Сократ в молодости обучался в школе: Вопрос: Сократ в молодости обучался в школе: : Смотреть ответ

История философии. Тест 2 — ДЕКАН ТЕСТ

1. Миф об андрогине был впервые поведан:
Аристотелем
Гераклитом
Платоном
Сократом

2. Так называемая «платоническая любовь» в позднейшие эпохи ассоциировалась с:
аскетизмом
идеалом богочеловека
«животным» эросом
семейно-брачным союзом

3. У стоиков «пневма» как основа человеческой души и часть души космической, а также основа разума представляет собой смесь основных природных стихий:
воды и воздуха
воды и огня
земли и огня
огня и воздуха

4. Скептик говорит по поводу познания вещи:
Я, возможно, и смогу узнать о ней что-то, но мне это не нужно
Я думаю, что она такая-то и такая-то, но я не уверен
Я не знаю какова она, но я надеюсь это узнать
Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать

5. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:
вода
дерево

земля
огонь

6.  Также стоики сравнивали философию с фруктовым садом, полным различных плодов, в котором соответственно плоды, деревья и ограда —
логика, физика, этика
физика, логика, этика
этика, логика, физика
этика, физика, логика

7. По Аристотелю, человек — это:
двуногое без перьев
душа в темнице тела
нравственное существо
политическое животное

8. «Гегемоникон» — так называли центральную часть души:
киники
скептики
стоики
эпикурейцы

9. Сократ в молодости обучался в школе:
милетцев
пифагорейцев
софистов
элеатов

10. Согласно стоикам, злорадство относится к такому виду страстей, как:
вожделение
печаль
страх
удовольствие

11. О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее — это большинство»:


Диоген
Клеанф
Пиррон
Сократ

12.  В своем учении о восприятии Эмпедокл развивал мысль о том, что исходящие из вещей излияния проникают в отверстия органов чувств по принципу:
все познается в сравнении
одно дополняет другое
подобное познается подобным
противоположности сходятся

13. Эпикур говорил: «Нет никакой необходимости жить с…» —
горечью
необходимостью
радостью
случайностью

14. По Платону, прекрасное — это:
нравственное величие души
разумное построение произведения искусства
совершенство линий и форм
то общее, что прекрасные предметы имеют между собой

15. Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал:


Аристотель
Клеанф
Платон
Пиррон

Категория: История философии

Поделитесь знаниями!

Путешественник — РУССКАЯ ИСТОРИЯ

После казни Сократа, часть его учеников, включая Платона, перебралась, по общему мнению, в близлежащий город Мегары. Здесь находилась школа философа Евклида, развивавшего идеи элеатов – уже известных нам Парменида и Зенона.

Комментаторы Платона, естественно, считали Евклида последователем Сократа. Ведь Евклид и его ученики были, как и Сократ, диалектиками. То, что по Элладе диалектика была распространена благодаря трудам учеников Зенона,  к тому времени мало кто помнил.

Из Мегар Платон отправился  в североафриканский город Кирены, а затем в Южную Италию и Египет. Диоген Лаэртский:

«Потом, в двадцать восемь лет, по словам  Гермодора, вместе с некоторыми другими сократиками перебрался в Мегары к Евклиду. Потом поехал в Кирену к математику Феодору; оттуда — в Италию, к пифагорейцам Филолаю и Эвриту; оттуда – в Египет к вещателям (пророчествующие жрецы. – В. Т.). Говорят, туда его сопровождал Евклид». (2,151)

Диоген не во всем достоверен. Филолай и Эврит из южноитальянского города Тарента жили задолго до Платона. Его учителями были их более поздние последователи.  Цицерон также считал, что Платон ездил в Египет. Им вторит Страбон:

«В Гелиополе я видел большие дома, в которых жили жрецы, ибо в древнее время, по рассказам, этот город как раз был кварталом жрецов, которые занимались философией и астрономией… в Гелиополе нам показывали дома жрецов и школы Платона и Евдокса. Евдокс прибыл туда вместе с Платоном, и они оба, по словам некоторых писателей, провели 13 лет с жрецами». (10,743)

Далее Страбон упоминает обсерваторию Евдокса. Евдокс Книдский (409-356) в молодости много путешествовал, пока не вернулся на родину, где основал школу математики и астрономии. Подобно Страбону, античные авторы частенько записывали его в ученики Платона. Евдокс обучался в Афинах у разных философов всего два месяца. При этом Диоген Лаэртский отмечает, что Платон не принял его в свою школу. Так что многого у Платона он почерпнуть не смог, хотя их встреча в Афинах, несомненно, состоялась. Евдокс не сопутствовал Платону в странствиях по Египту, так был в это время еще совсем юным. В Египте он побывал гораздо позднее — вместе со своим земляком Хрисиппом.  (2,357)

Платону 28 лет было в 395 году до нашей эры. Странствия в 13 лет  закончились возвращением Платона в Афины и основанием Академии. Вернулся Платон в Афины примерно в 387 году, побывав до  этого в Таренте, у Дионисия Старшего и в рабских колодках на Эгине. Странствия начались в 400 году  — в год казни Сократа, когда Платону исполнилось 23 года.

Во время олигархического переворота в 411 году ударной силой заговорщиков были эгинские клерухи, заранее вызванные с острова. (12,381)  Эгинский клерух Антифонт, старший брат Платона, в это время служил в армии и должен был принять участие в перевороте. Память об эгинских пособниках врагов демократии сохранилась. Когда правили 30 тиранов, Платону было 20 лет, и он по возрасту подходил под полноценную боевую службу. Среди вождей узурпаторов были родственники Платона. Несмотря на его уверения в том, что он якобы отверг предложения сотрудничать с тиранами, мы можем не сомневаться, что его, вместе с братьями, мобилизовали в элитные охранные отряды.

На суде Сократу предъявили обвинение в том, что многие его ученики были заклятыми врагами демократии. Платон по своим убеждениям был противником демократической формы правления. При его болтливости и тщеславии это не составляло секрета для окружающих. Платон в 400 году подвергся серьезной опасности — как за свои убеждения, так и за причастность к роду традиционных сторонников тирании. Ему пришлось бежать.

Посещение Египта приписывалось почти всем выдающимся ученым античности.  Скорее всего, прав Плутарх, считавший, что  Платону средства для его заграничного путешествия дала торговля маслом в Египте. (9,159) Так что если Платон и бывал в этой стране, то не с целью обучения.

Основные впечатления о жизни и мысли Платон вкладывал в уста своих литературных персонажей. Содержание диалогов говорит о том, что Египет мало повлиял на раннее творчество Платона. В случае реального обучения у мудрых египетских жрецов, картина была бы иной. У литературного Сократа появилась бы египтомания. Египетские сюжеты всплывают только в поздних сочинениях и в основном связаны с Атлантидой.

 Страбон писал:

«Знаменитыми людьми Кирены были Аристипп из школы Сократа, который основал киренскую школу философии; его дочь по имени Арета, которая унаследовала его школу; сын ее Аристипп, опять принявший школу по наследству». (10,770)

Умолчание о киренском мудреце Феодоре  на первый взгляд вызывает удивление. Страбон лично посетил Кирену и пользовался трудами выдающегося географа античности Эратосфена Киренского (276-194), хорошо знавшего родную историю.

Феодор Киренский в диалогах назван другом Протагора. Существует традиция, датирующая время жизни Феодора 475 — 400 годами, что близко ко времени жизни Протагора. (5,162) В этом случае Феодор не мог обучать Платона, уехавшего из Афин в 400 году. Но многие даты жизни древних философов весьма приблизительны. Тем не менее, обучение Платона в Кирене после бегства из Афин маловероятно и по другим причинам.

В 400 году в Кирене установилась тирания Аристона. Тиран казнил 500 аристократов, остальные бежали из города. Набрав наемников, беглецы вернулись. Произошла жестокая битва между узурпатором и изгнанниками. Положив в бою большую часть воинов с той и другой стороны, противники помирились. Примерно на это же время пришлась война Кирены с могущественным Карфагеном. (1,25)

Сложная политическая обстановка в Кирене вряд ли вызывала охоту посетить ее с целью обучения. Платон если и побывал в городе, то только в качестве наемного воина. В эту авантюру его мог втянуть молодой аристократ Аристипп Киренский.

Аристипп был намного моложе своего земляка  Феодора, который не оставил по себе памяти в истории родного города. Следовательно, прославился Феодор живя и скончавшись в иных краях – ситуация типичная для философов того времени.

Учителем Платона считали Эхекрата, уроженца города Флиунта, из находившейся неподалеку от Афин пелопонесской области Арголида. Эхекрат основал во Флиунте собственную философскую школу. Но достоверные сведения о посещении Платоном Флиунта отсутствуют. Похоже, что он слушал лекции Эхекрата в другом месте.

Диоген Лаэртский причислял Эхекрата к ученикам Филолая и Эврита Тарентских. (2,345) Сомнительно, чтобы Эхекрат застал в живых Филолая и Эврита. Но тому, что он обучался в школе, основанной этими философами, можно доверять. Ямвлих Халкидский (скончался около 330 года нашей эры) в числе известных пифагорейцев из Тарента знал Эхекрата. (14,179) Значит, Эхекрат не только обучался в Таренте, но и прославил себя в этом городе философскими трудами.  Далее Ямвлих называет Эхекрата в ряду флиунтских философов. В одних использованных историком пифагорейства источниках Эхекрат считался тарентцем, в других – флиунтцем.

Список тарентских пифагорейцев открывают: Филолай, Эврит, Архит.  (14,178) Было два Архита Тарентских. Один — современник Пифагора, другой — современник Платона. В списке же одно имя «Архит», что говорит о слиянии образов одноименных философов.

В начальной части списка упоминался Архит Старший. Исчезнувшее имя Архита Младшего стояло дальше по списку. Все биографы Платона согласны в том, что после кончины Сократа он побывал с целью обучения в Таренте. Олимпиодор вообще отправлял Платона из Афин сразу в Италию в пифагорейскую школу, основанную Архитом. (2,447) Здесь Архит – двуликий тарентский философ – современник Платона, а как основатель школы – современник Пифагора. В своих письмах Платон упоминал Архита Младшего в качестве своего главного итальянского друга. Кроме него в Италии были и другие приятели Платона, с которыми он состоял в переписке.

В Тарент Платон приехал не один. В списке вслед за Архитом упоминаются Феодор и Аристипп. Киренцы попали в начало списка из-за переноса туда имени Архита Младшего. Согласно данным списка, Феодор и Аристипп в Таренте были тесно связаны с Архитом Младшим, при этом Аристипп был младше Феодора и принадлежал к пифагорейцам. Платон обучался у Эхекрата и Феодора в Таренте. Из всех мест, с которыми традиция связывала обучение Платона во время странствий, только Тарент не вызывает сомнений.

Завершив свое образование и получив признание в качестве философа, Платон отправился в неудачный вояж в Сиракузы к Дионисию Старшему. Проданный по приказу  тирана в рабство, Платон оказался на родной Эгине. Ему удалось выпутаться из этой житейской передряги и возвратиться в Афины. Позднее Платон, выезжая из Афин, посещал только Сицилию и Южную Италию.

Сократ — Энциклопедия всемирной истории

Сократ Афинский (470/469-399 гг. до н.э.) является одной из самых известных фигур в мировой истории за его вклад в развитие древнегреческой философии, которая легла в основу всей западной философии. По этой причине он фактически известен как «отец западной философии».

Первоначально он был скульптором, который, кажется, также имел ряд других профессий, включая воина, прежде чем Оракул в Дельфах сказал ему, что он самый мудрый человек в мире. Стремясь доказать, что оракул ошибался, он начал новую карьеру, расспрашивая тех, кого считали мудрыми, и тем самым доказал, что оракул прав: Сократ был мудрейшим человеком в мире, потому что он не утверждал, что знает что-нибудь важное.

Удалить рекламу

Реклама

Его самым известным учеником был Платон (ок. 428/427–348/347 до н. э.), который прославил свое имя открытием школы в Афинах (Академия Платона) и, более того, философскими диалогами, которые он написал, изображая Сократа как центральный персонаж. Продолжаются споры о том, точно ли диалоги Платона отражают учение Сократа, но окончательный ответ вряд ли будет достигнут. Самым известным учеником Платона был Аристотель из Стагиры (ок. 384–322 до н. э.), который затем стал наставником Александра Великого (ок. 356–323 до н. э.) и основал свою собственную школу. Благодаря этому прогрессу греческая философия, впервые разработанная Сократом, распространилась по всему известному миру во время и после завоеваний Александра.

YouTube Следите за нами на Youtube!

Историчность Сократа никогда не подвергалась сомнению, но то, чему именно он учил, так же неуловимо, как философские принципы Пифагора или более поздние учения Иисуса, поскольку ни один из этих деятелей сам ничего не написал.

Хотя Сократ обычно считается основателем философской дисциплины на Западе, большая часть того, что мы знаем о нем, исходит от Платона и, в меньшей степени, от другого его ученика, Ксенофонта (ок. 430–354 гг. до н. э.). Были также предприняты попытки реконструировать его философское видение на основе многих других школ, помимо школы Платона, которые основали его ученики, но они слишком разнообразны, чтобы определить первоначальные учения, которые их вдохновляли.

Удалить рекламу

Реклама

«Сократ», дошедший до наших дней из античности, мог в значительной степени быть философской конструкцией Платона, и, по мнению историка Диогена Лаэртского (180–240 гг. н. э.), многие современники Платона обвиняли его в переосмыслении Сократа. в своем собственном образе, чтобы способствовать собственной интерпретации Платоном послания своего учителя. Как бы то ни было, влияние Сократа привело к созданию школ, которые привели к формулированию западной философии и основополагающему культурному пониманию западной цивилизации.

Ранняя жизнь и карьера

Сократ родился ок. 469/470 г. до н.э. скульптору Софронику и акушерке Фенарете. В юности он изучал музыку, гимнастику и грамматику (обычные предметы изучения для молодого грека) и следовал профессии своего отца как скульптор. Традиция гласит, что он был выдающимся художником, и его статуя Граций на дороге к Акрополю, как говорят, вызывала восхищение во 2 веке нашей эры. Сократ отличился в армии и в битве при Потидее спас жизнь полководцу Алкивиаду.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Он женился на Ксантиппе, женщине из высшего общества, в возрасте около пятидесяти лет, и имел от нее троих сыновей. По словам современных писателей, таких как Ксенофонт, эти мальчики были невероятно скучны и совсем не похожи на своего отца. Сократ, кажется, жил довольно нормальной жизнью, пока Оракул в Дельфах не сказал ему, что он мудрейший из людей. Его вызов заявлению оракула установил для него курс, который сделал его философом и основателем западной философии.

Оракул и Сократ

В зрелом возрасте друг Сократа Херефонт спросил знаменитого Оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа, на что Оракул ответил: «Нет». Сбитый с толку этим ответом и надеясь доказать, что Оракул ошибался, Сократ начал расспрашивать людей, которые считались «мудрыми» в своих собственных оценках и оценках других. К своему ужасу, он обнаружил, что «люди, чья репутация была самой высокой мудростью, были чуть ли не больше всех лишены ее, в то время как другие, на которых смотрели свысока как на простых людей, были гораздо более умными» (Платон, 9).0033 Извинения

, 22).

Афинская молодежь наслаждалась, наблюдая, как Сократ расспрашивает их старших на рынке, и вскоре у него появились последователи из молодых людей, которые благодаря его примеру и его учению отказались от своих прежних стремлений и посвятили себя философии ( от греческого «Филон» — любовь и «София» — мудрость — буквально «любовь к мудрости»). Среди них были Антисфен Афинский (л. ок. 445–365 до н. э.), основатель школы киников, Аристипп из Кирены (л. ок. 435–356 до н. э.), основатель киренейской школы), Ксенофонт, чьи сочинения оказали влияние на Зенона из Китиума (л. ок. 336-265 гг. до н.э.), основатель школы стоиков и, что наиболее известно, Платон (основной источник нашей информации о Сократе в его

Диалоги ) среди многих других. Каждая крупная философская школа, упомянутая древними авторами после смерти Сократа, была основана одним из его последователей.

Удалить рекламу

Реклама

Тюрьма Сократа, Афины

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Сократовские школы

Разнообразие этих школ свидетельствует о широком влиянии Сократа и, что более важно, о разнообразии интерпретаций его учения. Философские концепции, которым учили Антисфен и Аристипп, не могли быть более разными, поскольку первый учил, что хорошая жизнь достигается только путем самоконтроля и самоотречения, а второй утверждал, что жизнь в удовольствиях была единственным путем, достойным следования.

Говорят, что величайший вклад Сократа в философию состоял в том, что он сместил интеллектуальные поиски с фокуса на «физическую науку» (как это делали так называемые досократические философы, такие как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие) и в абстрактную область этики и морали. Независимо от разнообразия школ, претендовавших на продолжение его учения, все они подчеркивали ту или иную форму морали в качестве своего основополагающего принципа. Тот факт, что «мораль», поддерживаемая одной школой, часто осуждалась другой, опять-таки свидетельствует о очень разных интерпретациях центрального послания Сократа.

В то время как ученые традиционно полагались на «Диалогов» Платона как на источник информации об историческом Сократе, современники Платона утверждали, что он использовал персонажа, которого он называл «Сократ», как рупор для своих собственных философских взглядов. Известными среди этих критиков были, как утверждается, Федон, сокурсник Платона, чье имя известно благодаря одному из самых влиятельных диалогов Платона (и чьи сочинения теперь утеряны), и Ксенофонт, чьи

Memorablia представляют другой взгляд на Сократа, чем тот, который был представлен. Платоном.

Удалить рекламу

Реклама

Сократ и его видение

Как бы ни интерпретировались его учения, кажется очевидным, что главное внимание Сократа было сосредоточено на том, как жить хорошей и добродетельной жизнью.

Как бы ни интерпретировались его учения, кажется очевидным, что главное внимание Сократа было сосредоточено на том, как жить хорошей и добродетельной жизнью. Утверждение, приписываемое ему Платоном, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить» ( Апология , 38b), кажется исторически точным, поскольку ясно, что он вдохновлял своих последователей думать самостоятельно, вместо того чтобы следовать велениям общества и принятые суеверия относительно богов и того, как следует себя вести.

Хотя между изображениями Сократа у Платона и Ксенофонта есть различия, оба представляют человека, которого не заботили классовые различия или «надлежащее поведение» и который так же легко разговаривал с женщинами, слугами и рабами, как и с представителями высших классов.

В древних Афинах индивидуальное поведение поддерживалось концепцией, известной как «евсевия», которая часто переводится на английский как «благочестие», но больше напоминает «долг» или «верность курсу». Отказавшись подчиняться общественным приличиям, запрещенным Евсевией, Сократ разозлил многих наиболее важных людей города, которые могли справедливо обвинить его в нарушении закона путем нарушения этих обычаев.

Удалить рекламу

Реклама

Суд над Сократом

В 399 г. до н. э. Сократ был обвинен в нечестии поэтом Мелетом, кожевником Анитом и оратором Ликоном, которые добивались смертной казни по этому делу. Обвинение гласило: «Сократ виновен, во-первых, в отрицании признанных государством богов и введении новых божеств, а, во-вторых, в развращении молодых». Было высказано предположение, что это обвинение было мотивировано как лично, так и политически, поскольку Афины пытались очиститься от тех, кто был связан с бедствием Тридцати афинских тиранов, которые только недавно были свергнуты.

Отношение Сократа к этому режиму было через его бывшего ученика Крития, который считался худшим из тиранов и, как считалось, был развращен Сократом. Также было высказано предположение, частично основанное на интерпретации диалога Платона о Меноне , что Анит обвинил Сократа в развращении своего сына. Похоже, что Анит готовил своего сына к политической жизни, пока мальчик не заинтересовался учением Сократа и не отказался от политических занятий. Поскольку обвинители Сократа привели Крития в качестве примера того, как философ развратил молодежь, даже если они никогда не использовали это доказательство в суде, этот прецедент, похоже, был известен присяжным.

Смерть Сократа

Жак-Луи Давид (1748-1825) (Общественное достояние)


Игнорируя советы своих друзей и отказываясь от помощи одаренного спичрайтера Лисия, Сократ решил защищать себя в суде. В древних Афинах не было адвокатов и вместо поверенного нанимали спичрайтера. Лисий был одним из самых высокооплачиваемых, но, поскольку он восхищался Сократом, он предлагал свои услуги бесплатно.

Спичрайтер обычно представлял подсудимого как хорошего человека, которого обидели ложным обвинением, и именно такой защиты суд ожидал от Сократа. Однако вместо защиты, наполненной самооправданием и мольбами о своей жизни, Сократ бросил вызов афинскому суду, провозгласив свою невиновность и представив себя в роли афинского «овода» — благодетеля для всех, кто за свой счет , держал их бодрствующими и осведомленными. В своей «Апологии» Платон говорит Сократу:

Если вы предадите меня смерти, то вы не легко найдете другого, который, если позволите мне нелепое сравнение, цепляется за государство, как овод за лошадь крупную и благовоспитанную, но довольно медлительную из-за своего размера. , так что его нужно возбудить. Мне кажется, что бог привязал меня так к государству, ибо я постоянно натыкаюсь на вас во всех местах, чтобы возбуждать, убеждать и упрекать каждого из вас целый день. (Извинение 30e)

Платон ясно дает понять в своей работе, что обвинения против Сократа не имеют большого значения, но также подчеркивает игнорирование Сократом чувств присяжных и судебного протокола. Сократ представлен как отказывающийся от профессионального адвоката в форме спичрайтера и, кроме того, отказывающийся соответствовать ожидаемому поведению подсудимого на суде за преступление, караемое смертной казнью. Сократ, по Платону, не боялся смерти, возвещая суду:

Бояться смерти, друзья мои, значит только считать себя мудрыми, не будучи на самом деле мудрыми, ибо это значит думать, что мы знаем то, чего не знаем. Ибо никто не знает, не является ли смерть величайшим благом, которое может случиться с человеком. Но люди боятся его, как будто прекрасно знают, что это величайшее из зол. (Извинение 29а)

После этого отрывка Платон излагает знаменитую философскую позицию Сократа, в которой старый мастер дерзко заявляет, что он должен предпочесть служение божественному подчинению своему обществу и его ожиданиям. Известно, что Сократ честно противостоит своим согражданам, говоря:

Афиняне, я чту и люблю вас; но я буду повиноваться Богу больше, чем вам, и, пока у меня есть жизнь и сила, я никогда не перестану заниматься и преподавать философию, увещевая всякого, кого я встречу, по-своему и убеждая его, говоря: о мой друг, почему ты кто является гражданином великого, могущественного и мудрого города Афин, так много заботится о накоплении наибольшего количества денег, чести и репутации и так мало о мудрости, истине и величайшем совершенствовании души, на что вы никогда не смотрите и не обращаете внимания совсем? Вам не стыдно за это? И если человек, с которым я спорю, говорит: да, но мне все равно; Я не ухожу и не отпускаю его сразу; Я допрашиваю и допрашиваю и подвергаю его перекрестному допросу, и если я думаю, что он не имеет добродетели, а только говорит, что имеет, то упрекаю его в том, что он недооценивает большее и переоценивает меньшее. И это я должен сказать всем, кого встречу, молодым и старым, гражданам и чужеземцам, но особенно гражданам, поскольку они мои братья. Ибо это есть повеление Божие, и я хочу, чтобы вы знали: и я верю, что до сего дня в государстве не было большего добра, чем мое служение Богу. Ибо я только и делаю, что увещеваю всех вас, и старых, и молодых, не заботиться о своей личности и своем имуществе, но прежде всего и главным образом заботиться о величайшем улучшении души. Я говорю вам, что добродетель не дается деньгами, но что из добродетели приходят деньги и все другие блага человека, как общественные, так и частные. Это мое учение, и если это учение развращает молодежь, то мое влияние поистине губительно. Но если кто скажет, что это не мое учение, тот говорит неправду. А потому я говорю вам, афиняне, делайте, как велит Анит, или не так, как велит Анит, и либо оправдайте меня, либо нет; но что бы вы ни делали, знайте, что я никогда не изменю своих путей, даже если мне придется много раз умирать. (29д-30в)

Когда Сократу пришло время предложить наказание, а не смерть, он предложил сохранить его в честь бесплатной трапезой в Пританеуме, месте, отведенном для героев Олимпийских игр. Это считалось бы серьезным оскорблением чести Пританеума и города Афин. Ожидалось, что обвиняемые преступники, которых судили за их жизнь, будут просить у суда милости, а не претендовать на героические похвалы.

Осуждение и последствия

Сократ был осужден и приговорен к смертной казни (Ксенофонт говорит нам, что он желал такого исхода, и отчет Платона о суде в его Апологии , по-видимому, подтверждает это). Последние дни Сократа описаны Платоном в « Евтифрон», «Апология», «Критон » и « Федон », последнем диалоге, описывающем день его смерти (из-за употребления болиголова) в окружении друзей в тюремной камере в Афинах и, как пишет Платон, Это: «Таков был конец нашего друга, человека, который, я думаю, был самым мудрым и справедливым, и лучшим человеком, которого я когда-либо знал» (9). 0033 Федон , 118).

Влияние Сократа сразу почувствовалось в действиях его учеников, когда они сформировали свои собственные интерпретации его жизни, учения и смерти, и приступили к созданию своих собственных философских школ и записи о своем опыте со своим учителем. Из всех этих сочинений у нас есть только произведения Платона, Ксенофонта, комический образ Аристофана и более поздние произведения Аристотеля, которые могут рассказать нам что-нибудь о жизни Сократа. Сам он ничего не писал, но его слова и действия в поисках и защите Истины изменили мир, и его пример до сих пор вдохновляет людей.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Сократ — Цитаты, смерть и факты

(470-399)

Кем был Сократ?

Сократ был ученым, учителем и философом, родившимся в Древней Греции. Его сократический метод заложил основу для западных систем логики и философии.

Когда политический климат Греции повернулся против него, Сократ был приговорен к смертной казни через отравление болиголовом в 39 г.9 г. до н.э. Он принял это решение вместо того, чтобы бежать в изгнание.

Ранние годы

Родился около 470 г. до н.э. в Афинах, Греция, жизнь Сократа описана лишь в нескольких источниках: диалогах Платона и Ксенофонта и пьесах Аристофана.

Поскольку эти записи преследовали иные цели, чем описание его жизни, вероятно, ни одна из них не представляет полностью точной картины. Однако в совокупности они дают уникальное и яркое изображение философии и личности Сократа.

Сократ был сыном Софрониска, афинского каменщика и скульптора, и Фенареты, повивальной бабки. Поскольку он не был из знатной семьи, он, вероятно, получил базовое греческое образование и научился ремеслу своего отца в молодом возрасте. Считается, что Сократ много лет работал каменщиком, прежде чем посвятил свою жизнь философии.

Современники расходятся во мнениях о том, как Сократ поддерживал себя как философ. И Ксенофонт, и Аристофан заявляют, что Сократ получал плату за обучение, в то время как Платон пишет, что Сократ прямо отказывался принимать плату, ссылаясь на свою бедность в качестве доказательства.

Сократ женился на Ксантиппе, более молодой женщине, которая родила ему трех сыновей: Лампрокла, Софрониска и Менексена. О ней мало что известно, за исключением того, что Ксенофонт назвал Ксантиппу «нежелательной».

Он пишет, что она была недовольна второй профессией Сократа и жаловалась, что он не поддерживает семью как философ. По его собственным словам, Сократ мало занимался воспитанием своих сыновей и гораздо больше интересовался интеллектуальным развитием других афинских мальчиков.

Жизнь в Афинах

Афинский закон требовал, чтобы все здоровые мужчины служили гражданскими солдатами по призыву в возрасте от 18 до 60 лет. Согласно Платону, Сократ служил в бронированной пехоте — известной как гоплит — со щитом, длинным копье и маска для лица.

Он участвовал в трех военных кампаниях во время Пелопоннесской войны, в Делии, Амфиполе и Потидее, где спас жизнь Алкивиаду, популярному афинскому полководцу.

Сократ был известен своей стойкостью в бою и бесстрашием, чертой, которая осталась с ним на всю жизнь. После суда он сравнил свой отказ отступить от юридических проблем с отказом солдата отступить из боя, когда ему угрожает смерть.

Платоновский Симпозиум предоставляет лучшие детали внешности Сократа. Он не был идеалом афинской мужественности. Невысокий и коренастый, с курносым носом и выпученными глазами, Сократ всегда, казалось, смотрел на него.

Однако Платон указывал, что в глазах своих учеников Сократ обладал иной привлекательностью, основанной не на физическом идеале, а на его блестящих рассуждениях и проницательности мысли.

Сократ всегда подчеркивал важность разума над относительной незначительностью человеческого тела. Это кредо вдохновило Платона на философию разделения реальности на две отдельные сферы, мир чувств и мир идей, заявив, что последний является единственно важным.

Философия

Сократ считал, что философия должна достигать практических результатов для большего благосостояния общества. Он попытался установить этическую систему, основанную на человеческом разуме, а не на теологической доктрине.

Сократ указывал, что человеческий выбор мотивирован стремлением к счастью. Высшая мудрость приходит от познания себя. Чем больше человек знает, тем выше его или ее способность рассуждать и делать выбор, который принесет истинное счастье.

Сократ считал, что это перешло в политику, где лучшая форма правления не была ни тиранией, ни демократией. Вместо этого правительство работало лучше всего, когда им правили люди, обладавшие величайшими способностями, знаниями и добродетелью и обладавшие полным пониманием самих себя.

СКАЧАТЬ БИОГРАФИИ СОКРАТ ФАКТЫ

Метод Сократа

Для Сократа Афины были классной комнатой, и он задавал вопросы как элите, так и простому человеку, стремясь прийти к политическим и этическим истинам. Сократ не читал лекций о том, что знал. На самом деле он утверждал, что невежественен, потому что у него не было идей, но мудр, потому что признавал собственное невежество.

Он задавал вопросы своим собратьям-афинянам диалектическим методом — методом Сократа — который заставлял аудиторию продумывать проблему до логического завершения. Иногда ответ казался настолько очевидным, что оппоненты Сократа выглядели глупо. За это его сократический метод вызывал восхищение у одних и поношение у других.

При жизни Сократа Афины переживали драматический переход от гегемонии в античном мире к ее упадку после унизительного поражения Спарты в Пелопоннесской войне. Афиняне вступили в период нестабильности и сомнений в своей идентичности и месте в мире.

В результате они цеплялись за прошлую славу, представление о богатстве и одержимость физической красотой. Сократ атаковал эти ценности своим настойчивым акцентом на большей важности разума.

В то время как многие афиняне восхищались тем, как Сократ бросал вызов общепринятой греческой мудрости и тем, как он относился к этому с юмором, такое же количество разозлилось и почувствовало, что он угрожает их образу жизни и неопределенному будущему.

Суд над Сократом

В 399 г. до н.э. Сократа обвинили в развращении афинской молодежи и в нечестии или ереси. Он решил защищаться в суде.

Вместо того, чтобы представить себя ошибочно обвиненным, Сократ заявил, что выполняет важную роль овода, который оказывает важную услугу своему сообществу, постоянно подвергая сомнению и бросая вызов статус-кво и его защитникам.

Присяжные не поверили защите Сократа и признали его виновным 280 голосами против 221. Возможно, дерзкий тон его защиты способствовал вынесению вердикта, и он усугубил ситуацию во время обсуждения своего наказания.

Афинский закон позволял осужденному гражданину предлагать альтернативное наказание тому, которого требовало обвинение, и решение принималось судом присяжных. Вместо того, чтобы предложить его сослать, Сократ предложил, чтобы город наградил его за вклад в их просвещение и заплатил за его услуги.

Присяжные не растерялись и приговорили его к смертной казни, выпив ядовитую смесь болиголова.

Смерть Сократа

Перед казнью Сократа друзья предложили подкупить охранников и спасти его, чтобы он мог бежать в изгнание.

Он отказался, заявив, что не боится смерти, считает, что ему будет не лучше, если он будет в изгнании, и сказал, что он по-прежнему остается верным гражданином Афин, готовым соблюдать их законы, даже те, которые приговорили его к смерти .

Платон описал казнь Сократа в своем диалоге Федон : Сократ выпил смесь болиголова без колебаний. Онемение медленно расползалось по его телу, пока не достигло сердца. Незадолго до своего последнего вздоха Сократ описал свою смерть как освобождение души от тела.

Платон

«],[»

Аристотель

«]]» tml-render-layout=»inline»>
  • Имя: Сократ
  • Год рождения: 470
  • Страна рождения: Афины
  • 9-е число: Греция
  • Пол: Мужской
  • Наиболее известен: Сократ был древнегреческим философом, считавшимся главным источником западной мысли.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *