Смысл названия и основной конфликт романа отцы и дети: Смысл заглавия романа «Отцы и дети» (сочинение писателя И.С. Тургенева)

Смысл заглавия романа «Отцы и дети» (сочинение писателя И.С. Тургенева)

Один из самых знаменитых романов И.С. Тургенева был написан в период 1860-1861 годов, накануне отмены крепостного права. В России в это время существовал переломный момент, стык консервативного и новаторского мышления, борьба идеологий. Именно этот конфликт был продемонстрирован на примере семьи Кирсановых, а также важнейшая проблема – противостояние поколений: отцов и детей, которая и была заложена в смысл заглавия романа «Отцы и дети». Краткое описание сюжета, а также последующий анализ произведения предлагается ниже. Однако прежде всего необходимо обратиться к названию.

Смысл заглавия

Бесспорно, важнейший вопрос относительно произведения — смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение Тургенева не следует трактовать слишком буквально. В произведении изображены две семьи, два отца и два сына. Но телом романа является не описание их жизнедеятельности, а глобальные отличия в мировоззрении. Смысл заглавия романа «Отцы и дети» заключается в том, что между двумя поколениями всегда будет существовать некое противоречие, родители и дети противопоставлены друг другу, разделены союзом И на письме. По факту, их разделяет целая пропасть – четверть века или более того. За такой промежуток способна полностью поменяться политическая, экономическая, культурная ситуация в стране и, разумеется, взгляды общественности. Одно поколение сохраняет своё мировоззрение, другое – приобретает собственное, и так происходит регулярно, взгляды на жизнь отцов и детей редко совпадают. С этим и связан смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение И.С. Тургенева учит тому, что в подобном антагонизме нет ничего предрассудительного, важно лишь уважение друг к другу обеих сторон, почтение к родителям, принятие их советов, напутствий и добрых пожеланий.

Популярные сочинения

  • Сочинение Что делает человека известным?
    На самом деле, всеизвестные люди, ну или большинство людей были когда-то никому не известные. Простыми людьми, которых никто, нигде, не узнавал, и не знал о них вовсе.
  • Сочинение про Наречие
    Наречие препровождает собой неизменяемую независимую часть речи, какая означает признак, свойство воздействия и состояние объекта либо субъекта. Согласуется вопросами «как? куда? где? почему?
  • Сочинение на тему Как я испугался ужа 5 класс
    В выходные мы с родителями ходили в лес собирать грибы. Я, как обычно, искал их под деревьями и на солнечных полянах. Грибов было немного, но они были разные. Еще в лесу были разные ягоды, мы их с удовольствием ели.

Идеологии в романе

Смысл заглавия романа «Отцы и дети» Тургенева также связан и с принадлежностью сынов и отцов к различным идеологиям, современным каждому поколению. В романе представлены две семьи – Кирсановых и Базаровых — и несколько идеологических мировоззрений: консервативное, либеральное, революционно-демократическое. Последнее принадлежит одной из ключевых фигур романа – нигилисту, последователю немецких материалистов и будущему врачу – Евгению Базарову. Базаров создаёт основной резонанс в произведении. Он спорит с братьями Кирсановыми, наставляет Аркадия, откровенно презирает псевдонигилистов Ситникова и Кукшину, а после вопреки своим взглядам безответно влюбляется в богатую вдову Анну Сергеевну Одинцову.

Сочинение на тему «Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Конфликт поколений: младшее поколение считает, что оно может все сделать лучше, чем старшее; старшее считает, что оно знает, на что младшее способно. Александр Циткин.Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году, посвящен вопросу нигилизма – модного во времена писателя философского течения. Автор раскрывает истоки и последствия этого направления, показывает, как он отражается на судьбах людей.

Сюжет произведения строится на столкновении двух враждебных идеологий — разночинно-демократической и либерально-дворянской.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Взгляды нигилиста Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране: «ко всему относится с критической точки зрения». Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, убеждения и тех и других изжили себя.

По мнению этого героя, народ полон грубых суеверий, мужики склонны к пьянству. Базаров не видит силы в народе, не знает, кто может построить новый мир. Этот герой – нигилист, потому что он отрицает государственное устройство, семью, церковь, искусство: «- Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой». Он готов признать лишь то, что ощутимо полезно: «Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе».

Тургенев показывает Базарова в среде ему чуждой и даже враждебной, поэтому подчеркивается, с одной стороны, резкость и грубоватость этого человека, с другой — спокойная самоуверенность, ум, сила, убежденность.

Основным идейным противником Базарова является дядя его друга — Павел Петрович Кирсанов. Это дворянин, аристократ до мозга костей, убежденный либерал. Он не может простить Базарову неуважительного отношения к своему сословию, но дело даже не в этом. Кирсанова раздражает и пугает базаровская убежденность в необходимости разрушить основы того, на чем веками держалась жизнь России: «…это слово означает человека, который… который ничего не признает? — Скажи: который ничего не уважает».

Между этими двумя героями происходят идейные столкновения, которые раскрывают позиции обоих, показывают их сильные и слабые стороны. Мы видим, что если Базаров что-то и склонен принять, то только через призму личного опыта («мне скажут дело, я соглашаюсь…»). Во главу угла он ставит исключительно собственное мнение, а не то, что выверено временем и является авторитетным. Для Павла Петровича это неприемлемо. Для него главное «принсип» — культурный опыт предшествующих поколений, мнение значимых людей. Кирсанов считает, что тот, кто «не признает принсипов», исключает себя из жизни общества, «обречен жить в пустоте».

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Немного позже, в прямой «схватке» Павла Петровича с «лекаришкой», Базаров открыто заявит своему оппоненту, что можно обойтись без логики истории, без знаний законов общественного развития: «Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!».

Этот разговор Базарова и Павла Петровича за утренним столом, на первый взгляд, вяло текущий, «запиваемый чаем», на самом деле исполнен внутреннего напряжения.

Позиция Базарова в этом разговоре — не что иное, как прямой вызов дворянскому культурному опыту. Новое поколение выбирает естественные, а не гуманитарные науки, ценит химиков, а не поэтов, отдает предпочтение делу, ремеслу, пользе, а не отвлеченным ценностям. В числе подобного рода «отвлеченностей» у Базарова значатся «аристократизм, либерализм, прогресс», которые для человека 60-х годов являются не более чем «бесполезными» словами.

И как противовес дворянским «отвлеченностям» — убежденность героя-демократа в том, что все в окружающей жизни должно проверяться полезной практической деятельностью. Отсюда и суждения Базарова типа «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или «Рафаэль гроша медного не стоит», которые приводят в бешенство Кирсанова.

«Единоборство» героев заканчивается их дуэлью. Вызванный на поединок Павлом Петровичем, Базаров нехотя (что за нелепые дворянские привычки!) соглашается. Герой вынужден взять в руки оружие, которым он ранит Кирсанова. Однако здесь происходит «неожиданное» — ранение примиряет этих героев, превращает их из идейных противников в просто людей. Базаров как врач оказывает первую помощь Павлу Петровичу, а тот признает, что нигилист «поступил благородно». Больше того, герои на несколько секунд даже становятся союзниками, придумывая оправдание своей дуэли для Николая Петровича.

Таким образом, Базаров и Павел Петрович – представители разных поколений, возрастных и идеологических. Их столкновение неизбежно, но не плодотворно, разрушительно для обоих – герои не находят компромисса, они непримиримы.

Однако благодаря идейным спорам Базарова и Павла Петровича Тургенев в своем романе ставит важные вопросы, связанные со способностью людей разных поколений быть наставниками и хранителями, уметь любить новое и сохранять опыт предков, не нарушать связи времен.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Таким образом, название романа Тургенева многозначно. С одной стороны, оно отражает вечный конфликт поколений, которые с трудом находят общий и язык и взаимопонимание. С другой – писатель описывает идейный конфликт, актуальный для своего времени: противоборство дворянской и разночинской идеологий.

Характеристика и анализ героев

Консерваторами в произведении выступают родители Базарова. Армейский врач и набожная помещица ведут размеренный образ жизни в своей деревне. Они души не чают в сыне, однако мать обеспокоена отсутствием в нём веры. Тем не менее Базаровы гордятся Евгением и его успехами, они уверены, что его ожидает великое светлое будущее. Василий Базаров сообщает, что за всю свою жизнь Евгений не взял у них ни копейки, что сын всего предпочитает добиваться сам. Эти черты характеризуют его как человека сильного, самодостаточного, передового. Такой образ актуален и для современной эпохи.

Конфликт мировоззрений

Старшее и младшее поколение противоборствуют друг с другом, потому что имеют разные взгляды на жизнь. Павел Петрович Кирсанов и другие представители «отцов» живут по традициям прошлого, по законам своего поколения и правилам своих отцов. Они искренне верят в любовь, ценят искусство и природу.

Базаров же, представляющий новое поколение, демонстрирует совершенно другие взгляды: он отрицает любовь, искусство и ценность природы.

Разными являются и взгляды «отцов» и «детей» относительно общественных отношений. Павел Петрович является типичным представителем аристократии, которую отрицает Базаров.

Именно отрицание, как показывает И. С. Тургенев, за основу жизни взяло новое поколение.

Конфликт поколений отличается от конфликта мировоззрений тем, что не все представители младшего поколения являются «детьми». Так, Аркадий Кирсанов одного возраста с Евгением Базаровым, однако живет по традициям «отцов».

То есть заглавие романа И. С. Тургенева посвящено не столько конфликту поколений, сколько конфликту мировоззрений и взглядов на то, по какому пути должна пойти Россия. В произведении противопоставляются либеральные дворяне и демократы-разночинцы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Смысл заглавия романа «Отцы и дети»», рассмотрит три конфликта: конкретных личностей, поколений и мировоззрений.

Псевдонигилизм Аркадия Кирсанова

Близкий друг Базарова Аркадий Кирсанов изо всех сил старается соответствовать Евгению в его исповедании нигилизма. Однако в его случае это выглядит неестественно, надуманно. Аркадий сам до конца не верит в отрицание духовных ценностей. Ему льстит осознание собственных передовых взглядов, он втайне гордится собой за снисхождение к возлюбленной отца – служанке дома Кирсановых — и откровенно восхищается Базаровым. При этом Аркадий иногда забывается, маска спадает с его лица, и он проговаривается о своих истинных чувствах. Ещё будучи убеждённым нигилистом, Аркадий также влюблён в Одинцову, но впоследствии отдаёт предпочтение её сестре Екатерине.

Смена поколений

И. С. Тургенев был одним из первых, кто рассмотрел смену поколений в обществе. Отражение переломного периода было важным в идейном замысле романа «Отцы и дети». И такое название как нельзя лучше раскрывало этот переход. Для писателя было важным показать противоборство двух сил: представителей «старшего поколения» 40-х гг. и представителей «нового поколения» 60-х гг. И название, построенное на приеме антитезы, способствовало раскрытию идеи И. С. Тургенева. Общественные противопоставления, которые нашли отражение в названии романа, говорят о временном конфликте. И. С. Тургенев показывает, как уходящая эпоха сменяется только зарождающейся. И именно это ложится в основу сюжета романа «Отцы и дети». Двигателем сюжета является социальный конфликт. Он придает произведению политическое звучание. Общественное начало – переносное значение заглавия романа И. С. Тургенева.

Мировоззрение «отцов»

Братья Кирсановы – Николай и Павел – сторонники либерализма. Николай Петрович – человек тонкой душевной организации, он любит поэзию и литературу, а также питает трепетные чувства к своей служанке Фенечке, девушке-простолюдинке, которая тем не менее является матерью его младшего сына. Николай Петрович стесняется своей любви к крестьянской девушке, хотя и старается сделать вид, что далёк от предрассудков, имеет передовые взгляды на всё, в том числе и на сельское хозяйство.

Павел Петрович Кирсанов – главный оппонент Базарова в спорах. Между мужчинами с первого взгляда возникает неприязнь, они составляют полную противоположность друг другу как внешне, так и внутренне. Ухоженный Павел Петрович брезгливо морщится при виде длинных волос и неряшливой одежды Базарова. Евгений же смеётся над манерностью и жеманностью Кирсанова, не стесняясь задействовать сарказм и больнее уколоть противника.


Различно также произнесение ими ключевого слова «принцип». Базаров произносит его резко и отрывисто – «прынцип», в то время как Кирсанов медленно растягивает и ставит ударение на последний слог на французский манер – «принсип». Взаимоотношения между неприятелями достигли того пика, что спорщики даже стрелялись на дуэли. Причиной этому послужило оскорбление Базаровым чести Фенечки, которую тот крепко поцеловал в самые губы. Павел Петрович и сам испытывал к девушке недвусмысленную симпатию, в связи с чем и решил защитить её имя, вызвав Базарова на дуэль. К счастью, исход её не был смертельным, Кирсанов всего лишь получил ранение в ногу, Евгений же и вовсе остался невредим.

Такие примеры иллюстрируют совершенно противоположное отношение представителей разных поколений и различных идеологических взглядов к типичным жизненным ситуациям и также отражают смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение И.С.Тургенева оказывается гораздо более глубоким, чем оно может показаться на первый взгляд.

Подводя итог, можно сказать, что интерес литературных критиков сегодня и ранее вызывает не только смысл заглавия романа «Отцы и дети», сочинение И.С. Тургенева также знаменательно своими героями – многогранными и неоднозначными, сложными, но запоминающимися. Каждый из них демонстрирует талант писателя, его понимание человеческой сущности и тонкий психологизм.

Сочинение Смысл заглавия и названия Отцы и дети романа Тургенва

Роман «Отцы и дети» занимает важное место в творчестве Тургенева. Название этого произведения можно истолковать с разных точек зрения.

Во-первых, основной конфликт произведения — это столкновение либеральных и демократических взглядов. С первых страниц мы понимаем что «Отцы» Кирсановы и «Дети» (по существу только один Базаров) противопоставлены друг другу. При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым Базаров не сразу подал ему руку. И герой оказался прав, брат Николая Петровича не подал руку Базарову вообще и даже спрятал её в карман. Так наметился основной конфликт романа. Портрет героев также противопоставляет их: балахон Базарова и опрятный вид Павла Петровича сразу заметны читателю.

В сорах Павла Петровича и Базарова мы узнаём об их взглядах. Евгений заявляет, что он нигилист, а Аркадий поддерживает своего друга. Но позже мы понимаем, что на самом деле взгляды базарова Аркадий не разделяет. Евгений считает природу мастерской, а Кирсанов воспринимает её как что-то большее, чем просто мастерская. Кирсановы любят поэзию, музыку, а Евгений отрицает это.

Кульминацией сюжетной линии с Павлом Петровичем и Бзаровым станет дуэль героев. Кирсанов получит ранение и Евгений навсегда покинет дом в Марьино. Таким, образом братья Кирсановы не могут принять взглядов Базарова. Конфликты и непонимания между поколениями неизбежны, молодые несут новые идеи, а старые убеждены в правоте проверенных временем устоев. Ни аристократ Павел Николаевич, ни простой барин Николай Петрович не принимают демократических взглядов Евгения.

Также название этого романа можно понять и как отношения между отцами и детьми в прямом смысле. Отношения Аркадия и его отца и отношения Базарова с родителями. Николай Петрович старается стать ближе к своему сыну, но в то же время стесняется сказать о его новой жене и ребёнке. Аркадий будучи добрым и чутким сам знакомится с Фенечкой. Герой с радостью помогает своему отцу.

Совсем другие отношения у Евгения с его родителями. В первый приезд он сдерживает свои чувства, его мать боится лишний раз что-то спросить, а отец пытается быть не навязчивым. Во второй приезд всё меняется, Базаров уже пережил любовь к Одинцовой, он начинает пересматривать свои взгляды. К тому же герой смертельно болен. В свои последние дни он ради утешения родителей позволяет выполнить религиозные обряды, что никогда бы не позволил нигилист в начале романа. Базаров просит родителей позвать Одинцову, чтобы последний раз увидеть её.

Таким образом, смысл названия романа заключается в противостоянии двух поколений. Как в одной семье, так и в большем масштабе, как противостояние либералов и демократов. В эпилоге мы видим, что Кирсановы счастливо живут в своём имении, Аркадий женился на Кате, Павел Петрович уехал за границу. Родители Базарова приходят на могилу сына. Почему погиб Базаров? Только смерть могла заставить героя отказаться от нигилистических взглядов. Базаров обречен на гибель потому что стоит лишь в преддверии будущего.

Другие сочинения: ← Базаров и Кирсанов↑ ТургеневПочему Герасим утопил муму →

Смысл названия и основной конфликт романа «Отцы и дети»

Тип работы: Сочинение 
Дата добавления: 01.04.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Роман «Отцы и дети» был написан И.С.Тургеневым в то время, когда Россия была разорвана серьезными социальными противоречиями между представителями разных поколений, между политическими лагерями. Все эти противоречия нашли отражение в романе, название которого раскрывается в его содержании. Речь идет об остром, непримиримом конфликте, не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами разного происхождения. Смысл названия следует рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как социально-историческое начало нового поколения и, во-вторых, как общечеловеческие отношения между людьми двух поколений.

Основная проблема произведения, которую автор ставит в заголовок, заключается в рассмотрении, на примере «Отцов и детей», стабильности и прочности социальных основ общества через семейно-семейные отношения. Тургенев начинает роман с образа семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановых и продолжается до столкновений социального, общественного характера. Но семейная тема в романе придает социальным конфликтам особый гуманистический колорит. Ведь никакие социальные, политические, государственные формы человеческих отношений не впитывают нравственное содержание семейной жизни. Отношение сыновей к своим отцам не ограничивается родственными чувствами, а распространяется далее на отношение сыновей к прошлому и настоящему своей родины, к тем историческим и моральным ценностям, которые унаследовали дети. Отцовство в самом широком смысле этого слова также означает любовь старшего поколения к младшим, терпимость и мудрость, разумные советы и снисходительность.

Конфликт романа «Отцы и дети» в области семьи, конечно, не закончен, но его трагическая глубина проявляется в нарушении «семьи» в отношениях между поколениями.

Конфликты настолько углубились, что затронули естественные основы существования.

Однако конфликт между представителями разных поколений является не только идеологическим, но и культурным: В лице Басарова и Кирсанова две культуры, аристократическая и демократическая, сталкиваются, и у первой есть гораздо более богатое прошлое. Различие между двумя культурами проявляется и во внешнем описании героев. По крайней мере, безупречный внешний вид Павла Петровича, его кофе и какао в назначенное время, манеры, присущие мирским людям, и Базарова, который небрежно одет в свою одежду, не слишком осторожен с собой, ведя себя просто и естественно за столом.

Базаров отрицает прежнюю культуру и считает, что поэзия и музыка были созданы «из ничего» «проклятыми аристократами». Он называет искусство чепухой, романтической чепухой. Культура разночиниця характеризуется страстью к естественным наукам: В 1960-х годах всех молодых людей забрали с собой. Поэтому Тургенев отдает должное Басарову за его знания, интеллектуальную логику, трудолюбие и настойчивость.

Басаров — материалист, который ценит только материалистическую философию и не признает идеалистической философии Гегеля. Он является сторонником сырьевого материализма, который вывел дух прямо из материи: «Структуры равны, а люди равны». Подобная философия отрицала существование идеального начала жизни, с которым не мог согласиться ни сам Тургенев, ни «старая» Кирсанова. Басаров — атеист, отрицающий Бога и религию, и это крайнее проявление нигилизма не может быть поддержано ни автором, ни большинством читателей.

Так что перед нами роман, в котором столкновение двух поколений подвергло испытанию новые духовные возможности благородного ума и новых людей. Конфликт романа заключается в противостоянии барокко и демократической России, эпохах упадка и рождения, поколения «отцов» и «племени молодых, неизвестных».

Отцы и дети Что с названием?

Отцы и дети Что с названием? | Шмуп

Магазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Иван Тургенев

Предыдущий Следующий

Что случилось с названием?

Во-первых, прямой перевод на русский фактически оставил бы нам английское название Отцы и дети . Кажется, в измененном переводе есть правда. В патриархальном (мужском) российском обществе, изображенном в романе, в книге преобладают отношения между отцами, Николаем Петровичем и Василием Иванычем, и их сыновьями, Аркадием Николаевичем и Евгением Васильичем. Название мгновенно фокусирует нас на этих отношениях, которые лежат в основе романа.

В какой-то степени отношения отца и сына связаны с особым историческим моментом. Это Россия, и год 1859. У крепостных крепостных, живущих в жалких условиях, намного меньших, чем у крестьян Западной Европы, поднимается сильное гуманное чувство. Николай Петрович уже освободил многих своих крепостных, которые теперь пользуются им, и его действия являются частью формальной эмансипации крепостных царем Александром II в 1861 году. утонченность, а русские считаются образованными лишь постольку, поскольку они знакомы с достижениями Западной Европы.

И Николай Петрович, и Василий Иваныч стараются идти в ногу со временем, быть либеральными мыслителями и успевать за образованием своих сыновей. Но когда Аркадий и Базаров (Евгений Васильич) возвращаются из школы в Петербурге, их захватывает новый темный образ мыслей. Базаров — лидер, но Аркадий следит за каждым его шагом. Они считают себя «нигилистами» и «не принимают как должное никакого принципа, как бы этот принцип ни чтили» (5. 57). Они верят только в то, что полезно, и поэтому восхищаются наукой, в то же время ненавидя поэзию и романтику. Их отцы пытаются понять их, но также потрясены радикализмом их верований.

Когда роман Тургенева был опубликован в 1862 году, он вызвал скандал в России, потому что изображал такую ​​огромную пропасть между одним поколением и другим, между отцами и их сыновьями. Характер этого разрыва лучше всего можно выразить словами Николая Петровича. Пытаясь понять расстояние между Аркадием и собой, он вспоминает, что сказал однажды своей матери: «Конечно, вы не можете меня понять: мы принадлежим к двум разным поколениям» (11.121). Роман не только изображает непонимание между поколениями, но и готов рассмотреть пугающую возможность, выдвинутую заявлением Николая: взаимопонимание невозможно.

Роман Тургенева сосредоточен, прежде всего, на личной человеческой борьбе. По этой причине он выходит за пределы своего исторического момента и становится универсальным рассказом о бурных (бурных) отношениях между родителями и их детьми. Стремление Николая Петровича и Василия Иванычей понять нигилизм своих сыновей легко связать со всеобщей борьбой отцов за то, чтобы примириться с новым мышлением своих сыновей. Точно так же нигилистический призыв Аркадия и Базарова к отречению от всего схватывает универсальную психологическую потребность: потребность детей определять себя отдельно от родителей.

Предыдущий Следующий

Подробнее об отцах и детях Навигация

Это продукт премиум-класса

Разблокировать эти функции

Устали от рекламы?

Присоединяйтесь сегодня и никогда больше их не увидите.

Начало работы

Пожалуйста, подождите…

Отцы и дети Сюжетный анализ

Исходная ситуация

Аркадий приезжает в Марьино с Базаровым на буксире

Роман начинается с того, что Николай Петрович Кирсанов сидит на ступеньках Марьино и ждет возвращения сына из университета. С самого начала мы поставлены на место старца Николая и вынуждены предвосхищать приход главного героя так же, как Николай. Поворот наступает, когда мы узнаем (в то же время, что и Николай), что Аркадий не один, что он привел с собой блестящего школьного друга по имени Базаров. Наши ожидания немного сбиваются с толку, но теперь наше внимание перемещается с Аркадия на его загадочного друга, персонажа, который будет лежать в основе романа.

Конфликт

Конфликт между Старым и Молодым, Павлом и Базаровым

Павел не любит Базарова с первого взгляда, и мы быстро обнаруживаем, что либо его чутье было правильным, либо у него нет желания изменить свое первое впечатление. Семя конфликта посеяно, когда Аркадий говорит Николаю и Павлу, что Базаров — нигилист, человек, не принимающий никаких принципов как должное. Хотя Николай кроток и открыт для того, чтобы попытаться понять эту идею, охватившую новое поколение, Павел считает нигилизм смешным и оскорбительным. При первой же возможности он втягивает Базарова в спор. Поскольку ни один из них не готов уступить, конфликт между старым поколением и молодым не может не привести к эскалации.

Осложнение

Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову

В Марьино Базаров кажется в высшей степени уверенным в себе молодым человеком. Его цель — стать врачом, а пока он без труда рассказывает своим старшим, насколько они невежественны. Когда Базаров впервые слышит о «мадам Одинцовой», он думает о ней как о завоевании. Однако все усложняется, когда он и Аркадий едут с ней к ней домой в Никольское. Невольно Базаров начинает влюбляться в нее. До сих пор он отрекся от всякого романтизма, а теперь оспаривается один из самых основных его принципов (да, у Базарова есть принципы, признает он это или нет). Все становится еще сложнее, когда она отвергает его ухаживания, и он ничего не может сделать, кроме как погружаться в меланхолию и депрессию.

Кульминация

Дуэль Павла и Базарова

Роман достигает нового апогея напряжения после того, как Павел видит, как Базаров целует Фенечку, мать нового сына Николая. На следующее утро Павел вызывает его на дуэль. Базаров считает эту мысль смешной, но его гордость слишком велика, чтобы отказаться. Как оказалось, кульминация явно антиклиматическая. После того, как Базаров стреляет в Павла, тот бросается ему на помощь. Вся ситуация приобретает псевдокомический вид. Тем не менее, очевидно, что напряженность между старым и молодым поколением достигла апогея. Хотя на дуэли никто не погиб, Базаров уже никогда не сможет вернуться в Марьино. Он внезапно оказывается в положении брошенного и возвращается домой без чувства направления или энтузиазма.

Интрига

Базаров заболевает тифом

После кульминации читатель переживает за Базарова так же, как его отец Василий Иваныч. Хотя это может быть слегка приятно видеть, как высокомерный молодой человек унижается, мы теперь задаемся вопросом, что, черт возьми, он будет делать с собой. Чувство отчаяния возникает еще до того, как Базаров заразится смертельной болезнью. Его чувство безразличия к собственной жизни лучше всего отражает его спокойная реакция после того, как он порезался. Отец и мать охвачены горем, но Базаров быстро принимается за дело смириться со смертью. Хотя в этот момент мы знаем, что произойдет, наши чувства к главному герою держат нас глубоко вовлеченными в историю.

Развязка

Смерть Базарова

Когда Базаров умирает с Анной Сергеевной у его постели, становится ясно, что история подходит к концу. Базаров — самый жизненный персонаж романа, из-за него почти все конфликты, и без него, как можно подозревать, остальные персонажи вернутся к своей спокойной домашней жизни. В какой-то момент во время его болезни чувство неизвестности ослабевает и сменяется чувством страха. Эта грусть доводит нас до трагического конца истории.

Заключение

Два брака и обзор персонажей

Последняя глава немного похожа на эпилог (заключение истории после заключения). Нам вдруг напоминают, что трагедия приурочена к Базарову и его семье. Другим персонажам разрешен счастливый конец; Николай поселяется у Фенечки, а Аркадий женится на Кате.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *