Тому кто не постиг науки добра всякая наука приносит лишь вред смысл – Пожалуйста, помогите написать эссе по высказыванию М.Монтеня «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».

Философия «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред»

Образцы эссе

(Монтень)

1. Такое понятие, как добро, является ключевым в сфере отношений между людьми в гражданском обществе. К нему также можно отнести гуманность, справедливость, уважение к другим людям. Все эти качества определяют степень нравственности конкретного человека, уровень его культуры.

Вообще, социализация любого человека начинается с освоения им социальных норм, присущих данному обществу. Это обычаи, традиции, политические, эстетические, религиозные нормы. Усвоение моральных норм также является важной ступенькой социализации личности. Воспитание нравственных принципов человека, его культуры происходит сначала в образовательных учреждениях, где учитель указывает на должное поведение учеников, предпринимает какие-либо санкции в отношении учеников, нарушающих дисциплину. Именно в школьном коллективе у человека вырабатываются такие качества как добро, понимание, ответственность за свои поступки. Социализация личности, освоение ею социальных норм (в т.ч. моральных) продолжается в течении всей жизни человека и проявляется во всех сферах его деятельности, чем бы он не занимался. А степень его культуры оказывает влияние на окружающих людей и порой на все человечество в целом. Так, например, в науке нравственность играет немалую роль. Ученый, создавая что-либо новое, должен задумываться не только над положительным эффектом своего открытия, но и на возможные отрицательные последствия. Так, некий ученый, создатель атомной бомбы, после проведения испытаний своего изобретения осознал жестокость этого оружия, по отношению ко всему человечеству. Именно поэтому во всей своей последующей деятельности он проводил активную агитацию против использования атомного оружия в мире.

Этот пример показывает, к каким последствиям может привести негуманная деятельность людей с низкой культурой. И это соблюдение моральных норм отражается не только при взаимодействии людей (общение, национальные взаимоотношения), но и жизни общества в целом. Поэтому любой человек, по моему мнению, должен соблюдать нравственные принципы, включающие такие понятия, как добро, уважение, справедливость, гуманность. Ведь при таком условии человек будет чувствовать себя комфортно и будет развиваться гармонично с обществом, не нарушая социальных норм, а наоборот, способствуя общему развитию данного общества и его культуры в особенности. В силу выше приведенных аргументов я полностью согласна с высказыванием Монтеня.



 

 

2. Мне кажется, что Монтень прав, утверждая о ценности добра. Именно доброта помогает людям найти общий язык, именно доброта заставляет людей идти на немыслимые поступки, на помощь друг другу. Человек, не обладающий таковым чувством – не человек, ибо у него нет уважения ни к себе, ни к другим, нет чувства сострадания к ближнему, нет совести. Его поступки, да и вся его жизнь не заслуживает уважения. Такой человек достоин только жалости.

Каждый человек имеет цель и в течении всей жизни стремится к ней всеми силами, направляя свой ум и сердце на достижение её. Добрый человек стремится к своей цели, не причиняя никому вреда и неудобства и, чаще всего, его действия направлены на преобразование мира, ради справедливости на земле. Мне кажется, такому человеку везде есть место, в любой деятельности, потому что у него отзывчивое сердце, он всегда способен отдать свое душевное тепло нуждающемуся или просто дать совет от чистого сердца, искрений, без злого умысла.

Мне кажется, что доброта, именно она помогает в трудную минуту отчаяния, безнадежности. А порой добрый совет или пожелание могут изменить всю жизнь.

Доброта – величайшее из проявлений человеческой сущности, доброта никогда не бывает лишней, она всегда направлена на лучшее, на помощь ближнему.

Давайте помогать друг другу всегда и во всем. Что бы вы не делали, где бы вы не жили – нельзя забывать о доброте и всегда оставаться человеком.

 

 

3. Наука – особая система знаний, особый вид деятельности, которая заключается в глубоком проникновении в суть явления, выявления закономерностей, объяснение и описание явлений, действий.

Учиться добру можно и даже нужно, ведь именно оно является главным критерием человечности. Пожалуйста, изучайте химию, биологию, но без добра тебе никуда не деться. Я хочу рассказать о врачах. Их труд очень тяжелый. Каждый день они могут сталкиваться, и сталкиваются и со смертью и с жестокостью (например, когда пьяный сын избивает свою престарелую мать). Но врачи всегда с теплотой относятся к любому пациенту. Помню, когда я попала во второй раз в больницу с воспалением легких, я лежала несколько дней с высокой температурой. Мне приходили делать уколы медсестры. И каждая старалась как-то меня приободрить, спрашивала не больно ли мне, когда кололи уколы. Лечащий врач не по разу заходил ко мне в палату, спрашивал о моем самочувствии. И вы знаете именно от этого доброго и заботливого отношения настроение у меня улучшалось, а через пару дней температура спала. А ведь и у врача и у сестер полная больница больных пациентов. И каждому надо подарить улыбку, обогреть ласковым словом. Так могут делать только люди с большой, чистой душой, добрые, отзывчивые, для которых наука медицина приносит только радость и удовольствие, а не вред. Да вообще, когда человек зол, любое дело ему кажется трудным, плохим, неинтересным, соответственно радости и удовольствия от его выполнения он не получает, следовательно выполняет его плохо, тем самым принося вред окружающим, окружающие жалуются на плохую работу и этого человека уволят, таким образом он причиняет вред и себе.

 

4.С высказыванием философа я полностью согласен. Этому утверждению в мире существует множество примеров. Взять, например, террористов, которые прекрываются своей религией. Я считаю, что религия не должна нести преступление. Она наоборот должна влиять на человека гуманно, сближать людей. Террористы в большинстве случаев истолковывают религиозные факты по-своему, т.е. получается так, что ради достижения благой цели нужно пойти на жертвы. Такие люди становятся фанатами, добро им чуждо. Ради достижения цели такой человек может пойти на что угодно. Наше государство до середины 80-х годов управлялось людьми, на мой взгляд, которым добро было чуждо. Люди были озлоблены и доносили друг на друга. Если на человека доносили, то расследование по его делу было коротким, из него выбивали признание в преступлении. Таких людей либо отсылали в концлагеря, либо расстреливали как врагов народа. Аморальные люди никогда не будут в уважении у других людей. Я считаю, что наше общество должно развиваться по такому пути, чтобы люди развивали в себе только положительные качества, в обществе должен идти процесс гуманизации. Добро всегда должно побеждать зло. Если человек еще в детстве ведет себя не как все дети: его шутки злобны, жестоки – обычные дети с ними стараются не общаться. В итоге из них вырастают «злые люди».

 

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Воспитание и дружба. «Опыты» мудреца

Воспитание и дружба

Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, – нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.

Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой.

Я наблюдал только такое действие розги – она или притупляет, или озлобляет.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Самое главное – это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.

Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Одна и та же вещь… может заставить и смеяться и плакать не только детей, с непосредственностью следующих во всем природе, но зачастую и нас самих.

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной.

Если учителя, как это обычно у нас делается, просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания.

Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние.

Пусть наставник расскажет своему питомцу, что означает: знать и не знать; какова цель познания; что такое храбрость, воздержанность, справедливость; в чем различие между жадностью и честолюбием, рабством и подчинением, распущенностью и свободой… до каких пределов допустимо страшиться смерти, боли или бесчестия… какие пружины приводят нас в действие и каким образом в нас возникают столь разнообразные побуждения.

Приемы, к которым обращаются в земледелии до посева, хорошо известны, и применение их не составляет труда, как, впрочем, и самый посев… То же самое и с людьми: невелика хитрость посеять их; но едва они появились на свет, как на нас наваливается целая куча самых разнообразных забот, хлопот и тревог – как же их вырастить и воспитать.

Почтительность, которою окружает ребенка челядь, а также его осведомленность о богатстве и величии своего рода являются немалыми помехами в правильном воспитании детей.

Я нахожу, что наихудшие наши пороки зарождаются с самого нежного возраста и что наше воспитание зависит главным образом от наших нянюшек и кормилиц.

Обыкновение извинять… отвратительные наклонности легкомыслием, свойственным юности, и незначительностью проступков, весьма и весьма опасно.

Нужно настойчиво учить детей ненавидеть пороки как таковые; нужно, чтобы они воочию видели, насколько эти пороки уродливы, и избегали их не только в делах своих, но и в сердце своем.

Трудно преобразовать то, что вложено в человека самой природой. От этого и происходит то, что, вследствие ошибки в выборе правильного пути, зачастую даром тратят труд и время на натаскивание детей в том, что они не в состоянии как следует усвоить.

В медвежатах и щенках сказываются их природные склонности; люди же, быстро усваивающие привычки, чужие мнения и законы, легко подвержены переменам и к тому же скрывают свой подлинный облик.

Ребенка из хорошей семьи обучают наукам, имея в виду воспитать из него не столько ученого, сколько просвещенного человека, не ради заработка и не для того, чтобы были соблюдены приличия, но для того, чтобы он чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри.

Согласно наставлению Платона, «детям нужно определять место в жизни не в зависимости от способности их отца, но от способностей их души».

Нам без отдыха и срока жужжат в уши, сообщая разнообразные знания, в нас вливают их, словно в воронку, и наша обязанность состоит лишь в повторении того, что мы слышали. Я хотел бы, чтобы воспитатель отказался от этого обычного приема и чтобы с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскать дорогу самому.

Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал также своего питомца.

Пусть ваши дети приучаются и привыкают к воздержанию и простоте, пусть они лучше идут от суровой жизни к легкой, чем обратно.

Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его, и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни.

Пусть учитель, объясняя что-нибудь ученику, покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это.

Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует. Он ничего не находит, да ничего и не ищет.

Большое это дело – так направить ничем не запятнанное воображение ребенка, не угнетая его и не напрягая, чтобы оно могло порождать самые прекрасные душевные движения.

Страдание, наслаждение, любовь, ненависть – вот первые ощущения, доступные ребенку. Если со вступлением разума в свои права эти чувства подчиняются ему, возникает то, что мы именуем добродетелью.

Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мед. Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением. Его воспитание, его труд, его ученье служат лишь одному: образовать его личность.

Многие наставники хотят образовать нам ум, не будоража его. Можно ли научить управлять конем, владеть копьем, лютней или голосом, не заставляя изо дня в день упражняться в этом, подобно тому, как некоторые хотят научить нас здравым рассуждениям и искусной речи, не заставляя упражняться ни в рассуждениях, ни в речах? А между тем при воспитании в нас этих способностей всё, что представляется нашим глазам, стоит назидательной книги.

Я бы посоветовал посылать нашу молодежь за границу в возможно более раннем возрасте и, чтобы одним ударом убить двух зайцев, именно к тем из наших соседей, чья речь наименее близка к нашей, так что если не приучить к ней свой язык смолоду, то потом уж никак ее не усвоить.

Неразумно воспитывать ребенка под крылышком у родителей. Вложенная в последних самой природой любовь внушает даже самым разумным из них чрезмерную мягкость и снисходительность. Они не способны ни наказывать своих детей за проступки, ни допускать, чтобы те узнали тяжелые стороны жизни, подвергаясь некоторым опасностям.

Авторитет воспитателя, который для ученика должен быть непререкаемым, страдает и расшатывается от… влияния родителей.

В сотовариществе с другими и дети проявляют мужество.

Недостаточно закалять душу ребенка; столь же необходимо закалять и его тело. Наша душа слишком перегружена заботами, если у нее нет должного помощника, на нее тогда возлагается непосильное бремя, так как она несет его за двоих.

Осознание ребенком, насколько велик и богат род, к которому он принадлежит, является, на мой взгляд, серьезными помехами в его воспитании.

Что до той школы, которой является общение с другими людьми, то тут я нередко сталкивался с одним обычным пороком: вместо того, чтобы стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить напоказ себя.

Пусть он (ребенок) избегает придавать себе заносчивый и надменный вид, избегает ребяческого тщеславия, состоящего в желании выделяться среди других и прослыть умнее других, пусть не стремится прослыть человеком, который бранит все и вся и пыжится выдумать что-то новое. Подобно тому как лишь великим поэтам пристало разрешать себе вольности в своем искусстве, так лишь великим и возвышенным душам дозволено ставить себя выше обычая.

Ребенка следует приучать к тому, чтобы он был бережлив и воздержан в расходовании знаний, которые он накопит, чтобы он не оспаривал глупостей и вздорных выдумок, высказанных в его присутствии, ибо весьма невежливо отвергать то, что нам не по вкусу.

Следует научить ребенка вступать в беседу или в спор только в том случае, если он найдет, что противник достоин подобной борьбы… Надо приучить его тщательно отбирать доводы, отдавая предпочтение наиболее точным, а следовательно, и кратким. Но, прежде всего, пусть научат его склоняться перед истиной и складывать перед ней оружие, лишь только он увидит ее – независимо от того, открылась ли она его противнику или озарила его самого.

Пусть совесть и добродетели ученика находят отражение в его речи и не знают иного руководителя, кроме разума.

Оценивая достоинства и свойства каждого (человека), юноша воспитывает в себе влечение к его хорошим чертам и презрение к дурным.

Врожденные склонности искоренить невозможно; их прикрывают, прячут, но не больше.

Пусть в душе ребенка пробудят благородную любознательность, пусть он осведомляется обо всем без исключения, пусть осматривает все примечательное, что только ему ни встретится.

Обратившись к истории, юноша будет общаться с великими душами лучших веков.

У философии есть свои рассуждения как для тех, кто вступает в жизнь, так для дряхлых старцев.

Поскольку философия учит жизни и детский возраст совершенно так же нуждается в подобных уроках, как все прочие возрасты, – почему бы не приобщить к ней и детей?

Обучение должно основываться на соединении строгости с мягкостью.

Природные склонности развиваются и укрепляются при помощи воспитания, но изменить и преодолеть их нельзя.

Приучайте ребенка к поту и холоду, к ветру и жгучему солнцу, ко всем опасностям, которые ему надлежит презирать; отвадьте его от изнеженности и разборчивости; пусть он относится с безразличием к тому, во что одет, на какой постели спит, что ест и что пьет: пусть он привыкает решительно ко всему. Пусть не будет он маменькиным сынком, похожим на изнеженную девицу, но пусть будет сильным и крепким юношей.

Где для детей польза, там же должно быть для них и удовольствие. Когда кормишь ребенка, полезные для него кушанья надо подсахаривать, а к вредным примешивать желчь.

Я считаю более приличным и более здоровым, чтобы дети начинали пить вино лишь после того, как им минет шестнадцать – восемнадцать лет.

Пока еще тело гибко, его нужно упражнять на все лады. И если воля и вкусы нашего юноши окажутся податливыми, нужно смело приучать его к образу жизни любого круга людей и любого народа, даже при случае, к беспутству и излишествам, если это окажется нужным. Пусть он приспосабливается к обычаям своего времени. Он должен уметь делать все без исключения, но должен любить делать только хорошее.

И путь он (юноша) никому не причиняет вреда не по недостатку возможностей и умения, а лишь по недостатку злой воли.

Пусть юноша научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь.

Что до привязанности детей к родителям, то это скорее уважение. Дружба питается такого рода общением, которого не может быть между ними в силу слишком большого неравенства в летах, и к тому же она мешала бы иногда выполнению детьми их естественных обязанностей.

Отцы не могут посвящать детей в свои самые сокровенные мысли, не порождая тем самым недопустимой вольности, как и дети не могут обращаться к родителям с предупреждениями или увещеваниями, что есть одна из первейших обязанностей между друзьями.

Если существует… некое исконное и всеобщее влечение, свойственное и животным и людям, то, по-моему, на следующем месте после присущего всем животным стремления оберегать себя… стоит любовь родителей к своему потомству. И так как природа как бы приписала ее нам с целью содействовать дальнейшему плодотворному развитию вселенной, то нет ничего удивительного в том, что обратная любовь к родителям не столь сильна.

Чаще всего мы больше радуемся детским играм, шалостям и проделкам наших детей, чем их вполне сознательным поступкам в зрелом возрасте, словно бы мы их любили для нашего развлечения как мартышек, а не как людей.

Я не порицаю того, кто меньше любит своего ребенка, потому что он покрыт паршею, и не только тогда, когда тот коварен и злобен, но и тогда, когда он попросту несчастлив и жалок, лишь бы при этом охлаждении чувств соблюдалась мера и должная справедливость. По мне, кровная близость не сглаживает недостатков, напротив, она их, скорее, подчеркивает.

Бесплодие также имеет свои преимущества. Дети – из числа тех вещей, которых не приходится так уж пламенно жаждать, и особенно в наши дни, когда столь трудно воспитать их добропорядочными, а вот оплакивать их потерю тем, у кого они были, приходится, и даже очень приходится.

Жалок отец, если любовь к нему детей лишь оттого, что они нуждаются в его помощи. Да и можно ли вообще назвать это любовью? Следует внушать уважение своими добродетелями и рассудительностью, а любовь – добротой и мягкостью.

Если мы хотим, чтобы наши дети любили нас, если мы хотим лишить их повода желать нашей смерти, то нам следует разумно сделать для них все, что в нашей власти.

Для состарившегося отца должно быть большой радостью самому ввести своих детей в управление своими делами… и давать им советы и наставления на основе своего опыта… Поэтому я не стал бы сторониться их общества, а наоборот хотел бы находиться около них и наслаждаться – в той мере, в какой мне это позволил бы мой возраст, – их радостями и увеселениями.

Я бы попытался в сердечных беседах внушить моим детям искреннюю дружбу и неподдельную любовь к себе, чего нетрудно добиться, когда имеешь дело с добрым существом.

Мы любим наших детей по той простой причине, что они рождены нами, и называем их нашим вторым «я», между тем… достоинства наших детей являются в большей степени их достоинствами, чем нашими.

Безрассудно и нелепо со стороны отцов не желать поддерживать со своими взрослыми детьми непринужденно-близкие отношения и принимать в общении с ними надутый и важный вид… На деле это бессмысленная комедия, делающая отцов в глазах детей скучными или… потешными: ведь их дети молоды, полны сил, и им… смешны надменные и властные гримасы бессильного и дряхлого старца, напоминающего пугало на огороде.

Я охотно возвращаюсь к мысли о пустоте нашего образования. Оно поставило себе целью сделать нас не то чтобы добропорядочными и мудрыми, а учеными, и оно добилось своего: оно так и не научило нас постигать добродетель и мудрость и следовать их предписаниям, на зато мы навсегда запомнили происхождение и этимологию этих слов; мы умеем склонять самое слово для обозначения добродетели, но любить ее мы не умеем.

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.

На мой взгляд, юноша должен быть невоздержанным: иначе для него окажется губительной любая буйная шалость и в веселой беседе он окажется неудобным и неприятным обществу.

Деятельность и наблюдательность – вот качества, которые больше всего необходимо воспитывать в молодежи.

Нет, кажется, ничего, к чему природа толкала бы нас более, чем к дружескому общению.

Всякая дружба, которую порождают или питают наслаждение или выгода, нужды частные и общественные, тем менее прекрасна и благородна и тем менее является искренней дружбой, чем больше посторонних самой дружбе причин, соображений и целей примешиваются к ней.

Равным образом не совпадают с дружбой и те четыре вида привязанности, которые были установлены древними: родственная, общественная, налагаемая гостеприимством и любовная, – ни каждая в отдельности, ни все вместе взятые.

Ничто не является в такой мере выражением нашей свободной воли, как привязанность и дружба.

Никак нельзя сравнивать с дружбой или уподоблять ней любовь к женщине, хотя такая любовь и возникает из нашего свободного выбора.

В дружбе – теплота общая и всепроникающая, умеренная, сверх того, ровная, теплота постоянная и устойчивая, сама приятность и ласка, в которой нет ничего резкого и ранящего.

Дружба есть согласие желаний.

Дружба, напротив, становится тем желаннее, чем полнее мы наслаждаемся ею; она растет, питается и усиливается лишь благодаря тому наслаждению, которое неизменно доставляет нам, и так как наслаждение это – духовное, то душа, предаваясь ему, возвышается.

В той дружбе, какую я имею в виду, затронуты самые сокровенные глубины нашей души; в дружбе, поглощающей нас без остатка, нужно, конечно, чтобы все душевные побуждения человека были чистыми и безупречными.

Я нуждаюсь в таком общении с собеседником, которое бы поддерживало и вдохновляло меня.

Когда умирают наши друзья, то нет для нас лучшего утешения, чем сознание, что мы ничего не забыли им сказать и находились с ними в полнейшей и совершенной близости.

Я люблю общество людей, у которых близкие отношения основаны на чувствах сильных и мужественных, я ценю дружбу, не боящуюся резких и решительных слов.

Бескорыстная дружба, возникающая по нашему побуждению, обычно на голову выше дружеских отношений, которыми нас связывают соседство или общность крови.

В истинной дружбе я отдаю моему другу больше, чем беру у него.

Жажда непосредственной близости говорит о недостатке способности к духовному общению.

До чего же справедливо древнее изречение, гласящее, что дружба еще насущнее и еще сладостнее, чем вода и огонь!

Мы имеем право опираться иногда на другого, но вовсе не наваливаться на него всей своей тяжестью и поддерживать себя ценой его гибели.

Редкая удача, но и необыкновенное облегчение – иметь возле себя порядочного во всех отношениях человека, с ясным умом и нравами, сходными с вашими.

Но лучше быть одному, чем среди докучных и глупых людей.

Часто случается, что жизненные обстоятельства своих друзей я вижу и понимаю лучше, чем они сами.

Надо иметь очень чуткие уши, чтобы выслушивать откровенные суждения о себе… Те, кто решаются высказывать нам, что они думают о нас, проявляют тем самым необыкновенные дружеские чувства. Ибо ранить и колоть для того, чтобы принести пользу, – это и есть настоящая любовь.

Настоящий друг – это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.

Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга, или проникнуть в сокровенные мысли и побуждения тех, кто находится постоянно около нас?

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.

Истинные друзья те, у кого «одна душа в двух телах».

Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду.

Именно принявший у друга благодеяние, обязал бы его этим; ведь оба они не желают ничего лучшего, как сделать один другому благо, и именно тот, кто предоставляет своему другу возможность и повод к этому, проявляет щедрость… Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

Кому не ясно, какое важнейшее значение имеет для государства воспитание детей? И тем не менее, без долгих размышлений, детей оставляют на произвол родителей, какими бы взбалмошными и дурными людьми они ни были.

Пусть ученика заставят понять, что признаться в ошибке, допущенной им в своих рассуждениях, даже если она никем, кроме него, не замечена, есть свидетельство ума и чистосердечия… что упорствовать в своих заблуждениях и отстаивать их – свойства весьма обыденные, присущие чаще всего наиболее низменным душам, и что умение одуматься и поправить себя, сознаться в своей ошибке в пылу спора – качества редкие и ценные.

В дружбе … наши души смешиваются и сливаются в нечто до такой степени единое, что скрепляющие их когда-то швы стираются начисто и они сами не в состоянии более отыскать их следы. Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил моего друга, я чувствую, что не мог бы выразить это иначе, чем сказав: «Потому, что это был он, и потому, что это был я».

Та совершенная дружба, о которой я говорю, неделима: каждый с такой полнотой отдает себя другу, что ему больше нечего уделить кому-нибудь еще… В обычных дружеских связях можно делить свое чувство: можно в одном любить его красоту, в другом – простоту нравов, в третьем – щедрость… и так далее. Но что касается дружбы, которая подчиняет душу всецело и неограниченно властвует над нею, тут никакое раздвоение невозможно.

Никакие доводы в мире не могут поколебать моей уверенности в том, что я знаю волю и мысли моего друга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Как научиться писать эссе по обще

1 Философия (духовная сфера. Для написания эссе, здесь представлены основные идеи – проблемы)

Основные проблемы науки

  1. Соотношение материи и сознания

  2. Пространство и время как формы бытия.

  3. Движение и развитие как способы существования

  4. Проблема сущности сознания.

  5. Соотношение сознательного и бессознательного в деятельности человека.

  6. Бесконечность процесса познания.

  7. Вопрос о возможности познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

  8. Соотношение объекта и субъекта познания.

  9. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

  10. Интуиция и её роль в познании.

  11. Истина и её критерии. Относительная истина и абсолютная истина.

  12. Проблема взаимосвязи самопознания и познания общества и мира в целом.

  13. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

  14. Единство чувственного и рационального познания.

  15. Проблема взаимосвязи теории и практики.

  16. Взаимодействие природы и общества.

  17. Экологическая проблема и пути её решения.

  18. Соотношение материальной и духовной стороны общественной жизни.

  19. Соотношение личности и общества

  20. Проблема свободы и ответственности личности.

  21. Проблема морали в науке.

  22. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

  23. Многовариантность общественного развития.

  24. Сущность цивилизации.

  25. Многообразие подходов к изучению общества.

  26. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

  27. Духовная жизнь общества.

  28. Общественное сознание, его структура и формы.

  29. Наука как форма общественного сознание.

  30. Эстетическое сознание.

  31. Философское понимание искусства.

  32. Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

  33. Нравственное сознание.

  34. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

  35. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

  36. Глобализация общественной жизни.

  37. Роль народных масс и личности истории.

  38. Проблема закономерности общественного прогресса.

  39. Проблема противоречивости общественного прогресса.

  40. Эволюционный и революционный пути развития общества.

  41. Человек как существо биосоциальное

  42. Проблема жизни и смерти.

  43. Проблема подвига и самопожертвования.

  44. Проблема нравственного выбора.

  45. Проблема прекрасного и безобразного

Проблема

Автор поднимает проблему…

Автор рассуждает на тему….

Смысл

Автор убеждён в том, что…

«Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том чтобы владеть собой»(Ф.М. Достоевский)

«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л.Фейербах)

«Тот, кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знание людей» (Н.Г, Чернышевский)

«Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса: она лишена смысла» А. Маслоу)

«Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н.И. Пирогов.)

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (М. Монтень)

Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г.Белинский)

Прогресс – не случайность, а необходимость» (Г. Спенсер)

«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценною целой жизнью» (Ф. Ницше)

«Наука – это истина , помноженная на сомнение» (Валери)

«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н.Бердяев)

« Но если неизбежность смерти несовместима с истиной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустой нашей жизни» (В. Соловьёв)

«Если свободный человек падает, он никого в этом не винит» (И. Бродский)

«Чем гуще тень атомной бомбы ложилась на всех, тем больше люди стали понимать, что все они -братья» (А. Эйнштейн)

«В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу» (Л. Толстой)

Проблема

Автор поднимает проблему…

Автор рассуждает на тему….

Смысл

Автор убеждён в том, что…

«Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том чтобы владеть собой»(Ф.М. Достоевский)

20

Свобода ограничена ценности, волей .

«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л.Фейербах)

15-13

Научную теорию может доказать практическое

«Тот, кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знание людей» (Н.Г, Чернышевский)

12

Осознание своего я

«Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса: она лишена смысла» А. Маслоу)

9

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Так, выделяя общие всем людям свойства – способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, – мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека

«Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н.И. Пирогов.)

11

В данном высказывании автор подталкивает человека к рассуждению о том, что природа, общество и индивидуум взаимосвязаны между собой.

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (М. Монтень)

21

Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г.Белинский)

41

Прогресс – не случайность, а необходимость» (Г. Спенсер)

38

Прогресс – это направление развития, характеризующееся поступательными движением от низших и простых форм к более высоким и сложным. Прогресс относителен, затрагивая одни стороны жизни, он может быть совершенно не применим к другим.

«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценною целой жизнью» (Ф. Ницше)

43

«Наука – это истина , помноженная на сомнение» (Валери)

7

По мнению автора, прогресс в научной деятельности человека достигается через сомнения в собственных гипотезах и действиях.

онечной целью познания является постижение истины. Истиной мы называем конкретное, объективное, соответствующее законам и проверяемое на практике знание. Выделяют три вида истины: абсолютная, относительная и объективная. Наука идет к постижению абсолютной истины путем относительной. По этой причине наука развивается неравномерно, ведь относительная истина — это не достоверное знание соответствующее определенному этапу развития общества. Так, в 16 веке выдающийся мыслитель Джордано Бруно был сожжен на костре за учение о бесконечности вселенной и множестве миров.

«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н.Бердяев)

33

« Но если неизбежность смерти несовместима с истиной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустой нашей жизни» (В. Соловьёв)

42

«Если свободный человек падает, он никого в этом не винит» (И. Бродский)

30

«Чем гуще тень атомной бомбы ложилась на всех, тем больше люди стали понимать, что все они -братья» (А. Эйнштейн)

44

«В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу» (Л. Толстой)

1

Задание 1.Установите соответствие между цитатами и формулировками смысла высказываний: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Наука – это кладбище гипотез» (Пуанкаре)

Б) В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, — не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л.Н. Толстой)

В) «Если людоед пользуется вилкой и ножом – это прогресс? (Т. Ежи Лец)

Г) «Пришло несчастье – человек сам его породил, пришло счастье — человек сам его вырастил. У несчастья и счастья одни двери, польза и вред – соседи» (Конфуций)

Д) «Движение абсолютно, а покой относителен»

1) Человечество должно нести моральную ответственность за результаты своей преобразовательной деятельности, наносящие вред природе.

2) В качестве критериев прогресса нужно брать внутренние, сущностные, а не поверхностные признаки, позволяющие объективно оценивать влияние тех или иных достижений на развитие общества в целом

3) Формирование научной теории связано с опровержением многочисленных теорий.

4) В природе и в обществе всё находится в движении – это естественная форма существования всего на земле. Абсолютного покоя не существует.

5) Жизнь человека не предупределена судьбой, она зависить от его собстенных поступков, характера взаимоотношений с другими людьми.

Задание 2.

Выберите правильный ответ:

А) проблема познания человека мира и самого себя;

Б) проблема установления критериев истинности знания;

В) проблема средств и способов познания;

Г) проблема роли абсолютных и относительных истин в процессе познания

3.Смысл высказывания

Выберите правильный ответ:

А) большая часть сведений о мире человеку уже известна;

Б) процесс познания мира будет продолжатся бесконечно, обогащая людей новыми знаниями;

В) процесс познания мира является бессмысленным, потому что он постоянно изменяется;

Г) на сегодняшний день основные вопросы познания мира решены.

4. Собственное мнение

Я согласен с автором в том, что…

Нельзя не согласится с автором данного высказывания, потому что…

Автор был прав, так как…

Позволю себе не согласится с мнением автора о том, что…

Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с… не могу согласиться

Используя справочный материал, подберите аргументы для подтверждения своей позиции.

ПОЗНАНИЕ — это общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Вопрос о сущности познания неразрывно связан с решением основного вопроса философии.

«Познаваем ли мир?» Идеализм абсолютизирует отдельные моменты процесса познания, отрывает его от объекта, превращает развитие знания в нечто самостоятельное, а некоторые идеалисты видят в нем причину и источник развития предмета. Материализм рассматривает познание, как процесс приблизительно верного отражения действительности в сознании человека.

Познание проходит путь от анализа явления к анализу сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от изучения предмета к исследованию системы взаимоотношений между предметами. Раскрывая законы действительности, познание воссоздает в идеальной форме предметы природы в их всестороннем богатстве и многообразии. Это оказывается возможным лишь потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности.

Предметы внешнего мира становятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту человеческой деятельности, подвергаются активному воздействию со стороны человека; лишь благодаря этому обнаруживаются, раскрываются их свойства.

Следовательно потребности практической деятельности определяют направление развития познания, ставят перед ним актуальные проблемы, которые необходимо разрешить, обусловливают темпы развития тех или иных наук. Материальное производство предоставляет технические инструменты, научную аппаратуру для решения познавательных проблем. В свою очередь познавательная деятельность, воплощаясь в технике, становится непосредственной производительной силой.

Таким образом, процесс познания не заканчивается, он развивается в соответствии с потребностями и интересами общества.

5. Для теоретической аргументации необходимо раскрыть тезисы и понятия:

6. Фактическая аргументация

1. Бесконечность математического счёта: всегда к последнему числу можно добавит единицу и так далее.

2) бесконечность исследований космоса: сделанные на сегодняшний день открытия ставят перед нами новые вопросы, ответы на которые пока нам неизвестны.

3. Остаются научными загадками вопрос появления жизни на Земле и что есть после смерти человека. Пока без ответа.

ВЫВОД

Процесс познания будет продолжаться на протяжении существования человечества. Это вызвано с одной стороны, ограниченными возможностями познания в каждой конкретный момент времени; а с другой стороны, изменчивостью объекта познания – окружающего нас мира.

Пожалуйста, помогите написать эссе по высказыванию М.Монтеня «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».

Ulyxa5959

15 янв. 2017 г., 23:02:19 (3 года назад)

 Такое понятие, как добро, является ключевым в сфере отношений между людьми в гражданском обществе. К нему также можно отнести гуманность, справедливость, уважение к другим людям. Все эти качества определяют степень нравственности конкретного человека, уровень его культуры.

Вообще, социализация любого человека начинается с освоения им социальных норм, присущих данному обществу. Это обычаи, традиции, политические, эстетические, религиозные нормы. Усвоение моральных норм также является важной ступенькой социализации личности. Воспитание нравственных принципов человека, его культуры происходит сначала в образовательных учреждениях, где учитель указывает на должное поведение учеников, предпринимает какие-либо санкции в отношении учеников, нарушающих дисциплину. Именно в школьном коллективе у человека вырабатываются такие качества как добро, понимание, ответственность за свои поступки. Социализация личности, освоение ею социальных норм (в т.ч. моральных) продолжается в течении всей жизни человека и проявляется во всех сферах его деятельности, чем бы он не занимался. А степень его культуры оказывает влияние на окружающих людей и порой на все человечество в целом. Так, например, в науке нравственность играет немалую роль. Ученый, создавая что-либо новое, должен задумываться не только над положительным эффектом своего открытия, но и на возможные отрицательные последствия. Так, некий ученый, создатель атомной бомбы, после проведения испытаний своего изобретения осознал жестокость этого оружия, по отношению ко всему человечеству. Именно поэтому во всей своей последующей деятельности он проводил активную агитацию против использования атомного оружия в мире.

Этот пример показывает, к каким последствиям может привести негуманная деятельность людей с низкой культурой. И это соблюдение моральных норм отражается не только при взаимодействии людей (общение, национальные взаимоотношения), но и жизни общества в целом. Поэтому любой человек, по моему мнению, должен соблюдать нравственные принципы, включающие такие понятия, как добро, уважение, справедливость, гуманность. Ведь при таком условии человек будет чувствовать себя комфортно и будет развиваться гармонично с обществом, не нарушая социальных норм, а наоборот, способствуя общему развитию данного общества и его культуры в особенности. В силу выше приведенных аргументов я полностью согласна с высказыванием Монтеня.

Конспект классного часа » Человеческие ценности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

hello_html_m66d6aff4.gifКЛАССНЫЙ ЧАС

hello_html_17a028f.gif

Классный руководитель

Корчагина И.В.

г. Межгорье

Цель: Прививать учащимся нравственные ценности.

Оформление и оборудование: книжная выставка, изречения, ДВД с классическими записями.

Ход мероприятия

Учитель. Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на земле? Какова природа человека? Каков его внутренний мир? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? Что приносит человек в этот мир?

4. Что значит держать слово – не изменять ему, значит, сохранять право считаться честным человеком, достойным ….. ( доверия)

5. Всякая пошлость и глупость одного из нас отзывается страданиями на …. ( другом)

Учитель: Молодцы. Вы легко справились с заданием. А вот вам высказывание Эразма Роттердамского: «Нам следует только опасаться, как бы не скрыть пороки под именем добродетели; не называть уныние – серьезностью, жестокость – строгостью, зависть – ревностью, корыстолюбие – хозяйственностью, угодливость – вежливостью, шутовство – остроумием».

Это ответ на один из вопросов. Человек может состоять и из добродетели, и из пороков. Чем «наполнен» человек, во многом зависит от него самого.

(Звучит музыка)

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звёзды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен?

В чем заключен ее закон?

И не даёт покоя мне,

Моей не детской голове

Один – единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

Очень хорошо если вы задаете себе такой вопрос. Ведь в жизни должен быть смысл. Хотите попробовать его определить? Попробуйте.

Вот таблица, которую вам надо запомнить. В ней 15 пунктов. То, что вы цените больше всего, вы поставите на первое место, то, что меньше всего – 15. Каждой ценности вы дадите свою цифру по возрастанию. Повторяться цифры не могут. На работу вам 7-8 минут.

(Звучит музыка)

Таблица

Ценности

Баллы

Образование

Здоровье

Семья

Дружба

Красота

Любовь

Познания

Развитие

Уверенность в себе

Творчество

Интересная работа

Материальная обеспеченность

Счастье других

Развлечения

Беспечная жизнь

Полноценная духовная жизнь

Учитель: Мы подведем итоги в конце занятия и выясним, что же в нашем классе ценится более другого.

А сейчас продолжим разговор.

Каким вы представляете себе человека высоконравственного? Какими он должен обладать качествами? Что должен уметь?

Ученик: Прежде всего – это человек благородный.

Ученица: Он честный и добрый.

Ученик: Никогда не предающий и умеющий жертвовать собой ради других.

Ученица: Он тактичный и культурный.

Ученик: Мужественный, верный и преданный.

Учитель: Можно еще много перечислить качеств, которые присущи нравственному человеку. Но вот как таким стать? Это уже сложнее. Тем более в наше не простое время.

В нашей стране очень печальная статистика, свидетельствующая о росте преступлений, о переполненных тюрьмах, массовых насилиях, заказных убийствах и террористических актах.

Невероятной жестокостью пронизаны многие фильмы. Почему из-за рубежа мы берём не положительное, а отрицательное? Один американский политолог сказал: «Вы хотите подражать нам, но, вместо того, чтобы перенять лучшее, вы, перепутав краны, включили вместо водопровода канализацию…»

В самом деле, мы не стараемся перенять усердную учёбу, добросовестный труд, умение держать слово, любовь к чистоте своего тела, жилища, улицы, города; гордость за свою страну, уважение к государственным символам, доброе и заботливое отношение к старикам и инвалидам. Мы не думаем о том, что у них там ограничено время показа эротики, в отличие от нас. И глядя в телевизор, я все чаще ловлю себя на мысли, что наши дети хотят получить как можно больше удовольствия при минимальном труде и ответственности, а лучше и вообще без них.

А как же доброта и сочувствие, любовь к справедливости, участие и забота о других? Неужели они умерли?

Мне хочется вам рассказать об одной болезни. Она называется «госпитализм».

А вот еще один случай.

К девушке на улице пристали хулиганы. Было еще светло, вокруг много людей. Все проходили и делали вид, что ничего не замечают. Только один юноша подошел и попытался угомонить хулиганов. Завязалась драка. На помощь так никто не подошёл. Юношу хулиганы ранили ножом и убежали. Скорая приехать не успела. Это равнодушие и страх окружающих убили молодого человека.

И таких историй очень много.

Но неужели все так плохо? Вы мне можете возразить и привести свои примеры. Вам слово.

Ученик: Я знаю девушку, она ухаживает за больной старушкой соседкой бескорыстно. Приходит каждый день, делает все по хозяйству. Это ли не пример нравственной добродетели?

Учитель: Все в мире строится на добре.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить труднее.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго – добро,

От злого – зло родится.

У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека – творить добро, а для этого требуются усилия.

Л.Н. Толстой был прав, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие».

Всё высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте, способны ли вы:

  • простить обиду;

  • поделиться последним с другом;

  • уступить слабому;

  • пожертвовать незнакомому человеку;

  • заботиться о стариках;

  • помочь;

  • утешить;

  • пожертвовать.

Ученик: Это высокие качества, и им нужно учиться, думаю, каждый приложит усилия, чтобы быть достойным человеком.

Учитель: Мишель де Монтень сказал: «Тому, не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».

Как вы это понимаете, ребята?

Ученик: Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоём живет зло.

Учитель: Конечно же, мы найдем массу случаев, подтверждающих, что на земле немало людей, считающих своим долгом заботиться о других. Но как стать нравственным человеком? А некоторые, может быть, мне зададут вопрос: а зачем быть таким?

Ведь это намного сложнее, чем жить только для себя, ни о чем не задумываясь. Вы попробуйте сами ответить на эти вопросы.

Ученица: Я думаю о том случае, когда юношу убивали хулиганы, а все проходили мимо? Ведь проходили и те, у кого были дети. А если бы это случилось с их сыном? Ведь как аукнется, так и откликнется.

Ученик: Я думаю, что равнодушие и неучастие приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.

Ученица: Мы все живем среди людей, зачем жить бесполезно, ведь жизнь складывается из хороших поступков, и в старости тебе будет о чем жалеть или не жалеть.

Ученик: Мне хочется прочесть известное стихотворение Киплинга. Этим все сказано.

(Звучит Музыка)

О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг,

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью.

Но и святым тебя не назовешь.

И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь тверд в удаче и несчастье,

Которым, в сущности, цена одна.

И если ты готов к тому, что слово

Твое в ловушку превращает плут,

И потерпев крушенье, можешь снова –

Без прежних сил – возобновить свой труд,

И если ты способен все, что стало

Тебе привычным, выложить на стол,

Все проиграть и вновь начать сначала,

Не пожалев того, что приобрел,

И если можешь сердце, нервы, жилы

Так завести, чтобы вперед нестись,

Когда с годами изменяют силы

И только воля говорит: «Держись!»,

И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить,

И, уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить,

И если будешь мерить расстоянья

Секундами, пускаясь в дальний бег, —

Земля, — твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты – Человек!

Учитель: Если ты не умеешь утвердиться внутри себя как победитель, если ты настолько неблагодарен, что, стоя пред главной задачей своей жизни, видишь лишь трудности и неприятности и становишься угрюмым, то не выноси хотя бы на люди свою трусость! Сильный характер радуется трудностям и улыбается неприятностям.

Поэтому пусть трудно быть человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни.

Мне остается только пожелать, чтобы вы стали настоящими, высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.

Ученье — свет — Сокрытое Сокровище

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» Мишель Монтень

«Век живи – век учись», – гласит народная мудрость. «Для чего мне все это знать?» – вздыхает утомленный одиннадцатиклассник и, ознакомившись с содержанием вопросов ЕГЭ, всей душой соглашается с героем Фонвизина: «Не хочу учиться, хочу жениться!»

Каждому школьнику дается установка: нужно хорошо учиться, чтобы поступить в хорошее учебное заведение. Там тоже нужно учиться, чтобы получить диплом и устроиться на хорошую работу. Все это верно. И, вместе с тем, кто из нас, встречаясь со своими бывшими одноклассниками или однокурсниками и анализируя пройденный жизненный путь, не ловил себя на мысли, что оценки в дипломе и аттестате далеко не всегда гарантируют успех?

Так значит, мы учимся не ради отметок, которые играют хоть и важную, но непервостепенную роль. И даже не ради знаний как таковых, потому что со временем большая часть выученного стирается из памяти. Но мы знаем, что существует некая высшая цель образования, которая тесно связана с формированием личности человека.

Приведем пример. Много ли найдется выпускников средней школы, которые сумеют через несколько лет после ее окончания уверенно сказать, чему равен синус 30 градусов? Немного. Но значит ли это, что весь процесс обучения был напрасным и математику вовсе учить не нужно? Великий русский ученый М. В. Ломоносов дал исчерпывающий ответ на этот вопрос: «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Другими словами, даже если ваша память не сохранила конкретных знаний по точным наукам, сам процесс обучения оставил след в вашем разуме, приучая его мыслить логически и опираться на определенные законы.

Получение и запоминание информации – это лишь один из промежуточных этапов обучения, наряду с другими, имеющими порой большее значение. Еще в начале прошлого века в книге «Воспитание» христианская писательница Елена Уайт заметила: «Истинное образование больше, чем формальное обучение. Оно заключается в обретении знания, способности, навыков, развитии личности, характера и умственных сил» («Воспитание», с. 13). Печально, что сегодня, стараясь вложить в головы современных школьников и студентов максимум информации, мы забываем, что человек не может считаться образованным, если не умеет применить полученные знания на практике, не понимает законов, по которым живут и взаимодействуют между собой природа, общество и отдельные личности, не видит иной цели собственного существования, кроме удовлетворения материальных потребностей, не стремится к тому, чтобы его поведение было полезно и приятно для окружающих.

Из какого же источника черпается основа для настоящего образования? Очевидно, что этот источник должен обладать и интеллектуальным, и нравственным совершенством. Древнейшая книга – Библия – советует обращаться за мудростью к Самому Создателю: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Притчи 2:6). Времена атеизма, когда духовное образование представлялось чем-то противодействующим «настоящей» науке, ушли в прошлое. Сегодня большинство людей считают себя верующими и готовы согласиться с восклицанием профессора Московской духовной академии Алексея Осипова, который говорил: “Назовите мне ту науку, которую должен изучить образованный, верующий человек, чтобы потерять веру в Бога!” Ему же принадлежит замечательная метафора: “Выдвигать в качестве аргумента против существования Бога то, что его не видели космонавты, то же самое, как если бы некто бегал бы с ложкой по берегу океана, черпал бы из него воду и кричал: “Видите! Китов в океане нет!”

Сегодня такое время, когда, пользуясь свободой, каждый может постараться достичь подлинной цели образования, которая «заключается в восстановлении образа Божьего в душе человека. Разнообразные способности разума, души и тела Бог даровал человеку для того, чтобы он всеми возможными силами стремился достичь высочайшей степени совершенства. Учащийся должен стремиться развивать в себе Божьи дары не для того, чтобы превзойти других, но чтобы осуществить намерение Творца и уподобиться Ему» (Е. Уайт. «Патриархи и пророки», с. 595).Успешной будет жизнь человека или нет, действительно зависит от образования. Но если учесть, что понятие успеха включает и материальный достаток, и удовлетворенность плодами своего труда, и общественное признание, и добрые семейные взаимоотношения, то становится очевидным, что образование это должно включать в себя формирование крепкого нравственного стержня, который основан на твердой вере в Бога. «Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы [после] отдать доброму пред лицем Божиим. И это – суета и томление духа!» (Екклесиаста 2:26).

Пусть же нашей молитвой к Создателю будут слова израильского царя Давида: «Доброму разумению и ведению научи меня; ибо заповедям Твоим я верую» (Псалом 118:66).

Н. Воронина

Газета «Сокрытое Сокровище» № 9 (149) сентябрь 2009 г.

Ученье - свет

Цитаты о добре и зле словами Великих людей

Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живет! (Шота Руставели)

Я видел в жизни много зла, но и оно не изменило моего отношения к добру. (Али Апшерони)

Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие (Франсуа Рене де Шатобриан)

Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (М. Саади)

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.Н. Толстой)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд)

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Людвиг ван Бетховен)

Истинно добр только тот, кто разумен (В.Г. Белинский)

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)

Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить. (Марлен Дитрих)

Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость.(Сенека Луций Анней)

Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. (Л.Н. Толстой)

Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием. (Блез Паскаль)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой)

Не пеняй другим за мелкие проступки. Не уличай других в злом умысле. Не припоминай другим старых обид. Если следовать этим трем правилам, можно взрастить в себе добродетель и избежать неприятностей. (Хун Цзычен).

Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями (Марк Туллий Цицерон)

Наша совесть нам и есть лучший судья. (Н.И. Гнедич)

Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. (Л.Н. Толстой)

Совершайте добро, пока вы существуете… (Дени Дидро)

Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла. (Клод Адриан Гельвеций)

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только не блага, но несомненное и очевидное зло. (Л.Н. Толстой)

Благословенны миротворцы на земле. Люби всех, доверяй избранным, не делай зла никому. (Вильям Шекспир)

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. (Мишель Монтень)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Н. Толстой)

Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы. (Тацит Публий Корнелий)

В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на виду. Поэтому вред, причиненный видимым злом, поверхностен, а причиненный злом скрытым — глубок. Когда добро очевидно, польза от него мала, а когда оно скрыто — велика. (Хун Цзычен)

В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться… — это гениальность и доброта сердечная. (Виктор Гюго)

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой)

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам. (Сомерсет Моэм)

Есть две морали: одна — пассивная, запрещающая делать зло, другая — активная, которая повелевает делать добро. (Пьер Буаст)

Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре. (Иммануил Кант)

В мире людей добра и зла не существует в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки. К сожалению, чаще всего, лишь радея о собственном благе. (Али Апшерони)

Все,что является нравственным злом, является злом и в политике. (Жан-Жак Руссо)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)

Граница между светом и тенью — ты. (Станислав Ежи Лец)

Добро — это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни. (Альберт Швейцер)

Добро по указу — не добро. (И.С. Тургенев)

Доброта — она превыше всех благ. (М. Горький)

Если человек не меняется к лучшему, он неизбежно меняется к худшему. (Веселин Георгиев)

Жертвовать собой позволено; жертвовать другими могут одни злые сердца. (К.М. Батюшков)

Жизнь злых людей полна тревог. (Дени Дидро)

Истинно добрый человек не видит собственного милосердия. (Али Апшерони)

Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его. (Конфуций)

Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру. (Франсуа де Ларошфуко)

Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка. (Хун Цзычен)

Кто добр лишь на словах, вдвойне негоден тот. (Публилий Сир)

Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимите всю прелесть жизни. (Жан-Жак Руссо)

Кто доброе сеет — добро его плод,
Кто злое посеет — злодейство пожнет. (М. Саади)

Кто не замечает зла — глуп, кто не замечает добра — несчастен. (Ежи Плудовский)

Кто не ненавидит по-настоящему зло, тот и добра не любит по-настоящему. (Ромен Роллан)

Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. (Мать Тереза)

Некто спросил: Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром? Учитель сказал: А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром. (Конфуций)

Доброе — это прекрасное в действии. (Жан-Жак Руссо)

Ни один злой человек не бывает счастлив. (Ювенал)

Осознать зло — значит немедленно начать бороться с ним. (М.Е. Кольцов)

Прекраснейшая музыка души — это доброта. (Ромен Роллан)

Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником. (Мартин Лютер Кинг)

Путем зла не доходят до добра. (Вильям Шекспир)

Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. (Генрих Гейне)

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Генри Дейвид Торо)

Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пять, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого. (Пауло Коэльо)

Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей. (Ф.М. Достоевский)