Сталин И.В. Заговор продолжается
Сталин И.В. Заговор продолжается
Предыдущаяпубликация |
Алфавитный указательсочинений И.В. Сталина
Содержание тома 3сочинений И.В. Сталина |
Следующаяпубликация |
Источник:
Сталин И.В. Cочинения. – Т. 3. – М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1946. С. 261–265.
Примечание 78: Там же. С. 410.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Вчера мы писали, что вдохновителями контрреволюции являются кадеты. Мы опирались не только на “слухи”, но и на общеизвестные факты выхода кадетов из правительства в критические минуты “сдачи” Тарнополя в июле и заговора Корнилова в августе. Ибо не могло быть случайностью, что в июле, как и в августе, кадеты оказались в одном лагере с предателями на фронте и злейшими контрреволюционерами в тылу против русского народа.
Сегодня “Известия” и оборонцы, эти присяжные соглашатели с кадетами, без оговорок подтверждают наши вчерашние заявления о кадетах:
“Львов не скрыл, – пишут оборонцы, – что этого (т.е. военной диктатуры) желает не только генерал Корнилов, но и известная группа общественных деятелей, находящихся в настоящий момент в Ставке” (“Известия”). |
Итак:
Факт, что Ставка есть штаб-квартира контрреволюции.
Факт, что генеральный штаб контрреволюции состоит из “известных общественных деятелей”. [c.261]
Кто же такие эти “общественные деятели”?
Слушайте дальше:
“С несомненностью установлена причастность к заговору целого ряда общественных деятелей, находящихся весьма близко в идейной и персональной связи с представителями кадетской партии” (“Известия”). |
Итак:
Факт, что гг. оборонцы, вчера еще лобызавшиеся с “живыми силами” страны в лице “представителей кадетской партии”, сегодня вынуждены разжаловать их в заговорщиков против революции.
Факт, что заговор организован и направляется “представителями кадетской партии”.
Наша партия была права, утверждая, что первым условием победы революции является разрыв с кадетами.
На что они рассчитывают?
Вчера мы писали, что партия Корнилова – злейший враг русской революции, что Корнилов, сдав Ригу, не остановится перед тем, чтобы сдать Петроград, лишь бы обеспечить победу контрреволюции.
Сегодня “Известия” без оговорок подтверждают это наше заявление:
Начальник главного штаба генерал Лукомский, фактически являющийся душой мятежа, извещает о том, “что междуусобная борьба на фронте, в случае несогласия Временного правительства на требование генерала Корнилова, может вызвать прорыв фронта и появление противника в тех местах, где мы меньше всего его ожидаем”. [c.262] |
Не правда ли: это очень похоже на угрозу сдачей, скажем, Петрограда?
А вот еще более определенное заявление:
“Генерал Лукомский, очевидно, не остановится перед прямой изменой родине, добиваясь успеха заговора. Его угроза, что отказ исполнить требование генерала Корнилова повлечет за собой гражданскую войну на фронте, открытие фронта и позор сепаратного мира, не может быть рассматриваема иначе, как твердая решимость войти в соглашение с немцами для обеспечения успеха заговора”. |
Вы слышите: “соглашение с немцами”, “открытие фронта”, “сепаратный мир”…
“Причастные к заговору” кадеты, покрывающие своим пребыванием в Ставке угрозу “открытия фронта”, “соглашения с немцами”, – вот где настоящие “предатели” и “изменники”!
Целыми месяцами обливали нашу партию грязью эти герои “открытия фронта”, обвиняя в “измене”, говоря о “немецких деньгах”. Целые месяцы размазывали эту гнусную сказку желтые наймиты банков из “Нового Времени” и “Биржевки”, из “Речи” и “Русской Воли”. И что же? Теперь даже оборонцы вынуждены признать, что измена на фронте – дело рук командного состава и его идейных вдохновителей.
Пусть помнят это рабочие и солдаты!
Пусть знают они, что провокаторские крики буржуазной печати об “измене” солдат и большевиков лишь прикрывали действительную измену генералов и “общественных деятелей” кадетской партии.
Пусть знают они, что, когда буржуазная печать подымает вой об “измене” солдат, это верный признак того, что вдохновители этой печати уже подготовили измену, стараясь взвалить вину на солдат.
[c.263]Пусть знают это рабочие и солдаты и делают из этого соответствующие выводы. Вы хотите знать, на что они рассчитывают? Они рассчитывают на “открытие фронта” и “соглашение с немцами”, думая идеей сепаратного мира увлечь за собой измученных войной солдат и потом двинуть их против революции.
Рабочие и солдаты поймут, что этим предателям из Ставки не должно быть пощады.
Заговор продолжается…
События бегут. Новые факты и слухи с быстротой проносятся перед нами. Носятся слухи, еще не проверенные, о переговорах Корнилова с немцами. Определенно говорят о перестрелке корниловских полков с революционными солдатами под Питером. Появился “манифест” Корнилова, где он объявляет себя диктатором, врагом и могильщиком завоеваний русской революции.
А Временное правительство, вместо того, чтобы встретить врагов по-вражески, предпочитает совещаться с ген. Алексеевым, еще и еще переговаривает с Корниловым, еще и еще уговаривает заговорщиков, открыто предающих Россию.
А так называемая “революционная демократия” готовится к новому “особому совещанию по образцу московского, на котором были бы представлены все живые силы страны” (см. “Известия”).
Вместе с тем кадеты, вчера еще кричавшие о “заговоре большевиков”, сегодня, подбитые раскрытием корниловского заговора, призывают к “благоразумию” и “соглашению” (см. “Речь”). [c.264]
Очевидно, хотят “наладить” новое соглашение с теми самыми “живыми силами”, которые, крича о заговоре большевиков, сами организуют заговор против революции и русского народа.
Но они, эти соглашатели, сводят счет без хозяина. Ибо настоящий хозяин страны, рабочие и солдаты, не хотят иметь никаких совещаний с врагами революции. Сведения из районов и полков в один голос говорят о том, что рабочие мобилизуют силы, солдаты стоят под ружьем. Очевидно, рабочие предпочитают говорить с врагами по-вражески.
Иначе и не может быть: с врагами бьются, а не совещаются.
Заговор продолжается, – готовьтесь к отпору!
“Рабочий” № 5, второй
экстренный выпуск,
28 августа 1917 г.
Передовая
[c.265]
ПРИМЕЧАНИЕ
78 Статья “Заговор продолжается” была напечатана 1917 года в № 5 газеты “Рабочий”. В этот день в связи с мятежом Корнилова газета вышла, кроме обычного номера, вторично – экстренным выпуском на одной странице. На следующий день, 29 августа, в № 6 “Рабочего” статья “Заговор продолжается” была опубликована вновь под заглавием “Политические отклики”. –
Вернуться к тексту
Предыдущаяпубликация |
Алфавитный указательсочинений И.В. Сталина
Содержание тома 3сочинений И.В. Сталина |
Следующаяпубликация |
This Stalin archive has been reproduced from Библиотека Михаила Грачева (Mikhail Grachev Library) at http://grachev62.narod.ru/stalin/ However, we cannot advise connecting to the original location as it currently generates virus warnings.
Every effort has been made to ascertain and obtain copyright pertaining to this material, where relevant. If a reader knows of any further copyright issues, please contact Roland Boer.
Как ученые объясняют нашу веру в чипирование и вред 5G – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- АБB
- АБB
- АБB
- А
- А
- А
- А
- А
Обычная версия сайта
Как ученые объясняют нашу веру в чипирование и вред 5G
TED
В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышел перевод книги историка и медиаэксперта из Университета Лидса Ильи Яблокова «Русская культура заговора: конспирологические теории на постсоветском пространстве». Редакция IQ предлагает вашему вниманию фрагмент о том, что такое теории заговора, почему их так любят в России и США, а также как сами ученые объясняют их существование, функционирование и столь высокую популярность?
«Это неспроста», «Кому-то это выгодно» — наверняка вам доводилось слышать подобные комментарии к событиям в мире, России или даже собственном городе. Невидимая рука таинственных выгодоприобретателей обнаруживается всякий раз, когда требуется объяснить, почему «обычные люди, как мы» стали жить хуже или почему то или иное несчастье случилось именно с нами. Взрывы в метро, невзлетевшие ракеты, финансовые кризисы — чтобы ни происходило в мире и в России, одна объяснительная модель возникает вновь и вновь: это заговор, зловещий план тайной силы, стоящей за чередой исторических событий и превратившей жизнь россиян в мучения.
Что такое теория заговора?
Чтобы избежать недопонимания, дадим определение теории заговора сразу же, на первой странице: теория заговора — это способ восприятия реальности, основанный на идее о том, что миром правят тайные силы.
Поскольку выражение «теория заговора» состоит из двух частей — «теория» и «заговор», важно пояснить: заговоры действительно существуют, больше того — они являются частью нашей повседневности. Спецслужбы, политики всех уровней, наконец, чиновники и офисные работники с разными целями договариваются о чем-то, не афишируя эти договоренности, и таким образом пытаются достичь каких-то своих целей.
Как же понять, что перед нами теория заговора, а не заговор? Те, кто утверждает, что зловещие тайные умыслы реальны, ссылаются на заговоры, существовавшие в истории, — это их главный аргумент. Однако наличие определенных критериев показывает, что перед нами только теория — размышление, интерпретация событий особым образом. Вот эти критерии:
- Наличие тайного плана, преследующего своей целью уничтожение мира или государства, мировой финансовый кризис. При этом почти никто в мире не подозревает, что такой план существует. О нем мы узнаем из конспирологического текста.
- Наличие тайной организации, которая и занимается реализацией тайного плана. В ней могут состоять как люди, так и существа, не имеющие ничего общего с Homo sapiens (например, знаменитые рептилоиды Дэвида Айка).
- Результатом реализации тайного плана, как правило, становится ухудшение условий жизни того сообщества, где данная теория заговора популярна. В редких случаях в современной поп-культуре можно обнаружить тайные общества, пытающиеся защитить человечество от угрозы, но такие примеры невероятно редки (разве что тайные общества супергероев Голливуда).
- В сухом остатке тайная организация стремится получить в свои руки еще больше власти, чем у нее есть.
В этом плане теории заговора ставят вопрос о власти не хуже большевиков! Впрочем, тут кроется и одно из противоречий конспирологии: если какая-то группа способна организовать глобальный заговор, значит, у нее уже достаточно власти. Но авторы теорий заговора никогда не останавливаются в своих поисках виновных: раз жизнь ухудшается, значит, ненасытные заговорщики продолжают свое черное дело.
Заговор против России
Не будет преувеличением сказать, что теории заговора стали одним из самых популярных способов интерпретации социальной и политической реальности постсоветской России. И это не только эмпирические наблюдения человека, больше 15 лет исследующего теории заговора. Хотя количественных исследований этой темы фактически нет, на какие-то данные мы опираться можем. Согласно исследованию агентства «Медиалогия», количество упоминаний различных теорий заговора («заговор историков против России», масонский заговор, ГМО как заговор) за последние семь лет выросло в шесть–девять раз.
Среди теорий, покоривших сердца россиян, есть и всемирно популярные — о том, что СПИД придуман в медицинских лабораториях, а Земля плоская, — и традиционные, характерные только для российского общества, — об антироссийском заговоре.
Идея о том, что Россия ежесекундно подвергается атакам Запада снаружи и изнутри при содействии «пятой колонны вредителей», волнует умы многих (или, по крайней мере, занимает обширное пространство в публичной сфере): книжные полки российских магазинов в разделах «история» и «политология» ломятся от работ о «врагах России». Многочисленные телешоу рассказывают об ущербе, который наносят российскому государству и его гражданам западные политики и их «марионетки».
Два взгляда на конспирологию
Для лучшего понимания того, почему конспирология в качестве объяснения происходящему приемлема для многих россиян, стоит взглянуть на две цитаты:
Антирусский заговор, безусловно, существует — проблема только в том, что в нем участвует всё взрослое население России.
Виктор Пелевин «Generation “П”»
Это известное высказывание писателя Виктора Пелевина об «антирусском заговоре» как производной массовых иллюзий и снятии с себя ответственности за происходящее. Теории заговора часто определяются как способ взаимодействия с реальностью, в которой человек, верящий в заговор, склонен делать это из чувства собственного бессилия.
Социальная критика раннепостсоветского общества указывает здесь на традиционное представление о чьей-то ответственности за происходящее, вульгарно описываемое фразой «опять американцы нагадили в подъезде». Популярность этой объяснительной модели с начала 1990-х, гениально отраженная Пелевиным, указывает на одну из форм бытования и популяризации теорий заговора в российском обществе, часто используемую провластными или националистическими авторами.
Все переплетено, море нитей, но
Потяни за нить, за ней потянется клубок.
Этот мир — веретено, совпадений — ноль.
Нитью быть или струной, или для битвы тетивой.
Все переплетено, в единый моток.
Oxxxymiron «Всё переплетено»
Вторая цитата — строчка из песни Оксимирона «Все переплетено». Эта песня — яркое, полное метафор полотно об условно-мифическом месте Горгороде, где вся власть монополизирована криминальным Левиафаном с всесильным и коррумпированным мэром. Писатель-протагонист Макс описывает эту реальность, где все друг с другом связаны через семейные или коррупционные связи, а допустить мысль о том, что даже самый параноидальный сценарий событий может оказаться реальностью, — часть возможных опций. И этот образ не так далек от российской повседневности.
Песня, созданная спустя почти два десятилетия после текста Пелевина, показывает другую плоскость бытования и использования теорий заговора — как часть модуса мышления российской политической оппозиции правящему режиму, как способ его социально-политической критики, пусть и своеобразной.
Ранние теории
Согласно австралийско-британскому историку Эндрю Маккензи-Макхаргу, выражение «теория заговора» впервые появилось на четвертой странице газеты St. Louis Daily Globe-Democrat в выпуске от 5 июля 1881 года и относилось к делу о покушении на убийство американского президента Джеймса Гарфилда. Спустя почти 60 лет философ Карл Поппер во втором томе работы «Открытое общество и его враги» использовал схожий термин «заговорщицкая теория общества», и с тех пор термин «теория заговора» стал прочно ассоциироваться с осмыслением мира современным человеком.
В середине XX века в США начинается академическое изучение теорий заговора. К концу века эта волна докатилась до Европы, и даже до бывших социалистических стран. В середине 1950-х озабоченный атмосферой паранойи и шпиономании, связанных с активностью сенатора Джо Маккарти, американский историк Ричард Хофстедтер сфокусировал свое внимание на традиции американской культуры заговора XIX–XX веков, сформулировав знаменитую идею о «параноидальном стиле американской политики» и выявив ключевые черты теорий заговора.
Хофстэдтер описал видение мира автором теорий заговора через объединение клинического термина «параноидальный» с историческим анализом разнообразных событий в политической истории США. Историк изобразил теоретика заговора как параноидальную личность, во всем способную найти доказательства существования тайного плана управления миром. Этот персонаж погружен в личную драму одиночной схватки с безумно рациональным и изощренным врагом, который не совершает ошибок. Сама история для этого человека — один сплошной глобальный заговор.
Концепция Хофстэдтера, делающая акцент на психологической компоненте в теориях заговора, на многие десятилетия стала доминирующей при изучении феномена. Хофстэдтеру главная опасность виделась в праворадикальной риторике: именно этот политический спектр представлял Джо Маккарти. В 1990-е сын известного советолога Ричарда Пайпса, Дэниел, под влиянием холодной войны распространил присутствие «параноидального стиля политики» и на леворадикалов, уделив в своей книге много внимания СССР и, в частности, Иосифу Сталину.
Работы, написанные в этом русле, изображали теории заговора исключительно как часть нездорового восприятия действительности, а людей, разделяющих эти идеи, — как жадных до власти и глубоко уверенных в том, что ничто не происходит случайно, а лишь в результате тайного сговора влиятельных людей.
Другой подход рассматривает теории заговора как инструмент политических манипуляций. Дело в том, что в конце 1980–1990 гг., когда он был сформулирован, одной из главных проблем безопасности в США была деятельность крайне правых организаций. Их активность, а также террористические акты (например, взрыв в Оклахоме, устроенный в 1995 году Тимоти Маквеем) послужили серьезным стимулом к тому, чтобы попытаться понять логику действий сторонников праворадикальных теорий заговора.
Ученые, придерживающиеся этого подхода, утверждают, что совершенно неверно изображать правых популистов как психопатов и экстремистов, поскольку они могут отражать взгляды обычных граждан — наших соседей, коллег, — чьи чаяния связаны с обычными повседневными проблемами. Таким образом, теории заговора могут быть восприняты как продукт маргинальных праворадикальных групп, опирающихся на антиэлитистскую, популистскую риторику, которую могут использовать различные политические движения.
Оба подхода отчасти содействуют дальнейшему пониманию природы теорий заговора, однако ни один не способен объяснить их популярность в современном мире. Теории заговора могут использоваться не только как инструменты политической борьбы, а их сторонники не всегда страдают психическими расстройствами.
Более того, как показывает практика, называть параноиком каждого, кто верит в теории заговора, непродуктивно, поскольку то, во что эти люди верят, часто связано с серьезными социоэкономическими, культурными и политическими проблемами. Не стоит забывать и того, что многие теории заговора эксплуатируют знание о прошлых, реально существовавших тайных договоренностях политиков. Поэтому представление о конспирологии как стигматизированном знании как минимум неполно.
Новый виток
Чрезвычайная популярность теорий заговора, захлестнувшая США в 1990-е годы (эта волна докатилась и до постсоветской России, вспомнить хотя бы повышенный интерес к сериалу «Секретные материалы»), способствовала переосмыслению этого явления научным сообществом. Оказалось, что теории заговора привлекательны как способ постижения мира не только для фанатиков-маргиналов.
В действительности они могут быть особенным способом рационального мышления, своеобразным порталом, «через который обсуждаются социальные явления». Сторонники нового взгляда обращают внимание на то, что предыдущие попытки объяснить конспирологию способны только локализовать ее среди маргинальных право- и леворадикальных групп, в то время как в конце ХХ века теории заговора вырвались за пределы этого идеологического гетто. Теперь они — важный элемент современной культуры, присутствующий в кинематографии, музыке, литературе.
Конспирологию в повседневной проблематике можно рассматривать как «подавленное знание» (используя терминологию Мишеля Фуко). Джек Братич в связи с этим отмечает, что теории заговора являют пример того, как официальный дискурс, обладающий большей властью и легитимностью, может подавлять знания, несущие информацию о существенных общественных конфликтах.
В последние два десятилетия представители различных областей науки — историки, антропологи, социальные психологи, религиоведы, политологи, социологи и культурологи — проделали огромную работу, стараясь прояснить концептуальные и дисциплинарные особенности изучения феномена, продвинуть вперед исследование теорий заговора и тех, кто в них верит, и внесли огромный вклад в изучение этого явления.
Почему люди верят в теории заговоров
Выяснилось, что оно не настолько уж маргинально. Социальные психологи установили, что вера в заговор может объясняться склонностью к недоверчивости и подозрительности. Если кто-то верит в одну теорию заговора, то скорее всего поверит и в другую, даже если они взаимоисключающие. Многое также зависит от ситуации, в которой человек находится. Если политическая партия, которую он поддерживает, проиграла выборы, подозрительность по отношению к выигравшему конкуренту будет выше.
Во время кризисов — чрезвычайных ситуаций, войн, техногенных катастроф — также наблюдается рост доверия к теориям заговора. Больше того, никакой патологии в том, что люди склонны в них верить, нет. Эта вера ситуативна и основана на той информации, которая становится доступна человеку и на основе которой он затем выносит суждение. Если человек получает больше информации, содержащей конспирологические интерпретации, выше и вероятность того, что последующие события будут оцениваться им в том же ключе.
В такой ситуации стремление найти информацию, согласующуюся с его собственной точкой зрения, известное в науке как «предвзятость подтверждения», служит еще одним способом упрочения конспирологического менталитета. Более того, склонность людей замыкаться внутри сообщества со схожими взглядами, в котором живут и эволюционируют различные мифы и в том числе теории заговора, влияет на психологическое поведение членов подобных сообществ.
Однако высокий уровень образования и развитое критическое мышление могут стать фактором, снижающим доверие к конспирологическим идеям. Групповая идентичность и позитивное восприятие группы, к которой принадлежишь, также способствуют популярности теорий заговора. Британский социолог Александра Чичока и коллеги демонстрируют, что склонность у членов группы к вере в заговор проявляется в обстоятельствах, когда коллективная идентичность подвергается угрозе. Своего рода самолюбование членов группы, восприятие себя особенными, часто подталкивает их к вере в то, что внутригрупповые проблемы были «срежиссированы» извне неким злонамеренным субъектом.
Польза и вред
Исторические исследования показывают, что даже самые развитые демократические государства и такие их ключевые институты, как парламент или свободная пресса, служат плодотворной средой для бытования теорий заговора. Эти теории могут быть полезны для достижения прозрачности государственных институтов и развития демократических ценностей в обществе.
В то же время на личностном уровне теории заговора способны оказывать негативное воздействие на их носителей и сторонников. В частности, те, кто верит в теории заговора, нередко не совсем объективно оценивают себя: завышенная самооценка — один из триггеров веры в то, что против человека плетется заговор. Вместе с тем неадекватное самовосприятие приводит к неспособности прийти к взаимовыгодному компромиссу с окружением.
В плане защиты здоровья и окружающей среды теории заговора также несут угрозу обществу. Так, рост веры в то, что вакцины способствуют развитию аутизма, может привести к тому, что все больше родителей не будут прививать своих детей, что, в свою очередь, опасно для здоровья последних. Другой пример: в Южной Африке, где пропаганда ВИЧ-диссидентства была поддержана самим президентом Табо Мбеки, в период его правления число умерших от СПИДа достигло 330 000 человек.
Одним из источников веры в конспирологию становятся бессилие и неспособность изменить свою жизнь и положение вещей в окружающем мире.
Исследования показывают, что потребление теорий заговора снижает политическую активность и желание участвовать в политических или общественных кампаниях (например, против глобального потепления).
Политические конфликты, активно освещаемые медиа, приводят к тому, что доверие к политикам и институтам снижается. Чиновники правительства, а также руководители корпораций — в списке лидеров, которым доверяют меньше всего, и именно эта тенденция привела к росту праворадикальных и консервативных идеологий по всему миру в последние десять лет.
Параноидальный стиль на Ближнем Востоке и в других странах, Макс Роденбек
Неотъемлемой частью глобально развивающейся культуры заговора стало стремление ставить под вопрос любую официальную версию событий. И именно это предопределило интерес ученых к исследованию теорий заговора как научного феномена. Более того, посмотрев на неевропейские культуры заговора, ученые убедились, что многие мотивы и сюжеты конспирологических теорий не только универсальны, но и, вне зависимости от национального контекста, формируют альтернативный политический язык. Они ставят под вопрос слова и действия политических элит, часто превращаясь таким образом в популистский инструмент влияния.
В культурах, находившихся под властью европейских держав, питательной средой для активного развития теорий заговора послужили межэтнические политические конфликты, в которые многие бывшие колонии погрузились после ухода колонизаторов. В контексте становления новых национальных идентичностей лидеры государств использовали теории заговора, чтобы выдвинуть обвинения либо против «бывших угнетателей», либо против «внутренних врагов» из числа политических оппонентов и привлечь таким образом на свою сторону большинство населения.
Культурологические исследования современной политики также помогают избежать традиционной стигматизации теорий заговора и понять, как они работают в контексте современного мира. Теории заговора можно рассматривать как легитимный способ интерпретации властных отношений в современном мире.
Теории заговора ставят под вопрос существующий порядок вещей в обществе и предлагают (порой весьма специфически) трансформировать его в более справедливые, эффективные формы.
Другими словами, теории заговора — это своего рода «креативный ответ» на вызовы времени. Они способны быть одновременно разрушительными и созидательными в плане социальных отношений: могут мобилизовать огромные массы населения для того, чтобы разрешить серьезный конфликт в обществе, но могут также стать губительной силой для репутации человека или организации и подорвать доверие к ним.
Таким образом, они выступают мощным инструментом перераспределения влияния между социальными акторами, а также эффективной политической стратегией, способной вскрыть глубокие социальные проблемы и неравенство в политической, экономической и социальной сферах общества.
Американский политолог Марк Фенстер отмечает, что вернее всего называть теории заговора «популистской теорией о влиянии». Разделяя общество на своих и чужих, они помогают создать общность «людей», которые борются с несправедливостью, созданной политическим/социальным/культурным/этническим «другим». «Другой» представляет собой центр влияния, подвергаемый популистской критике оппонентов, которая, в свою очередь, помогает альтернативным центрам влияния усилиться, стать более легитимными.
Именно этот эффект объясняет популярность теорий заговора в авторитарных и тоталитарных режимах. Однако важно повторить, что эти теории являются частью любого политического режима и могут быть найдены на любом уровне общества.
IQ
11 июня, 2020 г.
История Фрагмент
Почему люди верят в теории заговора?
Даже при наличии существенных доказательств обратного привлекательность теорий заговора может быть слишком сильной, чтобы некоторые могли сопротивляться. (Изображение предоставлено Девонью через Getty Images)Теории заговора бродят по всему Интернету и охватывают ошеломляющий диапазон тем — от идеи о том, что высадка на Луну была сфальсифицирована, до веры в то, что Земля плоская. Часто верующие с готовностью отвергают любые доказательства, противоречащие таким утверждениям, и предполагают, что свидетели или эксперты, которые оспаривают эти идеи, просто являются частью заговора.
Как правило, людям не нравится, когда они не могут разобраться в вещах; мы любопытны, и мы хотим понять мир вокруг нас. В прошлом наука не могла объяснить многие явления, с которыми сталкивались люди, поэтому самым простым и эффективным ответом на вопрос, на который нет ответа, было довериться всемогущей и всеведущей высшей силе. Наука теперь может ответить на многие вопросы, которые когда-то ставили нас в тупик, и хотя у нас не всегда есть ответы, сейчас, больше, чем когда-либо в нашей истории, у нас есть возможность точно объяснить и понять всевозможные явления. .
Имея это в виду, почему люди верят в теории заговора, даже когда есть масса доказательств, показывающих, что они неверны? Почему сегодня так распространены теории заговора — и что такое теория заговора?
Связанный: 13 лучших теорий заговора
«Теория заговора — это убеждение, что два или более действующих лица тайно координируют свои действия для достижения результата, и что [разоблачение] этого заговора представляет общественный интерес» , — сообщила Live Science в электронном письме Карен Дуглас, профессор социальной психологии Кентского университета в Великобритании.
Эту интерпретацию поддерживает Хьюго Дрошон, профессор политической теории Ноттингемского университета в Великобритании. Вот почему мы получаем теории заговора о том, что изменение климата является «мистификацией»: это потому, что [теоретики заговора считают] эта гнусная группа хочет контролировать нас», — сказал Дрошон Live Science.
Итак, как такие теории растут и процветают? Что заставляет кого-то — или группу людей — быть непреклонным в том, что им лгут и что их умышленно вводит в заблуждение клика замаскированных исказителей правды?
Теории заговора «начинаются с того, что мы пытаемся понять сложные события», — сказал в электронном письме Live Science Дэниел Джолли, профессор социальной психологии Ноттингемского университета. «Теории заговора, возможно, предлагают простые решения сложных проблем».
Дуглас предположил, что такие понятия часто процветают, когда людям нужны ответы во время стресса.
«Теории заговора обычно возникают, когда происходят важные вещи, в которых люди хотят разобраться», — сказала она. «В частности, они, как правило, возникают во время кризиса, когда люди чувствуют беспокойство и угрозу. Они растут и процветают в условиях неопределенности».
Дуглас добавил, что «трудно утверждать, что все теории заговора злонамеренны», и сказал, что чаще всего теории заговора исходят от людей, желающих попытаться разобраться в сложных ситуациях.
«Уникальные ингредиенты» способствуют распространению теорий заговора
Что касается того, что способствует распространению конкретной теории, Джолли объяснил, что необходимо наличие ряда элементов.
«Чтобы добиться популярности и долговечности, теория заговора требует объединения некоторых уникальных компонентов. Событие или общая проблема должны быть значительными, заговорщики должны быть реалистичными (т. плодородный».
Проще говоря: теория заговора должна быть обращена непосредственно к людям, которые захотят в нее поверить, именно в то время, когда они, скорее всего, поверят в нее, и в этом должна быть виновата группа или организация.
«Возьмите в качестве примера COVID-19», — продолжил Джолли. «Это важное событие, которое люди пытаются понять. Почва была плодородной, потому что COVID породил чувства неуверенности и беспокойства. Эти аспекты означали, что теории заговора росли и процветали».
В начале 2020 года в социальных сетях циркулировала теория заговора, которая ложно утверждала, что 5G может распространять коронавирус. (Изображение предоставлено Shutterstock)Джолли отметил, что теорий заговора о якобы пагубном влиянии 5G на здоровье человека существовали некоторое время, но в 2020 году эта теория превратилась из «маргинальной в широко распространенную веру, когда повествование было применено к COVID. -19″. По словам Джолли, это прекрасный пример теории заговора, существующей в течение некоторого времени, но способной расцвести только тогда, когда люди чувствуют себя уязвимыми и готовы поверить в то, что в противном случае они могли бы отвергнуть.
В апреле 2020 года в статье The New York Times сообщалось, что «безосновательные» теории о 5G и COVID привели к «более 100 инцидентам» за месяц только в Великобритании, что включает в себя беспроводную вышку в Бирмингеме (откроется в новой вкладке), которую подожгли.
Конечно, никто не может принимать все, что он читает или слышит, за чистую монету, так что же отличает конспиролога от простого скептика?
«Иногда мы все можем быть немного параноиками, особенно если мы подавлены или чувствуем себя немного уязвимыми. Это часть человеческой натуры», — сказал Дрохон. «Но разница для сторонников теории заговора в том, что никакая новая информация не бросит вызов основному убеждению. Вы когда-нибудь пытались убедить сторонника теории заговора в том, что 11 сентября не было внутренней работой?»
Предвзятость подтверждения и эхо-камеры
Но почему люди влюбляются в определенные теории заговора и в конечном итоге цепляются за них? В чем соблазн верить во что-то диковинное или неправдоподобное, даже перед лицом противоречивых доказательств?
«Мы хотим чувствовать себя под контролем, чувствовать себя уверенно и чувствовать себя рядом с теми, кто похож на нас, и теория заговора может сделать это возможным», — сказал Джолли.
Исследования показывают , что большинство людей (65%) считают себя обладающими интеллектом «выше среднего», что исследователи связывают с «тенденцией людей переоценивать свои когнитивные способности». Это отсутствие самосознания, а также предвзятость подтверждения и воздействие эхо-камер также могут сыграть свою роль, предположил Джолли.
«Как только формируется убеждение, люди стремятся его защищать», — сказал Джолли. «Они, скорее всего, переварят контент, который поддерживает это убеждение, и попытаются дискредитировать информацию, которая не поддерживает их. В сочетании с мировоззрением, основанным на недоверии к другим, вы можете увидеть, как кто-то может оказаться в кроличьей норе».
Существуют ли определенные группы людей, которые с большей вероятностью верят в теории заговора? Или мы все рискуем стать убежденными сторонниками возмутительных гипотез?
«Теоретики заговора встречаются во всех сферах жизни, но есть и более восприимчивые», — сказал Дрохон. «Речь идет об исключении или о чувстве исключения; может быть, например, об отсутствии работы или одиночестве», — добавил он.
«Иногда мы говорим, что религиозные люди с большей вероятностью верят в теории заговора, потому что они придерживаются манихейского взгляда на мир — добро против зла — но все гораздо сложнее, — сказал Дрошон. «Часто речь идет о том, чтобы быть в положении меньшинства, поэтому, если вы очень религиозны в секуляризованном мире, вы, скорее всего, поверите в теории заговора, но если вы очень атеист в религиозном мире, вы также будете восприимчивы».
По словам Дугласа, у всех нас есть потенциал стать жертвой теорий заговора, если условия будут подходящими.
Связанные тайны
«Исследования показывают, что людей привлекают теории заговора, когда одна или несколько психологических потребностей не удовлетворяются», — сказал Дуглас. «Первая из этих потребностей — эпистемическая — связана с потребностью знать правду, иметь ясность и уверенность. Другие потребности — экзистенциальные, связанные с потребностью чувствовать себя в безопасности и иметь некоторый контроль над происходящим, и социальные, связанные с необходимостью поддерживать нашу самооценку и положительно относиться к группам, к которым мы принадлежим».
Из-за этого никто не застрахован от соблазна теории заговора, сказал Дуглас.
«Любой человек может стать жертвой теорий заговора, если у него есть психологические потребности, которые не удовлетворяются в какое-то конкретное время.»
Первоначально опубликовано на Live Science.
Джо Фелан — журналист из Лондона. Его работы публиковались в VICE, National Geographic, World Soccer и The Blizzard, а также были гостем на Times Radio. Его тянет ко всему странному, прекрасному и неизведанному, а также ко всему, что связано с жизнью за полярным кругом. Он имеет степень бакалавра журналистики Честерского университета.
Как поговорить с членами семьи и друзьями, которые верят в теории заговора
Как мне поговорить с членами семьи и друзьями, которые придерживаются теорий заговора? Как вытащить их из заговорщических кроличьих нор? Это сложные вопросы из реальной жизни, с которыми сталкиваются многие люди в своих личных отношениях с членами семьи, друзьями, коллегами и другими людьми в своем сообществе. В Центре информированной общественности наши исследователи и сотрудники часто сталкиваются с такими вопросами от представителей общественности.
В недавнем интервью Fox13 в Сиэтле о необоснованной теории заговора, которая недавно распространилась по всему штату Вашингтон, Кейт Старберд, директор факультета CIP и адъюнкт-профессор UW Human Centered Design & Engineering, ответила на вопросы ведущих Fox13 Чайны Грин и Лиз Дьюеке о том, как люди могут разговаривайте со своими друзьями или близкими, которые попали в кроличьи норы заговорщиков, или делитесь и распространяйте дезинформацию.
К сожалению, быстрых и простых ответов не существует
«Часто спуститься по кроличьей норе — это найти в Google то, что они видят в социальных сетях — это легко», — сказал Starbird. — Возвращаешься из кроличьей норы? Это сложно. Это не произойдет в одиночку, в вашей комнате, за компьютером».
Starbird продолжил: «Это будет происходить в разговорах с другими людьми, которые заботятся о вас и о которых вы заботитесь… это может помочь кому-то начать подвергать сомнению часть этой идеологии, которая развивается там, где они просто не доверяют ничему и никому. Я понимаю, почему эти кроличьи норы действительно привлекательны прямо сейчас, потому что последние два года мы были разрушены. И у нас было поляризованное политическое пространство… в социальных сетях… уже более десяти лет. Я понимаю, почему люди уязвимы для этого. Решения действительно будут заключаться в том, чтобы собраться вместе, чтобы навести мосты с членами семьи и близкими, начать обсуждать вещи и начать признавать, что не все является заговором».
Вместо того, чтобы поднимать подъемный мост, бросить «спасательный круг»
«Для меня важно всегда оставлять мосты открытыми для разговора», — сказал Старбёрд, подчеркнув важность сочувствия, но признав, что это возможно не для всех. «Я слышу так много историй в этом исследовательском пространстве о потерянных близких — в том смысле, что они больше не могут с ними разговаривать, потому что все так спорно, и они политически поляризованы, и они просто не разделяют одну и ту же реальность. И не все могут, но для тех из нас, кто может, я чувствую, что мы можем держать эти мосты открытыми или продолжать бросать спасательные круги и говорить: «Я здесь».