Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 2022: смысл, традиции праздника и что нельзя делать
Прочтений: 64921Томск, Россия, Епархия
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru
Один из главных праздников в Русской православной церкви, установленный в память о кончине Божией Матери, — Успение Пресвятой Богородицы — отмечают православные в воскресенье, 28 августа.
Полное название праздника 28 августа — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ему предшествует двухнедельный Успенский пост, являющийся наиболее строгим после Великого поста.
Согласно писанию, после Вознесения Господня Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова, которому Иисус завещал заботиться о ней. Однажды к Марии явился архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и сообщил, что через три дня окончится ее земная жизнь. Этой вести она обрадовалась, так как поняла, что сможет встретиться с сыном.
В Иерусалим начали съезжаться христиане, с разных концов света вернулись апостолы. Принять душу Марии, согласно преданию, явился сам Господь.
После смерти Девы Марии ученики Христа положили ее тело в гроб, который погребли в Гефсимании, поместили в пещеру, завалив вход камнем. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы.
На третий день, когда Фома прибыл к Елеонской горе, он пожелал увидеть гроб, чтобы проститься с Богородицей. Однако зайдя в пещеру, апостолы обнаружили пустой гроб. В этот же вечер Матерь Божия явилась апостолам в окружении ангелов и сказала, что она всегда будет с ними.
В католической церкви в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую как царица на престоле по правую руку от Иисуса Христа, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним. Католики празднуют его 15 августа, по старому стилю.
Традиции, приметы праздника и что нельзя делать
28 августа в православных храмах проходят праздничные литургии. Верующие несут цветы к иконе с изображением Богородицы и прикладываются к ней.
Праздник ознаменовывает окончание летней уборки урожая, в этот день принято освящать в церкви семена и колоски пшеницы, а также печь хлеб из муки нового урожая, накрывать пышный стол с разнообразными блюдами.
В былые времена незамужние девушки с нетерпением ждали праздника, так как именно с этого дня было принято начинать помолвки, чтобы осенью сыграть свадьбу. Говорили, к кому не посватаются, тот всю зиму в девках просидит.
Считается, что 28 августа начинается раннее бабье лето. Согласно примете, какая погода стоит на Успение, такая ждет нас и осенью. Также, если в этот день — хорошая погода, то зима будет теплая, а следующий год — урожайным.
На праздник Успения Пресвятой Богородицы нельзя ссориться, особенно с близкими людьми и друзьями, а также, как почти во все церковные праздники заниматься домашней работой.
Раньше люди верили, что в день Успения нельзя ходить босиком по траве, покрытой росой. Считалось, что роса — это слезы Богородицы, и если пройтись по ней, то можно навлечь болезнь и несчастье.
Анастасия Кирсанова
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать самое интересное
Самое обсуждаемое
Мэрия утвердила новый тариф на проезд в общественном транспорте Томска47
В Томской области продолжает падать рождаемость43
В мэрии Томска задумались о создании городского автобусного парка36
Власти в ближайшие два года определят место для третьего моста в Томске33
«Для нас это будет катастрофой»: депутаты и экологи Томска обсудили Крапивинскую ГЭС30
СК возбудил уголовное дело о невыплате зарплаты сотрудникам ФК «Томь»28
Томский завод показал первое в области производство сгущенки27
Власти поддержали включение в квитанции желающим томичам услуги страхования жилья26
Плату за капремонт включат жителям Томской области в единую квитанцию с «коммуналкой»24
Увеличение числа низкопольных автобусов в Томске — под вопросом23
Томск
09:00Приставы: томичи получают на госуслугах поддельные решения судов о взыскании «долгов»
21:15Рабочий упал с 8 этажа на 7 в строящемся доме в Томске
16:35Рекордные 7,3 тыс знаков отличия ГТО получили томичи по итогам 2022г
14:30Первое потомство овец эдильбаевской породы получила ферма в Томском районе
10:00Главврачи больниц ответят на вопросы томичей на открытом приеме
Новости СМИ, 18+
почему нельзя ходить босиком и стричь волосы в этот день
Праздник посвящен воспоминанию кончины Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы собрались в Иерусалиме и простились с Девой Марией. Православные отмечают Успение, посещая службы и проводя время в молитве, однако существует еще ряд народных примет, которые принято соблюдать.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ | Зоя ЧерничнаяУспение Пресвятой Богородицы отмечают 28 августа — это день, посвященный воспоминанию смерти Божией Матери. Успением (засыпанием) он называется неспроста — Богородица умерла тихо, словно уснула. Считается, что о дате смерти святая знала заранее, поэтому была к ней полностью готова. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы собрались в Иерусалиме и простились с Девой Марией. Перед кончиной Богоматерь утешала их и обещала не оставлять даже после смерти, всегда молиться о них. А через три дня Господь воскресил ее и вознес на небеса.
Праздник относится к категории двунадесятых и очень почитается у православных, к нему готовятся двухнедельным постом. Воскрешение Богородицы дает людям право надеяться, что и у них будет шанс войти в вечную жизнь.
В само Успение также существуют приметы и традиции, которые нельзя нарушать. Рассказываем, как правильно провести праздник, что можно, а что нельзя делать, и чем обернется планирование свадьбы в этот день.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ | Надежда КапрановаУспение Пресвятой Богородицы
Во время богослужений в этот день священники облачаются в голубые одежды, которые относятся к цветам Богоматери и символизируют небесную чистоту и непорочность. В храмах проходят предпраздничные службы.
В церкви Успения Пресвятой Богородицы, расположенной на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге, утром, в 08:40, пройдет литургия, а затем, в 10:40, панихида и молебен преподобным Оптинским старцам. В 16:00 назначен молебен пред иконами Божией Матери «Неупиваемая чаша» и «Скоропослушница», в 16:50 — Всенощное бдение.
Богослужения, посвященные празднику, пройдут 28 августа: в храме Успения Пресвятой Богородицы назначены литургия, водосвятный молебен, панихида, вечернее богослужение. В понедельник, 29 августа идет попразднство Успения Пресвятой Богородицы.
В храмах накануне Успения из алтаря к верующим выносят плащаницу с изображением Богородицы. С ней совершается крестный ход вокруг церкви. Особое значение и почитание в праздник имеет икона. Первый холст принадлежит руке легендарного живописца Феофана Грека. Лежащая на светлом ложе Богоматерь изображена в темно-вишневой одежде, что олицетворяет величие и строгость смерти, ее вечный покой. Над покойной склонились апостолы, а в середине полотна находится фигура Иисуса Христа, принимающего душу скончавшейся и возносящего ее на небо.
wikipedia.org / Общественное достояниеЧто надо делать на Успение
На Успение верующие ходят в храм. Раньше считалось, что в этот день необходимо приносить в церковь колосья пшеницы из нового урожая для освящения. По традиции в этот день Богородицу молят о здоровье детей, просят для них хорошей судьбы и отведения от них мирских соблазнов.
Кроме того, в этот день принято накрывать пышный стол, ведь до этого православным было необходимо две недели соблюдать Успенский пост.
После праздника начинается пора свадеб. По поверью, если родители договорятся о свадьбе на Успение, то молодые проживут долгую жизнь в мире и согласии. Такая традиция тоже связана с окончанием поста, ведь пока он длится, верующие не устраивают торжеств, а проводят время в покаянии, молитве.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ | Зоя ЧерничнаяЧто категорически нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы
В народе считается, что на Успение Пресвятой Богородицы, как и на любой другой праздник, нельзя работать, чтобы не навлечь на себя беды. Единственным исключением из правил являлась засолка огурцов.
Кроме того, девушкам настрого запрещалось стричь или плести косы в этот православный праздник — иначе можно испортить себе судьбу. Нельзя в Успение ходить босиком — считается, что так человек собирает страшные болезни, а все потому, что сама природа в этот день оплакивает смерть Богородицы и роса не исцеляет.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ | Надежда КапрановаУспение Пресвятой Богородицы
Сегодня католики и многие другие христиане отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы. Этот знаменательный праздник напоминает о духовном и телесном исходе матери Иисуса Христа с земли, когда и ее душа, и ее тело были взяты в присутствие Божие.
Почтенный Папа Пий XII подтвердил эту веру в Деву Марию как вечное учение Церкви, когда он формально определил ее как догмат католической веры в 19 г.50, ссылаясь на непогрешимость папы, чтобы провозгласить, «что Непорочная Богородица, Приснодева Мария, завершив течение Своей земной жизни, была вознесена телом и душой в небесную славу».
Его Апостольская конституция «Munificentissimus Deus» (Всемилостивый Бог), которая определила догму,
содержала отчеты понтифика о многих давних традициях, согласно которым Церковь праздновала Успение на протяжении всей своей истории.
Конституция также цитирует свидетельства ранних отцов Церкви по этому вопросу и описывает историю богословских размышлений над многими библейскими отрывками, которые рассматриваются как указывающие на то, что Мария была вознесена на небеса после ее смерти.
Хотя телесное воплощение Марии прямо не записано в Писании, католическая традиция отождествляет ее с «женщиной, облеченной в солнце», описанной в 12-й главе Книги Откровения.
Этот отрывок называет появление этой женщины «великим знамением», которое «явилось на небе», указывая на то, что она мать еврейского Мессии и что «под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Соответственно, католическая иконография западной традиции часто таким образом изображает вознесение Девы Марии на небеса.
Восточные христиане также традиционно считали вознесение Марии на небеса важным компонентом своей веры. Пий XII процитировал несколько ранневизантийских литургических текстов, а также арабского христианского богослова восьмого века святого Иоанна Дамаскина в своем собственном авторитетном определении ее предположения.
«Подобно было, — писал св. Иоанн Дамаскин в проповеди о допущении, — чтобы она, сохранившая девственность свою нетронутой при родах, и после смерти сохранила свое тело от всякой тленности» и « чтобы та, которая в детстве носила на груди Творца, должна была обитать в божественных обителях».
В восточно-христианской традиции один и тот же праздник отмечается в один и тот же календарный день, хотя обычно он известен как Успение (засыпание) Марии. Восточно-католическому празднованию Успения Пресвятой Богородицы предшествует двухнедельный период поста, аналогичный Великому посту. Пий XII в «Munificentissimus Deus» упомянул тот же период поста как принадлежащий к традиционному наследию западных христиан.
Праздник Успения всегда является Святым Обязательным Днем как для римлян, так и для католиков восточного обряда, когда они обязаны посещать Мессу или Божественную Литургию.
Защита Успения Пресвятой Богородицы | Ответы католиков
1. Святой Иоанн цитировал настоящие слова, сказанные нашим Господом, когда писал: «Никто не восходил на небо, кроме . . . Сын человеческий». Иисус просто сказал, что к тому времени, когда он сделал это заявление, еще никто не вознесся на небо. Это было задолго до Успения Богородицы.
2. Иисус не может сказать, что никто другой никогда не будет взят на небеса. Если это так, то к чему весь этот христианский бред? Вы знаете, рай и все такое.
3. Если кто-то интерпретирует Иоанна 3:13 как говорящий о Христе, однозначно восходящем на небо, это было бы приемлемо. Тогда нам пришлось бы задать вопрос: что уникального в вознесении Иисуса? Ну а то что он вознесся на уникально. Мария не вознеслась на небо. Она была предполагаемой . Существует большая разница. Иисус вознесся своей собственной божественной силой, как он и пророчествовал в Иоанна 2:19-21: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. . . он говорил о храме своего тела». Мария была бессильна подняться на небо; ее надо было предположить. То же самое можно сказать обо всех христианах. Иисус воскрес из мертвых. Христиане будут совершенно пассивны, когда дело дойдет до их коллективного «воскресения».
4. Святой Иоанн демонстрирует божественность Христа в Иоанна 3:13. Исторически мы знаем, что святой Иоанн писал против своего заклятого врага, еретика Церинфа, который отрицал божественность Христа. Св. Иоанн цитирует эти слова Иисуса, чтобы показать, что Спаситель «сошёл» с неба и был и на небе, и на земле как «Единородный Сын» (ср. 3:16), разделяющий природу Своего Отца (ср. 5:17). -18). Таким образом, он действительно был Богом. Святитель Иоанн также подчеркивает, что даже когда «Сын Человеческий» ходил по Земле со своими учениками в Галилее, он обладал блаженным видением в своей человеческой природе. В этом смысле его человеческая природа (Сын Человеческий) уже «вознеслась» на небо, поскольку она обладала блаженным видением, которое лежит в основе того, что есть небо. Это тема Иоанна в тексте, а не вопрос о том, может ли кто-то спустя годы после Христа быть принят на небо или нет.
I Кор. 15:22-23 :
1. Мы должны помнить, что иногда в Писании встречаются исключения из общих богословских норм. Например, рассмотрим Матф. 3:5-6: «Тогда вышел к [Св. Иоанн Креститель] Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская, и крестились от него». Мы знаем, что «все» здесь не означает «все» в строгом смысле, потому что мы знаем, что, по крайней мере, Ирод, Иродиада и ее дочь были исключениями из этого стиха (см. Мф. 14:1-11). Они сговорились предать святого Иоанна смерти. Не лучшие кандидаты на крещение! Итог: есть исключения для Мэтта. 3:5-6. Святой Иоанн Креститель не всех крестил в «Иерусалиме, Иудее и окрестностях Иордана». Таким образом, Мария могла быть (и является, как мы увидим ниже) исключением из 1 Кор. 15:22-23.
2. Есть исключения из других общих норм, конкретно изложенных в Писании как истинных для «всех». В Евреям 9:27 говорится: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд». Тем не менее, мы видим исключения из этой нормы во многих местах Писания в виде воскресения из мертвых. Мало того, что Илия, Елисей, Иисус, св. Петр и св. Павел воскрешают мертвых в Писании, но и после Воскресения Иисуса «и гробницы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и [вышли] из гробов» (Мф. 27:52-53). Эти люди явно не «умерли один раз». Они умерли как минимум дважды!
3. У нас есть примеры других «предположений» в Писании. И Енох (ср. Быт. 5:24), и Илия были взяты «на небо» (4 Цар. 2:11) совершенно необычным образом. Как и «два свидетеля» из Откровения 11:3-13. Почему Бог не мог сделать это с Марией?
4. Мы знаем, что Мария является исключением из «нормы» 1 Кор. 15:22-23, потому что в Откр. 12 она изображена вознесенной на небо. «И явилось на небе великое знамение, жена, облеченная в солнце. . . она была с ребенком. . . и . . . родил младенца мужского пола [Иисуса], Который будет пасти все народы жезлом железным» (12:1-5). Кем была женщина, родившая Иисуса? Мэри! И вот она на небесах!
Является ли женщина из Откровения 12 Марией?
Многие будут возражать по этому поводу и отрицать, что «женщина» из Откровения 12 — это Мария. Они будут утверждать, что это либо Церковь, либо, как это делают диспенсационалисты, они будут утверждать, что это древний Израиль.
Церковь признает, что Писание имеет многозначный характер. Другими словами, различные тексты Писания могут иметь много уровней значения. Итак, есть ли много уровней смысла в Откровении 12? Абсолютно! Израиль часто изображается как невеста Господа в Ветхом Завете (ср. Песнь Соломона, Иер. 3:1 и др.). Таким образом, есть прецедент обращения к Израилю как к «женщине». И Иисус родился из Израиля.
Более того, Книга Откровения изображает Церковь Нового Завета как «невесту Христа» и «Новый Иерусалим» (ср. Откр. 21:2). «Жена» из Откровения 12 также изображена как продолжающая рождать детей по сей день, и эти дети, как показано, являются всеми, «соблюдающими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (стих 17). Церковь определенно подходит под это описание.
Фактически, мы как католики утверждаем, что «женщина» представляет народ Божий на протяжении веков, будь то ветхозаветный Израиль или новозаветная церковь, «Израиль Божий» (Гал. 6:16).
Первый и буквальный смысл
Все, что мы сказали о «женщине» из Откровения 12, представляющей народ Божий на протяжении тысячелетий времени, никоим образом не умаляет первого и буквального смысла текста как представляющего Марию. На самом деле, есть как минимум четыре причины, по которым нельзя избежать включения Марии при толковании Откровения 12 и, в частности, личности «женщины».
1. «Жена» в Откр. 12 «родила младенца мужеского пола, которому надлежало пасти все народы жезлом железным; и взят был сын ее к Богу и престолу Его». Этот ребенок, очевидно, Иисус. Если мы начнем с буквального уровня, то, несомненно, именно Мария «родила» Иисуса.
2. Хотя мы могли обнаружить много духовных уровней значения бегства «женщины» в 12:6, 14, Мария и Святое Семейство буквально бежали в Египет в Мф. 2:13-15 с божественной помощью.
3. Мария пророчески упоминается как «женщина» в Быт. 3:15, Иер. 31:22, а через Иисуса то же самое в Иоанна 2:4 и 19:26. Учитывая, что один и тот же апостол Иоанн написал Евангелие от Иоанна и книгу Откровения, не будет преувеличением сказать, что святой Иоанн имел в виду Марию, когда использовал знакомый термин «женщина» в качестве описания Леди. из Апокалипсиса.
4. В главе четыре главных героя: «женщина», дьявол, Иисус и архангел Михаил. Никто не отрицает, что остальные трое упомянутых являются реальными людьми. Экзегетически интерпретировать «женщину» как личность (Марию) также соответствует контексту.
Откуда мы знаем, что Мария телесно находится на небесах?
Кто-то может признать, что Мария была женщиной из Откровения 12, но следующий логический вопрос звучит так: «Как это означает, что она находится на небесах телесно? На небесах много душ, но у них нет тел».
Кажется очевидным, что «женщина» изображена так, что «под ногами ее луна, и на голове венец» (ст. 1). В других местах Откровения и в других частях Писания святые на небесах называются «душами убитых» (Откр. 6:9) или «духами праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:9). 23). Почему? Потому что у них нет тел! Это бестелесные «души» или «духи». Но «женщина» в Откр. 12 изображается как имеющая тело с головой и ногами.
Но, возможно, еще более важным является тот факт, что «Ковчег Завета» раскрывается как находящийся на небе в Откр. 11:19.. Это всего лишь один стих до раскрытия «женщины» из Откр. 12:1.
В этот момент некоторые могут возразить: «Кого волнует, что «Ковчег Завета» находится на небесах?»
Это очень важно, потому что в Евреям 9:4 говорится о том, что находилось в ковчеге: порция манны, чудесный «хлеб с неба» из Ветхого Завета, посох Аарона и Десять Заповедей. В самом деле, именно благодаря этому священному содержимому ковчег был таким святым, и именно поэтому он изображен здесь вознесенным на небо.
Вопрос в следующем: Ковчег Завета, изображенный на небесах – это «что» (ветхозаветная шкатулка из дерева акации, покрытая золотом в Исходе 25) или «кто?» Я утверждаю, что это не только «кто», но и Пресвятая Дева Мария по следующим причинам:
Давайте сначала посмотрим на текст Откр. 11:19:
Тогда храм Божий на небесах открылся, и ковчег завета его был виден внутри в его храме; и были вспышки молнии, громкие звуки, раскаты грома, землетрясение и сильный град.
Для того, чтобы понять сущность «ковчега», давайте сначала посмотрим на сущность «храма», в котором, по мнению Св. Иоанна, находится ковчег. Иоанна 2:19-21 и Откр. 21:22 совершенно ясно говорят нам, что храм, о котором говорит Св. Иоанн, не является храмом, построенным из кирпича и раствора.
Иисус ответил им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». . . Но он говорил о храме своего тела (Ин. 2:21).
Я не видел храма [на небе], ибо храм его есть Господь Бог Вседержитель и агнец (Откр. 21:22).
Когда Святой Иоанн смотрит на храм на небесах, он не смотрит на ветхозаветный храм. Он созерцает истинный храм, то есть тело Христово. Точно так же св. Иоанн не видит ветхозаветного ковчега. Он видит новый и истинный Ковчег Завета. И помните: речь пойдет не только о Марии, но и о теле Марии! Именно в теле Марии жил Сын Божий, исполнение различных прообразов Христа, которые содержались в ковчеге Ветхого Завета.
Вывод неизбежен. Где тело Марии? На небесах, согласно Книге Откровения!
Последнее возражениеНекоторые могут утверждать, что наша энергия была потрачена впустую, утверждая, что Мария отождествляется с «женщиной» из Откровения 12, потому что эта «женщина» изображена как «страдающая» муками родов в стих 2. Таким образом, это не может быть «Католическая» Мария.
Два пункта в ответ:
1. Неважно, какую интерпретацию вы выберете — Израиль, Церковь, Марию или все вышеперечисленное — все интерпретации сходятся: родовые муки Откр. 12:2 не буквальные боли от ребенка, проходящего через родовые пути. Это действительно не должно быть проблемой.
2. С самого начала призвания Марии быть Матерью Мессии, она, скорее всего, знала, что Ее Сын призван быть «страдающим слугой» Исаии 53, Псалма 22 и Премудрости 2.
«Родовые муки» Марии начались во время Благовещения и будут продолжаться от колыбели до креста, где Она страдала со Своим Сыном, как пророчествовало в Луки 2:34-35 и как болезненно исполнилось в Иоанна 19. Глубокая любовь Марии и знание ее божественный Сын принес с собой боль гораздо более глубокую, чем любая физическая боль. Тело может онеметь и перестать чувствовать боль. Но вы не можете умертвить сердце, которое любит, пока это сердце продолжает любить.