Стихи о любви классиков: Читать красивые стихотворения великих поэтов
Перейти к контенту
Стихи классиков > Стихи о любви классиков
ОтзывыПохожие стихотворения про любовь
Список стихотворений:
Александр Пушкин — Я помню чудное мгновенье (Керн)
Александр Пушкин — Я вас любил, любовь еще, быть может
Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь
Владимир Маяковский — Лиличка
Марина Цветаева — Мне нравится, что вы больны не мной
Александр Блок — В ресторане
Владимир Маяковский — Юбилейное
Михаил Лермонтов — Нищий
Александр Блок — На железной дороге
Марина Цветаева — Бабушке
Владимир Маяковский — Послушайте
Владимир Маяковский — Облако в штанах (Поэма)
Александр Блок — Незнакомка
Афанасий Фет — На заре ты её не буди
Александр Пушкин — Письмо Татьяны к Онегину
Александр Пушкин — Талисман
Константин Симонов — Жди меня, и я вернусь
Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
Анна Ахматова — Сжала руки под темной вуалью
Федор Тютчев — Она сидела на полу
Анна Ахматова — Сероглазый король
Александр Пушкин — Сожженное письмо
Федор Тютчев — Я встретил вас, и все былое
Анна Ахматова — Песня последней встречи
Эдуард Асадов — Я могу тебя очень ждать
Сергей Есенин — Письмо к женщине
Александр Пушкин — Цветок
Сергей Есенин — Клён ты мой опавший
Александр Пушкин — На холмах Грузии лежит ночная мгла
Николай Некрасов — Мы с тобой бестолковые люди
Борис Пастернак — Никого не будет в доме
Борис Пастернак — Зимняя ночь (Свеча горела на столе)
Михаил Лермонтов — Кинжал
Михаил Лермонтов — Я не унижусь пред тобою
Иосиф Бродский — Я вас любил
Александр Пушкин — Признание
Сергей Есенин — Заметался пожар голубой
- Николай Некрасов — Я не люблю иронии твоей
Николай Некрасов — Тройка
Михаил Лермонтов — И скучно и грустно
Михаил Лермонтов — Ангел
Николай Гумилев — Шестое чувство
Юрий Визбор — Ты у меня одна
Евгений Евтушенко — Всегда найдется женская рука
Андрей Дементьев — Никогда ни о чем не жалейте
Эдуард Асадов — Трусиха
Владимир Высоцкий — Баллада о Любви
Вероника Тушнова — А знаешь, все еще будет
Владимир Высоцкий — Райские яблоки
Александр Пушкин — Евгений Онегин
Роберт Рождественский — Человеку надо мало
Александр Пушкин — Редеет облаков летучая гряда
Александр Пушкин — Ты и вы
Александр Пушкин — Что в имени тебе моем
Василий Жуковский — Светлана
Василий Жуковский — Вечер
- Василий Жуковский — Море
Николай Заболоцкий — Некрасивая девочка
Федор Тютчев — Последняя любовь
Федор Тютчев — Предопределение
Вероника Тушнова — Не отрекаются любя
Иван Тургенев — В дороге
Владимир Маяковский — Письмо Татьяне Яковлевой
Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу
Михаил Лермонтов — Русалка
Афанасий Фет — Ещё майская ночь
Марина Цветаева — Вчера ещё в глаза гляделМарина Цветаева — Попытка ревности
Иван Бунин — Одиночество
Иван Бунин — За рекой луга зазеленели
Александр Блок — Вхожу я в темные храмы
Константин Батюшков — Мой гений
Эдуард Асадов — Сатана
Эдуард Асадов — Не привыкайте никогда к любви
Эдуард Асадов — Если любовь уходит, какое найти решенье
Афанасий Фет — Осень
Александр Блок — Стихи о Прекрасной даме (Цикл)
Александр Блок — Предчувствую Тебя
Владимир Маяковский — Флейта-позвоночник (Поэма)
Александр Блок — Мы встречались с тобой на закате
Михаил Лермонтов — Нет, не тебя так пылко я люблю
Михаил Лермонтов — Молитва (В минуту жизни трудную)
Александр Блок — О, весна без конца и без краю
Александр Блок — О доблестях, о подвигах, о славе
Владимир Маяковский — Люблю
Анна Ахматова — Двадцать первое, Ночь, Понедельник
Анна Ахматова — А ты думал, я тоже такая
Анна Ахматова — Я не любви твоей прошу
Афанасий Фет — Я тебе ничего не скажу
Афанасий Фет — Это утро, радость эта
Афанасий Фет — Шепот, робкое дыханье
Федор Тютчев — О, как убийственно мы любим
Афанасий Фет — Ты отстрадала, я еще страдаю
Александр Кочетков — Баллада о прокуренном вагоне
Сергей Есенин — Край любимый, сердцу снятся
Николай Некрасов — Мороз, красный нос
Марина Цветаева — Я тебя отвоюю у всех земель
Марина Цветаева — Прохожий (Идешь, на меня похожий)
Александр Пушкин — Элегия
Анна Ахматова — Какая есть, желаю вам другую
Сергей Есенин — Какая ночь, я не могу
Афанасий Фет — Сияла ночь, Луной был полон сад
Сергей Есенин — Я помню, любимая, помню
Сергей Есенин — Шаганэ ты моя, Шаганэ
- Михаил Лермонтов — Из-под таинственной, холодной полумаски
Дмитрий Быков — Фрагменты
Дмитрий Быков — Одна песенка о первой любви
Александр Блок — Мне страшно с Тобой встречаться
Белла Ахмадулина — Я думала, что ты мой враг
Эдуард Асадов — Она вошла, совсем седая
Евгений Евтушенко — Сила страстей
Марина Цветаева — Дружить со мной нельзя
Марина Цветаева — Имя твое, птица в руке
Андрей Дементьев — Нет женщин нелюбимых
Андрей Дементьев — Показалось мне вначале
Расул Гамзатов — Хочу любовь провозгласить страною
Расул Гамзатов — Вот я вернулся с дороги
Расул Гамзатов — Бывает в жизни все наоборот
Александр Яшин — О безответной любви
Вадим Шефнер — Первая любовь
Николай Тихонов — Я люблю тебя той, без прически
Дмитрий Сухарев — Остерегись говорить о любви
Борис Смоленский — Я очень люблю тебя
Илья Сельвинский — О любви
Николай Добронравов — Молодые
Николай Добронравов — Я люблю тебя всегда
Леонид Филатов — Так повелось промеж людьми
Леонид Филатов — Разговор на балу
Леонид Филатов — Бизоны
Леонид Филатов — Наташа плюс Сережа
Леонид Филатов — Простите, мисс!
Леонид Филатов — Человек начинал говорить
Лев Ошанин — Я люблю эту девочку в шарфике тонком
Сергей Орлов — Голос первой любви моей
Сергей Орлов — Стихи о первой любви
Сергей Обрадович — Любовь
Юнна Мориц — Благолепие света
Юнна Мориц — Верхний свет
Юнна Мориц — Дует ветер из окошка
Юнна Мориц — За невлюбленными людьми
Юнна Мориц — Ласточка, ласточка, дай молока
Юнна Мориц — Лето
Юнна Мориц — На смерть Джульетты
Юнна Мориц — След в море
Юнна Мориц — Хорошо быть молодым
Юнна Мориц — Эстонская песня
Александр Межиров — Все выдумал, и друга и жену
Александр Межиров — Я люблю, и ты права
Юрий Левитанский — Диалог у новогодней елки
Юрий Левитанский — Кинематограф
Юрий Левитанский — Люблю осеннюю Москву
Юрий Левитанский — Мое поколение
Юрий Левитанский — Не брести мне сушею
Юрий Левитанский — Я люблю эти дни
Римма Казакова — Быть женщиной, что это значит
Римма Казакова — В какой-то миг неуловимый
Римма Казакова — Гомер
Римма Казакова — Двое
Римма Казакова — Из первых книг
Римма Казакова — Лесные стихи
Римма Казакова — Люби меня
Римма Казакова — Любить Россию нелегко
Римма Казакова — Мальчишки, смотрите
Римма Казакова — Не оглядываюсь в прошлое
Римма Казакова — Не ходи за мной, как за школьницей
Римма Казакова — Ну и не надо
Римма Казакова — Отечество, работа и любовь
Римма Казакова — Прибалтика
Римма Казакова — Прости, что непростительно
Римма Казакова — Я не здесь
Римма Казакова — Я полюбила быт за то
Евгений Евтушенко — Ты большая в любви
Евгений Евтушенко — Благодарность
Евгений Евтушенко — Бывало, спит у ног собака
Красивые стихотворения великих поэтов про любовь
Любви все возрасты покорны — гласит старая пословица, сказанная еще великим Пушкиным в романе в стихах «Евгений Онегин». Сложно не согласиться с ней. Посмотрите вокруг себя: мир полон этого чувства. Мы любим своих родителей, родственников, друзей, питомцев. И это я только начала перечислять. Жизнь сама по себе штука необыкновенная, но когда существует это волшебство, которое заполняет души и сердца окружающих и нас самих, заставляет творить добро, дарить улыбки случайным прохожим, то все и вовсе становится прекрасным. Нам не нужна война. Пусть будет только мир, только любовь. Большего и не надо.
В стихотворениях о любви обычно раскрываются чувства и переживания людей, которые их пишут. Например, стихи Сергея Есенина про любовь не стали исключением. Деревенский поэт воспевает свою любовь к Родине, к девушкам, к родной березе… К примеру, в произведении «Заметался пожар голубой..».
Слова в стихе любовной лирики известного поэта классика говорят нам о том, что ради своих чувств человек способен пойти против своих убеждений, против того, что ему дорого. Вот для Есенина скандалы, поэзия, кабаки-были практически основой в его жизни. И все это он мог бы оставить ради любимой. Из этого можно сделать вывод о том, что не важно, кто ты: ребенок или взрослый человек, пенсионер или подросток. Тем более не важно, какое ты имеешь социальное положение! Никому не чужда любовь.
Любовь — вечна!
Большинство своих суждений я делаю, глядя на своего дедушку с бабушкой. Они прожили в браке 52 года. У меня эта цифра вызывает восхищение, искреннее недоумение: неужели это возможно?
Видимо, да. Но важно не то, что они вместе так долго, а то, что они любят друг друга до сих пор. Фредерик Бегбедер сказал о том, что любовь живет только три года. А я в это не верю. Она вечна.
Любовь в нашем мире -крепкий фундамент для мирового искусства и культуры. О ней пишут, ее восхваляют, показывают по телевизору. Она вдохновляет и расстраивает, показывает, что ты кому-то небезразличен и наоборот. Неоднозначное чувство, однако без него никак. Так будем же счастливы, пока это возможно. Рекомендуем к ознакомлению с красивыми, лучшими стихами о любви известных, великих поэтов классиков русской и зарубежной поэзии!
Стихи о любви классиков: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Стихи о любви классиков. Лучшие стихотворения о любви
Любовь… Сколько волшебства, глубины и открытий таит в себе это слово! Рано или поздно каждый человек познает на собственном опыте всю многогранность и непредсказуемость любви. Творческие люди с их особой чувствительностью и восприимчивостью зачастую доверяют свои переживания бумаге, создавая завораживающие, удивительные по силе произведения, воспевающие красоту и мудрость этого чувства. Стихи о любви такие же разные, как и сама любовь: животрепещущие, полные щемящей тоски, нежные, страстные, трепетные, возвышенные… и непременно очаровывающие полнотой бытия и всепроникающей жизненной силой.
Красавица
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
1832
Пушкин Александр
Предопределение
Любовь, любовь — гласит преданье-
Союз души с душой родной-
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…
Тютчев Фёдор
Сожженное письмо
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!. . вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
1825
Пушкин Александр
Прощай…
Прощай,
позабудь
и не обессудь.
А письма сожги,
как мост.
Да будет мужественным
твой путь,
да будет он прям
и прост.
Да будет во мгле
для тебя гореть
звездная мишура,
да будет надежда
ладони греть
у твоего костра.
Да будут метели,
снега, дожди
и бешеный рев огня,
да будет удач у тебя впереди
больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
бой,
гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути.
1957
Бродский Иосиф
Лети отсюда, белый мотылек
Z. K.
Лети отсюда, белый мотылек.
Я жизнь тебе оставил. Это почесть
и знак того, что путь твой недалек.
Лети быстрей. О ветре позабочусь.
Еще я сам дохну тебе вослед.
Несись быстрей над голыми садами.
Вперед, родной. Последний мой совет:
Будь осторожен там, над проводами.
Что ж, я тебе препоручил не весть,
а некую настойчивую грезу;
должно быть, ты одно из тех существ,
мелькавших на полях метемпсихоза.
Смотри ж, не попади под колесо
и птиц минуй движением обманным.
И нарисуй пред ней мое лицо
в пустом кафе. И в воздухе туманном.
1960
Бродский Иосиф
О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной…
О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,
Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный,
Перстам послушную волос густую прядь
Из мыслей изгонять и снова призывать;
Дыша порывисто, один, никем не зримый,
Досады и стыда румянами палимый,
Искать хотя одной загадочной черты
В словах, которые произносила ты;
Шептать и поправлять былые выраженья
Речей моих с тобой, исполненных смущенья,
И в опьянении, наперекор уму,
Заветным именем будить ночную мглу.
1844
Фет Афанасий
Я тебе ничего не скажу…
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
2 сентября 1885
Фет Афанасий
Шепот, робкое дыханье…
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850
Фет Афанасий
Старые письма
Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку –
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! –
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.
1859?
Фет Афанасий
Не говори, мой друг: Она меня забудет…
Не говори, мой друг: «Она меня забудет,
Изменчив времени всемощного полет;
Измученной души напрасный жар пройдет,
И образ роковой преследовать не будет
Очей задумчивых; свободней и смелей
Вздохнет младая грудь; замедленных речей
Польется снова ток блистательный и сладкой;
Ланиты расцветут – и в зеркало украдкой
Невольно станет взор с вопросом забегать, –
Опять весна в груди – и счастие опять».
Мой милый, не лелей прекрасного обмана:
В душе мечтательной смертельна эта рана.
Видал ли ты в лесах под тению дубов
С винтовками в руках засевших шалунов,
Когда с холмов крутых, окрестность оглашая,
Несется горячо согласных гончих стая
И, праздным юношам дриад жестоких дань,
Уже из-за кустов выскакивает лань?
Вот-вот и выстрелы – и в переливах дыма
Еще быстрее лань, как будто невредима,
Проклятьем вопреки и хохоту стрелков,
Уносится во мглу безбрежную лесов, –
Но ловчий опытный уж на позыв победный
К сомкнувшимся губам рожок подносит медный.
1854
Фет Афанасий
Выткался на озере алый свет зари
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари.
Есть тоска веселая в алостях зари.
1910
Есенин Сергей
Подражанье Песне
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь, удилами звеня.
В пряже солнечных дней время выткало нить…
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
1910
Есенин Сергей
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830
Лермонтов Михаил
Два солнца стынут – о Господи, пощади…
Два солнца стынут – о Господи, пощади! –
Одно – на небе, другое – в моей груди.
Как эти солнца – прощу ли себе сама? –
Как эти солнца сводили меня с ума!
И оба стынут – не больно от их лучей!
И то остынет первым, что горячей.
6 октября 1915
Цветаева Марина
Не самозванка – я пришла домой…
Не самозванка – я пришла домой,
И не служанка – мне не надо хлеба.
Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твое седьмое небо.
Там на земле мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
– Возлюбленный! – Ужель не узнаешь?
Я ласточка твоя – Психея!
Апрель 1918
Цветаева Марина
Она молода и прекрасна была…
Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось!..
Она беззаботна, как синяя даль,
Как лебедь уснувший, казалась;
Кто знает, быть может, была и печаль…
Как сердце мое разрывалось!..
Когда же мне пела она про любовь,
То песня в душе отзывалась,
Но страсти не ведала пылкая кровь…
Как сердце мое разрывалось!..
27 июля 1898
Блок Александр
Напрасно!..
Напрасно!
Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
Напрасно.
Разлука!
Душа человека какие выносит мученья!
А часто на них намекнуть лишь достаточно звука.
Стою как безумный, еще не постиг выраженья:
Разлука.
Свиданье!
Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится.
Она-то продлит и она-то усилит страданье,
И в жизни туманной всё будет обманчиво сниться
Свиданье.
Не нами
Бессильно изведано слов к выраженью желаний.
Безмолвные муки сказалися людям веками,
Но очередь наша, и кончится ряд испытаний
Не нами.
Но больно,
Что жребии жизни святым побужденьям враждебны;
В груди человека до них бы добраться довольно…
Нет! вырвать и бросить; те язвы, быть может, целебны, –
Но больно.
1852
Фет Афанасий
На холмах Грузии лежит ночная мгла…
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
1829
Пушкин Александр
Я вас любил: любовь еще, быть может…
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
1829
Пушкин Александр
Грустя и плача и смеясь…
Грустя и плача и смеясь,
Звенят ручьи моих стихов
У ног твоих,
И каждый стих
Бежит, плетет живую вязь,
Своих не зная берегов.
Но сквозь хрустальные струи
Ты далека мне, как была…
Поют и плачут хрустали…
Как мне создать черты твои,
Чтоб ты прийти ко мне могла
Из очарованной дали́?
8 декабря 1908
Блок Александр
- Показать еще
Не выходи из комнаты, не ошибись и беги: стихи, которые знает каждый россиянин
Почему мы это делаем?
Поиск в Google не дает официального объяснения этой конкретной детали нашей учебной программы. Однако мне удалось обнаружить общие преимущества, которые вы получаете при запоминании и чтении чего-либо перед классом — от новых слов и навыков произношения до публичных выступлений и борьбы со страхом сцены. Естественно, по мере того, как вы становитесь старше и стихи становятся значительно сложнее — в их рифмах, ритмах и темах, в которые они углубляются, — вы также начинаете ценить сложность этих метафор и сравнений, силу, которую может иметь одно слово для изменения всего настроения. произведения, раскрывая неожиданную деталь.
Еще одним очевидным преимуществом является возможность отшлифовать и улучшить свои методы запоминания. Вы ничего не добьетесь, если на самом деле не поймете смысл строк, которые вам нужно читать. Вам нужно найти внутреннюю структуру и связать значение с вашим личным опытом, что является важным шагом в изучении буквально любой другой информации, будь то в школе или университете.
Таким образом, заучивание стихов наизусть и декламирование их перед классом дает нам веру в силу слов, дает возможность развить навыки публичных выступлений и дает массу практического материала для активного запоминания (в отличие от механического запоминания). обучение). В целом, идея, лежащая в основе этого, не кажется такой уж плохой, хотя я не буду утверждать, что она всегда работает безупречно.
Строки из классических времен
Любое обсуждение русской литературы вряд ли обойдётся без упоминания Александра Пушкина в той или иной форме, так как его иногда считают основоположником той самой литературы, которую мы знаем и любим сегодня . Забавный факт: сам он в раннем детстве в основном говорил по-французски (как и многие в то время), но затем стал широко известным молодым поэтом, прежде чем окончить знаменитый Императорский лицей , который до сих пор находится под Санкт-Петербургом в городе под названием Пушкин.
Некоторые из его самых узнаваемых строк, я бы сказал, взяты из Евгений Онегин , романа-стиха:
«Мой дядюшка очень добр, Он снискал мирское уважение И ничего важнее не видит ; Образец добродетели он! Но какая это будет неприятность, Прикованный к его постели день и ночь Без шанса ускользнуть. Тебе нужна база притворства Умирающий, умеющий успокаивать, Под его головой подушка гладкая, И лекарство принеси со скорбным лицом, 1 Томеди и
Когда же черт возьмет свое!»
Не обойдемся и мы без того, что иногда называют «самой знаменитой русской любовной поэмой», То*** Керн :
Я помню тот волшебный миг:
Когда ты предстал пред моими глазами
Как привидение, как мимолетное привидение,
2 Как гений чистейшей благодати .Ограничение этого упоминания только двумя стихотворениями кажется почти уголовным преступлением, но, продолжая этот краткий обзор, я надеюсь предоставить что-то, что познакомит вас с нашей культурой и заинтересует вас достаточно, чтобы узнать больше.
Упомянув Пушкина, не могу не отметить его современника, Михаила Лермонтова , который тоже много сделал для русской литературы и стихами, и прозой. Его самое известное произведение — эпическая батальная поэма « Бородино ». Это одно из тех произведений, которое буквально каждый школьник должен выучить во всей красе, так что будь уверен, что нет, наверное, русского, который бы не продолжил свои стартовые строки:
А теперь скажи мне, дядя, как так вышло, что
Наша Москва может быть сожжена дотла
И захвачена французами?
Ибо до победного конца там
Были бои жестокие и многочисленные,
И до сих пор помнит вся Россия
Бородинское великое столкновение!
Одним из моих любимых в школе был другой великий поэт и дипломат, Федор Тютчев . Здесь можно было бы упомянуть много стихов, некоторые из которых посвящены любви, а некоторые — природе, но есть четыре коротких строки, которые должен знать каждый:
Умом ее не схватишь
ни обложкой общей этикеткой,
для России единственная в своем роде —
1 верь в нее, если сможешь 90 … 90 0022… И, думаю, их популярность объяснять не нужно. В школе мне очень нравился набоковский перевод Silentium, который я с гордостью читал вместе с оригинальной версией, поэтому я настоятельно рекомендую вам взглянуть на него, так как он того стоит.
Стихи прошлого века
Мы идем в ХХ век, когда нас встречает так много имен и строк, что почти невозможно выбрать, кроме нескольких. Однако, если бы мне действительно пришлось попытаться, я бы обратил ваше внимание на следующих поэтов:
Владимир Маяковский , с его декламационной манерой письма и непредсказуемой графической рифмовкой. Хотя многие из его строк действительно являются частью нашей повседневной речи на данный момент, я думаю, что никто не сможет не узнать происхождение этих слов:
Слушайте!
Конечно, если звезды зажгутся
есть кто-то, кто жаждет их,
кто-то, кто хочет, чтобы они немного сияли,
из слюны, драгоценного камня?
Сергей Есенин , с его многочисленными любовными историями, вылившимися в лирику, которая никогда не перестанет затрагивать самые глубокие уголки вашей души, и его нежной любовью к своей родине, проявляющейся в его ранних стихах. Его Письмо матери можно назвать одним из самых известных его произведений:
Ты еще жив, мой дорогой старичок?
Я все еще жив. Мои поздравления вам!
Пусть над вашим домом сияет этот удивительный свет
и рассеивает вечерний мрак.
Но, если позволите, я бы порекомендовал вам посмотреть эти две записи его Шаганэ ты мой Шаганэ и Пламя синее .
Анна Ахматова , чей творческий гений сделал ее творчество чрезвычайно разнообразным, включающим как короткие стихотворения, так и более длинные циклы, такие как Реквием , раскрывающий тьму сталинского террора. Мужество , однако, серьезное решительное произведение, вот что я хотел бы процитировать здесь сегодня:
Мы знаем, что сейчас на весах Истории,
Что происходит в мире сейчас.
Час мужества покажи стрелки наших часов.
Наше мужество не сломит чело.
Ее произведения много переведены, но я считаю важным сказать, что не только ее талант, но и ее судьба, ее настойчивость и сила перед лицом всех жизненных невзгод заслуживают того, чтобы их знали и изучали.
Наконец, Иосиф Бродский , его реплики приобретают дополнительную популярность теперь благодаря остроте:
Не выходи из комнаты, не ошибись и беги.
Если вы курите Шипки, то зачем вам Санс?
Там все глупо, особенно веселые кудахтанья.
Просто иди в туалет и возвращайся.
Эти стихи, наверное, станут гимном каждого самоизолирующегося человека. Помимо этого, однако, его произведения также могут похвастаться широким разнообразием тем, организованных, опять же, в разное время, неожиданными рифмами и стихами, всегда с оттенком метафизики.
Несомненно, это только самая вершина поэтического айсберга – и я прекрасно это осознаю, но этот ускоренный курс стилевого знакомства с разнообразным и неповторимым миром русской поэзии может стать путем ко многим удивительным открытиям. Желаем удачи в ваших литературных приключениях!
Романтизм и литература XIX века
Эпоха Александра I была временем большого творческого напряжения; время, когда русские писатели испытывали радость самостоятельного творчества, оригинального и подлинно национального по духу и стилю. Высшим ее выражением является, безусловно, творчество Александра Пушкина . Европейская культура была ассимилирована и осмыслена; последующие поколения развивают славянофильскую оппозицию, причем не только национально-психологическую, но и культурно-художественную. Первые сорок лет XIX века называют золотым веком русской поэзии, и это, безусловно, заслуга величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837), первым триумфом которого стала поэма Руслан и Людмила (1820). За ним последовал ряд романтических стихотворений, проникнутых впечатлениями от пребывания на юге России, и, наконец, Пушкин создал свой гениальный Евгений Онегин (окончен в 1830 г.). Это великолепное произведение представляет собой своеобразный «роман в стихах»: оно содержит более 5000 стихотворных строк, образующих строфы, и представляет собой повествование о современной русской жизни. Образы главных героев, Евгения и Татьяны, и история их погубленной любви большое влияние на всю новейшую русскую литературу. Пушкин создал несколько крупных поэтических произведений, среди них неподражаемая поэма «Медный всадник» (1833 г.), целый ряд прозаических произведений и несколько сотен стихов, отличающихся классической изящной простотой формы и глубокой лиричностью. чувство. Многие поэты признавали Пушкина своим учителем и следовали ему по форме и тематике. Кроме них стоял величайший русский баснописец, поэт Иван Андреевич Крылов (1768–1844), чьи остроумные басни приобрели широкую популярность как уроки мудрости и образцы языкового мастерства. С 1840-х годов литература переживает рост нравственного и метафизического беспокойства, которое находит теоретическое выражение в романтизме . Артистичные личности чувствуют себя неловко в жизни, как будто не в том месте. В литературе возникает тема «ненужного человека»: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) дал незабываемую картину душевных ощущений того времени, смеси экзальтации и сомнения, в своем знаменитом романе Герой нашего времени . Лучшие стихи и романтические поэмы, написанные М.Ю.Лермонтовым, в частности его блестящая повесть в стихах Демон (1829–1833), снискали ему выдающуюся славу на века вперед. Философские стихи и шедевры любовной лирики Федора Ивановича Тютчева (1803–1875) венчают золотой век русской поэзии. Развитие прозы в начале XIX века во многом было вызвано знакомством с историческими романами Вальтера Скотта, получившими широкое распространение в русских переводах. Выдающимся образцом этого жанра является «9» Пушкина.0307 Капитанская дочка (1836), увлекательный рассказ о годах пугачевского бунта при Екатерине Великой. Ближе к реальности были его « Повести покойного Ивана Петровича Белкина » (1831), пять стилистически совершенных рассказов из современной жизни, а также его рассказ «Пиковая дама» (1834) об одержимости азартными играми: в нем нет не уступает русской литературе по остроте действия и лаконичной выразительности. Знаменитый байронический герой шедевра Лермонтова Герой нашего времени (1840) — образ предельно романтический. Николай Васильевич Гоголь Главным прозаиком того периода, оказавшим определяющее влияние на развитие реализма, был Николай Васильевич Гоголь (1809–1852). Его ранние рассказы проникнуты юмористическими романтическими эффектами не без участия привидений, ведьм и других сверхъестественных существ. Позже он начинает сочетать романтические приемы с исключительно ярким реалистическим письмом, как в Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1835 г. ), где комическое повествование приводит к напряженно болезненному концу; или в Шинель (1842), где несчастный приказчик умирает от горя, когда разбойники срывают с него новую шинель, что стоило ему неимоверных жертв и всего его мизерного жалованья. Однако всемирная слава Гоголя, несомненно, связана с его великим романом « Мертвые души » (1842) с его причудливым сюжетом — историей покупки «душ» умерших крепостных крестьян. Историческая пьеса Пушкина Борис Годунов (1825) — попытка создать русскую трагедию верлибром. Многие из его сцен отличаются великолепными драматическими эффектами и возвышенными поэтическими пассажами, однако большого успеха на театральной сцене он так и не имел. Однако две пьесы этого периода входят в число самых славных достижений русского театра. Горе от ума (1822–1823) by Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829) — социальная сатира, богатая прекрасными остротами и афоризмами. |