Внешнее влияние на психику человека. Управление сознанием.
Содержание
- Виды внешнего влияния на психику человека.
- Опасности манипулирования сознанием и зомбирования
- Религиозное зомбирование
- Опасность религии для современного общества
Следствие 46.
Классификация видов
внешнего влияния на психику человека
Внешнее влияние на сознание человека можно классифицировать следующим образом:
информирование — простое сообщение информации с указанием её степени достоверности
обучение и воспитание — сообщение достоверной информации, с ведома и с согласия ученика, с использованием специальных методов для закрепления этой информации в долговременной памяти на уровне представлений о реальности, жизненных убеждений и поведенческих навыков;
обман (ложное информирование) — сообщение ложной или недостоверной информации под видом истинной;
пропаганда — интенсивное, открытое распространение информации, которую распространитель считает истинной;
агитация — побуждение к действиям, путём явных публичных призывов с указанием мотивов и другой информации, которую агитатор считает истинной
;манипулирование сознанием — неявное побуждение объекта манипуляций к действиям выгодным для манипулятора, путём сообщения объекту заведомо ложной или ограниченной информации;
зомбирование — изменение сознания (представлений о реальности) объекта зомбирования без его согласия, путём навязывания заведомо ложной информации с использованием специальных методов для закрепления этой информации в долговременной памяти на уровне представлений о реальности, жизненных убеждений и поведенческих навыков. То есть, зомбирование — это похоже на «обычное» обучение, но ложным знаниям и без согласия «ученика»;
Хотя понятия «пропаганда» и «агитация» приобрели в современном общественном сознании негативный смысл из-за засилья манипулятивных методов, следует отличать открытое распространение достоверной информации от неявного навязывания ложной информации.
Опасности
манипулирования сознанием и зомбирования
Следствие 47. Использование любой ложной информации, в большинстве случаев, вредно для общества, поскольку затрудняет возможность достигать поставленные цели. Но манипулирование и зомбирование являются не просто вредными, но и опасными. Они изменяют жизни миллиардов людей, заставляя их действовать вопреки своим интересам. Между тем, эти методы управления сознанием широко распространены во всём мире и, во многих случаях, считаются вполне допустимой практикой управления людьми.
Примерами самых опасных и вредных для развития общества источников зомбирования людей и манипулирования их сознанием, являются тоталитарные политические режимы и религиозные организации
Следствие 48. Одной из скрытых опасностей зомбирования населения посредством средств массовой информации является тот факт, что они (СМИ) одинаково действуют не только на целевую аудиторию, но и на самих инициаторов и исполнителей зомбирования. Со временем, эти исполнители и инициаторы сами начинают воспринимать распространяемую ими ложь в качестве истины.
Следствие 49. Парадокс развития человечества
состоит в том, что оно, создав развитую науку и технику, использовало их достижения для создания оружия, которое способно уничтожить человечество, а теперь использует научные достижения для навязывания самому себе ложных знаний о Мире, которые могут породить мотивацию для применения этого оружия.Главная опасность, которая грозит человечеству — это человек с оружием массового поражения, который верит в существование загробного мира и считает нынешнее человечество погрязшим в грехе. |
В качестве примера можно привести протоиерея РПЦ МП Всеволода Чаплина, который, занимая должность заместителя председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ МП, заявил, что для него церковные святыни более важны, чем жизнь человечества
Религиозное зомбирование
Следствие 50. Все (!) религиозные организации распространяют своё влияние путём зомбирования своих адептов. Всё устройство религиозных организаций, их обряды, молитвы, литература и всё прочее подчинены одной цели — изменению представлений о Мире (реальности) у максимально возможного числа людей с целью подчинить их влиянию этих организаций и побудить их поделиться с ними своим доходом (!).
Деятельность религиозных организаций
можно сравнить с пастбищным животноводством (!), где в роли выпасаемых животных выступают люди (!). Интересно, что религиозные деятели этой аналогии даже не скрывают. Цели религии — деньги и властьСледствие 51. Когда в обществе возникают споры по поводу деятельности «Новых религиозных движений», то есть сект, главным способом их защиты является утверждение, что они в своей практике используют те же методы, что и традиционные религии. И это действительно так. И новые и старые религии зомбируют своих адептов с целью получения дохода. И используют для этого «обычные», кажущиеся безобидными
Зомбирование — это «обычное» обучение (!), но ложным знаниям (!) и с применением специальных методов, которые сейчас часто называют методами нейролингвистического программирования.
Важно отметить, что сами по себе методы нейролингвистического программирования — это просто инструмент воздействия на сознание людей, который может быть направлен как на пользу, так и во вред людям. Людям необходимо знать, что психика отдельного человека почти не имеет защиты (!) против таких методов и, поэтому, необходимо искать способы защиты от их злонамеренного использования
на уровне законодательной регламентации практики их применения.Следствие 52. Основой любых методов обучения является многократное повторение (!) словесных формул, действий или образов, которые требуется зафиксировать в памяти ученика. Здесь действуют механизмы формирования условных рефлексов (!) (ассоциативных связей).
Эффективность религиозного и любого другого зомбирования обеспечивается именно регулярностью воздействия на сознание посредством молитв, проповедей и разнообразных обрядов. Каждая религия, в первую очередь, требует регулярных молитв. Именно для этой цели придумано множество религиозных «праздников» и «
О том, что основатели религии отлично понимали важность регулярности для технологии зомбирования, свидетельствует требование наказания смертью за работу в субботний день, то есть за уклонение от участия в религиозных обрядах.
Следствие 53. Обычное светское обучение имеет целью зафиксировать в сознании учеников реальные закономерности Мира, чтобы помочь им эффективно решать задачи своей практической деятельности.
Следствие 54. Цель манипулирования и зомбирования состоит в том, чтобы установить выгодные для манипуляторов (!) ассоциативные связи между образами, которые уже имеются в сознании (!) объекта манипуляций и побудить его к действиям, выгодным для манипуляторов (!).
Например, обряды и молитвы православного христианства имеют целью установление следующих ассоциативных связей:
Бог — это всемогущий, вездесущий, всеведущий, спаситель, судья, создатель, святой, непогрешимый, отец, господин, благо, добро, любовь, истина, и другие образы, вызывающие положительные эмоции.
Милость Божью необходимо заслужить верой, молитвой, пожертвованиями для церкви (!), смирением (!), покорностью, терпением, поклонением Богу, страхом перед Богом, Кто не заслужит Божьей милости, обречён на вечные муки.
Священник — это святой отец, батюшка, владыка, святейшество, блаженство, милость, светлость, посредник между Богом и людьми.
Сам верующий — это раб Божий, грешник, недостойный, божье создание, божья тварь и др.
Грех — это неверие в Бога, сомнения, собственное достоинство (!) (гордыня), отсутствие смирения (!), протест, сексуальность (сексуальность и половой инстинкт являются частью физиологии человека, он не в состоянии с ними бороться, и церковь использует это как повод обвинить каждого человека в «греховности») и т.п.
Благо — это вера в Бога, любовь к Богу, страх (!) перед Богом, регулярная (!) молитва (!), регулярное (!) соблюдение обрядов, пожертвования (!) церкви, смирение (!), покаяние и т.п.
Христианская религия формирует психологию рабаГлавная цель христианской религии — сформировать мировоззрение смиренного, покорного раба со следующими качествами:
воспринимает любую власть, как «волю божью»,
воспринимает любую несправедливость по отношению к себе как «божью милость» и «божье испытание» — а сумеет ли смиренно вытерпеть ещё и это?
готов любить своих врагов, и простить им любые злодеяния по отношению к себе,
если его ударили по щеке, готов подставить другую,
если у него требуют рубашку, готов отдать и верхнюю одежду,
готов порвать отношения с родными, если те будут возражать против его преданности религиозным догмам,
готов убивать всех, кто возражает против его религии и на кого укажут священники,
готов смиренно терпеть все земные несчастья ради «спасения души» после смерти!
готов отдавать церкви часть своих доходов (десятину),
считает свою бедность и неудачливость пропуском в Рай.
Следствие 55. Эффект зомбирования достигается многократным (!) произнесением специально построенных фраз (!) в молитвах (!) и проповедях (!), обеспечивающих формирование указанных ассоциативных связей (!) и, тем самым, соответствующего поведения (!) «паствы». Каждая религия требует постоянного (!), регулярного (!) соблюдения обрядов (!) и прочтения молитв (!), для закрепления в сознании адепта необходимых ассоциативных связей (!). Для контроля (!) за процессом зомбирования служит институт исповеди (!).
«Новым религиозным движениям», то есть, тоталитарным сектам, труднее навязывать свои идеи, чем «традиционным» религиям, поэтому им приходится требовать от своих последователей разрыва социальных связей (!) с прежними друзьями и семьёй.
Все претензии к абсурдности содержания «священных» религиозных текстов отметаются «неотразимым» доводом о «непостижимости Бога», то есть о невозможности «познания Бога» человеческим разумом. При этом остаются без ответа вопросы о том, «Что такое знание?», и «На каком основании церковь рассказывает о величии и других достоинствах Бога, если его невозможно «познать»?!».
Великолепной иллюстрацией вышесказанного может служить книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы«, а также её интервью Алексею Плужникову. на сайте Ахилла, в котором Мария рассказала о своей жизни, а также о содержании и основных идеях книги. Очень советую почитать всем, кто интересуется вопросами духовного поиска и надеется найти смысл жизни в религии. Мария описала свой опыт духовного поиска в православном монастыре. Но подобное существует во всех религиях и других организациях, устроенных по религиозному принципу. То есть во всех сектах, тоталитарных организациях и тоталитарных государствах. Просто потому, что цель всех таких организаций — это полное подчинение сознания членов организации её правителям для обеспечения возможности их эксплуатации.
Вывод Марии Кикоть: монашество — это узаконенное рабство.
Несколько цитат:
«… послушницы питаются просроченными продуктами, пожертвованными на корм скоту.»
«РПЦ распространяет “Лествицу” и другие аналогичные книги пропагандирующие, что смерть от побоев наставника есть великое благо для послушника. За это обещается Царствие Небесное не только послушнику, но и наставнику. Основная мысль “Лествицы” — чем больше страданий и лишений Христа ради, тем скорее обрящете милость и спасение»
«Основной тезис православного монашества — «отсечение своей воли» в пользу наставника. После нескольких лет жизни в монастыре такие послушники разучиваются думать, не могут принять самостоятельно ни одного решения, становятся как дети.
Отсечения своей воли, делает из тебя безвольный овощ. Крайне тяжело потом снова научиться думать самостоятельно, принимать решения и просто не бояться людей. »
«Монастыри, устроены по принципу деструктивной секты.»
Религия — инструмент управления массами невежественных людей
Опасность использования религии
в качестве инструмента управления обществом
Следствие 56. Конечно, религии — это слишком многогранные явления человеческой культуры, чтобы оценивать их только негативно.
Каждая религия представляет собой систему правил (!) для организации человеческого общества (!). Наиболее распространённые религии стали такими потому (!), что их правила организации общества на определённом этапе развития человечества обеспечили им преимущество (!) в борьбе за существование. Но религии не могут вечно (!) оставаться источником такого преимущества, потому что основаны на неизменных (!) догматах, которые записаны в «священных» текстах, и, со временем, неизбежно приходят к противоречию с изменяющейся жизнью.
Различие в уровне жизни, которое существует между «западной цивилизацией» и остальным миром является следствием преимущества светского (!) общественного устройства над религиозным. Народы, составляющие «западную цивилизацию» отодвинули религии от государственного управления (!) и, тем самым, показали, что не признают (!) религиозные догматы истинным знанием реальности. Религии сохраняют значительное влияние в этих странах только потому, что часть правящих кругов этих стран продолжают использовать её как инструмент для управления людьми. Кроме того, религии продолжают оставаться значительным источником дохода для некоторой части западной элиты.
Но в наше время использование религии в качестве инструмента управления людьми становится опасным (!) для самого существования человечества. Ведь во многих религиях присутствуют утверждения, что кроме обычного «земного Мира» существует ещё «небесный Мир», Рай, который неизмеримо более прекрасен, чем «грешный земной Мир», и где «земные праведники» могут обрести «вечную счастливую жизнь». Земная жизнь объявляется всего лишь испытанием для «бессмертной души» быть достойной «вечного блаженства». Таким образом, земная жизнь объявляется неизмеримо менее ценной, чем «вечная жизнь в Раю», а пропуском в Рай объявляется слепое повиновение религиозным правителям и, в частности, активная деятельность по распространению влияния своей религии, включая использование насильственных методов, вплоть до физического уничтожения своих противников. Таким образом, человек, который верит в существование «загробного Мира», вполне может рассчитывать на личное «спасение», даже если всё человечество погибнет. Именно такие представления о реальности характерны для террористов-смертников и таких людей, как протоиерей Чаплин, о котором говорилось выше. Если учесть, что подобные религиозные взгляды исповедуют не менее 55% населения Земли, следует признать, что вероятность рукотворных глобальных катастроф с религиозной мотивацией достаточно высока. Огромный разрыв между технической мощью человечества и уровнем общественного сознания делает человечество похожим на обезьяну с гранатой.
Во многих религиях присутствуют утверждения, которые объявляют эту религию единственно (!) верным учением, своего Бога — единственным (!) «истинным Богом», а всех людей, которые верят другим Богам объявляют «еретиками», «неверными» и навешивают другие подобные ярлыки. «Священные тексты» некоторых религий нетерпимы к инакомыслию, ставят перед своими приверженцами задачу установления мирового господства, подчинения себе или истребления всех, кто откажется признавать власть религиозных властителей. Сторонники других религий объявляются «вне закона», им не обеспечивается безопасность, а во многих случаях убийство и присвоение имущества «еретика» объявляется «подвигом во имя веры». Указания «священные текстов» о «любви к ближнему», о запретах на убийство, касаются только «братьев по вере» (!), а те, кто верит другим богам или недостаточно рьяно выражают свою преданность «истинному Богу», подлежат наказанию (!) или даже убийству.
Настоящие верующие — это фундаменталисты, которые понимают «священные тексты» буквально — так, как они написаны.Конечно, нынешние руководители религиозных организаций, на словах, пытаются смягчить смысл подобных утверждений , призывают к религиозному миру и даже к объединению религий. Но настоящие верующие — это именно фундаменталисты, которым удалось настолько «промыть мозги», что они понимают все «священные тексты» буквально, действительно верят (!) в существование рая и ада, загробную жизнь, конец света и Высший суд. С их точки зрения, действительно невозможны никакие компромиссы с еретиками и неверными, тем более что и Бог и Аллах обещали за подвиг во имя веры вечное блаженство в раю.
Поэтому современному обществу, с его оружием массового поражения и опасностями техногенных катастроф, пора отказываться от идеи управлять людьми с помощью религиозных сказок, пора признать науку наилучшим источником надёжных знаний и искать нравственные идеалы в соответствии с естественной биологической целью человечества — максимальном продлении своего существования.
Ученые рассказали о неожиданных вещах, которые медленно разрушают психику (Спойлер: вы сталкиваетесь с ними каждый день)
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
По данным ученых, более 30 % населения Земли страдает от тревожного расстройства и различных фобий. Это самая настоящая эпидемия. И даже привычные вещи, с которыми люди сталкиваются каждый день, способны негативно влиять на психику. Так, паразиты, переносчиками которых являются домашние коты, могут вызывать панические атаки. А интенсивные занятия спортом способствуют выработке гормона стресса.
AdMe.ru составил список самых неожиданных вещей, которые наносят вред психическому здоровью человека. И все для того, чтобы вы могли исключить их из своей жизни и зажить счастливо.
1. Распродажи
Участие в распродажах действительно делает людей немного сумасшедшими: каждый год во время «черной пятницы» мир облетают кадры битв за товары по сниженной цене. По утверждениям ученых, низкие цены на сезонных распродажах воздействуют на участки мозга, отвечающие за получение удовольствия. Но когда конкуренты по шопингу пытаются вырвать вожделенный товар из рук, в кровь выбрасывается большая доза кортизола, гормона стресса, что заставляет покупателей терять человеческий облик.
Совет: Если при слове «скидка» ваше сердце начинает биться чаще и жизнь без шопинга не в радость, обратите внимание на распродажи в интернет-магазинах.
2. Кошки
Токсоплазма — паразит, переносчиками которого являются наши любимые котики. Впрочем, собаки тоже болеют токсоплазмозом, но человека заразить не могут. Люди, которые любят кошек и при этом не любят мыть руки, рискуют заразиться этим заболеванием. По некоторым данным, почти треть жителей Земли уже инфицирована, но большой опасности для людей с хорошим иммунитетом паразит не представляет.
Однако для тех, чье здоровье далеко от идеального, последствия контакта могут быть плачевными. Согласно недавним исследованиям, токсоплазмы губительно действуют на психику: увеличивают риск депрессии, шизофрении и биполярного расстройства. А еще — риск попасть в автомобильную аварию.
Совет: Чтобы обезопасить своих близких от заражения паразитом, делайте прививки хвостатым любимцам. Вовремя проведенная вакцинация защищает как кошку, так и хозяина.
3. Спорт
Интенсивные занятия спортом могут расшатать нервную систему. И снова всему виной гормоны. Изматывающие тренировки провоцируют выброс адреналина и кортизола, из-за чего после тренировки бывает сложно уснуть. Если такие чрезмерные физические упражнения регулярны, то нервная система, не приспособленная к большим нагрузкам, может пострадать.
Совет: Физические нагрузки должны соответствовать вашей подготовке и не быть слишком тяжелыми. Умеренные занятия спортом, наоборот, снижают уровень гормона стресса, нормализуют сон и улучшают настроение.
4. Музыка
Люди, которые предпочитают отгородиться от мира с помощью музыки, звучащей в наушниках, подвержены депрессии. Причем вероятность ее возникновения возрастает в 8 раз. Однако здесь не все так просто: психологам не удалось установить, то ли депрессия появляется от чрезмерного прослушивания музыки, то ли, наоборот, музыку активно начинает слушать уже заболевший человек в попытках убежать от реальности. В любом случае это весьма ценное наблюдение, которое поможет распознать людей, склонных к депрессии.
5. Вегетарианская диета
Психотропное воздействие: опасность, способы, защита от действия
То, что на человека легко оказать психотропное воздействие – не секрет. Это один из простейших вариантов воздействия на психику человека в корыстных и криминальных целях. Любые наркотические препараты с точки зрения их негативного воздействия на сознание, мышление и поведение субъектов, дает полное право причислить их к оружию единичного и массового поражения.
Воздействие психотропных веществ на человека крайне опасно, так как вызывает быстрое привыкание, необратимость процессов вплоть до полного разрушения организма и смерти. Доказано, что даже микродозы наркотиков способны существенно влиять на сознание, подавлять либо возбуждать отдельные нейроны и тем самым приводить к нужному эффекту: послушанию, депрессии, агрессии, глубокой эйфории и расслаблению.
Способы психотропного воздействия на человека
Наркотические препараты нового образца – это большое разнообразие средств, активно влияющих на психику человека. Поэтому есть множество способов оказать такое влияние на человека, и даже без его ведома.
Способы воздействия на психику человека:
- Введение токсикологических препаратов.
- Введение фармакологических лекарств.
- Облучение ультразвуком.
- Газовая атака.
- Информационное зомбирование, программирование.
- Вживление электронных чипов в мозг.
Каждый из этих способов уже давно стал реалией современной жизни. Во многом этому виной технический прогресс, появление сотовой связи и всемирной паутины.
Методы воздействия психотропными веществами на организм человека
Существует ряд популярных методов воздействия на психику при помощи сильнодействующих веществ и информации.
Наиболее популярными из них являются:
- Внушение. Для реализации данного метода важно наличие лидера, лица, которому верит и доверяет субъект воздействия. Именно посредством лидера можно внушить все, что угодно и подавить волю человека.
- Убеждение. Этот метод подобен предыдущему, но отличается наличием предоставления различной информации, аргументов для сравнения и выбора. В итоге человек включает логическое мышление, но в то же время выбирает то, что выгодно лидеру, то есть опять имеет место подавление.
- Назначение психотропных препаратов под видом “лечебной терапии”. Этот метод воздействия объединяет в себе внушение и убеждение, когда человек как бы сам начинает понимать необходимость приема «волшебных пилюль».
Таким образом, убийство под воздействием психотропных “лекарств” уже происходит и чаще всего остается безнаказанным. Поэтому выход только один – повысить психическую и психологическую стойкость к разного рода воздействию.
Как предотвратить влияние наркотических и психотропных воздействий на свой организм
Чтобы избежать психологического порабощения, необходимо всегда заниматься своим здоровьем, фильтровать всю входящую информацию и научиться выбирать качественные источники ее предоставления. Это сделать несложно, ведь в нашем распоряжении достаточно знаний, чтобы не стать «овощем».
Помимо этого, стоит прибегнуть к помощи такого устройства, как резонатор Грачева. Если ранее он был секретной разработкой СССР, то сейчас доступен в свободной продаже по всему миру.
Этот прибор эффективно решает такие задачи:
- Защищает от электромагнитного излучения.
- Повышает скорость восстановления после воздействия психотропных веществ.
- Восстанавливает состояние здоровья, поврежденное алкоголем и наркотиками.
- Избавляет от ломящих болей в височных областях головы, после долгого общения по мобильному (излучение телефона).
- Устраняет мигрени и головные боли.
Кроме этого, прибор укрепляет организм в целом нейтрализуя последствия электромагнитного смога, вызывающего проблемы сердечнососудистой системы.
Психика и телесное здоровье | Psylist.net
«Mens sana in corpore sano» (в здоровом теле здоровый дух) – гласит античная поговорка. Но величайший мастер парадокса Бернард Шоу утверждает обратное: «”В здоровом теле здоровый дух” – бессмысленное изречение. Здоровое тело есть продукт здорового духа». Утверждения эти противоположны, но не противоречивы. Они оба верны, они отражают две стороны одного и того же – единство тела и духа.
Первое из этих утверждений кажется более очевидным. Влияние тела на психику всем хорошо известно. Вероятно, каждый даже на своем личном опыте знает, как трудно сохранить «бодрый дух», когда болят зубы. К отчетливым изменениям характера могут приводить длительно протекающие хронические заболевания внутренних органов (недаром говорят о «желчном характере»).
Но верно и то, что пишет Бернард Шоу: «Здоровое тело есть продукт здорового духа». И это было замечено уже много веков назад. Со времен средневековья сохранился стихотворный «Салернский регламент здоровья», выдержавший затем очень много печатных изданий и переведенный на ряд языков. Его вводные стихи гласят: «Салернская школа стремится этими строками сообщить здоровье английскому королю и указать на необходимость держать голову свободной от заботы, а сердце – от сокрушения; не пить много вина, ужинать легко, вставать рано, после еды не сидеть долго, пользоваться только тремя врачами: первым врачом – покоем, вторым врачом – весельем и третьим врачом – диетой». Итак, не сокрушаться и быть веселым – одна из основных рекомендаций для сохранения здоровья…
В XIX веке открытие микробов как причины заразных болезней и развитие патологической анатомии на какое-то время уменьшили уважение врачей к подобным советам.
И все же врачи замечали, что иногда первые признаки болезни относятся ко времени серьезных жизненных неудач и тяжелых переживаний; что у больного, утратившего веру в выздоровление и интерес к жизни, течение болезни нередко принимает катастрофический характер; что обрадовать, ободрить больного, вселить в него уверенность в выздоровление иногда бывает полезнее, чем дать ему лекарство. Вольтер говорил, что «надежда выздороветь – половина выздоровления».
Замечательный русский клиницист начала XIX века М.Я. Мудров говорил: «При повальном заболевании солдат следует не допускать больных до “страха”, ибо неприятное чувство располагает тело к принятию заразы».
В рассказе О. Тенри «Последний лист» девушка, больная пневмонией и утратившая волю к жизни, решила, что умрет, когда упадет последний лист с плюща за окном. Ветер срывает лист за листом, и состояние девушки становится все хуже и хуже. «Я устала ждать. Я устала думать», – говорит она. «Когда мой пациент начинает считать кареты в своей похоронной процессии, я скидываю пятьдесят процентов с целебной силы лекарств», – замечает лечащий ее врач. Спасает больную девушку художник, нарисовавший на стене перед ее окном лист, который не могли сорвать порывы осеннего ветра.
Ученые специально исследовали влияние психики на внутренние органы. Оказалось, что в состоянии гипноза можно изменять количество и химический состав желудочного сока, внушая человеку, что он ест бульон, хлеб или молоко. При рентгеновском исследовании желудка видели, как под влиянием внушения возникает резко выраженная картина спастических явлений желудка и кишок, картина атонии и опущения желудка. Удавалось наблюдать, как опущенный желудок под влиянием внушения становится на нормальное место. Когда исследуемому внушали, что он ест невкусную, противную пищу, желудок на рентгеновском экране принимал форму вялого мешка без всяких перистальтических движений. Когда же внушали представление о вкусной, любимой пище, желудок резко сокращался и живо перистальтировал. Если человеку внушали, что он выпил много воды (при этом ему давали пустой стакан), то это приводило к увеличению количества выделяемой мочи и таким изменениям состава крови, какие наступают обычно после обильного питья.
Широко известно влияние эмоций на состояние кровеносных сосудов и кровяное давление. При страхе кровяное давление повышается, а под влиянием огорчений и психической депрессии повышение давления может стать стойким. И наоборот, благоприятные влияния на психику способствуют снижению кровяного давления.
Крупный терапевт-клиницист Р.А. Лурия наблюдал ряд случаев желтухи, возникшей под влиянием психической травмы. Он объясняет возникновение в таких случаях желтухи тем, что нарушается иннервация сфинктеров (мышечных жомов), регулирующих желчевыделение.
Р.А. Лурия различает внешнюю и внутреннюю картины болезни. Внешняя картина болезни – это все то, что врачу удается получить доступными ему методами исследования, все то, что можно описать и так или иначе зафиксировать. Внутренняя картина болезни – все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, его общее самочувствие, его представления о своей болезни и о ее причинах – весь внутренний мир больного.
В общем течении болезни ее внутренняя картина занимает очень большое, иногда доминирующее место. Порой бывает гораздо легче ликвидировать реального микроба в организме больного, чем выселить воображаемого микроба из его психики. В таких случаях воздействие на психику больного, психотерапия, может оказаться важнейшим методом лечения.
Известны и такие случаи, когда только психотерапия в состоянии гипноза освобождает больного от «внушенного» недуга и возвращает ему трудоспособность. Иногда же причиной болезни (или ее обострения) может быть неосторожно сказанное кем-то и неверно понятое человеком слово.
Всякая болезнь – сложный процесс, захватывающий многие системы организма. Деятельность различных органов в борьбе с болезнью координирует нервная система. Ее влияние на течение болезни подтверждается многими наблюдениями и исследованиями.
А.Д. Сперанский считал, что заболевание возникает в месте встречи болезнетворного начала с чувствительным к этому началу нервным окончанием. Место воздействия яда предопределяет развертывание, а порой и судьбу процесса. Исследования, проведенные в лаборатории А.Д. Сперанского, подтверждают его предположения. Оказалось, например, что смертельная доза стрептококка различна в зависимости от того, в какую вену кролика вводится культура этого микроба: яд неодинаково действует на различные нервные окончания.
Опыты показали, что если до заражения животного туберкулезом подействовать висмутом на нервные окончания, находящиеся в грудной полости, то туберкулезный процесс протекает значительно доброкачественнее. С помощью подобных методов А.Д. Сперанскому удавалось улучшать состояние больных при некоторых заболеваниях: инфекция продолжала гнездиться в их организме, но измененная нервная система пациента становилась нечувствительной к ней.
В исследовании М.К. Петровой у собак при длительном перенапряжении нервной системы часто возникали различные дистрофические болезни (экземы, хронические, язвы, фурункулез), причем появлению этих заболеваний всегда предшествовали нервные срывы. При отсутствии такого перенапряжения дистрофические процессы возникали у собак значительно реже. У некоторых собак нервное перенапряжение приводило к возникновению доброкачественных и злокачественных опухолей.
Весьма показательны опыты А.И. Долина. Собаке под кожу вводили морфий, всегда сопровождая эту процедуру бульканьем воды. После многократного повторения этой процедуры у собаки образовался условный рефлекс: введение воды (вместо морфия), сопровождаемое бульканьем, вызывало у нее картину отравления морфием. Затем стали часто повторять введение воды, сопровождавшееся бульканьем и звонком. В этом случае картина отравления не наступала: звонок стал дифференцировочным раздражителем, он тормозил реакцию отравления (наступавшую при отсутствии звонка). Подготовленной таким образом собаке однажды ввели морфий, сопровождая введение бульканьем и звонком. Результат был поразительным: отравления не возникло! Действующее через нервную систему торможение симптомов отравления (звонок) оказалось более сильным, чем действие сильного яда – морфия.
Пользуясь аналогичным методом (методом условных рефлексов), удалось получить условно-рефлекторный лейкоцитоз – очень важный механизм борьбы с инфекцией.
Высшая функция нервной системы – психическая деятельность – тоже сильно влияет на течение болезненных процессов. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным.
Если в состоянии гипноза прикоснуться к коже и внушить, что прикоснулись раскаленным железом, то через некоторое время на этом месте возникает волдырь, как при ожоге. Организм реагирует так, как будто ожог действительно имел место.
Вера в то или иное лечебное средство часто значительно улучшает действие этого средства. Этим, в частности, объясняются случаи «чудесных» исцелений на мощах святых, случаи исцелений у знахарей, у «заговаривающих» болезни бабок.
У офицеров побеждающей армии раны заживают быстрее, чем в армии, терпящей поражение. Это объясняется, конечно, не только лучшим уходом, но и лучшим моральным состоянием раненых.
Воздействие на психику – мощный фактор. Однако в неумелых руках он может оказать и вредное действие. Как уже упоминалось, неудачно сказанное врачом слово может вселить в пациента ненужную тревогу; у него даже могут появиться признаки предполагаемой болезни. Внушенные болезни не такое уж редкое явление. Известны даже случаи внушенной беременности, где были налицо все внешние признаки беременности и на девятом месяце наступали родовые схватки.
Влияние психики накладывает свой отпечаток на течение болезни у человека. Врач не может ограничиваться рамками биологии. Психологические и социальные факторы болезни всегда должны быть в поле его внимания.
Психические процессы влияют па работу внутренних органов и на течение болезненных процессов в них. И наоборот – болезненные процессы в различных органах влияют на психику. Одним из сильных факторов такого влияния является чувство боли. Болевые сигналы занимают особое место среди сигналов, которые мозг получает от различных органов и использует для управления. Они могут приходить почти от любой части тела и несут мало информации о физических свойствах раздражителя. И откуда бы они ни пришли, они всегда неприятны.
Зачем же они? Есть ли организму польза от того, что существует чувство боли? На первый взгляд даже сам вопрос кажется странным. В самом деле, боль доставляет нам столько страданий. Может показаться, что человек стал бы счастливее, если бы потерял способность ощущать боль…
Если вы захотите поискать таких «счастливцев», то найдете их в неврологических клиниках. У этих людей болезнь сирингомиэлия разрушила в спинном мозге нервные пути, по которым в головной мозг идут сигналы о боли. У больного на определенном участке тела теряется болевая чувствительность, в то время как тактильная чувствительность – способность ощущать прикосновение – сохранена. Одним из симптомов сирингомиэлии являются рубцы от ожогов, возникновение которых не вызвало чувства боли и потому не было своевременно замечено больным. В ожоговом отделении хирургической клиники бросается в глаза большое число больных, получивших ожоги в состоянии алкогольного опьянения, когда чувствительность к боли понижена.
Таким образом, способность ощущать боль полезна. Она предохраняет организм, заставляет его принять меры защиты, как только начнется повреждающее воздействие.
Боль – сигнал угрозы благополучию организма. Она ценнейшее приобретение живых организмов в процессе эволюции. Если бы какой-нибудь вид животных оказался лишенным способности воспринимать боль, то он был бы обречен на вымирание.
Боль очень неприятное чувство. И это полезно. Ведь боль требует незамедлительной реакции организма. Не случайно люди выбрали в качестве сигнала пожарной опасности тревожный и заглушающий другие звуки вой сирены, а не какой-нибудь приятный, мелодичный звук.
Но боль полезна лишь до поры до времени. Она становится вредной, когда, уже выполнив роль сигнала опасности, она продолжает «звучать» в организме, дезорганизуя его работу. Дезорганизующее влияние длительной боли очень велико. Она может вызвать сердцебиение, сужение кровеносных сосудов, нарушения функций нервной системы, пищеварения, дыхания. При боли может измениться содержание различных веществ в крови, повышается свертываемость крови, боль может вызвать анурию – задержку выделения мочи.
Затянувшаяся боль отрицательно влияет и на психику человека. Каждый знает, как трудно сосредоточиться на чем-либо во время боли. Боль может вызвать чувство страха. В некоторых случаях (например, при болях в сердце, вызванных спазмом кровеносных сосудов, снабжающих кровью сердечную мышцу) страх и тревога могут становиться чрезвычайно сильными. Очень сильная боль может вызвать болевой шок – резкое снижение кровяного давления, потерю сознания. Она может даже привести к смертельному исходу.
Значит, надо уметь управлять болью, уметь снимать ее, когда она не несет полезной для организма службы сигнала тревоги. Без умения управлять болью была бы невозможна современная хирургия. Для устранения болезненного очага (например, опухоли) хирургу приходится нарушать целостность живой ткани. А во всей истории живых существ, предшествующей появлению цивилизованного человека, повреждение живой ткани являлось сигналом опасности. Поэтому в процессе эволюции и выработался болевой сигнал в ответ на такое повреждение. В условиях же современной хирургии операционная ‘рана не несет опасности, и боль от нее лишь вредна организму.
Изучение боли имеет свою историю, своих героев.
Одним из пионеров в изучении боли был в прошлом веке английский невропатолог Хэд. Необходимые для изучения боли эксперименты не могут быть безболезненными, и поэтому Хэд решил проводить их на самом себе. Так, по его просьбе один из коллег сделал ему операцию – перерезал ветвь лучевого нерва у основания большого пальца. Эта операция позволила Хэду изучить, как восстанавливается чувствительность в пальце по мере регенерации (восстановления) поврежденного нерва. Изучение заняло пять лет. В результате Хэд установил, что чувствительность восстанавливается в два этапа – сначала болевая, потом тактильная. Волокна, проводящие чувство боли, восстанавливаются быстрее, чем волокна тактильной чувствительности.
Представление о том, что болевая чувствительность – это особый вид чувствительности, подтвердилось и в наблюдениях других ученых. При исследовании кожи под микроскопом было обнаружено несколько типов рецепторов – образований на концах нервных волокон, воспринимающих различные раздражения. Наряду с рецепторами холода, тепла, прикосновения, давления были обнаружены и свободные нервные окончания, которые воспринимают раздражения, вызывающие боль.
Сигналы о боли идут в мозг по своим путям, отдельным от путей тактильной чувствительности. Чтобы человек почувствовал боль, нервные импульсы, идущие по проводникам болевой чувствительности, должны прийти в соответствующие центры головного мозга. Если эти пути нарушены (как это бывает при сирингомиэлии), болевого ощущения не наступает, хотя раздраженные болевые рецепторы посылают соответствующие импульсы.
Болевые ощущения играют большую роль в диагностике многих заболеваний. Недаром первым вопросом врача часто бывает вопрос: «Где у вас болит?» Болевые сигналы могут идти в мозг не только от кожи, но и от внутренних органов, в которых имеются свои рецепторы (их называют интерорецепторами). Возбуждение интерорецепторов возникает под влиянием изменений состояния внутренних органов или состава внутренней среды организма. Импульсы от внутренних органов поступают в те же участки спинного мозга, в которые поступают импульсы от определенных участков кожи. Поэтому при заболеваниях внутренних органов болезненность может локализоваться в определенных участках поверхности тела. Тот факт, что определенным внутренним органам соответствуют (в этом отношении) определенные зоны кожной поверхности, имеет большое значение для диагностики. Известно ведь, что сердечные больные часто обращаются к врачу с жалобой на боли в левом плече.
Мы уже говорили, что если пути болевой чувствительности где-либо нарушены и не пропускают импульсов в мозг, то повреждающие воздействия на соответствующий участок тела не будут вызывать болевых ощущений. Но бывает и иначе. Проводник боли может быть раздражен не у своего начала, а на каком-либо другом участке. От места раздражения в нервные центры идут импульсы. А приход импульсов в эти центры воспринимается как боль в том органе, где начинаются соответствующие (идущие в этот центр) нервные волокна. И человек локализует боль не там, где действительно находится очаг раздражения, а там, где расположены рецепторы, на пути от которых возникло раздражение.
Типичный пример этого явления – так называемые фантомные боли (от французского fantome – призрак), т.е. боли в отсутствующем органе. Например, после ампутации ноги рубец в культе начинает раздражать обрезанный нерв, волокна которого несли чувствительность от ампутированного органа. Приходящие в мозг сигналы воспринимаются как боль в стопе, которая ампутирована.
Болевые сигналы, пришедшие в центральную нервную систему, воспринимаются не изолированно, а во взаимодействии с сигналами других видов чувствительности. Обострение болевых ощущений после операций, связанных с перерезкой нервных стволов, в период, когда еще не восстановилась тактильная чувствительность, Л.А. Орбели объяснял именно тем, что нормально тактильная чувствительность ослабляет болевую.
Взаимодействие болевой чувствительности с тактильной проявляется и в способности точно локализовать место болевого раздражения. Орбели очень остроумно исследовал это в опытах на кошке. Если здоровой кошке надеть на хвост зажим, то она изгибает голову и хвост так, чтобы достать зубами зажим, и сбрасывает его. Такой же опыт Л.А. Орбели и М.А. Панкратов провели на кошке, у которой задние столбы спинного мозга, по которым передаются в головной мозг сигналы тактильной чувствительности, были перерезаны, боковые же столбы, по которым передаются сигналы болевой чувствительности, были сохранены. Если такой кошке надеть зажим на хвост или заднюю лапу, то ее реакция на боль проявляется более бурно, чем до операции, – кошка царапается, визжит. Но ее попытки снять зубами зажим остаются безрезультатными: кошка, лишенная тактильной чувствительности, не может локализовать место болевого раздражения.
Локализация болевого раздражения возможна только при условии, что одновременно с болевыми рецепторами возбуждаются и тактильные рецепторы. Боли, возникающие при раздражении внутренних органов без сопутствующего тактильного раздражения, часто воспринимаются как разлитые, не строго локализованные.
Взаимодействие болевой чувствительности с другими видами чувствительности отчетливо проявляется и при каузалгии – мучительных болях жгучего характера, возникающих иногда после повреждения нервов. Длительное раздражение поврежденного нерва приводит к тому, что в нервной системе возникает стойкий очаг возбуждения, которое воспринимается как боль. Свет, звук, запах, вкусовое раздражение резко усиливают боль. Эти раздражения как бы суммируются со стойким болевым раздражением.
Мы уже говорили о том, что боль может влиять на различные процессы, протекающие в организме, в том числе и на психическое состояние человека. Но и психические процессы могут влиять на чувство боли. В состоянии страха, тревоги ощущение боли может возникать под влиянием таких раздражителей, которые обычно боли не вызывают. Увлеченность каким-нибудь делом может ослабить или даже на время устранить чувство боли. При засыпании слабые сигналы от внутренних органов могут доходить до сознания. Поэтому иногда в начальной стадии заболевания какого-либо органа первым симптомом, который замечает больной, является сон о болезни этого органа.
В состоянии гипноза человеку можно внушить отсутствие боли, в то время как на кожу наносятся болевые раздражения (уколы, ожоги). Человек, которому в гипнозе внушили аналгезию (безболезненность) определенного участка кожи, перестает чувствовать боль. Об этом можно судить по тому, что он никак не реагирует на укол (при уколе других участков кожи он отдергивает руку). Однако в момент болевого раздражения «нечувствительного» участка кожи биотоки мозга отчетливо изменяются. Значит, сигналы от рецепторов этого участка продолжают поступать в мозг.
Объяснить изменение биотоков мозга при отсутствии субъективного ощущения боли можно исходя из современного представления о путях сигналов от рецепторов к коре головного мозга. Как упоминалось в очерке «О мозге», сигналы от различных рецепторов направляются к различным участкам коры головного мозга: от зрительных рецепторов – к затылочным долям, от слуховых – к височным, от кожных рецепторов – к теменным. Поступление сигналов в эти зоны коры и вызывает соответствующее ощущение. Но, кроме того, от каждого специфического пути отходят ответвления к сетевидной, или ретикулярной, формации – скоплению нервных клеток, расположенному в продолговатом и среднем мозге. От сетевидной же формации сигналы поступают во все области коры (от каких бы рецепторов – зрительных, слуховых или кожных – эти сигналы ни начали свой путь). Приход в кору мозга сигналов по этому неспецифическому пути и вызывает изменение биотоков мозга – депрессию альфа-ритма.
Таким образом, если чувствительный путь блокирован ниже (т.е. ближе к рецепторам), чем место ответвления к сетевидной формации, то раздражение рецепторов не вызовет ни ощущения, ни депрессии альфа-ритма. Если же блокирована центральная часть специфического пути, выше места ответвления к ретикулярной формации, то ощущения не возникает, но депрессия альфа-ритма наступает (так как неспецифический путь сохранен). Опыты с болевым раздражением в состоянии гипноза показывают, что при гипнотическом внушении безболезненности блокируется центральный участок специфического пути.
Современная медицина располагает большим арсеналом эффективных средств борьбы с болью. Разработаны надежные методы местного обезболивания и общего наркоза. Анестезиология настолько развилась, что выделилась из хирургии в самостоятельную специальность. Но чтобы успешно пользоваться болеутоляющими средствами (прекращающими или ослабляющими болевые ощущения) и обезболивающими (предупреждающими болевые ощущения), необходимо хорошо знать природу боли: знать, от чего она происходит в каждом случае, когда она наш враг, а когда друг.
Боль вызывает не только «внутренние» изменения в организме – сердцебиение, сужение кровеносных сосудов и т.п., она вызывает и «внешние» изменения – в движениях, в мимике, в тембре голоса, в крике. Эти внешние выражения боли есть и у человека и у животных. И они выполняют важную роль – информируют других особей этого вида, что одной из них грозит опасность, что надо ему помочь, что надо самому принять меры против грозящей опасности.
Внешние выражения боли адресованы окружающим, в них надежда на помощь от грозящей опасности. А в надежде – и капелька облегчения. Боль менее мучительна’, если рядом друзья, готовые помочь. Именно об этом стихи, которыми хочется закончить очерк:
Когда человеку больно И он закричит от боли и кто-то его услышит И руку сожмет в кулак, Легче тогда человеку, Легче бороться с болью, Легче – ведь кто-то рядом Жизнь устроена так…
Фейгенберг И.М. МОЗГ ПСИХИКА ЗДОРОВЬЕ АКАДЕМИЯ НАУК СССР
Серия «Проблемы современной науки и научно-технического прогресса».
– М.: «НАУКА», 1972
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
Глава 3. Методы воздействия на психику. Я спокоен
Глава 3. Методы воздействия на психику
Для регуляции психических состояний у психотерапевтов есть три основных метода. Все они – из арсенала медицины. О них и пойдет речь в данной главе.
Первый метод – фармакологический
О том, что с помощью различных лекарственных препаратов и химических соединений можно изменять психическое самочувствие, известно с незапамятных времен. В частности, издавна используются некоторые вещества, одурманивающие мозг и создающие иллюзию хорошего, приподнятого настроения. В древности применялись средства, вызывающие у воинов перед сражениями неудержимую ярость.
Однако можно без преувеличения сказать, что за всю историю человечества не было создано такого количества воздействующих на психику лекарственных препаратов, какое производится в последние десятилетия.
Сегодня врачи, занимающиеся лечением нервно-психических расстройств, располагают обширным ассортиментом препаратов, с помощью которых можно «прицельно» изменять психическое состояние: снимать страх, тревогу, ликвидировать депрессию, тоску, создавать хорошее настроение и т. д. Казалось бы, чего проще: дай человеку соответствующее лекарство, научи пользоваться им – и задача регуляции психического состояния решена. Но не тут-то было.
Однажды мне пришлось наблюдать, как штангист перед решающим подходом, чтобы немного «подхлестнуть» себя, выпил чашечку крепкого кофе. И, как это ни парадоксально, «обмяк». Что же произошло? В чашке кофе, как известно, содержится 0,2 грамма кофеина – препарата, повышающего тонус нервной и сердечно-сосудистой систем. Но так кофеин действует на людей, находящихся в ослабленном или обычном состоянии. Когда же организм уже сильно возбужден, та же доза может дать обратный, расслабляющий эффект, что и произошло с этим спортсменом.
Когда подобные случаи стали часто повторяться в спорте, вспомнили о законе начального уровня (исходного) Wilder’a, согласно которому действие любого вещества зависит не только от его химического состава и дозы, но и от состояния, в котором находится человек, принимающий это вещество.
Каждый, кто имеет хоть некоторый опыт употребления алкогольных напитков, хорошо знает, что степень опьянения очень часто зависит не только от количества выпитого или от качества напитка или закуски, но и от психофизического самочувствия перед употреблением спиртного. Вот почему в одном случае после 150–200 граммов водки можно остаться практически трезвым, а в другом эта же доза валит с ног.
Несомненно, придет время, когда химики создадут особенно точно действующие фармакологические препараты, с помощью которых можно будет легко изменять психическое состояние. Причем должны быть созданы не только сами препараты, но и вещества, способные мгновенно нейтрализовать их действие – если оно окажется не таким, как ожидалось. А то ведь проглотишь таблетку, она не подействует как надо – а вынуть ее обратно нельзя! Жди по крайней мере несколько часов, а то и сутки, пока закончится ее действие.
Так вот, когда наступит такое время, тогда, пожалуй, и можно будет говорить о фармакологической регуляции психических состояний.
Все сказанное о фармакологии дает основание сделать такой вывод: применять различные лекарственные препараты самостоятельно, без консультации и без контроля врача, недопустимо. Во избежание самых неожиданных и печальных последствий.
Второй метод – внушение
Под внушением понимается такое воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», почти беспрекословно. Как бы в обход логики. Так, человеку, сидящему на стуле в комнате, можно внушить, что он находится в лесу. Но убедить его в этом с помощью логики невозможно. Этим внушение отличается от убеждения, при котором один человек для того, чтобы убедить другого, всегда опирается на логические доказательства правоты своей точки зрения.
Внушение и убеждение – два процесса, воздействующие на психику, – очень часто переплетаются. И подчас трудно бывает различить, что в данном случае сильнее подействовало – первое или второе.
Если человеку внушают что-либо, когда он бодрствует, то такое воздействие называется внушением в бодрствующем состоянии или внушением наяву. Когда же перед сеансом внушения врач погружает человека в своеобразный сон, внушение называется гипнотическим или гипнозом. Здесь речь пойдет только о гипнотическом внушении.
Разберемся в том, что такое гипноз. Это такое словесное воздействие на человека, в результате которого он погружается в своеобразный сон, а его мозг обретает повышенную восприимчивость к словам внушения и связанным с ними мысленным образам.
Банальный пример. Если у человека острая зубная боль, а под рукой нет анальгина и до аптеки или стоматолога далеко, врач, владеющий методом гипнотического внушения, может погрузить заболевшего в особый сон и сказать: «Боль в зубе уменьшается… Боль совсем прошла…» И человек, благодаря возникшему в его дремлющем сознании мысленному представлению о том, что боль проходит, действительно, на какое-то время освобождается от нее.
Но, может быть, такое воздействие вредно? Может быть, оно (как думают некоторые) ведет к чрезмерному расходу нервной энергии? Если и ведет, то, во-первых, не к чрезмерному, а во-вторых, только у того, кто проводит гипнотическое внушение. Тот же, на кого оно направлено, лишь обретает возможность с предельной эффективностью использовать все свои силы – психические и физические.
Эффективность эта основана на следующем. После направленного гипнотического воздействия все органы и системы человека начинают функционировать в режиме, оптимальном для достижения поставленной цели. Именно в этом – в достижении оптимального психического состояния – и заключаются смысл и польза гипнотического внушения.
Для всех гипнологов издавна существует истина: с помощью гипнотического внушения невозможно заставить человека делать то, чего он по-настоящему не хочет.
Однако, несмотря на все сказанное выше, не представляется возможным рекомендовать гипнотическое внушение как основной метод регуляции психического состояния. Причин тому несколько.
Во-первых, чисто организационный момент: врачей-гипнологов, способных оказать необходимую помощь, считанные единицы.
Во-вторых (и это главное), гипнотическое внушение ставит человека в определенную зависимость от врача. И, добившись успеха после сеансов гипноза, он нередко начинает уповать только на такую помощь и становится зависимым от гипнолога. А это крайне нежелательно! Ибо нет ничего надежнее, чем уверенная самостоятельность.
Итак, сделаем вывод. Гипнотическое внушение – полезный и сильный метод. Но рекомендовать гипноз как основной метод регуляции психического состояния не стоит. Лучше использовать его не как гипнотическое воздействие, оказываемое со стороны, а как самогипноз, то есть как самовнушение.
Третий метод – самовнушение
Самовнушение является одним из методов, включаемых в рамки более общего понятия – «психическая саморегуляция». Под психической саморегуляцией (ПСР) понимают различные способы самостоятельного воздействия на собственное психическое состояние (и через него – на другие функции организма) путем использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов.
Давайте разберемся в том, что такое «слова и соответствующие словам мысленные образы». Предположим, кто-то произнес слово «стол». И у нас сразу же возникает мысленный образ стола. Мы начинаем как бы мысленно видеть перед собой предмет, именуемый столом. В зависимости от нашего жизненного опыта и круга интересов этот «мысленно видимый» стол может быть большим или маленьким, деревянным или пластиковым, квадратным или круглым, темным или светлым; письменным, обеденным, бильярдным, операционным – то есть каким угодно. Но после слова «стол» мы всегда непроизвольно начинаем «мысленно видеть» именно стол, а не что-либо иное. Так в связи со словами в головном мозгу возникают соответствующие этим словам мысленные образы. В свою очередь, мысленные образы, появившиеся в головном мозгу, как правило, получают соответствующее словесное оформление. Например, мы увидели, что за окном идет сильный дождь. Сразу уже от непосредственного восприятия возникает мысленный образ сильного дождя, и мы (подчас невольно) произносим про себя или шепотом соответствующие слова – «сильный дождь». Или говорим их громко. Если хотим сообщить об изменении погоды кому-то, кто еще не смотрел в окно.
О чем бы ни думал человек, нельзя узнать его мысли до тех пор, пока он не начнет говорить. Конечно, можно о чем-то догадываться по выражению его лица, по отдельным движениям головы, рук и т. д., но все это будет только догадками. Лишь после того, как вслух будут сказаны (или написаны) слова, соответствующие мыслям и потому выражающие их, мы сможем узнать, о чем думал человек. «Язык есть непосредственная действительность мысли» – в этой формулировке, принадлежащей К. Марксу и Ф. Энгельсу, предельно коротко и точно определена суть взаимосвязи между мысленными образами, являющимися элементами мышления, и словами, оформляющими эти мысленные образы, – элементами речи.
Правда, иногда жест может быть настолько выразительным, что слов и не требуется. Скажем, если строгий отец грозит пальцем своему непослушному сыну, то слов «смотри у меня, допрыгаешься!» можно не говорить. Сыну и так все будет понятно. Несомненно, «язык жестов» весьма богат. В частности, на его основе построено искусство театра пантомимы, содержание спектаклей в котором понятно всем, хотя в зале могут сидеть люди самых разных возрастов и национальностей. Но все же именно речь, данная природой только человеку, является самым информативным каналом в общении между людьми.
Часто мы сами произносим или слышим от других такие слова – «я думаю». Проанализируем их. Предположим, я думаю о своем учителе. Что это значит? Это значит, что, во-первых, я мысленно «вижу» данного человека, представляя более или менее ясно различные детали его внешнего облика: фигуру, рост, черты лица, цвет волос, покрой костюма и т. д. Все эти детали, как нетрудно заметить, зрительного характера. Но могут быть детали иного характера – скажем, слухового, осязательного, обонятельного. Так, например, думая об учителе, можно мысленно «слышать» его голос, «ощущать» пожатие его руки, «обонять» запах одеколона, которым он пользуется, и т. д.
У каждого из нас – в зависимости от того, какой орган чувств является ведущим, – преобладают соответствующие этому органу чувств мысленные образы. В частности, люди, у которых ведущий орган – слух, после слова «петух» в первую очередь «слышат» «ку-ка-ре-ку!», а уж потом «видят» петуха. Но у подавляющего большинства людей ведущим органом чувств, несущим около 80–85 процентов всей поступающей в головной мозг информации, является зрение.
Естественно, чем больше деталей разного плана, определяемых функциями различных органов чувств, возникает в нашем мышлении в связи с тем объектом, о котором мы думаем, чем точнее и конкретнее эти детали, тем богаче и разнообразнее мысленные образы этого объекта. Следовательно, мысленные образы играют роль своеобразных кирпичиков, из которых складывается то, чем занято в данный момент наше мышление.
Есть такое понятие – «дисциплинированное мышление». Суть его в умении в конкретный момент оперировать только такими мысленными образами, которые нужны в данной ситуации. Если у борца, выходящего на ковер, в голове хаос различных мыслей типа «Выиграю или проиграю? А что будет, если проиграю? Что скажет тренер? Товарищи? Она?…» и т. д., то ни о каком дисциплинированном мышлении и речи быть не может. Этот спортсмен заранее обречен на неудачу, ибо в его сознании отсутствуют четкие, предельно конкретные мысленные образы, направленные на грамотное ведение борьбы.
При дисциплинированном же мышлении в сознании наличествуют только те образы, которые определяются характером предстоящего состязания. Причем эти мысленные образы должны быть связаны не с целью – «Выиграть!», а ориентированы на средства достижения цели – тогда она и будет достигнута как бы сама по себе. Почему?
Вспомните, когда речь шла о внимании, я говорил о том, что нам не дано удерживать сосредоточенное внимание одновременно на разных объектах. Поэтому, если мы (даже невольно) сосредоточимся на цели – «Выиграть!», то из-под контроля нашего внимания выйдут средства достижения этой цели, мы перестанем целенаправленно управлять ими. И цель – победа! – может быть не достигнута. Таким образом, очень важно уметь держать в голове только те элементы мышления, то есть те мысленные образы, которые нужны в данной конкретной ситуации – ничего постороннего! Только при этом условии можно говорить, что мышление было дисциплинированным.
Итак, между мышлением – процессом, суть которого заключается в оперировании конкретными мысленными образами, и речью, элементами которой являются различные слова, существует определенная взаимосвязь: слово порождает соответствующий ему мысленный образ, а мысленный образ, как правило, может быть назван, оформлен соответствующим словом. В этот вывод полезно глубоко вдуматься – это поможет в дальнейшем легче овладеть техникой самовнушения.
Возможности слова. Известно выражение «словом можно убить и можно воскресить». Смысл верен, но сущность процесса необходимо уточнить, ибо не сами слова как таковые оказывают воздействие на человека, а те мысленные образы, которые возникают за словами. Ведь одно и то же слово вызывает у разных людей совершенно различные мысленные образы. Скажите слово «лжец» заведомому лгуну – и он, возможно, только криво ухмыльнется. А это же слово, произнесенное в адрес честного человека, может вызвать у него тяжелый сердечный приступ.
Поэтому для того, чтобы быть правильно и лучше понятым, следует употреблять такие слова, которые в данной аудитории способны вызывать необходимые мысленные образы. Например, если, беседуя со спортсменами, сказать: «экспликация интенсионала», то эти слова, ничего кроме недоумения у них не вызовут. А вот психологам (правда, не всем) они понятны.
Характер и качество связи между словом и соответствующим ему мысленным образом зависят от ряда условий. Вот некоторые из них.
Первое– врожденные особенности нервной системы. Одни из нас в большей, а другие в меньшей степени обладают даром образного мышления. Произнося, скажем, слово «ландыш», одни сразу же могут представить внешний вид этого цветка и даже запах, а у других этот образ воссоздается значительно хуже и получается бледнее. Следует, однако, отметить, что способность к ярким, образным представлениям можно развить, если заниматься специальной тренировкой – в частности, используя возможности самовнушения.
Второе – разные слова с различной силой вызывают соответствующие образы. Так, если представить, что мы едим хлеб, у нас не появится при этом почти никаких осязательных и вкусовых ощущений. А если «заменить» его ломтиком лимона, то у большинства невольно начнет выделяться слюна.
Третье – чем точнее используемые слова, тем сильнее их действие, тем ярче образы, связанные с этими словами. Вот почему просто слово «лимон» вызывает в нашем сознании довольно общее и потому не столь яркое представление. Но если сказать: «Сочный, кислый ломтик лимона» – это вызовет гораздо больше ассоциаций. Очень важно подчеркнуть, что яркие образы вызывают в нашем организме такие же изменения, как и реальные раздражители. Поэтому мы можем вздрогнуть не только оттого, что за воротник неожиданно попал снег, но и представив, как холодный мокрый комок начал растекаться по шее и между лопатками. Чем ярче мысленный образ, тем больше его действие, похожее на действие реального предмета или явления.
Четвертое – интонация, с которой произносятся слова. Бесстрастная, монотонная речь оказывает главным образом усыпляющее воздействие. А речь интонационно разнообразная, эмоциональная может изменить психическое состояние и поведение бодрствующего человека.
Пятое – все слова и соответствующие им образы, которые связаны с многочисленными функциями человеческого организма, можно разбить на две большие группы. Первую составляют мысленные образы о процессах, контролируемых и управляемых сознанием. Это, главным образом, функции опорно-двигательного аппарата. Во вторую входят те, которые не подчиняются нашему контролю, нашим волевым усилиям и приказам. Это деятельность внутренних органов: сердца, желудочно-кишечного тракта, желез внутренней секреции, печени и т. п. Каждый по своему опыту знает, что представления, относящиеся к первой группе, реализовать легче. Например, сказав «сжимаю кулак», нетрудно представить соответствующее движение, а затем физически выполнить его. А вот такие слова как «сердцебиения становятся реже» можно правильно произнести и даже хорошо представить желаемый результат, но вряд ли при обычном, бодрствующем состоянии головного мозга удастся замедлить ритм деятельности сердца.
Шестое – давно установлено, что слова и соответствующие им мысленные образы воздействуют на функции организма гораздо сильнее, когда головной мозг находится в дремотном состоянии. Это обстоятельство используется как при гипнотическом внушении, так и в процессе самовнушения, о чем подробно будет рассказано ниже.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >