Храм софии константинопольской: Собор Святой Софии (Константинополь) — Википедия – Собор Святой Софии — главная святыня Константинополя

Софийский собор (Константинополь) — это… Что такое Софийский собор (Константинополь)?

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией[1], София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Располагался в центре Константинополя рядом с императорским дворцом (в настоящее время это исторический центр Стамбула, район Султанахмет). После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть; в 1935 году приобрёл статус музея.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

Софийский собор времён Византийской империи (реконструкция) Внутренняя часть Айя-Софии

Собор был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, но сгорел во время народного восстания.

Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте базилику, что и было выполнено в 415 году, однако и её постигла та же печальная участь — в 532 году при восстании «Ника» базилика сгорела (развалины её были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора).

В память об усмирении бунта, едва не приведшего к свержению Юстиниана (483—565), император решил отстроить собор заново, пригласив лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви свв. Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Император, горячо принимая к сердцу предприятие, желал, чтобы воздвигаемая церковь превзошла величиной и роскошью все когда-либо существовавшие храмы, и не останавливался ни перед какими расходами на неё: золото, серебро, слоновая кость и дорогие породы камня были употреблены для её украшения в огромном количестве; со всех концов империи свозились колонны и глыбы редкого мрамора, шедшие на её убранство. Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм.

Через 20 лет по торжественном освящении св. Софии землетрясение 989 года повредило создание Анфимия и Исидора, в особенности купол; здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 г. в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов. [2]

Архитектурные особенности

План собора

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (

esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.

Элементы собора

Фотогалерея

Внешняя часть

Фотография с оттоманскими полосами на фасаде (1880)

Вид с площади Султанахмет

Вид на апсиду с опорами, пристроенными архитектором Синаном

Софийский собор

Силуэт Айя-Софии и Голубой мечети (вид с Босфора)

Внутренняя часть

Верхняя галерея

Верхняя галерея около Ложи Императрицы

Боковая галерея

Византийские колонны с мозаикой и рисунками оттоманской эпохи

Мозаика, изображающая императора Александра, держащего свиток и державу

Крупный план на мраморную дверь, замочную скважину и ключ

Мозаика «Принц Алексей Комнин»

Резной крест на одной из мраморных панелей

Крупный план на серафима на куполе

Вид на Голубую мечеть из окна

Исламские элементы

Ложа Султана, декорированная братьями Фоссати

Минбар, откуда имам читает проповеди

Изникская мозаика, изображающая Каабу (расположена за апсидой)

Иракский манускрипт из De Materia Medica (1224 AD), сохранившийся в библиотеке

Место для омовения перед молитвой, снаружи от основного входа

Фонтан для ритуального омовения

Исторические рисунки

Набросок мозаики в восточной арке и апсидах, найденной в XIX веке, сделан братьями Фоссати

Набросок мозаики шести патриархов на южном тимпане (Фоссати)

Набросок мозаики шести патриархов на северном тимпане (Фоссати)

Мозаики

Минареты

Рунические надписи

Кампания за «освобождение» храма

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии[3] — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council)[4]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».[5]

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou)[6] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Все дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.[7]

Примечания

См. также

Ссылки

Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Собор Святой Софии в Константинополе.

История собора периода Византийской империи.

Собор Святой Софии в Константинополе — наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. Он является одним из самых значительных памятников мировой архитектуры.

Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий – император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали “Мегало Еклесия” – Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма. В новом храме начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 гг. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле.

 

Архитектура и интерьер собора.

Церковь была построена зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом, имеющим диаметр 33 м. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие.

 Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Стабильность свода, и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Собор Святой Софии. Интерьер.

Интерьер храма поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Архитекторам удалось добиться особого впечатления – купол кажется возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета полукуполов и парусов.  Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами. 

Собор Святой Софии. Убранство.

Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни. Их использовали в невероятном количестве и пустили в ход с изумительным искусством. В большом подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон из чистого золота. Блеск мраморной облицовки стен, мерцание золота, живописная игра света и тени – все это вливало таинственную жизнь в необъятное пространство собора. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. Все видевшие Софию единогласно свидетельствовали о необыкновенном мерцании мозаичных полотен, как при вечернем, так и при дневном свете. Особенно при восходе и закате солнца, когда лучи пронизывали купол и хорошо освещали своды. Ночью, в большие праздники, церковь обращалась в обширное, великолепно иллюминированное пространство, так как, по словам византийских писателей, ее освещали не менее шести тысяч золоченых канделябров.

В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела.

В правление императора Льва VI люнет нарфика украсили мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изобразили коленопреклоненный император Лев VI.

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как выполнялись в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века.

 

Просмотров: 1344

Post Views: 3 288

Поделиться в соцсетях

Фрески Софии Константинопольской: yarowind — LiveJournal

После того, как турки превратили Софийский собор в мечеть, они замазали имевшиеся фрески штукатуркой. Как полагают, именно поэтому фрескам и удалось сохраниться на протяжении всех этих лет.

Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды. Они похожи на живопись VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа.
1.
DSC_5663


На сводах по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом).
2.
DSC_5702

В правление императора Льва VI (886—912) притвор был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
3.
DSC_5649

4. Шестикрылый серафим?
DSC_5667

5.
DSC_5673

6. Христос, Богородица, Иоанн Предтеча
DSC_5688

7. Сколько же, сколько же времени нужно было, чтобы все это выложить маленькими кусочками мозаики!
DSC_5689

8.
DSC_5690

9.
DSC_5698

10.
DSC_5699

Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, по сторонам императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии, вторая половина Xв.
11.
DSC_5707

12. Росписи стен и потолков тоже хороши
DSC_5650

13.
DSC_5654

14.
DSC_5670

15.
DSC_5674

16.
DSC_5676

Прогулки по Константинополю. Святая София: ludmylasavina — LiveJournal

_SCN3438a

Создавая новую столицу, распространяя новую религию, император Константин Великий первым делом начинает строительство главного храма христианской империи. Для этого он в 325 — 328 гг. перестраивает старый языческий храм в пятинефную базилику. Большая базилика посвящается Святой Софии — Премудрости Божьей.

Но языческие боги очень сильно сопротивлялись новой религии.

Храм Константина Великого сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь на этом месте церковь была уничтожена пожаром 415 года.

В том же 415 году император Феодосий ll велел выстроить на этом месте новую большую пятинефную базилику, богато украшенную мрамором, с двухъярусными галереями. Но до величия сегодняшней Святой Софии этому храму было еще очень далеко.

Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника».

Через месяц после разрушения базилики император Юстиниан начинает строительство нового храма Святой Софии.  По его замыслу, этот храм должен был стать величайшим христианским храмом Византии.

Этот храм пережил разрушения, землетрясения и войны.

Святая София простояла почти 1500 лет, более тысячи лет оставаясь самым большим храмом в христианском мире.


P1010877
           Остатки базилики 415 года во дворе Святой Софии

P1010876

Император Юстиниан для постройки храма приглашает двух прогрессивных механиков того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского (ранее они построили церковь святых Сергия и Вахка). На строительстве храма ежедневно трудилось 10 000 рабочих под руководством 100 мастеров.

Построить такое высокое здание невиданых в то время размеров и перекрыть его огромным куполом в сейсмически опасном районе — задача не из легких.

Печальный опыт предыдущих построек заставил Исидора и Амфимия искать новые пути решения проблем.

Решено было установить главный купол на 4 арки, каждая шириной 31 м. Но широкие и высокие арки могут разрушиться под собственным весом еще до установки на них тяжеленного купола. Необходимо было найти легкий и прочный материал для строительства.

В более ранних римских постройках для этого добавляли в раствор вулканический пепел и пемзу — пуццолан. Но вблизи Константинополя таких материалов не было, а сроки строительства не позволяли возить их издалека.

Наиболее подходящим и доступным строительным материалом оказалась глина с острова Родос, обладающая какими-то особыми свойствами. Кирпичи-плинфы из этой глины обжигались при низких температурах. При таком обжиге в кирпичах образовывалось много пор, плинфа была такой легкой, что не тонула в воде.

_SCN3431 Пандос, ведущий на верхний ярус
                                                   Византийская кладка.

Известковый раствор между кирпичами Святой Софии намного толще, чем в современных кладках, в нем много битого кирпича. Купол и его арки в большей степени состоят из усиленного раствора, чем из плинфы.

При изготовлении строительного раствора смешивали не морской, а речной песок с известью. А особую прочность строительному раствору придавал, по легенде, секретный ингредиент — экстракт листьев ясеня.

Раствор и кирпич сделаны из одного материала и после затвердевания кирпич крепко схватывается с раствором, а если в здании образуются мелкие трещины, со временем они самостоятельно затягиваются.

Касаясь главных арок только в 4 точках, громадный купол мог расколоться под собственной тяжестью. Чтобы это не произошло, архитекторы между арками разместили треугольные вогнутые паруса, чтобы вес купола распределился равномерно. Это было прогрессивное решение для того времени.

_SCN3329
                             Шестикрылые серафимы на парусах.

_SCN3390

Для укрепления главных арок используются полукруглые арки боковых проходов вокруг главного нефа:

_SCN3360

Однако вес этой конструкции был такой, что все арки потеряли свою полукруглую форму еще до установки купола, гигантские колонны изгибались, их верхушки растрескивались, а квадратное основание купола перестало быть квадратным. На него уже невозможно было установить круглый купол, который бы равномерно распределял вес по всем опорам.

Император торопит строителей и архитекторы решают построить менее прочный эллиптический, уплощенный купол на цилиндрическом основании с 40 окнами.

Храм представляет собой базилику длиной 77 м и шириной 72 м. Чтобы перекрыть куполом такое пространство, архитекторы прибегли к обману зрения. Они добавили постройки с каждой стороны и накрыли их полу-куполами, выходящими из главных арок. Эти полу-купола поддерживают главные арки, а значит и главный купол. А у этих полу-куполов есть еще свои дополнительные полу-купола меньшего диаметра.

_SCN3353

Такая сложная система куполов позволила перекрыть огромный неф, не увеличивая диаметр главного купола.
Многочисленные окна у основания куполов освещают храм, создавая причудливые пересечения потоков света. Главный купол словно парит в воздухе.

После установки купола началась внутренняя отделка собора. Стены и полы покрывались мрамором, капители колонн — тонкой резьбой.

_SCN3316 Омфалион - место, где венчали на трон императоров Византии
     Амфилион — место, где венчали на трон императоров Византии.

_SCN3367 Резные капителии колонн
                                              Капители колонн.

_SCN3372a

Для украшения храма в процессе строительства широко использовались мраморные колонны — как новые, так и привезенные из разных старых храмов. Из Рима из храма Солнца привезли 8 порфировых колонн, а из Эфеса 8 колонн из зеленого мрамора.

Колонны устанавливались на свинцовые пластины, игравшие роль амортизаторов при землетрясении. Такие же пластины были на вершине колонн.
Прошло почти 1500 лет, а колонны стоят.

_SCN3326

_SCN3366

_SCN3320

_SCN3314

В храме были установлены 427 статуй, створки главного входа были выполнены из окаменевшей древесины Ноева ковчега.

Все императоры Византии считали своим долгом разыскивать по всему свету христианские и библейские реликвии и святыни и доставлять их в Константинополь всеми правдами и неправдами. Ну а если реликвию разыскать не удавалось, то… все равно ее надо было доставить в Константинополь. Легенды должны были иметь материальное подтверждение.

Для украшения храма использовались золото, серебро и слоновая кость. Выкладывались мозаичные панно.
Мозаики вначале были не такие красочные, как сегодня — просто изображали крест на золотом фоне, или орнамент. Панно с семейными портретами императоров были созданы века спустя.

_SCN3325

_SCN3416

Строительство храма поглотило три годовых дохода Византийской империи.

27 декабря 537 года Юстиниан вошел в свой новый храм во главе большой процессии. «Соломон, я превзошел тебя!» — хвастливо воскликнул император, имея в виду легендарный Иерусалимский храм.

_SCN3372

Храм Юстиниана простоял 20 лет.

В 557- 558 гг. произошли сильные землетрясения и цилиндрическое основание купола разрушилось, что привело к обрушению купола.
Восстанавливал храм племянник Исидора — Исидор младший. Он решает избавиться от цилиндрического основания и несколько изменяет форму купола, делая его более круглым, менее плоским, а значит, более прочным. А главное — он не спешит. На ремонт купола у него ушло 4 года. Опалубка, поддерживающая центр купола, простояла целый год, пока раствор полностью не схватился.

Купол Исидора младшего простоял уже более четырех столетий.
Но огромный купол Святой Софии всегда был самым слабым звеном строения.

В 989 году мощное землетрясение опять разрушило главный купол собора. Здание подперли контрфорсами, обвалившийся купол восстанавливал армянский архитектор Трдат. Его купол получился еще более выпуклым и простоял уже более 1000 лет — до сегодняшнего дня.

_SCN3438a

Прекрасные мозаики Святой Софии создавались с середины lX века до конца Xlll века, после победы иконопочитателей над иконоборцами. Рядом с ликами Спасителя, Богородицы и святых императоры не забывали оставить на память потомкам и свои портреты.

_SCN3394 Мозаичное изображение Богородицы в апсиде
 Тронное изображение Богородицы в апсиде.

От мозаики Vl века на этой картине остался только золотой фон, изображение Богородицы и Младенца были уничтожены в период иконоборчества и восстановлены во второй половине lX века.

(А передеру-ка я картинки из Википедии, ввиду плохого качества своих фотографий)

5   6
          Архангел Гавриил сбоку от Богородицы                                                       Император Александр

7
                                                  Император Лев Vl преклоняет колени перед Спасителем (X — Xl вв)

8
                 Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей (середина Х в.)

На мозаичном панно император Константин Великий приносит в дар Богородице Константинополь, а Юстиниан — храм Святой Софии.
Константинополь всегда считался городом Божьей Матери и находился под Ее защитой, а выражение «Град Твой, Богородице» служило синонимом слова Константинополь.

_SCN3399 Константин Мономах и императрица Зоя перед Спасителем
                             Константин Мономах и императрица Зоя перед Спасителем.

У императрицы Зои (а правила империей именно она) было три мужа. На мозаичном панно при смене мужа, она каждый раз велела менять его портрет. Для этого два раза сбивали изображение головы у императора.

_SCN3405 Император Иоанн Комнин и его жена Ирина перед Богородицей
                   Император Иоанн Комнин и императрица Ирина перед Богородицей

_SCN3407

_SCN3419 Дева Мария и Иоанн Креститель в Судный день просят Христа Пантократора смилостивиться над человечеством (т. н. Деисус)
Деисус. Богородица и Иоанн Креститель в Судный день просят Иисуса Христа  смилостивиться над человечеством (вторая половина Xlll в.) (Деисус с греческого переводится, как прошение, моление).

Несмотря на то, что от этой мозаики сохранилась только одна треть, перед ней всегда больше всего посетителей.

_SCN3422

_SCN3426

_SCN3424

За долгую жизнь Святая София была свидетелем многих событий. Здесь венчались на трон императоры Византии. Здесь приняли крещение киевский князь Аскольд и княгиня Ольга. Византийская принцесса Анна стала женой киевского князя Владимира и условием этого брака было крещение Владимира и всей Руси.

16 июля 1054 года в соборе Святой Софии константинопольскому патриарху была вручена отлучительная грамота от папы римского. Так католицизм отделился от православия.

В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами и разграблен братьями по вере. Разграблению подвергся и собор Святой Софии. Среди множества сокровищ, вывезенных из собора была, хранившаяся здесь, Туринская Плащаница.

В 1453 году, после падения Константинополя, собор Святой Софии был превращен в мечеть Айя София. К зданию были пристроены 4 минарета и несколько изменен интерьер. Все мозаики были замазаны штукатуркой, развешены огромные круглые щиты из ослиной кожи, на которых написаны имена Аллаха и его пророков.

_SCN4039

_SCN3347 Михраб в апсиде. Ниша, указывающая направление на Мекку
                 Построен михраб в апсиде, указывающий направление на Мекку.

_SCN3328
                                                                              Сооружен навес для муэдзина.

_SCN3344 Минбар, откуда имам читает проповеди
Построены минбар — место, где имам читает проповеди и…

_SCN3321 Ложа султана
                                                                         …роскошная султанская ложа.

_SCN3351
     Привезены эллинические кувшины из Пергама.

На протяжении многих веков лучшие архитекторы османских султанов изо всех сил старались превзойти христианский храм по грандиозным размерам, высоте и диаметру купола, красоте и значимости. Но — тщетно.

Все мечети Стамбула копируют внешний вид Святой Софии, но остаются всего лишь копиями.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя София стала музеем, с мозаик счищены слои штукатурки, убраны круглые щиты с исламскими надписями (правда, после смерти Отца турок, щиты повесили вновь).

Тысячи туристов со всего мира выстаивают огромные очереди, чтобы прикоснуться к былому величию древней Империи.

_SCN3437
              Супер сооружение древности — Айя София в Стамбуле.

_SCN4042

Продолжение следует…

Константинополь, Византия, Стамбул, Турция.

София Константинопольская — это… Что такое София Константинопольская?


София Константинопольская
Софи́я Константино́польская храм Св. Софии (Премудрости Божией) в Константинополе (ныне Стамбул, Турция), выдающийся памятник византийской архитетктуры. Возведён в 532—37 гг. архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. По преданию, образ здания Св. Софии явился зодчим во сне. Центрическая трёхнефная базилика воплотила идею простёртого над людьми Божественного мироздания. Возведённый в правление императора Юстиниана, в пору наивысшего могущества Византийской империи, храм стал не только культовым центром, но и местом проведения важных государственных мероприятий.

Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.
<!-- *** native *** -->

    <script async src= Храм Св. Софии Константинопольской. 532—37 гг. Современный вид. Стамбул»>
Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Храм Св. Софии Константинопольской. 532—37 гг. Современный вид. Стамбул

 
Купол диаметром 32 м перекрывает пространство храма на высоте ок. 40 м. Барабан в основании купола прорезан множеством окон; тонкие перегородки между окнами «растворяются» в потоках солнечных лучей, создавая ощущение «светового кольца» под свободно парящим куполом, который, как говорили, словно «подвешен к небу на золотых цепях», подчёркивая безграничность Божественной Вселенной. Свет, стекающий сверху в пространство храма, символизировал схождение Божественной благодати. Купол опирается на четыре огромных столпа, стоящие по углам подкупольного квадрата. Распор (давление) купола гасится с помощью полукуполов, примыкающих к центральной окружности, а также через ряды сводов в боковых нефах. Тяжёлые несущие опоры искусно скрыты: они зрительно сливаются с боковыми стенами или являются частью ажурной колоннады аркад. Роскошное внутреннее убранство храма (цветной мрамор, мозаики) довершало образ «Рая на земле», столь поразивший русских послов, посетивших литургию в Софии Константинопольской в 987 г., что, по преданию, стало одним из решающих доводов в пользу Крещения Руси.
Захватившие Константинополь турки превратили храм Св. Софии в мечеть, исказив её первоначальный облик внутренними и наружными переделками. Ныне в храме действует музей.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

  • Сорока
  • станковая живопись

Смотреть что такое «София Константинопольская» в других словарях:

  • София (исторический район) — У этого термина существуют и другие значения, см. София (значения). София …   Википедия

  • Потоцкая, София Константиновна — София Константиновна Потоцкая Художник И. Б. Лампи …   Википедия

  • Софийский собор (Константинополь) — Запрос «Святая София» перенаправляется сюда; о православной святой существует отдельная статья см. Вера, Надежда, Любовь и их мать София. У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор …   Википедия

  • Храм Святой Софии, Константинополь — «Святая София» перенаправляется сюда. Для информации о христианской святой, обратитесь к статье Вера, Надежда, Любовь и их мать София. Православный собор Софийский собор Αγία Σοφία …   Википедия

  • Храм святой Софии (Византия) — «Святая София» перенаправляется сюда. Для информации о христианской святой, обратитесь к статье Вера, Надежда, Любовь и их мать София. Православный собор Софийский собор Αγία Σοφία …   Википедия

  • Собор святой Софии — Запрос «Собор Святой Софии» перенаправляется сюда; о других храмах с таким названием см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор греч. Αγία Σοφία …   Википедия

  • Собор Святой Софии (Константинополь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор греч. Αγία Σοφία, тур. Ayasofya …   Википедия

  • ИКОНА — (греч.: портрет, образ, изображение), живописное и рельефное изображение Второго Лица Св. Троицы, Бога Сына, а также Божией Матери и святых. Икона отличается от западной религиозной живописи тем, что икона не портрет и не картина. По учению св.… …   Русская история

  • византийское искусство — искусство государства 4 15 вв., возникшего в результате распада Римской империи (395) в её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, Юго Восточное Средиземноморье). Название происходит от города Византий, на месте которого римский… …   Художественная энциклопедия

  • Деисус — Деисус. Иконостас придела Гурия и Самсона, церковь Илии Пророка, Ярославль. Начало XVIII в. Деисус (греч …   Википедия

Собор Святой Софии (Константинополь) Википедия

Достопримечательность
Софийский собор
греч. Αγία Σοφία, тур. Ayasofya
Hagia Sophia Mars 2013.jpg
Вид на Софийский собор
Страна Hagia Sophia Mars 2013.jpg Турция
Город Стамбул
Конфессия православие, впоследствии — ислам
Тип здания собор, впоследствии — мечеть, затем — музей
Архитектурный стиль Архитектура Византии
Автор проекта Исидор Милетский и Анфимий Тралльский (изначальный проект), Трдат (проект нового купола)
Архитектор Исидор Милетский, Анфимий Тралльский, Трдат
Основатель Константин I Великий
Дата основания 324 год
Строительство 532—537 годы
Основные даты
324 год — Базилика Константина
415 год — Базилика Феодосия
537 год — Юстинианова базилика (современное здание)
989 год — разрушение купола
994 год — восстановление купола
1453 год — преобразование в мечеть
1935 год — музей
Дата упразднения 1935
Статус
Флаг ЮНЕСКОВсемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 356
рус. • англ. • фр.
Состояние музей Айя-София
Сайт muze.gen.tr
Hagia-Sophia-Laengsschnitt.jpg
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Софійський собор (Константинополь) — Вікіпедія

Софійський собор, також Ая-Софія (грец. Αγία Σοφία, повна назва грец. Ιερός Ναός της του Θεού Σοφίας; тур. Ayasofya) в Константинополі — одна з найвеличніших пам’яток візантійської архітектури, що збереглися донині; символ «золотої доби» Візантійської імперії та один із символів сучасного Стамбулу.

За часів Візантійської імперії собор перебував у центрі Константинополя поруч із імператорським палацом, на місці якого тепер стоїть Блакитна мечеть. Нині Собор розташований в історичному центрі міста в районі Султанахмет і діє як музей.

Висота Софійського собору — 55 метрів, діаметр бані — 31 метр. Понад тисячу років Софійський собор у Константинополі залишався найбільшим храмом у християнському світі — до будівництва Собору святого Петра в Римі. 1985 року храм занесений до переліку Світової спадщини ЮНЕСКО та називається «восьмим чудом світу».

Храм Костянтина і Феодосія[ред. | ред. код]

Фрагменти базиліки Феодосія із зображеннями агнеця

На місці Софійського Собору, до його побудови стояв інший храм, побудований візантійським імператором Костянтином І Великим в період 324—337 років[5]. Між тим Сократ Схоластик свідчив про будівництво першого храму, званого Софією, в добу до правління імператора Констанція II[6]. Відомо, що з 360 по 380 рік Софійський собор перебував у руках аріан. Імператор Феодосій I в 380 року передав собор православним і 27 листопада особисто ввів у собор Григорія Богослова, незабаром обраного новим константинопольським архієпископом[7]. Однак цей храм згорів внаслідок народного повстання 404 року[8].

Побудовану знову церкву знищила інша пожежа 415 року. Імператор Феодосій II наказав збудувати на цьому ж місці нову базиліку, що виконали того самого року. Базиліка Феодосія, відповідно до свідчень Івана Малали, згоріла 13 січня 532 року під час повстання «Ніка»[9]. Її руїни виявили тільки 1936 року під час розкопок на території собору.

Храм Костянтина і Феодосія були великими п’ятинавними базиліками[10]. Скупе уявлення про нього дають тільки археологічні знахідки, які дозволяють судити про значні розміри і багате мармурове вбрання. Також, ґрунтуючись на стародавніх описах, роблять висновок, що над бічними навами розташовувалися двоярусні галереї, подібні побудованій одночасно з нею базиліці Святої Ірини.

Базиліка Юстиніана[ред. | ред. код]

За легендою, імператор Юстиніан I побачив уві сні ангела, який відкрив йому план майбутнього Храму святої Софії

Візантійський імператор Юстиніан через сорок днів після пожежі 13 січня 532 року наказав збудувати на тому самому місці нову церкву Святої Софії, яка б стала прикрасою столиці імперії і виразом її величчя[11]. Існує легенда, що план будівлі імператору Юстиніану вручили ангели, коли той спав. Після проведення планувальних робіт імператор призначив математика Анфімія Траллського та знаменитого архітектора і статиста Ісидора Мілетського відповідальними за виконання проекту. Раніше вони вже звели Церкву Святих Сергія і Вакха у Константинополі. Будівництво храму тривало 5 років (на ті часи рекордно короткий термін), щодня працювало близько 10 тисяч робітників[11]. Для будівництва використовували найкращий будівельний матеріал, мармур привозили з Проконніса, Нумідії, Каріста та Ієраполіса. Також до Константинополя звозилися архітектурні елементи стародавніх споруд (наприклад, з Риму доставлені вісім порфірових колон, взятих з Храму Сонця, а з Ефеса вісім колон із зеленого мармуру — фенгіту). Крім мармурових прикрас Юстиніан, бажаючи надати храму небувалий блиск і розкіш, використав для його оздоблення золото, срібло, слонову кістку[12].

27 грудня 537 року відбулося урочисте освячення нової церкви, яке здійснив Константинопольський Патріарх Міна. Храм висвятили на честь Святої Софії, вдови, яка виховувала своїх дочок — Віру, Надію та Любов у глибокій християнській вірі. Навіть катуваннями дівчат не змусили зректися віри. Потім їх стратили. Убита горем мати прожила ще три дні, а потім померла. Християнська Церква зарахувала їх до числа мучеників, а на честь Святої Софії почали будувати храми, собори та церкви по всьому світу.

Вже з моменту спорудження за церквою закріпилась назва «велика»[13]. Для здійснення богослужінь у соборі використовувалася численні дорогоцінні священні посудини. Для виготовлення дорогоцінного престолу собору, за повідомленням Дорофея Монемвасійського, використали «злато, срібло, мідь, електр, залізо, скло, камені чесні багато, яхонти, смарагд, бісер, касідер, магніт, он(ікс)ій, алмази й інше до сімдесяти двох різних речей»[14]. Штат церковно- і священнослужителів собору при Юстиніані був розрахований на 525 осіб: 60 священиків, 100 дияконів, 40 дияконіс, 90 іподияконів, 110 читців, 25 співочих і 100 придверних[15]. В добу правління імператора Іраклії І штат розрісся до 600 осіб[16]. Згідно з сорок третьою Новелою Юстиніана від кожної торгово-ремісничій корпорації виділялася певна кількість майстерень (ергастирії), доходи від яких йшли на потреби храму Святої Софії.

Однак за кілька років після закінчення будівництва, імовірно, 551 року, землетрус зруйнував частину собору[17]. Собор також постраждав від землетрусу 989 року, особливому руйнуванню піддався його купол. Будівлю підперли контрфорсами, від яких вона втратила свій колишній вигляд. Обвалений купол перебудував вірменський майстер Трдат Архітектор, автор Анійського собору, причому архітектор зробив купол навіть більш піднесеним.

Між тим, за переказом, саме в Соборі святої Софії посланці князя Володимира Великого, який охрестив Русь, знайомилися з християнською вірою. 16 липня 1054 року у Софійському соборі на святому вівтарі під час богослужіння легат Папи римського кардинал Гумберт вручив константинопольському патріарху Михаїлу Керулларію грамоту про відлучення від церкви. Саме цю дату прийнято вважати датою розколу християнської церкви на католицьку і православну. До розграбування хрестоносцями Константинополя в 1204 році у в соборі також зберігалася Туринська плащаниця.

Після османського завоювання та сучасність[ред. | ред. код]

1454 рік. Софія. Константинополь

Майже тисячу років Собор святої Софії залишався символом християнства. Остання літургія в ньому розпочалася ввечері 28 травня 1453 року і продовжувалася всю ніч. Вранці в собор увірвалися яничари Мехмеда ІІ, що захопили Константинополь. Цей султан відомий тим, що поклявся не відпочивати і не розважатися до тих пір, доки не отримає Константинополь. 1453 року Мехмед ІІ наказав перетворити собор на мечеть. До нього прибудували чотири мінарети і він перетворився на Мечеть Ая-Софія.

За легендою, коли в місто увірвалися яничари, в соборі сховалися тисяча вірян. Священик продовжував читати молитву. Мечі вже були напоготові, щоб проткнути його, та раптом стіна в правій частині храму відкрилася і сховала священика. Зараз звідти чутно тихий шум. Легенда стверджує, що священик і до сьогодні читає там молитву, а коли Собор святої Софії знову стане християнським, то він вийде зі стіни і продовжить службу.

1935 року засновник сучасної Турецької держави Мустафа Кемаль Ататюрк розпорядився про перетворення Святої Софії на музей. 2010 року представники міжнародного фонду «Зібрання Ая-Софія» навіть планували проведення літургії в храмі, але не отримали дозволу від турецької влади[18]. Так чи інакше, Собор Святої Софії залишається неповторною та унікальною історичною пам’яткою світового значення.

Софійський собор в Константинополі донині вражає відвідувачів розмірами та величчю. Його довжина — 81 метр, ширина — 72, а висота — 55 метрів. Для будівництва Собору Святої Софії демонтували та привезли колони і мармурові деталі інших храмів Візантійської імперії. Внутрішні роботи в храмі продовжувалися протягом декількох століть, і тому відрізняються особливою ошатністю. Стіни повністю вкрили мозаїками.

Коли Собор Святої Софії перетворився на мечеть, мусульманам довелося внести деякі зміни, оскільки будівельники зорієнтували собор за християнською традицією — вівтарем на схід. Османи ж перемістили міхраб в південно-східний кут собору — в напрямі до Мекки. Через цю зміну в Ая-Софії під час молитви, мусульмани були вимушені розташовуватися під кутом відносно будівлі. Фрески та мозаїки вони вкрили товстим шаром штукатурки, на який виписали цитати з Корану. Деякі фрагменти фресок та мозаїк збереглися тому, що коли в 1935 році мечеть Ая-Софія стала музеєм, з них зчистили штукатурку, що приховувала їх.

Найефектніша частина будівлі — купол, діаметр якого становить майже 32 м. При вході до середини храму впадає в око його помпезність. Купол ніби піднятий у повітря над храмом окремо від загальної будівлі. Таку ілюзію створюють 40 вікон, через які пробивається світло. В центрі купола — зображення Ісуса. Гігантська купольна система собору стала шедевром архітектурної думки свого часу. Візантійський літописець Прокопій Кесарійський про собор писав так:

«Цей храм являє собою чудесне видовище… Він піднімається вгору до самого неба, виділяючись серед інших будівель, як ладдя в бурхливих хвилях відкритого моря… він весь сповнений сонячного світла, і здається, ніби храм сам випромінює світло».

1935 року з фресок і мозаїк зчистили тиньк, який їх приховував. Таким чином, в наш час на стінах храму можна бачити і зображення Ісуса Христа, і Богоматері, і цитати з Корану на чотирьох великих щитах овальної форми.

На поручнях верхньої галереї храму можна виявити графіті, залишені впродовж всієї історії його існування. Найбільш древні з них покриті прозорим пластиком і вважаються однією з охоронних пам’яток (див. розділ Рунічні написи).

До розграбування хрестоносцями Константинополя 1204 року, в соборі зберігалася Туринська плащаниця — полотно, в яке загорнули та в якому поховали Ісуса Христа. На полотні через деякий час відбилися лик і тіло Ісуса. Плащаниця зникла майже на 150 років. Зараз вона зберігається в підземеллі Туринського собору і її показують прихожанам раз на 25 років. Наступний раз станеться 2025 року.

Одне з див собору — «плачуча колона», мармурова колона чотирикутної форми. Існує повір’я, що «плачуча колона» має чудодійний отвір, в якому завжди волого. В нього потрібно вставити палець та, накресливши коло, загадати бажання, яке обов’язково збудеться.

Сліди османського панування в Софії в цій частині храму — насамперед 4 величезних круглих щити з верблюжої шкіри, підвішені під куполом. Написи на них — вислови з Корану та імена перших халіфів. Ці щити вважаються найбільшими зразками арабської каліграфії.

Мозаїчне зображення Богородиці в апсиді

Мозаїки Святої Софії являють собою приклад візантійського монументального мистецтва періоду Македонської династії. Мозаїки показують всі три етапи розвитку столичного неокласицизму, оскільки виконані в три періоди: близько середини IX століття, на межі IX—X століть і наприкінці X століття.

Мозаїка апсиди[ред. | ред. код]

Найперший мозаїчний цикл створений після закінчення доби іконоборства в 867 році. До них відносяться мозаїки апсиди і віми. Манера виконання цих мозаїк ріднить їх з живописом 7 століття[19]. В апсиді вміщено тронне зображення Богородиці, що тримає перед собою на колінах немовля Христа. На склепіннях віми по боках від фігури Богородиці зображені два архангели[20] (збереглася лише мозаїка з архангелом Гавриїлом). По краю конхи поміщений грецький напис (майже повністю втрачений нині) з таким текстом: «Зображення, які обманщики тут скинули, благочестиві правителі відновили»[21]. Паломник Антоній Новгородський, який відвідав Константинополь близько 1200 року, повідомляє, що мозаїка апсиди створена іконописцем Лазарем, який постраждав в період іконоборства, а після Торжества Православ’я отримав широке визнання. Вірогідність цього допускає Андрій Грабар і повністю виключає візантиніст К. Манго.

Мозаїки південного вестибюля і північного тимпана[ред. | ред. код]

До першого періоду створення мозаїчного оздоблення належать зображення в склепінчастому приміщенні в південно-західному куті над південним вестибюлем собору. Вхідну стіну прикрашав деісус (фігура Івана Хрестителя не збереглася). На склепінні були поміщені 12 фігур, з яких збереглися і можуть бути ідентифіковані тільки пророк Єзекіїль, першомученик Стефан в позі оранти та імператор Костянтин І. В люнетах бічних стін поміщені напівфігури дванадцяти апостолів і чотирьох святих константинопольських патріархів періоду іконоборства: Германа, Тарасія, Никифора і Мефодія. В. М. Лазарєв відзначає низький рівень даних мозаїк і припускає, що їх створили майстри з чернечих кіл, а сам їх період створення одразу після закінчення періоду іконоборства обумовлює вплив на них народної творчості.

Близько 878 року в північному тимпані собору створені мозаїки із зображенням шістнадцяти старозавітних пророків і чотирнадцяти святителів. З них збереглися мозаїки із зображенням Івана Золотоустого, Ігнатія Богоносця і чотирьох інших святителів. Рівень майстрів мозаїки, що працювали над їх створенням, В. М. Лазарєв оцінює як невисокий.

Вхідна мозаїка нартекса[ред. | ред. код]

Імператор Лев VI прихиляється перед Ісусом Христом

У добу правління імператора Лева VI (886—912) люнет нартекса прикрашала мозаїка із зображенням Ісуса Христа, що сидить на престолі з Євангелієм, відкритому на словах «Мир вам. Я світло світу» в лівій руці і благословляючого правою. По боках від нього в медальйонах зображені напівфігури Богородиці і архангела Михаїла. Зліва від Ісуса зображений уклінний імператор Лев VI. Попри те, що композиція несиметрична (фігурі Лева не відповідає ніяка фігура праворуч), мозаїка має сувору врівноважену композицію: «Вона здійснюється за рахунок широкої смуги внизу, на тлі якої розташована фігура, яка не складає, таким чином, самостійної композиційної плями.»[20]

Андрій Грабар зазначає, що дана композиція дуже рідкісна для імператорської іконографії[22]. Ймовірно, вона відображає якусь урочисту релігійну церемонію. Ця версія заснована на описаній у творі Костянтина VII Багрянородного «Про церемонії» урочистій зустрічі імператора з патріархом у нартексі храму Святої Софії. Імператор вислуховував від патріарха «молитву входу» і потім, перш ніж увійти до нави собору, тричі схилявся перед цими дверима. Також знаходять паралелі між сюжетом мозаїки і віршем Льва VI, в якому він описує Страшний Суд і припадає до ніг Христа, волаючи про заступництво до Богородиці і небесних сил[21]. Австрійський мистецтвознавець Отто Демус вказує, що цю мозаїку можна розглянути тільки знизу і під дуже великим кутом зору. Це викликано тим, що кубики мозаїки розміщені в стіні похило, щоб складати з поглядом глядача прямий кут[23].

Портрет імператора Олександра[ред. | ред. код]

На північно-західному стовпі північної галереї собору розташований мозаїчний портрет імператора Олександра. Його відкрили в ході реставраційних робіт 1958 року. Портрет має точну дату створення — 912 рік[24]. Мозаїка належить до типу вотивних зображень і є прижиттєвим портретом імператора. Постать зображена у фронтальній позі, Олександр представлений в дорогоцінному вбранні, підперезаним лором, прикрашеним дорогоцінними каменями, і в короні з підвісками. У праву руку поміщений предмет циліндричної форми (акакія або анаксікакія), а в ліву — держава. Мозаїка зображує імператора за пасхальним богослужінням. Згідно з книгою «Про церемонії» цього дня імператор з Великого палацу йшов до собору, несучи в руці акакію (за повідомленням Георгія Кодіна це був згорток з шовкової тканини, наповнений землею[25]).

По боках від зображення поміщені медальйони, що містять ім’я імператора і монограми, які розшифровується так: «Господи, допоможи твоєму слузі, православному благовірному імператорові»[21]. На арках, що примикають до мозаїки із зображенням імператора Олександра, збереглися фрагменти мозаїк з орнаментом, виконаним в один час з портретом[24]. Однак серед них відкриті два фрагменти зображення пагонів аканфа, що датуються періодом Юстиніана I. Академік В. М. Лазарєв відзначає, що особливістю даної мозаїки є широке використання срібних кубиків (у порівнянні з золотими), які займають близько 1/3 фону мозаїки. Також в окремих місцях мозаїки (наприклад, великому пальці і на долоні лівої руки) кубиками мозаїки був непокритий підготовчий фресковий живопис.

Мозаїка південного вестибюля[ред. | ред. код]

Мозаїка люнета над дверима з південного вестибюля в нартексі собору створена в другій половині 10 століття. На ній зображена Богородиця на престолі з Богодитям на колінах, а по боках імператорів Костянтина І (ліворуч), що приносить в дар місто Константинополь, і Юстиніана І (праворуч), що приносить Богородиці собор Святої Софії. Сам сюжет, на думку В. М. Лазарєва, запозичений з давньогрецького мистецтва[26]. На думку ми