Женщина – ведьма. Женщина как реальность [Особенности женского интеллекта]
Женщина – ведьма
История женщины в социальной реальности – это история, замешанная на страхе Логоса перед Хаосом и на страхе женщин перед своей собственной природой. Эта природа, непознанная, незнакомая самим женщинам, все время стремится вырваться и проявить себя в эмоциональных всплесках, в интуитивных прозрениях, в видении шансов на жизнь и безжизненности связей, отношений, планов, идей.
У источника силы
Отказываясь вооружаться знанием законов и языка давно и бесповоротно победившего мужского мира, женщины лишают себя своей позиции и теряют связь со своим исконным источником силы. При этом они получают внешние плюсы, чаще всего за то, что соответствуют требованиям и ожиданиям чуждой им природы. Свою природную силу и способности по требованиям отдала. Пользоваться ими в рамках социальных законов не научилась. Связь с силой потеряла, искусством жить в социуме не овладела. Хорошо, если удалось удачно продать данность и стать чьей-то «половинкой». А если нет? Себя-то тоже нет. Это самый печальный портрет. Есть множество промежуточных вариантов… Поговорим о том, что выражает как бы концентрированный вариант всех женских чаяний на это счет.
Есть такое слово «ведьма».
Даже те из нас, кто мимикрировал максимально удачно, в глубине души сознают, что, когда женщину называют ведьмой, может быть, пытаясь оскорбить или унизить, это даже не комплимент, а свидетельство бессилия управляющей системы перед бессмертием природы.
Нет большего комплимента женщине, чем сказать ей, что она ведьма. Конечно, как бы ругательство, но какое сладкое ругательство! Высший статус – признание и восхищение. Верить, не верить в это, сделать из этого торговую марку – это отдельная история, но каждая женщина – ведьма.
Кто же такая ведьма? Женщина, не загубившая свою связь с бытием и природой, черпающая оттуда силы и каким-то чудом получившая знание от других бесстрашных женщин, которые научились этим управлять, – и все! И пусть она будет кем угодно, министром ли, президентом – это ее главный признак. Ни одна женщина на свете не откажется от констатации этого факта: она – ведьма, она – женщина, она – живая. Ведьма, колдунья, волшебница, чаровница… Такое смущенное признание факта принадлежности иной природе.
Это мы все еще продолжаем разговор об особенностях женского сознания и женского интеллекта. О разнице работы того и другого. Ведь сознание предназначено для большой, но вполне автономной работы по обслуживанию наших потребностей. Более ни для чего. И прекрасно с этой работой справляется, как у мужчин, так и у женщин. Но делает это разными способами, согласно разному предназначению двух половин человечества.
А вот интеллект – это инструмент совсем другого рода. Он предназначен не для удовлетворения потребностей, а для решения задач. Как и сознание, мужской и женский интеллект работают на разных принципах. Почему? Потому что имеют дело с разной данностью. Надо признать, в силу того, что мужчинам с их принадлежностью к социальной природе приходится ставить и решать задачи гораздо чаще, интеллект у них чаще и включается. Просто по причине большей в нем нужды.
Включение женского интеллекта требует усилий и желания самой женщины, ведь ей, как существу по преимуществу природному, никаких задач вроде бы ставить и не нужно. Все идет, как идет, как река течет. Какие задачи? Но весь секрет в том, что ведьма – это женщина, структурировавшая свою силу интеллектуальными инструментами. Так мы и добрались до необходимости интеллекта в нашей стихийной, природной, питающейся энергией бытия женской субъективности.
Природные ведьмы, те женщины, которые реально ощущают свою силу, свой источник энергии, встречаются довольно часто. К сожалению, значительно меньше тех, кто сознательно умеет эту силу и энергию направлять по собственному усмотрению и ею пользоваться. Трудно сказать, почему где-то эти умения и навыки вошли в культуру, как, скажем, на Украине или в Латинской Америке, а в других местах стерлись из памяти людей, отодвинулись далеко на маргинальные задворки. Наверное, существуют какие-то серьезные исследования того или иного толка. Вспомним хотя бы пылавшие в Европе костры инквизиции, а ведь именно женщин жгли на них чаще всего, жгли, обвиняя в ведовстве и колдовстве.
Что оставалось делать женщинам, когда ценой отказа от природной сути была жизнь? И это почти чудо, свидетельство жизненной силы природы, что и в наше, возведшее рациональность в абсолют, время сохранились такие места, где социум не посчитал за минус женщине ее умение, ее мужество сохранить связь со своим естеством. И только поэтому мы знаем, что рука матери на лбу больного ребенка действует лучше любых антибиотиков и что такая женщина, погладившая ушибленное место, снимает боль. Это что? Это и есть неразрывная связь с природой.
На самом деле вопрос не в том, есть ли эта сила и эта природа. Она, конечно, есть, и схоластические споры на тему, зло это или благо, не что иное, как поиск максимально эффективного способа управления. Действительно, мороз зимой – во зло или во благо? А дожди осенью? Вопрос не в факте существования того, что и так существует. Вопрос в трудностях перевода. Возможно ли знания, полученные через прямое и непосредственное взаимодействие со своей природой, с минимальными потерями перевести на язык социального мира, чтобы иметь возможность использовать их и передавать дальше?
Интеллект – единственный инструмент сознания, который предназначен для решения наших внутренних задач. Он не обслуживает потребности, а ставит задачи и создает инструменты для реализации наших внутренних намерений. Только задействовав интеллект, мы сможем разобраться в нашем внутреннем мире, только он поможет нам преодолеть страх перед собой и создать мост, который соединит наш внутренний и наш внешний мир.
Дело в том, что интеллект носит индивидуальный характер, интеллект не передается. Интеллект каждого человека имеет индивидуальный код, ибо опирается на качественную сторону сознания, то есть на переживания, на субъективность конкретного человека, которая уникальна и неповторима. И только желание предъявить результат деятельности своего неповторимого и уникального интеллекта другим вынуждает изучать общий язык внешнего мира, который станет мостом между вашей уникальностью и всем остальным миром. Тут выбор за вами. Хотите предъявить себя миру и быть понятыми? Учите язык.
А так можно и не знать этого языка. Поэтому мы часто сталкиваемся как с высоким интеллектом людей малообразованных, так и с абсолютной неинтеллектуальностью обладателей того или иного количества дипломов.
Возвращаясь к женщине-ведьме. Чтобы творить, а не разрушать, создавать по собственному желанию, а не буйствовать, как получится – придется думать. Просто сознания, удовлетворяющего потребности, не хватит. Даже осознания своего источника силы недостаточно, надо еще уметь эту силу использовать: найти подходящие сферы, выяснить у себя внутри свои желания, вписать эти желания в жизнь, чтобы не идти против надличностных законов, и выразить свои мечты, идеи, возможности так, чтобы другие вас поняли. Все это работа ведьмы, работа по тому как
Потому что интеллект, он такой… Он любит задаваться совершенно непривычными сознанию вопросами. Нравится ли тебе жизнь, которой ты живешь? Видишь ли ты в ней смысл? Как ты мечтаешь реализоваться? Твои ли это желания? Есть ли жизнь в этих отношениях? Кто сказал, что то, чего ты хочешь, невозможно? Какая ты? Для чего ты в этом мире?.. Из вопросов вырастают желания, из желаний задачи. Задачи связаны с обстоятельствами, обстоятельства – с людьми, люди с ситуациями… И все это пространство для жизни, для творчества. Оно многообразно и напрягает своим многообразием. В нем нет готовых шаблонов, как действовать. Зато в нем действуют законы, которые нужно учитывать.
А что скажут люди?
Получается, что осуществить намерение быть, а не казаться без того, чтобы задействовать интеллект, нам не удастся. Именно интеллектуальные усилия, направленные на поиски внутренних задач, структурирование нашей внутренней реальности, помогут создать путеводитель по этой реальности и дадут нам ориентиры для знакомства с собой. А уж следуя этим ориентирам, мы себя, искомую, и обнаружим, и будет нам счастье. Ну и отлично. Так нет же, оказывается, что опять не все так безоблачно.
А не безоблачно прежде всего потому, что, увлекшись намерением, женщина привычно делится своей радостью и новым интересом с окружающими, друзьями, подругами, родственниками, скорее всего, даже гордится собой, но… Но чаще всего не встречает понимания, сочувствия и ожидаемого поощрения. Суть в том, что, делая первый шаг в сторону своего внутреннего мира, совершая первые попытки обнаружить себя для себя и реально почувствовать себя живой и существующей, мы натыкаемся на ситуацию непривычную, не удобную и смущающую многих. Ведь это никому, кроме нас, не нужно и не интересно. За такой внутренний труд и такие внутренние усилия не выдадут бонусов, не похвалят, не поддержат.
Наоборот, вы получите полный набор негативных реакций. Начиная с мягких упреков и легкого недоумения: мол, тебе, что, больше делать нечего, «половинка» не найдена, а если к этому времени найдена, то недокормлена, недоласкана, того и гляди сбежит, к лету гардероб не обновлен, и вообще по тебе косметолог плачет. И заканчивая серьезными обвинениями в эгоизме и предательстве общих интересов и прозрачных намеков на то, к каким последствиям это все может привести: как минимум лишение сладкого, как максимум «ты стала совсем чужой». А что ж вы думали, управляющая система очень бдительно охраняет свои границы, надличностные законы социальной природы действуют без перерывов на выходные и праздничные дни.
И не стоит думать, что законы эти производит какая-то безличная машина, стоящая посередине мира. Нет. Эти законы действуют на нас через близких, друзей, родных, коллег, через всех людей, с которыми мы общаемся. И чем ближе человек, тем сильнее действие закона, который она представляет. Пример? Например, любое изменение ваших привычек, особенно из внутренних побуждений, то есть рационально необъяснимое, повлечет напряжение в ближнем кругу. Женщина, задумавшаяся о своем внутреннем мире и «боже упаси об этой, как ее, само-, само-, самореализации» должна быть готова к тому, что возникнут необъяснимые трения и вопросы.
Если бы законное желание человека пережить себя живым и существующим не вызывало во внешнем мире напряжения, если бы попытки создать в противовес внешней системе управления внутреннюю, не усложняли отлаженную, привычную и удобную жизнь, о чем бы тогда говорилось, размышлялось и переживалось? Кто бы мучился вопросом о том, что есть свобода воли? И кто бы сомневался в том, что у человека есть право на его собственную уникальную жизнь? Человечество давно бы умиротворилось, перестав смешивать
А когда такие намерения высказывает женщина, это уже просто ни в какие ворота не лезет. Не вписывается такая женщина в накатанную схему приготовленной для нее внешним управлением ситуации. Не предусмотрено.
Перенаправляем энергию
Не могу не признать: устрашение, порицание, отсутствие поддержки срабатывают очень часто. Женщина заглушает свои переживания, свои ощущения, свое интуитивное, во многих случаях, к сожалению, невыразимое знание. Она чувствует себя непонятно кем обманутой, неизвестно на кого обиженной, потому что видит, что если ее жизнь – это только то, что предлагают внешние обстоятельства, то это какая-то неправильная, не совсем ее жизнь.
И, не имея других способов выразить все свои ощущения и переживания, не зная, как увидеть истинные причины своего постоянного внутреннего дискомфорта, привычно, автоматически ищет виноватых вне себя. А следуя привычной логике одного – сваливая все в кучу, громко кричит: «Весь мир против меня!» – или тихо плачет: «Я никому не нужна…» И ищет, как учили, кому бы стать нужной, чтобы прилепиться к нему и, зажмурившись, дрожать от страха перед своим внутренним миром. И строит внутри себя крепостные стены и укреп-районы, по мощности мало отличающиеся от саркофага над Чернобыльской АЭС.
Женщина боится того бурлящего, живого, мощного, что не дает ей иногда спокойно спать по ночам, толкает на разрушающие ее же благополучную, ею же выбранную жизнь поступки и так пугает, когда волею обстоятельств приходится остаться наедине с собой. Боится не меньше, чем боится человечество того, что осталось под этим пресловутым саркофагом, напоминанием о границах «всесилия» человеческого разума.
А ведь так мало в действительности надо. Надо бы просто перенаправить ту энергию, которая уходит на стены и баррикады, против извечного страха себя, на обнаружение структурирующего начала внутренней жизни. Этой энергии сполна хватит, чтобы запустить механизм внутренней работы, поиски смысла своей отдельной, неповторимой и уникальной жизни.
И не надо поддаваться на провокации. Не требует такая внутренняя деятельность отказа от близких, друзей и любимых, от удовольствий и трудов внешней жизни, от социальных амбиций и мечты об успешности! Не верьте всем тем, кто будет вас этим пугать. Обретение смысла служит совсем другому – оно дает новый, только ваш источник энергии, а значит, силу, устойчивые ориентиры и внутреннее содержание любой деятельности человека.
Я уверена: ничто не дает человеку такую полноту ощущения себя живым, как обнаружение смысла своей отдельной жизни. Своей. А для того чтобы обнаружить этот смысл, сначала нужно ощутить себя существующим. И поэтому идея того, чтобы обрести «половинку», мне очень нравится. Если только искать половинку себя в себе самой, дополняя себя внешнюю собой внутренней для обретения баланса внешнего и внутреннего. Чтобы во внутреннем мире иметь опору и независимость от мира внешнего и чтобы собственное присутствие, собственная активность во внешнем мире были осознанным выбором и решением. Это кардинально отличается от гипнотического внушения управляющей системы: «Ищи половинку для того, чтобы выжить, потому что ты не то корабль без парусов, не то автомобиль без двигателя».
С моей точки зрения, «половинчатость» унижает достоинство человека, а главное – лишает его возможности за довольно короткий период его биологической жизни (что там какие-то 80–90 лет!) ощутить вкус и полноту бытия.
Позволять себе жить, отказываясь от попыток обнаружить смысл своей единственной, неповторимой жизни, означает лишить себя права говорить о том, что живешь. Ведь в такой послушной и автоматической жизни нет никакой личной заслуги. Следование внешним обстоятельствам, реагирование на них и более-менее качественное удовлетворение потребностей в результате этого реагирования – это лишь цепь случайностей. Будем же благодарны тем, кто вложил осознанную деятельность в создание тех или иных обстоятельств, плодами которых мы пользуемся, чтобы удовлетворить наши потребности, но не станем при этом отказываться от собственного творчества.
Интеллект позволяет не только обнаружить себя и свои возможности, но и предъявить их миру через самоутверждение, самовыражение и самореализацию – три потребности человека как сущего, отдельного и полноценного существа. Вот для чего нужна энергия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Женщины – святые и ведьмы — Блоги — Эхо Москвы, 08.03.2013
Женщины – это ангелы, но когда им обламывают крылья, им приходится летать на метле!
Истории известно много случаев, когда женщин, которых при жизни признавали ведьмами, позднее причисляли к лику святых. Так Жанна д Арк («Орлеанская дева») была осуждена как ведьма и сожжена на костре, а спустя несколько столетий католическая церковь объявила её святой и канонизировала.
Русский философ Владимир Соловьёв считал, что «все женщины – богородицы».
По Владимиру Соловьёву «смысл любви — … небесный предмет нашей любви только один всегда и для всех один и тот же – вечная Женственность Божия…»
Но восторженно к женщине относились не всегда. В древней Греции отношение к женщине не было уважительным. Красивая женщина оценивалась в несколько голов рогатого скота. Греки считали, что любовная страсть к женщине это болезненное проявление. «Любовь к женщине — это яд», – говорил Сократ. Аристотель полагал, что «…женщина – это изуродованный от природы мужчина».
Средневековое христианство определяло женщину как неполноценное создание, похотливую и нечистую во всех отношениях тварь. Отцы церкви даже придерживались мнения, что, поскольку женщина является существом низшим, то она вряд ли имеет душу.
Многие средневековые священники утверждали, что «…женщина опаснее змеи», «…женщины являются вратами к дьяволу…».
Святой Тертуллиан считал, что «истинная христианка должна ненавидеть свою привлекательность, ибо она совращает мужчин».
Во многом от этого возникла и охота на ведьм. В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал буллу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм.
В Германии в XV веке для выявления ведьм был издан труд «Молот Ведьм» Якова Шпренгера и Генриха Инститориса.
Ведьм сжигали, но при этом и обращались к их услугам!
«Охота на ведьм» и ныне в почёте, особенно в политической сфере.
Вина ведьмы часто заключалась лишь в том, что женщина была дьявольски красива. Ведьм пытали огнём и водой для проверки: если не всплывёт – значит ведьма; а если всплывала, значит точно ведьма, и всё равно сжигали.
Потому-то в современной Европе так мало красивых женщин.
Самая известная ведьма, разумеется, булгаковская Маргарита. Также панночка из рассказа Гоголя «Вий», «Олеся» Куприна (Марина Влади во французском фильме «Ведьма»). И трудно сказать, в изображении художников больше святых женщин или женщин-ведьм.
Причём ведьма – чисто женский феномен.
Как распознать ведьму в привлекательной, сексапильной, волнующей воображение молодой женщине?
Типичная ведьма – Настасья Филипповна из романа Достоевского «Идиот»: дьявольски красива, способна влюбить в себя любого, крутит людьми как хочет, и при этом глубоко несчастна и одинока; душа её мечется и не находит покоя.
Эти женщины хотят недостижимого; их привлекает только невозможное!
Такие женщины легко манипулируют людьми. Это удаётся им дьявольски хорошо. По вине современных ведьм мужчины уходят из семьи, совершаются му*чества, попытки самоубийств.
Однако во всём, что касается высокого творчества, романтики личной жизни, сотрудничество с ведьмой более чем плодотворно. Немало деятелей культуры и искусства предпочитали держать рядом с собой именно этот тип женщин. Ведьмой считал свою жену известный режиссёр Андрей Тарковский.
Ведьма может не знать, что она ведьма. Она считает себя ангелом, а на самом деле…
Почему Маргарита становится ведьмой? Нет, она всегда была ею, но не знала об этом или не проявляла эти свои качества. Служанка Маргариты тоже оказывается ведьмой, что подтверждает – каждая женщина ведьма!
Перед чарами ведьмы устоять невозможно. Захотела Маргарита – и влюбила в себя Мастера. А он ничего и не делал, даже не сопротивлялся. А только сразу угодил в сумасшедший дом. И ведь заметьте, именно Маргарита помогает Мастеру писать евангелие от Сатаны. А всё потому, что Маргарита – ведьма, помощница Дьявола!
Захочет ведьма – и будешь её весь с потрохами. Сколько мужчин, при любимой и любящей жене, становились жертвами ведьм, а потом платили алименты.
Ведьма влюбит в себя, и будет делать с вами что захочет. Или такого тоже нет? Чертовщина, скажете? Автор сошёл с ума? Значит, вам не попадалась ведьма, – ваше счастье.
Устоять перед ведьмой невозможно. Отличительные особенности ведьмы – она действует через самое слабое место мужчины – через секс!
Женское очарование и обольстительность – это всё приёмчики ведьмы.
А вот женщина-ангел обращается к душе, что значительно труднее.
Мы хоть и инстинктивно боимся ведьм, но если честно признаться, нам нравятся ведьмы. Больше того, мы нуждаемся в них. Большим спросом пользуются не только знахарки, врачевательницы, но и соблазнительницы. Ведьмы, как правило, неотразимо красивы.
Самое расхожее обвинение в адрес неугодной женщины – ведьма! Гибнет на плахе «одна из рода Болейн», сжигают «Орлеанскую деву».
Когда другая женщина уводит мужа из семьи, её однозначно называют – ведьма!
Ведьмы обладают неотразимой внешней привлекательностью, и потому мы их и боимся, и в них влюбляемся, летим как мотыльки на огонь.
Ведьма более привлекательный персонаж, нежели ангел. Если честно признаться, наши симпатии все равно на стороне красавицы-ведьмы, нежели скромной и незаметной женщины-ангела.
Чего не может достичь ангел, с лёгкостью добивается ведьма.
И трудно сказать, кого мы предпочтём: красавицу-ведьму или красавицу-ангела.
Может ли ведьма быть ангелом? – Во всяком случае, часто за ангельской внешностью скрывается ведьма.
Взгляды мужчин и женщин на любовь весьма различаются. В качестве доказательства посмотрите мой ролик «Любовь в Курорте»
P.S. Поздравляю всех женщин с праздником весны и любви!
почему женское движение принимает в свои ряды библейских демониц и средневековых колдуний — Нож
Образ ведьмы прочно связан с преследованиями и гонениями на женщин в Средние века, но сегодня ведьма стала символом сопротивления патриархальным механизмам и маркером фемининной силы. Феминистка Кристин Солли в книге Witches, Sluts, Feminists: Conjuring the Sex Positive пишет, что предшественницами средневековых ведьм были непокорные женщины из ранних текстов авраамических религий.
В иудейской мифологии первой ведьмой стала Лилит — она же первая жена Адама. Тоже сотворенная Богом из грязи и считающая себя равной Адаму, она отказалась сексуально и психологически подчиняться воле мужа и буквально ушла от него. Именно поэтому, полагает Солли, ее образ радикально демонизировало патриархальное духовенство: создание из плоти и крови, она превращена ими в матерь демонов и злых духов лишь потому, что ослушалась указа мужчины. Возможно, Лилит — первый мифологический персонаж, воспротивившийся сексуальному подчинению и объективации, а также уклонившийся от стандартов, навязанных патриархатом.
В христианской традиции первой ведьмой можно назвать другую «плохую девчонку» — Еву. Библейский идеал правильной женственности — девственницы и послушные жены. Но Ева, как и Лилит, не подчинилась модели поведения, навязанной Богом: вертикалью патриархальной власти, политическим сувереном, осуществляющим угнетение одного пола другим. Ева сорвала запретный плод с древа познания, из-за чего ее и Адама выгнали из Эдема.
Средневековые ведьмы и борьба за права женщин
В эпоху позднего Средневековья маскулинная политика и мизогиния достигли пика: непокорных женщин считали средоточием Зла — и уничтожали. Поэтому особую роль в развитии архетипа ведьмы сыграла инквизиция.
По мнению немецкого историка Линды Ропер, так называемая охота на ведьм стала первым известным массовым фемицидом: охваченные религиозно-варварским приступом мизогинии, инквизиторы континентальной Европы в период XV–XVIII веков, по подсчетам историков, уничтожили от 40 000 до 100 000 женщин, якобы спутавшихся с демонами.
Комикс Майка Миньолы, 2004 годДров в огонь массового фемицида подкинул трактат Malleus Maleficarum (знаменитый «Молот ведьм»), написанный доминиканскими инквизитором Якобом Шпренгером и монахом Генрихом Крамером в 1486 году. Подобные трактаты издавались один за другим в эпоху позднего Средневековья и раннего Ренессанса, в число других бестселлеров по теме входили «Демономания колдунов» (фр. De la demonomanie des sorciers) Жана Бодена и «Открытие колдовства» (англ. The Discoveries of Witchcraft) Реджинальда Скотта. Но в отличие от многих книг о ведьмах того времени «Молот ведьм» был не только теологическим рассуждением о природе Зла, но и прямым призывом к действию. На страницах этой книги можно было найти практическое руководство по выявлению ведьм, а также набор юридических процедур, объясняющих, как нужно судить и наказывать виновных в использовании черной магии.
«Молот ведьм» выделяет три типа женщин, которые чаще всего оказываются ведьмами: неверные жены, прелюбодейки и повитухи (акушерки). Первые два типа — те, кто оспаривал право мужчины владеть ими как собственностью, и просто сексуально активные женщины.
Получается, что так называемые ведьмы были первыми феминистками, осознавшими право на собственную субъектность, отобранное мужчиной, а также на свою телесность, замкнутую в рамки подчинения и/или брака. Средневековые мораль и этика не видели в мужской распущенности и изменах ничего из ряда вон выходящего, а институт брака защищали, ограничивая исключительно женскую сексуальность и свободу. Женская сексуальность стигматизировалась и приравнивалась к вовлеченности в тайны темных искусств:
«Колдовство произрастает из похоти плоти, что в женщине остается ненасытной», — говорится в «Молоте ведьм».
По средневековой традиции и в наши дни многие считают, что «правильная» женщина — пассивная участница гендерной политики, а оспаривающие эти нормы женщины объявляются ошибкой природы, как раньше объявлялись порождением дьявола. Сексуальная активность становится радикальным политическим и гендерным высказыванием, а телесный акт (секс) и непокорность становятся манифестацией субъектности.
Третий тип, повитухи, согласно Кристин Солли, представляли опасность, так как наносили удар по репутации мужского религиозно-медицинского истеблишмента. По мнению ученых мужей, Господь не даровал бы исцеляющие силы крестьянской бабе, а вот Сатана — мог.
Кроме того, акушерки проводили «богопротивные» аборты, то есть предоставляли матерям решать, хотят ли они ребенка или нет. Помогать женщинам контролировать собственное тело и его репродуктивные процессы означало заниматься темным колдовством.
Поэтому повитух дискредитировала церковь, их опасались соседи и даже собственные семьи. Если лечение повитухи не помогало ребенку или матери — это считалось колдовством. Если же помогало — считалось колдовством всё равно.
Как «ведьма» стала феминисткой и поселилась в Стране Оз
Можно проследить фазы становления образа ведьмы в русле гендерной проблематики — как символа борьбы женщины против мизогинии.
Ведьма Ренессанса была, по мнению инквизиторов, прислугой темных сил. Конечно, современники так называемых ведьм вовсе не считали их первыми борцами за свободу прав женщин, пытающихся вернуть себе идентичность. Параноидальное сознание, обманутое религией и проповедями инквизиторов, и вправду воспринимало нарушающую нормы общества женщину как насылающую морок спутницу демонов и злых духов.
Между Средневековьем и XIX веком образ ведьмы почти не претерпевал изменений: гендерный и политический аспекты архетипа обозначились только в конце XIX — начале ХХ века. Первой, кто поменял наше представление о ведьме, была суфражистка Матильда Джослин Гейдж. Она писала, что женщины кажутся мужчине ядром монструозности в силу их физиологической инаковости, способности рожать и из-за метаморфоз тела, вызванных беременностью.
Именно Гейдж в работе Woman, Church and State манифестировала образ ведьмы как активистки, осуществляющей субверсивную (подрывную) деятельность против установленных норм. Так, в ее понимании ведьмы — это противницы фаллоцентричной структуры общества.
Во многом Гейдж поспособствовала созданию влиятельного образа «доброй ведьмы» в массовой культуре. Мужем одной из ее дочерей был Фрэнк Баум, в 1900 году написавший «Удивительного волшебника Страны Оз». Баум поддержал суфражизм и активизм своей тещи. Частые беседы с Гейдж убедили его, что средневековая ведьма вовсе не была дьявольским отродьем, а женщиной, отстаивающей свои права и равенство полов. Вдохновленный работами Гейдж, Баум создал характер «доброй ведьмы» ставший знаменитым: в оригинале ее зовут Good Witch of the North, но в русском переводе слову «ведьма» предпочли «волшебница».
Феминистский вызов духов мертвых
Спустя 60–70 лет ведьма стала предметом интереса феминисток второй волны: помимо исследования гендерной проблематики они практиковали неоязычество, изучали древние культы, воспевающие стихийную женскую силу и фигуру великой Матери. Именно в психоделические 60-е появился так называемый спиритуалистский феминизм. В рамках этой традиции женщина является медиумом между сверхъестественным, природным и человеческим.
Позже появляется всё больше исследований на тему гендера, магических и оккультных практик. К примеру, Кэрол Патрис Крайст пишет эссе «Зачем женщинам нужна богиня?», после выходит книга Синтии Эллер «Жизнь во власти Богини: Спиритуалистский феминизм в США».
Родство магии и суфражизма подчеркивал и искусствовед Мишель Тевоз.
В эссе «Духи и медиум» он пишет, что популярный в Британии после Первой мировой войны спиритуализм был, как правило, женским занятием, и объясняет, что благодаря связи с потусторонним женщины стали осознавать свое могущество. По Тевозу, вызов духов стал первым толчком к появлению суфражизма.
Во времена четвертой волны феминизма образ ведьмы стал своего рода поп-феноменом. Поп-культура полна примеров из кинематографа, литературы, современного искусства, мем-культуры, индустрии комиксов и даже забастовок и пикетов, в которых заново переизобретается образ ведьмы. Теперь «ведьмачество» стало выражением притязания женских тела и сексуальности на существование вне рамок, заданных мужским видением, и на право быть гендерно‑политическим субъектом — то есть символом требования изменить установленный курс мизогинии и ксенофобии.
Если мир эксплуатирует женщину, то она должна критически отнестись к патриархату, производящим агрессивную форму обезличивания и пренебрежения. Как мы помним, первые постулаты патриархата заложены еще в библейских мифах «от имени Господа», идею продолжили инквизиторы темных времен, а затем подхватили миллионы мужчин во главе с Харви Вайнштейном.
Из отродья дьявола ведьма в современной массовой культуре окончательно превращается в женщину, практикующую борьбу за свою сексуальность, телесность и субъектность вне сконструированных мужчиной гендерных установок.
Проще говоря, еще несколько веков назад ведьмы были спутницей Сатаны, сейчас же — это поп-икона феминистского движения. Шабаш ведьм в современном понимании — это альянс женщин, заявляющих: «Мы не просто тело, мы не расходный материал, мы не объект вашего желания!»
В этом смысле особенно интересной представляется комикс-индустрия, где происходит гендерная рокировка. В одних комиксах всё больше героинь становятся физически и психически сильнее героев; в других — упраздняется деление на традиционных «сильного мужчину» и «слабую женщину»; в третьих даже происходит переосмысление мифов в духе феминизма: так, в Marvel громовержцем Тором вопреки верованиям скандинавских народов будет женщина (мы увидим это в четвертой части фильма).
В графических историях последнего десятилетия ведьма (например, Алая Ведьма из «Мстителей») превращается из злобной хтонической силы и адепта черной магии в героиню — противницу несправедливости.
Вот четыре свежие графические истории, в которых ведьмы изображены как героини.
Rachel Rising и аборт как бунт
(2011–2016), Терри Мур
Cюжет. Город в Rachel Rising обнажает свою темную изнанку: за несколько десятилетий здесь не произошло ни одного убийства, а за одну неделю насильственной смертью гибнут несколько женщин; могилы буквально выплевывают покойников (упав на землю, они обязательно образуют пентаграмму).
Рейчел Бек задушена веревкой и погребена лицом вниз в неглубокой могиле в овраге близ небольшого городка Мэнсон. Она приходит в себя, выкарабкивается из земли, но не может вспомнить, кто и зачем ее убил.
Биологически она мертва: у нее нет пульса, она не чувствует боли. При этом Рейчел способна ощущать эмоции. В общем, героиня застряла в промежуточном состоянии между жизнью и смертью.
Она одну за другой встречает девушек, противостоящих маскулинному доминированию. Пытаясь доискаться до причин своей гибели и происхождения казней египетских, обрушившихся на ее городок, героиня узнает, что является перерождением колдуньи, принадлежащей к ковену куда более древнему, чем ведьмы Салема и первые поселенцы.
Детали. В историях Терри Мура главную роль всегда играли женщины. В Rachel Rising показана гендерная инверсия: женщины выполняют традиционно мужскую работу, например, подруга Рейчел Джет чинит машины, а ее тетя Джонни работает коронером и сотрудником морга. У Мура женщина куда сильнее и выносливее мужчины.
Любопытнее всего в комиксе почти что библейский сюжет о ненависти и неповиновении, напоминающий историю Лилит: в округе появляется белая ведьма, ненавидящая Бога как первого женоненавистника за то, что в его созидающих руках женщина стала объектом дискриминации. Люди же в комиксе следуют воле Бога и во славу его вешают, прижигают каленым железом и топят мятежных женщин, протестующих против христианских норм.
Кроме того, профеминист Мур критикует маскулинную практику как контроль репродукции. Например, в девочку Зоуи вселяется древний демон Малус и заставляет ее убивать, а затем сообщает ей, что через пять лет та станет сосудом для его сына Антихриста. На это Зоуи говорит, что сделает аборт.
Малус, словно взбесившийся южанин из Алабамы, заявляет, что та уподобится ведьме, если откажется от такого дара. Здесь снова уместно вспомнить, что средневековых повитух объявляли ведьмами, потому что врачам-мужчинам не нравилось, что контроль над репродуктивными функциями женского тела находится в женских руках — об этом писала и Сильвия Федеричи в книге «Калибан и ведьма» (представительница марксистской феминистской традиции).
В «Диалектике пола: обоснование феминистской революции» Шуламит Файерстоун пишет, что женщин древности и современности объединяют тяготы беременности и кормления грудью, а также послеродовая депрессия, лишающая сил и делающая уязвимыми. По ее мнению, именно репродуктивная способность исторически подчинила женщину мужчине — поэтому, согласно радикальной феминистской риторике, девушка должна перестать быть машиной для воспроизводства вида и отказаться от беременности. Именно так и поступает Зоуи.
Black Magick и неоязычницы-викканки
(2016 — по настоящий момент), Грег Рукка, Никола Скотт
Сюжет. Детектива Роуэн Блэк посреди ночи вызывают сотрудники и просят как можно скорее примчаться к закусочной: неопознанный мужчина захватил заложников и обещает отпустить их, если поговорит с Блэк наедине.
Преступник сообщает Роуэн, что знает о ковене ведьм, в котором она состоит, наступает в лужу с керосином и возгорается. Из оставленных им предметов — только зажигалка Zippo с выгравированным молотом (аллюзия на «Молот ведьм»).
Символ на зажигалке не сулит Блэк и ее приближенным ничего хорошего: за ней идут потомки доминиканского ордена и монахов-кармелитов — проще говоря, охотники на ведьм. Блэк нужно собрать ковен, чтобы противостоять приближающейся угрозе — головорезам, от отца к сыну передающим тайны охоты на женщин.
Детали. На допросе по поводу перестрелки в центре города один из детективов удивляется везению Блэк: в нее выпустили целую обойму, и ни одна пуля не попала в цель. На это Роуэн едва слышно шепчет: «Спасибо, Госпожа». Другой детектив слышит это и предполагает, что Блэк последовательница викка — неоязыческой религии, опирающейся на магические европейские культы, почитающие женственность и природу.
История специально подчеркивает принадлежность Блэк и ее ковена к викканской магии. Один из центральных персонажей неоязыческой мифологии — Триединая или, как называл ее поэт Ричард Грейвс, Белая Богиня. Триединая — это дева, мать и старуха в одном лице, Magna Mater, созидающая и пожирающая то, что породила.
Грейвс, как и Фрейд, утверждал, что в палеолитическую эпоху существовала матриархальная система правления, именно поэтому в культах мадленской и ореньякской эпох доминировал образ Матери — стихийной фемининности, автономности и силы женщины.
Кажется, Грег Рукка намекает и на то, что викка была очень популярна в 60-е среди феминисток второй волны и ЛГБТ-сообществ. В книге «Спиритуальный танец: Возрождение древней религии великой богини» феминистка Стархак (настоящее имя — Мириам Саймос) пишет, что викка и несколько ее ответвлений помогали женщинам преодолеть абьюзивные отношения, а ритуалы были направлены на осознание своей самодостаточности и сексуальности.
В Black Magick есть все атрибуты ведьмы (надо сказать, немного легкомысленные для такого комикса): черный кот-фамильяр, котелки, травы и кристаллы, магические круги и хрустальные шары. Если присмотреться, в углу комнаты Алекс — сестры по шабашу Блэк — даже стоит метла. Ведьм в Средние века изображали верхом на метле тоже не без сексуального подтекста: инквизиторы считали, что колдуньи совокуплялись с этой домашней утварью в отсутствие мужа (такое вот прото-дилдо).
Redlands и борьба с патриархатом и простутцией
(2018 — по настоящий момент), Джорди Беллейр, Ванесса Дель Рэй
Сюжет. Сестры Ро, Алиса и Бриджит прожили вместе несколько столетий, а по отдельности — даже пару тысячелетий (самая старшая воздвигла пирамиды Гизы).
Одна видела развал великих империй, вторая — расцвет северных королевств, третья — суд над салемскими ведьмами. Сестрами их сделала встреча с тем, кого знают под несколькими именами: Ангел утренней звезды, Падший, Люцифер, Баал, Вельзевул.
Правительница Египта Алиса встречает его в облике бога пустыни и скверны Сета; Ро, будучи ирландской воительницей, называет его Illi andin; Бриджит зовет его Дьяволом и просит уберечь от виселицы в Салеме. Каждой из них он дарит магическую силу и свободу, отнятую Богом и его человеческими сыновьями.
Изначально небольшой городок Редлэндс во Флориде принадлежал южанам-реднекам с двойной моралью: ярые католики — и расисты, противники абортов — и завсегдатаи борделей. Сестры отбивают город, занимают полицейский участок и становятся негласными хозяевами Редлэндс. В чем-то очень напоминающие «Американских богов» Нила Геймана с кое-как выживающими в современном мире богами, Redlands тоже повествуют о закате великих времен.
Раньше они были императрицами или великими завоевательницами, а теперь вынуждены заправлять провинциальным городишкой.
Начиная со второго выпуска серия превращается в оккультный детектив, выполненный в стилистике южной готики с ее аллигаторами и душными болотами. Став полицейскими, сестры сталкиваются с исчезновениями и убийствами женщин и проституцией по всему штату. Героини пытаются создать в городке новое комьюнити, в котором защищающие друг друга женщины могли бы противостоять вертикали патриархальной власти: абьюзивным реднекам, сутенерам и самому Дьяволу.
Детали. Redlands — мультимодальный мокьюментари-комикс. Каждый выпуск завершается якобы подлинными документами: фотографиями, отчетами полиции о пропаже, изнасиловании и убийстве молодых девушек, записью показаний школьницы в суде, выступающей против одноклассника-насильника. Есть здесь дневник некоей Нэнси Монтгомери, повествующий о буднях в борделе, куда ее продал отец, а еще выпуск с плакатами стрип-клубов с номерами секса по телефону.
Все эти визуальные материалы — как и основной сюжет комикса — призваны проиллюстрировать объективацию как аппарат принуждения и насилия.
Женщина становится, если использовать выражения философа Ахилла Мбембе, «расходной жизнью» для сексуального удовлетворения мужчины: ее отказ не может препятствовать его вожделению, в результате чего девушек находят изнасилованными и убитыми в канаве.
Сценарист и художник комикса Джорди Беллейр и Ванесса Дель Рэй показывают, что быть женщиной — значит быть заключенным в теле объектом меновой стоимости в мире мужчин.
Особенно страшны сцены в борделе, где работниц помещают на конвейер сексуальных услуг: они подобны серийным телам и несут на себе печать промышленного товарного производства. К примеру, когда одна из девушек становится не нужна, ей просто из злости отрубают руку: тела взаимозаменяемы — на ее место просто найдут другую.
The Black Monday Murderers и марксистский феминизм
(2016 — по настоящий момент), Джонатан Хикман, Том Кокер
Сюжет. Комикс рассказывает о группе элитных финансистов, столкнувшихся с самым крупным обвалом рынка в истории, именуемого Черный понедельник: 19 октября 1987 года индекс фондовых рынков упал на рекордные 22,6 %. Чтобы избежать экономического краха, главные герои (среди которых есть несколько ведьм) заключают договор с монструозным божеством: в обмен на предвидение будущего финансовых потоков, на власть и контроль над всеми биржевыми рынками — они отдают ему свои души.
Детали. Предположительно и очень вероятно, что сценарист Хикман, обращаясь к образу ведьмы (есть здесь и колдуны), способной обвалить — или, напротив, спасти от краха весь финансовый мир, — отсылает к одной радикальной феминистской организации W.I.T.C.H. (Women’s International Terrorist Conspiracy from Hell) — «Международному женскому террористическому сговору из ада».
В канун Дня Всех Святых 1968 года группа феминисток, одетых в черные шали и остроконечные шляпы, устроили пикет-перформанс.
Заняв главную финансовую улицу Нью-Йорка, Уолл-стрит, «ведьмы» наложили «заклятие» на крупнейшие предприятия корпоративного капитализма. На следующий день американский фондовый рынок и вправду упал на 13 пунктов!
Ведьмы, обвалившие Уолл-стрит, стали не только иконами марксистского феминизма — они показали, что феминистский протест отчасти порожден капитализмом.
Фридрих Энгельс говорил, что семья как патриархальный институт требует от женщины ухода за домом, мужем и детьми без какой-либо оплаты. Феминистски Сельма Джеймс, Сильвия Федеричи и Мариароза делла Коста с ним не согласились, и в 70-х основали движение «Зарплата за домработу». Они подчеркивали, что любая индустриальная экономика базируется на домашней работе, а безличная машина капитализма эксплуатирует такой труд, который в марксистской феминистской критике и философии автономизма называют аффективным (или немым) трудом. Кроме того, феминистки этого направления справедливо подчеркивали, что сфера бизнеса слишком долго была привилегией мужчин.
The Black Monday Murderers изображают как раз такую ведьму, которая смогла выбраться из навязываемых капиталистическим обществом женщине рамок. Отказавшись быть рабыней немого труда, она вторглась в исконно мужской бизнес-мир как полноправная финансовая единица.
Хотя никому из этого брокерского шабаша не сдобровать, ведь нечисть — лучшие предприниматели. Заключая с ними сделку, знайте: они всегда заберут больше, чем было оговорено.
Иная реальность » Женщины и ведьмы
Многих пугает слово «ведьма», поскольку благодаря христианству оно приобрело крайне негативный смысл, и в сознании у многих возникает образ немолодой, уродливой женщины, которая продала душу дьяволу, убивает мелких домашних животных, вредит окружающим, живёт одна и ненавидит всех людей, а также обязательно практикует магию.
Такой негативный образ ведьмы возник во многом благодаря отцам-инквизиторам, в чьих книгах детально описывалось, чем именно занимаются ведьмы. Читая их описания, кажется, что писать такое могли только люди с больным воображением и извращённой фантазией. Причиной борьбы с «дьяволопоклонничеством» в Средние века было, конечно, не намерение облагодетельствовать народ, а элементарная политическая борьба с инакомыслием.
Ведьмами чаще становились красивые и умные женщины. Давайте представим себе, что завтра вернутся эти времена и станет возможным доносить на соседей, что они занимаются колдовством, кто станет первыми жертвами в таком случае? Конечно, самые яркие личности – те, кому завидуют успешные и красивые люди, с независимым мышлением.
Современная интернет-культура выводит понимание слова «ведьма» из корня «ведать», то есть видеть то, чего не видят другие. В этом смысле, это – проявление творческого начала женщины, ибо замечать то, чего не увидели остальные или подмечать новое в известных вещах – это и есть творчество.
Но в данном виде творчества включается подсознание. Ведь творчество может быть осознанным, а может быть спонтанным, когда непонятно, откуда взялись эти образы. Известный пример – Ника Турбина, которая в детском возрасте писала взрослые стихи. Я говорю о женщинах не потому, что считаю, что мужчины не способны на подобное, а всего лишь потому, что слово «ведьма» женского рода.
Конечно, и в наше время есть особы, которые желают продать душу дьяволу, а взамен получить материальные блага, готовы убивать невинных животных, чтобы сварить какое-то необычное зелье, любят пугать окружающих страшными проклятиями и обещаниями навести порчу, но, на мой взгляд, это больше относится к области психиатрии, нежели к области эзотерики. Как правило, у таких женщин неустроенная личная жизнь, есть материальные и бытовые проблемы, скверный характер и непомерные амбиции и всё, что им остаётся – это завидовать другим и стараться испортить им жизнь. В эзотерике именно их относят к «чёрным» ведьмам.
Для современной ведьмы практиковать магические обряды вовсе не обязательно. Речь идёт всего лишь о наличии дара. Ведь если у человека есть талант к медицине – это не означает, что он может сразу лечить людей, ему нужно учиться и практиковать под руководством опытного наставника. То же и с магией. Но магический дар можно применять в любой области человеческой деятельности – и в выращивании растений, и на сцене, и в воспитании детей, в любых сферах человеческой деятельности.
Если говорить о характерных чертах «ведьмы», то в первую очередь надо выделить обособленность. Это именно то, что многие века активно в людях осуждалось. Считалось, что раз человек проявляет себя не как все, то, значит, сам дьявол оказывает ему помощь. Общество не любит тех, кто выделяется из толпы и ищет только повод, чтобы расправиться. Для примера можно вспомнить Жанну д’Арк. Я в этом вижу проявления низких животных инстинктов, когда залогом выживания было умение ставить интересы стаи, стада выше интересов отдельной особи.
Магический путь – это нелёгкий путь, который требует от того, кто идёт по нему немалых усилий, знаний, постоянной работы над ошибками. Почему сегодня появился такой интерес к этой теме?
Причины, мне кажется, следует искать в том, что женщины пытались осознавать своё место в нашем мире. Ведь христианством место женщины было определено раз и навсегда при мужчине, как его части, созданной из ребра. Главной добродетелью стала покорность.
Считалось, что творческая самореализация женщине не нужна. Мол, её удел – это ведение домашнего хозяйства. Хорошо, если это действительно было так, и женщина могла применить свой талант. Если же её это не устраивало, то психика надламывалась. Ведь женщины в нашем обществе слишком рано стареют. Ещё не так давно дожить до сорока лет считалось великим благом. Вспомним также про одержимых, кликуш – всё это подсознательное сопротивление давлению общества.
Современный мир вообще был преобразован под мужчин. Если взять науку, то основной причиной, почему в ней так мало женщин, на мой взгляд, является её непохожесть с женским мышлением. Женщина мыслит спонтанно, нелинейно.
Я, конечно, понимаю, что подчинить весь мир спонтанности не удастся, и это может привести к непредсказуемым последствиям, но всё же некая отдушина для женщин должна быть. И интерес к потусторонним явлениям, магии, колдовству – это и есть та самая отдушина.
Корни этого увлечения всё-таки уходят глубже, чем к средневековью, где любое отступление от традиционных канонов объявлялось сотрудничеством с сатаной. Но если проанализировать само понятие «сатанизм», то оно возникло вместе с христианством, которое принесло понимание о греховной сущности человека, вкусившего плод с древа познания добра и зла. Ибо в дохристианском мире поклоняться дьяволу, как символу всеобщего зла было не принято. А когда христиане поставили вопрос ребром – надо выбирать за кого ты – за добро или зло, то неудивительно, что часть людей предпочитает выбирать сторону зла для сохранения баланса и равновесия.
Добро и зло – две стороны одной медали? Человек – пешка в вечной борьбе между Богом и дьяволом?
Человечество давно волнует вопрос, зачем Господь позволил Адаму и Еве вкусить плод от древа познания добра и зла, если знал, что устоять перед искушением им будет практически невозможно. Ведь чистая душа, которой неведомо понятие греха подвержена любому влиянию по той причине, что всех остальных она оценивает также как и себя, то есть как непорочных.
К сожалению, сегодня доминирует понимание греха Адама и Евы, как неизбежное. Что, мол, Бог знал, что они нарушат запрет и чуть ли этому не способствовал. Есть и другая точка зрения, которая говорит, что Господь не собирался навсегда лишать первых людей права вкусить запретный плод, просто это произошло раньше, чем было предначертано Богом. И нарушил этот план Сатана.
Самые тревожные слова в Библии, это, наверно, из главы 3 Бытия «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». Как-то не верится, что они звучат из уст доброго и всепрощающего Бога, который искренне хочет, чтобы человеческая душа была бессмертной. Или дело в том, что ветхозаветный бог не имел намерения давать человеку бессмертия?
С тех пор как человек вкусил плоды с древа познания, он стал смертным. Как нельзя лучше эту ситуацию характеризуют слова И.Д. Ялома: «никто из нас не в силах окончательно преодолеть страх смерти. Это цена, которую мы платим за пробуждение своего самосознания».
Со времен принятия христианства и с этим фактом трудно спорить, человечество действительно сильно изменилось. Из языческого понимания природы мира, где его роль была лишь просителя, человек вырос до понимания себя как творца, способного преобразовывать окружающий мир, управлять и повелевать им. Именно христианские народы подчинили, в конце концов, себе весь мир.
Можно возразить и сказать, что народы Европы сегодня трудно назвать христианами, но в культурном смысле мы всё равно остались христианскими народами, ведь именно благодаря религии у нас есть современная наука.
Несмотря на тысячелетнюю историю, человечество так и не смогло прийти к единому пониманию того, что есть грех. Каждый под понятием подразумевает что-то своё. Вести споры о том, является ли греховным тот или иной поступок можно до бесконечности. Видимо, судьей для человека является он сам и никто иной. И кто знает, возможно, на Страшном суде человек лишиться возможности лгать и тем самым будет вынужден осудить себя по справедливости. Ведь в глубине души каждый прекрасно знает, в чём, где и когда он согрешил.
Но этот вопрос мало относится к современному ведовству, истоки которого следует искать, на мой взгляд, в дохристианском единстве человека и природы. Жизнь человека была подчинена смене времён года. Это делало её предсказуемой и размеренной. Природа была для человека в самом деле матерью, от которой зависело его благополучие.
С развитием цивилизации человек отдалился от неё, и теперь за свою жизнь несёт ответственность только он сам. Да, это дало определённую свободу, но вместе с ней появился и страх перед завтрашним днём, перед неизвестностью, которая ожидает после смерти. Сегодня мы можем свободно выбирать, во что нам верить, как одеваться, в каком ритме жить, но люди всё равно чувствуют себя маленькими детьми в этом огромном мире.
Поэтому и ищут себе «родителей» — кто-то в христианстве или исламе, где Бог или Аллах выступает в роли отца небесного, кто-то хочет видеть во главе государства (этим и можно объяснить тоску по Сталину, любовь к Гитлеру), кто-то от безысходности уходит в мир наркотических иллюзий, кто-то пытается твёрдо встать на ноги с помощью психотерапевта, а определённая часть людей пытается вернуться к доисторическому единению с природой и обрести в её лице мать и отца одновременно.
Ещё хотелось бы добавить о женщинах. Мне кажется, что в соответствии с древнееврейской легендой, в которой говорится о том, что перед Евой, как жена для Адама была сотворена Лилит, но не из ребра, а из глины, женщины на Земле делятся на две группы: те, которые с лёгкостью подчиняются мужчинам и не мыслят своей жизни без них, и есть другие, которые почему-то чувствуют в любой ситуации себя равными мужчине. Хотя не исключено, что это может касаться и одной женщины в разные периоды её жизни. И, на мой взгляд, это не сознательный выбор, а изначальный замысел творца.
Не смотря на то, что женщины, не признающие над собой власть мужчин, как и Лилит, обречены на одиночество и лишены возможности попасть в Царство Божие. Всё это можно отнести к тем, кто практикует магию и другие подобные занятия. Хотя разве человек, отдающий приказы убивать, убивающий сам, крадущий либо прелюбодействующий не лишает себя Божьей благодати?