Антонио Вивальди «Времена года» — Классика
Ещё при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, он первым стал использовать многие колористические эффекты, значительно развил технику игры на скрипке. Но после своей смерти был забыт почти на 200 лет…
В 20-х годах XX в. итальянский музыковед А. Джентили случайно обнаружил уникальное собрание сочинений композитора (рукописи), которое состояло из 300 концертов, 19 опер, духовных и светских вокальных сочинений. С этого времени и началось возрождение былой славы Антонио Вивальди.
А уже в наше время этой славе способствовало эмоциональное исполнение 3 части «Лето» из «Времён года» Вивальди скрипачкой Ванессой Мэй.
Краткая биография Антонио Вивальди
Антонио ВивальдиАнто́нио Лю́чио Вива́льди (1678-1741) – итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII в. Один из крупнейших музыкантов эпохи барокко. Широкое признание в Европе получил ещё при жизни.
Будущий композитор родился в Венеции 4 марта 1678 г. в семье скрипача, который позже стал главным скрипачом в капелле собора святого Марка. О детстве Вивальди мало сведений, известно лишь, что он был старшим из 6 детей и что обучался игре на скрипке и клавесине. Скорее всего, именно отец и был первым музыкальным учителем Антонио. С 10 лет Антонио уже замещал отца в капелле собора святого Марка, играя на скрипке. В дальнейшем он принял решение стать священником и в 1693 г. был пострижен в монахи, а в 1703 г. рукоположен в сан священника.
Про другие шедевры:
Он был слаб здоровьем, поэтому через некоторое время перестал служить мессу, а затем был отрешён из сана священника.
В 1703 г. Вивальди поступил на службу преподавателем по классу скрипки в консерваторию церковного приюта «Пиета», одну из лучших музыкальных школ для девочек, а позже стал дирижёром оркестра и руководителем концертов, в его обязанности входило сочинение музыки для светских и духовных концертов.
В 1713 г. Вивальди написал своё первое произведение, трехактную оперу «Оттон на вилле» на сюжет римской истории, а всего композитору приписывают более 90 опер. Его произведения имели успех, он получал многочисленные заказы, но педагогическую работу также не оставлял.
И. С. Бах «для удовольствия и поучения» собственноручно переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа.
В 1740 г., незадолго до смерти, Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену. Неясны причины его внезапного отъезда.
Всеми забытый, больной и без средств к существованию он скончался в Вене 28 июля 1741 г. от воспаления, вызванного простудой. Похоронен на кладбище для бедняков. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. Вскоре после смерти имя выдающегося композитора было забыто.
«Времена года» Антонио Вивальди (1723)
Название этого произведения переводится не совсем точно. Правильное название – «Четыре времени года». Как будто бы одно и то же, но не совсем. Дело в том, что содержание цикла Вивальди несколько богаче, чем просто музыкальные картинки, рисующие природу. Он подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти (весна – пробуждение природных сил, лето – расцвет природы и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Такие символические намёки и побочные смыслы были характерны для времени барокко. Это было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю. Но в данном цикле Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности и безукоризненной формы, именно поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства.
Четыре концерта этого цикла уже во время Вивальди произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством. Каждый концерт (а всего их 4) соответствует одному времени года. Он разделен на три части (по три месяца каждого времени года). Каждый из концертов сопровождается сонетом. Существует мнение, что Вивальди был автором не только музыки, но и стихов, которые являются предпосылкой и литературной программой музыки.
Содержание цикла
Концерт №1 ми мажор «Весна»
А. Милюков «Итальянский пейзаж»«Пришла весна»
«Спящий пастух»
«Деревенский танец»
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Беззаботная мелодия начала передаёт радостные чувства, связанные с приходом весны. Пение птиц имитирует скрипка, а затем оркестр передаёт звуки грома. Каждый, наблюдавший весну в деревне, может создать свой образ весны. Звуки скрипки, пассажи напоминают о той радости, которую испытывает человек в начале жизни и в начале весны.
Концерт №2 соль минор «Лето»
Левитан Исаак «Лето»«Жара. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Плач крестьянина»
2) «Адажио»
3) «Летняя гроза»
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Первая часть концерта построена на контрасте: вначале жара и притихшая природа, затем – приближение стихии. И вот потоки воды устремляются вниз, на землю… Их рисуют бурные пассажи гамм.
Концерт №3 фа мажор «Осень»
Левитан «Золотая осень»«Танец и песня крестьянских парней»
2) «Спящие пьяные»
3) «Охота»
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Праздник урожая – это веселье, разноцветные краски, жизнерадостное настроение.
Сцены охоты очень точно переданы музыкальными звуками и разнообразием инструментов.
Концерт №4 фа минор «Зима»
Шишкин «Зима»Allegro non molto
2) Largo
3) Allegro
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Зимние картины не столь радостны, но в каждом времени года и в каждом возрасте есть свои преимущества – вот главная мысль этого концерта.
Конечно, пересказывать содержание музыкального произведения – дело неблагодарное и безуспешное. Музыку надо слушать, слушать и слушать! Мы старались лишь помочь Вам в этом, заинтересовать, чтобы Вы в полной мере могли насладиться музыкой и лучше понять этот музыкальный шедевр.
Читать онлайн «Вивальди. Времена года», Евгения Новоселова – ЛитРес
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Новоселова Е. Ю., текст, 2009
© Рабей Вл. О., перевод, 2009
© Издательский дом «Классика-XXI», 2009
* * *
«Вот таким нам рисуется Вивальди, когда мы объединяем все отдельные о нем сведения: созданный из контрастов, слабый, больной и тем не менее живой как порох, готовый раздражиться и тут же успокаиваться, переходить от мирской суеты к суеверной набожности, упрямый и вместе с тем, когда нужно, сговорчивый, мистик, однако готовый спуститься на землю, когда дело идет о его интересах, и совсем не дурак при устройстве своих дел».
Марк Пеншерль
Евгения Новоселова
1/ У времени в плену
На башне главного собора Праги – собора Св. Вита – один над другим расположены два циферблата. На верхнем нет минутной стрелки – он ведет отсчет только часам. Нижний же старается вовсю, отсчитывая минуту за минутой. Часы наверху башни предназначены для королей – вот уж действительно, «не думай о секундах свысока». Ну а нижние – для простого смертного («душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь»).
Пражский град с королевской резиденцией и собором Св. Вита – сердце Праги. Для чеха это почти то же, что для нас Красная площадь с ее кремлевскими курантами. Здесь, на единственном (персональном) балконе королевского дворца, напротив башен собора любила пить кофе Мария Терезия, превратившая Пражский град в правительственную дачу огромной империи – империи Габсбургов. В 1741 году ей некуда было спешить. Ее время еще только начиналось.
Тогда как именно в это время в Вене в отчаянии доживал свои дни 63-летний композитор Антонио Вивальди, приехавший к своему покровителю с надеждой на лучшее.
Спешно распродав в Венеции все, что у него было, в том числе и рукописи концертов (по одному дукату за штуку вместо обычных семидесяти), Вивальди на старости лет торопился начать свою жизнь с чистого листа.
Из Венеции его гнало время, идти в ногу с которым год от года становилось все труднее. Поэтому он так торопился. Он приехал в Вену летом 1740-го. Но опоздал.
Почитатель его таланта, ценитель искусства и музыкант (играющий на чембало во время исполнения опер), император Карл VI, еще в 1728 году удостоивший Вивальди в знак признания его заслуг рыцарского звания (наградив золотой цепью и медалью), внезапно скончался 20 октября 1740 года. Вивальди ненадолго – всего на несколько месяцев – переживет своего покровителя. Венецианский композитор и скрипач-виртуоз, создатель жанра сольного инструментального концерта, автор свыше 800 произведений, получивший при жизни европейское признание, умрет в июле 1741-го в нищете и будет скромно похоронен на больничном кладбище Вены. Как позже напишет в своих мемуарах венецианский аристократ Пьетро Градениго: «Дон Антонио Вивальди, блистательный скрипач и известный композитор, прозванный рыжим священником, заработал своим трудом пятьдесят тысяч дукатов, но не сумел ими с толком распорядиться и умер в нищете».
Время Вивальди закончилось. А с ним закончилась и его эпоха. Теперь на коленях Марии Терезии окажется дитя нового времени – маленький Моцарт. Барокко уступит место классицизму.
Появятся новые имена, новые кумиры, но и их время будет быстротечно. Вплоть до XIX века искусство стремительно старилось – произведения 20–30-летней давности считались безнадежно устаревшими. Сатурн безжалостно пожирал своих детей. В черной дыре времени исчезнут все – и Вивальди, и все его старшие и младшие современники. Время будет безжалостно и к Иоганну Себастьяну Баху. Их не будут знать даже музыканты поколения их детей (конечно, «великие» композиторы – и Моцарт, и Бетховен – музыку И.

Джорджтаун Роскошный Спа | Массаж и уход за лицом
Расслабьтесь и расслабьтесь в нашем 4-звездочном спа-центре Forbes.
часов
- каждый день
- 9:00-21:00
Фавориты
Результаты, управляемые лицами на SPA
. ориентированные на результат процедуры по уходу за лицом от Biologique Recherche и Ionixlight в The Spa. Вы можете побаловать себя лечебными процедурами в успокаивающей и восстанавливающей атмосфере нашего спа-салона Four Seasons.
Членство в фитнес-клубе
Станьте членом лучшего роскошного фитнес-клуба в Вашингтоне, округ Колумбия. Члены фитнес-клуба имеют неограниченный доступ к трем уровням профессиональных спортивных сооружений, включая плавательный бассейн, джакузи, ультрасовременный тренажерный зал, сауну и парную.
Привилегии также включают бесплатную парковку автомобиля служащим, а также скидки на спа-услуги, розничную торговлю в спа-центре, СТЕЙК-БУРБОН, ресторан Seasons и бронирование номеров. Информацию о членстве можно получить по телефону +1 (202) 944-2022.
Ретрит в честь Дня Рождения
Отметьте свой День Рождения вместе с нами, заказав индивидуальный массаж с выбранным вами давлением, сопровождаемый бесплатным скрабом Verbena для ног и рук. Побалуйте себя бокалом шампанского и полезной домашней выпечкой.
Sweet Suite Staycation
Расслабьтесь в Zen Spa с двумя новыми процедурами. Детокс с зеленым чаем стимулирует кровообращение и лимфатическую систему с помощью отшелушивания сухой щеткой, за которым следует массаж со взбитым маслом ши с зеленым чаем. Процедура для лица «Вишневый цвет» естественным образом омолаживает и оживляет кожу с помощью натурального энзимного пилинга вишни, усиленного традиционным камнем гуа-ша и специальным маслом для лица Four Seasons.
После этого насладитесь выбором японского чая.
Спа-услуги
- Массажи
Расслабьтесь и восстановите силы с помощью разнообразных лечебных массажей.
- Процедуры для лица
В спа-салоне отеля Four Seasons Washington, округ Колумбия, в наших персонализированных процедурах для лица используются различные ориентированные на результат продукты, тщательно подобранные с учетом ваших индивидуальных потребностей.
- Процедуры для тела
Восстановите и улучшите состояние кожи, а также выведите токсины и увлажните все тело с помощью скраба для тела или обертывания в этом первоклассном спа-салоне в Вашингтоне, округ Колумбия.
- Дополнительные средства лечения
Для максимального ухода за телом добавьте к любому уходу специальную добавку.
- Специальные предложения спа
Расслабьтесь с вином в спа-центре отеля Four Seasons в Вашингтоне, округ Колумбия.
Насладитесь одной из наших богатых антиоксидантами процедур на основе шардоне и завершите процедуру бокалом шардоне.
- Членство в фитнес-клубе и спа-салоне
Присоединяйтесь к самому эксклюзивному фитнес-клубу и спа-центру Вашингтона, округ Колумбия, с несравненными услугами и удобствами Four Seasons.
Велнес-услуги
- Членство в фитнес-клубе и спа-салоне
Не гость? Получите доступ к нашим эксклюзивным возможностям с годовым членством.
- Целебные воды
Расслабьтесь в теплом джакузи после тонизирующего тела в нашем бассейне с двумя дорожками.
- Expansive Health Club
Первые два этажа кардио- и силовых тренажеров открыты для наших гостей круглосуточно.
Примечания к программе: Пятница, 30 декабря, 3022,
, 30 декабря 2022 года, 19:30
Возврат на концерт
3 |
3 |
Program Notes Vivaldi: Four Seasons Return to concert page Antonio Vivaldi Four Seasons for Violin and Orchestra, Op . Эти четыре концерта, возможно, являются наиболее известными произведениями периода барокко, а также одними из самых узнаваемых и исполняемых классических произведений. за все время. При таком уровне воздействия легко предположить, что кто-то «знает» Все концерты имеют традиционную барочную структуру из трех частей, быстро-медленно-быстро, а быстрые части состоят из чередующихся ритурнелей (весь ансамбль)-сольных частей. Медленные части более свободны, на манер арии. Весна начинается с радостного приветствия Богини Весны; крики птиц первого соло являются естественным дополнением структурированной музыки ритурнели. Последующие соло вызывают в памяти журчание ручья и ливень. В медленной части мы слышим нежную колыбельную для спящего козопаса. Соло альта интонирует настойчивый медленный лай пастушьей собаки (прислушайтесь к «бау-вау»). В третьей части деревенский танец празднует сезон обновления. Лето Медленное введение предполагает жаркий и влажный итальянский летний день: «Под беспощадным летним солнцем томится человек и стадо; горит сосна…» Вялые крики птиц резко прерываются сильными грозами. Праздник урожая возвещает о наступлении Осень когда крестьяне принимают участие в радостном вакхическом пиру. Чем больше они пьют, тем больше спотыкаются, икают и, наконец, ложатся спать. Музыка солистки то веселая, то зажигательная, то пьянящая, то измученная. Медленная часть представляет собой приглушенную колыбельную для пьяных, спящих весельчаков, в которой присутствуют меняющиеся гармонии и медленные арпеджио для клавесина. В заключительной части все собираются на охоту, это одна из наиболее описательных частей Вивальди. Мы слышим охотничьи рога, лай собак, погоню и захват добычи. Дрожащее тремоло соло скрипки возвещает Зиму . Соло здесь самые требовательные из всех четырех концертов, и как соло, так и риторнелло эффективно передают мороз и пронизывающий ветер.
Родион Щедрин Carmen Suite (after Georges Bizet) Work composed : 1967, for Cuban choreographer Alberto Alonso’s ballet Carmen Инструменты : большой барабан, колокольчики, 4 бонго, кастаньеты, черлстон, чоколо, клавы, коровьи колокольчики, кроталы, тарелки, гуиро, малый барабан, вибрафон, маримба, треугольник, дерево блок, бубен, маракасы, хлыст, 3 храмовых блока, там-там, 5 там-тамов, литавры и струны. ![]() Предполагаемая продолжительность : 22 минуты Родион Щедрин впервые заявил о себе за пределами России в 1967 году со своей музыкой к балетной версии Кармен . Щедрин написал балет как средство передвижения для своей жены, Майи Плисецкой, примы-балерины Большого театра, и Плисецкая обратилась к кубинскому хореографу Альберто Алонсо, чтобы тот создал танец на музыку своего мужа. Советские аппаратчики, хотя и были хорошо приняты публикой, запретили все последующие представления, заменив Щелкунчик вместо . Щедрин вспоминает: «Главные обвинения против меня были: 1) издевательство над шедевром Бизе и 2) сексуальная интерпретация Кармен (коммунисты всегда боялись секса). «Вы сделали проститутку из героини испанского народа» — таков был вердикт министра культуры Екатерины Фурцевой… Но Дмитрий Шостакович, который много раз помогал мне и многим композиторам моего поколения… открыто встал на мою защиту. ; он побывал в Министерстве культуры, звонил высшим бюрократам в правительстве и компартии, пытаясь убедить их, что Щедрин очень уважает гений Бизе… не имел никакого злого умысла и т. Когда Плисецкая впервые попросила мужа написать музыку для нового балета по мотивам Кармен , Щедрин возмутился. Позже он объяснил: «Я очень скептически относился к этой идее … [она], казалось, игнорировала тот факт, что история давно стала неотделимой от оперы Бизе». В конце концов Щедрин согласился, но решил создать не то, что он называл «рабским поклоном гению Бизе», а скорее попытку творческой встречи двух умов. Он добавил: «Партитура Бизе — одна из самых совершенных за всю историю музыки, и поэтому я чувствовал, что очень важно, работая над произведением, выявить различия между моей транскрипцией и оригиналом с помощью тона. |