Правило № 12 Как распознать жесты из категории «Я нервничаю»
Правило № 12
Как распознать жесты из категории «Я нервничаю»
По жестам, мимике, позе человека можно легко понять, что он нервничает. Даже если ему удается контролировать свою речь, он пытается взять себя в руки и говорит относительно спокойно, но невербальные сигналы могут говорить о том, что его состояние из ряда вон.
Жесты, характерные для человека, который сильно нервничает, как правило, следующие: перебирание посторонних предметов, всевозможные почесывания, поглаживания. Причем очень часто человек меняет один жест на другой, пытаясь скрыть свою нервозность. Но именно такая быстрая смена невербальных сигналов, многообразие жестов и выдает состояние нервозности.
Если вы заметили, что ваш собеседник постоянно чешет руки, лицо, это может означать, что он сильно нервничает. Зуд всего тела – это физиологическая непроизвольная реакция организма. Когда мы нервничаем, мы ощущаем легкий дискомфорт, который может выражаться в зуде, в ознобе либо, напротив, в ощущении духоты. У человека, который находится в ситуации стресса, может появиться желание раздеться или одеться, несмотря на то, что погода не меняется. Такие невербальные сигналы вы не должны пропускать, в данном случае необходимо понять, почему человек нервничает в вашем присутствии.
Человек в состоянии нервозности не может концентрировать взгляд на одном предмете долгое время, он постоянно оглядывается по сторонам, оценивая ситуацию, осматривается вокруг, разглядывает окружающих, его взгляд блуждает по пространству, не может найти себе приют. И уж тем более вы вряд ли сможете поймать его взгляд. Если он на вас и взглянет, то очень ненадолго.
Человек в ситуации, например, экзамена или предстоящего важного, но не очень приятного разговора становится немного неадекватным, не контролирует себя. Если у него есть вредные привычки, то в состоянии стресса человек начинает прибегать к ним, чтобы снять стресс. К примеру, если он курит, может даже начать курить одну сигарету за другой. Он может грызть ногти или накручивать волосы на палец – делать все, чтобы успокоиться. Обкусанные ногти – признак того, что человек постоянно нервничает и не может себя контролировать.
Еще один яркий сигнал нервозности – нервный тик – непроизвольная реакция тела. От сильного внутреннего напряжения мышцы у человека сначала напрягаются, а затем начинают сокращаться. Если вы заметите, что у вашего собеседника дергается веко, это означает, что он находится на грани срыва. Лучше не вступать с ним в спор. Еще одна непроизвольная реакция нашего тела – пот. Если человек обладает повышенной потливостью, то в ситуации стресса, страха, а также лжи он будет похож на бегуна, пробежавшего кросс два километра, – весь покрыт капельками пота. Существует также синдром «мокрой» ладошки: при встрече с вашим собеседником вы поймете, что он нервничает, если, поздоровавшись с ним за руку, ощутите, что его рука мокрая.
Мимика выдает нервничающего человека: его лицо почти всегда искажено некой гримасой, а в состоянии стресса характерна смена мимических выражений. К примеру, если экзаменатор настроен положительно и улыбается в ответ на слова своего студента, то и сам отвечающий расплывается в улыбке, но это нервозная улыбка, которая связана с желанием понравиться. Если экзаменатор вообще не сморит на студента, то лицо студента может менять свой цвет: от бледного до красного – это испуг и страх за провал одновременно.
Если вы оказались в ситуации стресса, можете не выдать себя, восстановив свое нормальное состояние. Как можно себя контролировать? Начните прежде всего контролировать речь, постарайтесь не выбиваться из среднего темпа, в этом случае вам удастся вернуть себе самообладание. Если ситуация из ряда вон выходящая и вам сложно не выдать своего состояния, то постарайтесь как можно быстрее прийти в себя – к примеру, вам могут помочь поглаживания по руке, вы можете попросить тайм-аут для того, чтобы успокоиться.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
о чем могут рассказать руки собеседника
Исследования позы со скрещенными руками, проведенные в США, дали интересные результаты.
Автор Редакция На чтение 11 мин. Просмотров 2.4k. Опубликовано
Скрыться за барьером – привычное желание человека. Этому мы учимся еще в раннем детстве. Человек стремится защитить себя от окружающих. В детстве мы прячемся за материальными предметами – за столами, креслами, мебелью, за материнской юбкой, – если чувствуем, что попали в затруднительную ситуацию.
Становясь старше, мы меняем свое поведение. Оно делается не настолько очевидным. Шестилетний ребенок не станет прятаться за шкафом, он скорее плотно скрестит руки на груди, если возникнет пугающая ситуация. Подросток уже умеет слегка замаскировать этот жест. Он расслабляет руки и дополняет свою позу скрещенными ногами.
Став еще старше, мы овладеваем искусством сделать защитный жест еще менее заметным для окружающих. Поднося одну руку или скрестив обе руки на груди, мы, в сущности, формируем барьер, пытаемся защититься от возникшей угрозы или нежелательных обстоятельств.
Одно несомненно: когда человек нервничает, настроен негативно или занимает оборонительную позицию, он плотно скрещивает руки на груди. Такая поза свидетельствует о том, что человек ощущает угрозу.
Исследования позы со скрещенными руками, проведенные в США, дали интересные результаты. Группе студентов предложили посетить курс лекций. Одной части группы велели не скрещивать ни руки, ни ноги, сидеть спокойно и расслабленно. В конце каждой лекции исследователи анализировали степень усвояемости материала и отношение студентов к лектору.
Второй части той же группы велели, наоборот, сидеть на лекции со скрещенными на груди руками. Результаты показали, что группа, сидевшая со скрещенными руками, усвоила материал на 38 процентов хуже, чем те студенты, которые слушали лектора в расслабленной позе. Вторая группа также продемонстрировала более критичное отношение к лектору и к теме лекции.
Эти исследования показали, что, когда слушатель скрещивает руки, он не только начинает относиться к собеседнику более негативно, но и менее внимательно относится к его словам. Вот почему во многих подготовительных центрах используют кресла с подлокотниками – так у слушателей меньше соблазна скрестить руки на груди. Многие люди утверждают, что они скрещивают руки на груди просто потому, что им так удобнее. Это их привычка. Но любой жест вызывает чувство удобства лишь тогда, когда он соответствует вашему настроению. Значит, если вы настроены негативно, критически, если вы нервничаете или пытаетесь защититься, то поза со скрещенными руками покажется вам удобной.
Помните, что в невербальном общении любой жест имеет значение не только для того, кто его делает, но и для его собеседника. Вам может быть удобно сидеть со скрещенными руками, откинутой назад головой и выпрямленной спиной, но не забывайте, что ваш собеседник воспримет такую позу однозначно негативно.
Стандартное скрещивание рук
Эта поза характеризуется скрещиванием обеих рук на груди в попытке “спрятаться” от нежелательной ситуации. Существует множество положений со скрещенными руками, но в этой книге мы с вами обсудим лишь три основные. Стандартное скрещивание рук – это универсальный жест, свидетельствующий об оборонительном или негативном отношении ко всему на свете. Такая поза свойственна человеку, находящемуся среди незнакомых на общественном мероприятии, в очереди, в кафетерии, лифте или в любом другом месте, где он не чувствует себя в безопасности.
Во время недавнего лекционного тура по Соединенным Штатам я начал один семинар с намеренного чернения семи очень уважаемых людей, хорошо знакомых всем участникам и присутствующих на конференции. Сразу же за моей вербальной атакой я попросил участников семинара не изменять позы. Все были удивлены, когда я показал им, что 90 процентов аудитории сидели со скрещенными на груди руками.
И эту позу они приняли сразу же, как только я начал свое нападение на уважаемых людей. Это ясно доказывает, что люди принимают подобную позу тогда, когда они не согласны со сказанным. Многие ораторы не могут добиться успеха, потому что не замечают, что часть слушателей сидит со скрещенными на груди руками. Опытный лектор понимает, что такая поза – это сигнал о том, что пора как-то растопить лед, повысить восприимчивость аудитории, применить какой-то прием, способный изменить отношение слушателей.
Когда во время личного разговора ваш собеседник скрещивает руки на груди, значит, вы сказали что-то такое, с чем он не может согласиться. В такой ситуации бессмысленно продолжать настаивать на своем, хотя собеседник может вербально выражать свое согласие. Помните, что невербальные сигналы не лгут, обманывать можно только словами. В таком случае вам следует деликатно выяснить, что же вызвало несогласие вашего собеседника, и попытаться придать разговору более доверительный характер. Не забывайте, что до тех пор, пока его руки остаются скрещенными, негативное отношение сохраняется. Эта поза была вызвана определенным отношением, и она способна его только усилить.
Могу порекомендовать вам простой, но очень эффективный метод борьбы с этой позой. Подайте собеседнику что-нибудь – ручку, книгу, блокнот. Тогда он будет вынужден изменить позу, раскрыть ладони и наклониться вперед. Так вы сможете сделать собеседника более открытым и восприимчивым. Еще один полезный совет. Попросите собеседника наклониться вперед, чтобы рассмотреть что-то важное. Так он тоже будет вынужден отказаться от занятой позы. Вы можете сами наклониться к собеседнику с раскрытыми ладонями и сказать: “Мне кажется, вы хотите о чем-то спросить?” – или “А что вы думаете по этому поводу?” – а затем откинуться назад, показывая, что ожидаете ответа.
Оставляя ладони на виду, вы невербально показываете собеседнику, что хотите получить честный, искренний ответ. Когда я работал агентом по продажам, я никогда не начинал презентацию, если видел, что кто-то из потенциальных покупателей сидит со скрещенными руками. Только после того, как мне удавалось перевести их в более открытую позу, я приступал к делу. Если же это происходило в процессе презентации, я, в отличие от других агентов, успевал заметить, что у покупателя возникали какие-либо возражения, и правильно реагировал на сложившуюся ситуацию. К сожалению, многие упускают очень важные невербальные сигналы, которые могут негативно повлиять на успех переговоров.
Скрещивание рук, усиленное сжатием кулаков
Если помимо того, что ваш собеседник просто скрестил руки на груди, он к тому же еще и сжал кулаки, то это говорит о враждебной оборонительной позиции. Такая совокупность жестов в сочетании со стиснутыми зубами и покрасневшими щеками свидетельствует о том, что очень скоро может последовать серьезная вербальная или даже физическая атака. Чтобы снять враждебность, а ситуация вам не совсем ясна, полезно применить жесты покорности. Протяните руку, повернутую ладонью вверх.
Человек, изображенный на рисунке, явно настроен враждебно. Позицию же мужчины с предыдущего рисунка можно назвать скорее оборонительной.
Обхват предплечий
В такой позе человек не только скрещивает руки, но и плотно охватывает кистями предплечья. Это положение усиливает стандартную позу и свидетельствует о нежелании размыкать руки ни под каким предлогом. Люди часто так сильно обхватывают предплечья, что у них белеют косточки пальцев, поскольку нарушается естественная циркуляция крови. Подобная поза характерна для людей, ожидающих приема у врача или дантиста, тех, кто впервые решился полететь самолетом и с тревогой ожидает взлета. Это положение свидетельствует о сдерживании негативных эмоций.
В зале судебных заседаний можно увидеть, как прокурор в пылу полемики скрестил на груди сжатые в кулаки руки, а адвокат обхватил кистями предплечья.
Социальный статус человека также влияет на характер скрещивания рук. Человек, чувствующий свое превосходство, может проявить его, и не обхватывая предплечья. Давайте рассмотрим следующую ситуацию. На официальном приеме генеральному директору представили нескольких новых сотрудников, которых он раньше не видел. Поприветствовав их доминирующим рукопожатием, он располагается на социальном расстоянии, заложив руки за спину в положении “кисть на кисть”, что является свидетельством превосходства, или заложив одну руку в карман.
Такой человек не станет скрещивать руки из опасения выдать нервозность или нерешительность. Со своей стороны, новые сотрудники, поздоровавшись с директором, могут скрестить руки полностью или частично, так как присутствие начальника их смущает. Такая поза удобна и директору, и подчиненным, так как она достаточно вежлива и в то же время говорит о статусе участников разговора.
А как руководитель отдела встретится с молодым, подающим надежды менеджером, который также обладает чувством превосходства и считает, что занимает не менее важный пост в компании? Скорее всего после того, как они обменяются доминирующим рукопожатием, молодой менеджер скрестит руки на груди, держа большие пальцы вертикально.
Это – оборонительный вариант рук, вытянутых горизонтально, причем оба больших пальца направлены вверх. Таким жестом пользовался Генри Уинклер, исполняя роль “клевого парня” в сериале “Счастливые деньки”. Большой палец вверх говорит о самоуверенности, а скрещенные руки помогают почувствовать себя защищенным.
Агентам по продажам следует уметь анализировать ситуацию и по жестам покупателя понимать, эффективна ли выбранная ими тактика. Если большие пальцы направились вверх в конце презентации и к тому же агент заметил другие позитивные жесты покупателя, то можно заканчивать переговоры и просить сделать заказ. Если же ближе к завершению сделки покупатель скрестил на груди руки, сжатые в кулак, то просить о заказе было бы по меньшей мере неблагоразумно.
Гораздо полезнее будет продолжить презентацию, попросить задать какие-нибудь вопросы, чтобы выяснить, что вызвало недовольство покупателя. Если покупатель уже успел произнести сакраментальное “нет”, будет очень трудно убедить его изменить свое решение. Умение понимать язык тела поможет вам заметить признаки негативного отношения до того, как оно примет словесное выражение, а в таком случае у вас останется больше времени на применение иной стратегии.
Вооруженные люди редко прибегают к оборонительным позам со скрещенными руками, поскольку их оружие и так уже служит им достаточной защитой. Офицеры полиции, имеющие пистолеты, очень редко скрещивают руки, разве что на дежурстве. Но тогда они, как правило, сжимают кулаки, чтобы продемонстрировать, что мимо них никто не пройдет.
Частичный барьер
Поза со скрещенными руками порой может показаться излишне очевидной, так как она выдает окружающим наш страх. Чаще всего мы прибегаем к более деликатному варианту – частичному барьеру. Эта поза характеризуется следующим: одна рука протянута таким образом, чтобы коснуться или обхватить другую, как показано на рисунке.
Частичный барьер можно часто заметить на встречах. Человек, который является новичком в группе, может принять такую позу, чтобы скрыть свою неуверенность. Еще один популярный вариант частичного барьера – это привычка держать самого себя за руки. Эта поза свойственна тем, кто стоит перед группой людей, принимая какую-либо награду или произнося речь. Дэсмонд Моррис считает, что такая поза дает человеку ощущение эмоциональной безопасности, которое знакомо ему с детских лет, когда родители в пугающих ситуациях брали его за руку.
Замаскированное скрещивание рук
Замаскированное скрещивание рук – это очень изощренная форма жестов, свойственная людям, которым постоянно приходится быть на виду. Это политики, агенты по продажам, телеведущие – словом, те, кто не хочет, чтобы их нервозность или неуверенность в себе была замечена аудиторией. Как и при любом другом жесте, связанном со скрещиванием рук, одна рука протянута так, чтобы коснуться другой, но вместо того, чтобы коснуться или обхватить ее, человек касается сумочки, браслета, часов, запонки или какого-либо другого предмета, располагающегося поблизости.
Но и в таком случае барьер все же образуется и придает человеку чувство уверенности и защищенности. В те времена, когда мужчины носили запонки, они очень часто поправляли их, пересекая комнату или танцевальный зал, то есть в те моменты, когда они оказывались на виду. Поскольку сейчас запонки не так распространены, как раньше, мужчины стали поправлять часы, заглядывать в бумажник, потирать руки, поигрывать пуговицей на манжете рубашки или придумывать какой-нибудь иной жест, который позволил бы рукам хотя бы символически скреститься перед телом.
Однако для опытного наблюдателя все эти жесты достаточно очевидны, поскольку все они делаются с одной только целью – скрыть нервозность и неуверенность. Заметить жесты неуверенности очень легко: встаньте в группе людей так, чтобы вновь входящие оказывались у вас перед глазами. Хороший пример – танцевальный зал. Представьте себе молодого человека, идущего через всю площадку, чтобы пригласить даму, или человека, пересекающего весь зал, чтобы получить награду.
Женщины используют менее очевидные формы замаскированного барьера, потому что у них обычно бывают в руках какие-нибудь предметы – сумочки или букеты, которые прекрасно скрывают нервозность.
Наиболее распространенный вариант такого неявного барьера – это бокал вина, обхваченный обеими руками. Вам никогда не приходило в голову, что бокал вполне можно удержать и одной? Использование сразу обеих рук позволяет неуверенному человеку сформировать почти неопределимый барьер. Наблюдая за тем, как люди используют замаскированные барьерные сигналы, мы обнаружили, что эти жесты используются практически повсеместно. Множество хорошо известных людей используют эту технику, даже не осознавая истинной подоплеки своих жестов.
По материалам — econet
Жесты уверенности и превосходства
Состояние уверенности является одним из самых простых состояний распознавания в языке тела. Следующие жесты языка тела показывают, что человек чувствует себя уверенно:
- Руки за спиной: когда вы видите человека, у которого руки находятся за спиной, тогда знайте, что он, вероятно, чувствует себя уверенно. Он может чувствовать себя уверенно, потому что он считает, что он в курсе текущих событий. Возможно, люди, с которыми он разговаривает, говорят о теме, с которой он хорошо знаком. Например, если люди начали говорить о безработице, тогда тот, кто использует этот жест в нейролингвистике, уверен в том, что у него хорошая работа
- Руки перед животом: есть еще один жест, который можно использовать для идентификации уверенного в себе человека, который сжимает руки перед животом. Этот вариант более популярен, и его обычно показывают по телевидению, когда стоит президент, министр или правительственный чиновник. (Вы редко будете видеть президента или министра, скрещивающего руки на телевидении)
- Касание кончиками пальцев: третий жест, который показывает уверенность, — это когда кончики пальцев соприкасаются друг с другом. Человек сделает этот жест, когда почувствует уверенность в теме, о которой говорит, или, когда он верит, что много знает о теме, которую слушает
- Положение превосходства: человек принимает эту позу, когда он чувствует себя выше или слишком самоуверен. В положении превосходства человек кладет руки за голову, а одну ногу ставит над другой. Вот почему это называется состояние чрезмерной уверенности или превосходства. Например, когда кто-то заканчивает сложное задание или быстро сдает экзамен, вы можете обнаружить, что он занимает позицию превосходства
- Положение полу-превосходства: в некоторых случаях, когда человек чувствует себя уверенно, но не до конца, он может занимать только половину положения превосходства. В таком случае человек поместит одну ногу над другой так, что верхняя нога будет параллельна полу. Обратите внимание, что этот жест можно заменить, поместив одну ногу над другой, как правило, без горизонтального расположения одной ноги из-за культурных проблем. Например, женщина может занять такую позицию, потому что для нее может быть неуместным сидеть в позе полного превосходства в некоторых общественных местах.
Больше жестов уверенности в нейролингвистике:
- Уверенный в себе человек стоит в вертикальном положении, с прямой спиной
- Он стоит обеими ногами, твердо стоящими на земле, и редко скрещивает их
- Идет широкими шагами, потому что он не боится сталкиваться с новыми ситуациями. Это может звучать далеко от логики, но это то, что думает подсознание
- Не паникует, когда совершает ошибки, потому что знает, что совершать ошибки — нормальная часть человеческой натур
- Не волнуйтесь: уверенный в себе человек вряд ли будет нервничать или делать неуклюжие движения. Когда я говорю о языке тела тревоги, человек, который чувствует беспокойство или неуверенность, обычно ерзает, много оглядывается и чаще двигается. Уверенный в себе человек обычно расслаблен и не подавлен, и в результате он обычно спокойнее, чем обычный человек
- Меньше речевых ошибок: произнесенные слова считаются частью языка тела. Когда человек испытывает беспокойство или страх, часть его умственных ресурсов будет занята размышлениями об этих эмоциях, и у него не будет 100% ясного ума, позволяющего ему правильно строить язык. Вот почему ошибки в речи могут показать, что человеку не хватает уверенности
- Правильный зрительный контакт: когда я говорю о зрительном контакте на языке тела, человек должен поддерживать зрительный контакт большую часть времени, чтобы считаться уверенным. Люди, которые не чувствуют себя уверенно, могут не поддерживать надлежащий зрительный контакт
- Никаких закрытых жестов. У уверенного в себе человека обычно бывают открытые жесты. Складывание рук и скрещивание ног считаются закрытыми жестами. И хотя человек может сложить руки, когда он чувствует себя обиженным, во многих случаях складывание рук может быть признаком дискомфорта
- Не смотреть на других перед действиями: когда человеку не хватает уверенности, он обычно смотрит на других, прежде чем предпринимать какие-либо действия. Как будто этот человек пытается получить молчаливое разрешение от других делать то, что он хочет. Это становится очень очевидным в общественных местах, где человек никого не знает. С другой стороны, уверенный в себе человек делает то, что хочет, не дожидаясь одобрения.
Больше о невербальных коммуникациях
Контактыи запись
на прием Прочитать
о консультировании
и квалификации
Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©
Жесты сомнения — Жесты и сигналы
18.08.2018
В ходе беседы, при которой один из собеседников пытается убедить другого в чем-либо, приводя аргументы и доводы, убеждаемый может демонстрировать либо согласие с позицией убеждающего, либо сомнение в правильности его слов.
Обдумывание, предваряющее сомнение
Сомнение всегда предваряется размышлением и оценкой – собеседник взвешивает все «за» и «против» доносимой до него информации. Язык тела, начиная мимикой, и заканчивая жестами, укажет внимательному наблюдателю на состояние сомнения и готовность к несогласию, так как контролировать многие жесты сомнения невозможно. Если вербально, на словах, собеседник выражает позицию согласия, то умеющий «читать» по мимике и пластике заметит очевидное несоответствие между вербализируемым и переживаемым внутренне.
У убеждающего есть все шансы доказать правильность своей позиции ровно до тех пор, пока собеседник находится на этапе обдумывания. В ходе своего размышления убеждаемый еще не принимает окончательного, бесповоротного решения по поводу сказанного, он открыт для дополнительных доводов. Именно в этот момент стоит орудовать максимально вескими аргументами. Если это удается, имеет место согласие, если же нет – собеседник принял безапелляционное решение несогласия, так как слова не произвели на него должного впечатления и не были достаточно убедительны.
Во время обдумывания убеждаемый демонстрирует мало контролируемые жесты и пластические фигуры раздумья. Они сигнализируют о том, что человек взвешивает сказанное, анализирует его, внимательно вслушивается и остается открытым для доводов.
Сосредотачиваясь на произносимом и размышляя, человек демонстрирует следующие особенности языка тела:
-
он может закрыть глаза и даже потирать переносицу, что свидетельствует о предельной концентрации мысли;
-
лоб также может потираться;
-
можно заметить и прикосновение к подбородку, тоже переходящее в потирание, или же такой захват подбородка и щеки рукой, при котором указательный палец лежит на щеке, а его подушечка – на скуле;
-
напрягается верхняя зона лица «брови-лоб»;
-
человек может встать и подойти к окну с расфокусированным взглядом;
-
могут производиться манипуляции с очками – человек посасывает дужки, протирает линзы, снимает и надевает очки обратно.
Если размышление получает положительный исход, и собеседник склонен согласиться с тем, что ему говорят, его тело будет демонстрировать:
-
легкий наклон вперед, в направлении убеждающего, всего корпуса;
-
касание щеки рукой;
-
легкий наклон головы вперед.
Язык тела сомневающегося человека
После того, как аргументы убеждающего обдуманы, убеждаемый, не согласный с ними, будет демонстрировать сомнение если не на словах (которые могут быть соглашающимися), то в позе и жестах:
-
Часто сомневающийся в аргументах человек отводит взгляд. Он не смотрит в глаза собеседнику и норовит поглядывать в окно, в сторону, или же вовсе блуждает взглядом по всему помещению. Можно заметить слегка или сильно опущенные веки. Подобная мимика сигнализирует: я уже принял позицию, отличную от вашей, мне больше не интересна эта тема, я хочу закончить беседу. В крайнем случае она может указывать на то, что собеседник откровенно надоел. Человеку, который прочел подобные «знаки» необходимо срочно изменить манеру убеждения и подталкивания к собственной точке зрения.
-
Указательный палец правой руки может делать почесывающие движения под мочкой уха или в боковой области шеи. Сомневающийся человек также будет трогать или слегка потирать нос. Такие «знаки» ярко свидетельствуют о позиции несогласия с аргументами.
-
Ухо – та часть тела, касание к которой символично. Прикасаясь именно к уху, почесывая его, человек в буквальном смысле говорит: не желаю слушать, прекратите. Отгораживание от доносимой информации может проявляться и в менее распространенных манипуляциях с ухом – «сверлении» в слуховом проходе ушной раковины пальцем и потягивании мочки, которой человек желает закрыть слуховой проход.
-
Пожимание плечами – бессознательный, совершенно неконтролируемый жест неуверенности. Человек не знает, какую позицию ему занять. Его внутреннее состояние – поле битвы скепсиса к поступающей информации и доверия к ней же.
-
Прикрытие рта рукой. Этот молчаливый сомневающийся жест часто можно видеть на лекциях или совещаниях. Студенты или подчиненные как будто сдерживают напор возражений, возникающих вследствие того, что поступающая информация им явно не нравится.
-
Почесывание затылка или задней части шеи с легким поворотом головы говорят о том, что несогласный собеседник утомился слушать явно противоречащую его позиции информацию и его безразличие к беседе нарастает.
-
Крайняя степень сомнения в слышимом демонстрируется желанием постепенно передвигаться в сторону выхода. О жгучем стремлении закончить неприятный разговор говорят ноги, развернутые в направлении двери, а также соответствующий разворот всего корпуса.
«Уверенные» жесты несогласия вследствие сомнения
Человек, который принял позицию несогласия с убеждающим, будет выражать ее более или менее явным образом в зависимости от своей самооценки и степени уверенности в себе, а также в зависимости от того, позволяет это сделать ситуация (например, деловых переговоров), или нет.
«Уверенные» жесты сводятся к закладыванию рук за голову, а также за спину с обхватом запястья – это самые распространенные выражения превосходства и высокомерия, которые демонстрируются вследствие несогласия с явно ошибочной или лживой позицией убеждающего.
Человек, которому ничего не стоит проявить несогласие, будет демонстрировать красноречивые и понятные всем жесты желания завершить беседу, взявшись за поручни кресла или края стула. О том же будет говорить позиция «руки на коленях» с наклоненным вперед корпусом. Убеждающий, который видит такие сигналы, может потерять руководящую позицию, психологическое преимущество в разговоре, поэтому будет лучше, если он возьмет инициативу завершения беседы в свои руки, «перетянет одеяло на себя».
«Неуверенные» жесты несогласия
Если человек не желает выказать по тем или иным соображениям свое сомнение и несогласие прямо, язык его тела все равно выдаст его с головой. Сдерживание своего естественного порыва возразить, поспорить, доказать обратное приводит к своеобразному вытеснению, которое проявляется следующим образом:
-
Человек может собирать с костюма наличные или несуществующие пылинки и ворсинки, обирать одежду, перетирать ее складки. Это явный жест неодобрения, который символизирует желание «сбросить» с себя ложные, ошибочные или просто неприятные суждения, навязываемые собеседником. Будучи спонтанными, явно нервозными и суетливыми, такие неосознаваемые жесты сбивают убеждающего с толку. Заметив их, он должен понимать, что о концентрации убеждаемого на его аргументах речи давно не идет.
-
Взгляд опускается, глаза смотрят в пол. Такая мимика будто намекает: не хочу иметь ничего общего с вашими суждениями.
-
Человек может отвернуться от других присутствующих. Даже если вербально он соглашается со всем сказанным, то положение его тела говорит о прямо противоположном: оно ему не нравится или даже претит.
В заключение стоит отметить, что некоторые жесты сомнения, рассмотренные в статье, имеют неоднозначный посыл и должны «считываться» в комплексе с прочими «следами» несогласия с позицией убеждающего. Например, чтобы не спутать сомневающийся рот, прикрытый рукой, с таким же жестом лжи или защиты, нужно обращать внимание на другие маркеры – почесывания и обирания, избегание взгляда, опущение век и т.д.
Человек, которому необходимо убедить в чем-то делового партнера, супруга, друга или покупателя, должен уметь отличать знаки сомнения и неуверенности, последние из которых еще можно «переломить» в свою пользу.
о чем могут рассказать руки собеседника
Экология сознания. Психология: Скрыться за барьером — привычное желание человека. Этому мы учимся еще в раннем детстве. Человек стремится защитить себя от окружающих. В детстве мы прячемся за материальными предметами — за столами, креслами, мебелью, за материнской юбкой, — если чувствуем, что попали в затруднительную ситуацию. Становясь старше, мы меняем свое поведение.
Скрыться за барьером — привычное желание человека. Этому мы учимся еще в раннем детстве. Человек стремится защитить себя от окружающих. В детстве мы прячемся за материальными предметами — за столами, креслами, мебелью, за материнской юбкой, — если чувствуем, что попали в затруднительную ситуацию.
Становясь старше, мы меняем свое поведение. Оно делается не настолько очевидным. Шестилетний ребенок не станет прятаться за шкафом, он скорее плотно скрестит руки на груди, если возникнет пугающая ситуация. Подросток уже умеет слегка замаскировать этот жест. Он расслабляет руки и дополняет свою позу скрещенными ногами.
Став еще старше, мы овладеваем искусством сделать защитный жест еще менее заметным для окружающих. Поднося одну руку или скрестив обе руки на груди, мы, в сущности, формируем барьер, пытаемся защититься от возникшей угрозы или нежелательных обстоятельств.
Одно несомненно: когда человек нервничает, настроен негативно или занимает оборонительную позицию, он плотно скрещивает руки на груди. Такая поза свидетельствует о том, что человек ощущает угрозу.
Исследования позы со скрещенными руками, проведенные в США, дали интересные результаты. Группе студентов предложили посетить курс лекций. Одной части группы велели не скрещивать ни руки, ни ноги, сидеть спокойно и расслабленно. В конце каждой лекции исследователи анализировали степень усвояемости материала и отношение студентов к лектору.
Второй части той же группы велели, наоборот, сидеть на лекции со скрещенными на груди руками. Результаты показали, что группа, сидевшая со скрещенными руками, усвоила материал на 38 процентов хуже, чем те студенты, которые слушали лектора в расслабленной позе. Вторая группа также продемонстрировала более критичное отношение к лектору и к теме лекции.
Эти исследования показали, что, когда слушатель скрещивает руки, он не только начинает относиться к собеседнику более негативно, но и менее внимательно относится к его словам. Вот почему во многих подготовительных центрах используют кресла с подлокотниками — так у слушателей меньше соблазна скрестить руки на груди. Многие люди утверждают, что они скрещивают руки на груди просто потому, что им так удобнее. Это их привычка. Но любой жест вызывает чувство удобства лишь тогда, когда он соответствует вашему настроению. Значит, если вы настроены негативно, критически, если вы нервничаете или пытаетесь защититься, то поза со скрещенными руками покажется вам удобной.
Помните, что в невербальном общении любой жест имеет значение не только для того, кто его делает, но и для его собеседника. Вам может быть удобно сидеть со скрещенными руками, откинутой назад головой и выпрямленной спиной, но не забывайте, что ваш собеседник воспримет такую позу однозначно негативно.
Стандартное скрещивание рук
Эта поза характеризуется скрещиванием обеих рук на груди в попытке «спрятаться» от нежелательной ситуации. Существует множество положений со скрещенными руками, но в этой книге мы с вами обсудим лишь три основные. Стандартное скрещивание рук — это универсальный жест, свидетельствующий об оборонительном или негативном отношении ко всему на свете. Такая поза свойственна человеку, находящемуся среди незнакомых на общественном мероприятии, в очереди, в кафетерии, лифте или в любом другом месте, где он не чувствует себя в безопасности.
Во время недавнего лекционного тура по Соединенным Штатам я начал один семинар с намеренного чернения семи очень уважаемых людей, хорошо знакомых всем участникам и присутствующих на конференции. Сразу же за моей вербальной атакой я попросил участников семинара не изменять позы. Все были удивлены, когда я показал им, что 90 процентов аудитории сидели со скрещенными на груди руками.
И эту позу они приняли сразу же, как только я начал свое нападение на уважаемых людей. Это ясно доказывает, что люди принимают подобную позу тогда, когда они не согласны со сказанным. Многие ораторы не могут добиться успеха, потому что не замечают, что часть слушателей сидит со скрещенными на груди руками. Опытный лектор понимает, что такая поза — это сигнал о том, что пора как-то растопить лед, повысить восприимчивость аудитории, применить какой-то прием, способный изменить отношение слушателей.
Когда во время личного разговора ваш собеседник скрещивает руки на груди, значит, вы сказали что-то такое, с чем он не может согласиться. В такой ситуации бессмысленно продолжать настаивать на своем, хотя собеседник может вербально выражать свое согласие. Помните, что невербальные сигналы не лгут, обманывать можно только словами. В таком случае вам следует деликатно выяснить, что же вызвало несогласие вашего собеседника, и попытаться придать разговору более доверительный характер. Не забывайте, что до тех пор, пока его руки остаются скрещенными, негативное отношение сохраняется. Эта поза была вызвана определенным отношением, и она способна его только усилить.
Могу порекомендовать вам простой, но очень эффективный метод борьбы с этой позой. Подайте собеседнику что-нибудь — ручку, книгу, блокнот. Тогда он будет вынужден изменить позу, раскрыть ладони и наклониться вперед. Так вы сможете сделать собеседника более открытым и восприимчивым. Еще один полезный совет. Попросите собеседника наклониться вперед, чтобы рассмотреть что-то важное. Так он тоже будет вынужден отказаться от занятой позы. Вы можете сами наклониться к собеседнику с раскрытыми ладонями и сказать: «Мне кажется, вы хотите о чем-то спросить?» — или «А что вы думаете по этому поводу?» — а затем откинуться назад, показывая, что ожидаете ответа.
Оставляя ладони на виду, вы невербально показываете собеседнику, что хотите получить честный, искренний ответ. Когда я работал агентом по продажам, я никогда не начинал презентацию, если видел, что кто-то из потенциальных покупателей сидит со скрещенными руками. Только после того, как мне удавалось перевести их в более открытую позу, я приступал к делу. Если же это происходило в процессе презентации, я, в отличие от других агентов, успевал заметить, что у покупателя возникали какие-либо возражения, и правильно реагировал на сложившуюся ситуацию. К сожалению, многие упускают очень важные невербальные сигналы, которые могут негативно повлиять на успех переговоров.
Скрещивание рук, усиленное сжатием кулаков
Если помимо того, что ваш собеседник просто скрестил руки на груди, он к тому же еще и сжал кулаки, то это говорит о враждебной обронительной позиции. Такая совокупность жестов в сочетании со стиснутыми зубами и покрасневшими щеками свидетельствует о том, что очень скоро может последовать серьезная вербальная или даже физическая атака. Чтобы снять враждебность, а ситуация вам не совсем ясна, полезно применить жесты покорности. Протяните руку, повернутую ладонью вверх.
Человек, изображенный на рисунке, явно настроен враждебно. Позицию же мужчины с предыдущего рисунка можно назвать скорее оборонительной.
Обхват предплечий
В такой позе человек не только скрещивает руки, но и плотно охватывает кистями предплечья. Это положение усиливает стандартную позу и свидетельствует о нежелании размыкать руки ни под каким предлогом. Люди часто так сильно обхватывают предплечья, что у них белеют косточки пальцев, поскольку нарушается естественная циркуляция крови. Подобная поза характерна для людей, ожидающих приема у врача или дантиста, тех, кто впервые решился полететь самолетом и с тревогой ожидает взлета. Это положение свидетельствует о сдерживании негативных эмоций.
В зале судебных заседаний можно увидеть, как прокурор в пылу полемики скрестил на груди сжатые в кулаки руки, а адвокат обхватил кистями предплечья.
Социальный статус человека также влияет на характер скрещивания рук. Человек, чувствующий свое превосходство, может проявить его, и не обхватывая предплечья. Давайте рассмотрим следующую ситуацию. На официальном приеме генеральному директору представили нескольких новых сотрудников, которых он раньше не видел. Поприветствовав их доминирующим рукопожатием, он располагается на социальном расстоянии, заложив руки за спину в положении «кисть на кисть», что является свидетельством превосходства, или заложив одну руку в карман.
Такой человек не станет скрещивать руки из опасения выдать нервозность или нерешительность. Со своей стороны, новые сотрудники, поздоровавшись с директором, могут скрестить руки полностью или частично, так как присутствие начальника их смущает. Такая поза удобна и директору, и подчиненным, так как она достаточно вежлива и в то же время говорит о статусе участников разговора.
А как руководитель отдела встретится с молодым, подающим надежды менеджером, который также обладает чувством превосходства и считает, что занимает не менее важный пост в компании? Скорее всего после того, как они обменяются доминирующим рукопожатием, молодой менеджер скрестит руки на груди, держа большие пальцы вертикально.
Это — оборонительный вариант рук, вытянутых горизонтально, причем оба больших пальца направлены вверх. Таким жестом пользовался Генри Уинклер, исполняя роль «клевого парня» в сериале «Счастливые деньки». Большой палец вверх говорит о самоуверенности, а скрещенные руки помогают почувствовать себя защищенным.
Агентам по продажам следует уметь анализировать ситуацию и по жестам покупателя понимать, эффективна ли выбранная ими тактика. Если большие пальцы направились вверх в конце презентации и к тому же агент заметил другие позитивные жесты покупателя, то можно заканчивать переговоры и просить сделать заказ. Если же ближе к завершению сделки покупатель скрестил на груди руки, сжатые в кулак, то просить о заказе было бы по меньшей мере неблагоразумно.
Гораздо полезнее будет продолжить презентацию, попросить задать какие-нибудь вопросы, чтобы выяснить, что вызвало недовольство покупателя. Если покупатель уже успел произнести сакраментальное «нет», будет очень трудно убедить его изменить свое решение. Умение понимать язык тела поможет вам заметить признаки негативного отношения до того, как оно примет словесное выражение, а в таком случае у вас останется больше времени на применение иной стратегии.
Вооруженные люди редко прибегают к оборонительным позам со скрещенными руками, поскольку их оружие и так уже служит им достаточной защитой. Офицеры полиции, имеющие пистолеты, очень редко скрещивают руки, разве что на дежурстве. Но тогда они, как правило, сжимают кулаки, чтобы продемонстрировать, что мимо них никто не пройдет.
Частичный барьер
Поза со скрещенными руками порой может показаться излишне очевидной, так как она выдает окружающим наш страх. Чаще всего мы прибегаем к более деликатному варианту — частичному барьеру. Эта поза характеризуется следующим: одна рука протянута таким образом, чтобы коснуться или обхватить другую, как показано на рисунке.
Частичный барьер можно часто заметить на встречах. Человек, который является новичком в группе, может принять такую позу, чтобы скрыть свою неуверенность. Еще один популярный вариант частичного барьера — это привычка держать самого себя за руки. Эта поза свойственна тем, кто стоит перед группой людей, принимая какую-либо награду или произнося речь. Дэсмонд Моррис считает, что такая поза дает человеку ощущение эмоциональной безопасности, которое знакомо ему с детских лет, когда родители в пугающих ситуациях брали его за руку.
Замаскированное скрещивание рук
Замаскированное скрещивание рук — это очень изощренная форма жестов, свойственная людям, которым постоянно приходится быть на виду. Это политики, агенты по продажам, телеведущие — словом, те, кто не хочет, чтобы их нервозность или неуверенность в себе была замечена аудиторией. Как и при любом другом жесте, связанном со скрещиванием рук, одна рука протянута так, чтобы коснуться другой, но вместо того, чтобы коснуться или обхватить ее, человек касается сумочки, браслета, часов, запонки или какого-либо другого предмета, располагающегося поблизости.
Но и в таком случае барьер все же образуется и придает человеку чувство уверенности и защищенности. В те времена, когда мужчины носили запонки, они очень часто поправляли их, пересекая комнату или танцевальный зал, то есть в те моменты, когда они оказывались на виду. Поскольку сейчас запонки не так распространены, как раньше, мужчины стали поправлять часы, заглядывать в бумажник, потирать руки, поигрывать пуговицей на манжете рубашки или придумывать какой-нибудь иной жест, который позволил бы рукам хотя бы символически скреститься перед телом.
Однако для опытного наблюдателя все эти жесты достаточно очевидны, поскольку все они делаются с одной только целью — скрыть нервозность и неуверенность. Заметить жесты неуверенности очень легко: встаньте в группе людей так, чтобы вновь входящие оказывались у вас перед глазами. Хороший пример — танцевальный зал. Представьте себе молодого человека, идущего через всю площадку, чтобы пригласить даму, или человека, пересекающего весь зал, чтобы получить награду.
Женщины используют менее очевидные формы замаскированного барьера, потому что у них обычно бывают в руках какие-нибудь предметы — сумочки или букеты, которые прекрасно скрывают нервозность.
Это Вам будет интересно:
Жизнь ВЗАЙМЫ: когда живешь из под палки, взгляд тухнет и тургор предает
Как сохранить отношения: 5 контрактов пар по Карпману
Наиболее распространенный вариант такого неявного барьера — это бокал вина, обхваченный обеими руками. Вам никогда не приходило в голову, что бокал вполне можно удержать и одной? Использование сразу обеих рук позволяет неуверенному человеку сформировать почти неопределимый барьер. Наблюдая за тем, как люди используют замаскированные барьерные сигналы, мы обнаружили, что эти жесты используются практически повсеместно. Множество хорошо известных людей используют эту технику, даже не осознавая истинной подоплеки своих жестов.опубликовано econet.ru
позы, мимика, жесты, взгляды. — Нижегородский клуб НЛП
Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.
Содержание статьи:
Расширьте свое восприятие
Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику «стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова — признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.
Визуальный контакт
«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые /»вытаращенные»/ глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза — зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание /наблюдение/, либо /в сочетании со взглядом сбоку/ коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу /при склоненной голове/ указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо /при согнутой спине/ на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз /при откинутой голове/ обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.
Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека,
Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким — на чувствительность; острым, точно вырезанным — на интеллектуальность; твердым — на определенность воли.
Жесты и позы
Немецкий антрополог Карстен Нимиц, исследуя о помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз — умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза». К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. «Чтение» языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом /например, Г. Калеро, Д. Ньюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др./.
А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, «чтение» которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки — пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.
Скрещенные на груди руки — защитная реакция, известная изоляция «некоторое выжидание. Руки заложены за спину — отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху — жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах — скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак — концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук — человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.
Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении — непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.
Движения рук, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.
Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь /например, другую руку/ — мягкий нрав, благодушное настроение.
Напряженно выпрямленный указательный палец — знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ — чувство неуверенности, поиск причин, помощи.
Палец засунут в рот — наивность, состояние рассеянности, непонимания.
Палец касается глаз или ушей — знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.
Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены — высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.
Руки упираются в бедра — потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада — от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.
Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то /например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д./ — стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.
Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы — важная составляющая обратной связи.
«Бессловесная» обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.
Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Ньюренбергом и Г. Калеро.
Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, расстегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии/. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.
Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.
Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта /позиция «подождем-посмотрим»/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция «это замечательно!»/. Наклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест «хорошо, давайте подумаем»/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ — это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.
Расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.
Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /»Я смотрю на вас, но не слушаю»/.
Жесты ухаживания, «прихорашивания». У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /»в вашем присутствии я чувствую себя уютно»/, у мужчин — поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.
Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения /другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/
Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.
Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.
Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.
Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.
Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п./ тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки — жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно схимают одна другую — значит человек попал в «переделку» /например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ — женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.
Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест «купол»/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.
Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.
Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.
Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться С СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ /16/.
Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Неподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода /одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д./ свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.
Весьма информативна верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.
Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.
Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.
Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек /ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони/, с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.
Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку к часто — на чувство неполноценности.
Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве /»выступает павой»/. Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.
Походка
Различают несколько типов походки:
— ритмичная — расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих;
— равномерная /по типу армейского маршевого шага/ — волевая деятельность или стремление к цели;
— широкие шаги — часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;
— короткие, маленькие шаги — чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;
— ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ — наивно- инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч | в резонанс — в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;
— шаркающая, «провисающая» — отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;
— твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» — зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.
— постоянное приподнимание на напряженных носках ног — стремление вверх, ведомое сильной потребностью а чувстве превосходства, особенно интеллектуального.
Различаются несколько способов посадки человека:
— закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ — боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;
— беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;
— ноги замкнуты одна за другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;
— посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора;
— посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня — под сидением стоит полностью. другая — позади нее на носке/ — типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;
По мнению Д. Ньюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.
Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.
Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.
Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову — скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.
Определение характера человека по его внешности — дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.
Представляют интерес данные о типичных лозах во время сна. Поза спящего — ночной язык человека» — так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл /Нью-Йорк, 1978/. Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию.
Если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.
Данкелл образно называет таких людей «бутонами», не желающими «расцвести». По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.
Если спящий просто лежит на боку, свернувшись «калачиком» лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.
Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.
На спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.
Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.
Они принимают мир таким, каков он есть — правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.
Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, — уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей. Им не свойственно честолюбие или стремление быть лидерами» блистать в обществе — они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека любимого ими и уважаемого.
Некоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах. Другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события. Тот, кто с пит, завернувшись в одеяло — так, что торчит только кончик носа, — и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни. Спящий ничком на животе не любит всяческих житейских неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда и никуда не опаздывает. В позе «сфинкс» обычно спят люди, у которых плохой сон, кого жизнь не балует и кто готов в любую минуту вернуться к действительности о ее невзгодами.
Голос
Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке — его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса:
— скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;
— громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;
— артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;
— высота: фальцет /дословно — «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос — мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос — признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;
— режим и течение речи: ритмичное говорение/ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло- текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера /типичная для шизотимиков/ характеризует трезвое, целесообразное мышление /33/.
Интересы наблюдения А.Штангля за особенностями смеха.
Так, смех на -а /ха-ха/ — совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.
Смех на -е /хе-хе/ — не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.
Смех на -и /хи-хи/ — одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.
Смех на -о /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.
Смех на -у /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.
Межличностное пространство
Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:
- Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
- Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
- Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
- Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.
Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.
Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.
Научитесь распознавать ложь
Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.
На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?
- слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
- ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
- «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
- запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
- «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
- визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
- подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
- скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
- высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
- согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
- скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
- быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
- быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
- более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
- любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
- частое моргание глазами
Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми
Читайте так же:
Что бессознательные жесты могут о нас рассказать
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Как бы нам ни хотелось контролировать наши жесты и мимику, сделать это почти невозможно. Большая часть происходит бессознательно, и мы сами не замечаем, как выдаем о себе всю подноготную.
AdMe.ru собрал для вас несколько секретов специалистов, которые помогут не только лучше понять собеседника, но и себя самого.
Скучающий вид
Если ваш собеседник постоянно совершает навязчивые действия, например, стучит пальцами по столу, потягивается, щелкает суставами или дергает ногой, знайте: перед вами непоседа.
Терпеливость, молчаливость и сосредоточенность — это не про него. Он где-то в своих мыслях, но явно не с вами.
Нервозность
Когда ваш собеседник закрывает рукой лицо или его часть, это означает, что сейчас он испытывает затруднение или погружен в мысли, но пытается скрыть свое состояние.
А вот движение рукой по лбу, как бы «стирающее пот», говорит о том, что человек пытается отстраниться от плохих мыслей и сконцентрироваться на размышлениях.
Руки на бедрах
Если руки вашего собеседника упираются в бедра, он чувствует потребность в усилении, демонстрации своей твердости и превосходства. Это вызов с его стороны. Часто таким образом просто компенсируют слабость и смущение.
Если же руки спокойно лежат на бедрах, а человек сидит ближе к краю стула, то он находится в хорошем расположении духа и положительно оценивает все происходящее.
Уверенная поза
Рука, небрежно лежащая в кармане пиджака или джинсов с большим пальцем наружу, говорит о внутренней уверенности человека. У женщин об этом также говорит рука, которая медленно и изящно поднимается к шее.
Рукопожатие
Простое рукопожатие может многое сказать о человеке перед вами. Например, когда человек, пожимая вам руку, поворачивает ее так, чтобы она была сверху, он пытается показать свое превосходство перед вами. Если же он протягивает вам руку вверх ладонью, значит, он готов принять подчиненное положение.