Заочная школа Любви и семейной жизни онлайн. Дистанционное обучение
Наша Школа — это возможность получить результат, который могут дать 10 психологических консультаций (или больше) по цене одной консультации (или меньше).
Как это работает?
Это очень просто! Вы проходите наши онлайн-курсы в любое удобное Вам время, в любом удобном Вам месте, с любого устройства, можно даже в дороге с телефона. Подробнее о том, как пользоваться.
На чем основана уникальная методика Школы?
Это надежно: за уникальной методикой нашей Школы — 14-летний опыт крупнейшего в русскоязычном интернете благотворительного проекта в области психологии — группы сайтов Пережить.ру и его основателя — психолога Дмитрия Семеника.
Помогает ли это?
Это действительно помогает: сотни честных отзывов — лишь малая часть многотысячной армии благодарных клиентов.
Начните изменять свою жизнь к лучшему прямо сейчас, бесплатно — пройдите один из диагностических мини-курсов!
Бесплатно!
С помощью тестов курса Вы сможете оценить наличие у Вас пробелов в базовых знаниях, а также основные показатели (личности, проведения), определяющие качество Вашей жизни. Мини-курс поможет Вам более трезво смотреть на вещи, откроет пути к успеху и счастью. В курсе 15 шагов, которые можно пройти за 50 минут.
Бесплатно!
За какой-то час Вы сможете получить представление о том, насколько благополучны Ваши семейные отношения в настоящее время. Только для зарегистрированного брака! В курсе 13 шагов.
Бесплатно!
Если Вы живете в сожительстве, этот курс поможет Вам определить перспективы данных отношений и принять решение о том, что с ними делать дальше. В курсе 17 шагов.
Бесплатно!
С помощью этого курса Вы поймете, насколько Вам подходит этот человек. Вы сможете трезво посмотреть на ваши отношения и избежать роковых ошибок. (Только для взрослых людей, для отношений кроме официального брака.) В курсе 15 шагов, которые можно пройти за 50 минут.
Регистрация
Православная психология онлайн
Наша Школа — это возможность получить результат, который могут дать 10 психологических консультаций (или больше) по цене одной консультации (или меньше).
Заочная школа Любви — это онлайн-проект православной психологии, входящий в состав группы сайтов «Пережить.ру». С его помощью, где бы Вы ни находились, Вы можете получить первоклассную психологическую помощь при минимальных затратах. Причем помощь, основанную на верном и глубоком понимании того, что такое человек, недоступном психологии атеистической.
Если Вас это беспокоит: Нет ли у Заочной школы Любви чего-то общего с сектой?
Православные люди, живя в современном информационном пространстве, где допускаются самые разные взгляды, придерживаются разумной осторожности, чтобы избежать информации явно ложной или отравленной (то есть по большей части верной, но к которой примешаны еретические мнения).
- Вы не вполне удовлетворены своей жизнью?
- Ищете православного психолога или иное решение?
- Хотите получить результат в ближайшее время?
Тогда Вы обратились по адресу.
Наша Школа дает Вам возможность с минимальными затратами времени, сил и средств решить свои психологические, личные и семейные проблемы, стать более счастливым и свободным человеком. А также улучшить качество своей духовной, религиозной жизни, ведь психологические проблемы часто искажают ее, являются препятствием. Подробнее о нашей ценовой политике.
Как это работает?
Это очень просто! Вы проходите наши онлайн-курсы в любое удобное Вам время, в любом удобном Вам месте, с любого устройства, можно даже в дороге с телефона. Подробнее о том, как пользоваться.
На чем основана уникальная методика Школы?
Это надежно: за легкой и удобной формой наших курсов — православное, святоотеческое понимание жизни человеческой души, а также 12-летний опыт крупнейшего в русскоязычном интернете благотворительного проекта в области психологии — группы сайтов Пережить.ру.
Помогает ли это?
Это действительно помогает: сотни честных отзывов — лишь малая часть многотысячной армии благодарных клиентов.
Мы приведем здесь только один отзыв:
«Благодарю вас за доступную и необходимую помощь! Я давно принадлежу православной церкви, но внутреннее больное состояние лечилось очень медленно. Некоторые проблемы даже не могла четко сформулировать (читая материалы ваших курсов, нашла, как называется то, что чувствовала). Многие душевные сложности нельзя назвать явно греховными, но жизнь они портят. И священники не могли мне помочь. Казалось, что все можно объяснить духовными причинами и лечить духовными методами, но на практике это не получалось. Сейчас кажется, что Таинства исцеляли душу больше, чем обычная церковная аскетика (молитва, борьба со страстями и пр.). Т. е. сознательные усилия давали малый результат. Сейчас, когда лучше понимаю свое состояние и сознательно стараюсь повысить самопринятие, преодолеть зависимость, проблемы, казавшиеся неразрешимыми, уходят сами собой. Они, по большей части оказались душевными, а не духовными, хотя здесь сложно провести четкую границу. Многие наши проблемы могли бы быть решены этим путем. Еще увидела, как нередко в православной среде за добродетели принимаются подмены, имеющие своим началом низкое самопринятие и зависимости. Например трудолюбием может называться трудоголизм, послушанием — неспособность быть самостоятельным, самоотверженной помощью — спасательство, настроенность, что «спасаемся скорбями и болезнями» почти обязанность быть несчастным и т. д. и т. п. Мне уже стало легче жить, а при более глубоком последующем внимании и применении полученных знаний, надеюсь разрешить свои душевные проблемы еще лучше. Сердечно благодарю!»
Валентина, 43 года.
Начните изменять свою жизнь к лучшему прямо сейчас, бесплатно — пройдите один из диагностических мини-курсов!
Бесплатно!
С помощью тестов курса Вы сможете оценить наличие у Вас пробелов в базовых знаниях, а также основные показатели (личности, проведения), определяющие качество Вашей жизни. Мини-курс поможет Вам более трезво смотреть на вещи, откроет пути к успеху и счастью. В курсе 14 шагов, которые можно пройти за 30 минут.
Бесплатно!
За какой-то час Вы сможете получить представление о том, насколько благополучны Ваши семейные отношения в настоящее время. Только для зарегистрированного брака! В курсе 13 шагов.
Бесплатно!
С помощью этого курса Вы поймете, насколько Вам подходит этот человек. Вы сможете трезво посмотреть на ваши отношения и избежать роковых ошибок. (Только для взрослых людей, для отношений кроме официального брака.) В курсе 15 шагов, которые можно пройти за 30 минут.
Заочная Школа Любви — описание онлайн курсов
Зачем Вам эта Школа?
Она дает возможность получить результат, который могут дать 10 психологических консультаций (или больше) по цене одной консультации (или меньше).
Как это работает?
Это очень просто
: Вы проходите наши онлайн-курсы в любое удобное Вам время, в любом удобном Вам месте, с любого устройства, можно даже в дороге с телефона. Как пользоваться.
На чем основана уникальная методика Школы?
Это надежно: за уникальной методикой нашей Школы — 12-летний опыт крупнейшего в русскоязычном интернете благотворительного проекта в области психологии — группы сайтов Пережить.ру. Именно этот опыт позволил нам структурировать основательное и научное понимание природы человека и выразить его в легкой и удобной форме наших курсов.
Помогает ли это?
Это действительно помогает: сотни честных отзывов — лишь малая часть многотысячной армии благодарных клиентов.
Добавим для тех, кто в теме онлайн-психологии: сравните содержание отзывов в нашей Школе с отзывами других школ и почувствуйте разницу!
perejit.ru — переживающим измену, расставание, развод
realove.ru — о любви и семье
pobedish.ru – проблемы депрессии, суицида
memoriam.ru — переживание смерти близкого человека
vetkaivi.ru – преодоление проблем насилия
zagovor.ru – о последствиях гаданий и приворотов
realisti.ru – широкий круг проблем молодежи
vospit.ru — сайт о воспитании
grozniedni.ru – сайт о том, как жить в войну
boleem.com – сайт духовной помощи тяжелобольным.
Опыт успешной помощи «Пережить.ру» сотням тысяч человек позволил нам выявить ключевые моменты, определяющие благополучие человека в определенных ситуациях и отношениях, и разработать собственную уникальную методику помощи.
Основатель группы сайтов Пережить.ру и Заочной школы Любви Дмитрий Семеник является составителем более чем 20 книг по наиболее актуальным психологическим темам. Книги вышли в 7 российских издательствах, а также в зарубежных, на иностранных языках.
Вступайте в нашу группу ВК, чтобы всегда быть в курсе!
Выбор онлайн-курсов в нашей Школе таков, что Вы непременно найдете что-то для себя и, пройдя наши курсы, сможете стать счастливее. Чем более серьезные проблемы у Вас — тем более ощутимыми будут изменения.
Проходить наши курсы — очень легко и просто! Узнать подробнее.
Условия предоставления услуг
Наши реквизиты
Можно ли доверять Заочной школе Любви?
Все учащиеся «Заочной школы Любви», а их сейчас более двадцати тысяч, обязательно оставляют свои отзывы в конце каждого пройденного онлайн-курса. Администрация школы внимательно изучает каждый отзыв. И вот недавно, уже на пятом году работы школы, я увидел отзыв ученика, по всей видимости человека воцерковленного, который меня удивил: «Все у вас хорошо, кроме названия. Я всем знакомым рекомендую ваши курсы, но только двое стали проходить, остальным почему-то кажется, что здесь что-то оккультное»…
Почему такое название?
И я впервые посмотрел на название школы глазами православного, тонущего в обилии разных предложений по решению личных проблем, в основном некачественных, а зачастую и просто губительных. Достаточно православному (а значит, обладающими основными представлениями о том, что вредно, а что полезно для человеческой души) человеку несколько раз изучить рекламу такого рода, внимательно вчитаться в нее — и желание еще раз знакомиться с такими предложениями пропадает: какой смысл искать бриллианты в грязи?
Тем более, если название учреждения напоминает что-то оккультное или эзотерическое. Ведь все привыкли, что если заведение православное, это непременно отражено в его названии, если чисто психологическое, то присутствует слово «психология». А все остальное, кроме православного и психологического, — эзотерика или оккультизм. В лучшем случае просто мошенничество. Видимо, так в сознании тех православных, кто узнал о школе только ее название, возникает предположение, что с этим проектом что-то не так.
Почему «Заочная школа Любви» называется так, как называется?
Потому что область ее знаний не ограничивается только психологией или только православием. Можно, конечно, было нагромоздить что-то вроде «школа православной психологии», но, когда я придумывал название, мне захотелось идти не от фундамента, а от цели. А лучше, чем любовь, цели не придумаешь.
Грамотные православные понимают, что «спасти душу» (единственная подлинная цель жизни) и «научиться совершенной любви» — это одно и то же. Поскольку, как говорят святые отцы православия, «любовь — это вершина совершенств», и невозможно взойти на вершину лестницы совершенства (коей является любовь), не приобретя всех остальных совершенств.
С психологической точки зрения, подлинная любовь также является мерилом нормы, будучи противоположностью всяких зависимостей и несовместимой со страхами.
Поэтому, может быть, не стоит бояться слова «любовь» и полностью отдавать его на откуп «волкам душевным»?
Что с содержанием?
Мало иметь благую цель, нужно еще ей соответствовать. Бывают ведь люди настолько прельщенные (эзотерики и оккультисты — все такие), что считают себя и православными, и святыми, и чуть ли не богами, а ведут своих последователей в ад.
«Заочная школа Любви» выросла не из страстей и мечтаний, а из огромного опыта помощи людям в кризисных (и не только) ситуациях, накопленного благотворительным интернет-проектом «Пережить.ру». Этот проект был создан в 2006 году и к началу 2018-го включает в себя сайты:
В контексте рассматриваемой проблемы отмечу сайт zagovor.ru, который является значимым в России антиоккультным проектом по количеству людей, которые благодаря этому сайту отказались от намерений кого-то приворожить, от гаданий или пришли на исповедь в православные храмы, чтобы покаяться в уже содеянных гаданиях и приворотах.
В целом группа сайтов «Пережить.ру» — это серьезный благотворительный проект. Одних только самоубийц спасено более 30 тысяч, число сохраненных семей, не сломанных человеческих судеб, людей, пришедших в православные храмы — не меньше. Причем безо всякого финансирования и заметных жертвователей. Заметьте, речь идет не только о сохранении жизней, как у большинства благотворительных фондов, а о сохранении или исцелении душ. Те, кто знает, что все познается по плодам, — познавайте!
За этими сайтами — многолетний колоссальный труд психологов, священников и множества православных добровольцев. Коротко об этом труде не расскажешь, интересующиеся могут просто зайти на любые из этих сайтов и поискать там что-то оккультно-эзотерическое. Я как главный редактор проекта, для которого объективным критерием истины является только Писание и труды святых отцов, постарался, чтобы в материалах сайтов не было ничего, противоречащего истине. «Не навреди!» — главный принцип проекта.
А «Заочная школа Любви» — это просто другая форма подачи той же самой информации. За многие годы дистанционной помощи людям на сайтах группы были систематизированы знания, подходы, что позволило выработать гораздо более эффективную форму онлайн-помощи, чем просто хаотическое чтение материалов и обсуждение своей ситуации с помогающими.
Но это именно технически иная форма. А добро и зло — не в форме деятельности, а в ее целях и содержании. Например, гадать можно и самостоятельно на картах, и с помощью гадалки, и в интернете: формы разные — суть одна.
Цели онлайн-курсов «Заочной школы Любви» отражены в их названиях:
- «Диагностика предрасположенности к суициду»
- «Общий диагностический курс».
- «Из несчастного стать счастливым».
- «Преодоление последствий расставания, развода».
- «Повышение самопринятия».
- «Преодоление зависимости».
- «40 шагов к семейному счастью. (Исцеление семьи)».
- «Основные принципы строительства семьи».
- «Преодоление одиночества».
- «Преодоление страхов и тревог».
- «Основные принципы воспитания детей».
- «Искусство личной молитвы».
Нетрудно увидеть, что это прагматичные психологические, отчасти духовные темы. Никаких сверхвозможностей, никакого целительства, никакого мутного самосовершенствования, никакого ложного поднятия самооценки (самопринятие — это совсем другое). Просто детальная духовная и психологическая диагностика причин определенных проблем человека и указание путей самостоятельного разрешения этих проблем в соответствии с учением Церкви и лучшими наработками психологии. Об эффективности методики говорят отзывы учеников.
Особняком стоит курс «Искусство личной молитвы». В нем вообще нет никакой психологии, только тексты святых отцов православия о молитве. Это те же тексты, что на моем сайте Иоанн.ру — раздел «Молитва» и в составленной мною серии книг «Душевный лекарь», выходящей ужk
православные психологи онлайн
Эта страница предназначена для осторожных православных, чтобы помочь им разобраться в том, кто стоит за этой Школой и нужно ли опасаться.
Будем знакомы!
✔ Основатель Школы Дмитрий Семеник и все ведущие редакторы и администраторы группы сайтов «Пережить.ру», в которую входит Школа, являются православными воцерковленными людьми. Первые сайты, начиная с Пережить.ру , создавались по благословению духовника основателя группы сайтов. С самого начала и до сих пор вся деятельность группы сайтов основывается на православном мировоззрении, выраженном в Священном Писании и учении святых отцов Православия. На сайтах всегда отвечали только православные священники.
✔ Первому сайту этой группы предшествовал сайт Иоанн.ру , на котором будущим основателем группы сайтов Дмитрием Семеником были структурированы важнейшие слова святых отцов Православия в виде ответов на практические вопросы духовной жизни.
✔ Впоследствии были созданы сайты Духовник и Отцы.ру, о степени истинности которых Вы можете судить самостоятельно, без наших пояснений.
Почему, при таком масштабе деятельности, имя руководителя Школы не столь «раскручено» в православных сми, как имена некоторых других православных психологов?
Потому, что в течение первых 7-10 лет работы группы сайтов «Пережить.ру» ради смирения и осознанной защиты себя от страсти тщеславия, Дмитрий Семеник публиковался на своих сайтах под ником Брат. (Впоследствии, с целью продвижения книг, пришлось отказаться от анонимности.)
✔ Поэтому количество интервью с руководителем Школы в церковных сми не так велико, как с некоторыми другими православными психологами, но несколько публикаций информативны:
✔ За эти 12 лет Дмитрием Семеником были составлены более 20 книг по проблемам, глубоко разработанным его сайтами. (Часть книг — автор, свои тексты, часть — составитель.) Эти книги неоднократно издавались и переиздавались в большинстве крупнейших православных издательств России, Беларуси, Украины и Румынии (ПаломникЪ, Сестричества им. свт. Игнатия Ставропольского, ДарЪ, Сибирская благозвонница, Даниловского монастыря, Символик, Благочестие.ру, Белорусского Экзархата). Они получили необходимые грифы (одобрения) Издательского совета Русской Православной Церкви, свидетельствующие об отсутствии в материалах книг (а значит, и сайтов) каких-либо ересей.
Книги по материалам сайта Иоанн.ру:
Книги по материалам сайтов группы «Пережить.ру»:
Книги на румынском языке (местных православных издательств):
✔ Более чем 90% содержания материалов Школы — это психология. Основная ее часть — психология православная:
Очень полезными являются наши интервью и со светскими психологами — Александром Колмановским, Мариной Берковской. Но религиозные вопросы там никак не затрагиваются.
Если Вас это беспокоит: Нет ли у Заочной школы Любви чего-то общего с сектой?
Дмитрий Семеник с соратниками — Михаилом Хасьминским и Юлией Вознесенской:
В кругу семьи:
Понятно, что все вышесказанное никак не может помешать нам внести в наши курсы что-то вредное. Но, ознакомившись с материалами по ссылкам на этой странице, поразмыслите сами, зачем бы это могло нам понадобиться! 🙂
Христос воскресе!
«Брак в церковном понимании — идеальная школа любви» / Православие.Ru
О светском и церковном понимании брака, семейном счастье, кризисе мужского воспитания и многом другом в своей беседе с корреспондентом портала Православие.Ru рассуждает священник Илия Провада, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, отец семерых детей.
— Отец Илья, наша встреча проходит накануне дня памяти святых Петра и Февронии, покровителей брака, и эта дата в нашей стране отмечается как день любви, семьи и верности. А ведь в России далеко не каждая пара венчана в церкви. Давайте обсудим, какая разница существует между браком светским и церковным.— У светского и церковного брака могут быть разные цели и задачи. В чем-то они могут и соприкасаться, но, бесспорно, существует одно важное отличие.
Церковный брак ставит своей целью научиться любить, в первую очередь.
Церковные представления о нашей жизни таковы: здесь мы воспитываем себя для будущей жизни, и войдет в Царствие Небесное только тот человек, который научился любить. Апостол Павел говорит, что без любви человек может говорить всеми языками — человеческими и даже ангельскими, но речь его будет «медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13:1). Т.е. если человек прожил свою жизнь и приобрел все, что только можно, но не научился любить, то считай — жил зря. Поэтому основная задача — научиться любить. И брак в церковном понимании — это идеальная школа любви.
— А что означает выражение «научиться любить»? Ты либо любишь, либо нет.
— Очень важно определиться, что мы вкладываем в понятие «любви». Вот, если устроить опрос «что такое любовь», то мы увидим, что само слово это уже истерлось. Люди забывают о его истинной смысловой нагрузке. Оттого светское и церковное понимание любви могут сильно различаться и даже противоречить друг другу.
— В чем конкретно?
Есть хорошая книжка Клайва Льюиса «Письма Баламута». Там описывается, в частности, как опытный бес учит молодого бесенка людей искушать. В своем письме он рассуждает примерно так: «Как это так: Бог любит человека и при этом оставил ему свободную волю? Я этого не понимаю! Как можно любить и оставлять свободу?! Я ведь тоже люблю человека — по-своему, по-бесовски. По мне любовь — это что такое? Это значит его пожрать! Съесть, чтобы он на весь мир смотрел бы моими глазами. Уничтожить личность».
Вот и получается, что по сути дела житейское понимание любви — часто бесовское. Слышали, как влюбленные иногда признаются друг другу: «Мне с тобою хорошо!», «Я хочу, чтобы ты всегда был со мною». Т.е. люди думают прежде всего о себе, о своих чувствах. Светское понимание любви зачастую бывает потребительским, в нем кроется услаждение самого себя. Человек наслаждается физически и душевно. Но чувства, если не работать над ними и не расти духовно, сходят на нет. И спустя время люди так же искренне говорят: «Мне с тобой плохо. Давай разойдемся…»
Церковное понимание любви — это когда человек «окунается» в другую личность и забывает самого себя. Почему так важно научиться любить? — Потому что в этом состояло грехопадение. Казалось бы, сотворил Бог человека, дал ему все необходимое и только одно требование просил соблюсти. Не принципиально, что именно нельзя было трогать — дерево или же что-то еще. Это было некое испытание, потому что человек был морально нейтральным. Он был свободен, и надо было как-то первый раз этой свободой воспользоваться. И когда человек выбрал свою собственную волю, не посоветовавшись с Господом, он тем самым отделил себя от Бога. Условно говоря, у него произошел своеобразный психологический процесс: он понял, что «вот это — я. Это — мое мнение, мое решение, и вообще, это вот — мое пространство, а что вне этого пространства — это уже не я».
— Наверное, большинство современных людей разделяют такую установку. Разве это не естественно?
Нет, это эгоцентризм, который именно тогда и зародился. И цель нашего пребывания на Земле — выйти за его рамки, потому что когда человек произносит «я», он, по идее, должен подразумевать и Бога, и других «я». Это не значит, что человек полностью растворяет свою личность. Нет. Он может оставаться индивидуальностью, но при этом помнить, что все мы настолько взаимосвязаны друг с другом и, тем более, с Господом, что когда принимаем какие-то решения, то должны принимать во внимание и все, что вокруг нас: и людей, и Бога, и природу. Научиться любить — значит научиться отдавать отчет в том, что рядом всегда есть кто-то абсолютно такой же, как и ты, и который нуждается в том же, в чем и ты. И никогда этого не забывать.
Но сразу и по-настоящему полюбить всё и всех вокруг себя невозможно. И потому человек должен вначале научиться любить кого-то одного. Я считаю, что Господь промыслительно разделил человечество на мужской и женский пол. Люди тянутся друг к другу сначала зачастую на физиологическом уровне, но потом затрагиваются более глубокие пласты отношений — душевные и духовные.
И вот Господь создал семью. И вы — два разных человека — должны научиться друг с другом сосуществовать, впустить в свое личное пространство чужое пространство, чтобы они стали единым целым. И если это получится, вот тогда уже можно будет рассуждать о том, любит ли человек Бога или не любит. Потому что Господь для большинства людей представляется абстракцией: да, Он есть где-то там. А в Евангелии четко сказано: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:19). А людей ближе, чем муж и жена, просто не придумаешь.
— А как же кровные родственники? Родители, дети, братья, сестры?
Церковь знает разные степени родства. Например, у родных братьев степень родства — единичка. Между детьми и родителями степень родства тоже единица, а у мужа и жены — ноль! Так что муж и жена — одна плоть, и их отношения — самые тесные. В церковном понимании брак — школа любви, поэтому если человек эту школу бросает, то тем самым он подписывает себе приговор в том, что несостоятелен, не умеет любить, не готов к Царствию Небесному, раз не научился любить даже одного — не десять, не сто, а и одного не научился любить.
Чаще всего Господь сводит друг с другом людей диаметрально противоположных, словно хочет сказать: «Смотри, вот абсолютно другой человек, у него совсем иной взгляд на мир и на вещи, чем у тебя. Но он тоже имеет право на существование и свое мнение. И с ним тоже можно сосуществовать». Если мы это сможем, то мы станем богаче, мы станем шире своего собственного я, больше, чем свое я.
— Да, есть такое выражение: «противоположности притягиваются». Но, в то же время, всюду говорится, что для создания гармоничного брака у супругов должны быть схожие взгляды на жизнь, единые устои, цели и способы достижения этих целей. Насколько такое утверждение справедливо в отношении церковного брака?
— В этом плане есть вещи принципиальные, а есть второстепенные. Принципиальные — это чтобы религиозные взгляды были едиными. Наиболее ярко это проявится, когда появятся дети, и их надо будет воспитывать в единой системе ценностей. Если у супругов по этому вопросу разные взгляды — возникнут сложности. Когда мама говорит одно, а папа другое, ребенок растет в деструктивной обстановке.
— Давайте исходить из того, что оба супруга — христиане. Браки с людьми другой веры — тема сама по себе очень сложная и глубокая, и мы просто не успеем ее обсудить.
Если религиозная картина мира у супругов общая, то тогда вещи второстепенные можно и потерпеть. Главное, чтобы цели и задачи были общие. Даже если поначалу, предположим, это был чисто светский брак, а впоследствии кто-то из супругов пришел к вере и воцерковился, то как показывает современная практика, если со стороны одного из супругов есть трезвое отношение к вере, вторая «половина» с годами тоже «подтягивается». Потому что христианство, настоящее христианство, — это очень красивый и чистый образ жизни. Около настоящего христианина хочется «погреться», около него хорошо.
Вспомним историю. У первых христиан большинство супружеских пар пребывали в такой ситуации: кто-то из супругов обретал для себя Христа, а кто-то нет. По этому поводу апостол Павел написал, что верующая жена освящает своей жизнью неверующего мужа, а верующий муж — неверующую жену.
Иначе обстоит дело, когда юноша и девушка еще не вступили в брак, а только собираются создать семью, и при этом девушка, например, воцерковленная, а юноша совершенно далек от веры.
— Но вы ведь только что говорили о том, что вторая половинка «подтянется» за верующей.
— Это другая ситуация. Один московский проповедник сказал по этому поводу так: «Если воцерковленная девушка придет к батюшке за советом, выходить ли ей за светского человека, то ей можно ответить, что это — то же самое, что выйти замуж за медведя. Мишку ведь тоже можно как-то приручить и даже заставить кататься на велосипеде. Но в какой-то момент он услышит зов природы и уйдет в лес, а тебя оцарапает».
Как мы уже говорили, у человека невоцерковленного понятия о любви и целях семейной жизни — иное. А если оба супруга — воцерковлены, им будет проще найти общий язык, сохранить семью, чем, к примеру, супругам, живущим мерками светского брака.
— Почему?
— В светской среде основной упор делается на чувства: «Мне нравится», «Мне с тобой хорошо». Сегодня — хорошо, а завтра — плохо, и вот уже человек думает: «Наверное, любовь прошла…» Но ведь чувства — самый примитивный тип взаимоотношений, в то время как у человека существует 3 уровня восприятия всего вокруг — телесный, душевный и духовный.
И вот, когда у людей было много «партнеров» (слово-то какое отвратительное!), когда они пожили половой жизнью до заключения брака, то дар истинной любви пропадает. Так всё на уровне чувственного и телесного и остается. Как искали они эти чувства телесно-душевного комфорта и удовольствия, так и продолжают искать. И кроме этой чувственности уже ничего не ищут, ничего им больше не надо.
— Расскажите, пожалуйста, об остальных уровнях восприятия.
— Душевное восприятие — это когда мы получаем какую-то информацию на ментальном уровне. Никогда не надо путать душевное с духовным.
Духовное восприятие — чисто в религиозных рамках, сквозь призму Евангелия, сквозь призму христианского понимания нашей жизни — что мы готовим себя к жизни вечной.
Если это понимание отсутствует, и человек живет только чувственными или душевными ощущениями, происходит следующее. Все мы ищем какого-то удовольствия от жизни, просто так человеку жить недостаточно. И вот, мы что-то находим и становимся зависимыми от этого. Но когда мы перейдем в мир иной, у нас останется только душа, и какими-то тленными удовольствиями мы уже не сможем насладиться. Представим теперь, что мы стали рабами удовольствий, но у нас нет инструмента, с помощью которого мы могли бы их получить. И душа начинает страдать: страсть есть, но удовлетворить ее мы не можем. С душевным происходит то же самое. Там — за гробом — мы этого тоже лишимся, и останется лишь духовное. А духовное — самое сложное, до него надо суметь подняться, дорасти. И любовь в духовном понимании — совсем не то, что в чувственном. У святого Максима Исповедника есть фраза: «Истинная любовь — это бесстрастие». Ведь если человек относится к чему-либо с элементом страсти, то в этом присутствует его самость, его эгоизм, его гордыня. А истинная любовь бесстрастна.
— Возможно ли вообще обрести счастье в не венчанном, но зарегистрированном в ЗАГСЕ браке?
— Я думаю, можно, в том случае, если супруги придут к христианскому пониманию цели брака. Но опять же, если они придут к этому, то, скорее всего, обвенчаются. Хотя, наверняка, есть исключения, когда люди счастливо прожили лет 40-50, расписавшись лишь в ЗАГСЕ. И будет ошибкой, если кто-то им скажет, что они не венчаны и всю жизнь прожили в блуде. Они честно прожили друг по отношению к другу — не изменяли, детишек нарожали. Я думаю, они все равно будут счастливы.
— Некоторые ученые социологи говорят, что институт семьи себя исчерпал. Как вы прокомментируете это заявление?
Когда разрушается институт семьи, то разрушается самое идеальное средство подготовки человека к будущей жизни, разрушается самая идеальная школа любви. И человек костенеет в своем эгоизме. Как это происходит? — Когда, например, создается брачный контракт, где все настолько жестко регламентировано, что если муж или жена его нарушают, то все вопросы решаются с адвокатом супруга. Люди лукаво переиначивают институт брака в такое состояние, когда можно костенеть в своем эгоизме и при этом сохранять иллюзию семьи.
— А как Вы относитесь в такой позиции: «Надо сначала получить образование». Это отговорка?
— Нет, это нормальная здравая позиция. Но при этом надо помнить: нельзя начинать половую жизнь до свадьбы. Я считаю, что это одна из грубейших ошибок, которые разрушают наше общество. Часто молодые люди просто боятся брать на себя какую-либо ответственность. Сейчас кризис мужественности: из 100 парней, может быть, один будет более-менее хорошим отцом семейства и мужем.
— Почему это происходит?
— Сейчас очень много молодых людей, которые выросли в неполноценных семьях или, например, были у родителей единственным ребенком, или же воспитывались одной матерью, а потому и стереотип жизни у них не мужской. Воспитанный подобным образом молодой человек привык заботиться о своем комфорте и боится принимать решения. Сейчас молодые люди вообще всего сплошь и рядом боятся — создавать семью, рожать детей, — и приводят этому кучу оправданий. Но это все отговорки: человек либо хочет семью и детей, либо нет. Если он хочет, то берет и делает. И все становится проще. Когда у мужчины появляется ребенок, все становится проще.
— Мне видится в этом парадокс.
— Материально становится, конечно же, сложнее, но вот мировозренчески — проще, потому что сразу становится понятно, зачем надо зарабатывать деньги, и что нужно делать в жизни помимо работы. До рождения детей молодой человек может очень долго маяться — искать себя в том, в другом, в третьем. А тут — все. Вот — моя любимая жена, вот — мои любимые дети, и я буду работать, не покладая рук, чтобы моим любимым людям, моей семье было хорошо, уютно, комфортно. Чтобы они были одеты, насыщены, обучены. И у мужчины возникает ощущение полноты жизни.
— У некоторых мужчин полнота жизни возникает уже оттого, что они раз в полгода меняют машину или же ездят в путешествия.
— Это некая иллюзия полноты жизни, которая, кстати, хорошо иллюстрирует разговор о чувственном восприятии жизни. Помнится, Пелевин в одном из своих романов описывал, что когда в 1980-х годах «из-за бугра» привозили кроссовки или джинсы, эйфории хватало на полгода. Сейчас, чтобы испытать подобное, надо купить новый джип. И так все больше и больше: вот уже и в кругосветное путешествие надо. А оно даст ощущение полноты только на время путешествия: как вернулся домой — вновь пустота, надо снова что-то придумывать. Всё как у ребенка: чем больше у него игрушек, тем быстрее они ему надоедают: одной поиграл — выкинул, другой поиграл — выкинул, не интересно. А вот когда у него не десять, не ящик, а одна-две игрушки, тогда он их бережет, долго ими играет, не кидает. Так что если человек бегает от цели к цели, это иллюзия полноты жизни. А семья может дать ощущение полноты жизни раз и навсегда, до конца земных дней.
— Отчего же возникает это ощущение пустоты?
— В первую очередь, это религиозная проблема. Ведь что такое «религия»? Само это слово происходит от латинского «religare», что означает «воссоединять», «восстанавливать». Соответственно, и религия означает восстановление потерянной связи. Что за потерянная связь? Мы уже говорили о том, что когда человек совершил грехопадение, он сам оборвал ту связь, которая соединяла его с Богом. И вот человек всю жизнь мается, стремится — часто неосознанно — что-то изменить в своей жизни. Понимает, что что-то не так, а что изменить, не знает. Живет — словно плывет по течению, пытается получить какие-то удовольствия. Кто-то, чтобы ощутить «полноту» жизни, берет в руки бутылку или наркотики. Кто-то идет по карьерной лестнице, окунается во власть, радуется этой власти, кто-то радуется богатству и потребительству. Но все эти радости преходящие. Потом человек все равно остается у разбитого корыта и понимает — не то!
А религиозный человек через Богооткровенную книгу — Священное Писание — понимает, что произошло и чего он ищет. Не хватает ему связи с Богом. Он ищет, как эту связь восстановить. Вся религия, церковность, христианство — есть восстановление потерянной связи. Мы как эмбрионы, которым перерезали пуповину: еще какое-то время вроде бы живем, но не получаем того, что должны получить, и маемся. А перестанем маяться лишь тогда, когда Господа для себя обретем. Если у любого человека спросить: «Вам хотелось бы жить в любви, мире и добре?», всякий бы ответил: «Конечно же, да!» А посмотрите реальности в лицо: в семье люди ссорятся, не понимают друг друга, друзья ссорятся, родственники подчас так воюют, что по полжизни не поддерживают отношения. А в глобальном плане люди миллионами уничтожают друг друга. И при всем этом каждый хочет жить в любви и мире. А не получается, потому что связь с Богом утрачена.
Или, например, у каждого человека есть ощущение, что он — на самом деле не такой, какой сейчас! «Это сейчас я немножечко плохой, но на самом-то деле я лучше. И когда-нибудь я стану хорошим. Сейчас у меня пока не получается, лишь пока я не соответствую своему собственному “я”». И человек всю жизнь проживает с этим несоответствием.
Или же человек прекрасно осознает, что смертен. Но в глубине души у него живет убежденность: «Я буду всегда». Думаю, если и рьяный атеист не будет себя обманывать, то признает, что даже у него есть четкая убежденность: «Я буду всегда». Все эти противоречия в жизни оттого, что мы эту «пуповину» перерезали, оборвали с Господом связь.
Чтобы все это привести в соответствие, чтобы, наступила, наконец эта полнота жизни, надо соединиться с Богом. Но как? — Научившись любить.
— Как Вы считаете, Адам и Ева могли считаться первой семьей? И как должны были строиться между ними отношения, планировалось ли появление новых людей, детей?
— Я думаю, это тайна Божия. Безусловно, их можно назвать семьей, но не совсем в нашем понимании этого слова. Возможно, у них даже плоть была другая — не такая, как у нас сейчас, потому что все нынешние законы физики — законы падшего мира. Изначально мир должен был жить по-другому. Самый яркий тому пример: не должно было быть смерти. И законы физики в Раю, возможно, были какими-то другими. Не было тления, была, наверное, какая-то другая плоть. Ведь Господь говорит, что каждая душа после воскресения мертвых получит плоть. Но она будет другой — преображенной, иной. И до грехопадения всё было по-иному.
Помните, в книге Бытия описывается, что после грехопадения Адам и Ева увидели, что они наги? Здесь на самом деле очень тонкий психологический момент: «На меня смотрит другой, он меня как-то оценивает, что-то обо мне думает, может, он сейчас посмеется надо мной»… и возникает желание спрятаться. То есть каждый из них осознал: «Вот, есть я, есть мое пространство. А как все остальные на меня смотрят? Я лучше от них закроюсь, оболочкой спрячусь». Так появился эгоцентризм, а отсюда — и гордыня, и тщеславие, и зависть, и зложелательство. И воровство, и убийство.
И Господь, увидев, какая порча закралась в человека, дал оптимальное лекарство, чтобы эту порчу исцелить. Он же не просто так сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16). Господь дал ей лекарство. Поэтому для женщины спасительно рожать детей, быть в зависимости от мужа, быть покорной ему. И тогда вот эта порча, что есть в ней, изглаждается. Если этого варианта нет (например, иногда женщина чисто физиологически не может иметь детей), то тогда она должна каким-то образом служить людям или обществу. До самопожертвования, чтобы эта жертвенность присутствовала. А для мужчины самая страшная беда — это праздность, поэтому и сказал Господь: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3:19). Вот когда мужчина так зарабатывает, он исправляет ту порчу, которая в его природу вкралась. А праздность недопустима для мужчины, отсюда идут все грехи.
— То есть самое главное в нашей жизни — жить ради семьи?
Если человек живет только ради семьи, то рано или поздно он останется у разбитого корыта. Очень важно, чтобы большая часть нашего сердца принадлежала Господу, чтобы мы Его обрели. Тогда баланс будет правильным, и мы все вытянем: и за родителями сможем ухаживать, и все от них претерпим, и с супругом проживем, и там, где надо, смиримся.
Даже если человек одинок, но большая часть его сердца пребывает с Господом, то у него на душе и при термоядерной войне будет радостно. На эту тему есть очень хороший рассказ Тургенева «Живые мощи»: о том, в каких условиях и в каком состоянии человек может жить и при этом быть абсолютно счастливым.
— Есть расхожее выражение: «Любовь с первого взгляда». Иногда люди рассказывают, что, увидев впервые будущего спутника жизни, они сразу же понимали: «Вот она (он)!» Причем, иногда об этом говорят оба супруга. Как по-вашему, стоит ли доверять таким ощущениям? Может быть, Господь так промыслительно озаряет души людей неким откровением?
— Я вижу эту ситуацию немного по-иному. Любовь — это дар Господа. И этот дар нужно заслужить определенной чистотой жизни. Некоторые люди в юности, когда они чисты, могут сразу взять и влюбиться. И они могут назвать это любовью с первого взгляда. Но сама по себе влюбленность — это любовь в зачаточном состоянии. А потом она должна совершенствоваться. И лучше всего, если она будет совершенствоваться в духовном понимании смысла нашей жизни. Тогда семья будет только крепнуть. И отношения между супругами будут переходить в нечто более качественное и глубокое, нежели чувства.
— Как по-вашему, в идеале сколько должно быть в семье детей?
— Не меньше пяти.
— Почему так?
— Потому что это самое идеальное соотношение, когда старший ребенок начинает полноценно ухаживать за младшим. И тогда они растут в более-менее гармоничной ситуации. Один ребенок — это огромнейший труд родителей, двое — то же, трое — просто большой труд.
А вот если детей пятеро, то они уже сами начинают воспитывать друг друга, и родителям надо их немного направлять и помогать. И когда они вырастут, они будут уже более-менее подготовлены к тому, чтобы создать семью и самим стать родителями.
— Почему в наше время у такого большого числа семейных пар нет детей? Причем, иногда это происходит при полном физическом здоровье обоих супругов.
— Я думаю, когда в России не останется ни одного ребенка в детдомах, тогда эта проблема сама собою разрешится. Мне кажется, Господь так промыслительно устраивает, чтобы люди забирали детишек из детдомов. Я по нашему приходу знаю массу случаев, когда люди из детдома брали малыша, не имея возможности родить своего. И Господь тут же им эту возможность посылал, наверное, в подарок за то, что они решились на такой шаг.
— Возможно, людей останавливает то, что детдомовские дети часто происходят из неблагополучных семей, вот и боятся дурной наследственности.
— А вся генетика лечится любовью. Я знаю такие семьи, где все эти неправильности сходят на нет.
— А что для вас семья?
— Семья — идеальнейшее средство не закостенеть в эгоизме, выйти за рамки своего собственного «я», даже немножечко забыть, как меня зовут и какого я года рождения, позабыть о себе. Личность свою никчемную позабыть и посмотреть на других. Идеальнейшее средство. Если бы этого не было в моей жизни, мне, наверное, приходилось бы ежедневно в 2 часа ночи вставать, читать акафисты и сотнями бить поклоны, чтобы как-то справиться со своими страстями, с гордыней своей. А тут… только честно неси этот крест, а все средства уже есть. И подвиги никакие не надо уже совершать. Просто смиренно неси этот крест и в голову даже не бери, что его можно с себя сбросить. И все будет нормально.
— Сколько у вас детей?
Семеро. Так получилось. Изначально не было об этом никакого замысла.
Это как если бы захотели мы после весны, когда снег сошел, искупаться, и пришли на водоем. Солнышко вроде греет. Ногу обмакнули — ледяная! И думаем: может быть, сейчас лучше одеться и уйти, а искупаться… потом, когда-нибудь. И вдруг решаем: «А, ладно», — и прыгаем. А когда прыгнули, то уже и ничего вроде, и поплыли…
Лично от себя я всем молодым людям желаю такой решимости, потому что мужчина раскрывается, когда берет на себя ответственность, когда он становится спиною для кого-то, защитой. Позор мужчинке, если он живет только ради себя, это уничтожение всей мужественности, которая только существует.
— Вы рано женились?
— В 18.
— Любовь с первого взгляда?
— Нет, я не скажу, что это так. Отношения были достаточно осмысленными. Конечно, сейчас они стали еще более осмысленными, но я был бы уже более придирчив до неправильности. В молодости, конечно, проще ужиться. Я понял, что с этим человеком могу создать семью, вырастить детей.
Но я хочу сказать, что если бы мы оба не были воцерковленными людьми на момент встречи, то, думаю, давно бы расстались.
— И как же удалось сохранить крепкую семью?
— Очень важное правило для семейной жизни, один из главных ее «технических принципов», я прочитал в дневнике Чехова. Он повторил эту мысль дважды: «Самое главное, самое главное — не унижай своего близкого. Лучше сказать: “Ангел мой!”, а не “Дурак”!»
Заочная школа Любви — психологические курсы онлайн
Еще в первые годы работы сайтов нашей группы мы увидели одну серьезную проблему. Чем больше полезных, помогающих материалов мы размещаем на сайтах, тем труднее, несмотря на подробный рубрикатор, людям найти те материалы, которые полезны именно им, выстроить последовательность чтения и работы над собой. Особенно если человек несколько ленив или имеет мало свободного времени.
Уже тогда у нас зародилась идея создания таких курсов, которые будут вести человека от открытия к открытию, материала к материалу, от задания к заданию — по пути познания и исцеления себя.
По мере накопления опыта идея развивалась, и на седьмом году жизни дистанционные курсы были созданы нами, получив название Заочной школы Любви. Помимо фактора дисциплинирования и выстраивания верной последовательности изучения материалов, в курсах Школы есть то, чего нет на остальных сайтах, — сотни разработанных нами тестов по определенным узким проблемам личности, то есть диагностика проблем. Как и лечение телесных болезней, разрешение жизненных и душевных проблем без постановки точного диагноза невозможно. Поэтому тесты даже более значимы, чем материалы. Благодаря сочетанию детальной, объективной диагностики и «лечения», по нашей идее, эффект многократно повысится и будет как минимум на уровне консультаций грамотных психологов (которых можно найти в очень немногих мегаполисах России, Беларуси и Украины).
Результаты работы Школы превзошли наши ожидания. Тысячи учеников очень высоко оценили полученную ими пользу, сотни из них оставили публичные отзывы; многие отметили, что эффект гораздо больше, чем от полученных ими консультаций хороших психологов. Также многие отметили техническое удобство прохождения курсов. Поэтому мы продолжили создание новых курсов, актуальных для посетителей наших сайтов и хорошо разработанных нами за годы работы.
На сегодня доступны онлайн-курсы:
1. Общий диагностический курс.
2. «Из несчастного стать счастливым»
3. «Преодоление последствий расставания, развода»
4. «Повышение самопринятия»
5. «Преодоление зависимости»
6. «40 шагов к семейному счастью»
7. «Основные принципы строительства семьи»
8. «Преодоление страхов и тревог»
9. «Основные принципы воспитания детей 0-12 лет»
Поскольку разработка курсов чрезвычайно трудоемка, а разработка программного обеспечения Школы (с нуля, полностью по нашей идее) и его развитие обходятся дорого, терапевтические курсы — платные, но цена небольшая, куда ниже цены консультаций психологов.
Начать всем рекомендуем с бесплатного диагностического курса. Из него можно узнать свои главные проблемные области и, при желании, понять, какие из терапевтических курсов Школы Вам стоит пройти.
Здесь описано, как выглядит прохождение наших курсов.
А здесь их краткое описание и цены.