Жанр произведения времена года вивальди: расшифровка смыслов. Краткая биография Антонио Вивальди

Времена года (Вивальди) — это… Что такое Времена года (Вивальди)?

Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитора Антонио Вивальди — первые четыре из двенадцати скрипичных концертов его восьмого опуса, одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Концерты написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что парадигма барочного художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы [источник не указан 379 дней]. Первая напрашивающаяся аллюзия — четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада).

Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полуночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю (см. Филипп Боссан, «Людовик XIV, король-артист», «Пределы Олимпа»). В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

1 Allegro. Пришла весна

2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3 Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315

1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Плач крестьянина.

2 Adagio — Presto.

3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

Сонет:

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293

1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.

2 Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.

3 Allegro, la Caccia. Охота.

Сонет:

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297

1 Allegro non molto

2 Largo

3 Allegro

Сонет:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

Примечания

  1. Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 24 октября 2012.

Антонио Вивальди «Времена года» — О музыке и музыкантах — Статьи/тексты песен

                                           

 Антонио Вивальди – итальянский скрипач, дирижёр, композитор, педагог 17-18 вв. (1678-1741).Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Вивальди -профессионального скрипача собора св. Марка . Антонио получил церковное образование, за рыжий цвет волос его прозвали «рыжим священником».

 Создатель жанра инструментального концерта (450, а по некоторым источникам 550 концертов).

Сочинения: 43 оперы; свыше 150 концертов для скрипки, а также концерты для флейты, гобоя, фагота; свыше 50 струнных квартетов, 12 трио для 2 скрипок и виолончели;  18 сонат для скрипки и баса; кантаты.

«Времена года» — цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трех частях и каждый концерт изображает одно время года.

 История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются — «Времена года». Это цикл концертов Вивальди (1723), оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес Чайковского (1876), балет Глазунова (1899).

  «Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.


                                

«Весна»

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

 

 

«Лето»

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет все в природе,

Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

Борей, в древнегреческой мифологи,- бог северного ветра.

В переносном смысле — порывистый холодный ветер.

 

«Осень»

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утором на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.

 

«Зима»

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лед

Под острым коньком, что железом окован.


Задание:

1.У каких композиторов и в каких жанрах есть одноимённое произведение?

2. Назовите жанр произведения Вивальди.

3. К какой музыке относится произведение: 

    духовной или светской,

    инструментальной или вокальной,

   программной или непрограммной?

4. Определите образы «Весны». Повторяются ли они?

5. Определите музыкальную форму «Весны».

6. Опираясь на тексты сонетов, определите части концертов:  Лето, Осень, Зима.

7. Сделайте презентацию (слайд-шоу) к «Весне»

Чайковский. Времена года. Октябрь — Осенняя песнь

Пётр Ильич Чайковский. Времена года
Октябрь. Осенняя песнь

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени — это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы — это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.

Вся пьеса — это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, — писал композитор.

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…  
(А. К. Толстой)

Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин).

«Осенняя песня» — одна из лучших пьес «Времен года» П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. Название пьесы не следует понимать буквально — это не песня в смысле музыкального жанра, имеющего свои определенные законы. Это скорее песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет».

В русской поэзии можно найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. Вот строки Тургенева:

Осенний вечер… Небо ясно,  
А роща вся обнажена —  
Ищу глазами я напрасно:  
Нигде забытого листа  
Нет — по песку аллей широких  
Все улеглись — и тихо спят,  
Как в сердце грустном дней далеких  
Безмолвно спит печальный ряд. ..  

В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Если вспомнить художников, наиболее близких Чайковскому, то это в первую очередь И. Левитан. Никто до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы.

Чайковский лучше чем кто бы то ни было другой в музыке выразил это состояние грусти и меланхолии.

Если попытаться сформулировать, какими средствами это достигнуто в «Осенней песне», то в первую очередь нужно сказать об особенности мелодии этой пьесы. Ее главный элемент — «мотив вздоха»: два нисходящих ближайших друг к другу по высоте звука, действительно выражающие вздох сожаления, грусти, может быть, даже скорби. Этот мотив сам по себе тысячи раз встречался в музыке, и требуется гениальная одаренность, чтобы в 1001-й выразить им какой-то новый оттенок чувств. Чайковскому это удалось. Композитор передал душевную боль и безысходную печаль. Напрашивается сравнение с арией Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама», с арией Ленского «Куда, куда, куда вы удалились» из оперы «Евгений Онегин».

Мелодия «Осенней песни» начинается на слабую долю, что усиливает выразительность фразы. Она, эта фраза, ступает как бы с усилием, превозмогая душевную боль, синкопированно (иными словами, звуки возникают на слабую долю, длятся, пока проходит пульс сильной доли, и дальше опять звучат на слабую). Кстати, слабые (четные — вторая и четвертая) доли в четырехдольном размере, в котором написана пьеса, прочно ассоциируются с выдохом, тогда как сильные — со вздохом.

Здесь, в первой фразе, есть еще легкая грусть, но в развитии пьесы экспрессия усиливается, звеньев синкоп становится больше, и мы ощущаем усиление напряжения. Композитор дает в начале пьесы ремарку: Andante doloroso e molto cantabile (в темпе спокойного шага, печально и очень певуче). Все внимание слушателя сосредоточено именно на мелодии, ничто не отвлекает от нее, она покоится на бархатных аккордах аккомпанемента. И пьеса эта являет собой чистейший образец мелодии с аккомпанементом. Причем эту истинно фортепианную пьесу легко можно представить себе в качестве соло скрипки с аккомпанементом струнных инструментов. С равным успехом это мог бы быть романс, а по ходу пьесы даже дуэт мужского и женского голосов.

Пока мелодия не покинула верхний регистр, не перешла к мужскому голосу, она создает изумительный мелодический рисунок, абсолютно точно совпадающий с линией, которую рисует в воздухе падающий лист, несомый легким дуновением осеннего ветерка, – соедините мысленно ноты мелодии в тактах 7–8, где она начинается с верхнего своего звука и далее ниспадает в мягком триольном ритме (и опять с синкопами!), «захватывая» по пути все звуки хроматической гаммы. Это абсолютно точное музыкальное выражение фразы: «Листья пожелтелые по ветру летят…»1.

Такой хроматический ход в пределах кварты получил название passus diriusculus (лат. — жестковатый ход). Но таковым, то есть жестким, он считался давно, в эпоху Средневековья; в более близкие нам времена он олицетворял самую сильную степень экспрессии. Его использовали многие композиторы, некоторые даже злоупотребляли им. Однажды М. Балакирев написал В. Стасову: «Глинка вообще очень любил хроматические контрапункты, которыми переполнены все его сочинения. <…> Вся «Арагонская хота» усеяна одними хроматическими контрапунктами. Никаких других не видать там». (Жизнь этого мотива-эмблемы на протяжении столетий музыкальной истории — отдельная тема для разговора: чрезвычайно интересно проследить, как один и тот же набор нот преображается до неузнаваемости в зависимости от своей одежки — гармонической — и ритмического оформления; это могла бы быть интереснейшая история музыкальных стилей, проиллюстрированная одним мотивом.)

С переходом мелодии в теноровый регистр, то есть с того момента, когда монолог сопрано превращается в диалог этих голосов, ритмические комбинации становятся более разнообразными, появляется большая драматическая напряженность. Инструментальная пьеса превращается в оперную сцену. Отдельные хроматические ходы нисколько не нарушают ладовой основы минора, но, как это часто бывает у Чайковского, свидетельствуют о полноте раскрытия всех внутренних возможностей лада.

Эта пьеса хотя и написана в трехчастной форме, как и все остальные в этом цикле, отличается от большинства тем, что средняя часть не несет контраста, в ней нет новых музыкальных идей, но она доводит конфликт голосов и, следовательно, персонажей (Чайковский — мастер драматических сцен) до кульминации. После дважды повторенной страстной фразы, состоящей из трех звеньев секвенции (по одному такту каждое), и заключительного такта с молящей интонацией — эпизода, в котором господствует верхний голос (женское начало), — звучит ответ нижнего голоса: усталый, как бы эмоционально исчерпанный, «израненный». Это сольный речитатив — несколько интонаций вздоха, тех же, с которых началась пьеса, и они же через секунду вновь возникнут в репризе, к которой этот речитатив ведет. Речитатив с усилием взбирается к своей высшей мелодической точке и оттуда спускается — устало и как бы прихрамывая: каждый его звук возникает на слабую долю (синкопированно).

Возвращается музыкальный материал первой части пьесы (реприза). И хотя формально ноты здесь те же, нельзя не почувствовать душевной усталости после драматических коллизий средней части. От исполнителя требуется эмоциональная чуткость, чтобы передать тончайшее различие в том, что формально выглядит идентичным.

Постепенно всё успокаивается, звучание переходит в низкий регистр. В предпоследнем такте аккомпанемент (тонический аккорд) истаивает раньше, чем заканчивает свою фразу солирующий голос: на сей раз этот голос мужской, в отличие от женского, фразой которого пьеса начиналась. Здесь П. Чайковский воспользовался нечасто встречающимся приемом: пьеса формально кончается не на тонике (главном звуке тональности), а на звуке V ступени гаммы — на доминанте. Так это выглядит для глаза (в нотах). Но на слух — чуткого слушателя, способного продлевать слышимое внутренним слухом, то есть в своем сознании, — тоника еще жива, она ощущается…

Чайковский замечательно создает впечатление вопроса, на который как бы нет ответа. И разве не бывает так в истинной драме, в сложных человеческих отношениях?

1 Образ осыпающихся листьев возбуждал фантазию многих композиторов — до и после Чайковского. Достаточно вспомнить чудесную пьесу «Листопад» английского композитора елизаветинской (шекспировской) эпохи Мартина Пирсона, шлягер 50-х гг. XX века «Опавшие листья» французского композитора Жозефа Косма, памятный в исполнении Ива Монтана, или другой, еще более близкий нам по времени пример — песня Р. Паулса «Листья желтые». Поразительно, что названные произведения, принадлежащие музыкальной культуре разных столетий, написаны — по случайности ли? — в тональности ре минор. Очевидно, есть в ней что-то особенно ностальгическое. И еще одно наблюдение — о ре миноре у Баха, — сделанное Эрвином Бодки, крупнейшим знатоком его творчества: «В медленных пьесах — в инвенции, симфонии, прелюдии и фуге из I тома «Хорошо темперированного клавира», а также в медленной части Токкаты господствует созерцательное настроение» (Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха. Пер. с англ. А. Майкапара. – М. 1993). И уж совсем поразительно, добавим мы, что и симфония, и еще явственнее — тема фуги в этой тональности из II тома «Хорошо темперированного клавира» содержат тот самый хроматический ход, который обыгрывает Чайковский в этой своей пьесе!

Александр Майкапар
По материалам журнала «Искусство»

На постере: фрагмент картины Исаака Левитана «Золотая осень»

Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Стравинский и другие.

Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

Петр Чайковский, «Времена года. Весна»

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями — в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета. Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!».


Николай Римский-Корсаков, «Снегурочка»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.


Сергей Рахманинов, «Весенние воды»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890–1895. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина

Еще в полях белеет снег,
А воды
уж весной шумят —
Бегут
и будят сонный брег,
Бегут
и блещут и гласят…
Они
гласят во все концы:
«Весна
идет, весна идет!
Мы молодой
весны гонцы,
Она
нас выслала вперед!

Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.


Александр Глазунов, «Времена года: весна»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений, Ханты-Мансийск

В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы — от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Читайте также:

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.

Симфоническая картина «Весна»


Игорь Стравинский, «Весна священная»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова — Игорю Стравинскому. Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом, который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного». И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра — на этот раз уже с аншлагом.

Часть первая «Поцелуй Земли». «Вешние хороводы»


Дмитрий Кабалевский, «Весна»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года — симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)


Георгий Свиридов, «Весенняя кантата»

Василий Бакшеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творчество Георгия Свиридова — один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Весна уж начиналась,
Березка распускалася,
Как мы домой пошли…
Хорошо, светло
В мире Божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»:

Прослушай фрагмент музыкального произведения «Времена года. Зима» композитора Антонио

Сравните Легенду о девичьей башни и легенды из балета Девичья башнядам 50 балов​

1.Какая история положена в основу сюжета оперы А.П.Бородина «Князь Игорь»? 2.Какие чувства и черты характера князя Игоря передает его ария? 3.Что тако … е кантата?(кратко)

Какие элементы связывают рок оперу с классическими оперными традициями

BONY JACKS, Прослушайте фрагменты исполнения песни «Подмосков- ные вечера» на разных языках: ЯПОНСКОМ французском — Мирей Матьё, русском — Дмитрий Хво … ростов- ский и Анна Нетребко. 1. Сравните исполнение и выскажите своё мнение. 2 Почему эта песня стала популярной во всём мире? 3. Почему песня «Подмосковные вечера» смогла найти путь к сердцу многих людей во всём мире? 4. Создайте синквейн на тему «Песня».​

Послушайте увертюру к опере «Кармен» Ж. Бизе и вступление (№ 1) к балету «Кармен-сюита» Р. Щедрина. Напиши, что связывает эти две темы?

6. Какой Татьяна предстала перед Онегиным на балу в С-Петербурге? А) такой же, как и прежде б) светской дамой в) растерянной 7. Что предложил Онегин Т … атьяне, встретив ее в С-Петербурге? A) выйти за него замуж б) попросил о свидании в) предложил убежать с бала, чтобы поговорить 8. Где происходило свидание Онегина и Татьяны в Санкт-Петербурге? А) в доме у Греминых б) в саду в) в пoмeтье у Лариных 9. Что ответила Татьяна на признанье Онегина в любви? А) согласилась ради него оставить мужа б) решила продолжать тайно встречаться в) я другому отдана и буду век ему верна​

помогите пожалуйста,очень надо и прямо сейчас даю 20балов​

Определи и подпиши обозначения интервалов и аккордов с разрешением в со ответствующих тональностях: Es-dur c-moll Ges-dur H-dur fis-moll ​

ответьте на вопросы: 1) Вспомните, назовите, напойте песни, шлягеры из знакомых вам мюзиклов, рок-опер, кинофильмов. Почему они завоевали популярность … среди современных слушателей и исполнителей? 2) Назовите фамилии отечественных и зарубежных композиторов, творчество которых можно отнести к «третьему направлению». Приведите примеры их сочинений. Какие черты академической и популярной музыки нашли в них своё отражение? Аргументируйте своё мнение.

Характер, Музичний образ, Мелодія, Ритм, Динаміка, Регістр, Тембр, Інструменти, Враження від твору, твір «гаю гаю зелен розмаю»автор М. Леонтович.​

Вивальди Времена года Бах Токката и фуга ре минор

Видеоинсталляция: Звучащие полотна. Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти
Что такое гений? Как отличить действительно гениальное творение? При всей загадочности самой природы гениальности ответ на этот вопрос представляется вполне очевидным. Гениальное неподвластно времени, быстро меняющимся модным веяниям или настроениям. Гений — категория вечного. Такие произведения неизменно притягивают, вновь и вновь очаровывают, поражают воображение и побуждают к размышлению. Сегодня пространство старинного собора заполнят божественная музыка и образы, рождённые вдохновением титана Высокого Возрождения, «универсального человека» на все времена Леонардо да Винчи.
Отсвет легендарной эпохи Ренессанса лежит на всём творчестве итальянских классиков, ярким представителем которых стал «рыжий монах» — уникальный композитор, скрипач и педагог Антонио Вивальди. Уроженец Венеции прославился по всей Европе как виртуозный музыкант, способный за пять дней написать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Вивальди создал жанр сольного инструментального концерта, установил форму concerto-grosso, что стало важным этапом формирования классической симфонии.
Неопределённость существует также в отношении одного из самых популярных сочинений Иоганна Себастьяна Баха — токкаты и фуги ре минор: в последние десятилетия прошедшего века авторство этого выдающегося произведения подвергалось некоторому сомнению. Исследователи спорят также о времени написания опуса. Оригинал нотного текста утерян, первая публикация, основанная на рукописной копии немецкого органиста Иоганнеса Рингка (1717- 1778 г.) появилась лишь в 1833 году благодаря известным усилиям Феликса Мендельсона.
Полотна Рафаэля Санти, возвышенная живопись которого вдохновляет, заставляя верить в божественную красоту. В пространстве старинного Лютеранского Собора, создавая новую художественную реальность, объединяются разные виды искусств. И это, безусловно, событие сегодняшнего концертного дня. Лучшие достойны лучших — концерт ждёт вас.
Исполнители:
Анастасия Сидельникова—Орган, солистка МГАФ
Давид Ардуханян—Скрипка
Камерный оркестр «Академия Русской Музыки»
Иван Никифорчин—Дирижёр, художественный руководитель, Лауреат Премии им. Бориса Чайковского
В программе:
Вивальди Антонио
Бах Иоганн Себастьян

А. Вивальди «Времена года» — презентация онлайн

1. А. Вивальди «Времена года»

Автор:
учитель музыки МОУ Уральской СОШ
Натфуллина З.А.
декабрь, 2013 год
• Анто́нио Вива́льди —
итальянский композитор, скрипач,
педагог, дирижёр, священник, при жизни
получил широкое признание во
всей Европе. Мастер ансамблевооркестрового концерта — кончерто гроссо,
автор 90 опер. Вивальди в основном
известен благодаря своим
инструментальным концертам, в
особенности для скрипки. Его наиболее
известной работой является серия из
четырёх скрипичных концертов «Времена
года» .
• Времена года Антонио Вивальди — одно
из самых знаменитых его произведений,
также одно из известнейших музыкальных
произведений этого стиля. Произведения
«Времена года» было создано в 1723 году, а
впервые вышло в свет только два года
спустя. Каждый концерт соответствует
одному времени года, разделен на три
части, посвященных трем месяцам каждого
времени года. Каждый из концертов
сопровождается сонетом. Считается, что
сам Вивальди был автором не только
музыки, но и стихов.
• Концерты этого цикла — это так называемая
программная музыка, то есть музыка,
соответствующая определенной, в данном случае,
литературной программе. Во «Временах года» мы
имеем дело действительно с самой настоящей
программой: музыка точно следует за образами
стихов. Сонеты так хорошо соответствуют
музыкальной форме концертов, невольно возникает
подозрение, не сочинены ли, наоборот, сонеты к уже
написанной музыке? Первая часть данного концерта
иллюстрирует первые два четверостишия, вторая
часть — третье четверостишие, а финал — последнее.

5. «Весна»

• Концерт начинается веселой беззаботной мелодией,
каждая нота которой говорит о восторге в связи с
приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют
пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в
унисон оркестр грозным стремительным звучанием
имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у
скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза
проходит, то снова в каждом звуке радость прихода
весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе
весны. Парящая мелодия солирующей скрипки
иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все
остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты
изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина.
Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль.
• Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

7. «Лето»

• Истома от жары передается тихим звучание музыки, как
будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое
только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка…
И вдруг – порыв холодного северного ветра,
предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается
настроение изнеможения от жары. Скрипка передает
интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед
неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер,
и грозные раскаты грома приближающейся грозы.
Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений,
стихия приближается. Неожиданно наступает затишье,
это перед бурей… И вот буря разряжается. Открываются
небеса и проливают на землю потоки воды,
изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы
ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно
без остановки следуют один за другим, и кульминацией
становится грозный унисон всего оркестра.
• В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

9. «Осень»

• Осенняя часть начинается танцем и песней
крестьян. После грозы приходит осенний
праздник урожая. Ритмом мелодий передается
жизнерадостное настроение. “Разливается” вино,
захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой
походкой, они поют, хоть и трудно различить
слова. В конце песни скрипка замирает, все
погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо
спускается ночь, делая звуки таинственными и
обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка
изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях
и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев
раненого зверя.
• Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утором на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
• Но чаще погибает, наконец.

11. «Зима»

• Конец зимы у Вивальди является одновременно и
предвестником новой весны. Поэтому несмотря на
грусть холодного периода, нет пессимизма ни в
музыке, ни в стихах. Холодно. От холода стучат зубы,
хочется притопнуть ногами. Но и зимой есть радости.
Например, катание на коньках. В занимательных
пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как
можно на льду легко поскользнуться. Но вот подул
южный ветер – первый знак приближающейся весны.
И между ним и северным ветром разворачивается
борьба. Победой южного ветра и наступлением
весны рано или поздно закончится это
противоборство, но этой бурной драматической
сценой противоборства завершается “Зима” и
цикл Времен года.
• Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Домашнее задание:
1. У каких композиторов и в
каких жанрах есть
одноимённое произведение?
2. Назовите жанр
произведения Вивальди.
3. К какой музыке относится
произведение:
духовной или светской,
инструментальной или
вокальной,
программной или
непрограммной?

Highlights: Vivaldi Four Seasons — Характеристики

Four Seasons Вивальди — это четыре скрипичных концерта, изображающих времена года: весна, лето, осень и зима. Это одни из самых экстравагантных примеров музыки, рассказывающей историю («программную музыку») периода барокко. Вот несколько ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание.

О

Four Seasons Вивальди

Название: Le quattro stagioni (Времена года), op. 8
Композитор: Антонио Вивальди (1678–1741)
Период: Барокко
Составлено: ок.1723, Италия
Издатель: 1725, Амстердам в составе набора из 12 концертов, Il cimento dell’armonia e dell’inventione (Конкурс между гармонией и изобретением)
Жанр: Концерт (набор из четырех)
Инструменты: Сольная скрипка, скрипки, альты, виолончели, контрабасы, орган или клавесин
Продолжительность: c. 45 минут

Что слушать в

Four Seasons Вивальди

Временные коды относятся к альбому австралийского Бранденбургского оркестра Vivaldi: The Four Seasons с Элизабет Уоллфиш в роли солистки (ABC Classics).

Каждый концерт состоит из трех частей: быстро-медленно-быстро. Вивальди опубликовал концерты вместе с сонетами, возможно, написанными им самим, подробно описывая музыкальные события.

Весенние птицы
Пропустить встраивание Spotify

FireFox Пользователи NVDA — для доступа к следующему содержимому нажмите «M», чтобы войти в iFrame.

Первая часть празднует начало весны с пением птиц, журчанием ручьев и легким ветерком, которые изображены между возвращениями заразительно счастливой темы.

Первое высказывание темы прерывается хором птиц [0:30]. Вивальди имитирует пение птиц пятью разными способами. Сольная скрипка играет трели, а первая сольная скрипка отвечает трехзначным паттерном, оканчивающимся трелью. Затем соло скрипки сменяется короткими щебечущими нотами «стаккато», в то время как первая скрипка играет вниз. Припев строится на том, что вторые скрипки исполняют восходящую схему пропуска, которая становится все быстрее и сильнее даже до того, как превратиться в быструю трель.Это явно не австралийские птицы.

Летние бури
Пропустить встраивание Spotify

FireFox Пользователи NVDA — для доступа к следующему содержимому нажмите «M», чтобы войти в iFrame.

Первые две части «Лета» описывают опыт, знакомый всем австралийцам: лежание в удушающей жаре в ожидании смены ветра. В конце концов все же придет сильный северный ветер. Третья часть изображает последовавшую бурю с энергичной очисткой и дикими арпеджио.

Пьяные крестьяне осенью
Пропустить встраивание Spotify

FireFox Пользователи NVDA — для доступа к следующему содержимому нажмите «M», чтобы войти в iFrame.

Осень открывается песнями и танцами крестьян, празднующих урожай. «Зажженная спиртным напитком Вакха» скрипка соло отрывается от деревенского танца и виртуозно колеблется между высокими и низкими регистрами [1:10]. Первая скрипка все еще сама себя контролирует, хотя и немного хамовато, но Вивальди специально отмечает струнный аккомпанемент, который нужно играть «пьяным» [1:32]. Скрипач-солист в конце концов уступает Вакху [2:33], хотя интерпретация опьянения отличается.Крестьяне заканчивают пирушку во сне [3:30].

Пропустить встраивание Spotify

FireFox Пользователи NVDA — для доступа к следующему содержимому нажмите «M», чтобы войти в iFrame.

Медленное движение осени изображает «сезон, который приглашает так много, многих / из их сладчайшего сна к прекрасному наслаждению», но вы скажете мне, не звучат ли эти одурманенные аккорды как похмелье.

Зимний холод
Пропустить встраивание Spotify

FireFox Пользователи NVDA — для доступа к следующему содержимому нажмите «M», чтобы войти в iFrame.

Winter начинается с безжалостных ледяных кинжалов, охватывающих струнный оркестр. Соло скрипки прерывается «резким дыханием ужасного ветра», хотя эффект снова зависит от исполнения. Первые скрипки пытаются согреться быстрыми бегущими нотами и широкими прыжками, изображающими топание ног [1:05].

Пропустить встраивание Spotify

FireFox Пользователи NVDA — для доступа к следующему содержимому нажмите «M», чтобы войти в iFrame.

Но зима — это не только ледяные ветры, есть еще ощущение уюта, когда вы сидите у костра, когда на улице капает дождь.Вивальди заставляет скрипки перебирать струны, имитируя звук капель дождя, в то время как скрипка соло играет приятную, довольную мелодию.

ТРИ композитора, черпающие вдохновение в сезонах

С самого начала музыкальной истории композиторы пытались передать звуком четыре времени года. Самые ранние из сохранившихся музыкальных сезонов восходят к григорианским песнопениям. Мы также знаем, что сезонные песни были частью греческой культуры. Многие композиторы предложили свои впечатления о цикличности Земли.Легко приходят на ум примеры, наиболее очевидными из которых являются «Одиночество осенью» Малера из «Песни земли», цикл песен Шуберта «Зимний пейзаж», «Весна священная» Стравинского и др. ‘и множество летних произведений Делиуса, а также множество популярных песен всех мастей и качеств.

Помимо песнопений в разное время года, интегральные настройки всех четырех сезонов вдохновляли и бросали вызов нескольким композиторам. Для этого есть очевидная причина; сезонный образец имеет метафизический подтекст.Традиционный индийский взгляд на времена года рассматривает зиму как покой, весну как творение, лето как сохранение, а осень как разрушение. Расширенный, проработанный и немного романтизированный, это история человечества, и, независимо от того, насколько экваториален наш климат, в конечном счете мы все родственники.

«Времена года» Антонио Вивальди, серия коротких скрипичных концертов в стиле барокко начала 18 века, являются самыми популярными произведениями итальянского композитора. Хотя обложка недавней записи Telarc (Telarc Digital DG-10070) обещает Бостонский симфонический оркестр, те, кто опасается натиска не-Вивальдианцев со стороны крупных сил, будут приятно удивлены, поскольку ансамбль сокращается до стилистически правильных 15 артистов или около того. .Джозеф Сильверстайн, концертмейстер B.S.O., является солистом Telarc. Хотя его подход несколько романтичен, он нежно формирует музыку Вивальди, уделяя много внимания эффективному орнаменту. Сэйдзи Одзава дирижирует энергично и внимательно. Цифровой звук хоть и хороший, но ненамного лучше качественного аналогового.

Другое исполнение «Four Seasons» Вивальди, более мягкое, но все же удовлетворительное, — это недавний релиз французской семьи Бардон (Pierre Verany Records PV-8221).На обложке альбома представлена ​​забавная генеалогическая таблица, объясняющая, как все Бардоны связаны — сестры, кузены и тети, по словам У.С. Гилберт. Это явно семейная постановка и близость сплоченной группы, а качество и энтузиазм их игры делают Вивальди теплым и представительным; вот исполнения стиля и изящества.

Антонио Вивальди — Композиции, факты и музыка

Антонио Вивальди был композитором 17-18 веков, который стал одной из самых известных фигур европейской классической музыки.

Кем был Антонио Вивальди?

Антонио Вивальди был рукоположен в священники, хотя вместо этого он решил следовать своей страсти к музыке. Плодовитый композитор, создавший сотни произведений, он прославился своими концертами в стиле барокко, став очень влиятельным новатором в форме и образце. Он также был известен своими операми, в том числе Argippo и Bajazet .

Ранняя жизнь

Антонио Лучио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, Италия.Его отец, Джованни Баттиста Вивальди, был профессиональным скрипачом, который также научил играть своего маленького сына. Через своего отца Вивальди познакомился и учился у некоторых из лучших музыкантов и композиторов Венеции того времени. В то время как его скрипичная практика процветала, хроническая одышка не позволяла ему овладеть духовыми инструментами.

Вивальди стремился получить религиозное образование, а также музыкальное образование. В 15 лет он начал учиться на священника. Он был рукоположен в 1703 году. Из-за рыжих волос Вивальди был известен в местных общинах как «il Prete Rosso» или «Красный священник».«Священническая карьера Вивальди была недолгой. Проблемы со здоровьем не позволили ему проводить мессу и вынудили его оставить священство вскоре после его рукоположения.

Музыкальная карьера

В возрасте 25 лет Вивальди был назначен мастером игры на скрипке. Ospedale della Pietà (Благочестивая больница милосердия) в Венеции. На этой должности он написал большую часть своих основных произведений за три десятилетия. Больница была учреждением, где обучались сироты — мальчики — ремеслу, а девочки — музыке.Самые талантливые музыканты присоединились к оркестру, который исполнил произведения Вивальди, в том числе религиозную хоровую музыку. Под руководством Вивальди оркестр завоевал международное внимание. В 1716 году он был произведен в музыкальный руководитель.

К 1715 году Вивальди, помимо хоровой музыки и концертов, начал регулярно сочинять оперные партитуры; осталось около 50 из этих баллов. Два его самых успешных оперных произведения, La constanza trionfante и Farnace, , были исполнены в многократных возрождениях при жизни Вивальди.

В дополнение к своей постоянной работе, Вивальди принял ряд краткосрочных должностей, финансируемых покровителями в Мантуе и Риме. Во время своего пребывания в Мантуе, примерно с 1717 по 1721 год, он написал свой четырехчастный шедевр «Времена года ». Он соединил пьесы с четырьмя сонетами, которые, возможно, написал сам.

Поклонниками и покровителями Вивальди были члены европейских королевских семей. Одна из его кантат, Gloria e Imeneo , была написана специально для свадьбы короля Людовика XV.Он также был фаворитом императора Карла VI, который публично почтил Вивальди, назвав его рыцарем.

Поздняя жизнь и смерть

Известность Вивальди как композитора и музыканта в молодости не привела к длительному финансовому успеху. Затмеваясь более молодыми композиторами и более современными стилями, Вивальди уехал из Венеции в Вену, Австрия, возможно, надеясь найти место при императорском дворе, расположенном там. Однако он оказался без видного покровителя после смерти Карла VI и умер в бедности в Вене 28 июля 1741 года.Его похоронили в простой могиле после отпевания, которое прошло без музыки.

Музыканты и ученые возродили музыку Вивальди в начале 20 века, когда многие неизвестные произведения композитора были обнаружены из безвестности. Композитор и пианист Альфредо Казелла организовал возрождение Недели Вивальди в 1939 году. Музыка Вивальди широко исполнялась со времен Второй мировой войны. Хоровое сочинение Gloria , вновь представленное публике на Неделе Вивальди в Казелле, особенно известно и регулярно исполняется на рождественских праздниках по всему миру.

Произведения Вивальди, в том числе почти 500 концертов, оказали влияние на последующих композиторов, включая Иоганна Себастьяна Баха.

Проект Вивальди: Времена года, партнерство с MassArt

Аманда Годовски
Доска для иллюстраций, акрил

«Пропавший лебедь» — это акриловая картина размером 11×16 на доске для иллюстраций, вдохновленная вступительным скрипичным концертом «La Primavera» в опере «Времена года» Антонио Вивальди. Сусанна Огата, скрипачка и помощник концертмейстера Общества Генделя и Гайдна, рассказала о своем опыте игры на скрипке, когда она рисовала целую вселенную своим смычком и струнами.Я хотел запечатлеть этот опыт в «Потерянном лебеде», подчеркнув взлеты и падения весеннего сезона. Выполнение сцены за счет выразительной маркировки и глубокого внимания к цвету. Это позволило картине двигаться и вибрировать от страницы, подобно аллегро в «Ла Примавера».

«Времена года» Вивальди были созданы в 1723 году, в период художественного движения барокко. Вскоре в середине 1700-х годов началось движение искусства рококо. Картины периода рококо были очень романтичными, изображали причудливую и чувственную иконографию с богато украшенными деталями.The Four Seasons запечатлели то же чувство в своем повествовании для «La Primavera». Это особенно заметно в стихотворении Вивальди, которое было создано к песне. Поэма иллюстрирует образы танцующих нимф, пастухов и птиц, поющих в ручьях. Девушка в «Пропавшем лебеде» играет роль нимфы, которая общается и восстанавливает равновесие в природе. Она делает это, помогая лесным животным принести матери лебедя, потерявшегося во время шторма. Я выбрал лебедей, потому что они признаны символом любви, музыки и поэзии.Кивает на использование Вивальди мультимедиа в Four Seasons и страстные мотивы эпохи рококо.

Цветовая палитра

в стиле рококо хорошо известна своим обилием пастельных тонов, контрастирующих с яркими яркими фтало-синими / зелеными оттенками периода барокко. Одной из самых известных работ, вышедших из периода рококо, была работа Жана Оноре Фрагонара «Качели», которая повлияла на цветовую палитру «Пропавшего лебедя». Я использовал зелень птало, чтобы расширить пространство, привлекая внимание к четким ярким розовым оттенкам, полученным из элегантных красных хинакридонов.По всему центру залегают желтые пятна, чтобы сделать сцену ярче. Цвет был выбран, чтобы вызвать ностальгическое и юношеское чудо. Как и в «Временах года» Вивальди, я собираюсь рисовать, чтобы перенести публику и вспомнить прекрасное весеннее время.

самых известных произведений Вивальди, не относящихся к четырем временам года

В этой статье мы перечислим некоторые из самых известных произведений виртуоза эпохи барокко Антонио Лучио Вивальди — венецианского композитора, скрипача-виртуоза, прозванного «Красный священник» за свои рыжие волосы.Мы порекомендуем вам 6 лучших произведений Вивальди, кроме четырех сезонов, о которых вы хотели бы знать раньше.

Вивальди был одним из определяющих деятелей классической музыки в стиле барокко. Он внес изменения в музыку для церкви, оперного театра и концертного зала. Но самым главным его достижением была музыка для струнных.

Несмотря на то, что при его жизни его музыка имела влияние на всю Европу, он умер в бедности в доме, принадлежащем вдове венского мастера по изготовлению седел.

Читайте также: 7 знаменитых произведений в стиле барокко, которые стоит послушать

Список самых известных произведений Вивальди:

1- Aria Sovente il sole

Это, наверное, самое известное произведение Вивальди после четырех сезонов.Эта ария из серенаты Andromeda Liberata, в которой Вивальди был главным автором, но использовала других композиторов, включая Альбинони, Порту, Порпору и Лотти, что приводит к тому, что эту музыку иногда называют пастиччо; собрание музыки нескольких композиторов.

Серената — это гибрид кантаты и оперы, исполняемой в вечерние часы на открытом воздухе. Он был написан на основе либретто Винченцо Кассани (около 1677–1736), сюжет взят из греческой мифологии.

Самая красивая ария Вивальди на подошве

Самая красивая ария Вивальди на подошве


2- Nisi Dominus — «Cum Dederit»

Чистый момент благодати со священной работой Ниси Доминус — Антонио Вивальди.Это первая установка Вивальди 127 псалма для сольного голоса и струнных из его огромного священного произведения. Куплет IV, «Cum dederit», который представляет собой медленную часть из оперы Вивальди Nisi Dominus, особенно тревожный благодаря использованию приглушенного, статичного струнного письма с длинными мелизматическими вокальными линиями.

Филипп Жаруски. «Cum Dederit» и «Tecum Principium» А. Вивальди.

Филипп Жаруски. «Cum Dederit» и «Tecum Principium» А. Вивальди.


3- Вивальди: Ла Фоллия

Трио-соната для двух скрипок и бассо континуо (Вариации на тему «La Follia») Op.1 № 12 РВ63. Фолиа был древним испанско-португальским танцем, который к концу традиционно становился все более быстрым и безумным. О девушках, которые танцевали, говорили, что они «сумасшедшие», отсюда и имя Фолиа (безумие или безумие). Это одна из старейших музыкальных тем Европы. Эта последовательность аккордов неоднократно включалась в музыку такими композиторами, как Арканджело Корелли, К.П.Е. Бах, Антонио Вивальди, Аллесандро Скарлатти и Марин Марэ.

Вивальди: Ла Фоллия

Вивальди: Ла Фоллия


4- Filiae Maestae Jerusalem, RV 638

Это одна из интродукционных работ Вивальди, состоящая из трех частей, предлагающих плач Дочерей Иерусалима и всего творения в память о страданиях Христа.В плейлисте слушаем 2-й движок «II. Сайлент зефири (Ларго) »

А. ВИВАЛЬДИ: «Filiae maestae Jerusalem» RV 638 [II. Сайлент Зефири], Ф. Жарусский / Ансамбль Artaserse

А. ВИВАЛЬДИ: «Filiae maestae Jerusalem» RV 638 [II. Сайлент Зефири], Ф. Джарусский / Ансамбль Artaserse


5- ГЛОРИЯ В EXCELSIS DEO.

Вивальди написал три хоровых постановки «Глории», но сохранились только две из них. На сегодняшний день наиболее известен RV 589, построенный примерно в 1715 году.Открыт заново в 20 веке. Это его самая популярная священная пьеса, драматическая, воодушевляющая и радостная. Вивальди написал ее в Венеции в 1715 году для хора и оркестра Ospedale della Pietà, приюта для девочек.

Однако сама «Глория» — это радостный гимн хвалы и поклонения, разделенный на 12 относительно коротких частей, варьирующихся от праздничного блеска до глубокой печали.

ГЛОРИЯ В EXCELSIS DEO. Антонио Вивальди. Режиссер: Антонио Фауро

ГЛОРИЯ В EXCELSIS DEO.Антонио Вивальди. Директор: Антонио Фауро


6- Vedro con mio diletto »

Это известная ария из оперы «Джустино», исполняемая на концертах и ​​в записях контртеноров, таких как Филипп Ярусский и Якуб Юзеф Орлински, и контральто в роли Сони Прины.

Vivaldi — Vedrò con mio diletto (Jakub Józef Orliński)

Vivaldi — Vedrò con mio diletto (Jakub Józef Orliński)



Похожие сообщения


Бесплатные музыкальные инструменты


Изучите музыку

Почему «Времена года» Вивальди продолжают вдохновлять

Антонио Вивальди написал более 500 концертов.Сегодня большинство людей знает четверых из них. Но эти четыре — широко известные как «Времена года» — стали частью нашей культурной ткани. Возможно, это даже не лучшие его концерты, но они повсеместны. Даже если вы не разбираетесь в классической музыке или думаете, что знаете ее, вы слышали «Времена года» — в саундтреках к фильмам, в телевизионной рекламе или в лупах Muzak.

Возведение культовых икон происходит при помощи странного алхимического процесса. Почему преобладали «Времена года», когда столь же сильные произведения Вивальди гораздо менее известны? Конечно, это хорошая музыка.Они сверкают. Они наполнены запоминающимися мелодиями, которые продвигают музыку вперед и никогда не перестают приветствоваться. Они также являются одними из первых образцов программной музыки, иллюстрирующей окружающий мир: это холодный зимний ветер, это весенняя кукушка. Для тех, кто не уверен в том, что они должны слушать в так называемой классической музыке, конкретные иллюстрации — желанная точка ориентации.

Другая часть алхимии — это побуждение к репликации: творческие клетки продолжают делиться.Композиторы и исполнители стараются сделать произведение своим, не только играя его, но и отвечая на него, изменяя его, создавая новые произведения по его образу. Найджел Кеннеди, Марк О’Коннор, Филип Гласс, Макс Рихтер: Все они в последние годы написали отзывы на «Времена года» в виде новых скрипичных концертов. Есть много знаковых классических произведений и много попыток их модернизировать (вспомните эпоху диско «Пятая часть Бетховена?»), Но я не могу вспомнить другую работу, которая вдохновила бы так много прямых побочных эффектов.

Возможно, это потому, что мы так сильно любим музыку, что извлекаем из нее смысл, а затем возвращаемся в нее, как слово, которое вы повторяете снова и снова, пока на какое-то время не потеряете смысл. «Многие люди перестают любить, потому что это слышно все время», — говорит Рихтер. «Это парадоксальная ситуация: это прекрасное музыкальное произведение, но в конечном итоге вы его как бы ненавидите».

Рихтер говорит, что «Перекомпоновано Максом Рихтером: Вивальди — Времена года» (выпущенный на компакт-диске в октябре) является результатом «путешествия открытий — я восстановил его, продумав свой путь через него.Работа Филиппа Гласса

«Американские четыре сезона» была исполнена в рамках проекта «Времена года» в ноябре 2010 года в Strathmore. (Strathmore / STRATHMORE)

Работа Рихтера ближе всего к его модели из всех недавних ответов Вивальди. Он следует наброскам Вивальди, но расходится с конкретными деталями. В некоторых моментах вы можете отчетливо слышать оригинальную музыку через оконное стекло с немного другим звуком — фанерой электроники, небольшим изменением линии. В других случаях вся пьеса взлетает в таком другом направлении, что Вивальди является не более чем далеким источником вдохновения, в то время как музыка переливается осколками остинато в стиле барокко.

«Особенность Вивальди, — говорит Рихтер, — заключается в том, что он построен таким образом, что действительно позволяет вам войти. Движения довольно лаконичны, но на микроуровне это модульная музыка, созданная из этих маленьких атомов. Их можно легко разобрать, как набор Лего ». Было бы сложнее переосмыслить, скажем, романтическое произведение с длинными выразительными линиями, как 10-е произведение Малера.

Каждый, кто любит искусство, знает импульс войти в произведение: запомнить стихотворение, захотеть купить картину, схватить какой-то элемент произведения, чтобы он никогда не был потерян.Но не только чистая любовь к музыке вдохновляет современных художников подражать ей. Это также связано с упаковкой. «Времена года» — это проявление силы для солиста-скрипачка — сам Вивальди был скрипачем, импровизация которого привела в трепет одного наблюдателя, который почувствовал, что «такого не было и никогда не может быть сыграно». Скрипачи жаждут других произведений, которые могут предложить такое же сливовое украшение.

Скрипач Роберт Макдаффи обратился к Филиппу Глассу с просьбой создать современный кулон к опусу Вивальди и взял получившееся произведение — второй скрипичный концерт Гласса с подзаголовком «Времена года в Америке» — в кругосветное турне.(Гласс оказался на высоте, написав любезное произведение, которое имело четкую связь с его предшественником, оставаясь при этом твердо стеклянным.) Он справился лучше, чем скрипач Найджел Кеннеди, чьи «Четыре элемента» слишком старались, чтобы быть фанковыми и попсовыми. , не представляя для уха особого интереса.

Для скрипача и композитора Марка О’Коннора «Времена года» послужили скорее общей моделью для показательного концерта с дополнительным крючком. «Американские сезоны» О’Коннора созданы с учетом его собственного владения рядом скрипичных идиом — не только классических, но также мятлика и джаза.Мастерство достойно похвалы, но сама пьеса была легкой на слух стилизацией.

Очарование упаковки распространяется и на композиторов. Живые композиторы, как правило, живут в мире, ориентированном на новую музыку, населенном ансамблями и исполнителями, интересующимися современными звуками. Оркестровая публика сопротивляется новым произведениям — но, возможно, не новым произведениям, в которых есть что-то знакомое. В 2010 году, когда Макдаффи привез в Стратмор концерт Гласса «Американские четыре сезона», публика кричала и кричала, что не было обычной реакцией на новую музыку на концерте оркестра.А композиция Рихтера «Recomposed» со скрипачом Дэниэлом Хоупом принесла классическое мейнстримное признание — включая компакт-диск на Deutsche Grammophon, «золотом лейбле» классической музыки, композитору, более известному своими проектами в стиле инди.

В некоторых канонических классических произведениях разговор об упаковке может показаться святотатством. В «The Four Seasons» он полностью соответствует духу музыки. Эти концерты впервые появились в составе сборника из 12, опубликованного под названием «Борьба гармонии и изобретения», но Вивальди вряд ли был бы против их присвоения.Он писал в то время, когда музыка была функциональна, десятки концертов были обычным делом для работающего музыканта, а композиторы постоянно заимствовали друг у друга. А в «Временах года» он не стремился обнажить свою душу. Он стремился написать что-нибудь, что порадовало бы.

Спустя почти 300 лет борьба между гармонией и инновациями, кажется, продолжается бесконтрольно, и как «Времена года», так и современные реакции на нее редко выходят за рамки дихотомии, к лучшему или худшему, и представляют собой сплав оба.

Правильные ноты The Four Seasons

Антонио Вивальди (1678-1741) был, вероятно, самым знаменитым и одним из самых плодовитых композиторов эпохи итальянского барокко.

Среди более 800 его известных произведений — более 500 концертов, несколько опер, духовных вокальных произведений и, как и положено виртуозу (он был скрипачом), множество международных произведений. Но хотя многие из его произведений выдержали испытание временем и сегодня часто играют и записывают, ни одно из них не пользуется такой популярностью, как Le quattro staggioni , The Four Seasons .

Не рассматривайте The Four Seasons как отдельную работу. Это четыре концерта для скрипки с оркестром, каждый из которых посвящен сезону года, и вместе они составляют часть выпущенного в то же время сета под названием Il cimento dell’armonia e dell-‘inventione , или The Trial of Strength Between Harmony. и изобретения. Хотя The Four Seasons были опубликованы в 1725 году, на самом деле они были написаны раньше, примерно в 1716-17 годах.

Так что же такого в Four Seasons , что сделало их настолько популярными во всем мире? Думаю, первое, что можно сказать о них, это то, что они представляют собой один из первых и лучших образцов программной музыки: произведения, имеющие центральную тему.И в данном случае тема простая. Мы все понимаем времена года, и все мы можем попытаться услышать их описания в The Four Seasons . И это сделало «Времена года» настолько революционным.

В этих четырех концертах Вивальди открыл новые горизонты, представив в музыке звуки текущих ручьев, пение разных видов птиц, жужжание мух, грозы, охотничьи вечеринки, замерзшие пейзажи, стучащие зубы и теплые зимние огни.

Еще одна замечательная особенность The Four Seasons заключается в том, что каждый концерт сопровождался иллюстративным сонетом, который, как считается, был написан самим Вивальди.Это делает их формой искусства, отличной от обычных концертов. Это внемузыкальные произведения с повествовательным элементом в виде сонетов и необычных указаний Вивальди. Например, в партитуре второй части Spring он ссылается на «Лай собаки», во вступительной части Summer он написал «Слабость от жары» и слова «пьяницы заснули. »Во второй части Осень .

Эта программа представляет собой поэтапное изложение программы «Четыре сезона» , в которой показано, как музыка отражает слова сонетов.

Запись, которую я использую в этой программе, сделана Камерным оркестром «Орфей» с американо-израильским скрипачом Гилом Шахамом.

Мы начнем там, где начинается The Four Seasons — с первой части La Primavera , Spring . Но сначала давайте прочитаем ту часть сонета «Весна», которая сопровождает это движение.

Весна пришла.
Птицы празднуют ее возвращение праздничным песнопением, а журчание ручьев нежно ласкает ветерок.
Грозы, эти вестники Весны, ревут, накидывая свою темную мантию на небеса,
Затем они умирают в тишине, и птицы снова начинают свои очаровательные песни.

Вы можете услышать эту историю в этом движении.

А вот и часть сонета, относящаяся ко второй части.

На усыпанном цветами лугу, с шелестящими лиственными ветвями над головой, спит козье стадо, его верный пес рядом с ним.

Все это я слышу во второй части.Ты можешь? Слушайте…

А вот и сонет о следующей части.

Под праздничным звуком деревенской волынки нимфы и пастухи танцуют под ярким весенним балдахином.

Послушайте волынку — гул на нижних струнах — а затем несколько прекрасных моментов игры на скрипке, которые оживляют образы пастухов, легко танцующих.

Второй концерт в The Four Seasons — это L’estate , Summer .Давайте прочитаем ту часть Летнего сонета, которая относится к вступительной части.

В суровую пору, зажженную солнцем
Изнемогающий человек, томит стадо и сжигает сосну
Мы слышим голос кукушки; затем раздаются сладкие песни горлицы и зяблика.
Мягкий ветерок шевелит воздух, но угрожает.
Северный ветер внезапно сметает их в сторону.
Пастух дрожит, опасаясь сильных штормов и своей судьбы.

Слушая первую часть Summer , мы слышим, как Вивальди изображает жаркое итальянское лето.Вначале вы почти можете слышать дымку тепла. Теперь послушайте птиц — они не очевидны, но они есть, — прежде чем Вивальди представит легкий ветер, который перерастает в нечто более бурное. Пастух насторожен, как вы могли слышать.

Итак, вот первая часть Summer .

Этими словами сопровождается вторая часть Summer

Страх молнии и свирепого грома
Лишает покой его усталые конечности
Как мухи и комары неистово жужжат вокруг

Слушайте все это: насекомых, играющих на скрипках, и внезапное изображение молнии и грома.Это действительно удивляет вас, как обычно бывает с молниями.

Вот что говорится в сонете о третьей части…

Увы, его опасения оправдались.
Небеса гром и рев и град.
Отрубил пшенице голову и повредил зерно.

Лето Вивальди не радует. Как вы можете слышать, это жарко и неприятно, и есть что-то явно тревожное в окончании движения.

Теперь мы переходим к следующему сезону, Autunno , Autumn . Первая часть этого концерта сопровождается словами…

Празднует крестьянина песнями и танцами,
Удовольствие от обильного урожая
И зажигается ликером Вакха
Многие заканчивают свое веселье во сне.

Итак, мы начнем с веселого праздника с легкой музыкой, за которым следует очень резкая скрипичная секция, изображающая людей, которые выпили несколько напитков.А потом все заканчивается крепким сном. Это было хорошее время. Урожай собран, все праздновали и все измотаны.

Вторая часть продолжает рассказ.

Каждого заставляют забыть о своих заботах, петь и танцевать
Воздух, закаленный удовольствием
И сезон, который приглашает многих, многих
Из их сладчайшего сна к прекрасному наслаждению.

Движение начинается со звуков крепко спящего народа, возможно, наслаждающегося приятным сном (клавесина), в то время как прошедшие часы успокаивают действие алкоголя, выпитого накануне вечером. Думаю, можно изобразить именно эту картину, ведь мы все там были, не так ли?

В третьей части Autumn все начинает оживляться.Вот слова, которые сопровождают аллегро…

Охотники появляются на новом рассвете
И с рогами, собаками и ружьями уходят на охоту
Зверь убегает, и они идут по его следу; Испуганный и уставший от великого шума.
Из пушек и собак зверь, раненый, угрожает
Томно бежать, но измученный, умирает.

Движение начинается с очень четкого звука вылетающих охотников.Внезапно их жертва бросается прочь, но ранена и в конце концов погибает. Слушайте низкие ноты, когда он умирает.

Музыкальное изображение L’inverno , Winter заставляет меня замерзнуть, как и сонет. Вот слова для начального движения…

Дрожать от холода в ледяном снегу,
В резком дыхании ужасного ветра;
Бежать, каждую секунду топая ногами,
Наши зубы стучат от сильного холода.

Движение начинается с яркого изображения чего-то холодного. Мы можем слышать, как клавесин изображает лютый холод. Затем идет скрипачка-солистка, олицетворяющая нежеланный холодный ветер. Теперь мы слышим, как кто-то бежит, быстро топая ногами в безуспешной попытке отбиться от холода. Вы можете услышать стук зубов на морозе, а смычок скрипки отскакивает от струн.

В ларго, второй части Winter , Вивальди изображает следующее…

Перед огнем пройти мирно, Довольные дни, пока на улице льет дождь.

У нас есть прекрасная спокойная секция. Я думаю, что виолончель играет роль огня, согревающего комнату, пока на улице льет дождь.

Давайте теперь прочтем конец сонетов «Четыре сезона» . Вот как Вивальди заключает Зима

Мы идем по ледяной тропе медленно и осторожно,
Из страха споткнуться и упасть.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.