Антонио Вивальди. Концерты «Времена года» — Студопедия
Один из крупнейших представителей эпохи барокко А. Вивальди вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки.
Вивальди был родом из Венеции, где с юности прославился как великолепный скрипач–виртуоз. Ему было немногим больше 20 лет, когда его пригласили в лучшую из венецианских консерваторий. Вивальди проработал здесь более 30 лет, возглавляя хор и оркестр. По отзывам современников, оркестр Вивальди не уступал придворному французскому оркестру Люлли. Известный итальянский драматург Карло Гольдони написал в своих мемуарах, что Вивальди был больше известен под прозвищем «рыжий священник», чем под своим собственным. Композитор, действительно, принял сан аббата, но в нем было мало от священнослужителя. Очень общительный, увлекающийся, во время богослужения он мог покинуть алтарь, чтобы записать пришедшую ему в голову мелодию. Количество написанных Вивальди произведений огромно: он сочинял с поистине моцартовской легкостью и быстротой во всех жанрах, известных его эпохе. Но особенно охотно Вивальди сочинял концерты, их у него невероятное множество – 43 grosso и 447 сольных для самых разных инструментов.
Вивальди можно считать одним из родоначальников программного симфонизма. Многие его концерты имеют программные названия, поясняющие содержание музыки. Ярким примером может служить цикл из четырех концертов для скрипки, струнного квинтета и органа (или чембало) «Времена года». В современной исполнительской практике они объединяются в цикл «Le quattro stagioni» – «Четыре времени года» (в оригинале такого заголовка нет):
· Концерт E-dur «Весна» (La primavera)
· Концерт g-moll «Лето» (L’estate)
· Концерт F-dur «Осень» (L’autunno)
· Концерт f-moll «Зима» (L’inverno)
«Времена года» были опубликованы в Амстердаме в 1725 году, а затем переизданы в Париже в числе 12 скрипичных концертов ор. 8. Этот опус объединен общим названием «Опыт гармонии и изобретения».
Программность концертов.Каждый из концертов имеет развернутую литературную программу, изложенную в 4-х сонетах: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Возможно, их автором был сам Вивальди (точное авторство не установлено). Кроме сонетов отдельным музыкальным эпизодам цикла «Времена года» предпосланы поясняющие ремарки, комментирующие содержание музыки. Так, например, в I части «Зимы», где композитор достигает вершин художественной изобразительности, ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, как притоптывают ногами, чтобы согреться.
В концертах много жанровости, ярких звукоизобразительных деталей. Здесь присутствуют не только раскаты грома и порывы ветра, но и лай собак, жужжание мух, рев раненого зверя, и даже изображение подвыпивших поселян с их нетвердой походкой. С первой же части «Весны» музыка наполняется «радостным пением» птиц, веселым журчанием ручейка, нежным веянием зефира, которое сменяемым грозовым шквалом. «Лето» ярко изображает напористые «раскаты грома». «Осень» передает настроение народных гуляний, празднеств. В «Зиме» остинатное «биение» восьмых мастерски передают ощущение пронизывающей зимней стужи.
Структура концертов. В каждом из концертов цикла «Времена года» медленные части написаны в параллельной (по отношению к основной) тональности. Их музыка выделяется спокойной картинностью после динамичных Allegri.
Тема «Времена года» в музыке.Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Если учесть, что все 4 концерта трехчастны, то не исключена параллель и с 12-ю месяцами года. Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима — конец пути — старость. Возможна также аллюзия на четыре региона Италии, соответственно четырем сторонам света.
История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются — «Времена года». Это цикл концертов Вивальди, оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского (1876), балет А. К. Глазунова (1899).
Концерт «Весна».
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Первая часть данного концерта иллюстрирует первые два четверостишия, вторая часть — третье четверостишие, а финал — последнее.
Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны — «Весна грядет!»; играет весь оркестр (tutti). Этот мотив (каждый раз в исполнении всего оркестра и солиста) помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном, что придает всей части форму, похожую на рондо. Далее следуют эпизоды, иллюстрирующие следующие строки сонета. В этих случаях играют три солиста — главный (напомню, что все концерты этого цикла написаны для солирующей скрипки с оркестром) и концертмейстеры групп первых и вторых скрипок; все остальные участники молчат.
Первый эпизод изображает здесь «пение птиц«. Возвращается рефрен. Второй эпизод (после рефрена) иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях. И опять рефрен. Третий эпизод — гремит гром («чернотой покрывается небо, весна возвещает о себе молнией и громом»). Грозу сменяет музыка рефрена. В четвертом эпизоде — поют птицы («Потом он (гром) отгремел, и птицы начали снова свое прекрасное пение»). Это отнюдь не повторение первого эпизода — здесь другое пение птиц.
Вторая часть («Сон крестьянина»). Образец поразительного остроумия Вивальди. Над аккомпанементом первых и вторых скрипок и альтов (басы, то есть виолончели и контрабасы, а, следовательно, и клавесин и орган, дублирующие их, здесь не играют) парит мелодия солирующей скрипки. Именно она иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Pianissimo sempre (итал. — «все время очень тихо») в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон хозяина.
Третья часть («Танец-пастораль»). Здесь царит полное энергии и жизнерадостности настроение. Удивительно, как Вивальди на небольшом звуковом пространстве удается передать столько оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грустной (в минорном эпизоде)!
Концерт «Лето».
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Первая часть. Надо было обладать талантом и фантазией Вивальди, чтобы в первой, то есть, быстрой, части отразить настроение и состояние лени и истомы, о которых говорится в первых двух четверостишиях, являющихся программой этой части. И Вивальди это блестяще удается. «Изнеможение от жары» — такова первая ремарка композитора. В музыкальной ткани много разрывов, «вздохов», остановок. Далее мы слышим голоса птиц — сначала кукушки, затем щегленка. Первый порыв холодного северного ветра изображают все скрипки оркестра (включая солиста), тогда как у альтов и басов, согласно ремаркам в партитуре, «резкие порывы ветра» и просто «разные ветры».Но этот первый порыв проносится, и возвращается настроение истомы от жары (рефрен этой части, та музыка, с которой начался концерт). Но и это проходит: остаются одна солирующая скрипка и бас. У скрипки слышатся интонации жалобы: это «жалоба пастуха», поясняет свое намерение Вивальди. И вновь врывается порыв ветра.
Вторая часть замечательно строится на резком контрасте мелодии, олицетворяющей пастушка, его страх перед стихией природы, и грозными раскатами грома приближающейся грозы. Это, быть может, самый впечатляющий образец динамического контраста в музыке добетховенского периода — образец, который смело можно назвать симфоническим. Ремарки Вивальди чередуются: Adagio e piano (итал. — «медленно и тихо») и Presto e forte (итал. — «быстро и громко»).
Третья часть – Буря. Потоки воды устремляются в разных направлениях, изображаемые гаммообразными пассажами и арпеджио (аккордами, звуки которых исполняются очень быстро один за другим, а не одновременно), устремляющимися вверх и вниз. Цельность всему концерту придают некоторые особенности композиции, которые обнаруживаются лишь при внимательном вслушивании в музыкальную ткань всего произведения: например, в середине, когда быстрые пассажи поручаются альтам и басам, скрипки исполняют ритмическую и мелодическую фигуру, родственную эпизоду с «разными ветрами» из первой части.
Концерт «Осень»
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утором на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Первая часть. «Танец и песня крестьян» — поясняет авторская ремарка в начале части. Жизнерадостное настроение передается ритмом, кстати, напоминающим ритм первой части «Весны». Яркость образам придает использование эффекта эха, столь излюбленного не только Вивальди, но и всеми композиторами барокко. Это играет весь оркестр и вместе с ним солист. Новый раздел первой части — жанровая сценка «Подвыпившие» (или «Захмелевшие»). Солист в струящихся у скрипки пассажах «разливает» вино; мелодии в оркестровых партиях, с их нетвердой походкой, изображают захмелевших поселян. Их «речь» становится прерывистой и невнятной. В конце концов, все погружаются в сон (скрипка замирает на одном звуке, тянущемся пять тактов!). Завершается первая часть тем, с чего она и началась — ликующей музыкой веселого празднества.
Вторая часть. Небольшая, всего на две страницы партитуры, часть рисует звуками состояние крепкого сна и тихой южной ночи. Особый колорит звучанию придает способ исполнения своих партий струнными инструментами: Вивальди предписывает музыкантами играть с сурдинами. Все звучит очень таинственно и призрачно. При исполнении этой части особая ответственность ложится на клавесиниста: его партия не выписана композитором полностью, и предполагается, что клавесинист ее импровизирует.
Третья часть («Охота»). Музыкальный и поэтический жанр caccia (итал. — качча, «охота») культивировался в Италии еще в XIV — XV веках. В вокальных каччах текст описывал сцены охоты, преследования, а музыка изображала скачки, погоню, звучание охотничьих рогов. Эти элементы обнаруживаются и в этой части концерта. В середине охоты музыка изображает «выстрел и лай собак» — так поясняет этот эпизод сам Вивальди.
Концерт «Зима»
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная атмосфера. Ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, притоптывание ногами, завывание лютого ветра и бегание, чтобы согреться. Для скрипача в этой части сконцентрированы наибольшие технические трудности. Виртуозно сыгранная она проносится как бы на одном дыхании.
Вторая часть. А вот и зимние радости. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение.
Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. А кто же в Италии умеет или умел во времена Вивальди, когда никакого искусственного льда не было, кататься на коньках? Конечно, никто. Вот Вивальди и изображает — в забавных «кувыркающихся» пассажах скрипки — как можно «легко поскользнуться и упасть» или как «ломается лед» (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер (сирокко) — предвестник весны. И между ним и бореем разворачивается противоборство — бурная драматичная сцена. Это и есть завершение — почти симфоническое — «Зимы» и всего цикла «Времен года».
Инструментальный концерт Антонио Вивальди «Времена года»
Невозможно отобразить презентацию
Похожие презентации:
Инструментальный концерт. Антонио Вивальди «Времена года»
Инструментальный концерт. Антонио Вивальди «Времена года»
Образы камерной музыки
А. Вивальди «Времена года»
Инструментальный концерт. Антонио Вивальди, цикл «Времена года»
Антонио Вивальди «Времена года»
Инструментальный концерт
Инструментальный концерт
Виды оркестров
Образы камерной музыки
Инструментальный концерт Антонио Вивальди «Времена года» Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв.
Жил и творил в эпоху барокко Был создателем жанра – инструментального концерта.
• Инструментальный концерт — концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.
Известно около 450 концертов Вивальди.
Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику: насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром.
В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.
Принцип контраста определял трехчастную форму концерта.
• 1-я часть – быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления
• 2-я часть – лирическая, певучая, более скромная по размерам
• 3-я часть – финал, подвижный, блестящий «Времена года»
• Вершина творчества Вивальди.
Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра.
В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки — solo * оркестра – tutti( в переводе с итальянского значит все)
• Тема времен года всегда была популярна в искусстве.
Объясняется это несколькими факторами.
• во-первых , она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.
• во-вторых , она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни * весна , то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность * зима — конец пути — старость.
• В изобразительном искусстве времена года , точнее труды, главным образом сельскохозяйственные, изображались в самых разных жанрах — от скульптуры до графики.
Цикл концертов «Времена года» — программное сочинение , в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла:
• «Весна»
• «Лето»
• «Осень»
• «Зима»
• Предполагается, что сонеты написаны самим композитором Весна грядет! И радостною песней Полна природа.
Солнце и тепло, Журчат ручьи.
И праздничные вести Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук Разносится гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами.
Март Апрель Май Послушай концерт «Весна».
Какие чувства выражает эта музыка?
• Как звучит главная мелодия 1-й части концерта?
• Как ее можно назвать?
• Что композитор изобразил в эпизодах?
• Какими средствами музыки передал пение птиц, журчание ручейков, вспышки молний?
• В какой форме написана 1 часть (рондо, вариации)? Домашнее задание.
Подбери визуальный ряд к части «Весна».
Оформи в виде презентации или буклета.
Спасибо за внимание! Презентацию выполнила Федорова А.С.
учитель музыки моу сош № 44 Имени народного учителя СССР Г.Д.Лавровой Нижний Тагил Список используемых источников: 1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Учебник «Музыка» 6 класс (стр.108-111).
Москва, «Просвещение», 2006.
2.Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Методические рекомендации к учебнику «Музыка» 6 класс.
Москва, «Прсвещение», 2006.
3.http://classic.chubrik.ru/Vivaldi/
English Русский Правила
Вивальди Времена года
Перейти в конец галереи изображений
Перейти к началу галереи изображений
Обзор | «Почти в качестве постскриптума компакт-диск дополнен двумя концертами для скрипки, исполненными с размахом и жизнерадостностью Дэвидом Юрицем. «По сравнению с другими ведущими версиями современных инструментов … отчет Юрица заметно лучше» The Times «Освежающе спонтанный… один из самых приятных, с которыми мне приходилось сталкиваться… Рекомендуется даже самым стойким периодикам» BBC Music Magazine «Прирожденный ритор… рассказывающий историю… каждое мгновение» Культурный киоск «Игра Дэвида Юрица на этой записи просто блестящая… полная виртуозного фейерверка, который Юриц полностью берет на себя» Найджел Понд HighfidelityReview.com У всех нас есть свои любимые песни Вивальди Four Seasons , но вместо того, чтобы думать «о нет, только не другая», я чаще всего нахожу, что скорее наслаждаюсь предлогом, чтобы еще раз послушать эти шедевры и, возможно, столкнуться с ними. некоторые новые идеи. Что мне нравится в этой записи, так это легкость артикуляции, диапазон динамики и чувство драмы в музыке. Акцент делается не столько на стремлении к предельной утонченности, сколько в смысле «живого» и живого рассказа, который общается на многих уровнях. На это хорошо указано в буклете, где для каждого концерта есть краткая временная шкала с указанием времени описания того, где определенные моменты описываются в музыке. Я не припоминаю, чтобы где-то встречал подобное раньше, и поэтому для непосвященных это может быть очень простым способом узнать, какое реальное описательное намерение и значение стоит за каждым сверхзнакомым отрывком. Большинство из нас узнает о буре и лае собаки в |
---|
Ынэ Ко играет «Времена года» Вивальди: Концерт 8–10 октября 2021 г.
Главная Календарь концертов Юнаэ Кох играет в «Времена года» Вивальди
Переключить открыть/закрыть Смотреть видеоЭрроллин Уоллен
Пять открыток для скрипки и альта Стивен Коупс,
скрипка
Хёби Сим,
альт
Пять открыток был специально составлен в 2010 году для моих друзей Антона Миллера, скрипка и Риты Порфирис, альт. Они активно исполняли эту работу в США и записали ее на компакт-диск под названием Five Postcards . Они также дали нью-йоркскую премьеру произведения на концерте моей музыки в Symphony Space 21 февраля 2014 года.0003
Эрроллин Валлен © 2010 Переключить открыть/закрыть Смотреть видеоСкай Маклей
Разборка (Мировая премьера, Комиссия SPCO) Тимоти Лавлейс,
дирижер
Юлия Богорад-Коган,
флейта
Сан Юн Ким,
кларнет
Линн Эриксон,
труба
Дарья Адамс,
скрипка
Майя Папач,
альт
Ричард Белчер,
виолончель
Разборка означает действие или процесс разборки чего-либо. В этом произведении разбираемая вещь является вступительной темой. На более поэтическом и личном уровне произведение представляет собой размышление о нарушении ожидаемых траекторий в жизни и работе в 2020 году. Разборка начинается с драйвовых, настойчивых, направляющих фраз. Эти линии целенаправленны и неумолимы. Вступительную часть можно услышать как музыкальное изображение движущего, рутинного импульса бизнеса, работы, школы и поездок на работу.
Скай Маклей © 2021
Переключить открыть/закрыть Смотреть видеоАнтонио Вивальди
Четыре сезонаЮнэ Кох, скрипка
Антонио Вивальди сочинил не менее 230 скрипичных концертов, многие из которых были написаны в Ospedale della Pietà в Венеции. Он преподавал игру на скрипке и руководил там оркестром для «осиротевших» девочек, которые на самом деле были незаконнорожденными отпрысками венецианской верхушки, что объясняет, почему их школа была наделена таким превосходным музыкальным образованием.
В 1725 году издательство Вивальди в Амстердаме выпустило сборник из двенадцати скрипичных концертов под названием Il cimento dell’armonia e dell’invenzione ( The Contest Between Harmony and Invention ). Вивальди назвал первые четыре концерта в честь времен года и организовал музыкальные идеи так, чтобы они соответствовали описательным сонетам. Эти взаимосвязанные произведения, которые мы знаем просто как «Времена года», живут как жемчужины в несравненном каталоге сольных концертов Вивальди.
Сонеты давали Вивальди широкие возможности для словесной живописи, как, например, в «радостном пении птиц» в первой части «Весны», представленной звучными скрипичными мотивами, которым позже противостоят гром и молния. Послушная медленная часть изображает дремлющего на лугу пастуха, а альтам отведена роль его лающей собаки. В финале представлены нимфы и пастухи, танцующие под волынку, звук, вызванный гудящим аккомпанементом.
Лето приносит «жар палящего солнца» в сочетании с увядающими музыкальными фигурками. Солист входит в стиле кукушки, с характерным криком из двух нот, встроенным в постоянные взмахи смычком. Приход сильного северного ветра, приносящего шквал, приводит движение в возбужденное состояние. Медленное движение изображает еще один сон, на этот раз прерванный неприятными комарами и мухами, а также случайными раскатами грома. Финал высвобождает всю силу летнего шторма, линии ниспадают вниз, как струи дождя.
Осень начинается с того, что крестьяне танцуют и пьют в честь сбора урожая, пока все не погружаются в пьяный сон. Медленная часть погружается в крепчайший сон, а солист присоединяется к приглушенным струнам в медленных фразах, оставляя только клавесину украшать гармонии ad libitum (импровизированными) арпеджио. Финал пробуждает к охоте, в комплекте с имитацией охотничьих рожков и лая собак.
Зима рисует сцену одинокого холода и стука зубов. Медленное движение перемещает сцену к уютному огню внутри, в то время как капли дождя пиццикато продолжают падать снаружи. Начиная с неуверенных, скользких шагов по льду, финал превращается в бушующие порывы ветра.
Аарон Град © 2021
Об этой программе
Приблизительная продолжительность 1:00
SPCO открывает этот концерт дуэтом для скрипки и альта родившегося в Белизе британского композитора, пианиста и автора-исполнителя Эрроллина Валлена. Далее следует мировая премьера спектакля композитора из Миннесоты Скай Маклей, а Юнаэ Кох из SPCO выступает в качестве солистки в культовом фильме Антонио Вивальди « Four Seasons ».
Все зрители должны предоставить полное подтверждение наличия COVID-19.вакцинация или отрицательный результат теста на COVID-19 в течение 72 часов до посещения этого мероприятия. Маски необходимы независимо от статуса вакцинации. Дополнительная информация
Концерты в настоящее время ограничены до 50% вместимости, чтобы обеспечить дистанцирование. Билеты доступны по шкале цен, а конкретные места будут назначены и доставлены за пару недель до каждого концерта, включая билеты для распечатки дома.