Трудиться на благо общества это обязанность или право: Трудовая деятельность — что это такое? Виды и типы

Трудовая деятельность — что это такое? Виды и типы

Что такое труд в обществознании

Труд (трудовая деятельность) — это один из видов человеческой деятельности, с помощью которого люди создают материальные и духовные ценности, необходимые им самим или обществу в целом.

Когда человек трудится, он прикладывает усилия — физические или умственные. В результате этого он создаёт ценности, например, услуги или предметы. Вещь, которую сделал человек, он может использовать, чтобы удовлетворить собственные нужды. А может продать, и тогда она будет называться товаром.

Структура трудовой деятельности

Труд многим похож на другие виды деятельности: игру, учение и общение. Например, этими общими элементами, которые составляют трудовую деятельность:

  • мотив — осознанные потребности, интересы и верования, которые побуждают к труду;

  • постановка цели — желаемого результата, которого человек хочет добиться в результате процесса деятельности;

  • обдумывание способов достижения цели — выбор путей и подходов, которые помогут прийти к нужному результату;

  • средства — особые механизмы и другие орудия, без которых нельзя достичь цели;

  • действия — конкретные шаги, которые человек предпринимает для достижения цели;

  • результат — итог деятельности, её конечный продукт;

  • оценка результата — его анализ, который помогает установить количество и качество, выявить ошибки и определить вознаграждение.

Но есть и другие особенности, которые отличают структуру трудовой деятельности от других видов. Среди них можно выделить:

  • разделение труда — процесс, при котором конкретные обязанности закрепляют за разными людьми;

  • профессионализм — мастерство, высокое качество и эффективность трудящегося;

  • квалификацию — особые навыки тех субъектов трудовой деятельности, чья работа того требует.

При этом в работе всегда есть субъект — это тот, кто выполняет работу. А ещё объект — то, на что нацелена эта работа. Например, швея — это субъект, а отрез ткани — объект её деятельности. Ниже на картинке мы изобразили все элементы трудового процесса.

Проверьте себя

Как вы считаете, являются ли ваши домашние обязанности трудовой деятельностью? Разберите любую из них по элементам, как на картинке выше.

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас

Виды трудовой деятельности

Труд — это не обязательно тяжёлая работа у заводского станка. Он бывает разным. Всего в обществознании принято выделять 4 критерия, по которым трудовую деятельность делят на виды:

Давайте разберём каждый из них, а заодно на примерах рассмотрим виды труда, которые к ним относятся.

Виды труда по его содержанию

Содержание труда — это круг обязанностей, которые нужно выполнять трудящемуся. Оно бывает разной природы. Например, так труд различается на физический и умственный.

Физический труд — это вид трудовой деятельности, который связан с мышечной силой и выносливостью человека.

Такую работу трудящийся выполняет непосредственно вручную. Как примеры профессий, которые требуют такого труда, можно назвать грузчика, шахтёра или слесаря.

Умственный (интеллектуальный) труд – это вид трудовой деятельности, который связан с приёмом, анализом и переработкой информации.

Такие профессии в первую очередь требуют от человека развитой логики, внимания и хорошей памяти. Вот примеры таких специальностей: разработчик игр, учитель, архитектор и т. д.

Пример № 1.

Аня — токарь на заводе. Каждый день она тяжело работает руками: вытачивает детали на станке. Её работа — это физический труд.

Степан — ландшафтный дизайнер. Он проектирует удобное и привлекательное оформление участков: садов, парков и других открытых общественных пространств. Его работа — это умственный труд.

Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.

Простой (неквалифицированный) труд — это вид трудовой деятельности, который не требует специальных навыков и профессиональной подготовки.

Пример № 2.

Инна работает посудомойщицей в ресторане. Чтобы устроиться на эту должность, она не училась в вузе, потому что с такими обязанностями справится любой человек.

С точки зрения обществознания её труд считается простым, потому что не требует специальных знаний и навыков. Но её работа — всё ещё тяжёлая физическая деятельность. И она тоже заслуживает уважения.

Сложный (квалифицированный труд) — это вид трудовой деятельности, для которого нужно освоить конкретную профессию. Он требует от трудящегося специальной подготовки: знаний и навыков.

Пример № 3.

Дмитрий — кардиохирург. Сегодня он проводит сложные операции и спасает жизни. Но чтобы попасть за операционный стол, он прошёл тяжёлый путь. Сначала Дмитрий 6 лет учился в медицинском институте, затем ещё 3 года провёл в ординатуре.

И ещё две категории труда, которые различаются по его содержанию, — стереотипный и творческий.

Стереотипный (репродуктивный) труд — это вид трудовой деятельности, при котором нужно повторять действия по определённому заранее алгоритму.

Результат такого процесса всегда известен. А когда работа над одной услугой или предметом будет закончена, следующие нужно будет выполнять по точно такому же алгоритму.

Пример № 4.

Давайте вернёмся к Ане, которая работает токарем на заводе. Её задача — вытачивать металлические заготовки. При этом Аня заранее знает, какой продукт она должна получить в конце работы. Более того, вид и характеристики заготовки определяют стандарты качества — ГОСТ.

Чтобы сделать одну заготовку, Аня выполняет одни и те же действия. Отклониться от этого алгоритма и проявить творчество здесь нельзя, иначе может получиться бракованная деталь. Это пример стереотипного труда.

Творческий труд — это вид трудовой деятельности, при котором трудящийся постоянно ищет новые решения, чтобы достичь цели.

В этом случае даже сам человек не знает, как конкретно будет выглядеть результат его работы. И следовать заранее прописанным алгоритмам здесь тоже не получится, ведь задача творческого процесса — получить уникальный результат.

Пример № 5.

Алексей — художник. Чтобы написать картину, он изучает особые техники, но в каждой конкретной работе применяет и комбинирует их по-разному. У него нет образца, который он должен повторить в точности, ведь картина должна быть уникальной. И то, как будет выглядеть готовая работа, для него тоже станет сюрпризом.

Виды труда по его характеру

Ещё один критерий, который делит труд на виды, — это характер. Так, выделяют коллективную и индивидуальную трудовую деятельность.

Коллективный труд — это вид трудовой деятельности, которую выполняют сразу несколько человек.

Пример № 6.

Допустим, в 8 «А» вместо уроков в пятницу проводят генеральную уборку в классе. В ней участвует группа человек — все ученики 8 «А». В этом случае их труд считается коллективным, т.

к. каждый школьник выполняет задачу, которая приведёт группу к общей цели — чистоте в классе.

Индивидуальный труд — это труд отдельно взятого человека.

Пример № 7.

Допустим, учитель попросил школьника протереть доску после урока. В этом случае ученик будет выполнять работу один, поэтому его труд будет считаться индивидуальным.

Виды труда по его результату

Следующий критерий — это результат труда, конечный продукт или услуга. В зависимости от того, что именно создаёт человек, его деятельность можно разделить на производительную и непроизводительную.

Производительный труд — это вид трудовой деятельности, в результате которой человек производит натурально-вещественные блага.

Иными словами, такой процесс создаёт вещи и предлагает услуги для бытовой жизни человека. Например, портной шьёт одежду, повар готовит еду, а сантехник чинит трубы.

Непроизводительный труд — это вид трудовой деятельности, в результате которой человек производит духовные и социальные блага.

К примеру, работа ведущего радиостанции — информировать и развлекать людей. Это непроизводительная трудовая деятельность.

Виды труда по способу привлечения к нему людей

И последний критерий, по которым можно делить труд на виды, — это методы, которыми трудящихся вовлекают в деятельность. Это может быть добровольный труд или работа по принуждению — экономическому или внеэкономическому.

Добровольный труд — это вид трудовой деятельности, при котором человек работает на благо общества без оглядки на вознаграждения.

Яркий пример добровольного труда — это волонтёрство. Такие люди по своей воле помогают благотворительным организациям и проводят общегородские субботники, потому что хотят сделать жизнь общества лучше. Кстати, работа по дому — это тоже добровольный труд.

Труд по экономическому принуждению — это вид трудовой деятельности, при котором человек работает за вознаграждение.

Работа, которая вдохновляет и увлекает, — это настоящее сокровище. Но всем людям нужно что-то есть, одеваться и оплачивать коммунальные услуги. Для этого нам нужно зарабатывать средства для существования, т. е. деньги. А потому большинство людей вынуждено трудиться за вознаграждение.

Также существует и труд по внеэкономическому принуждению или рабство. Это происходит, когда человека удерживают и заставляют работать против своей воли. Такой вид деятельности вне закона в большинстве стран мира.

Проверьте себя

Подумайте о том, какую профессию вы хотели бы освоить в будущем. Классифицируйте её по всем четырём критериям, которые мы разобрали в этой статье. Для удобства воспользуйтесь таблицей ниже.

Виды трудовой деятельности: сводная таблица

В этой статье мы рассмотрели множество видов труда. Чтобы вам было проще ориентироваться в них, пользуйтесь таблицей с примерами профессий ниже.

Ценность труда на современном этапе

Библиографическое описание:

Евдокимова, К. В. Ценность труда на современном этапе / К. В. Евдокимова, Н. В. Моджина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12058/ (дата обращения: 26.01.2023).

Одним из самых важных и показательных качеств человека является трудолюбие, а сам труд считается необходимым условием для полноценного существования и развития современного общества. Деятельность каждого человека, которая связана с трудом, направлена на создание материальных и духовных ценностей. Без этих ценностей общество и человек, в частности, не могут развиваться. Труд имеет большое значение: право на труд закреплено во многих международных правовых документах.

Так, право на труд закреплено Всеобщей декларацией правчеловека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 году. Ею провозглашено, что каждый человек в этом мире имеет право на труд, имеет право свободно выбирать работу, а также имеет право на комфортные и справедливые условия труда. Этот документ провозглашает защиту от безработицы, действует во всех странах мира. Вместе с тем, в каждом государстве имеются свои законодательные положения, которые закрепляют право человека на труд и справедливые условия труда. Таким документом, регулирующим эти процессы, является Конституция Российской Федерации [1], в которой закреплено, что труд граждан России является свободным. Это означает, что каждый гражданин может выбирать себе профессию по своему усмотрению (ч.1 ст.37). Другим важным правовым документом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ [2], так как в нем закреплены права и обязанности наемного работника и работодателя.

Рассматривая вопрос о ценности труда, следует отметить, что в широком смысле она представляет собой фиксированную в сознании человека характеристику его отношения к труду. “Ценности — это стержень любого общества, концентрирующий и вбирающий в себя все формы общественного сознания» [3]. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции (удовольствие, радость, наслаждение). У каждого человека с детства складывается личностная система ценностных ориентаций, которая формируется на основе господствующих в культуре ценностных представлений, меняющихся с новым периодом в истории.

На современном этапе развития общества ценность труда представлена как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ. Трудовая деятельность призвана совершенствовать собственный потенциал работника, удовлетворять его потребность в самовыражении, а также помочь достигнуть его внутренней гармонии. Трудолюбие в совокупности с целеустремленностью, интеллектуальными и творческими способностями, высокой степенью социальной мобильности, коммуникабельности, открытости и честности способны сформировать успешную, конкурентоспособную личность. Чем качественнее труд, тем выше качество жизни человека. Единственный источник богатства народа — это труд, приложенный к природе и с необходимостью порождающий те или иные общественные системы. Это труд, развивающий и воспитывающий, ведущий человека по его историческому пути от более примитивных форм присваивающего хозяйства к вершинам производящей экономики. При этом происходит безусловная общественная и внутренняя трансформация человека, которая в процессе создания информационных технологий обретает новый духовный мир, свободу и независимость.

Д. Трубицын, исследуя проблемы модернизации России и стран Востока, подробно останавливается на ценностном отношении человека к труду в развитом индустриальном обществе. Он отмечает, что «качество жизни определяется качеством труда» [4, с. 211–230]. «Единственный источник богатства народа — это труд, труд, приложенный к природе и с необходимостью порождающий те или иные общественные системы. Это труд, развивающий и воспитывающий, ведущий человека по его историческому пути от более примитивных форм присваивающего хозяйства к вершинам производящей экономики. При этом происходит безусловная общественная и внутренняя трансформация человека, которая вместе с индустриальными и информационными технологиями, а вернее, в процессе их создания обретает новый духовный мир, свободу и независимость» [там же].

Ученый приходит к выводу, что сам факт труда есть результат свободного выбора, прийти к которому возможно лишь пройдя через предыдущий этап политической и экономической несвободы. Иными словами, «свобода, данная человеку, не осознавшему, что труд — это не только необходимость, но и благо, будет свободной не для труда, а от труда, не для творчества, а от творчества» [там же].

По словам Д. Трубицына, существование постиндустриального общества возможно, если оно увеличит свою экономическую и деловую активность, если труд станет для человека абсолютной, базовой ценностью [там же].

На современном этапе труд занимает в системе ценностей россиянина не последнее место, но, к сожалению, сам труд как источник удовольствия, самовыражения и самосовершенствования, ценности не представляет. В основном россиянин трудится только ради материального блага. Еще в конце XIX века видный русский историк [5] В. О. Ключевский отмечал, что нигде, кроме России, нет такой непривычки к постоянному ровному размеренному труду, и что ни один европейский народ не способен столь напряженно трудиться короткое время. То есть, основной особенностью российского отношения к труду признается импульсивность.

Если раньше работа могла рассматриваться как цель и способ достижения самых различных благ, сегодня она воспринимается большинством людей только как средство для достижения материального благополучия.

Проблема отсутствия ценности труда актуальна и решаема следующими путями:1) важно еще с детства в семье, в образовательном учреждении воспитывать в ребенке желание трудиться не для материального удовлетворения или последующего отдыха, а ради получения удовольствия от работы; 2) основным фактором в выборе будущей профессии должно быть желание человека в сочетать труд со способностями в выбранной области знания; 3) учебное заведение должно обеспечить востребованность на рынке труда всех специальностей, по которым осуществляется подготовка, а также наладить взаимное сотрудничество с потенциальным работодателем; 4) оно должно поддержать желание учащегося реализовывать способности в той или иной области; 5) обучение непременно должно быть ориентировано на то, чтобы выпускник мог свободно применять полученные знания на практике; 6) на протяжении всей трудовой деятельности, наряду с условиями, создаваемыми работодателем для успешной работы, самовыражения и самосовершенствования, специалист должен сам осознавать собственную полезность, нести ответственность за свою деятельность, а также самостоятельно стремиться к поставленной цели.

Следует отметить, что современный россиянин считает, что государство обязано обеспечить его всем необходимым в жизни (льготами, жильем, образованием, работой, достойной зарплатой и т. д.). Окончив школу, среднестатистический гражданин выбирает учебное заведение, в котором получит профессиональное образование по двум критериям: легко поступить; престиж и высокооплачиваемость будущей профессии. Однако не каждый выпускник российской школы выбирает будущую профессию в соответствии со своими желаниями и способностями. И после окончания учебного заведения не все молодые специалисты идут работать по специальности. Как следствие — неинтересная работа, отсутствие потребности в самовыражении и самосовершенствовании.

Работа была и остается очень важным элементом жизни. Но за последние годы отношение к ней изменилось довольно сильно. Если раньше работа могла рассматриваться как цель и способ достижения самых различных благ — материальных, социального статуса, общественного уважения, удовлетворения потребностей в самореализации, то сегодня работа воспринимается большинством людей только как средство для достижения материального благополучия. Ценность «интересной работы» в иерархии других жизненных целей упала с 43 % до 27 % [6].

Однако проблема отсутствия ценности труда в стране вполне решаема. Во-первых, очень важно еще с детства в семье, в образовательном учреждении воспитывать в ребенке желание трудиться, трудиться не для материального удовлетворения или последующего отдыха, а ради получения удовольствия от работы. Во-вторых, основным фактором в выборе будущей профессии должно быть желание человека в сочетании со способностями в выбранной области знания. В-третьих, учебное заведение в свою очередь должны обеспечить востребованность на рынке труда всех специальностей, по которым осуществляется подготовка, а также наладить взаимное сотрудничество с потенциальным работодателем. В-четвертых, оно должно поддержать и увеличить желание учащегося реализовывать способности в той или иной области. В-пятых, обучение непременно должно быть практикоориентированным, чтобы по его окончанию выпускник мог свободно применять полученные знания на практике. И, наконец, в-шестых, в начале и на протяжении всей трудовой деятельности наряду с условиями, создаваемыми работодателем для успешно работы, самовыражения и самосовершенствования, специалист должен сам осознавать собственную полезность (как для себя лично, так и для компании), нести ответственность за свою деятельность, а также самостоятельно стремиться к поставленной цели.

Современный россиянин же считает, в силу заложенной в нем еще с советских времен программы, что государство в полной мере обязано обеспечить его всем необходимым в жизни (например, льготами, жильем, образованием, работой, достойной зарплатой и т. д.). Мы не исключаем роль власти в жизни общества, но человек сам должен нести ответственность за свою жизнь.

К примеру, в России очень мал уровень предпринимательской активности, который, по нашему мнению, тесно переплетается с трудовой активностью граждан. По результатам опроса, проведенного при подготовке годового отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM) за 2011 год, Россия отстает по уровню предпринимательской активности от стран БРИКС и от большинства стран Восточной Европы. Среди 54 стран — участниц проекта наша страна имеет самый низкий уровень раннего предпринимательства — 4,3 %, следующими на этой шкале являются Малайзия с 4,9 % и Венгрия с 6,3 % — отмечает руководитель отчета, профессор ВШЭ А. Чепуренко [7].

Окончив школу, среднестатистический гражданин России выбирает учебное заведение, в котором получит профессиональное образование, чаще по двум критериям: 1. проще поступить; 2. престиж и высокооплачиваемость будущей профессии. Но далеко не каждый современный выпускник российской школы выбирает будущую профессию в соответствии со своими желаниями и способностями. Даже после окончания учебного заведения не все молодые специалисты нашей страны идут работать по специальности. Как следствие — неинтересная работа, отсутствие потребности в самовыражении и самосовершенствовании.

Таким образом, труд не представляет для большинства российских граждан ценности, за исключением материальной. На наш взгляд, в стране, где труд не имеет ценности, где у молодого поколения отсутствует предпринимательская и трудовая активность, модернизация в сторону постиндустриального общества невозможна. Но государству, системе образовании и каждому отдельному человеку по силам изменить ситуацию к лучшему.

То есть труд не представляет для большинства российских граждан ценности, кроме материальной. Соглашусь с мнением ученых, что в стране, где труд не имеет ценности и у молодого поколения отсутствует предпринимательская и трудовая активность, модернизация в сторону создания постиндустриального общества невозможна. Считаю, что государству, системе образования и каждому отдельному человеку по силам изменить ситуацию к лучшему только при наличии заинтересованности государства в квалифицированных кадрах и создании для них гарантированных условий в трудоустройстве по окончании учебных заведений.

Литература:

1.      Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. СПС «ГАРАНТ». 2008.

2.      Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

3.      Моджина Н. В. Роль права как ценностного феномена в формировании личности: Монография /Моджина Н. В. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2009.  — с. 50

4.      Трубицын Д. В. Модернизация России и стран Востока: опыт философской интерпретации / Д. В. Трубицын. — Новосибирск: Наука, 2010.

5.      Миланченко А. О. Ценность труда в современном российском обществе [Текст] / А. О. Миланченко // Молодой ученый. — 2012. — № 4.

6.      http://www.isras.ru/abstract_bank/1210757247.pdf

7.      http://rost-business.ru/v-rossii-ne-tolko-samyj-nizkij-uroven-rannego-predprinimatelstva-sredi-54-gosudarstv-no-i.html

Основные термины (генерируются автоматически): труд, будущая профессия, учебное заведение, постиндустриальное общество, работа, Россия, ценность, достойная зарплата, духовный мир, исторический путь.

Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы

Генеральная Ассамблея,

Подтверждая важность соблюдения целей и принципов Устава Организация Объединенных Наций для поощрения и защиты всех прав человека и основных свобод для всех людей во всех странах мира,

Подтверждая также важность Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов о правах человека как основных элементов международных усилий способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод и важности других документов по правам человека, принятых в рамках системы Организации Объединенных Наций, а также на региональном уровне,

Подчеркивая, что все члены международного сообщества должны выполнять вместе и по отдельности свое торжественное обязательство поощрять и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех без каких бы то ни было различий, включая различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка , религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, и подтверждая особую важность достижения международного сотрудничества для выполнения этого обязательства в соответствии с Хартией,

Признавая важную роль международного сотрудничества и ценную работу отдельных лиц, групп и ассоциаций по содействию эффективной ликвидации всех нарушений прав человека и основных свобод людей и отдельных лиц, в том числе в отношении массовых, вопиющих или систематические нарушения, такие как те, которые являются результатом апартеида, всех форм расовой дискриминации, колониализма, иностранного господства или оккупации, агрессии или угроз национальному суверенитету, национальному единству или территориальной целостности, а также отказа признать право народов на самоопределение и право каждого народа на осуществление полного суверенитета над своим богатством и природными ресурсами,

признавая взаимосвязь между международным миром и безопасностью и осуществлением прав человека и основных свобод и памятуя о том, что отсутствие международного мира и безопасности не оправдывает несоблюдения,

вновь заявляя, что все права человека и основные свободы являются универсальными, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны и должны поощряться и осуществляться на справедливой и равноправной основе без ущерба для осуществления каждого из этих прав и свобод,

Подчеркивая, что основная ответственность и обязанность по поощрению и защите прав человека и основных свобод лежит на государстве,

Признавая право и обязанность отдельных лиц, групп и ассоциаций поощрять уважение и расширять знания о правах человека и основных свободах на национальном и международном уровнях,

Провозглашает:

Статья 1

Каждый человек имеет право индивидуально и совместно с другими продвигать и стремиться к защите и реализации прав человека и основных свобод на национальном и международном уровнях. уровни.

Статья 2

  1. Каждое государство несет основную ответственность и обязанность защищать, поощрять и осуществлять все права человека и основные свободы, в частности, путем принятия таких мер, которые могут оказаться необходимыми для создания всех условий, необходимых в социальной, экономической, политической и других областях, а также правовые гарантии, необходимые для обеспечения того, чтобы все лица, находящиеся под его юрисдикцией, индивидуально и совместно с другими могли пользоваться всеми этими правами и свободами на практике.
  2. Каждое государство принимает такие законодательные, административные и другие меры, которые могут быть необходимы для обеспечения того, чтобы права и свободы, упомянутые в настоящей Декларации, были эффективно гарантированы.

Статья 3

Внутреннее право, соответствующее Уставу Организации Объединенных Наций и другим международным обязательствам государства в области прав человека и основных свобод, представляет собой юридическую основу, в рамках которой права человека и основные свободы должны осуществляться и осуществляться и в рамках которой должны осуществляться все мероприятия, упомянутые в настоящей Декларации, для поощрения, защиты и эффективного осуществления этих прав и свобод.

Статья 4

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как наносящее ущерб или противоречащее целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций или как ограничивающее или умаляющее положения Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека Права и другие международные документы и обязательства, применимые в этой области.

Статья 5

В целях поощрения и защиты прав человека и основных свобод каждый имеет право индивидуально и совместно с другими на национальном и международном уровнях:

  1. Мирно встречаться или собираться;
  2. Создавать, вступать и участвовать в неправительственных организациях, ассоциациях или группах;
  3. Для связи с неправительственными или межправительственными организациями.

Статья 6

Каждый человек имеет право индивидуально и совместно с другими:

  1. Знать, искать, получать, получать и хранить информацию обо всех правах человека и основных свободах, включая доступ к информации о том, как эти права и свободы реализуются во внутренних законодательных, судебных или административных системах;
  2. Как это предусмотрено в правах человека и других применимых международных документах, свободно публиковать, передавать или распространять среди других взгляды, информацию и знания обо всех правах человека и основных свободах;
  3. Изучать, обсуждать, формировать и поддерживать мнения о соблюдении как в законе, так и на практике всех прав человека и основных свобод и с помощью этих и других соответствующих средств привлекать внимание общественности к этим вопросам.

Артикул 7

Каждый имеет право индивидуально и совместно с другими разрабатывать и обсуждать новые идеи и принципы в области прав человека и выступать за их принятие.

Статья 8

  1. Каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими, иметь эффективный доступ на недискриминационной основе к участию в управлении своей страной и в ведении государственных дел.
  2. Это включает, среди прочего, право, индивидуально и совместно с другими, представлять государственным органам и учреждениям и организациям, занимающимся общественными делами, критику и предложения по улучшению их работы, а также привлекать внимание к любому аспекту их работы, который может помешать или препятствовать поощрению, защите и реализации прав человека и основных свобод.

Статья 9

  1. При осуществлении прав человека и основных свобод, включая поощрение и защиту прав человека, указанных в настоящей Декларации, каждый имеет право индивидуально и совместно с другими пользоваться эффективным средств правовой защиты и защиты в случае нарушения этих прав.
  2. С этой целью каждый, чьи права или свободы предположительно нарушаются, имеет право лично или через законного представителя подать жалобу и незамедлительно рассмотреть ее на открытом слушании в независимом, беспристрастном и компетентном судебном или ином органе. установленных законом, и получить от такого органа решение в соответствии с законом, предусматривающее возмещение, включая любую причитающуюся компенсацию, в случае нарушения прав или свобод этого лица, а также принудительное исполнение окончательного решения и решения, все без неоправданной задержки.
  3. С той же целью каждый имеет право индивидуально и совместно с другими, в частности:
    1. Подавать жалобы на политику и действия отдельных должностных лиц и государственных органов в отношении нарушений прав человека и основных свобод путем подачи петиций или других соответствующих средств в компетентные национальные судебные, административные или законодательные органы или любой другой компетентный орган, предусмотренный правовая система государства, которая должна вынести свое решение по жалобе без неоправданной задержки;
    2. Присутствовать на публичных слушаниях, разбирательствах и судебных процессах с целью формирования мнения об их соответствии национальному законодательству и применимым международным обязательствам и обязательствам;
    3. Предлагать и предоставлять профессионально квалифицированную юридическую помощь или другие соответствующие консультации и помощь в защите прав человека и основных свобод.
  4. С этой же целью и в соответствии с применимыми международными документами и процедурами каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими, на беспрепятственный доступ и связь с международными органами, обладающими общей или специальной компетенцией для получения и рассмотрения сообщений по вопросам права человека и основные свободы.
  5. Государство должно провести быстрое и беспристрастное расследование или обеспечить его проведение всякий раз, когда есть разумные основания полагать, что на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, имело место нарушение прав человека и основных свобод.

Статья 10

Никто не может участвовать, действием или бездействием, где это необходимо, в нарушении прав человека и основных свобод, и никто не может быть подвергнут наказанию или неблагоприятным действиям любого рода за отказ сделать это.

Статья 11

Каждый человек имеет право индивидуально и совместно с другими на законное занятие своей профессией. Каждый, кто в силу своей профессии может повлиять на человеческое достоинство, права человека и основные свободы других, должен уважать эти права и свободы и соблюдать соответствующие национальные и международные стандарты профессионального поведения или этики.

Статья 12

  1. Каждый имеет право индивидуально и совместно с другими участвовать в мирной деятельности против нарушений прав человека и основных свобод.
  2. Государство принимает все необходимые меры для обеспечения компетентными органами защиты каждого, индивидуально и совместно с другими, от любого насилия, угроз, мести, де-факто или де-юре враждебной дискриминации, давления или любых других произвольных действий в качестве следствием его или ее законного осуществления прав, упомянутых в настоящей Декларации.
  3. В связи с этим каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими, на эффективную защиту в соответствии с национальным законодательством при мирных средствах реагирования или противодействия действиям и действиям, в том числе по бездействию, приписываемым государствам, которые приводят к нарушениям права человека и основные свободы, а также акты насилия, совершаемые группами или отдельными лицами, которые затрагивают осуществление прав человека и основных свобод.

Статья 13

Каждый имеет право индивидуально и совместно с другими запрашивать, получать и использовать ресурсы для конкретной цели поощрения и защиты прав человека и основных свобод мирными средствами в соответствии со статьей 3 настоящего Декларация.

Статья 14

  1. Государство обязано принимать законодательные, судебные, административные или другие соответствующие меры для содействия пониманию всеми лицами, находящимися под его юрисдикцией, своих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
  2. Такие меры включают, среди прочего:
    1. Публикация и широкая доступность национальных законов и правил, а также применимых основных международных документов по правам человека;
    2. Полный и равный доступ к международным документам в области прав человека, в том числе к периодическим докладам государства органам, учрежденным международными договорами по правам человека, стороной которых оно является, а также к кратким отчетам обсуждений и официальным доклады этих органов.
  3. Государство обеспечивает и поддерживает, при необходимости, создание и развитие дополнительных независимых национальных учреждений для поощрения и защиты прав человека и основных свобод на всей территории, находящейся под его юрисдикцией, будь то омбудсмены, комиссии по правам человека или любая другая форма национального учреждения.

Статья 15

Государство обязано продвигать и облегчать преподавание прав человека и основных свобод на всех уровнях образования и обеспечивать, чтобы все лица, ответственные за подготовку юристов, сотрудников правоохранительных органов, личного состава вооруженных сил и государственные служащие включают соответствующие элементы преподавания прав человека в свои учебные программы.

Статья 16

Отдельные лица, неправительственные организации и соответствующие учреждения призваны сыграть важную роль в содействии повышению осведомленности общественности о вопросах, касающихся всех прав человека и основных свобод, посредством таких мероприятий, как образование, обучение и исследования в этих областях. областей для дальнейшего укрепления, среди прочего, взаимопонимания, терпимости, мира и дружеских отношений между нациями и между всеми расовыми и религиозными группами, принимая во внимание различное происхождение обществ и сообществ, в которых они осуществляют свою деятельность.

Статья 17

При осуществлении прав и свобод, упомянутых в настоящей Декларации, каждый, действующий индивидуально и совместно с другими, подлежит только таким ограничениям, которые соответствуют применимым международным обязательствам и определяются закона исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Статья 18

  1. Каждый человек имеет обязанности по отношению к обществу и внутри него, только в котором возможно свободное и полное развитие его личности.
  2. Отдельные лица, группы, учреждения и неправительственные организации играют важную роль и несут ответственность за защиту демократии, продвижение прав человека и основных свобод, а также за продвижение и развитие демократических обществ, институтов и процессов.
  3. Отдельные лица, группы, учреждения и неправительственные организации также играют важную роль и несут ответственность за своевременный вклад в продвижение права каждого на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные во Всеобщей Декларация прав человека и другие документы по правам человека могут быть полностью реализованы.

Статья 19

Ничто в настоящей Декларации не должно толковаться как подразумевающее для любого лица, группы или органа общества или любого государства право заниматься любой деятельностью или совершать любые действия, направленные на нарушение упомянутых прав и свобод в настоящей Декларации.

Статья 20

Ничто в настоящей Декларации не должно толковаться как разрешающее государствам поддерживать и поощрять деятельность отдельных лиц, групп лиц, учреждений или неправительственных организаций, противоречащую положениям Устава Организации Объединенных Наций.

Гражданские обязанности, гражданские добродетели и препятствия на пути к эффективному гражданству

Права человека
Кристофер А.
Каллауэй Делиться:

Многие вопросы, занимающие центральное место в политической философии, естественно сосредоточены на политических институтах. Какие права и свободы должно предоставить государство своему народу? Что делает государство легитимным? Возможно ли, что недемократические государства справедливы? Какими видами равенства должно заниматься государство и насколько неравенство слишком велико?

Но политические философы и ученые в смежных областях также обратили свое внимание на граждан, живущих в таких учреждениях. С юридической точки зрения гражданин — это лицо, которое является официальным членом политического сообщества и, следовательно, имеет определенные де-юре права и привилегии и законные ожидания от своего правительства. Таким образом, один важный вопрос для политической философии заключается в том, налагают ли эти блага обязательства на граждан и каким образом. Другими словами, что делают люди как граждане должны своим правительствам и/или обществам?

Каковы наши гражданские обязанности?

Ответы на этот вопрос часто предлагаются с точки зрения гражданского долга или обязанностей. Мы могли бы думать как минимум о том, что граждане обязаны подчиняться закону. Самые искусно составленные законы мало что значат, когда их регулярно игнорируют, и правительство не может обнаружить и наказать каждое нарушение, по крайней мере, без недопустимо распространенного надзора и ограничения свободы. Таким образом, для правопорядка нужна критическая масса людей, которые регулярно соблюдают законы, даже если им может сойти с рук их нарушение. Из этого следует, по-видимому, что граждане обязаны подчиняться закону просто потому, что это закон. У нас уже есть моральное обязательство не совершать убийства, вне зависимости от того, незаконно оно или нет. Но когда закон предписывает нам делать вещи, которые сами по себе не являются ни правильными, ни неправильными (например, регистрироваться для прохождения селективной службы, ездить по правой стороне дороги, вывешивать номера наших домов на входных дверях), у нас есть гражданский долг: подчиниться.

По крайней мере, так думают; но даже у этого минимального ответа есть противники. Во-первых, также правдоподобно, что иногда есть веские причины не подчиняться закону — может быть, даже моральное обязательство сделать это. Вот почему мы рассматриваем многочисленные примеры гражданского неповиновения во время движения за гражданские права как особенно героические примеры хорошего гражданства. Кроме того, аргументы в пользу того, что существует моральное обязательство подчиняться закону, наталкиваются на серьезные возражения. Самая популярная линия аргументации апеллирует к понятию согласия. «Согласие управляемых» явно занимало видное место в американской политической традиции и вдохновляло революционные движения на отмену несправедливых режимов и замену их правительствами, которые (будем надеяться) будут подотчетны своему народу. И все же едва ли кто-нибудь из нас фактически согласился с властью наших правительств. Нас даже не спросили! Таким образом, если у нас есть обязанность подчиняться закону, трудно понять, как она может возникнуть из нашего свободного согласия на власть правительства с согласием, которое мы ожидаем в других контекстах (например, в контрактах).

Однако

Демократия требует не только соблюдения закона; это требует, чтобы люди активно участвовали в политическом процессе. Это, конечно, означает голосование, но обычно считается, что не просто любых усилий для голосования будет достаточно — гражданин должен быть в курсе политических дел и делать рациональный выбор среди вариантов, представленных ей в кабине для голосования. Так есть ли обязанность голосовать? И если да, то требует ли эта обязанность, чтобы граждане были достаточно хорошо информированы о политических делах и соответствующих фактах?

Опять же, многие люди дают утвердительный ответ на первый вопрос, и не только философы или ученые. Я работаю наблюдателем за выборами в своем городе, и в дни выборов я регулярно слышу, как другие работники избирательных участков и избиратели высказывают мысль о том, что явка на голосование — это обязанность и даже вопрос гражданского благочестия . Они смотрят на низкую явку на июньских выборах, качают головами и цокают языками; для них оставаться дома в день выборов — значит не вносить свой вклад в поддержку демократии. Я подозреваю, что их взгляды широко разделяются во многих других демократических обществах, некоторые из которых фактически делают голосование обязательным по закону. И все же философские аргументы, призванные показать, что голосование является обязательной частью гражданства, столкнулись с таким же количеством проблем, как и аргументы, призванные показать, что мы обязаны подчиняться закону. То же самое относится и к другим возможным гражданским обязанностям, таким как участие в военных действиях, уплата налогов и ассимиляция в культуре большинства страны.

Другая перспектива

Тогда определить, в чем заключаются наши гражданские обязанности, проблематично, хотя это верно почти для всего остального в философии. Но, возможно, проблемы, поднятые против теорий гражданского долга, предполагают, что лучший способ думать о гражданстве — это понятие гражданской добродетели, а не гражданского долга. Когда мы нарушаем обязательство, мы заслуживаем порицания за это, но обычно мы не заслуживаем похвалы за его выполнение. Если я выполню свое обязательство не воровать, я не заслуживаю ни медали, ни даже похлопывания по плечу. Но если я его нарушу, я, безусловно, заслуживаю порицания и, возможно, даже какого-то наказания. Таким образом, «разговоры об обязательствах» имеют тенденцию сосредотачиваться на каком-то необходимом минимуме, который должен быть выполнен.

Напротив, добродетель — это выход за пределы необходимого минимума — она включает в себя внутреннее состояние характера, которое регулярно выражается в достойных похвалы поступках. Таким образом, размышление о гражданстве с точки зрения добродетелей включает в себя вопрос: какие отношения, обычаи и действия среди граждан мы должны ценить, приветствовать и уважать? Какие состояния характера заставляют граждан хорошо выполнять свою гражданскую роль? Как мы можем поощрять развитие этих добродетелей?

Главные добродетели классической мысли, очевидно, хорошо послужат гражданам и их обществу: справедливость, мудрость, мужество и умеренность. Мы можем добавить еще несколько более явно гражданских; политическое общество будет функционировать лучше, когда граждане также терпимы, самодисциплинированы, преданы общему благу и поддерживают свое правительство. Демократические граждане особенно хорошо выполняют свою гражданскую роль, когда они вовлечены, хорошо информированы и открыты для идей и взглядов, отличных от их собственных. Чем больше этих качеств проявляется у граждан (и чем больше граждан, которые их демонстрируют), тем лучше для демократического государства.

Социальные вызовы для хорошего гражданства

На протяжении всей истории политической мысли широко признавалось, что политические институты зависят от подобных добродетелей среди граждан. Однако, к сожалению, существуют пределы того, что гражданская добродетель может внести в политическую систему даже при довольно идеальных обстоятельствах, и нынешняя американская ситуация едва ли идеальна. Есть несколько тенденций и условий, которые, кажется, работают против практики хорошего гражданства.

Некоторые говорят, что религия имеет решающее значение для поддержания гражданских добродетелей и что, следовательно, рост секуляризации представляет угрозу для нашей республики. Многие религии поощряют просоциальные взгляды, поскольку уважают законность, учат личной ответственности, поощряют чувства солидарности и доверия и т. д., и поэтому многие консерваторы (особенно в Соединенных Штатах) часто настаивают на том, что безбожное общество не может долго поддерживать справедливое государство. . Их уверенность опровергается слишком частыми случаями межконфессионального насилия, но, возможно, более веским контрпримером взгляду на религию как на необходимое гражданство является группа государств, демонстрирующих высокий уровень секуляризма с завидно функционирующими политическими системами, как мы видим в Скандинавия. С другой стороны, критики либеральной политической мысли часто утверждают, что либеральный акцент на индивидуализме, самоактуализации и приватизации религиозных убеждений не может поддерживать достаточно богатое представление об общем благе или чувство солидарности с соотечественниками. Полностью секуляризованные общества все еще довольно новы, и поэтому вполне возможно, что они опираются на социальный капитал, накопленный в более ранние эпохи, отмеченные большим соблюдением религиозных обрядов. Таким образом, с эмпирической точки зрения, вероятно, все еще остается открытым вопрос, смогут ли они долго поддерживать высокий уровень гражданской добродетели без культуры, делающей существенный акцент на некоем трансцендентном метанарративе, традиционно обеспечиваемом религией.

Но другие тенденции в нашем обществе, кажется, представляют собой более непосредственную угрозу хорошей гражданственности. Например, из-за сокращения размера прибыли газетам и местным телевизионным станциям по всей стране стало труднее платить профессиональным журналистам, работающим полный рабочий день, за освещение новостей штата и города, особенно когда это связано с подробными репортажами о расследованиях. В то же время наблюдается большое распространение средств массовой информации в Интернете, так что граждане могут получить доступ к гораздо большему объему информации, а также к анализу, чем когда-либо прежде. Обратной стороной такого распространения СМИ, однако, является то, что потребители СМИ становятся все более поляризованными по мере того, как они адаптируют свою медийную диету таким образом, чтобы укреплять свои личные идеологии. идеологический спектр. Таким образом, консерваторы смотрят Fox News, в то время как либералы тяготеют к MSNBC, и это позволяет каждой группе рассматривать другую как невежественную или обманутую предвзятыми репортажами.

Социальные сети также оказали неоднозначное влияние на гражданство. Facebook, Twitter и т.п. — отличные способы быстро распространять и находить информацию. Но в то время как традиционные СМИ курируют свой контент таким образом, что есть гарантии определенного уровня точности и значимости, пользовательский контент в социальных сетях почти полностью не фильтруется. Это затрудняет отличить правду от вымысла, точность от искажения. Дезинформация, мистификации и откровенная ложь распространяются так же быстро, как и правда. И стимулы для пользователей создавать контент или копировать его путем обмена связаны с их представлением о себе, что делает политическую активность в социальных сетях своего рода потребительским товаром. Люди часто размещают политические сообщения не для того, чтобы способствовать честному обсуждению критических вопросов, а для того, чтобы продемонстрировать добродетель, выразить разочарование, порадоваться «победам» и укрепить чувство солидарности с единомышленниками. Со временем социальные сети многих людей непропорционально заполнены пользователями, которые в основном думают одинаково. Это затрудняет понимание людей с резко отличающимися взглядами; гораздо проще списать их со счетов как иррациональных или злых, оскорбить или высмеять их или «удалить из друзей». И это, очевидно, работает против того, чтобы граждане пришли к разумному консенсусу посредством рациональных размышлений.

Поляризация и плохое понимание альтернативных точек зрения проявляются и в других контекстах. Возможно, наиболее иронично, что это проявилось в высшем образовании, как задокументировал психолог Джонатан Хайдт. Колледжи и университеты давно склонны к либерализму (если только вы не говорите об изменениях в сроках пребывания в должности или академическом календаре). Но Хайдт показал, что голоса консерваторов и либертарианцев в академической среде за последние пару десятилетий стали гораздо реже, особенно на факультетах гуманитарных и социальных наук. Некоторые преподаватели даже признались, что не стали бы нанимать человека с откровенно консервативными взглядами. Консерваторы и либертарианцы, которые находят место на факультете университета, часто подвергаются покровительству, остракизму или даже преследованиям, поэтому иногда они просто держат свое мнение при себе. Это особенно проблематично для американского демократического общества из-за влияния высшего образования на интеллектуальное и политическое формирование студентов. Студенты, которые разрабатывают свои политические взгляды (возможно, впервые), получают искаженную картину интеллектуального ландшафта, что затрудняет им понимание альтернативных точек зрения в демократическом обсуждении.

Кроме того, эта растущая поляризация, вероятно, усугубляет широко распространенную иррациональность избирателей. Уже есть много свидетельств того, что многие избиратели ничего не знают о своем правительстве (например, о том, сколько оно тратит на иностранную помощь) или о соответствующих эмпирических фактах (например, об экономике, иностранных делах, истории и т. д.), что уже достаточно плохо. . Но избиратели также демонстрируют иррациональность; например, они используют предвзятые или ошибочные мыслительные процессы для оценки любой информации, которая у них есть. В одном известном эксперименте люди выступили против законодательных предложений своей партии, когда им (ложно) сказали, что предложения поддерживаются конкурирующей партией. Ясно, что они реагировали на партийный брендинг, а не на содержание предложений. Другое исследование показывает, что избиратели, как правило, награждают или наказывают действующих кандидатов в зависимости от состояния экономики за несколько месяцев до выборов, независимо от того, насколько хорошо дела обстояли в предыдущие годы или в какой степени действующий президент фактически несет ответственность за экономику. . Во многих отношениях избиратели демонстрируют мотивированное мышление, когнитивную предвзятость и небрежное мышление, когда действуют в политике.

Демократические граждане выполняют свою гражданскую роль хорошо, когда они вовлечены, хорошо информированы и открыты для идей и перспектив отличается от их собственного.

Институциональные вызовы для хорошей гражданственности

Другие вызовы хорошей гражданственности исходят из самой нашей политической системы. Проблема невежества избирателей, упомянутая в предыдущем абзаце, отчасти связана с размером и размахом федерального правительства. Для людей просто невозможно отслеживать все действия, предпринимаемые их правительством или даже всеми различными агентствами, которые должны действовать от их имени. Даже члены Конгресса признаются, что часто не в состоянии прочитать закон, за который должны голосовать. Конечно, американцы обычно не голосуют напрямую за те или иные законы и политику. Но многие из этих политик (особенно в исполнительной власти) принимаются вообще без особого демократического надзора, и для принятия обоснованного решения о том, как работает представитель, требуется много знать о содержании конкретных законопроектов, которые он поддерживает или против которых он выступает.

Есть также основания полагать, что двухпартийная система в некотором роде лишает граждан прав и возможностей. Например, он поощряет и даже принуждает граждан голосовать против своей совести. Особенно на президентских выборах большая часть поддержки любого кандидата исходит от избирателей, которые пытаются проголосовать 90 179 против 90 180 своего соперника. Люди думают, что голосовать за стороннего кандидата, который более точно отражает их ценности, значит «выбрасывать свой голос». На закрытых выборах, на которых третий кандидат набирает достаточно голосов, чтобы создать разницу между двумя другими (как в 1992 и 2000), тех, кто голосует за третью партию, критикуют и обвиняют в том, что они перебрасывают выборы на их общего врага. Но голосование за Джонса — это не что иное, как голосование за Джонса; независимо от того, считает ли избиратель Джонса замечательным кандидатом или чуть меньшим негодяем, чем Смит, ее голос просто усиливает поддержку Джонса. Таким образом, результатом такого отношения к альтернативным партиям и кандидатам является то, что крупная партия должна быть лишь немного менее плохой, чем ее соперник, и ее база будет соответствовать. Правила, которые ослабляют третьи стороны и ставят их в невыгодное положение, только укрепляют у избирателя ощущение, что у него на самом деле есть только две альтернативы. Действительно, две основные партии, возможно, никогда не были менее популярны, по крайней мере, о чем свидетельствует количество людей, которые в них зарегистрированы. И все же их контроль над политической системой прочно укоренился. Конечно, многие избиратели, считающие себя независимыми, по-прежнему достаточно уверенно голосуют за одну партию. Но трудно утверждать, что такие строгие ограничения возможностей избирателя согласуются с сильным, активным демократическим гражданством.

В дополнение к этим структурным проблемам существует поведение отдельных должностных лиц. Нынешний президент имеет прискорбную тенденцию отвергать любые сообщения, которые ему не нравятся, как «фейковые новости», что усиливает упомянутую выше тенденцию к поляризации СМИ. Он также пытался отдавать предпочтение новостным агентствам, которые ему нравятся, и ставить в невыгодное положение те, на которые он возмущается. Но он не первый президент, пытающийся контролировать информацию для укрепления своего положения; его предшественника критиковали за запрет любых независимых фотографов, чтобы только изображения официального (и, следовательно, более лестного) фотографа Белого дома становились визуальным историческим отчетом. Еще более проблематично то, что недавние администрации полагались на секретность и обращения к национальной безопасности, чтобы оградить граждан от раскрытия того, что они замышляют, а разоблачители и разоблачители подвергались судебному преследованию и наказанию. Другие выборные должностные лица вмешивались в запросы о свободе информации. Секретность, безусловно, оправдана в определенных случаях, но иногда правительственные чиновники ошибочно скрывают информацию, которая нужна гражданам для принятия хорошо информированных демократических решений и привлечения правительства к ответственности за свои действия.

Легко преувеличить нынешние трудности и почувствовать, что мы переживаем переломный момент в истории нашей страны. Но в более широкой исторической перспективе у нас, вероятно, никогда не было лучших условий для хорошего гражданства, хотя бы потому, что на протяжении большей части истории нашей страны женщинам и небелым было юридически (а затем квазиюридически) запрещено голосовать или заниматься спортом. их гражданские права. Граждане сегодня также имеют беспрецедентный доступ к информации и новым технологиям, которые обеспечивают массовую мобилизацию и скоординированную деятельность. Тем не менее, мы не должны игнорировать реальные барьеры, препятствующие их участию в демократическом самоуправлении.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *