Доклад Дерево жизни
Дерево жизни – это мифологический символ большинства народов.
В частности, с почтением к дереву жизни относились славяне, которые ассоциировали его с центром вселенной. При этом, считалось, что дерево объединяет Божественный мир с земным и подземным. В книгах данное дерево ассоциировали с растением, которое посадил Бог посреди рая. В славянской культуре считали, что корни дерева являются миром нави (подземным миром), ствол – миром яви (реальным миром), крона – миром богов. Также, корни считались прошлым, ствол – настоящим, а крона – будущим. Например, корнями являются наши родители, мы – ствол, а ветки и листья – это наши потомки, к которым относятся дети, внуки и правнуки. Именно поэтому свое происхождение мы изучаем по генеалогическому дереву, которое составляем. Существует даже оберег дерева жизни.
Мало кто знает, но символ дерева жизни применяется и в наше время. Так, прообразом дерева жизни является обычная елка. Данное растение представляет собой образ центра мира.
Дерево жизни преобладало и в мифологиях других народов. Так, в тюркской мифологии дерево жизни изображалось в виде якоря, напоминающего по своей форме стрелу. Армянская мифология считала символ дерева жизни религиозным. Кроме того, данный символ помещался на стенах крепостей и броне воинов. Религиозные функции дерево жизни выполняло и в шумеро-аккадской мифологии. Оно выглядело в виде серии узлов и скрещивающихся линий. Китайская мифология описывает данное дерево как сочетание феникса (мифическая птица, сжигающая себя, а затем возрождающаяся из пепла) и дракона (который представлял бессмертие).
Дерево жизни произрастает в Королевстве Бахрейн и в высоту достигает 10 метров. Растет в пустыне без доступа к воде, глубоко уходя корнями под землю. Дереву жизни были посвящены скульптурные работы. Такой работой является памятник с одноименным названием, который находится в России в г. Ростов-на-Дону. Также, памятник «Древо Жизни» присутствует в г. Москва (автором является Эрнст Неизвестный).
Как нами было сказано выше, существует оберег дерева жизни. При этом, славянское дерево жизни символизирует гармоничное развитие и непрерывный рост. Этот символ является олицетворением бесконечного развития и перерождения всего ветхого в новое. Также, считается, что данный оберег помогает привести к гармонии семейную жизнь и защитить от непониманий и ссор. При этом, оберег будет обладать великой силой, если будет создан собственноручно. Его можно сделать из дерева, металла, камня, нитей или бисера.
Дерево жизни
Популярные темы сообщений
- Бабочка Траурница
Самым красивым представителем среди семейства нимфалид считается бабочка траурница. Бабочку можно встретить в период с мая по июнь и с августа по сентябрь. Хотя чаще всего она живет все лето. Когда начинается весна, где-то в апреле
- Женьшень обыкновенный
Женьшень — древнее растение, обладающее уникальными лечебными свойствами. О его медицинской пользе знали китайцы ещё более пяти тысяч лет назад. На сегодняшний день ареал растения охватывает большую территорию, включающую в себя Китай,
- Саяны (горы)
Горы Саяны расположились по близости Алтайских гор. А некоторые географы считают Саяны их продолжением. В какой-то мере они и правы, так как эти горы имеют один общий тектонический узел. Если говорить о точном географическом положение,
Доклад — Древо жизни — Религия и мифология
Древо жизни — в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона МИРОВОГО ДЕРЕВА достигает небес, корни — преисподней Образ мирового дерева характерен для русских загадок и заговоров. “Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит”; этот образ объединяет разные — вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога)- координаты мира. МИРОВОЕ ДЕРЕВО воплощает не только пространственные, но и временные координаты.На МИРОВОМ ДЕРЕВЕ в заговорах обитают боги и святые — Богородица, Параскева и др., у корней дерева — демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (”руне”) змея (Шкурупея).
В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нем якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.
В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным свящённым мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орел, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.
В славянской и чувашской мифологии эту роль выполняет Дуб (см. также Триглав), в Индуизме существует дерево баньян (en).
Посреди сотворенного мира растет Мировое Древо, ясень Иггдрасиль. Он больше и прекраснее всех деревьев, сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают его: один — у асов, другой — у инеистых великанов, третий уходит в Нифльхейм, и под ним протекает поток Кипящий Котел. … У Мирового Древа находится главное святилище богов, где они собираются каждый день и вершат суд. … В ветвях его обитает орел, меж глаз которого сидит ястреб. Дракон Нидхёгг и многочисленные змеи подгрызают корни Древа, а белка Грызозуб снует вверх и вниз по стволу и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон. Олень глодает Древо, (в тексте — макушку) и ствол гибнет от гнили
Мировое дерево расположено в центре вселенной, но иногда на ее окраине — «у лукоморья». В этой функции обычно выступа-ют Вырий, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. Его макушка упирается в небеса, а корни достигают преисподней, так что по чудесному дереву можно прони-кнуть в иные миры вселенной, по нему спускаются и подни-маются боги. Священное дерево — это не просто уменьшенная копия мироздания, но и его стержень, опора, без которого мир рухнет. К трем основным частям мирового дерева приуро-чены разные животные: к ветвям и вершине – птицы (сокол, соловей, птицы мифологичес-кого характера, Див и т.п.), а также солнце и луна; к стволу – пчелы, к корням – хтонические животные (змеи, бобры и т.п.) Все дерево в целом может сопоставляться с человеком, особенно с женщиной (8, с. 184; 44).
Дерево жизни (мифология) — Википедия
Дерево жизни (древо жизни, ст.-слав. и др.-рус. древо животное, райское древо; англ. Tree of life) — мифологический образ во многих культурах. В славянской народной традиции вариант мирового древа. В книжности и фольклоре — мотив, отражающий представления о библейском древе жизни посреди рая (Быт. 2:9). Концепция Древа Жизни использовалась в религии, философии и мифологии[1]. Обозначает взаимосвязь всей жизни на нашей планете и служит метафорой для общего происхождения в эволюционном смысле[2].
Термин древо жизни может также быть использован в качестве синонима священного древа[3].
Древо знания, связывающее небеса и подземный мир, а также древо жизни, связывающее все формы жизни, оба являются формами мирового древа или космического древа, согласно Encyclopædia Britannica[4], и изображаются в разных религиях и философиях как одно и то же дерево[5].
В иудаизме[править | править код]
В книге «Берешит» (Книга Бытия) древо жизни (ивр. עץ חיים эц хаим) — дерево посреди райского сада, плоды которого дают вечную жизнь. Во время изгнания из рая после грехопадения Адам и Ева теряют доступ к этому дереву.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.(Быт. 3:22) |
В Книге притчей Соломоновых древом жизни названы Тора и мудрость: «Она — древо жизни для тех, которые приобретают её, — и блаженны, которые сохраняют её!
В «Книге Еноха» сказано, что во время великого суда всем, чьё имя есть в Книге Жизни, Бог даст плод с Дерева жизни.
Эц Хаим часто используется как имя для иешив, синагог, для произведений раввинстической литературы, а также как название деревянных шестов, на которых намотан Свиток Торы.
Каббалистическое дерево жизни из 10 сфирот- Каббала
В каббале Дерево жизни изображается десятью связанными элементами, представляя центральный символ каббалы. Это дерево представляет собой 10 сфирот силы божественной реальности. Пантеистический и антропоморфный акцент этой эманационной теологии интерпретирует Тору, еврейские обряды и цели существования как символическую эзотерическую драму единения в сфирот, восстанавливая гармонию Творения. Со времён Ренессанса еврейская каббала является важной традицией в не-еврейской западной культуре, сначала через принятие христианской каббалой, а затем появившись в оккультной Герметической Каббале. Эти адаптации иудейского дерева жизни синкретичны за счёт ассоциирования с другими религиозными традициями, эзотерическими теологиями и магическими практиками.
В христианстве[править | править код]
В дополнение к Еврейской Библии дерево жизни символически описано в Книге Откровения как обладающее следующими свойствами: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22:1–2).
В католическом христианстве Дерево Жизни представляет собой безупречное состояние человечества, свободного от разложения и первородного греха, до грехопадения. Папа Бенедикт XVI сказал, что «крест является истинным древом жизни»
В восточном христианстве дерево жизни представляет собой любовь Бога. Св. Исаак Сирин говорил, что «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами», и что «древо жизни есть любовь Божия»[9].
В фольклоре, книгах, мифах и художественной литературе упоминаются различные деревья жизни, часто связанные с бессмертием и плодородием.
В славянской мифологии[править | править код]
В славянской мифологии Дерево жизни (ст.‑слав. и др.-рус. древо животьное) — вариант мирового древа, в книжности и фольклоре — мотив, отражающий представления о библейском древе жизни, посаженном Богом среди рая. Фольклорный мотив, восходящий к дохристианской мифологии, отражает представление о трёхчастном мировом дереве, моделирующем мир (ср. древо с «тремя корыстями» и «трёхугодливое древо» украинских и русских песен, где в кроне обитает сокол, в стволе — пчёлы, у корней — бобры и т. п.)[10].
В тюркской мифологии[править | править код]
Древо жизни – один из наиболее часто встречающихся мотивов в искусстве тюркских народов. Древо жизни является важным объектом тюркской культуры и упоминается еще в тюркской мифологи. [11]
Среди многочисленных орнаментов, встречающихся на азербайджанских коврах, заметное место принадлежит сюжету “древа”, который широко распространен в изобразительном искусстве Азербайджана. Вариацией «древа жизни» является символическое изображение «якоря», который по форме напоминает стрелу, а в гянджинских и карабахских коврах часто изображается фантастическое дерево «ваг-ваг», на ветвях которого вместо птиц выткано символическое изображение головы людей.[12]
Казахи древо жизни называли Байтерек. Корни этого дерева находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — в земном, а крона — в небесном.
Алтайские тюрки считают, что нижняя зона (корни древа) — мир душ предков, которых оберегает Бог Эрлик вместе с подругой Тенгри-Умай. Эрлику подчиняется нижняя зона мира — духи предков, Эрлик является опорой Древа Жизни, придает ему импульс вечности. Благодаря ему происходит круговорот жизни в мире.
В языке крымских татар древо жизни имеет название «омюр агъач» (тур. омюр — мир, вселенная, агъач — дерево) и дословно переводится как «мировое дерево». Для крымских татар символ древа также связан с жизнью рода и благополучия. Мотив древа жизни получил наибольшее распространение как элемент декора в вышивке одежды, а также предметов домашнего обихода.
У малоазийских турок священными были сосна и можжевельник. Они считали, что люди связаны с деревьями, а дерево напрямую ассоциировалось с матерью-Богиней.
Дерево в народной культуре чувашей ‒ объект поклонения. Аналог Древа жизни в традиционной чувашской народной культуре носит название киремет.
В армянской мифологии[править | править код]
В армянской мифологии Древо Жизни (Կենաց Ծառ) является религиозным символом и помещалось на стенах крепостей и броне воинов. Ветви дерева были равномерно распределены справа и слева от главного ствола; на каждой ветви рос один лист, и один лист на самой вершине дерева. По обе стороны от дерева изображались слуги, каждый протягивал одну руку к дереву, как будто они заботятся о нём[13].
В шумеро-аккадской мифологии[править | править код]
В шумеро-аккадской мифологии Дерево жизни представлено серией узлов и перекрещивающихся линий[14][15]. По всей видимости, важный религиозный символ, часто связанный с орлоголовыми богами и жрецами или царём. Ассириологи не смогли прийти к соглашению о значении этого символа. Название «Дерево Жизни» было отнесено к этому символу современными учёными; оно не использовалось ассирийскими источниками. По сути, нет никаких текстовых свидетельств, относящихся к этому символу. Изначально Дерево Жизни упомянуто в работе Симо Парполы The Assyrian Tree of Life: Tracing the Origins of Jewish Monotheism and Greek Philosophy, однако позже были опубликованы статьи, как критикующие его мнение[16], так и развивающие тему[17][18][19].
В скандинавской мифологии[править | править код]
Дерево жизни появляется в скандинавской мифологии как Иггдрасиль, Мировое Древо, массивное дерево (иногда — ясень или тис), окружённое обширной историей. Со времён древних германцев сохранились остатки культа поклонения священным деревьям, возможно связанного с Иггдрасилем. Примеры включают в себя дуб Тора, священную рощу, святое дерево Уппсалы и деревянный столб Ирминсуль. В германо-скандинавской мифологии яблоки из корзины Идунн обеспечивают богам бессмертие[источник не указан 2472 дня].
В древнеегипетской мифологии[править | править код]
В египетской мифологии и в эннеаде Гелиополиса первой парой являются Исида и Осирис (помимо Шу и Тефнут, а также Геб и Нут). Считалось, что они произошли от акациевого дерева Иусат, которое египтяне считали деревом жизни, называя «деревом, в котором жизнь и смерть объединены». В мифе говорится, что впоследствии Сет убил Осириса, положил его в гроб и сбросил в Нил, и гроб стал единым целым с корнями дерева тамариск[20].
Египетское священное дерево, сикомор, стоит на пороге жизни и смерти, связывая два мира[21][22].
В персидской мифологии[править | править код]
В персидской мифологии (до ислама) древо жизни описывается как огромное священное дерево, носящее на себе все семена. Дьявол (Ахриман, Ангра-Майнью) создал лягушку, которая должна была взобраться на дерево и уничтожить его, надеясь помешать вырасти всем прочим деревьям на земле. В ответ Бог (Ахура Мазда) создал двух рыб наблюдать за лягушкой и охранять древо. Поскольку Ахриман является ответственным за всё зло, включая смерть, а Ахура Мазда — за всё добро, концепция мирового древа в персидской мифологии очень близка к концепции Дерева Жизни.
В китайской мифологии[править | править код]
В китайской мифологии изображение Дерева жизни включает в себя феникса и дракона; дракон часто представляет бессмертие[23]. В даосских повестях на дереве жизни раз в три тысячи лет созревает персик. Тот, кто его съест, получает бессмертие[24].
В 1990 году в Саньсиндуе, в Сычуани (Китай), было сделано археологическое открытие — жертвенная яма. Датированная XIII столетием до нашей эры, она содержит три бронзовых дерева, одно из них 4 метра в высоту[25]. В основании были дракон и фрукт, свисающий с нижней ветви. А сверху было помещено птицеподобное существо (феникс) с когтями. Также в Сычуани было найдено ещё одно дерево жизни, датированное поздней династией Хань. Керамическое основание охраняется рогатым зверем с крыльями. Вместо листьев у этого дерева монеты и люди. На вершине находится птица с монетами и солнцем.
Дерево жизни также является метафорой, описывающей отношение друг к другу всей жизни на Земле в контексте эволюции[26]. Чарльз Дарвин говорил о видении эволюции, как «извилистого берега», в «Происхождении видов». Однако единственная иллюстрация представляет собой ветвящуюся диаграмму, похожую на дерево.
От первого роста дерева отделяется множество ветвей, которые потом разрушаются и опадают; и эти опавшие ветви представляют собой целые порядки, семьи и поколения, которые теперь не живут, и о которых известно лишь по ископаемым и окаменелостям. Когда мы там, мы видим тонкую, упорно растущую веточку, растущую из разветвления дерева внизу, которая всё ещё жива. Иногда мы видим животных, вроде Орниторинкус (Утконос), или Лепидосирен (Американский чешуйчатник), которые в малой степени связаны со своими более крупными ветвями жизни, и которые, по всей видимости, избежали смертельного конкуренции за счёт населения защищённой станции. По мере того, как почки растут, и, если пригодны, вырастают в ветви и перекрывают более слабые ветви, и так за поколением поколение; я верю, что это великое Древо Жизни, которое наполняет мёртвые и сломанные ветви корой земли, и покрывает поверхность своим всё время растущими и красивым ветвлением.
— Чарльз Дарвин, «Происхождение видов»[27]
В мире существуют скульптурные композиции, посвящённые Древу жизни. Одна из них находится в России.
Кельтское дерево жизни Джен Делис.В Dictionaire Mytho-Hermetique, книге знаменитого алхимика Антуана-Жозефа Пернети Дерево Жизни ассоциируется с эликсиром жизни и философским камнем.
Современная валлийская художница Джен Делис создала кельтский символ Дерева Жизни, основанный на культе почитания деревьев древних кельтов и традиционных изображениях кельтов[28][29].
В книге Стивена Оппенгеймера Eden in the East (1998) автор предполагает, что традиция поклонения деревьям происходит из Индонезии и распространилась в ходе событий около 8000 года до нашей эры, получивших название «Younger Dryas», когда поднялся уровень моря. Эта традиция достигла Китая (провинция Сычуань), затем Индии и Ближнего Востока. Наконец, финно-угорская ветвь этой религии распространилась через Россию в Финляндию, где дала начало скандинавскому мифу об Иггдрасиле.
- ↑ Tree worship in the interpretation of the Armenians and other peoples of the Ancient East | CULTURAL CENTER OF THE EAST (неопр.). Дата обращения 27 апреля 2013. Архивировано 1 мая 2013 года.
- ↑ The Tree of Life — Evolution Overview (неопр.). Дата обращения 27 апреля 2013.
- ↑ Giovino, Mariana (2007). The Assyrian Sacred Tree: A History of Interpretations, page 129. Saint-Paul. ISBN 978-3-7278-1602-4
- ↑ world tree in the Encyclopædia Britannica
- ↑ Tryggve N. D. Mettinger, The Eden Narrative: A Literary and Religio-historical Study of Genesis 2-3,
- ↑ Gheddo, Piero Pope tells WYD youth: the Cross of Jesus is the real tree of life (неопр.) (недоступная ссылка). AsiaNews.it (March 20, 2005). Дата обращения 25 февраля 2013. Архивировано 1 мая 2013 года.
- ↑ The Tree of Life (неопр.). Yale University. Дата обращения 25 февраля 2013. Архивировано 1 мая 2013 года.
- ↑ The Eucharist as the Fruit of the Tree of Life | Saint Albert the Great (неопр.). CrossroadsInitiative.com. Дата обращения 25 февраля 2013. Архивировано 2 мая 2013 года.
- ↑ Гомилия 72.
- ↑ Петрухин, 2004, с. 253—254.
- ↑ Древо жизни (рус.). nazaccent.ru. Дата обращения 21 октября 2017.
- ↑ [http://irs-az.com/new/pdf/201508/1440593278034155093.pdf Азербайджанский ковер: происхождение и символика] (неопр.).
- ↑ The Tree of Life (неопр.). Дата обращения 27 апреля 2013. Архивировано 2 мая 2013 года.
- ↑ Tree of Life — Palaeos.org (неопр.). Дата обращения 30 апреля 2013. Архивировано 2 мая 2013 года.
- ↑ David Oscarson (неопр.). Дата обращения 30 апреля 2013. Архивировано 2 мая 2013 года.
- ↑ J. Cooper. Assyrian Prophecies, The Assyrian Tree…
- ↑ The Arcane Archive — …Kaballah…Tree of Life…Benben stone mandalas….x-post
- ↑ The Tree of Life: An Archaeological Study — Edwin Oliver James — Google Книги
- ↑ The Assyrian Sacred Tree: A History of Interpretations — Mariana Giovino — Google Книги
- ↑ Internet Archive (неопр.). The gods of the Egyptians; or, Studies in Egyptian mythology (2011). Архивировано 2 мая 2013 года.
- ↑ Tree Lore (неопр.). Дата обращения 27 апреля 2013. Архивировано 2 мая 2013 года.
- ↑ The Tree of Life (неопр.). Дата обращения 30 апреля 2013. Архивировано 2 мая 2013 года.
- ↑ Tree of Life Meaning (неопр.). Дата обращения 30 апреля 2013. Архивировано 2 мая 2013 года.
- ↑ The Peaches of Immortality, Queen Mother of the West, Xi Wangmu, Saint Shou (Longevity) (неопр.). Дата обращения 30 апреля 2013. Архивировано 2 мая 2013 года.
- ↑ The Cambridge History of Ancient China: From the Origins of Civilization to … — Google Книги (неопр.). Дата обращения 30 апреля 2013.
- ↑ So could Ida be the true missing link?, By Norman MacLeod and Angela Milner, 26 May 2009, The Telegraph
- ↑ Darwin, C. (1872), pp. 170–171. On the Origin of Species. Sixth Edition. The Modern Library, New York.
- ↑ Celtic Art by Welsh artist Jen Delyth — Celtic Tree of Life Keltic Designs (неопр.). Дата обращения 30 апреля 2013. Архивировано 2 мая 2013 года.
- ↑ Celtic Art Studio (неопр.). Дата обращения 30 апреля 2013. Архивировано 2 мая 2013 года.
Какого сорта плоды Древа Жизни?
митрополит Калужский и Боровский Климент
Многие века ученые умы настойчиво ищут способ достижения бессмертия. И в нашем, XXI веке, огромные усилия и деньги вкладываются в эти научные и околонаучные поиски. А в раю Адаму было даровано Богом Древо Жизни, плоды которого приносили столь вожделенное современному человечеству бессмертие. Что же собой представляло то райское дерево?
Древо Жизни – это символический образ, используемый в Библии, чтобы передать нам, не имеющим опыта пребывания в раю, ту духовную реальность, с которой соприкасался первозданный человек, не знавший греха и смерти. Попробуем «расшифровать» этот библейский символ, используя самый верный «ключ» – святоотеческое наследие.
Человек – существо не самодостаточное, поскольку он был сотворен в определенный момент времени, до которого не существовал. Значит, автономного источника жизни человек в себе не имеет. Для продления существования ему необходимо питание, и высшим источником подкрепления его сил является Сам Творец. По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, источником райского блаженства Адаму служил только один сладчайший плод – созерцание Бога, по достоинству названное Древом Жизни. Так что под образом Древа Жизни, которое росло посреди рая (Быт. 2, 9), святые отцы понимают приобщение человека жизни Божественной.
Причем не одно только Древо Жизни, но и все деревья в раю, плоды которых были даны Адаму в пищу, понимаются святыми отцами как различные способы (таинства) приобщения человека своему Создателю. Все они были насаждены Богом, чтобы питать человека – возобновлять его жизненные силы: не только телесные, но прежде всего духовные. Так что, давая заповедь Адаму вкушать плоды от всякого древа в саду (Быт. 2, 16), Господь призывает его разными путями приобщаться Источнику жизни – Богу.
Раскрывая смысл этих слов, обращенных к Адаму, преподобный Иоанн Дамаскин поясняет, что Господь учит человека использовать все творения только с одной целью – чтобы приближаться к Творцу, в Котором заключена истинная жизнь: «Все да приносит тебе плод: жизнь, и наслаждение Мною делай началом собственного бытия. Только так ты будешь бессмертным». Дары Божии – это «пища нетления». Питаясь от Древа Жизни, Адам приобщался нетления, и смерть не имела власти над ним. Преподобный Никита Стифат в сочинении «О рае» прямо называет библейское Древо Жизни Богом.
В реалиях окружающего нас мира представление о наслаждении неразрывно соединено со страданием, но в раю еще не существовало этого искаженного грехом переживания. Богообщение всегда несет человеку то наполнение, которое полностью соответствует человеческому естеству и его предназначению, не влечет за собой никаких печальных последствий, а напротив, укрепляет человека, развивает его, делает бессмертным. Пища, которую имел первозданный человек в раю, – созерцание Бога – является единственным способом обретения бессмертия. Как именно это происходило, нам неведомо. В Библии этот процесс описан символически, как вкушение плодов с Древа Жизни.
И в наши дни люди имеют возможность приобщения Богу – в Таинстве Евхаристии. Параллель между этим главным Таинством Церкви и библейским Древом Жизни встречается у многих святых отцов. Подобно тому, как Адам не ведал смерти, пока питался плодами Древа Жизни, христиане, причащаясь Святых Даров – Тела и Крови Христовых, приобщаются вечной жизни. По слову Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Эти слова Христа говорят о том, что даже физическая смерть не в силах разлучить человека с Богом, если он соединился с Ним при жизни. Такой человек переходит из земного мира в вечность, сохраняя свое единение с Богом.
Итак, в Библии говорится вовсе не о магическом продлении жизни через вкушение плодов неведомого сорта. В учении святых отцов Древо Жизни предстает перед нами как образ блаженной причастности Богу, в котором находился первозданный человек. Он мог вечно оставаться в этом состоянии, но … Как говорят преподобные Иоанн Дамаскин и Никита Стифат, вкушать плоды Древа Жизни может только тот, кто достоин вечной жизни, то есть не подвластен греху. Продолжение благодатного состояния единения с Богом, как тогда, так и сегодня, зависит не только от его Источника – Бога, но и от устремления самого человека к единой жизни с Ним. Люди приобретают право на Древо Жизни соблюдением полученных от Бога заповедей (Откр. 22, 14).
Как изначально Бог даровал Себя в «пищу нетления» Адаму, так и ныне дарует Себя нам в Таинстве Причащения. Он никого не принуждает к общению с Собой. Каждому человеку дана свобода решать: служить ли греху и подлежать смерти или быть с Богом – Источником жизни и бессмертия.
ДРЕВО ЖИЗНИ
[евр. , ], одно из деревьев, произраставших, согласно библейскому повествованию, в Эдемском саду, где Господь поместил первых людей — Адама и Еву. Это дерево и древо познания добра и зла были особо выделены в Эдемском саду (Быт 2. 9). Первые люди получили от Бога разрешение вкушать от любого дерева в Эдемском саду, за исключением дерева познания добра и зла (Быт 2. 16-17). Запрет на вкушение не касался Д. ж.; из дальнейшего повествования ясно, что человек вкушал от его плодов и лишился этой возможности только после нарушения запрета Божия относительно дерева познания добра и зла (Быт 3. 22). В кн. Бытие рассказывается, как змей внушает жене Адама мысль, что вкушение от дерева познания добра и зла не приведет к смерти,- наоборот, у Адама и его жены «откроются очи» и они станут «как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 4-5). Бог произносит приговор за ослушание и лишает их возможности далее вкушать от Д. ж. Он изгоняет их из рая, а у входа в Эдемский сад ставит херувима, чтобы не допустить людей обратно (Быт 3. 9-24).
Культовая резная подставка. Кон. Х в. до Р. Х. Палестина (Музей Израиля, Иерусалим)
Культовая резная подставка. Кон. Х в. до Р. Х. Палестина (Музей Израиля, Иерусалим)
В более поздней библейской лит-ре образ Д. ж. встречается в описаниях добродетелей мудрого праведника, а также как символ присутствия Божия и помощи Божией. С Д. ж. сравнивается премудрость, к-рая ценнее богатства (Притч 3. 13-18), исполнившееся желание мудрости (Притч 13. 12), немногословие человека (Притч 15. 4), оно — «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство (Притч 11. 24-31). Возможно, на Д. ж. указывала форма семисвечника в скинии (Meyers. 1979). Колонны Иахин и Воаз храма Соломона (3 Цар 7. 21), видимо, также символизировали Д. ж. (Wright. 1941). В греч. переводе LXX выражение «древо жизни» (τὸ ξύλον τῆς ζωῆς) встречается в Ис 65. 22 (хотя в МТ употребляется слово «дерево»). Неизвестно, является ли оно поздней вставкой (в пользу этого предположения — чтение в 1QIsa без артикля) или уже было в изначальном тексте (о чем свидетельствует сохранившийся определенный артикль в 1QIsb — ), но вариант LXX вполне соответствует эсхатологическому контексту данного стиха, где Господь говорит, что «дни народа Моего будут, как дни дерева».
Ссылкой на Д. ж. из Быт 2 являются также упоминания (τὸ) ξύλον (τῆς) ζωῆς в Откр 22. 2, 14, 19 при описании буд. города святых и в Откр 2. 7 — при упоминании о рае.
Отпечаток с цилиндрической печати «Адам и Ева» XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон)
Отпечаток с цилиндрической печати «Адам и Ева» XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон)
Ряд археологических артефактов из Палестины с осторожностью можно интерпретировать как отголоски распространенного на древнем Ближ. Востоке повествования о Д. ж., поскольку на них изображены дерево и фигура херувима (иногда и человека), а образ херувима в Палестине кон. II — нач. I тыс. до Р. Х. был связан с представлением о Яхве — Боге народа Израилева (Herr. 1997).
В Тель-Хацоре (см. Асор, в секторе A, в слое, датируемом IX-VIII вв. до Р. Х.) было найдено вырезанное из кости изображение 4-крылого серафима, держащего Д. ж. Там же, в секторе B, в слое того же времени, был найден резной ящик из слоновой кости с изображением крылатого сфинкса и падшей ниц фигуры, молящейся перед Д. ж. (Yadin. 1956).
В большинстве случаев изображение Д. ж. в Палестине также понимается просто как символ присутствия божества, дающего жизнь и плодородие (Leonard. 1989; Meyers. 1979). В период поздней бронзы деревья изображаются обычно с одним центральным стволом и отходящими от него 6 ветвями (Meyers. 1979). Изображения Д. ж. в Палестине нередко были связаны с культом Астарты, примером чему может быть найденная в Таанахе культовая резная подставка кон. X в. до Р. Х. В ее 3-м ярусе изображено дерево, листву к-рого поедают козы, в окружении львов — символов Астарты (Herr. 1997). Похожее изображение (Д. ж., козы и львы под ними) было найдено на фрагменте керамического сосуда VIII в. в Кунтиллет-Аджруд, в текстах на фрагменте также упоминается Астарта (Meshel. 1979; Hestrin. 1991; Taylor. 1994; McCarter. 1997).
Из непалестинских источников известна цилиндрическая печать «Адам и Ева» с изображением дерева в центре, по его сторонам — фигуры женщины, мужчины (который идентифицируется по головному убору с рогами) и змея (Lond. Brit. Mus. Dep. of the Ancient Near East. 89326). В сер. XIX в. ассириолог Дж. Смит соотносил это изображение с библейским повествованием о грехопадении. В наст. время считается, что эта сцена вписывается в общий смысловой контекст изображений на цилиндрических печатях из Месопотамии XXI-XXII вв. до Р. Х.: мужчина сидит напротив жрицы, пальма и змея между ними символизируют плодородие (Mitchell. 1988. P. 24. N 1; Collon. 1982. P. 124. N 302).
Большинство неписьменных древневост. источников, на к-рых исследователи усматривают символику Д. ж., можно разделить на 2 группы (Wallace. 1997). К 1-й относятся изображения дерева с божественной антропоморфной фигурой или с к.-л. мифическими существами, над деревом иногда помещался крылатый диск. В нек-рых случаях эти сцены можно соотнести с определенными эпизодами древних мифов. Ко 2-й группе принадлежат изображения 2 животных (либо мифических, либо домашних, напр. коз) по сторонам от древа, к-рое находится в центре и символизирует божество, хотя во мн. случаях это может быть оспорено (Ibidem).
В письменных ближневост. источниках Д. ж. явно не упоминается, хотя особые растения, пища или вода нередко описываются как дающие дар бессмертия или вечную молодость. Так, герой эпоса о Гильгамеше ищет растение, к-рое дарует вечную молодость. В вавилонском мифе об Адапе бог Ану предлагает герою «пищу жизни» и «воду жизни», но по совету бога Эа он отвергает их, считая скорее пищей смерти и водой смерти (см. ст. Шумеро-аккадская религия). Священные деревья упоминаются в текстах аккад. заклинаний: деревья , растущие в особом месте в Эриду, обладают особой целительной силой (Ibidem).
В межзаветной лит-ре о Д. ж. обычно говорится в связи с учением о наступлении Царства Божия. В 1-й кн. Еноха упоминается благоуханное дерево, от к-рого будут вкушать после Великого суда праведные и смиренные, «от его плода будет дана жизнь избранным» (1 Енох 25), и «дерево мудрости», к-рое отождествляется с библейским деревом познания добра и зла (1 Енох 32). В «Завете Левия» предрекается, что меч, препятствовавший Адаму войти в рай, будет удален и святые вкусят от Д. ж. (Test. XII Patr. III 10-11). В 3-й кн. Ездры есть замечания об особых свойствах деревьев рая после того, как последний будет явлен (3 Езд. 7. 123-124; 8. 52).
Толкование образа «Древо жизни» в святоотеческий период.
Вкушение от Д. ж. первых людей рассматривалось церковными авторами как символ бессмертия, от к-рого люди отказались, нарушив Божественную заповедь. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, Д. ж. «было древом, имевшим силу, подававшую жизнь, или годным для еды только тем, которые были достойны жизни и не подлежали смерти» (Ioan. Damasc. De fide orth. II 11). Человек вкушал от Д. ж., душа же его наслаждалась созерцанием Божества, а «сладость божественного общения сообщает удостоившимся его жизнь, не прерываемую смертию» (Ibidem).
Вкушение плодов часто понималось как познание духовных сущностей и даже собственно богопознание, т. к. Бог помимо древа познания посадил посреди рая «дерево жизни, указывая на познание, как путь к жизни… Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому и то и другое дерево были посажены друг подле друга» (Diogn. 12. 3-4). Прп. Максим Исповедник предлагает анагогическое истолкование смысла слов «насадил Господь Бог рай… на востоке» (Быт 2. 8): «Полагаю, что рай является человеческим сердцем, насажденным на востоке Боговедения. Посередине его посадил Бог дерево жизни и древо познания добра и зла. Дерево жизни понимается как логос умопостигаемых [вещей], а древо познания добра и зла — как логос чувственных [вещей], ибо таковой несет ведение добра и зла» (Maximus Conf. Quaest. et dub. 44).
Говоря о «невыразимом различии» древа познания добра и зла и Д. ж., прп. Максим Исповедник называет Д. ж. «умом души, в котором и находится мудрость», а древо познания добра и зла — «чувством тела, в котором… происходит движение неразумия». «Если бытие человека определяется одним только чувственным и телесным различением наслаждения и муки, то он, преступая божественную заповедь, вкушает от древа познания добра и зла, то есть вкушает неразумие по чувству… А если бытие его полностью определяется духовным различением, отделяющим преходящее от вечного, то он, соблюдая божественную заповедь, вкушает от древа жизни» (Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 43).
В богомыслии отцов Церкви спасение человека часто описывалось как возвращение в рай и вкушение от Д. ж. Уже сщмч. Ириней Лионский говорил о Д. ж. как о типологическом прообразе древа спасения: «Крепкое слово Божие, которое по небрежению мы потеряли чрез древо… опять получили через домостроительство древа» (Iren. Adv. haer. V 17. 4; ср.: Maximus. Conf. Quaest. et dub. 55). Домостроительство спасения было «для нас,- писал свт. Григорий Богослов,- врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания» (Greg. Nazianz. Or. 2).
Истолковывая слова Прославленного Христа к Ангелу Эфесской Церкви (Откр 2. 7: «…побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия»), св. Андрей Кесарийский говорит: «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол Иоанн Богослов. В другом месте Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «Древо жизни» (Притч 3. 18), и апостол говорит о Христе, что «Сей есть истинный Бог и Жизнь вечная» (1 Ин 5. 20)» (Andr. Caes. Apoc. 1. 3). Достижение же вечной жизни возможно, только «если… исправить жизнь и победить страсти» (Там же).
Не отрицая реального существования Д. ж., отцы Церкви и литургическое предание указывали на его прообразовательное значение. Так же как Иисус Христос — это новый Адам (Рим 5), нередко типологически противопоставляются Д. ж. и Древо крестное: «…К древу жизни, от которого отпали, возведены древом бесчестия» (Greg. Nazianz. Or. 33 // PG. 36. Col. 225). Прп. Иоанн Дамаскин говорит о прямом прообразовании (Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 12). Образ Креста как Д. ж. нашел отражение в церковном искусстве и иконописи. Так, известен тип нательного креста «Древо жизни» (см. разд. «Иконография» в ст. Крест).
В литургических текстах сопоставляются утраченный рай и Церковь: (в неделю 3-ю Великого поста, утренний канон, песнь 5). Д. ж. может называться и Сам Иисус Христос: (тропарь предпразднства Рождества Христова, 23 дек.; ср.: Greg. Nazianz. Or. 29).
Лит.: Wright G. E. Solomon’s Temple Resurrected // BiblArch. 1941. Vol. 4. N 2. P. 17-31; Yadin Y. Excavations at Hazor // Ibid. 1956. Vol. 19. N 1. P. 2-11; Meyers C. L. Was There a Seven-Branched Lampstand in Solomon’s Temple? // BAR. 1979. Vol. 5. N 5. P. 46-57; Meshel Z. Did Yahweh Have a Consort? // Ibid. N 2. P. 24-36; Collon D. Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum. Vol. 1: Cylinder Seals. Pt. 2: Akkadian, Post-Akkadian, Ur III Periods. L., 1982; DeVries L. F. Cult Stands: A Bewildering Variety of Shapes and Sizes // BAR. 1987. Vol. 13. N 4. P. 26-37; Mitchell T. C. The Bible in the British Museum: Interpreting the Evidence. L., 1988; Leonard A., Jr. Archaeological Sources for the History of Palestine: The Late Bronze Age // BiblArch. 1989. Vol. 52. N 1. P. 4-39; Hestrin R. Understanding Asherah: Exploring Semitic Iconography // BAR. 1991. Vol. 17. N 5. P. 50-59; Taylor J. G. Was Yahweh Worshiped as the Sun? // Ibid. 1994. Vol. 20. N 3. P. 52-61; McCarter P. K., Jr. The Religion Reforms of Hezekiah and Josiah // Aspects of Monoteism: How God is One? Wash., 1997. P. 57-80; Wallace H. N. Tree of Knowledge and Tree of Life // ABD: CD-ROM Ed. 1997; Herr L. G. The Iron Age II Period: Emerging Nations // BiblArch. 1997. Vol. 60. N 3. P. 114-183.Свящ. Димитрий Юревич, свящ. Александр Тимофеев
Древо Жизни
Таблица мест
Создание места
Для выбранного места можно создать место на том же уровне иерархии (пункт меню Создать место
) и можно создать место, относящее к выбранному месту (пункт меню Создать вложенное место
):
Редактирование места
На вкладке Информация
окна редактирования места расположены все основные сведения о месте:
Данные разделены на несколько групп:
- Фотография. Это основная фотография места. Кнопка в правом верхнем углу фотографии обеспечивает доступ к меню действий, связанных с фотографией.
- Группа под фотографией. Уровни конфиденциальности и достоверности устанавливаются на усмотрение пользователя. Место, отмеченное как
Фаворит
, выделяется жирным шрифтом в таблице мест, возможен быстрый переход на фаворита в панели навигации. Поля данных
Исторические названия места. В разные исторические периоды одно и то же место могло называться по-разному, могло относиться к разным административным единицам. Фактически это разные места, полностью или частично совпадающие географически, но существовавшие в разное время. Такие места можно сгруппировать с помощью списка исторических названий, который кроме окна редактирования места отображается в окне информации о месте и в панели краткой информации о месте (под таблицей мест в главном окне программы).
Название места. Место имеет полное и краткое название. Полное название места может содержать полный почтовый адрес, краткое название – лишь краткое указание места, обычно это название населенного пункта. Это даёт возможность одновременно хранить полный адрес и отображать только его краткую часть, для экономии места. Настроить состав полного или краткого названия места можно щёлкнув по соответствующему названию места в данной группе.
Комментарий
Вкладка Документы
содержит список документов, связанных с данным местом.
Список ссылок на источники, из которых была получена информация о месте, находится на вкладке Ссылки на источники
.
Древо Жизни
Настройка дерева
Все настройки сгруппированы на вкладках Содержимое
, Вид
и Персоны
окна настройки дерева.
Содержимое дерева
На вкладке Содержимое
можно настроить набор родственников, отображаемых в родословном дереве, настроить отображение некровных (по отношению к корню дерева) супругов, установить режим отображения приёмных детей и родителей, а также их кровных родственников:
Например, в дереве Прямые предки и потомки
вы увидите только непосредственных предков и потомков корня дерева. Корень дерева можно менять!
Если поставить галочку Супруги
, то в дереве прямых предков и потомков вы увидите ещё и супругов прямых потомков, хотя они не являются прямыми потомками корня дерева, а также увидите супругов предков, которые не являются прямыми предками (при наличии нескольких браков у предка). Аналогично в дереве кровных родственников: с галочкой Супруги
в дерево будут добавлены также супруги кровных родственников.
Нет приёмных детей
прячет приёмных детей. Если выбрано Приёмные дети как родные
, то в дереве кровных родственников корня дерева будут также кровные родственники приемных детей. Аналогично с приёмными родителями: если выбрать Приёмные родители как родные
, то в дереве кровных родственников корня дерева будут кровные родственники приёмных родителей.
Для ограничения набора отображаемых в генеалогическом дереве родственников можно использовать фильтры: при включённой опции С учётом фильтров таблицы персон
в дереве будут отображены только персоны, удовлетворяющие условиям активных фильтров таблицы персон. Опция Прерывать на персоне, не отвечающей условиям
позволяет настроить, будет ли продолжена ветвь дерева, если встретилась персона, которая не удовлетворяет условиям фильтров. При выключенной опции такая персона будет отображена в древе пустым прямоугольником и ветвь будет продолжена.
Можно указать текст заголовка
дерева и подписи под деревом
, их шрифты настраиваются на вкладке Вид
.
Опции Статистика
и Статистика по поколениям
позволяют отобразить в дереве статистику по родословному дереву в целом и отдельную статистику по каждому поколению дерева.
При включённой опции Каждое дерево в отдельной вкладке
при построении родословного дерева предоставляется выбор, построить его в текущей вкладке (если дерево уже было построено) или в новой вкладке. Это может пригодиться, например, для сравнения родословных деревьев разных семей, или для выбора наилучшего вида вашего дерева — вид дерева на каждой вкладке настраивается отдельно.
При включённой опции Обновлять автоматически
дерево обновляется автоматически при создании, редактировании и удалении персоны в древе — все изменения на вкладке Дерево
отображаются сразу. Если нужно внести несколько изменений именно на вкладке Дерево
, а
перестроение дерева занимает продолжительное время, то можно отключить автоматическое обновление.
Вид дерева
Вкладка Вид
содержит опции для настройки внешнего вида родословного древа. Совокупность настроек вида дерева и вида и содержимого узлов дерева называется стилем дерева. Сохранить текущий стиль и загрузить сохранённый или один из стандартных стилей можно с помощью кнопок Загрузить стиль
и Сохранить стиль
, которые расположены справа над деревом-примером.
В левом верхнем углу расположен выпадающий список выбора направления ветвей (направления роста) семейного дерева, предки могут располагаться внизу или вверху (вертикальное дерево), слева или справа (горизонтальное дерево):
При включённой опции Оптимизировать положение супругов
супруги, если это возможно, располагаются друг над другом.
При включённой опции Отмечать умерших
в левом верхнем углу узлов умерших персон ставится отметка – чёрная ленточка.
В сложных деревьях некоторые ветви не могут быть отображены в месте расположения персоны, от которой они начинаются. В этих случаях персона и соответствующая ветвь переносятся влево или вправо от исходного места. Если опция Выносить ветви в ближайшую сторону
включена, то направление выноса определяется по расстоянию: ветвь выносится на тот край дерева, до которого ближе. Если эта опция выключена, то ветви персон, относящихся в поддереву отца корня дерева выносятся влево, а ветви персон, относящихся к поддереву матери корня дерева – вправо.
Расстояния между узлами
одной ветви, между ветвями
и между поколениями
, а также толщина линий
указываются в пикселах.
Линии в дереве могут быть одного цвета
или разноцветными
, в последнем случае программа автоматически устанавливает цвета линий таким образом, чтобы соседние параллельные линии были разных цветов, это улучшает читаемость дерева.
Дерево может быть без фона
, с двухцветным фоном
(два цвета фона, для чётных и нечётных поколений ) или с фоновым изображением
. Для дерева с фоновым изображением опция Сохранять пропорции
позволяет растянуть фоновое изображение на всё дерево (опция выключена) или сохранить пропорции фонового изображения (опция включена).
Устанавливается шрифт заголовка
дерева и шрифт подписей
(подпись под деревом, статистика).
Корень дерева (т.е. узел персоны, чьё дерево построено) выделяется отдельным цветом при включённой опции Выделять корень цветом
.
Персоны дерева
На этой вкладке расположены настройки вида и содержимого узлов генеалогического дерева. В левом верхнем углу находится выпадающий список, позволяющий установить, к какому типу узлов относятся настройки: ко всем персонам дерева, к кровным родственникам корня дерева, к прямым родственникам корня дерева, к родителям и детям корня или к самому корню:
На вкладке Поля данных
устанавливается список полей данных, отображаемых в узле дерева. Для каждого поля можно установить перенос по словам, жирный или наклонный шрифт, префикс и суффикс поля (например, круглые скобки для дат жизни), а также для каких персон это поле будет отображаться: мужчины или женщины, живые или умершие:
Для полей Название отношения родства
, Браки
и Комментарий
доступна опция Сокращать
, которая позволяет отображать краткое значение в данном поле.
На вкладке Графика
находятся настройки размеров и цвета узла дерева, цвета и толщины рамки узла:
На вкладке Текст
можно настроить шрифт, выравнивание, отступ и интервал текста узла, установить обтекание текстом фото, включить выделение фаворитов жирным шрифтом:
На вкладке Фото
находятся настройки фотографии, отображаемой в узле дерева. Можно установить выравнивание и размеры фото, включить отображение контура, если фотографии нет: