Теория водной эрозии Сфинкса»
Если вы поищете в Google возраст Большого сфинкса, то обнаружите, что он составляет около 4500 лет. Археологи предполагают, что его высекли по приказу фараона Хуфу или Хафра. Долгое время они придерживались этой теории, но современные технологии позволили провести тщательное исследование камней Сфинкса. Результаты исследований заставили археологов сомневаться в предполагаемом ранее возрасте Сфинкса.
В 1990 году Роберт М. Шох, профессор Бостонского университета, приехал в Египет с единственной целью — исследовать Большого Сфинкса с точки зрения геологии.
Вскоре он обнаружил, что геологические доказательства противоречат данным египтологов.При исследовании основания статуи он обнаружил следы сильной эрозии, которые могли возникнуть только в результате длительного воздействия мощных потоков воды. Но дело в том, что Сфинкс находится на краю пустыни Сахара и последние 5000 лет этот регион был довольно засушливым. Исследование Роберта Шоха получило название «Теория водной эрозии Сфинкса», о которой некоторые СМИ писали, что она может переписать историю.
Любопытно то, что верхняя часть Сфинкса подвергалась эрозии, вызванной ветром и песком, а не водной эрозии. Что это значит?
«Я старейшее существо на Земле»
Результаты исследования говорят о том, что нижняя часть Сфинкса была воздвигнута гораздо раньше, чем предполагали археологи до сих пор. Следы эрозии, обнаруженные Шохом, могли возникнуть только в результате длительного воздействия мощных потоков воды, ознаменовавших конец ледникового периода. Таким образом, возраст Сфинкса должен быть не менее 12 тысяч лет.
Шох убежден, что нынешняя голова Большого сфинкса — это не первоначальная голова. Оригинальная голова должна была серьезно пострадать от выветривания и эрозии. Согласно его теории, в династический период сделали новую голову, обтесав первоначальную, в результате она стала меньше. Он также предполагает, что Сфинкс изначально был не Сфинксом, а львом или даже львицей.
Египетский поэт Ахмед Шауки описывает Сфинкса следующим образом: «Я старейшее существо на земле». Это поэтическое выражение, пожалуй, лучше всего иллюстрирует другую теорию о возрасте Сфинкса. В 2008 году на Международной конференции по геоархеологии в Болгарии двое украинских ученых, Вячеслав Маничев и Александр Пархоменко, представили доклад «Геологический аспект проблемы датировки Великого египетского сфинкса», который до сих пор вызывает споры в научном сообществе. В своем исследовании они опирались на «Теорию водной эрозии Сфинкса» Роберта Шоха.
По их оценкам, возраст Сфинкса составляет более 75 тысяч лет. В исследовании говорится, что отметка верхней большой эрозионной котловины Сфинкса соответствует уровню водной поверхности, имевшему место в раннем плейстоцене. Это означает, что Сфинкс был частично погружен в воду. Есть и другие теории, в которых говорится, что возраст Сфинкса составляет 36 тысяч лет, но археологи не смогли ни опровергнуть, ни доказать их. Таким образом, фактический возраст Сфинкса все еще остается загадкой, как и его настоящее название и причина возведения.
Сфинкс окружен множеством тайн и легенд, в которые люди верят и по сей день. Туристы приезжают в Египет, чтобы ощутить на себе духовное влияние храмов и памятников Древнего Египта.
«Врата Льва» или «Звездные Врата»
Некоторые люди, увлеченные астрологией, приписывают созвездиям различные свойства. Они верят, что астрономические события оказывают духовное и физическое влияние на людей. «Врата Льва» или «Звездные врата» — одно из самых важных астрономических явлений, в которое многие верят. Легенда гласит, что «врата» между землей и небом открываются, когда Сириус (самая яркая звезда на небе) приближается к Земле и зависает над Великой пирамидой. Это происходит каждый год в августе.
Эти врата, согласно легенде, охраняются сфинксом (существом с телом льва и головой человека). Если люди мечтают о лучшей жизни и хорошем здоровье, они должны прийти к стражнику-сфинксу и попросить разрешения пройти сквозь врата. Тексты пирамид гласят: «Остерегайся льва. Выходящий, которому приказано: «Остерегайся льва». Голландка Ивон Тейкен — одна из тех, кто интересуется Древним Египтом, астрологией и терапией. Она является основателем спа-отеля «House of Life Abydos Hotel» в Сохаге.
Ивон рассказала Sasapost: «Для меня Сфинкс — это «Звездные врата». Древние египтяне знали об этом. «Звездные врата» — это мощный портал между духовным и материальным мирами или небом и землей». Она также добавила, что когда впервые приехала в Египет в 2007 году, то услышала голос у себя в голове.
Она подчеркнула, что эти слова и сам Сфинкс побудили ее основать центр энергетической терапии в Египте. Каждый год Ивон приезжает с группой туристов, чтобы посетить Сфинкса и пройти сквозь врата, охраняемые им, в мир духов.
В середине 2020 года американское космическое агентство НАСА опубликовало отчет, проливающий свет на необычное астрономическое явление, связанное с Большим сфинксом. Как сообщает Министерство древностей Египта, у него существует одна характерная астрономическая особенность, которая проявляется во время весеннего равноденствия. 19 марта солнце садится прямо на плечо статуи. Отмечается, что это необычное явление происходит два раза в год: в марте во время весеннего равноденствия и в сентябре во время осеннего равноденствия.
Большой сфинкс хранит много секретов, и наука, со всеми своими современными технологиями, так и не смогла их разгадать. Он продолжает стоять на плато в Гизе и молча наблюдать за людьми, которые веками пытаются разгадать его секреты.
Сфинкс — Достопримечательности Египта | Блог турагентства На Каникулы
Турагентство На Каникулы > Статьи > Египет > Сфинкс
Описание
На протяжении веков величественный Сфинкс охраняет гробницы фараонов.
Некоторые исследователи считают, что появилась эта огромная статуя задолго до самих пирамид.
Есть даже мнение, что Великий Сфинкс пережил всемирный потоп. Этот получеловек-полулев не только заботится о покое усопших фараонов. В мировой мифологии он – полубог, страж порядка.
Согласно египетской мифологии, сфинкс на своем месте сидел не всегда. Если его не устраивало поведение людей, то он убегал в пустыню, закапывался там и долго не появлялся на глаза.
Расположение монумента и его размеры
Расположена огромная статуя на плато Гиза, которое считается предместьем Каира. Ранее в этой местности располагался древний Мемфис – одна из первых столиц древней страны. На этой территории возвели пирамиды царственного некрополя еще в районе 2600 года до н.э. Статуя расположена таким образом, что ее глаза постоянно вглядываются в точку на небосводе, откуда в дни зимнего и летнего равноденствия поднимается солнце.
Сфинкс — величественная статуя, изображающая создание с телом льва и лицом человека, целиком выполнена из известковой скалы.
Великий Сфинкс имеет следующие размеры:
- высота – 20 м
- длина – 73 м
- ширина в плечах – 11,5 м
- ширина лица – 4,1 м, а высота – 5 м.
Есть у статуи еще ряд особенностей:
- между лапами статуи фараон Тутмос IV в XIV до н.э. воздвиг стелу
- вокруг статуи находится ров шириной в 5,5 м и глубиной в 2,5 м.
- Охраняет Сфинкс три великие пирамиды Древнего Египта: Хефрена, Хеопса и Микерина.
Время не слишком хорошо обошлось с внешностью Сфинкса:
- головной убор, который имитировал поднявшуюся кобру, давно пропал
- праздничный плат, который ниспадал с плеч и головы, обломан во множестве мест
- церемониальная борода также сохранилась только в виде осколков, часть из которых хранится в музеях по всему миру.
К слову, о бороде полубога спорят ученые по всей земле: одни считают, что она была изготовлена совместно с головой, другие – что ее приделали к статуе позже, примерно во времена Нового Царства.
Очень сильно поврежден нос статуи, ширина которого первоначально составляла 1,5 м.
Зачем же нужен Сфинкс?
Наверно, Сфинкс является настолько же таинственным наследием древних египтян, как и пирамида Хеопса. До сих пор доподлинно неизвестно, зачем его создали древние скульпторы.
Большинство египтологов считает, что скульптуру посвятили Нилу и Солнцу. Во многих древних цивилизациях лев считался воплощением солнца. К тому же в Египте считали своих фараонов воплощением бога, в том числе и повелевающего солнцем.
Другая версия – огромная статуя просто охраняет сон усопших фараонов.
Третья, очень красивая версия — Сфинкс символизирует времена года и их смену:
- мощное тело льва – весну
- невидимые огромные крылья – осень
- сильные лапы – лето
- строгое лицо – зиму.
Какие бы версии не выдвигали ученые, Сфинкс все равно остается загадкой. Вам обязательно стоит его увидеть – полученное впечатление в принципе не с чем сравнивать.
Горящие туры
Путеводители по курортам Египта
Путеводитель по курорту Хургада Путеводитель по курорту Таба Путеводитель по курорту Марса Алам Путеводитель по курорту Каир Путеводитель по курорту Макади Бей Путеводитель по курорту Шарм эль Шейх
Показать все путеводители
Курорты Египта
Хургада от 8550 ₴/чел. Шарм эль Шейх от 6625 ₴/чел. Таба от 17655 ₴/чел. Макади Бей от 13267 ₴/чел. Марса Алам от 15494 ₴/чел.
Показать все курорты
Другие статьи о Египте
Мифическое существо в Древнем Египте против Греции
Когда мы думаем о Древнем Египте, на ум приходят пирамиды, фараоны и сфинксы. Но хотя сфинкс тесно связан с нашими современными представлениями о Египте, в древности его преобладание было распространено по всему древнему миру. Сфинксов можно встретить в Древней Греции, Вавилоне, Персии и даже в Восточной Азии. У некоторых есть крылья, у некоторых самки, у других змеиные хвосты, но у всех общее кошачье тело и гуманоидное лицо. Безусловно, самые распространенные изображения встречаются в Древнем Египте и Греции, и именно на них мы и сосредоточимся.
Попросите кого-нибудь нарисовать сфинкса, и в 9 случаях из 10 вы получите египетскую версию. Человеческое лицо, окруженное головным убором фараонов и телом льва. Как вы можете видеть на изображении Сфинкса Мемфиса, сфинксы в Египте изображались с накладными бородами, которые указывали на царский ранг и божественный статус.
Сфинкс существует в египетской мифологии по крайней мере с 2575 г. до н.э., но, возможно, и раньше. Самым старым известным примером является Большой Сфинкс, стоящий за пределами Великой пирамиды Хуфу. Построенный сыном Хуфу, Хефреном, его лицо было вырезано по его подобию. Это установило стандарт для будущих изображений сфинкса. От Рамзеса Великого в Мемфисе до Хатшепсут, женщины-фараона, они служили портретами своих уполномоченных.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейДля египтян сфинкс был защитником. Построенный для охраны королевской семьи, его часто находили рядом с королевскими захоронениями и входами в храмы. Он был связан с богом солнца с головой ястреба Ра (или Ре) и, как таковой, был существом добра. Ра, царь богов, но также и благочестивый отец фараона, был ключевым компонентом власти фараона на земле. Сфинксы по этой ассоциации защищали от зла, сражаясь с врагами Ра, буквальными силами тьмы.
Как и многие древние статуи, сфинксы должны были быть раскрашены. Есть свидетельства того, что Большой Сфинкс был окрашен в красный цвет, а его головной убор окрашен в желтый и синий цвета. Представление памятника во всем его безвкусном великолепии помогает нам понять, какое влияние он оказал на древний мир.
Причина, по которой Великий Сфинкс был помещен перед Великой Пирамидой, не совсем ясна. Марк Ленер, известный египтолог, обнаружил доказательства того, что храм Великого Сфинкса был построен в соответствии с Великой пирамидой и пирамидой Хефрена, чтобы соответствовать летнему равноденствию. Это еще больше подчеркнет связь между сфинксом и богом солнца. Доктор Захи Хавасс также предположил, что расположение Великого Сфинкса и пирамиды Хефрена было способом представить Хефрена как Гора, делающего подношения своему отцу, который стал единым с Ра. Ленер согласился с тем, что:
«Даже если это совпадение, трудно представить, чтобы египтяне не видели эту идеограмму, если она каким-то образом преднамеренная, она считается примером архитектурного иллюзионизма в грандиозном, может быть, величайшем масштабе».
Имя Сфинкса
Происхождение сфинкса до сих пор остается предметом споров. Наше понимание того, что это означало для египтян, основано на каменной табличке, известной как Стела Снов между лапами Великого Сфинкса. Однако он был размещен примерно через 1000 лет после его создания фараоном Тутмосом IV. Он выкопал табличку после того, как ему приснился сон, в котором сфинкс пообещал ему помочь стать фараоном. Во сне монстр показал, что его зовут Хоремахет, что означает «Гор на горизонте». Гор, сын Исиды и Осириса, первый фараон, был еще одним ключевым богом, связанным с солнцем. Его правый глаз был солнцем, а левый — луной.
Что касается Хоремахета, то он был богом, олицетворявшим зарю, и его часто изображали в виде сфинкса. Опять же, эта атрибуция относится к периоду после создания Великого Сфинкса. Было ли это развитием предыдущей мифологии или уникальной позицией, пока неизвестно. Однако есть некоторые свидетельства того, что он может представлять Рути (или Акера), двуглавого льва, охранявшего подземный мир Египта.
Если и существовали другие мифы о сфинксах, предшествовавшие Великому Сфинксу, то сегодня они утеряны. Точно так же не записано то, что египтяне называли мифическими видами. Само имя происходит от греческого либо как адаптация имени «Фикс», как Гесиод — греческий поэт — называл существо, либо происходит от sphingein , что означает «связывать» или «сжимать».
Представление о сфинксе как о существе, любящем головоломки и охраняющем сокровища, сегодня распространено. От «Гарри Поттера» до голливудских фильмов, таких как «Боги Египта», мифическое существо представляет собой угрозу и сбивает с толку своими загадками.
Но это впечатление вовсе не египетское: оно греческое. В истории об Эдипе Сфинкс выступает в роли привратника, посланного богами в город Фивы, чтобы загадать загадку любому прохожему. При правильном ответе вы проходите, и Сфинкс умирает. Если ошибешься, она тебя съест. Загадка следующая:
«Какое существо имеет один голос, но становится четвероногим, двуногим и трехногим?»
Эдип правильно ответил, что существо — человек. При рождении человек ползает. По мере взросления они ходят на двух ногах. С возрастом они используют палку. В зависимости от версии истории чудовище бросается на смерть или погибает от рук Эдипа.
Различия между греческими и египетскими сфинксами
Хотя сфинкс возник в Египте, по мере его распространения в Греции и Азии его значение и внешний вид менялись. Из духа-защитника древних египтян он превратился в опасного монстра.
В греческом мифе Сфинкс был дочерью Орфа (собака-чудовище с двумя головами) и Ехидны (наполовину женщина, наполовину змея) или даже Химеры (составное существо: лев, коза и змея). Греческая версия имеет сходство личности и чудовищности со своими родственными мифическими существами женского пола, Химерами и Горгонами. Их истории объединяет вопящая женщина-монстр, подстерегающая героя-мужчину, прежде чем ее перехитрили и убили. Таким образом, в этом греческий сфинкс соответствовал образцу других греческих чудовищ. Это было злобно, безжалостно и коварно. В рассказах таких поэтов, как Статий, чудовищные образы были сосредоточены на ее когтях и злых глазах, последние также являются важным аспектом Медузы Горгоны.
Физически сфинкс Греции отличался от того, что составлял сфинкс Египта. Последние имели тело льва, почти всегда человеческую голову (некоторые более поздние образцы имели голову барана) и были в основном мужчинами (если только они не представляли женщин-фараонов, таких как Хатшепсут). Греческая версия всегда была женщиной и имела тело кошки с крыльями.
Представляется наиболее вероятным, что сфинкс как понятие зародился в Египте. В греческой мифологии это существо происходит из Эфиопии, довольно расплывчатое географическое понятие, примерно соответствующее верхнему Нилу и землям к югу от Египта. Так как же мы перешли от египетской версии к греческой?
Один из возможных ответов — время. Мы склонны сваливать все древние миры в один однородный период, но Египет Хефрена был хронологически так же далек от времен Геродота, как Геродот от нас! Действительно, с эллинистической эры прошло так много времени, что Большой Сфинкс был покрыт песком по самую шею.
Естественную эволюцию идей и концепций следует ожидать в течение 2000 лет. Эта эволюция имеет больше смысла в свете политического состояния Египта в классический греческий период. Когда переписывалась история Эдипа, Египет уже не был независимой империей, способной навязывать и увековечивать свою собственную культуру, а был сатрапией под персидским правлением, с дальнейшими внутренними раздорами.
Ключевым влиянием этого персидского контроля стало увеличение сложности доступа к знаниям иероглифов. Когда примерно в 454 г. до н. э. древнегреческий историк Геродот путешествовал по Египту, он писал о том, как трудно найти человека, способного перевести «священные писания» (то есть иероглифы). Это означает, что даже те египтяне, которые были современниками греков, не могли легко получить доступ к письменным источникам, чтобы восстановить первоначальное значение мифического существа. Греческий миф, вписывающийся в существующую мифологию о женщинах-монстрах, на тот момент не вызывал возражений.
Другой проблемой являются ксенофобские взгляды древних греков на другие культуры, что не исключало египтян. Как мы уже упоминали, греческие идеологии были пропитаны более широкими взглядами на «варварство» и стереотипами, основанными на их взглядах. В сочетании с трудностью поиска египетских описаний и отсутствием интереса к оригинальному египетскому мифу вполне логично, что греки не воспроизводили оригинального египетского сфинкса, а создали свою собственную версию.
Значение Великого Сфинкса Гизы в Египте
Что бы это ни было, Великий Сфинкс определенно не является хранителем давно утраченных знаний или древних технологий, как широко сообщалось на протяжении многих лет. Наверняка между его лапами или где-либо еще нет скрытых комнат, хранящих секреты Атлантиды. То, чем является Великий Сфинкс на самом деле, достаточно грандиозно. Это монументальный символ древнеегипетского царствования, вероятно, связанный с поклонением солнцу.
К середине 4-й династии, когда Хафра принял царство, в Египте возникла тенденция к колоссальной каменной архитектуре. Эта тенденция продолжалась более века, когда к власти пришел Хефрен, но он пошел еще дальше. Он начал с того, что использовал в своих храмах блоки из известняка весом в сотни тонн, но его мастера также создали более двухсот известных нам статуй из твердого камня. Двадцать две из них были по крайней мере в три раза больше, чем в натуральную величину, но считается, что самой большой статуей из всех является Большой Сфинкс в Гизе недалеко от Каира. Он остался бы уникальным как по своим размерам, так и по тому, что был высечен прямо из живой скалы.
Вокруг Великого Сфинкса возникло много споров, в том числе о том, был ли он на самом деле вырезан во времена 4-й Династии, что неудивительно, учитывая, что он появился внезапно и без особых прецедентов. Хотя он оставался классическим изображением царской власти на протяжении всей древней истории Египта, не было непрерывного развития его формы до появления Великого Сфинкса на плато Гизы. Скорее, полная форма появляется в Гизе целиком, хотя отдельная голова Джедефре в Лувре предполагает, что форма была выполнена в камне несколькими годами ранее. Это, конечно, не тот способ, которым пирамиды были разработаны в Египте путем многих проб и ошибок.
Примечателен тот факт, что это самое раннее сверхколоссальное изображение царя представляло собой смешанную форму животного и человека. В смешанных формах именно голова передает основную идентичность, а с шарфом немес на голове Великого Сфинкса он должен быть изображением короля. Но, как Генри Фишер связывает прикрепление головы к телу льва, это «намек на изменение формы, метаморфозу, которая соответствует королю, который является уникальным связующим звеном между человечеством и богами и постоянно стоит на вершине». порог этих двух миров».
Тем не менее, мы должны также обратиться к некоторым из древнейших изображений Древнего Египта, а также в других местах. Лев был солнечным символом более чем в одной древней ближневосточной культуре. Это также распространенный архетип королевской власти. Еще в додинастический период мы находим вырезанные на предметах роскоши, вероятно, царского происхождения сцены, изображающие фантастических животных, смешивающихся с дикими, реальными животными. Их можно найти на церемониальных сланцевых палитрах, бляшках из слоновой кости и рукоятках ножей из слоновой кости, особенно найденных в Иераконполисе или в соседнем Накаде в Верхнем Египте. Большинство этих ранних изображений были крылатыми грифонами с головами соколов, леопардами с длинными извилистыми шеями и другими сопутствующими животными, которые, как обычно считается, косвенно вдохновлены моделями, найденными в Месопотамии. Однако некоторые двухмерные изображения на грифельных палитрах Ранней династии период, примерно за три-четыре столетия до создания Большого Сфинкса, изображают царя в виде дикого льва или грифона, уничтожающего своих врагов.
Волшебная палочка из Древнего Египта с двуглавым Сфинксом
В древнейшие египетские времена люди видели и знали силу зверей и, кажется, завидовали им. Есть ощущение, что люди на заре цивилизации подчинялись более диким обитателям мира и, казалось, уступали им. Однако по мере того, как рос интеллект человека, а вместе с ним и его способность контролировать или, по крайней мере, защищаться от диких зверей, росла и его уверенность. Многие ученые считают, что смешанные изображения, такие как Сфинкс, символизируют господство человечества над дикими зверями и над самим хаосом. Такие образы, как Великий Сфинкс, вполне могут представлять животную силу, укрощенную человеческим разумом и таким образом преобразованную в божественное спокойствие. Традиционно смешанные или составные изображения почти всегда считались божественными. Так или иначе, что может быть более опасным и могущественным, или более самоуверенным, чем король джунглей с разумом человеческого короля?
Однако, говоря конкретно о Большом Сфинксе, Алан Гардинер предположил, что египетская фраза shesep ankh Atum, означающая «Живой образ Атума», которая в более поздние времена ассоциировалась со сфинксами, означала фараона в форме первобытное солнце и бог-творец. Слово Шесеп анх, используемое для обозначения статуи, возможно, определенного типа, известно со времен Древнего царства. Фишер предположил, что оно происходит от shesep, что означает «получать». Далее Фишер говорит, что такая статуя — это «тот, кто получает подношения и другие услуги».
Высеченный из живого камня Великий Сфинкс Гизы является удачным символом бога Атума, или царя в облике, особенно в аспекте Атума как хтонического бога-создателя. Джеймс Аллен указал, что имя Атума означает «завершенный» и что, согласно древним египтянам, весь физический мир произошел от Атума как «первобытной массы». На самом деле в «Текстах пирамид», «Текстах гробов» и «Книге Мертвых» есть неясное представление о том, что лев появляется из первозданной массы в первозданных водах раньше всех других животных, включая человечество. Кароль Мысливец указал на связь между рождением Атума и львом; что Атум появился на земле в образе льва. Согласно «Сокровищам пирамид» под редакцией доктора Захи Хавасса:
«Идея выражена в ассоциации между Атумом и Рути, богом-двойным львом, который чем-то похож на клетку, которая удвоила свои элементы и начала делиться до того, как произошло фактическое разделение. Двойной лев также намекает на Шу и Тефнут, первая дифференциация существа Атума. Но Рути говорит: «Я двойной лев, старше Атума», появляясь, таким образом, еще до фактического рождения следующего изначального поколения».
Египтяне династии видели в Сфинксе образ Атума. Однако, даже если Великий Сфинкс был изображением царя, согласно Текстам пирамид, царствование перешло от Атума через Шу, Геба и Осириса к Гору и, следовательно, к правящему царю Египта. В то время как структура пирамиды почти наверняка ассоциировалась с Атумом в его роли первобытного кургана и священного бенбен-тона Гелиополя, Великий Сфинкс также мог ассоциироваться с Атумом как первобытным царем в форме льва, появляющимся из бесформенной массы творения. с его царственной головой, возвышающейся прямо над земляной ямой.
Храм сфинкса также предполагает, что комплекс был связан с солнечным циклом, который включал бы не только Атума во время его захода, но и солнце в других его фазах, включая восходящее солнце, Хепри и солнце в зените. , Ре. Различные элементы в храме Старого Сфинкса кажутся связанными с солнцем, например, 24 колонны, которые, как считается, представляют 24 часа дня и ночи, которые поддерживают его крышу.
Похоже, что Сфинкс может быть связан с продвижением культа королевского солнца во времена 4-й Династии. Джедефре, недолго правивший во времена Хефрена и Хуфу, был первым фараоном, принявшим титул «Сын Ра». Как Гор, подносящий подношения, Сфинкс мог олицетворять возвышение царской власти перед высшим божеством. В то же время Сфинксу не составило бы труда представлять и царя как Гора, и также отождествляться с богом солнца.
Мы также должны, наконец, взглянуть на Великого Сфинкса как на стража некрополя в Гизе от зла. Расположенный у самого входа на священное кладбище, Сфинкс, должно быть, был предупреждением опасным силам.
См. также:
Знакомство с Большим Сфинксом
Храмы Великого Сфинкса
Значение Большого Сфинкса
Консервация Большого Сфинкса
Эпоха Сфинкса
Сфинкс в картинках
Каталожные номера:
Титул | Автор | Дата | Издатель | Справочный номер |
Атлас Древнего Египта | Бейнс, Джон; Малек, Яромир | 1980 | Ле Ливр де Франс | Не указано |
Завершенные пирамиды (Разгадка древних тайн) | Ленер, Марк | 1997 | Темза и Гудзон, ООО | ISBN 0-500-05084-8 |
Полные храмы Древнего Египта, | Уилкинсон, Ричард Х. | 2000 | Темза и Гудзон, ООО | ISBN 0-500-05100-3 |
Словарь Древнего Египта, The | Шоу, Ян; Николсон, Пол | 1995 | Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство | ISBN 0-8109-3225-3 |
Энциклопедия древнеегипетской архитектуры, | Арнольд, Дитер | 2003 | Издательство Принстонского университета | ISBN 0-691-11488-9 |
Гиза Правда | Лоутон, Ян; Огилви-Геральд, Крис | 2000 | Virgin Publishing Ltd. | ISBN 0-7535-0412-х |
Иллюстрированный путеводитель по пирамидам, | Хавасс, Захи; Силиотти, Альберто | 2003 | Американский университет в Каире Press, The | ISBN 977 424 825 2 |
Памятники цивилизации Египта | Баркокас, Клаудио | 1972 | Мэдисон Сквер Пресс; Гроссет и Данлэп | ISBN 0-448-02018-1 |
Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, The | Редфорд, Дональд Б. (редактор) | 2001 | Американский университет в Каире Press, The | ISBN 977 424 581 4 |
Пирамиды и Сфинкс (Египет при фараонах) | Стюард, Десмонд | 1979 | Newsweek | ISBN 0-88225-271-2 |
Пирамиды Древнего Египта, | Хавасс, Захи А. | 1990 | Музей естественной истории Карнеги, | ISBN 0-911239-21-9 |
Священные места Древнего Египта | Оукс, Лорна | 2001 | Книги Лоренца | ISBN (не указано) |
Сокровища пирамид, | Хавасс, Захи | 2003 | Американский университет в Каире Press, The | ISBN 977 424 798 1 |
Архив
2 гигантских сфинкса, изображающих деда Тутанхамона, найдены в древнеегипетском храме
Голова царя Аменхотепа III, чья статуя была сделана в виде сфинкса. (Изображение предоставлено Министерством туризма и древностей Египта)Археологи в Египте обнаружили две колоссальные известняковые статуи царя Аменхотепа III, выполненные в виде сфинксов, сообщает министерство туризма и древностей Египта.
Египетско-немецкая археологическая миссия обнаружила сфинкс — подобные статуи, которые изначально были около 26 футов (8 метров) в длину, когда они были созданы для царя Аменхотепа III, царя 18-й династии, чье правление (примерно с 1390 г. до н.э. по 1353 г. до н.э.) известно своим миром и процветанием, и чьим внуком был Король Тутанхамон .
Команда обнаружила сфинксов в древней столице Фив (современный Луксор ) в погребальном храме царя Аменхотепа III, который к 9 годам назывался «Храмом миллионов лет».0573 древние египтяне , Министерство туризма и древностей Египта объявило в заявлении от 13 января. такие как изображения Аменхотепа III, известны как колоссы или статуи больше, чем в натуральную величину. Археологическая миссия — проект по сохранению колоссов Мемнона и храма Аменхотепа III, начавшийся в 1998 году, — также обнаружила руины колонн и стен в заупокойном храме, которые древние египтяне украсили церемониальными и ритуальными сценами9.0573 по данным Al-Monitor , новостного агентства, освещающего Ближний Восток.
Два колосса изображают Аменхотепа III в головном уборе в форме мангуста, с королевской бородой и широким ожерельем, говорится в заявлении Мустафы Вазири, генерального секретаря Высшего совета древностей. Реставрация выявила надпись на груди одного из колоссов, которая гласила: «возлюбленный Амона-Ра», отсылка к Аменхотепу III.
«В этом храме находилось большое количество статуй, моделей и настенных украшений до того, как на него обрушился разрушительный землетрясение в 1200 г. до н.э.», — рассказал «Аль-Монитор» глава археологической миссии египтолог Хоуриг Сурузян. женщина.(Изображение предоставлено Министерством туризма и древностей Египта)Еще одна сфинксоподобная статуя царя Аменхотепа III. (Изображение предоставлено Министерством туризма и древностей Египта)Проект по сохранению колоссов Мемнона и храма Аменхотепа III начался в 1998 и продолжает делать новые находки. (Изображение предоставлено Министерством туризма и древностей Египта) Археологи нашли намеки на древнеегипетскую жизнь в погребальном храме царя Аменхотепа III. (Изображение предоставлено Министерством туризма и древностей Египта) Рельеф, найденный во время проекта по сохранению колоссов Мемнона и храма Аменхотепа III. (Изображение предоставлено Министерством туризма и древностей Египта) Древняя статуя, найденная во время германо-египетской археологической миссии. (Изображение предоставлено Министерством туризма и древностей Египта)
Миссия также обнаружила три достаточно хорошо сохранившиеся статуи могущественной богини Сахмет (также пишется Сехмет), которая изображена с головой льва на теле женщины. Статуи Сахмета располагались у фасада открытого внутреннего двора, известного как перистиль.
«В перистиле недавно обнаруженные фрагменты настенного рельефа раскрывают новые сцены Хеб-Сед, праздника короля, который начался после 30 лет его правления и повторялся каждые три года после этого», — сказал Сурузян Al-Monitor.
Фестиваль Хеб-Сед был «одним из самых важных праздников для древних египтян, который празднует окончание 30-летия восхождения царя на престол», — сказал Абдель Рахим Рихан, генеральный директор по исследованиям, археологическим исследованиям и научным публикациям в Южный Синай в Министерстве туризма и древностей, сообщил Al-Monitor. «Изображения этого праздника показывают короля на троне в полной силе, а толпы вокруг него счастливы и взволнованы, ожидая его речи, обещающей им еще 30 лет правления, полного процветания и богатства. В этом случае король также делать подношения богам».
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖИМОЕ
Во время кульминации фестиваля фараон должен был бегать по ипподрому во дворе, чтобы продемонстрировать свою физическую силу, добавил Рахим Рихан.
Проект консервации состоял из четырех частей, отметили археологи. После осмотра места команда исследовала руины, а затем планирует вернуть все недавно задокументированные артефакты на их первоначальные места внутри храма.