Промывка мозгов — как это работает
Познакомьтесь с основами промывания мозгов нужно хотя бы для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием, поведением, идеями.
Если вы готовы к чему-то, то этого часто просто не происходит.
Для начала определимся с терминами.
Промывание мозгов — это воздействие на человека для того, чтобы он изменил свое мнение, поведения, верования, эмоции, вопреки своей воли и желания, и часто, в ущерб собственным интересам.
Упрощенное определение из википедии.
Промывка мозгов — это воздействие на сознание человека с целью изменить его мышление.
Промывка мозгов, из юридической энциклопедии
ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ (англ. brainwashing) — методы и способы воздействия на сознание с целью изменить мышление человека, то, как он думает и во что верит, вопреки его воли и желания.
Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»).
Из юридической энциклопедии 2015 года:
Так китайцы называли метод воздействия на американских солдат, попавших в плен в Корее и содержавшихся в лагерях, управлявшихся китайскими коммунистами. Китайцы обращались с пленными совсем иначе, чем их союзники, северные корейцы. Корейцы, чтобы добиваться повиновения, предпочитали жестокость и суровые наказания. «Красные» китайцы специально избегали использования грубости, осуществляя так называемую «мягкую политику», тонко организованную психологическую атаку на своих пленных.
После войны американские психологи подробно расспросили возвратившихся заключенных, чтобы выяснить что произошло.
Китайская политика оказалась удивительно эффективной. Например, китайцы добились того, чтобы американцы доносили друг на друга, чего почти не наблюдалось во время Второй Мировой войны. Почти все заключенные в китайских лагерях в той или иной форме сотрудничали с противником.
Основные правила воздействия:
1. Переходить от очевидных утверждений к утверждениям менее очевидным. Если человеку в лоб заявить, что коммунистический режим лучше капитализма, то он займет оборонительную позицию, начнет активно искать аргументы в пользу своих убеждений, его будет трудно переубедить. Начинать надо с тезисов, которые невозможно оспорить. Таких как: «в США есть безработица», «в США огромный разрыв между богатыми и бедными» и т.п.
2. Двигаться маленькими шагами. Никто не призывал американских солдат отрекаться от своих убеждений. Сначала военнопленный должен был согласиться с утверждениями, казалось бы, не имеющими большого значения: «Соединенные штаты несовершенны», «При социализме нет безработицы». После этого военнопленного просили объяснить, почему это так, потом составить список из десяти главных проблем американского общества и т.д.
3. Отсутствие давления при сохранении видимости свободы мнения. Убеждали военнопленных в чем-либо не с помощью насилия, а с помощью дискуссии. Когда пленный был недостаточно разговорчив, его критиковали за неискренность; если он не двигался в нужную сторону, его критиковали за субъективность и индивидуализм.
4. Контроль поведения. Поскольку это был лагерь для военнопленных, все, кто в нем содержался, подчинялись строгому распорядку. Определенные часы были отведены для обсуждения недостатков и проблем США. Определенные часы были посвящены критике поведения, привычек и взглядов лично каждого — своего рода сеанс групповой психотерапии. В результате человек, покидавший лагерь, нес в себе целый набор новых для себя ощущений.
Бывший военнопленный, один из тех, на ком была проработана технология промывки мозгов, так описал свои ощущения: «Когда я покидал Китай, у меня было странное чувство: теперь я еду в империалистический мир. Никто не будет заботиться обо мне. Я буду безработным и потерянным — все будут смотреть на меня, как на преступника».
Книга «Промывание мозгов в красном Китае»
Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»). Это выражение Хантер цитировал с подачи своих китайских консультантов, описывавших его применение после коммунистического переворота. Распространению выражения способствовал выход в свет (1951) книги Э. Хантера «Промывание мозгов в красном Китае».
Познакомьтесь с основами промывания мозгов только для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием. Предупреждён – значит вооружён.
Итак, вот как это работает:
1. Изоляция
Промывание мозгов может быть эффективно только в отношении изолированного субъекта, который получает мало (или вообще не получает) информации извне, вот почему промывание мозгов возможно только в контролируемом обществе.
Правда: если вы знаете истину и реальные законы почему, что и как происходит, вам очень тяжело навязать ложную точку зрения.
2. Скандирование
Есть причина, почему вожди используют скандирование. Заставьте людей повторять простой слоган снова и снова. Это заглушит их внутренние мысли, а ваши выдвинет на первый план.
Правда:когда орет толпа это уплотняет смысл произносимого — вот, смотрите, все говорят.
3. Подражание
Подражание – самая настоящая форма промывания мозгов. Повторите последние слова, произнесённые человеком, и он будет более открыт к вам и вашим предложениям. У него будет иллюзия, что вы думаете также как и он.
Правда: не ведитесь на этот прием манипуляции.
4. Мы заодно
Найдите врага и покажите, что он против “нас”. “Мы” против “них” – отличная схема, вызывающая сильные эмоции, такие как ненависть и преданность.
Правда: из врага иногда можно сделать друга. Ну или просто перестать враждовать. И для вражды всегда должен быть третий, кому это выгодно.
5. Иллюзия выбора
Предоставьте им возможность выбора, но позаботьтесь, чтобы в любом случае результат был один. Ключ к успеху – заставить их думать, что у них есть выбор, даже если это не так. Вы увидите, какой бы вариант они ни выбрали, они будут более уверенны в нём и с большей готовностью возьмутся за его исполнение.
Правда: если есть два варианта и они оба вас не устраивают, ищите третий.
6. Повторение
Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте, что небо красное до тех пор, пока все не признают этого.
Правда:это просто продавливание. Не стоит вестись на это.
7. Максимализм
Описывайте всё исключительно в чёрных или белых тонах. Это хорошо, это плохо. Это верх, это низ. Людей, не признающих полутонов, легче убедить выполнить приказ немедленно, без лишних размышлений.
Правда: существует тысячи оттенков серого, белого, черного. И нужно видеть в них различие.
8. Страх
Заставьте людей поверить, что они в опасности, и спасите их от этой опасности. Обеспечьте безопасность и кров, или предложите уничтожить источник опасности. Или просто убедите всячески избегать опасности и не смотреть туда — там опасно.
Некоторые мошенники, например, скажут своим жертвам, что на них навели порчу, поэтому удача от них отвернулась. Затем предложат снять порчу за небольшую плату.
Правда: не доверяйте тем, кто пытается убедить вас в том, что «там» опасно. Обычно все сильно преувеличено. Разберитесь сами, посмотрите, взвесте все независимым взглядом.
9. Задействуйте логику
Аргументируйте каждую просьбу. Не просите одолжить машину. Просите одолжить машину, чтобы вы могли добраться до аптеки. Если у вас есть причина для просьбы, она звучит логично. Даже странная просьба может быть исполнена, если ваши слова преисполнены логики. Завалите человека логическими аргументами.
Правда: истина проста. Ищите истинную причину поведения или происходящих вещей.
10. Контролируйте информацию
Предоставляйте информацию в скудном количестве, быстро и небольшими порциями. Через какое-то время всё, что вы говорите, будет звучать значительно, желанно, как истина в последней инстанции.
Правда: изучайте разные точки зрения и основные законы жизни. Тогда вы сможете видеть истину.
Многие из этих приемов очень хорошо показаны в книге Джорджа Оруэла «1984», но об этом ниже.
Результат промывки мозгов
Результат промывки мозгов всегда один: человек не хотя, не осознанно изменил свое мнение так, как нужно было промывателям.
И высшее искусство — это когда «2 ⋅ 2 = 4» становится равным 5.
В противовес, другой метод. Предоставляются данные, законы жизни, которые приводят человека к другому видению мира, мироощущению. Но это основано на понимании жизни и ее законов. И человек тут свободен отказаться от идеи — прежде, чем он ее принимает он соотносит ее со своей жизнью, опытом. Если это правда, то он «берет это себе». По сути это — обучение.
Программа промывки мозгов от доктора Шейна
А вот эта программа промывки мозгов в тюрьмах была описана доктором Шейном из Массачусетского университета, который поначалу занимался вопросами влияния на людей, а после переключился на корпоративную культуру и тимбилдинг. Не знаю, насколько отечественные тюремщики знакомы с разработками американских учёных, но многие из описанных приёмов они активно применяют в своей практике. И весьма успешно.
Уровень преступности это, конечно же, не снижает.
Итак, 24 пункта доктора Шейна:
1. Заключённые помещаются в место, которое должно быть в достаточной мере изолировано от окружающего мира. Тесные эмоциональные связи должны быть оборваны или, по крайней мере, ослаблены.
2. Должны быть устранены естественные лидеры (natural leaders).
3. В качестве лидеров используются заключённые идущие на сотрудничество.
4. Запрещается любая групповая активность, которая не перекликается с целями промывки мозгов.
5. Имена заключённых вписываются в фальшивые объяснительные записки и доносы, которые позже показываются другим.
7. Используются оппортунисты и информаторы.
8. Заключённых следует убеждать, что они никому не должны верить.
9. С заключёнными, согласными взаимодействовать, следует обращаться мягче, чем с теми, кто отказывается.
10. Наказывать тех, кто своим поведением противится сотрудничеству.
11. Следует систематически задерживать и ограничивать почту.
12. Следует предотвращать контакт заключённых с теми, кто не согласен с методикой перевоспитания и контроля.
13. Ликвидируются все внутригрупповые нормы в среде заключённых.
14. Заключённые должны осознавать себя изолированной группой, от которой отказалось общество.
15. Нужно уничтожать любую эмоциональную поддержку.
16. Заключённые не должны писать родным или друзьям об условиях жизни в исправительном учреждении.
17. Нужно разрешать доступ к книгам и прессе, но делать возможным получение только тех материалов, которые формируют желаемую новую модель поведения.
19. Индивидов, чья воля многократно ослаблялась или ломалась, нужно сталкивать с другими заключёнными, которые, в той или иной мере, уже подстроились под режим. Их задача — дальше разрушать эмоциональную защиту индивида.
20. Применяются техники по ослаблению характера, такие как: унижение, клевета, крики (чтобы вызвать чувство вины, страх и, как следствие, большую податливость). Они применяется в сочетании с лишением сна, особо-строгим режимом содержания и постоянно повторяющимися допросами.
21. Попытки неискренне притвориться, что поддался давлению окружения, нужно встречать с ещё большей враждебностью.
22. Постоянно указывать заключенным посредством их сокамерников, что ни в прошлом ни в настоящем они не жили в согласии даже с их собственной системой ценностей.
23. Через снижение давления и признание человеческого достоинства заключенных, следует поощрять послушное проведение, соответствующее целям промывки мозгов.
24. Должна быть создана социальная и эмоциональная поддержка, поощряющая новую модель поведения.
Как противостоять промывке мозгов
Один из простых способов. Как только у вас возникают подозрения, что происходит что-то не так, вы можете взять лист бумаги и зафиксировать основные свои идеи, принципы, на которые идет атака. Опишите их, а также то, почему вы их приняли для себя.
Далее — ведите дневник куда ежедневно записывайте идеи, которые вам пытались продвинуть и изменения в вашем понимании этого, опишите вашу новую реальность.
Каждый день воскрешайте в памяти свое изначальное понимание ситуации. Это поможет вам удержать свое видение жизни, даже если вы находитесь под давлением.
Фильмы, которые стоит посмотреть
Посмотреть, но не подражать. Помните о законе бумеранга: сначала делаете вы, а потом, неизбежно, вам.
Но, лучше знать и быть готовым к применению к вам таких технологий манипуляции, чтобы не вестись на удочку. Фильмы определенно относятся к категории 18+. Прочем фильм «Пила» гораздо страшнее и жестче.
Заводной апельсин
«Заводной апельсин» (или «Механический апельсин» — англ. A Clockwork Orange) — фильм 1971 года режиссёра Стэнли Кубрика.
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.
«Заводной апельсин». На малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин». Робот.
Подробнее о фильме «Заводной апельсин» на кинопоиске
Джордж Оруэлл, «1984»
Писатель Джордж Оруэлл закончил работу над своей главной книгой в 1948 году. Название романа «1984» — это скрытая отсылка к дате его создания (две последние цифры меняются местами).
Роман был написан в первые послевоенные годы, когда вся Европа пережила ужасы нацизма. В первую очередь писатель на страницах «1984» продолжил развивать те идеи, которые он положил в основу другой своей знаменитой повести — «Скотный двор», написанной несколько раньше.
Формулой свободы личности в книге становится формула «2 ⋅ 2 = 4», как символ здравого смысла: «Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре».
Но в конце «2 ⋅ 2» становится равным пяти. Это книга достойна прочтения.
Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре
Подробнее о фильме «1984» на кинопоиске
StarCraft
Видео об истории мира StarCraft. Хоть это и фантастика, но вполне подходящий пример использования «промывки мозгов»:
3 средства от беспомощности
Полезная статья от Елизаветы Мусатовой
Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.
Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.
Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.
Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.
А что же люди?
Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:
— испытывает поражение, несмотря на все усилия;
— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию —
у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать.
Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля — все равно».
Теорию о выученной беспомощности подтверждает жизнь. Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Когда я писала эту статью, попросила друзей на фейсбуке поделиться своим опытом переживания выученной беспомощности. Мне рассказали:
— про неудачные попытки устроиться на работу: отказ за отказом без объяснения причин,
— про мужа, который мог встретить вечером с дорогими подарками, а мог с агрессией без видимого повода, по настроению. (Рядом — почти такая же история про жену),
— про начальника-самодура, который каждый месяц раздавал штрафы по каким-то новым и нелогичным критериям.
Со стороны кажется, что выход есть. Перепиши резюме! Подай на развод! Пожалуйся на начальника! Сделай вот это и еще вон то! Но как пес Селигмана, человек, который загнан в беспомощность, не может перепрыгнуть даже через низенький заборчик. Он не верит в выход. Он лежит на полу и скулит.
Порой даже абьюзивного партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание. Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.
«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, — рассказывает Геля. — У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще. Последнее задание (D E W E N S — Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: «Вот вам и подтверждение гипотезы». На экране появляются два варианта теста, который у нас был. В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию. Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались».
Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?
Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.
Средство 1: Делайте что-нибудь.
Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу. Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть. Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки. Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное. Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно — это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.
Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу — и находили.
Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.
Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.
Средство 2: Прочь от беспомощности — маленькими шагами.
Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.
Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее — вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей — все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание — там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.
Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.
Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье — новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».
Средство 3: Другой взгляд.
Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.
В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.
Селигман предложил схему переосмысления опыта и перестройки восприятия. Называется она «Схема ABCDE»:
A – Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения будет более безопасным.
B – Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.
C — Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?
D – Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.
E – Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?
Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.
Что это может дать? Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.
Итог
Теперь вы знаете, что и как с промыванием мозгов. Это — манипулирование людьми.
А манипулировать, по словарю, значит: скрыто управлять кем-либо против его воли. Более подробно о манипулировании можно прочитать здесь.
И не забывайте поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Не забывайте про закон бумеранга: сначала делаете вы, а потом, неизбежно, вам.
Использовались материалы:
masterok.livejournal.com и
Лифтон Р. Дж. Технология «промывки мозгов»
Tags: Жизнь Мышление Общество
5 грязных методов, которые помогут «промыть» чужие мозги
В мире полно экспертов, которые обучают тому, как правильно оказывать влияние на людей. Скатываться до банальной манипуляции не следует, но есть такие случаи, когда просто необходимо как следует промыть мозги человеку. Представь, что твоя 15-ти летняя дочь вдруг влюбилась в 23-летнего безработного рокера, который не прочь затянуться травкой, и планирует с ним побег на край света. Поверь, ты будешь готов прибегнуть к любым методам воздействия, лишь бы твоя дочь не связалась с таким типом.
Человеческий мозг — уникальная машина, воздействовать на которую можно самыми разными способами, даже используя простые слова. Сегодня мы расскажем о 5 научно подтвержденных методах, пользуясь которыми ты сможешь влиять на мысли и действия людей.
1. Постоянно выражай свое мнение
Скажи человеку 100 раз, что он дурак, и со временем эта мысль укоренится в его сознании. До ужаса просто и, к сожалению, действенно.
Многие фанатики, которые выступают против вакцинации, не имеют веских аргументов, почему прививки вредны, а опираются лишь на мнение своего окружения, где все знакомые ни разу не прививались в сознательном возрасте. Они «слышали», что вакцины опасны и, наоборот, способствуют развитию болезней, поэтому вакцинация ни к чему хорошему привести не может.
Тут срабатывает принцип социального поведения: если о чем-то говорят часто и все, то новость можно воспринимать как факт. Исследования показали, что если один человек повторяет одну и ту же новость много раз, то у него есть шанс сформировать группу из 3 человек, которые станут верить даже в фейковые новости и понесут эту мысль дальше. По этому принципу живут политики, когда необходимо сформировать конкретное общественное мнение.
В этот момент происходит некий сбой в работе мозга, который заставляет формировать убеждения относительно любого мнения, которое нам знакомо и наиболее удобно. И самое интересное, что требуется лишь один человек, чтобы сотни поверили в правдивость его слов. Главное — быть достаточно убедительным. В конечном счете излишняя навязчивость может сыграть на руку, если необходимо навязать кому-либо свое видение.
2. Подражай собеседнику, чтобы заставить его распрощаться со своими деньгами
Если твоя профессия связана с тем, чтобы клиент оставил как можно больше денег в кармане фирмы, то этот совет будет очень уместен. Весь секрет состоит в том, чтобы ты жестикулировал, двигался и говорил теми же словами, что и собеседник. Такое поведение раскрепощает и располагает к себе, позволяет человеку проникнуть в зону доверия.
Почему это работает:
Были проведены исследования о том, как мимикрия влияет на восприятие человека в социуме. Было обнаружено, что клиенты склонны покупать товары у тех продавцов, которые на них чем-то похожи. «Раз этот парень говорит, как я, и двигается точно так же, то ему можно доверять». И это вполне логично, ведь больше всего на свете мы доверяем себе.
В Нидерландах было проведено исследование, в котором участвовали официанты. Их разделили на две группы: участники первой должны были общаться с клиентом в той манере, которая больше импонирует гостю, а участники второй соблюдали правила этикета и были не очень многословны. Результаты говорят сами за себя: в первой группе практически 68% посетителей оставили хорошие чаевые, тогда как лишь 30% решили оставить небольшое вознаграждение для официантов из второй группы. В тот же момент необходимо знать рамки, чтобы имитация не превратилась в обезьянничество и не оскорбила человека.
Как с помощью драмы манипуляторы пытаются воздействовать на твою волю
3. Правильно формулируй запреты
Ты должен отговорить человека от дурной затеи, но как повлиять на него таким образом, чтобы не возник конфликт? Придется поработать над своими фразами и следить за речью. Запрет вызовет агрессию, так что попробуй пойти иным путем: внуши человеку, что он не может выполнить конкретное действие. Друг сидит на диете и вот-вот сорвется? Запретить ему съесть сочный бургер ты не сможешь — подобное поведение скорее вызовет насмешку. Но если ты скажешь: «Ты не можешь есть этот бургер, если хочешь похудеть», его мозг воспримет подобную формулировку совсем иначе, без агрессии, как совет. Можно сказать, что это добровольное зомбирование. Методы не самые честные, зато действенные. Представь, что твоя подруга купила платье с очень глубоким декольте и ты понимаешь, что подобной вещи не место в ее гардеробе. «Ты не должна носить это платье» — фраза подходящая далеко не для всех отношений, ведь может разразиться скандал. «Ты не можешь носить это платье, потому что оно сильно оголяет грудь и мне бы не хотелось, чтобы всякие извращенцы пялились на тебя» — совершенно другой подход и иная формулировка, которая поможет избежать скандала и склонит чашу весов на твою сторону.
Почему это работает:Мы критично воспринимаем, когда нам что-то запрещают. Внутренний протест призывает делать все наоборот, поэтому прийти к компромиссу в подобной ситуации практически невозможно. Другое дело, когда ты внушаешь человеку, что он чего-то не может. Это пугает, дезориентирует, а ты в подобной ситуации предстаешь не как критик, а как спаситель, который предостерегает от опасностей.
Как грамотно и умело манипулировать людьми
4. Говори «ты сможешь», чтобы придать человеку веру в собственные силы
Представь, что тебе необходимо подбить друга поучаствовать вместе с тобой в спортивном соревновании. Ты знаешь, что человек он хоть и спортивный, но не любит утруждать себя действиями, которые не принесут пользы или выгоды, а медали и кубки его не интересуют. «Че ты как девчонка!», «Ты что, слабак?» и подобные этим фразам не будут работать, а вызовут лишь агрессию. А вот, например, фраза: «Я верю, что ты сможешь помочь выиграть это соревнование» — воодушевляет и вселяет веру в себя. Хитрое начальство пользуется этим трюком, когда надо попросить работника потрудиться час-другой на благо фирмы: «Только ты сможешь со всем этим разобраться». И, положив кипу документов, уходит в закат. Причем сотрудник выполнит все это лишь на морально-волевых качествах, не требуя переплат.
Почему это работает:
Ты хочешь помогать человеку, который говорит, что верит в твои силы? Он оценил все достоинства, способности — как же не ответить любезностью этому добряку? На это клюют многие, но ты больше не попадешься на эту удочку. Более того, еще один метод манипуляции добавился в твою копилочку.
4 эксперимента, которые доказывают, что у тебя нет свободы воли
5. Любую просьбу подкрепляй веской причиной
Рассмотрим банальный пример. Ты стоишь в очереди за чашечкой ароматного кофе, но вдруг подходит парень и вежливо просит об услуге: «Дружище, я работаю курьером, дико опаздываю, но замерз. Ты не мог бы пропустить меня?». Даже если сейчас ты думаешь, что не пустил бы несчастного вперед, то сильно ошибаешься. Исследования показали, что в 93% случаев, если какая-либо просьба мотивирована, мы будем склонны уступить, нежели отказать. Представь ту же ситуацию, но к тебе подходят и просят уступить без всякой причины. Скорее всего, ты подумаешь: «С чего вдруг?». Но обоснование просьбы делает нас более лояльными.
Почему это работает:
Вежливость способна творить чудеса. В совокупности с небольшой хитростью — позволит манипулировать людьми. Но всему есть предел. И если поймешь, что стоять в огромной очереди не для тебя, то придумай достойную причину, чтобы не быть посланным куда подальше. Когда человек подкрепляет просьбу веской причиной, в нашем мозге как будто отключается функция отказа и мы искренне хотим помочь человеку. Держи этот метод на вооружении, но не злоупотребляй человеческой добротой.
Защищай свой разум так же, как защищаешь тело
Как работает промывка мозгов — Мастерок.жж.рф — LiveJournal
Людям всё время промывают мозги – так происходит сейчас, так было и сто лет назад. Всегда находились ловкие манипуляторы, которые умудрялись задействовать все возможные психологические механизмы, чтобы поколебать мнение, подвигнуть к определённым действиям или внедрить в головы других людей конкретные убеждения.
Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»). Это выражение Хантер цитировал с подачи своих китайских консультантов, описывавших его применение после коммунистического переворота. Распространению выражения способствовал выход в свет (1951) книги Э. Хантера «Промывание мозгов в красном Китае».Познакомьтесь с основами промывания мозгов только для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием. Предупреждён – значит вооружён.
Итак, вот как это работает:
1. Изоляция
Промывание мозгов может быть эффективно только в отношении изолированного субъекта, который получает мало (или вообще не получает) информации извне, вот почему промывание мозгов возможно только в контролируемом обществе.
2. Скандирование
Есть причина, почему вожди используют скандирование. Заставьте людей повторять простой слоган снова и снова. Это заглушит их внутренние мысли, а ваши выдвинет на первый план.
3. Подражание
Подражание – самая настоящая форма промывания мозгов. Повторите последние слова, произнесённые человеком, и он будет более открыт к вам и вашим предложениям.
4. Мы заодно
Найдите врага и покажите, что он против “нас”. “Мы” против “них” – отличная схема, вызывающая сильные эмоции, такие как ненависть и преданность.
5. Иллюзия выбора
Предоставьте им возможность выбора, но позаботьтесь, чтобы в любом случае результат был один. Ключ к успеху – заставить их думать, что у них есть выбор, даже если это не так. Вы увидите, какой бы вариант они ни выбрали, они будут более уверенны в нём и с большей готовностью возьмутся за его исполнение.
6. Повторение
Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее.
7. Максимализм
Описывайте всё исключительно в чёрных или белых тонах. Это хорошо, это плохо. Это верх, это низ. Людей, не признающих полутонов, легче убедить выполнить приказ немедленно, без лишних размышлений.
8. Страх
Заставьте людей поверить, что они в опасности, и спасите их от этой опасности. Обеспечьте безопасность и кров, или предложите уничтожить источник опасности. Некоторые мошенники, например, скажут своим жертвам, что на них навели порчу, поэтому удача от них отвернулась. Затем предложат снять порчу за небольшую плату.
9. Задействуйте логику
Аргументируйте каждую просьбу. Не просите одолжить машину. Просите одолжить машину, чтобы вы могли добраться до аптеки. Если у вас есть причина для просьбы, она звучит логично. Даже странная просьба может быть исполнена, если ваши слова преисполнены логики.
10. Контролируйте информацию
Предоставляйте информацию в скудном количестве, быстро и небольшими порциями. Через какое-то время всё, что вы говорите, будет звучать значительно, желанно, как истина в последней инстанции.
А вот эта программа промывки мозгов в тюрьмах была описана доктором Шейном из Массачусетского университета, который поначалу занимался вопросами влияния на людей, а после переключился на корпоративную культуру и тимбилдинг. Не знаю, насколько отечественные тюремщики знакомы с разработками американских учёных, но многие из описанных приёмов они активно применяют в своей практике. И весьма успешно.
Уровень преступности это, конечно же, не снижает, но цель нашей пенитенциарной системы — не ликвидация преступности, а получение контроля над ней.
Перевод с немецкого мой.
Итак, 24 пункта доктора Шейна:
1. Заключённые помещаются в место, которое должно быть в достаточной мере изолировано от окружающего мира. Тесные эмоциональные связи должны быть оборваны или, по крайней мере, ослаблены.
2. Должны быть устранены естественные лидеры (natural leaders).
3. В качестве лидеров используются заключённые идущие на сотрудничество.
4. Запрещается любая групповая активность, которая не перекликается с целями промывки мозгов.
5. Имена заключённых вписываются в фальшивые объяснительные записки и доносы, которые позже показываются другим.
6. За заключёнными следят, собранная информация передаётся дальше.
7. Используются оппортунисты и информаторы.
8. Заключённых следует убеждать, что они никому не должны верить.
9. С заключёнными, согласными взаимодействовать, следует обращаться мягче, чем с теми, кто отказывается.
10. Наказывать тех, кто своим поведением противится сотрудничеству.
11. Следует систематически задерживать и ограничивать почту.
12. Следует предотвращать контакт заключённых с теми, кто не согласен с методикой перевоспитания и контроля.
13. Ликвидируются все внутригрупповые нормы в среде заключённых.
14. Заключённые должны осознавать себя изолированной группой, от которой отказалось общество.
15. Нужно уничтожать любую эмоциональную поддержку.
16. Заключённые не должны писать родным или друзьям об условиях жизни в исправительном учреждении.
17. Нужно разрешать доступ к книгам и прессе, но делать возможным получение только тех материалов, которые формируют желаемую новую модель поведения.
18. Нужно ставить индивидов в новые и двусмысленные ситуации, выход из которых неясен, а потом осуществлять на них давление, чтобы они, пытаясь уйти от этого давления, получить передышку или преимущества, выбирали выгодную вам стратегию поведения.
19. Индивидов, чья воля многократно ослаблялась или ломалась, нужно сталкивать с другими заключёнными, которые, в той или иной мере, уже подстроились под режим. Их задача — дальше разрушать эмоциональную защиту индивида.
20. Применяются техники по ослаблению характера, такие как: унижение, клевета, крики (чтобы вызвать чувство вины, страх и, как следствие, большую податливость). Они применяется в сочетании с лишением сна, особо-строгим режимом содержания и постоянно повторяющимися допросами.
21. Попытки неискренне притвориться, что поддался давлению окружения, нужно встречать с ещё большей враждебностью.
22. Постоянно указывать заключенным посредством их сокамерников, что ни в прошлом ни в настоящем они не жили в согласии даже с их собственной системой ценностей.
23. Через снижение давления и признание человеческого достоинства заключенных, следует поощрять послушное проведение, соответствующее целям промывки мозгов.
24. Должна быть создана социальная и эмоциональная поддержка, поощряющая новую модель поведения.
[источники]
источники
http://allday.com/post/4764-how-brainwashing-works-and-how-to-do-it/
24 правила промывки мозгов
http://ec-dejavu.ru/w/Washing_brain.html
И еще несколько тем, связанных с психологией: вот например некоторые Ошибочные аргументы вашего мышления, а вот Как работает тест Роршаха и Что такое аффект ?. Узнаем еще Абсурдные мифы о психологии и вот про такие Фокусы подсознания. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=73300
Методы, которые используются для промывания мозгов. Промывка мозгов: как нами управляют
Термин «промывание мозгов» впервые был использован в 1950-х годах американским журналистом Эдвардом Хантером, в его отчете о лечении американских солдат в китайских тюремных лагерях во время Корейской войны. Техника промывания мозгов задокументирована еще в египетской Книге Мертвых, и используется поныне жестокими супругами и родителями, самопровозглашенными экстрасенсами, лидерами культов, тайными обществами, революционерами и диктаторами для того, чтобы контролировать и манипулировать другими, что выглядело бы как собственное желание. Эти методы не связаны с фантастическим оружием или необычайными способностями, но они включают в себя понимание человеческой психики и намерение ею воспользоваться. Лучше изучив эти техники, вы узнаете, как защитить себя и других от такого воздействия.
Шаги
Часть 1
распознавание техники промывания мозговПоймите, что те, кто пытается промывать мозги, как правило, охотятся на слабых и беззащитных. Не каждый будет целью для психического контроля, но определенные люди более восприимчивы к его формам в разные моменты. Искусный манипулятор знает, кого искать, и выбирает своей целью людей, у которых сложный период в жизни или происходят изменения, которые могут быть или не быть их собственным выбором. К возможным кандидатам относятся:
Остерегайтесь тех людей, которые пытаются изолировать вас или тех, кого вы знаете, от внешних влияний. Так как люди, переживающие личную трагедию или другие серьезные изменения в жизни, склонны к чувству одиночества, человек, искусно промывающий мозги, поработает над тем, чтобы это чувство усилить. Эта изоляция может принимать несколько форм.
- Для молодых последователей культа, это может быть препятствием в общении с их друзьями и членами семьи.
- Для близкого человека в жестоких отношениях, это может означать, что жертве обмана не позволят быть вне поля зрения агрессора или общаться с семьей и друзьями.
- Для заключенных во вражеских тюремных лагерях, это может быть связано с изоляцией заключенных друг от друга, и одновременное подвергание их скрытым или явным формам издевательств.
Следите за атаками на самооценку объекта воздействия. Промывание мозгов срабатывает только в том случае, когда промывающий мозги находится в превосходящей над объектом воздействия позиции. Это означает, что жертва должна быть сломлена, так промывающий мозги сможет перестроить мышление жертвы. Это может быть сделано при помощи психических, эмоциональных или, в конечном итоге, физических средств на протяжении долгого времени для психического и эмоционального изматывания жертвы.
Большая стирка: как не дать промыть себе мозги | ForbesLife
Характерный пример. Двое друзей, которые когда-то вместе учились в престижном московском вузе, потом работали в одной ИT-компании, дружили семьями, — современные люди, с математическим складом ума, скептичные, ироничные — вдруг в одночасье стали врагами. Почти любой разговор теперь заканчивался взаимными нападками, оскорблениями, криками. В конце концов они вообще перестали общаться. А началось все с того, что один как раз в период украинских событий в 2014 году полгода проработал в киевском филиале компании, смотрел украинское телевидение и слушал местное радио, а другой остался в Москве и получал информацию из российских источников. Когда они встретились, каждый был уверен, что другому «промыли мозги». И правы были оба.
Чтобы сохранить голову ясной, не допустить разлада в отношениях с близкими, не начать массово «уничтожать» френдов в социальных сетях, важно научиться противостоять внушению и манипуляции. А для этого стоит разобраться, как действует механизм «промывания мозгов».
Как это работает
Впервые термин brainwashing употребил в своей сенсационной статье, опубликованной в 1950 году в Miami News, журналист (и одновременно сотрудник отдела пропаганды ЦРУ) Эдвард Хантер. Он буквально перевел на английский китайское выражение «си-нао» — «промывать мозги»: так говорили о методах принудительного убеждения, которыми искореняли «феодальный» склад мышления у китайцев, воспитанных еще в дореволюционную эпоху.
Позже было подробно описано, как во времена Корейской войны 1951–1953 годов, которую вели между собой две Кореи — Южная (среди ее союзников были США) и Северная (на ее стороне воевала армия Китая), китайские коммунисты в управляемых ими лагерях для военнопленных добивались глубоких поведенческих изменений у американских солдат, как психологическим и физическим воздействием разрушалась индивидуальность человека, переиначивалось все его мировоззрение.
Поначалу «объект» изолировали от привычного окружения и альтернативных источников информации, чтобы прежние установки и убеждения не подкреплялись извне. Дальше наступал черед жизненно важных потребностей: человека лишали пищи, сна, элементарных удобств. Очень скоро он становился безвольным и беспомощным: если не удовлетворяются базовые потребности, ценности и убеждения волей- неволей отходят на второй план. Когда жертва физически и духовно истощалась и становилась полностью зависимой от «хозяев», ей внушали новые «истины». За хорошее поведение — отказ от прежних взглядов — понемногу выдавали еду, разрешали спать, улучшали условия. Постепенно человек принимал новую систему ценностей и соглашался сотрудничать.
При манипулировании массовым сознанием физические методы не применяются, но в ход идет тот же «трехсоставный» механизм: отключить рацио (снизить критичность мышления), вызвать страх (создать угрозу), поддеть на «крючок спасателя» (предложить выход).
Отключить рацио
Обычно мы довольно критически воспринимаем получаемую информацию — человеку вообще свойственно инстинктивно сопротивляться новому, ничего не принимать на веру. Мы дотошно рассматриваем ботинки, которые собираемся купить, нюхаем еду, прежде чем положить ее в рот, с подозрением относимся к новостям: «Да ладно, такого не бывает». Но при зомбировании наше рацио уже не работает, и мы готовы поверить во что угодно. У нас «отключают» критичность, и мы начинаем оперировать образами и «фактами» искусственно созданной и навязанной нам социальной мифологии. Как говорил Козьма Прутков, «многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе».
Доказано, что в массе нас оболванить еще легче, чем каждого по отдельности. Общаясь, мы воздействуем друг на друга, заражаемся чужими эмоциями. Особенно заразительна паника.
Воздействие на одного человека требует особого профессионализма, а в массах заражение происходит мгновенно — трудно «шагать правой», когда все вокруг «шагают левой».
Эффект толпы срабатывает, даже если каждый из нас сидит в отдельной квартире, но при этом смотрит одну и ту же телепередачу.
Вызвать страх
Как превращают взрослого рационального человека в доверчивого ребенка? Создав угрозу его базовым потребностям. Самый жесткий пример — это промывание мозгов американским пленным в корейских лагерях или людям, попавшим в секты. Как ни парадоксально, этот же метод применяется в рекламе. Конечно, нас не лишают пищи, воды или сна, но погружают в воображаемый мир нехватки самого необходимого: чем талантливее реклама, чем достовернее образы людей, измученных недосыпом, сексуальной неудовлетворенностью, голодом, жаждой, тем быстрее мы превращаемся в «испуганного ребенка» и подчиняемся власти того, кто избавит нас от мук.
Главное — любым способом заставить нас бояться. Запуганные люди пойдут на все, даже если им это не выгодно. Например, достаточно просто произнести заклинание «международный терроризм» — и мы уже не протестуем, когда в аэропорту нас обыскивают, заставляют разуваться и выворачивать карманы.
Манипуляция сознанием предполагает игру на чувствах, обращение к страхам и предрассудкам, а они есть у любого из нас. Обыгрываются национальные стереотипы, мифы. Каждый народ чего-то боится или ненавидит. Например, для русских за словом «фашизм» — миллионы погибших, ненависть к врагам, что-то очень страшное. И контекст уже не имеет значения. Нам говорят: «Вот он, фашизм!» — и тут же открывается дверь в подсознательное, оживают страхи, актуализируются наши болевые точки. Такой прием безотказно действует на людей с более развитым правым полушарием, эмоционально восприимчивых.
Бьют в цель и «мертвые слова». В пропаганде это «фашисты», «бомбежка», «хунта». В рекламе — «бессонница», «боль», «жажда». У цыганки другой набор: «заговор на смерть», «венец безбрачия», «родовое проклятие». Нас словно загоняют в узкое пространство, где нет места аргументации, где в ход идут ярлыки, инфантильные обороты, где действительность объясняется простыми формулами. «Мертвые слова» не рассчитаны на критическое восприятие. Они должны запустить определенную эмоциональную реакцию: тревогу, ощущение угрозы.
Не надо думать, что в одной стране такое возможно, а в другой нет. Конечно, где-то люди в целом «взрослее», рациональнее, они лучше осознают свои права и обязанности, а где-то более инфантильные, внушаемые, живущие мифами, эмоциями, с «детским» сознанием. Наш народ в большей степени относится к «детскому» типу. У нас и у наших родителей годами вырабатывалась привычка «ходить строем» и абсолютно доверять средствам массовой информации: раз написали в газете или сказали по телевизору — значит, так и есть. К тому же мы многократно «раненая» нация, у нас много реальных страхов, засевших в подсознании: голод, репрессии, революции, войны. Нам пришлось испытать очень много такого, из чего трудно вырваться, но на что очень легко воздействовать.
Ввести «крючок спасателя»
Нас напугали, лишили самообладания и способности критически мыслить. И вот когда мы уже чувствуем себя жертвой и ищем спасения, нам является «спасатель» — и мы готовы выполнять любые его приказы.
Эта техника неплохо разработана у цыган. Ко мне на психотерапевтические приемы не раз приходили люди, у которых цыганки вытянули все деньги. «Как же так? Мне не угрожали ни ножом, ни пистолетом», — задним числом удивлялись они. А фокус прост. Сначала цыганка располагает к себе жертву. Потом вдруг «замечает» порчу, венец безбрачия, сглаз и страшную болезнь. Любой испугается, а в состоянии аффекта мы легко поддаемся внушению. В этот момент цыганка превращается в «спасателя»: «Твоему горю помочь несложно. Это сглаз завистника. Позолоти ручку…» И жертвы отдают им все добровольно.
Столкнувшись с трудностями, мы ищем простые ответы и стремимся исправить ситуацию простыми действиями, в том числе совершенно необоснованными. В рекламе «спасение» тоже всегда предлагается за счет псевдологики, выстраивания ложной причинно-следственной связи между явлениями: пей этот кофе — станешь богатым, жуй эту жвачку — понравишься девушкам, стирай этим порошком — и муж никогда не уйдет к другой.
Пропаганда «работает» так же. Нас пугают тем, от чего нам по-настоящему страшно: войнами, фашизмом, хунтой, убитыми, ранеными.
И на фоне всего этого кошмара показывают — вот он, путь спасения: например, создать сильное государство, которое защитит, которого остальные боятся.
Техники промывания мозгов
Отвлечение внимания
Как цыганка отвлекает внимание? Сначала ничего не значащая фраза: «Не подскажете, как пройти…» Затем резкая смена темы, интонации: «Ой, девонька, по лицу вижу, что в семье у тебя будет два гроба!», «Ой, страдалица, муж тебе изменяет, и ты знаешь разлучницу». Смена темы повергает жертву в смятение, способность мыслить отключается, подсознание реагирует на «мертвые слова».
Для пропаганды, как и для любого другого вида манипулирования, важно подавить психологическое сопротивление внушению. Если в момент передачи сообщения отвлечь внимание адресата от его содержания, то осмыслить его и найти контрдоводы трудно. А контрдоводы — это основа сопротивления внушению.
Какими способами отвлекают наше внимание? Информационный калейдоскоп. Телепередачи обычно выстроены так: короткие сюжеты сменяют один другой, перемежаются анонсами, рекламой, мелькают кадры, внизу бежит строка с дополнительными новостями. При этом важная информация разбавляется слухами из жизни знаменитостей, из мира моды и т.д. За десять минут просмотра перед нашими глазами проносится столько образов, что ни на чем невозможно сконцентрироваться. Этот калейдоскоп разрозненной информации, которую мы не в состоянии осмыслить и переработать, воспринимается как единое целое. Наше внимание рассеивается, критичность снижается — и мы открыты для любого «мусора».
Дробление темы. Если информацию надо внедрить в сознание, не вызвав сопротивления, ее дробят на части — тогда осмыслить целое становится сложнее. Вроде бы все сообщили — одно раньше, другое позже, но так, что трудно сосредоточиться и понять, что же произошло на самом деле.
Сенсационность и срочность. Когда нас бомбят «срочными», «сенсационными» новостями, информационный шум, накал страстей и нервозность снижают нашу критичность, и мы становимся более внушаемыми. Наш мозг работает на высокой скорости, он все чаще включает «автопилот», и мы начинаем мыслить стереотипами, готовыми формулами. К тому же мы вынуждены полагаться на предлагаемую информацию, ее просто некогда проверять — и манипулятору легче обратить нас в «правильную» веру.
Фокус на второстепенном. Отвлечь нас от волнующих социальных проблем тоже очень просто. О новом законе, который приведет к серьезному снижению уровня жизни, диктор скажет как о чем-то, не имеющем особого значения. Зато рассуждения о запрете импорта кружевного белья или историю с жирафом, которого скормили львам в датском зоопарке, будут перемывать все СМИ.
Чтобы увести наше внимание от реальности, от того, что для нас действительно важно, нужно предложить что-то взамен. СМИ могут диктовать, о чем нам думать, навязывая свою повестку дня для обсуждения. Нам кидают мяч, а мы азартно пытаемся его схватить и «играем», забывая о насущных проблемах.
Иллюзия достоверности
Сильнейший эмоциональный отклик создает ощущение подлинности событий.
Эффект присутствия. В фильме «Апокалипсис сегодня» показано, как снимают новостные сюжеты. «Бегите, не оглядываясь, как будто вы воюете!» — требует режиссер. И люди бегут, пригибаются, шум, взрывы, все как на самом деле. Конечно, есть честная журналистика, и репортеры часто рискуют жизнью, но такие трюки не редкость, особенно когда речь идет о пропаганде.
«Очевидцы событий». «Очевидцы», мелькающие в новостях, мало чем отличаются от «очевидцев» в рекламе. Вот молодая женщина, запинаясь, с показной неуверенностью рассказывает, как сын, играя в футбол, испачкал майку, а она ее постирала. В новостях опрашивают будто бы случайных людей, и из их слов формируется смысловой и эмоциональный ряд, который надо внедрить нам в сознание. Самое сильное впечатление производят плачущие старики, дети, молодые инвалиды.
В октябре 1990 года мировые СМИ облетела новость: по словам 15-летней кувейтской девочки, иракские солдаты вытащили из роддома младенцев и бросили на холодный пол умирать — девочка видела это своими глазами. Имя девочки скрывалось из соображений безопасности. На протяжении 40 дней перед вторжением в Ирак президент Буш не раз вспоминал эту историю, сенат США при обсуждении будущей военной акции тоже ссылался на этот факт.
Позже выяснилось, что девочка — дочь посла Кувейта в США, а остальные «свидетели» были подготовлены PR-агентством Hill & Knowlton. Но когда войска уже ввели, до правды никому не было дела.
Аналогичный сюжет на российском телевидении с рассказом «свидетеля» о том, как распяли мальчика, а его мать прикрутили к танку и тащили, пока она не умерла, сделан по той же схеме: документальных съемок нет, иллюзия достоверности строится на словах «очевидцев».
Анонимный авторитет. Его имени не сообщают, цитируемых документов не показывают — предполагается, что убедительность придают ссылки на авторитет. «Ученые на основании многолетних исследований установили…» — какие ученые? «Доктора рекомендуют зубную пасту…» — что за доктора? «Источник из ближайшего окружения президента, пожелавший остаться неизвестным, сообщает…» и т.д. Подобная информация — чаще всего чистой воды пропаганда или скрытая реклама, но источник неизвестен и ответственности за ложь журналисты не несут.
Эффект ореола. Популярные люди — актеры, спортсмены, музыканты — часто становятся «агентами влияния»: они убеждают поклонников в том, в чем сами толком не разбираются. Их умело используют политики и рекламщики, ведь известно: если человек для нас авторитет в чем-то одном, то и в другом мы готовы ему верить.
Подмена
Одним из важнейших приемов промывания мозгов является подмена одного факта или явления другим, часто с совершенно противоположным знаком.
Создание ассоциаций. Суть приема в том, чтобы привязать некий объект к тому, что массовое сознание воспримет как однозначно плохое или хорошее. Одна сторона говорит: фашисты. Другая: террористы. Подобные метафоры включают ассоциативное мышление и экономят наши интеллектуальные усилия. Нас загоняют в еще одну пропагандистскую ловушку. И вот вместо того, чтобы осмыслить суть проблемы, мы цепляемся за эти ассоциации, ложные аналогии и метафоры. Так уж устроен наш мозг: он при любой возможности старается не делать лишней работы.
На самом деле ассоциации и метафоры редко проясняют суть дела. Например, нам говорят: «Путин — как Петр Первый». Нам намекают, что мы знаем, какими на самом деле были времена Петра и итоги его деятельности. «А, ну понятно», — соглашаемся мы, хотя на самом деле нам ничего не понятно.
Когда информацию связывают с известными нам фактами, явлениями, людьми, которых мы воспринимаем позитивно, происходит положительный эмоциональный перенос.
Часто сообщения подкрепляют видеорядом. Например, нам о чем-то рассказывают, а на экране — Гитлер, нацисты, свастика, все, что вызывает у нас страх и отвращение. Сама информация отношения к немецкому нацизму не имеет, но у нас в сознании одно уже сцепилось с другим.
Используется и условно-рефлекторная связь. Скажем, одно событие (человек, товар) преподносят как хорошее, другое — как плохое. Когда говорят о хорошем, фоном идет оптимистичная, приятная мелодия, которую мы все любим. Если показывают «плохое», звучит тревожная музыка и мелькают печальные лица. Всё: условно-рефлекторная цепь замкнулась.
Смена «знака». Основная цель приема — назвать черное белым, а белое черным, «плюс» поменять на «минус» или наоборот. Можно «перекрасить» любые события, погромы назвать демонстрациями протеста, бандитов — борцами за свободу, наемников — добровольцами.
Прямая фальсификация. Чтобы создать нужные настроения в обществе, желаемое выдают за действительное. Например, в новостях сообщается, что «в оппозиционном лагере разброд и шатание», «спрос на престижные офисы в центре превышает предложение». А поскольку большинство мыслит стереотипами — «раз об этом все говорят, значит, так оно и есть». На самом деле «факты» взяты с потолка.
На выборах мы зачастую руководствуемся социологическими рейтингами: мы хотим голосовать за сильных, а не за слабых. Если у среднестатистического обывателя, который стремится быть «как все», создать ощущение, что он в меньшинстве, он отдаст голос за того, с кем большинство.
Цифры, графики вообще заставляют нас поверить в то, что нам внушают: морщины исчезают на 90%, цвет лица улучшается на 30%, количество людей, поддерживающих такого-то политика, увеличилось в два раза.
Усиление
Типичные признаки поведения человека в толпе — преобладание ситуативных чувств, утрата ответственности и способности мыслить самостоятельно, повышенная внушаемость, легкая управляемость и т.д. Все это можно усилить разными способами: освещением, музыкой, плакатами. На шоу-программах, массовых политических мероприятиях, предвыборных концертах, где эстрадные звезды кричат что-нибудь вроде «Голосуй или проиграешь!», мы заражаемся определенным настроением — и в нас уже можно внедрять нужную информацию.
Повторение
Если повторять одну и ту же мысль простыми фразами, мы к ней привыкаем и начинаем считать своей. Нам всегда кажется убедительным то, что мы запомнили, даже если запоминание произошло в ходе механического повторения рекламного ролика или назойливой песни. Перед апрельским референдумом 1993 года по радио и телевизору только и слышно было: «Да, да, нет, да». Пришли голосовать. Как отвечать? Да, да, нет, да. Всё, нет вопросов. И сегодня многие вспомнят эту «речевку», но за что или против чего были эти «Да, да, нет, да», мало кто скажет.
Почему происходят такие «чудеса»? Повторение эффективно действует на плохо контролируемое подсознание и приводит к бессознательному усвоению чужих формулировок, мыслей, идей и взглядов.
Геббельс, известный виртуоз по части промывания мозгов, говорил: «Массы называют истинной информацию, которая наиболее знакома. Обыкновенные люди обычно гораздо примитивнее, чем мы воображаем… Самых выдающихся результатов… достигнет тот, кто способен свести проблемы к простейшим словам и выражениям и у кого хватит мужества постоянно повторять их в этой упрощенной форме, несмотря на возражения высоколобых интеллектуалов».
В 1980-х годах политические психологи Дональд Киндер и Шанто Айенгар провели эксперимент. Они монтировали вечерние новости таким образом, чтобы сфокусировать внимание зрителей на какой-то одной проблеме, а остальное шло «фоном»: так, первой группе испытуемых изо дня в день говорили о слабости американской обороны, вторую пугали плохой экологией, третью — растущей инфляцией. В результате спустя неделю большинство участников эксперимента были убеждены, что проблему, на которую делали упор в «их» новостях, страна должна решать в первую очередь, и оценивали действующего президента США по тому, как он с ней справляется.
Получается, манипулятору не надо сражаться с идеями противника, достаточно неутомимо повторять нужные формулировки.
Что делать?
Вначале поймем, что с нами происходит, когда мы попадаем под прицел умелых манипуляторов. Мы становимся некритичными, мыслим навязанными стереотипами, довольствуемся простыми ответами на сложные жизненные вопросы, верим только в свою правду, нетерпимы к чужому мнению. В обществе идет социальная поляризация, даже самые здравые, разумные и объективные начинают мыслить биполярно.
У нас уже нет времени думать, надо быстро определяться, срочно занимать позицию.
Каждая сторона слышит только себя и возмущается тем, что говорит оппонент. Мы словно закрываемся в информационном коконе и радостно ловим только «свою» информацию. Мы перестаем думать сами: начинаем говорить штампами, повторять реплики из газет, теле- и радио- передач. Штамповка простых взглядов, простых оппозиций разрушает сложную жизненную реальность и в целом смысл. В результате — раскол на два враждующих лагеря. А между тем полярные истины подпитывают друг друга, образуя единое целое, своего рода симбиоз, потому что друг без друга уже не могут существовать. Биполярное упрощение ведет к агрессии.
Чтобы не поддаваться манипулированию, главное — стать взрослым. Что это значит? Вернуть себе способность анализировать информацию, сохранить незатуманенное сознание с высоким уровнем критичности, отказаться от простых рецептов, ведь кроме черного и белого есть еще масса других оттенков. Чем сложнее человек воспринимает действительность, тем меньше в нем агрессии.
И, конечно, не надо обижаться на власть, пропаганду или рекламу. Во всем мире правители и интеллектуалы — это два полюса. Власть, государство стремится к единообразию, задача государства — все упростить, ведь трудно, как говорил Миттеран, управлять нацией, которая знает 300 сортов сыра. А интеллектуал воспроизводит сложность, его задача — не бояться разнообразия, инакости, уметь быть в меньшинстве и жить в условиях неопределенности, когда точно не понятно, кто «хороший», а кто «плохой».
Чтобы в наше время не потерять себя, сохранить нормальные отношения с друзьями и близкими, надо вырабатывать психологический иммунитет, который защитит наше личностное пространство и поможет противостоять «промыванию мозгов».
Как сохранить голову ясной, когда нам промывают мозги : tiina — LiveJournal
В мире не найдется человека, который хотя бы однажды не оказался жертвой манипулирования. Какими бы умными и образованными мы себя ни считали, каждый вспомнит, как не раз и не два он поддался уговорам мошенника, например, в обличье цыганки или экстрасенса, рекламы, политической пропаганды. И хорошо, если можно просто забыть неприятный эпизод, но иногда это довольно серьезно влияет на нашу жизнь.Приведу пример. Двое закадычных друзей в одночасье стали врагами. Почти любой разговор заканчивался взаимными нападками и оскорблениями. А началось все с того, что один полгода проработал в киевском филиале компании и смотрел телевизор там. А другой остался в Москве и получал информацию из российских источников. Когда они встретились, каждый был уверен, что другому «промыли мозги». И правы были оба.
Сегодня линия «фронта» проходит повсюду: в офисах, в социальных сетях, в транспорте, в семьях. Вражда, агрессия захлестнули общество.
Чтобы сохранить ясную голову, не допустить разлада в отношениях с близкими, важно не поддаваться наваждению внушаемых «знаний». А для этого попробуем разобраться, как действует механизм «промывания мозгов».
Промывание мозгов: как это работает
При манипулировании массовым сознанием в ход идет «трехсоставный» механизм: отключить рацио (снизить критичность мышления), создать угрозу (вызвать страх), поддеть человека на крючок спасателя (предложить выход).
Отключить рацио
Обычно мы довольно критично воспринимаем получаемую информацию. Мы дотошно рассматриваем ботинки, которые собираемся купить, нюхаем еду, прежде чем положить в рот, с подозрением относимся к новостям. Но при промывании мозгов у нас «отключают» критичность и прочие средства психологической защиты личности. И мы уже готовы поверить во что угодно. Нашего реалистически настроенного взрослого превращают в доверчивого ребенка. И мы начинаем оперировать навязанными нам образами и «фактами».
Вызвать страх
Манипуляция сознанием предполагает игру на чувствах, обращение к подсознанию, страхам и предрассудкам, которые есть у любого из нас. И главный способ – создать угрозу базовым потребностям. Конечно, если брать рекламу, нас не лишают пищи, воды или сна физически, но погружают в воображаемый мир голода, жажды и нехватки самого необходимого. Мы подчиняемся власти того, кто избавит нас от мук при помощи, например, картофельных чипсов или бутылки газированной воды.
«Мертвые слова» не рассчитаны на критическое восприятие. Их задача – запустить определенную эмоциональную реакцию: страх, ощущение угрозы.
Вызываемый у нас страх абсолютно иррационален, но запуганные люди пойдут на все. Например, достаточно произнести заклинание «международный терроризм» – и мы уже не протестуем, когда в аэропорту нас обыскивают, заставляют разуваться и выворачивать карманы.
Ввести крючок спасателя
Человека напугали, лишили самообладания и способности критически мыслить. И вот когда он уже чувствует себя жертвой и ищет спасения, ему является «спасатель».
Столкнувшись с трудностями, мы ищем простых ответов и стремимся исправить ситуацию простыми действиями, в том числе совершенно необоснованными. Например, в рекламе «спасение» всегда предлагается за счет псевдологики, выстраивания искусственной причинно-следственной связи между явлениями, не имеющими ничего общего: будешь пить этот кофе – станешь богатым, будешь жевать эту жвачку – понравишься девушкам.
Пропаганда «работает» так же. Нас пугают тем, от чего по-настоящему страшно: войнами, фашизмом, хунтой, убитыми, ранеными. И на фоне этого кошмара показывают – вот он, путь спасения: например, создать сильное государство, которое защитит.
Основные техники промывания мозгов
Техники промывания мозгов основаны на закономерностях функционирования человеческой психики. Их много, приведу лишь основные.
Отвлечение внимания
Для пропаганды, как и для любого другого вида манипулирования, важно подавить психологическое сопротивление человека внушению. Если в момент передачи сообщения отвлечь внимание адресата от его содержания, то осмыслить его и найти контрдоводы трудно.
Наше внимание отвлекают разрозненной информацией, мелькающей в телепередачах; «срочными» и «сенсационными» новостями, не стоящими и выеденного яйца; фокусировкой на второстепенных событиях; выдумыванием новых повесток дня, чтобы увести нас от насущных проблем. В результате внимание рассеивается, критичность теряется, и мы становимся открытыми для любого «мусора». Мы вынуждены полагаться на предлагаемую информацию, ведь ее просто некогда проверять – и манипулятору легко обратить нас в «правильную» веру.
Иллюзия достоверности
Сильнейшее эмоциональное воздействие создает ощущение подлинности событий. Нас как будто вбрасывают в эту странную действительность, но часто это просто дешевый трюк, постановка, монтаж. Иллюзии достоверности способствуют «очевидцы событий», ссылки на авторитетные источники информации, цифры, графики, проценты, появление известных артистов или спортсменов, которые говорят о том, в чем сами толком не разбираются.
Подмена
Пропаганда может назвать черное белым, а белое черным, плюс поменять на минус или наоборот. Так возможно перекрасить любые события, погромы назвать демонстрациями протеста, бандитов – борцами за свободу, наемников добровольцами. Нас загоняют еще в одну пропагандистскую ловушку, когда навязывают нам определенные ассоциации. Некий объект начинает восприниматься нами как однозначно плохой или хороший. Как это бывает в рекламе? Вот явно преуспевающий человек едет на машине – подспудное сообщение такое: если у меня будет такая же, то тоже достигну успеха. Или когда говорят о «хорошем», фоном идет оптимистичная, приятная музыка. Если показывают «плохое», звучит тревожная музыка и мелькают печальные лица.
Чтобы создать нужные настроения в обществе, желаемое выдают за действительное, жонглируют фактами, фальсифицируют рейтинги и социологические данные.
Мы цепляемся за эти ассоциации, ложные аналогии и факты, чтобы лишний раз не думать. Так уж устроен наш мозг, он при любой возможности старается не делать лишней работы.
Повторение
Если повторять одну и ту же мысль простыми фразами, мы к ней привыкаем и начинаем считать своей. Нам всегда кажется убедительным то, что мы запомнили, даже если запоминание произошло в ходе механического повторения рекламного ролика или назойливой песни.
Что делать
В начале поймем, что с нами происходит, когда мы попадаем под прицел умелых манипуляторов. Мы становимся некритичными, мыслим навязанными стереотипами, довольствуемся простыми ответами на сложные жизненные вопросы, нетерпимы к чужому мнению. Самые тихие и скромные превращаются в агрессоров и готовы биться за свою правду.
Но начать противостояние легко, а вот выйти из него трудно, ведь отказаться от своего мнения для многих – все равно, что признать поражение.
Что же делать? Главное, чтобы не поддаваться манипулированию, нужно стать взрослым: вернуть себе способность анализировать информацию, сохранить незатуманенное сознание с высоким уровнем критичности, отказаться от простых рецептов, ведь, кроме черного и белого, есть еще и «50 оттенков серого». Чем сложнее человек воспринимает действительность, тем он менее агрессивен.
Поэтому можно попробовать следующее:
- Сознательно прервать контакты с источником информации: просто выключить телевизор, перестать читать газеты. Дать себе срок, скажем, две недели, и «наваждение» начнет проходить.
- Не потреблять информацию в расслабленном состоянии, когда снижен барьер критичности, а значит, информация из внешнего мира откладывается в подсознании в виде психологических установок и формирует будущее поведение.
- Искать объективную информацию в альтернативных источниках, например в научных статьях, книгах, на неангажированных сайтах.
- Подумать: нужно ли мне во всем этом разбираться? Совсем не обязательно иметь мнение по любому вопросу. И если та или иная информация для меня жизненно не важна, можно уйти во «внутреннюю эмиграцию» на свой «необитаемый остров».
- Воспользоваться «методом Карлсона» – попробовать мысленно, «поднявшись к потолку», посмотреть на все, что мы делаем. Увидев, что мы «не в себе», включить здравый смысл, успокоиться. Важно не путать политические конфликты и отношения и понимать, что у каждого своя правда. Можно спорить, высказывать разные точки зрения, но нужно уметь сказать себе «стоп», когда спор переходит в конфликт, в войну, в разрыв.
- Настроиться на диалог. Он расширяет наше представление о мире, помогает найти взаимопонимание с теми, кто мыслит иначе. Нужно взять паузу и попросить высказаться другого. Ключевые слова взрослого человека в таком разговоре: «А что ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?» И еще: «Точно не знаю», «Я что-то сомневаюсь».
- Научиться спокойно, четко, открыто высказывать свои взгляды и нести за это ответственность.
- Разрешить себе менять свое мнение. Многим это дается трудно. С детства нас учили, что надо следовать своим принципам, отстаивать их, быть на стороне правды и биться за нее. Но прежде надо понять, за что биться. За чьи-то чужие цели и принципы или за достойную жизнь для себя и своей семьи?
- Пользоваться простыми «ключами». Например, быть на стороне права. Существуют определенные, вполне понятные нравственные законы, такие как «нельзя брать чужое» или «не убивай».
автор Марина Мелия
полный текст
via
Тем, кто хочет в это сложное время не потерять себя, сохранить нормальные взаимоотношения с друзьями и близкими, нужно вырабатывать психологический иммунитет, который защитит наше личностное пространство и не позволит поддаться на чьи-то манипуляции.
Промывание мозгов | Контроль Разума
Промывание мозгов (Brainwashing) — применение принудительных методов при попытке изменить верования и поведение человека для политических или религиозных целей. Вопросы о том, существуют ли на самом деле такие методы, являются очень спорными, и время от времени вызывают горячие дискуссии.
Происхождение термина Править
Термин «промывание мозгов» – это относительно недавно возникший термин в языке, и до 1950 года его вообще не существовало. Более ранние стихийные формы принудительного подсознательного убеждения существовали ещё во времена инквизиции и применялись во время показательных судов против «врагов народа» в СССР. Это понятие тесно связано с развитием и распространением государственной пропаганды. Однако определенного термина не было до того момента, как эти более ранние методики не были упорядочены в Китайской Народной Республике (КНР) для их использования в борьбе против внутренних классовых врагов и иностранных захватчиков. До этого времени все описания сводились лишь к конкретным определенным методикам.
В КитаеПравить
Китайский термин xǐ năo (洗腦, что на китайском языке буквально означает «промыть мозги»), сначала применялся к тем методикам принудительного убеждения, которые использовались для искоренения так называемого «феодального» склада мышления китайских граждан, воспитанных ещё в дореволюционную эпоху. На Западе подобный термин поначалу использовался в США в 1950-х годах в период Корейской войны при описании тех методов, при помощи которых китайские коммунисты добивались глубоких поведенческих изменений в иностранных заключенных, чтобы подавить волю захваченных в плен к сопротивлению.
В СШАПравить
Затем термин стал активно использоваться в США для объяснения того факта, почему столь большой процент американских военнопленных солдат по сравнению с более ранними войнами перешёл на сторону коммунистов[источник?]. Было установлено, что основные методики, применяемые на заключённых, включали в себя лишение сна и другие жестокие психологические манипуляции, предназначенные для того, чтобы разрушить индивидуальность человека. Тревога американцев, вызванная этим новым явлением, пошла на убыль после того, как некоторые заключенные вернулись на родину, и оказалось, что лишь немногие из них сохранили преданность марксистским и антиамериканским доктринам, которые были внушены им в плену. Разгадка состояла в том, что когда эмоциональный шок проходил, ограничение информации устранялось, и привычная ареальность личности восстанавливалась, тогда все навязанные оценки и суждения очень скоро отпадали сами собой.
Период Корейской войныПравить
Хотя промывание мозгов на заключенных войск ООН в период Корейской войны и принесло китайской стороне некоторую пропагандистскую выгоду, основной выгодой была возможность значительно увеличить контроль над максимальным количеством заключенных при сравнительно небольшом количестве охраняющих, что позволяло высвободить других китайских солдат для проведения боевых действий.
Впоследствии после Корейской войны термин «промывание мозгов» в силу ряда причин наполнился совершенно другим содержанием и стал применяться в отношении самых всевозможных методик принудительного убеждения, в том числе в отношении использования политической пропаганды и идеологической обработки.
Современное употребление термина Править
Многие люди используют термин «промывание мозгов» или «контроль над разумом» для того, чтобы найти какое-то вразумительное объяснение тому озадачивающему успеху новых религиозных движений (НРД), с которым они обращают в свою религию новых сторонников.
Собственно, сам термин «промывание мозгов», как и «зомбирование», широко не используется в психологии и других науках, потому что он совершенно неопределённый, и он исторически связан с политической пропагандой, не говоря уже об ассоциации с панической истерикой по поводу людей, одураченных иностранными идеологиями.
В данном контексте термин «промывание мозгов» обычно преподносится как некое сочетание манипуляций, направленных на то, чтобы осуществить изменение убеждений и мировоззрения при помощи пропаганды, давления и ограничения доступа к независимым источникам информации. В таком случае многие из этих методов часто используются в обыденной жизни, порой даже неосознанно, производителями рекламы, правительствами, школами, родителями, ровесниками и супругами, и в связи с этим весь ореол загадочности вокруг «промывания мозгов» надуман и совершенно преувеличен.
В этом контексте термин обычно употребляется наряду с понятиями «контроль над разумом» и «реформа мысли», и все они трактуются, как изменение мировоззрения человека и его верований при помощи внешних манипуляций.
Политическое промывание мозгов Править
Период Корейской войны Править
Коммунистическая Партия Китая (КПК) использовала фразу «xǐ nǎo» («промыть мозг»), чтобы описать методы убеждения, обеспечивавшие приведение в ортодоксальность тех членов партии, которые не вполне соответствовали наставлениям партии. Эта фраза была игрой слов с ‘«xǐ xīn» (洗心, «вымойте сердце»), предупреждением, висящим на многих даосских храмах и призывающим последователям чистить их сердца от нечистых желаний перед входом вовнутрь.
В сентябре 1950 года в газете Miami Daily News вышла статья Эдварда Хантера (1902-1978) под названием «Тактика промывания мозгов принуждает китайцев вступать в ряды Коммунистической партии». В ней впервые в истории приводится на английском языке термин «промывание мозгов», который очень скоро стал газетным штампом времён холодной войны. Э. Хантер, работая журналистом, являлся сотрудником отдела пропаганды ЦРУ. В 1953 году Аллен Даллес, директор ЦРУ в тот период времени, объяснял, что «мозг под [коммунистическим влиянием] становится фонографом, проигрывающим диск, надетый на его шпиндель посторонним человеком, над которым нет никакого контроля»[источник?].
В своей книге 1956 года «Промывание мозгов: история мужчин, бросивших этому вызов» Э. Хантер описал методику промывание мозгов, как «нанесение ущерба разуму путём применения различных средств, гипноза и так далее для того, чтобы стереть память о происходившем и заменить её новой памятью о том, чего никогда не было в действительности». Согласно Хантеру, процесс является настолько разрушительным для физического и умственного здоровья, что многие из его интервьюируемых полностью не оправились через нескольких лет свободы после китайского плена.
Позднее два исследователя корейских военных предательств, Роберт Лайфтон и