Травля в интернете статья: Статья | Правовые аспекты кибербуллинга

Вне закона: как в России привлекают к ответственности за травлю в Сети

Антон Владимирович, что такое кибербуллинг с точки зрения нарушения основных прав человека?

— Это, прежде всего, покушение на достоинство личности, в то время как ничто не может быть основанием для его умаления в соответствии с Конституцией. Явление квалифицируют как нарушение права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, посягательство на честь и доброе имя человека. Все зависит от его формы и содержания.

Как распознать границу между высказыванием своего мнения и буллингом?

— Здесь речь идет не совсем о юридических категориях, а скорее о морально-нравственных, психологических или, может быть, социальных. Высказывание личного мнения может носить единичный или периодический характер с целью донести свою позицию до определенного лица или группы. При этом оппоненты избегают оскорбительных формулировок в отношении друг друга. В свою очередь буллинг — это постоянные негативные и целенаправленные действия, основная цель которых — унизить другого человека.

Какая ответственность за травлю в сети предусмотрена на сегодняшний день?

— В отношении агрессора применяются общие нормы КоАП РФ или УК РФ об ответственности за возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства, оскорбления, порочащие честь и достоинство гражданина, нарушение неприкосновенности частной жизни или за клевету.

Планируется ли усиление ответственности? Какие грядут изменения?

— В России нет специального правового регулирования кибербуллинга. В 2019 году в Государственная дума рассматривала инициативу о введении уголовной ответственности за кибербуллинг и разработке комплекса правовых норм, но дальше законопроекта члены нижней палаты парламента не продвинулись. Однако, некоторые из актов кибербуллинга подпадают под ряд правонарушений, упомянутых в КоАП РФ (оскорбление, клевета и т.д.). Кроме того, устроившему травлю может грозить уголовная статья, если тот занимался вымогательством, а также за склонение (содействие) к совершению самоубийства.

А как в других странах борются с этим явлением.

— В большинстве государств, как и в нашей стране, специальные правовые нормы об ответственности за кибербуллинг отсутствуют. Впрочем, есть и позитивные примеры. Так, специальные законы о защите интернет-пользователей в цифровом пространстве и о юридической ответственности за кибербуллинг действуют в Италии, ЮАР и Сингапуре. В Новой Зеландии в 2015 году приняли закон о вредных цифровых коммуникациях (HDCA), в котором изложены основные принципы коммуникации в цифровом пространстве, за нарушение которых предусмотрены различные санкции, вплоть до уголовного наказания. В США кибербуллинг в основном регулируется на уровне штатов: в общей сложности 48 административных единиц приняли законы о кибербуллинге, в 44 из них осуществляется уголовное преследование агрессоров.

 Как вы думаете, почему законодательные инициативы в области борьбы с кибербуллингом в России так и не сдвинулись с места? Тема стала неинтересной, или законотворцы не знают, как противостоять этому явлению?

— Нашей правовой традиции, как и традициям большинства европейских стран, свойственен общий подход к правонарушениям и ответственности за них. Природа проступка и наказание за него зачастую никак не связаны с использованием тех или иных технических средств. Проще говоря, деяния, совершенные в Интернете, приравнивают к хулиганству, статья за которое уже закреплена в правовом поле. Впрочем, вполне возможно, что способ коммуникации могут отнести к обстоятельствам, отягчающим ответственность, по ряду составов правонарушений.

 Все чаще люди, подвергшиеся травле в сети, обращаются в правоохранительные органы с требованием найти и наказать обидчика, но им отвечают отказом, ссылаясь на невозможность идентифицировать виновных, их личность и местонахождение. Может дело не в законе, а в отсутствии отточенного алгоритма действий по поимке нарушителя?

 Именно. Я в принципе согласен с тем, что основные проблемы в нашей правовой системе связаны с практикой правоприменения, а не обусловлены несовершенством законодательства. Работа правоохранительных органов с заявлениями граждан, не только подвергшихся травле в сети, но и по другим составам, оставляет желать лучшего. Если правонарушение осложнено использованием интернета, это вносит дополнительную сложность и в без того несовершенную работу правоохранителей.

 Стоит ли опасаться, что борьба с кибербуллингом приведет к тотальному государственному контролю уже не только в реальной жизни, но и в онлайне?

 У государства много механизмов для того, чтобы в той или иной степени осуществлять контроль в Сети. Не думаю, что для его усиления, если вообще такая цель существует, будет использована борьба с кибербуллингом. Думаю, что такие опасения беспочвенны.

 Что делать тем, кто подвергся травле в сети? Куда обращаться? Какие доказательства предоставить? И самое главное: как поступить, если государственные органы после этого продолжают бездействовать?

— Следует обращаться в правоохранительные органы. Для подачи заявления подойдут простые распечатки публикаций, на которые будет ссылаться потерпевший. Бездействие государственных органов может быть обжаловано по общему правилу в вышестоящих инстанциях, в прокуратуру или в суд.

Источник изображения: pixabay.com

Кибербуллинг. Что делать с травлей в интернете? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

В офлайн-пространстве распространены буллинг и моббинг. Сейчас расшифруем эти понятия. 

  • Буллинг — насилие или издевательства со стороны одного или нескольких человек по отношению к кому-то одному (тому, кто не может себя защитить).
  • Моббинг — все то же самое, но этим словом чаще всего описывают травлю сотрудника целым коллективом на работе или травлю в армии.

Когда мы оказываемся в онлайн-пространстве, появляются и другие разновидности травли – кибербуллинг. 

«Не стоит путать троллинг с буллингом. Если говорить официальным языком, троллинг — это виртуальная коммуникация с нарушением этики. Как он проявляется, тебе точно известно: агрессивное, издевательское и оскорбительное поведение, провокация с целью конфликта.

Важное отличие троллинга от буллинга — он не системный (чаще всего он не повторяется) и не угрожает физической расправой».

 
У тебя, конечно, есть доступ в интернет. В сети тебя ничто не ограничивает,  а значит,  кибербуллинг может происходить 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. В нем может участвовать один агрессивный человек или целая группа агрессоров. Такая разновидность травли может происходить любым доступным способом: смс, видео, мессенджеры, социальные сети. Могут писать и оскорблять в личных сообщениях, следить,  даже преследовать в группах, на которые ты подписан, угрожать, пытаться взломать личные страницы.

Важное отличие кибербуллинга от обычной школьной травли еще и в том, что в сети могут быть анонимы – ты никогда не узнаешь,  кто скрывается по ту сторону экрана.
К тому же, в кибербуллинге существует феномен растормаживания

: когда человек находится в условиях анонимности, то он может себе позволить то, что никогда бы не позволил делать открыто.

Запомни главные особенности кибербуллинга:

  • анонимность,
  • непрерывность,
  • свидетели кибербуллинга не ограничены и могут быть анонимны,
  • отсутствие обратной связи,
  • феномен растормаживания.

Кибербуллинг: насколько он далеко?

Ответь на несколько простых вопросов. Посчитай, сколько раз ты ответишь «да».

  1. Сталкивался(лась) ли я с буллингом в интернете?
  2. Видел(а) ли я, как буллят других в социальных сетях?
  3. Мои близкие или знакомые рассказывали, что сталкивались с буллингом в интернете?

Если хотя бы один раз ты ответишь положительно, кибербуллинг ближе, чем кажется. 

Виды кибербуллинга
  • Киберсталкинг — это интернет-преследование жертвы (могут быть сообщения, угрозы, звонки т.д.).
  • Сексинг — это рассылка или публикация фото- и видеоматериалов  с полуобнаженными и обнаженными людьми.
  • Раскрытие секретов и мошенничество — распространение в сети личной и конфиденциальной информации, которая попадает туда без согласия жертвы.
  • Исключение — удаление из социальных групп.

Флейминг (от англ. flame – «пламя») – это кибербуллинг, который начинается с оскорблений и перерастает в быстрый обмен репликами (обычно на страницах в социальных сетях).

    А вот киберсталкинг или киберхарассмент более характерны для взрослых.

    Независимо от разновидности кибербуллинга, все виды интернет-травли объединены общей целью — ухудшение общего состояния жертвы или разрушение ее социальных отношений. Результаты опроса лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС показали, что из 300 московских школьников около 72% были участниками онлайн-травли в разных ролях.

    Что происходит с ребенком, который попал в ситуацию травли в интернете?

    В первую очередь родителям и педагогам стоит обратить внимание на следующие особенности и признаки, которые показывают, что ребенок ведет себя иначе:

    • Что происходит с его настроением?
    • Изменились ли его привычки?
    • Как часто он стал раздражаться?
    • Говорит ли он категорически о нежелании ходить в школу или посещать онлайн-занятия, ищет ли способы прогулять?
    • Снижается ли школьная успеваемость? (По любимым предметам).
    • Резко перестал посещать секции/кружки, куда нравилось ходить.
    • Стал резко реагировать на оповещение смартфона или компьютера.
    • Удалил свои страницы в социальных сетях или удалил много друзей.
    • Что с его физическим самочувствием?
    • Как ребенок засыпает и спит?

    Теперь я знаю, что такое кибербуллинг и как его распознать. Что дальше?

    «Сложно дать какую-то четкую инструкцию о том, как нужно себя вести и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Ведь все случаи индивидуальны. Но мы можем поговорить об этом с разных сторон, и на основе этой информации ты сможешь сформировать собственную стратегию».

    По данным многочисленных исследований, в роли киберагрессоров чаще всего выступают мальчики. Однако процентная разница между мальчиками и девочками не так велика. Кроме того, чем выше уровень образования родителей, тем ниже вероятность участия ребенка в совершении кибербуллинга.

    Если попытаться составить более детальный психологический портрет киберагрессора, то можно выделить 4 типа:

    • 1 тип — «Ангел мести». Чаще всего такими людьми оказываются те, кто сам становился жертвой буллинга в школе. Распространенные фразы, написанные от лица 1 типа, звучат примерно так: «Я просто высказываю свое мнение».
    • 2 тип — «Жаждущий власти». Киберагрессор похож на традиционного преследователя со школьного двора, который хочет контроля, власти и авторитета, однако может быть меньше и слабее сверстников. Для него характерна ненормативная лексика и угрозы.
    • 3 тип — «Противная девчонка». Здесь за ролью обидчика могут скрываться как мальчик, так и девочка. Такой тип агрессора занимается кибербуллингом ради развлечения, связанного с унижением других.
    • 4 тип — «Неумышленные преследователи». Такие агрессоры включаются в кибербуллинг по инерции: вслед за полученными негативными сообщениями о ком-то, часто в результате косвенной травли, в которую их вовлекают как свидетелей и соучастников.

    «Если разобраться в психологических портретах киберагрессоров и понять причину их поведения, можно увидеть закомплексованных людей, которым не хватает внимания и уверенности. Но, к сожалению, даже понимание проблемы не остановит это явление. К сожалению, людям, сидящим по ту сторону экрана, все равно, думаешь ты о них или нет. Они, скорее всего, продолжат делать то, к чему привыкли. И все-таки, понимание портрета киберагрессора полезно: жертва начинает вникать в реальные причины, видит, что проблема не в ней, а в самих агрессорах».

    Книги, которые смогут сформировать более глубокие представления о проблеме травли

    • Для твоих родителей — Барбара Колорозо «Травля»
    • Для тебя — Анна Вольц «Аляска»

    Присоединяйся к бесплатным программам профилактики агрессии и травли в школе «Каждый важен»!

    Что такое киберзапугивание | StopBullying.

    gov

    Киберзапугивание — это запугивание, которое происходит с помощью цифровых устройств, таких как мобильные телефоны, компьютеры и планшеты. Киберзапугивание может происходить через SMS, текстовые сообщения и приложения или в Интернете в социальных сетях, на форумах или в играх, где люди могут просматривать, участвовать или делиться контентом. Киберзапугивание включает в себя отправку, публикацию или распространение негативного, вредоносного, ложного или оскорбительного контента о ком-то другом. Это может включать в себя обмен личной или частной информацией о ком-то еще, что вызывает смущение или унижение. Некоторое киберзапугивание переходит черту в противоправное или преступное поведение.

    Наиболее распространенными местами киберзапугивания являются:

    • Социальные сети, такие как Facebook, Instagram, Snapchat и Tik Tok
    • Текстовые сообщения и приложения для обмена сообщениями на мобильных устройствах или планшетах 
    • Обмен мгновенными сообщениями, прямой обмен сообщениями и онлайн-чат через Интернет
    • Интернет-форумы, чаты и доски объявлений, такие как Reddit
    • Электронная почта
    • Сообщества онлайн-игр

    Особые заботы

    При распространении социальных сетей и цифровых форумов комментарии, фотографии, посты и контент, которым делятся отдельные лица, часто могут быть просмотрены как незнакомцами, так и знакомыми. Контент, которым человек делится в Интернете — как его личный контент, так и любой негативный, злой или оскорбительный контент — создает своего рода постоянную публичную запись его взглядов, действий и поведения. Эту общедоступную запись можно рассматривать как онлайн-репутацию, которая может быть доступна для школ, работодателей, колледжей, клубов и других лиц, которые могут исследовать человека сейчас или в будущем. Киберзапугивание может нанести ущерб онлайн-репутации всех участников — не только человека, над которым издеваются, но и тех, кто занимается травлей или участвует в ней. Киберзапугивание имеет уникальные проблемы, поскольку оно может быть:

    Постоянный — Цифровые устройства позволяют мгновенно и непрерывно общаться 24 часа в сутки, поэтому детям, подвергающимся киберзапугиванию, может быть трудно найти облегчение.

    Постоянный – Большая часть информации, передаваемой в электронном виде, является постоянной и общедоступной, если только она не сообщается и не удаляется. Негативная онлайн-репутация, в том числе тех, кто запугивает, может повлиять на поступление в колледж, трудоустройство и другие сферы жизни.

    Трудно заметить – Поскольку учителя и родители могут не слышать и не видеть киберзапугивания, его труднее распознать.

    Законы и санкции

    Законы всех штатов обязывают школы реагировать на травлю. Поскольку киберзапугивание стало более распространенным с использованием технологий, многие штаты теперь включают киберзапугивание или упоминают киберзапугивание в этих законах. Школы могут принимать меры либо в соответствии с требованиями закона, либо в соответствии с местными или школьными правилами, которые позволяют им применять дисциплинарные меры или предпринимать другие действия. В некоторых штатах также есть положения, направленные на борьбу с издевательствами, если они влияют на успеваемость в школе. Вы можете узнать о законах и политике в каждом штате, в том числе о том, распространяются ли они на киберзапугивание.

    Частота киберзапугивания

    Существует два источника собираемых на федеральном уровне данных о травле среди молодежи: 16 процентов учащихся 9–12 классов подвергались киберзапугиванию.

  • Система наблюдения за рискованным поведением молодежи за 2019 год (Центры по контролю и профилактике заболеваний) указывает, что примерно 15,7% старшеклассников подвергались электронным издевательствам за 12 месяцев до проведения опроса.

См. также «Частота травли».

Как предотвратить травлю | StopBullying.

gov

Родители, школьный персонал и другие заботливые взрослые должны сыграть свою роль в предотвращении издевательств. Они могут: 

  • Помочь детям понять, что такое травля. Поговорите о том, что такое травля и как безопасно противостоять ей. Скажите детям, что травля недопустима. Убедитесь, что дети знают, как получить помощь.
  • Держите линии связи открытыми. Часто встречайтесь с детьми. Слушай их. Знайте их друзей, спрашивайте о школе и понимайте их опасения.
  • Поощряйте детей заниматься любимым делом. Особые занятия, интересы и хобби могут повысить уверенность в себе, помочь детям завести друзей и защитить их от агрессивного поведения.
  • Продемонстрируйте, как относиться к другим с добротой и уважением.

Помогите детям понять издевательства

Дети, которые знают что такое издевательства , могут лучше определить их. Они могут говорить о травле, если это происходит с ними или другими. Дети должны знать, как безопасно противостоять издевательствам и как получить помощь.

  • Поощряйте детей говорить со взрослым, которому они доверяют, если над ними издеваются или видят, что другие подвергаются издевательствам. Взрослый может утешить, поддержать и дать совет, даже если он не может решить проблему напрямую. Поощряйте ребенка сообщать об издевательствах, если они случаются.
  • Поговорите о том, как противостоять детям, которые запугивают. Давайте советы, например, используйте юмор и говорите «стоп» прямо и уверенно. Поговорите о том, что делать, если эти действия не сработают, например, уйти
  • .
  • Поговорите о стратегиях обеспечения безопасности, таких как пребывание рядом со взрослыми или группами других детей.
  • Призовите их помочь детям, над которыми издеваются , проявив доброту или получив помощь.
  • Смотрите короткие веб-эпизоды и обсуждайте их в формате PDF с детьми.

Держите линии связи открытыми

Исследования показывают, что дети действительно обращаются к родителям и опекунам за советом и помощью в трудных решениях. Иногда 15 минут разговоров в день могут убедить детей, что они могут поговорить со своими родителями, если у них возникнут проблемы. Начните разговор о повседневной жизни и чувствах с таких вопросов:

  • Что хорошего произошло сегодня? Какие-то плохие вещи?
  • Как проходит обед в вашей школе? С кем ты сидишь? О чем ты говоришь?
  • Каково ездить на школьном автобусе?
  • В чем ты хорош? Что вам больше всего нравится в себе?

Прямой разговор о травле — важный шаг к пониманию того, как эта проблема может повлиять на детей. На эти вопросы нет правильных или неправильных ответов, но важно побуждать детей отвечать на них честно. Убедите детей, что они не одиноки в решении возникающих проблем. Начните разговор о травле с таких вопросов:

  • Что для вас значит «запугивание»?
  • Опишите, на что похожи дети, которые хулиганят. Как вы думаете, почему люди издеваются?
  • Кому из взрослых вы доверяете больше всего, когда дело доходит до издевательств?
  • Вам когда-нибудь было страшно идти в школу, потому что вы боялись издевательств? Какими способами вы пытались его изменить?
  • Как вы думаете, что родители могут сделать, чтобы помочь остановить издевательства?
  • Вы или ваши друзья намеренно не учитывали других детей? Как вы думаете, это было издевательством? Почему или почему нет?
  • Что вы обычно делаете, когда видите травлю?
  • Вы когда-нибудь видели детей в вашей школе, над которыми издевались другие дети? Как это заставляет вас чувствовать?
  • Вы когда-нибудь пытались помочь тому, над кем издеваются? Что случилось? Что бы вы сделали, если бы это случилось снова?

Получите больше идей для разговоров с детьми — PDF о жизни и травле. Если возникнут проблемы, обязательно ответьте.

Есть простые способы, с помощью которых родители и опекуны могут быть в курсе жизни детей.

  • Читайте информационные бюллетени для классов и школьные листовки. Расскажите о них дома.
  • Посетите веб-сайт школы
  • Ходить на школьные мероприятия
  • Поприветствовать водителя автобуса
  • Встретьтесь с учителями и консультантами на вечере «Снова в школу» или свяжитесь по электронной почте
  • Делитесь телефонными номерами с родителями других детей

Учителя и школьный персонал также должны сыграть свою роль.

Поощряйте детей делать то, что они любят

Помогите детям принять участие в мероприятиях, интересах и увлечениях, которые им нравятся. Дети могут заниматься волонтерством, заниматься спортом, петь в хоре или вступать в молодежную группу или школьный клуб. Эти мероприятия дают детям возможность повеселиться и познакомиться с другими людьми с такими же интересами.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *